РУБРИКИ

Цивилизации. От Руси к России. XVII век: Люди и время, смута. Эпоха Петра Великого - (лекции)

   РЕКЛАМА

Главная

Логика

Логистика

Маркетинг

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Международное публичное право

Международное частное право

Международные отношения

История

Искусство

Биология

Медицина

Педагогика

Психология

Авиация и космонавтика

Административное право

Арбитражный процесс

Архитектура

Экологическое право

Экология

Экономика

Экономико-мат. моделирование

Экономическая география

Экономическая теория

Эргономика

Этика

Языковедение

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Цивилизации. От Руси к России. XVII век: Люди и время, смута. Эпоха Петра Великого - (лекции)

p>2. Коллективизм, слабовыраженное личностное сознание. Индитлизм никогда не пользовался симпатиями масс. Корпорат структура утверждала этот приоритет повседневно, общинная кратия была глубоко укоренена.

3. Приверженность ценностям православия с его своеобразный пониманием оказала огромное влияние на формирование ственных идеалов. Два фактора были решающими: опыт нет ственной общинной демократии, православие. В условиях, большинство населения было неграмотно, церковь играла} сальную роль в формировании общественного сознания и ственных идеалов. Какие стороны православия наиболее замет влияли на общественное сознание?

В православии более четко, чем в западном христианстве, выражена идея социализма, общества социального равенства. Если в зап христианстве социализм это чаще всего "блудный сын", который неизбежно после бунта вернется в лоно общества, то в православ социального равенства - один из важнейших догматов. Почитаеу Руси Иоан Златоуст учил: "Горе Вам, прибавляющие дом к дому соединяющие поле к полю так, что другим не остается места"17. Православие всегда обращалось с укором к богатым и с угеи к бедным. Святые на Руси чаще всего страстотерпцы, великие муки. Если в Европе в протестантской среде вера толкала человека к активной общественной и экономической деятельности, поскольку это было залогом индивидуального спасения, то в России спасение могло быть только коллективным, во главе с православным царем. Отсюда проистекали бесконечные поиски "настоящего царя", на которые уходило столько духовных сил в XVII - XVIII вв. Самозванство вызвано сомнениями (в начале XVII в. особенно) в святости царской власти.

Мир совершенен, в соответствии с положениями православия он многогранен, но гармоничен. Представление о нераздельном полифоническом мироустройстве, характерное для православия, получило название соборного идеала. Если что-то разъять в этой гармонии, мир умрет, гармония погибнет. Стоит ли после этого спрашивать, почему России так трудно достается разделение властей в современную эпоху. Соборное представление о мире столетиями воспитывалось православием. Из идеи соборности вытекают и некоторые другие особенности представления о мире. Положим, для западного рационалистического сознания является очевидным, что часть составляет только элемент целого, часть не может дать представления о целом, только составив все части вместе можно составить представление о целом. Казалось бы разве можно понимать иначе? Оказывается можно. В православии и целое, и часть этого целого имеют полный, одинаковый набор признаков. Они тождественны по существу, разница лишь в масштабе, степени. Такое представление вытекает из следующего: если часть имеет в себе только отдельные элементы целого, то она ущербна, значит нарушается гармония мира. Казалось бы, бог с ними, с этими религиозными тонкостями понимания мира. Что нам до них. Однако не будем спешить. (Например, Советы: Верховный Совет и местный Совет - одни и те же структура и функции - разница лишь в масштабе). Православие влияло не только на культуру, но и на общественно-политическую организацию.

Однако как ни велико было влияние православия на общественное сознание русских, все же никогда не было полного его поглощения религией (харизматизации), как не было и выраженной секуляризации (перехода к светскому, гражданскому сознанию). Этатизм, приоритет государственного начала— характерная черта общественного сознания русских. Держава, обретенная в ходе борьбы за независимость, считалась главным национальным достижением и ее интересы воспринимались как интересы лично каждого. Интересы общества и государства слиты, нераздельны.

Московское царство в конце XVI в. было мощным военно-бюрократическим государством. Оно объединяло в своем составе значительные территории. Хотя 25-летнюю войну за Ливонию Иван IV проиграл, почти треть русских территорий Литовского княжества вошла в состав Московского государства. Не удалось удержать Нарву и другие Юрода по берегам Финского залива, но граница была отодвинута на Запад. В середине XVI в. Казанское и Астраханское ханства были разгромлены, и Поволжье включено в состав России. Отряды первопроходцев двинулись уже в XVI в. за Урал. Казалось, этот мощный организм находится в расцвете. Однако после смерти Ивана IV, при отсутствии сильного властителя, монолит государства покрыли трещины а затем оно распалось.

ЛЕКЦИЯ 3. XVIII век: ЛЮДИ И ВРЕМЯ Смута: социальная катастрофа и время альтернатив Итак, в XVI в. Россия вплотную подошла в своей общественной организации к восточной деспотии. Утвердились отношения подданств;

как на Востоке: единоличная власть царя, корпоративность в организации общества. Цена за подобный сдвиг была заплачена большая замедление развития. Московское общество было малоподвижным. В второй половине XVI в. оно ощутимо отставало от Европы и от западных русских земель в составе Литвы. Разрыв в уровнях развития нарастал, тяжелый пресс царского деспотизма вызывал брожение общества. Недороды, эпидемии еще более ухудшали положение. Здаж самодержавной монархии, воздвигнутое Иваном Грозным, оказалось прокрустовым ложем. Когда трон перешел к сыну Ивана IV Федор Иоановичу, мощная деспотическая система начала давать сбои. Начались распри между аристократическими родами, народные волнения Федор, страдавший слабоумием, не мог выполнять государственные обязанности. При царе функционировал опекунский Совет, руководство которым вскоре перешло в руки Бориса Годунова, брата жены царя. После смерти в (1598 г. ) царя Федора прервалась линия лично власти, иссякла династия Рюриковичей, и страна стала скатываться в пучину гражданской войны, которая получила название Смутного времени.

Если рассматривать Московское государство по аналогии с Воете ком, то с момента возникновения государства и до конца XVI в. бы пройден полный цикл и страна подошла к стадии социальной кат. строфы. Все ее признаки были налицо: кризис власти и отсутствие претендента с твердыми правами на престол; недовольство, бунт народ < (восстания происходили повсеместно, наиболее крупное–восстань под руководством Болотникова); ослабление, а затем и распад государства; иностранная интервенция (шведы захватили Новгородску! землю, в Москве хозяйничали поляки).

Поскольку в период древней Руси утверждались тенденции агрессивного типа, и элементы этого типа сохранялись, то во ш Смуты у страны появилась альтернатива: или по-прежнему идти по близким к восточному, и, следовательно, превратиться в обычную потию, или вернуться на европейский путь, что означало необходимость ограничения власти, предоставления свободы обществу. В смутное время развернулась борьба общественных сил за выбор пути развития. На разных этапах Смуты она протекала по-разному, но всегда присутствовала тенденция приближения к европейскому типу. Для удобства рассмотрения материала выделим основные этапы Смуты и рассмотрим их особенности.

    Первый этап Смуты: 1598—1605гг.

На этом этапе появились первые признаки дестабилизации системы, но управляемость сохранялась. Такая ситуация создавала условия для осуществления контролируемого процесса изменений путем реформ. Отсутствие претендента с твердыми правами на престол после смерти Федора Иоановича было крайне опасным при самодержавной ничем неограниченной власти. В 1598 г. состоялся Земский собор. Точное число его участников не известно. Н. Карамзин писал о 500-х, С. Соловьев - 476-ти, В. Ключевский—512-ти участниках. Современные исследователи придерживаются цифры 600 участников. Состав Собора широкий: бояре, дворяне, приказные, гости (купцы), и всех "хрестьян" представители. Собор высказался за венчание на царство Бориса Годунова, который фактически уже правил страной.

Боярская дума собралась отдельно от Земского собора и призвала присягнуть Думе как высшему органу власти. Как видно, сразу же возникла альтернатива: либо избрать царя и жить по-прежнему, либо присягнуть Думе и это означало возможность изменений в общественной жизни, учитывая особенности этого органа. Исход борьбы решила улица, высказавшаяся за Бориса. Борис Годунов согласился на царство. Полагают, что Борис Годунов принадлежал к дворянскому роду татарского происхождения. Татарский царевич Чет-Мурза числился в его предках. Выдвинуться ему помогла опричнина (в немалой степени благодаря женитьбе на дочери кровавого главы опричников Малюты Скуратова). Как политический деятель Годунов сформировался во времена Ивана Грозного, в его окружении. Будучи по российским меркам незнатным, сумел выдвинуться. При царе Федоре он являлся фактическим правителем страны и проводил ту же линию в политике, что и Иван Грозный. Ставка делалась на служилых людей (бюрократию). Дворяне получили льготы. Барская запашка, в отличие от крестьянской, не облагалась налогом. Произошло "обеление" дворянских земель, то есть освобождение от податей. Основная тяжесть разорительных налогов легла на крестьянство. Продолжалась политика закрепощения и ужесточения крепостного права. Крестьяне потеряли право в осенний Юрьев день покидать своего помещика. Для укрепления Москвы как православного центра, по инициативе Годунова, в 1589 г. было учреждено патриаршество. Русская православная церковь, имевшая фактическую независимость от Константинополя со времени падения Византии, теперь и юридически ее оформила. Казалось, выбор Годунова на царство предрешал развитие в том же русле. Однако, став царем, он избрал иные приоритеты.

Годунов проявлял живой интерес к науке, к успехам западной цивилизации. Ради поощрения торговли с Западом он осыпал щедрыми милостями немецких купцов, некогда переселенных на Русь из завоеванных ливонских городов. Они получили от казны большие ссуды и разрешение свободно передвигаться как внутри страны, так и за ее пределами. Для жителей немецкой слободы в Москве снова открылась кирха в Кукуе. При Борисе западных иноземцев в Москве было больше, чем когда-либо прежде. Он любил общество западных медиков и подолгу беседовал с ними о порядках в Европе. Он так далеко зашел в своих симпатиях к Западу, что сформировал свою личную охрану (отряд телохранителей) из наемников-немцев.

Годунов первым из русских правителей отважился послать нескольких дворянских "робят" за границу "для науки разных языков и (обучения - Л. С. ) грамотам"'8. При нем власти проявляли заботу о распространении книгопечатания. Во многих городах были открыты типографии. Он вынашивал планы учреждения в России школ и даже университетов по европейским образцам. Много внимания уделялось городам. Они отстраивались, прежде всего Москва. В Кремле появилось невиданное ранее техническое новшество - водопровод. Города превращались в очаги культуры, активно развивалась торговля. Расцвет городов при Годунове— важнейший показатель прозападности его политики.

Однако прозападность его политики была очень умеренной и не последовательной. Это—скорее тенденция. Однако даже заявленное в полной мере реализовать не удалось. Корпоративная структура общества, сдерживавшая процесс социальной мобильности, изменений, оставалась в неприкосновенное ж. Власть по-прежнему имела дело с корпоративными объединениями, а не с гражданами. Его новшества касались городского населения, которое составляло не более 2%. Что касается основной массы населения крестьян, политика Бориса не принесла им ничего нового. Дворяне усиливали эксплуатацию крестьян в своих поместьях. Крестьяне бунтовали, убивали помещиков, бежали на окраины. Развитие шло медленно, положение большинства народа было бедственным. В начале XVII в. сельское хозяйство пришло в упадок, к этому добавились стихийные бедствия. В 1601 г. разразился страшный голод, который продолжался три года. По данным иноземных послов только в Москве погребли в братских могилах более 120 тыс. человек, погибших от голода. Современники сообщали, что за три голодных года "вымерла треть царства Московского". В трудных условиях власть пошла на некоторые послабления: восстановлен Юрьев день, организована раздача хлеба голодающим. Но это не спасло. В 1603 г. восстания приняли массовый характер.

Оценивая короткое царствование Годунова (семь лет), следует иметь также в виду, что он был глубоко религиозным человеком и его религиозность усиливалась по мере ухудшения состояния здоровья. Естественно, что это перекрывало переход к светскому государству, без чего невозможно было ускорение развития. Несмотря на сказанное, некоторые историки считают, что, если бы в распоряжении Бориса Годунова оказалось несколько спокойных лет, то, возможно, реформы, которые мы связываем с именем Петра I, были бы проведены на сто лет раньше Однако этого не случилось. Царь Борис скончался в 1605 г. Таким образом, возможность контролируемых преобразований в обществе не была реализована. Страна стояла на пороге масштабной гражданской войны,

    II этап Смуты: 1605 - 1609гг.

На этом этапе страна погрузилась в пучину гражданской войны, произошел распад государства. Москва утратила значение политического центра. Кроме старой столицы появились новые, "воровские": Путивль, Стародуб, Тушино. Началась интервенция западных стран, привлеченных слабостью государства. Швеция и Польша стремительно продвигались в глубь российского государства. Государственная власть оказалась в состоянии паралича. В Москве как в калейдоскопе сменялись власти: Лжедмитрий I, Василий Шуйский, Боярская дума, правление которой вошло в историю под названием "семибоярщины" Однако власть их была эфемерна. Сидевший в Тушино, Лжедмитрий II контролировал чуть не полстраны. Многие города и земли самостоятельно пытались противостоять распаду и иностранной интервенции. От государства отделились Новгород, Астрахань, заколебалась Казань. В этих условиях окрепли традиции прямой демократии. Широко применялись выборность, коллективная организация руководства на местах, На этом этапе возможность европеизации России связывают с именем Лжедмитрия I. В 1603 г. в пределах Речи Посполитой появился человек, назвавшийся именем сына Ивана IV Дмитрия, который уже двенадцать лет считался убитым. Он тайно принял католичество и ориентировался на Запад. В России было объявлено, что под этим именем скрывается беглый монах Чудова монастыря Григорий Отрепьев. Точных доказательств, что это именно так, нет, но все же большинство специалистов считает эту версию достоверной. В 1604 г. Лжедмитрий I вторгся в пределы России. Он обещал польскому королю и некоторым польским магнатам значительные территории в России за военную поддержку. Однако под его знаменами было всего около двух тысяч наемников. При неудаче эти войско разбегалось. Ситуация в стране способствовала успеху его похода. Восстания потрясали Россию. Часто казаки и посадские люди сдавали города самозванцу без боя и вливались в его вооруженные силы. Распри в высших слоях общества после смерти Годунова облегчили продвижение Лжедмитрия I к Москве.

В Москве Лжедмитрий I был признан действительным сыном Ивана IV и коронован летом 1605 г. Вместе с ним была коронована, приехавшая из Польши, аристократка Марина Мнишек, которая согласилась стать его женой, чтобы обрести царскую корону. Оказавшись в Кремле, Лжедмитрий I распустил свое войско и как бы забыл об обещаниях. раздававшихся в Польше. Перед ним стояла проблема организации управления страной, остановить распад. Что Лжедмитрий 1 считал первостепенно важным? Прежде всего, водворение в стране правопорядка и справедливости, борьбу с бюрократизмом и коррупцией чиновников. Он запретил взятки в приказах, заявил, что два раза в неделю, в среду и в субботу, будет в Кремле лично принимать жалобы от населения. Высказываются мнения, что Лжедмитрий I намеревался освободить крестьян от крепостной зависимости. Он обдумывал проекты учреждения в России Академии и школ. Самозванец ввел свободу торговли, невиданную в Московском государстве. Он снял запреты на игру в шахматы, карты, на пляски и песни. Предпринимались попытки раскачать догматическое русское православие. Он говорил в беседах "Вы поставляете благочестие только в том, что сохраняете посты, поклоняетесь мощам, почитаете иконы, а никакого понятия не имеете о существе веры.... "19. Он проповедовал свободу совести. Лжедмитрий 1 подчеркивал превосходство европейцев над русскими, насмехался над русскими предрассудками, носил иноземное платье, окружил себя иностранцами. Он укорял бояр как людей несведующих и необразованных, предлагал им ехать в чужие земли, чтобы чему-то научиться. Известный российский историк Н. И. Костомаров писал о Лжедмитрии I: "Он заговорил с русскими голосом свободы, настежь открыл границы прежде замкнутого государства и для въезжающих в него иностранцев, и для выезжающих из него русских, объявил полную веротерпимость, предоставил свободу религиозной совести; все это должно было освоить русских с новыми понятиями, указывало им на иную жизнь"20 Глубоко религиозное общество, ориентированное на монашеские идеалы, было потрясено новыми порядками. В Кремле между соборами целый день играли 68 музыкантов, по приезду Марины Мнишек закатывались роскошные балы с танцами. Лжедмитрий I не имел четкой политической программы, но попытался одним махом перейти к светскому государству. Причем, будучи не подотчетен обществу, допускал традиционные для подобной системы власти злоупотребления. Такой лидер не мог обрести поддержку общества. Стремясь укрепить свое положение, он объявил себя императором. Но это его не спасло. Через одиннадцать месяцев царствования Лжедмитрий I был убит боярами заговорщиками. Во времена правления Василия Шуйского, сидевшего в Москве, г Лжедмитрия II, сидевшего в Тушине, гражданская война достигла своего пика. Появились десятки лжепретендентов на царский престол, царевичей: Иван-Август, Лавер, Осиновик, Федор, Климентий, Савелии Симеон, Ерошка, Гаврилка и т. д. Лжедмитрий 11, который был по сведениям иезуитов учителем из г. Шклова, крещеным евреем, сначала признавал своих "родственников", принимал их вместе с отрядами, затем велел повесить двух из них. В 1610 г. Лжедмитрий II был убит своей охраной в Калуге. На втором этапе гражданская война приняла масштабный характер, захватила все общество, все слои. Серьезной силы, способной стабилизировать ситуацию, фактически не было, наступило время собирать камни. III этап смуты: 1610-1613 гг.

Это время выбора путей развития. В эти годы предпринимались активные попытки возродить на русских землях европейское устройство. Они связаны с западными государствами, прежде всего с Польшей. Что такое Польша того времени? Она представляла собой конституционную монархию. В стране действовала Конституция. Во главе государства стоял король, власть которого была ограничена двухпалатным Сеймом (парламентом). Одним из основных принципов польской Конституции был принцип выборности королей. В выборах участвовала шляхта (аристократия). Король Польши мог не быть поляком, но обязан был быть католиком. В 1573 г. королем Польши был избран французский принц Генрих Валуа (правил недолго, до 1574 г. ). Король без согласия Сейма не мог объявить войну, собрать ополчение. Он обязан был через два года на третий собирать Сейм. Земли, входившие в польское государство, обладали значительной автономией и имели свои местные парламенты сеймики. Польшу того времени называют "дворянской республикой". В середине XVI в. в Польше развернулась религиозная Реформация, направленная на ограничение роли католической церкви. Позиции церкви были потеснены, но Польша не приняла протестантства, она осталась католической и церковь продолжала играть важную роль во всех сферах жизни на протяжении всей истории страны. Как видно, Польша развивалась в русле западной цивилизации и значительно отличалась по общественному устройству от Московского государства. XVI - начало XVII вв. - это время расцвета Польши. Она активно расширяла свою территорию, прежде всего на Востоке, пользуясь ослаблением Великого княжества Литовского. Литва, раздираемая внутренними противоречиями, теснимая усиливающимся Московским государством, стремилась укрепить свои связи с Польшей, с которой ее объединяла общая вера ~ католичество. В 1569 г. Литва пошла на создание единого польско-литовского государства. Так появилась Речь Поспо-литая21. Обе части Речи Посполитой - Литва и Польша - полностью сохраняли свою автономию. Обе части имели свои атрибуты государственности: административное устройство, суд, бюджет, войско. Во главе государства стоял король, который избирался двумя частями государства, и вольный сейм, являвшийся законодательным органом. Речь Посполитая стремилась остановить экспансию Московского государства на земли, которые входили в состав Литвы, вела себя агрессивно по отношению к московитам. Воспользовавшись смутой. Речь Посполитая решила не только вернуть все русские земли, которые ранее входили в состав Литвы, но и вообще ликвидировать Московское государство. Польша поддерживала Лжедмитрия I, Лжедмитрия II. В 1609 г. началась открытая интервенция. Польские войска захватили западные земли, дошли до Москвы. Часть московского боярства решила использовать ситуацию и опереться на силу польского короля Сигизмунда III. Было предложено избрать российским царем его сына Владислава, оговорив это рядом условий. Русская сторона выдвинула следующие условия: принятие Владиславом православия и венчание на царство по православному обряду. Это положение имело принципиально важное значение: приняв православие, Владислав терял право на польский престол, что сеимало угроза присоединения России к Польше. Представители боярства выдвинули категорический запрет на распространение католичества в русских землях (предусматривалась смертная казнь тем русским, которые откажутся от православия и примут католичество). Предусматривалась также женитьба Владислава на православной невесте, уход польских войск с территорий Московского государства, отпуск всех русских пленных домой. Таким образом предполагалось, что Российское государство останется независимым. Любопытно, что в ходе переговоров оговаривалось европейское устройство Московского государства. Предусматривалось ввести разделение властей. Боярской думе предстояло стать правительством и иметь в сфере своей деятельности административное управление, суд и финансы. Законодательная власть ~ законодательствует "вся земля", то есть Земский собор. Царь являлся бы главой государства (ограниченная монархия с разделением властей). Договор с польской стороной был подписан 17 августа 1610 г. В соответствии с ним Владислав становился московским царем. Однако российской стороне далеко не все условия удалось включить в договор. Так, оказался нерешенным вопрос о переходе Владислава в православие. Королевич, которому было 15 лет, оказался ревностным католиком, к тому же ни он, ни его отец не хотели терять права на польский престол. В результате упорного сопротивления польской стороны в договоре указано лишь, что венчаться на царство Владислав должен по православному обряду Не четко в договоре изложены вопросы об устройстве власти. Упор сделан на то, чего не может делать царь без совета бояр. Следует отметить, что соглашение не предусматривало отмену крепостного права или его ослабление. Специально оговаривалось, что крепостное право останется нерушимым. Этот договор открыл ворота Кремля польскому гарнизону, который выступал от имени царя Владаслава.

Таким образом, часть московского боярства стремилась реализовать переход России на европейский путь развития, используя польские войска и поддержку; а также польскую династию. Однако этот пла1 некоторой европеизации России встретил резкое сопротивление общества. Патриотические силы выступали за то, чтобы Россия самостоятельно без иностранного влияния решала свои проблемы. Дважды собиралось ополчение для освобождения территории России от иностранных войск. Особенно успешным было второе ополчение. Его лидерами являлись князь Дмитрий Михайлович Пожарский и нижегородский торговец Кузьма Анкудинович Минин. В рядах ополчения были выходцы из разных слоев: дворяне, посадские люди, купцы, крестьяне, казаки. Ополченцами были не только русские. Народы Поволжья принимали участие в освобождении территории государства от польских отрядов. Есть свидетельства, что жители Украины принимали участие в ополчении. Любопытно, что ополченцы называли себя "свободными людьми" и думали не только о чисто военных задачах (вытеснить поляков из русских земель), но и о государственных вопросах. В ополчении был избран Земский совет, созданы приказы (поместный, судный, посольский и т. д. ). Ополчение стремилось стать базой для восстановления российской государственности.

Активную роль в определении будущего России на этом этапе играли нижегородцы. Здесь наблюдалось тяготение к европейскому типу развития и, одновременно, стремление к независимости. Нижний Новгород категорически не согласился с планом московских бояр превратить государство в зависимое от Польши. Они приняли активное участие в создании и финансировании ополчения. Но они не отвергали в принципе возможность введения в русских землях европейской династии. В 1912 г. к ополчению, которое находилось в Ярославле, прибыла авторитетная делегация из Нижнего Новгорода — игумен Геннадий, князь Оболенский, дворяне, посадские люди. Что они предложили? ' ".... Похотели бы на Российское государство государем, царем и великим князем всея Руси государского сына Карла-Филиппа Карловича" и чтобы нижегородцы стояли "с немецкими людьми заодно"22. Обратите внимание, горячее желание нижегородцев развиваться по европейскому пути или, как они выразились, "стоять с немецкими людьми заодно" вылилось в предложение избрать на московский престол шведского королевича Карла-Филиппа, сына Карла IX. Надо сказать, что это соответствовало обычной европейской практике. Несколько монарших родов, связанных к тому же родственными узами, "обслуживали" большинство престолов Европы. Нижегородцы предложили и России присоединиться к этой практике. Земский совет ополчения согласился на избрание шведского королевича царем, правда, оговорив, что он примет православие. Однако реализовать этот план не удалось. В октябре 1612 г. от польских войск была освобождена Москва. Ополчение выполнило свою роль в борьбе против иностранной интервенции и было распущено, повлиять на принятие политических решений оно не могло. После освобождения Москвы первоочередным делом стало восстановление государственности. По стране были разосланы грамоты о созыве Земского собора. Он собрался в январе 1613 г. Состав его был представительным. Здесь были бояре, высшее духовенство, дворяне, ужилые люди, люди посада. Были представители от казачества и свободных крестьян-общинников (черносошных). Однако значительная часть населения не была представлена на соборе: крепостное крестьянство, нерусские народы. Земский собор 1613 г, был многолюден. Точное число участников неизвестно, но историки предполагают, что оно приближалось к 700 человек. Заседания чаще всего шли в Успенском соборе Кремля. Это было единственное помещение, которое могло вместить такое количество людей. О том, как проходил собор известно мало, документов почти нет но ясно, что борьба была острой. Все варианты решения вопроса о власти были вынесены на обсуждение. На московский престол предлагали польского принца Владислава, сына германского императора Рудольфа, шведского королевича Карла-Филиппа, кандидатов из старинных княжеско-боярских родов, а также сына Марины Мнишек Ивана Земский собор отсек европейских кандидатов, приняв решение о том что царем должен быть человек из российских земель. Царь из иностранце многим казался невозможным. Летописец свидетельствовал, что предложение об иноземном царе исходило от аристократии, которая надеялась в этом случае усовершенствовать государственное устройство. 0днако низы не поддержали это стремление. Псковский летописец указа. "Народы же ратные не восхотели ему быти"23.

Затем развернулась борьба вокруг старинных княжеско-боярсю родов. Борьба была упорной. В ход пускалось все: агитация, демагоги подкуп голосов и т. д. Полного списка кандидатов не сохранилось. Известно, что обсуждались кандидатуры Василия Шуйского, Воротынского, Трубецкого, Мстиславского, Михаила Романова и др. Какие силы стояли за этими фигурами? Что они символизировали?

Василий Шуйский уже находился на престоле в 1606-1610 гг. , власть его была эфемерной и не распространялась дальше Москвы был известен тем, что впервые в истории России присягнул народ подписал крестоцеловальную грамоту при восшествии на престол, таким образом, Шуйский уже имел шанс вывести страну из кризиса 1 смог этого сделать. Эту кандидатуру могли поддержать только самые консервативные силы. Известный историк Н. И. Костомаров писал Шуйском: "Трудно найти лицо, в котором бы до такой степени от творялись свойства старого русского быта, пропитанного азиат”. застоем"24. Он боялся всего нового, умом не отличался. Добровольно сойдя с престола по требованию народа в 1610 г. , он оказался в польском плену, где и умер в 1612 г. Собор напрасно тревожил его прах.

Иван Михайлович Воротынский, князь, древнего знатного рода Этот род перешел на службу к московским князьям на рубеже XV -XVI вв. Он был противником всего западного, не хотел никаких пленении. Его идеал - традиции Московского царства. Естественно, его диктатуру поддерживали те, кто разделял эти взгляды.

Замечательной личностью был Федор Мстиславский. Потомок литовских великих князей и праправнук Ивана III, он был главой Боярской думы и умел заставить считаться с мнением бояр. Есть основания говорить о прозападной ориентации Мстиславского. Он активно способствовал как глава Думы приглашению на московский престол королевича Владислава. Современники отмечали, что он отличался умом. силой воли. Некоторые историки полагают, что, окажись он на троне, Россия вступила бы в полосу реформ и сдвинулась к Европе. Очевидно, что эту кандидатуру могли поддержать те, кто хотел перемен в Московском государстве, европеизации России. Но Мстиславский отказался от борьбы за престол, снял свою кандидатуру. Был еще князь В. В. Голицын, который по знатности и (по свидетельству современников) по способностям был одним из главных кандидатов на престол, но он находился в польском плену. Получалось, что избрание Михаила Романова становилось неизбежным. Бояре Романовы были влиятельными людьми в Московском государстве, хотя и неродовитыми. Они вели свой род от Андрея Кобылы, который приехал в русские земли в конце XIII в. из Пруссии (возможно, Литвы). Михаил Романов был в родстве с Иваном 1У , хотя никаких прав на престол не имел. Михаилу Романову в 1613 г. шел семнадцатый год. Заявить себя он ничем еще не мог. Отец царя Филарет сделал церковную карьеру при самозванцах (Лжедмитрий II сделал его патриархом). Во время избрания царя Филарет находился в польском плену. 7 февраля 1613 г. собор остановился на кандидатуре Михаила Романова. Очевидцы свидетельствовали, что его поддержали не верхи общества, а мелкие служащие, казачество. Но окончательный выбор был отложен. Надо было узнать мнение народа о таком важном деле. Если выбор будет не удачным, то возможен новый всплеск гражданской войны. Вскоре города высказали свое мнение: за Михаила. Провинция решила судьбу России. 21 февраля 1613 г. в Успенском соборе Кремля состоялось торжественное заседание Собора, на котором единогласно был избран царем Михаил Федорович Романов и члены Собора присягнули новому царю. Присягнули Михаилу вскоре и все го-юда. Самое интересное, что население присягнуло новому царю, а Романов ничего об этом не знал. Требовалось получить личное согласие Михаила. Посольство Земского собора разыскало Михаила у его матери инокини Марфы в Ипатьевском монастыре в Костроме. Предание свидетельствует, что и Михаил, и, в особенности, его мать отказываюсь от чести, но уступили горячим просьбам. Михаил Романов положил начало новой династии, которая правила в России триста лет. Что же означало избрание царем Михаила Романова с точки зрения перспектив развития? Это— свидетельство того, что большинство высказалось за восстановление Московского царства со всеми его особенностями. Смута преподнесла важный урок: свободный выбор пока зал, что большинство было привержено традициям общинности, коллективизма, сильной централизованной власти и не хотело от них отказываться. Россия начала медленно выходить из социальной катастрофы, восстанавливая общественную систему, разрушенную в период Смуты. Необходимость перемен

В результате смуты самодержавие, политическая организация общества были изрядно разрушены. Восстановление шло не просто. В первой половине, и даже в середине XVII в. власть царя далеко не всегда являлась неограниченной. На светскую власть претендовала церковь. Патриарх Филарет, пользуясь положением отца царя, стремился подчинить государство церкви. Его порой величали "великим государем" наряду с царем. Беспокоили самозванцы: один выдавал себя за сына царевича Дмитрия, другой - за сына Василия Шуйского. Ивашка Воробьев выдавал себя за царевича Симеона Алексеевича. Опыт смутного времени учил. что такие явления в общественной системе, основанной на личной наследственной власти, опасны, грозят дестабилизацией. Опасность возрастала в связи с тем, что Михаил Романов был выборным царем и наследственных прав на престол не имел.

Эти факты внимательно отслеживались властями. Претендовала на московский престол и Польша. После взятия Москвы народным ополчением польские войска не ушли с территории России, еще долго удерживали западные земли, Смоленск. Владислав, ссылаясь на договор 1610 г. , претендовал на престол царя. Восстановление государства шло трудно и потому, что царь Михаил не был государственным деятелем Выход находили в постоянном диалоге с обществом в лице Земского собора. В первой половине XVII в. Земский собор работал непрерывно, обеспечивая связь власти с обществом. Ситуация медленно, но стабилизировалась. Самодержавие было восстановлено при царе Алексее Михайловиче. В 1654 г. он принял титул "Царь, Государь, Великий князь, всея Великия и Малыя России самодержец" (Малой Россией или Малороссией называлась Украина). Этот титул окончательно закрепил за страной название. Царь не был стеснен никакими законами, считалось, что перед самодержавной властью ни у кого нет прав. Отношения подданства были восстановлены в полном объеме.

Сохранились свидетельства, хотя и глухие, что политическим идеалом Алексея Михайловича была монархия Ивана Грозного. К этому идеалу тяготели многие Романовы. Алексея Михайловича принято называть Тишайшим за вежливость, склонность к компромиссам. Эпоха Грозного привлекала его не своей кровавостью, а прежде всего неограниченностью власти. Однако мир Московского царства безвозвратно рухнул в смутное время. Были необходимы изменения. Они развернулись во второй половине XVII в. Опорой царя по-прежнему была бюрократия, но Алексей Михайлович попытался опереться на ее лучшую часть, выдвигал умных, сведущих людей, независимо от их происхождения. В его царствование выдвинулась целая плеяда талантливых государственных деятелей: Ф. М. Ртишев, А. Л. Ордин-Нащокин, А. С. Матвеев и др. Время боярства ушло в прошлое окончательно. Государственная бюрократия выросла в числе. Если в 1640 г. служилых людей в центральном аппарате насчитывалось 1611 человек, то через пятьдесят лет, в 1690 г. - уже 4657 человек25. Это— почти трехкратное увеличение.

Процесс бюрократизации государственного управления нашел отражение и в падении значения Боярской думы. Боярская дума в XVII в. сохранилась, но менялся ее состав и прерогативы. Состав Думы увеличился за счет приказных людей, государственной бюрократии. В ней все большую силу набирали дворяне и приказные чины, то есть бюрократия. Увеличился численный состав Думы. К концу века он составлял 94 человека (в XVI в. —не более 24). Дума осталась высшей служебной инстанцией государства. Многие ее члены выполняли обязанности начальников приказов. Таким образом, появились элементы деятельности характерные для правительства. Некоторые историки так и предлагают рассматривать Думу. Однако правительством Боярская дума стать не могла, она —орган другой общественной системы. В конце XVII в. Боярская дума потеряла всякое значение.

Ведущее значение в государственном управлении приобрели административные органы, которые назывались приказами. Большинство приказов носило военно-административный характер: стрелецкий, казачий, рейтарский. Система власти была основана на силе, возникавшие постоянно социальные конфликты разрешались также силовыми методами, поэтому армии уделялось большое внимание. Общество стало более открытым. Расширились связи с Европой. Из-за границы привозили газеты. Дети царя учились латыни и польскому языку. Однако на общественном устройстве России это не сказывалось. Наоборот, во второй половине XVII в. предпринимались попытки усовершенствовать сложившуюся корпоративную систему, основанную на отношениях подданства. Какие были предприняты реформы? Был учрежден приказ Тайных дел со значительными функциями и широкими полномочиями. В его задачи входило обеспечение слаженной работы бюрократического механизма самодержавной власти, борьба за точное выполнение указаний царя, пресечение казнокрадства, злоупотреблений властью. Подьячие Тайного приказа сопровождали бояр-послов за границу, следя за точным соблюдением инструкций, данных царем. Они ведали политическим сыском, расследовали дела о злоупотреблениях властью, волоките и т. д. Тайный приказ подчинялся непосредственно царю. Через него царь сосредоточил в своих руках контроль за деятельностью государственных служащих сверху до низу.

Во второй половине XVII в. Россия продвинулась по пути правового государства. Взаимоотношения власти и общества регламентировались светскими законами, закрепленными в Соборном уложении 1649 г. Уложение называлось Соборным, поскольку принималось Земским собором и представляло собой основы законодательства России. Земские соборы собирались в первой половине XVII в. довольно часто. Этот корпоративно-представительный орган сам по себе не играл существенной роли, отражая лишь наличие значительной сферы прямой демократии на низовом уровне, и был формой диалога общества и власти. Главным его делом в XVII в. было принятие Соборного уложения в 1649 г. В дальнейшем. Соборы собирались все реже и к концу XVII в. прекратили свое существование. Подлинный текст Соборного уложения сохранился в Государственном архиве РФ. Это —огромный свиток длиной в 309 м. Специалисты графологи установили, что он написан всего четырьмя людьми (можно выделить четыре почерка). Уложение утверждало, что царь в управлении опирается на чиновничество - дворян. Резко ограничивалась автономия мест, сфера выборной демократии. Там, где сохранялись выборные должности, они подчинялись представителям власти—воеводам. Лишь в "черных" землях, то есть у черносошных крестьян-общинников, прямая демократия продолжала действовать в полном объеме. Но их осталось не так уж много, в основном на северных землях. Уложение несколько ограничило аппетиты церковной корпорации как собственника. То, что уже церкви принадлежало, признавалось за ней, вновь приобретать вотчины церкви категорически запрещалось. Был создан Монастырский приказ, которому стало подсудно, гражданским судом, а не церковным, духовенство. Это положение Уложения делало общество более светским. так как утверждался приоритет светских правовых норм над церковными установлениями. Корпоративность российского общества также была закреплена законом. Причем закон предусматривал прикрепление к общине не только крестьян-крепостных, что общеизвестно, но и городских жителей посада. Запрещались переходы жителей городских посадов из одной общины в другую. Уложение 1649 г. запрещало переходы жителей городских посадов не только непосредственным членам общины (мужчинам), но и их детям, братьям, племянникам. Таким образом социальная структура российского общества была закреплена законом и не могла меняться. Общество как бы законсервировалось, социальная мобильность была крайне ограничена. Центральная власть добивалась, чтобы все в государстве делалось в соответствии с законом. Сами законы были крайне жестокими. "Богохульство", то есть выступление против церкви , каралось сожжением на костре, заговор против царя —смертной казнью. Выступления против власти подавлялись жестоко и кроваво. Фальшивомонетчикам заливали горло расплавленным свинцом или оловом, за царское бесчестие вырезали язык. Однако эти расправы регламентировались законом, Незаконные наказания или более жестокие, чем предусмотрено за данное преступление, преследовались. Известен случай, когда один грузинский князь, живший в Москве, приказал отрезать нос и уши русскому слуге за амурные похождения с придворными дамами князя. Слух об этом облетел Москву, доложили царю. Алексей Михайлович через посла выразил князю строгое порицание и потребовал, чтобы он покинул Москву. Жестокость не предусмотренная законом не допускалась (за "прелюбодейство" законы предусматривали лишь битье кнутом на конюшне). Эти усовершенствования в государственном устройстве России не ускорили развитие общества, а наоборот - закрепили корпоративно-чиновничью структуру общества, сдерживали социальную мобильность. Россия с трудом развивалась, в тяжелом экономическом положении находилось большинство населения: посадские люди, казачество, ратные люди (воины), не говоря уже о крепостных крестьянах. Низкий уровень жизни, бесправное положение приводило к социальным конфликтам и взрывам. Бесконечные бунты потрясали Россию во второй половине XVII в. : медные, соляные и т. д. Особенно мощным было восстание под руководством казака Степана Разина, которое вошло в историю под названием крестьянской войны.

Россия нуждалась в глубоком реформировании. Однако это было невозможно без предваряющих изменений в духовной сфере. В то время как в Европе политическая и социально-экономическая деятельность были освобождены от регламентирующего влияния религии, Россия продолжала оставаться глубоко религиозным обществом. Влияние религии, церкви сказывалось во всем, даже в мелочах. В записках иностранных послов говорится о том, что после обязательного целования руки послами, московский царь тут же в их присутствии немедленно мыл руки в серебряном рукомойнике. Церковь настаивала, что все неправославные, даже если они христиане, "поганые" и надо немедленно смыть заразу. Естественно, такие порядки шокировали европейских послов. Но дело не в них.

Религиозная регламентация сдерживала процесс изменений в обществе. Реформы надо было начинать с духовной сферы. Однако именно в этой сферы реформы представляли наибольшую сложность. Восточное христианство —православие - консервативно, оно почти не поддается изменениям. Более того, оно отрицает возможность изменений. Свое вероучение православные считают от бога данным и истинным. В буквальном смысле слова православие значит истинная вера. А разве можно что-либо менять в истине, - вопрошают его приверженцы и отвечают: нет. Если в истине что-то изменить, то она станет ложью. Упорствуя в этом положении, православие на протяжении многих столетий не менялось по сути, в отличие от западного христианства. В православной церкви до сегодняшнего дня являются действующими установления византийских соборов, принятые в IV - VIII вв. Пение аллилуйи (торжественной песни) было введено еще при апостолах в I в. н. э. и сохраняется до сих пор.

Русская православная церковь проявляла особое упорство в противостоянии изменениям. В соответствии с Флорентийской унией православная и католическая церкви должны были руководствоваться единым вероучением. Однако русская церковь эту Унию не признала и продолжала ориентироваться на символ веры, сформулированный еще в IV—V вв. Она оказалась изолированной не только от католичества и протестантства, но и от европейского православия. Более того, всех православных , которые не принадлежали к русской церкви, считали вероотступниками и еретиками, Православных греков ругали за латинство. Не лучше обстояло дело и в отношении православия в западнорусских землях, которые находились в составе Речи Посполитой. Православным центром этих земель был Киев, где была резиденция митрополита. В Киеве вводились новшества, которые в Москве рассматривались как уклон к латинству. В 1631 г. появился прообраз светского университета на Украине— Киевская коллегия (академия). Ее основателем был Петр Могила. Академия имела 8 классов: два подготовительных, грамматики, синтаксиса, пиитики, риторики, философии и богословия. В России, таким образом, считали еретиками всех православных, которые не подчинялись Московскому патриарху. Надо сказать, что страшные для того времени обвинения в ереси были взаимными. В середине XVII в. Москву потрясло известие, что на святом Афоне греческие монахи сожгли русские богослужебные книги как еретические. Надо было делать выбор: либо и дальше находиться в изоляции от христианского мира, либо налаживать связи.

Нужна была реформа церкви. В этом прежде всего было заинтересовано государство. Почему? Во-первых, укрепление международного положения государства было невозможно без налаживания связей с христианским миром.

Во-вторых, претензии на главенство церковной организации над светской властью, так ярко проявившиеся в первой половине XVII в. , были опасны для государства и самодержца. Надо было утвердить приоритет светской власти.

В-третьих, к реформе побуждали внутренние причины. В 1654 г. в состав России была включена Украина. Необходимо было обеспечить единство православного населения страны и сблизить позиции русской и украинской православной церквей. В силу этих причин государство инициировало церковную реформу, царь активно способствовал ее развитию. К реформе духовной сферы приступил патриарх Никон, занявший этот самый высокий пост в церковной иерархии в 1652 г. Никон по своему мировоззрению был сторонником православного фундаментализма, имел устойчивые представления о превосходстве церковной власти над светской. Введение Соборного уложения 1649 г. , как и большинство церковных иерархов, он встретил отрицательно, поскольку вводилось светское правовое регулирование жизни общества. Никон, властный и жестокий, ставил своей целью победу над светским мировоззрением, которое постепенно в России утверждалось. Имел он и далеко идущие вселенские планы. Он мечтал превратить Московское государство из провинции христианского мира в центр равный Византии. Но на короткий период интересы Никона и государства совпали. Никон считал, что сближение русской православной церкви с христианским миром приведет к расширению возможностей для роста ее влияния будет способствовать превращению Москвы в ведущий религиозный центр. Это совпадение интересов произошло лишь на очень короткий период, пока задачи Никона и государства не расходились. Таким образом в деятельности Никона сплелись в единый клубок интересы государства, потребности церкви и личные амбиции властолюбивого патриарха. Церковные преобразования Никона преследовали две главные цели: 1. Устранение различий в богослужебной практике между русской и греческой православными церквами. Это позволяло восстановить связи с европейским православным миром, привязать Россию к Европе духовно и тем расширить возможности для ее влияния. 2. Введение единообразия в церковной службе по всей России. Дело в том, что единого культа Христа не существовало, на местах богослужение велось по-разному, приобретало часто черты языческих культов, характерных для данной местности. В каждой местности были свои святые. Установление единого канона освобождало христианский культ от наносного. Как видно, сама реформа Никона была очень умеренной. Она ни в какой мере не касалась основ вероучения, роли церкви в жизни общества, взаимоотношений церкви и верующих. Она не сравнима с религиозной Реформацией на Западе ни по каким параметрам. Но даже эта попытка приблизить духовную жизнь России к Европе вызвала сопротивление значительной части общества и церковнослужителей. Произошел раскол на сторонников реформ Никона и ревнителей старой веры (староверов). С этого времени общественный раскол, как последствие реформ будет сопровождать всю историю России, включая современность. Сторонники Никона выступали за реформу и, следовательно, за обновление общества. Староверы (их еще называли раскольниками) боролись за сохранение в неизменности русского православия, старины. И там, и там были люди разных слоев, разного положения. Яростная борьба в обществе заставила Никона сложить полномочия патриарха в 1658 г. и удалиться в монастырь. Главные события в церковной реформе развернулись после удаления Никона. Дело реформы взял в свои руки царь Алексей Михайлович. В государственных интересах он приветствовал преобразования в церковной обрядности После соединения с Украиной, церковь которой находилась в юрисдикции греческого патриарха, важно было обеспечить единство в духовной сфере. Но задачи, которые ставил перед собой царь, шли гораздо дальше сделанного Никоном. В 1666 г. царь созвал церковный Собор, уверенный, что теперь, когда новшества в обрядности прижились, архиереи поддержат власть в борьбе с бунтующими староверами и пойдут на признание приоритетных прав светского государя. Собор открылся речью царя в присутствии бояр и приказных людей. Царю на соборе во многом удалось решить главную задачу: обеспечить примирение в обществе, склонить старообрядцев к отказу от открытого сопротивления власти и церкви. Однако остался нерешенным вопрос: как быть с решением авторитетнейшего Стоглавого собора, который в 1551 г. утвердил старый обряд и верность древности.

В 1666-1667 гг. в Москве заседал церковный собор, на котором присутствовали иерархи других православных церквей. На соборе обсуждался важный вопрос о соотношении духовной власти и светской. От царя заблаговременно поступил запрос к иерархам, что они полагают о соотношении власти царской и патриаршей, с просьбой дать точно сформулированный ответ. Царь стремился заранее повлиять на Собор, используя греческих иерархов. Многие русские священнослужители выступали за превосходство духовной власти над светской, за контроль церкви над государством. После борьбы Собор признал, что царь имеет преимущество в делах гражданских, а патриарх в делах церковных. Это крайне важно! Церковь пришла к выводу о необходимости разделения светской и духовной сфер деятельности. Это положение казалось настолько революционным, что в окончательном виде оно не было зафиксировано в документах Собора. Но сам факт примечателен: Россия двигалась к светскому обществу. Собор осудил Никона за чрезмерные претензии на власть, лишил его звания патриарха. Но одновременно: Собор признал православными всех греческих патриархов (раньше их клеймили за приверженность латинству) и признал все греческие богослужебные книги. Решения Стоглавого собора были отменены. Это означало, что русская православная церковь сблизилась с христианским миром. Старообрядчество было решительно осуждено.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


© 2007
Использовании материалов
запрещено.