РУБРИКИ

Финансово-кредитные связи России со странами ближнего зарубежья - (реферат)

   РЕКЛАМА

Главная

Логика

Логистика

Маркетинг

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Международное публичное право

Международное частное право

Международные отношения

История

Искусство

Биология

Медицина

Педагогика

Психология

Авиация и космонавтика

Административное право

Арбитражный процесс

Архитектура

Экологическое право

Экология

Экономика

Экономико-мат. моделирование

Экономическая география

Экономическая теория

Эргономика

Этика

Языковедение

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Финансово-кредитные связи России со странами ближнего зарубежья - (реферат)

p>В-четвертых, сохранение государственных границ: 99 % новых границ России со странами СНГ практически не охраняется, так как нет денег и времени на их обустройство. Поэтому российское руководство по соглашению с Киргизией, Арменией, Грузией, Таджикистаном взяло на себя обязательство охранять их границы. В ином случае создалась бы возможность для беспрепятственного проникновения в Россию контрабандных товаров, оружия, наркотиков через Центральную Азию и Закавказье, а также распространения через Таджикистан) исламского фундаментализма не только на этот регион, но и на сопредельные территории РФ, где проживает значительная часть мусульманского населения России. Наконец, при открытой границе в Россию хлынул бы поток беженцев, только из Центральной Азии не менее 12, 5 млн. человек. Принять и обустроить их сейчас Россия не в состоянии [20Вахрамеев А. В. Геополитическое положение и внешняя политика России // Социально-политический журнал, 1998, № 2, с. 218-219].

В-шестых, состояние обороноспособности стран СНГ. В связи с распадом СССР ослабла оборонная мощь России, которая лишилась трех военных округов на Украине, а также Белорусского, Прибалтийского, Закавказского, Туркестанского военных округов. Большинство бывших социалистических стран стремится стать членами НАТО, в НАТО хотят войти страны Балтии, а в перспективе, возможно, Украина, Грузия, Азербайджан. Это означает принципиальное изменение соотношения сил разных государств в мире. Особая роль и ответственность за развитие событий на постсоюзном пространстве принадлежат России, обладающей самым крупным производственным, научно-техническим потенциалом, наиболее емким рынком, занимающей лидирующие позиции в экономическом реформировании, сохраняющей традиции совместного развития в рамках единого государства". Современная Россия - это 4/5 территории бывшего Советского Союза, чуть больше половины его населения, около 1/2 ВНП бывшего СССР. Приоритетные экономические интересы России заключаются в том, чтобы сформировать вокруг себя пояс дружественных, устойчивых в социально-политическом и экономическом отношениях государств, развернуть центростремительные силы в регионе и затормозить действие центробежных сил, которые до настоящего времени реально доминируют в постсоветском пространстве. 1. 3 ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ РОССИИ И СОСТОЯНИЕ ПЛАТЕЖНОГО БАЛАНСА РФ СО СТРАНАМИ СНГ.

В 90-х годах на внешнеторговые позиции России оказывал влияние комплекс факторов, многие из которых следует отнести к числу дестабилизирующих. Негативное влияние на ее экспортный потенциал оказали: падение добычи энергоносителей и других сырьевых ресурсов, традиционно обеспечивающих основные валютные поступления в страну; снижение производства готовой промышленной продукции (в первую очередь в наукоемких, высокотехнологичных отраслях). Распад СЭВ и СССР повлек за собой разрушение традиционных кооперационных связей между предприятиями и регионами бывших союзных республик и государств-членов СЭВ. Переход к рыночным отношениям в ряде случаев привел к разрыву сложившихся хозяйственных связей между предприятиями и регионами и внутри Российской Федерации, что в свою очередь усложнило поставку продукции на экспорт. Значительное влияние на внешнеторговые позиции России оказало изменение организации внешней торговли вследствие обретения Россией суверенитета и в ходе реформирования экономики. Указом Президента РФ от 15 ноября 1991г. “О либерализации внешнеэкономической деятельности на территории РСФСР”была ликвидирована государственная монополия внешней торговли. Право на участие во внешнеэкономических связях получили все субъекты хозяйственной деятельности независимо от форм собственности. Либерализация внешнеторговой деятельности вызвала лавинообразный рост как числа ее участников, так и негосударственного участия во внешнеторговых связях (коммерческих организаций, частных предприятий, в том числе мелких и“челноков”). Так, в 1993 г. в общем объеме заключенных контрактов по импорту доля коммерческих структур составила 54 %, промышленных предприятий-импортеров 11, 1 %, внешнеторговых объединений - 3, 1 %, совместных предприятий - 28, 1 %; в экспорте лидирующее положение заняли промышленные предприятия-экспортеры (67, 2 %), опередившие коммерческие структуры (12, 8 %) и внешнеторговые объединения (9, 3 %). Усиление во внешнеторговых связях позиций негосударственного сектора привело к тому, что в 1995 г. на внешнеэкономические объединения приходилось лишь около 8 % российского экспорта и 10% импорта [21 Мировая экономика и международные отношения. - 1995. - № 8. - С. 54]. Выход на мировой рынок российских предприятий-товаропроизводителей, представителей коммерческих структур несомненно активизировал экспорт товаров из РФ, хотя и содержала ряд негативных моментов.

Дестабилизирующее воздействие на внешнеторговые позиции страны оказывали: ухудшение конъюнктуры мирового рынка вследствие падения цен на сырьевые товары, преобладающие в российском экспорте; сохранение высоких торговых барьеров для выхода на рынки зарубежных стран ряда товаров, экспортируемых из РФ; незавершенность формирования новой договорно-правовой основы торгово-экономических отношений России с зарубежными государствами (в частности, до сих пор продолжаются начатые еще в 1993 г. переговоры о вступлении России в ГАТТ/ВТО).

Вместе с тем кризисное состояние экономики РФ в начале 90-х годов оказывало определенное стимулирующее воздействие на экспорт, так как выход на внешний рынок давал российским предпринимателям доступ к платежеспособным потребителям их продукции, что не всегда обеспечивал внутренний рынок.

Возросло значение экспорта как источника валютных поступлений. Спад производства в России, низкая платежеспособность предприятий и населения в условиях инфляции и обострения кризиса платежей вызывают периодическое сокращение импорта. В результате для внешней торговли России стало характерным такое новое явление, как нарастание положительного сальдо торгового баланса за счет роста объема экспорта при сохранении на прежнем уровне либо при незначительном увеличении закупок по импорту, что способствовало увеличению валютных резервов России (табл. 1. 1).

    Таблица 1. 1

Особенностью 90-х годов стало выделение нового сектора внешней торговли России - товарооборота со странами СНГ (с 1994 г. его объем учитывается в долларах США и включается в общий внешнеторговый оборот страны). В 1995 г доля стран СНГ во внешнеторговом обороте России составила 21, 9%. Крупнейшими торговыми партнерами ныне являются Украина ( 8, 5% экспорта и 14, 2% импорта России), Белоруссия (3, 7 и 4, 2), Казахстан (3, 3% экспорта и 5, 9% импорта). Показатели торговли с другими государствами СНГ значительно уступают лидирующей тройке. Так, на Азербайджан приходится 0, 1 % экспорта и 0, 2 % импорта России, Армению - 0, 2 и 0, 2, Грузию - 0, 6 и 0, 1, Киргизию - 0, 1 и 0, 2, Молдавию - 0, 5 и 1, 4, Таджикистан - 0, 2 и 0, 4, Туркмению - 0, 1 и 0, 2, на Узбекистан - 1% и 1, 9% соответственно [22 Россия в цифрах 1996. - С. 142-144]. Характерно, что в отличие от внешней торговли России в целом в данном секторе российский импорт растет быстрее экспорта. Сокращение положительного сальдо России в торговле со странами СНГ означает уменьшение задолженности последних по отношению к РФ.

Роль стран СНГ как рынков сбыта существенна лишь в ряде секторов внешней торговли России. Так, в эти страны экспортировалось: каменного угля в 1995 г 28, 2%, в l996 г. - 20, 6%, соответственно, природного газа- 27, 1 и 31, 6, синтетического каучука 27, 7 и 27, 9, газетной бумаги 12, 4 и 16, 4, нефтепродуктов - 9, 5 и 4, пиломатериалов - 9, 8 и 13, 9, черных металлов - 7, 4 и 6, 7, чугуна - 3, 5% и 5, 3%. [23 Внешняя торговля. 1997. № 1-3, с. 65]

В структуре российского импорта возросла (почти на треть по сравнению с 1991 г. ) доля продовольствия и сельскохозяйственного сырья, превысившая в середине 90-х годов 35%. Среди товаров российской импортной номенклатуры выделяются: алкогольные и безалкогольные напитки (в 1995 г. - 4, 2% импорта, в 1996 г. - 2, 3%), сигареты (1, 1 и 0, 9), мясные консервы (1 и 0, 5), сахар белый (1, 7 и 1, 5), сахар-сырец (1, 0 и 1, 3), мясо птицы (1, 5 и 1, 1), свежемороженая рыба (0, 4 и 0, 5), сливочное масло (1, 0 и 0, 5), цитрусовые (0, 5 и 0, 4), зерновые культуры (0, 9 и 0, 3), подсолнечное масло (0, 5 и 0, 3), шоколадные изделия (0, 9% и 0, 4%). Значителен импорт таких товаров как медикаменты (2, 2% в 1995 г. и 2, 5 % в 1996 г. ), мебель ( 1, 6 и 1, 2), одежда ( 1, 3 и 0, 9), кожаная обувь (0, 6% и 0, 3%) [24 Внешняя торговля. - 1996. - № 7-8. - С. 3]. Основными поставщиками в Россию машин, оборудования и транспортных средств остаются страны дальнего зарубежья, в то время, как доля стран СНГ в российском импорте данной продукции сокращается (5, 6% в 1995 г. , 4, 7% в 1996 г) [25 Внешняя торговля. 1997. - № 1-3. - С. 65]. Россия продолжает ввозить такие товары производственно-технического назначения, как железо, сталь прокат (1, 8% импорта в 1995 г. и 2, 2% в 1996 г. ) и трубы стальные (1, 6% и 2%). Основными поставщиками товаров по последним двум позициям выступают государства СНГ, на долю которых приходилось в 1995г. 78, 7 %, а в 1996 г. - 77, 6 % российского импорта железа, стали и проката, а также соответственно 55 % и 63, 3 % стальных труб [26 Внешняя торговля. 1997. - № 1-3. - С. 66]. Удельный вес экспортно-импортных операций со странами СНГ общем объеме товарооборота России возрос с 18 % в 1992 г. до 23 % в 1997 г. Более 80 % его приходится на три государства - Украину, Казахстан и Белоруссию. [27 Андрианов В. Внешняя торговля России // Экономист № 3, 1999 г. , с. 64] Ряд особенностей характеризуют нынешнее состояние платежно-расчетных отношений России со странами, входящими в СНГ.

Взаимный экономический обмен находится на очень низком уровне, причем несмотря на бесконечные разговоры о необходимости усиления интеграции положение практически не меняется. Объем торговли со странами СНГ в 3 раза меньше, чем с дальним зарубежьем, а валютный оборот, если судить по суммарному итогу кредитовых и дебетовых статей платежного баланса, - примерно в 5 раз. За период 1994 - 1996 гг. стоимость годового экспорта в страны дальнего зарубежья возросла на 19, 4 млрд. дол. , а со странами СНГ - лишь на 3, 3 млрд. дол. , вследствие чего доля последних в общем объеме российской экспортной торговли еще более снизилась - с 23 до 21%. Правда, в темпах роста импорта разница была меньшей (10, 6 млрд. дол, и 5, 8 млрд. дол. ), и это отразилось на повышении доли СНГ в российском импорте с 28 до 30%. [28 С. М. Борисов Статистика свидетельствует: страна живет взаймы (заметки о платежном балансе России) // Деньги и кредит № 12 1997 г. , с. 68] Что же касается качественного состояния платежного баланса России со странами СНГ, то его итоги по главным разделам и показателям в сравнении с дальним зарубежьем складываются прямо противоположным и, следовательно, более благоприятным образом.

    Табл. 1. 2

Источник: С. М. Борисов Статистика свидетельствует: страна живет взаймы (заметки о платежном балансе России) // Деньги и кредит № 12 1997 г.

Платежный баланс России со странами СНГ не страдает пассивностью. Его общее сальдо, исчисленное по правилам аналитического представления, в 1995 - 1996 гг. было положительным (3, 6 млрд. дол. , и 1, 5 млрд. дол. , соответственно), а в 1996 г. имело практически нулевой результат (плюс 13 млн дол. ). Торговый баланс, активный в 1994 - 1995 гг. , сменился в 1996 г. пассивом, поскольку Россия получила от стран СНГ несколько больше товаров, чем отдала взамен. Напротив, по балансу услуг, пассивному в предыдущие годы, образовался небольшой актив, уменьшивший, хотя и не устранивший пассивный результат по всей группе текущих операций.

Никаких кредитов от стран СНГ Россия, естественно, не привлекает, но зато постепенно растет сумма средств, поступающих в погашение ранее предоставленных российских кредитов (в 1996 г. эти поступления приблизились к 1 млрд дол. ). Тем не менее во взаимоотношениях с некоторыми странами СНГ проблема своевременного взыскания внешних долгов становится все более серьезной из-за сложностей в изыскании средств для оплаты российских энергоносителей. В противовес утечке капиталов на Запад наблюдается постепенно растущий приток в Россию частных капиталов из стран СНГ, прежде всего в оплату за наличную иностранную валюту, поступающую туда через российские каналы в порядке реэкспорта. В конечном итого сравнительно небольшой пассив по текущим операциям компенсируется положительным результатом движения капиталов и, таким образом, платежный баланс в целом пребывает в относительно уравновешенном состоянии. В свою очередь, равновесие платежей и расчетов способствует стабилизации курса рубля по отношению к национальным валютам стран СНГ.

    ГЛАВА II

ФИНАНСОВО-КРЕДИТНЫЕ СВЯЗИ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ УГОЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РОССИИ С УКРАИНОЙ

    2. 1 ОБЩАЯ ОЦЕНКА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ В УКРАИНЕ

Пocлe распада в 1991 г. СССР Украина начала проводить экономические реформы. Однако в 1991-1994 гг. они шли крайне медленно. Это было связано с отсутствием стратегии рыночных реформ, а также с пассивностью тогдашнего руководства. В результате все отчетливее проявлялось отставание Украины от России в темпах реформирования экономики.

В 1994 г. экономика республики оказалась на грани краха. ВВП по сравнению с предыдущим годом упал на 23%, производство промышленной продукции - на 27. 8, сельскохозяйственной -на 16. 5%. Финансовая система государства оказалась практически разрушенной. В октябре 1994 г. дефицит бюджета достиг 18. 5% ВВП. Цены по сравнению с 1991 г. выросли в 102 раза.

После избрания в 1994 г. президентом Украины Л. Кучмы ситуация начала меняться к лучшему. Именно 1994 год можно считать началом реального реформирования экономики, которое, переживая спады и подъемы, продолжается и по настоящее время. В 1995 г. в стране началась реальная приватизация

    Табл. 2. 1
    ОСНОВНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ УКРАИНЫ
    1992г.
    1993 г.
    1994г.
    1995г.
    1996г.
    1997 г.

ВВП (в сопоставимых ценах)11 [1 Темпы прироста, % к предыдущему году. ] -16. 8

    -14. 2
    -23. 9
    -11. 8
    -10. 1
    -3. 2
    Объем промышленного производства1
    -8. 0
    -8. 0
    -37. 0
    -13. 0
    -7. 0
    -1. 8
    Инфляция (по динамике
    розничных цен) 1
    2100
    10260
    501. 0
    280. 0
    40. 0
    17. 0
    Дефицит государственного бюджета, % ВВП
    -4. 0
    -5. 0
    -9. 5
    -6. 9
    -5. 2
    -6. 4
    Экспорт товаров, млрд. долл.
    11. 3
    12. 8
    11. 8
    12. 2
    13. 7
    18. 3
    Импорт товаров, млрд. долл.
    11. 9
    15. 3
    14. 2
    14. 0
    14. 6
    19. 7

Сальдо платежного баланса по текущим операциям, млрд. долл. -0. 62

    -0. 85
    1. 40
    -1. 0
    Источник: МЭ и МО №9, 1998 с. 129

Другим важным итогом ускорения экономических реформ явилось достижение в 1996 г. финансовой стабилизации. Либерализация цен в 1992 г. вызвала гиперинфляцию в стране, однако лишь в 1994 г. начала проводится действенная антиинфляционная политики. В результате темпы роста цен снизились с 400% в 1992 г. до 40% в 1996 г. Ситуация оставалась достаточно стабильной и на протяжении 1997 г. Ежемесячные темпы инфляции снизились с 2. 2% в январе до 0. 9% в октябре. Снижение инфляции благотворно сказалось на стабилизации курса национальной валюты по отношению к доллару. В сентябре 1996 г. была проведена денежная реформа. Суть ее состояла в фактической деноминации в 100 тыс. раз ходившего тогда в обращении карбованца и замене его гривной. На Украине, хотя и с некоторым опозданием, начал развиваться рынок ценных бумаг. Сейчас он представлен рынком государственных ценных бумаг и фондовым рынком.

Экономическая ситуация в Украине в 1997 г. в целом отражает тенденции, сложившиеся в республике за последние годы. По предварительным данным Госкомстата Украины, ВВП равнялся 90. 2 млрд. гривн (1 долл. = 1. 9 гривны), или ниже, чем в предыдущем году, на 3. 2%. Объемы производства промышленной продукции составили 73. 5 млрд. грн. , сельскохозяйственной -28. 3 млрд. Сводный бюджет за 1997 г. был сведен с дефицитом в 5087. 9 млн. грн. (6. 4% ВВП). На его покрытие затрачено 4131. 4 млн. грн. из внутренних источников финансирования и 1501. 9 млн. внешних займов. Индекс потребительских цен в 1997 г. по сравнению с 1996г. возрос до 116. 7%. Среднемесячная заработная плата составляла 159. 9 грн.

Меры, предпринятые правительством в области макроэкономической стабилизации либерализация цен, валютного курса, внешнеэкономической деятельности - дали положительные результаты. Это нашло отражение в уменьшении темпов падения ВВП. Если до 1994 г. ВВП постоянно сокращался, то в 1995г. впервые это сокращение не превысило уровень предыдущего года. Те же тенденция имела место и в 1996 г. В 1997 г. темпы падения ВВП еще более замедлились - 3. 2% против 10. 1 % в 1996 г. Несмотря на некоторую стабилизацию производства, наметившуюся в 1997 г. в ряде отраслей, финансовое положение большинства промышленных предприятий остается крайне тяжелым. В 1997 г. убыточным было каждое второе предприятие (в 1995 г. - каждое пятое, в 1990 г. -каждое одиннадцатое). Общая сумма убытков достигла 5 млрд. грн. За год кредиторская задолженность возросла в 1. 4 раза (70% - просроченная) и превысила ВВП на треть При этом платежная дисциплина практически отсутствует, а на бартерные операции приходится почти половина оборота товаров и услуг.

Главная причина перехода украинских предприятий на бартер, как и в других странах СНГ, -удручающее состояние их оборотных средств и особенно острая нехватка наличности. С другой стороны, предприятия не могли пополнять свои оборотные средства за счет кредита, так как ставки были непосильны для большинства из них. В результате доля кредитов в финансировании инвестиций сократилась с 49% ВВП в 1992 г. до 5% в 1996 г.

Важной причиной роста бартерных операций является действующая налоговая система. Она вынуждает предпринимателей, которые в принципе имеют возможность рассчитываться "живыми" деньгами, идти на осуществление товарообменных операций, ибо только так они могут ослабить действие налогового пресса. Другой причиной бартеризации является резкое падение рентабельности (с 23% в 1990 г. до 2. 6% в 1996 г. ) вследствие значительного опережения роста цен на топливо по сравнению с действующими тарифами на электроэнергию.

По сути дела государство фактически признало бартер как одну из форм расчетов. Часть бартера является результатом государственных соглашений. Недавний пример - бартерная операция по Госнефтегазпрому, по которому всю сумму оплаты услуг за транспортировку газа Рос-сия погашает газом. Вследствие этого возник долг в бюджете в размере 258. 7 млн. гривен.

Показателем кризисного состояния является также продолжающийся стремительный рост задолженности по заработной плате, которая за 1997 г. увеличилась на треть и достигла 5 млрд. грн

Правительство намерено сократить бюджетные расходы и уменьшить дефицит госбюджета с 3. 3 до 2. 5%. Дополнительные доходы предполагается получить за счет увеличения внешних заимствований и средств от приватизации. Острая нехватка денег заставила руководство пойти на беспрецедентный шаг. Оно было вынуждено разместить евробонды под крайне невыгодные проценты - 16% годовых вместо прогнозировавшихся 9-10%. Это негативно сказывается на внешнем долге республики. Внешний долг по состоянию на 1 ноября 1997 г. достиг 9568 млн. долл. Одним из крупнейших кредиторов Украины является Россия, задолженность ей составляет 2105 млн. доллар том числе "Газпрому" -120 млн. долл. В ближайшее время внешний долг Украины может увеличиться, так как правительству катастрофически не хватает денег для выплат пенсий и заработной платы.

2. 2 РЕСТРУКТУРИЗАЦИЯ УГОЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ: ЕВРОПЕЙСКИЙ ОПЫТ И СИТУАЦИЯ В УКРАИНЕ

Во многих странах Европы реструктуризация угольной промышленности представляет собой одну из труднейших социально-экономических проблем. До второй мировой войны считалось, что наличие запасов отечественного угля является необходимым условием индустриализации и развития базовых и оборонных отраслей промышленности. Однако в результате либерализации торговли углем, а также существенного снижения трансакционных издержек в 60-70-е годы в Западной Европе он превратился в стандартный товар (commodity) и потерял свое стратегическое значение.

Почти во всех постсоциалистических странах решение структурных проблем угольной промышленности играло центральную (а в некоторых из них - даже решающую) роль при проведении экономических реформ. Возникающие при этом сложности обусловлены действием ряда факторов:

- с технической точки зрения добыча угля характеризуется высокими постоянными издержками по поддержанию шахт в рабочем состоянии, а при их закрытии неизбежны крупные расходы;

- с идеологической точки зрения в угольной промышленности происходили наиболее типичные классовые конфликты, в результате любые реформы в данном секторе экономики приобретают большое общественное значение; угледобыча является также одним из немногих видов производственной деятельности, в которой много людей работают в тяжелых условиях (под землей) и с риском для жизни; по этой причине в отрасли были созданы прочные материальные стимулы;

- социальный компонент отрасли определяется многофункциональностью угольных шахт, иначе говоря, тесной взаимосвязью между процессами производства и социальной сферой, а также высокой концентрацией рабочих мест; - с политической точки зрения работники угольной промышленности долгое время представляли собой мощную группу избирателей, которые могли серьезно повлиять на ход политических событий в стране;

- геостратегическии аспект связан с желанием многих стран вопреки экономическим потерям поддерживать отечественное производство угля для уменьшения зависимости от импорта энергоносителей;

- с экономической точки зрения до недавнего времени существовала сильная региональная сегментация рынков, что в значительной степени обусловливало дуополию покупателей угля, в число которых входят электростанции (для энергетического угля), коксовые батареи и сталелитейные заводы (для коксующегося угля).

При социализме добыча угля была абсолютным приоритетом, на нее не распространялись никакие экономические ограничения. Поэтому расширение угледобычи происходило без учета издержек и цен. Перерабатывающие отрасли тоже поддерживали высокий спрос на уголь. Так возникла система добычи и потребления угля, которая существовала независимо от критериев эффективности. Единственным фактором, лимитировавшим производство угля, являлось физическое наличие его месторождений. Те страны или регионы, которые ими располагали, автоматически считались "богатыми сырьем". Не имели значения ни трудности добычи угля, ни качество его месторождений. Этим объясняется то, что, например, в Украинской Советской Социалистической Республике добывался уголь с низкой калорийностью - около 3000 ккал/кг. тогда как в других странах ее минимальный показатель составляет 6500 ккал/кг. По территории СССР уголь транспортировался зачастую на расстояние 3000 - 4000 км, на мировом же рынке предельное расстояние для экономичных (прибыльных) железнодорожных перевозок - около 500 км. [30И. Лунина Реструктуризация угольной промышленности: Европейский опыт и ситуация в Украине // Вопросы экономики 5-98, с. 91] При этом игнорировалось загрязнение окружающей среды при сжигании угля. Процесс трансформации экономической системы имеет особенно серьезные последствия для энергетического сектора. Рост издержек, а также неожиданно возникшая конкуренция со стороны иностранных производителей стали причинами убытков на многих его предприятиях. Особенно сильно это затронуло угольную промышленность. Во всех без исключения постсоциалистических странах производство угля резко упало (табл. 2. 2). Но и оставшиеся его объемы сохраняются зачастую лишь благодаря государственным субсидиям. Табл. 2. 2

    Производство угля в России и в Украине
    (каменный и бурый уголь, млн. т)
    Годы
    Российская Федерация
    Украина
    1989
    409
    145
    1990
    394
    131
    1991
    353
    109
    1992
    237
    105
    1993
    305
    91
    1994
    271
    76
    1995
    262
    66
    1996
    255
    54
    1997
    244
    54

Источник: И. Лунина Реструктуризация угольной промышленности: Европейский опыт и ситуация в Украине // Вопросы экономики 5-98 с. 94

    Табл. 2. 3
    Затраты на добычу угля (долл. / т)
    Россия
    около 35 -40
    Украина
    около 50

Источник: И. Лунина Реструктуризация угольной промышленности: Европейский опыт и ситуация в Украине // Вопросы экономики 5-98 с. 94

Украина бедна запасами угля, разработка которого экономически выгодна. После краха социализма стало ясно, что международная конкурентоспособность украинского угля низка. Плохое его качество, тяжелые условия добычи, невысокая производительность труда на предприятиях отрасли, а также дальность перевозок стали факторами увеличения издержек производства в угольной промышленности Украины. Уже сегодня производственные затраты почти 1/3 шахт превышают устанавливаемые государством расчетные цены на уголь. В то же время эти цены (около 50 долл. за 1 т) выше, чем цена импортируемого угля. Еще рано говорить о том, что спад угледобычи в Украине прекратился. По всей видимости, ее объем будет составлять 35-50 млн. т обогащенного угля. Но такая стабилизация может быть достигнута лишь за счет высоких затрат на реструктуризацию предприятий отрасли. Значительный рост производства угля - до уровня, запланированного энергетической программой правительства (около 115 млн. т) [31 Материалы Министерства экономики Украины "Energy Issues Paper", март 1998], представляется маловероятным. Несмотря на резкое падение объемов производства угля в Украине, численность занятых в отрасли сокращается очень медленно: с 967, 2 тыс. человек в 1990 г. до 634, 5 тыс. человек в 1997 г. При этом производительность труда в отрасли снизилась со 170, 4 т на одного занятого в 1990 г. до 119, 6 т на одного занятого в 1997 г. [32И. Лунина Реструктуризация угольной промышленности: Европейский опыт и ситуация в Украине // Вопросы экономики 5-98, с. 96]Таким образом, угольная промышленность Украины утратила важное конкурентное преимущество, связанное с относительно низкой заработной платой при высоком уровне квалификации работников.

Однако самый серьезный недостаток реформы в угольной промышленности заключаетсяв поверхностности процессов дерегулирования. Правда, образованы 19 холдинговых компаний, 6 производственных объединений и 16 самостоятельных шахт. До последнего времени государство прямо контролировало процессы планирования производства и сбыта и утверждения цен. Принцип горизонтального выравнивания издержек производства приводил к тому, что "хорошие" шахты теряли свои инвестиционные средства, а "плохие" - чрезмерно субсидировались. Централизованное (в рамках отрасли) распределение (продажа) угля и система расчетных цен лишали шахты с лучшими производственными и горногеологическими условиями стимулов к снижению затрат и росту эффективности производства, а также препятствовали созданию условий для их самофинансирования ( накоплению средств или получению кредитов под будущие прибыли). С другой стороны, система, при которой у предприятий отсутствует право выбора (или необходимость поиска) потребителей своей продукции, означает, что фактически уголь продается под гарантию правительства, что, в свою очередь, позволяет им требовать затем от него средства на выплату заработной платы. Тем самым проблема взаимной задолженности предприятий перекладывается на государство, а следовательно, четкое разделение финансов предприятий и финансов государства становится невозможным.

До 1997 г. сохранялось жесткое регулирование внешнеторговой деятельности предприятий угольной промышленности Украины. Существовал специальный режим экспорта угля в основном через государственную организацию "Укруглесбыт". Импортируемый уголь облагался пошлиной в 3-5 долл. за 1 т. Такое регулирование внешней торговли оправдывалось тем, что уголь является "стратегическим" товаром. Но сегодня ситуация изменилась. Уголь можно легко импортировать из различных стран. Безусловно, за отечественным углем следует сохранить определенное место в энергообеспечении страны, однако значение украинского угля будет и дальше снижаться.

2. 3 Государственное финансирование угольной промышленности Украины в 1992-1998 гг.

В последние годы угольная промышленность была одним из основных (наряду с агропромышленным комплексом) получателейбюджетных средств. Прямые бюджетные расходы на ее финансирование в 1992-1997 гг. составляли от 0, 66 до 3, 36% ВВП страны (см. табл. 2. 4). Эти расходы не учитывают налоговых льгот, которые тоже следует рассматривать как субсидии.

Кроме прямого бюджетного финансирования, предприятия угольной промышленности в 1992-1994 гг. пользовались дополнительной финансовой поддержкой из отраслевого фонда финансового регулирования. В 1992-1993 гг. налог на доход (прибыль) предприятия уголь ной промышленности поступал в отраслевой фонд финансового регулирования. Дополнительные государственные субсидии из этого фонда составили в 1992 г. 0, 29 %, в 1993 - 0, 43 % ВВП.

Отраслевой фонд финансового регулирования был создан в угольной промышленности Украины в 1992 г. для финансирования отраслевых инвестиционных программ, фундаментальных научных разработок, затрат, связанных с неплановым закрытием шахт и ликвидацией аварий. В год его создания 80 % соответствующих средств было израсходовано на финансирование инвестиций, но уже в 1994 г. доля последних уменьшилась до 8 %, а расходы на оказание финансовой помощи существенно возросли (составив около 60 % расходов фонда).

    Табл. 2. 4

Государственные расходы на финансирование угольной промышленности Украины в 1992-1998 гг. , в % к ВВП

    1992
    1993
    1994
    1995
    1996
    1997
    (предварительные данные)
    1998 Утверждены ВС Украины
    Прямые бюджетные расходы
    2, 29
    3, 36
    3, 02
    0, 66
    1, 55
    2, 01
    1, 33
    Средства отраслевого фонда финансового регулирования
    0, 29
    0, 43
    0, 13

Косвенное финансирование вследствие задолженности по налогам и обязательным платежам

    0, 71
    1, 60
    1, 79
    Итого государственное финансирование
    2, 58
    3, 80
    3, 15
    1, 37
    3, 15
    3, 80
    1, 33

Рассчитано по данным Минфина и Министерства угольной промышленности Украины // с. 97

До 1994 г. средства, получаемые угольной промышленностью, предназначались в основном для возмещения разницы в ценах на уголь, тогда как на долю инвестиций приходилось только около 10% предоставленных средств. В 1994-1995 гг. предприятия, доходы которых не покрывали текущие расходы, получали также кредиты из бюджета в связи с "временными финансовыми трудностями". В 1995 г. предполагалось существенно изменить систему финансирования угольной промышленности, сократив ее бюджетное финансирование за счет повышения цен на уголь и прекращения ценовых субсидий. Имелось в виду, что увеличение цены угля до уровня фактических затрат на его производство (включая необходимую прибыль) позволит предприятиям отрасли самостоятельно покрывать текущие расходы на добычу и обогащение угля. За повышением цен последовал рост издержек, так что убытки, связанные с добычей угля, сохраняются. Сегодня цена украинского угля уже превысила цены на уголь из Польши и России (включая расходы на транспортировку).

В последние годы государственное финансирование угольной промышленности Украины состоит из двух частей: прямых бюджетных ассигнований и непрямого финансирования в виде средств, которые предприятия отрасли стали "выбивать" явочным порядком путем неуплаты в бюджет налога на прибыль, отчислений в Пенсионный фонд, фонды социального страхования и занятости, а также в инновационный и дорожный фонды. В 1997 г. общая сумма фактических расходов на финансирование угольной промышленности составила около 3, 7 % ВВП, в том числе прямые бюджетные расходы - менее 2 % ВВП.

В 1998 г. предусмотрено направить из бюджета на цели финансирования предприятий отрасли 1, 33 % ВВП. Согласно расчетам Минуглепрома Украины, в 1998 г. угольщикам необходима государственная помощь почти в 3, 5 млрд. грн. , а с учетом затрат на закрытие шахт - более 4, 5 млрд. грн. , что составляет соответственно 3, 5 и более 4, 5 % ВВП. Следовательно, существует риск того, что угольные предприятия путем неплатежей будут стремиться получить эти средства.

Опыт развития угольной промышленности Украины убедительно показывает, что простым повышением цен нельзя добиться улучшения ситуации в отрасли. Сегодня важнейшей проблемой угольной промышленности Украины является снижение затрат. В последние два года более 80 % средств, которые предоставлялись отрасли из бюджета (в том числе и на реструктуризацию предприятий), были израсходованы на выплату заработной платы. Отсутствие в отрасли реальных реформ и эффективных мер избирательной поддержки наиболее производительных шахт приведет к усилению тенденции роста затрат без каких-либо реальных результатов.

В марте 1994 г. кабинетом министров Украины была утверждена программа развития угольной промышленности и социальной сферы шахтерских регионов на период до 2005 г. "Уголь", исходящая из следующих предпосылок:

- уголь остается основным энергоносителем на ближайшие 15 - 20 лет; - потребности страны в угле удовлетворяются за счет собственного производства. Программа предусматривает увеличение добычи угля к 2005 г. до 155 - 158 млн. т в год, а к 2015 г. - до 170 млн. т. Для достижения этой цели намечен широкий круг мероприятий: завершение строительства шахт и разрезов, начатого до 1993 г. ; реконструкция 46 действующих шахт; строительство 20 новых шахт и одного разреза; реконструкция действующих обогатительных и брикетных фабрик и отдельных цехов на предприятиях угольного машиностроения; расширение строительной базы отрасли, строительство объектов социальной сферы. Предполагается закрытие 48 неперспективных шахт и разрезов, а также 10 обогатительных фабрик. За 12 лет выполнения программы среднегодовые расходы должны составить около 0, 66 % ВВП и в том числе бюджетные - менее 0, 4% ВВП. Понятно, что при столь ограниченных финансовых ресурсах развитие отрасли, да еще в таких значительных масштабах, невозможно. Программа составлена в соответствии с социалистическими традициями. Ее разработчики исходили из того, что после утверждения программы средства, реально необходимые для осуществления запланированных мероприятий, обязательно будут предоставлены из бюджета. С учетом сегодняшней экономической ситуации в Украине цели программы "Уголь" выглядят весьма сомнительными и нереалистичными. В связи с существенным ростом затрат необходимо пересмотреть все ее мероприятия с точки зрения их окупаемости и экономической целесообразности.

Министерством угольной промышленности Украины разработаны эталонный проект и методология расчета затрат, связанных с закрытием шахт. Максимальные расходы по закрытию эталонной шахты составляют 80-90 млн. грн. (около 50 млн. долл. ), а средние - 60 млн. грн. (около 33 млн. долл. ). Расходы по закрытию шахт могут быть разбиты на ряд категорий.

1. Расходы по физическому закрытию шахт включают расходы на демонтаж оборудования, разборку линий электропередач и связи, на мероприятия по ликвидации шурфов, стволов и водоотливов, по разборке непригодных зданий, ликвидации горных выработок и засыпке стволов. Демонтаж оборудования предусматривается, если его износ не превышает 50%, при более высоком износе оборудование идет на металлолом.

2. Закрытие шахт предполагает передачу объектов социальной сферы, находящихсяна балансе шахт, в коммунальную собственность или Министерству здравоохранения Украины. Согласно существующему порядку, эти объекты должны быть отремонтированы. Поскольку в последние годы жилищный фонд практически не ремонтировался, соответствующие расходы могут быть весьма значительны. 3. Наибольший удельный вес в расходах по закрытию шахт составляют расходы по социально-экономической защите увольняемых работников: на выплату выходных пособий, пособий по утере трудоспособности, регрессных исков, выдачу бесплатного угля всем работающим, а также инвалидам и пенсионерам, на создание новых рабочих мест в отрасли.

4. Потребуется создание новых рабочих мест в угольных регионах за пределами предприятий отрасли. Это могут быть, например, цеха по производству строительных материалов или дополнительные рабочие места на предприятиях легкой промышленности региона. 5. Важное значение имеют расходы на природоохранные мероприятия, предполагающиетехническое решение проблем водоотлива (так как все шахты являются водоносными), меры по предотвращению взрывов и газовых выбросов, а также озеленению отвалов.

6. Проекты Минуглепрома Украины предусматривают и строительство жилья для шахтеров, стоящих в очереди на его получение. В последнее время объемы жилищного строительства существенно отставали от потребностей в новом жилье, поэтому соответствующие расходы тоже могут быть высокими.

Сравнение предварительных смет финансирования. Были проанализированы данные о сметной стоимости закрытия 16 шахт, которое предполагалось в 1996 г. Исходя из этих показателей можно оценить среднюю стоимость закрытия одной шахты: она составила 13, 3 млн. долл. [33И. Лунина Реструктуризация угольной промышленности: Европейский опыт и ситуация в Украине // Вопросы экономики 5-98, с. 99]

Наибольший удельный вес приходится на расходы по социально-экономической защите работников в связи с их высвобождением. В расчете на одну закрываемую шахту на это потребуется 4, 2 млн. долл. Создание новых рабочих мест в угольных регионах за пределами предприятий отрасли (11, 3%) стоит 1, 51 млн. долл. , а передача объектов социальной сферы - 1, 12 млн. долл. Всего социальные расходы (включая строительство жилья) составляют 65% затрат, связанных с закрытием 16 шахт. Расходы по физическому закрытию (27, 3 %) достигают 3, 6 млн. долл. в расчете на одну шахту.

По традиции, сложившейся в 30-е годы, каждый шахтер бесплатно получает 6 т угля в год. В настоящее время в отрасли работают около 700 тыс. человек, вместе с пенсионерами и инвалидами - около 1 млн. человек. Следовательно, для реализации только этого мероприятия требуется 6 млн. т угля, или 7-9 % его годового производства.

Согласно пилотному проекту Всемирного банка, предусматривающему закрытие трех шахт, средние расходы на закрытие одной шахты ниже, чем по проекту Минуглепрома Украины - 9, 5 млн. долл. Максимальные расходы по физическому закрытию шахт (включая мероприятия по охране окружающей среды) не превысят 3 млн. долл. в расчете на одну шахту (в проекте Минуглепрома Украины соответствующий показатель составляет 4, 7 млн. долл. ).

Предполагается, что данный проект будет осуществлен на основе конкурсного отбора исполнителей. Контракты получат те организации, которые предложат самую низкую цену. Оплачиваться работы будут после окончания следующих арапов: а) завершение подземных работ; б) снос зданий на поверхности; в) герметизация шахтных стволов.

По оценке экспертов Всемирного банка, основным удорожающим фактором является продолжение работы шахты после завершения срока ее полезной службы. Иначе говоря, минимальные издержки можно обеспечить при быстром закрытии шахты. В соответствии с проектом Всемирного банка расходы, связанные с высвобождением работающих, в два раза ниже, чем по проекту Минуглепрома Украины, поскольку не предусматривают оплату создания новых рабочих мест в отрасли. В обоих проектах расходы по передаче объектов социальной инфраструктуры и по созданию рабочих мест в угольных регионах за пределами предприятий отрасли в расчете на одну шахту почти одинаковы. Всемирный банк предусматривает также дополнительные расходы по техническому сопровождению проекта и допуск на непредвиденные затраты. Полюбому из проектов социальные расходы, связанные с закрытием шахт Украины, в два раза превышают расходы по их физическому закрытию.

Политика реформ в угольной промышленности должна быть нацелена на поддержку потенциально конкурентоспособных шахт. Немедленное закрытие шахт, планируемое государством, не является необходимым. Во-первых, оно непосредственно коснется предприятий с небольшими объемами производства. Во-вторых, политические и социальные издержки таких мер слишком высоки.

В перспективных угольных регионах необходимо осуществлять политику, направленную на стимулирование создания новых рабочих мест для работников неперспективных шахт.

Позитивно сказаться на структуре занятости в угольных регионах может предоставление небольших кредитов тем, кто выделяется из состава угольного предприятия (например, подразделениям сферы услуг). Вместе с тем такие программы кредитования следует развивать с учетом прогресса в реструктуризации, достигнутого в угольном регионе. Их цель - содействовать формированию сети действующих предприятий вокруг потенциально конкурентоспособных шахт, что, в свою очередь, окажет положительное влияние на другие угольные регионы. 2. 4 РЕАЛИЗАЦИЯ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ ПРЕДПРИЯТИЙ ПЕЧОРСКОГО УГОЛЬНОГО БАССЕЙНА С УКРАИНОЙ

По состоянию на 01. 01. 99. в Печорском бассейне в эксплуатации находится 12 шахт суммарной мощностью по добыче 23, 97 млн. тонн, из них:

· в Воркутинском промузле - 7 шахт, на 5 шахтах добываются коксующиеся угли (марка Ж), а на 2 шахтах ("Аяч-Яга" и "Воргашорская") - энергетические угли (марка ГЖО);

· в Интинском промузле - 5 шахт, добывающих только энергетические угли (марка Д).

По горно-геологическим условиям большинство запасов на действующих шахтах являются благоприятными для разработки.

Основными потребителями воркутинских коксующихся углей являются металлургические и коксогазовые заводы Центральных районов России (" Северсталь", АО "Новолипецкий МК", Московский КГЗ) и ряд Уральских металлургических и коксохимических заводов (Нижнетагильский МК, Магнитогорский МК и Губахинский КХЗ).

В г. Воркуте к перспективным отнесены 6 шахт ("Северная", "Воркутинская", "Комсомольская", "Заполярная", "Аяч-Яга" и "Воргашорская"), наличие запасов позволяет обеспечивать их эксплуатацию еще в течение 20-30 лет на уровне производственных мощностей. Лишь только на шахте "Октябрьская", ведущей отработку запасов на последнем горизонте, остаточный срок эксплуатации составляет всего около 7 лет.

За период реструктуризации угольной отрасли (1994-1997 гг. ) в Воркутинском районе прекращена эксплуатация на 4 шахтах ("Хальмер-Ю", "Промышленная", "Южная", "Юнь-Яга"), а в 1998 году начаты работы по ликвидации еще двух шахт: "Гор-Шор" и "Центральная", из них ликвидация шахты "Гор-Шор" вызвана отсутствием запасов, а шахты "Центральная" - вследствие крупной аварии (взрыв метана) с последующим разрушением горных выработок, восстановление которых признано нецелесообразным. Восполнение выбывающих производственных мощностей по добыче коксующихся углей будет обеспечиваться приростом добычи на перспективных шахтах за счет их реконструкции и технического перевооружения. Однако после выбытия в 2004 году шахты "Октябрьская" (отработка запасов), для поддержания необходимого уровня добычи коксующихся углей, определенного конъюнктурой рынка, в перспективе может возникнуть необходимость в закладке в Воркутинском районе одной новой шахты.

Стратегия долговременного развития угледобычи в Печорском бассейне должна строится, исходя из потенциальных возможностей действующего и строящегося шахтного фонда и наличия устойчивого спроса на угольную продукции и ее конкурентоспособности с другими углями на региональных рынках. Спрос на воркутинские коксующиеся угли в период 1998-2002 гг. практически соответствует достигнутому уровню их добычи (8, 0 - 8, 2 млн. тонн/год), а на энергетические угли незначительно повышается (на 1 млн. тонн в год) и обеспечивается действующими производственными мощностями. ОАО "Воркутауголь" предусматривалось существенное наращивание добычи на перспективных шахтах за счет завершения работ по их реконструкции и техническому перевооружению. Однако, в связи с весьма малыми объемами выделяемых из федерального бюджета инвестиций на реконструкцию и техническое перевооружение шахт и недостатком собственных средств на эти цели, работы по реструктуризации предприятий ОАО "Воркутауголь" свелись, в основном, к ликвидации 4-х неперспективных шахт и закрытию отдельных малопроизводительных участков на действующих шахтах при резком сокращении объемов работ по развитию производства и техническому перевооружению перспективных шахт. Так, за 1995-1997 гг. объемы инвестиций по ОАО "Воркутауголь" на закрытие шахт возросли в 2 раза, а на развитие производства и техническое перевооружение остальных шахт были снижены в 6 раз.

В рамках реализации Программы реструктуризации ОАО "Воркутауголь" осуществляется ряд мероприятий по реструктуризации шахтного фонда за счет средств господдержки и собственных источников финансирования: в 1995 году планировалось выполнить работы по реконструкции 5-ти шахт с освоением 77, 8 млн. руб. капитальных вложений, фактически профинансировано 70. 8 млн. руб. (91, 1%), в 1996 году, соответственно 271, 6 млн. руб. - 110, 1 млн. руб. (40, 6%), в 1997 году - 382, 3 млн. руб. - 26, 3 млн. руб. (6, 8 %), в 1998 году - 373, 1 млн. руб. - 9 млн. руб. (2, 4 %). Из приведенных цифр видно, что практически в течение З-х лет Программа реструктуризации в части реконструкции действующих шахт не выполняется, произошло структурное изменение: "Общество" было вынуждено для предотвращения "срыва" реконструкции шахт начиная с 1997 года вести основной объем работ за счет собственных средств: 1997 г. - 62, 7 млн. руб. , 1998 г. 67, 2 млн. руб.

Из-за отсутствия выделяемых инвестиций на реконструкцию обогатительных фабрик в период 1995-1997 гг. практически не проводились работы по реконструкции ОФ ш. "Воркутинская" и ЦОФ "Печорская". Удельный вес средств господдержки в доходах ОАО "Воркутауголь" снизился с 42 % в 1994 году до 16 % в 1998 году, что вызвало резкий рост дефицита платежеспособности предприятия.

Финансово-экономическая ситуация, сложившаяся в ОАО "Воркутауголь" отражает общую тенденцию в развитии всей угольной отрасли, связанную со снижением уровня господдержки отрасли с 1993 по 1998 гг. с 8, 0 % до 1, 0 % валового внутреннего продукта, что не отвечает уровню проводимых структурных преобразований. В результате затраты на техническое перевооружение, не терпящие переноса на более позднее время и напрямую связанные с безопасностью работ сведены к минимуму.

Ситуация осложняется организационными возможностями по созданию и модернизации оборудования, соответствующего мировому уровню, что уже сегодня не позволяет восполнить интенсивный износ основных фондов (см. справка по износу очистных комплексов и проходческих комбайнов).

Страницы: 1, 2, 3


© 2007
Использовании материалов
запрещено.