РУБРИКИ |
Индейцы северной америки |
РЕКЛАМА |
|
Индейцы северной америкиИндейцы северной америкиДата добавления: январь 2007г. К началу XVI в. население Северной Америки состояло из большого числа племён и народностей. По типам хозяйства и историко-этнографической общности они делились на следующие группы: Основным видом деятельности эскимосов была охота на тюленей, моржей, китов, на полярных медведей и песцов, а также рыбная ловля. Оружием служили дротики и гарпуны с подвижными наконечниками из кости. Морж и тюлень доставляли эскимосу почти всё необходимое: мясо и жир шли в пищу, жир употреблялся также для отопления и освещения жилища, кожа служила для покрытия лодки, из неё же делали полог для внутренней части снежной хижины. Мех медведей и песцов, шкуры оленя и мускусного быка шли на изготовление одежды и обуви. Наименование эскимосы происходит от индейского слова «эскимантьик», что означает «поедающие сырое мясо». Типичными для этой группы были тлинкиты. Главным источником их существования была рыбная ловля, т. к они жили на берегу океана. Недостаток в растительной пище возмещался сбором диких ягод и плодов, а также водорослей. Тлинкиты пользовались костяными и каменными шлифованными орудиями. Пищу варили в деревянных сосудах, бросая в воду раскалённые камни. У этого племени не было ни земледелия, ни животноводства. Единственным прирученным животным была собака, которая использовалась на охоте. Интересен способ, которым тлинкиты получали шерсть: они загоняли в огороженные места диких овец и коз, стригли их и снова отпускали на свободу. Из шерсти ткали накидки, позднее из шерстяной ткани стали изготовлять рубашки. У тлинкитов, как и у других индейцев северо-западного побережья, был развит обмен. Сухая рыба, истолчённая в порошок, рыбий жир и меха выменивались на изделия из кедра, на наконечники копий и стрел, а также на различные украшения из кости и камня. Предметом обмена были также рабы-военнопленные. Основной общественной единицей северо-западных племён был род. Роды, называвшиеся по именам тотемных животных, объединялись во фратрии. При заключении брака жених отрабатывал у родителей невесты год или два, затем молодые уходили в род мужа. Наличие рабства— характерная черта общественного строя этих племён. Индейцы восточной части Северной Америки Племена восточной части Северной Америки — ирокезы, мускогские племена и др. —жили оседло, занимались мотыжным земледелием, охотой и собирательством. Они изготовляли орудия из дерева, кости и камня, применяли и самородную медь. Оружием служили лук со стрелами, дубинки с каменным навершием и томагавк. Жилищем прибрежных алгонкинских племён служил вигвам—шалаш из стволов молодых деревьев, кроны которых соединялись вместе. Наиболее типичными для всей группы восточных племён были ирокезы. Ирокезы жили вокруг озёр Эри и Онтарио и на реке Ниагара. Центральную часть территории нынешнего штата Нью-Йорк занимали пять племён ирокезов: сенека, кайюга, онондага, онейда и могавки. У каждого племени был особый диалект. Основным источником существования ирокезов было мотыжное земледелие подсечно-огневого типа. Ирокезы выращивали кукурузу (маис), бобы, горох, подсолнечник, арбузы, кабачки, табак. Они собирали дикорастущие ягоды, орехи, каштаны, жёлуди, съедобные корни и клубни, грибы. Любимым лакомством их был кленовый сок, его вываривали и употребляли в виде патоки или затвердевшего сахара. Большую роль играла охота на оленя, лося, бобра, выдру, куницу и других лесных зверей. Особенно много добычи получали от загонной охоты. Весной и летом ловили рыбу. У ирокезов было широко распространено гостеприимство. В ирокезском селении не могло быть голодных до тех пор, пока хоть в одном доме оставались запасы. Наиболее мелкой общественной единицы ирокезов была овачира. Овачира состояла из группы кровных родственников, потомков одной прародительницы. Вся власть внутри овачиры принадлежала женщинам. Главой овачиры была правительница, выбиравшаяся женщинами-матерями. В лесах современной Канады жили племена нескольких языковых семей: атапаскской, алгонкинской и некоторых других. Главным занятием этих племён была охота на оленя-карибу, на лося, медведя, диких баранов и др. Подсобное значение имели рыболовство и сбор дикорастущих семян. Основным оружием лесных племён были лук и стрелы, дубины, палицы, копья и ножи с каменными наконечниками. Индейцы лесов Севера жили и охотились группами, представлявшими родовые коллективы. Индейцы прерий В прериях жили многочисленные индейские племена. Наиболее типичными их представителями были дакота, команчи, арапахи и чеиены. Эти племена оказали особенно упорное сопротивление европейским колонизаторам. Основным источником их существования была охота на бизона. Бизон давал мясо и жир для питания, мех и кожу для одежды и обуви, а также для покрытия шалашей. Индейцы прерий охотились пешими, с собаками, применяя лук и стрелы. Охота была коллективной. Индивидуальная охота запрещалась. Нарушившего запрет жестоко наказывали. Индейцы прерий не знали металла, они употребляли каменные топоры и молоты, кремнёвые ножи, скребки и наконечники стрел. Индейцы прерий жили племенами, делившимися на роды. Индейцы Калифорнии представляли собой одну из наиболее отсталых групп коренного населения Северной Америки. Характерной особенностью этой группы была крайняя этническая и языковая дробность; племена Калифорнии принадлежали к нескольким десяткам мелких языковых групп. Индейцы Калифорнии не знали ни оседлости, ни земледелия. Они жили охотой, рыболовством и собирательством. Охотились с луком и стрелами на оленей и мелкую дичь. Калифорнийцы плели из молодых древесных побегов или корней водонепроницаемые корзины, в которых варили мясо и рыбу: налитую в корзину воду доводили до кипения, погружая в неё раскалённые камни. Индейцы юго-запада Северной Америки Наиболее типичными для этой группы были племена пуэбло. индейцы пуэбло уже занимались земледелием и создали систему искусственного орошения. Они сажали кукурузу, бобы, тыкву и хлопок. Испанское слово «пуэбло» значит селение, община. Испанские завоеватели назвали так группу индейских племён по поразившим их селениям, представлявшим собой одно общее жилище. Жилище пуэбло состояло из одного строения из сырцового кирпича, внешняя стена которого замыкала всё селение, делая его недоступным для нападения извне. В каждом из таких селений жило до тысячи человек. Господство родовых отношений отразилось и в религии индейцев —в их тотемистических верованиях. Слово «тотем» буквально означало «его род». Тотемом считались животные или растения, по названиям которых именовались роды. Тотемы считались как бы сородичами членов данного рода, имеющими с ними общее происхождение от мифических предков. Верования индейцев были пронизаны анимистическими представлениями. У более развитых племён существовала богатая мифология; из сонма духов природы были выделены верховные духи, которым приписывалось управление миром и судьбами людей. В культовой практике господствовал шаманизм. Индейцы хорошо знали звёздное небо, расположение планет и ориентировались по ним в своих путешествиях. Изучив окружающую флору, индейцы не только употребляли дикие растения и плоды в пищу, но и использовали их в качестве лекарств. Индейцы разработали систему условных знаков, при помощи которых передавали сообщения. Знаками, вырезанными на коре деревьев или составленными из ветвей и камней, индейцы сообщали нужные сведения. На дальнее расстояние сообщения передавали при помощи костров, днём— дымящихся, ночью —горящих ярким пламенем. Вершиной духовной культуры индейцев Северной Америки была их зачаточная письменность—пиктография, картинное письмо, составляли летописи или календари, нарисованные на коже; рисунки передавали в хронологическом порядке события, происшедшие в данном году. |
|
© 2007 |
|