РУБРИКИ

История Армении (от 2107 г. до н.э. по 1828 г.) - (реферат)

   РЕКЛАМА

Главная

Логика

Логистика

Маркетинг

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Международное публичное право

Международное частное право

Международные отношения

История

Искусство

Биология

Медицина

Педагогика

Психология

Авиация и космонавтика

Административное право

Арбитражный процесс

Архитектура

Экологическое право

Экология

Экономика

Экономико-мат. моделирование

Экономическая география

Экономическая теория

Эргономика

Этика

Языковедение

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

История Армении (от 2107 г. до н.э. по 1828 г.) - (реферат)

p>Четвертый период - от 433 по 632 гг. Правление персидских наместников мазр панов.

Армения переживала тяжелый период феодальной раздробленности. Ни разделение страны, ни внешние враги не могли прекратить междоусобиц и объединить армян. Восточная часть Армении, отошедшая к Персии стала управляться персидскими мазр - панами.

Персидский царь Язкерт II направил в Армению мазр - пана Вех - Михр - Шахпура . Его задачей было искоренение христианства и распространение в Армении учения Зороастра (огнепоклонство). Христиане преследовались, подвергались гонениям, всяческим притеснениям. Многие нахарары, ушедшие на войну с гуннамипо ту сторону Дербентских ворот, вернувшись, были поражены жестокостью персов. Это вызвало гнев и возмущение. Тайно собравшись в г. Арташате они поклялись в защите своей веры до последней капли крови. Об этом собрании стало известно Язкерту. Он потребовал к себе армянских нахараров Васака, Вартана Мамиконяна с его зятем, грузинским князем Вазденом и албанского царя Ваче. Страшными пытками и угрозами расправы над семьями Язкерт принудил их отречься от христианства. Затем отправил их во главе персидской армии на покорение Армении. Христианству грозила большая опасность. Вартан сумел бежать от персов. Покаявшись в отречении и получив прощение, он тут же возглавил восставших христиан. Успех во всем сопутствовал Вартану, он быстро очистил территорию страны от персов, помог освободить от них Албанию и закрыл основные силы персов в Адербаджане. Предательство Васака позволило врагу ворваться в Араратскую область и опустошить ее. В 451 г. армия Вартана Мамиконяна встретилась с персами у реки Дгмут. В жестоком бою полегло почти все армянское воинство, в том числе и сам Вартан. Уцелевшие нахарары бежали из страны, ища убежище в других странах. Страшное запустение опустилось на страну. В течение 30 лет Армения затягивала свои раны. Но как только представилась возможность и удобный случай ( неудачная война персов с гуннами), Ванн Мамиконян, племянник погибшего Вартана, вновь очистил Армению от персов. Но вскоре предательство грузинского царя Вахтанга заставило Ванна бежать и укрыться в горах Колхиды. Новый случай представился Ванну, когда, после гибели в бою с гуннами царя Персии , там начались беспорядки. Не имея сил для борьбы с Арменией, новый персидский царь Вагарш посчитал за благо подписать с Ванном мир и назначил его мазр - паном Армении.

Борьба армян против персидского владычества не прекращалась. Так, в царствование персидского царя Хосрова I (531 - 579 г. ) , восстание поднял Вартан Мамиконян. Он захватил и некоторое время удерживал под своей властью город Двин, но затем был вынужден бежать в Константинополь. Освободить Армению ему не удалось. Но и в самой Персии происходили значительные перемены. Сам Хосров I перед смертью принял христианство. А после его смерти Персию охватили смута и беспорядки, вызванные междоусобицами. Сын Хосрова был вынужден бежать из страны и искать спасения у византийского императора Маврикия, который потребовал передачи в свои владения большую часть персидской части Армении. К возвратившемуся Хосрову II , присоединились армянские нахарары и помогли ему восстановить свои права на престол. В благодарность Хосров назначил Смбата Багратуни мазр - паном Армении и разрешил постройку храма Св. Григория в г. Двине. Последний мазр - пан Армении был Варазтироц, также из рода Багратуни ( 625 г. ).

Важным событием этого периода было отделение армянской Церкви от греческой после Халкидонского собора, состоявшегося в 598 г.

Пятый период - от 632 по 702 гг. Управление греческих куропалатов.

В то время, когда древние державы все больше и больше раздирались междоусобицами и внутренними беспорядками, в Малой Азии внезапно объявилась новая сила - арабы . Под ударами новых завоевателей пала Персия в 651 году. Надеясь найти покровительство и защиту у Константинополя, Варазтироц добровольно признал над собою власть греческого императора Гераклия, который присвоил ему звание куропалата. Но император не спешил вступаться за армян. А тем временем арабы практически опустошили Араратскую провинцию, в Двине истребили более 35 тысяч человек и вывели в Дамаск огромное количество пленных.

После ухода арабов в Армению прибыл Константин под предлогом наведения порядка в стране после арабского разорения. Фактически его мало беспокоила судьба собственно Армении, он стремился не выпустить ее из рук и вернуть для этого армянскую Церковь под греческое единоначалие. Гераклий развернул по всей стране религиозные преследования под предлогом искоренения ереси. Только волнения в Константинополе заставили императора вернуться в Грецию. Армения заметалась меж двух огней. Патриарх Нерсес для выборов нового правителя собрал нахараров. Был избран Газамасп Мамиконян, который был утвержден Гераклием в звании куропалата. В ответ на это арабы уничтожили более полутора тысяч армянских заложников. Армяне были вынуждены избрать нового правителя Григория Мамиконяна, который находился в плену у халифа, и обратиться к арабам за новым утверждением. Новый правитель был немедленно выпущен и спокойно управлял Арменией двадцать четыре года. Он погиб в бою с хазарами. После его гибели и двухлетних смут власть перешла к Ашоту Багратуни (686 г. ). Ашот признал себя данником халифов. Выбрав удобный момент, греки тут же отомстили армянам страшным опустошением. Заподозрив заговор за своей спиной, арабы разорили южные провинции , убили Ашота и дошли до озера Севан. После их ухода явился император Юстиниан с войском, разорил то, что осталось, и , назначив куропалатом Нерсеса Камсаракана, ушел восвояси. После ухода Юстиниана снова пришли арабы, разбили Нерсеса и присоединили Армению к Дамасскому халифату. Такое невыносимое положение заставило армян собрать последние силы и под предводительством Смбата Багратуни и при помощи греков поднять восстание и выбить арабов из страны. Решающее сражение произошло на берегах Куры, близ г. Вартанакерта. Армения вздохнула с облегчением. Тем не менее Смбат Багратуни был последним куропалатом Армении.

Период шестой - от 702 до 1021 гг. Остиканы дамасских халифов.

Усиливающие постоянно свое влияние арабы, становились все более грозной силой в Малой Азии. Армения, как игрушка, переходила из рук в руки и поочередно доставалась тому, кто в данный момент оказывался сильнее. В этот период сила была на стороне арабского Халифата. Управление Арменией было передано арабским остиканам. Обираемые и притесняемые армяне не мирились со своим положением. Армения бурлила непрерывными восстаниями, постоянно усмиряемыми силой оружия. Восстания носили чаще местный характер, ибо на масштабные выступления у растерзанной Армении не хватало сил.

Арабские остиканы действовали не только силой. Но и коварством. Так, в 704 г. , вновь назначенный остикан Кашем, привлекший на свою сторону многих армянских нахараров своим справедливым и уважительным отношением, собрал князей Армении на совещание в Нахичеване. Перед совещанием нахарары собрались в церкви для молитвы и получения благословения. Подстроив это специально, Кашем приказал закрыть тяжелые двери собора и подпалить его со всех сторон. Вероломное сожжение армянских князей на многие годы подорвало силы армян. Арабские остиканы постоянно практиковали казни и аресты армянских епископов, князей , богатых купцов, чье имущество им приглянулось. Это вызывало все новые и новые волнения. Смена династии в Халифате и воцарение Абассидов привело к некоторому смягчению положения. Абул - Аббас, и его преемники, основавшие свою столицу в Багдаде, значительно большее время уделяли просвещению, наукам, искусству, ремеслам и земледелию, нежели войнам. Это отразилось и во всех подвластных им территориях. Лучшей переменой в Армении явилось то , что остиканом был назначен армянин Баграт Багратуни (835 г. ), чей род значительно возвысился после гибели князей в Нахичеване. В его правление было поднято восстание. Баграт был схвачен и казнен в Багдаде. Армению залил кровью Абу - Саад. Но через год восставшие жители Тарона убили Абу - Саада (851г. ) , а его войско разбежалось. Но уже в 854 году были опустошены и полностью обезлюдили не только Армения, но и Албания, Грузия. Жестокий Буга, родом турок, пробившийся из невольников в приближенные халифа благодаря своей храбрости и беспредельной преданности, ненавистник христиан, смерчем пронесся по Армении. Сборы дани так упали, что халиф был вынужден вновь передать ее управление армянским князьям. Тем не менее арабы все больше усиливали давление на армянскую знать с целью склонить ее к принятию мусульманства. Так, в плену был замучен Смбат Багратуни, которого прочили в остиканы Армении при условии перемены религии. Твердость духа Смбата поразила арабов. После его смерти они осыпали милостями его сына Ашота, дав ему титулкнязя - князей ( 859 г. ) , а затем признал Ашота царем Армении( 885 г. ). Царский сан Ашота I признал и византийский император Василий Македонянин. За время своего правления Ашот успел расширить свои северные границы, усмирив несколько горских племен, примирить враждующих нахараров, но особое внимание он уделял возрождению Армении, строительству городов, храмов, дорог, возрождению торговли. В его царствование Армения быстро затягивала свои раны, беженцы возвращались на свои земли. После смерти Ашота в Армении вновь разразилась междоусобная война между его сыном, царем Смбатом I , и братом Аббасом. Положение усугублялось и военным вмешательством адербейджанского остикана Авешина, стремящегося подчинить себе Армению, а затем его брат Юсуф, поклявшийся отомстить Смбату. В результате пятилетней войны Смбат был схвачен и казнен Юсуфом. Со смертью Смбата I, междоусобные войны еще обльше усилились. Сыну Смбата Ашоту II Железному ( 914 г. ) досталась разоренная страна, а малочисленная дружина, с которой он носился по стране, наводя порядок, скорее напоминала банду разбойников. И тем не менее он очень скоро заставил считаться с собой. Он с легкостью выбил арабов из Тифлиса, столицы Грузии. Ашот Железный заключил очень выгодный договор с Константинополем, по которому Константин VII Багрянородный дал ему греческие войска и при их помощи нанес арабам ряд крупных поражений и очистил от них подвластные ему территории, наголову разбил Юсуфа (921 г. ). Вынужденный считаться с Ашотом халиф передал ему титул Шахин - шаха. Ашот перенес свою столицу в г. Ани. Многое он сделал и для развития экономики страны, поощряя строительство и торговлю. Бездетному Ашоту наследовал его брат Аббас II ( 928 г. ). В его царствование непродолжительная и успешная война сабхазцамиеще надежней укрепила северные границы Армении. Большое внимание Аббас уделял строительству и возрождению городов ( Карс ) и соборов. Арабский Халифат стали раздирать междоусобицы. Некогда огромное могущественное государство стало дробиться на отдельные эмираты, не желающие подчиняться центральной власти в Багдаде. Теперь арабы почти не беспокоили Армению. Страна восстанавливалась и хорошела год от года. Сын Аббаса, Ашот III Милосердный (Огормоц) , продолжил внутреннюю политику отца. Он также сохранил титул шахин - шаха, в подчинении у которого находились эмиры и шахи различных уделов, все еще подвластных Багдаду. Так, Ашот усмирил эмира Гамптуна, правителя Месопотамии, пытавшегося отделиться от Халифата, и в назидание другим, казнил его.

Ашот III оставил троих сыновей. Двое старших последовательно занимали трон отца, а третий Гурген стал родоначальником династии, основавшей отдельную область. Армянскую Албанию. Старший сын Ашота, Смбат II ( 977 г. ) унаследовал любовь к градостроению. Свою столицу Ани он украсил великолепным дворцом и собором. Он строго следил за соблюдением мира как внутри страны ( укротил своего дядю, царя Карского, привел в повиновение эмира Двинского), так и на ее границах ( усмирил взбунтовавшихся абхазцев). Смбату II наследовал его брат, Какика I (989 г. ) . Он принимал деятельное участие в борьбе своего племянника Давида , царя Лорийского ( Лори или Гори - столица Армянской Албании), против арабских эмиров, владевших уделами в Армении. Он также как и его предшественники активно занимался строительством, покровительствовал просвещению, земледелию, торговле. Сын Какики I, Ованес - Смбат (1020 г. ), не обладал государственными способностями и в его правление центральная власть стала слабеть. Опять подняли головы недовольные нахарары. Страна грозила развалиться. Видя это, энергичный и умный, младший брат Ованеса, Ашот IV Храбрый (Кадч), нарушая право первородства, отделил от владений Ованеса южную Армению и воцарился там. Ссора же Ованеса со своим родственником и грузинским царем Георгием Багратуни , стоила ему нескольких крепостей.

Период седьмой - от 1021 до 1080 гг. Нашествие турок - сельджуков.

Спокойный период пролетел быстро. Армению ждали новые испытания. В Азии появились новые завоеватели : турки - сельджуки. После арабского владычества Армения представляла собой лоскутное одеяло, состоящее из отдельных земель, управляемых феодалами, как армянами, так и арабами, носящих различные титулы : царей, эмиров, шахов. Все они подчинялись армянскому царю, носящему титул шахин - шаха.

Первой подверглась нападению богатейшая провинция Армении - Васпуракан, насчитывающий 37 округов. За короткий срок его земли превратились в пепелище. Не имея сил защищаться царь Васпуракана Синекерим обратился к императору Василию II за помощью. Желая увеличить свои владения в Малой Азии, Константинополь предложил не просто прислать свои войска, а “обменять” армянскую провинцию на византийскую, с тем чтобы Синекерим вместе с подданными переселился во внутренние , безопасные от врагов, земли империи, а свои территории предоставил для устройства военных гарнизонов Византии. Понимая всю двусмысленность подобной “заботы”, Синекерим, доведенный до отчаяния, вынужден был согласиться. С остатками своих подданных он переселился в Севастию, город в Малой Азии, данный ему в удел с округом. Следом за Васпураканом, турки вторглись в Двинскую область. Но здесь они потерпели сокрушительное поражение от спарапета (полководца) Вассака Пахлавуни. Избавившись от турок, армяне тут же ощутили результаты “заботы” византийского императора. Под предлогом смирить грузинского царя Георгия Багратуни, греки оккупировали пограничные с ними армянские провинции, захватили Абхазию, и стали подбираться к землям рода Багратуни и древней столице Армении - г. Ани. Испугавшись оказаться меж двух огней, слабовольный Ованес - Смбат поспешил признать себя вассалом императора Византии и завещал ему Ани после своей смерти. Смерть Ашота IV Кадча (1039 г. ) , а через год и Ованеса - Смбата вызвали новые смуты в стране: разгорелась борьба за престол между сюникским князем Саркисом и Багратидами . Не заставили ждать себя и греки, явившиеся за “наследством” Ованеса. И в 1041 г. войска Константина IX Мономаха осадили г. Ани. Оборону города возглавил восьмидесятилетний Ваграм Пахлавуни. Защитники мужественно отстояли город. Войска Мономаха вынуждены были вернуться в Константинополь, где поднялось восстание. Воспользовавшись передышкой, царем Армении провозгласили сына Ашота IV Кадча Какика II (1042 г. ). В это время турки - сельджуки вновь напали на Армению. Армия Какики под началом спарапета Магистроса нанесла им решительное поражение. Не успели простыть следы турок, вновь явились войска Мономаха. Подкупив Двинского эмира, греки рассчитывали на скорую победу. Но Какика перекупил двинского эмира и война могла затянуться надолго. Тогда Мономах прибегнув к хитрости, заманил Какику в Константинополь, заставил его отречься от престола (1046 г. ), а затем сослал его в Кападокию, дав ему в удел маленький городок Бзу. Какика II был последним из рода Багратуни, царствовавших в Армении с титулом шахин - шаха.

После отречения Какика греки рассчитывали на добровольную сдачу Ани. Но им пришлось положить под его стенами тысячи своих солдат. И только с помощью предательства им удалось ворваться в город. За столь мощное сопротивление город был беспощадно разорен и в нем устроен военный гарнизон.

В 1063 г. Армения подверглась новому нападению турок. Но полчища Торгул - бека натолкнулись на отчаянное сопротивление армян. Вскоре к ним на помощь привел греческие войска полководец Исаак Комнен (армянин на службе у императора). К ним присоединился спарапет Магистрос и грузинский князь Липарт Орбелиани. Они отбросили турецкие войска. Неудачной для турок была и осада г. Манзакерта. Тем не менее силы Армении были на исходе. Новая волна турецкой армии под началом Альп - Арслана победоносно прокатилась по Армении. Слухи об этом заставили грузинского царя Баграта и албанского царя Гориджана без боя признать себя данниками турок. В 1064 г. пал г. Ани. Вслед за этим под Маназкертом были разбиты войска нового греческого императора Диогена, а сам он был взят в плен. Турки отняли у греков все их владения в Армении и , разделив их на новые уделы, поставили в них своих эмиров. Вскоре такой же участи подверглись Грузия и Албания. Их цари вынуждены были искать убежище в горах.

    Восьмой период - от 1080 по 1393 гг. - Киликия.

С падением Великой Армении, государственная история армян переходит в историю Киликии . Государство это просуществовало около 300 лет . Киликия - часть Малой Армении, уже давно служила прибежищем армян, бежавших от преследований. Особенно увеличилось население Киликии после падения Великой Армении. Возникла необходимость в организации нового государства и в 1080 г. первым Киликийским царем был избран родственник Какики Рубен I, основатель новой династии Рубенидов. В царствование его сына Константина I (1095 г. ) армяне участвовали в Первом Крестовом походе, взяв на себя продовольственное снабжение. Константину также удалось расширить свои границы , освободив армянские города от греческого владычества. Еще более расширил владения Киликии его сын Торос I (1100 г. ). Умело лавируя между турками и греками он вел удачную политику, направленную на укрепление своего государства. После его смерти престол перешел его брату Леону I (1123 г. ). Леон продолжил политику брата, приобретя в борьбе с греками несколько городов и Антиохскую область. Дерзость Леона вызвала гнев императора Иоанна Комнена, который с большими силами вторгся в Киликию, захватил Леона и его сыновей и отправил в Константинополь. Там Леон умер ( 1136 г. ), а его старший сын Рубен ослеплен и убит. Младший же , Торос, прощен и даже принят на службу. Вскоре турки напали на Киликию. Иоанн Комнен с войсками двинулся им навстречу. В этом походе император умер, а Торос II вернулся в Киликию и занял трон своего отца (1141 г. ). Пользуясь войной греков с турками, он объявил независимость Киликии. Вскоре новый император Мануил Комнен заключил с Торосом мир. В этот период ряд мелких мусульманских владений объединились под властью султана Нуреддина, захватившего г. Эдессу (1144 г. ). Это новое государство было серьезной угрозой Киликии. Торос не замедлил принять участие в походе против Нуреддина в союзе с крестоносцами. Вернувшись из похода , Торос обнаружил, что греки , нарушив договор, опять захватили киликийские города. Он немедленно вернул их, разбив армию императора, а затем снарядив корабли сам напал на о. Кипр. Война с греками продолжалась до конца царствования Тороса то затухая, то возобновляясь с новой силой. После смерти Тороса II трон занял его брат Мелек (1169 г. ). Он вел удачные войны с греками, но за жестокость был убит собственными войсками в г. Сисе. После него киликийский престол перешел к Рубену II (1174 г. ), сыну младшего брата, а затем к его брату Леону II (1177 г. ). Новый царь прежде всего занялся внутренними делами страны : строительством городов, дорог, развитием торговли , ремесел, наук. Одновременно он был и прекрасным воином. Силой оружия он вернул Исаврию, захваченную турками. Он принял активное участие Третьем Крестовом походе (1189 - 1193 гг). Заключив договор с прибывшим в Малую Азию Фридрихом Барбароссом, он готов был присоединиться к Крестоносцам, но внезапная смерть германского императора при переправе через р. Кидн изменили планы Леона. Прибывший же вскоре английский король , Ричард Львиное Сердце, нашел в Леоне готового союзника. Такая близость с Крестоносцами не могла ни привлечь внимание католической церкви. Римский Папа, понимая трудное положение Киликии, вынужденной постоянно сражаться, стал предлагать свое покровительство, взамен слияния армянской церкви с католической. Леон остался глух к этим предложениям. В это время пограничные споры с соседней Антиохией закончились миром и брачным союзом дочери Леона, Алисии, сыном Боэмунда, правителя Антиохии, Раймондом. Но после смерти Раймонда, а затем Боэмунда, разгорелись династические споры между Рубеном, сыном Алисии, и Рубеном Одноглазым, младшим сыном Боэмунда. В союзе с рыцарями Ордена Тамплиеров Рубен Одноглазый объявил войну Леону, поддержавшего права своего внука. Римский Папа , поддержав противника Леона, отлучил киликийского царя от церкви. Но ничто не помогло. Леон быстро направился в Антиохию и отстоял права внука. Рубен Одноглазый , заручившись новым союзом иконийского султана, двинулся вслед Леону. Леон быстро отбросил союзников от своих границ и окончательно утвердил права своего внука в Антиохии в 1211 г. После смерти Леона II (1212 г. ) престол перешел к его несовершеннолетней дочери Изабелле. Муж Изабеллы Хетум I ( 1226 г. ) стал правителем Киликии. В это время новая сила появилась в Малой Азии. Монголы, стремительной лавиной спустившись по течению Куры, вытеснили турок из Великой Армении, заняли часть Сирии, Месопотамии, Кападокии и стали соседями Киликии. Хетум поспешил поднести хану Бату дары и заключил с ним договор о мире и дружбе. Так, Киликия , защищенная новым союзом от турок и греков, могла спокойно заниматься своими внутренними делами. Между тем на монгольский престол вступил внук Чингиз - хана Мангу - хан ( Великий хан). Теперь Хетум сам отправился в Орду для поздравления и подношения даров. Мангу - хан подтвердил союз монголов с Киликией. Как союзник монголов, Хетум участвовал в походе Мангу - хана противсарацин( египетских арабов, потомков Сарры - поясн. В. Абаза ). Вернувшись из похода, Хетум обнаружил, что иконийский султан Эддин захватил несколько киликийских городов. С помощью монголов царь Киликии не только вернул эти города, но и приобрел новые, а также, разбив алепского султана Мелек - Назара, присоединил к Киликии его столицу г. Алеп и часть его земель. Смерть Мангу - хана вызвала внутренние беспорядки в Орде. Стал вопрос о выборе нового хана. Не желая пропустить такое важное для Киликии событие, Хетум отправился в Орду. В его отсутствие в Киликию вторгся Бибарс, египетский султан. Мстя за участие Хетума в походе на Египет, он разорил Киликию, старшего сына Хетума, Леона, взял в плен. Младший, Торос, погиб в бою. Предчувствуя подобный поворот событий, Хетум, перед своим отъездом в Орду, уступил папским легатам и подписал акт о соединении армянской и католической церквей. Этим он хотел приобрести мощного союзника в лице Рима. Но вернувшись из Орды и выкупив сына, он прекрасно понял, что судьба Киликии мало волнует Папу. Аннулировав в одностороннем порядке акт договора, Хетум оставил трон сыну Леону III ( 1269 г. ) и постригся в монахи. Леон направил все свои силы на восстановление страны, развитие ее культуры, учреждение школ. Тысячи переписчиков при монастырях и церквах трудились над переписыванием древних рукописей, составлением летописей. Новое нашествие Бибарса ( 1275 г. ), нарушившего мирный договор с Хетумом I, застало Леона врасплох. Он вынужден был бежать в Таврские горы, амамелюки( невольник - воин, отличались прекрасной военной выучкой и особой жестокостью) разграбили г. Тарс и захватили множество пленных. Не стало легче и после их ухода : по стране прошла чума. Вслед за этим Бибарс вновь появился в Киликии (1277 г. ), но армяне на этот раз были готовы к битве. Они разгромили войска Бибарса, а он сам от полученных ран умер в Дамаске. Как союзник татар , Леон принял участие в новом походе Орды в Египет. Но поход оказался очень неудачным, союзники потерпели поражение у г. Хамса. В результате этого поражения Леон потерял и часть своих земель.

После смерти Леона III трон перешел его старшему сыну Хетуму II ( 1288 г. ). Желая найти сильного союзника на Западе, Хетум возобновил переговоры с Папой Бонифацием VIII. Но римско - католическая церковь переживала трудный для себя период, когда власть королей настолько усилилась, что с Папой считались только в делах церковных. О политическом союзе киликийские послы отправились договариваться во Францию к Филиппу Красивому, чье влияние было особенно сильно в Европе. Прежде , чем посольство прибыло в Париж, египетский султан Мелек - Эддин напал на Киликию. Хетум заключил с ним договор, уступив несколько городов. После этого царь сложил с себя полномочия в пользу брата Тороса III (1293 - 1295 гг. ) и ушел в монастырь. Но через два года передумал, вернулся на трон, заключил дружественый договор с татарами, выдал замуж двух своих сестер : Марию - за сына греческого императора Андроника, Михаила; а Изабеллу - за брата кипрского короля Амори Лузиньяна. После этого он вторично отказался от трона в пользу другого брата, Смбата I (1296 - 1298 гг. ). Но через год Хетум вновь решил вернуться на трон. Смбат же оказался не таким уступчивым, как Торос, и отказался вернуть корону. Оскорбленный Хетум стал искать союзников, чтобы силой вернуться на трон. Узнав от этом, Смбат приказал схватить и ослепить Хетума, а Тороса убить. Возмущенный жестокостью брата, в защиту Хетума выступил младший из братьев Константин . Он вернул трон слепому Хетуму, который в “ знак благодарности” тут же отправил его в Константинополь вместе с Смбатом и просил императора удерживать братьев при себе. После третьего своего воцарения, Хетум в союзе с татаро - монголами принимал участие в войнах с сарацинами в Сирии, и как верный союзник в виде почетного дара отправил в Орду злейшего ее врага, дамасского эмира, плененного армянами. Но союз с Ордой продолжался только до принятия татарами мусульманства ( около 1303 г. ) . После этого бывшие союзники вторглись в Киликию и целый год разоряли ее. В это же время ( 1300 г. ) султан Осман, один из предводителей турецких племен, вторгшийся в Армению во времена завоеваний Чингиз - хана, значительно укрепив свои позиции, основал вторую турецкую монархию у берегов Мраморного моря. На киликийский престол взошел Леон IV (1305 г. ), племянник Хетума II . Понимая всю тяжесть положения небольшой христианской Киликии, окруженной мощными мусульманскими державами, Леон стал активно искать союза с Папой. Состоявшийся собор Армянской Церкви в г. Сисе даже обсуждал возможность внесения некоторых изменений в богослужение. Но сейчас Риму уже было мало соединения Церквей, он стал требовать и полной политической зависимости Киликии. Это вызвало мощное недовольство народа, вылившееся в мятеж, среди которого погиб Леон VI. Ему наследовал его брат Ошин I (1308г. ). Он подавил мятеж и продолжил поиски компромиссных путей для союза с Зарадом, ведя переговоры сначала с Папой Клементом V, а затем с его преемником Иоанном XXII и королем Франции Филиппом V. Вслед за Ошином, на престол Киликии взошел его десятилетний сын Леон V. Юный возраст киликийского царя мало способствовал усилению страны. Разорительные набеги мамелюков, а затем и турок превратили киликийские города в горы мусора. Ища хоть какой - то передышки от набегов, армяне заключили пятнадцатилетнее перемирие с ежегодной выплатой дани мамелюку Мелек - Назару. Но вскоре слухи о новом Крестовом походе послужили поводом для нарушения этого договора и Мелек Назар вновь ограбил Киликию. Леон с настойчивостью искал союза на Западе. Такой союз был заключен с Францией, и несмотря на войну с Англией, французский король Филипп VI Валуа поддержал Киликию продовольствием и золотом. Хотя помощь была весьма скромной, сам факт ее показался врагам Киликии опасным предвестником, и египетский султан, тут же подписавший договор о мире, одним из его условий выдвинул полное прекращение сношений Киликии с Западом (1337 г. ). Со смертью Леона прекратилась династия Рубенидов по прямой линии, и киликийский престол перешел по родственным связям к Иоанну Лузиньяну, потомку кипрских и киликийских правителей. Царь из новой династии принял имя Константина III (1342 г. ). Крайне жестокий и развратный, отнесшийся с пренебрежением к обычаям нового отечества, вскоре после воцарения был убит собственными солдатами. Ему наследовал его родной брат Гитон

( 1343 г. ). Он возобновил переговоры с Папой Бенедиктом XII, стремясь поскорее внедрить католичество среди армян. Это послужило предлогом для нападения египетского султана, обвинившего Гитона в нарушении обещаний Леона V. Киликия опять была разорена, а возмущенные армяне убили Гитона. После этих двух горе царей , армяне избрали царем сына своего военачальника, одного из потомков боковой линии Рубенидов, Константина IV (1345 г. ). Ему досталась разоренная и измученная бесконечными набегами страна. И при новом вторжении египетских арабов в Киликию, Константин поначалу не смог организовать им достойного отпора. Но получив подкрепление с Родоса, от командора Ордена Св. Иоанна , и с острова Кипра, от кипрского царя Гуго , Константин сумел дать отпор врагу, очистить территорию Киликии и захватить у неприятеля богатую крепость Александретту. После смерти Константина IV, киликийский трон, пустовавший два года из - за усобиц и споров, наконец занял вновь избранный Леон VI Лузиньян (1366 г. ) . Разоренная внешними врагами и усобицами страна не имела в этот момент даже армии, казна Киликии была пуста и не было возможности хоть как - то пополнить ее. Крестьяне не возделывали поля, зная, что урожай собрать не смогут. Торговля полностью замерла. Города превратились в руины. Повсюду были голод и запустение. В таких условиях Леон не мог оказать никакого сопротивления врагу. Первое появление египетских арабов (1366 г. ) окончилось миром, на очень тяжелых условиях для Киликии; при втором их появлении (1371 г. ), раненый Леон вынужден был искать спасения в ущельях Таврских гор; третье вторжение мамелюков (1374 г. ) под предводительством Мелек - Шапана, положило конец независимому существованию Киликии. Сам Леон VI, укрылся в крепости Капан. Но длительная осада и голод заставили его сдать крепость неприятелю. Сам он был отправлен в Египет, где провел несколько лет в заключении. Освобожденный по ходатайству кастильского короля Иоанна, Леон некоторое время находился в Испании, затем переехал во Францию, где и умер в Париже в 19 ноября 1393 г. Его прах во время французской революции был перенесен в Сен - Дени, где и находится по сей день. С падением Киликийского Царства , армяне на долгие годы утратили свою государственность.

Период девятый - от 1386 по 1828 гг. Переселения армян и их колонии.

Армения потеряла свою государственность, но армяне, как народ, не исчезли с лица земли. Мало того они продолжали жить на своих землях, со всех сторон окруженные готовыми их поглотить врагами. В истории Армении нет ни одного примера, когда армяне становились рабами. Даже среди захваченной и переделенной на куски Великой Армении армяне сохранили свои владения, напоминающие колонии, живущие по своим законам, исповедующие христианство и управляемые своими царями - меликами ( от арабскогомалк или мелк , что значит царь) . Мелики были полновластными правителями своих земель, передавая свой титул по наследству. По свидетельству историков многие из них заставляли считаться с собой и много более крупные державы. Существование меликов и их владений подтверждает письмо, написанное 20 января 1407 г. , написанное Конрадом Фон Юнгеном, Великим Магистром Ордена Меченосцев ( по свидетельству С. Глинки оно в 1832 г. хранилось в Кенигсбергской библиотеке. Многострадальная судьба армянского народа сложилась так, что, под многочисленными вражескими ударами и преследованиями, большая часть армян вынуждена была искать спасения в других землях. Но это было не бегство людей в разные стороны. Армяне, дорожа своими древними традициями, обычаями, своими религиозными воззрениями, языком и культурой, стремились к компактному проживанию и в чужих землях. Так, сразу же после падения Великой Армении , началось переселение армян и образование армянских колоний. Первая такая колония возникла в XI веке в Египте со своей епископией. Вслед за ней несколько колоний, тесно связанных между собой, образовались в Индии. В городах Калькутте, Мадрасе и Бомбее были построены армянские церкви, при них открыты школы. Большое количество армян переселилось в Грузию, под покровительство грузинских царей, выходцев из Армении. При грузинском дворе они занимали высокие положения. Среди них было много полководцев. Но основным занятием армян в колониях стало ремесло и торговля - области, в которых они достигли больших успехов. В 1604 г. персидский шах Аббас отвел для армянских переселенцев особое место в своей столице Испагани, получившее название Нор - Джульфа. Возникли армянские колонии и в Западной Европе : во Франции, Италии, Германии, Англии. Но они были не столь многочисленны как азиатские и африканские. Особое место занимают колонии армян в России. В XII, XIII вв. значительное количество армян переселилось в Галицию и на Волынь. В начале XIV в. все жители Ани переселились в Астрахань, Крым , Польшу и Львов. А в XVI в. армянские общины появились в Киеве и Москве, где в Белом Городе новые переселенцы имели свой Армянский двор . Армяне с большой охотой селились на Руси. Их влекло сюда не только желание торговать, но и возможность свободно исповедовать свою религию. Сближение отношений армян с Россией началось еще в царствование царя Федора Иоановича ( 1584 - 1598 гг. ), когда грузинский князь Александр искал для Грузии подданства у России. Царь Федор Иоанович, защитив Грузию своими войсками, принял титулГосударя земли Иверской, грузинских царей и Кабардинской земли, черкасских и горских князей. В царствование Алексея Михайловича армяне из персидской колонии Нор - Джульфа преподнесли ему в дар золотой трон, украшенный драгоценными камнями. В ответ армянские купцы жаловались грамотами, разрешающими беспрепятственно не только торговать в России, но и селиться в ее городах. Отношения эти крепли год от года и в царствование Петра Великого ( 1689 - 1725 гг) облеклись в определенную форму. К нему прибыло посольство от карабахских меликов с просьбой о заступничестве от мусульман и предложением военного союза. Дербентский поход Петра встречен был армянами и грузинами как заря избавления от долгих страданий. Надежды эти не оправдались в связи с гибелью продовольственных запасов в Каспийском море, что остановило удачную войну России с Персией. Однако освобожденные рускими провинции Гилян, Мазандаран, Астрабад открыли приют для армянских переселенцев. Новые надежды армян были связаны с царствованием Екатерины II. По проекту графа Потемкина предлагалось образовать в Закавказье особое христианское государство - Армяно - Грузинское, под покровительством России. Для осуществления этого проекта армянские богачи, приобретшие громадные состояния в Индии ( Эмин Осипов, Шамир - хан), предлагали все свое состояние в пользу освобождения Армении. Георгиевский договор (1783 г. ), по которому грузинский царь Ираклий II признал себя подданным России, и удачная война с Турцией, закончившая Ясским миром ( 1791 г. ), помогла армянам воспрянуть духом. Дальнейшее освобождение царств Армении и Грузии было поручено графу Зубову ( рескрипт 1796 г. ). Удачные действия Зубова привели к взятию Дербента, Баку, но неожиданная смерть императрицы остановила дальнейшие действия русских. Активные действия на Кавказе развернулись в царствование Александра I. Персия с большим недовольством следила за укреплением России на Кавказе. Ее тайные пособники распространяли среди мусульманского населения Кавказа воззвания с рассказами об ужасной участи, ожидающей правоверных под властью “Белого Царя”. Мамед - хан писал угрожающие письма князю Цицианову, представителю царя. Но даже убийство последнего не помешало русским взять Нахичевань, осадить крепость Ереван, разбить персидские войска при Кобаде и вынудить персов подписать Гюлистанский договор (1813 г. ), по которому России переходили ханства Карабахское, Гонжинское, Шекинское, Дербентское, Бакинское и Талышенское. Но воспользовавшись восстанием 1825 г. ( декабристы), персидский хан Фет - Али с 40 000 армией напал на российские владения. Но у крепости Шуша он был остановлен силами 42 -го егерского полка под командованием полковника Реута. Разгром завершил главнокомандующий Паскевич, захватив крепости Аббас Абад, Сардар -Абад, Ереван ( Эривань) и несколько ханств. От этого шах Аббас Мирза пришел в ужас и поспешил подписать Туркманчайский договор 10 февраля 1828 г. , по которому ханство Эриванское по обеим сторонам Аракса, ханство Нахичеванское переходили России, а также контрибуцию в размере 20 млн. золотых рублей. Дата подписания Туркманчайского договора стала датой рождения нового армянского государства на древней земле их предков. Со всех сторон из персидских провинций в новое отечество устремились сотни тысяч переселенцев, желая обрести Родину.

    История армянской церкви.

Государственная история Армении неразрывно связана с историей армянской церкви. Ее роль, как в государственном управлении, так и в судьбе армянского народа настолько велика, что переоценить ее невозможно.

Первые семена христианства посеяны рукой апостола Фаддея ( 34 г. ). Он поставил Аддея первым епископом первой армянской церкви в Эдессе. Евангельские правила, переданные армянской Церкви апостолом Христа и доныне сохранились в армянских церковных книгах и Номоканоне (Канонагирк). После 17 лет сподвижничества, Фаддей был замучен, по приказанию Санатрука, но еще при его жизни в Армении образовались пять епископий. Сподвижниками Фаддея в Армении были свв. Варфоломей, Филипп и Варнава, проповедовавший также в Персии и Индии. Варфоломей, обративший в христианство сестру Санатрука, был, как и Фаддей, замучен. Той же участи чуть позднее подвергся апостол Иуда, брат Якова( 72 г. ). Апостолы Фаддей, Варфоломей, Иуда и Фома почитаются основателями Христианской церкви в Армении и как св. Мученики поминаются в армянских Мартирологах. Число мучеников в Армении очень велико. К ним причислены пять учеников Фаддея, под именем главного из них Воски ( 107 г. ), семнадцать христиан под названием Сукиасиан, по имени старшего Сукиаса (130 г. ), а также 10 000 армян, распятых на Арарате в царствование римского императора Адриана( 117 - 138 г. ). Наибольшее гонение христианская церковь в Армении испытала до появления в IV в. св. Григория Просветителя, который и сам был брошен в ров по приказу царя Трдата. После исцеления Трдата и принятия им христианства, Григорий Просветитель на месте могилы мученицы - христианки Рипсиме ( Евфросинья) основал монастырь Эчмиадзин. Григорий Просветитель управлял армянской Церковью около 30 лет ( 302 - 331 гг. ). После смерти он был причислен к лику святых, мощи его частично находятся в италии, Греции. Правая рука его находится в Эчмиадзине и возлагается на голову каждого нового епископа во время обряда рукоположения. В миру Григорий был женат и имел двух сыновей, которые стали епископами. После смерти Просветителя, армянской Церковью уравлял его сын Аристакес, а после него, второй сын - Вертанес. После этого управление армянской Церковью першло к эчмиадзинскому архиепископу Нерсесу I Мец ( Великий). Он первый получил титул Патриарха и каталикоса всех армян. Собор, собранный им в Вагаршапате, определил независимость армянского каталикоса от духовной кафедры в Кесарии. Он управлял Церковью 34 года, и преемником его явился Саак, фактически нарушивший обычай обращения за грамотою на епископство в Кесарию. После патриархов Завена и Асбуракеса следует Саак Мец (Великий), уточнивший в сотрудничестве с Месропом Маштоцем переводы греческих текстов на армянский язык. В правление Саака Мец, среди христиан распространилась ересь Нестория, для обличения которой был созван Третий вселенский собор. Ересь заключалась в том, что Несторий разделял в Иисусе Христе две сущности: сущность бога и сущность человека, и утверждал, что Спаситель родился человеком и лишь потом с ним соединилось Божество, Почему его надо считать Богоносцем, а не Богочеловеком, а Деву Марию - не Богородицей, а Христородицей. Саак Мец, находясь в персидском плену. Не смог сам присутствовать на Вселенском Соборе, но все документы и решения Собора были ему переданы и он полностью согласился с ними.

Отделение Армянской Церкви от Греческой произошло позднее в результате Халкидонского Собора 451 г. На нем рассматривалась новая ересь Евтихия, получившая название ереси монофизитов. По ней в Иисусе Христе естество человеческое было совершенно поглощено божественным, следовательно в Спасителе следует признавать только естество божественное. Собор осудил эту ересь и признал в Христе два естества: божественное и человеческое, неслиянно и неизменно, нераздельно и неразлучно. Но с постановлениями этого собора были многие не согласны. Отрицая ересь Евтихия, они , по мнению многих, впадали в ересь Нестория. Споры были настолько острые. Что императоры Василиск и Зенон последовательно издавали указы, запрещающие само упоминание о Халкидонском Соборе.

В этот период Армения вела тяжелые войны с Персией. Армянский патриарх даже не смог присутствовать на Соборе. А тяжелое положение армян, несмотря на все обращения к императору, оставляли греков равнодушными. Кроме этого греческие патриархи, предавая анафеме Евтихия, не отлучили последователей Нестория, уже отлученных армянской Церковью. Пользуясь этим предлогом, а фактически, стремясь избежать любой зависимости от Константинополя, армянский патриарх объявил, что греческая Церковь, осуждая учение Евтихия, впадает в Ересь Нестория, преданного анафеме Армянской Церковью. Несколько позднее, при патриархе Бабкене, армянская Церковь окончательно разъединилась с греческою. Дальнейший ход истории привел к еще большему расхождению сначала армянкой и греческой, а затем и греческой и римской Церквей. В основе этих споров, прежде всего, лежали государственные интересы. Армянская церковь , порой принимала решения, прямо противоположные решениям греческой Церкви, но тем самым обеспечивала политическую самостоятельность Армении. Причиной же видимых разногласий всегда служили теологические споры. Ведь Христианская Церковь, как живой организм , проходил различные стадии роста, становления и развития. Армяне принимали в этом процессе самое деятельное участие. Но при этом они никогда не забывали своих национальных интересов. Такова была политика патриарха Захарии, каталикосв Нерсеса IV Шнорхали (Благодатный). Армянские патриархи в самые тяжкие минуты судьбы своего народа всегда выступали его защитниками, беря трудную и опасную миссию послов на себя. Их стараниями утихали междоусобицы и вражда. В трудные годы безвластия , они принимали на себя все полномочия армянских царей. Но особо хочется сказать и о жестокой борьбе армянских патриархов за чистоту веры и нации. На рубеже X - XII вв. , Армения, теснимая с востока Персией и турками, в Запада - хищными намерениями Константинополя и Рима, сумела сохранить себя и свой народ только благодаря Церкви. Она сама отметала армян переселенцев, которые, позарившись на посулы греков, целыми родами во главе с нахарарами переселялись в “ безопасные” уделы. Подчеркивая их предательство, армянская Церковь вычеркивала их из числа армян : переселившиеся в греческие земли - становились греками, в грузинские - грузинами. ( В этой связи интересно название грузин на армянском языке - враци, учитывая, чтоивраци- означает “ Изменивший вере”). Вот почему, в столице Армении, Ани - “ городе тысячи церквей”, которые считал обязанным построить каждый знатный житель - на куполах храмов можно было прочитать надписи на грузинском, греческом языках, примерно следующего содержания: “ Я, Гагик Мамиконян, Грузин, построил эту церковь в ...... году в честь моего брата Смбата Мамиконяна, армянина и т. д. Подобные надписи можно было прочитать и на греческом языке. Отсюда нетрудно догадаться, почему до сих пор идут споры о том, грузин или армянин Шота Руставели......

Благодаря такой жесткой позиции, армянская церковь сохранила нацию, ее язык и культуру. Принявшие другую Церковь армяне довольно быстро ассимилировались и их потомки не помнят своих корней. Исключение составляют несколько колоний армян католиков, в частности колония мхитристов близ Вененции, основанная в 1717 г. архимандридом Мхитаром. Им же был заложен армяно - католический монастырь на острове св. Лазаря, а затем монастырь в Вене.

    Заключение.

Я обратился к древней и средней истории Армении, потому что он, на мой взгляд, наиболее интересна не только с точки зрения исторических событий, но и в значительной степени раскрывает процесс формирования и становления армянского народа . его национального самосознания и национального характера. Армяне, пройдя через трехтысячелетнюю историю, не потеряли своей самобытности, не затерялись на задворках чужих государств, а с гордостью несут свой генетический багаж и с оптимизмом смотрят в будущее.

    Я горжусь своей принадлежностью к этой нации.
    Список используемой литературы.

Абаза В. А. История Армении. - / Репринт. воспроизв. изд. 1888г. / Ер. : Гркери ашхар, 1990.

2. Глинка С. Н. Обозрение истории армянского народа. - /Репринт. Воспроизв. изд. 1832 г. / - Ер. : Гркери ашхар, 1990.

Моисей Хоренский. История Армении в 4-х книгах. - /Репринт. Воспроизв. изд. 1830 г. / - Ер. : Грхери ашхар, 1990

4. Назаретян О. Е. Армяне - халкидониты на рубеже XI - XII вв. - Изд. Ереван : 1993г.

Страницы: 1, 2


© 2007
Использовании материалов
запрещено.