РУБРИКИ

История - (билеты)

   РЕКЛАМА

Главная

Логика

Логистика

Маркетинг

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Международное публичное право

Международное частное право

Международные отношения

История

Искусство

Биология

Медицина

Педагогика

Психология

Авиация и космонавтика

Административное право

Арбитражный процесс

Архитектура

Экологическое право

Экология

Экономика

Экономико-мат. моделирование

Экономическая география

Экономическая теория

Эргономика

Этика

Языковедение

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

История - (билеты)

p>Нояб. -декаб. создаются внутренние и внешние фронты окружения. Попытка группы армии “Дон” (Манштейна) деблокировать окруженную группировку потерпела неудачу. 7. Операция “Кольцо”

Конец дек. - внешний фронт отодвинулся от окруженной группировки на 200-250 км. Войска Паулюса оказались в полной изоляции, связь осуществлялась с помощью авиации.

10 янв. 1943 г. после отклоненного ультиматума Донской фронт преступил к ликвидации окруженной группировки. Осн. роль - авиация и артиллерия. Группировка рассечена надвое, а потом подвергнута массированному огневому наттиску (артиллерия Воронов - представитель ставки)

    31 янв. Паулюс и его штаб были взяты в плен.
    2 февр. капитулировала послед. группа нем. войск.

Итог: 22 дивизии разгромлено, 91 тыс. попали в плен, в т. ч. 24 генерала. 8. Итоги Сталинградской битвы:

За 200 дней битвы разгромлено 5 армий противника. Его потери составили 1, 5 млн. чел.

1) Сталинградская битва - решающий вклад в достижение коренного перелома в ходе II мировой войны в целом и Великой Отечественной

2) Укрепление авторитета СССР как решающей силы в борьбе с фашизмом. 3) Упадок морального духа населения Германии - объявлен 3-х дневный траур 4. Международное значение битвы.

Битва ускорила распад гитлеровской коалиции, вызвала подъем антифашистского движения, укрепила антифашистский фронт. Турция и Япония подтвердили нейтралитет.

    5) Важный этап в развитии военного искусства.
    6. Общее наступление Крас. армии зимой 1943 г.

Зимой 1943 г. почти все совет. фронты переходят в наступление. В январе 1943 г. соединились Ленинградский и Волховский фронты. Прорвана блокада Ленинграда.

    Итоги зимнего наступления:
    Красн. армия продвинулась на Запад на600-900 км.

Разгромлено 100 дивизий противника, его потери около 1, 7 млн. чел. 7. Курская битва. Июль-август 1943 г.

    1-ый этап: 5-23 июля 1943 г. - оборонительный бои.
    2-ой этап: 12 июля-23 авг. - наступательные бои.
    1. Ситуация на Восточном фронте весной 1943 г.

Весной 1943 г. “Юг” предпринимает контрнаступление. Вновь захватывает Харьков и Белгород, но решающей победы не получилось.

Советские вооруженные силы превосходят нем. и по людям, и по технике. Планы Германии: Решает провести крупную операцию с целью изменить обстановку на фронте и перехватить инициативу. Ударами с 2-х сторон силами “Центра” и “Юга” срезать курский выступ и уничтожить окруженную группировку. Название операции “Цитадель”. Силы немцев: 900 тыс. чел. , 10 тыс. орудий, 2700 танков, 2 тыс. самолетов.

Советское командование разгадало планы противника и все тонкости наступления . Доклад Жукова от 8 апреля 1943 г.

Наше командование предпринимает преднамеренную оборону с последующим переходом в контрнаступление и наступление.

    Подготовка к обороне:
    1) Накапливание резерва
    2) Развертывание партизанской борьбы
    3) Создание оборонительного рубежа на глубину 250-300 км.

Наши силы: 1, 3 млн. чел. 19 тыс. орудий, 3, 5 тыс. танков, 2, 9 тыс. самолетов. Удалось создать крупные резервы: 3 общевойсковых и 3 танковых армии. Координацию осуществил Жуков и Василевский.

    2. Немецкое наступление

Было назначено на 3 ч. утра 5 июля. В 2 ч. 20 мин. наша армия нанесла упреждающий артиллерийский удар, след-но герман. силы понесли урон. В 5. 30 и 6. 00 “Центр” и “Юг” переходят в наступление. Командующие Клюге и Манштейн.

За 6 дней боев противник на сев. направлении продвинулся на 12 км, а на южном на 35 км.

Стремясь прорваться к Курску противник рассредоточил в р-не Прохоровки огромные танковые силы.

12 июля состоялось самое крупное танковое сражение (ок. 1200 танков). Сражение длилось целый день. К исходу дня немцы отступили. Потери противника - 400 танков, наши - чуть меньше. 12 июля завершилось оборонительное сражение на Центральном фронте. 23 июля завершено оборонительное сражение на Воронежском фронте. Операция “Цитадель” провалилась.

    3. Контрнаступление совет. войск

12 июля совет. войска начали контрнаступлен. на Орловском и Центральном направлении (операция “Кутузов”)

3 августа Воронежский и Степной фронты переходят в контрнаступление (операция “Румянцев”) Освобождены Орел и Белгород. 23 августа взят Харьков. Курская битва завершилась.

    4. Итоги Курской битвы:

1) Разгромлено 30 дивизий противника, потери немцев 500 тыс. чел. 2) Вермахт окончательно утратил инициативу и перешел к стратегической обороне на Восточном фронте. 3) Показала высокий моральный дух и возросшую мощь Красн. армии. 4) В конце 1943 г. с выходом Совет. войск к Днепру завершился коренной перелом в ходе ВОВ и II мировой войны.

    8. Летне-осенняя кампания 1943 г.
    1. Центр. уч-ток Восточн. фронта

Летом 1943 г. угроза Москве сохраняется. Совет. командование ставит задачу отодвинуть фронт от Москвы.

Август 1943 г. - Советские войска начинают наступление в Смоленском направлении. В сент. Смоленск и Брянск освобождены, снята угроза наступления на Москву. 2. Освобождение левобережной Украины.

После Сталинградской битвы Гитлер отдает приказ о строительстве “Восточного вала”. Основные укрепления этого вала проходят по Днепру, но это не остановило войска СССР.

В конце авг. 5 фронтов переходят в наступление в Ю-З направ. В сент. начинается форсирование Днепра. В окт. наступление продолжается, противник беспорядочно отходит.

    6 нояб. освобожден Киев.
    3. Общий итог летне-осенней кампании

За 5 мес. разгромлено 118 дивизий противника около 1, 4 млн. чел. Освобождены: левобережная Украина, Донбасс, зап. области РСФСР и восточная Белоруссия.

    9. Военные действия в первой пол-не 1944 г.
    1. Положение Германии

Италия капитулировала, Япония терпит неудачи. Германское командование делает ставку на оппозиционную борьбу, пытается оттянуть свою гибель, рассчитывая на сепаратный мир.

    2. Планы СССР
    Советское командование готовит наступательные операции.

Особенность: наступление по всему фронту, но поэтапное, создание мощных ударных группировок на направлениях наступления.

    3. 1-ое направление - Сев. -Зап.
    14 янв. - начало наступления
    20 января - освобожден Новгород
    27 января - полностью ликвидирована блокада Ленинграда.
    4. 2-ое направление - Юго-Зап.
    Действуют 4-е укр. фронта.

Янв. -февр. - Юрсунь-Шевченковская операция, итогом стала окружение и ликвидация крупной группировки противника.

Март 1944 г. возобновлено наступление на правобережную Украину. Советские войска вышли на территорию Молдавии и Румынии.

Итог: освобождены Крым, войска СССР вышли к гос. границе на протяжении 400 км и заняли сев. -вост. р-ны Румынии.

    5. Итоги зимне-весен. кампании.

На южном и сев. флангах восточного фронта поставленные задачи выполнены. На запад. направлении наступление развить не удалось.

    10. Военные действия во 2-ой пол-не 1944 г.
    1. Планы совет. командования.

СССР планирует наступление на Зап. направлении. Ставится задача ликвидировать “Белорусский балкон” (сев. и юж. выступы восточ. фронта)

2. Германия не ожидает наступления в Белоруссии, поэтому основные силы держит на юге. 3. В июне мы предпринимаем отвлекающее наступление

    на Карельском фронте.

Белорусская операция “Багратион”. 23 июня-29 авг. Цель - разгром “Центра”, освобождение Белоруссии.

Силы Германии - 1, 2 млн. чел. , командующий до 28 июля - Буш, с 28 июля Модель.

Силы СССР - 2, 4 млн. чел. , действуют 4 фронта (Прибалтийский и Белорусские), командир Баграмян, Черняховский, Захаров и Рокоссовский.

Планируется прорыв фронта на 6-ти участках, а главное - сходящиеся удары с севера (Витебск) и с юга (Бобруйск) и окружение противника в р-не Минска. 23 июня операция “Багратион” началась. 25 июня противник окружен под Витебском, 27 июня - под Бобруйском.

Немецкая оборона разрушена, Кр. армия стремительно продвигается на запад. Нем. командование совершило ошибку - вместо отхода вступают в затяжные бои. В итоге крупная группировка противника окружена под Минском, гл. силы “Центра” разгромлены.

Советские войска через образовавшуюся брешь (400 км) продвигаются на Запад. 4 июля 1-ый этап операции закончился. 5 июля начинается 2-ой этап операции. К действующим фронтам подключаются ряд других.

17 июля сов. войска выходят на территорию Польши. В авг. начинается форсирование Вислы.

Итог операции: противник потерял 500 тыс. чел. Освобождены Белоруссия и большая часть Прибалтики. Сов. войска вышли к Пруссии и Варшаве.

    29 авг. Кр. армия переходит к обороне.
    11. Освободит. миссия Кр. армии (2-ая пол-на 1944-1945)
    1. Польша

1 авг. -2 окт. 1944 г. в Варшаве проходило восстание. Оно было поднято армией Крайова. Цель восстания: захват столицы до прихода сов. войск. Кр. армия измотанная предшествовавшими боями не могла оказать помощи восставшим. Восстание было подавлено. Погибло около 200 тыс. чел. 2. Румыния

20-29 авг. командование СССР провело Яссо-Кишеневскую операцию, в рез-те к-рой была разгромлена крупная группировка нем. войск.

    12 сент. Румыния вышла из войны и объявила войну Германии.
    3. Болгария.
    Окт. 1944 Болгария выходит из войны
    4. Чехословакия

Авг. 1944 в Словакии вспыхнуло восстание. Кр. армия пришла на помощь. 5. Югославия.

В конце сент. Кр. армия совместно с НОАЮ начинает освобождение Югославии. 6. Венгрия

В окт. 1944 г. Кр. армия приступает к освобождению Венгрии. В конце дек. 200 тыс. группировка войск противника окружена в р-не Будапешта. Начались затяжные кровопролитные бои. 12. Боевые действия в нач. 1945 г.

    1. Планы Германии

Удержание восточного фронта, контрнаступление в Венгрии, нанесение удара по союзникам в орденах. 2. Планы сов. командования.

    Завершение разгрома Германии в два этапа:

1-ый этап (ноябрь-декабрь 1944) наступление на флангах восточ. фронта (в восточной Пруссии и Венгрии) Цель: ослабить Берлинское направление. 2-ой этап (20 янв. 1945 г. ) наступление по всему фронту и взятие Берлина. 3. Висло-Одрская операция. 12 января-3 февр. 1945 г.

Наступление началось 12 янв. 1945 г. по просьбе союзников. Наши силы около 2, 2 млн. чел. Силы Германии около 560 тыс. чел.

Наступление ведут 1-ый Белор. и 1-ый Украин. фронты (Жуков и Конев) Фронт противника прорван на сев. и юж. флангах. Совет. войска стремительно наступают, не создавая 2-х фронтов окружения.

Итоги операции: освобождена Варшава, зап. и юж. Польша, началось форсирование Одра и сов. войска в 60-ти км от Берлина.

    4. Восточно-Прусская опер. 13 янв. -25 апр. 1945 г.

Цель опер. : ликвидировать сев. группировку, нависшую над сов. войсками, наступающими на Берлин.

    9 апр. Кенигсберг капитулировал.
    5. 4 апр. полностью освобождена Венгрия.
    13 апр. освобождена Вена.

12 апр. умер Рузвельт, что оживило надежду Гитлера на сепаратный мир. 13. Берлинская опер. 16 апр. -8 мая 1945 г.

    3 этапа: 1) 16-19 апр.
    2)19-25 апр.
    3)25 апр. -8 мая
    1. 1) Планы и положение Германии.

Герман. командование планирует удержать восточн. фронт и попытаться заключить сепаратный мир с союзниками. Силы Германии в р-не Берлина около 1 млн. чел. , 10 тыс. орудий, 1, 5 тыс. танков, 3, 3 тыс. самолетов. На подступах к Берлину создано 3 оборонительных рубежа, вокруг самого Берлина - 3 кольцевых обвода обороны. Берлин разделен на 9 секторов обороны. Министр обороны - Геббельс, а общее руководство осуществляет Гитлер, а вообще командующий Райман. 200 тыс. народного ополчения вооруж. карабинами и фаустпатронами. 2) Планы командования СССР

В Берлине предусматривается участие 3-х фронтов: 1-ый Белорусский (Жуков), 2-ой Белор. (Рокоссовский), 1-ый Украин. (Конев) Общая численность - 2, 5 млн. чел. , 41 тыс. орудий, 6 тыс. танков, 7, 5 тыс. самолетов.

    3) 16 апр. 1-ый Белор. и 1-ый Украин. фронты переходят
    в наступление. Прорвана 1-ая полоса обороны.

12 апр. разгорелся бой на Зесловских высотах. 18 апр. они взяты. 19 апр. прорвана 3-ая полоса обороны.

    2. 20 апреля. Артиллерия открывает огонь по Берлину.
    День рождения Гитлера, свадьба с Евой Браун.

21 апреля начинаются бои на сев. и сев. -восточ. окраинах Берлина. 22 апр. Гитлер признает официально, что война проиграна.

25 апр. Сов. войска соединяются западнее Берлина (1-ый Укр. и 1-ый Бел. фронты). Берлин заблокирован.

Встреча сов. и американ. войск южнее Берлина на Эльбе (Торгац). 3. 26 апр. уничтожение окруженной группировки и

штурм Берлина. Попытки разблокировать Берлин с юга не удались. Численность Берлинского гарнизона - 300 тыс. чел.

Штурмующие части Кр. армии - 460 тыс. чел. Ставка наших делается на применение артиллерии и авиации.

    28 апр. прорвана оборона 9-го сектора.
    29 апр. начался штурм рейхстага.

30 апр. Гитлер покончил с собой, после того, как узнал, что помощь с юга не придет.

    Егоров и Кантаре установили красный флаг на Рейхстаге.

2 мая остатки гарнизона Рейхстага, гарнизоны Берлина капитулировали. 5 мая освободительное восстание в Праге. Конев пришел на помощь. 14. Капитуляция Германии.

7 мая Йодель подписал акт о капитуляции с союзниками в Рейме. Сталин требует подписания акта в Берлине и перед всеми воюющими сторонами. 8 мая этот акт был подписан (кончилась 9 мая в 00. 40)

    Власть в Германии перешла в руки 4-х государств.
    24 мая 1945 г. Парад Победы.
    15. Участие СССР в войне с Японией (Авг. -сент. 1945 г. )
    16. Периодизация ВОВ

1. Начало 22 июня 1941 г. - 18 нояб. 1942 г конец атаки Сталинграда. 2. 19 ноября 1942 г. -конец 1943 г. - коренной перелом

    3. Янв. 1944 г. -9 мая 1945 г.
    Разгром Японии 9 авг. -2 сент. 1945 г.
    17. Источники, итоги и значение Победы.
    1. Источники

1) Патриотический подъем и массовый героизм народа СССР на фронте и в тылу. Предельное напряжение всех сил народа.

2) Морально-политическая консолидация советского общества перед лицом фашистской агрессии.

3) Единство всех наций и народностей СССР в борьбе с врагом. Особую роль сыграл русский народ.

    4) Прочность отечественной экономики.

5)Высокие мобилизационные качества системы советского партийного и хозяйственного управления на всех уровнях. 6) Превосходство советского военного искусства и морально-боевого потенциала советских солдат и офицеров.

    2. Цена Победы.
    1) Людские потери - 26, 6 млн. чел.

На войне гибнут лучшие: молодые, здоровые, сильные и смелые. Основные потери среди мужчин 1910-1925 г. р.

    2) Моральные потери

В СССР практически не было семьи, не потерявшей кого-либо из близких на войне. 3) Материальные потери

За годы войны СССР потерял 1/3 своего национального богатства. Сожжено, разрушено и разграблено 1710 городов, 70 тыс. сел и деревень, 6 млн. зданий, 40 тыс. больниц, 43 тыс. библиотек, 427 музеев.

Вывод: За победу заплачена огромная цена, но она еще раз свидетельствует о неиссякаемых исторических силах нашего отечества. 3. Итоги и значение войны.

    1) Главный итог:
    - разгром фашистской Германии и ее союзников.

- победой в ВОВ СССР внес решающий вклад в спасение Европы от нацизма и в спасение мировой цивилизации.

- победа усилила непреходящее значение патриотических и гуманистических ценностей. Пробудила к активной граждан. жизни миллионы людей. - в результате Победы созданы условия для мирной жизни и послевоенного созидания всем народам СССР. - СССР превратился в одну из мощнейших держав Европы и мира. - произошли изменения границ СССР: Финляндия вернула нашей стране Печенкскую обл. Часть вост. Пруссии с городом Кенигсбергом была передана СССР по итогам Потсдамской конференции.

Литве возвращена Клайпедская обл. Украине, Белоруссии и Молдове возвращены их исторические земли. Юж. Сахалин и Курильские о-ва возвращены СССР. В 1944 г. в состав СССР вошла Тува.

    СССР В 1-ОЕ ПОСЛЕВОЕННОЕ ДЕСЯТИЛЕТИЕ
    1945-1953\1955 г. г. (1953 г. - умер Сталин)
    I период - 10 лет Сталин (1945-1953\55)
    II период - 10 лет Хрущев (1956\58-1964)
    III период 20 лет Брежнев (1964-1982)
    1982-84 Андропов
    1984-85 Черненко
    IV период Горбачев, перестройка (1985\87-1991)
    V период РФ с 1991 г. - Ельцин
    1. Демографическая ситуация
    За годы ВОВ СССР потерял 26, 6 млн. чел.
    1939 г. в СССР было 194, 1 млн. чел.

1950 г. - 178, 5 млн. чел. с учетом населения присоед. территорий. Основные потери приходятся на мужское население 1910-1925 г. р. Женщины остались без мужей, вновь появились беспризорники.

    1000 женщин на 633 мужчины в возрасте 30-40 лет.

Это привело к резкому падению рождаемости, а последствия до 70-х Рождаются дети больные, ослабленные, с недостатками различного рода. 2. Общая х-ка экономики и социальной сферы.

    1. Экономика

По-прежнему основана на 2-х формах собственности: государственной и колхозно-кооперативной. Частной собственности на средства производства не существовало, бала только личная собственность

Рук-во экономикой носит централизованный, плановый, тотальный хар-тер. В целом в обл. нар. хоз. приоритет отдается пром-ти, а в пром-ти - группе А, т. е. деревня выступает в кач-ве донора.

Председ. Госплана Вознесенский считал, что в эконом. нужно вносить элемент хозрасчета, материального стимулирования, должна опираться на НТР. Назрела необходимость модернизации экономики, а она по-прежнему носила мобилизационный хар-тер.

    2. Социальная сфера.

1) Рабочий класс. После войны был восстановлен 8-ми часовой раб. день. , ежегодные отпуска, отменены обязательные сверхурочные. По прежнему был тяжелый труд, командные методы руководства, низкая зарплата.

2) Крестьяне. Более 2\3 населения - сельск. жит. Оплата труда в 4 р. ниже, чем в городе. Пенсион. обеспечен. отсутствует, пособий по нетрудоспособности тоже нет. Колхозное крестьянство лишено паспортов. На его долю приходится тяж. труд, связан. с низкой технич. оснащен. , низкие закупочные цены, отсутствие крупных капитальн. вложений.

Личное хоз-во развито мало, т. к. существовал выс. подворный налог. Самый неблагоприятн. р-он - Нечерноземье.

    3. Интеллигенция и служащие

Инт. ведет духовное строительство и опора режима. Культурная элита. 4. Партийно-государств. бюрократия

    Привилегированный слой.
    Национальный вопрос:

Репрессированные или депортированные народы: крымские татары, чеченцы, ингуши, груз. месхетинцы, карачаевцы, черноморские греки - были обвинена в сотрудничестве с немцами.

Еврейский вопрос: в 1948 г. создан Израиль, распущен еврейский антифашистский комитет. Исторический маятник качнулся в сторону антисемитизма. Вытеснение евреев из сфер власти, медицины. Борьба с космополитизмом и дело врачей-убийц. Деревня - донор города. Социальные гарантии и уровни жизни. Бесплатное здравоохранение и образование, жилье.

    Жилищное строительство почти не велось.

Уровень доходов был невысокий, хотя обеспеченность продуктами была на лицо. В 1946 г. в стране вспыхнул голод, связанный с засухой.

В 1947 г. отменена карточная сис-ма и проведена денежная реформа. В стране проводились ежегодные гос. займы, носили добровольно-принудительн. хар-тер.

Социальн. сфера финансировалась по остаточному принципу. Не гос-во для народа, народ для гос-ва.

    3. Восстановление пром-ти и с\х после войны.
    1. Переход к мирному строительству.

После войны началась демобилизация Кр. армии, а также репатриация наших граждан. Было отменено чрезвычайное и военное положение, упразднен ГКО. Снизилось военное произв. и началось перераспределение материальных, людских и финансовых ресурсов между экономич. р-нами. 2. 4-ая пятилетка (1946-1950)

В 1946 г. были проведены выборы в Верх. совет 2-го созыва. На своей сессии ВС утвердил новый 4-ый 5-тилетний план. СНК был переименован Совет министров. Основные задачи:

    1) Перестройка экономики на гражданский лад.
    2) Восстановление пострадавших р-нов
    3) Достижение довоенного уровня
    4) Подъем экономики и новое строительство
    3. Ситуация в пром-ти в 4-ой 5-тилетке.

Перестройка пром-ти была завершена уже в 1946 г. К концу пятилетки был восстановлен промышленный потенциал бывших оккупированных территорий. Важнейшие источники успехов в возрождении пром-ти:

1) Трудовой энтузиазм народа СССР, к-рый сопровождался высокой трудовой активностью, борьбой за рентабельную работу, за экономию, за высокое качество. 2) Высокий командный потенциал управленческих кадров.

3) Возрождение пром-ти велось за счет села, жилищного строительства, человека. 4) Труд заключенных

    Итоги восстановления промышленности:

В 1947 г. довоенный потенциал достигнут на 93%. Произ-во подошло к почти довоенному рубежу.

    В 1948 г. довоенный уровень достигнут и превзойден.
    4. Ситуация в с\х в 4-ой пятилетке.

В 1946 г. ряд р-нов страны охватила засуха: Украина, Поволжье, Сев. Кавказ, Молдавия и Центр. Черноземье.

Расходы на с\х составляли 16% от общих ассигнований на нар. хоз. В 1946 г. вышло постановление ЦК ВКПб и Совмина о мерах по ликвидации нарушений сельхозустава сельхозартели в колхозах. Суть: возвращение колхозам отторгнутых у них земель.

В февр. 1947 г. состоялся пленум ЦК, к-рый рассмотрел вопросы о проблемах восстановления с\х.

Совет. рук-во понимало необходимость преобразов. в обл. с\х, но из-за недостатка средств действует старыми административными методами. В 1952 г. уровень пр-ва 1940 г. не достигнут. Продуктивность одного га была меньше, чем в 1913 г. , след-но бегство из деревни.

    5. Итоги пятилетки.

1) Историческая задача восстановления нар. хоз. к нач. 50-х г. решена. В обл. пром-ти восстановлена и вновь построено 6, 2 тыс. предприятий. Валовая продукция пром-ти возросла на 73%. Численность рабочих и служащих сост. 40, 4 млн. чел. Вобл. с\х довоенный уровень достигнут не по всем показателям. Посевные площади составили 97% довоенного уровня.

Благосостояние народа: национальный доход вырос на 64%. Восстановлено и вновь построено около 2 млн. кв. м жилья. 4. Политическая жизнь страны до смерти Сталина

    1. Общая хар-ка политической ситуации

В центре лежит борьба за власть и влияние на Сталина между различными парт. -госуд. группировками. Следствие этой борьбы - укрепление тоталитаризма, но массовых репрессий уже нет.

    2. Высшие органы гос. рук-ва.

ВКПб ген. сек. Сталин, Верх Сов. СССР пред. Шверник, Совмин СССР пред. Сталин. 3. Наиболее значит. полит. фигуры и группировки.

    1) Старая партийная гвардия:
    Сталин - ген. сек. ВКПб и пред. Совмина

Молотов - член Политбюро, 1-ый зам. пред. Совмина, министр иностр. дел. Берия - член политбюро, зам. пред. Совмина

    Каганович - член политбюро, зам. пред. Совмина
    Жданов - член политбюро, секретарь ЦК
    2) Новая партийная гвардия

Вознесенский - член политбюро, зам. пред. Совмина, пред. Госплана Кузнецов - секретарь ЦК, 1-ый секретарь Ленигр. обкома партии Маленков - секретарь ЦК, член политбюро, зам. пред. Совмина Хрущев - член политбюро, секретарь ЦК

В первые послевоенные годы центральная фигура - Жданов. С ним тесно связан Кузнецов.

В 1948 г. Жданов умирает и это резко меняет расстановку сил. Начинается выдвижение Маленкова и его союзника Берии.

Сталин ориентируется на Кузнецова и Вознесенского, а Берия и Маленков этому противодействуют.

    4. “Заговор военных” 1946-1947 г.

После войны Жуков был глав. комом сухопутных войск и у него сложились натянутые отношения со Сталиным и Булганиным (министр обороны)

1946 г. - на заседании глав. воен. совета были оглашены показания глав. маршала авиации Новикова и подполковника Семочкина против Жукова. Его обвиняют в нелояльности Сталину.

    Большинство выступавших поддержали Жукова.

Он снят с поста главкома, выведен из ЦК и отправлен командовать Одесским воен. округом.

В 1947 г. арестована большая группа офицеров и генералов, работавших с Жуковым, по обвинению в воен. заговоре против сталинского руководства. Инициаторами были Берия и Абакумов. Жукова не дал арестовать Сталин и на XIX съезде рекомендовал в ЦК.

    5. Жданов и ленинградское дело (кон. 40-х-нач. 50-х)

Ленинградское дело - серия сфабрикованных дел по обвинению партийных, сов. и хоз. работников в антигосударств. деят. 6 чел. расстреляно, 200 чел. осуждено, 2000 руководителей заменены.

Обвинения: связь с югославами, в корпоративности, в намерении превратить Ленинград в столицу РСФСР, в попытке создать ком. партию РСФСР. Казнены: Вознесенский, Кузнецов, Родионов, Попков, Капустин, Лазутин. Укрепляются позиции консерваторов Берии и Маленкова.

    6. XIX съезд партии (окт. 1952 г. )
    1) Подведение итогов и одобрение полит линии.
    2) Директивы 5-ой пятилетки 1951-1955 г.
    3) ВКПб переименован в КПСС
    4) Изменение в уставе.
    5) Ориентация на сотрудничество с заруб. соц. странами.

6) Изменение руководящих органов партии: упраздняется политбюро, создается президиум ЦК, внутри президиума бюро президиума, а в бюро - т. н. неуставная пятерка: Сталин, Маленков, Берия, Булганин, Хрущев.

7) Борьба с космополитизмом - идеологией мирового гражданства. Она предусматривает отказ от национальных традиций, культуры, патриотизма. Отрицание гос. и нац. суверенитета. Космополит своим отечеством считает весь мир.

В конце 40-х развертывается борьба с космополитизмом. Обвинение - в измене Родине.

- опасность Зап. влияния через воинов-победителей, познакомившихся с жизнью в Европе.

- конец 40-х годов ознаменован поворотом сов. народа к русскому национализму. 8) “Дело врачей” янв. 1953 г. Имеет явную антисемитскую окраску. Содержание:

Ряд медработников, в т. ч. и кремлевские врачи были обвинены в подготовке уничтожения руководства страны, шпионаже и т. д.

В 1948 г. создан Израиль, распущен еврейский антифашистский комитет во главе с Жемчужниковой.

    9) Подготовка “большой чистки”

Суть: Сталин перед смертью планирует уничтожение своих старых соратников. От активной полит. жизни оказались отстранены Молотов, Берия и Ворошилов. 5. Смерть Сталина. Проблема его наследия.

    1. Смерть Сталина

1 марта 1953 г. Сталин целый день не выходил из кабинета. Ближе к вечеру об этом сообщил сотрудник. В 23. 00 сотрудник обнаружил Сталина лежащим на полу. Кровоизлияние в мозг сопровождалось частичным параличом. В течение 4-х дней врачи его пытались спасти. Стали умер в страшной агонии 5 марта в 10 часов утра.

Председатель похоронной комиссии - Хрущев. В день похорон произошла давка. Тело Сталина было помещено в Мавзолей.

    2. Проблема сталинского наследия
    После смерти 3 направления развития страны:
    Продолжение сталинизма (Берия)
    Смягчение сталинизма (Булганин, Молотов)
    Десталинизация (Хрущев)
    6. Политическая борьба после смерти Сталина

1. Накануне похорон в Кремле состоялось совещание высших руководителей. По итогам: Пред. Совмина - Маленков, объединенное МВД (контроль за партийными кадрами и военными) - Берия, Пред. ЦК и член президиума - Хрущев. Вернуть Жукова в Москву.

2. Лето 1953 г. Попытка Берии дестабилиз. ситуацию в стране.

3. 26 июня 1953 г. Арест Берии на заседании президиума ЦК и Совмина. Заговор возглавил Хрущев, среди других - Жуков.

После ареста состоялось следствие. В дек. суд. Берия обвинен в шпионаже, антигос. деят. , гос. измене и т. д.

    Берия был казнен 23 дек. 1953 г. в бункере штаба МВО.
    1. ПЛЕМЕННЫЕ РЕЛИГИИ
    РЕЛИГИЯ СЛАВЯН.

Как и другая языческая религия, религия славян основывалась на мистическом отношении к природе. Это отношение к природе или останавливает на моменте рождения, видит в природе великую производительницу, и тогда религия принимает фаллический характер, становится культом рождающих сил, или же в природе виделяется, как предмет почитания, другой столь же неизбежный ее момент - смерть, что пораждает культ духов умерших, культ предков. В религии древних славян есть и тот, и другой моменты. Кроме того, оба момента достигли настолько глубокого развития, что мы находим у древних славян вполне сложившимися множество богов, правда, сохраняющих еще свое природное значение, грома, солнца, ветра и т. п. Может быть, больше всего мы знаем о культе солнечных божеств любви, брака и плодородия. Их популярность подтверждается большим количеством их имен (Ярило, Ладо, Кострома, Хор, Дождь-бог, Тур и т. д. ), две губернии до сих пор сохранили имена этих богов любви и веселья - Ярославская и Костромская. Культ этих божеств пережил введение христианства и дожил до наших дней, отчасти косвенно, в виде многочисленных игр и хороводов с пением непристтойных (с интелигентной точки зрения) песен, отчасти прямо, в виде чевствования, оплакивания и похорон девушки, изображающей Кострому, или славянского чучела Ярилы. Все эти данные указывают, какую большую роль в религиозных взглядах славян занимали явления, относящиеся к браку. Ежегодное возрождение солнца и вообще пробуждение природы (равно как и осеннее замирание) сопровождалось шумными праздненствами с венками, цветами, плясками, пением и играми. Эти весенние и летние праздники в честь солнца и существ, наполняющих природу - только частный пример религиозного и мистического отношения древних славян к природе. Перейдем теперь к культу предков, душ умерших и духов вообще, как он существовал у древних славян. Поговорка - “На печи сидел, кирпичам молился” - имеет старинное происхождение и глубокий смысл. Печь, тождественная со священным огнем арийских народов, не имела ничего общего с нашей кухонной плитой или, тем менее, с голландскими и иными печами, служащими для отопления. Древнее священное значение печи как очага и религиозного центра семьи и дома, чувствуется у нас, и то очень слабо, пожалуй в камине. Печь была сидалищем домашних богов, духов предков, огонь ее поэтому, священе, угли из нее - лечебное средство, еще и теперь при переходе в новую избу хозяйка переносит туда золу из старой печи, и эта зола заменяет таким образом домашнего бога. Такими же духами-покровителями считались души всех законноумерших. И поныне, в губерниях пензенской и саратовской мордовские крестьяне, принося на могилу умерших еду, говорят при этом: “Вот тебе! Это принесла такая-то! Берешь у нее скотину и хлеб, корми цыплят, гляди за домом. ” Наоборот, умершие насильственной смертью, самоубийцы, обращаются в злых духов. Некоторые обычаи, имевшие место во времена язычества, дошли и до наших дней, они любимы и были любимы народом, особенно в деревнях.

    НАЦИОНАЛЬНЫЕ РЕЛИГИИ.
    КОНФУЦИАНСТВО.

Конфуцианство - философско-этическое учение мыслителя древнего Китая Конфуция (Кун-цзы) и его последователей, превратившиеся на рубеже н. э. в религию. Источник конфуцианства - “Лунь-юй” (“Беседы и суждения”), написанные последователями Конфуция (6 в. до н. э. ). Конфуцианство отразило взгляды и интересы феодального чиновничества, стремившегося предохранить общество от социальных потрясений. Целью конфуцианства являлось воспитание народа в духе уважения существующих порядков. Согласно конфуцианству, в обществе действует закон “жэнь”, ниспосланный небом. Для усвоения этого закона человек должен соблюдать “ли” - нормы общественного поведения, традиционные обряды, поступать согласно своему общественному положению: “Государь должен быть государем, подданный - подданным, отец - отцом, сын - сыном”. С превращением конфуцианства в религию Конфуций был обожествлен. Конфуцианство отличается от многих религий отсутствием жречества, мистических элементов и сводится к строгому выполнению предписанных обрядов. Основное содержание культа конфуцианства - сложившееся еще до конфуцианства - почитание предков: каждая семья, род имеют свой храм, где размещены символизирующие предков таблички “чжу”, перед которыми расставляются жертвоприношения и совершаются обряды. Конфуций на первый взгляд мало говорил на религиозные темы, но он не был равнодушен к проблемам религии. Напротив, он явно считал эти проблемы величественной тайной, непостижимой для смертных и поэтому не подлежащей обсуждению. Именно религия была, по мнению Конфуция, тем связующим звеном, которое соединяло все нормы поведения в обществе в единую стройную систему, а воля Неба была высшей санкцией этих норм поведения. Сам Конфуций считал себя проводником воли Неба, который открывает современникам забытые ими “вечные истины”. Таким образом, система упорядоченного общества, созданная Конфуцием, в конечном счете освящалась волей Неба. Учение уже при его жизни стало широко известно в Китае. По преданию, у него было три тысячи учеников, некоторые из их числа занимали видные государственные посты. Общий принцип учения Конфуция - правление только ненасильственными методами.

    МИРОВЫЕ РЕЛИГИИ.
    1. БУДДИЗМ

Буддизм - одна из трех мировых религий, возникшая в Индии в середине 1 тысячелетия до н. э. Позже буддизм распространился в странах Юго-Восточной и Центральной Азии, а также Дальнего Востока. Буддисты утверждают, что буддизм появился в результате земной проповеди Будды Шакья-Муни. Буддизм учит, что жизнь во всех ее проявлениях есть зло, несущее страдания всему живущему. Причина зла и страданий - привязанность человека к чувственному миру перерождений (сансара), все человеческие чувства, страсти, желания. Преодолев их, поняв суетность и зло мира, можно прекратить “круговорот бытия”, создав себе такую карму, которая приведет к небытию, “нирване". Это спасение достигается вступлением на “восьмеричный путь” правденой жизни, под которой подразумевается отказ от всех человеческих интересов, семьи, имущества, от всего светского, подавление в себе любого интереса к земному путем самососредоточения. Практически такая жизнь возможна только в монашенской общине. Мирянин может рассчитывать на лучшее перерождение соблюдая пять моральных требований: воздержания от нанесения зла, лжи, кражи, от чувственных излишеств и алкоголя. В описанной форме “хинаяна” (“узкий путь спасения”, или “тхеравада”) - одна из ветвей буддизма - распрастранилась в конце 1 тысячелетия до н. э. - начале 1 тысячелетия н. э. в Индии и за ее пределами - на Цейлоне и среди народов Индокитая. В первые века н. э. возникает второе направление буддизма - “махаяна” (“широкий путь спасения”), в котором возможности спасения для мирян значительно расширяются и облегчаются. В “махаяне” создается учение о верховном абсолютном божестве. Третьим направлением индийского буддизма была “ваджраяна”, или “тантризм”, - тайное учение о путях достижения нирваны с помощью магических заклинаний и обрядов, восходящее корнями к древнеиндийским земледельческим култам. В форме “махаяны” и частично “тантризма” буддизм распространился из Северной Индии на территорию нынешнего Афганистана и среднеазиатских республик, Китая, Кореи и Японии, частично соеденившись с даосизмом и синтоизмом и положив в Тибете начало ламаизму.

    2. ИСЛАМ

Ислам (араб. - предавание себя Аллаху, покорность) - одна из мировых религий. Возник в Западной Аравии в начале 7 в. н. э. в период образования классового арабского государства. Вероучение ислама изложено в Коране, содержание которого, по преданию, было сообщено в соответствии с божественной волей пророку Муххамеду. Вероучение ислама испытывало влияние христианства и иудаизма, и отчасти манихейства и зороасторизма. Главным догматом ислама является признание единственного истинного бога - Аллаха, который властвует над людьми как “создатель небес и земли” и всего, что находится на них. Атрибутами исламского вероучения являются вера в страшный суд, рай и ад. Одной из важнейших сторон учения ислама является догмат о предопределении. Согласно этому догмату, в мире все зависит от воли Аллаха, все события, как бывшие, так и будующие, будто предначертаны им еще в начале творения. Наряду с признанием вышеперечисленных догматов мусульманин обязан признавать “пять столпов” веры. Первым изних является произнесение символа веры: ”Нет божества, кроме Аллаха, и Мухамед - посланник божий”. Далее, мусульманам предписано совершать ежедневные молитвы, соблюдать пост, платить налог (закат), а также совершать хаджж (паломничество). В исламе различают два основных направления - сунгнизм и шиизм. Ислам, как и другие религии, не оставался неизменным. Толкование догматов и культа, объяснение различных социальных явлений, достижений науки и культуры меняется в соответствии с изменением социальных условий. В СНГ ислам распрастранен преимущественно в Средней Азии, Казахстане, Закавказье, в республиках Северного Кавказа и Поволжья, в Белоруссии, Литве и др. местах. За исключением большей части верующих-азербайджанцев, исповедующих ислам шиитского направления, немногочисленных персов, курдов, проживающих в Туркменистане, все мусульмане страны являются последователями суннизма. В Горно-Бадахшанской области проживают верующие исмаилиты - сектанты шиитского направления. В Чечне, Ингушетии, в некоторых районах Дагестана и Казахстана действуют группы приверженцев разновидности мистико-аскетического учения в исламе - суфизма (мюридизма). Делами мусульманских общин, расположенных в различных районах страны, руководят четыре независимых друг от друга духовных управления. Духовные управления имеют своих представителей в административных районах (область, республика) в чине казы (кади), назначаемых президиумами управлений, через которые поддерживается связь с мусульманскими общинами. По наиболее важным вопросам современной религиозной жизни духовные управления принимают фетвы (наставления), которые в мечетях доводятся до сведения верующих. Повседневными делами общин, связанными с сохранением культового имущества, молитвенных помещений, с расходованием материальных средств, занимается избираемый из числа самих верующий орган - мутаваллиат. В городе Бухаре находится медресе (мусульманская духовная школа) “мир-араб”, готовящее мусульманское духовенство. Здесь имеется также и группа по подготовке шиитского духовенства. В Ташкенте функционирует исламский институт.

    3. ХРИСТИАНСТВО

Христианство - одна из мировых религий (наряду с буддизмом и исламом). Возникло в начале 1 века в восточных провинциях Римской империи в результате слияния и взаимопроникновения идей ряда мессианистических сект восточного Средиземноморья. Христианство включило в себя в переработанном виде некоторые элементы греко-римской и восточной религий, а также ряд идей идеалистической философии античности. Христианство превратилось в начале 4 в. в государственную религию Римской империи. Основу христианства составляет учение об искупительной жертве сына божьего Иисуса Христа. Объясняя моральную и материальную нищету внутренней испорченностью, греховностью каждого отднльного человека, христианство провозглашало духовное спасение всех людей через веру в искупительную жертву божественного Спасителя как гарантию избавления людей от греха. В основе догматики и богослужения христианства лежит Библия, или Священное писание. Христианская церковь включила в нее иудейский Ветхий Завет. Исключительно христианской частью Библии является Новый завет, который включает в себя 4 Евангелия, повествующие об Иисусе Христе, "Деяния апостолов", Послания апостолов и Апокалипсис. По значимости непосредственно за Священным писанием идет Священное предание, которое церковь возводит в степень "божественного права". В процессе своего развития христианство распадается на три основные ветви: католицизм, протестанизм и православие, которые также образуют ряд ответвлений и сект. Несмотря на многие различия, все направления признают, что начало этой религии положили проповеди Иисуса Христа, "сына божьего", который сошел на землю, претерпел многочисленные страдания, принял мученическую смерть ради избавления людей от "первородного греха".

    КАТОЛИЦИЗМ

Католицизм (вселенский, всеобщий) - одно из трех основных направлений христианства. Окончательное разделение христианской церкви на западную (католическую) и восточную (православную) произошло в 1054 г. ; фактически оно совершилось значительно раньше в связи с различиями в исторических судьбах Запада и Востока. После разделения церквей католицизм оформился как вероучение и церковная организация. Источниками вероучения католическая церковь считает Библию в латинском переводе (“священное писание”) и религиозную традицию (“священное предание”), в которой главное внимание уделяется решениям пап и их толкованиям религиозных проблем. Признание “священного предания” в качестве одного из источников вероучения обеспечивает возможность приспособления католицизма к изменяющимся социальным условиям. Вероучение католицизма имеет ряд особенностей, отличающих его от православия. В области религиозной догматики, признавая троицу, католицизм иначе чем православие, толкует “исхождение святого духа”, считая, что он исходит и от бога-отца и от бога-сына. В католицизме есть учение о "сокровищнице переизбыточествующей благодати": деяния Христа, апостолов, богоматери святых, а также "сверхдолжные" подвиги благочестивых христиан создают запас добрых дел и благодати, за счет которого церковь имеет право отпускать грехи. Лишь в католицизме имеется догмат о чистилище. Католицизм признает догмат о главентсве римского папы над всем христианским миром. В 19 в. был принят догмат о непогрешимости папы. Утверждая, что путь спасения верующий может найти только с помощью церкви, католицизм обращает особое внимание на укрепление церковной дисциплины и организации. Централизованная иерархическая организация католицизма, включающая верховные органы церкви, клир, монашество объединенное в орденах, различного рода массовые (благотворительные, молодежные, женские, профсоюзные и др. ) организации, располагающие большими средствами, стала важным элементом современного общества.

    ПРАВОСЛАВИЕ

Православие - одно из трех основных направлений христианства, оформившееся после разделения его (1054 г. ) на западную (католическую) и восточную церкви. В православии имеется 15 самостоятельных церквей. Православная церковь складывалась и развивалась в обстановке сильной императорской власти Византии. Во главе православной церкви в Византии стояли патриархи - константинопльский, александрийский, антиохийский, иерусалимский. В ходе борьбы за независимость народов, подчиненных Византии, в церкви происходил процесс образования автокефалий, самостоятельных церквей на Востоке и на Балканах. Православная церковь не имеет единого всемирного центра (как римско-католическая церковь) и построена на сборных началах. Высшим органом церкви является Вселенский собор из представителей всех автокефалий. В настоящее время существуют следующие автокефалии: Константинопльская, Александрийская, Антиохийская, Иерусалимская, Русская, Грузинская, Сербская, Болгарская, Румынская, Греческая ( или Элиадская), Кипрская, Албанская и Польская. Источниками православного вероучения являются "священное писание" (Библия) и "священное предание" (поставноления вселенских и поместных соборов, творения отцов церкви, древняя богослужебная практика). Сущность вероучения изложена в "символе веры", утвержденном на вселенских соборах 325 и 381 гг. В 12 членах символа веры говорится о боге, о его отношении к миру, человеку, о триединстве бога, боговоплощении, искуплении, воскресении из мертвых, крещении, загробной жизни и т. д. Бог в православии выступает в трех лицах: бог-отец (творец видимого и невидимого мира), бог-сын (Иисус Христос) и бог-дух святой, исходящий только от бога-отца. Триединый бог единосущен, недоступен для человеческого разума. Основным назначением православного культа является распространение и поддержание религиозности, воздействие на чувства и эмоции людей. Православные церкви уделяют большое внимание внутреннему оформлению храмов, проведению богослужений, в которых важное место занимает молитва. Православные верослужители требуют от верующих обязательного посещения храма, ношения нательных крестов, исполнение таинств, которых в православии (как и католицизме) семь: крещение, причащение, миропомазание, покояние, брак, священство, елеосвящение.

    ПРОТЕСТАНТСТВО

Протестантизм (от лат. protestatio - провозглашение, торжественное заявление) - одно из трех основных направлений христианства наряду с католицизмом и православием. Протестантство возникло в результате широкого антикатолического движения - Реформации, охватившего в 16 в. ряд стран Европы. Протестанты осудили злоупотребления католической церкви, потребовали приведения церковной организации в соответствие с принципами первоначального христианства. Они значительно упростили культ, отказавшись от почитания святых, ангелов, поклонения иконам, мощам и др. Одним из главных догматов, отличающих протестантство от католицизма и православия, является учение о непосредственной связи человека с богом: "божественная благодать" даруется человеку прямо богом, без посредничества церкви, духовенства, а спасение человека достигается только через его личную веру в искупительную жертву Христа и по воле бога. Поэтому в протестантстве (за исключением англиканства) нет принципиального противопоставления духовенства мирянам и каждый верующий в принципе имеет право по-своему толковать и излагать "слово божие". Первоначально протестантство связывалось с учением Мартина Лютера (1483-1546), затем протестантами начали называть также последователей учений Кальвина (1509-1564), Цвигли (1484-1531) и др. ревормационных течений. К середине 16 в. протестанизм распрастранился в Германии, Швейцарии, Англии, Швеции, Дании, Норвегии, проник во Францию, Голландию, Бельгию, Чехию и др. страны Европы. С 17 в. начинает проникать в заморские колонии европейских государств. Позже протестантство распадается на множество церквей и течений. Из первоначальных форм протестантства (лютеранство, англиканство, кальвинизм, цвинглианство и др. ) возникают новые течения - методисты, реформатство, пресвитерианство, конгрегационализм, баптизм, адвентизм, пятидесятники и др. В настоящее время протестантов насчитывается свыше 272 млн. В 1948 г. по инициативе протестантских церквей был создан Всемирный совет церквей, стремящийся к объединению различных направлений христианства.

    КУРС ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО (ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЕ)
    Понятие человека и общ-ва
    I. Понятие человека

Человек - субъект общест-истор. процесса развития материальной и дух. культуры на Земле, био-социальное существо, генетически связанное с другими формами жизни, но выделившееся из них благодоря способности производить орудия труда, обладающее членораздельной речью и сознанием, творческой активностью и нравственным самосознанием. (Академик Фролов)

    II. Понятие общества
    Многообразие понятия общества

Общество - совокупность людей на определенном этапе исторического развития (феодальное общество)- круг людей, объединенных общностью положения, интересов, происхождения (дворянское общество)- добровольное объединение людей для какой-либо цели (спортивное общество)- та или иная Среда (дурное общество) узкий круг людей дворянской Среды (бывать в обществе)- все человечество Научное определение: общество - обособившееся от природы часть материального мира, представляющая собой исторически развивающуюся форму жизнедеятельности людей.

Социологическое определение: общество - это самодостаточное, т. е. способная к самовоспроизведению группа людей.

    III. Общество, как особая часть материального мира
    1. Отличие общества от природы

Главное - человек носитель воли и сознания. Человек - создатель особого мира (ноосферы) - сферы человеческого разума (Академик Вернадский). Взаимосвязь и взаимовлияние человека и природы.

    2. Общество - динамическая система

Система меняющая свое состояние в пространстве и во времени. Система - это структурно упорядоченная и целостно организованная совокупность взаимосвязанных и взаимозависимых элементов. Система-общество

    Подсистемы:

Экономическая сфера - производство материальных благ - деятельность по производству материального субстрата. Социальная сфера - производство человека - деятельность по производству субъекта. Политическая сфера - управление деятельность по производству связей и отношений. Духовная - производство духовных благ - деятельность по производству духовных благ (знаний). Элемент - ?

    Требования к элемнту:

1. Структурная изоморфность (элемент должен входить во все сферы общественной жизни);

2. Элементарность элемента (недилимость элемента в рамках нач. опред. системы); Элементы общественной жизни:

1. Субъект - носитель целенаправленной активности. Субъект может быть единичным - человек, и интегративным - группа людей, обладающая единством воли. 2. Материальный субстрат общественной жизни (социокультурные предметы, материальные вещи). 3. Связи и отношения. Связи бывают между субъектом и объектом. Отношения бывают между двумя субъектами.

    4. Духовные значения (идельный мир)

Иделаьно существуют, как технические процессы в голове человека и в качестве объективированного процесса. Смысл общественной жизни в воспроизводстве с помощью деятельности.

Вывод: 4 элемента - 4 вида деятельности и сферы общественной жизни. IV. Понятие общественного прогресса

Прогресс - движение от худшего к лучшему, от менее совершенного к более совершенному.

    Главная проблема - проблема критерия.

Критерий прогресса - критерий в развитии разума; критерий в развитии нравственности; критерий в развитии производителя.

    Интегральный критерий - рост социальной свободы.
    Развитие знаний о человеке и обществе
    I. Ранние формы религии (формы первобытных верований).

1. Фетимизм - фетим - идол, талисман - почитание различных объектов действительности, которым люди приписывали сверхъестетственные свойства: способность помогать, исцелять, предохранять от врагов. Амулет-предохраняет; талисман - приносит счастье.

2. Тотемизм - вера в существование сверхъестественной связи, родства между группой людей и определенным видом животных или растений. Тотем - предок рода или его родоначальник.

3. Магия (греч. колдовство, волшебство, чародейство) употребляется в двух смыслах:

а) совокупность представлений, связанных с возможностью воздействовать на людей, предметы и явления окружающего мира сверхъестественным путем. б) само воздействие

    Целевое назначение

1. производственное (заклинание орудий труда, вызывание дождя). 2. военное (ритуальные пляски воинов). 3. вредоносное. 4. лечебное. 5. любовное 4. Анимизм (лат анима -душа) - вреа в духовные сущности, заключенные в предметах или существующие отдельно от них (нимфы, русалки). 5. Аниматизм - представление о безличной духовной силе, которая пронизывает весь мир и оказывает влияние на жизнь людей, при обращении к которой можно поставить ее на службу человеку.

    II. Миф, как попытка объяснить мир и человека.
    1. Мифология употребляется в двух смыслах:
    а) собрание мифов; б) наука о мифах

Мифы - это произведения народной фантазии, содержащие в себе наивно олицетворяющие объяснения фактов реального мира (Токарев).

2. Отличие мифа от сказки, легенды, религии. Миф - картина мира, содержащая наивное объяснение мира. Сказка в отличие от мифа, не содержит никаких объяснений, хотя в ней есть морально-назидательный элемент. Легенда - привязана к определенному историческому событию, а миф - нет. Миф - существенная часть религии, но религия не исчерпывается мифом, т. к. религия включает в себя культ и веру. Миф - это своего рода первобытная наука и философия. 3. Типы мифов.

    - о животных и растениях
    - о небесных явлениях
    - космогонические и антропогонические
    - креационистские (креационизм - акт творения)
    - эволюционистские (постепенное развитие мира)
    - эсхатология (мифы о конце света)
    - о происхождении рождения и смерти
    - мифы о великом потопе
    - о непорочном зачатии
    - об умерающем и воскресающем боге

- о происхождении различных культурных благ и явлений человеческой жизни - искусственные мифы

    4. Специфические черты мифологии

1. Миф всегда образен. 2. Миф строится не на смысловых связях, а на ассоциативных связях

3. Антропоморфизм (очеловечевание явлений природы). 4. Супернатурализм мира или сверхприродность. Не отличие естественного от сверъестественного. 5. Оживотворение и одушевление природы. 6. Генетизм в мифах: миф происхождение предмета выдает за его сущность. Миф - система образов, а наука - это система абстракций и идиализаций.

7. Миф паради (неприкаемый образец). 8. Миф - это объяснение мироздания через перенесение на природу родовых отношений, т. е. миф - мера восприятия и мировоззрение родового общества.

    III. Религия о человеке и обществе.
    1. Структура религии
    Религия - святыня, набожность, предмет культа (латю. )
    Включает в себя:

1. Религиозное мировоззрение - совокупность представлений о мире и человеке (система догматов)

    2. Религиозный культ - совокупность особых действий

Виды культа: магия (колдовство) - активное воздействие; умилостивительный просьба.

Элементраные культовые акты: поклоны, падения ниц, крестные знамения. Более сложные: жертвоприношения, крещения, молитвы.

3. религиозные чувства - совокупность особых переживаний, связанных с верой.

    2. Атеизм и религия.
    Атеизм:

1. Религия - фанатическое отражение в головах людей тех внешних сил, которые господствуют над ними в их повседневной жизни, отражение, в котором земные силы преобретают форму неземных. (Энгельс)

2. Бог - иллюзорный образ, наделенный сверхъестественными свойствами, являющийся главным объектом поклонения во всех религиях.

3. Вера - бездоказательное принятие истинности тех или иных объектов. 4. Социальная роль религии - “вздох угнетенной твари, дух бездушных порядков, сердце бессердечного мира, опиум для народа” (Маркс).

Религия - иллюзорная компенсация слабости человека, его бессилие, отсюда ее реакционная роль, религия тормозит прогресс, препятствует развитию личности, служит угнетению человека.

Функции религии: иллюзорно-компенсаторская, мировозренческая, регулятивная, интегрирующая.

    Религия:
    1. Религия есть взаимоотношения между Богом и человеком.

2. Бог - творец неба и земли промыслитель Вселенной, носитель высших духовных совершенств. Бог есть дух, вечный, бесконечный, всемогущий, всеведующий, всеблагой и вседовольный. Бог - бесконечно неподобен сотворенному им. 3. Вера - стремление к высочайшей истине, неизменному добру и вечному блаженству, т. е. к Богу, данное человеку от природы.

4. Социальная роль религии - в ней человек находит для себя высшее и совершенное удовлетворение и руководство к своей жизнедеятельности.

    3. Классификация религии

1. Племенные. 2. Национальные. 3. Мировые: - буддизм, ислам, христианство: православие, католицизм, протестаноство

    Буддизм - сер. 1-го тысячелетия до н. э.
    Ислам - 7 в. н. э. , основатель Мухамед
    Христианство 1 в. н. э.
    Учение Платона о человеке, обществе и государстве
    1. Определние философии

а) Аристотель: “Философия - это учение о превоналах и высших причинах всего сущего (? )

В сущем выделяется две части: 1. Природа - материальный мир, его изучает физика (2 философия). 2. Нематериальные сущности (превоначала и высшие причины) изучает метафизика (1 философия)

б) Ницше: “3 предмета исследования философии - бог, душа, мир, как целое. Задача ф-фии- ответить на 3 вопроса: что я могу узнать? что мне делать? на что я могу надеяться? ”

в) Сов. философия: “Ф-фия - наука о наиболее общих законах природы, общ. и познания. ”

г) Итоговое определение: “ Ф-фия - это учение об общих принципах бытия и познания, об отношении человека к миру. ”

д) Осн. вопрос ф-фии: “Это вопрос об отношении сознания к бытию, мышления к материи, духа к природе, об отношении психического и физического, субъективного и объективного. ”

1) Что первично - материальное или духовное? ” 2) Познаваем ли мир? В зависимости от решения осн. вопроса ф-фы делятся на- материалистов, идеалистов (объективные и субъект-е), дуалистов.

    2. Ф-фия Платона. (4-5 до н. э. )

Ученик Сократа, основатель афинской ф-ой школы Академии. Учение Платона - это система объективного идеализма. Изменчивому и приходящему миру вещей Платон противопоставил вечный и неизменный мир идей. Истинное бытие - это умопостигаемые и бестелесные идеи.

Платон выделяет 3 уровня бытия: 1) материя - это источник вещности, изменчивости, единичности, бренности, зла и несвободы. 2) мир вещей изменчивый, приходящий, смертный, несовершенный, “чувственный”. 3) мир идей умопостигаемый, вечный, неизменный и совершенный.

Идеи- образец и прообраз вещей. Вещи- тени, отображение идей. Все вместе- душа космоса.

Душа космоса- творческая сила, кот. связывает вещи и идеи, заставляет идеи присутствовать в вещах, а вещи подражать идеям.

    3. Учение о чел. , общ. , гос-ве.

Гос-во- совместное поселение. Оно возникает как результат многообразия чел. потребностей и вытекающего отсюда общ. разделения труда. 4 неправильных вида гос-ва:

    -демократия, тирания, олигархия, темократия.

Платон предлагает модель идеального гос-ва: 1) 3 части чел. души. 2) 3 добродетели.

    3) 3 сословия:
    разумная часть - мудрость - правители-ф-фы.
    яростная (волевая) - мужество - воины.
    вожделеющая - повиновение - ремесленники и земледельцы.

Такое гос-во справедливо, т. к. все в нем служат ему, как некой целостности и занимаются своими делами, не вмешиваясь в чужие.

    4. Социализм Платона:

Частн. собств. - источник соц. зла и несправедливости: она разрушает целостность и единство гос-ва. Соц-зм Платона носит казарменный х-р. Ф-фы не имеют не только частной, но и личной собств-и. Живут вместе, столовываются тоже вместе. Вознаграждение - продовольствиею Упразднение семьи. Гос-во счастливо вцелом, а не в отдельных частях.

    Аристотель о человеке, общ. и гос-ве. ( IV век до н. э. )

Аристотель - выдающийся др. -греч. мыслитель, ученик Платона и воспитатель Александра Македонского.

    1. Ф-фские взгляды.
    1) Критика Платона: “Платон мне друг, но истина дороже. ”

Сущность, т. е. идея не может быть вне того, сущностью чего она не является. 2) Определение ф-фии (см. выше)

3) Аристотель о сущности: В центре ф-фских исследований Аристотеля поиск сущности вещей. Сущность есть то, что делает вещь тем, чем она является. По Аристотелю сущность - это видовые отличия вещей, т. е. минимально общее этих вещей, кот. Аристотель называет формой.

4) Четыре причины, по кот. существуют все вещи и мир вцелом: а) формальная - активное, идеальное начало, сущность вещи, кот. как бы вносится в материю и творит вещи. б) материальная - материя - это пассивное начало, бесформенное, неопределенное, безжизненное. в) целевая - все процессы обусловлены через цель. Цель - стремление к своему благу, к реализации себя. г) движущая причина - указывает на источник движения.

4 причины - материальная (из чего? ), формальная (что это есть? ), движущая (откуда начало движения? ), целевая (ради чего? ) - бог.

Бог- вместилище сущностей, перводвигатель, цель всего сущего. Всё стремится к богу, и стремясь к нему самореализуется. Бог - чистая действительность и в этом смысле высшая реальность. Бог неизменен, т. к. он совершенен. Бог - чистое деятельное мышление. Бог - духовный абсолют, в кот. субъект совпадает с объектом.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


© 2007
Использовании материалов
запрещено.