РУБРИКИ

История развития и культуры города Касимов - (реферат)

   РЕКЛАМА

Главная

Логика

Логистика

Маркетинг

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Международное публичное право

Международное частное право

Международные отношения

История

Искусство

Биология

Медицина

Педагогика

Психология

Авиация и космонавтика

Административное право

Арбитражный процесс

Архитектура

Экологическое право

Экология

Экономика

Экономико-мат. моделирование

Экономическая география

Экономическая теория

Эргономика

Этика

Языковедение

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

История развития и культуры города Касимов - (реферат)

История развития и культуры города Касимов - (реферат)

Дата добавления: март 2006г.

    План.
    Введение.
    История развития города Касимова:
    1. Касимов- город мещёрский
    2. Касимовское царство и его конец
    3. Касимов в средние века
    4. Крестьянские волнения
    5. Пётр 1 в Касимове
    6. “ .... Из-за Оки- губернский город. ”
    7. Касимов торговый и купеческий.
    8. Развитие промышленного капитала.
    9. Касимов в 1913 году.
    10. Война народная
    11. В послевоенные годы.
    Культурная жизнь города.
    Культурные учреждения.
    Детская музыкальная школа.
    3. Детская художественная школа.
    Профтехучилище речников.
    Спорт, спорт....
    Заключение.
    “ Тот, кто хотя бы однажды побывал
    в Касимове, не мог остаться равнодуш
    ным к его живописным берегам, укра
    шенным затейливой архитектурой. ”
    “ Приокская газета”, г. Рязань.
    “ Касимов будто бы вроде Рима - но
    наоборот: тот стоит на семи холмах, а
    этот на семи оврагах; при всём при тон,
    он, подобно Ленинграду, сохраняет иде
    альную планировку”.
    “Литературная газета”.

Город Касимов и Касимовский район расположены на северо-востоке природно-экономической зоны Рязанской области. Площадь города и района - 2952 кв. км, население - 77, 7 тысяч человек. Город областного подчинения, районный центр - г. Касимов находится в 156 км от Рязани.

На переломе первого и второго тысячелетий нашей истории на мещёрскую землю пришли славянские племена. Это были кривичи и явились они в Мещеру со стороны Мурома.

Славяне вели оседлый образ жизни и строили себе жилища из ошкуренных брёвен. Эти жилища назывались избами и жить в них удобнее и безопаснее, чем в шалашах и землянках. И мещеряки со временем тоже стали строить себе избы. Также славяне, как подтверждает“Повесть временных лет”, занимались земледелием. Кроме того, они знали кузнечное и гончарное ремёсла, и знали хорошо, лучше, чем мещеряки.

С течением лет славяне и мещеряки, расставшись с полукочевым образом жизни, образуют большое, по тем временам, селение, которое получило название Городец Мещёрский. Городец встал на высоком, гористом и обширном мысу при впадение в Оку речки Бабенки.

Существует предание, что в 1152 году в Городец Мещёрский прибыл со своей дружиной великий князь Суздальский Юрий Долгорукий. Князь в то время был озабочен укреплением границ своего молодого княжества и, отметив удачное расположение Городца, повелел ему стать крепостью. Этот, 1152 год, и принято считать годом основания города.

Как и все более или менее крупные населённые пункты того далёкого прошлого Городец Мещёрский в целях защиты от неприятеля был обнесён рвом, земляным валом и деревянной стеной. Получив повеление Юрия Долгорукого стать опорным пунктом его княжества, Городец ещё выше поднял высоту своих земляных валов, подновил городскую деревянную стену и стал выполнять возложенную на него задачу охранять границы Суздальско - Владимирского княжества.

Более двух веков Городец нёс пограничную службу и нёс исправно, но 1376 году он не устоял перед татаро-мангольским нашествием и был разграблен и сожжён. Однако мещерские жители через несколько лет поставили новый город, только уже на другом месте, в полутора верстах выше по Оке. Место было удачное. Теперь город располагался между двумя огромными оврагами. Эти глубокие овраги с высоченными берегами являлись непреступными для противника естественными рубежами, оборонявшими город с востока и с запада. А с юга город защищался Окой с её высоким гористым берегом. С севера же город охранялся непроходимым в ту пору лесом. Тем не менее и по берегам оврагов, и со стороны Оки, и со стороны леса были насыпаны земляные валы с деревянными стенами на них. Вскоре Городец Мещёрский был присоединен к Москве.

Теперь он уже стоял на границе Московского княжества с беспокойным в то время Казанским ханством и в последствии сыграл определённую роль в укреплении и расширении княжества, в присоединении Казани к Москве.

Казанский престол в первой половине 15 века сотрясали междоусобицы. Один из членов ханской династии, старший сын хана Улу-Мухаммеда, Махмутек, в борьбе за власть убил своего отца и брата. Угрозы смерти нависла и над двумя другими младшими братьями- Касимом и Якубом. И в 1446 году молодые царевичи вынуждены были бежать со своим конным отрядом за пределы ханства. Они пришли на землю Московского княжества и отдались под покровительство великого Московского князя Василия Темного.

Приход казанских царевичей Касима и Якуба на службу к московскому князю был весьма кстати для Василия . Касим со своим отрядом оказал Василию Темному военную помощь во многих походах и сражениях. Он воевал и против Шемяки, и против Золотоордынских ханов: Сеид- Ахмета и Неулим-Берды.

За эти и другие заслуги Василий подарил Касиму Городец Мещёрский с округой. Так, на окраине Московского княжества возникло татарское владение, впрочем, целиком зависящее от Москвы, получившее впоследствии название“Касимовское царство”. Городец Мещёрский ещё при жизни Касима в его последние годы стал называться“Городом Касима”, “Касимов-город”. После же смерти Касима (он умер в 1459 году) Городец в государственных грамотах стал именоваться“Касимовом”, “Касимов”. С годами это название закрепилось и в российскую историю вошло понятие “Касимовское царство”. С образованием царства в городе стали возводиться строения мусульманской архитектуры. Так, в семидесятых годах

15 века на “Татарской горе”строится каменная мечеть с минаретом. В ту, средневековую, пору это было грандиозное сооружение, особенно впечатлял минарет. Если здание мечети впоследствии перестраивалось, то минарет почти полностью сохранился до наших дней. Это довольно высокая круглая башня, сложенная из больших, грубо отёсанных камней, добытых близ села Малеево, что в 15 километрах от города. Башня имеет открытый балкон, на который вздымается спиральная каменная лестница из 60 ступеней. На балконе - площадка, с неё далеко виден город и его окрестности. В старину эта площадка являлась местом, откуда мулла созывал своих соплеменников на молитву. Вместе с тем площадка служила смотровой военной вышкой. Впоследствии “царство”стало привлекать к себе внимание, и это внимание было не случайным. Ведь Касимовское царство - часть истории Российского государства. Своим существованием в союзе с Москвой оно раскололо сильный, противостоящий Руси лагерь, в составе которого тогда были Золотоордынское, Крымское, Казанское и Астраханское ханства.

Наиболее заметный след в истории Касимовского и Казанского ханства оставил хан Шах-Али. Этот человек уже в отроческие годы прославился своим умом и воинскими способностями. Волей судьбы пятнадцатилетний Шах-Али оказался в центре сложной политической борьбы, в которой казанское ханство“заигрывало”то с Крымским ханством, то с Москвой. Он трижды был ханом в Казани, занимая тамошний престол, и трижды был вынужден оставлять его: в двух случаях под давлением своих казанских соплеменников, в одном случае- по воле русского царя Ивана Грозного.

Касимовским татарам не раз приходилось воевать на стороне русских. Летом 1552 года они участвовали в походе Ивана Грозного на Казань, в 1554 году они усмиряли мятеж в Казани. Затем, в 1555 году сражались со шведами под Выборгом. В1557-1558 годах

Шах-Али со своим войском находился в составе русских войск в их походе против Ливонии; тогда русские войска выиграли несколько сражений у немцев и подошли к Риге. В1562 году русский царь послал Шаха-Али против польского короля Сигизмунда, который взял на себя защиту Ливонии. Поход завершился удачно. Войско, предводительствуемые Шах-Али, взяло Полоцк. Эти походы и сражения принесли Касимовскому хану славу удачливого (но и жестокого) военачальника. Шах-Али умер в 1567году, шестидесяти лет отроду и похоронен в Касимове. В 1614 году на царский престол в Касимове был посажен хан Арслан. С именем этого владетеля связано ослабление Касимовского царства. И хотя по -прежнему Арслану, как и его предшественникам, оказывались большие почести в Москве, и по-прежнему знатные бояре ссорились, кто из них на дворцовых приемах более достоин прислуживать касимовскому владельцу, чувствовалось, что прав касимовских царей начинают ограничиваться.

Последним владетельным лицом из татар была в Касимове Фатима-Султан. После её смерти, в 1681 году, отдельное Касимовское царство перестало существовать. В 1623-1628 годах в России проходила опись государственного личного имущества. Данные описи были занесены в“Писцовые книги”. В Касимове эти книги были составлены в 1627-1628 годах. Каким же он был, Касимов, в ту далекую средневековую пору? Как жили его обыватели? Чем промышляли? На эти вопросы в той или иной мере и отвечают“Писцовые книги”. “Город Касимов деревянный, - писалось в книгах, - рублен в одну стену; крыт тесом; около города осыпь; в городе двое ворот; проезжие, другие водяные. На водяных воротах две башни: промеж проезжих и водяных ворот шесть башен глухих. Из башен три крыты тесом, а пять не крытых. В городе два колодца: один - у пороховой казны, другой - у водяных ворот. В городе - соборная церковь Вознесения Христово. В городе изба съезжая.... да амбар, под ним погреб, а в погребе лежат пушки и пушечные запасы и пороховая казна”.

“Писцовые книги” в другом месте дополняют картину города: “.... И всего строений внутри города .... осадные дворы, двор соборного попа, место диаконское, двор боярский, двор воеводский, пять дворов стольничих и дворянских, семь дворов царевичевых служилых людей , восемь дворов служилых мурз татар, двор пушкарский, двор рассыльщиков, да два двора нищих”. “Писцовые книги” далее сообщают, что “На старом посаде и на новом четыре церкви с пением, да три без пения, да церковь с приделом строится вновь, да на церковной земле четыре двора церковников, да одиннадцать дворов нищих, сто десять дворов посадских тягловых людей.... да не тяглых пятьдесят три двора.... ”.

В Касимове для тех времён была довольно обширная торговля: “На базаре в городе, в рядах, 47 лавок, 6 полу лавок; да перед лавками 8 скамей.... да за рядами 27 скамей, а торгуют на тех скамьях по четвергам всякими товарами, за рядами же торгуют рыбой. На площади - харчевни посадских людей, хлебные лавки, кабацкий двор большой, кабацкий двор малый, таможенная изба, паром на Оке”. Поместья татарских царей и царевичей в городе были невелики. Основные их владения находились, как правило, в сёлах - Подлипки, Торбаево, Болотцы, Царицыно и другие. В богатстве с татарской знатью состязались русские землевладельцы. Но и те и другие беззастенчиво эксплуатировали крестьян. Задавленный нуждой и всяческими притеснениями простой народ не раз поднимался против своих хозяев. Как сообщают летописи, касимовцы приняли участие в крестьянской войне под предводительством Болотникова в Поволжье. Народные волнения были не редкостью в касимовском крае. В Центральном Государственном архиве в Санкт- Петербурге хранятся документы об одном из многих выступлений касимовских крестьян против крепостничества. “.... В 1829 году, - говорится в документе, - крестьяне деревень Рудаково и Сеитово подали прошение царю Николаю, в котором жаловались на притеснения, чинимые помещицей Несторовой. Они писали, что помещица“угнетала семейства наши тягчайшими работами, продавая всех живущих в деревнях Рудаково и Сеитово на вывоз с раздроблением даже семейств. В числе которых продали несколько наших семейств донским казакам. А теперь хотят переселить на Кавказ”.

Царь, по всей видимости, остался глух к жалобам крестьян, потому что касимовский земский исправник продолжал настаивать на переселение. Крестьяне не повиновались, заявляя, что на переселение не согласны. Тогда на помощь исправнику прибыл чиновник Рязанского губернского правления с воинской командой. Возмущённые крестьяне вооружились, чем попало, бросились на воинскую команду. Это было 30 августа 1829 года. А 8 сентября из Рязани для подавления волнений прибыл второй чиновник с воинской командой, состоящей из 158 солдат и 5 офицеров. Между крестьянами и воинской командой завязался настоящий бой. Жертвы этого столкновения были с обеих сторон. Волнение крестьян было подавлено. Главных участников волнений предали военному суду. Около 40 крестьян были приговорены к наказанию кнутом и шпицрутенами, 5 крестьян сослали на каторжные работы, многие были сосланы в Ставрополье.

В 1679 году Касимов постигло большое бедствие - случился небывалый по размерам и причинённому ущербу пожар. Самый опустошительный после пожара 1376 года, когда на город обрушились татаро-монгольские захватчики.

Город выгорел почти целиком. Сгорел и кремль с его башнями и воротами, и городская крепостная стена.

Пришлось отстраивать заново. На этот раз он остался на своём пепелище. Как сказано выше, город имел хорошие естественные оборонительные рубежи, что имело немаловажное значение в ту пору - в пору частых набегов и войн. На этот раз горожане, наученные горьким опытом, стали использовать в строительстве белый известняковый камень, которым богаты берега Оки. Позже касимовцы начали изготавливать особый, крупный, так называемый домашний кирпич.

Существует предположение, что совет - шире использовать на строительстве местный известняковый камень - принадлежит Петру , который дважды проездом по Оке посещал Касимов.

9 мая 1695году, когда Пётр совершал свой первый Азовский поход, он впервые посетил Касимов. По преданию, городская знать показала высокому гостю свои достопримечательности, в частности, строящуюся в Пушкарской слободе Богоявленскую церковь с приделом Георгия-Победоносца. Это была первая каменная церковь в Касимове.

.... Строительство Богоявленской церкви велось с 1691 года и ко времени посещения Петром Великим Касимова (1695 году) уже просматривались её стройные формы. Царь остался доволен и церковью, и местом, на котором она возводилась. А вот строительство городской деревянной стены с башнями, которую касимовцы ставили на месте сгоревшей в пожаре 1679 года, похвалы у Петра не вызвало. По мнению царя, городские деревянные стены уже не могли играть той существенной роли, которую играли в давние времена при отражении нападения врага. Пётр распорядился также прекратить строительство мечети, и она оставалась долгие годы недостроенной.

Второй раз Пётр посетил Касимов в 1722 году во время Персидского похода. Существует придание, что, проплывая по Оке на военном судне мимо Касимова, царь и его свита отметили живописность города, особенно понравилась всем недавно построенная Богоявленская церковь. Член царской свиты придворный шут Балакирев, услышав в разговоре, что сейчас в Касимове нет владетеля, попросил царя позволить ему называться Касимовским ханом, на что царь дал своё согласие. Позже, уже во времена Екатерины Балакирев, получив звание поручика лейб-гвардии Преображенского полка, вместе с тем получил и юридическое право Касимовского владетеля; последние годы жизни Балакирев жил в Касимове, где и умер и похоронен за алтарём Богоявленской церкви.

И ещё одно предание. Рассказывают, что подъезжая к городу и увидев белый высокий минарет мечети, царь принял мечеть за православный храм и перекрестился. Когда же ему сказали, что это не церковь, а мусульманская мечеть, Пётр в сердцах приказал судовому артиллеристу снести верхушку минарета, артиллерист и сделал. И мечеть долгие годы стояла без“головы” и только при Екатерине татары выхлопотали позволение достроить её. В 1837 году Касимов посетил, путешествуя по центральным губерниям России, государь-наследник, будущий“царь-освободитель”Александр . Он совершал путешествия в сопровождении своего воспитателя знаменитого поэта Василия Жуковского. Наследник приехал в Касимов со стороны Мурома, откуда город казался деревней.

На другой день по приезде наследника местная русская и татарская знать устроила за рекой в Дубовой роще грандиозный пикник. Были выступления местных певцов, плясунов, конные состязания. И. С. Гагин преподнёс Александру рисунок города со стороны реки за это будущий царь вручил архитектору золотую табакерку. Одна знатная татарка, не назвавшая своего имени, подарила царю на подносе вышитый золотом национальный женский костюм. Молодой ямщик Мишка Ивакин, промчавшийся перед наследником стоя босыми ногами на спине лошади, был одарён деньгами.... Наследник остался доволен оказанным приёмом и сказал, что “со стороны Мурома Касимов - деревня, из-за Оки - губернский город”. Гагинский рисунок города с его описанием восхитил будущего царя и он из Петербурга прислал архитектору золотую медаль.

Город, как свидетельствуют “Писцовые книги”, уже в начале 17 века вёл широкую торговлю: 50 лавок и полу лавок, 35 скамей и да рыбный ряд, да харчевни....

Развитию торговли способствовало удобное географическое положение города. В Российском историко-географическом обиходе долгое время было в частном употреблении понятие“Касимовский тракт”. Это многовёрстный торгово-хозяйственный путь, начинавшийся от Москвы и шедший в Касимов через Гжель, Егорьевск, Спаск-Клепику, Туму, Погост, а из Касимова в Миленки, Муром и дальше к Нижнему Новгороду.... По этому тракту и переезжали в Касимов многочисленные купцы со своими товарами, что и предопределило развитие города, как торгово-купеческого центра. Торговля же в свою очередь способствовала росту промышленности в городе и уезде.

Самой представительной отраслью в Касимове с давних пор была кожевенно-меховая. Касимовские кожи и меха пользовались широкой известностью. Ток, про кожи, изготовляемые на заводе Сеид-Шакулова, писалось, что они“по своей доброте не уступают иностранным”, а шкурки тонкого характера, выделанные в Касимове шли “нарасхват” на ярмарке в Лейпциге. И, разумеется, много кожевенно-меховых изделий продавалось в самом Касимове. Здесь же находили сбыт изделия кузнецов, жестянщиков, ювелиров, сапожников, портных. Издавно большим спросом пользовались касимовские поддужные колокольчики.

С развитием судоходства на Оке, особенно парового, когда пошли большие товаропассажирские пароходы (вторая половина 19 века) значение Касимова, как торгового центра, ещё более возрастает. Сюда по воде привозят свои товары торговые люди из Нижнего Новгорода, Самары, Рязани, Царицыно, Астрахани. Касимов становится вроде бы столицей купечества на Оке.

Город встречал своих гостей несколькими гостиницами постоялыми дворами, трактирами, лавками, десятками ломовых и легковых извозчиков. Самая оживленная торговля происходила в четверг - в базарный день. Центральные улицы и площади в базарный день заполнялись с самого раннего утра. Оживлен и шумен был Конный рынок. Тут шла торговля лошадьми, коровами, овцами и другой живностью. На Дровяной шла торговля дровами, пиломатериалом. На Сенной торговали сеном, соломой, другими кормами для скота. Большая торговля шла Хлебной площади. Сюда привозили хлеб отдельными возами и обозами. Большим событием в городе и уезде была ежегодная Казанская ярмарка. Она начиналась 21 июля и продолжалась неделю. На ярмарку приезжало множество народа. На площадях крутились карусели. Звенели гармони. Выступали скоморохи. Это было по истине народное празднество.

Кроме того в городе в разное время проводились специальные ярмарки: “шерстяные”, “железоскобяные”, ярмарки по продаже смолы, дёгтя, древесного угля. Крупная, оживлённая торговля в городе, в которой принимало участие множество народа из разных мест, нашла отражение в старинной песне на слова А. Вельтмана: “Время! Веди мне коня ты любого.... ”

В 18 веке в России наблюдается активизация промышленного капитала. Наиболее интенсивно развивается металлургия. Здесь и там возникают чугунно-литейные, железоделательные заводы.

Во второй половине 18 века появляются металлургические предприятия и вокруг Касимова. Сюда, в глухую лесную сторону, В недрах которой была обнаружена железная руда, обратили свои взоры братья Андрей и Иван Баташовы. Они купили в , Мещере несколько тысяч десятин, занятую главным образом лесом, и завели тут собственное чугунно-литейное производство.

Первый завод Баташовы построили в 1755 году на речке Унжа, у села Ермолова, что между Касимовым и Елатьмой.

Темя годами позже, в 1758 году, был основан железоделательный завод на речке Гусь. Он стал называться Гусь-Завод, затем Гусь-Железный.

В 1786 году брать Баташовы построили чугунно-литейный завод в Сынтуле, на котором в скоре стало работать 4000 человек.

Баташевские заводы росли, их владельцы богатели и стали скупать землю для своих предприятий в соседних уездах.

В том же 18 веке отмечается возникновение и рост промышленных заведений в самом Касимове. Правда , тогда это были мелкие заведения. Основателем этих заведений стал Андрей Баташов. После смерти основателя дела на предприятиях стали идти хуже, а в 1904 году производство почти полностью остановилось. В 1913году в России были проведены “промышленные переписи”, охватившие не только крупные промышленные предприятия, но и население, отрасли народного хозяйства, культурные и образовательные учреждения. И в том году, как свидетельствует “Памятная книжка Рязанской губернии”, изданная по материалам “промышленных переписей”, в Касимове насчитывалось 17545 жителей, из них мужского пола - 7968 и женского - 9577 человек. (В1857 году в городе проживало 9600 человек). Далее “Памятная книжка”сообщает, что город располагался на территории 350 квадратных десятин и в нем было 35 улиц протяженностью 30 верст, а также 11 площадей, занимавших около 9 десятин, и городской сад в 1, 2 десятины.

Водопровода ещё не было (он начал строиться в 1914 году). Население пользовалось водой из Оки и колодцев. Телефонная связь была протяженностью 6 вёрст, телефонных абонентов насчитывалось 150.

В Касимове имелось довольно много учебных заведений, среди них такие, как семиклассное техническое училище, женская гимназия, мужская прогимназия, духовное училище, уездное училище, свыше двадцати начальных школ. Внешкольное образование осуществляли 3 воскресные школы, городская общественная библиотека и библиотека попечительства о народной трезвости.

В городе работала земская больница на 70 коек и фабричная на 1 койку. Здравоохранение осуществляло 8 врачей, 6 фельдшеров, 5 акушерок. Затем в“Памятной книжке” говорится, что в городе было 2 приюта, 2 богадельни и ночлежный дом. Городской бюджет на 1913 год составлял 103 тысячи рублей, из них 37587 рублей шло на народное образование, 9600 рублей - на содержание городской полиции, 6780 рублей - на пожарную команду, 4470 рублей - на благоустройство города, 700 рублей - на содержание управленческого персонала и только 465 рублей на медицину и ветеринарию.

В городе проживало много квалифицированных ремесленников и кустарей сапожники, жестянщики, портные, кузнецы.... Целый ряд кузнец, одна к другой, располагался в самом центре города. Это место так и называлось - Кузнечный ряд.

Город первым среди уездных городов Рязанской губернии, тут же вслед за Рязанью, начал строительство водопровода.

22 июня 1941 года благоуханное и мирное утро разорвали залпы войны и уже горели города и сёла, гибли люди.

В первый же день у здания Касимовского военкомата собрались десятки военнообязанных. Многие из них пришли, не дожидаясь повесток. Пришли в военкомат с просьбой об отправке на фронт и молодые женщины - работницы местного хлебокомби- ната. Почти каждый день военкомат отправлял мобилизованных и добровольцев в Красную Армию. Люди идут защищать свою Родину и по повесткам, и по доброй воле.

По радио часто передают сводки Советского Информбюро о ходе боевых действий на фронте. Сводки не радуют. В первое время войны Красная Армия сдаёт фашистам один город за другим.

Касимовцы, как и весь советский народ, в дни грозной опасности, нависшей над страной, отдают все силы, все средства для помощи героической Красной Армии в её тяжёлой борьбе с немецко-фашистскими захватчиками.

Утюжно-механический завод, мастерские индустриального техникума, механический цех фабрики“Красный текстильщик”начинают выпускать корпуса для машин. Касимовские колхозы помогают фронту хлебом, мясом, маслом, тёплой одеждой.

Большой вклад в дело отпора врагу вносят текстильщики. Прядильно-сетевязальная фабрика, кроме основной, мирной продукции, выпускает маскировочные сети и фалы. В первые же годы войны ушли на фронт 400 мужчин-текстильщиков. Пошли защищать Родину и девушки. Несколько сот текстильщиц приняли активное участие на строительстве оборонительных сооружений, “на окопах”.

С высоким патриотическим подъёмом работали касимовс- кие меховщики, снабжая фронт в течение всей войны своими знаменитыми полушубками и шапками. Труженики тыла помогали стране, фронту всем, чем могли.

На касимовской земле нашли приют инвалиды войны, дети, потерявшие своих родителей. В городе действовало несколько не- сколько детских домов, в которых воспитывались тысячи детей-сирот, детей войны.

    Тысячи касимовцев сражались за независимость своей Ро

дины с оружием в руках, показывая образцы героизма и самоотверженности. Среди них: Н. В. Тепин, В. С. Кузнецов,

В. И. Суворкин, М. Д. Титов, К. М. Подшивалкина, Н. М. Родио нов, М. М. Рощин.

Но двенадцати тысячам касимовцев не суждено было вернуться к родным очагам они погибли на поле брани. И было так, как сказал в своем стихотворении Владимир Семёнов, участ

ник войны: “Родную землю мы с тобою брали, мы всю её несли, вступая в бой. Я видел, как солдаты умирали, обняв её, закрыв её собой”.

После завершения Великой Отечественной войны касимовцы энергично взялись за восстановление и дальнейшее развитие народного хозяйства.

В цеха промышленных предприятий, к станкам и машинам вернулись бывшие воины, чьи руки соскучились по мирному труду.

На фабриках и заводах обновляется устаревшее оборудование. Пополняется автомобильный парк. Увеличивается объём выпускаемой продукции. Но касимовцы в трудные послевоенные годы были заняты не только подъёмом промышленности, экономики, строительства. Уделяется внимание и вопросы культуры.

В1948 году открывается детская музыкальная школа. Вслед за ней открываются две средние общеобразовательные школы. Разбиваются скверы и парки. Они становятся любимыми местами отдыха.

Создаётся строительное управление, которое начинает вести строительство жилых и культурно-бытовых объектов. Так, были построены кинотеатр“Родина”, первое в Касимове четырёхэтаж ное общежитие, ателье, баня.

С 1957 года в городе развернулось асфальтирование улиц и площадей. Появилось телевидение. Касимов был к системе Мосэ

нерго и получил надёжное электроснабжение. Начал свою работу Народный театр. Открылся новый Дом культуры, и на его сцене стали выступать артисты Москвы, Ленинграда, Рязани и других городов.

    Ведущим учреждением культуры в Касимове является го

родской Дом культуры. В нём регулярно проводятся смотры художественной самодеятельности, различные“огоньки”, выс

тавки картин художников, выставки цветов, прикладного искусства и многие другие мероприятия. При Доме культуры работают Народный театр, молодёжная студия, танцевальные кружки.

Значительный вклад в культурную жизнь города вносит центральная библиотека и её филиалы.

Первая массовая библиотека в Касимове открылась после Октябрьской революции. В 1919 году создаётся районная библиотека с детским отделением и передвижным фондом.

В 1945 году организуется городская библиотека, а через два года создаётся библиотека для маленьких читателей. В 1957 году происходит объединение городской и районных библиотек в одну.

Касимовская земля богата литературными дарованиями. Здесь родились, работали, жили и писали свои произведения десять членов Союза писателей. Кроме членов профессионального Союза в городе и районе живут и работают десять начинающих ли

    тераторов, являющихся авторами книг.

В ноябрьские дни 1948 года послышались робкие звуки скрипки и пианино. Это 40 касимовских мальчиков и девочек начали осваивать искусство игры но скрипке и фортепьяно.

Шли годы. Расширялась и укреплялась материальная база, увеличивался контингент учащихся и преподавателей, открывались новые отделения, улучшался учебно-воспитательный процесс, совершенствовалось педагогическое мастерство, углублялись и расширялись знания учащихся. И что особенно важно, расширялась музыкально-пропагандистская деятельность школы, музыка стала более широко проникать в семьи горожан, в их жизнь и быт. Появились талантливые исполнители.

За последние годы школа превратилась в крупное музыкальное учебное заведение в крае. Она стала базовой школой, по-настоящему культурных учреждений города. Ныне в школе 40 учебных классов, концертный зал на 200 мест. Школа подготовила и выпустила свыше 1500 юных музыкантов, из них 300 человек окончили школу с отличием. Свыше 400 выпускников поступили в средние и высшие музыкальные учебные заведения страны. Ряд выпускников Касимовской музыкальной школы возглавляет музыкальные учебные заведения, являются руководителями ансамблей. В коле имеется три хора, два оркестра, которые широко проводят музыкально-просветительскую деятельность, выступая с концертами, лекциями, помогают коллективам художественной самодеятельности города и района. В концертном зале школы систематически проводят выступления известных мастеров музыкального искусства, таких как квартет арф имени Прокофьева, Бориса Штоколова и других.

Детская художественная школа возникла в 1970 году. Её посещают около 100 ребят, тяготеющих к изобразительному искусству. Тут занимаются, как правило, ребята младшего школьного возраста. Они рисуют, занимаются чеканкой, резьбой по дереву, осваивают технику линогравюры, производят аппликационные работы из природного материала.

В школе регулярно демонстрируются фильмы о творчестве выдающихся живописцев, скульпторов, архитекторов. Проводятся выставки работ учащихся школы, которые посещают и учащиеся других учебных заведений, взрослые и родители. Свой вклад в народное хозяйство страны, в частности, в развитии водного транспорта, вносит Касимовское профессионально-техническое училище речников. Здесь готовят судомехаников, штурманов, крановщиков, мотористов, рулевых, электросварщиков. И, пожалуй, нет ни одного водного бассейна средней России, где бы не работали на судах речного флота выпускники местного училища. Касимовское профтехучилище - одно из старейших в Рязанской области. Оно основано в 1940 году, и называлось тогда ремесленным училищем. Десятки его воспитанников стали капитанами и механиками пассажирских и грузовых судов, многие ходят на морских судах.

В каждом городе и районе есть свои именитые спортсмены: легкоатлеты, футболисты, мотогонщики.... И, наверное, в каждом городе и районе в силу разных обстоятельств есть любимый, выделяющийся своими показателями вид спорта. В Касимове таким видом спорта является гребля. Гребля на байдарках и каноэ. Байдарки и каноэ появились на касимовских водоёмах лет сорок назад. На Сынтульском озере-пруде была построена гребная база, с гостиницей на 80 мест, медико-восстановительном центром, залом силовой подготовки. Сынтульская спорт база стала центром подготовки сборных олимпийских команд страны по гребли на байдарках и каноэ. Здесь проходили подготовку гребцы, ставшие потом гордостью отечественного спорта.

Но Касимов известен не только своими гребцами. “Крепким орешком” называют в области местную футбольную команду “Цветмет”. В 1995 году она стала финалистом кубка “Золотое кольцо”, победив команды Коврова, Рязани, Череповца. В 1996 году “Цветмет” участвует в розыгрыше первенства России среди команд коллективов физкультуры. Не раз становились призёрами первенства области по футболу юные касимовские спартаковцы.

В городе много лет работает детско-юношеская спортивная школа. Таким образом, Касимов, сделавший большой шаг вперёд в 19 веке, продолжал двигаться в своем развитии и в 20 веке. Он рас

ширяется, благоустраивается и сейчас. В числе других городов Касимов был внесён в список городов и других населённых мест России, являющихся памятниками национальной культуры.

    Литература:

Н. Родин Касимов - Городец Мещёрский, изд-во “Узорочье”, 1997 г. Ю. В. Фулин. Города и районы Рязанской области, изд-во “Московский рабочий”, 1990 г.


© 2007
Использовании материалов
запрещено.