РУБРИКИ

Ответы на экзаменационные вопросы по истории - (шпаргалка)

   РЕКЛАМА

Главная

Логика

Логистика

Маркетинг

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Международное публичное право

Международное частное право

Международные отношения

История

Искусство

Биология

Медицина

Педагогика

Психология

Авиация и космонавтика

Административное право

Арбитражный процесс

Архитектура

Экологическое право

Экология

Экономика

Экономико-мат. моделирование

Экономическая география

Экономическая теория

Эргономика

Этика

Языковедение

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Ответы на экзаменационные вопросы по истории - (шпаргалка)

Ответы на экзаменационные вопросы по истории - (шпаргалка)

Дата добавления: март 2006г.

    ВОПРОСЫ
    1. Авторитаризм.
    2. Внутренняя политика Николая 1.
    3. Военный коммунизм.
    4. Гражданская война.
    5. Зарождение абсолютизма.
    6. Индустриализация.
    7. Логика и этапы объединительного процесса.
    8. Народничество.
    9. НЭП.
    10. Октябрьская революция.
    11. Особенности развития России на рубеже 19-20.

12. Октябрьский переворот и первые социально-экономические и политические преобразования.

    13. Перестройка.
    14. Пётр Первый: экономические реформы.
    15. Причины образования государства у восточных славян.
    16. Проекты и попытки реформ Александра 1.
    17. Просвещённый абсолютизм Екатерины 2.
    18. Ранний либерализм: западники и славянофилы.
    19. Русский марксизм.
    20. Смутное время в России.

21. Создание основ единого государства в период правления Ивана 3. 22. Социалшьно-политическое и экономическое развитие К. Р.   в к 10 - нач. 12 вв. 23. СССР в годы ВОВ.

    24. Тенденции послевоенного развития.
    25. Тоталитаризм: сущность и этапы.
    26. Февральская революция в России.

27. Хрущёв: проблемы политического и экономического развития. 28. Хрущёвское десятилетие: социальная политика и культурная оттепель. 29. Экономика России в 20 веке.

    30. Экономические и социальные проблемы 60-80-х годов.
    31. Эпоха великих реформ в 60-70гг. 19в
    32. Эпоха Ивана Грозного.
    33. Эпоха Петра 1: политическая модернизация.

1. Авторитаризм —государственный строй, при котором неограниченная власть находится у одного лица или группы лиц, не допускающих политическую оппозицию, но сохраняющую автономию личности и общества во внеполитических сферах.

Авторитаризм может быть представлен: монархией, деспотическим диктаторским режимом, военной хунтой и другими системами правления.

    Для авторитаризма характерно:
    Автократизм.
    Неограниченность власти.
    Опора на силу.
    Монополизация власти и политики.
    Отказ от тотального контроля.
    Рекрутирование политической элиты
    Авторитаризм нуждается в легитимации власти. (! !! )
    Авторитарной политической системе присущи следующие черты:

Автократизм (самовластие) или небольшое число носителей власти. Ими могут быть один человек (монарх, тиран) или группа лиц (военная хунта, олигархическая группа и т. д. )

Неограниченность власти, её неподконтрольность гражданам. При этом власть может править с помощью законов, но она их принимает по своему усмотрению. Опора (реальная или потенциальная) на силу. Авторитарный режим может не прибегать к массовым репрессиям и пользоваться популярностью среди широких слоёв населения. Однако он обладает достаточной силой чтобы в случае необходимости по своему усмотрению использовать силу и принудить граждан к повиновению.

Монополизация власти и политики, недопущение политической оппозиции и конкуренции. Присущее этому режиму определённое политико-институциональное однообразие не всегда результат законодательных запретов и противодействия со стороны властей. Нередко оно объясняется неготовностью общества к созданию политических организаций, отсутствием у населения потребности к этому, как это было, например, в течение многих веков в монархических государствах. При авторитаризме возможно существование ограниченного числа партий, профсоюзов и других организаций, но при условии их подконтрольности властям. Отказ от тотального контроля над обществом, невмешательство или ограниченное вмешательство во внеполитические сферы и прежде всего в экономику. Власть занимается главным образом вопросами собственной безопасности, общественного порядка, обороны, внешней политикой, хотя она может влиять и на стратегию развития, проводить достаточно активную социальную политику, не разрушая при этом механизмы рыночного саморегулирования.

Рекрутирование политической элиты путём кооптации, назначения сверху, а не конкурентной электоральной борьбы.

Учитывая эти признаки авторитаризма, его можно определить как неограниченную власть одного лица или группы лиц, не допускающих политическую оппозицию, но сохраняющую автономию личности и общества во внеполитических сферах. При авторитарной политической системе запрещаются лишь определённые, главным образом политические формы деятельности, в остальном же граждане обычно свободны. Авторитаризм вполне совместим с уважением всех других, кроме политических, прав личности. В то же время в условиях авторитаризма граждане не имеют каких-либо институциональных гарантий своей безопасности и автономии (независимый суд, оппозиционные партии и т. д. )

    2. Внутренняя политика Николая 1.

У Николая 1, ставшего императором в декабре 1825 г. , не было даже намерений,   связанных с изменением государственного  строя  России. Для укрепления существующего порядка под руководством М. М. Сперанского (возвращенного в Петербурга 1821 г. ) во II отделение  Собственной  его императорского  величества канцелярии были подготовлены за 1649-1826 гг.   (1830) и (1833).   Новый самодержец усиливал карательный аппарат.   В июле 1826 г.   было  учреждено  III  отделение  Собственной е. и. в.   канцелярии руководства тайной полицией, которое возглавил граф А. Х. Бенкендорф. 0н же стал шефом корпуса жандармов, созданного в 1827 г.   Собственная е. и. в. канцелярия с новыми отделениями постепенно приобретала черты органа верховной власти. Отделения канцелярии (их количество  менялось) заведовали важнейшими отраслями государственного управления. 6 декабря 1826 г.   был образован секретный комитет под председательством графа В. П.   Кочубея.   Комитет подготовил ряд законодательных проектов,   автором большинства из которых был Сперанский ( перестройке высшего и местного управления,   о сословной политике, по крестьянскому вопросу). Крепостное право А. Х.   Бенкендорф назвал .   Секретные комитеты по крестьянскому вопросу готовили в 30-е годы проекты постепенного  освобождения  помещичьих  крестьян.   В этой  работе участвовали граф П. Д.   Киселев, князь И. В.   Васильчиков, М. М. Сперанский, Е. Ф. Канкрин и др. Однако проекты не были одобрены, и единственным  законодательным актом стал Указ от 2 апреля 1842 г.   . Помещикам разрешалось предоставлять освобождаемым  крестьянам земельные участки ,   за пользование которыми крестьяне обязывались выполнять определенные повинности. Для реформы управления государственными крестьянами в  мае  1836 г.   было создано V отделение Собственной е. и. в.   канцелярии. В декабре 1837 г.   его преобразовали в  Министерство  государственных  имуществ. Возглавивший министерство П. Д. Киселев провел в 1837-1841 гг. реформу, автором которой он являлся. Деятельность многочисленных секретных комитетов и  реформа  П. Д. Киселева свидетельствовали о том, что перемены назрели. Но проекты реформы крепостных отношений отвергались при обсуждении в  Государственном совете. Николай 1   считал,   что  условия  для  освобождения  помещичьих крестьян еще не созрели.   Главным  средством  достижения  политической стабильности  в его царствование оставалось укрепление военно-бюрократического аппарата в центре и на местах.

    3. Военный коммунизм.

Термин “военный коммунизм”  ввел в оборот выдающийся марксистский теоретик А. А. Богданов еще до Октября 1917 года. Это понятие он связывал не с коммунизмом или социализмом, а с армией. Армия в любых условиях представляет собой “обширную потребительскую коммуну строения строго авторитарного”. Социализм - это “товарищеская организация производства”, армия - “авторитарно-регулируемая организация массового паразитизма и истребления”.  По Ленину, “своеобразный “военный коммунизм” состоял в том, чтобы фактически брали от крестьян все излишки и даже иногда не излишки, а часть необходимого для крестьянина продовольствия, брали для покрытия расходов на армию и на содержание рабочих. “Военный коммунизм” неотделим от особого психологического состояния общества. В конкретных условиях России “военный коммунизм” - это идеология и своеобразная эскалация чрезвычайных мер, призванная утвердить диктатуру пролетариата в стране с гигантским преобладанием мелкобуржуазного населения. Субъективно “военный коммунизм” был вызван к жизни стремлением новой власти продержаться до мировой революции, объективно он был предопределен задачей ликвидации гигантского разрыва между хозяйственными укладами города и деревни. Итогом "военного коммунизма" стал неслыханный спад производства: в начале 1921 года объем промышленного производства составил только 12% довоенного, а выпуск железа и чугуна -2. 5%. Объем продуктов, шедших на продажу, сократился на 92%, государственная казна на 80% пополнялась за счет продразверстки. С 1919 года целые районы переходили под контроль восставших крестьян. Весной и летом в Поволжье разразился жуткий голод: после конфискации не осталось зерна. Эмигрировало около 2 млн. Россиян, большинство из них - горожане. Накануне X съезда (8 марта 1919 г) восстали моряки и рабочие Кронштадта, оплот Октябрьской революции.

    4. Гражданская война.

Г. В. -способ разрешения острых противоречий (классовых, нац. , религиозных) между разл. соц. полит. силами внутри страны средствами воор. насилия. События, предшествующие Г. В. : Мятеж Керенского-Краснова (к. окт. 17). Мятеж Донского казачества под рук-вом Коледина (окт. 17-янв. 18). Мятеж Оренбургского казачества под руководством Дутова. Отдельные выступления против Сов. власти. Лето 18-к. 20- воен. вопрос- гл. вопрос. Осн. содержание жизни - решение этого вопроса. г) 20-22 гг. - подавление последних очагов сопротивления Сов. власти. Воен. вопрос перестал быть главным. Предпосылки и причины Г. В. а)Причины Г. В. - предельное обострение соц. классовых и полит. противоречий, приводящее к противостоянию, а затем к расколу общ. на враждующие лагеря. б) Невозможность и нежелание решить проблему мирным путем (с обоих сторон). в) Непримиримость сторон при проведении курса. Курс на соц. преобразования попытка реставрации прошлого. Начало Г. В. На Дону формируется Добровольческая армия (бывшие царские офицеры) - Алексеев (генерал), Корнилов, Деникин, которая переходит на Кубань - "Ледовый поход". Одновременно на Дону, Южном Урале, в Кубани и Сибире формируются бело-казачьи части. Параллельно - начало интервенции. Декабрь 1917 года - Румыния оккупирует Бессарабию. 1918 г. , февраль - Германия, Турция, Австрия вторгаются в Россию. Весна 1918 г. - англ. и американские войска высаживаются d Мурманске. Японские, американские, англ. войска - на Дальнем Востоке. Летом 1918 г. Закавказье (англ. )20 сентября 1918 года в Закаспийской обл. растреляны 26 бакинских комиссаров. Руководил Тиг. -Джонс. Летом 1918 г. - мятеж чехословацкого корпуса. Середина 1918 г. - Добровольская армия. На Дальнем Востоке укрепился атаман Семенов. Июль 1918 г. - контррев-ые мятежи в Москве, Ярославле, Рыбинске. ИТОГ: к лету 1918 г. - Сов. респ. в кольце фронтов, потеряв 3/4 своей тер-рии. На отторгнутых тер-риях власть осуществляют многочисленные белогвардейские и нац. прав-ва.

5. Зарождение абсолютизма. После время смуты страна была разорена, и в ней не осталось законного правительства. Россия была вынуждена создать постоянную армию и навести порядок в стране, а для этого необходимо было продолжать политику централизации государства. В результате войн в17 веке России удалось вернуть практически все земли(кроме Прибалтийских и Карельских)отторгнутых ей в результате интервенции начала века. Пределы России подошли к Крымскому ханству, Северному Кавказу и Казахстану. В 17 веке происходит развитие феодально-крепостнической системы. В результате массовой раздачи земель увеличивалось состояние дворян–класс на который опиралась центральная власть. Соборное уложение 1649г оформило систему крепостной зависимости. Констатировались наследственность крепостного состояния право землевладельца распоряжаться имуществом крестьянина. Правительство возложило на помещиков ответственность за выполнение принадлежащим им крестьянам государственных повинностей, Вводился бессрочный сыск беглых и увезенных крестьян, запрещались крестьянские переходы. Вообще в соборном уложение 1649г было узаконено усиление самодержавия. Уложение состояло из 25 глав и содержало около тысячи статей действовавших до 1832г. Любая критика церкви и богохульство карались сожжением на костре . Лица, обвиняемые в измене и оскорблении чести государя карались, а также бояр, воевод- подвергались казни, человек, обнаживший в присутствии царя оружие наказывался отсечением руки , Строго наказывалось любое бесчестье, даже словом, если оно произносилось в присутствии царя, подчеркивалась идея о божественном происхождении царской власти. Условный ритуал господствовал не только в сфере официального представительства, но и в быту. Регламентировалось все - от царской трапезы до отхода ко сну. Соборное уложение предусматривало несение различных служб, выкуп пленных, таможенную политику, положение различных категорий населения в государстве, предусматривалась возможность обмена поместиями, а также обмен поместия на вотчину, что сливало дворян и бояр в один класс. Соборное уложение ограничивало рост церковного землевладения, что отражало тенденцию подчинение церкви государству. В главе о “посадских людях” были ликвидированы “белые” слободы, их население включалось в посад. Все население города платило налоги государству. Запрещались переходы из одного посада в другой и женитьба на женщинах из другого посада. Горожане получали монопольное право торговли в городах. Крестьяне не смели права держать лавки в городах, а могли торговать только с возом в торговых рядах. А в 1667г российским правительством принят новый торговый устав, всвязи с которым иностранным купцам запрещалось вести розничную торговлю в пределах Российского государства. Рост производства обеспечил рост городов(225, без Украины и Сибири). В годы обострения социальных противоречий все прослойки господствующего класса сплачивались вокруг царя, что способствовало укреплению самодержавия и централизации управления. Российское правительство старалось вовлечь казаков в сферу своего влияния, оказывая им помощь деньгами, оружием, одновременно возлагая на них функции по обороне южных рубежей государства. В 1667г казаки впервые принесли общую для всех подданных присягу на верность. В 1679 - 1681г введено подворное обложение. Единица взимания налогов - крестьянский или посадский двор. В 1674г черносошным крестьянам запрещено записываться в дворянство. Изменился титул московских государей после воссоединения левобережной Украины с Россией”. Великий государь, царь всея Велики и Малыя и Белыя России самодержец” С 80х годов 17 века прекратился созыв земских соборов. Последний принял решение о воссоединении Украины с Россией в 1653г Абсолютизм не нуждался в сословно представительном органе...Правительство перешло к практике приглашения на совещания тех сословий , в мнении которых оно было заинтересовано. К ним относятся совещание с торговыми людьми в Москве в 1662г всвязи с финансовым кризисом (медный бунт); соборное деяние в 1682г отменившее местничество. УКАЗ О СОЗЫВЕ ПОСЛЕДНЕГО ЗЕМСКОГО Собора опубликован 18 декабря 1683г в связи с обсуждением вечного мира с Речьюпосполитой, но не состоялся всвязи с продолжением боевых действий. В боярской думе присутствовали 89 членов из аристократического рода а в 1770 - 71 член ; их заменяли думные дьяки и дворяне. Однако боярская дума с 1638 по 1700г расширилась с 35 членов до 94. Поэтому Алексей Михайлович создал при ней государственную комнату, а его сын Федор Алексеевич в 1681г расправную палату , состоявшую из узкого круга лиц, куда вносились предварительно обсуждаемые вопросы, выносимые на рассмотрение в боярскую думу. Была проведена реорганизация приказной системы - несколько приказов стали подчиняться одному лицу. На протяжении 18 века функционировало свыше 80 приказов, а к концу осталось 40. Численность приказов постоянно увеличивалась, т. к. появлялась потребность управлять новыми отраслями. В 1640г приказных людей - 837 человек, а в 1690г–2739 человек. Новшеством в приказной системе было введение приказа тайных дел, который контролировал деятельность остальных приказов, и подчинялся не боярской думе, а лично царю. В 1650г введён счётный приказ. Организация контроля за средствами чиновников–ещё один из признаков абсолютизма. Также были предприняты попытки реорганизации армии: стали создаваться полки нового строя из “охочих” вольных людей–солдатские(пехота), рейтарские(конница), драгунские(смешанного типа). 100 крестьянских дворов давали 1 солдата на пожизненную службу. Эти полки собирались только на время войны. В армию стали приглашать иноземных офицеров. С целью централизации власти соседние уезды объединяются в “разряды”– военно-административные округа –прообразы петровских губерний. Создаются Белгородский, Смоленский, Тобольский и др. разряды. Главная их задача состояла в мобилизации сил неприятелю. Была усилена власть воевод на местах. Воеводами назначались отставные военные, многократно участвовавшие в походах, получившие ранения и неспособные вести военную службу. Они заменили всех должностных лиц земских выборных органов (городовых, приказчиков, судных и осадных голов, губных старост). Земское управление сохранилось лишь в Поморье. Воеводу и его челядь оплачивало не государство, а местное население. Расширение связи с Украиной и греческим востоком требовало введение одинаковой церковной обрядности во всем православном мире. Церковную реформу взялся проводить патриарх Никон. Однако Никон стал доказывать, что “cвященство” выше “царства” , и что царь получает корону из рук патриарха–представителя Бога на земле. Церковный собор 1666г вынес решение угодное царю: патриарх Никон был сослан простым монахом в монастырь. Таким образом мы видим, что в 17 веке происходит высший этап централизации власти–становление абсолютизма. Российский царь, как и абсолютный монарх, правил опираясь на чиновничье-бюрократический аппарат, постоянную армию и полицию, ему подчиняется церковь, как идеалогическая сила.

    6. Индустриализация.   
    Этапы индустриализации.
    1 этап - с начала до ноября 1929 года.
    2 этап - с конца 1929 года до 1932 года.
    3 этап - II, III пятилетки.

На XIV съезде , в декабре 1925 года был взят курс на “социалистическую индустриализацию”, на усиление планово-директивного начала в строительстве социализма. В советской историографии этот съезд  был назван “съездом индустриализации”. В декабре 1927года XV  съезд ВКП(б) принял резолюцию “О директивах по составлению пятилетнего плана народного хозяйства” . Было подготовлено два варианта плана : минимальный и максимальный . Показатели максимального плана примерно на 20 % превосходили показатели минимального. В основу плана были заложены высокие темпы индустриализации , наступление на частнокапиталистические элементы города и деревни путём значительного повышения налоговых ставок,   поощрительные меры в отношении бедного крестьянства и усиление кооперирования деревни. Политика “социалистической индустриализации ” была направлена на:

n   всемирное развитие государственного сектора как основы социалистической экономики,

n   внесение в управление народным хозяйством планового начала, n   установление новых взаимоотношений между городом и деревней с учётом расширения крестьянского спроса не только на продукты потребления, но и на средства производства,

n   сокращение непроизводительного потребления, с тем чтобы сэкономленные средства направить на

строительство заводов и фабрик. При этом утверждалось , что “социалистическая индустриализация ” может быть осуществлена только за счёт внутренних источников накопления, так как СССР не мог рассчитывать на иностранные кредиты. II пятилетка отличалась от первой более широкими масштабами строительства: первая - 1500 предприятий , а вторая - 4500 предприятий. А также отличалась более широким диапазоном отраслей .  Лозунгами первых пятилеток были : n   I “ Техника решает всё ! ”

    n   II “ Кадры решают всё ! ”

Большое внимание в годы первых пятилеток уделялось подготовке кадров. В 1938 году началась III пятилетка. Она не была завершена и входила в последний этап индустриализации. Рост промышленности в годы пятилетки упал на 91 % . Средне годовой темп составил 14%. Показатели группы А - 15, 7%, группа В - 11, 5%. Стахановское движение отошло на задний план. Общие результаты индустриализации :   Планы были гигантские но они не выполнялись . Но был создан огромный массив новых промышленных предприятий. Средний ежегодный рост промышленных предприятий - 600 шт. Ускорение в 2 раза темпов роста тяжёлого машиностроения. Снижение безработицы. Однако мало внимания уделялось лёгкой промышленности. Индустриализация носила политический характер , решала социально-политические задачи, собственно промышленные проблемы уходили на второй план. 7. Логика и этапы объединительного процесса.

    Предпосылки объединения земель:
    1. эк развитие регионов, как следствие феод раздр-ти
    вызывало необходимость расширения обмена и торговли
    между отд кн-вами
    2. формирование на местах опыта управления и
    создания структур управления
    3. мощным стимулом явилось стремление освободиться
    от внешних врагов.
    4. народ устал от бесконечных войн, распрей, и поэтому
    они хотели стабильности; за объединение выступала
    церковь
    5.  сохранилось культурное единство русского народа.

Это нашло отражение в языке, лит-ре, обычаях, трдициях. Центром объединит движ-я стала Москва. До 1280 года М была простой крепостью, первым Моск князем явл Даниил Александрович (сын Ал. Невского)Причины возвышения Москвы: 1. выгодное географич полож-е:  

а. Здесь проходил узел сухопутных дорог с юга на север и соотв с севера на юг б. Удобные водные пути в. Моск кн-во занимало центр полож-е 2. Умелая политика моск князей

а. Все моск кн-я постоянно заботились об увеличении своих земель б. Моск кн-я интенсивно строили дороги, города, храмы для привлечения насел-я в эти р-ны

    в. Умели извлечь выгоду из отношений с ЗО
    г. введение института наследования престола от отца к сыну

3. Помощь церкви и сочувствие духовенства (в 1326 г митрополичья кафедра была перенесена в М)

    4. отсутствие сильных врагов
    Предпосылки объединения земель:

1. эк развитие регионов, как следствие феод раздр-ти вызывало необходимость расширения обмена и торговли между отд кн-вами

2.  формирование на местах опыта управления и создания структур управления 3. мощным стимулом явилось стремление освободиться от внешних врагов. 4. народ устал от бесконечных войн, распрей, и поэтому они хотели стабильности; за объединение выступала церковь

    5. сохранилось культурное единство русского народа.

Это нашло отражение в языке, лит-ре, обычаях, трдициях. Центром объединит движ-я стала Москва. До 1280 года М

    была простой крепостью, первым Моск князем явл Даниил
    Александрович (сын Ал. Невского)
    Причины возвышения Москвы:
    1. выгодное географич полож-е:
    а. Здесь проходил узел сухопутных дорог с юга на север и
    соотв с севера на юг
    б. Удобные водные пути
    в. Моск кн-во занимало центр полож-е
    2. Умелая политика моск князей
    а. Все моск кн-я постоянно заботились об увеличении
    своих земель
    б. Моск кн-я интенсивно строили дороги, города, храмы
    для привлечения насел-я в эти р-ны
    в. Умели извлечь выгоду из отношений с ЗО
    г. введение института наследования престола от отца к
    сыну
    3. Помощь церкви и сочувствие духовенства (в 1326 г
    митрополичья кафедра была перенесена в М)
    4. отсутствие сильных врагов
    5. нац сочувствие моск князьям. В глазах народа М к-во
    представлялось процветающим и стабильным, поэтому
    жители других регионов тяготели к М.
    Этапы объединения:
    I этап: 1280-1389. Иван Калита (1327-1340), Симеон
    Гордый (1341-1353), Дмитрий Донской (1359-1389). Это
    период роста авторитета М к-ва в полит, эконом, духовн
    аспектах, а именно:
    1. за этот период терр-я М к-ва увеличилась до 200. 000
    кв км
    2. благодаря М кн-м прекратились набеги татар на
    русск земли
    3. были ослаблены и приведены в зав-ть от М князя
    крупнейш противники (Тверь, Новгород, Рязань)
    4. М становится центром русского православия
    5. ярлык на княжение во Вл-Сузд земле закрепился за
    М кн-ми
    6. на этом этапе наблюдается приток служилых людей
    из др кнв
    7. именно М кн-я в 1380 г организовали первую победу
    против т-м
    II этап: 1389-1462. Период кризиса в образовании М г-ва.
    В этот период вновь усиливаются соперники М князя
    Новг-д, Тверь, Северо-галичская земля. Василий 2 Темный
    смог окончат-но отстоять завоев позиции. Оконочат-но М
    становится центром Р православия, а именно в 1448 г
    впервые были проведены самост выборы митрополита. В
    1439 Визант церковь пошла на воссоединение с католич
    церковью, т. е. состоялась Флорентийская уния. М ц-вь
    отказалась подписать унию.
    III этап: 1462-сер. XVI в. Иван III, Василий III, Иван IV
    Грозный. Происходит завершение объединения русск
    земель, получение полной полит незав-ти и юрид
    оформл-е институтов  гос. власти
    8. Народничество.

Народничество в своем развитии прошло несколько этапов развития, начиная с 60-х годов, переживя расцвет в 70-е и, исчерпав свои революционные силы, к 80-90-м годам сошло с политической сцены.

В начале XX века существовали народнические партии: эсеры, энесы и течение эсеров-максималистов, но их мировоззрение коренным образом отличалась от идеологии народников 70-х годов 19 века. Революционеры-народники вступили в борьбу с царизмом, как выразители интересов крестьянства. Они отстаивали идею, что Россия, опираясь на общинное землевладение, минует стадию капитализма, перейдя сразу к социализму. В 40-60 годы эти взгляды развивали Герцен, Петрашевцев, Чернышевский. Однако, капиталистическое развитие России стало уже фактом, поэтому Герцену и Чернышевскому пришлось вести борьбу с остатками феодально-крепостнического дореформенного строя, ограниченным просветительством.

Таким образом, если перед революционерами-демократами 50, начала 60-х годов стоял вопрос о крепостничестве, то перед революционерами-народниками помимо вопроса о крепостничестве, встал вопрос и о капитализме, и последнее пытались решить оба этих вопроса. Двойственность задач обуславливала двойственность и противоречие практических действий и теоретических воззрений народничества. Считая капитализм реакционным, народники считали, что Россия должна перепрыгнуть через него во имя интересов крестьянства и царства свободы, отрицали буржуазные черты, присущие послереформенному крестьянству. Одновременно они выражали и демократические, прогрессивные тенденции в развитии общества, борясь за социалистическое равенство, отстаивали объективно крестьянскую мелкобуржуазную демократию, ибо в России преобладал класс мелких производителей. Идеологи народничества воплощали последовательный, боевой, объективно-революционный крестьянский демократизм и демократизм мелкобуржуазных слоев, умеренный и половинчатый.

По мере развития революционного движения на первый план попеременной выдвигаются то крестьянско-демократические тенденции освободительного движения, то интересы мелкой буржуазии в общедемократическом движении. В результате, народничество выражало в себе революционные и либеральные тенденции, и между ними шла борьба. И если в 70-е годы преобладало революционное крыло народничества в борьбе против царизма, то в 80-90гг. преобладало либеральное. Противоречия отразились и на идеологии народничества, а это сказалось и на развитии революционной борьбы. Заслуга народничества состояла в том, что оно вело решительную борьбу за демократическое преобразование страны, за республику и социализм.

Народничество выработало некоторые идейно-политическое направления, которые пытались осуществить на практике. Главные из них:

1. )пропагандистское, разрабатываемое группой во главе с Лавровым, 2. )анархистское — с Бакуниным и

    3. )заговорщическое — с Ткачевым.

Всем этим направлениям присущи демократические черты. Анархистские взгляды Бакунина сыграли определенную роль в становлении народничества. Его взгляды, как анархистские, были направлены на всяческое истребление владения человека человеком. Ткачев считал, что небольшая группа революционеров способна свергнуть правительство и взять власть в свои руки. Вопрос о возможности захвата власти этой группой долго дискутировался. Итог: небольшая группа революционеров сделать это способна, но опираясь на народную массу. Теоретические воззрения народников были проверены революционной практикой. Ошибочные и порочные взгляды были отвергнуты, прогрессивные же были и использованы борцами с политикой самодержавия.

Зимой 73-74гг. народнические организации приняли решение весной идти в народ. Весной и летом 74г. в народ двинулись сторонники Лаврова и Бакинисты. Свыше 1000 революционеров направились в 37 губерний России. Результатом этого массового хождения в народ стали многочисленные восстания крестьян. Народники встречались с большими трудностями, главной из которых было недоверие со стороны народа.

    9. НЭП.
    Сущность НЭПа.
    Основные положения НЭП:
    1) Замена продразверстки продналогом, стимулирование
    крестьянских хозяйств, возможность аренды земли и наём
    рабочих. 2) Создание мелких предприятий
    государственно-частной формы. 3) Перестройка
    управления национальным хозяйством. 4) Изменение
    оплаты труд на сдельную. 5) Создание новых рабочих мест
    для военнослужащих, уволенных в запас и выдача пособий
    по безработице должны сократить дефицит в рабочей силе.
    Финансовая реформа в период НЭПа.
    1) Подавление бесконтрольной эмиссии бумажных денег.
    2) Создание местных бюджетов, лишь частично
    финансируемых министерством финансов. 3) Новая систем
    прямых и косвенных налогов. 4)Внедрение червонца,
    имеющего свободное хождение за рубежом со стабильным
    курсом. Основные итоги новой экономической политики.
     а) форсированная индустриализация и коллективизация б)
    улучшение благосостояния населения, снижение
    безработицы в) благоприятное сельского хозяйств: ” и
    промышленности г) развитие товарно-денежных
    отношении - финансовая реформа д) развитие новых
    общественных отношений, социалистической экономики.
    10. Октябрьская революция.

Понятие революции: Социальная революция - качественный скачок в развитии общества, который сопровождается переходом государственной власти в руки революционного класса или классов и глубокими изменениями во всех сферах общественной жизни. Характер революции: .

Октябрьская революция - социалистическая, т. к. те цели, которые она преследовала и те социально-экономические и политические изменения к которым она привела, носят социалистический характер.

    Социализм.

Элементы социализма встречаются в учении Платона, в христианстве, других религиях. В новое время широкое распространение получил утопический социализм Марксистский (научный) социализм. Марксистское учение разработано на основе исторического развития западной Европы.

    Основные характеристики учения.

1. Общественная собственность на важнейшие средства производства(предприятия, земля), обеспечивающая оптимальные условия для развития производительных сил. Замена товарно-денежных отношений прямым продуктообменом.

2. Ликвидация эксплуататорских классов и установление социального равенства. 3. Обеспечение распределения по труду.

4. Формирование гос-ва трудящихся: 1 этап - диктатура пролетариата, в дальнейшем гос-во отмирает.

5. Создание условий для свободного развития каждого человека. 6. Строительство новой культуры. (культуры трудящихся)

С точки зрения Маркса социалистическая революция носит мировой характер. Ленинизм- марксизм эпохи империализма. Ленин считал, что империализм усиливает неравномерность развития различных стран, поэтому соц. революция возможна в отдельно взятой стране.

Империализм - канун соц. революции, т. к. созрели материальные предпосылки социализма.

    Причины революции:

Большинство противоречий российского общества февральская революция не разрешила. Продолжавшаяся война, нарастание хозяйственной разрухи, хаос и анархия, неспособность временного правительства к гос. управлению еще более углубили их и поставили страну на грань национальной катастрофы. Принято выделять объективные и субъективные предпосылки революции. Объективные: Россия - узел противоречий.

Субъективные: активность рабочего класса и крестьянства и революционной интеллигенции. Наличие марксистской партии нового типа.

    11. Особенности развития России на рубеже 19-20:
    В Р к этому периоду проживало 125. 600. 000 чел по
    переписи 1897г. Полит структура: в стране продолжала
    сохраняться абс мон-хия, полностью отсутсвовали полит
    права и свободы для всех сословий.
    Эк хар-ка: Р продолжала оставаться приемущественно
    аграрной страной, где сохранялись феод-креп пережитки.
    Однако в Р активно развиваются и кап отн-я, особенно в
    пром-ти. К 80 гг в Р завершился пром переворот. Пром
    пр-во в Р за 60-90 гг увеличилось в 7 раз. По темпам эк
    развития Р вышла на 5 место в мире. Так же идет
    тенденция концентрации пр-ва и образов-я монополий.
    На душу нас-я нац доход в Р  был в 4 раза меньше, чем в
    Великобр, низкой была производ-ть труда. Особ-ти
    развития кап-ма в России: 1. На западе сначала произошли
    бурж рев-ции, а потом пром переворот, а у нас наоборот
    2. на западе кап отн-я сначала развивались в с/х, а
    потом в пром-ти, у нас наоборот
    3. на западе пром сектор развивался естественным
    путем независимо от г-ва, а у нас наоборот. В Р начиная с
    П1 пром сектор развивался под опекой г-ва
    4. высокая концентрация пр-ва и капитала, 50
    монополий и 12 банков контролировали 80% всех потоков
    Росс эк-ки
    5. Россия не прошла этапа свободного накопления
    капитала. Здесь всегда существовали трудности для
    развития мелкого и среднего предпринимат-ва
    6. на западе пром переворот начинается с легкой
    пром-ти, а у нас с тяжелой
    7. в Р осуществлялся интенсивный ввоз иностр кап-ла
    12. Октябрьский переворот и пер. соц-эк и пол. Преобр.

Социально-экономические и политические преобразования советской власти. Создание и укрепление советской государственности. Слом старой государственной машины и создание новой, в основании которой лежат советы. Строительство новой государственности предполагает использование старых технических, учетных, экономических и снабженческих органов. Создание аппарата на местах. Создание органов защиты советской власти. 7. 12. 17 - создается ВЧК при СНК (Дзержинский). Ликвидируется милиция временного правительства и создается советская милиция. Демонстрируется, постепенно демобилизируется старая армия и создается новая красная армия. Создание судов и революционных трибуналов, которые руководствуются революционной совестью и правосознанием. Восстанавливается смертная казнь. Соглашение большевиков с эсерами. В начале декабря ЦК партии большевиков провело трехдневные переговоры с ЦК эсеров. По итогам переговоров 7 эсеров стали комиссарами. Эсеры входят в руководство красной армией и ВЦИКа. Социальные преобразования. Ликвидация остатков феодализма. Декрет об уравнивании прав женщин и мужчин, об отделении церкви от государства и школы от церкви. Национальный вопрос. Декларация прав народов России от 2. 11. 17 (устанавливается равноправие народов, их право на самоопределение). Социальные мероприятия. Восьми часовой рабочий день. Система охраны труда женщин и подростков, страхование на случай болезни и безработицы, повышение зарплаты, бесплатное обучение и медицинское обслуживание, попытка решить проблему жилья.

Экономические преобразования. Образование ВСНХ. При ВСНХ создаются главные отраслевые комитеты. На местах действуют Совнархозы. Введение рабочего контроля над производством и распределением продуктов. Национализация банков. Начало национализации промышленности. Национализация железных дорог и торгового флота. 28. 01. 18 декрет об аннулировании внешних и внутренних займов, заключенных царским и временным правительствами. Вывод: к концу 1917 складывается гос-во диктатуры пролетариата, принимающее форму диктатуры большевиков.

    13. Перестройка в СССР: 1987-1991 годы.

1985-91 особый период в истории СССР. Он начался в апреле 1985 и закончился в декабре 1991 распадом Советского союза. Этот период делится на 2 части: 1985-87 - ускорение, 1987-1991 -экономическая перестройка.

    Ускорение:
    1). Середина 80-х - всеобъемлющая общества.

2). Март 1985 - новое руководство страны: генсек ЦККПСС - Горбачев, председатель президиума верховного совета Громыко (с июля), председатель совмина - Рыжков.

3). Апрельский пленум ЦК КПСС (1985). Принят новый курс ускорения социально-экономического развития (автор академик Агамбегян). Конкретизирован на 27 съезде 1986 (12 пятилетка)

4). Необходимость нового курса: острые социальные проблемы, угроза военно-политическому паритету, обеспечение полной экономической независимости страны, сползание экономики к кризису.

5). Сущность ускорения: высокие темпы роста (не ниже 4% в год), новое качество роста (на базе НТП), активная социальная политика (продовольственная, жилищная и т. д. )

6). Ход ускорения: ключевое звено - машиностроение, нехватка капитальных вложений, попытка опереться на энтузиазм, попытка укрепить трудовую и производственную дисциплину (госприемка), две неудачные комиссии: борьба с пьянством и борьба с нетрудовыми доходами.

7). Провал курса: ставка на энтузиазм, не подкрепленная НТП, капитальными вложениями и социально-экономическими преобразованиями не оправдала себя. Рост аварий и катастроф - Чернобыль (27 апр 1986).

Перестройка: 1987 - 1991, автор концепции академик Абалкин. 1). Определение: радикальные преобразования во всех сферах общественной жизни Советского союза, охватывавшие экономику, государственное устройство, внутреннюю и внешнюю политику, а также культуру и духовную жизнь. 2). Составные звенья концепции перестройки и этапы ее осуществления. В начале (87-88) - радикальная экономическая реформа, затем к ней подключаются реформа политической системы, далее курс на обновление идеологии.

3). Состояние экономики: развернутый кризис - уменьшение объемов производства, инфляция, бюджетный дефицит, падение производственной дисциплины, дисбаланс денежной массы и товарного покрытия (кризисы спроса: сахарный, табачный, водочный, чайный)Ю о 12 пятилетке забыли.

    4). Начало перестройки в области экономики (87-89).

Закон о государственном предприятии (объединении): расширение прав предприятий и трудовых коллективов (1987). Предприятия получили право свободной продажи своей продукции на рынке, в том числе и внешнем (это право ограничивалось госзаказом). Начали создаваться СП (первое - май 1987 - советско-венгерское). Предполагалась перестройка центрального аппарата управления (министерств и ведомств). Трудовые коллективы получили право выбирать руководителей и контролировать деятельность администрации. Закон о кооперации, закон об индивидуальной трудовой деятельности (1988). Преобразования в аграрном секторе: роспуск госагропрома (отказ от сверхцентрализации управления), свертывание борьбы с личным подсобным хозяйством, курс на многоукладность в аграрном секторе (равенство всех форм хозяйствования).

    5). Курс на регулируемую рыночную экономику (89-91)

Экономический кризис продолжает разрастаться Ювырабатывается новая цель - переход к рыночной экономике. Две модели перехода: 1. сочетание плана и рынка (Абалкин-Рыжков) - постановление ВС СССР о концепции перехода к регулируемой рыночной экономике, июнь 1990), 2. альтернативная программа - 500 днейЮпоэтапная приватизация экономики (Явлинский, Шаталин), 3. Горбачев - попытка объединить программы. Новые законы: более 100 - об основных экономических отношений в СССР, о собственности, о предприятиях в СССР. Но законы не работали. Угрожающее положение экономики: 1988 - рост национального дохода 4. 4%; 1989 - сокращение дохода - 1990 сокращение составило 10%. Волна забастовок и протестов: в авангарде шахтеры (1989)Ютребование отставки правительства СССР. Декабрь 1990 - Рыжков подает в отставку. Новый председатель Совмина - Павлов: попытка оживить финансовую систему через повышение цен в 2-10 раз с частичной компенсацией убытков. 1991 новая волна забастовок. В авангарде опять шахтерыЮтребование отставки президента СССР. Союзное руководство теряет поддержку народа. Республиканские руководители, особенно Ельцин, обещают провести реформы не за счет народа, а во благо народа.

6). Политическое развитие. Поворот в политике: в 1988 руководство страны(Горбачев) пришло к выводу, что экономическое развитие страны удерживает политическая система и переключило главное внимание на политические преобразования. Предпосылки широкомасштабных политических преобразований: 85-86 - обсуждение Новой редакции программы КПСС и ее принятие на 27 съезде (1986). Идеи коммунизма в партии и обществе вытесняются идеями перестройки; 87 - начало политики гласности, т. е. открытого и свободного обсуждения всех вопросов общественной жизни, развертывается критика недостатков; наступление на сталинизм и борьба за чистоту ленинских идеалов; март 1988 статья Андреева манифест антиперестроечных сил, дискуссии в печате и обществе. Июнь 1988 - 19 всесоюзная партконференция: курс на перестройку политической системы. 1 декабря 1988 - Конституция СССР действует в редакции закона от 1 дек 1988. Два этапа политической реформы: демократизация политсистемы (89), переход к правовому гос-ву (90-91). Первый этап: в мае-июне 1989 состоялся 1 съезд Народных депутатов СССР (высшего органа власти в стране). Всего было 5 съездов. В декабре 1989 2 съезд нар депутатов СССР. Сформирован верховный совет СССР (председатель Горбачев). На съезде шла борьба между демократами, союзниками и старой партийной гвардией. Символами демократии стали Сахаров и Ельцин. Старую партийную гвардию возглавил глава политбюро, секретарь ЦК Лигачев. Коммунистов-реформаторов представлял Горбачев, Яковлев, Шеварнадзе. Итог: инициатива реформирования перешла к народным депутатам.

7). Второй этап (90-91). Март 1990 - 3 съезд избрал Горбачева президентом СССР. Стала оформляться структура президентской власти (президентский совет и др), что означало постепенное свертывание советской власти. 3 съезд изменил статью №6 в Конституции СССР, изъяв из нее: тезис о КПСС как о руководящей силе обществаЮвозраждение многопартийности. Процесс распада КПСС (по идейному и национально-организационному направлению): 89-90 из КПСС вышли компартии прибалтийских республик, в 1990 созданы КП РСФСР как часть КПСС. Идейная борьба в КПСС: коммунисты-ортодоксы, центристы, социал-демократы (множество платформ). Июль 1990 - 28 съезд КПСС (последний)Юодобрение платформы демократического социализма. Август 1991 - Горбачев сложил полномочия генсека. В августе 1991 указами Ельцина деятельность КП на территории РСФСР приостановлена, в ноябре - запрещена. В январе 1992 компартия (КПСС и КП РСФСР) свое существование в прежнем виде прекратили. 8). Итог политических реформ: распад политической системы СССР после августа 1991Юк концу года единое союзное гос-во прекратило свое существование. Динамика распада: советы оттеснили партию на обочину политической жизни, президент не допустил монополии советов на власть, национальные республики перестали нуждаться в союзном президенте, союз рухнул.

Культура и духовная жизнь. Перелом в общественном сознании как отражение социально-экономических изменений. Поток новой информацииЮкризис веры, догматизм и нигилизм. Дискуссия о белых пятнах истории. Поляризация общественного мнения. Новая (рыночная) утопияЮрост недовольства. Политический иллюзионизм и нравственный плюрализм. Возвращенная культура. Итог: перестройка не дала ожидаемых результатов, требовались более глубокие изменения, между тем кризис общества принял системный характер и зашел так далеко, что привел к распаду СССР.

    14. Пётр Первый. Экономические реформы

В Петровскую эпоху российская экономика, и прежде всего промышленность совершила гигантский скачок. В то же время развитие хозяйства в первой четверти XVIII в. шло путями, намеченными предыдущим периодом. В Московском государстве XVI-XVII в. существовали крупные промышленные предприятия - Пушечный двор, Печатный двор, оружейные заводы в Туле, верфь в Дединове и др. Политика Петра в отношении экономической жизни характеризовалась высокой степенью применения командных и протекционистских методов.

В сельском хозяйстве возможности совершенствования черпались из дальнейшего освоения плодородных земель, возделывания технических культур, дававших сырье для промышленности, развития животноводства, продвижения земледелия на восток и юг, а также более интенсивной эксплуатации крестьян. Возросшие потребности государства в сырье для российской промышленности привели к широкому распространению таких культур, как лен и конопля. Указ 1715 г. поощрял выращивание льна и конопли, а также табака, тутовых деревьев для шелкопрядов. Указ 1712 г. предписывал создавать коневодческие хозяйства в Казанской, Азовской и Киевской губерниях, поощрялось также овцеводство. В Петровскую эпоху происходит резкое разграничение страны на две зоны ведения феодального хозяйства - неурожайный Север, где феодалы переводили своих крестьян на денежный оброк, зачастую отпуская их в город и другие сельскохозяйственные местности на заработки, и плодородный Юг, где дворяне-землевладельцы стремились к расширению барщины. Также усиливались государственные повинности крестьян. Их силами строились города (на строительстве Петербурга работали 40 тыс. крестьян), мануфактуры, мосты, дороги; проводились ежегодные рекрутские наборы, повышались старые денежные сборы и вводились новые. Главной целью политики Петра все время являлось получение как можно больших денежных и людских ресурсов для государственных нужд.

Страницы: 1, 2


© 2007
Использовании материалов
запрещено.