РУБРИКИ |
Природа и эволюция современного чеченского конфликта - (реферат) |
РЕКЛАМА |
|
Природа и эволюция современного чеченского конфликта - (реферат)Природа и эволюция современного чеченского конфликта - (реферат)Дата добавления: март 2006г. Природа и эволюция современного чеченского конфликта Чеченский кризис - явление сложное, многофакторное. Многие из его составляющих сегодня пока еще трудно оценить объективно. Вообще у таких событий не может быть однозначного толкования, у каждого его участника своя правда. Вместе с тем нынешняя степень изученности проблемы позволяет сделать ряд выводов. Августовские события 1991 г. в Москве, последовавший затем распад СССР, предоставили многонациональному народу ЧИР уникальный шанс сменить режим коммунистической бюрократии на демократическую систему власти конституционным путем, определить посредством референдума статус республики, найти приемлемую форму взаимоотношений с РФ, тем самым постепенно обрести реальную экономическую и политическую самостоятельность в рамках обновленной федерации. Однако такой вариант решения проблем власти и суверенитета, предложенный демократической общественностью Чечни, не устраивал определенные политические силы в Москве и в самой республике. В результате Дудаев и силы, стоявшие за ним, сделав ставку на капитал теневой экономики, радикализировав идею суверенитета, при поддержке маргинальных слоев населения, захватили власть. Для многих в Чечено-Ингушетии уже тогда было ясно, что курс на радикальную суверенизацию в условиях -отсутствия плебисцита, со ставкой на силу, при низком уровне политической культуры властвующих элит и в России, и в Чечне, расколе чеченского общества по вопросу о путях самоопределения - неизбежно обернется очередной трагедией для чеченского народа. Так, к сожалению, и случилось. Тезис о полной независимости Чечни – обман, рассчитанный на непросвещенных людей. Более того, если говорить о жизненных интересах чеченского народа, то он заинтересован в сохранении единого с Россией политического, правового, экономического и культурного пространства. Д. Дудаев, вопреки устоявшемуся мнению, прекрасно понимал, что Чечня немыслима вне России. Непримиримость Дудаева в вопросе о суверенитете была прикрытием для решения основной задачи - легитимизации своей власти. Однако Кремль упорно избегал прямых контактов с Дудаевым и убедил Ельцина поддержать оппозицию. Таким образом, война была заложена в чеченский сценарий изначально. В чеченских событиях отразились противоречивые социально-экономические и политические процессы. С одной стороны, исторически обоснованное стремление чеченского народа к самоопределению, с другой – борьба социальных низов за равенство и социальную справедливость. Трагедия Чечни состоит в том, что на волне общедемократического и национального движения к власти прорвалась маргинальная элита. В результате под флагом идеи национального возрождения, суверенитета был совершен очередной передел власти и собственности в корпоративных интересах. Свергнув власть коммунистической номенклатуры, социальные низы вскоре стали жертвой новой власти – диктатуры постсоветской элиты, национальной по форме, антинародной, по сути. Таков итог, так называемой “чеченской революции”. Чеченский кризис возник в результате внутричеченского раскола в подходах к проблемам власти и собственности. Лидеры отдельных кланов и политических элит Чечни, отказавшись действовать согласованно во имя высших интересов нации, спровоцировали этот раскол и упустили шанс создания в Чечне полиэтнического правового гражданского общества. Этим и воспользовались античеченские силы, спровоцировав военный конфликт. С момента захвата власти Дудаевым и начала внутричеченского противостояния на конфликт влияли два фактора – внешний и внутренний. Первый связан с проблемой самоопределения чеченского народа, второй – с борьбой различных политических сил и кланов за власть и собственность в самой Чечне. Перманентный геноцид чеченского народа в царское и советское время ослабил нацию, создав условия для утверждения власти клептократии; малочисленная интеллигенция оказалась не в состоянии предотвратить беду. Чеченский кризис стал следствием незавершенности процессов модернизации во всех областях жизни общества. Анализируя его следует иметь в виду: преобладание сельского населения, деформированную социально-профессиональную структуру с преобладанием сферы услуг, отсутствие квалифицированных индустриальных рабочих и технической интеллигенции, низкий уровень образования, высокую детскую смертность и заболеваемость туберкулезом, высокий процент безработных и рекордное число ( до 100 тыс. в год) людей, занимающихся отхожими промыслами. Политическое недоверие советской системы к чеченцам отразилось и на формировании коммунистической номенклатуры из представителей коренных народов. Номенклатурная прослойка из числа чеченцев была малочисленной, не успела пустить корни в обществе. Псевдокультура периода вооруженного сопротивления не имеет ничего общего с традиционными нравственными устоями чеченского общества и предлагает весьма опасные по своим последствиям ориентиры: в частности, пренебрежительное отношение к труду и к накоплению личного и общественного богатства через честный труд. Криминальный способ наживы создал “новую элиту” из вчерашних маргиналов. Они стали основой режима власти национал-радикалов. Большой урон традиционной культуре чеченцев нанесла пропаганда культа силы, национальной исключительности, пренебрежительного отношения к другим народам, разжигание межэтнической ненависти. Официальная идеология аппелировала к самым низменным инстинктам. Сама власть благославила анархию и безответственность. Дудаевский период чеченской истории вновь продемонстрировал старую истину: уровень демократии не должен превышать уровень культуры. Борьба за нефть и передел собственности Столкновение на уровне олигархических группировок и лоббирующих их интересы политических элит центра и ЧР, произошло прежде всего из-за нефти. К 1991 году ЧИР ежегодно добывала до 4, 2 млн. тонн и перерабатывала 18 млн. тонн нефти в год. По территории Чечни проходят важные нефте-газопроводы к портам Черного моря. Такой огромный нефтяной куш, ставший по существу (на тот момент) бесхозным, не мог не провоцировать схватку новых квазиэлит Москвы и Грозного. При этом следует иметь в виду, что нефть из других регионов России поступала в Грозный, перерабатывалась и реализовывалась вплоть до осени 1994 г. Доходы от операций с нефтью и нефтепродуктами в чеченском анклаве по подсчетам специалистов составили миллионы долларов. Большая их часть осела на счетах посреднических фирм, банков, отмывавших чеченские нефтедоллары. Чеченский теневой капитал, быстро легализовавшись в начале 90-х годов, занял прочные позиции в Москве, Санкт-Петербурге, Киеве и других крупных городах СССР. Он стал серьезно теснить своих конкурентов в сфере спекулятивного банковского бизнеса, финансовых пирамид и приватизации. Ответной реакцией конкурентов стало вытеснение чеченских дельцов из легального бизнеса в России и странах СНГ. Почему в Чечне оставили оружие В 1993 году в руках Дудаева оказалось 90% находившегося в Чечне оружия. То, что официально было оставлено в Чечне, только вершина айсберга. На самом деле у Дудаева было такое количество оружия, которым можно было вооружить армию численностью в 100 тыс. человек, в том числе - ракеты, танки, самолеты. Версия “дерзкого разграбления” военных арсеналов Чечни сомнительна. Другой версией может быть передача оружия из рук в руки за соответствующее вознаграждение. В любом случае, состоялась милитаризация Чечни. Кому-то это было выгодно: генералитету, оружейной мафии, политикам? … Оружейный бизнес в Чечне оказался весьма выгодным делом. Он ускорил процесс создания слоя “новых русских” и новой чеченской элиты. С другой стороны, милитаризация Чечни начала процесс самоистребления чеченского народа. Чечня – и геостратегия В чеченском конфликте есть и геополитический фактор. Распад СССР не был конечной целью “холодной’’ войны. Идеологи “холодной’’ войны никогда не скрывали своей заинтересованности в процессе дальнейшего расчленения России. Чеченский кризис с рецидивами взрывов напряженности на Кавказе находился в центре внимания геополитических соперников России. Поэтому столь внушительной оказалась поддержка Запада и реакционных исламских кругов. В чеченском конфликте заинтересованы те, кто боится возрождения сильной, процветающей России. Цели военного конфликта Режим Дудаева превратил Чечню в своеобразный анклав для отмывания денег. Идея независимости стала ширмой для прикрытия преступных афер по ограблению чеченского народа и обогащению чеченских и российских квазиэлит. Передел теневых доходов между финансово-политическими группировками внутри Чечни и между Москвой и Грозным, а также стремление замести следы совершенных преступлений спровоцировали гражданскую войну в Чечне. Ввод федеральных войск состоялся под предлогом разоружения противоборствующих сторон. И это сыграло на руку сепаратистам, спровоцировав массовое сопротивление чеченцев. После 11 декабря 1994 года война из гражданской стала превращаться в российско-чеченскую. Конфликт перестал быть внутричеченским. Более того, он наихудшим образом “интернационализировался”, так как сепаратистов стали тайно или явно поддерживать антироссийские силы в разных странах мира. В 1995 году Ельцину нужна была маленькая победоносная война для укрепления своей власти и очередной победы на выборах. Но вместо марш-броска военные действия в Чечне привели к огромным людским и материальным потерям, приобрели затяжной характер, настроили мировое общественное мнение против России, усугубили кризис власти и общества. Это и было целью дудаевцев, которые навязали российским войскам кровопролитные бои в густонаселенном городе. А в итоге, более 300 тыс. жителей бежало из Грозного. Оставшихся боевики использовали в качестве живого щита, брошенное имущество сотен тысяч горожан стало добычей мародеров и приманкой для новых “ополченцев”. Неадекватное применение силы вызвало волну ненависти населения республики к российским войскам, даже у тех, кто не поддерживал режим Дудаева. Если до начала боевых действий в ЧР, Дудаев имел крайне низкий рейтинг среди населения, то теперь он стал символом освободительной войны против России. Оппозиция и правительство С. Хаджиева, которые выступали против сепаратистов, за союз с Россией были дискредитированы. Отряды армии Дудаева небольшими, подвижными группами нападали на федеральные войска. Но к весне 1995 года пали последние оплоты боевиков - Ведено и Шатой. Казалось, война идет к завершению. Но 14 июня отряд боевиков захватил в г. Буденовске в заложники в местной больнице не менее двух тысяч больных, беременных женщин и детей и потребовал от правительства России прекратить боевые действия и вывести войска с территории Чечни. Премьер Черномырдин начал переговоры с Басаевым и согласился выполнить требования террористов. Дальше - больше, террористам позволили выехать в Чечню, а в Грозном начались переговоры под эгидой ОБСЕ, война была приостановлена. Но вскоре переговоры зашли в тупик, и боевые действия возобновились. К зиме 1996 г. сложилось состояние “ни войны, ни мира”. Стало очевидно, что в таких условиях обеспечить переизбрание Ельцина на второй срок будет невозможно. Ситуация в Чечне и вокруг нее стала главным козырем в начавшейся борьбе за президентское кресло. В апреле 1996 г. был убит Д. Дудаев, а в мае 1996 г. в Кремль был привезен и. о. Президента ЧР З. Яндарбиев, который и подписал соглашения о прекращении военных действий. В июле 1996 года Ельцин был переизбран на второй срок. А в Чечне хоть и вяло, но продолжалась война. Хасавюртовские соглашения 6 августа 1996 шестьсот боевиков захватили Грозный. Это вдохновило лидеров сепаратизма. Подписанные 29 августа 1996 г. А. Лебедем и А. Масхадовым Хасавюртовские соглашения придали военно-политическому поражению России официальный статус. 27 января 1997 года в Чечне состоялись президентские выборы, на которых победил А. Масхадов. Однако эти выборы трудно назвать свободными и демократическими. Во-первых, в них не принимали участие полмиллиона беженцев, граждан ЧР; во-вторых, выборы по существу были безальтернативными, ибо только кандидаты от победившей военной партии могли принять в них участие. Антисепаратистски настроенная часть населения Чечни практически была исключена из выборного процесса, и лишена возможности выставить своих кандидатов. Тем не менее, президентские и парламентские выборы в Чечне породили надежду и ожидания, что новые власти будут проводить политику внутричеченского примирения и нормализации отношений с Россией. Договор "О мире и принципах сотрудничества" между РФ и ЧР "Ичкерия", подписанный 12 мая 1997 года в Москве президентом России Б. Ельциным и президентом ЧР А. Масхадовым, бесспорно стал прорывом в отношениях между Грозным и Москвой и мог стать основой для возрождения Чечни. Однако этого не случилось. Правление масхадовского режима Президент Масхадов не смог консолидировать чеченское общество. Государство "Ичкерия" не состоялось как с точки зрения международно-правового признания (“де-юре”), так и “де-факто”. Новая чеченская элита, оказавшаяся у власти, стала выразителем сепаратистских идей. Масхадов сделал ставку на вооруженное меньшинство, отвергнул сотрудничество с лояльной к России частью населения и тем самым усугубил существовавший с 1991 года раскол в чеченском обществе. В результате, режим потерял доверие у чеченцев, проживающих и в самой Чечне, и у той, (большей) части населения, которая находится сейчас за пределами республики. На этом фоне усилилась политическое и военное противоборство вооруженных группировок за власть, сферы влияния, источники доходов. В сентябре 1998 оппозиция публично обвинила Масхадова в тайном сговоре с Москвой, в предательстве национальных интересов и потребовала его отставки. Масхадов ответил обвинением своих оппонентов в антиконституционных действиях и отправил в отставку правительство Басаева. Однако все попытки Масхадова по наведению порядка, разоружению незаконных формирований встречали мощное противодействие вчерашних соратников президента. А. Масхадов потерял контроль над ситуацией. Чечня оказалась поделенной на вотчины полевых командиров. Жертвой изначально непродуктивной идеи независимости Чечни стал и Масхадов, и, главное, – население Чечни. За три года правления Масхадова в Чечне практически ничего не было сделано в плане восстановления экономики и социальной сферы. Республике угрожала экологическая и эпидемиологическая катастрофа. Обозначились признаки распада хозяйственных, культурных связей внутри социума. Из Чечни продолжался исход населения. По данным переписи 1989 г. население составляло 1270 тыс. человек, из них более 30% русских и русскоязычных. Перед началом второй чеченской кампании население Ичкерии не превышало 400 тысяч жителей (русских в Чечне осталось около 50 тыс. человек), все, кто мог, уехали. Для масхадовской Чечни были характерны, с одной стороны – нищета и деградация рядового населения, с другой – обогащение лидеров режима, “новых чеченцев” и главарей вооруженных банд. В Чечне “правил балом” криминалитет. На территории республики действовало 157 вооруженных группировок. Они поделили между собой основные источники доходов. Организованная преступность превратила республику в производителя, потребителя и торговца наркотиками, оружием и нефтепродуктами. Приметами повседневной жизни стали убийства, аресты, похищения и торговля людьми. В среднем за неделю происходило 60-70 преступлений, в том числе от 8 до 10 убийств. В центре Грозного открыто действовал невольничий рынок, сотни и тысячи людей (в основном, чеченцы) томились в заложниках. Похищение людей с целью выкупа приобрело характер преступной эпидемии. Чечня – база международного терроризма Чечня стала базой международного терроризма. На ее территории орудовали и продолжают орудовать сотни наемников из стран ближнего и дальнего зарубежья. Их деятельность финансируется зарубежными экстремистскими центрами. Отряд известного террориста Хаттаба состоит, главным образом, из иностранных наемников. В Чечне были организованы и действовали ваххабитские центры по подготовке боевиков. В последнее время именно международные террористы и наемники доминируют в бандформированиях. "Суверенитет" Чечни принес рядовым гражданам возможность быть безнаказанно убитыми, ограбленными, похищенными. Сепаратисты привели нищую, но до зубов вооруженную Чечню к национальной катастрофе и подтолкнули ее к новой войне. Политика Кремля Кремль не только признал режим сепаратистов, но и обещал лидерам Ичкерии финансовую помощь в обмен на сохранение Чечни в составе России. Однако больших денег в российской казне не оказалось, и новая формула урегулирования чеченского конфликта стала давать сбой. Приручение сепаратистов ценой политических уступок, финансовых вливаний было воспринято лидерами Ичкерии как слабость России и только разжигало их аппетит. Деньги они брали, но обязательства, взятые на себя, не выполняли. Признав власть национал-радикалов, Кремль оттолкнул от себя лояльную в отношении России большую часть чеченского общества. Между тем, только эта часть населения могла предложить альтернативу вооруженному сепаратизму и попытке насадить в Чечне "исламский фундаментализм". Но в своей чеченской политике Кремль был нацелен на решение тактических задач в ущерб стратегическим. Формула решения чеченского кризиса менялась в зависимости от внутриполитической ситуации в России. Начало второй чеченской кампании http: //www. chechnyafree. ru/images/photo/1/310. jpgВ начале августа 1999 г. резко обострилась ситуация в горных районах Дагестана, граничащих с Чечней. Поход дагестанских и чеченских ваххабитов возглавили террористы Шамиль Басаев и Хаттаб. События приобрели характер широкомасштабных военных действий с применением сил и средств регулярной армии. Ставка ваххабитов на поддержку населения не оправдалась. Действия федеральных войск и руководства республики получили массовую поддержку народов Дагестана, которые восприняли действия ваххабитов как нападение со стороны чеченцев (и это притом, что банды, проникшие на территорию Дагестана, на 80% состояли из наемников). Ответственность за то, что случилось дальше, лежит на президенте Ичкерии Масхадове, который не занял внятной позиции и публично не осудил действия Басаева и Хаттаба. http: //www. chechnyafree. ru/images/photo/1/315. jpghttp: //www. chechnyafree. ru/images/photo/1/315. jpg К концу августа под напором федеральных войск ваххабиты ушли в Чечню. Однако уже 5 сентября вновь вторглись в Новалахский район Дагестана. По свидетельству Басаева, цель вторжения заключалась в отвлечении федеральных сил, штурмовавших в этот момент Карамахи и Чабанмахи. На этот раз ваххабиты рассчитывали на поддержку чеченцев-акинцев и обиженных, как они считали, республиканскими властями лакцев. Однако и эти расчеты не оправдались. Лидер лакцев Н. Хачилаев, оппозиционно настроенный к центральной власти, не решился поддержать ваххабитов. Он заявил, что не причастен к их действиям. Лидеры акинской общины также заявили о своей лояльности дагестанским властям. Басаевский рейд в Дагестан и взрывы в Москве достигли главной цели – подготовили российское общественное мнение к вводу российских войск в Чечню. Началась вторая чеченская кампания и, как результат, новый массовый исход из республики гражданского населения. Численность вынужденных переселенцев, нашедших прибежище, в основном, в Ингушетии, достигла 200 тысяч человек. Военные действия изменили внутриполитическую ситуацию в Чечне. Перед угрозой поражения лидеры вооруженных группировок объединились, прекратив междоусобную борьбу. С другой стороны, сохранилось жесткое противостояние между ваххабитами и сторонниками традиционного ислама. Многие полевые командиры и религиозные авторитеты готовы замириться с Россией ради искоренения ваххабизма. Но главная особенность нынешней ситуации – это полное отсутствие поддержки незаконных вооруженных формирований населением. Последствия конфликта Самым тяжелым последствием войны стала массовая гибель людей, прежде всего, мирных граждан. В Чечне, по официальным данным, потери среди мирного населения составили: около 3 тыс. убитыми и свыше 4, 5 тыс. ранеными. К последствиям войны следует отнести и нравственно-психологические раны, которые еще долго будут заживать как в чеченском, так и в российском обществе. Материальные потери велики. Многие села пострадали в результате бомбардировок, разрушена столица - Грозный. Бездействует промышленность. Сильно пострадало сельское хозяйство. Большинство населения не имеет постоянной работы. Чечню покинули наиболее образованные, трудоспособные, квалифицированные граждане - то есть та часть народа, которая представляет потенциал нации и воплощает ее надежду на будущее. Характеризуя нынешнюю ситуацию в ЧР, важно отметить, что основные силы сепаратистов в Чечне разгромлены. Боевики не имеют ни сил, ни средств вести крупномасштабные боевые действия и перешли к тактике диверсионной войны и террора. Война в Чечне, в нынешней ее форме, стала своеобразным промыслом, бизнесом на человеческой крови. Кредит доверия чеченцев к национал-радикалам полностью исчерпан. Они больше не желают быть подопытными кроликами для экспериментов международного терроризма, а хотят, как любая цивилизованная нация, иметь власть, обслуживающую нужды общества в рамках делегированных ей народом полномочий. Чеченцы могут и хотят почувствовать себя полноправными гражданами России, занять подобающее им место в едином федеративном правовом государстве – Российской Федерации. Запад, на который продолжают делать ставку чеченские сепаратисты, должен осознать, что ресурсы внутреннего развития Чечни, связанного с политическим процессом, основанном на идеологии этнонационализма, исчерпаны. Чеченский народ в своем подавляющем большинстве отвергает идеологию ваххабизма и власть клептократии. Альтернативу вооруженному сепаратизму может предложить только та часть чеченского общества, которая хочет жить в России и с Россией. В такой обстановке переговоры с Масхадовым противоречат национальным интересам чеченского народа и есть ни что иное, как очередная попытка разыграть чеченскую карту в условиях новой геостратегии. Тем более, что в отношении Чечни Запад демонстрирует политику двойных стандартов. Чеченских беженцев страны Запада не принимают, гуманитарная помощь поступает в ограниченных размерах, зато боевики и их лидеры получают мощную материальную и моральную поддержку. Однако любому непредвзятому человеку ясно, что, только очистив Чечню от террористов и наемников, восстановив конституционный порядок, можно начать процесс возрождения и консолидации чеченской нации. Решающую роль в этом призваны сыграть сами чеченцы. Главное - начать процесс созидания, восстановления разрушенной экономики, социальной сферы и культуры и тем самым сделать войну невыгодной. Федеральные власти должны повернуться лицом к проблемам и нуждам беженцев, мирного населения Чечни. |
|
© 2007 |
|