РУБРИКИ

Работа детей в совхозах и на полях во время ВОВ - (реферат)

   РЕКЛАМА

Главная

Логика

Логистика

Маркетинг

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Международное публичное право

Международное частное право

Международные отношения

История

Искусство

Биология

Медицина

Педагогика

Психология

Авиация и космонавтика

Административное право

Арбитражный процесс

Архитектура

Экологическое право

Экология

Экономика

Экономико-мат. моделирование

Экономическая география

Экономическая теория

Эргономика

Этика

Языковедение

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Работа детей в совхозах и на полях во время ВОВ - (реферат)

Работа детей в совхозах и на полях во время ВОВ - (реферат)

Дата добавления: март 2006г.

    Работа детей в совхозах и на полях во время ВОВ

Прошла первая, самая тяжелая блокадная зима. С наступлением весны город понемногу оживал, смывая с себя копоть и лед. В действовавших школах начались привычные заботы — выпускные и переходные экзамены. Двадцать учеников нашей школы окончили 10-й класс преимущественно с хорошими и отличными оценками. Неуспевающих и школе не было. Но давалось это, конечно, нелегко. Многие ребята побледнели, исхудали, у некоторых появились голодные отеки. Дистрофия в той или иной степени коснулась почти каждого. У большинства ребят появились явные признаки цинги; кровоточили десны, шатались зубы. Не лучше выглядели и преподаватели: кроме дистрофии и цинги у них обострялись возрастные недуги— ревматизм, радикулит, сердечно-сосудистые заболевания. 11 С началом блокады к скудному хлебному -пайку город мог добавить считанные граммы сахара или кондитерских изделий, иногда немного мяса. Не помню, чтобы нам вы' давали хоть сколько-нибудь крупы и овощей. Когда наступила весна 1942 года. ленинградцы были рады каждой Травкине. Они ели молодые листья клена, липы, делала салат и щи из мокрицы. 12

11)”В осажденном Ленинграде”, Н. Р. Иванов, М. П. Ивашкевич , Замечательные помощники , Л. ,1982 г. ,с. 64.

    12)Там же , с. 65.
    === 10 ===

Когда мы узнали, что совхозам и подсобным хозяйствам требуется помощь школьников, с радостью откликнулись на этот призыв, хотя понимали, что работа на селе будет намного сложнее, чем в школе. Ведь требовалось владеть новым, незнакомым для большинства из нас делом и умело организовать его среди школьников. Но опыт первого военного года приучил нас, ленинградцев, не думать о том, сможем ли мы справиться с той или мной задачей. Вопрос ставился иначе: как лучше выполнить порученное дело.

И вот мы в совхозе “Красная заря”. Школьный лагерь объединял учащихся 47, 48 и 65-й школ Приморского (ныне Петроградского) района. Из 155 пионеров и 21 комсомольца сформировали 14 бригад. Две бригады состояли из учащихся 8—10-х классов. Первую возглавила я, вторую—, учительница немецкого языка Ю. А. Майнике. Из преподавателей-48-й школы, которые работали бригадирами, хорошо помню энергичную А. П. Сидорову. Из учителей нашей, 47-й школы, — 3, В. Северову, М. А. Климову, М. Н. Крупянскую и А. В. Веселову. Начальником лагеря назначили заведующую учебной частью 47-й школы Н. П. Инкову. До сих пор мы знали эту молоденькую учительницу как скромную и доброжелательную помощницу нашего директора А. С. Легковой-Новое и трудное поручение выявило в Наталье Парамоновне еще много хороших качеств.

По вечерам ее маленькая комната превращалась в штаб лагеря. Здесь мы подводили итоги за минувший рабочий день. обсуждали возникшие трудности и тут же сообща искали решение. Эти совещания были короткими, но помогали координировать работу, формировали из учителей разных школ коллектив единомышленников. Поразительное спокойствие и уверенность Натальи Парамоновны передавались всему коллективу. Она умела пошутить и ценила юмор других. Сама трудилась . не жалея сил, а когда надо было, становилась строгой и требовательной, На протяжении двух блокадных лет лагерь завоевывал 13 13)Там же , с. 65.

    === 11 ===

Красное знамя, и в этом была немалая заслуга Н. П. Инковой. 14 Под жилье нам приспособили пустовавшее здание 63-й школы на Школьной улице. Вылетевшие при бомбежках стекла нам заменили фанерой. Водопровод и канализация не действовали. Во дворе стояла уборная дачного типа, воду носили ведрами. Электричества не было, при острой необходимости пользовались аварийным запасом свечей и фонарем“летучая мышь”. Спальни были оборудованы в классах. Преподаватели делали все возможное, чтобы помещение выглядело не только чистым, но и уютным, И. П. Инкова показывала дежурным, как убирать в спальне, мыть полы, стирать белье. Ту же работу проводила с учащимися своей школы и А. П. Сидорова.

Если ребята во время бомбежки находились в здании, становилось страшно. Бомбоубежища не было, поэтому мы собирали всех в вестибюле в надежде, что прочные стены спасут детей от осколков бомб. Но как было трудно удержать школьников в неосвещенном помещении! В первом этаже школы жил старший лейтенант противовоздушной обороны. Когда во время первой ночной воздушной тревоги ребята побежали во двор, раздался его строгий бас: “Назад! Не сметь выходить! ” А утром на заборах и стенах здания мы увидели бесчисленные следы осколков.... В первой декаде июня начали работу на полях. Дремучая лебеда буквально скрывала посадки. Рабочих рук в совхозе не хватало, надо было как можно скорее браться за прополку. 'С нормами ребята справлялись хорошо. Рыхлению, окучиванию и другим операциям нас обучали внимательные и доброжелательные овощеводы во главе со старшим агрономом Т. Е. Пащенко. Они же проверяли нашу работу. Так шаг за шагом осваивали мы овощеводство, о котором раньше имели лишь отдаленное представление по дачной жизни. Труд на свежем воздухе пошел ребятам на пользу, Признаки истощения понемногу исчезали, лица покрывались загаром. Питание в совхозе с самого начала было лучше, чем в городе. 15 14) Там же , с. 65.

    15) Там же , с. 66.
    === 12 ===

Учащиеся получали больше хлеба, лебеды вскоре сменились свекольником, стали поспевать и овощи. Никогда не приходилось нам есть такую крупную и сочную редиску, как здесь. В период прореживания моркови ребята возвращались с поля с темно-оранжевыми кольцами вокруг ртов. Но желудочно-кишечными заболеваний у нас не было. Взятые на всякий случай лекарства так и не пригодились,

Директор совхоза К. А. Никитин принял нас поначалу несколько настороженно, не зная, помощники или“добытчики” явились на поля. Но очень скоро коллектив хозяйства 16 убедился, что прибыло солидное трудовое пополнение. Работницы с большим уважением относились к ребятам, благодарили их за помощь.

Школьники быстро овладели приемами по уходу за овощами. Я присматривалась, как они облегчают себе труд, выслушивала их предложения, давала советы, а по вечерам мы обсуждали возникшие проблемы на собраниях бригады. Ребята работали на определенных участках: пололи посевы, рыхлили землю, окучивали картофель, прореживали морковь и свеклу, вносили минеральные удобрения. Вскоре у них появились свои любимые овощи, за которыми они с большим удовольствием ухаживали. Первая бригада, например, холила посевы моркови, рыжая ботва которой Ярко выделялась на черном бархате земли ровными зелеными полосами. Другие бригады с завистью смотрели на красивое поле и стремились, чтобы их участки выглядели не хуже. Любили школьники работать и на грядах полусахарной свеклы с мощной светло-зеленой ботвой. По субботам мы подводили итоги соревнования бригад. Наиболее отличившиеся получали по пучку редиса или моркови. Приехать на выходной день домой с такой“премией”было огромной радостью. Ведь в городе в это время люди ели салат из одуванчиков, варили корни лопуха

В 1942 году ребята постарше задержались в совхозе до конца октября: надо было выкопать картофель17

    16)Там же , с. 67. 17)Там же.
    === 13 ===

Погода стояла холодная, начинались заморозки, но все работали добросовестно и осторожно, стараясь не повредить драгоценных

клубней: ведь урожай предназначался исключительно для госпиталей и фронта. После шестичасовой работы лагерь встречал учащихся горячим супом и цветной капустой под белым соусом, но, увы, холодными спальнями. Однако никто не унывал. 18

    18)Там же.


© 2007
Использовании материалов
запрещено.