РУБРИКИ |
Реформа государственного аппарата при Петре I - (реферат) |
РЕКЛАМА |
|
Реформа государственного аппарата при Петре I - (реферат)Реформа государственного аппарата при Петре I - (реферат)Дата добавления: март 2006г. Министерство Юстиции 22 ОКТЯБРЯ 1721 года Петербург торжественно праздновал заключе-ние Ништадтского мира, подведшего черту под Северной войной. Дошедшиедо нас подробные описания этого события и гравюры петровского временипозволяют представить этот день. Действо развернулось в Троицком соборе, где в присутствии высше-го дворянства, чиновничества и генералитета Сенат объявил о присвое-нии Петру титулов "Император", "Отец Отечества" и "Великий". Послепраздничной церковной службы был оглашен текст Ништадтского мирногодоговора. Запели трубы, загремели литавры и барабаны, густым пушечнымдымом салюта окутались бастионы Петропавлоской, Адмиралтейской кре-постей и стоящих на Неве 125 судов русского флота. И когда затихли эхосалюта и крики "виват", Петр обратился к присутствующим с речью, ко-торую тщательно подготовил заранее. Запись в "Реляции.... торжества озаключении с короною Швецкою вечного мира" передает нам ее смысл: "Потом же изволил е. и. в. в кратких, но зело сильных словах гос-подам сенаторам на речь их ответствовал, которой ответ в следующемсостоял: 1. Благодарствовал им, яко своим верным подданным, за такоеот них признание его о них имеющаго попечения и явленную горячность ичто он то приемлет по их усильному прошению милостиво, но при том ре-комендует им, что за полученное миротворением благополучие благодари-ли Вышняго и всегда милось его божественную, дарованную им помнили итщились, чтоб то и у потомства их в непрстанной памяти было, дабы ионые признавали, что бог к России показал. 2. Напоминает он им о их благополучии, что хотя ныне толь славнойи полезной мир божиею милостию и храбростию своего оружия получили, однакож бы и во время того мира роскошми и сладостию покоя себя усы-пить бы не допустили, экзерцецию или употребления оружия на воде и наземле из рук выпустить, но оное б всегда в добром порядке содержали ив том не ослабевали, смотря на примеры других государств, которые че-рез такое нерачительство весьма разорились, междо которыми прикладГреческого государства, яко собой единоверных, ради своей осторожнос-ти, перед очами б имели, которое государство от того и под турецкоеиго пришло; також бы и прежния времена и состояния своего собственно-го отечества пред очами имели, в котором издревле храбрые люди были, но потом нерадением и слабостью весьма от обучения воинского было от-стали. 3. Что надлежит им стораться 1о начатых разпорядках в государстве, 1дабы оные в совершенство привесть 0и чрез дарованной божею милостию - 2 -мир являемые авантажи, которые им через отворение купечества с чюжест-ранными землями вне и внутрь предоставляются, пользоваться тщилися, да-бы народ чрез то облегчение иметь мог" (1) Как мы видим, Петр, поблагодорив Сенат за признание его заслуг исославшись, по принятым тогда нормам, на особое благоволение бога кРоссии, как бы напоминает присутствующим известное выражение: "Упо-вайте на бога, но порох держите сухим". Предупреждая о нобходимостикрепить вооруженные силы, он обращается за примером к прошлому и упо-минает павшую под натиском турок Византию, причину гибели которой ус-матривает в забвении нужд обороны. Для нас особо важен третий пункт речи Петра, где говорится о "на-чатых распорядках в государстве", которые необходимо завершить ("дабыоные в совершенство привесть"), чтобы потом, пользуясь предоставлен-ные миром возможностями ("авантажами"), торговать с другим странами, "дабы народ через то облегчение иметь мог". Что же имел в виду Петр, говоря о "начатых распорядках"? Несом-ненно, речь шла о целом комплексе преобразований, и прежде всего обосуществляемых в последние годы Северной войны податной, церковной игосударственной реформах, о выработке новых принципов внутренней ивнешней политики. Еще за три года до этой торжественной речи, в указе от 19 декаб-ря 1718 года, Петр писал о себе (в третьем лице, как было принято): "Аднакож, е. в. несмотря на такие свои несносные труды в сей тяж-кой войне, в которой не только что войну весть, но все внофь, людейво оной обучать, правы и уставы воинския делать принужден был, и сие, с помощью божею в такой добрый порядок привел, что такое ныне предпрежним войском стало и какой плод принесло, всем есть известно. Ныне, управя оное, и оземском правлении не пренебрег, но трудитцаи сие в такой же порядок привесть, как и воинское дело. Чего ради учи-нены калегии, то есть собрании многих персон вместо приказоф, в кото-рых президенты, или председатели, не такую мочь имеют, как старыесудьи - делали, что хотели.... " (2) Гордое сознание масштаба достигнутого в войне и в военных преоб-разованиях звучит в этих словах, - ведь когда они писались, на Аланд |
|
© 2007 |
|