РУБРИКИ

Социально-политическая борьба в Афинах в конце 5 века до н.э. - (реферат)

   РЕКЛАМА

Главная

Логика

Логистика

Маркетинг

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Международное публичное право

Международное частное право

Международные отношения

История

Искусство

Биология

Медицина

Педагогика

Психология

Авиация и космонавтика

Административное право

Арбитражный процесс

Архитектура

Экологическое право

Экология

Экономика

Экономико-мат. моделирование

Экономическая география

Экономическая теория

Эргономика

Этика

Языковедение

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Социально-политическая борьба в Афинах в конце 5 века до н.э. - (реферат)

Социально-политическая борьба в Афинах в конце 5 века до н.э. - (реферат)

Дата добавления: март 2006г.

***Социально-политическая борьба в Афинах в конце 5 века до н. э. ***

    Оглавление:
    1. Вступление.
    2. Эпоха Греко-персидских войн.
    3. Греция после Греко-персидских войн.
    4. Правление Перикла.

5. Социально-политическая борьба в Афинах во время Пелопоннесской войны. 6. Заключение.

    7. Список источников и литературы.
    Вступление.

Афины- столица Греции и главный город нома Аттика и Беотия. Афины- один из древнейших городов Греции. Известны со времени микенской эпохи , когда были небольшим поселением. В Древней Греции Афины- крупнейший экономический, политический и культурный центр, город- государство в Аттике. Также нужно упомянуть , что в Афинах существовало классовое общество.

Можно сделать вывод, что раз это классовое общество, то в Афинах со временем должно наступить обстановка социального и политического обострения. Что и случилось в 5 веке, и за чем мы попытаемся проследить.

В курсовой работе изложение будет продолжено как раз, с того момента, когда в ходе длительной и ожесточенной Пелопоннесской войны, вызванной соперничеством Афин и Спарты из- за гегемонии в Элладе, обнаружились явственные признаки разложения и упадка полисного строя. Война и сопутствовавшая ей внутренняя смута в греческих городах поколебали сложившиеся на рубеже архаики и классики систему межполисных и межгражданских отношений, поставили под сомнение незыблемость освященных традицией порядков, законов, норм морали. Но тогда же стали ясны и пагубные последствия развязанной коллизиями реальной политической жизни, поощренной сознанием несовершенства полисного государства, но ничем не связанной и не ограниченной, критической мысли софистов.

Для написания курсовой работы использовались труды Э. Д. Фролова "Социально политическая борьба в Афинах в конце 5 в. до н. э. ", "Огни Диоскуров". В этой работе опубликованы материалы, относящиеся к истории социальная и политическая борьба в Афинах во время ее высшего обострения. Во вступительной статье дается характеристика политического обострения в Афинах, история Сицилийской экспедиции, так называемый "процесс гермокопидов". В работе собраны так же паралельные свидетельства древних авторов о политической борьбе в Афинах в конце 5 века до н. э.

Монография "Огни Диоскуров" так же посвящена общественной мысли и политическим теориям древних греков в позднеклассический и ранеэллинистический периоды (5- 4 вв. до н. э. ), разработке в греческой философии и публицистике новых этнических и политических идей .

Из источников я использовала Аристотеля "Афинская полития". Издаваемый трактат Аристотеля "Афинская полития " представляет собой один из важнейших документов из истории античного рабовладельческого общества. "Афинская полития" содержит в себе богатый фактический материал, характеризующий общественное положение афинского государства до периода его разложения.

Идеолог рабовладельческого класса, - " самая всеобъемлющая голова" среди древне- греческих философов, - Аристотель не только дает описание истории афинской демократии, но одновременно развивает свои взгляды по вопросам теории государства.

А так же использовалась хрестоматия 1964 года, содержащая важные факты развития и упадка афинского общества. В ней опубликованы труды древних историков , философов и писателей, таких как Фукидид, Аристотель, Ксенофонт, Плутарх, Геродот.

    Эпоха Греко- персидских войн.

Вскоре после бурных событий 6 века до н. э. , завершившихся победой рабовладельческой демократии в Аттике, и приведших к окончательному оформлению рабовладельческих полисов в большей части Греции, афинянам вместе с другими греками пришлось защищать свою независимость в напряженной борьбе против агрессии огромной Персидской державы.

Основными источниками о Греко- персидских войнах являются сочинения Геродота, содержащие повествование о событиях до 478 года до н. э. включительно. О ходе военных действий в середине 5 века до н. э. кратко сообщает Фукидид. И так, Греко- персидские войны (500- 449 гг. до н. э. )- это войны между Персией и древне- греческими городами - государствами. После того как Малая Азия , Вавилон и Египет были завоеваны Киром II и Камбисос II , Дарий I, обладавший сильной сухопутной армией, в начале 5 века до н. э. продолжил экспанистическую политику, при проведении которой он столкнулся с малоазийскими греческими городами и полисами материковой Греции. Персы, в 514 г. до н. э. в походе против скифов овладев Геллеспонтов и завоевав Хиос и Самос, парализовали жизненно важную для прибрежных городов торговлю. Города, пытаясь отстоять независимость и вернуть торговлю , подняли Ионийское восстание, которое поддержали многие из греческих городов, расположенные по берегам Пропонтиды. Но наместники персидского царя жестоко подавили это восстание, а затем поставили в зависимость от персов Фракию и Македонию.

Афиняне решили вступить в войну с персами, во - первых, потому что они понимали неизбежность военного столкновения с ними, а, во- вторых, захват персами Египта, проливов, соединяющих Эгейское море с Понтом, и Фракию лишил афинян свободного провоза хлеба и строительного леса.

Поддержка восставших Афинами и Эретрией послужила Дарию I поводом для того, чтобы ввести войска в Грецию под предлогом возмездия. Персы атаковали Эретрию и взяли ее приступом. Город был ограблен и сожжен, а большинство уцелевших граждан продано в рабство. Вслед за этим персы, по совету Гиппия, прошли через пролив и высадились на равнине подле селения Марафон. Отсюда они начали опустошать соседние районы Аттики.

Когда известие о случившемся было получено в Афинах, подавляющее большинство граждан высказалось за борьбу до конца. Не взирая на враждебные отношения в далеком прошлом, совет стратегов послал всадника- скорохода в Спарту. Но те под предлогом выполнения древних религиозных обрядов эфоры обещали выслать войска только через 10 дней.

Получив неблагоприятный ответ от Спарты, афинские стратеги вынуждены были принять решение о дальнейших действиях.

"109. Мнения афинских стратегов разошлись: одни были против того, чтобы вступать в битву с персами, так как считали, что афинское войско слишком малочисленно по сравнению с мидийским, другие (и среди них Мальтиад) настаивали на том, чтобы дать бой. Итак , мнения разошлись и худшее мнение одерживало верх.

.... Надо сказать, что одиннадцатым человеком с правом голоса был афинский полемарх, избранный по жребию. В то время полемархом был Каллимарх, из Афидны. К нему -то и обратился Мильтиад с такой речью : " Теперь в твоей власти, Каллимах, или повергнуть Афины в рабство или защитить их свободу и оставить о себе такую память в веках, какую не оставлял даже Гармодий и Аристогитон. Ныне Афины подвергаются столь большой опасности, какой она не подвергались еще никогда с временем своего основания. Если Афины покорятся персам, то уже решено, какова будет участь этого города, который отдадут в руки Гиппия. Если же наш город победит, то он сможет стать первым из эллинских городов. Каким образом может это произойти и почему все это в твоей власти, об этом я и пришел тебе рассказать. Нас стратегов , десять человек, и мнения наши разделились: одни предлагают вступить в бой, другие- против этого. Если мы не вступим в бой, то я боюсь, что возникнет великий раздор, который смутит умы афинян и склонит наших граждан покориться персам. Если же мы вступим в бой еще до того, как у некоторых из афинян появятся первые мысли, то при беспристрастии богов мы сможем победить персов. Все это сейчас в твоей власти и зависит от тебя. Если ты присоединишься к моему мнению, то и родина наша будет свободна, и город будет первым во всей Элладе. Если же ты согласишься с мнением тех, которые удерживают нас от битвы, то все будет наоборот". 110. Этими речами Мильтиад склонил Каллимаха на свою сторону. Голос палемарха решил дело, и было постановлено дать бой.... "(Геродот, История, 6, 102- 117).

В сентябре 490 года до н. э. афинское войско. Состоявшее из 10000 гоплитов и некоторого числа легковооруженных воинов , перейдя горы, расположилось в виду персидского лагеря. Афинские стратеги, которые должны были командовать поочередно по одному дню, уступили руководство Мильтиаду, хорошо знавшему персидские военные приемы. Однако последний решил дать бой лишь в день своего очередного командования.

В момент, когда афиняне строились в боевой порядок, к ним на помощь подошло ополчения из небольшого соседнего беотийского городка Платей в количестве 1000 человек. Но даже и с этим подкреплением греки численно значительно уступали персам. Поэтому, чтобы не быть окруженными, Мильтиад растянул линию фронта своего войска, ослабляя центр, но усилив оба крыла. Он же приказал войнам наступать беглым маршем, чтобы не дать возможности персам засыпать их стрелами.

Гоплиты, пройдя беглым маршем значительное расстояние, атаковали строй неприятеля. В центре, где ряды греков были реже, персы и саки прорвали боевую линию. Но на обоих флангах персидские войска были опрокинуты, и это решило исход боя. Персы сбежали к кораблям и стали их спускать на воду. Афиняне преследовали врага. У кораблей загорелась ожесточенная схватка. Здесь были убиты один из стратегов и архонт Каллимах. Афинянам удалось захватить семь персидских кораблей. На поле боя осталось 6400 персидских война и 192 греческих гоплита.

Радость победителей была столь велика, что один из афинских воинов побежал с вестью по горным тропам с поля боя в Афины. Пробежав свыше 42 км. , он достиг афинской агоры и воскликнув "Радуйтесь, афиняне, - мы победили! " - упал мертвым.

Похоронив своих павших товарищей , и насыпав большой погребальный курган, сохранившейся до настоящего времени, афиняне быстро двинулись назад, к городу, так как Мильтиад предполагал, что персы сделают попытку атаковать Афины. И действительно, едва афинское ополчение достигло берега, как туда же подошел персидский флот; однако, увидев на берегу греческих гоплитов, персы не осмелились начать высадку , и ушли в Азию.

После отражения персидского нападения афинская знать, возглавленная Мильтиадом, в свою очередь, организовала карательную экспедицию против жителей тех островов, которые оказали помощь персам. Однако, потерпев тяжелый урон при нападении на остров Парос, экспедиция вернулась в Афины. За поражение Мильтиальд был отдан под суд. Но, вернувшись из похода тяжело раненым, он вскоре умер.

После гибели Мильтиальда влиятельным политическим деятелем в Афинах становится Фенистокл. Фукидид считал, что Фенистокл очень быстро вникал в сущность дела, благодаря чему мог судить о настоящем и предугадывать направление развития событий. Фенистокл считал неизбежным в недалеком будущем возобновление войны с Персией.

В течение нескольких лет после битвы при Марафоне казалось, что персы не повторят вторжения в Грецию. Они оставили без внимания нападение афинян на Парос. В 486 г. до н. э. вновь вспыхнуло восстание в Египте. Вслед за тем умер старый царь Дарий I, назначив преемником одного из своих сыновей Ксеркса (485-465 гг. до н. э. ). Прошло некоторое время, пока новый правитель Персидской державы укрепился во власти и подавил восстание в Египте (484 г. до н. э. ). Только после этого он смог обратиться к вопросу о продолжении войны с греками. Ксеркс начал грандиозные по тому времени военные приготовления. Финикияне, египтяне, киликийцы, жители Кипра, малоазиатские греки получили приказы строить корабли. Через Геллеспонт и реку Стримон сооружались мосты. По всей Фракии и Македонии стали создаваться склады продовольствия и фуража, сгонялись огромные стада скота. С 483 г. по 481 г. до н. э. строился канал через мыс Акте для того, чтобы персидский флот не подвергался опасности гибели. От всех подвластных народов были затребованы вспомогательные ополчения. Уверенный в успехе Ксеркс не скрывал своих приготовлений к нападению на греков. Когда в 481 г. до н. э. в Сардах были схвачены афинские соглядатаи, то Ксеркс не только отпустил их, но даже приказал показать им все собранные войска. Весной 480 г. до н. э. Ксеркс повел свою армию через Геллеспонт и Фракию на Грецию.

У Герадота мы можем найти подсчет количества воинов персидской армии. "60. Я не могу в точности определить, сколько войска доставила каждая народность, так как об этом не сообщает никто; всего же сухопутного войска оказалось миллион семьсот тысяч человек. Сосчитано было войско следующим образом: собрали в одно место десять тысяч человек, поставили как можно теснее друг к другу и кругом снаружи обчертили их линией; после этого десять тысяч воинов отпустили и по кругу возвели стену такой высоты, что она доходила человеку до пупа; засим вводили в огороженное пространство других воинов, пока таким образом не были сосчитаны все. По окончании счета воины распределены были по народностям. "(Геродот, История, 7, 60-83).

Несмотря на такую огромную персидскую армию Ксеркс потерпел поражение в решающей битве при Платеях, в результате чего Европейская Греция была освобождена. А попытка Ксеркса завоевать ее потерпела полную неудачу. Греки же в честь своей победы в 479 г. до н. э. сделали посвящение своим богам Аполлону в Дельтах, Зевсу в Олимпе и Посейдону на Истме.

"Следующие (из эллинов) участвовали в войне (с персами): лакедемоняне, афиняне, коринфяне, тегейцы, сикионяне, эгинцы, мегаряне, эпидарвяне, орхоменцы, флиунтяне, трезенцы, гермионяне, тиринфяне, платейцы, феспийцы, микенцы, кеосцы, мелосцы, теносцы, наксосцы, эретрийцы, халкидяне, стиряне, элейцы, потидейцы, левкадяне, энакторийцы, кифняне, сифняне, амбракийцы, лепрейцы. " (Геродот, 9, 81; Фукидид, 1, 132).

И все же персидские походы против материковой Греции были успешными лишь отчасти и кончались тяжелыми поражениями ( 492г. - Афон; 490г. - Марафон; 480г. Фермопилы, Артемсий, Саламин; 479г. - Платеи, Микале; 468г. - Евримедон; 450г. Саламин и Кипр). По условию компромиссного Каллиева мира 449- 448 г. ионийские прибрежные города получили независимость, персидский царь обязывался не вмешиваться в греческие дела, а Эгеида и побережье Малой Азии были закрыты для персидско- финикийского флота. К тому же вся торговля в Эгейском и Черном морях переходила в руки греков. В освободительной борьбе против персидского господства эллины проявили не только стойкость боевого духа и патриотизм, но и изрядную военную мощь, которая вывела их из первоначальной стадии оборонительных военных действий и позволила перейти к действиям наступательным.

Греко-персидские войны оказали большое влияние на внутреннее развитие ряда областей Европейской Греции, в первую очередь на окончательное формирование классической рабовладельческой системы общественных отношений в Аттике, где благодаря большой военной добыче, захвату массы рабов и постоянному спросу на различные ремесленные изделия, необходимые для снаряжения войск и флота, создались благоприятные условия для широкой эксплуатации рабского труда в различных областях хозяйственной деятельности.

Наконец, Греко- персидские войны принесли решительные изменения политической обстановки во всем Эгейском бассейне. Существовавшее ранее политическое преобладание Спарты и Пелопоннесского союза было подорвано в связи с колебаниями внешней политики Спарты. Афины не только заняли равное со Спартой положение в системе греческих городов- государств, но в течении середины и второй половины 5 века до н. э. стремились к установлению своей гегемонии во всей Греции.

    Греция после Греко -персидских войн.

Как я уже писала выше, Греко- персидская война принесла огромнейшие изменения политической обстановки во всем Эгейском бассейне .

Период времени от сражения на Саламине и Платеях до начала Пелопоннесской войны ( 479- 431 года до н. э. ) в исторической литературе , как уже упоминалось, принято называть "пятидесятилетием" ( по- гречески пентекотаэтия). К сожалению, этот период истории Греции не достаточно освещен источниками История Геродота оканчивается 478 годом до н. э. , а Фукидид, посвятивший свой труд Пелопоннесской войне, дает лишь небольшой экскурс в прошлое. Но этот экскурс является ценным свидетельства современника , мастерски осветившего историю афинского морского могущества и внутриполитической борьбы в Афинах в период ее наивысшего расцвета.

Для истории Афин середины 5 века до н. э. большое значение имеют творения величайших греческих поэтов- трагиков - Эсхила, Софокла и Эврипида, отразившего политические события того времени.

В 478 году до н. э. освобожденные от персидского ига греки островов и малоазийских островов, вынудив удалиться спартанцев, командовавших союзным флотом, заключили союз с Афинами, возникла новая политическая ситуация во всем бассейне Эгейского моря. Долговременная политическая гегемония аристократической Спарты, возглавлявшей сильный в военном отношении Пелопоннесский союз и поддерживавшей тесные связи с оплотом идеологической реакции - дельфийским жречеством, прекратило свое существование. Военно-политическое объединение островных и береговых полисов во главе с Афинской демократической республикой вызвало враждебную активность спартанских политических руководителей, которые попытались поставить Афинскую республику в зависимость от Спарты.

Спартанская герусия отправила во все разоренные персами греческие города, в том числе и в Афины, послов, предложили грекам при восстановлении городов не строить защищающих крепостных стен. Они выдвигали при этом следующие мотивы. Так как персы были изгнаны из Греции всеми состоявшими в антиперсидском союзе греческими городами, и в том числе войсками Спарты и Пелопоннесского союза, то постройка крепостных стен является выражением недоверия по отношению к союзникам по борьбе с персами.

Это внешне дружелюбное по существу предложение означало стремление Спарты поставить Афины под свой политический контроль , так как, обладая сильнейшим в Греции сухопутным войском, спартанцы в любое время могли бы вмешаться в политическую жизнь Афинской республики. Афиняне , главные военные силы которых еще продолжали войну с персами, не могли противостоять спартанцам в случае, если бы отказ привел к столкновению их с Пелопоннесским союзом. В этот затруднительный момент ведение переговоров со спартанцами взял на себя Фемистокл. Отправившись во главе афинского посольства в Спарту, он под разными предлогами затягивал переговоры, выигрывая время, нужное для постройки крепостных стен. Нужно упомянуть, что после нашествия Ксеркса Афины были превращены в развалины. Прежде всего нужно было восстановить крепостную стену, окружавшую город. Все афинское население от мала до велика приняло участие в этой работе и закончило ее в один месяц. Длина воздвигнутой стены равнялась 6 км. , высота 3 1\2 м. , а ширина- 2, 5 м. "Что постройка стен возводилась поспешно , - сообщает Фукидид , - можно видеть еще и теперь : нижние их слои состоят из всевозможных камней, - в некоторых частях даже не обделанные для укладки, в том виде, в каком приносили их в отдельности. В стену было вложено множество надгробных стел и обделанных для других целей камней" (Фукидид, 1, 93, 2 ). Сохранившиеся части Фемистокловой стены подтверждают точность описания Фукидида. Когда же до спартанцев дошли слухи о строительстве укреплений в Афинах, Фемистокл предложил спартанцем отправить ответное посольства для проверки молвы. Приехавшие в Афины спартанские послы были задержаны афинянами как заложники неприкосновенности Фемистокла и его товарищей, находившихся в Спарте. Когда же стены вокруг Афин и длинные стены, ведшие к морю, были построены и могли защитить город, Фемистокл прервал переговоры решительным отказом выполнить спартанское предложение. С этого времени между Афинами и Спартой возобновляется старая вражда.

Одноко вскоре власть в Афинах перешла в руки аристократов. Фемистокл подвергся остракизму. ".... После же мидийских войн снова усилился совет ареопага и стал управлять государством, взяв на себя руководство делами не в силу какого-нибудь постановления, но вследствие того, что ему были обязаны успехом морской битвы при Саламине. Стратеги совершенно растерялись, не зная что делать, и объявили через глашатаев , чтоб каждый спасался как может; между тем ареопаг, достав денег, раздал по восьми драхм на человека и посадил всех на корабли. (2) По этой-то причине и стали тогда подчиняться его авторитету, и действительно управление у афинян было прекрасно в эту пору. Им удалось в это время достигнуть успехов в военном деле, приобрести славу у греков и добиться гегемонии на море вопреки желаниям лакедемонян. " ( Аристотель, Афинская полития, 23- 25). Усиление ареопага началось еще в начале 70-х годах до н. э. и развивалось по мере падений политического влияния радикальной демократии. Объяснение этому надо искать в отходе в 70-х годах от демократии части афинского гражданства, в первую очередь крестьянства. Если во время Саламинской битвы и непосредственно после нее почти все население Аттики и даже Аристид поддерживал политику Фемистокла, то после победы над персами политическая ситуация изменилась. Недовольные военными планами Фемистокла, имевшего в виду захватить проливы и отрезать отступление персидского войска из Греции в Малую Азию, крестьянство, которому этот план войны грозил продолжением военных действий, т. е. разорением и опустошением их собственной земли, перестало поддерживать Фемистокла.

Однако господство консервативной аристократии не могло быть продолжительным. Усиление роли ареопага и внешняя политика аристократов, ориентирующаяся на союз с земледельческой Спартой, привело в конце 60-х годов к росту недовольства во всех слоях афинского общества. К числу недовольных, прежде всего, принадлежали граждане из четвертого разряда- фетов. Как уже упоминалось, развитие кораблестроения в Афинах и создание мощного флота, который строился и обслуживался главным образом гражданскими из этого разряда, превратили его в значительную политическую силу, противостоявшую консервативной знати и добивавшуюся демократизации афинского демократического строя. Проспартанская внешняя политика аристократии шла вразрез с интересами значительной части афинских рабовладельцев- владельцев ремесленных мастерских, судовладельцев, купцов- всех тех, кто был связан с мореплаванием и внешней торговлей. Но как говориться, ближайшей ее задачей в области внешней политики было расширение сферы своего политического и экономического влияния. Спарта с тревогой наблюдала за ростом афинского влияние, но, скованная борьбой с восставшими, не могла противодействовать Афинам. Только в 457 году до н. э. спартанцы, воспользовавшись незначительным предлогом, направили в Среднюю Грецию большое войско под командованием Никомеда. В Беотии на сторону Спарты ушли Фивы, где у власти стояли олигархи, а также и ряд других враждебно настроенных по отношению к Афинам городов. Но Афины с оружием в руках решили добыть себе господство в Средней Греции. Они мобилизовали ополчения, и. Получив вспомогательные отряды от своих союзников- Аргоса, Фессалии и некоторых городов Афинского морского союза, вторглись в Беотию. Война эта не принесла успеха Афинам. Они потерпели неудачу в битве при Танагре, но и противники их понесли такие большие потери, что отказались от наступления на Аттику отступили в Пелопоннес.

Воспользовавшись заключенным после битвы при Танагре перемирием, афиняне сумели быстро укрепиться и , разбив вражеское войско при Энофитах, восстановили свое влияние в беотийских городах. Верными спартанцам в Беотии остались лишь одни Фивы.

Таким образом, Афинам удалось добиться господства в Средней Греции. Более того, закончив военные действия у границ Аттики, афиняне напали и на сам Пелопоннес. Они опустошили в ряде пунктов спартанское побережье и завладели большим городом Трезеной. В это же время пала осажденная афинянами Эгина.

Для восстановления своего влияния в Восточном Средиземноморье Афины отправили к Кипру большой военно-морской флот во главе с испытанным флотоводцем престарелым Кимоном, сыном Мильтиада, который незадолго до этого был досрочно возвращен из изгнания. В 449 году до н. э. Кимон разгромил в морском бою близ Саламина персидский флот, но сам был ранен и вскоре умер. Блестящая победа афинян показала, что силы их, несмотря на прошлую неудачу, по-прежнему велики . Затянувшиеся Греко- персидские войны были официально закончены Калиевым миром в 449 году до н. э.

После заключения мира, Перикл в 448 году сделал новую попытку объединить как можно больше греческих городов вокруг Афин. Однако спартанцы, разгадав истинные намерения Перикла, воспрепятствовали созыву совещания и вскоре возобновили враждебные действия против афинян.

Перикл начал преобретать большое влияние после смерти Эфиальта. Перикл- являлся сыном Ксантипа. Свою деятельность он начал с участия в различных военных походах и только в конце 50-х годов до н. э. включился в политическую борьбу в Афинах, причем с самого начала он примкнул к демократической партии. "27.... Он впервые получил известность будучи молодым, когда обвинил Кимона при сдаче им отчета по должности стратега. Тогда государственный строй стал ещеболее демократичным. Перикл отнял некоторые права у ареопагов и особенно активно настаивал на развитии у государства морской силы... .. " (Аристотель, Афинская полития, 26-28).

" Интересы бедняков, - говорил Плутарх, - он поставил выше интересов немногих богачей " (Плутарх, Перикл, 7).

    Правление Перикла.

Перикл, сын Ксантиппа, происходил из богатого аристократического рода, а по матери был внучатым племянником Клисфена. Перикл был выдающимся политическим деятелем античности. Щедро одаренный природой, он был прекрасным оратором. Среди близких ему людей можно назвать наиболее выдающихся ученых, поэтов и художников того времени: Анагсагора- философа, приближавшегося по своим взглядам к материализму, Сократа, Софокла- автора трагедий, "отца истории" Геродота, жившего одно время в Афинах, скульптора Фидия. Влияние Перикла на народное собрание было огромно. Периклу приходилось участвовать в походах. И командовать большими соединениями: он был хорошим полководцем, хотя и не таким блестящим, как Кимон. ".... В начале, как сказано, соперничая со славой Кимона, он старался незаметно войти в доверие народа; но он уступал Кимону в богатстве и средствах, которыми тот привлекал на свою сторону бедных. Именно Кимон давал ежедневно обеды бедным и одежду более пожилым, в своих поместьях снимал заборы, чтобы желающие могли брать плоды. Действуя демагогическими приемами против всего этого, Перикл прибегал к раздаче казенных денег.... " (Плутарх, Перикл, 9). И в личной жизни Перикл показал себя передовым человеком, лишенным предрассудков своего времени. Он представлял не крайнюю левую часть морской (демократической) партии, а ее центр. Он действовал в интересах главным образом людей среднего состояния: зажиточных купцов, лавочников, ремесленников, передовых ремесленников, передовых земледельцев, пришедшим к интересным культурам, даже крестьян из тех, которые, оправивших от персидских разгромов, приспособили свое хозяйство к требованиям рынка и были заинтересованы во внешней торговле.

"Опираясь на свой престиж и ум , будучи, очевидно, неподкупнейшим из граждан, он свободно сдерживал народную массу, и не столько она руководила им сколько он ею. По имени это была демократия, на деле власть принадлежала первому гражданину " (Фукидид, 2, 65).

Все последующие мероприятия по демократическому преобразованию Афинского государства в 5 веке до н. э. связаны с именем Перикла. Его внутренняя политика являлась прямым продолжением и дальнейшим развитием начинаний Эфиальта. Важнейшим из этих мероприятий было введение системы оплат гражданам за отправления ими общественных должностей. Датировать введение оплат различных должностей не представляется возможным. Вознаграждение это выплачивалось посуточно. Присяжные заседатели получали два обола (несколько больше восьми копеек золотом), архонты- четыре обола. Члены совета пятисот получали пять оболов, а пританы- одну драхму. Оплата была невелика, меньше поденного заработка некоторых ремесленников (каменотес получал, например, одну драхму, т. е. шесть оболов в день), но при тогдашних ценах не казалась ничтожной. Вслед за этим была введена выплата казной небольшой суммы малоимущим гражданам, на приобретение театральных билетов. Выдача "зрелищных денег", теорикона по-гречески, обеспечивало участие в празднествах, сопровождавшихся театральным представлением, трудового афинского гражданства, что имело большое политическое значение. Кроме того, Перикл был инициатором больших общественных работ, которые также давали заработок безработным и нуждающимся, хотя это и не было непосредственной и единственной целью Перикла. На общественные работы затрачивались колоссальные для того времени суммы: постройка одного только парадного входа на Акрополь обошлась в 2012 талантов. Эти деньги в значительной части были выплачены художникам, мастерам, ремесленникам, каменотесам и подсобным рабочим. Все перечисленные выше мероприятия отвечали интересам разорившихся крестьян, фетов и ремесленников.

Уже в 457 году до н. э. впервые на должность архонта был избран зевгит; начали избирать на различные должности и фетов, другими словами , вознаграждение за несение государственных должностей дало возможность и неимущим гражданам использовать это право.

Также был изменен и порядок избрания на высшие должности: теперь не избирали должностных лиц голосованием; почти все должностные лица замещались по жребию. Только на те должности, которые требовали специальных знаний, а именно стратегов, казначеев и др. - по- прежнему избирали голосованием. Далее была введена плата членам совета пятисот, архонтам, членам некоторых комиссий и лицам, посылаемым для управления владениями Афин за пределами Аттики. Система оплаты распространилась и на граждан несших военную службу в ополчении, в гарнизонах и во флоте. Было установлено жалование солдатам, матросам и командирам. Гребец, например, получал одну драхму в сутки. Командирам платили вдвое и втрое больше. Все эти нововведения вызывали злобные протесты противников демократов. Они обвиняли Перикла в намерении введением оплаты должностных лиц подкупить народ и приобрести еще большую популярность, "нравственно разложить народ" ( Аристотель, Афинская полития, 27). Резкое выступление врагов демократии понятно, если принять во внимание, что оплата государственных должностей создало возможность рядовым гражданам принимать участие в общественных делах и действительно воспользоваться теми правами, которые давало афинское гражданство.

В результате проведенных Периклом мероприятий в Афинах окончательно сложилось то демократическое устройство, которое было наиболее передовой формой государственного строя в условиях рабовладельческого общества. Описание этого строя мы находим в "Афинской политии" Аристотеля. Он описывает современный ему государственный строй Афин. В государственном строе Афин 5 века до н. э. сохранились все основные принципы старой клисфеновской организации, но они получили свое дальнейшее развитие.

Наряду с новыми государственными органами, в Афинах продолжал существовать ареопаг и по- старому ежегодно избирались девять архонтов.

Таков был государственный строй Афин в классический период. Фукидид устами Перикла характеризует его так: "Наш государственный строй не подражает чужим учреждениям; мы сами скорее служим образцом для некоторых, чем подражаем других. Называется этот строй демократическим, потому что он зиждется не на меньшинстве, а на большинстве их. По отношению к частным лицам законы наши предоставляют равноправие для всех; что же касается политического знания , то у нас в государственной жизни каждый им пользуется предпочтительно перед другими не в силу того, что его поддерживает та или другая политическая партия, но в зависимости от его доблести , стяжающей ему добрую славу в том или другом деле; равным образом скромность званий не служит бедняку препятствием в деятельности, если только он может оказать какую-либо услугу государству. Мы живем свободной политической жизнью в государстве и не страдаем подозрительностью во взаимных отношениях повседневной жизни; мы не раздражаемся, если кто делает что-либо в свое удовольствие, и не показываем при этом досады хотя и безвредной, но все же удручающей другого. Свободные от всякого принуждения в частной жизни, мы в общественных отношениях не нарушаем законов больше всего из страха перед ними и повинуемся лицам, облеченным властью в данное время, в особенности прислушиваемся ко всем тем законам , которые существуют на пользу обиженным и которые, будучи не писаными, влекут общепризнанный позор" (Фукидид, История, 2, 37, 1).

Внешняя политика Афин не исчерпалась только стремлением достичь политического преобладания в материковой Греции; Перикл добивался расширения афинской гегемонии и в Афинском морском союзе. Великодержавная политика Афин по отношению к своим союзникам способствовала постепенному превращению Делосской симмахии в Афинскую Архэ - военно-политический союз городов под гегемонией Афин, в котором союзные города фактически оказались на положении афинских подданных.

Несмотря на тяжесть афинского господства, принадлежность к афинской Архэ давало городам ряд преимуществ. Господство афинян на море обеспечило безопасность морского плавания и морской торговли и облегчало сношения между остальными городами.

Но выгоды союза не могли приостановить роста недовольства проводимой Афинами политики, как и стремление городов восстановить свою независимость. Нередко недовольства выливались в открытые восстания против Афин. Афины обычно сравнительно легко подавляли восстания с помощью флота. Восставший город лишался своих стен, платил контрибуцию. Часто сюда вводился афинский гарнизон и отторгалась часть земли под афинскую клерухию.

Крупнейшим восстанием против Афин было восстание 440- 439 годов до н. э. Оно началось в Самосе и, почти одновременно, в Византии и вызвало отпадение карийских и некоторых малоазийских городов. Афинский флот, посланный на подавление восстания, был разбит у Самоса. Положение было настолько серьезное, что сам Перикл возглавил новую экспедицию против восставших. Самосцы оказали упорное сопротивление. Только после восьмимесячной осады они сложили оружие и сдались на милость победителя. Самосцы были лишены флота, городские укрепления были срыты, а граждане заплатили Афинам большую конребецию. Широкая внешняя политика Перикла была выгодна не только рабовладельческой верхушке афинского общества. Она соответствовала и интересам широких кругов рядового гражданства. Дело в том , что широкое применение рабского труда и развитие товарно-денежных отношений привело к значительному расслоению афинского гражданства, начался процесс обеднения рядовых граждан, возросла земельная нужда. Великодержавная политика Афин доставляла в виде фороса, торговых пошлин, штрафов и конфискаций, наряду с другими доходами, огромные средства, которые дали возможность Периклу развить интенсивное строительство в Афинах, на котором, как уже упоминалось, были заняты и зарабатывали массы народа. Господство Афин над союзниками позволяло им продолжать вводить на землю союзных городов своих клерухов. Выведение клерухии в известной мере разрешало те социальные противоречия, которые накапливались в афинском обществе. Однако в 30-е года 5 века до н. э. оппозиционные настроения в Афинах усилились. Они привели к ряду судебных процессов, возбужденных против родственников и друзей Перикла. Видимо, против самого Перикла его противники еще не осмелились в это время выступить. Жена Перикла была обвинена в богохульстве и ее оправдали только вследствие униженных просьб самого Перикла. Отражение политической борьбы 30-х годов мы находим в ранних трагедиях Еврипида.

Оппозиционные настроения внутри самой демократии ускорили военное столкновение Афинской Архэ с Пелопоннесским союзом.

" 28. Пока Перикл стоял во главе народа, государственные дела шли сравнительно хорошо; когда же он умер, они пошли значительно хуже. Тогда впервые народ взял себе в качестве простата человека, не пользовавшегося уважением среди порядочных людей, между тем как в прежнее время демагогами всегда бывали люди достойные" (Аристотель. Афинская полития, 26- 28).

Социально-политическая борьба в Афинах во время Пелопоннесской войны.

Исключительную роль в качестве стимулятора всех этих исподволь развивавшихся, крайне опасных для полиса процессов сыграла Пелопоннесская война (431-404 гг. до н. э. ).

Война эта явилась крупнейшим столкновением не только двух наиболее значительных полисов - Афин и Спарты, но и двух важнейших политических и социальных систем Афинской архэ (державы) с Пелопоннесскою лигой, демократии с олигархией. Глобальный этот конфликт, затянувшийся на долгие годы, резко и непоправимо нарушил равновесие межгражданской и межполисной жизни и уже современниками был воспринят как событие катастрофического характера, как небывалое бедствие, имевшее роковые последствия для всех эллинов, для всей существовавшей тогда системы отношений. Так именно характеризует Пелопоннескую войну ее историк, сам бывший очевидцем и участником описываемых им событий, афинянин Фукидид. Характеристику эту, выразительную и верную по существу, легшую в основу всех последующих оценок Пелопоннеской войны, стоит привести целиком. "Из прежних событий, - пишет Фукидид, - самое важное - Персидские войны. Тем не менее и они решены были быстро двумя морскими и двумя сухопутными сражениями. Напротив, эта война затянулась надолго, и за время ее Эллада испытала столько бедствий, сколько не испытывала раньше в равный промежуток времени. Действительно, никогда не было взято и разорено столько городов частью варварами, частью самими воюющими сторонами (в некоторых городах после завоевания их переменилось даже население), не было столько изгнаний и смертоубийств, вызванных или самою войной, или междоусобицами. Что рассказывается о прошлом на основании преданий и на деле подтверждается слишком редко, то стало теперь несомненным: землетрясения, охватившие разом и с ужасной силою огромную часть земли, солнечные затмения, случавшиеся чаще сравнительно с тем, как передают по памяти о прежних временах, потом засухи и как их следствие, жестокий голод, наконец, заразная болезнь, причинившая величайшие беды и унесшая немало людей. Все это обрушилось зараз вместе с этой войной". (Фукидид, 1, 23, 1-3).

Присмотримся внимательнее к тому воздействию, которое эта война оказала на жизнь полисных греков. Сделать это необходимо, чтобы представить себе, хотя бы в главных чертах характер той эпохи, когда в полную силу развернулась деятельность софистов, а затем - и в противовес ей - Сократа и его школы. Прослеживая шаг за шагом развитие кризисных явлений в древнегреческом обществе сначала в период самой Персидской войны, а затем и в ближайшие за нею десятилетия 4 в. до н. э. , мы тем самым приблизимся к пониманию тех объективных импульсов, которые возбуждали движение греческой теоретической мысли, снабжали ее актуальными темами и указывали возможное направление их разработки. При этом как для времени Пелопоннесской войны, так и для последующего периода будем держаться одного плана - того, которому мы уже следовали при рассмотрении интересующих нас тенденций в эпоху Пятидесятилетия: начнем с основы основ - с области социальной, затем перейдем к проблемам политическим, а завершим все обзором перемен в сфере идеологии.

Итак, прежде всего война резко нарушила и без того достаточно зыбкое равновесие в социальной структуре полиса. Война дала резкий толчок развитию крупного ремесленного производства. Недаром первое по времени упоминание в источниках о крупной рабовладельческой мастерской, и притом именно специализировавшейся на производстве оружия, связано с периодом Пелопоннесской войны. Это - хорошо известный рассказ Лисия о том, как в конце войны, во время свирепствовавшего в Афинах олигархического террора, у него и его брата Полемарха- богатых афинских переселенцев сицилийского происхождения- была конфискована наряду с прочим имуществом большая оружейная мастерская с уже изготовленными 700 щитами и всеми работавшими на ней рабами (Лисий, 12, 8 , 12, 19).

Надо думать, что развитие такого рода производства, в свою очередь, сильнейшим образом стимулировало рос торговых и кредитных операций. В этой связи надо отметить значение и того немаловажного фактора, как введение в обращение долговременных государственных накоплений, ранее отложенных в качестве сокровищ.

Способствую обогащению одной части общества и разорению и обнищанию, и притом гораздо большей, война, таким образом, сильно ускорила процесс социальной дифференциации, что в конечном счете должно было поставить под вопрос сложившуюся, жизненно важную для полиса систему внутреннего равновесия. Во всяком случае, все больше сомнений должна была вызывать, способность массы беднеющего народа и впредь нести службу в гражданском ополчении, и стало быть, и далее играть активного члена полисного содружества. Ведь из действительного гаранта традиционной полисной системы эта масса стала превращаться в тягостное для государство бремя. Так или иначе, углубление имущественной и социальной дифференциации в гражданском обществе вело к обострению внутренней обстановки в каждом отдельном полисе, нарастанию напряженности в отношениях между бедными и богатыми гражданами, на практике также между народом и правительством. Это был вдвойне опасный процесс, поскольку конфликты в гражданской среде развивались перед лицом огромной в сравнении с числом граждан массы рабов. Между тем эти последние именно теперь стали представлять особую опасность для полиса. С одной стороны, сама ситуация военного времени должна была развязывать и поощрять опасную для гражданского общества активность рабов, предоставляя им возможности для бегства к неприятелю, вовлекая их в участившиеся внутренние смуты и тому подобное. С другой- изменились и сами рабы, ибо прекращение наступления на варварскую периферию и обострение межэллинского антагонизма поощрили практику обращения в рабов военнопленных- греков. Для примера сошлемся на случай, о котором упоминается в "Греческой истории" Ксенофонта (1, 6, 14-15): в 406 году до н. э. , после взятия спартанцами города Мефимны на Лесбосе, с аукциона были проданы не только те, кто и раньше был рабом, но и все взятые в плен, воины афинского гарнизона. Понятно, какие опасные последствия могла заключать в себе такая практика для традиционного полисного строя, основанного на классически ясном и четком противопоставлении свободным- эллинов рабам-варварам.

История Пелопоннесской войны насыщена социальными конфликтами до предела. Собственно военные столкновения между двумя противными лагерями- афинским и спартанским - непрерывно чередуются и тесно переплетаются здесь развязанными войною внутренними смутами. Одно сплошь и рядом переходит в другое, и это придает исключительную глубину затянувшемуся на треть века межэллинскому столкновению. Одним из первых и вместе с тем наиболее ярких примеров таких спровоцированных войною внутренних раздоров могут служить события на Керкире в 427 году до н. э. Соперничающие группировки демократов и олигархов, опиравшихся соответственно на поддержку Афин и Спарты, дошли здесь до открытой гражданской междоусобицы, устрашившей современников своим размахом и жестокостью (см. : Фукидид, 3, 69слл).

Последствия таких общих социально-политических потрясений должны были самым отрицательным образом сказаться на государственной жизни. На самом деле, на долю полисного государства - этой старой, но хрупкой политической миниатюры - в последней трети 5 века до н. э. выпали тяжкие испытания. С одной стороны, затянувшаяся на долгие годы обще-греческая война, сама по себе надорвавшая военные и финансовые силы полиса. С другой- внутриполитические осложнения, вызванные растущими претензиями гражданской массы на вспомоществование со стороны государства и параллельно возросшая эгоизмом состоятельной верхушки, обострившимися ввиду этого противоречиями в гражданской среде, наконец, пробуждением политической активности бесправных и эксплуатируемых слоев населения.

    Заключение.

На самом деле, пора высшего расцвета в Древней Греции полисной цивилизации эпоха так называемого Пятидесятилетия, т. е. время от решающей победы греков в борьбе с персами и до начала междоусобной Пелопоннесской войны ( 479- 431 гг. до н. э. ), совпадает с началом развития и таких тенденций, которые скоро должны были подточить самый фундамент этой цивилизации. Скажем яснее: Греко персидские войны, в ходе которых полисный строй столь убедительно продемонстрировал свои преимущества перед восточной деспотией, резко стимулировали общественный прогресс, и в этом прогрессе и были заложены исторические основания кризиса полиса.

Прежде всего войны сильно ускорили внутреннее развитие греческих общин, как социальное , так и политическое. Открыв пред греческими городами новые возможности для сбыта своей продукции и для приобретения сырья и рабочей силы, война оплодотворила греческое ремесло и торговлю, равно как и некоторые товарные отрасли земледелия ( производство вина и масла), всюду стимулируя рост крупного, рабовладельческого хозяйства. К этому времени относится возникновение крупных состояний в Элладе, как об этом можно судить на примере афинянина Каллия, разбогатевшего за счет добычи, взятой у персов при Марафоне. Однако, содействуя росту богатства, развязывая конкуренцию и как следствие содействует поляризации собственности, война ускорила естественный процесс социальной дифференциации, что было чревато опасными последствиями для гражданского общества. Конечно, такое полисное государство, как Афины. Могло до поры до времени сглаживать острые углы , с одной стороны, энергично побуждая богачей к несению литургий, а с другой стороны, и еще более, в видах помощи беднякам организуя вывод военно- земледельческих колоний, развивая строительство, вводя дополнительные денежные раздачи. Однако Афины были полисом - гегемоном, руководителем обширной политической системы- Афинского морского союза.

Наряду с социальными в ту же пору обозначились и важные политические сдвиги. Активная внешняя политика, связанная с продолжающейся борьбой с варварами или с обозначившимся уже соперничеством из-за гегемонии в Элладе, способствовала длительному сохранению у кормила правления одних и тех же авторитетных политиков, а в отдельных случаях и превращения их в единоличных вождей. Правда, во всех таких случаях гражданский коллектив , пользуясь у установлениями типа афинского остракизма или как-нибудь иначе , мог пресечь и действительно пресекал слишком авторитетные тенденции. Тем не менее временами эти тенденции принимали достаточно яркое выражение, так что, к примеру, уже современники Перикла задавались вопросом: чем собственно , было его правление в Афинах демократией или монархией ?

С другой стороны в ту же славную для полиса эпоху явственно проступили признаки начавшегося его преодоления и вовне. Развивающиеся между греческими городами все более оживленные торговые сношения подрывали устои автаркичного существования, между тем как крупнейшие соответственно политические связи, приведшие к созданию такого сравнительно развитого и устойчивого единства, как Афинский морской союз , поставили под вопрос возможность сохранения целым рядом полисов своей автономии.

Параллельно со всем этим шло наступление на полисную идеологию. Не софисты- они выступили позднее, - а практические деятели раннеклассического времени, вроде Фемистокла в Афинах или Павсания в Спарте, были теми, кто первыми высказали пренебрежение к таким классическим полисным нормам, как верность отеческим установлениям и враждебность всему чужеземному. Пример таких деятелей и стимулировал развитие аполитических настроений, поощрил индивидуалистические и космополитические наклонности античных суперменов и в конечном счете способствовал формированию соответствующих софистических доктрин , например, о праве сильного от природы на власть. Впрочем, не только отдельные личности, но и целые государства, и в первую очередь Афины и Спарта, своею великодержавною , империалистическою политикой в самой Элладе способствовали разложению, казалось бы, устоявшихся навеки норм полисной морали и полисной идеологии. До известной степени верно будет сказать, что эти государства сами вызвали к жизни те опасные, разрушительные течения, с которыми им пришлось вести борьбу на рубеже 5- 4 веков.

    Список источников и литературы:
    1. Аристотель. Афинская полития. Москва, 1937.

2. Хрестоматия по истории древней Греции. М. ,1964г. с. 27- 32. 3. Э. Д. Фролов. Огни Диоскуров. Ленинградский университет, 1984. 4. Э. Д. Фролов. Греческие тираны. Ленинградский университет, 1972. 5. Аристотель. Афинская полития. Москва, 1937.

6. Э. Д. Фролов. Социально- политическая борьба в Афинах в конце 5 в. до н. э. Ленинград, 1984.

7. Под ред. Дьяконова. История древнего мира. Изд. 2-е. , Москва, 1962г.

    -------------------------------------------
    Author: Potapova Natalia Evgenuevna. |
    Tape-man: Potapova Natalia Evgenuevna. |
    Copyright Potapova Natalia Evgenuevna 1999. |
    ALL RIGHTS RESERVED! !! . |
    -------------------------------------------


© 2007
Использовании материалов
запрещено.