РУБРИКИ |
Сравнительная характеристика тоталитарных систем Восточной Европы - (диплом) |
РЕКЛАМА |
|
Сравнительная характеристика тоталитарных систем Восточной Европы - (диплом)p>Таким образом в СССР утвердилась командно-мобилизационная хозяйственная модель, которая стала экономической основой тоталитарного режима.Социалистическое преобразование сельского хозяйства в Венгрии осуществлялось в условиях частной собственности на землю, что и составляло его своеобразие и отличало от коллективизации в СССР. В 1950 год народная Венгрия вступила под знаком начала выполнения пятилетнего плана развития народного хозяйства. Главные задачи пятилетнего плана состояли в следующем: ускорение индустриализации Венгрии, в первую очередь, развитие тяжелой промышленности и машиностроения как решающей предпосылки развития легкой промышленности, механизации сельского хозяйства и модернизации транспорта; ликвидация отсталости сельского хозяйства, повышение его продуктивности для обеспечения населения продуктами, а развивающейся промышленности–сырьем; повышение жизненного уровня народа; подготовка новых кадров из рабочих и крестьян для руководства государственной, экономической и культурной работой; укрепление армии и оборонной мощи страны в соответствии с мирным договором; преобразование Венгрии из аграрно-индустриального государства в индустриально-аграрное, в экономике которого решающую роль играла бы промышленность и одновременно имелось бы развитое сельское хозяйство. Предполагалось, что к концу пятилетки объем промышленного производства в стоимостном выражении достигнет 186, 4% от уровня 1949 г. (в тяжелой промышленности– 204, 3%, в легкой – 172, 9%), а сельскохозяйственной продукции – соответственно – 142, 2% [39 История Венгрии. Указ. соч. , т. 3, с. 230. ]. За годы пятилетки намечалось повысить производительность труда в промышленности в полтора раза, снизив себестоимость на 25%. Национальный доход в последнем году пятилетки должен был составить 163% национального дохода 1949 г. При этом планировалось, что доля промышленности в образовании национального дохода повысится с 49, 7 до 58, 7%, что и должно было отразить превращение Венгрии в индустриально-аграрную страну [40 Краткая история Венгрии. Указ. соч. , с. 233. ]. Составители первого пятилетнего плана недооценивали значение развития сельского хозяйства страны, не принимали во внимание тот факт, что ликвидация отставания сельскохозяйственного производства по сравнению с остальными отраслями народного хозяйства составляла важнейшее условие подъема всей экономики. В процессе разработки и утверждения плана капиталовложения, выделяемые на развитие сельского хозяйства, непрерывно уменьшались ив первом году пятилетки составили 9, 8% от общей суммы капиталовложений вместо первоначально намечавшихся 20%. В результате в 1950 г. капиталовложения в сельское хозяйство оказались на 40 млн. форинтов меньше, чем в 1949 г [41 Там же. с. 240. ]. Между тем общая сумма капиталовложений в 1950 г. была больше, чем в предыдущем году, а потребность в развитии сельского хозяйства– не меньшая. В декабре 1950 г. трудящиеся Венгрии завершили первый год пятилетки. Согласно сообщению Центрального статистического управления ВНР, фабрично-заводская промышленность в целом выполнила годовой план на 109, 6%, в том числе тяжелая– на 110, 5%, легкая –на 108, 8%. В сравнении с 1949 г. выпуск продукции фабрично-заводской промышленности возрос в 1950 г. на 35, 1%. Строительство выполнило производственный план на 130, 7%. Определенный прогресс наблюдался и в сельском хозяйстве. Урожай хлебных культур был на 9, 2% выше, чем в предшествующем году [42Социально-политические и социокультурные предпосылки перехода к социализму. Указ. соч. , с. 160-161. ]. Больше было собрано также сахарной свеклы и кукурузы. Однако урожай картофеля и кормовых культур вследствие неблагоприятной погоды не достиг уровня 1949 г. Продолжалась механизация сельского хозяйства. Тракторный парк госхозов и МТС увеличился за год на 4468 машин. На 19, 7% увеличилась площадь орошаемых земель. В животноводстве дела обстояли хуже. Рост поголовья скота не достиг темпов предыдущего года. Более того, во второй половине 1950 г. из-за плохого урожая кормовых, вызванного засухой, поголовье крупного рогатого скота и свиней стало уменьшаться. На 22, 9%, в сравнении с 4949 г. , вырос грузооборот на транспорте, что составило 40% увеличения, предусмотренного всем пятилетним планом [43Социально-политические и социокультурные предпосылки перехода к социализму. Указ. соч. , с. 164. ]. В 1950 г. плановые наметки по всем видам капиталовложений, увеличенные в течение года, были выполнены на 112, 5%. Завершение первого года пятилетки ознаменовалось определенными успехами в социальной и культурной областях. Реальный доход, приходившийся на каждого рабочего и служащего, повысился в среднем на 2, 8%. В начале 1950/51 учебного года число учащихся начальных и средних школ, техникумов, ремесленных школ и высших учебных заведений на 3, 4% превышало уровень 1949 г. и на 15, 8%–уровень 1938 г. Превысилось плановое число сданных в эксплуатацию амбулаторий, больничных коек, детских яслей, садов. В 1950 г. рождаемость в стране возросла, по сравнению с 1938 г. , на 5%, а смертность снизилась на 12, 5%. Национальный доход в 1950 г. на 20% превысил национальный доход 1949 г. , что составило примерно треть повышения, запланированного на конец пятилетки. Доля национального дохода, произведенного социалистическим сектором, возросла за 1950 г. с 53, 8 до 70% [44 Авдаков Ю. К. Экономическая история социалистических стран. М. , 1988. С. 345. ]. Однако в экономическом развитии Венгрии имели место существенные недостатки и трудности. В результате нерационального планирования весьма отчетливо обозначились диспропорции в развитии различных отраслей экономики, равно как и несоразмерности внутри отраслей. Так, сложилось непропорциональное соотношение в тяжелой промышленности между обрабатывающей промышленностью и производством электроэнергии, топлива и первичных материалов. Если продукция тяжелой промышленности в целом увеличилась в сравнении с 1949 г. на 36, 4%, а продукция тяжелого машиностроения– на 46, 5%, то угледобыча возросла лишь на 13%, выплавка чугуна – на 12, 6%, стали – на 20, 4%, производство электроэнергии – на 20, 7% [45 Там же. с. 350. ]. Добыча нефти не только не увеличилась, но пошла на убыль. По-прежнему очень высока была себестоимость производимой продукции. Большинство строительных предприятий продолжало оставаться убыточными. Прирост промышленной продукции явился прежде всего результатом увеличения числа рабочих. В то время как общая стоимость продукции всей государственной промышленности возросла за год на 28%, стоимость продукции, приходящаяся на одного рабочего, увеличилась только на 12% [46 Там же. с. 353. ]. Предложенные госпланом чрезмерные темпы привели к тому, что на ряде предприятий горнорудной промышленности добыча угля и производство сырья стали вестись бесхозяйственно, а иногда просто расточительно. Далеко отставало от потребностей народного хозяйства производство электроэнергии. 27 –28 июня 1953 г. состоялся расширенный пленум Центрального комитета ВПТ, на котором было рассмотрено политическое и экономическое положение страны. Пленум отметил, что партийное руководство и правительство не учли экономических возможностей страны и намечали задачи, для осуществления которых в то время в Венгрии не было условий. Он предложил уделить больше внимания легкой и пищевой промышленности, снизив темп развития тяжелой индустрии, добиться быстрого увеличения продукции сельского хозяйства. Пленум рекомендовал не форсировать численный рост производственных кооперативов и сделать акцент на организационно-хозяйственном укреплении социалистических хозяйств. Подчеркивалась необходимость подчинения всей хозяйственной деятельности повышению жизненного уровня населения, реальные заработки которого к тому времени имели тенденцию к снижению, ускорить жилищное строительство [47 Хрестоматия по новейшей истории. Указ. соч. , т. 3, с. 238. ]. В 1959-60 г. , число членов производственных кооперативов увеличилось еще на 380 тыс. ; коллективным хозяйствам принадлежали уже 56% пахотных земель. Народное хозяйство ВНР к началу 1958 г. характеризовалось тем, что наряду с социалистической промышленностью, транспортом, торговлей в сельском хозяйстве преобладал частнособственнический сектор ( общественный сектор составлял в этой отрасли всего 10%) [48 Авдаков Ю. К. Указ. соч. , с. 354]. В 1958 г. производственные кооперативы в стране располагали в среднем всего 438 хольдами сельскохозяйственных угодий каждый, к лету 1959 г. – 987, а к концу марта 1960 г. –уже 1463 хольдами, в том числе средний размер пахотных земель равнялся соответственно 355, 759 и 1118 хольдам [49 Там же. С. 357. ]. Создание крупных производственных кооперативов в целом было положительным явлением, так как позволяло полнее использовать возможности увеличения товарного производства. Зимой 1960-61 г. начался последний, завершающий этап кооперирования сельского хозяйства. В ходе его к марту 1961 г. в производственные кооперативы вступили еще 340 тыс. крестьян. Коллективные хозяйства стали владеть более чем 76% всех пахотных земель в стране [50 История Венгрии. Указ. соч. , т. 3, с. 250. ]. Следует отметить, что идея коллективного труда настолько овладела умами венгерских крестьян, что на третьем этапе кооперирования вопрос о том, вступать или не вступать в производственные кооперативы, как правило, уже не дискутировался. Речь шла в основном об условиях работы и оплаты труда в кооперативах, о выборах руководящих органов и прежде всего председателей правлений, о земельной ренте, порядке и масштабе обобществления сельскохозяйственного инвентаря, скота и другого имущества, о пенсионном обеспечении, трудоустройстве членов семей и т. д. В 1960 г. , например, урожайность зерновых в кооперативах была выше, чем в крестьянских единоличных хозяйствах на 20 – 30%, пропашных культур – на 10 – 15% [51 Там же. с. 256. ]. Урожайность в госхозах была еще выше. Таким образом, переход широких масс крестьян-единоличников на путь кооперирования практически был завершен в начале 1961 г. Ход и итоги кооперирования сельского хозяйства Венгрии показывает следующая таблица [52 Авдаков Ю. К. Указ. соч. , с. 363. ]: Если в Венгрии кооперирование к концу 1949 г. достигло значительных успехов, то в СССР сложилась иная ситуация. Коллективизация и раскулачивание начатые в конце 1929 г. , не привели к ожидаемым результатам, а наоборот усугубили положение. Наряду со структурными сдвигами в экономике, обусловленными преимущественным развитием отраслей военно-промышленного комплекса, в СССР существенно изменилось размещение промышленной базы. В результате эвакуации на востоке страны был создан новый промышленный комплекс, его основу составили оборонные предприятия, что предопределило в будущем роль этого региона в размещении и развитии ВПК. На послевоенное развитие советской экономики сильное давление оказывал международный политический аспект. Обретение статуса великой державы и неизбежное в этом случае противоборство с США, поставили отечественный военно-промышленный комплекс в исключительное положение. Включившись в соревнование с США, Советский Союз вынужден был тратить огромные средства на осуществление атомного проекта, а впоследствии на программу освоения космоса. В 1945 г. валовая продукция промышленности составила 92% к уровню довоенного 1940 г. , причем в ВПК - 112%, а в сельском хозяйстве - лишь 59% [53Сборник документов по истории СССР: эпоха социализма. Под ред. Дробижева В. З. М. , 1989. С. 54. ]. В 1945 г. сложная ситуация была не только в городе, но и в деревне. Все население колхозов к концу 1945 г. уменьшилось на 15% по сравнению с 1940 г. , а число трудоспособных - на 32, 5%. Засуха 1946 г. породила голод и массовую смертность населения. С 1947 по 1954 г. было проведено семь снижений розничных цен [54 Д. Боффа. Указ. соч. , т. 2, с. 430 ]. На сессии Верховного Совета СССР состоявшейся в августе 1953 г. был принят новый закон "О сельскохозяйственном налоге", представлявший собой коренную реформу системы налогообложения, действовавшую с 1930 г. "Верховный совет Союза Советских Социалистических Республик постановляет: Установить с 1 июля 1953 г. обложение сельскохозяйственным налогом хозяйств колхозников по твердым ставкам с одной сотой гектара приусадебной земли, находящейся в личном пользовании колхозного двора, независимо от размера общей суммы доходов хозяйств колхозников, получаемых ими от личного хозяйства, предусмотрев значительное уменьшение сельскохозяйственного налога. Статья 1. Сельскохозяйственный налог уплачивают: а)хозяйства колхозников - членов сельскохозяйственных артелей, смешанных промысловых сельскохозяйственных артелей (промколхозов) и рыболовецких артелей; б) единоличные крестьянские хозяйства и хозяйства и хозяйства других граждан, не состоящих членами колхозов, которым отведены земельные участки в сельской местности, подчиненной в административном отношении сельским Советам" [55 Сборник законов СССР 1938-1975. Указ. соч. , т. 4, с. 536. ]. За годы 4-й пятилетки (1946-1950 гг. ) было восстановлено и вновь построено 6200 предприятий. В 1950 г. промышленное производство превысило довоенные показатели на 73% [56 Авдаков Ю. К. Указ. соч. , с. 375. ]. Курс на дальнейшее "закручивание гаек" в экономике получил теоретическое обоснование в опубликованной в 1952 г. сталинской работе"Экономические проблемы социализма в СССР". В ней он отстаивал идеи преимущественного развития тяжелой промышленности, ускорения полного огосударствления собственности форм организации труда в сельском хозяйстве, выступал против любых попыток реанимации рыночных отношений [57 КПСС в резолюциях и решениях .... Указ. соч. , т. 3, с. 75. ]. 6 марта 1953 г. было принято постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР " Об уставе сельскохозяйственной артели и дальнейшем развитии инициативы колхозников в организации колхозного производства и управлении делами артели". Этим постановлением запрещалось увеличивать размер усадебного участка колхозников за счет общественных земель и даже рекомендовалось сокращать его. Здесь же был закреплен принцип ограничения количества скота, находящегося в личной собственности колхозников, "с учетом местных условий". Следующим шагом на пути ограничения личной собственности крестьян стало принятие в 1961 г. новой Программы партии (личные хозяйства казались досадным "пережитком капитализма" и должны были исчезнуть, по крайней мере, в течение отведенных 20 лет) [58 Там же. С. 84. ]. За 1953-1958 гг. прирост сельскохозяйственной продукции в СССР составил 34% по сравнению с предыдущей пятилеткой. Однако с конца 50-х гг. , экономические стимулы начинают вытесняться голым административным принуждением. В 1959 г. началась реорганизация МТС, в ходе которой колхозы, чтобы не остаться без техники, были вынуждены выкупать ее в течении однлого года, за высокую цену. Таким образом, советское государство сумело за один год компенсировать почти все свои расходы предыдущих лет на развитие сельского хозяйства. Кризис сельского хозяйства привел к первым за долгие годы массовым закупкам зерна за границей (в 1962 было импортировано 12 млн. т. ) Ситуация в сельском хозяйстве начала 60-х гг. вновь показала, что ориентированные на изъятие сельхозпродукции у производителя принципы организации сельского производства делали невозможным ее расширенное производство. В начале 60-х гг. быстрыми темпами развивалось машиностроение, промышленность стройматериалов, металлообработка, химия, нефтехимия, электроэнергетика (за 1950-1965 гг. объемы их производства выросли почти в 5 раз). В целом среднегодовые темпы прироста промышленного производства в СССР превышали 10% [59 Д. Боффа. Указ. соч. , т. 2, с. 449. ]. Обеспечивалось это исключительно благодаря жестким методам командной экономики. Однако в целом промышленность продолжала развиваться по привычному рутинному пути, не за счет интенсификации имеющихся мощностей, а за счет строительства тысяч новых предприятий. К концу 50- началу 60-х гг. мы можем говорить о построении в СССР основ индустриального общества. Переход же к последующей стадии развития при сохранении существовавшего хозяйственного механизма был невозможен. По-иному обстояли дела в Венгрии. С приходом к власти Я. Кадара в промышленности и сельском хозяйстве были проведены серьезные изменения. Учитывая относительную бедность страны полезными ископаемыми, промышленным сырьем, энергетическими ресурсами и наличие сравнительно больших ресурсов рабочей силы, правительство страны приняло решение всемерно развивать трудоемкие отрасли промышленного производства. Именно с этим было связано увеличение производства отрасли приборостроения в течение трех лет (1958-1960) на 62%, а промышленности техники связи на 72%. Объем промышленного производства за эти же годы увеличился на 40% (т. е. на 18% превысил цифру плана), а национальный доход на 20%. Удельный вес социалистического сектора промышленности составил 98% [60 Авдаков Ю. К. Указ. соч. , с. 380. ]. Доля тяжелой промышленности в индустриальном производстве превысила две трети. В социалистической промышленности Венгрии было занято более 1300 тыс. человек (на 17% больше, чем в начале трехлетки). 45% прироста продукции народное хозяйство достигло за счет роста производительности труда [61 История Венгрии. Указ. соч. , т. 3, с. 265. ]. За годы трехлетки осуществлено строительство двух электростанций - в Пече и Тисапалконье, химкомбината в Боршоде и других предприятий. В сельском хозяйстве также, продолжались преобразования, одновременно там удалось повысить уровень производства. Уже к 1960 г. в стране сформировались такие промышленные центры, как Айка (электроэнергетическая, стекольная и алюминиевая промышленность), Казинцбарцика (электроэнергетическая и химическая), Дунауйварош (черная металлургия) и др. Особое внимание уделялось развитию сырьевой и энергетической базы страны. В плане тех лет намечалось изменить баланс твердого и жидкого топлива в пользу последнего. Это способствовало развитию добычи нефти (намечалось увеличить ее с 1, 2 млн. до 2, 2 млн. т, т. е. более чем на 80% ) [62 История Венгрии. Указ. соч. , т. 3, с. 270. ]. В то же время, как выяснилось позже, необоснованно не уделялось достаточного внимания добыче угля. Меры по повышению производительности труда (за его счет намечалось на 70% увеличить прирост промышленной продукции) призваны были способствовать ликвидации относительного отставания Венгрии от развитых капиталистических и некоторых социалистических стран по уровню развития промышленности. В 1962 г. число занятых в промышленности достигло 1427 тыс. человек, вдвое превысив довоенную численность рабочих. В 1957-1962 гг. произошли существенные перемены и в венгерском селе. Сельское хозяйство, в котором в 1962 г. была занята треть населения страны, а в 1949 г. 52, 9%, давало примерно четверть всего национального совокупного продукта, хотя в связи с индустриализацией наметилась тенденция сокращения его доли в национальном доходе (с 28% в 1957 г. до 24% в 1960 г. ) [63 Там же. с. 273 ] Во втором 5-летнем плане Венгрии (1961-1965) было уделено большое внимание решению зерновой проблемы. В связи с сокращением посевных площадей по сравнению с 1938 г. более чем на треть и несмотря на некоторое увеличение урожайности с гектара (пшеницы с 13, 7 до 14, 8 ц. ) валовые сборы хлебного зерна сократились за этот период с 2, 9 млн. до 2, 1 млн. т. [64 Там же. ]В результате Венгрия из экспортера превратилась в импортера зерна. Ставилась задача восстановить самообеспечение путем осуществления ряда крупных мер по повышению культуры земледелия (внесение удобрений, мелиорация, увеличение поливных площадей в 5 раз), повышению урожайности и расширению посевных площадей. Причем все это намечалось осуществить при проведении большой организационной работы по переводу сельского хозяйства на социалистические рельсы. Ведь к концу 1958 г. производственное кооперирование там еще не достигло уровня 1952 г. Положительно сказались на решении крестьян-единоличников вступить на путь коллективного ведения хозяйства и ряд экономических мероприятий правительства. Отмена действовавшей системы обязательных государственных поставок способствовала укреплению экономики коллективных хозяйств собственными силами. Материальная заинтересованность крестьян в росте производства была обеспечена и новой системой закупочных цен, значительно повышенных по сравнению с прежними. Этим достигалось обеспечение населения продовольствием. Производственные кооперативы приобрели право получать в банках краткосрочные кредиты, которые целиком покрывались контрактационными договорами на производство продукции, что способствовало росту товарного производства. Повышению роста производительности труда, материальной заинтересованности членов кооперативов благоприятствовало также, введение системы ежемесячной выплаты денежного аванса за выработанные трудодни. В итоге коллективные хозяйства экономически окрепли, стали богаче, увеличилась общественная собственность. В 1962 г. ВНР поддерживала внешнеэкономические связи с более чем 100 государствами земного шара. Основная часть внешнеторгового оборота, примерно 70%, в те годы приходилась на социалистические страны. Причем страны - члены СЭВ играли важную роль в удовлетворении потребностей народного хозяйства Венгрии в промышленном сырье, важнейших видах оборудования, машин, станков. Для ВНР серьезное значение имели нефтепровод "Дружба" и высоковольтная линия "Мир", с 60-го года включавшая Венгрию в единую энергетическую систему СССР и большинства стран СЭВ. Соглашение между правительствами СССР, Венгрии и Чехословакии о строительстве магистрального нефтепровода подписано в декабре 1959 г. , и в октябре 1962 г. нефтепровод "Дружба" был открыт. В то же время страны Восточной Европы являлись основными потребителями изделий венгерской промышленности (около 90% экспорта венгерского машиностроения) [65 Авдаков Ю. К. Указ. соч. , с. 384. ]. Успешно развивалось советско-венгерское экономическое сотрудничество. В 1962 г. доля Советского Союза во внешней торговле республики возросла до 35%. В свою очередь, СССР получал важнейшие виды венгерской промышленной и сельскохозяйственной продукции, в том числе дизель-поезда, пассажирские вагоны, речные и морские суда, портальные краны, станки, продукцию точной механики, товары легкой промышленности. Страны Восточной Европы являлись основными потребителями изделий венгерской промышленности (около 90% экспорта венгерского машиностроения) [66 Авдаков Ю. К. Указ. соч. , с. 390. ]. Примером взаимовыгодного советско-венгерского экономического сотрудничества является соглашение по бокситам и алюминию. В возросшем объеме глинозем в алюминий перерабатывался в СССР, и готовая продукция полностью возвращалась в Венгрию. В середине 70-х годов в связи с ухудшением позиций ВНР на внешнем рынке (подешевление экспортных товаров и подорожание импорта) стала нарушаться сбалансированность народного хозяйства. В связи с этим в пятом 5-летнем плане (1976-1980 гг. ) намечались более медленные, чем в предыдущем пятилетии, темпы роста использования национального дохода ( накопления и потребления, в том числе уменьшение капиталовложений), что привело не только к сокращению национального дохода в 1980 г. , но и к падению реальной заработной платы рабочих и служащих в 1979 и 1980 гг. почти на 2%. Национальный доход в расчете на душу населения увеличился в 1970 г. по сравнению с 1960 г. на 64% от 76% до 80% его расходовалось на потребление. В результате реальная зарплата рабочих и служащих в расчете на одного человека повысилась на 29% [67 История Венгрии. Указ. соч. , т. 3, с. 276-277. ]. Во второй половине 80-х годов в Венгрии накопились сложные социально-экономические и политические проблемы, вылившиеся в общенациональный кризис. Вызван он был отставанием от мирового развития и сопровождался ростом задолженности, инфляцией, сокращением реальных заработков. В СССР к началу 60-х гг. начинает проявляться кризис не только в сельском хозяйстве и промышленности, но и в других отраслях экономики. В 1963 г. по сравнению с 1962 г. снизился прирост национального дохода с 5, 7 до 4, 0%, продукции промышленности - с 9, 7 до 8, 1%, а валовая продукция сельского хозяйства составила 92, 5%. К середине 60-х гг. в Советском Союзе ценой огромных усилий и жертв был создан мощный индустриальный и научный потенциал. Доля населения, занятого в сельском хозяйстве, сократилась с 80% (1928) до 25% к концу 60-х гг. , а в промышленности и строительстве возросла с 8 до 38%. Соответственно изменилась и структура валового национального дохода: доля промышленности и строительства увеличилась с 29 до 42%, а сельского хозяйства, наоборот, уменьшилась с 54 до 24% [68 Д. Боффа. Указ. соч. , т. 2, с. 453. ]. Тем не менее к середине XX в. модернизирующие процессы в СССР были далеки от завершения. Экономика была плохо сбалансированной, требовала для своего роста постоянного наращивания производственных ресурсов. Тяжелая и сырьевая отрасли промышленности, а также ВПК, представлявший собой "государство в государстве", совершенно замкнутую технологическую группу, развивались успешно, чего нельзя сказать о гражданских отраслях машиностроения, практически лишенных притока новейших технологий и обреченных на отставание. Гипертрофия добычи ресурсов и первичной обработки тяжелого машиностроения определяли максимальную энергоемкость производства. Хронически отставал аграрный сектор экономики. Страна, имея более половины мировых площадей черноземов (в 1985 г. площадь всех сельхозугодий СССР составляла 607, 8% млн. га, из них 227, 1 млн. га пашни), не могла накормить население, создать надежную базу для развития индустрии и сферы услуг [69 Там же. С. 455. ]. Технологическое отставание не позволило СССР быстро наладить выпуск ЭВМ. Необходимость кардинальных перемен в советской экономике назрела уже к концу 50-х - началу 60-х гг. Экономическая реформа 1957 г. не улучшила положение в народном хозяйстве. Главным предметом экспорта по-прежнему оставалась нефть и другие виды сырья. В сентябре 1965 г. на пленуме ЦК КПСС была поставлена задача существенно изменить соотношение между административными и экономическими методами управления в пользу последних. Реформа не меняла основ административно-командной системы. Адресное директивное планирование не устранялось, но ограничивалось всего несколькими показателями. Выполнение плана теперь выражалось не в валовых показателях, а в объеме реализованной продукции, т. е. учитывалось только то, что действительно было продано. Пленум ЦК КПСС утвердил новый порядок планирования в сельскохозяйственном производстве. Вновь были повышены закупочные цены, сокращены налоги, снимались ограничения с личных подсобных хозяйств, введенные при Хрущеве. Планы закупки стали устанавливать сразу на пять лет. 2 октября 1965 г. был принят закон " Об изменении системы органов управления промышленностью и преобразовании некоторых других органов государственного управления". "В котором постановлялось: Статья 1. Образовать следующие союзно-республиканские министерства СССР: Министерство черной металлургии; Министерство цветной металлургии; ......." [70 Сборник законов СССР 1938-1975. Указ. соч. , т. 4, с. 550. ] Но реформа была обречена, так как эти преобразования проводились в условиях экстенсивной модели хозяйствования и не были поддержаны преобразованиями в политической и социальной сфере. На рубеже 70-80-х гг. в мире начинается новый этап научно-технической революции, получивший название "микроэлектронная революция". По этому показателю СССР отставал не только от западных стран, но и от новых индустриальных стран - Южной Кореи, Тайваня на десятилетия. Экономика продолжала развиваться экстенсивно, в ее основе по-прежнему находились устаревшие, традиционные отрасли по производству продукции, в которых Советский Союз уже к 1970 г. был "впереди планеты всей". Устаревшие отрасли требовали колоссальных природных ресурсов - электроэнергии, металла, которые к тому же использовались нерационально, поэтому сырьевой сектор работал с перегрузками. В 70-е гг. экономика страны была предельно милитаризована, "работала" в основном на ВПК. Чрезмерная военная нагрузка на народное хозяйство привела к колоссальным диспропорциям. В годы девятой пятилетки (1971-1975) экономический рост фактически прекратился. Видимость благополучия народного хозяйства, сохранявшаяся все 70-е гг. , обеспечивалась за счет " нефтяного допинга". Именно экспорт нефти, цены на которую на мировом рынке выросли в эти годы в 20 раз, позволял стране относительно безбедно существовать, "решая" продовольственную, космическую, и другие " комплексные" программы. В начале 70-х гг. был нанесен удар по всем концепциям поворота к рыночной экономике. Шло массовое слияние официальной экономики с теневой. К началу 80-х гг. стала очевидна неэффективность попыток ограниченного реформирования советской системы. ___________________________________________________________ Таким образом в экономической жизни Венгрии, как и в политической, общим правилом стала имитация советской модели. Правительство действовало в соответствии с социалистической программой. В этом смысле оно решало важные задачи своей страны: осуществляло индустриализацию, боролось с отсталостью сельского хозяйства, распространяло образование. Но несмотря на очевидные различия в объективных условиях, отличавших одну страну от другой, социализм в Венгрии копировал советскую схему. В 1948 г. были принят радикальный закон о национализации. В период с 1949-1950 гг. было начато осуществление политики коллективизации сельского хозяйства. Но в Венгрии кооперирование проводилась с большей осмотрительностью и не так быстро, как коллективизация в СССР. Развитие экономики Венгрии регламентировалось и направлялось с помощью пятилетних планов, при этом главный упор делался на тяжелую промышленность. Организация планирования и управления экономикой Венгрии, была централизована, производство регулировалось в основном на макроэкономическом уровне (неполная экономическая свобода, как и в СССР). Обмен осуществлялся исключительно внутри отдельных блоков и носил двусторонний характер. В Венгрии успешно было проведено кооперирование села, в основном на добровольной основе, осуществлена экономическая реформа (1966-1968 гг. ), в СССР она захлебнулась, отменено директивное адресное планирование, введено индикативное планирование и внедрены экономические методы. Управление экономикой было в определенной степени демократизировано. Два вида собственности - государственная и кооперативная - уравнялись в правах. Функции министерств были ограничены, предприятия получили широкую самостоятельность. Была введена торговля средствами производства, осуществлена реформа ценообразования. Рынок быстро насытился. Чего нельзя сказать о СССР, где ни о какой самостоятельности (вспомним коллективизацию), тем более, о самоуправлении не могло идти речи. До 60% всех инвестиций уходили в ВПК, создание никому не нужных гигантских комплексов, создавались новые министерства, что влекло за собой рост аппарата; катастрофическая отсталость по использованию ЭВМ (в 1982 г. вручную работало 40% рабочих промышленности), обладая огромными площадями черноземных почв, СССР превратилась в самого крупного импортера зерна. ________________________________________________________________ Следуя официальному курсу правительства, провозгласившего своей целью установление дружественных отношений с СССР, 9 апреля 1946 г. премьер-министр Ференц Надь в сопровождении заместителя премьер-министра Арпада Сакашича, министра иностранных дел Яноша Дьендьеши и министра транспорта и связи Эрне Гере, представлявшего Венгерскую коммунистическую партию, прибыл в Советский Союз. Это было первое официальное посещение СССР венгерской правительственной делегацией на уровне главы правительства. Наряду с обсуждением целого ряда вопросов была достигнута очень важная для Венгрии договоренность об отсрочке выплаты репараций с 6 до 8 лет. В начале июля 1946 г. правительство Венгрии получило приглашение на Парижскую мирную конференцию. Главой венгерской делега, ции был назначен Янош Дьендьеши. США и Англия потребовали от Венгрии полного возмещения ущерба понесенного ими в результате войны, и восстановления своих довоенных привилегий, позволявших им вмешиваться во внутренние дела малых стран. Претензии CША и Англии в несколько раз превышали репарации, определенные перемирием в пользу СССР, Чехословакии и Югославии. В то же время США внесли предложение сократить эти репарации с 300 до 200 млн [71Международные отношения и внешняя политика. Сб. документов. Под ред. М. И. Семиряги. М. , 1957. С. 120-123. ]. долларов. Кроме того, США и Англия настаивали на предоставлении иностранцам равных с венгерскими гражданами прав в экономической деятельности и установлении международного контроля над судоходством на Дунае с участием американских и британских представителей. На Парижской мирной конференции венгерское правительство предъявило претензии на часть Трансильвании. По этому вопросу деятельность венгерской делегации на конференции успеха не имела. Мирный договор, подписанный в Париже 10 февраля 1947 г. , восстанавливал государственные границы Венгрии, существовавшие на 1 января 1938 г. , с изменениями на небольшом отрезке границы с Чехословакией. На правом берегу Дуная, в районе Братиславы, часть венгерской территории передавалась Чехословакии. Договор обязывал правительство Венгрии обеспечить всем ее гражданам политические права и свободы, подтвердил установленные условиями перемирия суммы репараций, определил размеры венгерской армии и вооружений и предусмотрел размещение на территории Венгрии определенных воинских контингентов СССР, необходимых для поддержания его коммуникаций с советской оккупационной зоной в Австрии. Мирный договор, вступивший в силу 15 сентября 1947 г. , юридически закрепил выход Венгрии из войны, способствовал стабилизации международного положения страны и открывал для нее возможность самостоятельного экономического и политического развития. В трудных условиях 1947 г. венгерская республика продолжала расширять свои внешнеполитические связи. В начале года были установлены дипломатические отношения с Турцией, в марте посланник соседней Австрии вручил свои верительные грамоты в Будапеште, а в апреле–временный поверенный в делах Норвегии. Летом Венгрия установила дипломатические отношения с Бельгией, Болгарией и Албанией. Осенью того же года Венгрия обменялась посланниками с Чехословакией, Голландией, Румынией и Египтом. В этом же году она заключила с Югославией торговое соглашение на 5 лет, а со Швейцарией договор о товарообмене. В ноябре 1947 г. венгерская правительственная делегация во главе с премьер-министром посетила Бухарест. В ходе этого визита было подписано соглашение о культурном сотрудничестве. В конце года в Будапеште побывала югославская правительственная делегация во главе с премьер-министром. В течение 1957 и последующих годов были предприняты конкретные шаги в интересах дальнейшего развития политических, экономических, культурных и других связей между Советским Союзом и Венгрией. В конце марта 1957 г. Советский Союз посетила партийно-правительственная делегация ВНР во главе с первым секретарем ЦК ВСРП, председателем революционного рабоче-крестьянского правительства ВНР Я. Кадаром [72Международные отношения и внешняя политика. Сб. документов. Под ред. М. И. Семиряги. Указ. соч. С. 140-141. ]. В результате состоявшихся переговоров была подписана совместная советско-венгерская Декларация, подтвердившая, что отношения между обеими странами основываются на полном равноправии, искренней дружбе и тесном всестороннем сотрудничестве. В Декларации отмечалось, что временное пребывание советских войск в Венгерской Народной Республике связано с существующей угрозой социалистическим странам со стороны западногерманских реваншистов и агрессивного военного блока НАТО. В соглашении о правовом статусе советских войск, временно находящихся в Венгрии, вновь нашли полное подтверждение положения о суверенитете ВНР и невмешательстве советских войск во внутренние дела республики. В течение 1957–1958 гг. Венгрия обменялась взаимными визитами партийно-правительственных делегаций на высоком уровне с Румынией, ГДР, Болгарией, Польшей и другими социалистическими странами. В 1959 г. , во время посещения Китая венгерской партийно-правительственной делегацией, в Пекине был подписан Договор о дружбе и сотрудничестве между ВНР и КНР. В декабре 1960 г. Будапешт посетила правительственная делегация Кубы. В результате состоявшихся переговоров была достигнута договоренность об установлении дипломатических отношений на уровне посольств между Венгрией и Кубой. Это положило начало всестороннему братскому сотрудничеству между обеими странами. Венгрия вносила солидный вклад в развитие сотрудничества социалистических стран. Являясь членом организации Варшавского Договора и СЭВ, она активно выступала за всемерное развитие и совершенствование политического, экономического и военного сотрудничества социалистических государств. В 1962 г. Венгрия поддерживала дипломатические отношения с 58 странами. (В 1938 г. Венгрия имела дипломатические отношения с 38 странами, в 1961 г. –уже с 53). К 1962 г. Венгрия вела регулярную торговлю более чем со 100 государствами мира. Как полноправный член она принимала участие в 437 международных организациях. В 1957–1964 гг. в Венгрии побывали 55 парламентских делегаций из 35 стран. В свою очередь, делегации Государственного собрания ВНР посетили 17 государств [73Европа в международных отношениях. Под ред. А. О. Чубарьян, Н. В. Фарбман, С. В. Никонова. М. , 1980. С. 214. ]. С июня 1967 г. по август 1970 г. партийно-правительственная делегация Венгрии участвовала в 10 совещаниях руководителей социалистических стран Европы, заседаниях Политического консультативного комитета стран–участниц Варшавского Договора. В июне 1967 г. в Москве обсуждалось положение на Ближнем Востоке. В июле 1967 г. в Будапеште руководители социалистических стран осудили агрессивные действия Израиля и заверили арабские страны в готовности помочь им в ликвидации последствий агрессии и защите национальной независимости. В марте 1968 г. в Дрездене, в мае– в Москве, в июле – в Варшаве и в августе –в Братиславе состоялись совещания в связи с положением, сложившимся в Чехословакии. В марте 1969 г. Политический консультативный комитет обсуждал вопросы европейской безопасности и обратился к странам Европы с призывом созвать Общеевропейское совещание по вопросам безопасности. Тогда же совещание одобрило решения, связанные с Объединенными вооруженными силами и Объединенным командованием Варшавского Договора. На всех названных совещаниях венгерские делегации занимали позицию, разделяемую большинством социалистических стран Европы. В октябре 1969 г. в Праге, в июне 1970 г. в Будапеште министры иностранных дел социалистических стран Европы разработали ряд предложений с целью ускорения созыва совещания по вопросам европейской безопасности. В декабре 1969 г. и августе 1970 г. в Москве партийные и государственные руководители этих стран вновь обсуждали проблемы европейской безопасности в новых условиях, возникших после подписания ФРГ договора с Советским Союзом. Совещание подчеркнуло важность этого договора (от 12 августа 1970 г. ) для ослабления напряженности и нормализации положения в Европе. В июне 1967 г. был подписан договор между СССР, ЧССР и ВНР о наиболее эффективном использовании нефтепровода "Дружба" для поставок нефти из Советского Союза в Венгрию. В апреле 1969 г. в Москве на XXIII специальной сессии СЭВ было принято решение о разработке основных принципов дальнейшего развития экономического и научно-технического сотрудничества между странами–членами СЭВ и координации народнохозяйственных планов, специализации и кооперирования производства, социалистической интеграции. 7 сентября 1967 г. в Будапеште партийно-правительственными делегациями СССР и ВНР был подписан новый советско-венгерский Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи. В конце декабря 1970 г. между СССР и Венгрией подписано новое торговое соглашение на 1971–1975 гг. , предусматривающее увеличение товарооборота более чем в 1, 6 раза, что составило за 5 лет около 9, 3 млрд. рублей [74Европа в международных отношениях. Под ред. А. О. Чубарьян, Н. В. Фарбман, С. В. Никонова. Указ. соч. С. 220. ]. В послевоенный период центральное место во внешней политике СССР по-прежнему занимали европейские проблемы. Летом 1948 г. разразился первый берлинский кризис, когда советские войска полностью блокировали западные зоны в Берлине. 18 февраля 1948 г. был заключен договор"О дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Союзом Советских Социалистических Республик и Венгерской Республикой" [75Сборник законов СССР 1938-1975. Под ред. В. И. Васильева, П. П. Гуреева, М. И. Юмашева. Указ. соч. Т. 2. С. 99. ]. "Утвержденный Советом Министров СССР и представленный на ратификацию Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Союзом Советских Социалистических Республик и Венгерской Республикой, подписанный в Москве 18 февраля 1948 года, ратифицировать. " В 1949 г. было подписано соглашение об экономическом и культурном сотрудничестве с КНДР. Поддержка просоветских режимов в странах Восточной Европы, а также в КНР, КНДР, МНР, СРВ, а затем и на Кубе оставалась одним из важнейших направлений во внешней политике СССР и после смерти Сталина. В 1955 г. по инициативе советского руководства были нормализованы советско - югославские отношения. "Торговое соглашение и платежное соглашение между СССР и Югославией" [76Сборник законов СССР 1938-1975. Под ред. В. И. Васильева, П. П. Гуреева, М. И. Юмашева. Указ. соч. Т. 1. С. 110-111. ] подписанное в Москве 5 января 1955 г. , и "Соглашение между правительством СССР и правительством Федеративной Народной Республики Югославии о воздушном сообщении" [77 Там же. ] подписанное 3 сентября 1955 г. В 14 мая 1955 г. СССР, ГДР, ПНР, ЧССР, ВНР, РНР, НРБ, и НРА заключили в Варшаве Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи, предусматривавший создание объединенных вооруженных сил и выработку единой оборонной доктрины. 30 октября 1956 г. была опубликована Декларация Советского правительства "Об основах развития и дальнейшего укрепления дружбы и сотрудничества между Советским Союзом и другими социалистическими странами" [78 Там же. С. 120. ]. За это время (с 1957 по 1964 гг. ) было подписано свыше 20 соглашений. К концу 60-х - началу 70-х гг. , началась постепенная нормализация отношений между Востоком и Западом. В 1961 г. в Будапеште был подписан договор "О режиме советско-венгерской государственной границы, сотрудничестве и взаимной помощи по пограничным вопросам" [79 Там же. С. 104-105. ], а 20 декабря 1962 г. "Советско-венгерское соглашение о сотрудничестве в области социального обеспечения" [80 Там же. ]. В августе 1970 г. был подписан советско-западногерманский договор, по которому признавались окончательными послевоенные границы в Европе и был зафиксирован отказ от применения силы. В сентябре 1971 г. было подписано соглашение между США, СССР, Англией и Францией по Западному Берлину. Кульминацией процесса разрядки международной напряженности стало подписание 1 августа 1975 г. в Хельсинки Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе главами 33 европейских государств, а также США, Канады. С приходом к власти в марте 1985 г. М. С. Горбачева, наметились некоторые коррективы внешнеполитического курса. Основные положения предусматривали: - отказ от фундаментального вывода о расколе современного мира на две противоположные общественно-политические системы (социалистическую и капиталистическую); - провозглашение невозможности решения международных проблем силовыми методами; - объявление в качестве универсального способа решения международных вопросов не баланса сил двух систем, а баланса их интересов; - отказ от принципа пролетарского (социалистического) интернационализма и признание приоритета общечеловеческих ценностей над классовыми, национальными, идеологическими, религиозными и иными [81"Новое политическое мышление". // Мировая экономика и международные отношения. № 6, 1987. С. 47-49. ]. Были определены три основных направления внешней политики: нормализация отношений Восток-Запад через разоружение; разблокирование региональных конфликтов; установление тесных экономических и взаимовыгодных политических контактов с различными странами без предпочтения странам соцлагеря. 8 декабря 1987 г. в Вашингтоне подписано соглашение об уничтожении целого класса ядерных вооружений - ракет среднего и ближнего радиуса действия. В июле 1991 г. в Москве был подписан советско-американский договор об ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСНВ-1), предусматривавший сокращение самых мощных видов наступательного вооружения. После распада СССР и провозглашения СНГ сложилась принципиально новая внешнеполитическая ситуация для России. Предпочтение во внешней политике продолжало сохраняться за западными странами, в первую очередь США. В январе 1993 г. между Россией и США был подписан договор об ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСНВ-2), согласно которому к 2003 г. должно быть достигнуто сокращение ядерного потенциала двух стран на 2/3 по сравнению с уровнем, определенным договором ОСНВ-1 [82 "На пути к миру". // Эхо планеты. №4, 1994. С. 79-80. ]. Наряду с укреплением отношений с Западом, Россия вела активный диалог и со странами Востока. Регулярными стали встречи и переговоры руководителей России с главами государств и правительств Японии, Индии, Китая, стран АСЕАН, Южной Кореи, государств Персидского залива. Таким образом, до распада биполярной модели, политика проводимая СССР была направлена на социалистический лагерь. Оформление экономических основ советского блока произошло в 1949 г. с образованием СЭВ, а военно-политическое единство было достигнуто уже после смерти Сталина - в мае 1955 г. с созданием Организации Варшавского Договора. В рамках этого блока не допускалось никакой "самостоятельности". (Следствием проявления инициативы со стороны И. Броз Тито о создании балканской федерации и ее собственного пути к социализму, привело к разрыву дипломатических отношений с Югославией в октябре 1949 г. С началом распада социалистического лагеря, ориентация во внешней политике СССР была направлена на установление контактов с разными странами. В основном контакты с США и другими развитыми странами. Бывший соцлагерь оказался как бы оттесненный на задний план. Такая ориентация объясняется нестабильным экономическим положением в России, которая рассчитывает на поддержку в финансовом плане (долгосрочные кредиты). Этот же способ избрали и многие бывшие страны социалистического лагеря, в том числе и Венгрия. Таким образом, в Венгрии, начиная с осени 1947 и до весны 1949 г. произошла полная ликвидация органов прямой демократии, что осуществлялось параллельно с победой демократической революции в Венгрии, с установлением диктатуры пролетариата. В СССР в конце 20-х гг. партийная и государственная власть сосредоточились в одних и тех же руках - ВКП (б). На всех "этажах" управления страной был обеспечен партийный контроль над государственными органами, армией, промышленностью. Назначением и смещением государственных деятелей ведали не государственные, а партийные инстанции. Происходило слияние родственных государственных и партийных структур (Центральной Контрольной Комиссии ВКП (б) и Наркомата Рабоче-Крестьянской Инспекции, обеспечивших в рамках единого органа - ЦКК-РКИ партийно - государственный контроль в стране). Только партийные органы решали вопросы структуры государственной системы. Суды и внесудебные органы, созданные для преследования инакомыслящих, были сформированы исключительно из членов ВКП (б) по решению соответствующих партийных органов. В 30-е гг. уже было невозможно разграничить, где начинается государство и где кончается партия (и наоборот). Даже партийная символика приобрела официальный статус - красный флаг большевиков стал, так же как партийный гимн "Интернационал", государственным. Помимо этого, ВКП (б) изменила и свой собственный облик, утратив остатки демократизма в своей внутрипартийной жизни. Рядовые члены партии, а в ряде случаев и члены ЦК всех выборных органов были отрешены от выработки партийной политики, которая стала уделом Политбюро и партийного аппарата. Была сформирована совершенно новая политическая система, ядром которой стала ВКП (б). В начале 30-х гг. прошли последние политические процессы над прежними оппонентами большевиков - бывшими меньшевиками и эсерами. Почти все они были расстреляны или отправлены в тюрьмы или лагеря. Со второй половины 30-х гг. аресту и суду подвергались не только политические оппоненты власти, но и "потенциальные" враги, которых судили не за конкретные действия, а за потенциальную опасность для режима. И в ВНР и в СССР шла открытая борьба за уничтожение оппозиции. В результате чего в Венгрии у власти оказалась ВПТ, а в Советском Союзе - ВКП (б) / КПСС. Однако в Венгрии оппозиционеры просто ушли на "второй план", выжидая подходящий момент для действий. Некоторые из них баллотировались на выборах в Государственное собрание (40% голосов отдано партиям оппозиции на выборах в Национальное собрание 1947 г. ) Ни о какой физической расправе, ни шло речи. В СССР наоборот, любая оппозиция либо в лице одного, либо группы лиц объявлялась "врагами народа" и подвергалась расстрелу, в лучшем случае ссылке в лагерь. В ВНР Ракоши и его сторонники не были отстранены от власти , а лишь немного оттеснены. В Советском Союзе все неугодные были уничтожены (Троцкий, Зиновьев, Каменев, Рыков, Бухарин и т. д. ) В ВНР, как и СССР существовал культ вождя (М. Ракоши в ВНР и И. В. Сталин в СССР). Однако в Венгрии проявление культа вождя, со стороны М. Ракоши (проявление культа было примитивным, выражавшееся в религиозном почитании всезнающего вождя, в бурных овациях, в обязательном проявлении энтузиазма и оптимистической веры) было не столь глобальным, нежели у Сталина (неповиновение каралось смертью, все основные элементы, составляющие механизм Советского государства - партия, правительство, армия, дипломатия, - были подчинены непосредственно Сталину, который их лично контролировал до самого последнего дня). В Венгрии к 1949 г. вся полнота власти сосредоточилась в руках ВПТ. Она являлась самой массовой партией. Однако: 1) ВПТ пришла к власти в ходе всеобщих выборов (на безальтернативной основа). 2) Помимо ВПТ, существовал и такой политический институт, как Государственное собрание. 3)Члены остальных партий - ПМСХ, СДП, НКП, не были подвергнуты физическому уничтожению ( в СССР 1919-1920 гг. 12 эсеров были приговорены к смертной казни). Это коренным образом отличало ВПТ от ВКП (б). В Венгрии хотя и существовала однопартийная система, но она была хорошо прикрыта демократическим фасадом. В СССР ни о какой демократии, не могло быть и речи. В Венгрии кооперирование к началу 50-х гг. достигло значительных успехов (было создано 5110 производственных кооперативов трех типов), в СССР ситуация была другой. В период сплошной коллективизации 1929-1932 гг. валовое производство зерна сократилось на 10%, поголовье крупного рогатого скота сократилось на треть - на 20 млн. голов, овец и коз - в 2, 5 раза. Ускоренный рост советской тяжелой промышленности был достигнут за счет аграрного сектора экономики, сопровождался разрушением производительных сил деревни, сверхцентрализацией экономической жизни, предельным ограничением сферы деятельности рыночных механизмов, полным подчинением производителя государству, широким применением мер внеэкономического принуждения. Результатом этих мероприятий явилось введение в СССР в 1929 г. карточной системы и разразившийся в 1932-1933 гг. голод. Таким образом в СССР утвердилась командно-мобилизационная хозяйственная модель, которая стала экономической основой тоталитарного режима. Социалистическое преобразование сельского хозяйства в Венгрии осуществлялось в условиях частной собственности на землю, что и составляло его своеобразие и отличало от коллективизации в СССР. В экономической жизни Венгрии, как и в политической, общим правилом стала имитация советской модели. Правительство действовало в соответствии с социалистической программой. В этом смысле оно решало важные задачи своей страны: осуществляло индустриализацию, боролось с отсталостью сельского хозяйства, распространяло образование. Но несмотря на очевидные различия в объективных условиях, отличавших одну страну от другой, социализм в Венгрии копировал одну и ту же советскую схему. В 1948 г. в Венгрии были принят радикальный закон о национализации. В период с 1949-1950 гг. было начато осуществление политики коллективизации сельского хозяйства. Но в Венгрии она проводилась с большей осмотрительностью и не так быстро, как в СССР. Развитие экономики регламентировалось и направлялось с помощью пятилетних планов, при этом главный упор делался на тяжелую промышленность. Организация планирования и управления экономикой Венгрии, была централизована, производство регулировалось в основном на макроэкономическом уровне (неполная экономическая свобода, как и в СССР). Обмен осуществлялся исключительно внутри отдельных блоков и носил двусторонний характер. Но несмотря на это, в Венгрии успешно была осуществлена экономическая реформа (1966-1968 гг. ), а в СССР она захлебнулась, отменено директивное адресное планирование, введено индикативное планирование и внедрены экономические методы. Управление экономикой в Венгрии было в определенной степени демократизировано. Два вида собственности - государственная и кооперативная уравнялись в правах. Функции министерств были ограничены, предприятия получили широкую самостоятельность. Была введена торговля средствами производства, осуществлена реформа ценообразования. Рынок быстро насытился. Чего нельзя сказать о СССР, где ни о какой самостоятельности (вспомним коллективизацию), тем более, о самоуправлении не могло идти речи. До 60% всех инвестиций уходили в ВПК, создание никому не нужных гигантских комплексов, создавались новые министерства, что влекло за собой рост аппарата; катастрофическая отсталость по использованию ЭВМ (в 1982 г. вручную работало 40% рабочих промышленности), обладая огромными черноземными почвами, СССР превратилась в самого крупного импортера зерна. Таким образом, мы можем говорить, что в ВНР функционировала тоталитарно-авторитарная система - во внутренней политике - тоталитаризм (более слабый, чем в СССР), а в экономике и внешней политике - авторитаризм. Что нельзя сказать об СССР, где установился тоталитарный режим правления, близкий к "чистому" типу (т. е. проявление всех признаков тоталитаризма). 1. КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК в 14-ти томах. Под ред. Черненко К. У. , Егорова А. Г. М. , 1988. 2. Сборник документов по истории СССР: эпоха социализма 1960-1980. Под ред. Дробижева В. З. М. , 1989. 3. Сборник законов СССР 1938-1975 в 4-х томах. Под ред. Васильева В. И. , Гуреева П. П. , Юмашева М. И. М. , 1975. 4. Хрестоматия по новейшей истории в 3-х томах. Под ред. Гафурова Б. Г. , Зубока Л. И. , Куранова Г. Г. , Майского И. М. М. , 1968. 5. Авдаков Ю. К. Экономическая история социалистических стран. М. , 1988. 8. Волокитина Т. В. , Мурашко Г. П. , Носкова А. Ф. Народная демократия: миф или реальность? Общественно-политические процессы в Восточной Европе 1944-1948 гг. М. , 1993. 9. Гелб А. Х. , Грей Ч. У. Экономические преобразования в странах Центральной и Восточной Европы: проблемы, тенденции, перспективы. М. , 1995. 10. Желицки Б. И. "Венгрия 1956 г. Эволюция оценок венгерских историков"// Новая и новейшая история 1992, № 3. 11. Игрицкий Ю. И. "Концепция тоталитаризма" // История СССР 1990, №6. 12. Из истории народно-демократических и социалистических революций в странах Центральной и Юго-Восточной Европы. Сборник статей. Под ред: Палева Л. Б. М. , 1977. 13. История Венгрии в 3-х т. Под. ред. Исламова Т. М. М. , 1972. 14. Краткая история Венгрии: с древнейших времен до наших дней. Под ред. Исламова Т. М. М. , 1991. 15. Мусатов В. Л. "СССР и венгерские события 1956 г. : новые архивные материалы"// Новая и новейшая история 1993, №1; "Янош Кадар и время реформ в Венгрии. " // Новая и новейшая история 1990, №3. 16. Нежинский Л. Н. У истоков социалистического содружества: СССР и страны Центральной и Юго-Восточной Европы во второй половине 40-х гг. XX века. М. , 1987. 17. Новопашин Ю. С. Восточная Европа после 70-х гг. : тенденции и проблемы. М. , 1990. 18. Носкова А. Ф. Политические системы СССР и стран Восточной Европы 20-60 гг. М. , 1991. 19. Орлик И. "Россия и Восточная Европа: проблемы и перспективы" // Международная жизнь 1992, №7. 21. Соколов Ю. К. "Принцип действия тоталитарной системы" // Советское государство и право 1990, №10. 22. Социально-политические и социокультурные предпосылки перехода к социализму. Под ред: Бергег Я. М. М. , 1991. 23. Строительство основ социализма в странах Центральной и Юго-Восточной Европы. Под ред. Мурашко Г. П. М. , 1989. 24. Тоталитаризм как исторический феномен. Под ред. Кара-Мурза А. А. М. , 1989. 26. Чизмадиа А, Ковач К, Асталош Л. История венгерского государства и права. М. , 1986. 27. Чтение по русской истории в 2-х томах. Под ред. Потапчук И. В. , Овсянников А. А. , Скрипникова Т. И. Тула, 1995. 28. Экономические и политические реформы в странах Восточной Европы и Азии. Под ред. Румянцева А. М. М. , 1992. Страницы: 1, 2 |
|
© 2007 |
|