РУБРИКИ |
Становление гражданского общества - (курсовая) |
РЕКЛАМА |
|
Становление гражданского общества - (курсовая)p>Сегодня остро стоит проблема создания действенной модели гражданского воспитания, где педагоги и обучаемые, используя базу своих знаний и человеческий потенциал, привлекая ресурсы власти и бизнеса, могли бы сами решать социальные проблемы. Школы, средние специальные и высшие учебные заведения должны стать своебразным инкубатором в вопросах досуга, спорта, экологии, народных ремесел и праздников, решения проблем престарелых и инвалидов, вовлекая все новые когорты населения строительство гражданского общества не на словах, а на деле. Практика самоуправления - единственный действенный метод политического воспитания.Лет 10-15 назад педагоги хорошо знали, что воспитательную работу с подрастающим поколением эффективнее проще всего вести через вовлечение своих подопечных в детские, юношеские и молодежные общественные организации. Благо их было много, на любой возраст , вкус и интерес : октябрятская и пионерская дружины, комсомол, КИД, ученическое общество знаний, боевая комсомольская дружина по охране природы и так далее. Благодаря деятельности этих организаций во многом, или хотя бы частично решались такие проблемы как : чем заняться в свободное время, как воздействовать на нерадивого ученика, о чем поговорить на классном часе, куда направить энергию молодых лидеров, как повысить социальную адаптацию подростков и многие другие. Сегодняшнее поколение 7-17-летних о такой деятельности , как безвозмездная работа на благо других, как членство в общественной организации и вытекающие отсюда права и обязанности, как социальная инициатива и активная жизненная позиция чаще всего не имеют никакого понятия (за редким исключением). Иркутское представительство Сибирского Центра Поддержки Общественных Инициатив, откликаясь на сложившуюся ситуацию, в течение августа 1997 г. организовало бесплатные консультации для представителей школ и средних специальных (технических) заведений по разработке и проведению спецкурсов, факультативов и классных часов по граждановедению и развитию некоммерческого сектора России. В продолжение развития данного направления в октябре этого года проводился семинар “Взаимодействие третьего сектора (общественных и некоммерческих организаций) и систем образования”. А в ноябре реализовалась программа “Мой город”, рамках которой проходит обучение учащихся школ, колледжей, техникумов навыкам общественной работы, затем ребята будут разрабатывать и реализовывать самостоятельные добровольческие проекты. Цель программы - развитие социальной активности учащейся молодежи и подростков. Сибирский Центр Поддержки Общественных Инициатив проводит консультации по вопросам обучения, связанным с деятельностью некоммерческого сектора, для работников школ, профтехучилищ, техникумов (колледжей) и вузов. Даются рекомендации по составлению учебных планов и выдаются методические материалы по различным темам (что такое НКО, привлечение добровольцев в НКО, управление общественными организациями и другие). Также решено проводить специальные уроки в школах и занятия в вузах, где выступят активисты общественного движения и расскажут о своих и других некоммерческих организациях. Культурный центр ИрГТУ и Байкальский региональный Союз женщин “Ангара” готовит создание элективного курса по финансовоиму развитию и привлечению добровольцев в НКО для студентов 3-го курса ИрГТУ, созданию методического центра подготовки специалистов по финансовому развитию и привлечению добровольцев, включению курса в учебные планы других учебных заведений области. Важнейшим отличительным признаком добровольчества является социальная значимость работы, которую делают добровольцы. Добровольчество - это возможность человеку почувствовать себя гражданином. Ведь глобальные изменения в окружающей нас жизни могут начаться с малого поступка. Сегодня добровольчество сравнительно новая идея, неоднозначно воспринимаемая в обществе. Это уникальная для человека возможность совместить удовлетворение своих личных и социальных потребностей. Для чего общественная организация старается привлечь в работу добровольцев? Чем добровольцы помогают организации помимо выполнения конкретной работы? Важно, что общественная поддержка положительно влияет на имидж организации, подчеркивает ее социальную значимость. С привлечением добровольцев решается часть финансовых проблем организации, увеличивается круг общения, организация получает новые интеллектуальные ресурсы, профессиональные и консультационные услуги, новые материальные ресурсы. Также появляются новые постоянные члены и сотрудники организации из числа добровольцев. Большое преимущество заключается в том, что привлекается внимание общественности к проблемам, которые решает организация и в некоторой степени решаются социальные проблемы(например, привлекая молодежь, происходит профилактика подростковой преступности). Теперь рассмотрим вопрос, который непонятен многим, - почему же люди приходят в общественную организацию, хотят работать в качестве добровольцев? Мотивация - то, что толкает нас совершить какое-либо действие в соответствии с возникшей потребностью. Благодаря влиянию мотиваций, один человек тратит огромное количество времени и сил на самоутверждение, а другой на личное самосохранение. Мотивации располагаются в иерархической значимости. Пирамида Маслоу устроена по следующему принципу : наиболее сильные мотивы, которые руководят действиями человека, находятся в ее основании. Например, если человеку не хватает воздуха, он готов рисковать жизнью. И вопросы личного престижа в этот момент его не волнуют. Но по мере удовлетворения очередной потребности на первый план выходит следующая. На формирование потребностей и движение мотивов человека большое влияние оказывает социальная среда, в которой он находится. В иерархии мотивов Маслоу существует такой фактор как самовыражение. Одним из аспектов самовыражения является альтруизм. Альтруизм широко распространен в добровольческой деятельности. Особенно он характерен для людей старшего возраста, обладающих богатым жизненным опытом. Они могут видеть в нем смысл своей жизни. Но процесс урбанизации замещает этот мотив другими, направленными на достижение в первую очередь личного благополучия. У молодежи одной из ведущих потребностей является потребность социализации. Также очень сильны мотивы, связанные с получением новых навыков, рекомендаций для приема на оплачиваемую работу, т. к. работодатели предпочитают принимать людей, уже имеющих какой-либо трудовой опыт. Вот некоторые мотивы, побудившие людей участвовать в работе общественных организаций на добровольной основе : Набор добровольцев достаточно ответственный шаг. Набор происходит в три этапа : планирование, информирование и отбор. Планирование включает в себя анализ потребности в добровольцах, определение и описание фронта конкретной работы, анализ требуемых характеристик добровольца в соответствии с заявленной работой, определение стратегии и тактики набора, определение времени, необходимого на процесс набора, назначение ответственных за каждый участок работы. Информирование проходит через средства массовой информации, работа с целевой аудиторией, работа с населением, работа с организациями. Отбор осуществляется посредством собеседования, наблюдением, анкетированием. С каждым человеком, прошедшим этап отбора, заключается договор (Приложение 1). 2. 3. 2. Межрегиональный семинар “Развитие добровольческого движения в Сибири” 5-7 ноября 1997года Сибирским Центром Поддержки Общественных Инициатив в Новосибирске был организован межрегиональный семинар “Развитие добровольчества в Сибири”. Цель его заключалась в создании реальных планов по развитию добровольчества в крупных городах Сибири и Забайкалья. Участники семинара представляли НКО, имеющие опыт с добровольцами и проведении акций с привлечением добровольцев. В качестве ведущего выступал вице-президент фонда “Points of Light”, президент IAVE (International Association Volunteer Effort) - Кенн Аллен. При подведении итогов семинара выявились актуальность и своевременность обсуждавшихся проблем. Развитие ситуации в Сибири показывает, что некоммерческие организации уже обладают необходимыми базовыми знаниями и контактами, позволяющими проводить им свою политику. Но пока все это находится на начальном этапе развития. Происходит некий дисбаланс в развитии третьего сектора. Поэтому есть необходимость выработки стратегии развития организаций, ориентированных на привлечение человеческих ресурсов. В результате были разработаны проекты программ по взаимодействию местной администрации и бизнеса с добровольческими центрами, вовлечению других секторов в добровольческую деятельность - созданию программ по корпоративному добровольчеству. Дальнейшее взаимодействие между участниками семинара будет происходить посредством общего информационного поля, включающего в себя стабильный обмен текущей информацией о имеющихся ресурсах. Также были намечены шаги по развитию добровольчества в Сибирском регионе, такие как регулярное информирование о событиях в других городах, проведение четырех круглых столов “Добровольчество - элемент социального партнерства между секторами общества”, проведение летом 1998 в Новосибирске конференции добровольцев Сибири и Забайкалья. Информация об этом семинаре была опубликована в газете “Некоммерческий мир” №19, 1997 г. В Иркутске добровольческое движение координирует МБФ “Возрождение Земли Сибирской”, который планирует в мае 1998 г. начать работу по созданию добровольческого центра. Пока же привлечение добровольцев происходит с помощью листовок . Основная цель добровольческого центра - увеличение гражданской активности , что в свою очередь является фундаментом построения гражданского общества. Традиционная роль добровольческого центра заключается в том, чтобы агитировать и подбирать добровольцев и распределять их по общественным организациям, где есть потребность в добровольческой помощи, а также проводить обучение и давать консультации по вопросам их более эффективного вовлечения в работу. На Западе добровольческие центры играют руководящую роль в решении местных важных социальных проблем, осуществляют по поддержке работодателей как бизнеса, так и государства. Но там очень высоко развито общественное сознание по поводу важности добровольчества, что происходит через рекламную кампанию, поощрительные и ознакомительные мероприятия, сотрудничество с массмедиа. У нас в стране в общем и в Иркутской области в частности, ситуация несколько иная, о чем говорится в главе 3. 1. Добровольческие центры в стратегическом плане должен стать лидерами в решении острых проблем, стоящих перед обществом. В связи с этим организацией “Points of Light” в 1995г. был разработан проект VC 2000 (Volunteer Centre 2000). Общей задачей VC 2000 является формирование каждого добровольческого центра к 2000 году как Центра, фокусирующего усилия местной общественности на разрешении проблем, с которыми она сталкивается. В США таким Центром выбран добровольческий центр Ориндж Каунти, НКО, основанная в 1958 г. Результаты этого проекта заключаются в следующем : VC 2000 обеспечит предпринимателей, школы, общественные группы оперативными интерактивными связями, которые определяют способность добровольческих ячеек выполнять свои функции. Успех проекта будет измеряться активной гражданской позицией людей, чувствующих персональную ответственность за здоровье и будущее общества. Фонд “Points of Light” с 1991 г. и добровольческий центр Ориндж Каунти , Калифорния с 1994 г. активно работают с добровольческим центром “Московский Дом Милосердия”, помогая развитию добровольчества в России. В Иркутске же добровольческое движение только развиваться, в связи с чем планируется создание добровольческого центра. выявляет проблемы, решение которых требует участия добровольцев; проводит просветительскую деятельность; проводит широкомасштабные акции для привлечения внимания к решению социально значимых проблем; осуществляет обратную связь с организациями, работающими с добровольцами и проводит оценку добровольческих программ; Первое, что необходимо сделать, создавая добровольческий центр - это проанализировать среду, в которой будет работать центр. Вырисовывается несколько групп, которые очень плотно входят в окружающее добровольческий центр пространство. Эти группы, в той или иной степени, готовы к сотрудничеству с ним. В местной администрации к работе с добровольческими организациями и добровольцами наиболее готовы отделы и управления, которые занимаются социальной защитой, образованием, природоохранными мероприятиями. Они могут предоставлять вакансий для добровольцев, финансовые и материальные ресурсы. Например, в Агентство Добровольной Помощи СЦПОИ, регулярно раздаются звонки из районных отделов социальной защиты с просьбой о помощи. Например, требовались люди на личном автотранспорте для доставки пожилых людей, имеющих трудности с передвижением, на лечебные процедуры в больницу. В этом случае было бы эффективней привлечь для решения поставленной проблемы, например, общество автолюбителей, объяснив полезность данной работы для сообщества. Различные образовательные учреждения готовы к созданию образовательных программ, рассказывающих о добровольчестве или обучающих добровольцев конкретным навыкам. Добровольчество - хороший способ социализации молодежи, ее вовлечения в социально полезную деятельность. Добровольческие программы могут занять место не только во внеклассной воспитательной работе в школах, но и в организации различного рода практик, а особенно для студентов. Студенты юрфака могут принимать заявки на юридическую консультацию, а подготовившись, через какой-то промежуток времени давать ответы. Студенты факультета бизнеса могут провести маркетинговое исследование для продукции, которую выпускают инвалиды. Такая практика не только даст прямую пользу получателю услуги и добровольцу, но и оставит у молодых людей, пока еще студентов, опыт социально полезной деятельности. Благодаря наличию этого опыта социальной востребованности, студент получает некоторую модель собственной профессиональной социально ориентированной деятельности. Добровольческая деятельность в различных организациях может послужить хорошим способом поддержки профессиональной квалификации во время поиска оплачиваемой работы через центры занятости населения. Это может оказаться точкой соприкосновения между добровольческим центром, имеющим информацию о вакансиях в некоммерческом секторе и службой занятости, в которую обращаются, ищущие работу. Также, через службы занятости идет организация оплачиваемых общественных работ. Это могут быть работы по благоустройству, уборке территории. В некоторых случаях, добровольческий центр мог бы взять на себя функцию организатора этой работы и привлечения к ней добровольцев, но с обязательным условием превышения объема выполняемых работ над объемом, отпущенных на ее оплату средств. Финансовые ресурсы могут быть израсходованы на организацию и проведение этого проекта через добровольческий центр. При организации подобных проектов следует обязательно проинформировать добровольцев о том, что за их труд они мог ли бы получить деньги через службы занятости. Интересными могут совместные ярмарки вакансий, для желающих быть добровольцами и для безработных. Во внешнем окружении добровольческого центра важное место занимают представители бизнеса. Прежде всего - это финансирование добровольческих проектов и административных расходов центра. Но не только деньгами могут помочь представители бизнеса. Бизнесмен может быть добровольцем. Участвуя в добровольчестве, представители бизнеса не только выполняют работу, но и, относясь к социально значимой группе с которой многие стараются брать пример, повышают тем самым имидж добровольческой деятельности. В свою очередь, добровольческий центр может оказать пользу для поддерживающей его компании через развитие элементов ее корпоративной культуры. Участвуя в добровольческих акциях, сотрудники могут проявить чувство социальной включенности, повысить самооценку, укрепить командный дух. Проанализировав окружение, определив потенциальные потребности в добровольческом труде, необходимо решить кадровые вопросы и обозначить структуру центра. Сотрудниками добровольческого центра могут быть как добровольцы, так и оплачиваемый персонал. Это позволит избежать многих трудностей во взаимоотношениях как с добровольцами, так и внешним окружением. Поэтому оплачиваемые сотрудники центра должны делать какую-либо социально значимую работу на добровольческой основе. К оплачиваемому персоналу могут относиться: руководитель, бухгалтер, специалист. Остальные сотруднике в офисе могут быть добровольцами. Для руководителя и специалиста необходимы знания в области управления и социальной психологии. Необходимо умение планировать и управлять различными проектами, знание психологии межличностных взаимоотношений, развития мотиваций, различных групповых процессов. Структура добровольческого центра может строиться по схеме, отражающей не только административные связи, но и функциональные направления работы. Добровольческие программы могут развиваться по различным направлениям, но для того что бы они были более эффективны, необходимо по возможности соблюдать принцип объединения. Принцип объединения заключается в следующем: добровольческие программы легче проводить с людьми живущими, обучающимися или работающими в одном месте. Если создать своеобразную сеть своих представителей в крупнейших образовательных и производственных структурах, будет гораздо легче привлекать людей к участию в добровольческой деятельности. Это вызвано тем, что ваши представители будут обладать информацией о процессах, которые идут внутри их организации. Они будут знать мотивы конкретных людей, знать что им необходимо, как эти люди смогут удовлетворить свои потребности, участвуя в добровольческой деятельности. Подобный принцип используется и в развитии добровольческих инициатив по месту жительства. С одной стороны, люди могут самоорганизовываться для улучшения жизни в месте их проживания, а с другой, их можно пригласить участвовать в добровольческих программах, которые проходят вблизи от их дома. Организационными звеньями здесь могут выступать не только домовые комитеты и ЖЭУ, но и преподаватели школ, работающие как с детьми, так и с их родителями. Иногда, возникает момент, когда часть людей, обратившихся в центр, не может выбрать для себя подходящие добровольческие вакансии. К сожалению, возникают трудности подобного рода. В этом случае, можно попробовать собрать этих людей вместе и провести с ними деловую игру по разработке проекта, в котором они могли бы принять участие в качестве добровольцев. В некоторых случаях игровой проект перерастает в реальный. Подобное происходит часто с людьми, потребностью которых является определенная социальная востребованность. Чаще всего это молодежь. Начав самостоятельно определять проблему, которую они будут разрешать, эти люди уже начинают удовлетворять свои мотивации. Роль добровольческого центра в данном случае - это объединить социально активных людей и создать условия для разрешения определенной социально значимой проблемы. Деятельность добровольческого центра, если она нацелена на успешность, должна вписываться в городскую жизнь, должна стать ее обязательным атрибутом. Подобной ее должен сделать активный подход в воплощении программ и и продвижение ваших результатов через СМИ. Необходимо рассказывать о каждом проекте, пропагандировать добровольцев, привлекать к ним внимание. Это следует делать для того, что бы люди “привыкали” к идеи добровольчества. Чтобы оно стало необходимым требованием и критерием успешности представителя общества. Источники образования финансовых средств и имущества некоммерческой организации Федеральный Закон Российской Федерации “Об Общественных Объединениях” (принят Государственной Думой 14 апреля 1995 года). Закон определяет источники формирования имущества общественного объединения. Имущество общественного объединения формируется на основе вступительных и членских взносов, если их уплата предусмотрена уставом; добровольных взносов и пожертвований; поступлений от проводимых в соответствии с уставом общественного объединения лекций, выставок, лотерей, аукционов, спортивных и иных мероприятий; доходов от предпринимательской деятельности общественного объединения; гражданско-правовых сделок; внешнеэкономической деятельности общественного объединения; других не запрещенных законом поступлений. Политические партии, политические движения и общественные объединения, уставы которых предусматривают участие в выборах, не вправе получать финансовую и иную материальную помощь от иностранных государств, организаций и граждан на деятельность, связанную с подготовкой и проведением выборов (ст. 31). Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ “О некоммерческих организациях” (принят Государственной Думой 8 декабря 1995 года). Статья 26 Закона определяет, что источниками формирования имущества некоммерческой организации в денежной и иных формах являются: регулярные и единовременные поступления от учредителей (участников, членов); добровольные имущественные взносы и пожертвования; дивиденды (доходы, проценты), получаемые по акциям, облигациям, другим ценным бумагам и вкладам; доходы, получаемые от собственности некоммерческой организации; другие не запрещенные законом поступления. Законами могут устанавливаться ограничения на источники доходов некоммерческих организаций отдельных видов. Порядок регулярных поступлений от учредителей (участников, членов) определяется учредительными документами некоммерческой организации. Полученная некоммерческой организацией прибыль не подлежит распределению между участниками (членами) некоммерческой организации. Федеральный закон от II августа 1995 г. № 135-ФЗ “О благотворительной деятельности и благотворительных организациях” (принят Государственной Думой 7 июля 1995 года). В соответствии с данным Законом источниками формирования имущества благотворительной организации могут являться: взносы учредителей благотворительной организации; членские взносы (для благотворительных организаций, основанных на членстве); благотворительные пожертвования, в том числе носящие целевой характер (благотворительные гранты), предоставляемые гражданами и юридическими лицами в денежной или натуральной форме; доходы от внереализационных операций, включая доходы от ценных бумаг; поступления от деятельности по привлечению ресурсов (проведение кампаний по привлечению благотворителей и добровольцев, включая организацию развлекательных, культурных, спортивных и иных массовых мероприятий, проведение кампаний по сбору благотворительных пожертвований, проведение лотерей и аукционов в соответствии с законодательством Российской Федерации, реализацию имущества и пожертвований, поступивших от благотворителей, в соответствии с их пожеланиями); доходы от разрешенной законом предпринимательской деятельности; поступления из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и внебюджетных фондов; доходы от деятельности хозяйственных обществ, учрежденных благотворительной организацией; Отметим некоторые особенности формирования имущества и средств некоммерческих организаций по видам источников. Уставный капитал. Гражданским Кодексом Российской Федерации не предусмотрена необходимость формирования уставного капитала некоммерческой организацией, однако регистрирующие органы требуют внесения уставного капитала при создании благотворительного фонда. В Указе Президента Российской Федерации от 8 июля 1994 года № 1482 “Об упорядочении государственной регистрации предприятий и предпринимателей на территории Российской Федерации” (пункт 3, подпункт “г”) говорится, что уставной капитал должен составлять не менее 100 минимальных заработных плат. В таком размере его обычно и формируют. При формировании уставного капитала учредителям необходимо учитывать, что в соответствии с частью первой статьи 118 Гражданского Кодекса, имущество, переданное фонду его учредителями, является собственностью фонда. Порядок формирования, доли учредителей, сроки внесения денежных средств и (или) имущества в уставной капитал определяются в уставе и учредительном договоре. При регистрации некоммерческих организаций иных организационно-правовых форм формирование уставного капитала не является обязательным, но поскольку в законодательстве не содержится прямого запрета на такие действия, учредители по своему усмотрению имеют право его сформировать. Членские взносы. Членские и вступительные взносы присутствуют как источник формирования имущества в организационно-правовых формах, предусматривающих членство, а именно: в общественных объединениях, религиозных организациях, партиях, ассоциациях (союзах). Сроки, размеры и порядок внесения членских взносов предусматриваются уставом общественного объединения или религиозной организации. Таким образом, возникает возможность дифференцированного подхода к определению размеров, сроков и порядка внесения взносов для каждого члена организации. Более того, в уставе общественной или религиозной организации может и не предусматриваться внесение вступительных и членских взносов. Устав членской организации может предусматривать внесение вступительных и членских взносов как финансовыми средствами, так и имуществом в натуральном выражении. Члены общественных и религиозных объединений утрачивают право собственности на имущество, переданное в качестве членских взносов (пункт 2 статьи 117 Гражданского Кодекса Российской Федерации). Целевые взносы учредителей. Принимая решение о создании некоммерческой организации, учредители, помимо передачи средств в качестве уставного капитала, имеют право передать организации право собственности на имущество, необходимое для осуществления уставных целей и задач. Благотворительные и иные общественные фонды, являющиеся юридическими лицами, обладают правом собственности на имущество, переданное им учредителями. Такое имущество закрепляется на балансе в качестве основных средств. В ходе деятельности организации учредители также имеют право передать некоммерческой организации денежные средства или имущество. При этом в договоре о передаче имущества могут быть оговорены как обще уставные, так и конкретные цели и виды деятельности, на которые может быть использовано имущество. При передаче имущества учредитель (участник) имеет право требовать заключения договора, в котором может быть оговорена цель передачи имущества и ответственность некоммерческой организации за использование имущества не по назначению. Добровольные пожертвования и гранты. Независимо от организационно-правовой формы некоммерческой организации, источником формирования ее имущества могут являться добровольные пожертвования юридических и физических лиц. С некоторых пор в некоммерческом секторе прочно укрепился термин “грант”. До недавнего времени этот термин обозначал пожертвования иностранных благотворительных организаций. Статус гранта в этом значении впервые был легализован Письмом Госналогслужбы и Минфина от II июня 1993 года №№ЮУ-4-06/88Н, 04-06-01 “О порядке налогообложения грантов, получаемых от иностранных благотворительных организаций”. Однако, с изданием Инструкции Госналогслужбы Российской Федерации № 35 в редакции от 29 июня 1995 года, указанное письмо утратило силу. Тем не менее, понятие гранта, как источника доходов некоммерческих организаций, прочно вошло в законы и подзаконные акты. В 1995 году термин грант получил признание на уровне федеральных законов. Так, в Законе “Об общественных объединениях” упоминается государственный грант— форма государственного целевого финансирования общественно полезных программ общественных объединений (ст. 17). В Законе “О благотворительной деятельности и благотворительных организациях” в качестве одного из источников формирования имущества благотворительной организации называется благотворительный грант (ст. 15). Этот термин упоминается и в Законе г. Москвы “О благотворительной деятельности” (ст. 8). При этом, необходимо отметить, что законодатель большое внимание уделяет вопросам правового регулирования государственных грантов. Укажем, к примеру. Постановление Правительства Российской Федерации № 633 от 23 мая 1996 года “О грантах Президента Российской Федерации для поддержки научных исследований молодых российских ученых —докторов наук и государственной поддержки ведущих научных школ Российской Федерации”. Этим постановлением предусмотрены конкурсный порядок предоставления грантов Президента, круг возможных соискателей таких грантов, порядок создания и деятельности Совета по грантам Президента Российской Федерации и др. Следует отметить —законодатель не дал ясного определения понятию “грант”. Более того, различные правовые акты содержат порой взаимоисключающие определения. Например, Федеральный Закон об общественных объединениях указывает, что грант—это форма государственного целевого финансирования (ст. 17). Указ Президента России № 1486 от 8 июля 1994 года “О реализации программы обеспечения жильем увольняемых в запас или отставку российских военнослужащих за счет гранта (безвозмездной субсидии), предоставляемого Правительством Соединенных Штатов Америки” в самом названии и по тексту (п. 2) называет грант безвозмездной субсидией. В Постановлении Правительства Российской Федерации № II от 12 января 1996 года “Об улучшении информационного обеспечения населения Российской Федерации” под грантом имеются в виду и возвратные ссуды (другими словами—кредиты), и лизинг, и товарный кредит, упоминаются также “и иные формы” грантов, (п. 3). Здесь же грантом называется и “налоговое освобождение”, но непонятно, отличается ли это понятие от обычных налоговых льгот. Доходы от предпринимательской деятельности. Законодательство наделяет некоммерческие организации правом ведения предпринимательской деятельности. Однако, здесь есть принципиальные положения, которые непременно следует учитывать. Некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению уставных целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям. Общественные объединения. Предпринимательская деятельность осуществляется общественными объединениями в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом “О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации” и другими законодательными актами Российской Федерации. Общественные объединения могут создавать хозяйственные товарищества, общества и иные хозяйственные организации, а также приобретать имущество, предназначенное для ведения предпринимательской деятельности. Создаваемые общественными объединениями хозяйственные товарищества, общества и иные хозяйственные организации вносят в соответствующие бюджеты платежи в порядке и размерах, установленных законодательством Российской Федерации. Доходы от предпринимательской деятельности общественных объединений не могут перераспределяться между членами или участниками этих объединений и должны использоваться только для достижения уставных целей. Допускается использование общественными объединениями своих средств на благотворительные цели, даже если это не указано в их уставах (ст. 37 Закона “Об общественных объединениях”). Закон “О некоммерческих организациях” устанавливает, что некоммерческая организация может осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана. Такой деятельностью признаются приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающих целям создания некоммерческой организации, а также приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах и участие в товариществах на вере в качестве вкладчика. Законодательством Российской Федерации могут устанавливаться ограничения на предпринимательскую деятельность некоммерческих организаций отдельных видов (ст. 24). Некоммерческие организации могут вести предпринимательскую деятельность не только непосредственно, но и через учреждаемые ими предприятия. Прибыль, полученная некоммерческими организациями, не может быть распределена между членами, участниками, собственпиками некоммерческих организаций и используется исключительно в соответствии с уставными целями некоммерческих организаций. К самостоятельной предпринимательской деятельности некоммерческих организаций может быть отнесена деятельность по реализации производимой продукции, работам и услугам, торговля покупными товарами и оборудованием, посредническая деятельность, внереализационные операции (доходы от реализации и сдачи в аренду имущества, доходы от акций и облигаций и иных ценных бумаг, доходы от участия в деятельности предприятий, другие доходы, не связанные с производством и реализацией продукции, работ, услуг). При осуществлении самостоятельной предпринимательской деятельности некоммерческие организации приравниваются к предприятиям, т. е. становятся субъектами предпринимательской деятельности и подпадают под действие законодательства о предпринимательской деятельности. В частности, на действующие и вновь создаваемые некоммерческие организации распространяется действие Положения “О порядке государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности” от 8 сентября 1994 года. Если учредительными документами некоммерческим организациям предоставляется право на ведение предпринимательской деятельности, то в соответствии с названным Положением они подлежат государственной регистрации органами, осуществляющими регистрацию некоммерческих организаций. В соответствии с Законом “О потребительской кооперации” от 19 июня 1992 года потребительские кооперативы в интересах пайщиков осуществляют заготовительную, торговую, производственную, посредническую и иную не запрещенную законодательством РФ деятельность. Предпринимательская деятельность потребительских кооперативов является дополнительной к основной некоммерческой деятельности. Например, гаражный потребительский кооператив может открыть производственные мастерские для обслуживания своих членов и других лиц за плату; ЖСК может сдать нежилые помещения в аренду. Потребительские кооперативы, ассоциации вправе создавать заготовительные, торговые, производственные и другие предприятия, учреждать банки, страховые общества. Потребительские кооперативы могут осуществлять в установленном порядке внешнеэкономическую деятельность, устанавливать связи с организациями и предприятиями зарубежных стран, пользоваться кредитами российских и зарубежных банков. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 24 января 1994 года № 24 “Вопросы потребительской кооперации в РФ” Правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов федерации оказывают содействие в деятельности потребительских кооперативов, предприятий, созданных потребительскими кооперативами, предоставляя различные льготы, в том числе и по налогообложению. Взаимоотношения между государственными органами и организациями потребительской кооперации строятся на основе ежегодно заключаемых соглашений. Доходы, полученные потребительскими кооперативами от предпринимательской деятельности, распределяются между его членами по решению общего собрания пайщиков, в ассоциациях (союзах) — по решению общего собрания представителей потребительских кооперативов. По результатам своей деятельности, в том числе предпринимательской, потребительский кооператив может быть признан банкротом, если он не в состоянии удовлетворить требования кредиторов. Решение о банкротстве принимают органы кооператива совместно с кредиторами или суд. В любом случае признание банкротства влечет за собой ликвидацию потребительского кооператива. Члены потребительского кооператива солидарно несут субсидиарную ответственность по долгам потребительского кооператива в пределах основных и дополнительных членских взносов. Религиозные объединения могут осуществлять предпринимательскую деятельность для достижения целей, ради которых они созданы. Это означает, что предпринимательская деятельность религиозных объединений является производной от уставных целей и задач и не должна им противоречить. Так, религиозные организации вправе производить, приобретать, экспортировать, импортировать, распространять предметы культа и религиозного назначения, религиозную литературу и т. д. Религиозные организации могут учреждать производственные, реставрационные, художественные, сельскохозяйственные и иные предприятия, а также пользуются исключительным правом учреждения предприятий по производству богослужебной литературы и предметов культа. Доходы от предпринимательской деятельности религиозных объединений не могут перераспределяться между членами этих объединений и используются по решению уполномоченных органов религиозных и общественных объединений на реализацию уставных целей и задач. Религиозные объединения по результатам своей предпринимательской деятельности не могут быть признаны банкротами, члены (участники) объединений не отвечают по обязательствам этих объединений. Фонды. На практике цель деятельности фондов заключается в аккумулировании финансовых и материальных ресурсов, результатов интеллектуальной деятельности для реализации различных гуманитарных программ. Предпринимательская деятельность фондов направлена в первую очередь на получение прибыли, необходимой для финансирования своей деятельности. Фондам наиболее целесообразно получать прибыль через создаваемые хозяйственные общества, либо от участия в этих обществах. Прибыль, полученная хозяйственными обществами, направляется по решению их высших органов управления, в которые входят представители фондов, на реализацию программ и финансирование текущей деятельности фондов. По результатам своей деятельности фонды могут быть признаны банкротами и ликвидированы по решению суда либо по общему решению органов фонда и его кредиторов. Учредители фонда не несут ответственности по обязательствам фонда. Фонд может быть ликвидирован, если его имущества и средств недостаточно для осуществления целей и задач, а вероятность получения необходимого имущества и средств мала. Ликвидация также возможна, если фонд осуществляет деятельность, противоречащую уставу, в том числе предпринимательскую. Решение о ликвидации принимает суд по заявлению учредителей либо органов фонда, например, попечительского совета, либо регистрирующего органа. Учреждения. Предпринимательская деятельность учреждений, их участие в хозяйственных обществах, товариществах допускается с согласия собственников, выраженного в учредительных документах учреждений. В уставах и положениях указываются виды деятельности, в т. ч. предпринимательской, которые осуществляют данные учреждения. Доходы, полученные от такой деятельности и приобретенное за их счет имущество, поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и учитываются на отдельном балансе. Полученные доходы используются на уставные цели учреждения. Предпринимательская деятельность образовательных учреждений регулируется Законом РФ “Об образовании” от 10 июля 1992 года. Государственные и муниципальные образовательные учреждения вправе оказывать населению, предприятиям и организациям дополнительные платные образовательные услуги, выходящие за рамки общеобразовательных программ и государственных образовательных стандартов. Если доход от такой деятельности направляется на уставную деятельность государственного или муниципального образовательного учреждения, то такая деятельность не относится к предпринимательской. Если платные образовательные услуги оказываются вместо или в рамках основной образовательной деятельности, то такая деятельность считается предпринимательской. Как правило, она осуществляется без согласия собственника в лице соответствующих органов управления образованием. Доходы от такой деятельности изымаются ими в соответствующий бюджет. Негосударственные образовательные учреждения вправе взимать плату с обучающихся и воспитанников на основании договора за образовательные услуги, в том числе и за обучение в рамках государственных образовательных стандартов. Если доход от такой деятельности идет на уставную деятельность, то такая деятельность не рассматривается как предпринимательская. Образовательные учреждения вправе осуществлять иную предпринимательскую деятельность, не связанную с предоставлением образовательных услуг, если такая деятельность предусмотрена уставом данного образовательного учреждения. Причем такая деятельность относится к предпринимательской лишь в той части, в которой получаемый от такой деятельности доход не направляется на уставную деятельность образовательного учреждения. Собственник или уполномоченный им орган управления вправе приостановить предпринимательскую деятельность образовательного учреждения, если она идет в ущерб его уставной деятельности. Прибыль, полученная государственными, муниципальными и негосударственными образовательными учреждениями (при наличии у них лицензии на право ведения образовательной деятельности) не подлежит налогообложению, если она направляется на нужды обеспечения, развития и совершенствования образовательного процесса (включая оплату труда) в данном учреждении. Постановление Правительства РФ от 28 апреля 1994 года № 407 “О первоочередных мерах по поддержке системы образования в России”, предполагает освободить бюджетные (государственные и муниципальные) образовательные учреждения от обязательной продажи части валютной выручки, полученной ими от продажи лицензий, экспорта научно-технической и образовательной продукции. Государственным образовательным учреждениям разрешено осуществлять подготовку специалистов на договорной основе за плату, предоставляемую физическими и юридическими лицами, самостоятельно устанавливать размеры оплаты за проживание в общежитиях, коммунальные и бытовые услуги, непосредственно не связанные с учебным процессом. Указ Президента РФ от 9 сентября 1992 года № 1553 “О мерах по поддержке государственных высших учебных заведений” предоставляет им право самостоятельно использовать переданное им имущество, в том числе и для ведения предпринимательской деятельности, сдачи его в аренду или пользование. Постановлением Правительства РФ от 25 декабря 1993 года № 1347 “О первоочередных мерах по обеспечению деятельности государственных научных центров РФ”, тем из них, которые являются бюджетными учреждениями, разрешается осуществлять предпринимательскую деятельность с целью использования свободных производственных мощностей и повышения квалификации кадров. В то же время устанавливается запрет на внесение имущества в уставные капиталы хозяйственных обществ и товариществ, сдачу его в аренду или залог. Предпринимательская деятельность учреждений культуры регулируется Законом РФ “Основы законодательства РФ о культуре” от 9 октября 1992 года № 3612-1. Предпринимательская деятельность учреждений культуры осуществляется в соответствии с уставами этих некоммерческих организаций, утвержденных учредителями (собственниками). Собственниками государственных муниципальных учреждений культуры выступают: Российская Федерация, субъекты федерации, городские, сельские, поселковые, муниципальные образования в лице соответствующих органов управления. Собственниками негосударственных учреждений выступают юридические и физические лица. Объединения юридических лиц (ассоциации и союзы). До принятия Закона РФ “О некоммерческих организациях” общий порядок ведения ассоциациями предпринимательской деятельности регулировался ГК РФ и другим действующим законодательством. ГК РФ допускает создание ассоциаций коммерческих и (или) некоммерческих организаций, члены которых сохраняют свою самостоятельность и права юридического лица. Самостоятельная предпринимательская деятельность ассоциациями коммерческих организаций не допускается, иначе такие ассоциации фактически становились бы предприятиями. Поэтому, в соответствии с ГК. РФ ассоциации коммерческих организаций, ведущие предпринимательскую деятельность, должны быть преобразованы в предприятия (хозяйственные товарищества, общества), либо должны создать для ведения предпринимательской деятельности предприятия, либо принять участие в деятельности такого предприятия. Этот принцип просматривается в принятом до вступления в силу ГК РФ Законе РФ от 7 июля 1993 года “О торгово-промышленных палатах в РФ”. Хотя торгово-промышленные палаты являются общественными организациями, объединяющими предприятия и индивидуальных предпринимателей (общественная организация вправе осуществлять самостоятельную предпринимательскую деятельность), торгово-промышленные палаты не ведут такой деятельности и создают для этого предприятия (пункт 3 статьи 12 Закона). Различные объединения коммерческих организаций, созданные в форме товариществ, акционерных обществ до вступления в силу ГК РФ и не осуществляющие предпринимательской деятельности, могут быть преобразованы в ассоциации некоммерческих организаций. Ассоциации, объединяющие коммерческие и некоммерческие организации, осуществляют предпринимательскую деятельность в таком же порядке, что и ассоциации коммерческих организаций. Ассоциации некоммерческих организаций осуществляют предпринимательскую деятельность в соответствии с тем законодательством, по которому они созданы, и по тем направлениям, которые определены в их уставах. Страницы: 1, 2 |
|
© 2007 |
|