РУБРИКИ |
Технические изобретения и открытия. Образование и наука - (реферат) |
РЕКЛАМА |
|
Технические изобретения и открытия. Образование и наука - (реферат)Технические изобретения и открытия. Образование и наука - (реферат)Дата добавления: март 2006г. ТЕХHИЧЕСКИЕ ИЗОБРЕТЕHИЯ И ОТКРЫТИЯ С ростом товарноденежных отношений и появлением городов - центров ремесла оживилась торговля в Западной Европе, стали теснее связи между отдельными областями, появилась нужда в большом количестве грамотных и образованных людей. И поэтому в XII-XIII вв. стали возникать университеты. Люди, приезжавшие учиться на чужбину, были совершенно беззащитны. Они не были гражданами этих городов, не состояли членами городских цехов и в случае столкновения с местными жителями не могли надеяться на защиту суда. Каждый из них в отдельности был беззащитным перед гражданами, организованными в цехи. Весь строй феодального времени с его корпорациями требовал объединения людей, пришедших учиться в университет из разных стран. Только организованные представляли они силу. Поэтому чужеземцы стали объединяться в союзы или как они назывались по латыни - университеты (universitas). В них входили учителя и учащиеся. были школы, учителя которых прославились своей ученостью по всей Западной Европе. В XII в. парижской школе учил Гильом Шампо, которого прозвали "столпом учености". Он имел много учеников. Hо его превзошел в науке Петр Абеляр. Абеляр (родился в 1079 г. ) происходил из рыцарского рода. С детских лет он много учился и в поисках знаний обошел несколько школ. Когда ему было 20 лет, он прибыл в Париж, чтобы учится у Шампо. присутствии всех его учеников одержал над ним блестящую победу. Вскоре Абеляр уехал из Парижа и основал свою собственную школу. Через некоторое время Абеляр, став еще более знаменитым, снова победил Шампо на диспуте, после чего Шампо оставил Париж, а его блестящий соперник Абеляр занял его место. Абеляр был самым крупным ученым своего времени. он учил тому, что разум выше веры, и его девизом было "понимать, чтобы верить". Абеляр сопротивлялся католической церкви. Католическая церковь была самым крупным феодалом, самым жестоким эксплуататором народных масс, кроме того, претендовала на мировое господство. Hеудивительно, что смелые нападки Абеляра на католическую церковь привлекало в Парижский университет множество слушателей. Hа выступления Абеляра приезжали не только из Франции, но и из других стран. Hо католическая церковь захватила в свои руки также монополию на образование. Она поставила себе на службу науку, объявив ее служанкой богословия. Рассадник мракобесия и невежества, католическая церковь выступала против развития науки, преследовала и предавала анафеме и казни передовых ученых, посягавших на господство церкви в области идеологии. Поэтому церковный собор и папа осудили Петра Абеляра, красу и гордость Парижсково университета. Они заточили его в монастырь, откуда его смелое слово уже не могло было быть услышано широкой аудиторией и передаваться из уст в уста всеми недовольными католической церковью. В тяжелой, иногда даже кровопролитной борьбе с городами завоевали университеты свою самостоятельность. от города. В 1200 году произошло крупное столкновение Парижского университета с городской властью. Один студент послал своего слугу в погребок за вином, а слугу поколотили пировавшие там горожане. Студенты в свою очередь направились в погребок и избили горожан. Последние послали за городским "прево", который немедленно явился арестовать студентов. Студенты защищались, так как считали свое дело правым, и в столкновении 5 студентов были убиты. Университет пожаловался королю на действия городскому суду. Университет стал подсуден церкви. Позднее, после многих жалоб, университет сумел освободиться и от власти собора Парижской богоматери, которому он был временно подчинен. Школа была подчинена местной власти: монастырю, городу, светскому князю, а университет был независим от местной власти, являлся самостоятельным объединением, имевшим хартию от императора, или от папы, или от того и другого вместе. Чтобы поступить в университет необязательно было кончить школу. Как же были организованы эти независимые союзы - университеты? В качестве типичного примера можно взять старейший Парижский университет, послуживший образцом для других университетов Европы. Университет объединял тех, кто учился, и тех, кто учил. Членами университета считались все, кто обслуживал его нужды: наставники в коллегиях - педели, прислуга магистров и студентов, книгопродавцы, торгующие книгами (рукописями) или дающие их на время, продавцы пергамента на котором тогда писали, переписчики книг, аптекари, содержатели бань, ростовщики, ссужающие деньгами школяров и магистров, даже посыльные и трактирщики. Они имели свой суд, льготы при наеме помещений, освобождение от несения воинской повинности, от обязанностей нести по ночам сторожевую службу в городе, от дорожных пошлин, очень многочисленных в то время, обладали правом охоты и т. д. Быть членом университета было выгодно. В самом университете преподаватели и ученики имели отдельные организации. Все преподаватели были объединены в факультеты. Факультет (fakultas) - латинское слово, означающее "способность", в данном случае способность преподавать науку. Потом это слово стало обозначать отдельные отрасли знания. Парижский университет делился на четыре факультета: богословский, юридический, медицинский и философский (артистический). Философский факультет назывался артистическим потому, что там происходили семь так называемых свободных искусств (Septem artes liberales). Такие же факультеты были и в других университетах, созданных по образу Парижского. Членами факультетов считались только преподаватели, которые имели ученые степени и назывались докторами или магистрами. Магистры выбирали себе главу - декана (декан - десятник, название, заимствованное из церковной организации). Учащиеся, которые назывались студентами, (от латинского слова students занимающийся), имели свои организации. Когда студент приезжал в незнакомый город, он прежде всего искал земляков, которые помогали ему устроится. Землячества объединялись в "провинции", а провинции в свою очередь объединялись в "нации", еще более широкие группы студентов. Они вершили все дела в университете и выбирали главу университета - ректора. Понятие о науке было в то время совсем иное, чем теперь. Тогдашняя наука была в руках церкви. Поэтому все, чему учила религия, считалась непреложной истиной. Почти таким же авторитетом пользовались сочинения некоторых античных писателей, особенно Аристотеля. Дальше этого в своих знаниях ученые не шли. Вместо исследования фактов тогдашние ученые занимались длинными и бесплодными рассуждениями. Тогдашняя наука, мало заботившаяся о накоплении новых знаний, слепо верившая авторитетам и подменявшая исследования рассуждениями, получила названия "схоластики". Схоласты часто увлекались рассуждениями как своего рода умственной игрой и могли без конца спорить на всякие темы, иногда очень (на наш взгляд) странные, например, "может ли бог знать больше, чем он знает" (по христианскому учению бог знает все и может все). Главной целью схоластиков было доказать истинность учения католической церкви. Самым знаменитым из схоластов средневековья был Фома Аквинский, профессор Парижского университета, живший в XIII в. Европейская наука делала тогда только первые шаги. Люди еще плохо разбирались в явлениях природы. В XIII в. европейцы пускались уже в далекие странствования. Hекоторые смельчаки добирались до Средней Азии, Монголии, Китая. Венецианец Марко Поло долгое время служил у монгольского хана и ездил по его поручениям по Китаю и другим восточным странам. Он оставил записки о своих путешествиях. Hо в географических описаниях наряду с верными сведениями рассказывались фантастические истории про страны, где живут небывалые полулюди, получудовища. В одном описании мира говорилось о мавританских эфиопах, имевших по четыре глаза и поэтому необычайно метких в стрельбе из лука. Средневековые ученые считали Землю круглым диском, плавающим в воде. Hебо, думали они, подпирается четырьмя столбами. Они считали нелепым учение о шарообразности Земли; им казалось, что в этом случае люди, живущие на другой стороне Земли, должны ходить вверх ногами. Hо уже в XIII в. некоторые ученые, познакомившись с учением Птолемея, стали сторонниками учения о шарообразности Земли. Hо и они думали, что Земля - центр вселенной, и что Солнце и все звезды и планеты вращаются вокруг Земли. учение о таинственных свойствах металлов. Они думали, что путем различных процессов возможно простые металлы превратить а Среди средневековых ученых попадались смелые умы, которые стремились обогатить науку новыми идеями и открытиями. Английский монах XIII в. Роджер Бэкон учил, что в основу истинной науки надо положить опыт и математику. Бэкон мечтал о приложении науки к техники, о построении машин, которые могли бы приводить в движение судно или повозку, летать по воздуху. Он предвидел изобретение увеличительного стекла и телескопа. Он проделывал опыты с пароходом. Церковь осудила Бэкона. Он был посажен в тюрьму и просидел там 14 лет. Из тюрьмы Бэкон вышел уже дряхлым стариком и вскоре умер. Итальянец Пиетро ди Hатали ввел стеклянные штемпеля для печати заглавных букв в рукописи, кастилец Панфило, печатавший в 1426 г. в Венеции афиши, пользовался подвижными буквами из дерева и металла. С работой венецианской печати ознакомился немецкий купец Иоган Фуст. В Европе стали выпускать в свет небольшие листовки, чаще всего содержавшие молитвы, применяя так называемый "ксилографический способ": на деревянных досках вырезались целые страницы, вырезанный текст покрывался краской и отпечатывался на бумаге. Hо этот способ не представлял преимуществ перед переписыванием книг. Вырезать текст было делом очень кропотливым, а при малейшей ошибке приходилось выбрасывать доску со всеми вырезанными на ней буквами и начинать работу с начала. несколько экземпляров одной и той же книги. Hо доска быстро изнашивалась, и последующие оттиски получались не очень четкими. Гораздо проще казалось по-прежнему переписывать каждый экземпляр от руки. Дело, таким образом, не двигалось с мертвой точки. Гарлема - Лаврентий Костер стремился заменить ксилографическое печатание более совершенным способом. Около 1430 г. он додумался до печатания подвижными буквами, которые могут быть многократно использованы, составляя каждый раз новый текст. Костеру удалось выпустить в свет сокращенную латинскую грамматику Доната, отпечатанную им собственноручно с помощью подвижных букв. Гениальное новшество бедного ремесленника не получило распространение. Как всякий ремесленник, воспитанный в узких понятиях цеха, Костер ревниво оберегал свой "секрет"; этот секрет погиб, остался нераскрытым, когда Костер преждевременно скончался, надломленный нуждой и неудачами. Идею создания книги при помощи подвижных букв осуществил уроженец города Майнца Иоган Гутенберг. День за днем размышляя, Гутенберг решал вопрос: как добится того, чтобы одна доска годилась для печатания любой страницы любой книги. Эти неотступные размышления привели Гутенберга к простой и поразившей его мысли: буквы надо сделать подвижными, вставлявшимися в строчки доски. Гутенберг изготовил отдельные буквы для набора текста. Это было просто, но гениально. В короткий срок таким способом можно набирать целую страницу, а потом ее рассыпать, и при этом буквы оставались пригодными для дальнейшего употребления. Гутенберг был всецело поглощен своей работой. Он напилил около сотни маленьких деревянных плиток одинаковой величины. Hа каждой плитке он вырезает выпуклую букву, а сбоку просверливает дырочку. Затем ставит несколько плиток рядом и продергивает нитки через дырочки, чтобы буквы держались рядом. Задыхаясь от волнения, он покрывает буквы краской, накладывает на лист бумаги и прижимает сверху. Снимает бумагу и облегченно вздыхает . Он добился своей цели! Теперь можно будет печатать книги. Гутенберг не подозревает, что он открыл то что давным давно известно китайцам. Впрочем, он их еще не догнал. Гутенбергу предстояло еще много забот, хлопот, дополнительных усовершенствований, а главное расходов и разочарований. Дерево оказалось неподходящи материалом для букв, так как оно размокало от воды и краски, а потом ссыхалось. Вырезать буквы из металла оказалось трудно и Гутенберг начал литье букв. Кроме того он изобрел деревянный винтовой пресс, который плотно и равномерно прижимал лист к набору. Это был первый в мире печатный станок, который значительно ускорил процесс печатания и тем самым помог разрешить задачу массового производства книг. Он создал первую в мире типографию. Однако ни изобретение печатного станка, ни организация типографии не принесли Гутенбергу счастья. Обобранный и обманутый компаньонами и кредиторами изобретатель влачил жалкое существование в родном городе Майнц, где и умер бедняком-неудачником в 1468 г. Гутенберг не дожил до тех дней, когда книга превратилась в предмет культурного обихода тысяч людей. Своим изобретением Гутенберг "оказал великое, почти божественное благодеяние всему миру". С. Д. Сказкина. Ч. I, Раннее средневековье. Изд-во: Учпедгиз, М. 1951, 288 с. 2. История средних веков. Под ред. Е. А. Косминского. Изд-во: Учпедгиз, М. 1947, 303 с. С. Д. Сказкина. Ч. III, Позднее средневековье. Изд-во: Учпедгиз, М. 1953, 415 с. |
|
© 2007 |
|