РУБРИКИ |
Обрядовая поэзия - (контрольная) |
РЕКЛАМА |
|
Обрядовая поэзия - (контрольная)Обрядовая поэзия - (контрольная)Дата добавления: март 2006г. ИГУ Обрядовой поэзией называется тот круг словесно-художественных жанров, какой сопровождает обряды. Обряд-это действия, имеющие по представлениям древних славян способность влиять на силы природы и вызывать хороший урожай и приплод скота, обеспечивать удачную охоту, богатство, здоровье и счастье людей. Календарной обрядовой поэзией называется группа обрядов и словесно- художественных жанров, связанных с народным календарём, который основывался на смене времен года и распорядка земледельческих работ. В русской обрядовой поэзии олицетворены силы природы, имеющие значения для земледельческого труда: солнце, земля, времена года (мороз, "весна-красна", лето). Календарные обряды и их поэзия делятся на четыре цикла соответственно четырём временам года: зимний, весенний, летний, осенний. Сущность обрядов и песензимнего цикласостоит в том, чтобы обеспечить будущий хороший урожай и приплод скота. Первая его часть относится ко времени от рождества Христова до так называемого крещения, вторая- от крещения до масленицы и характеризуется подготовкой к весенним земледельческим работам. Наиболее важным моментом обряда и поэзии зимнего цикла было калядование. В древности оно было связано с культом рождающегося солнца, а поэтому с зимним солнцестоянием и поворотом от зимы к теплу. После принятия христианства праздник Коляды совпал с празднованием рождества Христова. Каляда (с лат. ) - первый день месяца. Главной частью калядования было хождение молодёжи со звездой по домам и прославление божества (в древности Каляды, а затем Христа). Калядование начиналось перед рождеством и заканчивалось под новый год. Оно включало в себя пение песен (калядок), основной темой которых была тема поисков Каляды и обращение к ней, величание членов семьи, дома, причём хозяина прославляли за домовитость, сына за храбрость и ловкость, дочь за красоту, жену хозяина за умение вести дом. Калядки завершались просьбой к хозяевам дома наградить калядовщиков за их труд и песни. Таковой наградой было угощение. У всех славян колядки включают в себя, прежде всего пожелание достатка и счастья. Весьма интересна русская калядка, в которой есть загадочная картина какого-то массового действа, оно называется колядованием: У всех славян перед рождеством и прежде всего под новый год существовал обычай гадания. Они сопровождались подблюдными песнями. "Вещее" значение каждой песни потверждалось её припевом, например: Подблюдные песни имели бытовой характер. Как и в калядках, большое место занимали символы чисто крестьянского благополучия: хлеба, зерна, полной квашни и т. д. В некоторых местах гадания начинались особой песней, которая была "славой хлебу": В подблюдных песнях, предвещавших девушке скорое замужество, широко использовались символические образы, близкие к свадебной поэзии: "голубь с голубкой", "жемчуг с яхонтом", "золотой венец". Кроме любовного счастья подблюдные песни желали девушке богатства и благополучия в будущем её мужа. А в некоторых из них девушка изображалась и как мать большой семьи: Подблюдные песни предвещали не только радость, богатство и счастье, но и беды, одиночество, болезни и даже смерть: Символические черты боли присущи и некоторым играм молодёжи: Золотой цикл обрядов заканчивается Масленицей. Праздновали её в конце февраля или в начале марта. У русских этот праздник состоит из 3-х частей: встреча (понедельник), разгул или перелом в так называемый "чистый" четверг и прощание. Масленицу встречают шествием, напоминающем карнавал: толпы людей, веселых, крикливых, идут и едут на санях. Встречающие несут противни, сковороды, ухваты, стучат и гремят ими, приплясывают, поют песни. Впереди несут масленницу соломенное чучело, одетое как женщина. Её водружают на ледяной горе, с которой катаются на санках. Её проводы - комическое представление, пародирующее похороны. Масленницу вывозят за село и сжигают. Масленница изображалась в песнях как богатая, красивая и щедрая гостья, которую народ встречал с радостью и весельем: Исполнители масленичных обрядов своеобразно "заклинали солнце" и этим, по народным поверьям, вызывали его весеннее "разгорание". Традиционными стали катание "по солнцу", по кругу и устойчивый обычай печения и поедания блинов, круглая форма которых была как бы символическим "знаком" солнца. Обряды проводов масленицы сопровождались традиционными песнями. В одних обращались с просьбами подольше не уходить: В других - выражение любви к масленице сменялось проявлением радости, что её проводили: Период встречи весны по церковному календарю начинался около праздника благовещенье (25 марта) и кончался праздником Пасхи. По случаю прихода весны пекут из теста фигурки птиц (жаворонков, куликов), которые символизируют прилёт птиц. В это время пели, а скорее выкрикивали маленькие песни - веснянки. Кулика просили "замкнуть" зиму, "отпереть" весну, тёплое лето. Радостно встречаемая весна должна была принести свои дары - богатый урожай, приплод скота, удачу в хозяйственных делах. Вечером, накануне вербного воскресенья и благовещенья, на берегу реки собирались женщины и девушки, зажигали костёр, который символизировал весеннее "разгоранье" и водили вокруг него хоровод. В одной из веснянок весна приносила "скорость" женскому труду: Весенние "заклятия" имели характер "оберегов" от весенних заморозков. Бросая через порог на улицу ложку киселя, хозяйка угощала им мороз: День "красной горки" был как бы днём весенней кульминации. Образ "красной горки" - олицетворение весенней красоты земли. Яркой и поэтичной была троица - седьмое воскресенье после пасхи. Это время в народе называлось "русальной" неделей или "зелёными святками". Этот праздник отмечал расцвет природы. Украшали крыльцо и дом зеленью, цветами, а чаще свежими березовыми ветками. Центром праздника была берёзка, которую "завивали" и "развивали". Берёзка у русского народа олицетворяла собой весеннюю природу: Завитую и украшенную "берёзку" срубали и носили по деревне. Если "завивали берёзки" в лесу, то к этому присоединялся обряд "кумовства": девушки попарно целовались между собой через венки и таким образом клялись друг другу в дружбе и любви, они становились "кумами". В троицын день девушки шли в лес второй раз - "развивать берёзки". Если завитый девушкой венок оказывается засохшим, то это предвещало изменение в жизни. Затем девушки делали новые венки из берёзок и по дороге бросали их в воду. Когда же девушки снова шли в лес "развивать венки" и "раскумливаться", они пели: Значение праздника Купала сводилось к обрядовой подготовке людей к близкой жатве, к сбору урожая. В его честь производились, главным образом два традиционных обряда: купание и прыганье через костёр ( очистительные обряды ). Купала представляется живым существом то мужского, то женского пола. Он ходит по сёлам, как поётся в песнях, и приносят людям радость. Основная цель купальских обрядов - отогнать злых духов, чтобы они не испортили урожай перед жатвой. Средствами для этого служат огни и костры. Молодёжь ночь накануне Купалы проводила в поле. Купальские обряды включают в себя и гадание по венкам. В купальскую ночь собирают целебные травы и ищут клады (цветёт папоротник). В начале жатвы обряды были направлены на почитание первого снопа, снопа "именинника" или снопа - "деда". Сноп, нередко украшенный, торжественно приносился в деревню и хранился весь год. А также "живой матке" - колосу или колосьям с особенно крупными зёрнами. Из первых и последних колосьев на пашне завивали венки. Восстановить плодородие почвы помогал обряд "завивание бороды козлу". "Козёл упоминался только символически, как олицетворение плодородия. Последняя ещё не сжатая рожь тщательно пропалывалась и завязывалась на корню в сноп, а в середину этой завязанной "бороды козла" клалось угощение - краюшка хлеба с солью. Символизировали народную силу, трудолюбие и радость по окончанию сбора урожая: Особенно радостно отмечалось само окончание жатвы как долгожданный результат годового труда. Итак, календарная поэзия - это художественное обобщение трудового опыта крестьянина - землевладельца. Календарные праздники облегчали тяжёлый труд крестьян, давали им возможность отдыха, наполняя его поэзией. Среди семейно - бытовых обрядов основное место занимает свадебный обряд. У русских предсвадебные обрядывключали в себя: сватовство, смотрины, рукобитье и запой, великую неделю, баню и девишник. Сватовство, или сватанье, представляло собой приход представителей семьи жениха в дом невесты. В роли сватов обычно выступали отец и старший брат жениха; нередко с ними было и особое лицо, которое и выполняло роль свата, т. е. вело переговоры с родителями невесты. Смотрины представляли собой второй этап предсвадебных обрядовых песен. Родственники жениха приезжали в дом невесты и смотрели её, дом, хозяйство; до этого они разузнавали о семье невесты, её зажиточности; интересовались мнением односельчан о невесте и её семье. Родители невесты тоже иногда посещали дом жениха с теми же целями. Когда всё было выяснено и если обе стороны удовлетворены, происходил сговор, совершался договор о порядке свадьбы, о расходах, о приданном невесты. Невеста в это время повязывала каждому из сватов расшитые ею полотенца, а они дарили ей подарки и угощали пряниками и конфетами. Рукобитье было следующим моментом свадебного обряда. Оно состояло в окончательном договоре сторон, благословении жениха и невесты, пире, когда невеста угощала родных жениха, а они обменивались с ней подарками. Рукобитье, когда били по рукам в знак окончательной договорённости, заканчивалась заручинами - обещанием выполнить все условия договора и женить невесту и жениха. Великая неделя представляла собой подготовку к свадьбе. Надо было приготовить невесте платье для венца, приданое, нередко невеста в сопровождении "бояр", т. е. близких людей - родных и подруг, обходила село и приглашала на свадьбу гостей, прежде всего родных. Великая неделя заканчивалась украшением деревца, плетением венка, печением каравая, а затем баней, которая кроме гигиенических целей имела магический смысл - очищение от всего злого, вредного, что могло испортить невесту или же будущую жизнь молодых. Перед самой свадьбой собирался девишник. Это весьма поэтическая и эмоциональная часть обряда. Невеста прощалась с родителями и подругами, прощалась с "красотой", т. е. с венком или украшенным деревцем - символами девичества. Девишник заканчивался расплетением косы, что у восточных славян делала старшая сестра невесты или подруга, а у западных - обычно брат невесты или близкий родственник, что означало согласие всей семьи на брак. На следующий день после свадьбы или через день молодожёны посещали родных, начиная с родителей невесты. При этом их обычно одаривали, желали им счастья, принимали приветливо и заботливо. Так к ним должны были относиться все в течении всей их жизни. Главная часть свадебного обряда - свадьба - включала в себя: приготовление невесты к венцу, приезд жениха за невестой; всё заканчивалось прощанием невесты с родителями и родным домом и благословением её отцом и матерью. В свадебном фольклоре можно выделить пять жанров: величальные, корильные, свадебные лирические песни, причитание и приговоры. По обрядовой функции, поэтическому содержанию и художественным особенностям это один из самых ярких жанров. Строгой закреплённости величальных песен в обрядах не было. Объектами изображения величальных песен не стали конкретные действия, они рисуют участников свадьбы. Персонажами величальных песен являются две группы участников свадьбы: свадебные чины (жених, невеста, тысяцкий, дружка, большой боярин, средний боярин, подружье, поезжанин, сваха, сват и т. д. ) и гости новобрачных. Художественная форма величальных песен, как и их поэтическое содержание, также жанрово обусловлена. Первую композиционную форму величальных песен представляют песни-описания: они строятся на основе прямого изображения внешности величаемого и выражаемого к нему отношения. Второй формой является вопросно-ответная форма; обыкновенно песня начинается с риторического вопроса задаваемого себе поющими, а затем следует ответ, в котором изображается внешность величаемого. В начале песен идёт риторическое восклицание, восхваляющее величаемого, а затем - основная часть, разъясняющая, почему же величаемый человек вызвал такое восхищение. Песни-обращения: от начала и до конца обращение к величаемому: Песни-диалоги - начинаются с просьбы к невесте рассказать о ком-либо из участников свадьбы… Повествовательная часть плюс монолог или диалог. Повествовательная часть имеет три разновидности: s в повествовательной части - пейзаж; о величаемом человеке рассказывают или птицы или животные. s символическое описание величаемого при помощи параллелизма: Начинается с небольшой символической картины, переходящей затем в изображение величаемого. Символическая часть плюс реальная. Различие разновидностей этой формы: Среди величальных песен встречаются такие, которые совмещают в себе несколько композиционных форм. на композиции некоторых песен ощущается влияние композиции, больше характеризующей другие жанры фольклора, особенно лирическую песню. Особенность композиции во многом объясняется и характером их исполнения. Величальные песни пелись за вознаграждение, поэтому выработалась специальная форма - дополнение к величальным песням. Иногда величальные песни начинались с них или песенки - дополнения разбивались на части: Художественные средства величальных песен, как и композиция, достаточно сложны и разнообразны. Величальные песни исполнялись хором. все образы величальных песен можно разделить на две группы: на собственно свадебные; между ними есть определённая взаимосвязь - намечаются соотношения образов девушки и невесты, холостого парня и князя жениха и т. д. Особенно стоят образы вдовы и вдовца. Все образы (кроме вдовы и вдовца) создаются по одной схеме: изображаются внешность, одежда, богатство и т. д. Но не смотря на общую схему, персонажи между собой различаются: они своеобразны, и это зависит от их возрастной и семейной определённости. Основным принципом создания образов - принцип идеализации, находящийся в прямой зависимости от главной функции величальных песен как жанра - функции величания того или иного участника свадьбы. Обрядовая функция и поэтическое содержание величальных песен объясняют их оригинальные композиционные формы и жанровую специфику использования художественных общефольклорных средств. Семья невесты боялась потерять расположение мифических сил, которые покровительствовали семье и берегли её до этого времени. Чтобы не лишится этого расположения, надо было представить вхождение невесты в чужую семью как проявление насилия со стороны жениха. Акцент в ней не на изображение человека, а на тех бедах которые призываются на его голову. В отличие от величальных песен, корильные создают комическо-сатирический портрет величаемого, смеются над человеческими пороками. Предметом изображения является человек - его внешность, одежда, отношение к нему окружающих - принцип гротеска. Гротеск не знает только низкого и только высокого. Он мешает противоположности, сознательно создавая остроту противоречий и играя одной лишь своеобразностью… В корильных песнях возникает целая галерея портретов нищих, воров, обжор, пьяниц, дураков: По своим моральным качествам персонажи корильных песен противопоставлены персонажам величальных. возрастная характеристика и семейное положение персонажа никак не сказываются на его изображении; образы обнаруживают очень большое сходство, а потому очень слабо различаются между собой. Вполне определённо можно говорить о мужском и женском персонажах. Например: песни дружке и тысяцкому отличаются только адресатом. корильные песни выработали довольно устойчивый тип песни, в котором адресатом является не один человек, а коллектив. окружающий персонажей мир изображался фантастическим, ярким, существующим как бы вне реального пространства и времени. Корильная песня активно использует, например, приметы не городского, а крестьянского быта, причём нередко заглядывают в её тёмные уголки. В них употребляются такие детали, чтобы оттенить наиболее непривлекательные качества адресата корильных песен и выразить к нему отрицательное отношение. Описательность- главная композиционная особенность, так как "ругая" человека, создавали, прежде всего, его портрет. Сравнительно редко используется композиционная форма "повествовательная часть + монолог". 2. изображение участника свадьбы при помощи описания его поступков. 3. изображение персонажа через описание тех событий, в которых он или участвует, или может принять участие; события эти случаются или могут случитьсяобязательно не по его вине. сами поющие накликают на голову того человека, которому поётся песня, разные беды, невзгоды. В любой корильной песне используется или один, или два, или три, а то и все четыре способа описания. В зависимости от этого они могут быть и двухчастными, и трёхчастными, и четырёхчастными. Корильные песни пародировали употреблявшийся в величальных песнях композиционный приём "вопрос - ответ", наполнив его другим содержанием, текст которых строился при помощи ряда вопросов, соединяющихся попарно - "по смыслу". Оксюморонпоказывает несуществующие в действительности предметы - способствует созданию более яркой, запоминающейся картины. Эвфемизмы также способствуют более яркому, но не прямому изображению участника свадьбы и отношения к нему: скрытая ирония, юмор становится основой подтекста. Свадебные лирические песни обрядовы по своему назначению, в выражении или вполне определённого обрядового чувства, настроения. Песни, воспроизведя обряды, могли создавать необходимый обрядово - эмоциональный колорит свадьбы. Свадебные лирические песни были обращены к совершаемым обрядам, но исполнители стремились выразить в песнях, прежде всего своё отношение к ним. По эмоциональному содержанию свадебные лирические песни подразделяются на две противоположные группы (отрицательные, положительные). Свадебные события могут быть расположены в определённом порядке: они дают представления о взаимоотношениях молодых до свадьбы, во время свадьбы и после неё в определённой последовательности и оценка - указывает на еёцикличность. Смысл песен заключается в том, чтобы как можно ярче, глубже и эмоциональнее представить трагическую судьбу девушки - невесты. События развиваются последовательно, со всё возрастающей драматической напряжённостью. Самая последняя песня, которая венчает эту группу, рассказывает о просьбе девушке. цикл. Также есть начало и конец. Но героев два - жених и невеста. Молодец спрашивает дорогу в её терем: Здесь девушка радостно встречает весть о замужестве. Конец в этой группе не является неожиданным - когда уже муж спрашивает невесту, кто ей мил больше всех из роду: Объектом изображения в лирических свадебных песнях являлся обряд, но главным, ради чего создавались эти песни, было обрядовое чувство - выражения эмоционального отношения к свадьбе как к факту действительности. Тема свадьбыпроходит через все свадебные песни. Среди свадебных лирических песен выделяются: Свадебная лирическая песня рассказывает о каком-нибудь одном событии из ряда событий, которые должны произойти или уже произошли с женихом и невестой. изображение событий - строго объектизировано (повествование в третьем лице единственного или множественного числа). Не нарушалась временная последовательность их исполнения в обряде - зависит от логики развития обряда и чувства. Среди свадебных лирических песен нет песен построенных при помощи монолога - было бы трудно различать песни и причитания. Свадебный обряд, который был объектом изображения в песнях, представлял собой действие - со своим началом, кульминацией и финалом. Необрядовая лирика не изображала действие. Но самым важным аргументом эволюции необрядовой лирики, по сравнению с обрядовой, является выработанный ею новый тип композиции, который описал С. Г. Лазутин, - "цепевидный". Песни с "цепевидной" композицией строятся на ассоциациях, полутонах. Свадебные лирические песни не знают такой композиции. В лирических необрядовых песнях, например, большую роль играет изображение "авторского" (исполнительского) переживания и непосредственной оценки событий действующими лицами - персонажами песни. В лирической - и особенно протяжной песне присутствует голос как бы "стороннего" наблюдателя, своеобразного судьи её персонажей, который и высказывает своё мнение о них. В свадебной лирической песне нет и слов показывающих "авторское" (исполнительское) отношение к изображаемым событиям, которое в лирических необрядовых песнях выражается преимущественно в зачинах: В лирических необрядовых песнях большую роль играют также концовки. Их функция подобна функции зачина: они являются "авторскими" пояснениями к изображаемым в песне событиям, их оценкой - положительной или отрицательной. Свадебные же лирические песни не имеют концовок: песни всегда начинаются с непосредственного изображения какого-либо события, им же и кончаются. Итак, лирические свадебные песни строятся при помощи пяти композиционных форм, с одной стороны, сближающих эти песни с необрядовой лирикой, с другой отличающих их от неё. Сходство двух разновидностей лирики объясняется общностью функций, различие же - тем, что свадебные песни связаны с обрядами. Можно выделить три вида экспозиции свадебных лирических песен: символическая - всегда начинает свадебную песню с символической картины или образа условно-поэтическая- активно использует метафору и другие виды иносказания, начиная песню изображением жизни человека. Как и в первой, так и во второй песне используется условная образность, иносказание, однако в первом случае оно сложное, требует затем объяснения, во втором же - простое, но всё-таки иносказание, так как обстановка действия и персонажи, участвующие в этом действии, так же условны, как и образ ясного сокола, который "летал на горы". Иносказание же, как представляется, в лирических свадебных песнях создаётся при помощи приёмовгиперболизации и идеализации. Третий тип экспозиции во многом сближает свадебные песни с другими песенными жанрами необрядовой лирики. Свадебные обряды, начинающие повествование с символической части, могут иметь эту часть в разном объёме. Самой большой символической частью может быть такая, которая изображает целостную картину всего события, происходящего на свадьбе. Возможны и такие символические экспозиции песен, в которых свадебные события рисуются не полностью, а частично. Символические образы чаще всего начинают песню, но иногда они встречаются в середине текста; например - в начале: Параллелизм в сочетании с символическим изображением свадебных событий широко используется в свадебной лирической песне. Рядом с параллелизмом в свадебных лирических песнях употребляется другой композиционный приём -приём ступенчатого сужения образа. Как и параллелизм, чаще всего он встречается в экспозиции песен. Например, в песне: Часто употребляющимся композиционным приёмом в свадебных лирических песнях являютсяобращения. Они могут быть символическими и несимволическими. Приведём примеры символических обращений: Как параллелизм сопровождается символическим изображением действительности, так и обращения всегда сопровождаютсятавтологией. Тавтология в обращениях служит тому, чтобы возможно точнее представить тот объект, к которому обращаются. В обращении могут повторяться одни и те же слова - здесь мы имеем дело со своеобразным повтором: Тавтология взаимодействует с палилогией. Значение палилогии в поэтической системе лирических свадебных песен не ограничивается только композиционной функцией: она часто используется в тех случаях, когда также нужно внести в изображение предмета какое-то новое качество, новый признак. Например: Такой же задаче в свадебных лирических песнях служит и другое художественное средство -синонимия, активно взаимодействующая с параллелизмом. Как правило, уточняются два понятия - или действие, или предмет, или то и другое одновременно. В зависимости от этого синонимизируются чаще всего три части речи: глагол, существительное и прилагательное. Невеста, например: Характерным художественным средством свадебных лирических песен является такжеэпитет. Например: Итак, свадебные лирические песни являются, с одной стороны, оригинальным жанром свадебного фольклора, отличаясь от величальных и корильных песен как своей доминирующей функцией, так и поэтическим содержанием, художественной формой, с другой - представляют собой своеобразный жанр народной лирики. Н. И. Кравцов "Славянский фольклор" Московский госуниверситет, 1976 г. "Русское народное поэтическое творчество" Под редакцией А. М. Новиковой Московский госуниверситет, 1976 г. Ю. Г. Круглов "Русские свадебные песни" Москва, Высшая школа, 1978 г. |
|
© 2007 |
|