РУБРИКИ |
Особенности средневекового искусства Западной Европы - (реферат) |
РЕКЛАМА |
|
Особенности средневекового искусства Западной Европы - (реферат)Особенности средневекового искусства Западной Европы - (реферат)Дата добавления: март 2006г. Термин " романский стиль" условен и возник в первой половине 19 века, когда была обнаружена связь средневековой архитектуры с римской. В 11 12 веках церковь достигла вершины могущества . Ее влияние на духовную жизнь того времени было безгранично. Церковь была глывным заказчиком произведений искусства. И в проповедях церкви и в сознании народа жила идея греховности мира , исполненного зла, соблазнов , подвласного воздействию страшных и таинственных сил. На этой основе в романском искусстве Западной Европы возник этический и эстетический идеал, противоположный античному искусству. Превосходство духовного над телесным выражалось в контрасте неистовой духовной экспресии и внешнего уродства облика. Сцены страшного суда и апокалипсиса - ведущий сюжет в оформлении церквей, скульптуры и рельефов. Ведущим видом искусства в средние века была архитектура. Церковная романская архитектура опиралась на достижения каролинкского периода и развивалась под сильным воздействием в зависимости от местных условий от античного или византийского или арабского искуства. Основной архитектурной задачей было создание каменного, по большей части монастырского храма, отвечающего требованиям церковной службы. Главным его типом является тип базилики. Суровость и мощь романских храмов были порождены заботами об их прочности . Строители ограничивались простыми массивными формами из камня, оконные и дверные проемы очень узкие. В очертаниях форм проебладают простые верктикальные или горизонтальные линии , а также полуциркульные арки. (см. рис 1) стремясь к облегчению конструкций романские мастера решали очень сложные задачи прочности сооружений. появились конструкции, в которых нейтрализация распора достигалась за счет взаимодействия уравновешивающих друг друга сил. , одним из таких решений явилось создание крестовых сводов образованных пересением двух пересекающихся под прямым углом отрезков полуциркульных сводов равного радиуса (см. рис. 1 ) Храм романского стиля чаше всего развивает унаследованную от римлян древнехристианскую базилику. В плане это латинский крест (см. рис. 2) . Наружный вид романского храма суров и прост и ясен. Формы романской культовой архитектуры в часности обилие плоскостей способствовали распространению монументальной скульптуры, которая существует в форме рельефа , распластанного на плоскости стены или покрываюшая поверхность капителей. В композициях преобладает плоскостное начало. Фигуры располагаются в пределах верктикальных поверхностей, причем композиция не дает ощущения глубины. Обращают на себя внимание разные маштабы фигур. размер их зависит от иерархической значимости того , кто изображен : Христос всегда больше ангелов и апостолов, которые в свою очередь больше простых смертных. Но это только одна зависимость . Фигуры находятся в определенном соотношении и с архитектурными формами. Изображения в середине - крупнее, чем те которые находятся по углам. На фризах помещаются фигуры приземистых пропорций , а на несущих частях удлиненные. Такое соответствие изображения архитектурных очертаний одна из характернейших черт романского стиля. Для искусства этого времени характерна также любовь ко всему фантастическому, это заметно и в выборе сюжетов - Апокалипсис. Часто встречаются в орнаментах фантастические существа - возможно это пережитки языческих верований. Памятники романского искусства рассеяны по всей Западной Европе. Больше всего их во Франции , которая в 11 - 12 веках была не только центром филосовского и теологического движения , но и широкого распространения еретических учений. В архитектуре и скульптуре встречаются наибольшее разнообразие форм и решенных конструктивных проблем . В грандиозных храмах Бургундии , занявших первое место среди французских школ , были сделаны первые шаги к изменению конструкции сводчатых перекрытий в типе базиликального храма. Классический образец текого сложного типа пятинефная монастырская церковь в Клюни ( см. рис. 2 ) . Это был самый большой храм из всех построек того времени . Своими размерами он значительно превосходил даже главный храм католического христианства - базилику Святого петра в Риме. ( 187 метров против 120 метров в длину) . Романская архитектура Франции выработала целый ряд разнообразных конструкций , обеспечивающих надежность сводов. Помимо утолщения опор и стен эту задачу решали либо путем нейтрализации распора главного полуциркульного свода за счет направленных в противоположную сторону сил. Жертвуя верхним светом, в центральном нефе , строители возводили так называемые зальные церкви равной или почти равной высоты, благодаря чему, распор центрального свода погашался отчасти встречным давлением боковых ( см. рис. 3) . Боковые нефы делали даже двухярусными , что увеличивало их тяжесть, а также делало здание более вместительным . Чтобы облегчитьь свод центрального нефа предавали ему стрельчатое сечение , вводли подпорные арки , которые принимали основную нагрузку и верхний свод прорезали окнами ( см. рис. 4 ) . В Германии особое место в строительстве соборов в 12 веке занимали города, на Рейне . В Вормском соборе ( 1171 - 1234 г. г. ) , построенном из желтого песчанника , членение объемов менее разработаны , чем во французских храмах, это создает ощущение монолитности форм. Первые произведения романской скульптуры Франции возникли на рубеже 11 12 веков. В 12 веке впервые за все время развития западноевропейской культовой архитектуры скульптурные изображения начинают широко использоваться для декорирования фасадов церквей. Самым замечательнм творением романской монументальной пластики являются гигантские рельефные композиции над порталами храмов. Сюжетами чаще всего служили грозные пророчества Апокалипсиса и страшного суда . Композиция строго подчинена принципу иерархии центром является расположенная по главной оси и занимающая всю высоту фигура Христа , причем если фигура Христа симметрична и неподвижна , то вокруг него все исполнено бурного движения. Длинные, почти бесполые тела апостолов служат как бы воплощением теологической идеи о преодолении духовным началом " косной " материи. В романской пластике встречаются сочетания возвышенного и повседневного , грубо-телесного и отвлеченно умозрительного , героического и комически - гротескного. Изображения страшного суда наглядно представляют богословскую схему иерархической структуры мира . Ценром композиции всегда служит фигура Христа . Верхнюю часть занимает небо , нижнюю - грешная земля , по правую руку Христа находится рай и праведники ( добро ) по левую - осужденные на вечные муки грешники , черти и ад ( зло ) . При всей обязательности этой схемы реализация ее чрезвычайно разнообразна . Например , в тимане собора Сент-Лазар в Отене ( 1130-1140) в сцене Страшного суда рядом с грозными величественным образом Христа изображен почти гротескно-комедийный эпизод взвешивания добрых и злых дел умерших , сопровождающийся плутовством дьявола и ангела , причем дьявол дан одновременно и страшным и смешным , ( илл. 78 , [ ]). Путь развития немецкого романского искусства был менее последовательным. В период наивысшего обострения борьбы между империей и папством церковное искусство приобрело в Германии черты сурового аскетизма . Более чем когла либо враждебного миру , более чем когда либо направленного на воплощение сверхчувственного начала. Развитие "строгого стиля" можно проследить на примете многочисленных деревянных распятий 12 века. Ровные параллельные , линии складок одежд , такими же параллелями намечены волосы , борода , фигура аскетична и неподвижна, Христос не страдающий человек , а суровый и беспристрасный судья , победивший смерть . Самым прославленым является " Распятие Имервальда" , по имени мастера его выполнившего . На смену романскому искусству пришла готика. Название это тоже условно. Оно было синонимом варварства в предствавлении историков Возрождения , которые впервые применили этот термин , характерезуя средневековое искусство. Повышенная одухотворенность, нарастающий интерес к человеческим чувствам , к индивидуальному , красоте реального мира - отличает его от романского искусства. Готическое искусство искусство цветущих торговых и реместленных городов комунн , добившихся изветсности и самостоятельности внутри феодального мира . между романским и готическим стилем трудно провести хронологическую границу. 12 век - расцвет романского стиля , вместе с тем с 1130 года появляются новые формы . Готический стиль в Западной Европе достиг вершин (высокая готика ) в 13 веке . Угасание приходится на 14-15 века ( пламенеющая готика ) . Строительство осуществляется не только церковью , но и общиной (организованными в цехи профессиональными ремесленниками и архитекторами) . Между строительными артелями , странствовашими из города в город , сществовали связи , обмен опытом и знаниями . самые значительные сооружения , и прежде всего соборы , возводились на средства горожан. Часто над созданием одного памятника трудились многие поколения . Грандиозные готические соборы резко отличались от монастырских церквей романского стиля . Они были вместительны , высоки, нарядны , зрелищно декорированы . Динамичность , легкость и живописность соборов определяет характер городского пейзажа. Вслед за собором устремлялись вверх и городскте посройки. В замысле городского , а не монастырского собора проявились и новые идеи католической церкви , возросшее самосознание горожан , новые преставления о мире. Динамическая устремленность ввысь всех форм храма была порождена идеалистическим устремлением души к небу. Готическуий собор по ставнению с романским новая ступень в развитии базиликального типа постройки , в которой все элементы стали подчиняться единообразной системе. Главное отличие готичекого собора - устойчивая каркасная система , в которой конструктивную роль выполняют крестово-реберные стрельчатые своды , провезенные сетью выстыпающих ребер, выложенных из камня , арки стрельчатой формы определяющие во многом внутреннмй и внешний облик соборы (см. рис. ). Классическое выражение готический стиль получил во Франции. Величайшее сооружение - собор Парижской богоматери (заложен 1163 г, достраивался до середины 13 века) . Зрелая готика отмечена дальнейшим нарастанием ветрикализма линий , динамической устремленностью ввысь. Реймский собор - место коронования французских королей одно из самых цельных произведений готики, замечательный синтез архитектуры и скульптуры. Главные черты , характерезующие готическую скульптуру , могут быть сведены к следующему : во первых на смену господству в художественных концепциях абстрактного начала приходит интерес к явлениям реального мира, религиозная тематика созраняет свое доминирующее положение , но ее образы меняются , наделяются чертами глубокой человечности. Одновременно усиливается роль светских сюжетов , и важное место , хотя не сразу , начинает занимать сюжет , Во вторых - появляется и играет доминирующую роль круглая пластика , хотя рельеф существует также. Одним из самых распространенных сюжетов в готике остался " Старшный суд " , однако иконографическая программа расширяется . Иньерес к человеку и влечение к анекдотичности рассказа нашли выражение в изображении сцен из жизни святых . Выдающий ся пример изображения легенд о святых является датируемый последней четвертью 13 века тимпан "История святого Стефана " на портале собора Парижской богоматери . Включение реальных мотивов характерно и для множества небольших рельефов. Как и в романских храмах , большое место занимают в готических соборах изображения чудовищ и фантастических существ , так называемых химер. |
|
© 2007 |
|