РУБРИКИ

Общее содержание воды в листьях калины в условиях биостанции - (диплом)

   РЕКЛАМА

Главная

Логика

Логистика

Маркетинг

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Международное публичное право

Международное частное право

Международные отношения

История

Искусство

Биология

Медицина

Педагогика

Психология

Авиация и космонавтика

Административное право

Арбитражный процесс

Архитектура

Экологическое право

Экология

Экономика

Экономико-мат. моделирование

Экономическая география

Экономическая теория

Эргономика

Этика

Языковедение

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Общее содержание воды в листьях калины в условиях биостанции - (диплом)

p>Исследовательская деятельность школьников в работе кружков и факультативов 4. 5. 1 Кружки

Среди внеклассных занятий по биологии главное место занимает кружок юных натуралистов как основное ядро при организации всех других мероприятий. В школьной практике нередко считают всевозможные работы по биологии, выполняемые группой после уроков, юннатскими занятиями, хотя они большей частью являются внеурочными. Цель кружка юных натуралистов – заинтересовать учащихся биологией, углубить и расширить их знания, выработать у них навыки наблюдения и экспериментирования и способствовать воспитанию научного мировоззрения. Работа в кружке юннатов проводится систематически, по определенному плану, с добровольным, но постоянным составом участников. В практике школ имеются: в начальной школе – общий юннатский кружок, а в средней – специальные поклассные кружки: в 6 классе – кружок юных ботаников; в 7 классе – кружок юных зоологов; в 8 классе – кружок юных физиологов; в 9 – 11 классах – кружок юных биологов, хотя все они называются юннатскими кружками. Такое распределение диктуется уровнем знаний, приобретенных по курсу, и разницей в возрасте учащихся. Интересы же учащихся (за малым исключением) постоянны: они возникают при изучении одного из курсов, а затем сменяются новыми. Конечно, между всеми кружками должна быть связь, преемственность в работе и кооперация при совместном проведении массовых мероприятий и общественно полезной работы. Однако нередко учащиеся старших классов продолжают заниматься ботаникой и зоологией в соответствии со своими интересами. Дифференциация юннатских кружков соответственно изучаемым в школе биологическим курсам, с одной стороны, дает возможность более углубленно познать тот или иной из них и, с другой стороны, использовать результаты некоторых опытов на уроках. Работу учащихся в кружке следует рассматривать и как средство воспитания. Нередко учителя ставят условиями приема в кружок хорошую успеваемость по биологии и хорошую дисциплину. Однако опыт лучших учителей показывает: в результате занятий в кружке неуспевающие учащиеся начинают интересоваться биологией, а учащиеся с плохим поведением – вести себя значительно лучше. В кружке важно сочетать индивидуальную самостоятельную творческую и ответственную работу каждого учащегося с работой коллективной, общественной. Работа кружка поэтому организуется таким образом, чтобы учащиеся воспитывались в совместном коллективном действии, в общем стремлении к одной цели, чтобы у них развивались коллективистские, общественные навыки. «Правильно воспитывать коллектив – это значит окружить его сложной целью перспективных представлений, ежедневно возбуждать в коллективе образы завтрашнего дня, образы радостные, поднимающие человека и заражающие радостью его сегодняшний день», - говорил А. С. Макаренко. Учитывая психологию учащихся 6, 7 классов, нельзя ставить им отделенные по времени цели или занимать их однообразной работой. Однообразная работа не годится и для учащихся старших классов, хотя поставленные цели могут быть более отдаленными. Количество учащихся в кружке обычно не превышает 15 – 20 человек. Если желающих больше, то организуют две группы, занимающиеся в разное время. Занятия с кружком лучше проводить, как показал опыт многих школ, один раз в неделю или два раза в месяц. Занятия кружка следует строить по общим темам, включающим различные экспериментальные работы и знакомство с литературой, применяя разнообразные методы как индивидуальной, так и коллективной работы. Изучив в 8 классе раздел «Обмен веществ и энергии» (учебник Д. В. Колесова, Р. М. Маша, И. Н, Беляева), на занятиях кружка учащиеся могут изучить биохимический состав плодов калины, роль содержащихся эелемнтов в обмене веществ организма в процессах пищеварения и кровообращения; их использование и переработку. В качестве примера приведем конспект заседания кружка на тему: «Изучение биохимического состава калины, способы ее переработки и использование» (Приложение 1).

    4. 5. 2 Факультативы

Факультативные занятия являются самостоятельной формой работы, которая проводится по утвержденным Министерством просвещения программам. Эти программы являются примерными, они могут быть скорректированы учителем с учетом условий жизни. В то же время изменения программы не должны снижать идейного и научного уровня факультативов. Факультативные занятия, как правило, включаются в расписание. Для них установлена определенная норма наполняемости группы (в пределах 15 – 20 человек). Поэтому нужно не допускать отсева учащихся в течение года, проводить занятия живо, интересно. Главная задача факультативных курсов – развить у школьников интерес к биологии, углубить теоретические и практические знания по различным проблемам науки, расширить кругозор, удовлетворить потребности интересующихся биологией школьников в разностороннем познании живой природы, в овладении методами научного исследования, умениями самостоятельного ее изучения. Поэтому факультативные курсы по биологии должны наиболее полно отражать достижения науки, раскрывать ее связь с практикой, подводить к мировоззренческим выводам. С помощью факультативных курсов учащиеся узнают о практическом значении биологических знаний, учатся использовать их при выращивании сельскохозяйственных растений и животных, сортоизучении, опытничестве, для решения проблем охраны природы. Факультативы содействуют выбору учащимися будущей профессии. Ориентации их на работу в определенной области народного хозяйства, связанной с биологическими знаниями, способствуют начальной подготовке в избранной профессии. Особенно возрастает образовательная, воспитательная и развивающая роль факультативных занятий в период реформы школы, с их помощью учащимся 8 – 11 классов предоставляется возможность углубленного изучения по их выбору отдельных предметов физико – математического, химико – биологического и общественно – гуманитарного циклов. Таким образом, факультативы являются основной формой дифференциации обучения в нашей стране в условиях всеобщего обязательного среднего образования. В связи с этим необходимо более строго подойти к отбору факультативных курсов, уточнить их содержание и структуру, повысить их роль в трудовом воспитании и профориентации учащихся, в подготовке их к труду. Содержание факультативных курсов по биологии в период реформы школы отражает требование более тесной связи теории с практикой. При этом необходимо избежать излишней теоретизации курсов, а также не допустить их узкого практицизма. Факультативные курсы «Физиология растений», «Физиология животных», «Физиология человека» (как дополнение программы основного курса) и «Физиология высшей нервной деятельности и психология» существуют более десяти лет. Углубленное познание учащимися растительной клетки, ее субмикроскопического строения и физиологии дает возможность довести до сознания сущность химизма и энергии фотосинтеза, обосновать космическую роль растений, подвести к выводу об их огромном значении для всего живого на Земле, о необходимости охраны и планового воспроизводства растительного мира. Физиологические знания используются в сельскохозяйственной практике при выращивании растений, служат основой для осознания учащимися агротехнических мероприятий, направленных на повышение урожайности растений (Зверев, Мягкова, 1985). В итоге выполнения работ учащиеся должны приобрести навыки в самостоятельной постановке опытов по физиологии растений: уметь составить план проведения опыта, внимательно и в точно намеченное по плану время провести наблюдения, сделать точные измерения, подсчеты, оформить дневник, начертить графики, диаграммы, составить таблицы, демонстрирующие результаты опытов, сделать выводы (Васильева, Горбунова, Кашина, 1978). Факультативы имеют большое значение для решения задач политехнического образования, подготовки учащихся к трудовой деятельности, профориентации на сельскохозяйственные профессии. Факультативы по физиологии человека, высшей нервной деятельности с основами психологии имеют большую теоретическую направленность. Следует отметить необходимость усиления в их содержании гигиенических и медицинских знаний, уделения большого внимания вопросам физиологии трудовой деятельности. Большое практическое и мировоззренческое значение имеет знание учащимися генетики, селекции, молекулярной биологии. Однако нет необходимости более полно раскрывать эти вопросы в основном курсе. Изучение факультативного курса по генетике для интересующихся учащихся дает возможность глубоко познать теорию гена, основные генетические закономерности и их молекулярно – цитологические основы, показать прикладной характер генетических знаний: значение генетики для развития учения об онтогенезе, эволюции, экологии, селекции. Изучение курса убеждает школьников в огромном значении экспериментальных исследований для развития теоретических положений генетики, позволяет ознакомиться с этапами познания генетических явлений и убедить их в познаваемости живой природы. В то же время целесообразно при изучении данного курса усилить внимание к практическим знаниям, более обстоятельно рассмотреть вопросы селекции, генетики популяций, значение этих знаний для практики. Не менее важна роль этого факультатива в гигиеническом воспитании учащихся, в раскрытии генетики человека, вредного влияния алкоголя, никотина, наркотиков на генотип человека. Трудно переоценить значение экологически знаний для осознания учащимися практической, ценностной, эстетической роли живой природы в жизни человека, в развитии общества. Факультативные курсы по экологии «Охрана природы», «Введение в экологию», «Основы биогеоценологии» в тесной связи с основным предметом дают возможность учащимися глубоко усвоить знания теоретических основ охраны природы, овладеть практическими умениями по изучению численности популяций, выявлению факторов, вызывающих резкие колебания их численности, а также вооружить школьников умениями разрабатывать мероприятия по охране популяций, видов, биогеоценозов. Всю группу факультативных курсов по биологии можно рассматривать как систему, обеспечивающую углубленную теоретическую и практическую подготовку по наиболее важным биологическим проблемам, имеющим большое значение для подготовки учащихся к трудовой деятельности. В то же время развитие биологической науки и народного хозяйства требует разработки факультативного курса прикладного характера по биотехнологии. Эта отрасль производства развивается бурными темпами, и в ближайшие годы будет играть большую роль в народном хозяйстве. Она будет нуждаться в квалифицированных кадрах и увлеченных людях. Совершенствование методики преподавания факультативных курсов должно быть направлено на усиление внимания к самостоятельным работам учащихся с натуральными объектами (проведение опытов, наблюдений, самонаблюдений), с изобразительной наглядностью, с учебником и научно – популярной литературой. Особенно перспективны факультативные курсы, которые проводит учитель совместно со специалистами, когда занятия организуются не только в классе, но и в научно – исследовательских институтах, на селекционных станциях, биологических кафедрах педагогических институтов, в заповедниках и т. д... В этом случае учащиеся знакомятся с методами научного исследования, включаются в проведение эксперимента, становятся причастными к исследованиям. Новые требования по совершенствованию факультативов выдвигаются реформой школы. Таким образом, система внеклассных занятий, факультативных курсов по биологии позволяет значительно углубить биологические знания учащихся, привить им практические и общеучебные умения, содействовать формированию их научного мировоззрения, улучшить профессиональную подготовку и укрепить профессиональные устремления с учетом своих способностей и склонностей (Зверев, Мягкова, 1985).

    Развитие умений и навыков исследовательской деятельности
    учащихся при выполнении лабораторных работ

Чаще всего используются два способа организации лабораторных работ: фронтальный, когда учащиеся выполняют задания под руководством учителя, и индивидуальный, когда каждый ученик выполняет работу по инструктивной карточке. Лабораторная работа не всегда должна занимать целый урок, она может быть рассчитана и на часть урока. Познавательная деятельность учащихся при выполнении лабораторной работы с целью изучения нового материала направляется заданием или инструктивной карточкой, в которых указаны ход работы, последовательность выполнения действий учащимися; предусматривается формулирование вывода, ответа на вопросы, заполнение таблицы, схемы и т. д... На первых этапах изучения биологии степень самостоятельности учащихся в усвоении новых знаний при выполнении лабораторной работы небольшая. Учитель дает инструкции и проводит фронтальное руководство деятельностью учащихся, оказывает им помощь, привлекая таблицы, модели, делая зарисовки на доске, и контролируя восприятие учащихся путем проведения беседы. Только после того, как будут сформированы умения по выполнению лабораторной работы, учащимся предлагаются задания поискового характера, которые повышают их познавательную самостоятельность. Лабораторная работа может занимать весь урок или его часть. Это зависит от содержания и объема выполняемой работы (Калинова, Мягкова, 1989). Лабораторные работы особенно ценны в учебно – воспитательном отношении, когда в них содержатся вопрос, задача, которые надо решить учащимся, применяя на практике приобретенные знания; умения будут развиваться не механически, а основываясь на знаниях. На вопрос, проблему, задачу, которые ставятся перед началом лабораторной работы, учащиеся должны ответить ее результатами. Вопросы и задания лабораторных работ позволяют выявить уровень овладения школьниками теоретическими знаниями и практическими умениями, а именно: готовить препараты клеток и тканей; работать с лупой и микроскопом; ставить опыты с растениями с целью изучения их жизнедеятельности; определять растения местных видов, принадлежащих к различным систематическим группам и т. д. Дидактический материал должен позволять осуществить промежуточный контроль знаний учащихся на разных уровнях сложности. Наряду с заданиями репродуктивного характера школьникам предлагается проверить умения оценки достоверности факта, выдвигать и отстаивать гипотезу, интерпретировать данные лабораторной работы. Особое внимание при контроле знаний следует уделять проверке усвоения системы биологических понятий, раскрытию взаимосвязей и взаимозависимостей между биологическими системами разного уровня организации, а также с окружающей их средой. Правильно проведенные лабораторные работы заставляют учащихся проделать ряд логических операций: выявление сходства и различия, классификация, вывод, обобщение, умозаключение. Основными методами в исследовательской работе являются наблюдение и эксперимент, т. е. методы, связанные с непосредственным изучением предметов и явлений живой природы. Лабораторные работы развивают умения и навыки учащихся только при правильном планомерном их проведении. На уроках биологии исследовательская деятельность школьников может быть организована именно в процессе выполнения лабораторной работы. Далее мы приводим конспект урока с применением лабораторной работы исследовательского характера.

    Конспект урока на тему:
    «ЦВЕТОК И ЕГО СТРОЕНИЕ»

ЦЕЛЬ: развить понятие «цветок», включая подробности строения пестика и тычинок, подвести учащихся к выводу, что цветок – это орган размножения. ЗАДАЧИ:

Образовательные: сформировать понятие о цветке как видоизмененном побеге, служащим для семенного размножения; о пестике, тычинках, околоцветнике, чашечке; о цветках правильных и неправильных; об околоцветниках простом и двойном; о цветках обоеполых и раздельнополых; растениях однодомных и двудомных. Развить умения в написании формул цветков. Воспитательные: формирование научного мировоззрения на основе знаний связи строения и выполняемой функции. Осуществлять экологическое, эстетическое, природоохранное воспитание. Развивающие: продолжить развитие умений наблюдать, сравнивать, делать выводы, правильно выполнять рисунки.

    МЕТОДЫ:
    Словесный – рассказ с элементами беседы.

Наглядный – демонстрация таблиц, муляжей, раздаточного материала (фиксированные цветки), иллюстраций учебника. Практический – лабораторная работа.

ОБОРУДОВАНИЕ: таблицы, модели, иллюстрации, фотографии, фиксированный материал, препаровальные иглы, лупы.

    ХОД УРОКА:
    УЧИТЕЛЬ: - Здравствуйте, ребята, садитесь.
    В: - Что вы изучали на предыдущем уроке?
    О: - Видоизменения побегов.
    В: - Что же такое побег?

О: - Побег – это стебель с расположенными на нем листьями и почками. В: - Какие видоизменения побегов вы знаете?

    О: - Корневища, клубни, луковицы.

УЧИТЕЛЬ: - У растений существует еще один видоизмененный побег, который может быть разнообразным по форме, окраске и который всегда радует наш глаз. Посмотрите, пожалуйста, на рисунки (таблицы). Что вы видите? (Демонстрация иллюстраций цветов: см. Приложение 2). О: - Цветок.

    В: - Каких растений?
    О: - Тюльпана, яблони, ландыша, шиповника.
    В: - А этот цветок принадлежит какому растению?
    О: - ? ..

УЧИТЕЛЬ: - Этот цветок принадлежит не очень распространенному в нашей местности растению – калине обыкновенной. И вот цветок является тоже видоизмененным побегом. Как вы поняли, на сегодняшнем уроке мы будем изучать еще один видоизмененный побег – цветок. Запишите тему урока: «ЦВЕТОК И ЕГО СТРОЕНИЕ». И целью нашего урока будет изучение строения цветка и выяснение его значения для жизни растения. В: - Из чего развивается побег?

    О: - Побег развивается из почки.

УЧИТЕЛЬ: - И цветок тоже развивается из почки. И, как вы видите, он может располагаться и на главных, и на боковых побегах. (Демонстрация различных положений цветков – на верхушке и на боковых побегах) УЧИТЕЛЬ: - Давайте дадим определение – что такое цветок и запишем его в тетрадь. О: - ЦВЕТОК – это видоизмененный укороченный побег…

    УЧИТЕЛЬ: - служащий для семенного размножения.

Для изучения строения цветка мы с вами откроем научно – исследовательскую лабораторию, в которой будут существовать различные отделения, занимающиеся рассмотрением вопросов, связанных с этим очень важным генеративным органом. Так, запишем в тетрадь: ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №… Тема: «Изучение строения цветка» на примере цветка калины. Для этого мы должны выбрать контингент научных работников, которые будут осуществлять работу в этих отделах. Итак, каждый отдел будет носить специальный характер: 1 отдел: по изучению околоцветника.

    2 отдел: будет изучать строение тычинок и пестика.

3 отдел: изучает виды цветков и деление растений на однодомные и двудомные. Необходимо отметить одну особенность калины. Зацветает она в первой половине июня. Сначала распускаются крупные белые цветки по периферии щитка. (Демонстрация фотографий)

    СОЦВЕТИЯ КАЛИНЫ:
    СОУЗГА
    УЛЬГЕНЬ
    8 - 37

Эти цветки бесполые (стерильные) и служат для привлечения насекомых – опылителей. (Демонстрация фотографий): СТЕРИЛЬНЫЕ ЦВЕТКИ КАЛИНЫ:

    СОУЗГА
    УЛЬГЕНЬ
    8 - 37

Затем раскрываются мелкие цветки внутри соцветия, строение которых мы и будем изучать в ходе нашей лабораторной работы. Итак, каждый отдел получает свои индивидуальные задания, после выполнения которых вы должны будете сделать отчет на Совете. Первое задание будут выполнять все три отдела. А дополнительные будут вам указаны в инструкции. Итак, задания:

    1 отдел: 1. Строение цветка калины.
    А) Рассмотреть рисунок «Строение цветка яблони».
    Б) Рассмотреть рисунок «Строение цветка калины».
    В) Расчленить согласно рисунку цветок калины и определить
    все его части. Зарисуйте и подпишите их.
    (Фиксированные цветки калины)
    Г) Определить наличие или отсутствие чашелистиков у калины
    и яблони.
    2. Околоцветник двойной и простой.
    А) Прочитать абзац на стр. 126.
    Б) Определить околоцветник у калины.

В) Сравнить изображения цветков с разными околоцветниками и выписать в два столбика растения с простым и двойным околоцветником: ландыш, шиповник, капуста, пролеска, картофель, лилия. 2 отдел: 1. То же.

    2. Строение тычинки и пестика:
    А) Прочитать абзац на стр. 127.

Б) Рассмотреть тычинки и пестик у калины. Установить их количество. В) Зарисовать строение тычинки и пестика калины.

    3. Цветки обоеполые и раздельнополые:
    А) Прочитать абзац на стр. 127.
    Б) Записать определения.
    В) Привести примеры.
    3 отдел: 1. То же.
    2. Виды цветков:

А) Прочитать абзац на стр. 124 «Цветки правильные и неправильные». Б) Дописать схему:

    Цветки
    Правильные Неправильные

Примеры подберите по рисункам: вишня, горох, фиалка, пастушья сумка, томат, львиный зев. 3. Растения однодомные и двудомные:

    А) Прочитать абзац на стр. 128.
    Б) Привести примеры.

УЧИТЕЛЬ: - А сейчас мы заслушаем отчеты наших научных работников. ОТЧЕТЫ:

    1 отдел: 1. А) Строение цветка яблони.

В центре цветка хорошо заметен пестик. Он окружен многочисленными тычинками. Пестик и тычинки – главные части цветка. Вокруг тычинок и пестика расположен околоцветник. У яблони околоцветник состоит из листочков двух типов. Внутренние листочки – это лепестки, составляющие венчик. Наружные листочки – чашелистики, - образуют чашечку. Венчик цветка яблони состоит из белых или бело-розовых несросшихся лепестков. У других растений (душистый табак, яснотка, паслен черный, примула) лепестки срастаются в нижний части в трубку. Поэтому различают венчики свободнолепестные и сростнолепестные. Чашечка цветка яблони состоит из пяти сросшихся у основания зеленых листочков, у некоторых растений, например у гвоздики, чашелистики нижними частями страстаются в трубку. У других, например у герани, чашелистики не срастаются. Тоненький стебелек, на котором у большинства растений сидит цветок, называются цветоножкой, а ее верхнюю, расширенную часть, которая может принимать различную форму – цветоложем.

    Б)
    В)
    Г) (Демонстрация фотографий).
    ЦВЕТКИ КАЛИНЫ:
    СОУЗГА
    УЛЬГЕНЬ
    8 - 37
    Д) У яблони есть чашелистики, а у калины они отсутствуют.
    2. А) Околоцветник простой и двойной.

У яблони околоцветник состоит из чашечки и венчика. Такой околоцветник называют двойным. Кроме яблони, его имеют вишня, капуста, роза и многие другие растения. У некоторых растений, главным образом, у однодольных (лилия, амариллис, тюльпан), все листочки околоцветника более или менее одинаковы. Такой околоцветник называют простым. У одних растений листочки простого околоцветника крупные и яркие, например у тюльпана или орхидеи, а у других, например у ситника, невзрачная. Цветки ивы, ясеня не имеют околоцветника. Их называют голыми. Б) У калины простой околоцветник.

    В) ПРОСТОЙ: ландыш, пролеска, лилия.
    ДВОЙНОЙ: шиповник, капуста, картофель.
    2 отдел: 1. То же.
    2. А) Строение тычинки и пестика.

У яблони каждая тычинка имеет пыльник, внутри которого созревает пыльца. Пыльник расположен на тычиночной нити. Пестик имеет рыльце, столбики и завязь. У яблони пестик образован пятью сросшимися между собой в основании столбиками. В верхней части они свободные, и каждый несет по одному рыльцу. Завязь пятигнездная. В гнездах находятся семязачатки, из которых после цветения развиваются семена. Б) Рассмотрев строение трубчатого цветка калины, мы установили, что количество тычинок = 5, а пестик – 1.

    В) Строение цветка калины.
    3. А) Цветки обоеполые и раздельнополые.

Большинство растений имеет цветки, в которых есть как тычинки, так и пестики. Это обоеполые цветки. Но у некоторых растений (огурец, кукуруза) одни цветки имеют только пестики – пестичные цветки, а другие – только тычинки – тычиночные цветки. Такие цветки называют раздельнополыми. Б) Обоеполые цветки – цветки, у которых есть и тычинки и пестики. В) Пестичные: огурец, кукуруза.

    Тычиночные: ива.
    3 отдел: 1. То же.
    2. А) Цветки правильные и неправильные.

Листочки околоцветника (простого и двойного) могут располагаться так, что через него можно провести несколько плоскостей симметрии (яблоня, вишня, капуста и др. ). Такие цветки, через которые можно провести одну плоскость симметрии (горох, шалфей), называют неправильными. Б) Правильные цветки: вишня, пастушья сумка, калина, томат. Неправильные цветки: горох фиалка, львиный зев.

    (Демонстрация цветков: см. Приложение 2)
    А) Растения однодомные и двудомные.

Такие растения, как огурцы и кукуруза, называют однодомными, так как пестичные и тычиночные цветки у них развиваются на одном растении. Коноплю, тополь и иву называют двудомными растениями, так как у них тычиночные цветки расположены на одних растениях, а пестичные – на других. Двудомны также некоторые виды осок. Б) Если пестичные и тычиночные цветки развиваются на одном растении, то оно – однодомное: огурцы, кукуруза. Если же тычиночные цветки расположены на одних растениях, а пестичные – на других, то такие растения двудомны: осоки. УЧИТЕЛЬ: - Какой же вывод мы сделаем по лабораторной работе? О: - Цветок калины имеет сходное строение с цветками других растений, но имеет и свои специфические особенности. УЧИТЕЛЬ: - Молодцы, ребята, вы справились с поставленными задачами. А следующий вопрос, который мы изучим – формула цветка. При составлении формулы цветка простой околоцветник обозначается буквой – О, чашелистики – буквой Ч, тычинка – Т, пестик – П. Число чашелистиков, лепестков, тычинок, пестиков показывают цифрами, а если их больше двенадцати, то значком - Если какие-либо части цветка срослись, то соответствующие цифры пишут в скобках. Правильный цветок изображают звездочкой - *, неправильный – стрелкой , однополые мужские (тычиночные) цветки – знаком О, женские (пестичные) – О. Записываем условные обозначения и примеры. Формула цветка калины: *Ч0Л(5)Т5П1; вишни - *Ч8Л5Т П1.

УЧИТЕЛЬ: - Ребята, вы провели сегодня большую работу. А теперь давайте подведем итог. Половое размножение покрытосеменных растений связано с цветком. Его важнейшие части – тычинки и пестики. В них происходят сложные процессы, связанные с половым размножением, которое вы будете изучать на последующих уроках. В: - Итак, какой же вы можете сделать вывод по уроку?

О: - ВЫВОД: цветок – видоизмененный укороченный побег, служащий для семенного размножения. В строении всех цветков можно отметить черты сходства, но существуют много видов растений, которые имеют свои особенности. Примером тому служат цветки калины обыкновенной. УЧИТЕЛЬ: -Что же вы узнали сегодня на уроке?

- Давайте повторим. Для этого впишите названия частей цветка так, чтобы буква «К» была общей.

    ПЕСТИ
    ЦВЕТО
    ВЕНЧИ –
    ЧАШЕЧ – А
    ТЫЧИН – А
    ЛЕПЕСТО
    ЦВЕТОНОЖ - А
    ЧАШЕЛИСТИ
    ОКОЛОЦВЕТНИ

УЧИТЕЛЬ: - Все изученное вы повторите дома в параграфе 28 стр. 125-128. Ответьте на вопросы после параграфа, стр. 128. Выучите термины. УРОК ОКОНЧЕН.

    СТРАНИЦА ИЗ ТЕТРАДИ УЧЕНИКА
    15/03 - 2002
    Тема: «Цветок и его строение»

Цветок – это видоизмененный укороченный побег, служащий для семенного размножения. Лабораторная работа №

    Тема: «Изучение строения цветка».
    Строение цветка калины:
    Чашелистики отсутствуют.
    Строение цветка яблони:
    Околоцветник простой и двойной.

Двойной околоцветник – околоцветник, состоящий из чашечки и венчика (яблоня, вишня, капуста, роза). Простой околоцветник – околоцветник, состоящий только из венчика (амариллис, лилия, тюльпан). Голые цветки – цветки, лишенные околоцветника (ива, ясень). Простой околоцветник Двойной околоцветник Калина; ландыш; Шиповник; капуста; Пролеска; лилия. Картофель.

    Строение тычинки и пестика яблони.

Тычинки и пестик калины похожи по своему строению на тычинки и пестик яблони. Цветки обоеполые и раздельнополые.

Обоеполые цветки – цветки, у которых есть и тычинки и пестики (калина). Раздельнополые:

Пестичные – цветки, имеющие только пестики (огурец, кукуруза). Тычиночные – цветки, имеющие только тычинки (ива).

    Цветки правильные и неправильные.

Правильные – листочки околоцветника располагаются так, что через него можно провести несколько плоскостей симметрии. Неправильные – цветки, через которые можно провести одно плоскость симметрии. Правильные цветки Неправильные цветки Вишня, калина, Львиный зев, горох, Пастушья сумка, фиалка.

    Томат.
    Растения однодомные и двудомные.

Однодомные – у которых пестичные и тычиночные цветки развиваются на одном растении (огурец, кукуруза). Двудомные, у которых тычиночные цветки расположены на одних растениях, а пестичные – на других (конопля, тополь, осоки). ВЫВОД: цветок калины имеет сходное строение с цветками других растений, но имеет и свои специфические особенности. Формула цветка:

    О – околоцветник.
    Ч – чашелистики.
    Т – тычинки.
    П – пестик
    * - правильный цветок.
    - неправильный цветок...
    О – однополые мужские цветки.
    О – однополые женские цветки.
    ( ) – сросшиеся части цветка.
    Формула цветка: калины *Ч0Л(5)Т5П1
    Яблони: *Ч5Л5Т П1

ВЫВОД: цветок видоизмененный укороченный побег, служащий для семенного размножения. В строении всех цветков можно отметить черты сходства, но существуют много видов растений, которые имеют свои особенности. Примером тому служат цветки калины обыкновенной. ПЕСТИ

    ЦВЕТО –
    ВЕНЧИ –
    ЧАШЕЧ – А
    ТЫЧИН – А
    ЛЕПЕСТО –
    ЦВЕТОНОЖ – А
    ЧАШЕЛИСТИ
    ОКОЛОЦВЕТНИ
    Д/з: параграф 28, стр. 125-128, вопросы стр. 128.

Научная деятельность школьников решает многие образовательные и воспитательные задачи: углубляет и расширяет знания учащихся, развивает познавательный интерес, способствует выработке умений и навыков проведения элементарных научных исследований, тем самым готовя новые кадры для современной науки. Разнообразные формы и методы исследовательской работы дают возможность учащимся выбрать для себя наиболее подходящие и интересные. Источником научной работы учащихся служит научная деятельность самого учителя, и объекты исследований могут совпадать: это могут быть как уже известные виды растений, так и малораспространенные, но приобретающие сегодня большую значимость. Например, нетрадиционные культуры, которые в настоящее время привлекают большой интерес ученых.

    Полученные результаты позволяют сделать следующие
    ВЫВОДЫ:

Калина хорошо адаптируется к условиям агробиостанции, о чем свидетельствует ее быстрая приживаемость на суглинистых почвах и вступление ее в период цветения и плодоношения (уже на третий год). Листья калины содержат достаточно высокий процент воды, что связано с молодым возрастом кустов, погодными условиями экспериментальных лет, а также наличие близко расположенной реки. Вода в листьях калины распределяется соответственно периодам вегетации, то есть наличие достаточного количества воды в «критические периоды» и при дальнейшем развитии плодов и семян. Калина может быть рекомендована для выращивания на агробиостанции Мичуринского государственного педагогического института. Калина является хорошим объектом для изучения в школе и для внедрения ее на пришкольные участки. Полученные данные использовались на уроке и во внеклассной работе.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Интродукция дикорастущих видов позволяет сохранить многие из них в культуре. Нетрадиционные растения, обладая высоким адаптивным потенциалом и не требуя тепличных условий, способна переносить неблагоприятные погодные явления. Эти растения позволяют расширить сортимент плодово-ягодных культур и обеспечить население достаточным количеством плодов, содержащих многие питательные и лечебные вещества. Исследования общего содержания воды в листьях калины показали, что процент его достаточно высокий, и это позволяет культуре успешно расти и развиваться в данной местности. Использование калины в школе позволяет осуществлять природоохранное, экологическое, эстетическое, трудовое воспитание. Как интересный объект калина может стать предметом научных исследований школьников, тем самым готовя молодые кадры для отечественной науки.

    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Агрохимия / Под ред. Б. А. Ягодина. – М. : Агропромиздат, 1989. – С 96-98. Антипов Н. И. Особенности водообмена различных экологических групп растений. – Рязань, 1973. Бабин Д. М. Энциклопедия цветоводства. – Минск: Миринда, 2000. – 480с. Баславская С. С. , Трубецкова О. М. Практикум по физиологии растений. – М. : МГУ, 1964. Бейдеман И. Н. Основные направления в изучении водного обмена у растений в природе // Водный обмен в основных типах растительности СССР как элемент круговорота веществ и энергии / Отв. Ред. : Г. И. Галазий, И. Н. Бейдеман. – Новосибирск, 1975. – С 3. Белов И. Г. , Корчагина В. А. Уроки ботаники в 5 – 6 классах. – М. : Просвещение, 1974. – 239с. Беляева Л. Т. Ботанические экскурсии в природу. – М. : Учпедгиз, 1958. – С 3-4 Боброва Т. А. Ботаника: Учебное пособие. – М. : ТЕРРА, 2000. – 304с. Быстров А. А. , Круберг Ю. К. Школьный определитель растений. – Учпедгиз. Ленинград. отд-ие, 1947. Васильева Е. М. , Горбунова Т. В. , Кашина Л. И. Эксперимент по физиологии растений в средней школе: Пособие для учит. – М. : Просвещение, 1978. Васильев Б. Р. Строение листа древесных растений различных климатических зон. – Изд-во Ленинградского университета, 1988. – 208с. Ващенко И. М. , Трофимова И. В. Калина – интересный биологический объект // Биология в школе. – 1989. - № 6. Верзилин Н. М. , Корсунская В. М. Общая методика преподавания биологии. – М. : Просвещение, 1976. Верзилин Н. М. По следам Робинзона. – М. : Просвещение, 1994. – 218с. Верзилин Н. М. Учитель ботаники, или разговор с растениями. – Л. : Дет. Лит. , 1984. Викторов Д. П. Малый практикум по физиологии растений. – М. : Высшая Школа, 1983. Водный обмен растений / Отв. Ред. : И. А. Тарчевский, В. Н. Жолкевич. – М. : Наука, 1989. – С 99-106. Гейтс Д. Молекулы и клетки. Вып. 2. – м. : Мир, 1967.

Генкель П. А. Физиология растений. – М. : Просвещение, 1985. – 335с. Гроздова А. Б. , Некрасов В. И. , Глоба-Михайленко Д. А. Деревья, кустарники и лианы. – М. : Лесная промышленность, 1986. Гуленкова М. А. , Красникова А. А. Летняя полевая практика по ботанике. – М. : Просвещение, 1976. Дары природы / Сост. В. Третьякова. – М. : ТЕРРА - Книжный клуб, 1998. – 288с. Доспехов Б. А. Методика полевого опыта (с основами статистической обработки результатов исследований). – М. : Колос, 1968. Доспехов Б. А. , Гордиенко Г. И. Методика опытной работы в школе. – М. : Просвещение, 1975. Жолобова З. П. Калина. – Мичуринск, 1994. – С 173-174.

Зверев И. Д. , Мягкова А. Н. Общая методика преподавания биологии: Пособие для учит. – М. : Просвещение, 1985. Калинова Г. С. , Мягкова А. Н. Задания для самостоятельной работы учащихся по биологии. – М. : Школа – Пресс, 1999. Калинова Г. С. , Мягкова А. Н. Методика обучения биологии. 6 – 7. Растения, бактерии, грибы, лишайники. – М. : Просвещение, 1989. – 28-31 Карманов В. Г. , Мелешенко С. Н. Регулирование по замкнотому контуру в системе водного обмена растения // Состояние воды и водный обмен у культурных растений / Ред. Н. С. Петинов. – М. : 1971. Книга для чтения по биологии: Растения: Для учащихся 6 – 7 классов. /Сост. Д. И. Трайтак. – 3-е изд. , перераб. – М. : Просвещение: АО «Учеб. Лит-ра», 1996. Кобзев Ю. Калина // Уральские нивы. – 1994. – № 4 – 6.

Козловский Т. Водный обмен растений. – М. : Колос, 1969. – С 31-32. Колесников В. А. Биологические и агротехнические основы ежегодный урожает плодовых и ягодных культур. – М. : Россельхозиздат, 1968. Колесов Д. В. , Маш Р. Д. , Беляев И. Н. Биология: Человек: Учебник для 8 кл. общеобразоват. Учеб. Заведен. – М. : Дрофа, 2000. – 336с. Комаров И. А. Деревья и кустарники: краткие итоги интродукции. – М. : изд-во Академии гаук СССР, 1959. Кортиков В. Н. , Кортиков А. В. Лекарственные растения. – М. : АЙРИС ПРЕСС РОЛЬФ, 1999. – 768с. Кузнецова В. И. Уроки ботаники. – М. : Просвещение, 1985.

Кузнецова М. А. , Резникова А. С. Сказания о лекарственных растениях. – М. : Высшая школа, 1992. Кушниренко М. Д. Водный режим сельскохозяйственных растений. – Кишинев: Штиинца, 1989. – С 228. Лаптев Ю. П. Растения от А до Я. – М. : Колос, 1992.

    Либберт Э. Физиология растений. – М. : Мир, 1976. – С 271.

Медовая А. П. Наглядность на уроках ботаники. – М. : Просвещение, 1966. – 68с. Мягкова А. Н. , Комиссаров Б. Д. Методика обучения общей биологии. – М. : Просвещение, 1985. Панфилова Л. А. Анатомия и физиология: Учеб. Пособие. – М. : ТЕРРА, 2000. – 304с. Папорков М. А. , Клинковская Н. И. , Милованова Е. С. Учебно-опытная работа на пришкольном участке: Пособие для учит. – М. : Просвещение, 1974. – С 3-9 Пасечник В. В. Биология. 6 кл. Бактерии, грибы, растения: Учеб. Для общеобразоват. Учеб. Заведений. – 3-е изд. – М. : Дрофа, 1999. – 272с. Полянский И. И. Ботанические экскурсии. – М. : Просвещение, 1968. – 243с. Практикум по физиологии растений / У. Д. Сказкин, Е. И. Ловчиновская, Т. А. Красносельская и др. – М. : Советская наука, 1953. Программа и методика сортоизучения плодовых, ягодных и орехоплодных культур / Ред. Кол. : Г. А. Лобанов, Т. В. Морозов, А. С. Овсянников и др. – Мичуринск, 1973. – 496с. Проханов Я. И. Эволюция листа деревянистых двудольных растений // Тр. Московск. О-ва испыт. Природы. – М. : 1965. – Т. 13. Розенштейн А. М. Самостоятельные работы учащихся по ботанике. – М. : Просвещение, 1977. Рычин Ю. В. Древесно-кустарниковая флора. – М, : Просвещение, 1972. – 264с. Серебряков И. Г. Морфология вегетативных органов высших растений. – М. , 1952. Сулейманов И. Г. Состояние и роль воды в растении. – Казань: Изд-во Казанского университета, 1974. – С 11-34. Тамбовская область /Ред. Кол. : Н. А. Окатов, Г. А. Протасов и др. – Воронеж: Центр. Чернозем. Кн. изд-во, 1965. – 272с. Тетюрев В. А. Методика эксперимента по физиологии растений. – М. : Просвещение, 1980. Трайтак Д. И. Формирование познавательного интереса учащихся к ботанике. – М. : Педагогика, 1975. – 191с. Тукачев С. Н. , Воликов А. Г. Лекарственные растения северо-запада России. – М. , 1992. – 160с. Фогль Р. Передвижение воды // Физиология плодовых растений. – М. , 1983. – С 116. Хессайон Д. Г. Все о комнатных растениях. – М. : Кладезь-Букс, 2000. – 256с. Черепанов И. В. Атлас. Размножение растений: Учебное пособие. – СПб. ; М. : ЧеРо-на-Неве: МГУ, 1999. – 32с. Черненко Е. С. Опытная работа с плодовыми растениями на пришкольном участке: Учеб. Пособие. – Тамбов, 1987. – С 4-11. Шапошников Н. И. Методика преподавания ботаники. – М. : Просвещение, 1965. Школьный учебно-опытный участок: агротехнические работы, опытническое дело: (методические рекомеендации для учителей биологии). – Новгород, 1987. Якушкина Н. И. Физиология растений. – М. : Просвещение, 1980. – С 61-63.

    ПРИЛОЖЕНИЕ 1
    Конспект заседания кружка на тему:

«ИЗУЧЕНИЕ БИОХИМИЧЕСКОГО СОСТАВА КАЛИНЫ, СПОСОБЫ ЕЕ ПЕРЕРАБОТКИ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ». Цель: изучить биохимический состав калины, значение отдельных веществ для организма человека. ЗАДАЧИ:

Образовательные: сформировать понятия о питательных элементах и веществах, их роли в обмене веществ и деятельности отдельных систем органов; о приемах переработки плодов калины и их использовании в питании и разных отраслях промышленности. Воспитательные: осуществлять санитарно – гигиеническое, медицинское воспитание. Формирование научного мировоззрения на основе современных данных о роли химических элементов в жизни человека. Развивающие: развитие кругозора, познавательного интереса учащихся; умений и навыков работы с дополнительной литературой. МЕТОДЫ:

    Словесный – рассказ с элементами беседы, сообщения.

Наглядный – демонстрация дидактических кругов, фотографий, иллюстраций, натуральных объектов, гербария. ОБОРУДОВАНИЕ: дидактические круги, гербарий, фотографии, иллюстрации, натуральные объекты.

    Заседание кружка:
    Староста кружка: - Привет тебе, приют свободы и покоя,
    Родного севера неприхотливый лес!
    Ты полон свежести, и всё в тебе живое,
    И столько у тебя загадок и чудес!
    Ты испокон веков сдружился с человеком,
    Берет он для себя от «щедрости» твоей
    Грибы и ягоды по солнечным просекам,
    И пищу, и жилье, и мачты кораблей.
    Здесь в зарослях лесных, где всё для сердца мило,
    Где чистым воздухом так сладостно дышать,
    Есть в травах и цветах целительная сила
    Для всех, умеющих их тайну разгадать.

Здравствуйте! Друзья, мы начинаем заседание кружка. Главная тема его сегодня «Изучение биохимического состава калины, способы ее переработки и использование». В обсуждении вопросов будут участвовать много специалистов – представителей разных отраслей промышленности, а также ученые – биохимики. Как все уже поняли речь сегодня пойдет о калине. И первый вопрос к залу: - Что же представляет собой калина? ИЗ ЗАЛА – Калина – это декоративный и плодовый кустарник до 5 метров высотой. Растет по берегам рек, озер и болот, на опушках смешанных лесов, и в хвойных лесах. Теневынослива. Хорошо растет на открытых местах, на суглинистых почвах с достаточным проточным увлажнением. (Демонстрация фотографий калины в цвету и с плодами)

    ЦВЕТЕНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ КУСТОВ КАЛИНЫ (2002г. ):
    СОУЗГА
    УЛЬГЕНЬ
    8 - 37

ПЛОДОНОСЯЩИЕ КУСТЫ КАЛИНЫ НАЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ УЧАСТКАХ ВНИИС:

    СОУЗГА
    УЛЬГЕНЬ
    8 - 37

СТАРОСТА: - Сегодня в зале присутствует языковед, который расскажет о происхождении названия «калина» и о легендах, связанных с этим кустарником. ЯЗЫКОВЕД: - Добрый день. Русское название «калина» - древнеславянское слово, обозначающее, по одной версии, кустарник, растущий на болоте, по другой – указывающее на ярко – красный, как бы раскаленный цвет плодов. У многих славянских народов калина считалась символом девичьей красоты, любви и счастья. ИЗ ЗАЛА: - Посвятил калине стихотворение Т. Г. Шевченко:

    Зацвела в долине
    Красная калина,
    Будто рассмеялась
    Юная дивчина.

ЯЗЫКОВЕД: - Считалась она также «свадебным деревом» и была непременной участницей свадебного обряда. Растет калина «в лесу над водою», что придает ее образу оттенок печали, робости и даже незащищенности. Косточка плода своей формой напоминает сердце, поэтому в народе рубиновые плоды калины стали символом мужества людей, которые отдали свою жизнь в борьбе с врагами. СТАРОСТА: - Калина – старинное лекарственное растение.

ИЗ ЗАЛА: - Послушайте, как об этом говорится в стихотворении: Собирать мою кору

    Нужно раннею весною,
    Останавливают кровь
    При кровотеченьях мною.
    Чудодейственный отвар
    Может пить и млад и стар!
    Ну, а осенью подарок
    Кисти ягод огневых,
    Рвите на зиму, ребята,
    Много витаминов в них!

СТАРОСТА: - Эти стихи как нельзя лучше характеризуют все свойства, которыми обладает калина. Как уже все слышали, плоды калины содержат много витаминов. О них пойдет речь на заседании нашего кружка. Слово предоставляется нашим гостям – специалистам в области биохимии. БИОХИМИК 1: - Здравствуйте. Сегодня я и мой коллега расскажем о химическом составе плодов калины. Из прозвучавшего стихотворения мы видим, что калина, а точнее все ее части, обладают лекарственными свойствами. Среди них одним из главных являются витамины. А теперь давайте выясним, что же такое витамины? ИЗ ЗАЛА: - Витамины представляют собой вещества, очень малые количества которых необходимы для нормального развития и жизнедеятельности организма. Они играют первостепенную роль в обмене веществ, а также в поддержании нормального физиологического состояния нервной, сердечно – сосудистой, пищеварительной систем и кроветворных органов; способствуют укреплению организма, повышению его работоспособности и сопротивляемости к различным вредным воздействиям внешней среды и болезням. БИОХИМИК 1: - Правильно. А что наблюдается в случае недостатка витаминов? ИЗ ЗАЛА: - Недостаток витаминов приводит к ослаблению организма и развитию характерных заболеваний – авитаминозов, при которых нарушается обмен веществ и большинство функций организма. БИОХИМИК 1: - Верно. Некоторые витамины синтезируются в организме, однако большая часть поступает с пищей. Продукты растительного происхождения содержат большинство необходимых человеку витаминов. Причем некоторые растения настолько богаты ими, что могут служить не только средством профилактики и лечения авитаминозов, но и используются для лечения других заболеваний, при которых показано применение больших количеств определенных витаминных веществ. Например, шиповник – в его плодах содержится самое большое количество аскорбиновой кислоты. Ярким примером является и калина. Она содержит витамины Р и С. (Демонстрация дидактических кругов: Р)

Где же, в каких плодах и растениях содержится витамин Р? Ответить на этот вопрос нам поможет кроссворд. Родина его – Средиземноморье. Листья многораздельные с линейно – нитевидными долями. В молодом возрасте используется как зелень и приправа. Обязательный компонент при засолке огурцов, помидоров и грибов. Кустарник, черные плоды которого содержат много витаминов Р и С. На горке под березой у нас в саду растет: колючая - как роза, сладкая – как мед. Плод у травки сложный, да притом и ложный. А то, что в нем ложное, - вкуснее, чем пирожное. Где – то в чаще дремучей, за оградой колючей, у заветного местечка есть волшебная аптечка: там красные таблетки развешаны на ветке. Родина его – Южный Китай. Япония. Индия, Вьетнам, Бирма. Основная площадь его плантаций сосредоточена в Индии, Китае, Шри – Ланке, Грузии. Из него готовят излюбленный напиток многих народов мира.

    ОТВЕТЫ:
    У К Р О П
    С М О Р О Д И Н А
    М А Л И Н А
    З Е М Л Я Н И К А
    Ш И П О В Н И К
    Ч А Й

БИОХИМИК 1: - Итак, мы узнали, что витамин Р содержится во многих растениям и их плодах. И одно из главных мест среди них занимает калина. А теперь давайте выясним значение этого витамина для человека. ИЗ ЗАЛА: - Витамин Р, или рутин, понижает повышенную проницаемость стенок кровеносных сосудов, вызванную различными причинами. Его назначают при гипертонической болезни, язвенной болезни желудка и 12-ти перстной кишки, некоторых болезнях печени и желчного пузыря, глаз, кожи, отравлениях. Часто витамин Р применяют в комплексе с витамином С.

БИОХИМИК 1: - Вы правы. Это еще один витамин – витамин С, - который в большом количестве содержится в плодах калины. Какую же роль он выполняет? (Демонстрация дидактических кругов: С)

ИЗ ЗАЛА: - Витамин С, или аскорбиновая кислота, принимает участие в обмене нуклеиновых кислот, синтезе многих веществ, необходимых для построения соединительной и костной тканей; обеспечивает нормальную проницаемость капилляров, повышает эластичность и прочность кровеносных сосудов. Он играет серьезную роль в поддержании естественной и приобретенной сопротивляемости организма инфекционным заболеваниям. Хронический недостаток витамина С может привести к заболеваниям цингой. БИОХИМИК 1: - Чтобы избежать с-витаминной недостаточности, необходимо потреблять достаточное количество растительных продуктов – естественных источников аскорбиновой кислоты, в том числе плодов калины, шиповника, яблони, вишни, облепихи, малины, груши, а также лук и щавель. В среднем взрослому человеку в сутки нужно около 70 мг витамина С, детям до 7 лет достаточно 50 мг... Помимо витаминов, плоды калины содержат микроэлементы, валериановую кислоту и ее эфиры, сахара. Об этом подробнее расскажет мой коллега. БИОХИМИК 2: - Вы абсолютно правы: плоды калины содержат очень много ценных и полезных для организма веществ. Пища человека должна содержать в виде минеральных солей примерно 15 химических элементов, являющихся важным компонентами питания. А каково же значение минеральных солей? ИЗ ЗАЛА: - Минеральные соли, содержащиеся в растениях, и входящие в них элементы, играют важную роль в обмене веществ, образовании ферментов, гормонов и кроветворении. Они существенно влияют на деятельность сердца, возбудимость нервной системы и мышц, входят в состав костей скелета. БИОХИМИК 2: - Правильно. И вот плоды калины содержат большое количество микроэлементов, среди которых особо важное место занимает железо. (Демонстрация дидактических кругов: ЖЕЛЕЗО)

Высокое содержание его – до 5 мг% - повышает содержание гемоглобина в крови, оказывает противоанемическое действие при их потреблении. Как уже было сказано, плоды калины содержат органическую кислоту – валериановую – и ее эфиры. (Демонстрация дидактических кругов: ВАЛЕРИАНОВАЯ КИСЛОТА, ЭФИРЫ)

Вообще, органические кислоты могут находиться в растениях в свободном виде, в виде солей и эфиров. Благодаря им фрукты, ягоды, листья имеют особый вкус. Органические кислоты способствуют пищеварению: они усиливают выделение пищеварительных соков и перистальтику кишечника. БИОХИМИК 2: - В листьях калины содержится до 50 мг% витамина С на 100 грамм продукта.

ЛИСТЬЯ, ПЛОДЫ И СЕМЕНА ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ СОРТОВ И ФОРМЫ КАЛИНЫ:

    СОУЗГА
    УЛЬГЕНЬ
    8 - 37

В коре найдены органические кислоты, витамин К, дубильные, смолистые и другие вещества. Нашими исследованиями было установлено наличие воды в листьях – одного из важнейших компонентов растительного организма, в частности калины, т. к. вода участвует во всех биохимических реакциях, растворяет минеральные и органические вещества, поэтому знание о количестве воды имеет большое значение при изучении калины. Мы определяли количество воды в листьях и получили такие данные (См. табл. 3. 1), что в среднем в листьях калины содержится от 65 до 70 %. Этой воды достаточно для жизнедеятельности калины. СТАРОСТА: - Итак, друзья, из беседы со специалистами-биохимиками мы узнали о химическом составе плодов, листьев калины, о значении тех веществ, которые они содержат. И вот, в связи с этим, теперь мы выясним – где же используются плоды, листья, древесина калины? В этом нам помогут наши гости – представители различных отраслей промышленности. И так как мы обнаружили, что разные части калины обладают лекарственными свойствами, то я предоставляю слово специалисту в области фармацевтики. ФАРМАЦЕВТ: - Спасибо. Как мы сегодня неоднократно слышали, плоды калины содержат много полезных и ценных для человека веществ, поэтому это растение является одним из важнейших источников сырья для фармацевтической промышленности. Ее целебные свойства люди заметили очень давно: в народной медицине калина известна с 14 века. И о лечебных достоинствах ее писали А. Т. Болотов (1725), врачи А. Г. Нелюбин (1828) и Ф. И. Иноземцев (1858). При лечении каких заболеваний используют плоды калины? ИЗ ЗАЛА: - В настоящее время плоды калины применяют при язве желудка, колитах и других желудочных заболеваниях, как витаминное, общеукрепляющее и мочегонное средство. А отвар из ягод калины – в качестве потогонного средства, при простудном кашле, хрипоте, бронхите. Сок свежих плодов используется для лечения угрей на лице и детского диатеза. Настой ягод, цветков и листьев используют для полоскания горла при ангине. Этим же настоем промывают раны. ФАРМАЦЕВТ: - Калине отводится большая роль в лечении и профилактике злокачественных опухолей. А также, кроме всего прочего, особые вещества, содержащиеся в калине, способны связывать радиоактивные элементы и помогают их выводить из организма. Кора калины – главное лекарственное сырье, широко применяется в фармацевтической практике. СТАРОСТА: - Благодарим за выступление. Из сообщения мы можем сделать вывод: калина – целебное растение. Выращивая ее на своих участках, мы сможем не только предотвратить многие заболевания, но и успешно их лечить. Так что калина – это культура будущего. А теперь мы предоставляем слово еще одному гостю сегодняшнего заседания кружка – представителю консервной промышленности, технологу. ТЕХНОЛОГ: - Добрый день. Итак, плоды калины находят широкое применение во многих отраслях промышленности. Не является исключением и пищевая. Говоря о процессе переработки плодов калины, следует отметить, что в свежем виде ягоды калины мало съедобны, но подмороженные становятся менее горькими. А после варки и тушения в закрытой посуде горечь исчезает. Очень ценно, что в соке калины присутствуют консервирующие вещества. Благодаря этому в замороженных или переработанных плодах калины витамин С сохраняется в течение долгого времени. СТАРОСТА: - У меня возник вопрос: а как же нужно хранить плоды калины? ТЕХНОЛОГ: - Плоды калины можно сохранить в течение всей зимы, для этого их надо насыпать в ящик и закопать в снег. Хранят их также в леднике или холодном, не отапливаемом помещении. Калина хорошо хранится в сушеном виде. Сушат ягоды калины на солнце в течение 2 – 3 дней, на чердаках и в других хорошо проветриваемых помещениях. Кору заготавливают в апреле – мае во время сокодвижения. Собирают только с боковых ветвей. Снятую кору разрезают на полоски и сушат на открытом воздухе или в хорошо проветриваемом помещении. СТАРОСТА: - Благодарим Вас за сообщение. Также необходимо отметить, что плоды калины перерабатывает и кондитерская промышленность. Пожалуйста. КОНДИТЕР: - Друзья, многие из Вас, наверное, уже знают насколько широко используются плоды калины обыкновенной в кондитерском деле: сок из ягод калины обладает желирующими свойствами. Если к нему прибавить яблочное пюре, то можно сварить мармелад и пастилу. Из плодов ее делают варенье, начинки для пирогов, ватрушек, карамели. Из них получается хороший кисель. Большим спросом у населения пользуется сырой джем (калина, протертая с сахаром). А на Алтае разработана марка вина «Калинка». Также из семян калины можно приготовить краситель кремов для тортов. ИЗ ЗАЛА: - Хотелось бы добавить, что пропаренные плоды калины с медом и сахаром, пироги с калиновой начинкой – традиционные блюда сибиряков. Еще любимым блюдом многих народов нашей страны являются томленая каша и лепешки из калины (калинники). А древесина калины желтоватого цвета, твердая применяется в столярном производстве на мелкие изделия и изготовления сапожных гвоздей. СТАРОСТА: - Спасибо специалистам и участникам беседы. Мы еще раз убедились, что калина имеет важное пищевое значение. А сейчас задание к залу: впишите название блюд, в которых основным компонентом является калина, так, чтобы буква «А» была общей. ОТВЕТЫ:

    М Р М Е Л А Д
    П С Т И Л А
    В Р Е Н Ь Е
    К Л И Н Н И К И
    К Ш А
    К Р С И Т Е Л Ь

СТАРОСТА: - Молодцы, вы справились со своей задачей. Подходит к концу заседание нашего кружка. Подводя итог работы, хочется сказать, что в дикорастущих растениях, в частности калины обыкновенной, современному человеку можно найти дополнительные резервы питания, способные разнообразить наш рацион, обогатить пищу витаминами, микроэлементами и другими полезными веществами. Очень важно, чтобы мы хорошо знали ценность тех или иных растений, бережно к ним относились в природе, подчиняясь правилам сбора плодов, и сохраняли их, культивируя отдельные виды на своих приусадебных участках. На нашем столе появятся много новых, оригинальных, полезных и вкусных блюд, если мы будем хоть немного знать наши растительные богатства. Встречу хочется закончить словами Колычева:

    В зеленой поликлинике лесной –
    Сестрою милосердия в халате
    Наклонится березка надо мной.
    Я буду пить дыханье майских ёлок,
    Весенний лес всем сердцем обойму,
    И старый дуб, как старый кардиолог,
    Продлит мне жизнь…

Большое спасибо гостям и участникам нашего заседания. До свидания.

    ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Рис. 1: Ветки различных деревьев и кустарников в зимнем состоянии: 1. Дуб; 2 – черемуха; 3 – 4 – гордовина; 5 – ольха серая; 6 – вяз (листовые почки); 7 – вяз (цветочные почки); 8 – орешник; 9 – липа; 10 – жимолость; 11 – клен; 12 – ветка осины с листовыми и цветочными почками ранней весной (по рисунку с натуры Л. Б. Суетовой).

Страницы: 1, 2, 3


© 2007
Использовании материалов
запрещено.