РУБРИКИ

Закономерности формирования потребностно-мотивационной сферы женщин, планирующих прерывание беременности - (реферат)

   РЕКЛАМА

Главная

Логика

Логистика

Маркетинг

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Международное публичное право

Международное частное право

Международные отношения

История

Искусство

Биология

Медицина

Педагогика

Психология

Авиация и космонавтика

Административное право

Арбитражный процесс

Архитектура

Экологическое право

Экология

Экономика

Экономико-мат. моделирование

Экономическая география

Экономическая теория

Эргономика

Этика

Языковедение

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Закономерности формирования потребностно-мотивационной сферы женщин, планирующих прерывание беременности - (реферат)

p>Согласно данным таблицы 1. Работающих на производстве женщин 67%. 13% женщин продолжают обучение и 20% женщин не работают (находятся в отпуске по уходу за ребенком).

Образовательный уровень женщин. Планирующих прерывание беременности. Различен. 44% женщин имеют высшее и неоконченное высшее образование. У 43% образование среднее специальное, и 13% контингента имеют более низкий уровень образования. В таблице распределения по показателям репродуктивной активности показано. Что большинство женщин (76%) уже имеют детей, что может препятствовать рождению ребенка в будущем. Действительно, только 30% планирующих прерывание беременности выразили желание иметь детей в будущем.

Очень интересно распределились женщины по показателям семейного статуса. 90% контингента живут в браке, но только 30% из них живут в официально зарегистрированном браке. Вероятно, данное положение вещей может свидетельствовать о неустойчивости семейного положения, о страхах женщины за возможный разрыв отношений с партнером, что несомненно, создает неустойчивое материальное положение. Только 10% контингента охарактеризовали свое материальное положение как среднее. Остальные 90% сочли его низким. В группе женщин прерывающих беременность только чуть больше половины (55%) проживают отдельно от родителей. Можно предположить, что у другой половины женщин: остро стоит жилищная и материальная проблема, без решения которых практически невозможно планирование рождения ребенка. С другой стороны, женщины, которые проживают отдельно и не имеют семьи, обладают большей возможностью для установления контактов с сексуальными партнерами. Данному предположению способствует тот факт, что у 50% женщин брак является первым, тогда как у другой половины брак является вторым или“другим”. Большинство женщин (85%) воспитывались в полной семье. И тот факт, что 90% женщин живут в браке (официально зарегистрированном и незарегистрированном) можно рассматривать как возможность усвоения женщинами стереотипов поведения матери с противоположным полом, т. е. стремление создать семью. Отец ребенка был первым половым партнером у 70% женщин, планирующих прерывание беременности. Информацию о сексуальных отношениях от полового партнера впервые получили 47% женщин и позже дополнили ее из литературы 57%. Ранее делали искусственные аборты более половины (56%) женщин. Нельзя утверждать с вероятностью, но можно предположить, что у большинства женщин, планирующих прерывание беременности, отсутствует определенная система и культура полового воспитания.

Распределение по группам здоровья произошло следующим образом: к первой группе здоровья отнесли себя только женщины, которые ранее не делали искусственного аборта, остальные отнесли себя ко второй группе здоровья (ссылаясь на частые гинекологические заболевания).

Проводя сравнительную оценку социокультурного статуса и репродуктивной активности женщин, планирующих прерывание беременности, можно составить общую характеристику прерывающих беременность:

    не очень высокий уровень образования;
    имеют одного ребенка или более;
    в половине случаев проживают отдельно от родителей;
    наличие абортов;
    отсутствие культуры и системы полового воспитания;

достаточно высокая сексуальная и репродуктивная активность; низкий материальный уровень.

    2. 2. Методики исследования

Для сбора общих данных и составления социокультурной репродуктивной характеристики была использованакарта опроса, составленная Н. Л.  Мамышевой, Н. В.  Слободской, А. М.  Уразаевым. В карте использовались вопросы о возрасте, семейном, профессиональном статусе женщин, неделе беременности и возможности ее сохранения, о родительской семье, зависимости женщины от родителей, мужа, данные о здоровье. Карта опроса представлена в приложении.

Методика “Шкала реактивной и личностной тревожности Ч. Д.  Спилбергера-Ю. А.  Ханина” Методика позволяет определить уровень тревожности в данный момент (реактивная тревожность как состояние) и личностной тревожности (как устойчивая характеристика человека).

Личностная тревожность дает представление о склонности воспринимать достаточно широкий круг ситуаций как угрозу своему“Я” и реагировать на эти ситуации проявлением состояния тревожности. Реактивная тревожность является ситуативной и характеризуется субъективно неприятными эмоциями напряжения, беспокойства.

Шкала реактивной и личностной тревожности имеет две самостоятельные подшкалы для отдельного измерения того или иного вида тревожности. В каждой шкале содержится 20 вопросов.

По значению в баллах, полученному для реактивной тревожности открывается возможность оценки параметра реактивной личности в плане включенности, погруженности в деятельность в ситуацию взаимодействия внутреннего и внешнего. Балльное значение показывает активность личности в плане ее характерологических свойств. Возможная сумма баллов от 20 до 80. Низкий уровень тревожности соответствует 20-30 баллам, средний— 31-45 баллам, высокий показатель 46 и более баллов.

Методика “Характерологический опросник К Леонгарда-Г.  Шмишека” Методика предназначена для выявления акцентуаций характера. В основе акцентуаций лежит сфера направленности личности, интересов и склонностей. Сфера интеллекта и ассоциаций, сфера чувств и воли. Тест представлен 88 вопросами, на которые должен ответить испытуемый. 10 шкал, соответствующих определенным акцентуациям характера. Согласие с утверждением выражается знаком“+” (“да”), несогласие — “-” (“нет”). Минимальное значение каждой шалы опросника 0 баллов, максимальное — 24 балла. Значение более 12 баллов соответствует акцентуации. Шкалы опросника

1. Гипертимный тип: высокие оценки по этой шкале говорят о повышенном фоне настроения в сочетании с жаждой деятельности, высокой активностью, предприимчивостью. 2. Возбудимый тип: таким людям свойственна повышенная импульсивность, ослабление контроля над влечениями и побуждениями.

З. Эмотивный тип: чувствительные и впечатлительные люди, отличаются глубиной переживаний в области тонких эмоций в духовной жизни человека.

4. Педантичный тип: высокие оценки говорят о ригидности, инертности психических процессов, о долгом переживании травмирующих событий.

5. Тревожный тип: основная черта —склонность к страхам, повышенная робость и пугливость, высокий уровень тревожности.

6. Циклотимный тип: высокие оценки по этой шкале говорят о смене гипертимных и дистимных фаз. 7. Демонстративный тип: высокие оценки говорят о повышенной способности к вытеснению, демонстративности поведения.

8. Неуравновешенный тип: характеризуется стойкостью аффектов и, в то же самое время, —их спонтанностью, что приводит к неустойчивому поведению, определяемому то одним, то другим“застреванием”.

9. Дистимный тип: характеризуется сниженным настроением, фиксацией на мрачных сторонах жизни, идеомоторной заторможенностью.

10. Экзальтированный тип: лицам этого типа свойственен большой диапазон эмоциональных состояний, они легко приходят в восторг от радостных событий и в полное отчаяние от печальных.

    Мотивационный профиль личности (В. Э.  Мильман).

Методика В. Э.  Мильмана основана на выделении автором максимально обобщенной побудительной типологии, в которой реальность разделяется на 2 противоположные части. Эти побудительные факторы можно назвать функциональными тенденциями. Методика предназначена для тестирования мотивационной структуры у студентов, учащихся, работающих взрослых (некоторые несовпадения в терминологии мы объяснили в первой главе). Тест состоит из 14 групп утверждений. Каждая из них разделяется на 8 альтернативных пунктов (а, б, в, г, д, е, ж, з). Испытуемый должен выразить свое отношение к каждому из них по пятибалльной системе. Суммарные диагностические оценки относятся собственно к мотивационным шкалам, составляющим мотивационный профиль личности, и двум шкала эмоционального поведения, составляющим эмоциональный профиль. Шкалы мотивационного профиля: П — поддержания жизнеобеспечения;

    К — комфорт;
    С — социальный статус;
    О — общение;
    Д — общая активность;
    ДР — творческая активность;
    ОД — общественная полезность.

Существуют еще 2 шкалы — общежитейская и рабочая, представляющие соответствующие сферы жизни. Шкала коррекции представлена вопросами, которые требуют подробного ответа. Если человек этого не делает, то количество баллов по данному вопросу уменьшается от 3 и 2 баллов до 1 и 0 баллов. На основе результатов теста строится профиль. Автор выделяет 5 мотивационных профилей:

1. Прогрессивный. Характеризуется повышением общего уровня развивающих мотивов (общественной полезности, творческой активности, общей активности) над уровнем мотивов поддержания (поддержания жизнеобеспечения, комфорта, социального статуса). 2. Регрессивный. Этот тип противоположен предыдущему и характеризуется повышением общего уровня мотивов поддержания над развивающими мотивами. В наиболее отчетливом виде выражается в последовательном снижении профильной линии слева направо. 3. Импульсивный. Характеризуется резкими перепадами профильной линии с тремя выраженными пиками, чаще всего по шкалам“К”, “О”, “ДР”, но могут быть и другие соотношения. 4. Экспрессивный. Также характеризуется заметными перепадами профильной линии с наличием 2 пиков. Чаще всего встречаются сочетания пиков по шкалам“К” и “ДР”. В этом типе наблюдается выборочная дифференциация мотивационных факторов раздельно по группам поддерживающих и развивающих мотивов.

5. Уплощенный. Характеризуется достаточно плоским, маловыразительным профилем без отчетливых подъемов и спусков, даже наличие одного пика не меняет положения в целом. Инструкция : “Перед вами 14 утверждений, касающихся Ваших жизненных устремлений и некоторых сторон вашего образа жизни. Просим Вас высказывать свое мнение по каждому из 8 вариантов ответов, проставив в соответствующих клетках бланка одну из следующих оценок утверждения:

(+) — “да”; + — “нет”; = — “когда как”; - — “нет”; ? — “не знаю”. Старайтесь отвечать быстро, не задумываясь над ответами. Методика “Цветовой тест М.  Люшера”

Тест Люшера основан на том, что выбор цвета нередко отражает направленность испытуемого на определенную деятельность, на удовлетворение потребностей, отражает его функциональное состояние.

В цветовом тесте Люшера существует постоянная структура цвета, которая определяется как объективное значение данного цвета, которое всегда остается неизменным. Изменяется только“функция” — отношение к цвету. На “функции” строится интерпретация цвета. Испытуемый раскладывает цветные карточки в порядке предпочтения. С точки зрения отношения, позиция в начале ряда означает определенное предпочтение (+), за ней следует зона, свидетельствующая о не столь явном предпочтении (х), далее идет зона безразличия (=) и зона антипатии и неприятия (-).

    Значение 8 позиций:

Первая позиция: цвет, который нравится больше всего, означает поворот компенсации и обозначается знаком (+). Он говорит об основном методе, способе действия лица. Вторая позиция: показывает цель, то к чему стремиться человек. Если вторая позиция обозначена (х), то она приобретает иное значение (см. 3 и 4 позиции). В этом случае цвет, занимающий первую позицию становится и целью и средством достижения этой цели. Третья и четвертая позиции: обозначатся знаком (х) и указывает на истинное положение целей, ситуацию, в которой себя ощущает человек или же образ действия.

Пятая и шестая позиции: означают безразличие и обозначаются (=). Они указывают на то, что цвет не связывается с существующим положением вещей и находится в резерве. Седьмая и восьмая позиции: обозначаются, как правило, знаком (-) и означают отвержение данных цветов. Эти цвета представляют собой потребности, которые подавляются в силу определенных обстоятельств.

    Значения 4 основных цветов.

1. Синий. Символизирует глубину чувств и является концентричным, пассивным, объединяющим, гетерономным, воссоединяющим, чувственным.

2. Зеленый. Символизирует “гибкость воли”и является концентричным, пассивным, оборонительным, удерживающим, собственническим.

3. Красный. Символизирует силу воли и является эксцентричным, активным, наступательно активным, автономным, локомоторным, конкурирующим и оперативным. Его аффективные аспекты: желание, возбудимость, властность, сексуальность. 4. Светло-желтый. Символизирует “спонтанность” и является эксцентричным, активным, наступательно агрессивным, автономным. Глава 3. Результаты исследования и их обсуждение

Полученные факты дают характеристику социокультурного и репродуктивного портрета женщин, планирующих прерывание беременности, теряя индивидуальные различия. Поэтому, целесообразно условно разделить исследуемых по возрастным группам.

Женщины младше 21 года в этот период оканчивают школу, продолжают обучение в Вузе, приобретают профессию и продолжают формироваться как личность. В период от 21-25 лет девушки создают семьи, начинают работать. В возрасте от 26 до 30 лет устанавливаются отношения в семье, на работе. Для этого периода характерен кризис середины жизни, когда происходит переоценка всего достигнутого. После 30 лет женщины выходят из кризиса, устанавливают новые отношения с окружающими, продвигаются по должностной линии и выходят из оптимального детородного возраста.

Начнем с анализа социокультурного статуса и репродуктивной активности женщин (таблицы 6, 7, 8, 9, 10).

В группе женщин младше 21 года наиболее часто приводимым мотивом прерывания беременности был мотив преждевременности рождения ребенка (100%). Девушки ни психологически, ни морально не готовы к рождению ребенка. Рождение ребенка—это большая ответственность, и далеко не каждая из них может взять ее на себя. Одной из причин прерывании беременности является отсутствие образования и желание его получить. В связи с экономическим кризисом в стране изменились ценности и мировоззрения, что несомненно повлияло на отношение к образованию, поэтому для молодого поколения сейчас очень важно получить достойное образование и профессию. Вторым по частоте приводимым мотивом было недостаточное материальное и жилищное обеспечение и нежелание доставлять родителям лишние проблемы.

    Таблица 6
    Распределение женщин, планирующих прервать
    беременность, по показателям социокультурного
    статуса по возрастным группам, (%)
    Показатели
    Ј 20
    лет
    21-25 лет
    26-30 лет
    > 30
    лет
    Род занятий
    Учащаяся
    33
    0
    0
    0
    Студентка
    0
    20
    25
    0
    Рабочая
    0
    30
    50
    0
    Служащая
    33
    0
    0
    67
    Руководитель
    0
    0
    0
    0
    Предприниматель
    0
    0
    0
    33
    Домохозяйка
    34
    50
    25
    0
    Образование
    Высшее и
    неоконченное
    высшее
    33
    30
    25
    Среднее
    специальное
    0
    50
    75
    33
    Среднее и
    неполное среднее
    67
    10
    0
    0
    Отношение
    к вере
    Атеистка
    33
    40
    50
    33
    Верующая
    67
    60
    50
    67
    Таблица 7
    Распределение женщин, планирующих прервать беременность,
    по показателям семейного статуса по возрастным группам, (%)
    Показатели
    Ј 20
    лет
    21-25 лет
    26-30 лет
    > 30
    лет
    Женщины имеют детей
    0
    60
    100
    100
    Брак
    женщины официально
    Зарегистрирован
    0
    30
    50
    67
    Не зарегистрирован
    100
    70
    50
    33
    Расторгнут
    0
    0
    0
    0
    Брак
    женщины
    является
    Первым
    67
    90
    50
    67
    Вторым
    0
    10
    50
    0
    Другим
    33
    0
    0
    33
    Женщина проживает
    Отдельно от
    родителей
    33
    50
    100
    67
    Совместно со своими родителями
    67
    40
    0
    33
    Совместно с
    родителями мужа
    0
    10
    0
    0
    Таблица 8
    Распределение женщин, планирующих прервать беременность,
    по показателям репродуктивной активности, (%)
    Показатели
    Ј 20
    лет
    21-25 лет
    26-30 лет
    > 30
    лет
    Имеют детей
    0
    60
    100
    100
    Женщины планируют иметь детей в будущем
    100
    80
    50
    23

Женщины не приняли окончательного решения о рождении детей в будущем

    0
    20
    50
    77
    Информацию о сексуальных отношениях получали
    От родителей
    33
    50
    0
    0
    От подруг
    0
    50
    75
    0
    От полового
    партнера
    33
    40
    25
    33
    Из литературы
    34
    80
    100
    100
    Женщины делали ранее
    искусственные аборты
    30
    40
    100
    100
    Отец ребенка был первым половым партнером партнера
    0
    50
    50
    100
    Таблица 9
    Распределение женщин, планирующих прервать беременность,
    в соответствии с показателями семейного статуса
    и образованием родителей по возрастным группам, (%)
    Показатели
    Ј 20
    лет
    21-25 лет
    26-30 лет
    > 30
    лет
    Женщина была единственным
    ребенком в семье
    0
    10
    0
    67
    Кроме женщины в семье был еще один ребенок
    100
    30
    50
    33
    В семье было трое и более детей
    0
    60
    50
    0
    Образование отца
    Высшее и неоконченное высшее
    33
    40
    0
    33
    Среднее специальное и начальное профессиональное
    67
    50
    75
    67
    Среднее и неполное среднее
    0
    10
    25
    0
    Образование матери
    Высшее и неоконченное высшее
    33
    10
    0
    67
    Среднее специальное и начальное
    профессиональное
    67
    50
    100
    33
    Среднее и неполное среднее
    0
    40
    0
    0
    Женщина воспитывалась
    В полной семье
    100
    70
    100
    100
    В неполной семье с матерью
    0
    30
    0
    0
    Без родителей
    0
    0
    16
    0
    Таблица 10

Распределение женщин по преобладающим мотивам прерывания беременности в разных возрастных группах, (%)

    №
    Показатели
    Ј 20
    лет
    21-25 лет
    26-30 лет
    > 30
    лет
    1
    Преждевременность рождения ребенка
    100
    17
    0
    0
    2
    Недостаточная материальная обеспеченность
    67
    50
    25
    67
    3
    Недостаточная жилищная обеспеченность
    67
    50
    0
    33
    4
    В семье уже есть маленький ребенок
    0
    70
    50
    33
    5
    Нежелание иметь детей (в семье уже есть дети)
    0
    30
    50
    67
    6

Прием лекарственных препаратов или алкоголя в первые недели беременности 30

    30
    0
    13
    7
    Беременность в результате изнасилования
    0
    0
    0
    0
    8
    Разрыв отношений с отцом ребенка
    0
    10
    0
    0
    9
    Неудовлетворительные отношения с отцом ребенка
    42
    0
    0
    20
    10

Боязнь реакции родителей на сообщение о настоящей беременности 10

    0
    0
    0
    11
    Нежелание доставлять родителям лишние проблемы
    67
    50
    0
    0
    12
    Родственники настаивают на прерывании беременности
    0
    50
    0
    0
    13
    Нежелателен пол ребенка
    0
    0
    0
    0

Поскольку основная масса представительниц этой возрастной группы не работает (67%), то соответственно они зависимы либо от родителей, либо от партера. Учитывая неудовлетворительные отношения с партнером у 42% девушек, можно сказать, что многие не уверены в том, что будут продолжать жить вместе с ним. Тем более, что возраст позволяет им найти другого партнера и создать семью. Об отсутствии культуры и системы полового воспитания свидетельствует тот факт, что информацию о сексуальных отношениях чаще получали от полового партнера, литературы, родителей. Все девушки проживают в“гражданском”браке и 33% у них меняли партнера более трех раз. Представительницы этой группы более активны и раскрепощены в сексуальном отношении.

В группе женщин от 21 года до 25 лет наибольшее число неработающих. Большинство домохозяек находятся в отпуске по уходу за ребенком и то, что в семье есть маленький ребенок является основным мотивом прерывания беременности (70%). На втором месте по прежнему остается недостаточная материальная и жилищная обеспеченность. Рождение еще одного ребенка только усугубит положение и создаст лишние проблемы для родителей (родственников). К тому же женщины жалуются на ослабленное здоровье, что является причиной приема лекарственных препаратов. Другая картина наблюдается в младшей возрастной группе. 30% девушек либо зачинали ребенка во время встреч в компаниях с употреблением алкоголя, либо употребляли алкоголь в первые недели беременности. Такое положение вещей является благодатной почвой для частой смены партнеров и свидетельствует о несформированности моральных устоев. Во второй возрастной группе резко снижается процент женщин, считающих рождение ребенка преждевременным, но финансовые проблемы в семье не позволяют иметь второго ребенка. Однако в будущем большинство желает иметь еще детей (80%). В период от 21 до 25 лет впервые появляется мотив нежелания рождения детей в будущем. В группе от 26 до 30 лет основными мотивами прерывания беременности были мотивы нежелания больше иметь детей и наличие в семье маленького ребенка. По-видимому, этому послужил тот факт, что 50% женщин уже имеют 2 детей, а остальные одного. Как видно из таблицы с возрастом идет нарастание значимости мотива нежелания больше иметь детей. По-прежнему женщин продолжает волновать вопрос материальной обеспеченности. Вероятно это связано с рождением второго ребенка и невозможностью работать в данный период. Что интересно, 25% женщин вынуждены повышать свой образовательный и профессиональный уровень, что еще раз свидетельствует о возросшем спросе на специалистов с высшим образованием (напомним, что все представительницы этой группы имеют среднее специальное и среднее образование). В данной группе полностью исчезают мотивы, связанные с влиянием родителей и родственников, что свидетельствует о полном отделении от родительской семьи.

Нужно отметить, что число мотивов прерывания беременности с возрастом значительно уменьшается. У представительниц старшей возрастной группы усиливается тенденция нежелания иметь детей (67%). Очевидно это связано с ростом количества детей и возрастом женщины. Также аборт мотивировался и неустойчивыми, неудовлетворительными отношениями с партнером. Женщины стремятся к сохранению семьи и установлению равных отношений с партнером. Разрыв отношений с постоянным партнером с возрастом и количеством совместно прожитых лет становится очень травмирующим и болезненным. Мотив недостаточной материальной обеспеченности опять выходит на первый план.

В процессе анализа обнаружились 3 тенденции, которые обуславливаются возрастом: значимость материальной обеспеченности;

    наличие в семье детей;
    нежелание иметь детей.
    Таблица 11
    Показатели реактивной и личностной тревожности
    обследуемых женщин
    №
    Показатели
    Женщины, планирующие прерывание беременности (n = 30)
    1
    Личностная тревожность
    52, 3 ± 9, 8
    2
    Реактивная тревожность
    46, 7 ± 8, 7
    Таблица 11а

Показатели реактивной и личностной тревожности в различных возрастных группах женщин, планирующих прерывание беременности

    №
    Показатели
    Ј 20
    лет
    n = 5
    21-25
    лет
    n = 15
    26-30
    лет
    n = 6
    > 30
    лет
    n = 4
    1
    Уровень
    реактивной
    тревожности
    49 ± 3, 7
    46, 2 ± 4, 2
    36, 2 ± 2, 8
    51 ± 3, 1
    2
    Уровень
    личностной
    тревожности
    51, 1 ± 3, 2
    р(1, 2)    54, 3 ± 2, 6*
    49, 6 ± 4, 3
    53, 1 ± 2, 9*

*) —обозначение статистически значимых (р

р(1, 2), (2, 3) и т. д. —обозначение статистических значимых (р
    Таблица 12

Показатели выраженности характерологических черт у женщин, планирующих прерывание беременности в различных

    возрастных группах
    Показатели
    1.
    Ј 20
    лет
    2.
    21-25
    лет
    3.
    26-30
    лет
    4.
    > 30
    лет
    Гипертимические
    черты
    13 ± 0, 8
    11, 5 ± 0, 7
    р(1, 2)    11, 7 ± 1, 7
    14, 9 ±1, 3
    р(1, 4)    Демонстративные
    черты
    13, 2 ± 0, 7
    11, 0 ± 1, 2
    12, 6 ± 0, 8
    р(2, 3)    16, 1 ± 0, 9
    р(13, 4)    Неуравновешенные
    черты
    13, 5 ± 1, 2
    11, 5 ± 0, 9
    12, 1 ±0, 9
    р(1, 3)    14 ± 1, 1
    р(3, 4)    Циклотимические
    черты
    14, 2 ± 1, 1
    13, 6 ± 1, 2
    16, 3 ± 0, 8
    7, 1 ± 0, 8
    р(3, 4)

р(1, 2), (2, 3) и т. п. —обозначение статистических значимых (р
    Таблица 13

Показатели выраженности мотивов у женщин, различных возрастных групп, планирующих прерывание беременности

    Показатели
    1.
    Ј 20
    лет
    n = 5
    2.
    21-25
    лет
    n = 15
    3.
    26-30
    лет
    n = 6
    4.
    > 30
    лет
    n = 4

Мотивы поддержания жизнеобеспечения (идеальные) в общежитейской сфере 6, 5 ± 0, 6

    5, 4 ± 0, 8
    7, 3 ± 0, 8
    р(2, 3)    6, 2 ± 0, 7

Мотивы социального статуса (реальные) в общежитейской сфере 7, 5 ± 0, 4

    4, 2 ± 0, 9
    р(1, 2)    5, 0 ± 0, 8
    р(1, 3)    6, 1 ± 1, 2
    Мотивы поддержания (идеальные) в рабочей сфере
    4, 4 ± 0, 7
    6, 2 ± 1, 5
    7, 9 ± 10
    р(1, 3)    6, 5 ± 0, 9
    Мотивы поддержания (реальные) в рабочей сфере
    6, 6 ± -0, 6
    3, 6 ± 0, 7
    р(1, 2)    4, 5 ± 1, 4
    4, 1 ± 1, 1
    р(1, 4)    Мотивы социального статуса (реальные) в рабочей сфере
    6, 4 ± 0, 8
    4, 1 ± 0, 9
    р(1, 2)    3, 2 ± 1, 7
    3, 9 ± 1, 3
    р(1, 4)    Мотивы общей активности (реальные) в области рабочей сферы
    4, 2 ± -0, 4
    1, 8 ± -0, 6
    р(1, 2)    2, 4 ± 0, 9
    3, 2 ± 0, 7
    Мотивы творческой активности (реальные) в рабочей сфере
    7, 2 ± 1, 3
    4, 5 ± 0, 9
    3, 2 ± 0, 7
    р(1, 3)    3, 7 ± 1, 2
    р(1, 4)

р(1, 2), (2, 3) и т. д. —обозначение статистически значимых различий между показателями, относящимися к возрастным группам с соответствующими порядковыми номерами. Перейдем к анализу уровня реактивной и личностной тревожности женщин, прерывающих беременность. Уровень личностной тревожности высокий во всех возрастных группах. Хотя значимых различий между показателями уровня личностной тревожности у женщин разных возрастных групп обнаружено не было, можно проследить динамику нарастания личностной тревожности с возрастом. Это можно объяснить тем, что большинство женщин в прошлом уже делали аборт, они представляют все его последствия и с учетом прошлого опыта запускается механизм реактивной тревожности. Что и подтверждает высокий уровень реактивной тревожности. Высокий уровень реактивной тревожности у женщин ранее не делавших аборт обусловлено тем, что само принятие решения о прерывании беременности является психотравмирующей ситуацией, женщину страшит“неизвестное”, она опасается за исход операции, за последствия после нее, за будущую способность родить ребенка. Самый высокий уровень личностной и реактивной тревожности наблюдается во второй группе. 21-26 лет—оптимальный репродуктивный возраст, 80% женщин планируют в будущем иметь детей, поэтому они особенно беспокоятся за свое будущее.

Изучение особенностей характерологических черт в различных возрастных группах показало, что у женщин, прерывающих беременность, наиболее выражены гипертимические, демонстративные, неуравновешенные и циклотимические черты характера. Особенно отчетливо это видно в младшей возрастной группе (более 21 года). Гипертимические черты говорят о повышенном фоне настроения, высокой активности. Демонстративность поведения связана со стремлением показать свою полноценность как уже взрослой женщины. Неустойчивость настроения и самочувствия объясняется психологической неготовностью к таким психотравмирующим ситуациям, незрелостью личности, отсутствием психологической поддержки близких (девушки не поставили в известность родителей о своей беременности). Наименее выражены циклотимические черты у женщин старше 30 лет. Рассмотрим особенности потребностно-мотивационной сферы женщин в различных возрастных группах. В младшей возрастной группе значительно выше показатели поддержания жизнеобеспечения, социального статуса в общежитейской и рабочей сферах, творческой активности. В этом возрасте девушки стремятся приобрести профессию, положение в обществе, найти партнера и создать семью, стать материально независимым от родителей. Для большинства молодых людей характерна творческая активность.

Особенностью второй возрастной группы являются сравнительно низкие (по сравнению с младшей) показатели поддержания жизнеобеспечения, социального статуса в общежитейской и рабочей сферах, активностью в рабочей сфере. Вероятно это можно объяснить тем, что половина женщин этой группы не работают. Для следующей возрастной группы (26-30 лет) характерны высокие показатели поддержания в общежитейской и рабочей сферах и снижение стремлений к социальному статусу в рабочей сфере, а также творческой активности. В группе после 30 лет низкие показатели достижений в поддержании жизнеобеспечения, социальном статусе, творческой активности в рабочей сфере. Обобщая результаты, можно отметить несколько тенденций, появляющихся с возрастом:

снижение достижений в поддержании жизнеобеспечения в рабочей сфере, снижение значимости социального статуса в общежитейской сфере, снижение творческой активности.

Таким образом, по мере завершения оптимального репродуктивного возраста уровень достижений в рабочей сфере имеет тенденцию снижения, также снижается уровень социального статуса в общежитейской и рабочей сферах, падает творческая активность, но возрастает уровень притязаний поддержания жизнеобеспечения. Заключение

Начиная с 20-х годов в России была сформирована особая абортная культура —приспособление и привыкание общества к широкому производству абортов, как основному и даже единственному способу регулирования числа детей в семье. Проблема абортов, их распространенность, частота использования именно в нашей стране являются наглядным примером сугубо потребительского, безразличного отношения к здоровью женщин со стороны государства. Декларация заботы о материнстве и детстве никогда не подкреплялась достаточным финансированием. На репродуктивное здоровье женщины влияют многие факторы: социальная среда, здоровый образ жизни, уровень здравоохранения. И тот факт, что аборт наиболее предпочтительный способ планирования семьи, свидетельствует, что недостаточно создано организаций, программ, которые помогали бы женщине планировать семейную жизнь, взаимоотношения с партнером, информировали о разнообразных средствах контрацепции.

Социальная среда, в которой живет женщина, является основным источником негативного отношения к материнству. По сравнению с запланированной беременностью, отложенный репродуктивный выбор отражает наличие более выраженных фрустраций и противоречий между потребностями женщин и предъявляемыми к ней новым состоянием перспективными требованиями, что осознается женщиной в той или иной мере, как собственная готовность к материнству и клинически проявляется в виде эмоциональных и поведенческих реакций. Поэтому общество должно развернуть широкую пропаганду разнообразных контрацептивных средств и, что особенно важно, сделать их доступными, увеличив количество кабинетов планирования семьи, постоянно вести профилактическую работу с женщинами, прерывающими беременность, обеспечить их психологической поддержкой.

Для того чтобы правильно развернуть работу необходимо знать те факторы, причины, которые повлияли на отложенный репродуктивный выбор. Данные исследования могут быть использованы для разработки программ по реабилитации женщин прерывающих беременность и профилактике абортов. Эта информация представляет интерес для широкого круга специалистов: психологов, социологов, акушеров-гинекологов, также это должна знать и каждая женщина. Выводы

Наша гипотеза подтвердилась: совокупность таких факторов как социально-статусные характеристики, уровень репродуктивной активности, характерологических особенностей, уровень тревожности, особенности потребностно-мотивационной сферы определят формирование мотива прерывания беременности.

1. Высокий уровень сексуальной и репродуктивной активности, низкий уровень образования влияют на формирование мотива прерывания беременности. 2. Наличие мотива прерывания беременности у женщин влияет на повышение уровня личностной и реактивной тревожности, а также на снижение уровня общей активности и уровня поддержания жизнеобеспечения в рабочей сфере. 3. Иерархия мотивов прерывания беременности, определяющихся социально значимыми факторами отличается у женщин различного возраста.

3. 1. У женщин до 21 года такими мотивами являлись: преждевременность рождения ребенка, неудовлетворительная жилищная обеспеченность, зависимость от родителей.

3. 2. Для женщин в возрасте от 21 года до 25 лет: неудовлетворительная жилищная и материальная обеспеченность и прием лекарственных препаратов и алкоголя в первые недели беременности.

3. 3. У женщин старше 26 лет преобладающими мотивами являлись: недостаточная материальная обеспеченность, наличие маленького ребенка в семье и нежелание больше иметь детей.

4. По мере завершения оптимального репродуктивного возраста наблюдалось возрастание уровня потребности в поддержании жизнеобеспечения в рабочей сфере, в то время как степень удовлетворенности в этой сфере имела тенденцию к снижению, как и потребность в поддержании социального статуса в общежитейской сфере на фоне падения значимости творческой самореализации на работе, а также повышается уровень личностной тревожности при наличии сформированного мотива прерывания беременности.

    Литература

Агаев Ф. Р. , Мамедова Н. О. Социально-гигиенические аспекты аборта // Советское здравоохранение. - 1991. -№ 3. -21-23 с.

Аничкова З. Я. Здоровое материнство. - М. : Медицина. -1982. -72 с. Брутман В. И. , Родионова И. С. Формирование привязанностей матери к ребенку в период беременности // Вопросы психологии. -1997. -№ 6. -38-48 с. Вартанян Г. А. , Петров Е. С. Эмоции и поведение. - М. - 1989. -172 с. Васильев И. А. , Магомед-Эминов М. Ш. Мотивация и контроль за действием. - М. 1991. -144 с.

Вилюнас В. К. Психологические механизмы мотивации человека. - М. -1990. - 293 с. Гребешева И. И. Социальные аспекты репродуктивного здоровья и ответственного родительства // Планирование семьи - 1998. -№ 3. -5-7 с.

Грищенко Г. И. Влияние искусственного прерывания беременности на организм женщины. - М. ,1980. -96-97 с.

Джое В. В. Практическое руководство к тесту Люшера. - Кишинев. -1990. - 176 с. Диагностика мотивации и саморегуляции / Под. редакцией Колосниковой Н. В. и др. - МГУ. , 1993. - 21-43 с.

Елисеев О. П. Конструктивная типология и психодиагностика личности. -Псков. , 1994. -280 с.

Журавлева К. И. , Цыдыпова Ц. Д. Причины и последствия абортов // Здравоохранение Российской Федерации. -1971. -№ 2. - 22-25 с.

    Захаров А. И. Ребенок до рождения. - М. , 1998.
    Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. - СПб. , 2000. - 508 с.

Иовлев Б. В. Неврозы и проблемы психологических механизмов эмоционального стресса // Актуальные вопросы медицинской психологии. - Ленинград, 1974. Т. 72. - 41-53 с.

Искусственный аборт: Доклад научной группы ВОЗ. - 1980. - 24 с. Ковалев В. И. Мотивы поведения и деятельности. - М. : Наука. -1988. -122 с. Кочнева М. А. , Сумовской А. Е. , Орлова М. М. Психологические реакции у женщин при физиологическом течении беременности // Акушерство и гинекология. - 1990. - № 3. -13-16 с.

Кузнецов В. Социально-гигиеническое исследование причин аборта. М. : Медицина. 1970. - 15 с.

    Лемаринье Н. К. Беременность и роды. - М. ,1938. - 45 с.

Леонгард К. Акцентуированные личности. - Ростов-на-Дону: Феникс. -2000. - 544с. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М. : Политиздат. -1975. 73-235 с.

Лук А. Н. Эмоции и личность. - М. : Знание. - 1982. - 176 с.

Мамышева Н. Л. Психологические расстройства у беременных: Диссертация на соискание ученой степени кандидата медицинских наук. - Томск, 1995. -312 с. Маслоу А. Психология бытия. -М. : Рефлбук, Ваклер. - 1997. - 304 с. Мильман В. Э. Рабочая мотивация и удовлетворенность трудом // Психологический журнал. - 1985. - № 5. - 16-21 с.

    Немов Р. С. Психология. Т. З. - М. : Просвещение. -1995.

Пайнз Д. Бессознательное использование женщиной своего тела. -СПб. : Совместное издание Восточно-европейского института психоанализа и Б. С. К. - 1997. - 195 с. Психоанализ и культура: Избранные труды К. Хорни и Э. Фромма. -М. : Юрист. 1995. - 623 с.

Психология эмоций: Тексты. -М. : Просвещение. - 1993. - 304 с. Психология: Словарь. М. : Политиздат. - 1990. - 494 с.

Пятьдесят выдающихся психологов мира. - М. : Международная педагогическая академия. - 1995. - 79-85 с.

Розовский И. С. Аборт и его последствия // Советская медицина. - 1960. - № 2. 94-98 с.

Садвокасова Е. А. Некоторые социально-гигиенические аспекты изучения аборта // Советское здравоохранение. - 1983. - № 3. - 45-50 с.

Северный А. А. , Боломдина Т. А. , Солоед К. В. и др. Психосоматические аспекты беременности // Социальная и киническая психиатрия. - 1995. -№ 4. -22-26 с. Современные методы профилактики искусственного аборта и регуляции репродуктивной функции женщины. - М. : Медицина. - 1987. - 115 с. Стресс и тревога в спорте. - М. : Наука. - 1983. - 24-47 с.

Фрейд 3. Психология бессознательного. - Новосибирск, 1997. - 552 с. Фролова О. П. , Гранат Н. Е. Вред аборта. - М. : Просвещение. - 1985. - 77 с. Adler. A Wer der nervosen Charakter. Munchen. - 1992. - 132 p. Alport G. W. Trait of motivations. Yheory // Am. Jourmal of orthopsychiatry. 1953. - V. 23.

Deutsch H. The psychology of women. - New York. Crane station. - 1945. - 608 p. Pines D. Pregnancy and motherhood: interaction between fantasy and reality // British Journal of Medical Psychiatry. - V. 45. - 1972. - 43-333 p. Приложение

    Рецензия
    на дипломную работу студентки
    Васютиной Галины Геннадьевны

Тема: “Закономерности формирования потребностно-мотивационной сферы женщин, планирующих прерывание беременности”.

Работа Васютиной Г. Г. посвящена факторам, которые влияют на прерывание беременности, формирование определенной потребностно-мотивационной сферы женщины, особенности состояния психической сферы.

В своем исследовании Васютина Г. Г. попыталась объединить все факторы и создать общую картину причин абортов.

Дипломная работа строится на экспериментальном исследовании и последовательном анализе результатов этого исследования.

Полученные в ходе исследования результаты отражены в выводах, которые подтверждают гипотезу о том, что формирование мотива прерывания беременности определяют такие факторы, как социо-культурный статус женщины, репродуктивная активность, характерологические особенности и особенности потребностно-мотивационной сферы.

Работа представляет несомненный научный интерес и обладает практической значимостью. Полученные результаты исследования могут найти практическое применение в составлении программ профилактики абортов и реабилитации женщин, прерывающих беременность.

Работа выполнена с учетом требований, предъявляемых к дипломным работам и заслуживает оценки“отлично”.

    Рецензент:
    Заведующий кафедрой
    психологии развития личности
    ФП ТГПУ, д. м. н. , профессор Аксенов М. М.

Страницы: 1, 2


© 2007
Использовании материалов
запрещено.