РУБРИКИ |
ЗЕМЕЛЬНЫЙ КАДАСТР КАК ИНСТРУМЕНТ РЕГУЛИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДА (НА ПРИМЕРЕ Г. ЕКАТЕРИНБУРГА) - (диплом) |
РЕКЛАМА |
|
ЗЕМЕЛЬНЫЙ КАДАСТР КАК ИНСТРУМЕНТ РЕГУЛИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДА (НА ПРИМЕРЕ Г. ЕКАТЕРИНБУРГА) - (диплом)p>Создание и ведение автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра (АС ГЗК) МО “город Екатеринбург”В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 1992 г. N 622 и Постановления Правительства Свердловской области от 30. 10. 1992 г. №313-п “О совершенствовании ведения государственного земельного кадастра в Российской Федерации”, вышло Постановление Главы администрации г. Екатеринбурга от 27. 05. 1993г. №270-е “О создании информационно–кадастровой системы по г. Екатеринбургу”. В этом Постановлении Комитету по земельным ресурсам и землеустройству г. Екатеринбурга поручено приступить к созданию информационно-кадастровой системы. Данное Постановление было первым документом в городе, касающимся кадастра. В дальнейшем была разработана Областная программа "Создания автоматизированной информационной системы земельного кадастра", которая была утверждена распоряжением Главы администрации Свердловской области от 01. 12. 94г. №671. Программа была выполнена для решения следующих задач. Создание автоматизированной информационной системы ведения государственного земельного кадастра, включая регистрацию земель на территории Свердловской области. Разработка и внедрение процедур регистрации землевладельцев и землепользователей и ведения государственного земельного кадастра. Внедрение современных технологий сбора, обработки, хранения и использования данных для ведения земельного кадастра и регистрации землевладельцев и землепользователей. Создание технической инфраструктуры, обеспечивающей ведение интегрированных баз данных. Использование земельной информационной системы как базовой для развития других информационно - коммуникационных систем. Разработка рекомендаций по совершенствованию земельного законодательства и нормативных актов. Перечень мероприятий и работ по реализации Программы был сформирован по блокам: 1. Правовое, нормативно-методическое обеспечение внедрения системы. 2. Организационное обеспечение. 3. Программно-технологическое обеспечение создания и внедрения системы. 4. Информационное обеспечение системы. Государственным заказчиком Программы был Комитет по земельным ресурсам и землеустройству Свердловской области. Генеральным подрядчиком работ по реализации программы был Федеральный кадастровый центр "Земля" [70]. Основной субподрядной организацией по выполнению этой части работ, необходимой для создания автоматизированной информационной системы ведения государственного земельного кадастра, являлся Уральский государственный научно - исследовательский и проектно-изыскательский институт по землеустройству - УралНИИгипрозем. Исполнителями работ были организации, предприятия и учреждения, а также физические лица, имеющие лицензии на выполнение указанных работ. Главам муниципальных образований в Программе было рекомендовано разработать и принять собственные программы создания автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра с включением в них инвентаризации земель городов и других населенных пунктов. Так в г. Екатеринбурге также была разработана и принята соответствующая Программа "Создания автоматизированной системы ведения земельного кадастра на территории МО “Город Екатеринбург”. Все выше перечисленные документы и программы стали толчком развития кадастровых систем в регионе и городе, но постоянный рост курса доллара и не полное финансирование Программ не позволили выполнить их в полном объеме. И уже в 1998 году создается и утверждается новая областная целевая Программа "Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра Свердловской области", сроки реализации которой рассчитаны на 1998 - 2005 гг. В данной главе мы рассмотрим процесс создания и развития земельного кадастра МО “город Екатеринбург”. Удобное разбиение территории, которое носит название кадастрового зонирования и служит одной из основ построения системы управления недвижимостью в регионах, формирования системы государственного земельного кадастра. В соответствии с Указом Президента РФ от 11. 12. 93 г. № 2130 регистрация и оформление документов о правах на земельные участки и прочно связанную с ними недвижимость должны вестись по единой системе на всей территории Российской Федерации. В развитие данного указа были разработаны и приняты соответствующие документы, утвержденные Роскомземом, органами исполнительной власти субъектов Федерации. Согласно этим документам все земельные участки должны получить уникальные кадастровые номера. Для удобства построения и использования номера должны быть образованы кадастровые кварталы, кадастровые массивы и кадастровые зоны. Работа по созданию земельного кадастра МО “город Екатеринбург” была начата с кадастрового зонирования территории. Основной задачей явилось создание на бумажных и магнитных носителях основных элементов кадастрового зонирования территории муниципального образования “г. Екатеринбург”. Рабочей плановой основой служили топопланы М 1: 10000 и обновленная топокарта М 1: 25000, изготовленная Уралаэрогеодезией в 1995 году в системе координат 1942 г. В процессе подготовительных работ собраны и уточнены сведения об основных кадастровых объектах, границы которых нанесены на топокарту М 1: 25000. Для этого использовались следующие материалы: правила застройки города и административно-подчиненной территории, Главное управление архитектуры и градостроительства г. Екатеринбурга, 1995 г; материалы согласования административной границы г. Екатеринбурга, институт Урал НИИгипрозем 1995 г; описание границ административных районов г. Свердловска, утвержденные горсоветом в 1968г; материалы установления границ населенных пунктов, Горкомзем г. Екатеринбурга 1997 г; графический учет сельскохозяйственных предприятий М 1: 10000, 1: 25000; схемы размещения коллективных садов, институт УралНИИгипрозем; материалы лесоустройства; карта землепользовании г. Екатеринбурга М 1: 50000 по состоянию на 01. 01. 1998 г. , институт УралНИИгипрозем 1998 г. Кадастровое зонирование территории представляет собой деление территории на кадастровые единицы в целях организации системы государственного кадастрового учета объектов недвижимости. Кадастровое зонирование территории непосредственно связано с процедурой государственной регистрации земельных участков и связанных с ними объектов недвижимого имущества. В связи с этим, в основу кадастрового зонирования территории положен принцип цельности и неделимости объекта недвижимости или имущественного комплекса. Результаты кадастрового зонирования отражаются на схеме кадастрового зонирования территории. Схема кадастрового зонирования территории муниципального образования предназначена для графического отображения системы элементов кадастра, местоположения, формирования кадастровых участков. Основными кадастровыми единицами являются кадастровые округа, зоны, блоки, массивы, кварталы, участки. На стадии кадастрового зонирования рассмотрены объекты до уровня кадастрового квартала. Структура кадастрового номера принята согласно письма Облкомзема от 03. 08. 98г. № 03-07/605 и представляет собой код по шаблону А: Б: С: Д, где А-номер субъекта Российской Федерации-кадастровый округ (66); Б-номер муниципального образования - кадастровая зона (41); С-номер кадастрового квартала, в свою очередь код кадастрового квартала состоит из С1 С2 СЗ где: Код кадастрового округа как единица кадастрового деления Российской Федерации соответствует номеру субъекта Российской Федерации согласно реестра кадастровых округов “Перечня номеров (кодов) субъектов Российской Федерации”, утвержденных приказом Роскомзема РФ от 19. 09. 96 г. № 102. Для Свердловской области принят код - 66. По областному реестру, утвержденному Областным законом о территориальных образованиях от 03. 06. 97 г. №327 МО “город Екатеринбург” имеет код зоны - 41. Граница кадастровой зоны - МО “город Екатеринбург” принята согласно “Материалам согласования административной границы г. Екатеринбурга”, выполненным институтом УралНИИгипрозем в 1995 году (см. рис. 7). Рис. 7. Граница кадастровой зоны - МО “город Екатеринбург”* *Составлено по данным Комитета по земельным ресурсам и землеустройству г. Екатеринбурга Общая площадь зоны в границах МО “город Екатеринбург” составила 114579 га. В процессе работы выявлена целесообразность объединения кадастровых кварталов в кадастровые блоки и массивы, сформированные на основе “Правил застройки города и административно - подчиненной территории МО “город Екатеринбург” Принятые границы блоков кадастровых кварталов в основном совпадают с границами административных районов с выделением в отдельный блок земель, занятых объектами инфраструктуры федерального, государственного, муниципального значения, осуществляющие неразрывную территориальную и функциональную связь между кадастровыми блоками. Образовано 8 кадастровых блоков со следующей нумерацией (рис. 8): Орджоникидзевский район-1 *Составлено по данным Комитета по земельным ресурсам и землеустройству г. Екатеринбурга При кадастровом зонировании территории блок рассмотрен как самостоятельная единица кадастрового деления и представляет совокупность массивов. Кадастровый массив представляет собой часть территории блока, сложившийся как самостоятельный природно-планировочный комплекс, ограниченный естественными границами и инженерными сооружениями, определяющими градостроительную структуру города. Кадастровыми массивами являются единицы архитектурно-планировочной застройки (жилые и промышленные районы), отдельные населенные пункты; земли занятые лесами, сельхозназначения, крупные массивы (скопления) коллективных садов, ограниченные естественными границами и линейными объектами. Границы массивов проходят без разрывов и перекрытий. Рассмотрим систему формирования кадастровых массивов на примере Кировского района - блок 7. В блоке-7 выделено 12 массивов (рис. 9) *Составлено по данным Комитета по земельным ресурсам и землеустройству г. Екатеринбурга Массивы образуются из кварталов селитебной застройки - Центральный-01, Пионерский- 02, Бархотка- 03, Втузгородок- 04, Комсомольский-5, Промышленный узел ЖБИ-06, Ст. ЖБИ-09, Шарташский-11; лесных кварталов с прилегающей жилой застройкой – Шарташский лесопарк (Каменные палатки)- 07, Калиновский- 08, Изоплит-10, Ново-Свердловская ТЭЦ-12. Границы массивов приняты согласно с “Правилами застройки города .... ” и в соответствии с материалами инвентаризации земель, проведенных институтом УралНИИгипрозем совместно с архитектурой и горкомземом г. Екатеринбурга в 1998 году. Границы кадастровых кварталов в селитебной и промышленной зонах в основном совпадают с красными линиями застройки, на землях лесного фонда - с границами лесоустроительных кварталов по материалам лесоустройства, а также с границами иных территориально-замкнутых имущественных комплексов. Рассмотрим пример разбивки на кадастровые кварталы в кадастровом блоке-7, кадастровый массив 01- Центральный (рис. 10). *Составлено по данным Комитета по земельным ресурсам и землеустройству г. Екатеринбурга Кадастровое зонирование территории МО “город Екатеринбург” выполнено в виде схемы кадастрового зонирования на бумажной основе М 1: 25000 и в цифровом электронном виде. На застроенную территорию составлены схемы границ кадастровых кварталов по кадастровым массивам М 1: 2000, 1: 5000, 1: 10000 с указанием магистральных улиц. Цифровая карта кадастрового зонирования является автономной поисковой системой для определения земельного участка в базовом кадастровом квартале, позволяет установить его местоположение и кадастровый номер, а также привязать к этому земельному участку имеющуюся информацию о правовом режиме использования, площади, стоимости участка и др. Инвентаризация земель - комплекс землеустроительных мероприятий, направленных на выявление и уточнение данных о земельных участках в целях государственного учета земель и ведения государственного земельного кадастра. Инвентаризация земель проводится с целью уточнения или установления местоположения, границ (без закрепления, на местности) размеров, правового статуса, выявления неиспользуемых, нерационально используемых или неиспользуемых по целевому назначению земель, других необходимых количественных и качественных характеристик земель, отражаемых в государственном земельном и других кадастрах и документах - государственной регистрации прав на землю, а также необходимых для осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель и принятия на этой основе решений об упорядочении использования земель. В зависимости от поставленных целей может проводиться полная или целевая инвентаризация земель. Полная инвентаризация земель проводится на всей территории Российской Федерации и на землях всех категорий, независимо от форм собственности на землю, с уточнением или установлением характеристик земельных участков. Целевая инвентаризация земель проводится на землях отдельных категорий, на территориях отдельных регионов, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в зонах проявления негативных процессов, по труппам или отдельным земельным участкам. При целевой инвентаризации, информация о состоянии и использовании земель может уточняться по всем или отдельным характеристикам [4]. Администрация города Екатеринбурга и Комитет по земельным ресурсам и землеустройству занимается вопросами создания АИС земельного кадастра города. Стержневой работой Горкомзема является создание земельного кадастра города, важной частью которого является инвентаризация земель города. На конец 2000г. по четырем административным районам (из семи) выполнены работы по инвентаризации земель, созданы графические и семантические базы данных с использованием современных геоинформационных систем и автоматизированных технологий, формируется глобальная информационная база данных по земельному кадастру города. Площадь города Екатеринбурга в границах городской черты составляет 48. 9 тыс. га, на половине площади - 24. 5 тыс. га проведены инвентаризация земель (Железнодорожный, Кировский, Орджоникидзевский, Октябрьский районы). С учётом начатых работ по инвентаризации земель Верх-Исетского района инвентаризацией охвачено 71% территории города или около 35. 0 тыс. га. Не начаты работы по двум районам: Ленинскому и Чкаловскому - 2, 4 га и 11, 7 тыс. га соответственно. Материалами инвентаризации были выявлены землепользователи-плательщики земельного налога и арендной платы, определены их фактические границы и площади. Все материалы инвентаризации представлены как в электронном виде, так и на бумажных носителях. По одному экземпляру материалов инвентаризации передано в налоговые инспекции и Главархитектуру, в том числе: списки плательщиков земельного налога (юридические и физические лица), списки неиспользуемых земель, Материалы инвентаризации утверждены постановлениями Главы города, на основании которых заключаются также краткосрочные договора аренды земельных участков. Для дифференциации ставок земельного налога необходимо проведение работ по комплексной градостроительной оценке городских территорий. В странах с развитой рыночной экономикой комплексная градостроительная оценка городских территорий проводится методами, базирующимися на математическом анализе реальных цен по фактически совершенным сделкам с недвижимостью (методы сравнительных продаж), в том числе с застроенными и незастроенными земельными участками. В настоящее время в большинстве Российских городов (в том числе и Екатеринбурге) земельный рынок находится в стадии зарождения, уровень рыночных цен на земельные участки существенно занижен по ряду объективных и субъективных причин (низкий уровень доходов большей части населения, неразвитость инвестиционных процессов и т. д. ). Поэтому использование "методов сравнительных продаж" для комплексной градостроительной оценки городских территорий пока не представляется возможным. В течение 1996 года Институтом экономики УрО РАН, по заказу Администрации города Екатеринбурга, была выполнена экономическая оценка территории муниципального образования и разработано новое ценовое зонирование. Вместо существовавших с 1994 года 34-х оценочных зон на территории города выделено 69 оценочных зон и 12 зон на прилегающих территориях - всего 81 оценочная зона на территории муниципального образования. Так же Институтом экономики были рассчитаны дифференцированные ставки земельного налога по оценочным зонам (см. приложение 2), которые используются и для расчета базовых ставок арендной платы за землю. Экономическое зонирование территории и ставки земельного налога МО “город Екатеринбург” также занесены в базу данных земельного кадастра в электронном виде. Эта экономическая оценка включает в себя два основных показателя. Первый показатель отражает общественно необходимые затраты на развитие социальной (за исключением жилищного фонда, который включается в плату за трудовые ресурсы) и инженерно-транспортной инфраструктуры. Сюда входят стоимости существующих объектов обслуживания (торговли, общественного питания, здравоохранения, культуры, спорта и др. ), систем инженерного оборудования и благоустройства, сохраняющих свою практическую ценность на расчетный срок, а так же затраты на развитие социальной и инженерно-транспортной инфраструктуры районного и городского значения на прогнозируемый период, включая затраты на городские природоохранные мероприятия. Расчетным сроком в работе взят пятилетний период (1996-2000 г. г. ), так как прогнозирование развития городского хозяйства на более длительные сроки, с учетом продолжающегося реформирования страны, в настоящее время нецелесообразно. Второй показатель комплексной градостроительной оценки территорий отражает социально-экономическую ценность городских земель. Здесь оценивается в стоимостном выражении функциональное удобство территории для проживания населения: обеспеченность объектами социальной сферы, инженерными сетями, городским пассажирским транспортом (транспортная доступность к центру города и к основным зонам функционального тяготения населения), уровень благоустройства и озеленения, состояние окружающей среды, архитектурно-историческая ценность застройки. По территориально выраженным однотипным градостроительным условиям, с учетом социально-экономической ценности территорий, транспортной доступности к центру города и общегородским объектам обслуживания, а так же перспективной планировочной структуры города. При этом максимально учтено градостроительное зонирование, принятое в правилах застройки Екатеринбурга. Результаты комплексной градостроительной оценки территории Екатеринбурга и дифференциации ставок земельного налога утверждены Решением Екатеринбургской городской Думы от 26. 09. 96 г. "Об утверждении дифференцированных ставок земельного налога на территории муниципального образования г. Екатеринбург". В соответствии с этим Решением, а также федеральными нормативными актами, предусматривающими индексацию ставок земельного налога, максимальная ставка земельного налога в городской черте для первой оценочной зоны в 2000 году составляет 17, 28 руб. за 1 кв. м в год, минимальная (для 57, 79 зон) - 5 копеек за 1 кв. м в год. В других городах России средние ставки земельного налога также дифференцируются по зонам различной архитектурно-градостроительной ценности с учетом различных, в том числе рассмотренных выше, факторов. Сравнительный анализ по зонированию и дифференциации ставок в этих городах приведен в таблице 1. Таблица 1 Сравнительный анализ городского зонирования территории и дифференцированных ставок земельного налога в некоторых крупных городах России в 1999 году Согласно данным Комитета по земельным ресурсам и землеустройству г. Екатеринбурга, приведены следующие результаты создания земельного кадастра по состоянию на 01. 01. 2001г. : Всего территория: 114511 га или 1145, 11 кв. км Кадастровое деление выполнено в электронном виде (вектор) в 1998 г. с использованием материалов градостроительного зонирования, материалов лесоустройства и т. д. на основе картматериала М 1: 10000 по следующей схеме: на основе административного деления территории МО “город Екатеринбург” на 7 районов принято 7 блоков, с выделением земель инфраструктуры (транспортной, инженерной) федерального, регионального и общегородского значения в отдельный 8 блок (с номером 00). Внутри блоков произведена разбивка в соответствии с материалами градостроительного зонирования на 106 массивов, при этом элементы инфраструктуры (магистральные районного значения) выделены в 00-вой массив каждого блока. Каждый массив в свою очередь разбит на кадастровые кварталы, с выделением земель инфраструктуры в 0-кватрал. Общее количество кадастровых кварталов составило 4225. В порядке дежурства (с мая 1999г. ) введен 14461 кадастровый участок, ежемесячно учитывается от 450 до 800 участков (в зависимости от сезона). Создана база данных по всем раннее выданным правоподтверждающим документам, проведена сверка информации с БТИ, в дежурном порядке (ежемесячно) осуществляется обмен информацией с органами Минюста. Общее количество описанных участков составляет 71138, субъектов земельных отношений 84839, в том числе: физические лица - 79361 , юридические лица- 5478, прав на земельные участки - 92852, в том числе собственности – 58363, постоянного пользования – 29700, аренды – 4789. Одновременно за счет средств бюджета города проводятся работы по инвентаризации земель муниципального образования с уточнением кадастрового зонирования по материалам топосъемки М1: 500, с передачей материалов на бумажных и магнитных носителях (в том числе растров картматериала М1: 500). Всего проинвентаризовано 27411 земельных участков, на общей площади 32174 га (321, 74 кв. км). В том числе по годам: 1995-96 –3450 участков, 3347 га; 1998 - 5838 участков, 4726 га; 1999 - 8356 участков, 9240 га; 2000 - 9767 участков, 14861 га. Кроме того в 2000 г. проведены подготовительные работы и начата полевая инвентаризация земель на площади 23059 га, завершение работ на этой территории планируется на конец 2001г, заключен договор на 2001-2002 г. на окончание работ по инвентаризации земель в полном объеме (44760 га). Роль городского кадастра в социально-экономическом развитии города Екатеринбурга В данной главе мы покажем, как проводимые работы по созданию городского кадастра влияют на социально-экономические процессы в Екатеринбурге. Существенную роль в ускорении социально-экономического развития города играет адекватное формирование критериев для осуществления земельной налоговой политики, выявление землепользователей, определение и регулярная корректировка уровня земельных платежей в рамках проводимой земельной политики. Все это требует адекватного информационного обеспечения и непрерывного анализа возможных последствий управленческих решений с помощью современных информационных систем, в частности земельного кадастра. Таким образом, формирование рынка земли, правильный учет стоимости земли, адекватная земельная ценовая и налоговая политика и ее полноценное информационное обеспечение позволяет существенно повлиять на экономическую политику города, сделать еще больший акцент в развитии города на более полное удовлетворение интересов его жителей. Роль земельного кадастра в формировании бюджета города Екатеринбурга Земельный налог и арендная плата за землю являются одним из источников формирования городского бюджета. Анализ запланированных средств от земельных платежей в местные бюджеты крупных и экономически развитых городов на 2000 год представлен в Приложении 3. Из приведенных данных видно, что в доходной части городских бюджетов поступления от земельного налога в среднем составляют около 5%. В Екатеринбурге земельные платежи формируют - 3, 3% доходной части городского бюджета, в Перми – 5, 9%, в Челябинске - 6, 8%. Причем в городские бюджеты в РФ, за исключением Москвы, больше средств поступает от земельного налога, чем от арендной платы. За последние пять лет складывается тенденция к росту поступлений платы за землю (в том числе и в Екатеринбурге) [15; 17; 22]. Преимущественным источником пополнения бюджета в Екатеринбурге является подоходный налог с физических лиц (27, 0 % всех поступлений в бюджет). Следующим по весомости является местный налог на содержание жилфонда – 21, 7 %. Налог на добавленную стоимость и налог на имущество предприятий и физических лиц формируют по 11, 0% доходов бюджета. В новый Налоговый Кодекс заложена тенденция передачи средств от поступления подоходного налога в Федеральный бюджет и увеличение доли налога на имущество, в т. ч. земельного налога в доходной части бюджета (что соответствует мировой практике) путем расширения полномочий местных органов власти в дифференциации ставок земельного налога. Распределение земельных платежей между уровнями бюджетной системы РФ осуществляется в следующем объеме: -в федеральный бюджет - 30%, -бюджеты городов и поселков, иных муниципальных образований -50%. Поступление земельных платежей в Екатеринбурге с каждым годом повышается (см. приложение 4, 5). Это обусловлено работами по созданию земельного кадастра (см. вторую главу), а также усилением темпов проведения компании по оформлению договоров аренды земли по материалам инвентаризации. С 1996 г. трижды проводилась увеличение ставок земельного налога: в 1997 г. и 1998 г. – в 2 раза, в 2000 г. – в 1, 2 раза. Эти увеличения были направлены на компенсацию инфляции, в связи с этим наблюдается большое увеличение земельных платежей в последующие годы, которое не связано с проведением кадастровых работ в городе. Особенно хорошо видна тенденция повышения земельных платежей после проведения кадастровых работ на примере 1996, 1997 и 2000 годов, так как в 1996 и 1999 гг. не было увеличения ставок земельного налога. Экономическая оценка территории муниципального образования, выполненная Институтом экономики УрО РАН и инвентаризация земель Железнодорожного района, проведенные в 1996 г. способствовали увеличению поступлений земельных платежей по г. Екатеринбургу во все уровни бюджетов почти в два раза с 42000 тыс. рублей в 1996 году до 74825 тыс. рублей в 1997 г. С 1999 по 2000 гг. проводилась инвентаризация Октябрьского района и в 2000 году земельные платежи по этому району увеличились с 17163 тыс. руб. до 31492 тыс. руб. Так как все районы города не одинаковы по площади и соответственно сбор земельных площадей в крупных районах может быть выше чем в районах с меньшей площадью, то в работе выполнен расчет земельных платежей в расчете с 1га территории. В 2000 году поступления в расчёте с 1 га территории в среднем по городу составили 6, 5 тыс. руб. , а в Железнодорожном районе - около 10, 8 тыс. руб. с 1 га, в Орджоникидзевском – 4, 9 тыс. руб. с 1 га, в Кировском – 6, 7 тыс. руб. с 1 га. По отдельным районам (где не было инвентаризации) поступления ниже среднего уровня почти в два раза (Верх-Исетский с 1 га. – 2, 7 тыс. руб. ). В 1999 г. также не было изменения ставок земельного налога, а уже в 2000 г. объем земельных платежей значительно вырос по всем районам города, этот рост связан с повышением платежей по арендной плате в 1999 г. – 66485 тыс. руб. , в 2000 г. - 143884 тыс. руб. Большой прирост земельных платежей, был связан с принятием в 1999г. Госдумой закона о налоговой амнистии, благодаря которому была разрешена выплата задолженностей без выплаты пени. За 1999 год в Екатеринбурге выявлено 710 юридических лиц и 5323 граждан-недоимщиков по арендной плате. В случае не внесения арендной платы в установленный срок, арендатору начисляется пеня. В 2000 году размер пени за просрочку платежа по договорам аренды земли составляет 0, 1% от суммы недоимки за каждый день просрочки. Для сравнения, в Челябинске и Перми величина пени такая же, в Москве составляет 0, 3%. С учетом проведенного анализа можно отметить, что четко видна положительная тенденция роста земельных платежей, в связи с проводимой Администрацией города инвентаризацией земель города и других кадастровых работ. Анализ поступления земельных платежей по тем районам города, где прошла инвентаризация, показывает, что поступившие платежи как минимум в два раза выше, чем в районах, где не было инвентаризации. Также в работе выполнен расчет экономической эффективности кадастровой системы. Для этого потребовалось сравнить сумму, затраченную на создание кадастра в Екатеринбурге – 17500 тыс. руб. (см. п. 3. 4. ) с приростом земельных платежей после проведения кадастровых работ по каждому району. Для этого был выявлен этот прирост в процентном соотношении, он составил в среднем 40%. Затем по каждому району за все годы после проведения кадастровых работ была выделена доля от земельных платежей в 40% (например по Железнодорожному району эти доли составили в 97г. – 4400тыс. руб. ; в 98г. – 6400 тыс. руб. ; в 99г. – 13600тыс. руб. ; в 2000г. – 16800 тыс. руб. ) Просуммировав полученные цифры, был получен прирост земельных платежей после проведения кадастровых работ в городе с 1997 по 2000гг. , который составил около 150000 тыс. руб. (см. таблицу 2). Прирост земельных платежей после проведения кадастровых работ в Екатеринбурге* *Составлено автором по информации, предоставленной городской налоговой инспекцией Выполненные расчеты доказывают, что кадастровая система действительно является эффективной и самоокупаемой, она принесла доход в 8 раз больше чем затраты на ее создание. В отношении использования средств, поступающих от платы за землю, Закон РФ "О плате за землю" определяет, что земельный налог и арендная плата учитываются в доходах и расходах соответствующих бюджетов отдельной строкой и используются исключительно на следующие цели: - финансирование мероприятий по землеустройству, ведению земельного кадастра, мониторинга, охране земель и повышению их плодородия, освоению новых земель, на компенсацию собственных затрат землепользователя на эти цели и погашение ссуд, выданных под указанные мероприятия и процентов за их использование. Средства на эти цели расходуются по соответствующим нормативам; - инженерное и социальное обустройство территории. Оно включает создание необходимых условий для предоставления земель, рационального и эффективного использования их по назначению (строительство дорог, линий связи, электроснабжения, водопровода, канализации, газоснабжения). В Екатеринбурге в бюджете на 2001 год, запланированный расход на финансирование мероприятий по улучшению землеустройства и землепользования от земельных платежей составляет 32, 5% [22]. Ежегодно землеустроительными и финансовыми органами разрабатывается и утверждается главой города программа расходования средств, поступающих от платы за землю. В программе устанавливаются объемы финансирования конкретных объектов. Большая часть средств используется для финансирования работ по созданию земельного и городского кадастра, инженерное обустройство территории, охрану земель. В 2001 году средства, поступившие от платы за землю на территории города Екатеринбург, планируется расходовать следующим образом: - землеустройство – 2, 05 %; При этом службами, выполняющими указанные мероприятия и ответственными за финансирование, выступают Комитет по земельным ресурсам и землеустройству г. Екатеринбурга, Главное управление архитектуры и регулирования земельных отношений, районные службы, Управление капитального строительства, Управление благоустройством, Управление здравоохранения, Комитет по экологии и другие. С 1992 г. в Екатеринбурге начал формироваться рынок земли, в частную собственность в основном предоставляются небольшие по площади земельные участки (до 1000 кв. м. ) с целевым назначением только для индивидуальной жилой застройки и садово-огороднических хозяйств. С началом земельной реформы в Екатеринбурге резко активизировался процесс предоставления земли в частную собственность физическим лицам по землеотводным документам – первичный рынок земли (с 1993 г. по 1999г. – 36473 сделки), а на базе первичного рынка формируется вторичный рынок земли, основой которого является купля-продажа земельных участков. Сделки купли-продажи увеличиваются каждый год, что также видно в таблице 3. *Составлено автором по данным Комитета по земельным ресурсам и землеустройству г. Екатеринбурга. В таблице используются данные с 1993 г. по 1999 г. , так как только до 1999 г. Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству г. Екатеринбурга регистрировались все права на земельные участки, с 2000 г. эта функция была передана “Регистрационной палате” обмен данными, с которой не находится на должном уровне. На сегодняшний день только 3 предприятия выкупили свою землю в частную собственность (“ВИЗ”, “Калина”). Поэтому в Екатеринбурге аренда остается почти единственным механизмом, способствующим обороту земель, предоставленных предприятиям и другим юридическим лицам, с каждым годом увеличивается количество сделок с долгосрочной арендой если в 1997г. – 464 сделки, то в 1999 г. – 1140. Количество сделок по краткосрочной аренде ежегодно уменьшается, потому что договора краткосрочной аренды в основном заключались под киоски и ларьки, максимальное количество которых было в начале 90-х годов и постепенно их число стало уменьшаться, им на смену пришли магазины, встроенные в первые этажи зданий. Уменьшается количество сделок, связанных с предоставлением земельных участков постоянное (бессрочное) пользование, чаще всего это право заменяют либо правом долгосрочной аренды, либо правом частной собственности. Вся информация по проходящим сделкам с земельными участками фиксируется в земельном кадастре. Без кадастровой системы невозможно развитие земельного рынка. В г. Екатеринбурге первый шаг в этом плане уже сделан, земля входит в оборот земельного рынка. Кадастровая система позволяет вести учет предоставляемых земель (для того чтобы предоставить землю ее необходимо учесть). Ситуация с развитием земельного рынка осложняется еще тем, что до сих пор не принят Земельный Кодекс (15 июня 2001 г. он прошел первое чтение Государственной Думой), в котором будут закреплены правила предоставления земель в частную собственность. Принятие Земельного Кодекса также позволит привлечь инвестиции в экономику города, сегодня много потенциальных инвесторов (особенно иностранных) готовы вкладывать инвестиции в нашу экономику, но им необходимы гарантии в частности предоставление земли в частную собственность. Таким образом, формирование рынка земли, правильный учет стоимости земли, адекватная земельная ценовая и налоговая политика и ее полноценное информационное обеспечение, что невозможно без кадастра, позволяют существенно повлиять на экономическое развитие города. Пополнение бюджета за счет земельных платежей можно также рассматривать как фактор, влияющий на социальное развитие города, так как определенная доля от земельных платежей (около 18%) в бюджете может расходоваться на социально-направленные отрасли хозяйства такие как здравоохранение, образование, жилищно-коммунальное хозяйство и др. Создание кадастра в Екатеринбурге позволяет обеспечить интересы физических и юридических лиц, которым кадастровая информация необходима для инициируемых ими действий в сфере гражданского оборота земли (купля-продажа, дарение, завещание, ипотека и т. д. ), а также для информационного обеспечения предпринимательской деятельности банков, страховых компаний, оценщиков, нотариусов, инвесторов и др. Активизировался оборот большого числа мелких земельных участков, переданных в собственность гражданам для ведения садоводства и индивидуального жилищного строительства. Стали возникать постоянные межевые споры, решение которых возможно цивилизованным путем с помощью сведений находящихся в земельном кадастре (о местоположении на местности границ, разделяющих смежные земельные участки; о правовом режиме использования земельных участков и т. д. ) В Комитет по земельным ресурсам и землеустройству г. Екатеринбурга регулярно поступают запросы из судов для предоставления информации, необходимой для разрешения споров (в среднем 50 запросов в месяц). Из этого следует, что создание земельного кадастра в г. Екатеринбурге, оказывает положительное влияние на социальное развитие города, делает развитие города с наиболее полным удовлетворением интересов его жителей. В г. Екатеринбурге выполнен ряд кадастровых работ, которые уже приносят свои положительные результаты. Для завершения кадастровых работ в городе необходимо завершить инвентаризацию Ленинского, Верх-Исетского и Чкаловского районов. На завершение этой работы, по мнению специалистов, необходимо два года при соответствующем финансировании – около 23 млн. руб. За период с 1995 по 2000 годы на создание автоматизированной системы земельного кадастра было затрачено 17, 5 млн. руб. (см. таблицу 4). Таблица 4 * Составлено автором по данным Комитета по земельным ресурсам и землеустройству г. Екатеринбурга. К сожалению, за все годы работ по созданию земельного кадастра города, финансирование этих работ было недостаточным. План финансирования был выполнен на 100% только в 1995 г. – 1500 тыс. руб. В остальные четыре года уровень финансирования составлял 50-70%. Значит для завершения работ по инвентаризации земель города финансирование кадастровых работ на 2001 и 2002 гг. должно составлять приблизительно по 10000 тыс. руб. соответственно. Все работы по созданию кадастра в Екатеринбурге можно разделить на 3 этапа: кадастровое зонирование, экономическая оценка территории города, инвентаризация. Четвертым этапом кадастровых работ в городе должна стать кадастровая оценка (см. п. 1. 2. 1. ), которая заменит существующее экономическое зонирование территории города. Разработанная схема экономического зонирования выполняет регулирование величин платежей за пользование земельными участками в зависимости от их местоположения в границах зон, но она не учитывает рыночных цен. В этой связи уже разработана методика кадастровой оценки земель поселений городского типа, которая основана на экспертном градостроительном анализе и анализе рыночных показателей отдельных сегментов городского рынка недвижимости. Сегодня возникает необходимость обновления и в некоторых случаях замены, существующих схем экономического зонирования, в связи с Постановлением Правительства РФ от 10. 08. 99 г. к 2002 году должна быть завершена кадастровая оценка всех земель РФ. Но в Екатеринбурге работы связанные с кадастровой оценкой даже не начаты и не включены в программу финансирования. Кроме того, существует много проблем не связанных с финансированием. До сих пор не проведено разграничение земель на земли, находящиеся в федеральном ведении, ведении субъектов Российской Федерации и в муниципальном. Крайне медленно идет приватизация земли в городе, что не позволяет привлекать достаточные объемы инвестиций и тормозит перераспределение городских земель. Нет четкой законодательной базы, с начала 90-х годов вышло множество документов на всех уровнях, регламентирующих земельные отношения, которые часто дублируют друг друга и не имеют систематизации. На наш взгляд, принятие нового земельного кодекса решило бы ряд проблем, где будут четко прописаны: полномочия, функции, права и обязанности органов управляющими и контролирующими использование земельных ресурсов разграничение между федеральными, землями субъектов и муниципальными землями принцип и порядок предоставления земель в частную собственность правила выкупа земли у государства (аукционы, тендеры) Существует проблема взаимодействия Учреждения юстиции по регистрации прав на недвижимое имущество и Комитета по земельным ресурсам и землеустройству г. Екатеринбурга, на который возложено создание кадастра. С 2000 г. полномочия по регистрации прав на земельные участки были переданы Учреждению юстиции по регистрации прав на недвижимое имущество, в результате в кадастре стала теряться информация о правом режиме использования земель. Эта проблема начала разрешаться только к концу 2000 г. , в отдел кадастра стали поступать первые данные из Учреждения юстиции. Между организациями, занимающимися кадастровым учетом земельных участков, должно быть и четко регламентировано взаимодействие, по которому происходит периодический обмен текущими и обновленными данными, существование которых необходимо в кадастровой и регистрационной системах одновременно. Решение этой проблемы находится в общих интересах всех заинтересованных сторон — участников рынка недвижимости (граждан и юридических лиц), органов местного самоуправления, кадастровых, учетных и регистрирующих право организаций. Таким образом, выявленные проблемы существенно препятствуют дальнейшему развитию городского кадастра, что в свою очередь оказывает негативное влияние на социально-экономическое развитие города. Заключение В результате проведенного исследования следует сделать ряд выводов. В России завершен первый этап земельных преобразований. Произошли принципиальные, глубинные изменения в формах собственности на землю. Ликвидирована монополия государственной собственности на землю. Решена в основном проблема обеспечения граждан земельными участками. Введена плата за пользование землей. Ставки земельного налога и арендной платы дифференцированы в зависимости от местоположения и качества земельных участков. Формируются основы земельного рынка и его инфраструктуры. Количество сделок с землей постоянно возрастает. Повсеместно на территории РФ создаются автоматизированные системы государственного земельного кадастра. В Екатеринбурге проведен ряд кадастровых работ, для завершения основных работ по созданию автоматизированной системы земельного кадастра потребуется еще около двух лет, при соответствующем финансировании. Те работы по созданию кадастра в Екатеринбурге, которые проведены на сегодняшний день, несомненно, оказывают свое положительное влияние на социально-экономическое развитие города. Данный вывод в дипломной работе находит свое обоснование. Выполненные расчеты доказывают, что кадастровая система действительно является эффективной и самоокупаемой, она принесла доход в 8 раз больше, чем затраты на ее создание. Неоспорима роль земельного кадастра в формировании бюджета города Екатеринбурга. Земельный налог и арендная плата за землю являются одним из источников формирования городского бюджета, земельные платежи формируют 3, 3% доходной части городского бюджета. С каждым годом увеличивается прирост земельных платежей, такая тенденция повышения земельных платежей заметна после проведения кадастровых работ. Земельный кадастр должен стать основой градостроительного кадастра, который позволяет реализовать стратегию развития города, заложенную на определенный срок. Градостроительный кадастр может разрабатываться как регулярно меняющийся генеральный план города. Созданию кадастра в городе мешает ряд причин, в основе которых лежат 2 проблемы: недостаток финансирования кадастровых работ и отсутствие стройного законодательства. Анализ сложившегося состояния кадастра городских земель указывает, прежде всего, на острую необходимость принятия головного федерального закона, регулирующего земельные отношения, то есть Земельного Кодекса РФ. Действующее федеральное законодательство в этой области во многом устарело, противоречиво и имеет пробелы. Возможность урегулировать данные вопросы на уровне субъектов РФ или местном уровне значительно ограничена ввиду отсутствия соответствующего федерального законодательства, служащего нормативной опорой для правотворческой деятельности субъектов РФ и органов местного самоуправления. Среди прочих также стоит проблема разграничения полномочий между органами государственной власти Российской Федерации, субъектов РФ и местного самоуправления в сфере предоставления и изъятия земельных участков в городской черте, установления базовых размеров арендной платы за землю, льгот по земельным платежам и иных вопросов, регулирующих земельные отношения в городе. Предпринимаемые попытки решить эти вопросы на региональном уровне, как показывает практика, нельзя назвать удачными. Часто в ходе столкновения федеральных и муниципальных интересов происходит нарушение норм действующего законодательства, притеснение прав хозяйствующих субъектов. Таким образом, проведенные исследования создания и ведения земельного кадастра в Екатеринбурге позволяют сделать вывод о том, что достигнута главная цель дипломной работы, земельный кадастр выступает инструментом регулирования социально-экономического развития города, является экономической основой городского развития, служит гарантом его дальнейшего процветания. Градостроительный Кодекс Российской Федерации // Промышленное и гражданское строительство. 1998. № 6 Закон РФ от 21. 07. 97 г. N 122-ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним” // Федеральный кадастровый центр земля / www. fccland. ru Закон РФ от 10. 07. 2000 г. “О государственном земельном кадастре” //Федеральный кадастровый центр земля / www. fccland. ru Закон РФ от 23. 05. 01 г. О землеустройстве // Федеральный кадастровый центр земля / www. fccland. ru Постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 1992 г. N 622 // Федеральный кадастровый центр земля / www. fccland. ru Указ Президента РФ от 16. 12. 93 г. № 2162 “Об усилении государственного контроля за использованием и охраной земель при проведении земельной реформы” ”//Федеральный кадастровый центр земля / www. fccland. ru Закон г. Москвы от 21. 01. 98 г. № 1 "О ставках земельного налога"”//Федеральный кадастровый центр земля / www. fccland. ru Закон г. Москвы от 24. 12. 99 г. № 40 "О бюджете города Москвы на 2000 г. " //Федеральный кадастровый центр земля / www. fccland. ru Закон Свердловской области от 16. 10. 95 № 23-ОЗ “О плате за землю на территории Свердловской области” // Законодательство Свердловской области и г. Екатеринбурга / www. midural. ru Закон Свердловской области от 29. 12. 95 № 40-ОЗ “О регулировании земельных отношений на территории Свердловской области” // Законодательство Свердловской области и г. Екатеринбурга / www. midural. ru Постановление Правительства Свердловской области от 30. 10. 1992 г. №313-п “О совершенствовании ведения государственного земельного кадастра в Российской Федерации”//Законодательство Свердловской области и г. Екатеринбурга / www. midural. ru Постановление Главы Администрации Свердловской области от 20. 07. 94 г. №358 “О программе создания автоматизированной информационной системы земельного кадастра” ” // Законодательство Свердловской области и г. Екатеринбурга / www. midural. ru Постановление Правительства Свердловской области от 07. 08. 98 г. N 790-П “Об утверждении базовых размеров арендной платы за землю по видам использования земель” // Законодательство Свердловской области и г. Екатеринбурга / www. midural. ru Решение Челябинской городской Думы от 16. 03. 99 г. № 37/3 "Об изменении дифференцированных ставок земельного налога" // Законодательство Челябинской области / www. midural. ru Решение Челябинской городской Думы от 30. 12. 99 г. "О бюджете г. Челябинска на 2000 г. " // Законодательство Челябинской области / www. midural. ru Решение Пермской городской Думы от 28. 04. 98 г. № 81 "Об утверждении порядка взимания земельного налога на территории города Перми" (в редакции Решения Пермской городской Думы от 14. 01. 99 № 3) // Законодательство Пермской области / www. midural. ru Решение Пермской городской Думы от 22. 12. 99 г. № 151 "О бюджете г. Перми на 2000 г. " // Законодательство Пермской области / www. midural. ru Постановление Главы Администрации г. Екатеринбурга от 27. 05. 93 г. №270-е “О создании информационно-кадастровой системы по г. Екатеринбургу” ” // Законодательство Свердловской области и г. Екатеринбурга / www. midural. ru Решение Екатеринбургской городской Думы от 26. 09. 96 г. "Об утверждении дифференцированных ставок земельного налога на территории муниципального образования "город Екатеринбург" // Законодательство Свердловской области и г. Екатеринбурга / www. midural. ru Решение Екатеринбургской городской Думы от 09. 09. 97 г. N 23/1 “Об утверждении положения “Об особенностях регулирования земельных отношений на территории муниципального образования г. Екатеринбург” // Законодательство Свердловской области и г. Екатеринбурга / www. midural. ru Решение Екатеринбургской городской Думы от 26. 01. 99 г. № 55/2 "О бюджете города Екатеринбурга на 1999 год" // Законодательство Свердловской области и г. Екатеринбурга / www. midural. ru Решение Екатеринбургской городской Думы № 84/1 от 28. 03. 2000 г. "О бюджете г. Екатеринбурга на 2000 г. " // Законодательство Свердловской области и г. Екатеринбурга / www. midural. ru Маслаков В. В. и др. Итоги социально-экономического развития города Екатеринбурга за 1 полугодие 2000 года. Екатеринбург: Академкнига, 2000. - 24 с. Маслаков В. В. и др. Итоги экономического, социального и экологического развития муниципального образования г. Екатеринбург за 2000 год. Администрация г. Екатеринбурга, 2001. – 75 с. Социально-экономическое положение Екатеринбурга за январь-декабрь 2000 года. Госкомстат РФ. Екатеринбургский межрайонный отдел государственной статистики. Екатеринбурга. 2000. – 53 с. Абанкина И. , Высоковский А. , Трутнев Э. Развитие рынка недвижимости и оценка стоимости земли // Вопросы экономики. - 1994. - №10. - С. 3-5. Альтшулер Б. А. Рывки и эволюция земельного кадастра в России // Информационный бюллетень. – 2000. - № 4 (26) – 5 (27). – С. 19-24. Анимица Е. Г. Екатеринбург на переходе к рынку: условия, тенденции и проблемы развития // Стратегия развития Екатеринбурга: цели, задачи, механизмы реализации. Тезисы докладов и сообщений межрегионального научно-практического семинара. Екатеринбург, 6-7 апреля 2000 г. Изд. 2-е, дополнительное и переработанное. Екатеринбург: - Издательство “Академкнига”. 2000. -С. 36-58. Ахмедова Е. А. Градостроительная и земельная политика в крупном городе в новых социально-экономических условиях // Вопросы планировки и застройки городов. Сборник м-лов VI международной научно-практической конференции 28-29 мая 1999 г. - Пенза, 1999. С. 5-8. Баранова Т. В. Методика оценки эстетических качеств городской среды (с применением ПЭВМ) // Вопросы планировки и застройки городов. Сборник м-лов VI международной научно-практической конференции 28-29 мая 1999 г. - Пенза, 1999. С. 19-21. Белов В. П. Планирование использования земель сельскохозяйственного назначения. - М. : Экономика, 1995. 134 с. Бряшников А. И. Строительство городов. - М. : Экономика, 1996. 37 с. Бугулов Э. , Горемыкин В. Экономика недвижимости. - М. , 1999. С. 540-552. Булатов А. Какой земельный рынок нам нужен? // Российский экономический журнал. -1998. - № 5. - С. 33-43. Булатов А. Земельные отношения в рыночной экономике // Экономист. - 1997. -№ 11. - С. 72-77. Быстров Г. Е. Право частной собственности на землю в России и создание новых предпринимательских структур в сельском хозяйстве // Государство и право. -1977. - № 6. - С. 60-69. Вальков В. Ф. , Заплетин В. Я. , Чешев А. С. Основы землепользования и землеустройства. - Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского ун-та, 1988. 214 с. Волкова Т. Ф. Роль оценки потребительских качеств участка в определении цены городской земли // Вопросы планировки и застройки городов. Сборник м-лов VI международной научно-практической конференции 28-29 мая 1999 г. - Пенза, 1999. С. 99-101. Высоковский А. Пространственная модель в системе управления развитием города // Культура города: проблемы развития. - М. :НИИ культуры, 1988. 123 с. Гаврилов В. , Ивановский С. Реформирование собственности на землю и природные ресурсы // Российский экономический журнал. - 1995. - №3. Галиева Р. Сделки с землей с точки зрения действующих законов // Деловой квартал. - 1977. -№ 38. - С. 35-37. Глушецкий А. Хотят ли русские земли? // Экономика и жизнь. - 1999. - № 31. - С. 24-37. Голубева Е. , Зацепин Ю. Первый в России закон о частной собственности // КоммерсантЪ-Daily. - 1997. - №10. – С. 10-35. Горемыкин В. А. Российский земельный рынок. Практическое справочно-учебное пособие. - М. : Инфра, 1996. Жариков Ю. Г. , Улюкаев В. Х. Земельное право России. - М. : Былина, 1997. Жирнов В. “О нормативной цене земельных участков” // Экономика Урала. - 1997. - №3(9). – С. 24-32. Земля, предприятие, закон / справочно-методические материалы по вопросам приватизации земли и ее коммерческого использования. 1995. С. 18. Иконицкая И. А. Основы земельного права Российской Федерации / Ин-т государства и права РАН. - М. : Юристъ, 1997. 135 с. Кабакова С. Градостроительная оценка территории городов. М. , Стройиздат, 1973. 102 с. Кадастр земель населенных пунктов. - М. : Колос, 1997. 200 с. Казанцев В. Виды прав граждан на землю по российскому законодательству // Хозяйство и право. - 1997. -№ 7. - С. 89-98. Киселев С. Земля в собственность: бремя или стимул? // Экономика и жизнь. -1999. - № 31. Круглов Ю. В. Генеральный план и эволюция этого документа // Вопросы планировки и застройки городов. Сборник м-лов VI международной научно-практической конференции 28-29 мая 1999 г. - Пенза, 1999. С. 13-15. Крюков В. Проблемы государственного управления в имущественно земельном комплексе // Экономист. - 1998. - № 8. - С. 62-68. Лукьянчук Н. Земельный рынок решил работать круглый год // Сегодня. - 1997. - 1 декабря. -С. 3. Магазинщиков Т. Г. Земельный кадастр. - М. , 1996. 213 с. Мерлен П. Город. Количественные методы изучения. - М. : Прогресс, 1977. 115 с. Нормативные акты по регулированию земельных отношений и аграрной реформе // Законодательство и экономика. - 1997. - № 15-16. - С. 28-59. Пальчиков Н. С. , Пахомова О. Н. , Мягков В. Н. , Федоров В. П. Методы расчета экономической оценки городских земель. СПб, 1992. 34 с. Порядок определения ставок земельного налога и нормативной цены земли // Российская газета. - 1992. - 14 марта. – С. 3-4. Правила застройки города и административно-подчиненной территории. - Екатеринбург, 1995. 523 с. Прорвич В. А. Основы экономической оценки городских земель. - М. : Дело, 1988. 320 с. Рабинович Б. М. Экономическая оценка земельных ресурсов и эффективности инвестиций. - М. : Филинъ, 1997. 224 с. Ромм А. П. Методика индивидуальной оценки земельных участков на основе массовой оценки городских земель // Вопросы оценки. - 1999. - № 1. - С. 39-46. Рынок земли в России – тема номера // Итоги. - 1997. - 16 дек. - С. 14-24. Семин А. С. Межотраслевое распределение земель. - М: Агропромиздат, 1986. 120 с. Смолина Е. Плата за землю // Финансовая Россия. - 1996. - № 11. - С. 16. Согомонян П. М. , Мушегян Г. Н. Городское землепользование в рыночной экономике. Ереван. 1999. 53 с. Улюкаев В. Х. и др. Земельное право и земельный кадастр. - М. : Колос, 1996. 205 с. Федеральный кадастровый центр "Земля" // www. fccland. ru Фомина Л. П. Земельная реформа и государственная собственность на землю // Государство и право. - 1997. - № 8. - С. 51-57. Шубин Н. Ю. Основные подходы к оценке земельных участков для строительства эксклюзивного жилья // Вопросы планировки и застройки городов. Сборник м-лов VI международной научно-практической конференции 28-29 мая 1999 г. - Пенза, 1999. С. 91-94. Экономика недвижимости / Под ред. Ресина В. И. - М. : Дело, 1999. 123 с. Прирост земельных платежей с 1996 по 2000 гг. во все уровни бюджета Поступления земельных платежей во все уровни бюджетов, в тыс. руб. * - часть платежей поступает непосредственно на счета городской налоговой инспекции Составлено автором по информации предоставленной городской налоговой инспекцией. Страницы: 1, 2 |
|
© 2007 |
|