РУБРИКИ |
Большие и малые ИГРЫ. Классификация - (курсовая) |
РЕКЛАМА |
|
Большие и малые ИГРЫ. Классификация - (курсовая)p>Пониманию сущности ОДИ, как нам представляется, способствует рассмотрение некоторых ее аспектов с позиций рефлексивной психологии (И. Н. Семенов, С. Ю. Степанов, 1986, 1990). Творческое мышление осуществляется в пределах проблемно-конфликтной ситуации, существо которой в противоречии как объективно-содержательного, так и субъективно-смыслового характера. Активизация участников игры достигается путем их постановки перед необходимостью решения проблемы в ситуации, когда готовых решений нет. В этом случае преодоление интеллектуально-познавательных затруднений переживается человеком как личностная проблема. Это актуализирует потребность в самосовершенствовании, пересмотре и переоценке имеющегося опыта, активизирует процесс самомобилизации.Возможность эффективного решения многоаспектных проблем появляется за счет погружения участников игры в особую игровую атмосферу и одновременно их втягивания в решение не учебной, а совершенно реальной (особо значимой) для них проблемы во всей ее сложности. Опыт показывает, что игра очень быстро перестает быть для ее участников просто 'игрой. Реальные жизненные столкновения становятся, благодаря специальной работе игротехников, столь интенсивными, что участники ведут себя так, будто игра является самой реальностью. Таким образом, ОДИ обеспечивает интенсивное развитие каждого участника игрового действия, его обогащение новыми знаниями, умениями, навыками, технологиями. Игра предполагает также совершенствование процессов взаимодействия участников, расширение их коммуникативной компетентности. Итак, ОДИ - это способ (технология) решения проблемы и одновременно, социальная технология. Определить место ОДИ в социальных процессах можно следующим образом: - игра может служить стартовым устройством для запуска различного рода социальных механизмов (создание команды, коллектива и т. д. ); - игра может служить вехой, ориентиром в ходе некоторого социального процесса, подводить его итоги, намечать перспективы; - игра может задавать упорядоченные серии других активных методов, сопровождающих реальную деятельность и нацеленных на комплексную детальную проработку сложной проблемы на разных этапах ее решения. Отметим, что, кроме упомянутых уже концепций интегральной индивидуальности и рефлексивной психологии, ОДИ как педагогический феномен реализует интегративным образом концепции системного подхода как методологии анализа и решения проблем, концепцию взаимосвязи осознаваемых и неосознаваемых компонентов психики, социально-психологического тренинга, деятельностного подхода как основы личностной перестройки играющих, детерминации развития человека внешними и внутренними факторами и др. Для достижения игровых целей в ОДИ делают чередование организационных форм деятельности: коллективных, групповых и др. Общеколлективная деятельность. Это пленарные заседания, большие рекреационные паузы. Пленарные заседания, в которых принимают участие все играющие, преследуют такие цели: а) обмен информацией между командами; б) координация конструктивной 'поисковой работы; в) отслеживание основных этапов движения к общей цели; г) стимулирование творческого процесса путем сопоставления степени продвинутости команд (обострения конфронтации); д) синтезирование идей и решений; е) коллективную рефлексию этапов и общих итогов игры и др. Пленарное заседание проводится чаще всего методом дискуссии: одна из команд выступает в качестве докладчика, а все остальные в роли конструктивной оппозиции. Следует отметить, что пленарное заседание - наиболее энергоемкая и наименее продуктивная форма коллективной деятельности. Групповая деятельность(работа в микрогруппах (МГ)). Это основная форма работы в ОДИ. Микрогруппы имеют постоянный состав (оптимально 7-12 человек). МГ комплектуются в зависимости от целей игры, на основе самоопределения, по формальным признакам или случайным образом. Отнюдь необязательно (даже нежелательно), чтобы это была уже сыгранная команда. Наличие устойчивых межличностных доигровых отношений снижает творческий потенциал команды. Человек, вынужденный тесно сотрудничать с незнакомыми людьми и в нестандартной обстановке, уже одним этим обстоятельством освобождается от многих стереотипов, актуализирует свой творческий потенциал. В группе усилиями руководителя-игротехника создается особая атмосфера психологического комфорта, раскрепощенной творческой деятельности, защищенности личного достоинства каждого ее члена. В МГ принимаются специальные законы внутригруппового взаимодействия. МГ - это основная форма групповой работы в ходе ОДИ, и в этом качестве выступает главным носителем творческого процесса, является тем реактором, в котором генерируются идеи и проекты, т. е. выполняют роль опорного элемента в конструкции игры. Временные группы смешанного состава("коктель"-группы - КГ). Комплектуются на определенных этапах игры по принципу делегирования в каждую КГ представителя от каждой группы. Таким образом вместо МГ образуется "коктель"-группа - группа смешанного состава. Цель их создания - обогащение поля общения, интенсификация информационного обмена "всех со всеми", что способствует взаимному обогащению разрабатываемых в МГ проектов, стимулирует творческие процессы. Дубль-группы(ДГ). Это соединение МГ парами для взаимного оппонирования с целью улучшения качества разработок или совместного завершения их на основе слияния наиболее удачных и проработанных вариантов. Подгруппы(ПГ). Получаются путем деления МГ на несколько локальных групп по тем или иным признакам с целью поиска альтернативных вариантов решения проблемы, взаимного оппонирования и др. Группа экспертов(ГЭ). Образуется из делегируемых МГ лучших аналитиков для отслеживания конструктивных идей в ходе дискуссии, оценки действий команд и выступающих "спикеров" (лидеров МГ), экспертизы предлагаемых проектов, а также составления итогового текста и его редактирования. Принцип построения ОДИ - это принцип высокого уровня организационного обеспечения игры. Здесь имеется в виду: во-первых, тщательная предварительная подготовка - создание хорошо продуманного оргпроекта, подбор профессиональной команды игропрактиков; во-вторых, необходимое материальное обеспечение: подготовка аудиторий, технических средств, реквизита, решение вопросов питания и пр. ; в-третьих, четкая работа ведущих, обеспечивающих, кроме прочего, синхронизацию действий команд и отдельных игроков; и последнее - высокая игровая дисциплина, которую добровольно соблюдают участники. А. А. Тюков ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОБУЧАЮЩИЕ ИГРЫ И МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССОВ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ Решаются проблемы профессионального обучения и общего социального развития взрослых людей, путем таких средств и методов, которые обеспечивают развитие личности и формируют у человека способности исследовательского и творчески-преобразующего отношения к окружающей действительности. Обучение взрослых может быть эффективным" при реализации принципов дидактики развивающего обучения. Это означает, что процесс образования должен быть не столько процессом передачи предметных образцов, сколько процессом управления развитием личности. С точки зрения А. А. Тюкова, осуществлять процессы управления развитием позволяют формы обучения, создающие условия для производства игровой деятельности. В психологичекoй концепции игровой деятельности, развитой в работах А. Н. Леонтьева и Д. Б. Эльконина, игра определяется как деятельность, предмет и мотив которой лежат в самом процессе ее осуществления. Конечно, такое определение является односторонним и подчеркивает лишь субъективно-мотивационный аспект игровой деятельности, не характеризуя специфики содержания ее процессов. Такую односторонность определения можно снять, если дополнить его характеристиками психологических особенностей деятельностных процессов, которые собственно и обеспечивают совпадение мотива и предмета деятельности с ее процессами. Такими особенностями являются прежде всего рефлексивность и направленность па самоорганизацию способов осуществления деятельности. Таким образом, игровая деятельность характеризуется процессами сознательной организации способа осуществления деятельности, которые основываются на рефлексии и активных поисковых действиях по поводу содержания ролей, игровых функций или сюжета. Только тогда, когда субъект деятельности начинает осуществлять организационные действия по поводу сюжета, делая предметом своей деятельности содержание и процессы, можно говорить о возникновении игровой деятельности и специфического игрового отношения. Рефлексивный, поисковый, мыслительный и организационный компоненты игровой деятельности формируют у субъекта исследовательское и творческое отношение к действительности. Задача создания игровых форм, которые бы обеспечивали возникновение в процессе игры феноменов игровой деятельности, становится центральной в подходе к проектированию организационно-управленческих обучающих игр. Целостность имитации профессиональной сферы. Игра должна иметь общий сюжет или основную тему. Сюжет и тема определяются типом профессиональной деятельности и стоящими перед участниками будущей игры организационно-управленческими задачами и проблемами. Направленность на самоорганизацию. Участники попадают в конкретные игровые ситуации, каждый со своей точкой зрения. Они могут приходить из различных специализированных предметных областей, могут иметь любые концептуальные и мировоззренческие представления, несовпадающие социальные установки. Для того чтобы соорганизовать их действия в единой коллективной деятельности, необходимо выявить способы действий участников, направлять их рефлексию и анализ на кооперативную соорганизацию и продуктивное взаимодействие. Функцию координации действий всех участников осуществляют организатор и специально выделенная группа организации. Проблемность обучения. Цели профессионального и социального обучения могут быть достигнуты, если учащиеся овладеют разнообразными способами решения проблем как в профессиональной области, так и в области социального взаимодействия. Методологическое обеспечение. Группа специалистов владеющих способами и методами решения проблем, аналогичных возникающим в игре, или профессионально ориентированных на разработку таких способов. Соответственно в нужных проблемных ситуациях служба методологического обеспечения предлагает средства работы или же направляет деятельность участников на; активный поиск и творческую разработку способов в случаях, когда никто не может предложить готовых решений. Психологическое обеспечение. Организационная игра - это всегда сложный комплекс развивающихся интеллектуальных и социальных взаимодействий участников игры между собой и с представителями различных организационных служб. Для этого психологическая служба и представители соответствующих групп осуществляют оперативную помощь организации в целях поддержания положительного психологического климата, если необходимо осуществление психологической коррекции. Кроме того, специалисты психологической службы осуществляют изучение основных процессов игры и особенности коллективных взаимодействий. Техническое обеспечение. Организационные управленческие игры для успешной своей организации требуют множество средств технического характера. Сюда относятся и средства отображения информации и действий участников, средства представления результатов их работы и, наконец, системы регистрации всех рабочих процессов игры. Таким образом, организационные службы осуществляют социотехническое и социально-психологическое воздействие на игроков. Служба проблематизации, службы средств и психологического обеспечения между собой находятся в отношениях кооперации и согласования своих действий с организаторами. Кроме того, все службы организационного действия находятся в отношении обеспечения и экспертной помощи организаторам игры в интересах обучения. Особенностью организационных обучающих игр. отличающей их от других игровых форм, является процесс постоянного рефлексивного отображения всех процессов игрового взаимодействия и развития ситуаций игры перед лицом участников. Для наглядности хода игры используется двойная система отображения игровых процессов на "досках": 1) "доски предметных представлений" и "доски социально-психологических взаимодействий". На экранах в специальных знаковых и символических формах отображаются выявленные в ходе игры предметные представления и концептуальные системы участников и противоречия между ними. Отображаются системы кооперативных, институциональных, статусных, ролевых и межличностных взаимодействий. Весь ход игры раскрывается перед участниками и позволяет им сознательно и аналитически относиться как к собственным действиям, так и к действиям партнеров. В зависимости от того, какая из систем становится основным моментом, на который направлена организация обучения, и что является центром коллективного обсуждения, выделяются различные игровые формы: командно-позиционная, сюжетно-ролевая, командная ролевая или рефлексивно-позиционная игры. Необходимым требованием организационных игр является их проведение с отрывом от производства и продолжительностью не менее пяти дней. Эти требования определены характером построения этапов игры и феноменом включенности в игровой процесс. Для того чтобы организационная игра обеспечила подлинное развивающее обучение, в ней должна осуществляться имитация полного цикла развития деятельности - от подхода к решению какой-либо ситуации до обобщенной оценки найденного способа решения. Таким образом, игра является специально организованной моделью "шага" социального развития личности. Основная структура этого "шага" соответствует общей структуре и психологическому строению интеллектуальной деятельности, которая включает в себя: 2) определение ведущей стратегии действия и определение целей и плана деятельности; 3) выбор способов и средств деятельности и реализация решения; 4) получение результатов в ходе решения и оценка эффективности. Основные звенья структуры мыслительной деятельности обусловливают выделение основных шести этапов игры: этап введения и адаптации к игровым условиям, четыре этапа по структуре деятельности, этап подведения итогов и оценки. Первый этап: продуктивная работа самостоятельного мыслительного поиска участников игры. Работа осуществляется по основной сюжетной теме игры в режиме анализа ситуации и проблематизации либо самостоятельно в группах по ролям, либо при участии и под руководством представителя группы организации. Второй этап: общее критическое обсуждение результатов работы функциональных групп. Этот этап организуется как обязательная критика и оценка результатов и решений как между группами участников, так и со стороны прежде всего организационной службы проблематизации. Третий этап: рефлексивный анализ процессов игры и действий участников. Участники игры опять имеют возможность сравнить собственные оценки с внешними оценками и суждениями. Внимание перемещается на понимание точек зрения, адекватного представления своих концепций и обоснованности оценок альтернативных решений. Участники определяют стратегию своих действий на следующий цикл и продолжают практически организовывать формы коллективного взаимодействия и осуществления совместной мыслительной деятельности. Четвертый этап: организационные решения. Здесь участники имеют возможность получения консультативной помощи от организаторов и групп обеспечения по возникающим в ходе работы вопросам. В это время возможны организация коррекционной психологической работы, осуществление прямых сугестивных воздействий на участников в различных формах. Прошедшие игровое обучение руководители меняют свои личностные установки и ориентируются на овладение новыми способами и средствами работы. У них формируются способы анализа собственных действий, критический подход и направленность на самоорганизацию. Во-первых, это относительно менее жесткий сценарий (в отличие от четкого алгоритма в большинстве деловых игр); во-вторых, разнообразный подбор состава участников игры в зависимости от специфики решаемой проблемы; в-третьих, ориентация игры на поиск решения проблем, требующих новых нетривиальных подходов (в отличие от деловых игр, где участники отрабатывают действия в стандартных ситуациях и стремятся к достижению некоторого устанавливаемого знатоками-экспертами эталона); и наконец, ОДИ преследует цель разработки и внедрения новых методов осуществления коллективной творческой деятельности, в частности, организаторской. ОДИ обладают гораздо большей неопределенностью, чем деловые игры, как в процедуре проведения, содержании обсуждения, так и в предсказуемости получаемых результатов. Если деловые игры формируют тип мышления (педагогического, управленческого), ориентированный на анализ и сопровождение деятельности, то ОДИ направляют мышление на анализ и прогнозирование развития социокультурных, педагогических и других процессов. Лучше всех исследовал этот вопрос голландский ученый Й. Хейзинга. Ниже приводятся выдержки некоторых его выводов. .... Игра старше культуры, ибо культура предполагает наличие человеческого общества, а животные вовсе не ждали появления человека, чтобы он научил их играть. Психология и физиология давно занимаются наблюдением, описанием и объяснением игры животных, детей и взрослых. Каковы же биологические функции игры? Это: выход избыточной жизненной силы; подчинение врожденному инстинкту подражания; потребность в отдыхе и разрядке; тренировка перед серьезным делом; упражнение в самообладании; стремление к главенству; компенсация вредных побуждений; восполнение монотонной деятельности; удовлетворение невыполнимых в реальной обстановке желаний. Ни одно из приведенных объяснений не отвечает на вопрос "Но в чем же, все таки "соль" игры? ". Почему младенец визжит от восторга? Почему игрок, увлекаясь, забывает все на свете? Почему публичное состязание повергает в неистовство тысячеголовую толпу? Интенсивность игры не объяснить никаким биологическим анализом. И все же как раз в этой интенсивности, в этой способности приводить в исступление кроется сущность игры, ее исконное качество. Логический рассудок говорит нам, что Природа могла бы дать своим детям все эти полезные биологические функции разрядки избыточной энергии и пр. в форме чисто механических упражнений и реакций. Но нет, она дала нам Игру, с ее напряжением, с ее радостью, с ее шуткой и забавой. Можно отрицать почти все абстрактные понятия: право, красоту, истину, добро, Бога.... Игру - нельзя. Но хочется того или нет, признавая игру, признают и дух. Ибо какова бы ни была ее сущность, игра не есть нечто материальное. С точки зрения детерминированного мыслимого мира, мира сплошного взаимодействия сил, игра есть, в самом полном смысле слова, излишество. Только с вмешательством духа, снимающего эту всеобщую детерминированность, наличие игры делается возможным, мыслимым, постижимым. Бытие игры всякий раз подтверждает, причем в самом высшем смысле, супралогический характер нашего положения во вселенной. Мы играем, и мы знаем, что мы играем, значит, мы более чем просто разумные существа, ибо игра есть понятие внеразумное. Игра - основная форма активности ребенка. Превращение в подростка многим не приносит изменения места и роли в семье и обществе. Индустриальное общество надолго выключает из сферы жизненной активности свое подрастающее поколение. Оно живет в изоляции и противопоставлении "взрослой" жизни с ее материальными и семейными заботами, вынужденным конформизмом. Одновременно подросток должен сам идти на конформизм, жить в условиях подчиненности родителям, педагогам и другим взрослым. С другой стороны, по биоантропологическим и психологическим параметрам это возраст большой активности, ищущий формы и пути разрядки. В конечном счете, оказывается, что игра, как и в детстве, остается ведущей формой жизнедеятельности, компенсирующей ограниченность и недостатки жизни реальной. Только игра эта становится другой. Уходит игра как вид деятельности, но сохраняется игровой тип поведения и сознания. Если ребенок воспроизводил формы поведения, то подросток примеря-2ет на себя отношения, риск и борьбу реальной жизни. В силу своего неумения, неподготовленности и часто малой активности, подросток не в состоянии войти во "взрослый" мир. Тогда он как бы решает про себя: "Я все равно буду поступать как взрослый, или хотя бы поиграю во взрослого". И перенимает то, что проще и доступнее, то есть внешние формы взрослости (курение, алкоголь, одежда). Поскольку подросток исключен из общечеловеческой культуры - появляется контркультура, где все символы меняются на обратные. Эпатируется то, что запрещено обществом - наркотики, асоциальное поведение, неряшливая или подчеркнуто специфическая одежда. Появляется желание объединиться с себе подобными в некий альтернативный коллектив, где можно среди своих сверстников найти убежище от недовольства, нотаций, угроз взрослых. В подростковой субкультуре соседствует радикализм и инфантильность, желание разрешить вечные вопросы бытия и затаенная мечта о вечной игре. Инстинктивная уверенность в своем праве на игру, тогда как заботы и ответственность предоставлена другим. Из всего вышеизложенного вывод напрашивается сам собой: если подросток хочет играть сознательно или подсознательно - так дадим ему Игру. В нашем прикладном смысле это будет "Ролевая Игра". Зачем подростку тянуться во взрослый мир, когда он в мифическом смоделированном мире сможет опробовать, проиграть то что ему хочется из отношений взрослого мира. Он хочет быть взрослым - пожалуйста, пусть будет королем и несет ответственность за свой народ. Хочет отвечать только за себя - тоже пожалуйста, любые желания и фантазии могут реализоваться. Игра дает свободу. Игра не задача, не долг, не закон. По приказу играть нельзя, только добровольно. Игра дает перерыв в повседневности, с ее утилитаризмом, с ее монотонностью, с ее жесткой детерминацией образа жизни. Игра это неординарность. Игра дает выход в другое состояние души. Подчиняясь лишь правилам игры, человек свободен от всяческих сословных, меркантильных и прочих условностей. Игра снимает то жесткое напряжение, в котором пребывает подросток в своей реальной жизни, и заменяет его добровольной и радостной мобилизацией духовных и физических сил. Игра дает порядок. Система правил в игре абсолютна и несомненна. Невозможно нарушать правила и быть в игре. Это качество порядок, очень ценно сейчас в нашем нестабильном, беспорядочном мире. Игра создает гармонию. Формирует стремление к совершенству. Игра имеет тенденцию становиться прекрасной. Хотя в игре существует элемент неопределенности, противоречия в игре стремятся к разрешению. Игра дает увлеченность. В игре нет частичной выгоды. Она интенсивно вовлекает всего человека, активизирует его способности. Игра дает возможность создать и сплотить коллектив. Привлекательность игры столь велика и игровой контакт людей друг с другом столь полон и глубок, что игровые содружества обнаруживают способность сохраняться и после окончания игры, вне ее рамок. Игра дает элемент неопределенности, который возбуждает, активизирует ум, настраивает на поиск оптимальных решений. Игра дает понятие о чести. Она противостоит корыстным и узкогрупповым интересам. Для нее не существенно, кто именно победит, но важно, чтобы победа была одержана по всем правилам, и чтобы в борьбе были проявлены с максимальной полнотой мужество, ум, честность и благородство. -3 Игра дает понятие о самоограничении и самопожертвовании в пользу коллектива, поскольку только "сыгранный" коллектив добьется успеха и совершенства в игре. Игра дает компенсацию, нейтрализацию недостатков действительности. Противопоставляет жесткому миру реальности иллюзорный гармоничный мир антипод. Игра дает романтизм. Игра дает физическое совершенствование, поскольку в активных своих формах она предполагает обучение и применение в деле игрового фехтования, умения ориентироваться и двигаться по пересеченной местности, причем в доспехах и с игровым оружием. Игра дает возможность проявить или совершенствовать свои творческие навыки в создании необходимой игровой атрибутики. Это оружие, доспехи, одежда, различные амулеты, обереги и прочее. Игра дает развитие воображения, поскольку оно необходимо для создания новых миров, мифов, ситуаций, правил игры. Игра дает стойкий интерес к хорошей литературе, поскольку ролевая игра создается методом литературного моделирования. Чтобы создать свой мир нужно прочитать предварительно о других. Игра дает возможность развить свой ум, поскольку необходимо выстроить интригу и реализовать ее. Игра дает развитие остроумия, поскольку процесс и пространство игры обязательно предполагают возникновение комичных ситуаций, хохм и анекдотов. Игра дает развитие психологической пластичности. Игра далеко не одно только состязание, но и театральное искусство, способность вживаться в образ и довести его до конца. Игра дает умение ориентироваться в реальных жизненных ситуациях, проигрывая их неоднократно и как бы понарошку в своем вымышленном мире. Дает психологическую устойчивость. Снимает уровень тревожности, который так высок сейчас у родителей и передается детям. Вырабатывает активное отношение к жизни и целеустремленность в выполнении поставленной цели. Это синтез: спорта, боевых искусств, театра, самостоятельного творчества, литературы, технического мастерства - поданный в ненавязчивой занимательной форме. Основой ролевой игры является моделирование вымышленного мира опирающегося не на реальные исторические и физические законы и факты, а на описания художественной литературы в основном фантастической и исторической. 1. Базовые - Основа - настрой на идею литературного первоисточника. Берутся только базовые факты, законы и условия существования литературного мира. Проверяются ситуации которые могут возникнуть при изменении этих условий. 2. Условные - Все условия и законы существования нового мира разрабатываются создателями игры самостоятельно. Вплоть до физических, биологических и исторических. -4 Каждый из этих видов игр можно проводить в нескольких направлениях: 1. Целевая игра - Сценарий игры данного направления сразу предполагает, что при достижении группой игроков или отдельным игроком определенной цели, они или он объявляяются победителями и на этом игра кончается. 2. С открытым концом - Сценарий имеет ограничение по времени проведения игры. Необходима тщательная проработка сценария, предполагающая возможные направления хода игры. Каждый игрок имеет свою, как минимум - одну, цель. Ее выполнение не является для него концом игры. Возможно появление новых, более глобальных целей. Основой игры является способность вжиться в игровой образ и провести его до конца, причем поддерживая мифологические концепции данного мира. Нон-стоп (Без остановки) - Возможен как самостоятельный вид и как вариант направления игр с открытым концом. Сценарий создается так, чтобы была возможность продолжать игру с того места где она кончилась вчера и так до бесконечности. Воображаемый мир совершенствуется и развивается, с ним совершенствуются и игроки. 1. Инициативной группой - командой мастеров, методом литературного моделирования создается в общих чертах Эпос, миф, образ мира который они хотят играть. Создаются условия и законы его существования. Создается идея, дух этого мира. 2. Желающим играть предлагается модель мира, его Эпос в общих чертах. Каждый должен написать легенду определяющую его место в этом мире и примерный список игровых задач, которые он хочет осуществить в процессе игры. 3. Легенды сводятся воедино мастерской командой. Модифицируются, изменяются и дополняются. В результате этих модификаций игроки создают свои команды, объединяясь вокруг одного или нескольких лидеров. Как вариант, игроки могут сразу писать командную легенду. В легенду входит: история своего народа, его язык, привычки, традиции, особенности. 4. Мастерская группа сводит все командные легенды воедино, определяет сюжетный ход игры, вносит коррективы и дополнения. 5. Важным компонентом является психологическая загрузка каждого игрока его собственной игровой задачей, а также психологический настрой каждой команды на выполнение своей игровой задачи и обеспечение хода игры в целом. Мастерской командой продумываются возможности игрового воздействия на сюжет во время самого хода игры, не вмешиваясь в естественный ход игры. Этот контроль целесообразен в случае, если ход игры тормозится по каким-либо причинам. 1. Необходимо создавать дифференциацию по степени проработанности легенд. Кто лучше придумывает, тот получает лучшую роль. Но в то же время необходимо разработать механизм повышения статуса игрока в процессе самой игры. 2. Необходимо продумать способы наказаний игрока игровыми методами за выход из игрового образа. 3. Продумать прмеры непрямого воздействия на психику игроков (вещий сон, слухи, легенды). -5 4. Необходимо разработать и утвердить правила и детали игры, совершенно необходимые для процесса игры: 5. Необходимо проработка вертикального и горизонтального взаимодействия игроков имеющих игровые задачи разного уровня. 6. Необходима проработка уровней интриги, необходимых игровых противоречий между различными кланами, духовной и светской властью, язычеством и единоверием, отдельными ролевиками и так далее. 7. Необходимо проработать поведенческие стереотипы, которых необходимо придерживаться для более интересного и достоверного течения игры. 8. Желательно единообразие в игровой одежде, оружии и доспехах внутри команды. В конечном счете, окончательные правила должны быть одобрены всеми, зафиксированы на бумаге и доведены до каждого игрока как непреложный закон. Нарушивший правила игрок рискует быть выведенным из игры навсегда. Для создания первой ролевой игры лучше всего взять за основу хорошо проработанный мир из литературы. Классическим примером может служить эпопея английского писателя Дж. Р. Р. Толкиена "Властелин Колец". Этот сказочный мир настолько полно и хорошо описан, что выглядит как реальный, чем и привлекателен. Тут есть все, что нужно на первых порах для игры. Добро и зло, овеществленный символ власти, тайна, романтизм, дух высокой поэзии. Эльфы, гномы, люди и гоблины - это готовые противоречия и антогонизмы, но также союзы и договоры. По приведенной классификации может получиться неплохая базовая целевая игра. Также хорошей основой для игры может послужить цикл Р. Желязны "Хроники Амбера". Здесь готовая схема для любителей интриг и тайной дипломатии. Создателям игры необходимо подумать о том, чтобы в игре была не одна цель для всех, а как минимум еще по одной для каждого народа, и для каждого ролевика. (Ролевиком называется игрок, выполняющий в игре отличающуюся от других роль, например - дракон, отшельник, король и так далее. ) Вариант игры потому и назван базовым, что берется только идейная основа мира, его база, а отдельные виды взаимодействия между народами этого мира нужно продумать самим, и сделать это более полно чем в книге. Большинство этапов переносится из организации активной игры. Кабинетные игры хоть и проходят на небольшой территории, ограни-6ченной одной или несколькими комнатами, но по накалу страстей не уступают активным. Некоторые из кабинетных игр можно также назвать психологическими, поскольку взаимодействие игроков происходит зачастую на этом уровне. Сценарий нужно делать под конкретное число участников. Игровая задача, как минимум одна, должна быть абсолютно у каждого. В кабинетной игре фактически каждый является ролевиком. Один из основных механизмов взаимоотношений игроков друг с другом в том или ином виде представляет процесс поиска кого-то или чего-то. Для оживления игры возможны вставки мастером игры сюжетных ходов, не заложенных в сценарий изначально, но заготовленных как резерв. Так же включает в себя большинство из вышеперечисленных пунктов, но естественно имеет и свою специфику. Поскольку игровое время в настольной игре не приближено к реальному, как в активной, необходимо продумать такие моменты как ходы, такты, туры. В настольной игре большое количество игроков нежелательно из-за очередности ходов. Необходимо хорошо продумать механизм ввзаимодействия между игроками и свести его ближе к формальному. Например, можно делать только то, что выпало на игральных кубиках. Одним из самых важных составляющих настольной игры является элемент удачи или неудачи, определяемый так же по броску кубика, либо другими методами. Как вариант можно ввести элемент вклинивающихся внешних сил, или изменяющиеся условия. Ролевая игра, является по сути нетрадиционной формой организации досуга подростков. Какие задачи она решает было приведено выше. Можно добиться поразительных методов организации, сплоченности и заинтересованности детского коллектива, но самое интересное в этом то, что можно всего этого добиться, не имея никаких специальных условий. Для создания к примеру шахматного или футбольного клуба, нужен как минимум тренер, обладающий необходимыми знаниями, и реквизит. Для создания игры - нужно только желание педагога и немного фантазии. Все остальное дети сделают сами. Естественно, по схеме приведенной в этой разработке невозможно представить себе живое течение игры, как невозможно понять картину, которую ты не видел, а тебе описали ее словами. Каждая игра - это, в общем, отдельное произведение искусства. Невозможно сыграть одинаково одну и ту же игру. Меняются правила для каждой новой игры. Создание игры - это всегда поиск. Не было такого, чтобы сказали: "Эта игра прошла отлично, давайте по тем же правилам сыграем еще раз". Нет, хотя игра была хорошей, хочется сделать еще лучше, попробовать новые сюжетные ходы, сделать игру еще красивее. Попробуйте сыграть сами. Это просто и сложно, в этом вся и прелесть. У клуба ролевых игр "Эндор" имеется в наличии на сегодняшний момент 10 сценариев проведенных игр. Мы можем провести игру по готовому сценарию, для количества игроков от 5 до 150, можем разработать игру для конкретного случая. Можем помочь в организации своей игры. По всем вопросам можно обращаться по адресу: 634048 г. Томск, ул. Елизаровых 70а, Хобби-центр, клуб ролевых игр "Эндор" - руководитель Сергей Владимирович Савин, телефон 26-63-94. -7 Сценарии имеющиеся в наличии: Активные игры: "Эндор-92" - Базовая, целевая игра; "Средиземье против Смога" Базовая, целевая; "Завещание короля" - Условная, целевая; "Магический треугольник" - Условная, целевая; "Алтарь сокровищ" - Условная, целевая. Кабинетные: "Подземелье" - Условная, без остановки; "Половодье" - Условная, открытый конец; "Выборы короля" - Условная, целевая. Настольные: "Наследство императора" - Условная, целевая; "Магия имен" Условная, целевая. Классификацию ролевых игр можно провести по различным признакам, связанным с созданием и проведением игр. Игры делятся на классы в зависимости от способа их создания и места проведения, по уровням сложности и по временному или целевому признаку. В общем, все игры так или иначе решают своим воздействием на участников три основные задачи. Но, выделив, как три вида, воспитательные, образовательные и развлекательные игры, невозможно провести четкую границу между ними. Каждая игра чему-то учит и воспитывает определенные качества у игроков. И каждая ролевая игра, на данном этапе, является способом проведения досуга, то есть развлекательной, за исключением, пожалуй, деловых игр, которые в этом обзоре не рассматриваются. Однако, уже сейчас можно разделить развлекательные игры, участники которых собираются, в основ ном, с целью отдохнуть таким нетрадиционным способом, и образовательные, организаторы которых ставят перед собой задачу передать игрокам определенные знания и навыки. Причем, игровой стиль обучения наиболее продуктивен, так как предоставляет возможность создавать исторические, политические, этнографические и технические модели, а решение игровых задач является способом продвижения в игре и достижения цели для игроков и организаторов. Но для успешного проведения даже простой игры, организатору необходимо определить ее конкретные классификационные признаки. К этому классу относятся такие модные на Западе игры, как "Dungeons&Draagons" ("Подземелья и Драконы", англ. ) и их упрощенные вариации. Это наиболее простые по техническим требованиям игры. Игроку необходимы только бумага и ручка, а так же разработанная система правил и информационных карточек. Большинство игр предусматривает наличие подготовленного ведущего, но существуют игры, в которые можно играть без него. Предварительная подготовка игроков не обязательна. 2. Павильонные ролевые игры К павильонным относятся игры, которые проводятся в помещении и в которых возможно моделирование значительных по протяженности территорий и процессов. Желательно наличие антуража и соответствующего снаряжения. Для этих игр необходимо присутствие ведущих, регулирующих ход игры. Подготовка участников зависит от уровня сложности данной игры. Возможно включение элементов настольных игр. Это наиболее сложные по техническим требованиям игры, особенно когда они проводятся в течении нескольких дней и требуют решения транспортных и бытовых проблем. Как правило, для проведения ролевой игры на местности необходимы элементы антуража, костюмы для участников, игровое и туристское снаряжение. Для проведения масштабных ролевых игр необходимо присутствие подготовленных игротехников и административной группы, которые заранее готовятся к проведению мероприятия и курируют подготовку участников. Исходя из опыта развития ролевых игр в России, можно определить, что разделение игр по уровням сложности зачастую совпадает с тематическим делением игр, которое дало толчок образованию со ответствующей терминологии в кругах любителей ролевых игр. Это игры типа "Зарница". Проработка биографических и командных легенд и моделирование экономики, политики и культурной сферы, как правило, сводятся к минимуму. Обязанностью организаторов является создание образа игрового мира, условий и законов его существования, а так же контроль за соблюдением правил в ходе игры, когда решение всех игровых вопросов производится, в основном, силой оружия. Это военные игры, в которых присутствуют сказочные персонажи и магия. Как правило, разработка легенд, картины мира и правил игры усложняется. Необходимо повышение уровня игроков и ответственности организаторов. Могут проводиться по мотивам как исторических событий, так и литературных произведений, или по собственным разработкам организаторов. Проведение исторических и, особенно, историко-этнографических игр требует детальной разработки легенд, моделирования политики, экономики, духовной сферы, элементов материальной культуры и прочих областей жизни выбранного для игры периода. Это способствует детальному знакомству участников с условиями жизни моделируемого исторического периода или региона. Это наиболее спокойный класс игр, потому что их участники весьма ограничены в выборе активных игровых действий. Второе название таких игр - интеллектуальные, потому что игровые вопросы решаются при помощи политических, экономических и магических рычагов воздействия. Военные действия в таких играх сведены к мини муму или отсутствуют. При подготовке интеллектуальных игр необходима разносторонняя подготовка участников (теоретическая, театральная, психологическая) и игротехников. Элементы информационной игры могут присутствовать в играх любого класса, но для определенного круга игроков интеллектуальная игра представляет большой интерес и в чистом виде. В основе этих игр лежит настрой на идею исторического или литературного первоисточника. Берутся базовые факты, законы и условия существования выбранного мира. Проверяются ситуации, которые могут возникнуть при изменении этих условий. Все условия и законы существования игрового мира разрабатываются создателями игры самостоятельно. Вплоть до физических, биологических и исторических. В сценарии игр этого класса изначально заложено, что при достижении группой игроков (или отдельным игроком) определенной цели, они (или он) объявляются победителями, и на этом игра заканчивается. Сценарий игры этого класса имеет ограничение по времени проведения игры. Необходима тщательная проработка сценария, предполагающая возможные направления хода игры. Каждый игрок имеет свою, как минимум - одну, цель. Ее выполнение не является для него концом игры. Возможно появление новых, более глобальных целей. Основным критерием подготовки участника игры является его способность вжиться в игровой образ и провести его до конца, поддерживая концепции данного мира. Сценарий игры этого класса создается с таким расчетом, чтобы игроки имели возможность продолжить игру с того места, где она кончилась вчера - и так до бесконечности. Моделируемый мир совершенствуется и развивается, с ним совершенствуются и игроки. Участие в ролевых играх можно классифицировать по "глубине погружения". Уровень участия повышается в зависимости от подготовленности игрока и его опыта. 1. Пассивное участие ("Экскурсант") На этом этапе участники не принимают активных действий, а только наблюдают за развитием сюжета, разыгрываемого группой игротехников или более опытными игроками. В промежутках между игровыми событиями они могут свободно перемещаться по игровой территории и задавать вопросы. Желательно наличие игровой одежды. Участники непосредственно включены в игру. Они одеты в игровую одежду, разделены на команды или имеют индивидуальные роли, но их инициатива ограничена ведущими. Группа игротехников, согласно гибкому сценарию, в котором заранее расписаны ключевые моменты, разыгрывает театрализованные фрагменты, с помощью которых разъясняется сложившаяся ситуация и дается толчок дальнейшему ходу игры. Для проведения таких игр необходимо наличие опыта у участников и четкая работа ведущих. Игроки самостоятельно определяют свои действия в игре. Они сами разрабатывают личные и командные легенды на основе мастерских установок. Игровые костюмы, оружие и другие атрибуты изготавливаются игроками или предоставляются ведущими. В игре могут иметь место и театрализованные моменты, но в основном ход игры зависит и от самих участников. В таких играх ведущие следят за соблюдением правил и регулируют ход игры. Структурная схема, предложенная ниже, является условным алгоритмом разработки, проведения и анализа ролевой игры. Не все пункты приведенной схемы обязательно должны учитываться при создании игр различного класса, но авторы этого издания постарались, исходя из своего опыта, предоставить наиболее полную схему для многоплановой ролевой игры. Первым этапом организации ролевой игры является теоретическая разработка, включающая в себя следующие пункты: От того, насколько продуман этот пакет данных, зависит весь ход игры. Здесь необходимо представить условия и законы существования моделируемого мира. Чем полнее и ярче он будет описан, тем разнообразнее и продуманнее будут действия игроков. Схема описания такова: Правила являются основным Законом игры, поэтому их разработка должна вестись с юридической скрупулезностью, во избежание различных толкований. Основные разделы правил, которые применяются в большинстве игр: Командные и индивидуальные вводные разрабатываются организаторами игры, либо самими игроками, по согласованию с организаторами. Вводные помогают участникам лучше осознать свою роль, определить свое место в моделируемом мире и наметить линию поведения. Командные и индивидуальные вводные должны содержать следующую информацию: |
|
© 2007 |
|