РУБРИКИ |
Чтение художественных произведений в начальной школе - (диплом) |
РЕКЛАМА |
|
Чтение художественных произведений в начальной школе - (диплом)p>Отношение к главному герою рассказа менялось по ходу чтения у 92 % учащихся экспериментального класса и 96 % учащихся контрольного класса. Данные ученики отмечали, что сначала им ''мальчик понравился'', ''за него можно было порадоваться, потому что он пришел домой и сразу сел за уроки '', ''он сам обрадовался, что никого нет дома, и никто не помешает ему делать уроки''. Но потом отношение ребят к главному герою изменилось. Федя оказался ''несамостоятельным, потому что он не смог обойтись без помощи друга'', ''он даже не старался думать, а только читал задачу много раз''. Некоторым ребятам даже стало ''жалко Федю, потому что он оказался неусидчивым учеником и во всем обвинял других, а не себя''.Все вышесказанное позволяет судить о том, что учащиеся способны в слове передать динамику эмоций, соотнося изменение своих чувств с конкретными событиями, описанными в произведении. Результаты ответов на вопрос, выявляющий умение видеть динамику эмоций, представлены в таблице. Количество учащихся (в %), способных видеть динамику эмоций. Количество учащихся (в %), не способных видеть динамику эмоций. При определении мотивов поступков героев установлено, что 96 % учащихся экспериментального класса и 96 % учащихся контрольного класса ориентируются не на житейское представление о причинах того или иного поступка, что было свойственно для них во время первого констатирующего среза, а на изображение героя автором. Это свидетельствует о повышении уровня восприятия художественного произведения. Результаты ответов на вопрос, выявляющий умение определять мотивы поступков героев, представлены в таблице. Количество учащихся (в %), способных определять мотивы поступков героев. Количество учащихся (в %), не способных определять мотивы поступков героев. Существенная разница между первым и вторым срезами наблюдается в ответах учащихся на вопрос обобщающего характера. Обобщение лишь 8 % учащихся экспериментального класса и 12 % контрольного классов подменяется передачей содержания прочитанного. 76 % учащихся экспериментального класса и 80 % учащихся контрольного класса способны сделать обобщение, но, не выходя за рамки конкретной ситуации: ''Федя не смог решить задачу, потому что ему мешали директор и артисты''. При этом 16 % учащихся экспериментального класса и 8 % учащихся контрольного класса сделали обобщение с выходом за рамки конкретной ситуации. Они отметили стремление автора показать, что ''если хочешь что-то сделать хорошо, нужно чтобы тебе никто не мешал'', ''нужно работать в тишине, чтобы можно было сосредоточиться''. Умение сделать обобщение с выходом за рамки конкретной ситуации является характерной чертой уровня ''идеи''. Найдем для каждого ученика экспериментального и контрольного классов сумму баллов, полученных за все ответы на вопросы, и определим уровень восприятия художественного произведения каждым учеником, используя принятую раннее шкалу оценивания (см. Приложения 7, 8). Как было указанно выше, определение уровня восприятия включает в себя не только умение отвечать на поставленные вопросы, но и способность самим выступать в роли учителя и задавать вопросы к тексту. Чтобы выяснить, произошли ли изменения в умении задавать вопросы к тексту, был взят рассказ Н. Н. Носова ''Телефон''. После двукратного прочтения рассказа учащимся было предложено поставить пять вопросов к тексту. Каждый вопрос, поставленный учащимися, оценивался по трехбалльной шкале, принятой раннее. Согласно этой шкале, вопрос на воспроизведение событийной стороны произведения оценивался в 1 балл; вопрос на оценку героя и установление причинно-следственных связей– в 2 балла; вопрос обобщающего характера – в 3 балла. Анализ результатов показал, что у 32 % учащихся экспериментального класса и 24 % учащихся контрольного класса преобладают вопросы на оценку героев, на установление причинно– следственных связей. Например: Каждый из данных вопросов оценивался в 2 балла. 16% учащихся экспериментального класса и 8 % учащихся контрольного класса часто обращали внимание на название произведения, на отдельные художественные детали, их интересует авторское отношение к персонажам. Например: Можно ли назвать этот рассказ веселым, юмористическим? Почему? Как видим, данные вопросы свидетельствуют о внимательном отношении учащихся к тексту произведения. Такие вопросы оценивались в 3 балла. Найдем для каждого ученика экспериментального и контрольного классов сумму баллов, полученных за составленные вопросы. По количеству баллов распределим учащихся по уровням в соответствии со следующей шкалой: Теперь найдем для каждого ученика экспериментального и контрольного классов общую сумму баллов, полученных за ответы на вопросы и самостоятельно поставленные вопросы к тексту художественного произведения. Исходя из этого, окончательно определим уровни восприятия художественного произведения младшими школьниками. Ранее было установлено, что если сумма находится в пределах от 20 до 26 баллов, то ребенок находится на уровне ''идеи''; от 15 до 18 баллов – на уровне ''героя''; менее 8 баллов – на фрагментарном уровне. (см. Приложения 7, 8). Итак, в результате проведения второго среза можно сделать вывод о том, что 44% учащихся экспериментального класса и 16% учащихся контрольного класса поднялись с констатирующего уровня на уровень ''героя''. 16% учащихся контрольного класса, находившихся на уровне ''героя'', не поднялись в своем развитии на более высокий уровень. Таким образом, общее число учащихся контрольного класса, находящихся на уровне ''героя'', составляет 32%. При этом 16% учащихся экспериментального класса и 4% учащихся контрольного класса поднялись с уровня ''героя'' на уровень ''идеи''. Данные учащиеся способны адекватно воспринимать динамику эмоций, увидеть авторскую позицию, их обобщение выходит за рамки конкретного образа. При самостоятельной постановке вопросов к произведению учащиеся обращаются к тексту, они способны увидеть основной конфликт произведения, из интересует авторское отношение к персонажам. Наглядно результаты экспериментального обучения в экспериментальном классе и их сравнение с результатами контрольного класса представлены на гистограмме. (см. Приложение 9). Таким образом, сопоставление данных первого и второго срезов доказывает эффективность использования творческого пересказа как средства, повышающего уровень восприятия художественного произведения младшими школьниками. В данном исследовании была выдвинута гипотеза о том, что использование творческого пересказа повышает уровень восприятия художественного произведения младшими школьниками. Проанализировав результаты второго контрольного среза, пришли к выводу, что между экспериментальной и контрольной группой есть разница. Чтобы оценить значимость разностей между двумя выборками воспользуемся U– критерием Манна-Уитни. Рассмотрим две гипотезы: Первая гипотеза: Но –между группами нет различия, т. е. внедряемый в экспериментальной группе метод не обладает какими-либо преимуществами. Вторая гипотеза: Н1 –между группами существуют различия, следовательно данный метод обладает преимуществами. Сведем данные, полученные на двух группах в одну таблицу, ранжируя их: значения измеряемого признака располагаются в убывающем порядке, а ранги–в возрастающем. При сходстве двух или более значений параметра им приписываются средние значения рангов, ориентируясь на нумерацию в верхней строке таблицы: № п/п SR2 = SRk = 3 x 1 + 14. 5х7 + 37 х 17 = 3 + 101. 5 +629 = 733. 5 SR1 + SR2 = 1275 Проверка: сумма рангов определяется по формуле и сравнивается с выше найденной. SR1 + SR2 = (n1 + n2 + 1) x n1 + n2 = 51 x 25 = 1275 2 Используя значение R1, определим эпирическое значение U – критерия: Uэмп = n1n2 + - SR1 = 25x25 + - 733. 5 = 216. 5 По таблице находим значение U – критерия для случая n1 = 25 и n2 = 25, где n1 и n2 - числа замеров в контрольной и экспериментальной группах. Сравним эмпирическое значение Uэмп, подсчитанное по формуле, с критическим значением Uкр, найденным по таблице. Если Uэмп < Uкр, то Нo отклоняется и принимается Н1. Таким образом, мы пришли к следующему выводу: Но отклоняется, а принимается Н1, т. е. существует статистически достоверная разница в результатах среза в контрольной и экспериментальной группах. Из этого следует то, что использование творческого пересказа повышает уровень восприятия художественного произведения младшими школьниками. В данной главе особенности восприятия художественного произведения учащимися вторых классов, содержание и результаты экспериментального обучения. На основе проделанной работы были сформулированы следующие выводы: констатирующий срез показал, что большинство учащихся находятся на констатирующем уровне восприятия художественного произведения (84% учащихся экспериментального класса и 80 % учащихся контрольного класса); на основе констатирующего среза была доказана необходимость целенаправленного повышение уровней восприятия художественного произведения младшими школьниками, ведущим условием для которого был выбран творческий пересказ; с целью определения эффективности использования творческого пересказа для повышения уровней восприятия художественного произведения была проведена контрольная срезовая работа; на основе сопоставления данных первого и второго констатирующих срезов была доказана эффективность использования творческого пересказа как средства повышения уровней восприятия художественного произведения; для проверки достоверности изменений в уровнях восприятия художественного произведения второклассниками был использован U– критерий Манна –Уитни, с помощью которого было доказано, что различие в результатах неслучайно. В процессе изучения психолого-педагогической литературы по проблеме исследования получены следующие выводы: чтение и адекватное восприятие художественных произведений способствует всестороннему гармоническому развитию личности ребенка; на различных этапах обучения уровень восприятия художественного произведения младшими школьниками изменяется. Для выявления уровней восприятия художественного произведения у учащихся вторых классов был проведен констатирующий срез. Констатирующий срез включал в себя письменные ответы на вопросы и самостоятельную постановку вопросов к тексту произведения. Результаты показали, что большинство учащихся находится на констатирующем уровне восприятия, следовательно они не способны полноценно воспринимать художественное произведение. С целью повышения уровней восприятия художественного произведения посредством использования различных видов творческого пересказа был проведен формирующий эксперимент. Результаты проведения формирующего эксперимента дали положительные результаты. 44% учащихся экспериментального класса и 16% учащихся контрольного класса поднялись с констатирующего уровня на уровень ''героя''. 16% учащихся контрольного класса, находившихся на уровне ''героя'', не поднялись в своем развитии на более высокий уровень. Таким образом, общее число учащихся контрольного класса, находящихся на уровне ''героя'', составляет 32%. 16% учащихся экспериментального класса и 4% учащихся контрольного класса поднялись на уровень ''идеи''. Сравнение результатов первого и второго срезов доказывает, что творческий пересказ, взятый за основу в данном исследовании, способствует повышению уровней восприятия художественного произведения младшими школьниками. Для проверки достоверности данных измерений был использован U - критерий Манна-Уитни, с помощью которого было доказано, что реакция в результатах не случайна. В результате эксперимента подтвердилась гипотеза исследования: исследование творческого пересказа повышает уровень восприятия художественного произведения младшими школьниками. Беленькая Л. И. Ребенок и книга. О читателе восьми – девяти лет. – М. : Просвещение, 1969. – с. 167. Васильева М. С. , Оморокова М. И. , Светловская Н. Н. Актуальные проблемы методики обучения чтению в начальных классах. – М. : Педагогика, 1977. – с. 215 Воюшина М. П. Анализ художественного произведения на уроках чтения во втором классе четырехлетней начальной школы. –Л. : ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1989 - с. 58 Воюшина М. П. Анализ художественного произведения. //Начальная школа – 1989 - №5 с. 16-20 Выготский Л. С. Психология искусства – М. : Просвещение, 1989 – с. 315 Гамзео М. В. Курс общей, возрастной и педагогической психологии. – М. : Просвещение, 1982 – с. 190 Граблева В. Н. Словесное рисование на уроках чтения при изучении лирических произведений //Начальная школа– 2000 - №11 с. 19-25 Детская литература. Под ред. Е. Е. Зубаревой. М. : Просвещение 1989 – с. 399 Зимняя И. А. Педагогическая психология: Учебник для студентов вузов. М. : Логос, 2000– с. 383 Изволенская Л. Н. Методика формирования умения составлять план. //Начальная школа. – 1990 - №12. С. 31-34 Каноныкин Н. П. , Щербакова Н. А. Методика преподавания русского языка в начальной школе. – Л. , 1955 – с. 315 Козырева А. С. Виды работы над тестом на уроках чтения //Начальная школа. – 1990 - №3. с. 67-68 Колесникова О. И. Филологические основы работы над произведением на уроках литературного чтения //Начальная школа. – 2000 №11. С. 6-13. Костин Н. А. Методика русского языка в начальной школе. – М. – Л. , 1949 – с. 289. Кочаровская З. Д. Краткие пересказ в начальных классах //Начальная школа. – 1981. - №5. С. 20-23. Кубасова О. В. Прием драматизации на уроках чтения //Начальная школа. – 1985. - №12. С. 30-34. Кубасова О. В. Развитие воссоздающего воображения на уроках чтения //Начальная школа. – 1991. - №9 с. 26-31. Кудрина Г. Н. , Новлянская З. Н. , Мелик-Пашаев А. А. Как развивать художественное восприятие у школьгиков М. : Просвещение, 1988. – с. 79. Левидов А. М. Автор – образ – читатель. Л. : Издательство Ленинградского университета, 1983. - с. 350. Левин В. А. когда маленький школьник становится большим читателем. – М. : Лаида, 1994. – с. 192. Леонтьев А. А. Основы психолингвистики: Учебник для студентов вузов. – М. : Смысл, 1997. – с. 288. Леонтьев А. А. Обучение чтению младших школьников: Из опыта работы. – М. : Просвещение, 1981. – с. 215. Липкина А. И. , Оморокова М. И. Работа над устной речью учащихся на уроках чтения в начальных классах. – М. : Просвещение, 1967. – с. 112. Лошкарева Н. А. Рекомендации о развитии общих умений и навыков школьников. – Киев. , 1984. – с. 17. Львов М. Р. , Горецкий В. Г. , Сосновская О. В. Методика преподавания русского языка в начальных классах. – М. : Академия, 2000. – с. 368. Малахова Е. П. О восприятиии книги детьми младшего возраста. – В кн. : Вопросы детской литературы. М. : Детгиз. , 1955. – с. 208-232. Мали Л. Д. Элементы драматизации на уроках чтения. //Начальная школа. – 1981. – №3. – с. 27-31. Методические основы языкового образования и литературного развития младших школьников. Под ред. Т. Г. Рализаевой. – С – Пб. : Специальная литература, 1997. – с. 168. Молдавская Н. Д. Литературное развитие школьников в процессе обучения. – М. : Просвещение, 1976, с. 224. Морозова Н. Г. Психологические предпосылки понимания прочитанного младшими школьниками. –В кн. : Основы методики обучения русскому языку. Под ред. Н. С. Рождественского. М. , 1965– с. 27. Ни Л. Ф. Пути обучения продуктивному пересказу //Начальная школа. – 1997. - №5. С. 59-63. Никифорова О. И. Психология восприятия художественной литературы. – М. : Книга, 1972. – с. 206. Никифорова О. И. Восприятие художественной литературы школьниками. – М. : Учпедгиз, 1959 с. 206. Петровский А. В. Общая психология. – М. : Просвещение, 1986. – с. 463. Программы общеобразовательных учреждений. //Начальные класса 1 –3. – М. : Просвещение, 1994. – с. 160. Рамзаева Т. Г. , Львов М. Р. Методика Обучения русскому языку в начальных классах. – М. : Просвещение, 1979. – с. 431. Реан А. А. , Бордовская Н. В. , Розум С. И. Психология и педагогика. С – Пб. : Питер, 2000. – с. 432. Редозубов С. П. Методика Обучения чтению и письму в начальной школе: Избранные труды. – М. : Изательство АПН РСФСР, 1961. – с. 427. Родная речь: Книга 2, часть вторая. – М. : Просвещение, 1993. – с. –224. Рожина Л. Н. Психология воспитания литературного героя школьниками. – М. : Просвещение, 1977. – с. 158. Рождественский Н. С. Методика начального обучения русскому языку. – М. : Просвещение, 19965. – с. 347. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии – С – Пб. : Питер, 1999. – с. 720. Русский язык в начальных классах. Теория и практика обучения. Под ред. М. С. Соловейчик. М. : Просвещение, 1993. – с. 384. Светловская Н. Н. О некоторых нерешенных проблемах чтения. //Начальная школа. – 1965. - №7. с. 28-32. Столяренко Л. Д. Основы психологии. – Ростов – на - Дону: Феникс, 1999. – с. 671. Ткачева Т. А. , Толмачев А. А. Методы сбора, Обработки и представления информации в педагогическом исследовании. Пособие для студентов и аспирантов. Красноярск: Издательство КГПИ, 1992. – с. 88. Ушинский К. Д. Избранные педагогические сочинения. – М. : Просвещение, 1968. – с. 557. Шпунтов А. И. , Иванина Е. И. Когда художественное произведение может быть воспринято младшими школьниками полноценно //Начальная школа. – 1995 №10. – с. 20-24 Щепетова Н. Н. Методика чтения в начальной школе. – М. Просвещение, 1950. – с. 220. Якобсон П. М. Психология художественного восприятия. – М. : Искусство, 1964. – с. 86. Яковлева В. И. Обучение пересказыванию прочитанного //Начальная школа. – 1985. - №2 с. 50-54. Яковлева В. И. Обучение пересказыванию прочитанного //Начальная школа. – 1985. - №1 с. 53-57. Яковлева В. И. Учить вдумчивому чтению. //Начальная школа. - 1990. - №1 с. 20-26. Результаты констатирующего среза по выявлению уровня восприятия художественного произведения у учащихся экспериментального класса. Результаты констатирующего среза по выявлению уровня восприятия художественного произведения у учащихся контрольного класса. Это было в больнице. Девочки решили вызвать пиковую даму. Сделали всё, как полагается: протерли зеркало одеколоном, нарисовали куском мыла сердце и ступеньки и три раза сказали: ''Пиковая дама, появись! '' И она к ним пришла. Одна девочка успела загадать желание: она попросила жвачку. Дама протянула её блок, и только она дотронулась до нее, как рука ее почернела и вся скрючилась. Остальные испугались и быстро включили свет. Пиковая дама исчезла, но рука у девочки так и осталась черной и скрюченной. К чему бы она не прикасалась–все обугливалось. Девочка очень боялась, что заденет маму рукой. Однажды это все-таки случилось. И что же? Рука у девочки опять стала нормальной. (Аня О. ) Сегодня у Татьяны Владимировны был выходной день. Она работала фельдшером в поселке. С утра она переделала все домашние дела, поиграла с маленьким Ваней. Затем она покормила Ваню обедом и уложила спать. Она тоже прилегла отдохнуть, как кто-то постучал в окно. Это был мальчик из ее поселка. Он передал Татьяне Владимировне, что ее срочно ждут в больнице. Недавно произошла авария на дороге, и от нее требовалась помощь. Татьяна Владимировна не знала, что делать с сыном, как оставить его спящего одного. Но ее ждали люди, которым нужна ее помощь. И она, оставив сына одного, пошла в больницу. Наступила суббота. Проснувшись, мама пошла на кухню готовить завтрак малышу. Она решила, что приготовит ему омлет, но в холодильнике яиц и молока не оказалось. Тогда она решила, что пока малыш спит она сходит в магазин. Но магазине в рядом с домом молока не было, и она пошла в другой магазин. А в это время … Артем пошел в школу. Там его дожидалась Аполлинария Николаевны сидели еще два мальчика, которых звали Саша и Коля. Учительница сказала: ''Первым уроком у нас будет математика. Я научу вас считать''. Артем поднял руку и начал считать до десяти: ''Раз, два, три, четыре, …''. Аполлинария Николаевна похвалила Артема. Потом учительница начала учить детей как писать цифры. Артему очень понравилось считать. После уроков Артем радостный побежал домой, ему очень хотелось побыстрее маме, что они делали в школе. Результаты формирующего эксперимента по повышению уровня художественного произведения у учащихся экспериментального класса. Рис. 1 Распределение уровней восприятия художественного произведения младшими школьниками в экспериментальном классе. рис. 2 Распределение уровней восприятия художественного произведения младшими школьниками в контрольном и экспериментальном классах |
|
© 2007 |
|