РУБРИКИ

Экологическое воспитание детей в начальной школе - (реферат)

   РЕКЛАМА

Главная

Логика

Логистика

Маркетинг

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Международное публичное право

Международное частное право

Международные отношения

История

Искусство

Биология

Медицина

Педагогика

Психология

Авиация и космонавтика

Административное право

Арбитражный процесс

Архитектура

Экологическое право

Экология

Экономика

Экономико-мат. моделирование

Экономическая география

Экономическая теория

Эргономика

Этика

Языковедение

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Экологическое воспитание детей в начальной школе - (реферат)

Экологическое воспитание детей в начальной школе - (реферат)

Дата добавления: март 2006г.

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени А. И. Герцена

    Экзаменационная работа
    по методике преподавания природоведения
    Экологическое воспитание
    детей в начальной школе.
    студентки V курса 1 группы
    дневного отделения
    Четвертных Светланы Ивановны
    Санкт-Петербург
    1999

История человечества неразрывно связана с историей природы. На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия ее с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшем будущем не научаться бережно относиться к природе они погубят себя. А для этого надо воспитывать экологическую культуру и ответственность. И начинать экологическое воспитание надо с младшего школьного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.

    Теория экологического воспитания.

Экологическое воспитание - составная часть нравственного воспитания. Поэтому под экологическим воспитанием надо понимать единство экологического сознания и поведения, гармоничного с природой. На формирование экологического сознания оказывают влияние экологические знания и убеждения. Экологические представления формируются на уроках природоведения.

Определяя сущность экологического воспитания можно выделить, во-первых: особенности этого процесса:

    1) ступенчатый характер:
    а) формирование экологических представлений ;
    б) развитие экологического сознания и чувств;

в) формирование убеждений в необходимости экологической деятельности; г) выработка навыков и привычек поведения в природе;

д) преодоление в характере учащихся потребительского отношения к природе; 2) длительность;

    3) сложность;
    4) скачкообразность;
    5) активность;

во-вторых: огромное значение психологического аспекта, который включает в себя:

    1) развитие экологического сознания;

2) формирование соответствующих (природосообразных) потребностей, мотивов и установок личности;

3) выработку нравственных, эстетических чувств, навыков и привычек; 4) воспитание устойчивой воли;

    5) формирование значимых целей экологической деятельности.

Цельэкологического воспитания - формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания. Это предполагает соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования и пропаганду идей его оптимизации, активную деятельность по изучению и охране природы своей местности.

Ответственное отношение к природе - сложная характеристика личности. Она означает понимание законов природы, определяющих жизнь человека, проявляется в соблюдении нравственных и правовых принципов природопользования, в активной созидательной деятельности по изучению и охране среды, пропаганде идей правильного природопользования, в борьбе со всем, что губительно отражается на окружающей природе.

Условием такого обучения и воспитания выступает организация взаимосвязанной научной, нравственной, правовой, эстетической и практической деятельности учащихся, направленной на изучение и улучшение отношений между природой и человеком.

Критерием сформированности ответственного отношения к окружающей среде является нравственная забота о будущих поколениях.

Цель экологического воспитания достигается по мере решения в единстве следующихзадач:

образовательных - формирование системы знаний об экологических проблемах современности и пути их разрешения;

воспитательных - формирование мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни; развивающих - развитие системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке состояния и улучшению окружающей среды своей местности; развитие стремление к активной деятельности по охране окружающей среды: интеллектуального (способности к анализу экологических ситуаций), эмоционального (отношение к природе как к универсальной ценности), нравственного (воли и настойчивости, ответственности).

Содержаниеэкологического воспитания включает в себя систему норм, которые вытекают из ценностных ориентаций. Система ценностей исходит из понимания уникальности и самоценности природы. При этом человек рассматривается как часть природы, а при характеристике природы подчеркивается ее многосторонняя ценность для человека. Содержание экологического воспитания усваивается учащимися в их различной деятельности. Каждая изформорганизации учебного процесса стимулирует разные виды познавательной деятельности учащихся: самостоятельная работа с различными источниками информации позволяет накопить фактический материал, раскрыть сущность проблемы; игра формирует опыт принятия целесообразных решений, творческие способности, позволяет внести реальный вклад в изучение и сохранение местных экосистем, пропаганду ценных идей.

На первых этапах наиболее целесообразны методы, которые анализируют и корректируют сложившиеся у школьников экологические ценностные ориентации, интересы и потребности. Используя их опыт наблюдений и природоохранительной деятельности, учитель в ходе беседы с помощью фактов, цифр, суждений вызывает эмоциональные реакции учащихся, стремится сформировать у них личное отношение к проблеме.

На этапе формирования экологической проблемы особую роль приобретают методы, стимулирующие самостоятельную деятельность учащихся. Задания и задачи направлены на выявление противоречий во взаимодействии общества и природы, на формирование проблемы и рождение идей о пути ее решения с учетом концепции изучаемого предмета. Стимулируют учебную деятельность дискуссии, способствуя проявлению личного отношения учащихся к проблемам, знакомству с реальными местными экологическими условиями, поиску возможностей их решения. На этапе теоретического обоснования способов гармонического воздействия общества и природы учитель обращается к рассказу , который позволяет представить научные основы охраны природы в широких и разносторонних связях с учетом факторов глобального, регионального, локального уровней. Познавательная деятельность стимулирует моделирование экологических ситуаций нравственного выбора, которые обобщают опыт принятия решений, формируют ценностные ориентации, развивают интересы и потребности школьников. Активизируется потребность в выражении эстетических чувств и переживаний творческими средствами (рисунок, рассказ, стихи и т. п. ). Искусство позволяет компенсировать преобладающее число логических элементов познания. Свойственный искусству синтетически подход к действительности, эмоциональность особенно важны для развития мотивов изучения и охраны природы.

Средством психологической подготовки школьников к реальным экологическим ситуациям выступают ролевые игры. Они строятся с учетом специфических целей предмета.

Ряд методов имеет универсальное значение. Количественный эксперимент (опыты по измерению величин, параметров, констант, характеризующих экологические явления; экспериментальное изучение экологической техники, технологии; опыты, иллюстрирующие количественное выражение экологических закономерностей и т. п. ) позволяет успешно формировать структурные элементы экологического знания и отношение к ним как к лично значимым.

Стремясь вызвать у школьников эмоциональные реакции, показать непривлекательность безответственных действий, учитель использует пример и поощрение. Наказание - это крайняя, исключительная мера воздействия на учащихся. Если данные методы воспитания будут использоваться на нужном этапе обучения, с учетом психологической подготовленности учеников и с учетом природных условий, то учитель может сформировать экологически грамотную и воспитанную личность.

    Экологическое воспитание младших школьников
    на уроках природоведения.

Как известно, воспитание в широком смысле слова - это процесс и результат развития личности под воздействием целенаправленного обучения и воспитания. Обучение же - это процесс взаимодействия учителя и учащегося, в ходе которого осуществляется образование человека.

На уроке решаются три задачи: образовательная, воспитательная и развивающая. Поэтому урок дает больше возможности для воспитания у младших школьников нового отношения к природе, основанного на гуманизме.

Чтобы экологическое воспитание не было беспочвенным, обязательно нужно формирование экологического сознания. Экологически образованная личность, зная какой вред природе приносят те или иные действия, формирует свое отношение к этим действиям и решает для себя вопрос о их правомерности. Если человек экологически образован, то нормы и правила экологического поведения будут иметь под собой твердое основание и станут убеждениями этого человека. Эти представления развиваются у учеников в курсе "Ознакомление с окружающим миром"(1 класс, I - IV). Однако наиболее полное развитие они, конечно, должны получать в курсе "Природоведение".

Здесь, на доступном учащимся уровне, рассматриваются связи между неживой и живой природой, между различными компонентами живой природы (растениями, животными), между природой и человеком. Через познание данных связей и отношений ученики изучают окружающий мир и в этом им также помогают экологические связи. Их изучение способствует развитию логического мышления, памяти, воображения, речи.

Постоянное внимание учителя к раскрытию экологических связей значительно повышает интерес учащихся к предмету. При описательном же изучении курса интерес у школьников постепенно снижается, это происходит неизбежно, даже в том случае, если учитель привлекает занимательные факты, загадки, пословицы и т. д. , поскольку теоретический уровень материала остается, по существу, неизменным. Если же при изучении природоведения раскрываются разнообразные и достаточно сложные связи, существующие в природе, теоретический уровень материала повышается, познавательные задачи, поставленные перед учеником, усложняются и это способствует развитию интереса.

Очень большое значение имеет раскрытие связей между человеком и природой. Причем, человек рассматривается как часть рироды, он существует внутри природы и неотделим от нее. Связь между человеком и природой проявляется, прежде всего, в той многообразной роли, которую природа играет в материальной и духовной жизни людей. Вместе с тем они проявляются и в обратном воздействии человека на природу, которое в свою очередь может быть положительным (охрана природы) и отрицательным (загрязнение воздуха, воды, уничтожение растений, животных и другое). Материал об экологических связях должен быть обязательным элементом содержания как урока изучения нового материала, так и обобщающего урока. Получая определенную систему знаний на уроках "Естествознание" и "Природоведение", ученики также могут усвоить нормы и правила экологического поведения в природе, так как через экологическое просвещение воспитывается ответственное отношение к природе. Но нормы и правила поведения будут плохо усвоены, если не будут учитываться условия экологического воспитания. Первое важнейшее условие - экологическое воспитание учащихся должно проводится в системе, с использованием местного краеведческого материала, с учетом преемственности, постепенного усложнения и углубления отдельных элементов от 1 к 3 классу.

Второе непременное условие - надо активно вовлекать младших школьников в посильные для них практические дела по охране местных природных ресурсов. Таких дел очень много: это внутреннее и внешнее озеленение школы, сквера, уход за цветниками, шефство над лесными участками там, где лес находится близко от школы, сбор плодов и семян луговых и древесно-кустарниковых растений, уборка валежника, охрана и подкормка птиц, шефство над памятниками природы в ходе изучения родного края и тому подобное.

Таким образом, воспитание, основанное на раскрытии конкретных экологических связей, поможет ученикам усваивать правила и нормы поведения в природе, которые будут осознанными и осмысленными убеждениями каждого ученика.

    Практика экологического воспитания.

Разработки учителей в данной проблеме идут по трем направлениям. Первое направление. Создается совершенно новый курс не вливающийся в природоведение. С этой точки зрения интересен опыт Л. Н. Ердакова. Он отмечает, что в настоящее время существует немало литературы для познания экологии. "Сюда можно отнести любую детскую книгу, где в занимательной форме описана жизнь животных. Такими являются и часть сказок, где действуют персонажи из мира животных, а кроме того, не нарушаются экологические правила (Волк может съесть Бабушку и Красную Шапочку, но видимо, не станет есть соленый огурец или пить чай с вареньем)". [40, 20]

Много экологических сказок создано Б. Заходером. К числу экологических можно отнести и рассказы В. Бианки. Могут быть полезными и некоторые русские народные сказки, если в них есть цепь превращений: яйцо - в гусеницу, гусеница - в куколку, та - в бабочку. Очень экологичны взаимодействия волшебника и его непокорного ученика (ученик - в зерно, волшебник - в курицу; ученик - в карася, волшебник - тотчас в щуку; ученик - в утку, а волшебник - в сокола). Это уже иллюстрация фрагментов пищевых цепей, элементы сложных природных взаимодействий типа "хищник - жертва".

Взяв эти рассуждения во внимание, Л. Н. Ердаков придумал экологические сюжеты о похождениях Эколобка. Почему же эта сказка об экологическом колобке? Колобок интересный персонаж. Он сделан из теста и заведомо не несет никаких экологических свойств и специализаций. Такому персонажу можно приписывать различные особенности и помещать его в разные экологические ситуации. Эколобок становится членом многих биоценозов и вступает там во взаимоотношения с живой и неживой природой. На него воздействует среда, а он, в свою очередь, как-то ее изменяет.

Книга состоит из 5 выпусков. Все они ярко иллюстрированы художниками из Новосибирска Якушевичами Л. А. и Т. А... В первом выпуске Эколобок, как и полагается, убегает в лес. Дело происходит зимой и ему холодно. В пути он встречает разных зверей имеющих различную адаптацию к холоду (теплая шуба, нора, берлога). Каждый предлагает ему свой способ согреться. В конце концов Эколобок возвращается к бабушке в теплый дом.

Второй, третий выпуски иллюстрируют приспособление животных к снежному покрову. Во втором выпуске Эколобок узнает как приспосабливаются животные жить в рыхлом снегу. Узнает о животных, которые всю зиму проводят под снегом. Сам Эколобок не может жить в рыхлом снегу, он тонет в нем, скатившись с дорожки. Его спасают мальчишки и увозят домой на санках. Третий выпуск посвящен путешествию Эколобка в лесу по насту. Он видит как одни животные приспосабливаются к движению по насту, другие - нет. Сова не может достать корм из-за наста. Куропаток пришлось спасать. Они легли спать в снегу, а проснулись и не смогли выбраться из своих лунок.

В четвертом выпуске дело происходит летом. Это лесная прогулка иллюстрирует адаптацию растений и животных к прямому солнечному излучению, к жаре. Эколобок не имеет определенных приспособлений и растрескивается. Многочисленные организмы вокруг показывают ему как можно укрыться от палящих лучей солнца. Пятый выпуск - вторая летняя прогулка. Эколобок узнает возможности маскировочной (приспособительной) окраски и приспособительного поведения различных животных к своим местообитаниям.

Похождения Эколобка - это своеобразный учебник по экологии. За сказочным сюжетом кроются четкие правила экологии. Книги о похождениях Эколобка оправданы как учебное пособие для учащихся 1 класса в школе 12 г. Новосибирска. На их основе проведены уроки экологии. Книги черно-белые, это позволяет детям интересоваться окраской различных животных. За полгода класс знакомится с 1, 5-2 выпусками "Эколобка".

Таким образом, Л. Н. Ердаков предлагает нам ввести совершенно новый предмет в школьный курс - это экология. Данный учебник поможет детям усвоить некоторые экологические понятия, больше узнать о взаимозависимости компонентов природы.

Многие учителя (например, Л. М. Хафизова, Н. С. Жестова) идут по второму пути: усиливают экологическую направленность существующих учебников природоведения. Например, Е. А. Постникова предлагает вводить схемы для показа взаимосвязи в природе. Это воспитывает у учащихся абстрактное мышление. Взаимосвязь, показанная в виде схемы, на первых этапах вводится в виде динамического рисунка. Например, природа содержит в себе два компонента: живая и неживая природа. Неживая природа - вода, камни, луна, тучи, солнце и т. д. , для нее выбирают условный рисунок - солнышко. А рядом рисуют изображение живой природы - животное, растение и т. д... Живая природа также неоднородна и включает в себя животных, растения и человека. Животные - это звери, птицы, рыбы, насекомые и другие, выбираем символическое изображение животных. Человек живет в обществе, поэтому Постникова предлагает нарисовать двух человечков на том же уровне что и изображение природы. И человек, и общество создают продукты труда и это тоже отмечается в схеме. Как элемент системы экологического образования, эту методику можно использовать, и она даст хорошие результаты знаний взаимосвязей в природе.

Одной из форм организации учебного процесса является экскурсия. Поэтому не удивительно, что многие учителя (Л. М. Хафизова, Н. С. Жестова и другие) стараются во время экскурсий дать детям экологические знания и привить нормы экологического поведения. Например Л. М. Хафизова считает, что "формирование у учащихся ответственного отношения к природе - сложный и длительный процесс. Его результатом должно быть не только овладение определенными знаниями и умениями, а развитие эмоциональной отзывчивости, умение и желание активно защищать, улучшать, облагораживать природную среду". [77, 40]

Н. С. Жестова говорит о том, что учитель должен тщательно готовиться к экскурсии и приводит подробный план подготовки.

1. Наметить тему. Желательно, чтобы название темы звучало эмоционально или проблемно, что позволяет сразу заинтересовать учащихся.

2. Определить цель, задачи и составить предварительный план экскурсии. 3. Выбрать место проведения экскурсии, заранее побывать там, разработать маршрут. Предусмотреть места для подвижных игр, информации, наблюдений, сбора природного материала, общественно полезной деятельности учащихся. 4. Уточнить содержание воспитательного и познавательного материала, подобрать игровой материал, стихи, загадки, викторины.

    5. Продумать методику проведения экскурсионного занятия.

6. Спланировать организационные формы деятельности учащихся (когда и где проводить массовые и групповые наблюдения), выполнение общественно полезных дел, распределить обязанности между подгруппами или отдельными учащимися. 7. Продумать к каким обобщениям, выводам надо подвести учащихся, как оценить их воспитанность и дисциплинированность.

8. Когда окончательно уточнены содержание и методика проведения экскурсии, можно доработать план.

Учителя - методисты А. И. Холимкина(учитель школы N 770 Москвы), В. Л. Лола и Л. М. Хафизова предлагают давать детям заучивать перед экскурсией стихотворение о природе, используя для этого стихи И. Бунина, Ф. Тютчева, С. Есенина. На экскурсии использовать загадки С. Маршака, Е. Благиной, Е. Серовой, Р. Федькина. Перед экскурсией давать детям по подгруппам или отдельным учащимся различные задания по наблюдению за животными и растениями. Л. М. Хафизова уделяет большое внимание повышению познавательной активности учащихся на экскурсиях. Для этого служат дидактические игры, такие как: "Узнай дерево по листу" или "Что изменилось? ", направленные на сравнение увиденного и воспроизведение в памяти того, что было. Е. Н. Дерим-Оглу (доктор биологических наук) и Н. Г. Томилина (кандидат биологических наук) из Москвы считают, что успех экскурсии в лес в основном зависит от умения учителя строить свой рассказ, используя следы жизнедеятельности животных, описывая жизнь растений, изучая взаимосвязь, в которой пребывают растения и животные. К сожалению, эти ученые-методисты не придают большого значения тому факту что человек воздействует и на растения, на животных и на неживую природу. И не следует умалчивать об этом при проведении экскурсии.

Наиболее полно вопрос экологической экскурсии разработан в трудах академика А. А. Плешакова. На экскурсиях рассматриваются следующие вопросы: защита воздуха и воды от загрязнения, восстановление лесов, охрана редких растений и животных, создание заповедников, ответственность каждого человека за поведение в природе. "Конкретное содержание экскурсии будет зависеть от местных условий. Можно рекомендовать посещение одного из следующих мест: очистные сооружения, лесопитомник, ботанический сад, экологическая тропа, зоопарк, краеведческий музей (если там имеется отдел охраны природы). Если таких возможностей нет, может быть проведена на местности отработка правил поведения в природе". [60, 32]

Существует и третье направление, по которому работают учителя в деле экологического воспитания школьников. Это направление по созданию программ и учебников природоведения отличных от традиционных. А. А. Плешаков разработал учебник для четырехлетней начальной школы. Его учебник открывается разделом "Природа и мы". Этот раздел служит связующим звеном между курсами "Ознакомление с окружающим миром" (1-2 классы) и "Природоведение" (3-4 классы).

В центре внимания этих курсов взаимодействие человека и природы. В 1 и 2 классах оно рассматривается в более широком контексте познания окружающего мира в целом, а в 3 и 4 классах становится объектом целенаправленного рассмотрения. Тема "Природа и мы" открывает курс 3 класса. Она повторяет, обобщает, систематизирует уже имеющиеся у учащихся знания о природе и взаимодействии с ней человека, и расширяет представления учащихся в этой области. В учебник 3 класса включено пять разделов: "Природа и мы" (о нем говорилось ранее), "Сбережем воздух и воду, полезные ископаемые и почву", "Сохраним удивительный мир растений и животных", "Будем беречь здоровье" и завершающий раздел "Что такое экология".

Последний раздел является дополнительным, к нему могут обратиться наиболее любознательные учащиеся. Наличие этого раздела не означает того, что экологические материалы отсутствуют в первых разделах. В разделе "Что такое экология" сделана попытка представить экологию в концентрированном и обобщенном виде, используя при этом определенный минимум элементарной экологической терминологии. В данном учебнике раскрываются следующие идеи: идея многообразия природы (раскрывается на всех уроках, начиная с первого); идея экологической целостности природы (реализуется через раскрытие многообразных экологических связей между неживой и живой природой, внутри живой природы); идея единства природы и человека (рассматривается значение каждого изучаемого природного компонента в жизни людей, анализируется отрицательное и положительное воздействие человека на все эти компоненты и рассматриваются вопросы здоровья).

В курсе 4 класса экологическая направленность остается ведущей. Она связана с задачей формирования бережного, ответственного отношения младших школьников к природе. Ранее названные идеи изучаются и в 4 классе и еще четко прослеживается идея хрупкости, уязвимости нашего природного окружения, его незащищенности перед неразумной варварской эксплуатацией со стороны человека. В 3 классе материал изучается в процессе покомпонентного изучения природы, а в 4 классе материал ложится на "географическую матрицу" по схеме: планета - страна - край - планета. В учебник включены разделы: "Мы - жители Земли"; "Сохраним природу России" (здесь идет знакомство с важнейшими равнинами, горами, изучаются природные зоны в экологическом рассмотрении, раскрывается понятие "природное равновесие"); "Сбережем природу родного края" и заключает учебник раздел "Планета загадок" (аналогичен разделу "Что такое экология" /3 класс/). Следует подчеркнуть, что данные учебники рассчитаны не на "усредненного ученика". Они позволяют осуществлять дифференцированный, индивидуальный подход, создают условия для развития способностей, склонностей и интересов каждого ученика.

Особенностью учебника является разнообразие домашних заданий, направленных на работу с дополнительной литературой, которую надо подобрать самому, а также выполнение домашних опытов и наблюдений, что способствует развитию практических умений и навыков, творческих способностей учащихся. Некоторые задания начинаются словами: "Если хочешь .... ", т. е. ученикам предоставляется право выбора.

    Вопросы в рубрике "Проверь себя" следующего плана:

- Почему на Земле с каждым годом становится меньше лесов? К чему это приводит? - Как происходит загрязнение воздуха и воды? Чем оно опасно? - Почему многие растения и животные стали редкими? Какая опасность им угрожает?

    Домашние задания носят творческий характер:

- Придумать, нарисовать и защитить плакат "Природа в опасности! ". - Сбор семян для зимней подкормки птиц, предварительно учащимся рассказывается какие семена собирать и как их хранить.

В учебнике существует рубрика "Для самых любознательных". В ней содержатся дополнительные сведения по изучаемой теме. Настрой на следующий урок создает рубрика-анонс "На следующем уроке.... ", в ней обосновывается изучаемый материал и ставятся перед учениками вопросы, ответы на которые они должны найти самостоятельно, либо вспомнить изученные темы. Такой методический прием связывает уроки в единое целое, развивает интерес к предмету, делает восприятие более осознанным.

В связи с актуальностью экологического воспитания в наши дни учебник "Природоведение", разработанный А. А. Плешаковым является своевременным. Он помогает преодолеть экологическую безграмотность учащихся, будет способствовать развитию экологического сознания, решению задач экологического воспитания младших школьников.

Вопросами экологического воспитания и образования младших школьников занимается довольно много педагогов. И делают они это по-разному. Это происходит от того, что вопрос экологического воспитания сложен и неоднозначен в толковании. Но главное то, что за всем этим многообразием методов и приемов работы ученики младших классов становятся более экологически воспитанными.

    Выводы.

Теоретическая основа экологического воспитания основывается на решении задач в их единстве: обучения и воспитания, развития. Критерием сформированности ответственного отношения к окружающей среде является нравственная забота о будущих поколениях. Правильно используя различные методы воспитания, учитель может сформировать экологически грамотную и воспитанную личность. Как известно, воспитание тесно связано с обучением, поэтому воспитание, основанное на раскрытии конкретных экологических связей, поможет ученикам усваивать правила и нормы поведения в природе. Последние, в свою очередь, не будут голословными утверждениями, а будут осознанными и осмысленными убеждениями каждого ученика.

Вопросами экологического воспитания и образования младших школьников занимаются многие педагоги современности. Они делают это по-разному. Это происходит от того, что вопрос экологического воспитания сложен и неоднозначен в толковании.

    Методические рекомендации.

Исходя из того, что экологическое воспитание должно включать в себя краеведение и необходимо вестись с детьми природоохранительную работу, поэтому можно ввести в программу изучение экологической обстановки края.

В теме: “Природа нашего края” (3 класс) такие подтемы как "Рисунок и план", "План местности", "Чтение плана местности" и "Ориентирование" надо изучать непосредственно на природе родного края и подкреплять непосредственной практической работой, доступной для младшего школьника. Так же эколого-краеведческий материал можно включить и в другие темы, такие как “Поверхность нашего края”, “Полезные ископаемые”, “Родники”, “Реки и озера”, “Почвы”, “Растения и животные леса, луга, поля, мелких водоемов”, и др.

    Библиография.

Букин А. П. В дружбе с людьми и природой. - М. : Просвещение, 1991. Воспитание и развитие детей в процессе обучения природоведению: Из опыта работы. Пособие для учителя. /Составитель Мельчаков Л. Ф. - М. : Просвещение, 1981.

Захлебный А. Н. На экологической тропе. - М. : Знание, 1986.

Эахлебный А. Н. Школа и проблемы охраны природы. - М. : Педагогика, 1981. Зверев И. Д. , Суравегина И. Т. и др. Экологическое образование школьников. - М. , 1983.

    16. Зверев И. Д. Экология в школьном обучении. - М. , 1980.
    С. 19.
    21. Кучер Т. В. Экологическое воспитание учащихся. - М. :
    Просвещение, 1990.
    Пакулова В. М. , Кузнецова В. И. Методика преподавания
    природоведения. - М. :Просвещение, 1990.
    Экологическое образование школьников. /Под ред. Зве
    рева И. Д. , Суравегиной И. Т. - М. : Педагогика, 1983.
    Апраушев А. В. Эколого - педагогический кооператив
    "Юный натуралист". //Начальная школа. -1989, N6, С. 73-79.

38. Деревянко В. А. , Савельева С. С. , Бабанский И. Т. Уроки

экологического творчества. //Начальная школа. -1989, N12, С. 40-44.

39. Дерим-Оглу Е. Н. , Томилина Н. Г. Материалы к проведению

экскурсии в смешанный лес. //Начальная школа. -1990, N5, С. 28-34.

    40. Ердаков Л. Н. Экологическая сказка для первоклассни
    ков. //Начальная школа. -1992, N11-12, С. 19-22.
    41. Жестова Н. С. Проведение экскурсии в лес. //Начальная
    школа. -1991, N7, С. 30-34.
    42. Жестова Н. С. Состояние экологического воспитания уча
    щихся. //Начальная школа. -1989, N10-11, С. 78-81.
    Зверев И. Д. Охрана природы и экологическое воспита
    ние. //Воспитание школьников. -1985, N6, С. 30-35.
    45. Кириллова З. А. Экологическое образование и воспитание

школьников в процессе изучения природы. //Начальная школа. 1989, N5, С. 25-27.

    47. Лебедев П. А. Думы павлышского педагога. //Начальная
    школа. -1988, N9, С. 71-74.
    48. Логовеева Г. П. Экологическое воспитание первоклассни

ков на уроках сельскохозяйственного труда. //Начальная шко ла. -1990, N9, C. 45-50.

    49. Лола В. Л. Учим воспринимать эстетические свойства
    природы. //Начальная школа. -1988, N1, C. 25-27.
    55. Пирог В. В. На лесной полянке. Сказка о грибах. //На
    чальная школа. -1989, N5, C. 71-73.
    56. Плешаков А. А. Изучение темы "Будем беречь здоровье" в

новом курсе природоведения. //Начальная школа. -1991, N12, C. 29-32.

    57. Плешаков А. А. Изучение темы "Природа и мы" в новом

курсе природоведения. //Начальная школа. -1991, N8, C. 40-45. 58. Плешаков А. А. Изучение темы "Сбережем воздух, воду,

полезные ископаемые и почву" в новом курсе природоведения. //Начальная школа. -1991, N9, C. 38-43.

    59. Плешаков А. А. Изучение темы "Сохраним удивительный

мир растений и животных" в новом курсе природоведения. //На чальная школа. -1991, N11, C. 24-29.

    60. Плешаков А. А. Методические основы нового учебника

природоведения для 3 класса четырехлетней начальной школы. //Начальная школа. -1991, N7, C. 30-35.

    61. Плешаков А. А. Методические основы нового учебника

природоведения для 4 класса четырехлетней начальной школы. //Начальная школа. -1993, N3, C. 63-67.

    62. Плешаков А. А. Уроки из учебника "Природоведение. 3
    класс". //Начальная школа. -1989, N2, С. 31-35.
    63. Плешаков А. А. Экологические проблемы и начальная шко
    ла. //Начальная школа. -1991, N5, С. 2-8.
    67. Постникова Л. А. Роль опорных схем в формировании при

родоведческих понятий. //Начальная школа. -1991, N2, C. 44-47.

    69. Салеева Л. П. Опыт экологического воспитания младших
    школьников. //Начальная школа. -1991, N4, C. 24-27.
    70. Суравегина И. Т. Методическая система экологического
    образования. //Советская педагогика. -1988, N9, C. 31-35.
    71. Суравегина И. Т. , Сенкевич В. М. , Кучер Т. В. Экологи

ческое образование в школе. //Советская педагогика. - 1990, N12, C. 47-51.

    72. Трусова Т. М. Воспитание любви к природе. //Начальная
    школа. -1986, N8, C. 63-64.
    77. Хафизова Л. М. Как знакомить детей с правилами поведе
    ния в природе. //Начальная школа. -1988, N8, C. 40-46.
    78. Хафизова Л. М. Экологическое воспитание у младших
    школьников. //Начальная школа. -1989, N3, C. 33-34.
    79. Холомкина А. И. Осенняя экскурсия в парк. //Начальная
    школа. -1984, N9, C. 63-65.


© 2007
Использовании материалов
запрещено.