РУБРИКИ

Формирование каллиграфических навыков младших школьников состояние, проблемы и пути оптимизации - (диплом)

   РЕКЛАМА

Главная

Логика

Логистика

Маркетинг

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Международное публичное право

Международное частное право

Международные отношения

История

Искусство

Биология

Медицина

Педагогика

Психология

Авиация и космонавтика

Административное право

Арбитражный процесс

Архитектура

Экологическое право

Экология

Экономика

Экономико-мат. моделирование

Экономическая география

Экономическая теория

Эргономика

Этика

Языковедение

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Формирование каллиграфических навыков младших школьников состояние, проблемы и пути оптимизации - (диплом)

p>Дальнейшее закрепление гигиенических навыков письма. Упражнения по переводу детей на письмо по одной линейке (усвоение новой высоты, ширины букв). Письмо трудных для учащихся заглавных и строчных букв и их соединений типа ____, ____, ____, ____, ____, ____, ____ и других; __, __, __, __, __, __, __, __, __ и других; __, __, __, __, __, __, __, __, __, __, __ и других. Упражнения в безотрывных соединениях букв типа:

    ____, ____, ____, ____, ____, ____, ____, ____, ____
    и других.
    Связное, ритмичное письмо слов и предложений.
    IV класс.

Закрепление навыка правильного начертания букв, рациональных способов соединений (по группам) в словах, предложениях, небольших текстах. Упражнения в развитии ритмичности, плавности движения руки типа:

____, ____, ____, ____ и других, для выработки навыка письма в ускоренном темпе. Работа по устранению графических недочетов в почерках учащихся. Упражнения по чистописанию в III-IV классах проводятся ежедневно (по 8-10 минут) на уроках русского языка, грамматики и правописания. Письмо. Графический навык. Каллиграфический почерк.

    Программа для начальной школы Н. Г. Агарковой.

Предлагаемая программа представляет собой новую универсальную развивающую систему обучения первоначальному письму и формирования у ребенка элементарного графического навыка. Она может быть использована к любому букварю и азбуке, так как в учебных пособиях по письму изменяется лишь словарное содержание и последовательность изучения прописных букв в соответствии с порядком усвоения звуков–фонем по чтению. Кроме того, продолжительность овладения первоначальным письмом, то есть количество часов, отводимое на изучение каждой буквы, будет зависеть от срока обучения младшего школьника в начальной школе: 3 или 4 года. Содержание самой системы остается относительно постоянной.

    Программа.
    Обучение первоначальному письму.
    I класс.

Период обучения первоначальному письму состоит из 3-х этапов: подготовительного (элементного);

    основного (буквенного)
    заключительного (послебуквенного).

Количество часов, отводимых на каждый из перечисленных этапов (см. Приложение 8, таблица 1).

В процессе отработки начертания всех букв на заключительном этапе используются группы буквенных знаков, образованные на основе логического принципа их объединения (см. Приложение 10, таблица 3).

Формирование графического навыка и каллиграфического почерка. I-III классы II-IV классы

Автоматизированность навыка письма и индивидуальный почерк учащегося формируются на протяжении последующего периода обучения его в начальных и средних классах школы.

В начальной школе каллиграфические занятия проводятся три раза в неделю по 15 минут на уроках русского языка–всего 45 минут в неделю (см. Приложение 9, таблица 2). Оценка по каллиграфии выставляется отдельно от оценки по русскому языку.

Основой для разработки каллиграфических заданий является логический принцип группировки письменных букв, а именно: буквы изучаются по определенным группам и в заданной последовательности (см. Приложение 10, таблица 3). Перед изучение букв группы дети овладевают начертанием основного элемента этой группы в различных его вариантах по размеру и пространственному положению. Подгруппы букв, планируемые для каждого занятия, выделяются на основе переменных свойств формы основного элемента: размер, количества и пространственного положения. На протяжении всего периода обучения в начальных классах совершенствуется каллиграфическое качество письма: вырабатывается идентичность и устойчивость в воспроизведении букв и их соединений, в почерке учащихся появляются индивидуальные черты–округлость, угловатость, тяготение к более прямому или более наклонному письму.

Система развивающего обучения Д. Б. Эльконина (“Прописи” составлены Н. Г. Агарковой). Основная цель обучения шестилетних школьников первоначальному письму –формирование элементарного графического навыка. Освоение графики связано с развитием пространственных представлений, совершенствование мелкой моторики, отработкой ритмичности, плавности движения руки. Помимо этих традиционных задач подготовки к чистописанию, данная методическая система, ориентированная на концепцию развивающего обучения, включает в формирование графического навыка освоение и использование детьми ряда мыслительных операций: анализа–синтеза, сравнения, обобщения, классификации. Основу методики составляют принципы одновариантного начертания и поэлементного изучения букв, реализуемое с помощью новых методических приемов: аналитического восприятия и практического конструирования буквенных знаков.

Впервые совокупность письменных букв русского алфавита структурирована в виде графической системы, основу которой составляют 8 постоянных структурных единиц, отличающихся по относительно законченной форме. Форма каждого элемента является постоянной, а размер, пространственная ориентация и количество элементов– переменными свойствами графической системы письменных букв. Для того, чтобы преодолеть типичные для традиционного обучения трудности, связанные с переносом зрительно вычленяемых элементов в двигательное звено письма и обеспечить плавность и безотрывность воспроизведения букв и их соединений, в данной методике предлагается двойная система эталонов: зрительные и двигательные элементы букв. Зрительные элементы используются на уровне первичного зрительного изучения буквы при ее анализе, синтезе, сравнении, конструировании и реконструкции.

На основе двигательных элементов построен алгоритм действий ученика при отработке начертания буквы в тетради–прописи, а именно: на рисунке двигательных элементов, выполненных с помощью пунктирных линий, даны точки со штрихами, которые указывают на начало и последовательность начертания этих элементов в букве, а также места их соединения. Используются два типа точек: черная точка со штрихом обслуживает первоначальный этап усвоения технологии начертания букв, показывая места соединений двигательных элементов в букве и направление движения руки при их написании, в то время, как красная точка со штрихом регулируют процесс усвоения техники соединения букв и сохраняет свою сигнальную функцию на разных этапах обучения письму.

Избежать излишнего утомления при письме помогает прием тактирования, формирующий у ребенка умение чередовать напряжение руки с расслаблением. Так организованное усвоение правил поэлементно-целостного письма обеспечивает переход к безотрывному письму на последующих этапах выработки автоматизированности графического навыка и каллиграфического индивидуального почерка каждого ученика.

На первоначальном этапе овладения письмом, когда дети умеют писать весьма ограниченное число букв, рекомендуется использовать вписывание букв в графическую модель заданного слова, имитируя процесс его целостного воспроизведения.

Таким образом, в тетрадях-прописях даны логически упражнения, при выполнении которых дети учатся анализировать, сравнивать, объединять буквы на основе выделения в них общих и отличительных признаков. Такие задания способствуют повторению и систематизации изученного графического материала и одновременно развивают мышление ребенка.

Отдельно выделяется в программе Д. В. Эльконина каллиграфия. Подготовительный период 30 часов.

Формирование умения правильно сидеть за партой и пользоваться письменными принадлежностями (держать ручку, наклонно располагать тетрадь на столе во время письма). Знакомство с основными элементами графической системы и отработка их начертания. Знакомство с направлениями руки во время письма (сверху вниз, снизу вверх, слева на право, справа на лево). Формирование понятия о прямой (горизонтальной, вертикальной, наклонной) и полуовальной линиях, умения ориентироваться на пространстве листа (в тетради-прописи) и на пространстве классной доски. Развитие мелких движений руки при копировании и штриховке рисунков-бордюров (см. Приложения 7, 8).

    Основной период – 88 часов.

Формирование четко дифференцированных зрительно-двигательных образцов всех письменных букв (работа по усвоению письменной буквы включает в себя анализ, конструирование, реконструирование, сравнение буквы с другими буквенными знаками).

Освоение стабильного, одновариантного начертания букв и установленных способов их соединений. Отработка безотрывного начертания букв и буквенных комплексов в два знака, где реализуется средне-плавное соединение. Автоматизация действия письма. Умение при письме устойчиво удерживать угол наклона, ширину и высоту воспроизводимых букв. Формирование приема аналитического восприятия как отдельных буквенных знаков, так и их комплексов.

Звукобуквенный анализ слов и предложений с последующей их записью в тетради-прописи.

    Заключительный период – 22 часа.

Повторение и отработка начертания тех букв и сочетаний, которые наиболее трудны для 6-и летних учеников каждого конкретного класса. Выполнение логических упражнений на группировку букв по общности того или иного графического элемента.

Обучение русскому языку, а значит и каллиграфии, во II и последующих классах 4-х летней начальной школы рекомендуется проводить по программе В. В. Репкина, в основу которой положены идеи и методические рекомендации Д. Б. Эльконина. Близость психолого-педагогических и лингвистических оснований курса, разработанного группой В. В. Репкина, и“Букваря”Д. Б. Эльконина открывает возможность в поной мере использовать результаты развивающего обучения, достигнутые к концу I класса, в дальнейшей работе с детьми.

Учебно-методический комплект для первого класса (1-4) под общей редакцией Н. Ф. Виноградова.

Грамота. Учебник и рабочие тетради. Интегрированный курс обучения грамоте, письму и математики. Изучается в первом полугодии учебного года. Этот новый для школы учебный предмет строится как своеобразный курс формирования умения учиться, он специально направлен на развитие мышления и речи, языковой и математической грамотности. При этом успешно решается задача формирования умений читать, писать и математических навыков. Особенностью данного курса является значительно увеличенный подготовительный период, обеспечивающий мягкую адаптацию ребенка к школьному обучению, последовательное введение в языковую и математическую действительность, постепенную подготовку руки ребенка к письму (от печатания и письма элементов букв к письму слов и предложений). Разработчики курса: Л. Е. Журова, М. М. Безруких, В. Н. Рудницкая, А. О. Евдокимова, М. И. Кузнецова, Е. Э. Кочурова.

Чтение и письмо. Учебники и рабочие тетради. Интегрированный курс чтения, русского языка и письма. Изучается после курса“Грамота”во втором полугодие учебного года. Овладение чтением, устным и письменный русским языком, а также развитие речи осуществляется на основе текстов художественных произведений. Особое внимание уделено продолжению работы по формированию учебной деятельности школьников. Задания, включенные в учебник и рабочие тетради, развивают звуковую культуру, восприятие и мышление, расширяют лингвистически представления учащихся. Разработчики: А. О. Евдокимова, Л. А. Ефросинина, М. М. Безруких, М. Н. Кузнецова.

Учебно-методический комплект для обучения грамоте по системе Л. В. Занкова (“Прописи” под ред. Нечаевой). В “Прописях”дети учатся безотрывному и отрывному письму, построенному на осознании ими следующих моментов: все буквы алфавита составлены из небольшого набора элементов, которые пишутся сверху, с середины и снизу строки. Эти элементы соединяются в буквы также верхним, средним и нижним соединением в зависимости от следующего элемента. По этому же принципу буквы соединяются в слове. В “Прописях”широко представлены коррекционно-развивающие задания по развитию психофизиологических функций, которые лежат в основе процедур чтения и письма. Это еще один способ косвенного пути формирования этих общеучебных навыков. Выделяются 5 типов заданий такого рода. Все они многофункциональны. При выполнении всех заданий “Прописей”от детей требуется активная самостоятельная деятельность, опирающаяся на важнейшие для чтения и письма умственные операции– анализ, синтез, и обобщение. В конце каждой части “Прописей” введены работы “Проверь себя”. Их цель –установить уровень относительной успешности школьника в обучении (то есть по отношению к собственным предыдущим достижениям) и построение дальнейшей стратегии обучения в соответствии с возможностями каждого ребенка. Это инструмент для выяснения меры трудности при реализации дидактического принципа обучение на высоком уровне трудности.

Таким образом, во все задания авторы стремились вложить развивающий, воспитывающий и образовательный смысл.

“Прописи” авторов В. Г. Горецкого, В. А. Кирюшкина, А. Ф. Шанько. С первых дней подготовительного периода (до письма букв) дети начинают работать в“Прописи 1”, где они знакомятся с рабочей строкой и междустрочным пространством. Сначала дети обследуют рабочую строку и междустрочное пространство, затем вместе с учителем делают выводы о них.

Во время урока предусмотрены упражнения для расслабления мышц, изменения позы. Все уроки строятся в занимательной форме, так как при обучении письму первоклассников должен быть постепенный переход от игры к учебе. На уроках используются много стихотворений и загадок.

Проанализировав УМК по данной проблеме можно сделать вывод, что не во всех программах уделяется особое место каллиграфии. Наиболее выигрышной в этом плане является программа для начальной школы Н. Г. Агарковой“Письмо. Графический навык. Каллиграфический почерк”. Она направлена не только на обучение первоначальному письму, но и на формирования у ребенка графических навыков. Даже если класс обучается по одной из любы программ учителем могут быть взяты элементы и из других программ, для лучшего формирования каллиграфических умений и навыков у учащихся своего класса.

    3. 2. ПУТИ ОПТИМИЗАЦИИ КАЛЛИГРАФИЧЕСКИХ
    НАВЫКОВ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ (по данным эксперимента)

Целью данного проекта явилось описание систем работы по формированию у учащихся каллиграфического навыка письма, то есть четкого разборчивого почерка. Для эффективности данной работы необходимо проверить уровень сформированности каллиграфических умений и навыков на практике в ходе эксперимента. Для проведения исследования был выбран 2б класс, школы №11 г. Абакана. Детям были предложены следующие задания: контрольное списывание текста с доски;

    письмо текста на слух.
    Взяты следующие тексты.
    Текст 1.
    Румяной зарею покрылся восток,
    В селе за рекою потух огонек.
    Росой окропились цветы на полях.
    Стада пробудились на мягких лугах.
    (А. Пушкин)
    Текст 2.
    Тетерев.

Очень красивый этот лесной петух. Хвост косицами, сам весь черный, а брови красные-красные. Ноги короткие, все в перышках, будто в валенках, чтобы зимой не мерзли.

    (Е. Чарушин)

Проанализировав работы всего класса, для дальнейшего эксперимента были отобраны 5 учеников со следующими недостатками письма: разная величина букв, несоблюдение строки, искажение формы букв и способов соединения, расстояния между буквами, несоблюдение гигиенических правил при письме. Полученные данные оформлены в таблице Приложения 11.

В соответствии с недостатками почерков учащихся была намечена следующая система работы по формированию графических навыков и исправлению недостатков формирующихся почерков у младших школьников.

Использование альбома с письменными буквами и их элементами, предложенного методистом Н. А. Федосовой, для развития зрительных и двигательных анализаторов, участвующих в восприятии и последующим воспроизведении формы букв (см. Глава 2, п. 5).

Детям было предложено сначала обвести пальчиком, затем палочкой (или обратным концом ручки) по методу Н. А. Зайцева букву (см. Глава 2, п. 5), затем нахождение элементов буквы в кармане и наложение их на букву, и лишь затем, написание буквы в тетради. В основе этой работы– прием списывания с готового образца и анализа формы буквы. Отработка правильной величины букв и расстояния между ними основана на приемах работы учителей-методистов Потаповой Е. Н. и Илюхиной В. А. Учащимся были предложены такие задания как: письмо букв с помощью трафарета Потаповой Е. Н. (см. Глава 2, п. 5). При выполнении этого задания у учащихся создается в памяти образ заглавной (прописной) и строчной буквы и их соединений, вырабатывается правильный наклон букв, направление письма, написание буквы и ее элементов.

Другое задание по отработки величины букв и расстояния между ними было предложено В. А. Илюхиной: написание прямой наклонной линии. Причем линии должны располагаться строго на одинаковом расстоянии друг от друга и быть одинаковой высоты (см. Глава 2, п. 5).

Таким образом отрабатывается высота строчной и заглавной букв и расстояние между буквами.

Задания на отработку умения делить линию на две-три равных части. Это умение помогает при написании таких букв, как __, __, __, __, __, __ - особенно, а при соединении всех букв абсолютно необходимо уметь находить эти части. Для отработки способа соединения был взят алгоритм отработки соединений букв Н. Г. Агарковой, которая выделяет 3 вида соединений: верхнее, нижнее и среднеплавное (см. Глава 2, п. 5).

Также учащимся были предложены задания на индивидуальных карточках (см. Приложение 12). Оно было заключительным.

Они были использованы для исправления всех недостатков письма у этих учащихся. Сначала учащимся предложили написать в воздухе задание с карточки–прием воображаемого письма (см. Глава 2, п. 3). Затем обвести образец через кальку–копировальный способ (см. Глава 2, п. 3), сделать анализ формы буквы (см. Глава 2, п. 3), то есть разложить ее на составляющие, зрительновыделяемые элементы, составить из них букву. Потом учитель показывает, как правильно пишется буква и ее соединение с другими буквами–этот прием, прием показа учителем процесса письма и объяснения способов написания букв, слогов, и так далее, является главным, основным, определяющим (см. Глава 2, п. 3). Все ученики видят и запоминают процесс правильного написания, затем ученик списывает с образца учителя на доске или с индивидуальной карточки. Списывание учащимися с готового образца– это еще один методический прием, использованный для проведения эксперимента. В течение выполнения всех заданий учащимся напоминалось о правильной посадке, о положении тетради, ручки в руке и так далее. Таким образом контролировалось соблюдение гигиенических правил письма.

После проведения индивидуальной систематической работы с учащимися был сделан контрольный срез с учащимися всего класса и с учащимися, участвующими в эксперименте. Из контрольного среза видна разница между учащимися–участниками эксперимента и остальными учащимися класса. Работы экспериментуемых резко отличались от работ остальных учащихся: у них практически отсутствовали каллиграфические ошибки (см. Глава 2, п. 4). Также было выявлено, что недостатки их формирующихся почерков исправились:

Аешин К. : научился писать букву “К” без искажений, высота надстрочных элементов стала одинаковой; Иванов П. : правильно стал писать нижние соединения;

Рослякова Н. : красиво пишет нижние петли строчных букв “у”, “д”, “з”; Ударцева С. : лучше стала писать буквы округлой формы “о”, “с”, “ф”, “а”; Бабурин П. : научился разграничивать высоту заглавных и строчных букв.

Таким образом, из проведенной работы видно, что при индивидуальной систематической работе с учащимися учитель может не только сформировать каллиграфический навык, но и на ранних этапах предупредить и исправить недостатки в их письме, опираясь на разработанные современные эффективные методики обучения письму. Но современному учителю для достижения наилучших результатов необходимо владеть как можно большим количеством методик обучения каллиграфии, комбинировать их в зависимости от индивидуальных особенностей каждого ребенка своего класса.

Проведенное исследование убедило нас в том, что совершенствование процесса формирования каллиграфических навыков возможно и оно может быть достаточно эффективным. Принимая во внимание результаты экспериментальных работ, и, обобщив материалы, разработанные по данному вопросу в психологии, педагогике, физиологии, методике, мы вышли на пути оптимизации работы над усвоением каллиграфических умений и навыков в начальной школе, предназначенные для учителей, родителей, завучам по начальным классам и других. Одним из путей оптимизации является организация обучения по новым подходам Илюхиной“Письмо с секретом”, Потаповой, Агарковой и других, суть которых изложена в пункте 5 главы 2. Для обеспечения эффективной работы по совершенствованию процесса формирования каллиграфических навыков учителю необходимо:

учитывать психофизиологические особенности младших школьников в целом и учащихся своего класса, его отдельных групп;

    учитывать гигиенические условия;

учитывать специфику учебного материала и дидактических задач урока; знать потенциальные возможности данного УМК и путей повышения эффективности учебных упражнений;

    знать технику работы над усвоением графического навыка.

На обучение младших школьников могут быть направлены следующие аспекты профессиональной деятельности конкретного учителя:

Развитие у младшего школьника потребности и положительной мотивации: а) понимания роли изучаемого; б) воспитание доброжелательного настроя в коллективе, похвала и поддержка со стороны учителя и общественная поддержка каждого;

Отбор методов, приёмов и форм обучения, выбор соответствующего по содержанию дидактического материала: а) обоснованное разнообразие активных методов и приемов работы учителя и учащихся, выбор частично-поисковых и исследовательских методов и прочее; б)использование разнообразных форм организации деятельности учащихся на уроке: индивидуальные, групповые, работы в парах, коллективные и так далее; в) использование приемов, стимулирующих активность учащихся: речевая ситуация, игра и так далее; г) опора на чувственное восприятие языка, использование зрительной и слуховой наглядности: памятки, плакаты, таблицы и так далее; д) дидактический материал (занимательный материал) и так далее; е) подбор дидактического материала с нарастающим уровнем сложности и увеличивающимся развивающим потенциалом; ж) свободная атмосфера на уроке, помощь со стороны учителя, сотрудничество учителя с учащимися; Совершенствование содержания используемого материала: а) увеличение заданий, требующих интеллектуальных операций, направленных на развитие абстрактного мышления учащихся; б) использование ситуаций, взятых из повседневной жизни ребенка;

система контроля и оценки умения и навыков учащихся в процессе формирования графического навыка: а) отказ от выставления отрицательных оценок; б) тщательное разграничение ошибок и применение различных приемов для их преодоления; в) использование различных форм оценок (отметка, поощрение, слово учителя и так далее); г) формирование навыков самоконтроля; д) использование дифференцирующих заданий; е) использование творческих заданий; изменение и совершенствование характера содержания и форм проверки домашнего задания: а) использование учебника; б) усиление элемента творчества; в) разнообразные формы проверки: взаимопроверка, проверка с использованием ТСО, использование дидактических карточек и так далее.

Руководителю методического объединения и завучу по начальным классамрекомендуем усилить организацию внутришкольной методической работы по проблеме и контроль за ходом ее реализации в практике. С этой целью: провести на МО анализ содержания работы за истекшие годы и включить вопросы, снимающие эти недостатки;

создать внутришкольную методическую копилку по усовершенствованию усвоения каллиграфических умений и навыков;

    создать библиографию по проблеме;

внедрять новации, существующие в методике, с учетом особенностей школы; систематически анализировать работу и подводить итоги по данному вопросу на МО.

Для улучшения психолого-педагогической подготовки практикующих учителей, содержательно-процессуальной, методической стороны их деятельности по оптимизации формирования каллиграфических навыков рекомендуетсяорганизаторам пост вузовского повышения профессионального мастерства педагоговналадить систему повышения квалификации учителей начальных классов, включающих в себя организацию разнообразных мероприятий, к числу которых относятся подготовка методических, дидактических пособий учебно-методической литературы, публикаций в педагогической печати по опыту работы, а также проведение семинаров и научно-практических конференций с рассмотрением вопросов теории и практики по данной проблеме, обобщением опыта работы учителей. Профессиональную подготовку следует начать с момента обучениябудущего учителя, например, посредством проведения спецкурса: “Оптимизация формирования каллиграфических умений и навыков в начальных классах как психолого-педагогическая и методическая проблемы”.

Анализируя программы и прописи, можно сделать вывод, что весь курс формирования графических навыков можно разделить на 3 этапа:

    I этап: подготовительный (элементный);
    II этап: основной (буквенный);
    III этап: заключительный (послебуквенный).

Характеристики каждого из этапов работы изложены выше (см. Глава 3, п. 1). Еще одним из путей оптимизации будет предупреждение каллиграфических ошибок при письме (см. Глава 2, п. 6) и недостатках формирующихся почерков у учащихся. Из проведенного эксперимента видно, что при индивидуальной работе с учащимися учитель может на ранних этапах предупредить и исправить недостатки в письме. Таким образом, несмотря на разные изменения в системе обучения каллиграфии, произошедшие за последнее десятилетие, процесс формирования умения писать буквы остается сложным. Поиски путей дальнейшей оптимизации этого процесса, безусловно, будут продолжаться.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В настоящее время, когда наша школа переживает период реформы, необходимо наметить дальнейшие перспективы методики формирования графических навыков письма.

Методика обучения чистописанию постоянно развивается. Причины изменения методики разнообразны. Прежде всего это изменения потребностей общества в оформлении мыслей в письменной форме (от писцов - к книгопечатанию, от письменного оформления документов–к машинописи, магнитофонной и стенографической записи и так далее). Изменение орудий и материалов письма тоже вело к изменениям в методах обучения. Также оказывал влияние на методику обучения каллиграфическим навыкам письма и возраст начинающего обучению письму.

Необходимо отметить, что на методику обучения чистописанию оказывает влияние и опыт такого обучения в других странах. Такое влияние иногда носит характер слепого заимствования, моды, а иногда и действительно обогащает процесс обучения, во всяком случае на том этапе, который соответствует потребностям общества в данный период. Так, перенос письма по частой сетке из Германии в ряд стран был связан с потребностями более широкого развития каллиграфического письма в конце 19 столетия. Снятие косой сетки в тех же странах было связано с гигиенической оценкой ее применения и с переоценкой ее значения для формирования навыков красивого письма.

Другим примером влияния методов обучения одних стран на другие можно считать перенос из Англии курсивного безотрывного письма с верхним поворотом в овальных и полуовальных буквах.

Основными источниками обогащения, а иногда и ухудшения методических приемов являются в основном следующие:

выводы и рекомендации, полученные в практическом обучении каллиграфическим навыкам письма. Эти выводы делаются на основе своего наблюдения или обобщения опыта других учителей. Надо сказать, что это очень важный источник обогащения методики чистописания. Так, в начале 20 века И. Е. Евсеевым было создано замечательное пособие по чистописанию. Впоследствии появились методические рекомендации Е. В. Гурьянова и Е. Н. Соколовой.

    Перенесение опыта обучения чистописанию из других стран.

Изменения, вносимые в методику на основе широкого или узкого лабораторного эксперимента (методического, психологического, гигиенического).

Так, определенные предложения по первоначальному обучению письму были внесены Е. В. Гурьяновым на основе как лабораторных экспериментов, так и экспериментального обучения в отдельных школах (предложения о постановке только одной задачи в первоначальном введении письма, о письме без косой сетки и другие). В результате экспериментального в отдельных школах и при проверке результатов эксперимента Е. Н. Соколовой была создана новая методика обучения графическим навыкам письма.

Вполне естественно, что любая новая методика развивается на основе предыдущих достижений. Но в некоторые периоды существования методики обучения графическим навыкам письма имело место не творческое ее применение, а догматическое, которое могло привести к застою в обучении или даже нанести ему определенный вред. Примером тому может служить существовавшее в свое время указание на то, что детям не следует показывать ошибочное изображение букв и слогосочетаний. Это указание учитывало только одну особенность детей– их подражательность. Другим примером догматического отношения к этому методу можно считать полное отрицание возможности применения копировального метода.

Отсутствие научных разработок проверки приемов ведет к том, что определенные положения механически переносятся из одних методических пособий в другие без учета изменяющихся условий обучения, орудий письма и других. Так, например, до последнего времени в методики давалось указание при письме держать ручку в руке так, чтобы верхний ее конец был направлен в правое плечо. Это положение было выдвинутое для наиболее удобного письма гусиными перьями. При переходе на письмо шариковой ручкой такое требование стало совершенно неоправданным. Его лучше сформулировать так: свободный конец шариковой ручки при письме вначале строки направлен вправо от пишущего. По мере же заполнения строки он все больше становится направленным на пишущего.

Очень важно проводить большие исследования процесса овладения навыками письма не только отдельных методических приемов, но и изучения влияния овладения орудием письма на качество письма и его скорость.

Для того, чтобы в преподавании чистописанию и применению методических приемов было меньше догматизма, необходима определенная культура учителя (знание не только методов, но и закономерностей формирования навыков в определенном возрасте, в перспективе, знание индивидуальных возможностей детей), творческий подход к процессу обучения, увлеченность своей работой.

Методика обучения каллиграфическим навыкам письма дается учителю для того, чтобы он в определенных конкретных условиях мог применять методические приемы, учитывая индивидуальные особенности отдельных учащихся и средний уровень большинства учащихся класса. Это касается больше всего скорости письма и соединения букв.

Остановимся на том, какие проблемы в настоящее время являются дискуссионными и как они решаются в различных странах. Основными проблемами в методике обучения в настоящее время можно считать следующее: а) как обучать письму детей 5-6 лет; б) как обучать отрывному и безотрывному письму; в) как применять разлиновку в обучении письму; г) как обучать прямому или наклонному письму; д) какой рукой обучать письму; е) каким должен быть письменный шрифт.

Наиболее дискуссионной является проблема обучения детей письму в возрасте 6 лет. Как известно, в этом возрасте рука ребенка (мелкая мускулатура пальцев, координация движений, не окончившееся окостенение кисти) не готова к быстрому овладению письмом. Дети в этом возрасте могут успешно овладеть процессом чтения, но медленное развитие письма тормозит овладение ребенком грамотой. Если обучение письму идет одновременно с овладение чтением, то ребенок лучше овладевает чтением, закрепляя усваиваемое на уроках письма. В месте с тем ребенок пишет настолько медленно, что либо он почти ничего не закрепит из читаемого, либо, если не торопить, он с самого начала спешит и портит формирующийся почерк. Вот это противоречие побудило методистов разных стран к поискам решения проблемы. Так, в Англии, Америке, Германии, Швеции и ряде других стран в первоначальном обучении вместо курсивного письма было введено письмо печатными буквами, шрифтом, включающем небольшое число элементов; письмо названо манускриптом. Однако это не примело к решению проблемы–скорость и качество письма не улучшились, а кроме того, особую озабоченность вызывало то, когда и как переучивать детей письму курсивным шрифтом. В некоторых странах (например, в Чехословакии), чтобы облегчить работу детям и исключить наиболее трудные движения пальцев во время письма, сначала обучают крупными письменными буквами, затем все более мелкими. В Польше практиковалось обучение чтению на письменном шрифте, тем самым ребенок запоминал сначала меньшее количество обозначенных букв.

В некоторых школах США вместо первоначального письма вводилось первоначальное печатание машинным способом.

В Болгарии при переходе к обучению детей с 6 лет обучение письму отстает от обучения чтению. Сначала обучают чтению, а в это время ведется подготовка и к письму– письмо элементов, упражнения для развития движений пальцев. Хотя в этих поисков много рационального, проблема обучения детей 5-6 лет письму не решена. В последнее время решаются вопросы о роли создания зрительного и тактильного образа буквы, попытки подготовки моторики до и во время обучения письму. В нашей работе имелись попытки и такого рода (Ю. И. Фаусек, Н. Г. Агаркова, Е. Н. Соколова, Н. А. Федосова, Н. А. Зайцев). Введение в первоначальное обучение машинного печатания в сочетании с другими приемами может ускорить решение этой проблемы.

Проблема разлиновки тетради в последнее десятилетие в основном решается так: косая сетка и линии, определяющие направление наклона, сняты. Даются нижняя и верхняя линии. Всякие ограничивающие высоту строки дополнительные линии и даже верхняя ведут к переучиванию детей на последующих этапах обучения. Крайнюю позицию в вопросах разлиновки тетрадей занимала М. Ричардсон (Англия), считающая, что детей надо с самого начала обучать письму без всякой разлиновки.

Проблемы обучения наклонному или ненаклонному письму, так же как и проблема отрывного и безотрывного письма в первоначальном обучении письму уже обсуждались в работе.

Остался еще один вопрос, который в свое время вызывал бурные споры: писать ли перьевыми ручками, авторучками с пером или шариковыми ручками? Сейчас это уже почти не проблема–надо всегда обучать детей писать тем орудием, которое наиболее прогрессивно и перспективно для письма. Однако, можно представить себе такую ситуацию, когда прогресс техники доводит инструмент письма до того, что в руках пишущего ручка будет являться как бы миниатюрной пишущей машинкой. Можно ли будет тогда отказаться от обучения письму? Наверное нет, но и обучение новому способу письма также потребует особого решения проблем сенсорики и моторики. Еще одна проблема возникала неоднократно –это характер письменного шрифта. В последнее время наметилась тенденция к его упрощению. Но возможности его упрощения еще не исчерпаны. Однако возникает вопрос: должна ли заглавная буква отличаться от строчной только размером? Ведь мы не путаем буквы С и с, Ж и ж. Но одно должно быть непреложным: упрощение шрифта не может быть доведено до неузнаваемости общепринятых букв, то есть записи существующего шрифта отдельными элементами, введения совершенно отличных от существующих письменных знаков. В проблеме употребления шрифта может быть и другое решение–это введение в более старших классах вариантов написания сложных заглавных букв с целью овладения каллиграфическим письмом.

Представляется, что в первоначальном обучении чистописанию детей начальных классов процесс должен быть оснащен не только применением образцов письма в форме прописей и показом письма учителем. Необходимо также создание учебного кино, создание удобных для процесса обучения кольцовок или дисплейного показа процесса письма, показа ошибочного написания и других.

Дальнейшие поиски и разработки ученых в области графических навыков письма и творческий опыт учителя поведут к дальнейшему совершенствованию методов формирования каллиграфических навыков письма.

    БИБЛИОГРАФИЯ

Агаркова Н. Г. Основы формирования графического навыка у младших школьников//Начальная школа. – 1999. - №4.

Агаркова Н. Г. Графический навык. Каллиграфический навык. (Программа для начальной школы)//Начальная школа. – 1994. - №7.

Агаркова Н. Г. Графический навык. Графический почерк. (Программа для начальной школы)//Начальная школа. – 1995. - №12.

Агаркова Н. Г. Русская графика. Книга для учителя. – М. : Дрофа, 1997. Айдарова Л. И. Психологические проблемы обучения младших школьников русскому языку. – М. : Педагогика, 1978. – 144 с.

Актуальные проблемы методики обучения русскому языку в начальных классах/Под ред. Рождественского Н. С. , Фомичевой Г. А. – М. : Педагогика, 1977. Бабанский Ю. К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. – М. : Просвещение, 1982. – 192 с. Безруких М. М. Еще раз о письме и почерке//Советская педагогика. – 1987. - №5. Безруких М. М. , Хохлова Т. Е. Как писать буквы. – М. , 1993. – 48 с. Боголюбов Н. Н. Методика чистописания. – Л. , 1963.

Богоявленский Д. Н. Психология усвоения орфографии. – М. : Просвещение, 1966. – 234 с. Васильева М. А. Уроки русского языка в начальных классах//Народное образование. – 1975. - №8. – с. 33-34. Введенская А. А. , Саакьян А. С. Наш родной язык. Пособие для учителя начальных классов. – М. : Педагогика, 1971. – 120 с.

Власенков А. И. Программы… Каким отдать предпочтение//Начальная школа. – 1995. - №3. – с. 1, 6. Власенков А. И. Программы… Каким отдать предпочтение//Начальная школа. – 1995. - №4. – с. 1, 6. Выготский Л. С. Избранные психологические исследования. – М. : Издательство АПН РСФСР, 1956. – 620 с. Выготский Л. С. Мышление и речь: Избранные психологические исследования. – М. : Издательство АПН РСФСР, 1959. – 358 с. Выготский Л. С. Собрание сочинений. Том 3. – М. , 1956. – с. 189. Горецкий В. Г. , Кирюшкин В. А. Теоретические основы развивающего обучения грамоте//Начальная школа. – 1989. - №1.

Горецкий В. Г. , Кирюшкин В. А. , Шанько А. Ф. Уроки обучения грамоте. – М. : Просвещение, 1988. – с. 117. Граник Г. Г. , Концевая Л. А. , Бондаренко С. М. Психологические механизмы формирования грамотного письма//Русский язык и литература в средних учебных заведениях УССР. – 1988. - №12.

Гурьянов Е. В. Психология обучения письму. – М. : Просвещение, 1959. Гурьянов Е. В. Развитие навыка письма у школьников. – М. , 1940. Гурьянов Е. В. , Щарбак М. К. Психология и методика обучения письму в букварный период. – М. : АПН РСФСР, 1950. – с. 17.

Давыдов В. В. Психическое развитие в младшем школьном возрасте//Возрастная педагогическая психология/Под ред. Петровского А. В. – М. : Просвещение, 1973. – с. 25-32. Дьяконов И. М. О письменности: Предисловие к книге//Дирингер Д. Алфавит. -–М. : ALMA MATER, 1963. – с. 6. Елина Н. В. Создание предпосылок грамотного письма//Начальная школа. – 1995. - №6. Ефимова С. П. , Безруких М. М. Знаете ли вы своего ученика? – М. , 1993. Ехевич Н. Развивающие игры для детей. – М. : Просвещение, 1990. Жедек П. С. Вопросы теории и методики обучения фонетике, орфоэпии, графики и орфографии. – Томск, 1992.

Жедек П. С. , Тимченко М. И. Списывание в обучении правописанию//Начальная школа. – 1989. - №8. Желтовская Л. Я. , Соколова Е. Н. Формирование каллиграфических навыков у младших школьников. – М. : Просвещение, 1987. – 124 с.

Жинкин Н. И. Коммуникативная система человека и развитие речи в школе//Проблемы совершенствования содержания и методов обучения русскому языку. – М. , 1969. Жинкин Н. И. Механизмы речи. – М. , 1958.

    Зайцев Н. А. Письмо. Чтение. Счет. – СПб. : Лань, 1998.

Занков Л. В. Обучение и развитие. Избранные психологические труды. – М. , 1990. – часть 1, гл. 3. Запорожец А. В. Избранные психологические труды: в 2-х томах. Том 2. Развитие произвольных движений. – М. : Педагогика, 1986. – 296 с.

Илюхина В. А. Особенности формирования графических навыков и анализ ошибок при письме//Начальная школа. – 1999. - №8.

    Илюхина В. А. Письмо с секретом. – М. , 1994.

Илюхина В. А. Письмо с “секретом”//Начальная школа. – 1999. - №9. Козлова В. П. Списывание в период обучения грамоте//Начальная школа. – 1978. - №10. Комарова Т. С. Как научить ребенка рисовать. Обучение детей в детском саду и в школе. – М. : Столетие, 1998.

Костин Н. А. Методика русского языка в начальных классах. – М. : Просвещение, 1969. – 300 с. Костромина Н. И. Виды работ, способствующие развитию скорописи//Начальная школа. – 1989. - №9.

Костюк Г. С. Мышление//Педагогическая энциклопедия. – М. , 1965. – т. 2. – с. 160-161. Краткий психологический словарь/Под общ. ред. Петровского А. В. , Ярошевского М. Г. – М. , 1985. – с. 195.

Левина М. М. Процесс обучения на уроке. Учебное пособие. – М. , 1976. Леонтьев А. Н. Деятельность, сознание, личность. – М. : Просвещение, 1975. – 340 с. Лурия А. Р. Очерки психологии письма. – М. , 1950.

Лысенкова С. Н. Когда легко учиться. – М. : Педагогика, 1981. – 80 с. Львов М. Р. Основы обучения правописанию в начальной школе. Учебное пособие для слушателей ФПК и студентов начальных классов/Под ред. Журжиной М. В. – М. : Просвещение, 1988. – с. 5. Львов М. Р. , Рамзаева Т. Г. , Светловская Н. М. Методика обучения русскому языку в начальных класса. – М. : Просвещение, 1987. – 383 с.

Львов М. Р. Словарь-справочник по методике русского языка: Учебное пособие для студентов пед. институтов. – М. : Просвещение, 1988. – 240 с. Меудис В. Я. , Негурэ И. П. Психологические основы формирования письменной речи у младших школьников. – М. : Международная пед. академия, 1994. – 150 с. Матюгин И. Ю. Тактильная память. – М. : НВК-центр. Эйдос, 1991. – 61 с. Мельникова С. С. Развитие мелких мышц пальцев и кисти руки//Начальная школа. – 1994. - №8. Менчинская Н. А. Проблемы учения и умственного развития школьника. – М. : Просвещение, 1984. – 224 с. Миловидова Г. В. Пути совершенствования фонетико-графической грамотности младших школьников. – М. : Просвещение, 1979.

Мирхайдарова Д. М. Коррекционная работа по развитию мелкой моторики//Начальная школа. – 1996. – №2.

Орлова Н. Г. , Боркова Г. Н. , Блинкова С. М. Психофизиологические процессы организма человека. – М. : Педагогика, 1989.

Основы педагогического мастерства/Под ред. Зядюн И. А. – М. : Педагогика, 1988. – 302 с. Павлов И. П. Мозг и психика: Избранные психологические труды. – М. : Институт практической психологии, 1996. – 320 с. Панов М. В. Теория письма. Графика. Теория письма. Орфография//Современный русский язык/Под ред. Белошапкова В. А. – М. , 1989.

Пантина Н. С. Формирование двигательного навыка письма в зависимости от типа ориентировки в задании//Вопросы психологии. – 1967. - №4.

Педагогика: Учебное пособие для студентов пед институтов/Под ред. Бабанского Ю. К. – М. : Просвещение, 1983. – 608 с.

Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений/Под ред. Пидкасистого П. И. – М. : Педагогическое общество России, 1998. – 638 с. Педагогика школы/Под ред. гл-кор. АПН СССР Щукиной Г. Н. – М. : Просвещение, 1977. – 384 с. Портнов М. Л. Уроки начинающего учителя. – М. : Просвещение, 1993. – 96 с. Потапова Е. Н. Обучение письму младших школьников//Начальная школа. – 1987. – №6. Потапова Е. Н. Радость познания. – М. , 1990.

Программы средней общеобразовательной школы. Начальные классы. 1-3 классы. – М. : Просвещение, 1988. – 50 с. Программы средней общеобразовательной школы. Начальные классы. 1-4 классы. – М. : Просвещение, 1988. – с. 12. Проненко Л. И. Каллиграфия для всех. – М. : Книга, 1990.

    Психологический словарь. – М. , 1990. – 360 с.

Рождественский Н. С. , Фомичева Г. А. Актуальные проблемы методики обучения русскому языку в начальных классах. – М. , 1977.

Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения: Учебное пособие для студентов/Под ред. Соловейчик М. С. – М. : Просвещение, 1993. – 383 с. Русский язык в начальных классах. Теория и практика обучения/Под ред. Соловейчик М. С. – М. : Академия, 1998.

Русский язык: Энциклопедия/Гл. ред. Филин Ф. П. – М. , 1979.

Саглин В. А. Обучение письму в начальной школе. – Л. , 1980.

Садовникова И. Н. Нарушение письменной речи у младших школьников. – М. : Просвещение, 1983. – с. 7-8. Сальникова Т. П. Методика обучения грамоте. – М. , Воронеж, 1996. Симановский А. Э. Подготовка ребенка к усвоению чтения и письма//Начальная школа. – 1994. - №3.

Смирнов А. А. Избранные психологические труды. В 2-х томах. Том 2. – М. : Педагогика, 1987. – 360 с. Современный русский язык/Попов Р. Н. , Валькова Д. П. , Маловицкий Л. Я. , Федоров А. К. – 2-е издание. – М. : Просвещение, 1986. – 464 с.

Современный русский литературный язык. – М. , 1988. – с. 132. Соколова Е. Н. , Тарасова О. Т. Обучение чистописанию. – М. : Просвещение, 1969. – с. 52. Степных В. А. Минутки чистописания в I классе//Начальная школа. – 1990. - №5. – с. 9. Талызина Н. Ф. Формирование познавательной деятельности младшего школьника. – М. : Просвещение, 1988. – 175 с. Тикунова Л. И. , Игнатьева Т. В. О “минутках чистописания” в начальной школе//Начальная школа. – 1999. - №9. Ткачева Л. Ф. , Журова Л. В. Основы физиологии детского организма. – М. , 1983. Утехина К. Развитие графических навыков письма у дошкольников//Дошкольное воспитание. – 1998. - №5.

Учителю о педагогической технике/Под ред. Рувинского Л. И. – М. : Просвещение, 1987. – 340 с. Федосова Н. А. Особенности обучения письму шестилетних первоклассников//Начальная школа. – 1987. - №4.

    Фридрих И. Из истории письма. – М. , 1962.

Шаталов В. Ф. Учить всех, учить каждого. Педагогический поиск/Сост. И. Н. Беженова. – М. : Педагогика, 1990. – с. 141-205.

Шевченко С. Д. Школьный курс: как научить каждого. – М. : Педагогика, 1991. – 65 с. Шиф Ж. И. Усвоение языка и развитие мышления у детей. – М. : Просвещение, 1968. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды/Под ред. Давыдова В. В. , Зинченко В. П. – М. , 1989.

    Эльконин Д. Б. Психология. – М. , 1976.
    Приложение 9
    Таблица 1
    Распределение учебных часов по письму в зависимости
    от длительности обучения в начальной школе
    № п/п
    Длительность обучения в начальной школе
    Длительность обучения письму в этапах
    Всего уроков
    Подготовительном
    Основном
    заключительном
    1
    4 года
    26 часов
    96 часов
    18 часов
    140 ч.
    2
    3 года
    10 часов
    64 часа
    8 часов
    82 часа
    Приложение 10
    Таблица 2
    План по выработке графического
    И каллиграфического навыка
    Класс
    Полугодие
    Количество занятий
    по программе
    I-IV
    I-III
    1
    2
    50
    2
    1
    45
    45
    2
    2
    50
    50
    3
    1
    45
    45
    3
    2
    50
    50
    4
    1
    45
    4
    2
    50
    Приложение 11
    Таблица 3
    Подгруппы букв для изучения на минутках каллиграфии
    Номера групп
    Подгруппы букв, выделенные на основе следующих
    Переменных свойств элементов:
    Размеры
    Количества
    Пространственного
    положения
    1( )
    1) и-И, й-Й, л-Л,
    м-М, ц-Ц, ч-Ч, ш-Ш, щ-Щ я-Я, ц-Ц, а-я, у-ц
    2) а-И, а-Й, а-Л,
    а-М, а-П, а-Т, а-Ц, а-Ч, а-Ш, а-Щ, а-Я
    3) л-И, л-Й, л-М,
    л-П, л-Т, л-Ц, л-Ч, л-Ш, л-Щ, л-Я
    4) н-И, н-Й, н-Л,
    н-М, н-П, н-Т, н-Ц, н-Ч, н-Ш, н-Щ, н-Я
    5) у-И, у-Й, у-Л,
    у-М, у-П, у-Т, у-Ц, у-Ч, у-Ш, у-Щ, у-Я
    6) ч-И, ч-Й, ч-Л,
    ч-М, ч-П, ч-Т, ч-Ц, ч-Ш, ч-Щ, ч-Я
    7) ы-И, ы-Й, ы-Л,
    ы-М, ы-П, ы-Т, ы-Ц, ы-Ч, ы-Ш, ы-Щ, ы-Я
    8) я-И, я-Й, я-Л,
    я-М, я-П, я-Т, я-Ц, я-Ч, я-Ш, я-Щ
    9) и-Й, и-Л, и-М,
    и-П, и-Т, и-Ц, и-Ч, и-Ш, и-Щ, и-Я
    10) м-И, м-Й, м-Л, и-П, и-Т, и-Ц, и-Ч, и-Ш, и-Щ, и-Я
    11) ц-И, ц-Й, ц-Л, ц-М, ц-П, ц-Т, ц-Ч, ц-Ш, ц-Щ, ц-Я
    12) ш-И, ш-Й, ш-Л, ш-М, ш-П, ш-Т, ш-Ц, ш-Ч, ш-Щ, ш-Я
    13) щ-И, щ-Й, щ-Л, щ-М, щ-П, щ-Т, щ-Ц, щ-Ч, щ-Ш, щ-Я
    1) л-м, и-ш, и-щ, ц-ш,
    ц-щ, Л-М, И-Ш, И-Щ,
    Ц-Щ, Ш-Ц
    2) а-и, а-й, а-л, а-м,
    а-н, а-у, а-ц, а-ч,
    а-ш, а-щ, а-ы, а-я
    3) и-й, и-л, и-м, и-н,
    и-у, и-ц, и-ч, и-ы,
    и-я
    4) л-й, л-н, л-у, л-ц,
    л-ч, л-ш, л-щ, л-ы,
    л-я
    5) м-й, м-н, м-у, м-ц,
    м-ч, м-ш, м-щ, м-ы,
    м-я
    6) н-й, н-у, н-ц, н-ч,
    н-ш, н-щ, н-ы, н-я,
    ц-ч, ц-ы, ы-я
    7) у-ц, у-ч, у-ш, у-щ,
    у-ы, у-я, ш-щ, ш-ы,
    ш-я, ы-я
    8) Г-И, Г-Й, Г-Л, Г-М,
    Г-П, Г-Р, Г-Т
    9) Г-У, Г-Ф, Г-Ч, Г-Ц,
    Г-Ш, Г-Щ, Г-Я
    10) И-Й, И-Л, И-М, И-П,
    И-Р, И-Т, И-У, И-Ф,
    И-Ц, И-Ч, И-Я
    11) Л-Й, Л-П, Л-Р, Л-Т,
    Л-У, Л-Ф, Л-Ц, Л-Ш,
    Л-Щ, Л-Я
    12) М-Й, М-П, М-Р, М-Т,
    М-У, М-Ф, М-Ц, М-Ш, М-Щ, М-Я
    13) П-Й, П-Р, П-Т, П-У,
    П-Ф, П-Ц, П-Ч, П-Ш,
    П-Щ, П-Я
    14) Р-Й, Р-Т, Р-У, Р-Ф,
    Р-Ц, Р-Ч, Р-Ш, Р-Щ,
    Р-Я
    15) Т-Й, Т-У, Т-Ф, Т-Ц,
    Т-Ч, Т-Ш, Т-Щ, Т-Я
    16) У-Й, У-Ф, У-Ц, У-Ч,
    У-Ш, У-Щ, У-Я
    17) Ф-Й, Ф-Ц, Ф-Ч, Ф-Ш,
    Ф-Щ, Ф-Я, Ц-Ч, Ц-Я
    18) Ч-Ш, Ч-Щ, Ч-Я, Ш-Щ,
    Ш-Я, Щ-Я, Ч-Й, Ш-Й,
    Щ-Й
    1) т-а, т-л, т-н,
    т-у, т-ч, т-ы, т-я
    2) Г-П, Г-Т, Г-И,
    Г-Й, Г-Л, Г-Ц, Г-Ч, Г-Я
    3) Р-П, Р-Т, Р-И,
    Р-Й, Р-Л, Р-Ц, Р-Ч, Р-Я
    4) У-П, У-Т, У-И.
    У-Й, У-Л, У-Ц, У-Ч, У-Я
    5) Ф-П, Ф-Т, Ф-И,
    Ф-Й, Ф-Л, Ф-Ц, Ф-Ч, Ф-Я
    6) Ч-Л, Ч-П, Ч-Т,
    Ч-Ц, Ч-Я
    2( )
    1) А-я, А-ё, А-ж,
    А-Ж, А-К, А-л, А-м, А-н, А-Н, А-ы, А-ю, А-я, А-Я, А-Ю
    2) е-ж, е-Ж, е-К,
    е-л, е-Л, е-м, е-М, е-н, е-Н, е-ы, е-Ю, е-я, е-Я
    3) ж-Ж, ж-к, ж-К,
    ж-л, ж-Л, ж-м, ж-М, ж-н, ж-Н, ж-ы, ж-э, ж-Э, ж-Ю, ж-я, ж-Я
    4) Ж-к, Ж-К, Ж-л,
    Ж-Л, Ж-м, Ж-М, Ж-н, Ж-Н, Ж-ы, Ж-э, Ж-Э, Ж-Ю, Ж-я, Ж-Я
    5) л-Л, м-М, я-Я,
    к-К, э-Э
    6) к-э, к-Э, К-л,
    К-Л, К-м, К-М, К-н, К-Н, К-ы, К-э, К-Э, К-Ю, К-я, К-Я
    7) л-М, л-Н, л-н,
    л-ы, л-Ю, л-я, л-Я
    8) Л-н, Л-Н, Л-ы,
    Л-Ю, Л-я, Л-Я, н-Н, н-ы, н-Ю, н-я, н-Я
    1) ж-е, ж-ё, ж-к, ж-л,
    ж-Л, ж-м, ж-М, ж-н,
    ж-Н, ж-ы, ж-э, ж-Э,
    ж-Ю, ж-я, ж-Я, к-К
    2) Ж-А, Ж-к, Ж-л, Ж-Л,
    Ж-м, Ж-М, Ж-н, Ж-Н,
    Ж-ы, Ж-э, Ж-Э, Ж-Ю,
    Ж-я, Ж-Я
    3) К-л, К-Л, К-м, К-М,
    К-н, К-Н, К-Г, К-П,
    К-Т, К-Б, К-ы, К-э,
    К-Э, К-Ю, К-я, К-Я
    1) к-л, к-Л, к-м,
    к-М, к-н, к-Н, к-ы, к-Ю, к-Я, к-я
    2) А-Б, А-Г, А-П,
    А-Т, Л-Б, Л-Г, Л-П, Л-Т, М-Б, М-Г, М-П, М-Т
    3) к-е, к-ё, К-л,
    К-Л, ы-э, Я-Э, я-э, е-э, ё-э, э-ж, Э-Ж
    3( )
    1) Б-Д, Б-Ж, Б-С,
    Б-х, Б-э, ж-Ж, з-Д, с-С, х-Х, э-Э
    2) й-с, й-С, й-э,
    й-Э, й-Б, й-Д, й-е, й-ё, й-з
    1) Б-В, Б-Е, Б-Ё, Б-ж,
    Б-Ж, Б-з, Б-х, Б-Х
    2) В-Д, В-е, В-ё, В-з,
    В-й, В-Й, В-Р, В-с,
    В-С, В-э, В-Э
    3) Д-Е, Д-Ё, Д-ж, Д-Ж,
    Д-З, Д-х, Д-Х
    4) е-Е, ё-Ё, е-ж, е-Ж,
    ё-ж, ё-Ж, е-З, е-х,
    е-Х
    1) Б-е, Б-ё, Б-Е,
    Б-Ё, Б-ж, Б-ж, Б-й, Б-Й, Б-Р, Б-с, Б-С, Б-х, Б-Х
    2) е-ж, е-Ж, е-з,
    е-З, е-й, е-Й, е-Р, е-Х, е-х, е-Э, е-э, с-й, с-Й, с-р
    4( )
    1) Б-А, Б-в, Б-з,
    Б-ц, Б-Ц, Б-щ, Б-Щ
    2) А-В, А-Д, А-д,
    А-К, А-н, А-Н, А-у, А-ц, А-Ц, А-щ, А-Щ
    3) в-Б, в-В, в-д,
    в-Д, в-К, в-Н, в-у, в-ц, в-Ц, в-щ, в-Щ, в-Ю
    4) з-В, з-д, з-Д,
    з-К, з-Н, з-у, з-ц, з-Ц, з-щ, з-Щ, з-Ю
    5) ц-В, ц-К, ц-Н,
    ц-у, ц-Ю
    1) Н-А, Н-Б, Н-в, Н-В,
    Н-д, Н-Д, Н-з, Н-К,
    Н-у, Н-щ, Н-Щ, Н-Ц,
    Н-Ю
    1) А-Б, А-в, А-В,
    А-д, А-Д, А-з, А-Н, А-у, А-ц, А-Ц, А-щ, А-Щ, А-Ю
    2) в-Б, в-В, в-д,
    в-Д, в-з, в-К, в-Н, в-у, в-ц, в-Ц, в-щ, в-Щ, в-Ю
    5( )
    1) г-И, г-Й, г-к,
    г-Ц, г-Ш, Г-Щ
    2) к-г, к-И, к-Й,
    к-К, к-п, к-р, к-Т, к-У, к-Ц, к-Ч, к-Ш, к-Щ
    1) г-У, г-Ч
    6( )
    1) а-О, а-Ю, б-О,
    б-Ю, в-О, в-Ю, д-о, д-Ю
    2) о-О, о-Ю, ф-О,
    ф-Ю, Ф-Ю, ю-Ю, Я-О, Я-Ю
    3) я-а, я-б, я-в,
    я-д, я-о, я-ф, Я-Ф, Я-Ю, я-Ю, я-Я
    1) а-ф, а-Ф, б-ф, б-Ф,
    в-Ф, в-ф, д-ф, д-Ф
    2) о-ф, о-Ф, ю-ф, ю-Ф,
    Я-ф, я-ф, я-Ф, Я-Ф
    7( )
    1) А-ж, А-к, А-н,
    А-п, А-т, А-ю, Ж-ж, Ж-к, Ж-н
    2) Ж-п, Ж-т, Ж-ю,
    к-А, к-Ж, к-р, к-Т, к-ф
    1) ж-Ж, ж-А, ж-Т,
    ж-р, ж-ф
    2) А-к, А-н, А-п,
    А-т, А-ю
    3) Ж-к, Ж-н, Ж-п,
    Ж-т, Ж-ю
    4) Т-ж, Т-к, Т-н,
    Т-п, Т-т, Т-ю
    5) р-А, р-ж, р-Ж,
    р-к, р-н, р-п, р-т, р-Т, р-ю
    6) ф-А, ф-ж, ф-Ж,
    ф-Т, ф-т, ф-к, ф-н, ф-п, ф-ю
    8( )
    1) ь-ъ-ы
    Приложение 12
    Таблица 4
    Каллиграфические умения учащихся
    Список уч-ся
    Величина букв
    Соблюдение строки
    Форма букв и способ соединения
    Расстояние между буквами
    Соблюдение гигиенических правил письма
    Алешин К.
    Разная высота надстрочных элементов
    Выход за строку
    Искажает “К”.
    Не соблюдает
    Соблюдает
    Иванов П.
    - //
    Соблюдает
    Искажает нижнее соединение
    - //
    Не соблюдает
    Рослякова Н.
    Одинаковая
    Соблюдает

Искажает форму и длину нижних петель строчных букв “У”, “Д”, “З” Соблюдает

    - //
    Ударцева С.
    Разная высота надстрочных элементов
    Выход за строку
    Искажает буквы округлой формы “О”, “С”, “Ф”, “А”
    Не соблюдает
    Соблюдает
    Бабурин П.
    Высота заглавных букв почти равна высоте строчных букв
    Соблюдает
    Искажает
    - //
    - //

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2007
Использовании материалов
запрещено.