РУБРИКИ |
Игра в педагогическом процессе - (курсовая) |
РЕКЛАМА |
|
Игра в педагогическом процессе - (курсовая)Игра в педагогическом процессе - (курсовая)Дата добавления: март 2006г. Министерство образования Российской Федерации 3. 1Как воспитательные задачи можно решать с помощью игры? .. 6-7 3. 2 Процесс и цели игры………………………………………………… 7-9 Цель моей курсовой работы –рассмотреть возможность игры в учебном процессе и её влияние на мотивацию учения школьников. Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, т. к. игра – мощнейшая сфера “самости”человека: самовыражения, самоопределения, самопроверки, самореабилитации, самоосуществления. Благодаря играм ребёнок учится доверять самому себе и всем людям, распознавать, что следует принять, а что отвергнуть в окружающем мире. С приходомв школу начинается важный этап в жизни ребёнка. Возникает новая социальная позиция личности–учащиеся, т. е. непосредственный участник одной из форм общественно значимой деятельности - учебной, требующей большого напряжения сил. К малышу в этот период предъявляются новые требования, у него появляются новые обязанности; новые товарищи, новые отношения со взрослыми также требуют определённых нравственных усилий и опыта включения в деловые отношения. Психологи считают, что в целом уровень психического и физического развития детей–семилеток позволяет им успешно справляться с систематической учебной работой в условиях общеобразовательной школы. В то же время приходится учитывать, что семилетки отличаются повышенной возбудимостью, эмоциональностью, довольно быстрой утомляемостью, неустойчивостью внимания, ситуативностью поведения. Классная форма коллективной работы вызывает у многих детей психологические затруднения. Психологическое напряжение, возникающее у первоклассников, впервые переступивших порог школы, возникает как результат реакции на изменившуюся, непривычную обстановку. Дети не знают, чем отличается учитель от воспитателя детского сада, а также от мамы и бабушки. У ребёнка есть опасение и по отношению к сверстникам: сможет ли он учиться как все, будут ли с ним ребята дружить, не будут ли его обижать? Психологическая напряжённость усугубляется физическим напряжением. Новый режим жизни– режим ученика –предполагает повышенную работоспособность по сравнению со старшей группой детского сада. В школе необходимо внимательно слушать учителя, не баловаться на уроках, уметь подчиняться правилам и распорядку дня. Некоторые первоклассники болезненно реагируют на изменение условий жизни: нарушается сон, аппетит, ослабляется сопротивляемость к болезням. Всё это сказывается на ухудшении работоспособности, теряется интерес к школе, к учению. Физическое и психическое самочувствие первоклассников обычно стабилизируется через полтора–два месяца пребывания в школе. Но так происходит при условии, если взрослые учитывают новое положение детей, действуют с пониманием их возрастной психологии, используют специфические школьные формы и методы работы. Объектом моих исследований является учебный процесс в игре. Предметом моих исследований являются игры в учебном процессе. Я хочу рассмотреть, как игра помогает учителю найти общий язык с детьми, а детям постичь знания без стрессов и с интересом. Методами исследования предмета являются в основном наблюдение за уроками –играми, сравнение их с обычными уроками, опрос детей на предмет предпочтения форм урока, заметки учителей по этому вопросу. История возникновения игры как способа решения затруднений в деятельности, передачи информации о реальной деятельности для обучения, средства для состязания, развлечения и эстетического совершенствования человека в ряде работ: Д. Б. Эльконин в книге “Психология игры”предполагает, что возможны несколько вариантов возникновения и становления игровой деятельности. Одна из них: на заре человечества, когда охота занимала одно из центральных мест в жизни первобытнообщинного общества, после неудачной охоты могла возникнуть ситуация, требующая имитации действий охотников во время ловли дичи. Если неудача на охоте могла быть вызвана несогласованностью коллективных действий охотников, то возникала необходимость отработки этих действий. Или после удачной охоты охотники рассказывали, как всё происходило, и кто себя проявил. При этом воссоздавались элементы реальной действительности, а это– признаки игры. В этих случаях происходит выделения из целостной реальной и жизненно важной трудовой деятельности той её части, которая может быть названа ориентировочной в отличие от исполнительской, непосредственно связанной с получением материального результата. Таким образом, можно с уверенностью сказать, что первые игровые формы возникли ещё в слаборазвитых общинных формациях. Они могли выступать как средство обучения, коллективо-образования, передачи информации. При этом они наделялись высшим магическим смыслом для обеспечения защитной функции перед силами природы. Так возникли ритуальные игры. осуществление совместной деятельности по поиску выхода из кризисной ситуации; разыгрывание ролей; С развитием общества, со сменной формацией (то первобытнообщинной –к рабовладельческой и феодальной) ритуалы и обряды перестают играть важную роль в жизни общества. В играх появляются две основные разновидности: игры–театрализованные представление и спортивные игры. Игра рассматривается как феномен культуры. Игра становится важнейшей частью досуга народа. В них проявляется ловкость, смекалка, юмор участников. Они– средство самовыражения народа в утехах и развлечениях. Долгое время единственной развёрнутой формой существования игры была –детская игра. Однако в настоящее время игра вновь приобрела значительный вес и довольно высокий статус в подготовке и переподготовке взрослого населения, в решении инновационных проблем в жизни общества. Немецкий психолог К. Гросс, первым предпринявший попытку систематического изучения игры, считал, что игра для ребёнка является изначальной школой поведения, школой жизни. Из игры ребёнок извлекает пользу. Игра, по мнению многих учёных, есть вид развивающей деятельности, форма освоения социального опыта, одна из сложных способностей человека. Переход от дошкольного детства, где доминирует игра, к школьной жизни, где основное– учёба, должен быть педагогически продуманным. Изучение развития детей показывает, что в игре эффективнее, чем в других видах деятельности, развиваются все психологические процессы. Обусловленные игрой изменения в психике ребёнка настолько существенны, что в психологии утвердился взгляд на игру как на ведущую деятельность детей в период дошкольного детства. В школьном возрасте, игра не умирает, а проникает в отношение к действительности. Она имеет своё внутреннее продолжение в школьном обучении и труде. Игра –наиболее освоенная малышами деятельность. В ней они черпают образцы для решения новых жизненных задач, возникших в познании, в труде, в творчестве. Поэтому опора на игру–это важнейший путь включения детей в учебную работу без психологических сдвигов и перегрузок. Вся детская деятельность синкретична, т. е. в известной степени слитна, неразделима. И это единство возникает благодаря воображаемой, условной ситуации, в которой происходит процесс детского творчества. Игра как бы синтезирует познавательную, трудовую и творческую активность. Любое новое занятие или умение, приобретённое в школе, побуждает его к действию с ним. Характер же этого действия игровой, наиболее понятный для детей из их прежнего опыта. Так как игра –основной вид деятельности ребёнка. Это свободная и самостоятельная деятельность, возникающая по инициативе ребёнка. В процесс игры вовлекается ВСЯ личность ребёнка: познавательные процессы, воля, чувства, эмоции, потребности, интересы. В результате происходят удивительные изменения этой личности. Игра очень специфический вид деятельности, которому присуще все характеристики деятельности, но все они– особенные. Всякая деятельность имеет цель. Какова же цель игры? На первый взгляд она “бесцельна”: дети прыгают, бегают. На самом же деле игра имеет цель, не очевидную, но от этого не менее значимую, чем цель любой другой деятельности. Это– осознание ребёнком себя причастным к миру взрослых, перенесение во “взрослую” жизнь. А каково содержание игровой деятельности? Игра как бы дана самой природой, чтобы ребёнок подготовился к взрослой жизни. Говоря о деятельности, мы говорим и о её процессе. Если в любой другой, неигровой, деятельности важна прежде всего цель, результат, то в игре важен в основном процесс, так как видимой цели игра как бы не имеет. Именно интерес к самому процессу игры является той движущей силой, которая позволяет игре длиться. Любая деятельность может происходить как самодеятельность. Игра же всегда самодеятельность. Трудиться, например, можно и с радостными чувствами, и с неприязнью. Игра без получения удовольствия невозможна. Игра всегда радостна для играющих. Если в игре возникают отрицательные эмоции, то она прекращается, разваливается. Как уже было сказано, игра –вид деятельности, мотив которой заключается не в результатах, а в самом процессе. Для ребёнка игра–средство самореализации и самовыражения. Она позволяет ему выйти за приделы ограниченного мира детской и построить собственный мир. Игра обеспечивает ребёнку эмоциональное благополучие, позволяет реализовать самые разные стремления и желания и, прежде всего желание действовать, как взрослые, желание управлять предметами. В игре развивается способность к воображению, образному мышлению. Это происходит благодаря тому, что в игре ребёнок стремится воссоздать широкие сферы окружающей действительности, выходящие за пределы его собственной практической деятельности, а сделать это он может с помощью условных действий. В игре ребёнок получает и опыт произвольного поведения, учится управлять собой, соблюдая правила игры, сдерживая свои непосредственные желания ради поддержания совместной игры. Обратимся к игре как к педагогической категории. Так как игра занимает огромное место в развитии, то она давно используется как педагогическое средство. Так, ещё в конце прошлого века игру в целях развития стали использовать дефектологи: лечение заикающихся детей, отстающих в психическом развитии и т. д. Игра в педагогическом процессе может “сливаться”с другими видами деятельности, обогащая их. Так, например, общеизвестно, что положительный эффект даёт слияния трудовой и игровой деятельности в детском возрасти. Кроме того, отдельное место в педагогики занимают дидактические игры, существенно обогащая процесс обучения. Какие же задачи может помочь реализовать педагогу игровая деятельность? Прежде всего, это установление контакта с ребёнком. Говоря о таком способе установления контакта, педагоги называют его контактом содружества, сотворчества, лучшим способом вступить в доверительские, дружеские отношения с ребёнком. Игра также является прекрасным средством диагностики как личности, так и группы. Кроме личного развития ребёнка, игра позволяет установить, к чему ребёнок стремится, в чём нуждается, так как в игре он стремится занять желаемую роль. С помощью игры мы можем осуществить оценочную деятельность, так как игра–всегда является тестом для педагога, позволяя развивать, диагностировать и оценивать одновременно. Если ребёнку не хочется заниматься каким-то трудом, если ему не интересно учиться, то и тут игра может придти на помощь, потому что это– мощное стимулирующее средство. 3. 3 Функции игры. Игра – явление сложное и многогранное. Можно выделить следующие её функции: Обучающая функция – развитие обще учебных умений и навыков, таких, как память, внимание, восприятие и другие. Развлекательная функция –создание благоприятной атмосферы на занятиях, превращение урока, других форм общения взрослого с ребёнком из скучного мероприятия в увлекательное приключение. Коммуникативная функция – объединение детей и взрослых, установление эмоциональных контактов, формирования навыков общения. Релаксационная функция – снятие эмоционального (физического) напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему ребёнка при интенсивном учении, труде. Психотехническая функция –формирование навыков подготовки своего психофизического состояния для более эффективной деятельности, перестройка психики для интенсивного усвоения. Функция самовыражения – стремление ребёнка реализовать в игре творческие способности, полнее открыть свой потенциал. Компенсаторная функция – создание условий для удовлетворения личностных устремлений, которые не выполнимы (трудно выполнимы) в реальной жизни. Все игры, которые используются в дидактических целях, можно разделить на два вида в зависимости от основного содержания игровых действий. В одном случае основу дидактической игры составляет дидактический материал, действия с которым облекаются в игровую форму. Например, дети, разделившись на команды, соревнуются в скорости счёта, или нахождения ошибок в словах, или вспоминают исторических героев и т. п. Они выполняют обычные учебные действия–считают, проверяют ошибки, вспоминают историю, - но выполняют эти действия в игре. В другом случае дидактический материал вводится как элемент в игровую деятельность, которая является как по форме, так и по содержанию основной. Так в игру–драматизацию со сказочным сюжетом, где каждый играет свою роль, может быть внесён дидактический материал: некоторые знания по географии, биологии, математике, истории и другим предметам. Дети играют свои роли и упражняются в счёте, узнают расположение частей света и многое другое. Ясно, что во втором случае дидактическая “нагрузка”значительно меньше, чем в первом. Но это оправдывается тем, что на первый план выдвигается не усвоение материала, а воспитательные задачи, использование знаний в различных ситуациях. Такие игры используются чаще в начальной школе для отдыха детей от напряжённой интеллектуальной работы. В начальных классах уже сама постановка учебной задачи для детей может осуществляться с использованием игровых моментов. Так учитель может обратиться к детям от имени Незнайке и Буратино с просьбой вспомнить буквы, и какие звуки обозначают эти буквы и т. п. Естественно, чаще всего дидактические игры используются при учёте знаний. Класс делится на команды, которые выполняют те или иные задачи. Для их оценки можно создать жюри или судий. Командам могут быть даны интересные названия, которые нравятся детям. В средних классах игры на уроках используются реже, чем в младших, в связи с тем, что перед подростками в обучении стоят более сложные задачи, да и сами подростки обладают, безусловно, большей способностью к целенаправленному систематическому труду. К традиционным соревнованиям, конкурсам, олимпиадам добавились игры по типу популярных телепередач: “что? Где? Когда? ”, “поле чудес”и другие. В них сохранилась соревновательно-конкурсная основа, изменилось лишь игровое оформление. В старших классов возможности использования дидактических игр ещё более суживается из-за увеличения объёма и сложности изучаемого материала. Вмести с тем, возможности самих учащихся разыгрывать достаточно быстро весьма сложный по содержанию материал значительно вырастают. В современных условиях на уроках кроме игр – соревнований и драматизации проводят игры – имитации, моделирующие определённые отношения реального мира. Например, урок –конгресс, где берётся определённая проблема, и по ней делаются доклады, ведутся дискуссии и в конце подводятся итоги. Уроки –игры характеризуются такими положительными качествами, как ярко выраженная мотивация деятельности, добровольность участия и подчинения правилам, заинтриговывающая неопределённость исхода и более высокая, по сравнению с обычными уроками, обучающая, развивающая, и воспитательная результативность. Для использования всех игр в обучении характерна общая структура учебного процесса, включающая четыре этапа: Ориентация: учитель представляет тему, даёт характеристику игры, общий обзор её хода и правил. Подготовка к проведению: ознакомление со сценарием, распределение ролей, подготовка к их исполнению, обеспечение процедур управления игрой. Проведение игры: учитель следит за ходом игры, контролирует последовательность действий, оказывает необходимую помощь, фиксирует результаты. Обсуждение игры: даётся характеристика выполнения действий, их восприятие участниками, анализируется положительные и отрицательные стороны хода игры, возникшие трудности, обсуждается возможные совершенствования игры, в том числе изменения её правил. Конечно, использование игры в обучении связано с рядом проблем, и прежде всего с меньшей обучающей эффективностью игры по сравнению с обычной учебной работой, основу которой составляет учение как вид специальной деятельности учащихся, направленной на усвоение знаний, формирование умений и навыков. К тому же далеко не все учителя в достаточной мере знакомы с учебными играми, немаловажной является и проблема обеспечения дисциплины, должного порядка в ходе игры по причине повышенной оживлённости, эмоциональности учащихся. Однако глубокая продуманность учебной цели, обоснованный отбор содержания учебного материала и обеспечение высокого уровня включенности всех учащихся в игру, в которой ключевые роли получают не только сильные в учении, позволяют преодолеть эти и другие проблемы. В последние десятилетие медленно, но достаточно настойчиво в школьную практику начали внедряться компьютерные игры. Эпизодичность использования компьютера на большинстве уроков в настоящее время вообще создаёт обстановку игры даже в том случае, если учащиеся работают по обучающим программам. Однако существуют и специальные игровые программы по различным учебным предметам: биология, химия и другие. Особая ценность игры для современного образования заключается в новых логических конструкциях и их сочетаниях при исследовании мира возможностей, открытие и освоение которых приносит так много удовольствия и так важно для постижения вероятностных процессов в природе и обществе. Всякое средство, даже самое совершенное, можно использовать во благо и во вред. И даже благие намеренья не обеспечивают полезности применения средств: нужны ещё знания и умение использовать средство соответствующим образом, чтобы его применение приносило безусловную пользу. Точно также использование игры в воспитании требует соблюдение некоторых правил: Игры должна быть такого рода, чтобы играющие привыкли смотреть на них как на нечто побочное, а не как на какое-нибудь дело. игра должна способствовать здоровью тела не менее чем оживлению духа. игра не должна грозить опасностью для жизни, здоровья, приличия. Игры должны служить преддверием для вещей серьёзных. При строгом соблюдение этих условий игра становится серьёзным делом, т. е. развитием здоровья, или отдыхом для ума, или подготовкой для жизненной деятельности, или всем этим одновременно. Изучение современной педагогической литературы об игре позволяет сформулировать следующие требования, которые учитель обязательно должен учитывать при организации игр на уроках: Свободное и добровольное включения детей в игру: не навязывания игры, а вовлечения детей в неё. Дети должны хорошо понимать смысл и содержание игры, её правила, идею каждой игровой роли. Смысл игровой действий должен совпадать со смыслом и содержанием поведения в реальных ситуациях с тем, чтобы основной смысл игровых действий переносился в реальную жизнедеятельность. В игре дети должны руководствоваться принятыми в обществе нормами нравственности, основанными на гуманизме, общечеловеческих ценностях. В игре не должно унижаться достоинство её участников, в том числе и проигравших. Игра должна положительно воздействовать на развитие эмоционально-волевой, интеллектуальной и рационально-физической сфер её участников. Игру нужно организовывать и направлять, при необходимости сдерживать, но не подавлять, обеспечивать каждому участнику возможности проявления инициативы. В подростковых и особенно в старших классах необходимо побуждать учащихся к анализу проведенной игры, к сопоставлению имитации с соответствующей областью реального мира, оказывать помощь в установлении связи содержания игры с содержанием жизненной практической деятельности или с содержанием учебного курса. Результатом обсуждения игры может быть пересмотр её содержания, правил и другое. Игры не должны быть излишне (откровенно) воспитательными и излишне дидактическими: их содержание не должно быть навязчиво назидательным и не должно содержать слишком много информации (дат, имён, правил, формул). Не следует вовлекать детей в слишком азартные игры, в игры на деньги и вещи, в игры содержащие в своих правилах действия нарушающие общепринятые нормы морали. Естественно, это лишь некоторые, наиболее общие требования. Для каждой игры разрабатываются свои правила. Деловая игра –это модель реального процесса, проводимая в движение решениями, принимаемыми её участниками. Деловую игру можно рассматривать также как моделирование реальной деятельности специалиста в искусственно воссозданных условиях. Деловая игра требует от участников соответствующих знаний и навыков. Деловая игра как метод обучения позволяет как бы “прожить”определённую ситуацию, изучить её в непосредственном действии. Выделяют восемь основных качеств которые формируются при деловой игре. умение общаться на формальной и неформальной основах и эффективно взаимодействовать на равных. умение ориентироваться в конфликтных ситуациях и правильно их разрешать. умение получать и обрабатывать нужную информацию, оценивать, сравнивать и усваивать её. умение распоряжаться своим временем, распределять работу среди других, давать им необходимые полномочия, оперативно принимать организационные решения. умение проявлять деловые качества предпринимателя: ставить перспективные цели, использовать благоприятные возможности. умение критически оценивать вероятные последствия своих решений, учиться на своих ошибках. Деловые игры условно делятся на три категории: производственные, исследовательские, обучающие. Принято выделять два типа игр: жесткие и свободные. Жёсткие–когда строго зафиксирована последовательность действий в зафиксированное время. Деловые игры не могут являться основой обучения, они могут дополнять теоретический материал, являясь как бы заключительным этапом усвоения. Являясь одним из активных способов обучения, деловые игры обладают следующими особенностями: активизацией мышления и поведения участников, высокой степенью вовлечения в процесс игры, обязательностью взаимодействия участников между собой и с материалом игры. Отмечают функции деловой игры: информационно-познавательская, организационно-управленчиская, эмоционально-воспитательная, профессионально-адаптационная. - информационный, который связан с усвоением, запоминанием, обновлением, систематизацией готовой суммы профессиональных знаний, умений и навыков; - проблемный, на котором происходит перевод теоретических знаний на языке практических действий; - поведенческий, обеспечивающий принятие решений и программы действий в условиях конкретной ситуации на основе её глубокого теоретического осмысления; - оценочный, позволяющий выбрать и обосновать оптимальный вариант решения поведенческой программы. Такой целостный, многоступенчатый процесс создаёт основу для увеличения самостоятельности в решении новых задач, для формирования творческой активности участников - обучаемых. При этом роль педагога–руководителя деловой игры приобретает качественно новую окраску, предъявляя повышенные требования к уровню его психолого-едагогической компетентности. В деловых играх решается сразу несколько познавательных и воспитательных задач. Ряд продуманных взаимосвязанных игротехнических приёмов воздействует на такое интегральное качество личности, как её готовность к конкретной практической деятельности. В игре предусмотрен ряд сложных по сложности задач для того, чтобы каждый участник отыскал для себя посильную и успешно с ней справился. Радость успеха является обязательным компонентом игровой деятельности. Деловая игра– это открытая система, в ней нет тупиковых ситуаций. От игры – развлечения деловая игра отличается тем, что у неё есть “последействия”- то, что является социально-психологическим следствием участие в такой игре. Проиграв в лотерею, мы говорим– “не повезло”- и тотчас забываем об этом. Допустив просчёты в деловой игре, надолго задумываемся: “что-то я не знаю, не умею, не понимаю”. Сверх задача игры –это как раз достижение эффекта саморазвития, самообразования, саморегуляции. Именно в этом, а не в самом только процессе надо видеть главное её преимущество. Подведение итогов игры может быть различным по форме, но обязательно включает анализ игры и оценку деятельности её участников. В игре ребёнок полностью раскрывается и материал, который ему нужно усвоить, становится интереснее и легче. В процессе игры педагоги учат детей быть добрее, слушать других людей, уважать чужое мнение, стремиться к знаниям– к постижению нового. Это всё так необходимо во взрослой жизни. С помощью игры учителям легче войти в контакт с учениками, установить с ними хорошие отношения, научить их уважать друг друга. С. А. Шмаков, автор одной из наиболее значимых монографий по проблемам игры: “Игры учащихся – феномен культуры”, в качестве концептуальной идеи полагает, что в игре дети делают всё как бы втроём: их разум, их подсознание, их фантазия–всё это участвует в игровом самовыражении растущего человека. В игре выявляется потребность ребёнка в саморазвитии. Игра, по мнению Шмакова, является, с одной стороны, моделью, образцом жизни, социальной взрослости, а с другой– источником веселья, бодрости, радости, мажорного тонуса жизни. Воспитательное значение игры, её всесторонние влияние на развитие ребёнка трудно переоценить. Игра органически присуща детскому возрасту и при умелом руководстве со стороны взрослых способна творить чудеса. Ленивого она может сделать трудолюбивым, незнайку– знающим, неумелого –умельцем. Словно волшебная палочка, игра может изменить отношение детей к тому, что кажется им парой слишком обычным, скучным, надоевшим. Игра имеет значение и для формирования дружного детского коллектива, и для формирования самостоятельности, и для формирования положительного отношения к труду, и для исправлений некоторых отклонений в поведение отдельных детей, и ещё для многого другого. Если дети в коллективе будут обладать всеми этими качествами, то процесс обучения пойдёт интереснее, быстрее, качественнее. Не нужно будет детей заставлять что-то делать, учить, им это будет самим интересно, они станут стремиться к знаниям. Эта часть –прикладная. В ней я приведу различные игры, которые используются в педагогическом процессе. Они служат для разных целей: коммутативная, интеллектуальная игры и другие требующие внимания и смекалку учащихся. Коммутативная игра. “Интервью”. У каждого участника по очереди все желающие берут интервью. Вопросы могут быть самыми разнообразными, но конечно конкретные. Каждому задаётся 5-7 вопросов. Отвечать можно с любой степенью откровенности. “разведка”. Игра происходит в форме диалога между участниками. В диалоге могут принимать участия сколько угодно пар одновременно. Каждый из участников получает записку–задание, в соответствии с которым каждый должен что-нибудь выяснить у напарника (например, где он был летом). Диалог следует вести так, чтобы напарник не узнал содержание задания. При этом за 5 минут, которые длиться диалог, надо постараться“разведать”что за задание у собеседника. По окончании диалога ведущий задаёт каждой стороне вопрос: “Что стремился выяснить ваш партнёр? ”. Тот, чьё задание разгадано, считается проигравшим. Этот тип игр позволяет детям научиться общаться и точно высказывать свои мысли. Игры – знакомства. “Снежный ком”. Все сидят в круге и называют свои имена, используя принцип “снежного кома” (каждый повторяет по порядку все имена до него, а затем называет своё имя). “Комплимент”. Участники сидят в кругу. Каждый должен внимательно посмотреть на партнера, сидящего слева, подумать о том, какая черта характера, привычка этого человека ему нравится, и сделать комплимент. Тот, кому сделан комплимент, благодарит партнёра. “Задача в стихах”. Задачи в стихотворной форме всегда нравятся ребятам больше обычных задач. Они эмоциональны, легче запоминаются. Учитель, например, предлагает первоклассникам решить задачу: Подобные математические стихи развивают смекалку, для этих игр нужны определённые знания. Из точки А в восточном направлении до точки В самолёт долетает за 80 минут, а из точки В в западном направлении до точки А– за 1 час 20 минут. Почему? Пояснение. Отвечая на этот вопрос, часто пытаются объяснить разницу в скорости полёта различными причинами, не обращая внимания на то, что 80 минут и 1 час 20 минут это одно и то же. Играющие усаживаются в ряд и рассчитываются на 1 – 10 –й. Каждый должен запомнить своё число. Руководитель называет то или иное число. Вызванный должен встать. Затем руководитель называет двухзначные числа, например, 17 (встают те, у кого числа 1 и 7). Когда играющие это усвоят, руководитель предлагает встать не тем, кого он назвал, а их соседям слева и справа. После этого можно предложить участникам несложные примеры на сложение, умножение и т. п. далее можно предлагать и более сложные примеры. Нужно так подобрать примеры, чтобы в ответах не было повторяющихся цифр (55, 88 и т. д. ) и чтобы каждый мог активно участвовать. Такие арифметические физкультминутки можно время от времени проводить, усложняя задания по мере приобретения детьми новых знаний. Они закрепляют пройденный материал и дают детям возможность отдохнуть с пользой, с интересом. Существует множество игр для уроков. Каждая игра имеет свои цели и задачи. Одни направлены на отдых детей, другие на закрепления приобретённых знаний, третье–на проверку смекалки и воле к победе. Некоторые игры помогают детям раскрепоститься, почувствовать свою значимость в коллективе. Минскин Е. М. “От игры к знаниям”: пособие для учителей. – М. : Просвещение, 1982г. Николенко Л. А. “Игры в педагогическом процессе. Методические рекомендации”. - Псков, 1997г. Пидкасистый П. И. , Хайдаров Ж. С. “Технология игры в обучении и развитии”. М. : 1996г. Сиденко А. “Игровой подход в обучении”// Народное образование, № 8, 2000г. , с. 134 – 137. Шаталов В. Ф. “Эксперимент продолжается”. - М. : Педагогика, 1989г. Эльконин Д. Б. “Психология игры”. – М. : Педагогика, 1978г. |
|
© 2007 |
|