РУБРИКИ

Методика организации внеклассной работы по сохранению и укреплению здоровья школьников - (курсовая)

   РЕКЛАМА

Главная

Логика

Логистика

Маркетинг

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Международное публичное право

Международное частное право

Международные отношения

История

Искусство

Биология

Медицина

Педагогика

Психология

Авиация и космонавтика

Административное право

Арбитражный процесс

Архитектура

Экологическое право

Экология

Экономика

Экономико-мат. моделирование

Экономическая география

Экономическая теория

Эргономика

Этика

Языковедение

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Методика организации внеклассной работы по сохранению и укреплению здоровья школьников - (курсовая)

Методика организации внеклассной работы по сохранению и укреплению здоровья школьников - (курсовая)

Дата добавления: март 2006г.

Министерство общего и специального образования Российской Федерации

Комсомольский- на-Амуре государственный педагогический университет

    Курсовая работа

МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ ПО СОХРАНЕНИЮ И УКРЕПЛЕНИЮ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ

    Выполнил :
    студент 355 группы ЕГФ
    Щербаков Е. В
    Научный руководитель :
    Ст. преп. на кафедре Анатомии
    Физиологии и Гигиены
    Человека
    Федоровская Н. И.
    Комсомольск-на-Амуре
    2000 г.
    СОДЕРЖАНИЕ
    ВВЕДЕНИЕ 3
    1) Внеклассные формы работы 5

2). Праздники здоровья в эмоционально-игровой деятельности школьников. 6

2. 1. Примерный сценарий праздника здоровья для детей 6 лет . 10

2. 2. Примерный сценарий праздника здоровья для учащихся 1-2-х классов . 12

2. 3 Примерный сценарий праздника здоровья для учащихся 3-4-х классов 13

2. 4 Примерный сценарий праздника здоровья для учащихся 5-6-х классов . 17

2. 5 Примерный сценарий праздника здоровья для учащихся 7-8-х классов . 21

    2. 6 Праздники здоровья для учащихся 9-11-х классов . 22
    3) Туристические походы и экскурсии ……………………………………...25

4) Формирование здоровых привычек средствами художественной литературы…………………………………………………………….... ………. 27

    5) ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………47
    6) СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ …………………………………………………48
    Введение
    Актуальность

Здоровье подрастающего человека - это проблема не только социальная, но и нравственная. Ребенок сам должен уметь быть не только здоровым, но воспитывать в будущем здоровых детей. Приобщение школьника к проблеме сохранения своего здоровья это прежде всего процесс социализации - воспитание. Это создание высокого уровня душевного комфорта, который закладывается с детства на всю жизнь. Для формирования душевного комфорта необходимы знания о законах развития своего организма, его взаимодействии с социальными факторами. Существующая система школьного образования при всей ее научности не учитывает главного: конкретного человека, индивидуальных законов его развития. Несоответствие школьной системы образования и развития личности ребенка конкретным закономерностям индивидуальности накладывает своеобразный порочный стереотип на так называемое домашнее воспитание, когда каждая мать исходит не из потребностей своего ребенка, изученного досконально, а из общей позиции "так принято, так надо! " Что же касается отцов, то они вообще в большинстве своем, не озадачивают себя данной проблемой. В хорошем здоровье подрастающего поколения заинтересованы все - и родители, и учителя, и врачи, но практика показывает, что они прикладывают недостаточно усилий для его сохранения. Здоровье детей с возрастом ухудшается: их функциональные возможности в ходе учебы снижаются, что затрудняет усвоение учебной программы, ограничивает выбор будущей профессии. Базовое, а тем более профилированное школьное образование должно не ухудшать, а улучшать здоровье учащихся посредством совершенствования их знаний, формирования умений и навыков укреплять свое здоровье и здоровье окружающих.

ЦЕЛЬ разработать и составить внеклассные мероприятия для курса валеологии , используя уже имеющуюся по данной тематике научную и художественную литературу, для осуществления наиболее качественного , полноценного обучения школьников здоровому образу жизни , воспитание личности заботящейся о своем духовно-нравственном и физическом благополучии.

Для реализации такого обучения необходимо уточнить, что входит в само понятие "здоровье". Согласно уставу Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) это не только отсутствие болезни и повреждений, но и полное физическое и социальное благополучие. Такое определение имеет явные преимущества перед бытующим мнением, что здоровье - это отсутствие болезни. Вместе с тем определение здоровья ВОЗ недостаточно для характеристики растущего организма, так как оно направленно на оценку статической сиюминутной ситуации и не учитывает динамики развития. Кроме того, данное определение не описывает конкретных признаков здоровья, не позволяет правильно вычленить отклонения в его состоянии, выработать тактику последующих действий, направленных на их преодоление. В современном научном понимании здоровье школьников включает комплекс признаков: 1) Соответствующий возрасту уровень жизнеобеспечивающих систем (нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной, костно-мышечной); 2) Гармоничное физическое развитие (рост, масса тела, окружность груди, жизненная емкость легких, сила кисти) среднего или выше среднего уровня; 3) Быстрое приспособление организма (адаптация) к новым условиям (занятия в школе, отдых в туристическом походе и т. д. ); 4) Высокая умственная и физическая работоспособность (без напряжения заниматься в школе); 5) Отсутствие болезней в течение года либо кратковременная болезнь (не более 5-7 дней) с полным выздоровлением. Таков современный эталон здоровья школьника.

Характеристика возрастной динамики здоровья учащихся свидетельствует о том, что оно ухудшается с возрастом. Так, комплексная оценка здоровья (распределение детей по группам здоровья) показывает, что здоровых детей (I группа) среди выпускников школ в 3-5 раз меньше, чем среди первоклассников, и наоборот, число старшеклассников, имеющих хронические заболевания (III группа), в 2-3 раза больше, чем среди учеников начальных классов. В младших классах (1-4 классы) часто встречается несовпадение биологического и метрического возраста учащихся. Незрелые и условно зрелые дети составляют 25-30 %, задержка моторного развития наблюдается у 40-50 %, затруднения при адаптации к школе у 15- 20 %.

    место
    класс
    I
    II
    III
    IV
    V
    1 – 4
    5 – 8
    9 – 11

В средних классах (5-8 классы) идет интенсивное созревание организма. Оно характеризуется резкими эндокринальными сдвигами, изменения функционального состояния всех органов и систем, интенсивным ростом (увеличением размеров тела) и дифференцированием строения и функций органов и тканей. Повышается возбудимость нервной системы, ослабевают все виды торможения. Нередки сосудистые расстройства, изменение ритма дыхания, повышенная утомляемость, как при умственных, так и при физических нагрузках. А если учесть, что более половины детей этого возраста относятся ко II группе здоровья, т. е. группе риска, то для успешного обучения от учителя требуется новый уровень знаний по вопросам сохранения здоровья учащихся. В старших классах (9-11 классы) здоровье учащихся еще больше ухудшается. Увеличение фактической учебной нагрузки в школе (до 6-8 часов) и при подготовке домашних заданий (еще 2-4 часа), не устраненные на предыдущих возрастных этапах отклонения здоровья, недостаток знаний по вопросам его сохранения ведут к тому, что здоровых детей (I группа здоровья) среди старшеклассников почти нет. 2/3 учащихся имеют серьезные отклонения здоровья: хронические заболевания дыхательной, сердечно-сосудистой и пищеварительной систем. Понижение зрения диагностируется более чем у 30 % старшеклассников, снижение слуха - у 5-7 %, нарушение осанки - у 15-25 %. Эти дефекты здоровья не только затрудняют восприятие учебного материала, но и являются причиной низкой работоспособности, ограничивают выбор будущей профессии. К сожалению, учителя и родители часто привыкают к жалобам учеников на вялость, головокружение, ослабление памяти, головные боли, боли в животе, которые являются постоянными спутниками их обучения в школе. Эти так называемые "школьные болезни" создают предпосылки массовой инвалидизации взрослого населения, снижение трудоспособного возраста и продолжительности жизни.

При внеклассных формах работы учитель, воспитатель осуществляют преемственность между учебным и воспитательным процессом и тем самым учат детей беречь свое здоровье. В их обязанности входит: 1) Составление, оформление, разъяснение правил для дежурного по классу, столовой, мастерской, спортивному залу, школе, отряду, лагерю и т. д. , а также контроль за их выполнением; 2) Подготовка и проведение экскурсий, туристических походов, отдыха на природе; 3) Организация деятельности отдыха в группах продленного дня; 4) Обучение гигиеническим правилам в лагерях труда и отдыха, школах-интернатах и контроль за их выполнением; 5) Организация работы учащихся по благоустройству школьных помещений, на пришкольном участке, в подшефных учреждениях, колхозах и совхозах и контроль за их выполнением; 6) Подготовка и проведение праздников здоровья.

Чтобы правильно организовать труд школьников, особенно старших классов, учителю целесообразно руководствоваться основами законодательства по охране труда подростков, учитывать медицинские противопоказания к различным видам работ подростков, консультироваться у “подростковых” врачей в поликлиниках, врачей отделений гигиены детей и подростков территориальных центров гигиены и эпидемиологии.

Праздники здоровья в эмоционально-игровой деятельности школьников

В каждой школе должна быть общешкольная программа "Здоровье". Она включает следующие разделы: повышение медицинских знаний учителей, персонала школы; обучение учащихся сохранению здоровья (урочная, внеурочная формы); оздоровление детей в школе; работа с родителями; праздники здоровья. Для ее реализации используются различные формы деятельности администрации школы, педагогического коллектива, учащихся. Одной из форм обучения школьников основам здоровья является подготовка и проведение дня, недели, месячника здоровья как видов эмоционально-игровой деятельности, которые способствуют закреплению урочного материала. Они повышают уровень знаний учащихся о том, как сохранить свое здоровье, формируют соответствующие навыки. В период подготовки к празднику выявляется, насколько эффективны другие (урочные, внеурочные) формы обучения укреплению здоровья и как высока степень усвоения материала. Совместные действия подсистем "учитель - ученик", "родитель - ученик", "ученик - ученик" раскрывают новые грани понимания того или иного вопроса. Правомерно заметить, что если знания школьников по тому или иному предмету могут быть удовлетворительными, то знания и умения, касающиеся здоровья, должны быть хорошими. Следует учесть и тот фактор, что подростковый и юношеский возраст обуславливает переоценку учащимися своих возможностей, что является причиной недооценки здоровья как высшей ценности человека. Это обязывает учителей, воспитателей, родителей находить убедительные мотивы действий каждого школьника, которые побуждали бы его к укреплению своего здоровья, раскрытию возможностей собственного организма. Важно вовлечь учащихся в процесс подготовки праздников, предусмотрев при этом нагрузку на все органы чувств (зрения, слуха, обоняния, тактильной чувствительности, вкуса) и все виды памяти (моторную, двигательную, слуховую, зрительную, эмоциональную). Это особенно важно при формировании интереса учащихся к своему “Я” – “Я девочка (девушка)”, “Я мальчик (парень)”. Праздники здоровья должны постоянно совершенствовать знания, умения и навыки учащихся сохранять и укреплять свое здоровье. Чтобы достигнуть этой цели, педагогическому коллективу необходимо: пополнять свои знания о возрастных изменениях в организме учащихся; осваивать самим правила физической и гигиенической культуры; уметь оценивать собственные знания и навыки по вопросам здоровья; вызывать у школьников интерес, вырабатывать потребность постоянно заботиться о своем здоровье; убеждать учащихся беречь здоровье как главную ценность личности. Планирование праздников, выбор их тем обуславливается:

Материалом учебных программ, школьных учебников, методических разработок для данного класса (ответственный за праздник учитель должен познакомиться с ним); Показателями здоровья школьников, которые имеются в медицинском кабинете школы в форме листка здоровья класса (анализ конкретных отклонений здоровья позволит подобрать актуальные для детей вопросы, знания и т. д. ); Фактическими навыками здорового образа жизни учащихся данного класса, определяющимися по результатам выполнения ими правил поведения (перечень правил составляется с учетом возраста детей, возможности их выполнения в течение учебного дня); Знакомство с литературой по формированию гигиенических навыков. Тема праздника не должна быть всеобъемлющей. Лучше ограничивать число вопросов и осветить их глубоко, чем поверхностно охватить большой материал. Выбрав тему, классный руководитель либо учитель, отвечающий за праздник, составляет его сценарий, используя при этом рекомендации медицинских работников школы, врачей-валеологов территориальных центров здоровья, социальных педагогов, психологов. Целесообразно привлекать к составлению сценариев учащихся, особенно при подготовке праздников в средних и старших классах. Работа над сценарием обязывает детей просмотреть учебный материал с новых позиций, освоить дополнительную литературу, является темой для обсуждения со сверстниками элементов предстоящего праздника здоровья. Праздник здоровья – итог дня, недели, месячника здоровья, поэтому в период работы над сценарием вся программа предыдущих праздников здоровья уточняется и оформляется в виде специальной наглядной информации. Праздник здоровья может проходить в различных формах: “Путешествие в страну Здоровья”, “Клуб веселых и находчивых”, “Конкурс знатоков здоровья”, “Мама, папа, я – спортивная семья”, “Дискотека здоровья”, “Вечер здоровья” и т. д. Длительность праздника для младших школьников составляет 40-60 минут, и проводиться он не реже одного раза в учебную четверть, для средних и старших – соответственно 90-150 минут 1-2 раза в учебный год. В праздниках участвуют ученики параллельных классов, от каждого класса выделяются команды, в которую могут входить учителя и родители. К их проведению необходимо привлекать каждого школьника, - этому способствуют домашние задания по теме праздника, например написание сочинения на тему “Мое здоровье”, составление перечня действий по укреплению своего здоровья и т. д. , а так же контроль за выполнением правил гигиены всеми учащимися (он может быть проведен накануне праздника). Оценки домашних заданий суммируются и учитываются при подведении итогов праздника. Заранее готовятся оформление и атрибуты праздника, протоколы для жюри с перечнем конкурсов, подбираются разнообразные игры, танцы, эстафеты, продумывается музыкальное сопровождение. В ходе праздника жюри не только оценивает ответы команд, но и комментирует их. В конце подводятся итоги, награждаются победители (важно, чтобы каждый участник праздника не остался без внимания). Рассмотрим примерные программы дня и недели здоровья для младших школьников. Примерная программа дня здоровья:

    Гимнастика до уроков (по классам).
    Уроки “Человек и его здоровье”.

Динамическая перемена на пришкольном участке: после 2-го урока для 1-2 классов, после 3-го урока для 3-4 классов. Обед “Здоровье”.

    Праздник здоровья.

Заседание “круглого стола здоровья” педагогического коллектива. За “круглым столом здоровья” подводятся итоги праздника здоровья, обсуждаются результаты выполнения программы “Здоровья” или ее отдельных разделов, включенных в общий план работы школы, методическая работа учителей, библиотекарей, рассматриваются вопросы повышения квалификации учителей по разделу гигиены, валеологии и т. д. поощряются лучшие учителя.

Примерная программа недели здоровья для учащихся 3-4-х классов

    № п/п
    Мероприятия
    Выполнение
    Ответственный
    1
    Контроль за выполнением дежурных по классу, оценка
    Ежедневно
    Дежурный учитель
    2

Контроль за соблюдением правил личной гигиены учащимися после урока физкультуры, оценка Ежедневно

    Врач, медсестра, учащиеся
    3
    Открытые уроки здоровья:
    В 3-х классах
    В 4-х классах
    Понедельник, вторник
    Врач, завуч
    Врач, завуч, директор
    4
    Динамическая перемена, ее гигиеническая оценка
    Ежедневно
    Медсестра, дежурный врач
    5
    День бегуна
    Среда
    Преподаватель физкультуры, завуч, медсестра, врач
    6
    Сочинение “Мое здоровье” в 4-х классах
    Четверг
    Учитель класса, врач
    7

Методическое совещание учителей по вопросу преемственности преподавания правил личной гигиены учащимся 1-4-х классов Четверг

    Учителя младших классов, врач
    8
    Праздник здоровья “Сам себе доктор”
    Пятница
    Учитель, врач

При подготовке и проведении месячника здоровья программой предусматривается большее количество мероприятий. Кроме названных в программе дня и недели здоровья могут проводиться: консультации медицинских работников школы для родителей на актуальные темы, например “Профилактика утомления учащихся”; цикл лекций для воспитателей по проблемам валеологии;

семинар-практикум для учителей по теме “Взаимосвязь формирования навыков по сохранению и укреплению здоровья учащихся на уроках биологии и физкультуры”; обмен опытом работы школьных кружков “Юный медик”, “Юные учителя здоровья”, “Познай себя”, клуба “Здоровье”, вечеров вопросов и ответов и т. д. между собой. Для всех мероприятий указывается конкретное время (число, час). Месячник заканчивается общешкольным праздником здоровья под девизом, например, “Физкультура, знание и труд – здоровье дают”. Анализ праздников здоровья делается на основе обсуждения всех этапов их подготовки и проведения. Следует учесть замечания и предложения не только организаторов, ведущих, членов жюри, но и детей, участвовавших в праздниках. Внесение исправлений в программы дней, недель, месячников здоровья обеспечивает постоянное совершенствование обучения и воспитания учащихся в форме эмоционально-игровой деятельности, позволяет накопить банк программ, сценариев праздников здоровья для последующего многократного использования их применительно к разным коллективам.

    Примерный сценарий праздника здоровья для детей 6 лет

Поскольку обучение укреплению здоровья целесообразно начинать в детском саду, то школьные праздники для учащихся 1-2-х классов могут проводиться по сценарию детского праздника для детей 6 лет. Праздник проходит под девизом “Чистота – залог здоровья”. Он проводиться с целью формирования у детей сознания того, что здоровье зависит от них самих, а также усвоения ими знаний о здоровье посредством игр, конкурсов, стихов и т. д. Тема праздника определяется девизом.

    Сценарий праздника
    Приветствие команд.
    Конкурс “Чистюли”.
    Конкурс рисунков “Мое здоровье”.
    Танцы.
    Конкурс “Умейка”.
    Комплекс утреней зарядки.
    Подвижная игра.
    Песни о здоровье.
    Стихи о здоровье.
    Эстафета с упражнениями на ловкость.
    Общий танец.
    Подведение итогов, награждение.

В празднике участвуют группы детей 6-7 лет. В числе зрителей могут быть родители, дети из других групп детского сада, а также первоклассники. Место проведения праздника – зал для музыкальных занятий или физкультурный зал – оформляется флажками, шарами и т. д. Вывешивается флаг праздника с эмблемой девиза, вымпелы с надписями конкурсов и указаниями 1-х и 2-х мест, личные награды (медали из плотного картона с отверстиями, через которое продевается ленточка). Подбираются музыкальные инструменты, наборы мелкого спортивного инвентаря, готовится угощение (витамины) в красивых тарелках от доктора Айболита или богини здоровья Гигиеи. Некоторые задания дети выполняют заранее, например, разучивают стихи и песни о здоровье, рисуют. За неделю до намеченного торжества им рассказывают, какие вопросы будет задавать жюри во время конкурсов. В ходе подготовки воспитатель суммирует полученные детьми знания и учит их, как изложить свои мысли четко и понятно, используя материал для школьных детских учреждений, а также материал 3-й части “Человек и его здоровье” из учебника “Человек и мир”. К подготовке и проведению праздника привлекаются медицинские работники дошкольного учреждения. В начале праздника ведущий знакомит присутствующих с его особенностями, подчеркивает, что дети уже научились, как сохранять свое здоровье, и сейчас будут подведены итоги их знаниям и умениям. Затем зачитывается приказ доктора Айболита, представляются члены жюри. Используя протокол, жюри объявляют 1-й конкурс – приветствие команд. Затем следует музыкальная пауза и слово от жюри (важно не только объявить баллы, но и прокомментировать их). Так, последовательно, в соответствии с протоколом, проходят все конкурсы. В конце праздника подводятся итоги, награждаются победители. Следует добиваться, чтобы каждый участник праздника получил памятный знак.

    Протокол ведения праздника
    № п/п
    Название конкурса
    Команда, балл
    Примечания
    1
    Приветствие команд
    2

Конкурс “Чистюля” (накануне оценивается содержание индивидуальных шкафчиков, ящиков, столов, игрушек, книг и т. д. ; в день праздника оценивается внешний вид детей: уши, нос, ногти, руки, платье и т. д. )

    3
    Конкурс рисунков “Мое здоровье”
    4
    Танцы (по одному танцу от каждой команды)
    5

Конкурс “Умейка”: кто быстрее и правильнее, т. е. последовательно оденется на прогулку (оценивается накануне праздника)

    6

Комплекс утренней зарядки (демонстрирует одна девочка от команды)

    7
    Подвижная игра
    8
    Песни о здоровье (по одной песни от каждой команды)
    9

Стихи о здоровье (по одному стихотворению от каждой команды)

    10
    Эстафета с упражнениями на ловкость
    11
    Общий танец
    12
    Подведение итогов, награждение
    Примерный сценарий праздника для учащихся 1-2-х классов.

Праздник здоровья проходит под девизом “Я здоровье сберегу, сам себе помогу”. Тема праздника: правила личной гигиены.

    Сценарий праздника
    Приветствие команд.
    Танец.
    Конкурс “Вымой руки правильно”.
    Стихи, песни о здоровье.
    Эстафета с мячом.
    Конкурс “Класс (команда) Чистюль”.
    Пантомима “Мое здоровье”.
    Домашнее задание “Здоровье”.
    Подвижная игра (эстафета).
    Подведение итогов, награждение.

При подготовке праздника место его проведения оформляется флажками и т. д. , вывешиваются правила дежурных по классу, перечень действий детей по укреплению своего здоровья в школе и дома, рисунки физических упражнений для комплексов утренней гимнастики, гимнастики для глаз, физкультминуток и т. д. В празднике участвуют ребята из параллельных или смежных классов, например 1 “А”, /2 “А” и 1 “Б”, 2 “Б”. Формируются смешанные команды по 7-9 человек, остальные дети являются болельщиками и активными участниками в ходе подготовки к празднику. В качестве зрителей приглашаются родители (они могут принять участие и в организации праздника). Каждая команда имеет свое название и символику, которые в той или иной степени отражаются в приветствии команды. При подготовке танца следует уточнить количество танцующих. При проведении конкурса “Вымой руки правильно” жюри информируется о полном наборе правильных действий при мытье рук: закатывание рукавов; смачивание рук; намыливание ладоней, тыльной поверхности кистей, расстояния между пальцами, запястий, ногтей; смывание мыла и повторное намыливание до пены с повторением всей процедуры; последующее вытирание рук, возвращение полотенца на место; раскатывание рукавов.

Накануне праздника определяется победитель конкурса “Класс (команда) Чистюль”. Специальная комиссия и члены жюри контролируют личную гигиену учащихся, порядок в классе, раздевалке, результаты заносятся в протокол выполнения гигиенических правил. Пантомима может проходить на другую тему, например “Как празднуют дни здоровья Здоровяки и Хлюпики”. Движения пантомимы продумываются и разучиваются при участии преподавателей ритмики и танца.

    Протокол выполнения гигиенических правил
    Выполнение правил личной гигиены
    Класс, кол-во учащихся
    Выполнение правил дежурного по классу
    Класс, балл
    1“А”
    1 “Б”
    1 “А”
    1 “Б”
    Чистота одежды
    22
    25
    Чистота доски
    5
    5
    Чистота носового платка
    15
    20
    Чистота подоконника
    3
    4
    Чистота рук
    28
    28
    Использование мыла
    5
    4
    Правильное хранение верхней одежды в раздевалке
    18
    30
    Проветривание класса
    4
    5
    Итого:
    83
    103
    Итого:
    17
    18

Домашнее задание может быть в форме выполнения комплекса утренней гимнастики либо в форме специальных упражнений на осанку, гибкость, точность прыжка. На конкурсе они выполняются представителями от каждой команды. Упражнения, а также эстафеты и подвижные игры подбираются учителем физкультуры в соответствии с программой физического воспитания. Результаты всех конкурсов записываются в протокол.

Примерный сценарий праздника здоровья для учащихся 3-4-х классов

Праздник здоровья проходит под девизом “Как все успеть” или “Где найти время”. Тема праздника: как правильно работать (учиться), не причиняя вреда здоровью. Учитывая, что состояние здоровья меняется в течении дня, каждый школьник должен составить свой режим дня. Обсуждению вариантов режима дня в игровой форме и посвящается праздник.

    Протокол ведения праздника
    № п/п
    Название конкурса
    Комментатор
    Класс (команда), балл
    Примечания
    1 “А”
    1 “Б”
    1
    Приветствие команд
    Жюри
    2
    Танец
    Учитель ритмики, танцев
    3
    Конкурс “Вымой руки правильно”
    Врач, медсестра
    4
    Стихи, песни о здоровье
    Жюри
    5
    Эстафета с мячом
    Преподаватель физкультуры
    6
    Конкурс “Класс (команда) Чистюль”
    Медицинский работник
    7
    Пантомима “Мое здоровье”
    То же
    8
    Домашнее задание “Здоровье”
    Медицинский работник, преподаватель физкультуры
    9
    Подвижная игра (эстафета)
    То же
    10
    Подведение итогов, награждение
    Сценарий праздника
    приветствие команд.

Домашнее задание: выполнение режима дня; рисунки здоровья; рассказ “Мой выходной”. Конкурс “Выбери полезный отдых на перемене”.

    Конкурс “Игры на перемене”.
    Конкурс “Красивая улыбка”.
    Эстафета с прыжками.
    Конкурс-кроссворд о работе сердца.
    Эстафета на проверку точности движений.
    Конкурс “Доскажи фразу”.
    Общая игра или танец.
    Подведение итогов, награждение.
    Исходя из сценария, составляется протокол для жюри.

При подготовке к празднику здоровья определяется место его проведения (актовый, спортивный зал школы), готовится оформление в соответствии с темой праздника, формируются команды, продумываются их названия и символика. Разрабатывая сценарий, учитель должен обосновать необходимость режима дня на доступном учащимся 3-4-х классов уровне. Дети обычно не любят слово “режим”, так как связывают его с представлениями об ограничительных запретах самостоятельности. Задача учителя – доказать на основе примеров, в том числе упоминая и детей данного класса, что школьник, выполняющий распорядок дня, меньше устает и может использовать выигранное таким образом время на интересные для него занятия. Праздник на данную тему является итогом усвоения соответствующего раздела учебной программы “Человек и его здоровье”. Сведения о режиме дня сообщались детям в 1-2 классах, а в 3-4 классах уже должен быть сформирован навык осознанно выполнять распорядок дня. В сценарий включаются домашние задания.

Написать свой режим дня на всю неделю, включая воскресенье. Задания дается за неделю до праздника. Лучше всего заполнять формы ежедневно в классе под контролем учителя. Накануне праздника учитель собирает выполненное задание и передает жюри для анализа. При анализе обращается внимание на время, отведенное на приготовление домашних заданий, на подвижные игры, занятия по интересам, а также учитывается злоупотребление просмотром телепередач. Подсчитывается число детей, выполнивших режим: а) почти полностью; б) наполовину; в) меньше половины. Нарисовать рисунок на тему “Что я делаю ежедневно для укрепления здоровья”. Задолго до праздника учитель разбирает вопросы по данной теме, используя соответствующие рисунки. Давая задание детям, он просит честно нарисовать только то, что они делают. Написать рассказ “Мой выходной”. При оценке рассказа учитывается не только стиль, грамотность, но и содержание действий ребенка, направленных на сохранение и укрепление здоровья. Оценки домашних заданий передаются жюри и учитываются при подведении итогов конкурса праздника.

    Примерный режим дня ученика… класса…
    Занятия
    Пн.
    Вт.
    Ср.
    Чт.
    Пт.
    Сб.
    Вс.
    Встал
    Сделал утреннюю зарядку (да, нет)
    Позавтракал (время)
    Завтракал в школе (время)
    Большую перемену провел:
    в классе
    в коридоре
    Число уроков
    Вернулся из школы (время)
    Обедал (время)
    Гулял (время)
    Помогал по дому (да, нет)
    Выполнял домашнее задание (время)
    Делал физкультминутки (да, нет)
    Занимался в кружках (да, нет)
    Ужинал (время)
    Чем еще занимался (назвать время)
    Принимал душ (да, нет)
    Мыл ноги (да, нет)
    Чистил зубы (да, нет)
    Лег спать (время)
    7. 30
    нет
    8. 00
    10. 30
    да
    6
    14. 00
    15. 00
    15. 30-17. 00
    нет
    17. 00-19. 00
    нет
    нет
    19. 00
    смотрел телевизор 19. 30-21. 00
    да
    нет
    нет
    22. 00

Для проведения конкурса “Выбери полезный отдых на перемене” готовятся 2 комплекта рисунков, изображающих действия детей на перемене. Выбор осуществляют капитаны команд или член команды, назначенный капитаном, выигрывает тот, кто быстрее и правильнее подберет рисунки. Конкурс “Игры на перемене” состоит в том, что команды демонстрируют одну из игр, в которую они любят играть на перемене. Учитывается точность движений, активность каждого из игроков (игры разучивались на уроках физкультуры). Конкурс “Красивая улыбка” требует полного перечисления правил чистки зубов и последующей демонстрацией действий. Эти правила учитель излагает в течение учебного года. Конкурс выявляет знания и умения сохранять зубы здоровыми. Эстафета с прыжками включает прыжки на одной и обеих ногах с продвижением вперед по ориентирам (резиновые кольца диаметром 30 см) в быстром темпе. Расстояние между ориентирами – 50 см. побеждает та команда, которая быстрее преодолеет выбранное заранее расстояние – 10-15 метров. Конкурс-кроссворд о работе сердца преследует цель закрепить знания о понятиях сердце, расслабление, сосуды, кислород, упражнения, напряжение, мускулы, углекислый газ, легкие. Эстафета на проверку точности движений готовится преподавателем физкультуры в различных вариантах, один из которых выносится на конкурс. В конкурсе “Доскажи фразу” участвуют все дети: первые три фразы досказывают участники одной команды, последующие три – участники другой команды. Приведем пример: Ну, ребята, не зевайте: я начну, а вы кончайте.

    В нашей школе есть закон: вход неряхе… (запрещен)
    Содержи всегда в порядке парту, книжки и… (тетрадки)
    Платье обувь и жилье быть должны как можно… (чище)
    Помогает нам всегда солнце, воздух и… (вода)
    Крепла чтоб мускулатура, занимайся… (физкультурой)

Чтобы хорошо учиться, меньше за день уставать, надо… (режим выполнять) Могут быть использованы и другие фразы, придуманные участниками праздника или взятые из книг.

Примерный сценарий праздника здоровья для учащихся 5-6-х классов

Праздник здоровья проходит под девизом “Сам себе доктор”. Он посвящается теме укрепления здоровья средствами физической культуры. В празднике участвуют все школьники параллельных или смежных классов. В качестве зрителей и членов жюри могут быть учащиеся старших классов.

    Сценарий праздника
    Приветствие команд.
    Конкурс “Что входит в понятие “здоровье”.
    Конкурс “Самый выносливый”.
    Конкурс “Самая гибкая”.
    Конкурс “Самый тренированный”.
    Эстафета с препятствиями.
    Правила личной гигиены после урока физкультуры.
    Номер художественной самодеятельности.
    Домашнее задание.
    Общая подвижная игра, эстафета.
    Подведение итогов, награждение.

В спортивном или актовом зале вывешивается плакат с девизом праздника, выставляются рисунки учащихся на тему “Здоровье”, оформляется “Уголок смекалки” с шарадами и ребусами. Инвентарь подбирается в соответствии со сценарием праздника (аппаратура для музыкального сопровождения праздника и т. д. ) На одежде соревнующихся команд прикрепляются эмблемы названия команд. При подготовке праздника для жюри письменно (в форме карточек) подготавливаются правильные ответы (перечень правильных действий) для некоторых конкурсов. Конкурсы “Самый выносливый” и “Самая гибкая” проводятся с использованием рисунков, определяющих правильность действий. При оценке конкурса “Самый тренированный” определяется: а) частота пульса (измеряют на правом запястье в положении сидя); б) сумма сила правой и левой кисти (измеряют 2 раза, учитывая максимальную величину) в) жизненная емкость легких или (если нет спидометра) разность окружности груди при вдохе и выдохе (измеряют 2 раза, учитывая максимальную величину). Ответ по правилам личной гигиены после урока физкультуры должен содержать следующее: как правильно обмыть руки, лицо, слизистую оболочку полости носа; снять спортивную форму, майку, трусы (брюки), носки, обувь; сложить спортивную форму (спортивную обувь подошвами друг к другу в один целлофановый пакет, тренировочные брюки (трусы) штанина к штанине с последующим закручиванием от пояса, а также сложенную вдвое и скрученную майку – в другой целлофановый пакет. Отдельно должны храниться полотенце (тряпочка) и мыло. Три пакета (с обувью, спортивной формой, полотенцем и мылом) складывается в общий пакет, который школьник приносит с собой в день, когда есть урок физкультуры. При подготовке номера художественной самодеятельности команды уточняют, что именно будут готовить (жюри не сможет оценить разные номера, если одна команда исполнит песню, а другая - танец). Домашнее задание может быть в форме составления “Азбуки здоровья”. Команды выбирают слова, начинающиеся с какой-либо буквы, пишут их на карточке и поясняют. Количество букв может быть ограничено, например 5 (А, Б, В, Г, Д, ) или 10 (А, Б, В, Г, Д, Е, Ж, З, И, К). можно дать одной из команд буквы первой части алфавита, второй – буквы последующей части алфавита. Многократное использование этого задания, выбор из него наилучших ответов позволят составить интересную азбуку здоровья, которой можно пользоваться в разных формах учебно-воспитательного процесса. Праздник открывает ведущий учитель, воспитатель. Он коротко говорит о теме праздника, представляет жюри и объявляет конкурс: приветствие команд. Затем следует музыкальная пауза и слово жюри. Последовательно, в соответствии с протоколом, проводятся все виды конкурсов. Праздник здоровья для учащихся 5-6 классов может быть посвящен и другим темам. Дети уже многое должны знать о своем организме из учебных программ прошлых лет. Например, праздник на тему “Физкультура и здоровье” проводиться после того, как дети не только овладели умением выполнять те или иные упражнения, но и закрепили знания об их воздействии. В ходе праздника целесообразно предложить учащимся такие вопросы и задания: как изменяется пульс при выполнении упражнений и почему?

    о чем свидетельствует время восстановления пульса?

как проверить, что твое здоровье улучшается (отсутствие болезни не означает, что человек хорошо заботится о здоровье)? почему физкультминутка снимает утомление?

перечислите свои действия перед сном в тот день. Когда был урок физкультуры или тренировка; составьте памятку подготовки к туристическому походу;

какие ошибки может допустить дежурный при приготовлении костра на костре?

    Протокол ведения праздника
    № п/п
    Название конкурса
    Комментатор
    Класс (команда), балл
    Примечания
    5 “А”
    5 “Б”
    1
    Приветствие команд
    Член жюри
    2

Конкурс “Что входит в понятие “Здоровье” (вопрос для капитанов) Медицинский работник

    3

Конкурс “Самый выносливый” (выполняет один мальчик от команды) Преподаватель физкультуры, член жюри

    4
    Конкурс “Самая гибкая” (выполняет одна девочка от команды)
    Член жюри
    5

Конкурс “Самый тренированный” (выполняет 1 мальчик от команды) Врач, член жюри

    6
    Эстафета с препятствиями
    Член жюри
    7

Правила личной гигиены после урока физкультуры (1 человек от команды демонстрирует правильное складывание спортивной формы) Врач

    8

Номер художественной самодеятельности от команды (стихи, песни, рассказ, пантомима, танец) Член жюри

    9
    Домашнее задание
    Врач, член жюри
    10
    Общая подвижная игра, эстафета
    Жюри
    11

Подведение итогов, награждение победителей, в том числе авторов лучших рисунков на тему здоровья, школьников. , правильно и быстро разгадавших шарады, загадки в “Уголке смекалки”

В сценарий входят: физкультминутки, подвижные игры с мячом, различные эстафеты, соревнования по легкой атлетике, плаванию, лыжам. Результаты определяются на уроках физкультуры и суммируются на празднике здоровья. При составлении сценария на тему “Красивая осанка и здоровье” используются все аспекты формирования осанки: физические упражнения, укрепляющие мышцы спины и живота, соответствующая росту мебель (стул, стол, парта, жесткая постель, навыки удерживать правильную позу, использование разных рабочих поз. Раскрытие темы “Вкусная еда и здоровье” в сценарии осуществляется через вопросы, задания, действия детей, направленные на выбор наиболее полезных для здоровья продуктов. обращается внимание на частые ошибки детей (недостаточный завтрак или его отсутствие, пренебрежение горячими блюдами, еда всухомятку, на ходу, в транспорте. К празднику делаются рисунки по данной теме, осуществляется набор нужных продуктов, подбираются поговорки, инсценируются сочиненные детьми произведения.

    Праздники здоровья для учащихся 7-8-х классов

Учебными программами по биологии, географии, физической культуре, химии и другим предметам предусмотрен значительный объем материала, позволяющий углубить знания школьников о необходимости ежедневно заботиться о своем здоровье. Например, в разделе, характеризующем различные типы червей, рассказывается о путях заражения глистами, что должно убедить учащихся выполнять правила личной гигиены. В разделе “Класс млекопитающих” говориться о том, что у человека существуют общие с животным миром закономерности, в частности работа различных систем – сердечно-сосудистой, дыхательной, - это обязывает его следовать биологическим законам. Изучение среды обитания животных, сезонных изменений в живой природе, основ экологии дает возможность определить дополнительные направления в деле укрепления здоровья. Сценарии праздников здоровья для данного возраста могут быть построены по прежней схеме, но к составлению и обсуждению их содержания должны привлекаться сами школьники. Можно избрать другую форму, например заседание круглого стола. В небольших докладах учащихся на тему “Из собственного опыта укрепления здоровья” излагается как положительный, так и отрицательный опыт. Целесообразно ограничить круг рассматриваемых вопросов, которые даются предварительно, каким-то одним разделом. В конце заседания ведущим делается обобщение, даются комментарии учителем, врачом, лучшие сообщения поощряются. В докладах на тему “Писатели о здоровье” школьники анализируют художественные произведения с позиций укрепления здоровья, зачитывают прозаические отрывки, стихи. Можно дать музыкальное сопровождение, например “Времена года” Чайковского, 20-30-минутный концерт. На заседании круглого стола по теме “Здоровье и профессия” рассматривается подготовка космонавтов. Ребята изучают программу тренировки космонавтов, показатели их жизненных функций, которые затем сравнивают со своими, а также с эталонами здоровья (стандартами развития и физической подготовленности школьников). Среди ребят выделяются те, состояние здоровья которых в наибольшей степени соответствует эталону, при этом учитываются усилия самого школьника в сохранении здоровья. На заседании круглого стола целесообразно продумать, обсудить и утвердить коллективом правила здоровья класса. В данном возрасте особый интерес представляет праздник здоровья, который завершает лекторий “Секреты здоровья”. Лекторий из 5-7 лекций может быть проведен врачами центра здоровья или врачом школы. Затем ребята, используя рекомендации лектора и предложенную им литературу, составляют сценарий праздника, облекают полученные знания в интересную форму – стихи, частушки, загадки, присказки и т. д. Конечно же праздник заканчивается награждением активных слушателей и участников.

    Праздники здоровья для учащихся 9-11 классов

Совершенствование знаний о здоровье в 9-м классе базируется, прежде всего, на таких учебных предметах, как: "Биология" ("Человек и его здоровье"), которая включает анатомию, физиологию и гигиену; "Основы безопасной жизни"; "Физическая культура"; "Физика"; "Химия"; "География". В 10-11 классах учебной программой предусмотрен раздел "Мой мир", который содержит 5 тем о здоровье и заключительный диспут "Современный человек - это что такое? " Знакомство учителя, классного руководителя, завуча по воспитательной работе с содержанием перечисленных предметов и отдельных разделов учебных программ, освещающих вопросы здоровья, позволит выделить и спланировать на год внеурочную работу по закреплению навыков сохранения здоровья старшеклассников. Такие мероприятия планируются не реже 2-4 раза за учебный год. Это может быть внеклассные часы-семинары, вечера (праздники) здоровья, расширенные заседания клубов "Сам себе доктор", "юные учителя здоровья" и др. Сценарии таких мероприятий составляются либо по схеме 7-8 классов, либо по типу "Клубов веселых и находчивых", либо по произвольной программе. Составной частью каждого мероприятия независимо от его названия должны быть соревнования: в знаниях; умениях (продемонстрировать ежедневные приемы сохранения здоровья, а также оказание помощи в экстремальных ситуациях, при выполнении различных видов труда); навыки здорового образа жизни (оздоровительные действия в режиме дня в семье и в школе).

Примерный сценарий вечера здоровья для учащихся 9-10 классов

Вечер проходит под девизом "Здоровье - главное достоинство Человека". Тема праздника определяется девизом. Соревнуются "знатоки здоровья" параллельных или смежных классов (9-10). Может быть общешкольный вечер старшеклассников. Оптимальное количество человек в команде - 7-9. При подготовке праздника место его проведения - актовый зал - оформляется в соответствии с девизом. Вечер ведет ученик (ученица) - конферансье.

    Сценарий праздника

1. Краткая информация о здоровье учащихся (участников вечера), желательно в юмористической форме с использованием диаграмм, признаков заболеваний и т. д. 2. Приветствие соревнующихся команд.

3. Домашнее задание "Здоровье человека и Закон". В ходе подготовке учащиеся знакомятся с законами, защищающими человека. 4. Блиц вопросы капитанам.

    5. Номер художественной самодеятельности (танец, песня).
    6. Стихи собственного сочинения, посвященные здоровью.

Страницы: 1, 2


© 2007
Использовании материалов
запрещено.