РУБРИКИ

Нравственное воспитание - (курсовая)

   РЕКЛАМА

Главная

Логика

Логистика

Маркетинг

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Международное публичное право

Международное частное право

Международные отношения

История

Искусство

Биология

Медицина

Педагогика

Психология

Авиация и космонавтика

Административное право

Арбитражный процесс

Архитектура

Экологическое право

Экология

Экономика

Экономико-мат. моделирование

Экономическая география

Экономическая теория

Эргономика

Этика

Языковедение

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Нравственное воспитание - (курсовая)

Нравственное воспитание - (курсовая)

Дата добавления: март 2006г.

    Уральский государственный
    профессионально - педагогический
    университет
    Кафедра: профессионально – педагогических технологий
    г. Екатеринбург
    Контрольная работа
    По педагогике.
    ТЕМА: Нравственное воспитание
    (православный аспект).
    Выполнил: Радин М. Г.
    Проверила: Безрукова Л. А.
    г. Сургут
    1998 г.
    План:
    Введение……………………………...……………….... ………2
    Глава 1. Воспитание через урок литературы….... ……. 4
    Глава 2. Воспитание через урок истории отечества…9
    Заключение………………………………………………….... 17
    Литература……………………………………………………19
    ВВЕДЕНИЕ

В самом слове “воспитание” заложен высокий и сокровенный смысл. Воспитывать означает “питать” духовно. В былые времена, когда на Руси в учебных заведениях светом Евангельских истин питали, наполняли душу, изначально закладывали в человеке, личности его высокое предназначение: рожденный по образу и подобию Божию человек всей своей жизнью, всем своим поведением должен был уподобиться Господу; личность формировалась под воздействием строгих христианских норм морали и этим нормам обязан был следовать каждый христианин, независимо от его происхождения. Русские писатели смотрели на жизненные события, характеры и стремления людей, озаряя их евангельской истины, мыслили категориями Православия, и не только в прямых публицистических выступлениях проявлялось это, но и в самом художественном творчестве. * [М. М. Дунаев “Православие и русская литература”]

Питало душу, воспитывало слово Божие, пример святых подвижников православной церкви, чья жизнь была отражена в “Житиях Святых” Дмитрия Ростовского (эта книга для обязательного изучения была не только в учебных заведениях, но и в каждой грамотной русской семье).

Сегодня, когда церковь отлучена от государства и все учебные заведения после мощного атеистического воздействия стали сугубо светскими, как вернуть педагогическому воспитанию его высокий изначальный смысл?

В современном учебнике “Педагогика” под воспитанием понимается как процесс передачи опыта одним поколением и усвоением его другим, обеспечивающий развитие человека. *

Мне кажется, это определение не расходится с теми требованиями, которые предъявлялись к личности в те далекие благословенные времена, когда и государство-то наше в допетровскую эпоху называлась “Святая Русь”, так как идеалом в ту эпоху была праведность, святость личности. Как сегодня, не нарушая основной закон Конституции, напомнить подрастающему поколению об этих святых нормах, как озарить светом Евангельских истин душу растущей личности? На примере профессионального училища №40 г. Сургута я хочу показать системы тех воспитательных средств, которые в этом учебном заведении формируют мировоззрение личности, определяя ее направленный стержень через православный аспект воспитания. Это является, помимо того что учащийся получает среднее образование и профессию, одной из целей, которую ставит перед собой пед. коллектив.

Этот аспект, сразу оговорюсь, нисколько не затрагивает вероисповедание учащихся иной национальности, так как сама система нравственного воспитания личности (православный аспект) осуществляется через систему внеклассных мероприятий (в которых учащиеся участвуют добровольно), через систему уроков литературы, эстетики, истории, предмета “человек и общество”, а так же через уроки традиционной русской культуры.

Ибо сегодня нельзя не согласится с тем, что без соотношения с православием невозможно понять и оценить ни нашу культуру, ни историю Отечества.

    Часть I. Воспитание через уроки литературы.

Совесть утверждалась нашими писателями как основная мера всех вещей. Не внешний жизненный успех, безобидное благополучие– что в литературах западных утверждалось как идеал всех стремлений людей –но совесть как основа основ человеческого бытия. Вот что важно: не частные вопросы, но важнейшие, всеобщие - волновали сознание и душу творцов русской литературы.

    М. М. Дунаев “Православие и русская литература”.

Предмет литература когда-то М. Горький назвал предметом человековедения, а сами уроки литературы, русской словесности Твардовский определил, как уроки нравственного прозрения. Прозреть– значит увидеть ранее не виденное. Сейчас в профессиональное училище приходят очень сложные ребята, чаще те, от которых пытается избавиться школа, не читающие, не интересующиеся книгой вообще, классикой тем более; они не умеют не только писать какие-либо творческие работы, порой они затрудняются излагать свои мысли. Какие цели должен поставить перед собой учитель? Как найти взаимодействие с каждым из учащихся, привлечь его внимание к литературе?

Учитель на уроке ставит нравственную задачу, цель: через соотношение с евангельскими истинами закрепить в сознании, душе учащегося важные нравственные заповеди: не согреши, не лукавь, не иди на сделку со своей совестью. На уроках литературы рассматриваются через изучаемое произведение такие христианские понятия, как грех добродетель, смирение, искушение. Содержание материала –текст произведения, затрагивающий вопрос человеческого бытия, раскрывается на уроках через метод эвристической беседы с учащимися, через умело организованный диспут, в который включаются учащиеся всей группы и даже 2-х групп, если идет литературное соревнование.

Я присутствовал на таких состязаниях и как соревнующийся и как зритель. Здесь применяются всевозможные средства для достижения поставленной на уроке цели. К таковым можно отнести подготовку учащимися рисунков, подготовка вопросов команде-сопернику, вопросы-загадки, инсценировки из пьес. Причем инсценировка может быть сама вопросом.

Все эти средства активизируют мыслительную деятельность учащихся, заставляют осмыслить важный нравственный аспект, формируя вывод: нельзя жить не по совести! Своеволие, уход от воли творца чреват горькой расплатой. Присутствуя на таких уроках, трудно не заметить, что самый не читающий ученик пытается мыслить, просматривает текст в поисках ответа. И такое явление наблюдается на каждом уроке-соревновании.

Так почему же литература должна преподаваться все таки через православный аспект? Новая литература, хотя мы и выделяем ее особо, созидалось на традициях предшествующих веков, традиции же эти были освящены идеалами Православия. Вот главная особенность великой русской литературы: эта литература прежде всего ПРАВОСЛАВНАЯ.

Программа литературы в училище на I курсе нацелена на изучение второй половины XIX века. Открывается она темой “Творчество Островского”.

Есть лишь одна мера хорошего или дурного, мера данная Христом. Эти слова Л. Толстого применимы к поступкам героев романа “Война и мир”: “что дурно? А что хорошо? Что нужно любить, а что ненавидеть? ”–эти вопросы задает себе Пьер Безухов и ищет ответа на них , обретя истину на пути к Богу.

Этой мерой христианского, православного должно измерять сегодня и отечественную классику.

Пьесу Островского “Гроза” –можно считать своеобразной энциклопедией православной жизни. Что такое грех? Как понимать страх Божий? Как объяснить что такое “лукавый смущал” или “гиена огненная”? Все эти вопросы возникают в процессе прочтения пьесы. Чтобы ответь на них нужно обращаться к первоисточникам т. е. в Святом Писании, в трудах духовных отцов Православной Церкви. Отвечая приходишь к выводам, расходящимися с оценкой советской критики.

Пьеса “Гроза” показывает кризис нравственных устоев тогдашнего общества, в котором старшего поколения, утрачивало понимание этических норм морали. Островский сумел почувствовать приближающуюся катастрофу.

В доме Кабановых сведено к нулю, приравнено к ничтожеству мужское достоинство сына, извращено понятие нравственных норм, толкающей на гибель свою подругу. На уроке по пьесе Островского “Гроза” рассматривается через православный аспект причина трагедии главной героини. Вместе с учащимися учитель пытается проследить душевную травму Катерины с момента ее рассказа в доме матери, отмечая не только ее поэтичность, мечтательность, но и гордыню присущую Катерине. Учащиеся замечают, что и молитва Катерины не была глубокой, а поверхностной. Выросшая религиозной, православной семье, Катерина не впитала основы православной веры.

На уроках цитируются строчки из Евангелие. Анализируя суету свидания, преподаватель вместе с учениками наблюдают за душевными муками порядочной, чистой, не устоявшей перед искушением к Борису– ей не в радость! “зачем ты пришел погубитель мой! ”. На уроках используется такой метод как контроль посредством сочинения. Вот отрывок из сочинения одной из учащейся по пьесе Островского “Гроза”. “Я думаю: Катерине не случайно было попасть в чужой для нее дом Кабановых. Все трудности Господь посылает нам как бы в испытание, в изменения себя в лучшую сторону. В Катерине много гордыни, в доме Кабановых надо было учиться терпеть, не рабствовать, а именно учиться уходить от своенравия. Катерина этого испытания не выдержала. Как может верующий человек произнести то, что сказала Катерина Борису: “Возьми меня с собой, ведь все равно уж душу свою я загубила…”

Мне страшно было читать ее признание. Человек не спасает душу, а продолжает губить. Отсюда– один шаг до последней погибели –самоубийства. Когда-то Катерина хотела взлететь до неба, жалея, “…отчего люди не летают так, как птицы”? .. Своим грехом она сама обрезает себе крылья и летит в смертельном полете, но не к Богу, к небу, а в обрыв в пропасть преисподнюю. Да, люди, действительно, свободны в своем выборе. Ведь перед Богом каждый отвечает за себя сам”.

В конце III курса в училище изучают роман М. Булгакова “Мастер и Маргарита”. Этот роман вызывает много споров и разночтений. В православной литературе нет единения на этот счёт. Есть богословы, которые утверждают, что Булгаков написал греховное произведение, исказив Евангельский текст.

Учитель попробует остановиться на проблеме, связанной с темою Мастера и Маргариты. Почему оба они заслужили не свет а покой? Только ли потому, что Мастер отрекся от своего произведения, сломался, хотя и не сдался? А Маргарита хоть и является в романе жертвенной, самоотверженной, но тем не менее переступает Божьи Заповеди? Дело наверно не только в этом.

Жизнь людей, живущих в безбожной стране, где в каждом окне можно увидеть по атеисту, действительно горька.

Мастер единственный писатель, написавший роман о Христе, в трудную минуту к нему не обращается, он, отлученный временем, эпохой, обстоятельствами, от Православной Церкви, не знает, как к Богу придти, как не знали тогда тысячи его современников. Своими страданиями они снимают часть своей вины, освобождаясь от преисподней дьявола, но двери рая, света навсегда закрыты для них. Нужно отдать должное профессионализму преподавателю литературы, который сумел найти подход практически к каждому учащемуся. Это подтверждают сочинения тех же учащихся: “Как не просто на этом свете жить! В свои семнадцать я слишком многое, наверное, познала, от чего-то уже непоправимо себя не уберегла. Но Господь привел меня не случайно в наше сороковое училище города Сургута. И здесь я встретила настоящих живущих в вере людей!

Я благодарна сегодня училищным урокам литературы, беседам на духовную тему классного руководителя…”. Еще одна работа учащейся нашего училища.

    Часть II. Воспитание через урок истории отечества.

Для преподавателя истории на сегодняшний день, по-моему, нет более важной задачи, чем формирование духовно– нравственной личности Отечества. Из доклада преподавателя истории ПУ-40 г. Сургута Ваюты М. И.

Цель преподавателя истории заставить учащихся задуматься о своей сопричастности к истории Отечества, пробудить чувство гражданской ответственности за судьбу Родины.

Жизнь показывает, что невозможно создать гражданское общество обновленной России, не восприняв изначально основ православия. “Взорванные церкви, памятники –это не просто разрушенная культура, это частица нашей души. Опаленная и выжженная история–это не просто утерянные на дорогах лихолетья ценности, но и бездуховность, жестокость нынешних”, -говорит учитель в докладе, ставя перед участниками семинара по истории задачи по переоценки ценностей в обществе. Преподаватель не ставит цель–сделать каждого учащегося глубоко верующим. В жизни каждый выбирает дорогу сам.

Уже на первых уроках учитель пытается создать атмосферу глубокого уважения к образу Отечества. Для этого она обращается к словам отца Святого Иоанна Кронштадского: “Помните, что Отечество земное с его Церковью есть преддверье Отечества небесного, потому любите его горячо и будьте готовы душу свою за него положить. Господь вверил нам, русским, велики спасительный талант Православной веры”. Пользуясь такими приемами преподаватель показывает, что мы наследие великой уникальной православной цивилизации.

Перед учащимися ставится проблемный вопрос –что значит быть русским? Прежде всего нужно только вспомнить “откуда есть наша русская земля”, мы сможем ответить на этот вопрос.

На уроке показывается величие Православия, благодаря которому были соединены разрозненные славянские племена и образован один многочисленный русский народ, была сохранена народность. Но к сожалению, пришедшие со школ многие дети этого не знают.

Учитель считает что, нужно обращать внимание на глубокую сущность всех тех явлений, процессов, которые проходили и проходят в нашей жизни. В большинстве случаев в преподавании истории цитируются только факты.

В теме “Николай II” учащимся предлагается проанализировать всю ту трагедию, которая связана с именем этого человека. Им предлагается “советская” трактовка этого материала, где царь выставляется чудовищем и присущи такие выражения, как “гнилой царизм”, “Россия– тюрьма народов”, “Николай II –враг русского народа” и новая, где необходимо, чтобы учащийся в первую очередь понял, что такое для русского человека было–царь. “Никто против Бога да против царя”, “Один Бог, один государь” - такие пословицы выражали общепринятое, народное отношение к царской власти, народное понимание ее сущности. Власть эта не мыслилась как “административная” , понимание ее было не юридическое, вообще не мирское– оно было связано с духовной основой России – православной верой. Абсолютным центром русской жизни была Церковь –не “учреждение”, а совокупное, соборное единство всех православных. Заботой царя были жизнь и благосостояние православных: царь отвечал за те земные условия, при которых могли осуществляться утверждаемые церковью христианские истины. Царское звание накладывалось на монарха– через церковь –Богом, а не игрой человеческих страстей, не борьбой человеческий не борьбой интересов или другими мирскими обстоятельствами–от того оно и передавалось по наследству: законный наследник был, заведомо, законным царем. Царь и народ одно: “Народ– тело, царь – голова”. Николай II был одним из относительно немногих глубоко верующих людей своего времени. В ходе бурных событий царь остался один. Его постепенно предали и оставили все: интеллигенция, чиновный аппарат, военноначальники. Ради гражданского мира в стране он принес себя в жертву, отрекся от престола–и вскоре был расстрелян в подвале. Цареубийства случались и раньше, по впервые в нашей истории убийство монарха– означало уничтожение самого престола. И люди согласились, что святыни отцов можно отменить, что их нет, что они фикция, связанная с выдумкой о милосердном Боге.

Достоевский сказал: “Русский человек без Христа – проходимец”. На нашей истории это подтвердилось. Для учителя важно провести красной нитью мысль –каждому из нас необходимо восстановить истинные ценности внутри себя, осмыслить свою жизнь.

“Считаю очень важным воспитывать в учащихся чувство гордости за свой народ, Отечество”, - говорит она в том же докладе. Изучая историю Отечества ХХ века, преподаватель, имеет возможность на многих уроках по крохам формировать это чувство.

Например, оценивая Цусимское сражение, многие преподаватели больше говорят о потерях русского флота, о неправильной политике Самодержавия, но значительно меньше о величайшем подвиге моряков, сознательно погибших за Отечество. Ведь все они знали, что идут на верную смерть, и многие просились именно на эту эскадру.

    Особое место занимает тема подвига военного духовенства.

С большим вниманием учащиеся слушают рассказ об отце Михаиле Рудневе с крейсера “Варяг”, смотрят фрагменты с компьютерного диска “русский флот ХХ века, слушают песню “О Варяге” (которую исполняют семинаристы тобольской духовной семинарии), также об иеромонахе Антоние, которого называли душой корабля “Прут”. Он так и остался со своим судном до последней минуты, отказавшись покинуть его в момент бедствия. Свое место в шлюпке отец Антоний уступил другим, говоря на прощание своим духовным детям: “ВЫ молоды, вам жить”.

В те годы коды кода я учился в школе, история преподавалась совсем по другому. Заучиванием дат, зубрежкой материала “советской” трактовки. В училище дается такая тема, как “Последствия революции и гражданской войны”. Митрополит Иоанн Санкт-Петербургский и Ладожский отмечает, что это время широкомасштабного антирусского геноцида, и достижения, и достижение этой цели осуществлялись тремя главными способами. Наиболее активная, образованная и способная часть населения выкашивалась методом жесточайшего террора. Но и этого оказалось мало. В помощь террору был призван искусственный голод, масштабы которого превышали всякое человеческое разумение.

Третьим способом борьбы с народом стали жесточайшие гонения на церковь. Гонения на народные святыни, оказавшиеся возможными благодаря повсеместному террору и голоду.

Так же особое внимание уделяется судьбе патриарха Тихона. Позицию Тихона Бердяев назвал нравственным мученичеством, великим нравственным подвигом во спасение православной русской церкви. Обязательно зачитываются отрывки из его знаменитого Послания, в котором он предал убийц и разорителей России анафеме и призвал Верующих становиться в ряды духовных борцов. В 1922 году газеты публиковавшие списки “врагов народа”, первым назвали имя отца Тихона. Патриарха посадили под домашний арест, где в ночь с 7 на 8 апреля 1925 года патриарх Тихон скончался.

Учащиеся со особым интересом воспринимают материал о храме Христа Спасителя, который был создан как благодарственный Храм–памятник Христу, за победу в войне с Наполеоном. Учащиеся узнают о том, что в Храме походили все юбилеи и торжества. Например, 500-летие со дня рождения Сергия Радонежского, гоголевские дни, приуроченные ко дню открытия памятника великому писателю. В стенах Храма звучали голос Шаляпина, музыка Чайковского. И даже после революции в Храме проходил чрезвычайный епархиальный съезд, а затем и Всероссийский Поместный Собор, где после более 200-летнего перерыва на Руси было восстановлено патриаршество.

Учащиеся приходя из школ впервые, причем с удивлением узнают, что победа в Великой Отечественной войне не обошлось без Божьей помощи.

“Мало кому известно, что митрополит гор Ливанских Илия (Антиохийский патриарх) решил затвориться и просить Божию Матерь открыть, чем можно помочь России”, -говорится в докладе, -“Спустился в каменное подземелье, где не было ничего, кроме иконы Божьей Матери. Владыка не ел, ни пил. Через трое суток ему явилась в огненном столпе Сама Божия Матерь и объявила, что он должен передать определение Божие для страны.

    Должны быть открыты храмы, духовные академии, семинарии.
    Должны быть возвращены священники из тюрем.

Готовилась сдача Ленинграда – вынести чудотворную икону Казанской Божьей Матери и обнести крестным ходом. ” Сталин вызвал митрополита Ленинградского и обещал выполнить все. Знаменитая Сталинградская битва началась с молебна перед иконой, только затем перешли в наступление. Жуков говорил перед боем: “С Богом”. В 1947 году Сталин пригласил митрополита Илию в Россию. Он был награжден Сталинской премией, от которой отказался.

Для достижения целей поставленной перед собой преподавателем используются различные средства и методы. Класс оборудован компьютером, телевизором, видеомагнитофоном, что на много повышает заинтересованность учащихся в учебном процессе. Прекрасно подобран учебный материал, компьютерные диски, видеокассеты. Проведена большая исследовательская работа. Не раз собирались семинары по истории. Все это включает учащихся в активное обсуждение поставленной нравственной проблемы. Видеофрагменты, фотодокументы помогают эмоционально воспроизвести изучаемую эпоху. Результаты в конце занятия подытоживает преподаватель, подчеркивая нравственный аспект проблемы. Это же можно отнести и к преподаванию уроков литературы.

    Заключение.

Признаться честно, берясь за выполнение курсовой, моей целью было получение какой-нибудь оценки, но поработав с преподавателями нашего училища, я в корне переменил свое решение. Я узнал много нового и интересного, не говоря о том, что это полезная информация для дальнейшего моего развития. В училище очень хорошо поставлена внеклассная работа, которая тоже направлена на нравственное воспитание в духе православия. Я повторюсь, участие в этих мероприятиях учащиеся участвуют добровольно и нет ущемления прав подростка если он причастен к другой религии.

Учитывая календарные Православные праздники в училище составлен план на весь год план по классным часам и внеклассным мероприятиям. Проводятся радиолинейки рассказывающие о православных праздниках и не только.

Систематически провидятся с духовно –просветительской целью, например в Тобольск к мощам Иоанна Тобольского, в Тобольский кремль, знакомство с семинарией.

Вот сочинение одной нашей ученицы, участницы поездки в Тобольск: “Раньше я жила как бы с закрытыми глазами. Поездка в Тобольск меня разбудила. Подготовка к первой в жизни исповеди, сама исповедь, встреча с мощами Иоанна Тобольского– перевернули меня.

Нельзя жить только для плоти. У нас есть душа. О ней нельзя не думать. Как много и часто мы грешим, жизнь праведников нам напоминает– нельзя жить не по совести”. Литературный, фольклорный кружки, театральная студия готовят целый комплекс мероприятий: от литературно - музыкальных композиций, театральных инсценировок до семинаров, конференций, проводимых самими учащимися.

Огромную помощь оказывает в организации таких мероприятий оказывает преподаватель традиционной русской культуры Ложкин А. Н.

Не раз в училище приезжали семинаристы из Тобольской духовной семинарии. Можно наблюдать на сколько вызывает живой интерес у наших “ПТУшников” общение с семинаристами. Это видно по вопросам которые задают ученики. Правильный ли путь избрало наше училище? Те ли цели и задачи поставило ли оно перед собой? Нужно ли это нашим учащимся, которых мы выпускаем в жизнь? Я хочу ответить на эти вопросы еще одним отрывком из сочинения учащегося, выпускника 1998 года. Почему именно этим? Мне кажется что это будет видно из содержания отрывка:

“ Не без содрогания я вспоминаю свой недавний путь: подвалы, наркотики, дурман. Теперь я точно знаю это наваждение демонов. Человек добровольно вступает сними в контакт и уже не во власти на собой. Учеба, дом, мамины слезы–все как в тумане. Тебе не интересно жить, тебя все сильнее затягивает черная дыра.

Я был близок к самоубийству. Меня спасла Вера. Я принял крещение. С глаз, с души как бы спала пелена. Бог не оставил меня, и я стал потихоньку выкарабкиваться.

Приходил в Храм, стоял в стороне и чувствовал; в меня что-то входило, помню слезы душили когда я шептал: “Спаси меня Господи”.

Я чувствовал не только облегчение –очищение, только недавно я увидел как постарела моя мать, а раньше я никого не замечал. Спасибо училищу за его уроки, я их не забуду. Я еще к Богу только иду. Хочу уйти в армию. Если сможете поверьте я– другой”.

    Литература

Безрукова В. С. Педагогика, Екатеринбург; “Свердловский инжинерно-педагогический институт”. 1994 г.

    Бердяев Н. О самосознании, М; “Русская книга”. 1996г

Ваюта М. Н. Доклад “Нравственное воспитание на уроках истории” Сургут. 1997 г. Дунаев М. М. Православие и русская литература, М; “Христианская литература”. 1996г

    Сочинения учащихся


© 2007
Использовании материалов
запрещено.