РУБРИКИ

Образовательная программа школы: назначение, содержание, участие учителей и учащихся в ее разработке - (диплом)

   РЕКЛАМА

Главная

Логика

Логистика

Маркетинг

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Международное публичное право

Международное частное право

Международные отношения

История

Искусство

Биология

Медицина

Педагогика

Психология

Авиация и космонавтика

Административное право

Арбитражный процесс

Архитектура

Экологическое право

Экология

Экономика

Экономико-мат. моделирование

Экономическая география

Экономическая теория

Эргономика

Этика

Языковедение

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Образовательная программа школы: назначение, содержание, участие учителей и учащихся в ее разработке - (диплом)

p>Направленность образовательной программы – это обобщённое, идеальное определение результата –итога (цели) реализации образовательной программы, от которого зависит её содержание, методы, технологии, формы организации образовательного процесса. Обязательный минимум содержания каждой основной образовательной программы устанавливается соответствующим образовательным стандартом. Согласно Закону “Об образовании”, общеобразовательные программы направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ. Профессиональные образовательные программы направлены на решение задач последовательного повышения профессионального и общеобразовательного уровней, подготовку специалистов соответствующей квалификации (ст. 9). Результаты освоения обучающимися содержания образовательных программ зависят от ступени обучения (уровня программы), но в любом случае это определённый, унифицированный объём предметных знаний, умений, навыков, гарантирующий личности социальную адаптацию и профилизацию.

Данный аспект определения направленности образовательной программы на итог в связке“цель-результат”повлиял на создание модели подхода к оценке деятельности образовательного учреждения, её эффективности, в которой доминирует знание конечного результата образования. Необходимо соотносить уровень и направленность образовательной программы с учебными планами, расписанием занятий, классными журналами, что подтверждает фактическую реализацию данной программы. Проведение же итоговых, тестовых и других срезовых работ поможет выявить уровень подготовки учеников и реализацию образовательной программы.

Оценивать образовательную программу учреждения можно через сравнение поставленных перед ней задач (целей) и достигнутыми результатами. Естественно, что формулировка цели образовательной программы должна быть предельно проста, настолько точна и определённа, чтобы можно было однозначно сделать заключение о степени её реализации и построить вполне определённый дидактический процесс, гарантирующий её достижение в заданное время, (см. Беспалько В. П. ). Сожалению, данная формулировка цели не совсем подходит в образовании. Нельзя исключать из образовательного процесса живого человека (педагога, ученика), со всеми нюансами его характера, настроения, темперамента и т. д.

Кроме того, в практике есть масса примеров, когда чётко поставленные цели не давали результатов или приводили к непредсказуемым результатам. Поэтому, говоря о результатах деятельности образовательного учреждения, необходимо помнить о степени активности или пассивности участия самих обучающихся, их желания достижения результатов, а также того, что на результаты влияет множество иных, косвенных факторов. Очень часто результат не всегда проявляется сразу, –эффективность педагогического воздействия может актуализироваться спустя несколько лет. Поэтому связка“цель – результат” не должна трактоваться прямолинейно и упрощённо. Образованию присуща причинно –следственная неопределённость, а соотношение целей образования и его результатов многовариативно.

Цель отдельного учебного занятия, цель образовательной программы конкретного педагога может быть и должна быть сформулирована конкретно, однозначно, а значит–диагностично. Но чем выше уровень управления образовательным учреждением, тем больше вариативность, неопределённость системы и тем более общими должны быть цели. Следовательно, и выводы о соответствии результатов поставленным целям могут быть получены только через комплексный анализ данных (результатов, процесса, соотношения начального и конечного состояния системы) по всем направлениям социально–педагогической деятельности учреждения, а не через простое сравнение формулировки цели, принимаемое за некий эталон, и искусственно выделенных итоговых результатов её реализации.

В Законе “Об образовании”сформулированы общие требования к содержанию образования. Они обязывают все учреждения образования в своей программной деятельности (направленности образовательных программ) ориентироваться не только на цели сохранения и воспроизводства гражданско-профессионального потенциала общества, но и на следующие цели:

Обеспечение самоопределения личности, создание условий для её самореализации; Развитие общества;

    Укрепление и совершенствование правового государства.
    При этом содержание образования должно обеспечивать:

Адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры общества; Формирование у обучающихся адекватной современному уровню знаний картины мира; Формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленное на совершенствование этого общества;

    Интеграцию личности в национальную и мировую культуру;
    Развитие кадрового потенциала общества.

Содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами, независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений (ст. 14).

Это и есть основная миссия системы образования в Российской Федерации, которая задаёт общую направленность образовательных программ, реализуемых всеми образовательными учреждениями на территории РФ.

Данный подход меняет смысл соотношения направленности, уровня образовательной программы и стандартов, серьёзно обостряя проблему возможности чёткой формулировки каких либо эталонов, связанной с эталонной моделью выпускника. Становиться совершенно очевидно, что невозможно составить единую, нормативно определённую для всех учреждений модель выпускника и через сравнение с нею выпускников образовательных учреждений оценивать все составляющие элементы образования. Деятельность образовательного учреждения слишком сложна и все её многоплановые результаты не определяются в одинаково строгих параметрах количественного измерения. Ещё большей сложностью характеризуется система образования в целом, и поэтому второй аспект определения направленности образовательных программ принимается априорно, как само собой разумеющееся. Направленность образовательных программ учреждения определяется его целью, или тем“ядром ценностей”, который называют миссией. В этом самостоятельном выборе своего предназначения учреждения образования отличаются одно от другого, даже если они одного вида.

Миссию можно описать как совокупность целей и связанных с ними убеждений, отношений и направлений деятельности, характерных для данного образовательного учреждения. Иногда эту совокупность целей называют также концепцией образования или ядром ценностей.

Значение выбора миссии для образовательного учреждения нельзя преувеличивать, ибо с ним напрямую связан выбор вида и образовательной модели учреждения. В определении миссии отмечается связь общих целей с убеждениями, взглядами и деятельностью тех, кто организует, отвечает, обеспечивает образование в учреждении. Убеждения, в свою очередь, зависят от системы ценностей людей, их взглядов на образование вообще, и от тех организационных ситуаций, в которых люди действуют. Поэтому осознанный выбор миссии означает не просто признание и продолжение учреждением благородных школьных традиций, а его принятие в качестве конкретных направлений своей работы.

В миссии коллектив учреждения выражает своё понимание организации образования, свой“стиль”и культуру, поэтому форма выражения должна быть ясной, доступной для понимания родителей, детей, тех, кто выбирает для себя образовательное учреждение. Определение миссии должно быть понятно также всем сотрудникам учреждения. Случается так, что порой большая часть коллектива не имеет ни малейшего представления о миссии вверенной им школы.

Слишком абстрактное определение общих целей может по-разному толковаться, комментироваться и привести к противоположным направлениям в деятельности педагогов, а порой и к их столкновению. В такой ситуации трудно не только формулировать прогнозы на будущее, но и проектировать последовательность тактических действий.

Функции миссии учреждения образования можно разделить на внешние и внутренние. Внешние функции связаны с тем, чтобы дать ясное понятие о том, что представляет из себя учреждение, родителям, детям, другим учреждениям образования в окружающем социуме, учредителям, рынку труда, организациям и предприятиям, а также о преимуществах профиля учреждения.

Внутренняя функция миссии состоит в создании рамок, в которых можно принимать важные решения, обеспечивая определённое единство образовательных идей и приоритетов (направленность образовательных программ), слаженное сотрудничество, взаимодействие педагогов с целью повышения качества образования в учреждении.

В каждом конкретном случае определение миссии может отличаться уровнем детальной проработки или лаконизмом выражения, но очень важно, чтобы оно вырабатывалось коллегиально и стало показателем коллективной компетентности. Тогда принятие любого решения, новой методики работы, инновационной программы или технологии будет приниматься по соответствии его миссии учреждения, организационной культуре и стилю образования.

Другой не менее важной особенностью образовательного учреждения является влияние его сложившейся внутренней культуры на состояние и результаты образовательного процесса.

Большинство учреждений образования стремятся отличиться особыми, уникальными условиями организации педагогического процесса, психологическим климатом в коллективах, материально-техническим обеспечением, эстетическим вкусом, активностью участия в жизни города, микросоциума и другими чертами. Совокупность этих условий вместе с культурой образуют неповторимый уклад жизнедеятельности учреждения.

Культура образовательного учреждения –это уникальная, многослойная система норм, традиций, стилей поведения, способов деятельности и мышления, менталитета. Её создателями и носителями являются все участники жизнедеятельности учреждения: администрация, педагоги, дети, их родители, сотрудники и т. д.

Культура учреждения –это феномен, которому обучаются, прежде чем становятся его составной частью, но она обладает незначительной динамикой. Как правило, культурные изменения происходят очень медленно и требуют времени. Они являются результатом процесса ориентации, адаптации, ответом на внешние воздействия.

Культура определяет стандартные пути решения проблем, способов организации внутренней и внешней взаимосвязи, приёмы овладения нестандартными, изменившимися ситуациями. И поэтому культура учреждения имеет фундаментальное значение для выбора им направления развития, управления стратегическим планированием.

Образовательные программы рождаются, осуществляются и приносят определённые результаты в конкретном укладе жизни учреждения, в особом сочетании обстоятельств, условий, средств, запросов, индивидуального потенциала участников педагогического взаимодействия, стиля их взаимоотношений. Именно это превращает процесс работы педагога над программой в авторское творчество, а сочетание, “композиция”программ педагогов в структуре педагогического процесса всегда будет неповторимо.

Культура учреждения и выбор миссии, –специфические критерии для установления целостности образовательного учреждения, его системной определённости (статуса). (См. Приложения). Принятие связки “миссия – направленность”означает для образовательного учреждения необходимость чёткой и ясной формулировки долгосрочной стратегии в отношении качества образования. Определение качества и способов его контроля является функцией самого учреждения, а для этого важна строгость понимания цели. Основной целью для деятельности образовательных учреждений, несомненно, является личность выпускника, позитивные изменения в обществе. Общие устремления, ориентиры образовательного учреждения, его миссия связаны с моделированием образа выпускника данного учреждения– “образа желаемого будущего результата”. Очевидно, что школьные предметы и дисциплины, учебные специальности, профили деятельности, которые составляют структуру учебного плана и соответствующее ему содержание образовательных программ, только приблизительно и предельно условно могут выразить эту стратегическую направленность образования. Ещё более условно моделируется качество выпускника через схему преемственной связи ступеней образования, образовательных цензов или расчёт объёма учебного материала, количественного набора личностных качеств, которые за определённое время в определённой последовательности должен усвоить каждый учащийся. Несомненно, что реализация цели развития личности, её способностей самоопределения и самореализации зависит от множества объективных факторов, но и в большей степени она определяется продуктивностью использования опыта и ресурсов самой образовательной системы, признанием права определения своих целей (направленности) самим учреждением с последующей дифференциацией (индивидуализацией) этих целей на уровне обучающегося и педагога. Утверждение такого права является принципиальным для практического осуществления вариативного образования, для эффективности включения широких возможностей учреждений дополнительного образования в реализацию стратегических целей системы образования.

В Законе “Об образовании”, и в нормативных документах при характеристике образовательной деятельности и образовательных программ, также используется понятиенаправление: направление образования, направление деятельности или программа экологического направления, направление гумманитаризации и пр. Что представляет собой направление развития? Направление развития – вектор изменения, маршрут с конкретными внутренними этапами, “шагами”, способами, приёмами, условиями движения к определённой цели на основе главных ценностей, общих устремлений и приоритетов. Направление образует пространство осуществления содержания, облекает его в форму, структурирует, “производит”конкретные результаты. Движение по выбранному направлению требует продуманности, связанности действий, согласованности. В направлении цель формулируется строже и результат её очевиден.

Каждое учреждение образования выстраивает свою сложную педагогическую систему, исходя из норм и традиций своей культуры, убеждённо следуя осознанному выбору основных ориентиров и миссии, определяя структуру образовательного процесса, его общее содержание, организацию и технологию.

Внутри этой системы в соответствии с определенными целями и задачами действуют структурные подразделения или отделы учреждения, имеющие свои комплексные, модульные, интегрированные программы, отдельные группы, объединения детей и педагогов. Содержание образовательного процесса учреждения осуществляется через множество отдельных образовательных процессов, внутри которых педагоги, дети и родители достаточно самостоятельно определяют конкретные цели, задачи, содержание и методику своего взаимодействия.

Составить законченный перечень направления образовательных программ или их совокупности в одном учреждении не представляется возможным. И не только потому, что отсутствует единое информационное поле или система мониторинга, но и потому, что творчество педагогов и самодеятельность учреждений безграничны. Всё чаще стали появляться образовательные программы педагогов или новые образовательные программы учреждений, которые не вписываются в традиционный набор направлений школьной деятельности. Это и курсы лекций по истории мировых религий, и программы социальной психологии и психологии общения, интегрированные программы по культуре, искусству и риторике, исключительные по своей многомерности влияния на человека программы информационных технологий и пр.

Учитывая эти очевидные изменения и предполагая их накопление в будущем, следует сегодня закрепить это положение общим признанием различия направленности и направления образовательной программы с приоритетом её направленности, как смыслового центра, к которому устремляются все“точки”, процессы, части совместной деятельности педагога и ребёнка. Направление образовательных программ, модель и характер их взаимодействия в конкретном учреждении и в системе образования социума (города, района, региона и пр. ) составляют конкретную структуру и полноту образовательного процесса субъектов образования.

    8. Формирование цели образовательной программы.

Формирование цели образовательной программы –фундаментальное понятие в теории деятельности, широко используемое в последние годы в образовании, представляет собой образ будущего результата деятельности. Целеполагания реально интегрирует различные действия в конкретную систему цели, средства и результата.

Процесс выработки цели предполагает активное функционирование всех факторов определения деятельности–потребностей, интересов, стимулов, мотивов и т. д. Центральный пункт Целеполагания–определение цели через средство. Цель без определения средства не есть ещё подлинная цель, в этом состоянии она лишь первоначальный мыслительный проект, не приобретший реальной опоры в самой действительности. Только будучи детерминированной, через конкретное средство в процессе Целеполагания, цель приобретает законченную форму, и становиться действенным фактором в развитии учреждения. Поиск связи названных факторов исключительно сложен, требует ответственности, творческого отношения и инициативы.

К сожалению, у большинства педагогов недостаточен опыт целеполагания, поскольку традиционно в нашей стране цели задавались извне системы образования и субъектам образовательного процесса не приходилось самостоятельно заниматься целеполаганием.

При формировании цели самим субъектом важен выход за рамки сложившихся представлений, нешаблонный подход, обеспечивающийся творчеством субъекта. Государственные образовательные стандарты (федеральные и региональные компоненты) для образовательного учреждения являются заданными извне целями, они выступают в виде требований или задач, поставленных образовательному учреждению государством.

Цели самого образовательного учреждения вырабатываются и определяются ими в результате внутреннего развития, активности его коллектива. Конкретная цель представляет собой идеальный образ предмета непосредственной деятельности. Абстрактная цель даёт общее представление о некотором идеале, ради достижения которого, в конечном счете, осуществляется процесс образования. Очевидно, что чем более высоко в иерархии системы образования задаётся цель, тем более абстрактна она будет. И наоборот, наиболее конкретные цели задаются образовательным программам конкретных школ и учебными планами и программами конкретных учителей.

Таким образом, становится понятным, почему государственные стандарты федерального и регионального уровня всегда будут содержать некоторый инструмент абстрагирования целей.

Итак, в технологии разработки образовательной программы общеобразовательного учреждения в условиях вариативности и дифференциации содержания образования цель выступает как организующее, определяющее начало в процессе созданий оптимальных условий для развития школьников и повышения качества образования. 9. Легитимизация образовательной программы.

Легитимизация образовательной программы –это процедура общественного признания, обоснования, объяснения и оправдания законности управленческих решений, предусмотренных в образовательной программе. Легитимизация есть не только продукт, но и субъект взаимоотношений различных социальных групп образовательного процесса. Она впитывает в специфической форме социальное влияние, роли, убеждения, призвана способствовать согласию субъектов образовательного процесса, укреплению авторитета администрации образовательного учреждения.

Легитимизация образовательной программы, где интересы людей имеют доминирующее значение, непременно распространяется на цели и средства, принимаемых администрациями школ решений, на способы их осуществления. Таким образом, учитывается демократическая социальная необходимость править с согласия и одобрения народа. Причём, в процессе правления принимает участие не только педагогический коллектив школы, но и ученики, их родители.

Современная процедура легитимизации образовательной программы школы представляет собой обращение администрации образовательного учреждения к ценностям и интересам детей, родителей, работодателей, их общностей и так далее, с точки зрения действительного улучшения качества образовательных услуг.

    10. Реализация образовательной программы

Реализация образовательной программы рассматривается как включение социальных регуляторов, направленных на смену определённых школьных явлений или отношений. В соответствии со структурой образовательной сферы можно вычленить следующие типы реализации образовательной программы:

Формирование и развитие социальных общностей в образовательном процессе, усиление или ослабление взаимосвязей в них, т. е. процессы интеграции или дезинтеграции;

Изменение характера взаимоотношений между общностями в образовательном процессе;

Изменение различных социальных качеств, характеристик общностей в образовательном процессе и охватываемых ими индивидов, рост или снижение образовательного и культурного уровней, общественной ответственности и активности.

Изменения в условиях педагогического коллектива образовательного учреждения (улучшения, ухудшения или иные преобразования в них).

Изменение социальных потребностей и интересов участников образовательного процесса, даже их образа жизни;

Возникновение, развитие, исчезновение, преобразование социально –организационных структур в общеобразовательном учреждении, усиление степени их организованности или дезорганизации, функциональности или дисфункциональности; Улучшение или ухудшение социально – психологического климата в тех или иных социально – групповых и социально – организационных общностях участников образовательного процесса; Возникновение, изменение, исчезновение микросоциальных норм конкретного образовательного учреждения;

Возникновение, развитие, усиление, ослабление, изменение, исчезновение микросоциальных движений конкретного образовательного учреждения; Изменение в системе отношений между общностями образовательного процесса и отдельными личностями, усиления или ослабления школьного контроля, помощи или защиты со стороны образовательного учреждения конкретно каждому школьнику; Изменение социального статуса участников образовательного процесса в школе; Изменение в общественном мнении, в оценках образовательного учреждения и результатов его деятельности.

Результаты реализации образовательной программы общеобразовательного учреждения разделяются на прямые и побочные и совершаются в трёх возможных формах: Объективной, т. е. форме последовательного изменения состояния образовательного учреждения;

Субъективной или деятельностной, т. е. в форме последовательных действий администрации образовательного учреждения;

Технологической, т. е. в форме соблюдения, осуществления определённой технологии, алгоритмизации, процедуры последовательных действий всеми участниками образовательного процесса в школе.

    11. Анализ реализации образовательной программы

Факторный анализ широко используется в социальном управлении, где в принимаемых решениях учитываются факторы, деятельность социальных групп, коллективов, больших и малых общностей, личности. В качестве факторов выступают характер и содержательные условия труда и быта, образовательный и квалификационный уровень людей, их социально– демографические характеристики, ценностные ориентации и т. п. Анализ реализации образовательной программы направлен на оценку фактического состояния образовательного учреждения, его состояния, оценку конкретной ситуации, проблемной характеристики. Результатом анализа реализации образовательной программы является описание образовательного учреждения в системе показателей. Необходимое условие–наличие норм, нормативов, ориентиров анализируемой сферы образования, служащих основой социального измерения используемых показателей. Одним из таковых нормативов–ориентиров должны выступать государственные образовательные стандарты, их федеральные и национально– региональные компоненты.

Анализ играет первостепенную роль в формировании и развитии образовательной программы школы. Как важный методологический инструмент, анализ обогащает администрацию и педагогический коллектив образовательного учреждения необходимыми теоретическими и эмпирическими знаниями. В рамках анализа необходимо на научной основе изучить общественное мнение о состоянии дел в школе, определить рейтинг административных лидеров и педагогов, оценить состояние морально– психологического климата в образовательном учреждении. Источниками информации для анализа выступают формализованные и полуформализованные интервью, наблюдения, игровые формы получения информации об образовательном учреждении.

    Структура анализа сводиться к трём элементам:

Оценка реального состояния образовательного учреждения или режима его работы. Она осуществляется на основе заранее определённого набора показателей, создающих поле для дальнейшего анализа;

Определение эталонного (нормативного) состояния школы или режима её работы; Определение меры расхождения эталонного и реального состояния образовательного учреждения. На этой основе закладываются управленческие решения в новую образовательную программу образовательного учреждения.

Для выявления эталонного состояния школы используют следующие подходы: Нормативный –в качестве эталонного состояния образовательного учреждения задаётся его нормальное состояние, рассмотренное с точки зрения целей образовательной программы;

Ситуационный –в качестве эталонного состояния выступает то состояние образовательного учреждения, которое адекватно ситуации, в которой действует образовательное учреждение, реализуя образовательную программу;

Ситуационно–нормативный –в качестве эталонного состояния задаётся то состояние образовательного учреждения, которое отвечает целям деятельности системы образования в целом и соответствует реальной ситуации.

В анализе выделяется ряд этапов. Первый –ознакомление с итогами и постановка задач, выделение характера диагностируемых ситуаций, параметров, выбор показателей и методик. Второй–измерение и анализ показателей. Построение выводов, заключение, основанное на анализе.

Целесообразно придерживаться ряда условий, с помощью которых образовательная программа учреждения будет более эффективно претворяться на практике. 12. Практические рекомендации по работе над созданием образовательной программы.

    Характеристика свойств:
    актуальность цели;
    убедительное обоснование;
    легкость и гибкость внедрения;
    теоретическое и методическое обеспечение;
    профессиональная грамотность и практический опыт;
    единство объекта и субъекта, процедур и операций.
    Признаки:
    разграничение;
    разделение;
    расчленение процессов на поэтапность;
    координация этапов процесса;
    однозначность выполнения процедур;
    Содержательность:
    обоснованность степени сложности;

наглядность элементов структуры, особенности их строения и закономерности функционирования;

каждое действие должно иметь свою систему конкретных показателей, изучение и диагностика их состояния, управление им.

Для подготовки программы директор и администрация школы должны создать рабочую группу из наиболее компетентных и опытных преподавателей. Желательно пригласить в состав рабочей группы преподавателей вузов, ученных, с помощью которых программу можно адаптировать под требование вузов, предъявляемых абитуриентам. Тем самым можно сократить ту пропасть, которая возникла сегодня между предоставляемыми образовательными услугами средней школы и требованиями высшей школы.

Наиболее оптимальным вариантом является деление рабочей группы на подгруппы, каждой из которых поручается определённая часть программы. Далее они объединяются в первоначальный проект и дорабатываются уже совместно, причём необходимо учитывать все замечания и предложения, высказываемые в процессе обсуждения.

Обсуждение проекта программы необходимо провести на педагогическом совете, чтобы каждый педагог мог высказать свои соображения по ней, так как реализаторами программы является весь педагогический коллектив. Это может послужить повышению мотивации преподавателей, её будущих исполнителей. Откорректированную программу необходимо утвердить на расширенном заседании педсовета (желательно приглашение представителей родительского комитета, учредителей, членов ученического самоуправления и т. д. ), получить рецензии от компетентных лиц (директоров школ, представителей окружного комитета образования и т. д. ) и направить на рецензирование (заключительную экспертизу). Экспертами могут являться учёные, преподаватели вузов, специалисты в области образования– компетентные и объективные специалисты.

Реализация возможностей даже самой идеальной образовательной программы будет невозможной без создания организационной структуры и механизма управления. Для управления реализацией программы можно, и очень часто используется, действующая в школе структура управления (линейно-функциональная). Этот вариант является недостаточно удачным, так как наряду с выполнением функций по обеспечению учебно-воспитательного процесса устанавливаются задания, связанные с реализацией программы развития. Данные структуры работают в стабильных условиях с отлаженными горизонтальными связями, когда нет проблем с их координацией, но в нестабильных условиях, при решении нестандартных задач вся тяжесть выполнения функций координации ложиться на руководителя. Более приемлемым вариантом является создание специальной (целевой) структуры, действующей параллельно с функционально-линейной, но имеющий временный характер.

Для успешной реализации программы руководители всех уровней целевой структуры должны четко определить, какие результаты, и к какому сроку необходимо выполнить участникам реализации программы, взяв это не под одноразовый, а под постоянный контроль.

Ход работы по реализации программы контролируется с помощью периодических заседаний ответственных исполнителей, целевых руководителей и рабочих групп. 13. Заключение

Правильно разработанная образовательная программа не является панацеей от всех ошибок и сбоев, которые происходят в школах, вставших на путь инновационного развития. В связи с тем, что мы живём и работаем в“форс-мажорное”время, безошибочно запланировать будущее крайне трудно, но без систематизации и плана действий школа уподобиться слепцу, балансирующему на канате над пропастью.

Рассмотренные общие подходы к созданию технологии разработки образовательной программы общеобразовательного учреждения отнюдь не являются идеальными, это лишь субъективная точка зрения. Образовательная программа школы выступает как элемент социальной технологии и представляет собой комплекс приёмов достижения социально полезной цели–обеспечения эффективного взаимодействия в реализации интересов всех социальных групп образовательного процесса (школьники, их родители, педагогический коллектив и администрация образовательного учреждения, муниципальные и государственные органы власти). Не менее важной целью образовательной программы должна служить её ориентированность на требования, предъявляемые сегодня вузом. Базисный образовательный стандарт, а не репетитор должны связывать школу и институт.

Смысл и ценность образовательной программы учреждения в том, чтобы выразить целенаправленность образовательного процесса в учреждении, определить себя как живой единый организм, целостную педагогическую систему, где каждый элемент, часть, сохраняя свою особенность, работает вместе с другими в слаженном ритме, продолжая и поддерживая друг друга.

    ЛИТЕРАТУРА
    Бабанский Ю. К. Оптимизация процесса обучения. М. , 1997.

Баранников А. В. Основные направления организации образовательного процесса (Информация. Анализ. Предложения. ) М. , 19993.

Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. М. 1989. Вершловский С. Г. Эффективная школа. СПб. , 1995.

Евладова Е. Б. , Николаева Л. А. Развитие дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях. М. , 1996.

Закон Российской Федерации “Об образовании”. Постановление Верховного Совета РФ от 10. 07 1992. Карстанье П. , Ушаков К. Управление в образовании. Проблемы и подходы. М. , 1995. Лазарев В. С. , Поташник М. М. Как разработать программу развития школы. М. , 1993. Лебедев О. Е. и др. Петербургская школа. Теория и практика формирования многовариативной образовательной системы. СПб. ,1998.

    Майоров А. Н. Мониторинг в образовании. СПб. , 1998.

Разумовский В. Г. Государственный стандарт образования супердержавы мира 2000г. (Педагогика, 1993. -№3).

Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. М. 1998. Приложение №1.

    Программа

развития средней общеобразовательной “Школы–лаборатории № 351” Программа утверждена заслуженным учителем РФ, канд. педагогических наук, директором школы-лаборатории №351 Ефремовой Н. Г. и академиков РАПН, доктором псих. наук, проф. Нечаевым Н. Н.

Программа развития средней общеобразовательной "Школы - лаборатории №351" разработана в соответствии с Московской региональной программой“Столичное образование – 2”, Законом “Об образовании РФ”, нормативными документами по образованию, Уставом и концепцией развития “Школы – лаборатории № 351”. Содержание программы учитывает особый ритм, стиль жизни, богатейший потенциал Москвы, специфику района Восточное Измайлово, приоритетные направления образовательного учреждения.

Школа – лаборатория № 351” находится в районе Восточное Измайлово. В школе обучается 1140 учеников.

    Работают 86 учителей. Из них:
    1 доктор наук;
    14 кандидатов наук;
    2 Заслуженных учителя РФ;
    16 учителей 1 квалификационной категории;
    34 учителя 2 квалификационной категории.

Педагогический коллектив “Школы – лаборатории”ведет большую научно-исследовательскую работу, серьезное внимание уделяет инновационной деятельности, работает над овладением технологией творческой деятельности, занимается проблемами историко-культурологического, экономического образования.

Тема “Школы – лаборатории № 351”: “Личностно-ориентированное образование, направленное на возрождение российской культуры, нравственности, духовности”.

“Школа – лаборатория № 351”занимает особое место в социокультурной сфере района, работает в тесном контакте с наукой, оказывает практическую помощь образовательным учреждениям района.

По инициативе “Школы – лаборатории № 351” интересно проходит районная выставка “Московская школа”, которая превратилась в своеобразную ярмарку педагогических идей и стало эффективным средством информирования населения по своеобразию и специфике образовательных учреждений района.

“Школа – лаборатория № 351”выступает в роли своеобразного научного и культурного центра района Восточное Измайлово, ведет большую работу по гражданско-патриотическому воспитанию. “Школа – лаборатория № 351”работает в тесном контакте со школами района, с музыкальной школой № 108, с клубами по месту жительства“Росинка”, “Ровесник”, с УКЦ “Гермес”, с ДДУ № 285. Такая совместная работа способствует обновлению содержания образования, развитию личности ребенка, способствует социализационно-воспитательным эффектам, выведению детей из группы риска.

    НЕТРАДИЦИОННЫЕ КУРСЫ “ШКОЛЫ–ЛАБОРАТОРИИ №351”

Одним из нетрадиционных курсов школы - лаборатории №351 является курс “История мировых религий”. Это гражданский курс, отнюдь не преследующий цели вкладывать в головы учащихся какие либо религиозные или иные догмы. Его задача–знакомство с религией как важнейшим феноменом человеческого мира, который представлен нами во всём своём многообразии и богатстве, но это– отнюдь не единственная причина, по которой данный курс введён в учебный план. Нельзя не учитывать, что Россия –многонациональная страна. В ней исторически сосуществуют множество культур, каждая из которых имеет религиозную основу. К сожалению, среди молодёжи сегодня бытует межнациональная и религиозная нетерпимость, подчас подогреваемая СМИ, и зачастую приводящая к крупным конфликтам. Другим важным толчком, побудившим нас включить этот курс в учебный план, является тревога за широко распространяемое по территории России“победоносное шествие”тоталитарных сект и деноминации, которые с лёгкостью овладевают умами молодёжи.

После апробации курса, среди учащихся было проведено тестирование, которое выявило более терпимое отношение к другим религиозным конфессиям, настороженность по отношению к новомодным сектантским течениям, рост интереса к той конфессии, которой принадлежит ученик.

Преподаватель, работающий в тесном контакте с психологом, выявляли попытки вовлечения учащихся в секты и только благодаря правильным разъяснениям о психологических и моральных последствиях увлечения“новомодными религиозными течениями”смогли предотвратить данные инценденты. Большая помощь в этом оказывалась и со стороны родителей.

Курс преподаётся по авторской программе преподавателя, которая была утверждена ректором Института социальных наук, при Институте Европы РАН, Григоряном Э. Р. , в котором она читалась в течение двух лет. Преподаватель принимал участие в Российской конференции по проблемам преподавания и современному состоянию религиоведения в России, на базе Научно-исследовательского центра религиозной литературы и изданий русского зарубежья ВГБИЛ, при поддержке фонда Сореса. На конференции рассматривалась представленная школой программа, которая получила положительные отзывы участников конференции.

Программа одобрена представителями Русской Православной Церкви, в частности священником Георгием Чистяковым– директором Научно –исследовательского центра религиозной литературы и изданий русского зарубежья ВГБИЛ, членом– корреспондентом РАЕН.

Программа поддерженна архиепископом Тираном, главой Ново-Нахичеванской и Российской епархии Армянской Апостольской Церкви и Экзархом при Московском Патриаршем Престоле. Есть отзывы на программу от автора многочисленных работ по религиозной духовности, составителя обширного Словаря по православной агиологии, преподавателя Московского университета, представителя Католической Церкви, Джованни Гуайта.

Одобрительные рецензии на программу прислали Зиновий Львович Коган –председатель Конгресса Еврейских Религиозных Организаций и Объединений России и имам-хатыб Марат-хазрат Муртазин– ректор Московского Исламского университета. Курс “История мировых религий”постоянно прорабатывается, и находиться в динамичном изменении в зависимости от требований на данном этапе он адаптируется под социальный заказ времени. Наряду со всем вышесказанным, изучая этот курс, перед учащимися раскрывается необычайно широкий пласт культуры, истории, этнографии и этики, которые так долго были преданы забвению.

Курс рекомендован для учащихся 10 –11-х классов общеобразовательных учреждений. Преподавание ведётся квалифицированным специалистом, окончившим аспирантуру по специальности“История и теория религиоведения”, лектором Института социальных наук при Институте Европы РАН. ИНТЕГРИРОВАННЫЕ КУРСЫ

    УГЛУБЛЕННОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПРЕДМЕТОВ
    СОТРУДНИЧЕСТВО С ВУЗАМИ
    ЦЕЛИ:

Создание условий для реализации Закона “Об образовании”, программы “Столичное образование – 2”, наиболее полного удовлетворения социально-экономических, культурных и образовательных потребностей жителей Восточного Измайлова.

Формирование новой идеологии, основанной на признании самоценности личности, приоритета ее интересов, на общечеловеческих ценностях.

Всестороннее и эффективное внедрение и поддержка инновационных процессов в районе Восточное Измайлово.

    ЗАДАЧИ:
    Инвентаризация компонентов образовательного пространства.

Создание условий для реализации прав граждан на получение образования по любой из возможных форм.

Возрождение российской культуры, нравственности, духовности. Создание благоприятных условий для творчества педагогического коллектива и отдельных педагогов.

Создание благоприятных условий для реализации систем, предусмотренных программой“Столичное образование – 2”.

Улучшение условий учебного труда за счет снятия второй смены. Реализация программы “Здоровье”.

Работа по профилактике правонарушений, борьба с наркоманией. Кадровое и финансовое обеспечение программы.

    Информирование населения об образовательных возможностях.

Программа развития образования “Школы – лаборатории № 351” в соответствии с городской программой “Столичное образование – 2”определяет стратегию и практические меры поддержки существующей системы образования, ее эффективного функционирования и дальнейшего развития. Программа отражает интересы и запросы жителей Восточного Измайлова. Она разработана с ориентацией на развитие личности ребенка и предполагает возможность получения качественного образования и воспитания с учетом индивидуальных особенностей юных жителей района, предоставляет возможность родителям удовлетворять потребности в образовательных услугах, придает им уверенность за судьбы детей, работникам образования предоставляет благоприятные условия для самореализации, повышения педагогического мастерства, для развития научно-исследовательской работы, инновационной деятельности. Данная программа развития образования школы направлена на реализацию следующих систем:

    Массового детского контингента;

Работу с детьми, имеющими повышенную образовательную мотивацию; Работу с одаренными детьми;

Работу с детьми, имеющими проблемы в умственном и физическом развитии, с детьми-инвалидами;

    С социально не защищенными детьми и детьми сиротами.
    Программа направлена на реализацию следующих направлений:
    Гуманизация и гуманитаризация образовательного процесса;

Индивидуализация, дифференциация и интеграция образовательного процесса; Овладение технологией творческой деятельности;

    Непрерывность образования;
    Экономическое образование;
    Эстетическое образование;
    Обеспечение здоровья и здорового образа жизни;

Реализация и развитие новых подходов к методической службе школы; Историко-культурологическое образование;

Работа школы в условиях образовательного пространства Восточного Измайлово. Программа призвана содействовать формированию нового поколения граждан образованных, любящих и заботящихся о своем городе, районе. Для успешной реализации программы развития в сложных экономических и социальных условиях необходимо объединение усилий всего педагогического коллектива“Школы – лаборатории № 351”. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРОГРАММЫ

    1. Воспитание и здоровье детей.

В “Школе – лаборатории № 351”серьезное внимание уделяется программе здоровья. С этой целью широко используются возможности района Восточное Измайлово (поликлиника № 122, детская больница“Измайлово”, спортивные школы, работа спортивных секций, использование спортивных площадок).

Совершенствование работы психологической и логопедической службы по проблеме диагностики (использование традиционных и оригинальных методик). Дальнейшее развитие совместной работы с медицинскими учреждениями. Проведение совместных научно-практических семинаров по проблемам здоровья и здорового образа жизни.

Разработка новых подходов к физкультурно-оздоровительной работе в районе. Укрепление спортивной базы школы.

Организация и проведение спортивных праздников, соревнований в школе. Участие в районных и окружных праздниках.

    Проведение Дней здоровья.
    2. Содержание образования и его обновление.

“Школа – лаборатория № 351”планирует принять участие в определении Московских стандартов овладения русским языком, в приобщении к основам мировой, российской культуры с учетом богатых культурных традиций Москвы.

    С этой целью планируется:

Дальнейшая работа по обновлению содержания общего среднего образования, ориентированного на интересы личности, формирование профилей и вариативного содержания в соответствии с запросами населения;

Проведение районной выставки “Московская школа”как своеобразной ярмарки педагогических идей и возможность пополнить банк данных района об инновационной деятельности образовательных учреждений; Работа “Школы – лаборатории № 351” в условиях единого образовательного пространства района (роль “Школы – лаборатории в работе образовательного пространства); Внедрение передовых педагогических технологий в работу образовательного учреждения;

Реализация новых подходов к системе методической службы образовательного учреждения;

Интеграция, дифференциация, индивидуализация образовательного и воспитательного процесса;

Проведение творческих отчетов методических служб школы, творческих отчетов учителей и воспитателей, участие в конкурсах“Учитель года”, “Воспитатель года”, “Наш классный классный”; Научно-исследовательская деятельность; изучение, обобщение и внедрение передового педагогического опыта;

    Издание учебно-методического журнала “Школьный вестник”;

Создание благоприятных условий для организации учебного труда в образовательном учреждении;

Использование возможностей образовательного пространства Восточного Измайлова для работы:

    С одаренными детьми;
    С детьми, имеющими повышенную мотивацию на учебный труд;
    Для работы с детьми с девиантным поведением;
    С детьми социально не защищенными;

Принимать участие в разработке методического комплекта “Музейная педагогика”, в реализации новых целевых программ “Лидеры образования”, в апробации новых учебников, в реализации концепции содержания образования с учетом перехода на 12-летний срок обучения;

    Экономическое образование;
    Историко-культурологическое образование.
    3. Экономика образования.

В условиях недостаточного бюджетного финансирования с особой остротой встают вопросы, технической базы, приобретения оборудования, финансирования образовательных программ, закрепления педагогических кадров. В связи с этим необходимо проводить работу по привлечению предпринимательских структур, благотворительных организаций и обеспеченных родителей в качестве инвесторов школы.

Рассматривать формы совместной работы со службой труда и занятости. 4. Информационное обеспечение.

Московское образование должно быть на уровне европейских и мировых стандартов. В связи с этим необходимо решить вопросы подключения к глобальной информационной системе“ИНТЕРНЕТ”, обращать внимание на передовые информационные технологии, принимать участие в разработке новых моделей учебной деятельности и нового содержания образования. 5. Нормативно-правовая база.

Работа образовательного учреждения строится в соответствии с Законом “Об образовании РФ”, Типовым положением об общеобразовательном учреждении, Московской региональной программой“Столичное образование – 2”, Уставами Москвы и “Школы – лаборатории № 351”. 6. Подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров образования. В ходе реализации данной проблемы образовательное учреждение развивает контакты с педагогическим колледжем“Измайлово”, с педагогическими высшими учебными заведениями. Переподготовка работников “Школы – лаборатории № 351” через МИПКРО, НМЦ, творческие семинары. Создание благоприятной атмосферы для развития самообразования. Усовершенствование системы мер социальной поддержки.

    Приложение №2.
    Формирование цели образовательной программы.
    Диагноз.
    Прогноз.
    Формирование конечной цели.
    Концепция стратегии действий.
    Конкретные задачи.
    Выявление проблемной ситуации.
    Разработка и легитимизация образовательной программы.
    Обоснование вариантов действия.
    Выбор оптимального варианта.
    Утверждение образовательной программы.
    Реализация образовательной программы.
    Распределение задач между исполнителями.
    Информационное и идеологическое обеспечение.
    Координация и регулирование процесса реализации.
    Контроль.
    Анализ итогов реализации образовательной программы.
    Сопоставление запланированных и достигнутых результатов.
    Открытие новых проблемных ситуаций.

Первоначальное формирование новой цели образовательной программы.

Страницы: 1, 2


© 2007
Использовании материалов
запрещено.