РУБРИКИ |
Особенности речевых ошибок младших школьников в письменных творческих работах и пути их исправления - (диплом) |
РЕКЛАМА |
|
Особенности речевых ошибок младших школьников в письменных творческих работах и пути их исправления - (диплом)p>Как показывают данные таблицы 1, наибольшую трудность у детей вызывает построение предложений. Согласно таблицы 2 данную ошибку допускают 45, 5% учеников контрольного класса и 54, 5% учеников экспериментального класса. Следовательно, типичными грамматическими ошибками являются ошибки в построении предложения, например, “Когда дедушка вспомнил, когда он был маленький, он бросил в колодец камень”. Результаты сопоставительного анализа представлены на рис. 1 (см. Приложение 5). В таблице 3 представлены речевые ошибки, допущенные учениками контрольного и экспериментального классов, при написании изложения.Таблица 3 Виды ошибок Количество ошибок, допущенных учащимися Контрольный класс Экспериментальный Класс 1. Повтор слова в рамках небольшого контекста 16 18 2. Синтаксическая бедность, однообразие синтаксических конструкций 4 3 3. Неудачное употребление местоимений 5 1 4. Неудачный выбор слова 1 3 5. Неудачный порядок слов 2 4 6. Смешение видо временных форм глагола 2 3 7. Нелепые суждения 4 2 Всего: 34 34 Таблица 4 КОНТРОЛЬНЫЙ КЛАСС ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ КЛАСС Список учащихся повторы Синт. бедность Употр. местоим. Употр. слов Порядок слов Видо-врем. несоот. Нелепые суждения Список Учащихся повторы Синт. бедность Употр. местоим. Употр. слов Порядок слов Видо-врем. несоот Нелепые суждения 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 1. Ян А. + ++++ + + +++ + 1. Антон А. + 2. Стас В. + + 2. Ната Бед. + + 3. Вера Г. + 3. Ната Бел. + 4. Рома Г. + + 4. Таня В. 5. Сергей К. + 5. Армен Г. + 6. Настя К. + 6. Петя Г. 7. Марина Л + 7. Оля Г. + 8. Света М. + + 8. Настя Е. + + 9. Игорь Н. + + 9. Света З. + 10. Сергей П. + 10. Вика И. + 11. Оксана П. + + 11. Женя К. + 12. Алеша П. + 12. Валя К. + 13. Маша П. + + 13. Витя К. + + 14. Ната П. + 14. Гарри М + 15. Коля Р. + 15. Арина М + + + 16. Аня М. + + 16. Саша Н. + + 17. Дима С. + + 17. Таня Н. + + 18. Паша Т. + 18. Вика С. + + + + 19. Катя Т. + + 19. Оля С. + + + 20. Лев Т. + + 20. Саша Ч. + + 21. Женя Х. + 21. Тима Ш. + 22. Даша Ч. + 22. Таня Я. + + 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 Всего: 16 4 5 1 2 2 4 Всего: 18 3 1 3 4 3 2 Всего (в %): 73 18 23 5 9 9 18 Всего(в%): 82 14 5 14 18 14 9 Как показывают данные таблицы 3, наибольшую трудность при написании изложения у учащихся вызывают построения предложений без повторов слов. Согласно таблицы 4 данную ошибку допустило 73% учащихся контрольного класса и 82% процента учащихся экспериментального класса. Следовательно, типичными речевыми ошибками являются повторы одного и того же слова в рамках небольшого контекста. Например, “Однажды один озорник подошел к колодцу и бросил в колодец камень. Камень закрыл источник колодца”. Результаты сопоставительного анализа представлены на рис. 2 (см. Приложение 5). Таким образом, процентное соотношение показывает, что на начало экспериментальной работы контрольная и экспериментальная группы не имеют существенных различий и типичными являются следующие ошибки. Ошибки в построении предложений. Анализ методической, педагогической литературы показал, что речевые ошибки детей исправляются посредством включения в уроки русского языка специальных упражнений. При этом упражнение в дидактике определяется как “планомерно организованное повторное выполнение действия (умственного или практического) с целью овладения им или повышения его качества”. [28, 232] По мнению Т. А. Ладыженской “в процессе речевой деятельности всегда присутствует творческое начало. Методика развития речи оперирует не только упражнениями в указанном понимании, но и задачами. Однако в силу традиции, сложившейся в методике русского языка, разные виды работ, ориентирующие и на воспроизводящую, и на творческую деятельность учащихся, недифференцированно называютупражнениями”. [24, 15] В связи с этим большое значение приобретает типология упражнений. Анализ методической литературы показал, что в практике обучения русскому языку и развитию речи сложились различные подходы к типологии упражнений, направленных на устранение и предупреждение речевых ошибок. При рассмотрении типологии могут быть приняты во внимание различные основания. Т. А. Ладыженская основаниями своей типологии определяет“… содержание, на усвоение которого направлены упражнения, и способ деятельности, предопределяемый тем или иным типом задания”. [24, 15] Если учитывать каждое из данных оснований в единой типологии упражнений, то это приведет к ее сложной организации. По первому основанию Т. А. Ладыженская представляет следующую систему упражнений. Упражнения, рассчитанные на освоение норм литературного языка. Прочитайте текст, ответьте на вопросы. Каждое орудие приносит наивысшую пользу в руках того, кто им владеет, как мастер. А мастерски владеть любым из них –стамеской или кистью художника, крошечным чертежным пером или гигантским блюмингом–это значит, до тонкостей узнать, как они устроены, из каких частей состоят, как работают и в чем изменяются во время работы, какого обращения с собой требуют. Из всех орудий язык самое удивительное и сложное. Так достаточно ли мы знаем его? Упражнения, предусматривающие обогащение речи учащихся синонимическими средствами языка. К последним примыкают: упражнения, направленные на формирование умений отбирать из ряда соотносительных средств наиболее уместные для выражения данного содержания высказывания в соответствие с задачей и обстоятельством речи. С какими из данных слов слово очень не сочетается и почему? Уникальный, высокий, спокойный, патриотичный, обаятельный, замечательный, умный. упражнения, ориентирующие на отработку умений приспосабливать языковые средства друг к другу в связном высказывании. Летом мы поедем в спортивный лагерь. Лагерь оборудовали для нас шефы. Ниши шефы– рабочие соседнего совхоза. Мы помогаем совхозу во время уборки урожая. С. Н. Цейтлин иначе подходит к типологии упражнений. Она выделяет несколько типов упражнений“по характеру речевых операций”. [46, 121] допишите окончание прилагательных и существительных: выпачкался в чернил…, использовать в хозяйственн… цел… ; вставьте местоимение который в нужной форме: Гречиха – травянистое растение, из семян … изготовляют крупу. Белка – зверек с пушистым хвостом, … прыгает с дерева на дерево. Трансформация, сопровождаемая выбором: поставьте существительные в форму родительного падежа множественного числа: карандаш, платье, здание, место, сапог, ключ (осуществляется выбор одного из трех возможных окончаний: нулевого, -ов (-ев) и–ей); замените глаголы отглагольными существительными: дружить с соседями – …, любить родителями – …. Конструирование единиц более высокого уровня из единиц более низкого уровня: составьте как можно больше существительных, объединяя приставки, корни, суффиксы, окончания, данные ниже (даются приставки: про-, над-, от-, в-, раз-, вы-, корни: -мыв-, -рыв-, -мив-, -лив-, суффиксы: -а-, -ний-, -к-, окончания: -е, -а, нулевое). Работа с текстами, содержащими речевые ошибки. Задания могут быть трех видов: 1) найти в тексте речевые ошибки без исправления; 2) исправить речевые ошибки, ошибки в тексте отмечены; 3)найти и исправить речевые ошибки. Вернувшись из рейса, я показал папе свои новые рисунки. Подберите фразеологизмы, имеющие следующие значения: дать себя перехитрить, распекать кого-то, хранить упорное молчание (даны фразеологизмы: в рот воды набрать, попасться на удочку, метать громы и молнии). В работах Ф. П. Сергеева указана система упражнений по предупреждению ошибок согласно их классификации. Его типология выглядит следующим образом: Предупреждение речевых недочетов – объяснение слов и фразеологизмов. К этой группе упражнений относятся: А) словарные упражнения: составить предложения с данными словами: покров, жалость, жюри, доверие; выясните значение слов при помощи толкового словаря: соратник, владеть, подчиненный; подберите синонимы к словам: тайна, любоваться, бранить. Б) Ознакомление учащихся с основными видами речевых недочетов и правки текста: исправьте ошибки в предложениях: На одно время мальчики забылись (растерялись); найдите ошибки в предложениях. Исправьте их. Ребята проснулись рано. Ребята задумали идти в лес. Ребята пошли в лес по полевой дороге. составить предложения с данными устойчивыми сочетаниями: играть роль, одержать победу; составьте словосочетания, употребив слова в скобках в нужной форме: вести (беседа), (вкусный) яблоко. Предупреждение грамматических ошибок: А) Найти ошибки в образовании частей речи: Вот такая разноязыковая наша страна. У него беззаботливый характер; Б) Предупреждение ошибок в именах существительных и прилагательных: согласование прилагательного с существительным: (долгий) путь, (серый) мышь, (картофельный) пюре; допишите окончания прилагательных и глаголов: густ… ковыль, степь зазеленел…; В) Предупреждение ошибок в местоимениях: Вася подарил Марусе куклу, но она скоро умерла. Отец Пети ушел на фронт, когда ему было три года; Меня окружили незнакомые мальчики и пригласили меня купаться. Г) Предупреждение ошибок в глаголах, причастиях, деепричастиях: составьте словосочетания с глаголами вооружать (кого? чем? ), выразить (кому? что? ); найти ошибки. У него были вьющие волосы. Мы увидели в реке купающих коней; исправить ошибки в предложениях. Стукнул по голове волка Яша. Он подыскал надежного себе помощника. После операции он стал не выступать на сцене. Пушкин он написал много произведений. Е) Предупреждение ошибок в построении сложных предложений: Разведчик вернулся, то все стали активно готовиться к выполнению задания. Мы едем в школу, бывает туман. М. С. Соловейчик несколько иначе подходит к типологии упражнений по предупреждению речевых ошибок. Она считает, что“обучение школьников соблюдению требований культуры речи хотя и имеет место на уроках русского языка, но проводится беспорядочно, в слишком малом объеме”. [32, 279] Для решения данной проблемы автор предлагает “сочетание работы над тем или иным вопросом культуры речи с изучением основного программного материала”. [39, 23] В своих работах М. С. Соловейчик приводит фрагменты уроков русского языка по разделу“Состав слова” во 2 классе. [39, 23] Рассмотрим примеры некоторых упражнений. 1. Тема “Родственные слова”. Детям предлагается пары слов: дом – домик, гриб – грибок, и предлагается ответить на следующий вопрос: “Как вы думаете, можно ли сделать такой вывод: раз эти слова близки по значению, то они всегда могут заменить друг друга в нашей речи? ” Детям предлагаются предложения: Построили большой домик. Нашли крохотный гриб. Делается вывод после анализа предложений. В учебнике “Русский язык” 2 класс [9, 85] приводятся подобные упражнения: прочитайте, вставляя подходящие по смыслу слова. 2. При знакомстве с корнем даются предложения для редактирования: Летчики переночевали ночь в лесу. 7 ноября весь народ празднует праздник. В рассказе рассказывается о животных. Дети выделяют корни у родственных слов и делают вывод “употребление рядом или близко однокоренных слов создает неблагозвучие, его всегда можно избежать, обратившись к богатым возможностям нашего языка”. [39, 23] 3. Тема “Приставка”. Задание детям: “исправить ошибку в слове учувствовал, выделите ту часть, которая выбрана неверно”. 4. От слов, называющих действие, образуйте однокоренные слова, называющие предметы. 5. Спишите. Выберете из двух слов, данных в скобках, одно, правильное для данного предложения: Как видно из рассмотренных примеров, уроки русского языка представляют большие возможности органичного сочетания работы над вопросами культуры речи с изучением грамматико-орфографического материала. Аналогичную работу М. С. Соловейчик предлагает проводить и в рамках раздела “Части речи”. Примеры заданий: 1 класс. Тема. Слова в, из, к, на. [8, 97] Составьте пары слов, распределяя их по столбикам в зависимости от рода имени существительного. Запишите их, вставляя в имена прилагательные нужные окончания. Месяц, луна, солнце – ярк…; костюм, рубашка, платье, пальто – нов…; арбуз, вишня, яблоко – красн…; джем, начинка, варенье, повидло – вкусн…. 3 класс. Тема. Три склонения имен существительных. [10, 55] Составьте по три словосочетания с каждым из имен существительных. В первом из них слово должно отвечать на вопросгде? , во втором – куда? , в третьем – откуда? Укажите склонение, падеж. Выделите окончания, подчеркните предлоги Пустыня, Сибирь, Украина, Кавказ. Приведенные примеры упражнений не исчерпывают всего разнообразия упражнений, которые используются в работе по культуре речи. “Показаны те примеры, которые предоставляют богатые возможности для обучения грамматике и орфографии с расширением речевого опыта детей, с совершенствованием их умений пользоваться средствами языка”. [40, 34] Для накопления опыта использования средств языка М. С. Соловейчик предлагает “обобщенную типологию упражнений, помогающих младшим школьникам учиться формулировать мысли в соответствии с требованиями культуры речи”. [32, 281] Наблюдение за употреблением средств языка в образцовом тексте. “Найдите слова, помогающие нам увидеть, представить…, слово, рисующее…, точно называющее…, подчеркивающее…” – вот некоторые из предлагаемых заданий. Очень эффективным приемом является лингвистический эксперимент, при котором текст“портится”для того, чтобы путем сопоставления убедить учащихся в точности, выразительности авторского варианта. Редактирование высказывания с точки зрения использования в нем языковых средств. Для подготовки такого упражнения нужна картотека детских ошибок. Учитель обращается к той или иной ее рубрике в зависимости от грамматико-орфографической темы урока. Конструирование единиц из заданных элементов более низкого уровня: словосочетаний и предложений из слов, слов из морфем. Подобные упражнения имеются в учебнике“Русский язык” 2 класс [9, 52], тема “Состав слова”. Приведем пример: “От слов летел, кричал, вез, крыл, нес образуйте слова с приставками за-, на-, от-, пере-, по-. Запишите слова, выделите приставки. Составьте предложения со словами: залетел, отлетел, налетел, перелетел”. [9, 49] Трансформация конструкций, например изменение порядка слов, их пропуск, соединение двух предложений в одно. 5. Подбор слов, составление словосочетаний, придумывание предложений с заданным предметом речи, для выражения определенной мысли и т. д. Например, глядя на картинку, подобрать такие слова, которые помогли бы передать… Проанализировав различные типы упражнений, отметим их разнообразие. На наш взгляд, наиболее оптимальный вариант работы по предупреждению речевых ошибок младших школьников представлен в работах М. С. Соловейчик. При этом наиболее интересным и продуктивным заданием, по нашему мнению, является редактирование текста. Задания подобного рода мы использовали в экспериментальной работе, т. к. данные упражнения доступны и интересны для учащихся второго класса и их использование наиболее продуктивно при исправлении типичных речевых ошибок младших школьников. Констатирующий срез показал, что типичными речевыми ошибками второклассников являются. В методической литературе указаны различные типы упражнений, способствующих исправлению речевых ошибок младших школьников. При этом наиболее эффективным считается упражнение на редактирование текста, т. к. данные упражнения доступны для учащихся второго класса и их использование наиболее продуктивно для исправления типичных речевых ошибок школьников в письменных творческих работах. Глава 3 Комплекс упражнений как средство исправления речевых ошибок младших школьников. 3. 1 Исправление речевых ошибок младших школьников в условиях экспериментального обучения. Для проведения формирующего эксперимента была разработан комплекс упражнений, направленный на предупреждение и устранение речевых ошибок в письменных работах учащихся второго класса. ( см. Приложение 3) При этом подкомплексом понимается “совокупность, сочетание предметов, действий, явлений или свойств, составляющих одно целое”. [35, 356] Комплекс включал в себя 42 упражнения на редактирование текста. Комплекс упражнений был составлен на основе примеров ошибок, которые допустили дети, и дополнен другими примерами. Учащимся предлагалось выполнить по одному упражнению на каждом уроке русского языка в период с января 2000 по апрель 2000 года. Ученики выполняли следующие типы упражнений. Упражнения на обнаружение ошибок в образовании форм слова и в построении словосочетаний. В ходе экспериментального обучения данные виды упражнений чередовались. Детям предлагалось для разбора 1– 2 предложения или 2 – 3 словосочетания, в которых были допущены ошибки. Первый тип заданий – упражнения на построение предложений. Пример. Урок на тему “Непроизносимая согласная в корне слова”. Работа по исправлению речевых ошибок выглядела следующим образом. Учитель предлагает детям выполнить задание к упражнению: Найдите в предложении лишнее слово: “ В саду собирают яблоки, фрукты, груши”. Какое слово лишнее? Потому что слово “фрукты” включает в себя и яблоки, и груши. Каким другим словом можно заменить “фрукты”? Аналогично велась работа и над другими предложениями: “На празднике было много детей, мальчиков, девочек. На лугу растут чудесные ромашки, цветы, колокольчики”. Второй тип заданий – упражнения на устранение повторов в речи. Как показал анализ констатирующего эксперимента, повтор одних и тех же слов в рамках небольшого контекста является одной из самых распространенных ошибок в письменных работах учащихся. Следовательно, упражнениям данного вида уделялось особое внимание. Лосиха с лосенком побежали, за ними побежала стая волков. Лоси побежали к сторожке. Какими другими словами можно заменить это слово в нашем рассказе? Погнались, понеслись, направились, пустились. Каким из слов, названных вами, заменим слово “побежали” в предложении “За ними побежала стая волков”. Погналась. Какое слово употребим вместо “побежали” в предложении “Лоси побежали к сторожке”. Пустились. “Лосиха с лосенком побежали. За ними погналась стая волков. Лоси пустились к сторожке”. Третий тип заданий – упражнения на обнаружение ошибок в образовании форм слова и построении словосочетаний. Пример. Урок на тему “Изменение имени существительного по числам”. На доске написаны словосочетания: Прочитайте первое словосочетание и скажите все ли в нем верно? Какое слово употреблено неправильно? Запомните, как нужно говорить правильно, запишите это словосочетание в тетрадь. В следующем примере найдите и исправьте ошибку самостоятельно. Прочитайте, что у вас получилось? Какое слово употреблено неправильно в последнем словосочетании? Польт. Четвертый тип заданий – упражнения на устранение различных речевых ошибок. Пример. Урок на тему “Знакомство с именем прилагательным”. Два родственных слова стоят рядом друг с другом, и это звучит некрасиво. Как можно исправить это предложение? На поляне растет красавец клен. На поляне красуется клен. На поляне красуется чудесный клен. Подобная работа велась и на других уроках русского языка. При этом менялись формулировки заданий в зависимости от типа выполняемого упражнения и содержание задания. Как показало наблюдение, учащиеся проявляли большой интерес к выполнению подобных упражнений. Особенно детям нравилось находить ошибки в предложенных примерах и предлагать свои варианты верных ответов. Второклассники успешно справлялись с этой работой. Иногда на одну и ту же ошибку дети предлагали несколько способов ее исправления. Учитель вместе с детьми искали наиболее удачный вариант и записывали его в тетрадь. Все упражнения выполнялись в отдельных тетрадях, которые в конце урока сдавались учителю. Большое внимание уделялось аргументированию своего ответа и объяснению, почему в данном предложении или словосочетании слово выбрано неверно. Это делалось в том случае, когда объяснение было доступно детям. Иногда дети интуитивно чувствовали ошибку, но затруднялись объяснить, что неверно. Тогда учитель наводящими вопросами подталкивал их к верному объяснению. С целью проверки эффективности разработанного комплекса упражнений был проведен итоговый срез по выявлению речевых ошибок в письменных творческих работах учащихся второго класса. Для определения эффективности экспериментального обучения был проведен контрольный срез в контрольном и экспериментальном классах. Детям было предложено написать изложение (см. Приложение 2) В таблице 5 представлены грамматические ошибки, допущенные учениками контрольного и экспериментального классов, при написании изложения. Как показывают данные таблицы 5, наибольшую трудность у детей по-прежнему вызывает построение предложений. Но замечено, что количество грамматических ошибок в изложениях уменьшилось в обоих классах. Так в контрольном классе дети допустили 17 ошибок, а в экспериментальном 5 ошибок. Согласно таблицы 6 ошибки в построении предложений в контрольном классе допустили 50% учащихся, в экспериментальном–22, 7%; ошибки в построении словосочетаний в контрольном классе допустили 18, 2% учащихся, в экспериментальном–4, 5%; ошибки в образовании форм слов 9, 1% и 0% соответственно. Результаты сопоставительного анализа представлены на рис. 3 (см. Приложение 5). В таблице 7 представлены речевые ошибки, допущенные учениками контрольного и экспериментального классов, при написании изложения. Как показывают данные таблицы 7, наибольшую трудность у детей по-прежнему вызывает построение текста без повторов одних и тех же слов. Замечено, что в контрольном классе количество речевых ошибок осталось прежним: 30 ошибок, а в экспериментальном классе таких ошибок стало меньше: 17 ошибок. Согласно таблицы 8 данную ошибку в контрольном классе допустили 73% учащихся, в экспериментальном–37%. Замечено, что такие виды ошибок как смешение видо-временных форм глагола и нелепые суждения не допустил ни один ученик как в контрольном, так и в экспериментальном классах. Результаты сопоставительного анализа представлены на рис. 4 (см. Приложение 5). Отметим, что количество учащихся экспериментального класса, допускающих ошибки в построении предложений уменьшилось с 54, 5% до 23%; допускающих повторы одних и тех же слов в рамках небольшого контекста уменьшилось с 81, 8% до 37%. Результаты сопоставительного анализа представлены на рис. 5, 6 (см. Приложение 5). В контрольной группе по данным среза установлено, что количество учащихся, допускающих ошибки в построении предложений, увеличилось с 45, 5% до 50%, допускающих повторы уменьшилось 82% до 73%. Таким образом, предположение о том, что комплекс специальных упражнений способствует исправлению и предупреждению речевых ошибок, подтвердилось. Кроме того, экспериментальное обучение показало, что для наиболее эффективной работы по устранению речевых ошибок необходимо соблюдать следующие условия. 1. Систематичность – упражнения на редактирование текста проводить на каждом уроке русского языка. 2. Предлагать детям не более одного упражнения на уроке, включающего 1 – 2 предложения или 2 – 3 словосочетания для разбора. 3. Очередность – чередование различных типов упражнений на редактирование текста. В ходе экспериментального обучения детям был предложен для выполнения комплекс упражнений, который составлен на основе ошибок, допущенных детьми в изложениях, и дополнен другими примерами. ошибки в построении предложений допустили в контрольном классе 50% учащихся, в экспериментальном– 18%; повторы одних и тех же слов в контрольном классе допустили 64% учащихся, в экспериментальном– 37%; количество ошибок, допускаемых учащимися экспериментального класса снизилось в среднем на 20%. В контрольном классе количество ошибок не только не уменьшилось, но и увеличилось в некоторых случаях. Кроме того, экспериментальное обучение показало, что для наиболее эффективной работы по устранению речевых ошибок необходимо соблюдать следующие условия. 1. Систематичность – упражнения на редактирование текста проводить на каждом уроке русского языка. 2. Предлагать детям не более одного упражнения на уроке, включающего 1 – 2 предложения или 2 – 3 словосочетания для разбора. 3. Очередность – чередование различных типов упражнений на редактирование текста. Анализ методической, лингвистической педагогической литературы по теме исследования показал, что проблема определения, дифференциации, выявления и исправления речевых ошибок актуальна в начальной школе. Именно в это период дети начинают овладевать нормами устного и письменного литературного языка, учатся использовать языковые средства в разных условиях общения в соответствии с целями и содержанием речи. Констатирующий срез позволил выявить типичные речевые ошибки второклассников в письменных творческих работах. Таковыми являются: На основе данных ошибок был составлен комплекс упражнений, предложенный детям в процессе экспериментального обучения. ошибки в построении предложений допустили в контрольном классе 50% учащихся, в экспериментальном– 18%; повторы одних и тех же слов в контрольном классе допустили 64% учащихся, в экспериментальном– 37%; количество ошибок, допускаемых учащимися экспериментального класса снизилось в среднем на 20%. В контрольном классе количество ошибок не только не уменьшилось, но и увеличилось в некоторых случаях. Таким образом, гипотеза о том, что комплекс специальных упражнений способствует исправлению речевых ошибок и недочетов в письменной речи младших школьников, подтвердилась. Кроме того, экспериментальное обучение показало, что для наиболее эффективной работы по устранению речевых ошибок необходимо соблюдать следующие условия. 1. Систематичность – упражнения на редактирование текста проводить на каждом уроке русского языка. 2. Предлагать детям не более одного упражнения на уроке, включающего 1 – 2 предложения или 2 – 3 словосочетания для разбора. 3. Очередность – чередование различных типов упражнений на редактирование текста. Арефьева С. А. Виды синтаксических ошибок в ученических изложениях и сочинениях// Русский язык в школе. – 1998. – №3. – С. 8 – 12. Архипова Е. В. О теории и практике развития речи учащихся. Памяти профессора Л. П. Федоренко// Начальная школа. – 1997. – №6. – С. 6 – 10. Горбачевич К. С. Изменение норм русского литературного языка. – Л. : Просвещение, 1971. – 264с. Гужва Ф. К. Основы развития речи: Пособие для учителя. – Киев: Рад. шк. , 1989. – 156с. Детская речь и пути ее совершенствования: межвуз. сб. науч. тр. – Свердловск, 1989. – 145с. Егармина Т. Г. Предупреждение речевых недочетов у второклассников// Начальная школа. – 1979. – №6. – С. 12 – 15. Жинкин Н. И. Развитие письменной речи учащихся III – VII классов. – Известия АПН РСФСР – М. : 1956, вып. 78. – С. 34 – 42. Закожурникова М. Л. и др. Русский язык: Учебник для 1 кл. трехлет. нач. шк. / М. Л. Закожурникова, Н. С. Рождественский– М. : Просвещение, 1990. – 128с. : ил. Закожурникова М. Л. и др. Русский язык: Учебник для 2 кл. трехлет. нач. шк. / М. Л. Закожурникова, Н. С. Рождественский– М. : Просвещение, 1989. – 208с. : ил. Закожурникова М. Л. и др. Русский язык: Учебник для 3 кл. трехлет. нач. шк. / М. Л. Закожурникова, Н. С. Рождественский– М. : Просвещение, 1987. – 206с. : ил. Капинос В. И. Об оценке речевых навыков учащихся// Русский язык в школе. – 1973. – №6. – С. 17 – 19. Карманова Т. Б. Опыт работы над выборочным изложением// Начальная школа. – 1997. – №1. – С. 29 – 31. Корепина Л. Ф. Развитие речи учащихся// Начальная школа. – 1981. – №1. – С. 27 – 31. Косериу Э. Синхрония, диахрония и история. – М. : Прогресс, 1963, вып. 3. – С. 224 – 273. Лопатин В. В. , Лопатина Л. Е. Малый толковый словарь русского языка. – М. : Рус. яз. , 1993. – 740с. Крючкова Л. Ю. Речь – канал развития интеллекта// Начальная школа. – 1997. – №7. – С. 68 –70. Львова М. Е. Взаимосвязь обучения изложениям и сочинениям// Начальная школа. – 1984. – №3. – С. 32 – 35. Львов М. Р. Методика развития речи младших школьников. – М. : Просвещение, 1985. – 176с. Львов М. Р. Речь младших школьников и пути ее развития. – М. : Просвещение, 1975. – 170с. Львов М. Р. Основы развития младших школьников// Начальная школа. – 1981. – №7. – С. 8 – 13. Матвеева А. Н. Тематические и итоговые контрольные работы по русскому языку в начальной школе: Метод. пособие. – М. : Дрофа, 1995. – 192с. Меркулова А. Ю. Некоторые виды работ по развитию речи на уроках русского языка// Начальная школа. – 1996. – №1. – С. 30 –33. Методика преподавания русского языка: Руководство к самостоятельной работе над курсом/ М. С. Соловейчик, О. В. Кубасова, В. П. Канакина– М. : Просвещение, 1988. – 143с. Методика развития речи на уроках русского языка: Кн. для учителя/ Н. Е. Богуславская, В. И. Капинос, А. Ю. Купалова и др. ; Под ред. Т. А. Ладыженской. – М. : Просвещение, 1991 – 240с. Морозова И. Д. Виды изложений и методика их проведения. – М. : Просвещение, 1984. – 184с. Новоторцева Н. В. Развитие речи детей 3. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997 – 240с. Оценка знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку (сост. В. И. Капинос и др. )– М. , 1986. – 137с. Политова Н. И. Развитие речи учащихся начальных классов. – М. : Просвещение, 1984. –191с. Программа общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1 – 3). – М. : Просвещение, 1994. –160 с. Рамзаева Т. Г. , Львов М. Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 1987 – 416с. Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения. – М. : Просвещение, 1993 – 383с. Сергеев Ф. П. Речевые ошибки и их предупреждение. – Волгоград: Учитель, 1996. –152с. Сиротинина О. Б Русская разговорная речь: Пособие для учителя. – М. : Просвещение, 1983. – 125с. Современный словарь иностранных слов. – М. : Рус. яз. , 1993. – 704. Соловейчик М. С. О содержании работы по культуре речи// Начальная школа. – 1979. – №3. – С. 45 – 49. Соловейчик М. С. Нарушение языковых норм в письменной речи младших школьников// Начальная школа. – 1979. – №4. – С. 19 – 23. Соловейчик М. С. Нарушение языковых норм в письменной речи младших школьников// Начальная школа. – 1979. – №5. – С. 13 – 18. Соловейчик М. С. Работа по культуре речи на уроках русского языка// Начальная школа. – 1986. – №7. – С. 21 – 25. Соловейчик М. С. Работа по культуре речи на уроках русского языка// Начальная школа. – 1986. – №9. – С. 30 – 34. Сулименко Н. Е. Стилистические ошибки и пути их устранения: Пособие для учителя. – М. – Л. : Просвещение, 1966. – 235с. Тихомирова К. М. Методика работы над изложением по диафильму// Начальная школа. – 1987. – №6. – С. 19 – 22. Федоренко Л. П. Принцип развития чувства языка в обучении практическими методами// Русский язык в школе. – 1978. – №3. – С. 23 – 27. Фоменко Ю. В. О принципах классификации ошибок в письменных работах школьников// Русский язык в школе. – 1973. – №1. – С. 32 – 35. Фомичева Г. А. Речевое развитие младших школьников. – М. : Просвещение, 1970. – 176с. Цейтлин С. Н. Речевые ошибки и их предупреждение: Пособие для учителей. – М. : Просвещение, 1982. – с. 143. Черемисин П. Г. К вопросу о классификации речевых ошибок в сочинениях учащихся средней школы// Русский язык в школе. – 1973. – №2. – С. 34 –41. Шаповалова Т. А. Стилистические упражнения на уроках русского языка. – М. : Просвещение, 1967. – 164с. Щерба Л. В. Языковая система и речевая деятельность. – Л. : Наука, 1974. – 279с. Яковлева В. И. О пересказе прочитанного// Начальная школа. – 1985. – №2. – С. 50 – 53. Яковлева В. И. Сборник текстов для изложений в начальных классах. – М. : Просвещение, 1978. – 137с. На зеленой лужайке под большим дубом жил колодец. Около него любили отдыхать путники. Однажды один озорник бросил в колодец камень. Камень закрыл источник. Высохли трава, дуб. Перестал вить гнездо соловей. Больше не звучала его чудесная песня. Через много лет мальчик стал дедушкой. Пришел он на то место, где был колодец. Кругом желтел песок, ветер гнал тучи пыли. Задумался дедушка: “Куда все подевалось? ” План. Однажды лесник подобрал в лесу олененка. У малыша погибла мать – олениха. Малыш не умел сам добывать пищу. Лесник отдал олененка школьникам. Ребята назвали малыша Рыжиком. Они отвели ему место в сарае. Детвора носила зверьку хлеб, молоко. Ребятишки давали малышу яблоки, печенье. По утрам олененок гулял по селу. За лето малыш подрос. Теперь он должен жить в родном доме. Дети отвели друга в лес и загрустили. 2. Найдите повторы в данных предложениях, исправьте (предложения записаны на доске). Покрытая сухими листьями лесная тропинка привела нас на лесную поляну. Рядом с лагерем есть лес, а за ним есть речка. Лосиха с лосенком побежали. За ними побежала стая волков. Лоси побежали к сторожке. Птиц в парке мало. Потому что многие улетели в теплые края. Поймал Сережа ужа. Посадил его в клетку. 10. В данных предложениях вставьте слово “который” в нужной форме. Гречиха – травянистое растение, из семян … изготовляют крупу. Белка – зверек с пушистым хвостом, …прыгает с дерева на дерево. Высохли трава и дуб. Больше не плел гнездо соловей. Больше не звучала его чудесная песня. 15. Среди данных предложений найдите то, в котором допущена ошибка. Исправьте и запишите. 16. Найдите повторы слов в тексте. Предложите правильный вариант. Волк бросился на ежа. Волк укололся. Волк упал от боли. 19. Среди предложений найдите то, в котором допущена ошибка. Исправьте. В гнезде жили пернатые птицы. Ребята положили в рюкзак вещи, ложки, вилки. Утром ребята ушли . 23. Среди данных слов назовите те, в которых допущены ошибки. Исправьте ошибки, указав правильный вариант. Купить мыло, много стулов, взять санка, читать книгу, сидеть в угле. Приложение 3 24. Среди данных предложений найдите то, в котором допущена ошибка. Летом старшеклассники ходили в поход. 25. Среди данных слов назовите те, в которых допущены ошибки. Исправьте ошибки, указав правильный вариант. Дети бежат, взять грабли, новый полотенец, много девочков, выполнять задание. Мальчик с Жучкой шел из школы. Мальчик упал в глубокую яму. Жучка тала выть, звать на помощь. 30. Среди данных предложений найдите то, в котором допущена ошибка. Исправьте. Журавль клювом клюнул лягушонка. Ребята проснулись рано. Ребята задумали идти в лес. Ребята пошли в лес по полевой дороге. 37. Среди данных предложений найдите то, в котором допущена ошибка. Исправьте и запишите исправленное предложение. Листья на деревьях осенью становятся разноцветными, пестрыми. На поляне красуется красавец клен. У меня есть котенок Мурзик. Мурзика мне подарили на день рождения. Я очень люблю Мурзика. Озорник бросил в колодец камень. Камень закрыл источник колодца. Рис. 1 Гистограмма, отражающая количество грамматических ошибок, допущенных учащимися контрольного и экспериментального класса на этапе констатирующего эксперимента. Рис. 2 Гистограмма, отражающая количество речевых ошибок, допущенных учащимися контрольного и экспериментального класса на этапе констатирующего эксперимента. Рис. 3 Гистограмма, отражающая количество грамматических ошибок, допущенных учащимися контрольного и экспериментального класса после формирующего эксперимента . Рис. 4 Гистограмма, отражающая количество речевых ошибок, допущенных учащимися контрольного и экспериментального класса после формирующего эксперимента. Рис. 5 Гистограмма, отражающая количество грамматических ошибок, допущенных учащимися экспериментального класса до и после эксперимента. Рис. 6 Гистограмма, отражающая количество речевых ошибок, допущенных учащимися экспериментального класса до и после эксперимента. Страницы: 1, 2 |
|
© 2007 |
|