РУБРИКИ

Педагогический контроль за физической подготовленностью школьников - (диплом)

   РЕКЛАМА

Главная

Логика

Логистика

Маркетинг

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Международное публичное право

Международное частное право

Международные отношения

История

Искусство

Биология

Медицина

Педагогика

Психология

Авиация и космонавтика

Административное право

Арбитражный процесс

Архитектура

Экологическое право

Экология

Экономика

Экономико-мат. моделирование

Экономическая география

Экономическая теория

Эргономика

Этика

Языковедение

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Педагогический контроль за физической подготовленностью школьников - (диплом)

Педагогический контроль за физической подготовленностью школьников - (диплом)

Дата добавления: март 2006г.

Ростовский – на – Дону Государственный педагогический Университет

    Институт Физической Культуры
    Кафедра “Теоретических основ физического воспитания”
    ДИПЛОМНАЯ
    РАБОТА

“Педагогический контроль за физической подготовленностью школьников” (на примере учащихся школы №92 г. Ростова-на-Дону)

    Студента V курса
    Черняева Владимира Александровича
    Научный руководитель:
    Кандидат педагогических наук,
    доцент Рябцева Е. Н.
    г. Ростов – на – Дону
    2000 год
    ПЛАН ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ
    Введение …………………………………………………………. стр. 3-5

Обзор литературы по физической подготовлен-ности…………………………………………………………...стр. 6-17

    а) Общая физическая подготовка
    б) Специальная физическая подготовка

Задачи, методы и организация исследова-ния…………………………………………………………...стр. 18-21 Физическая подготовленность учащихся школы №92…стр. 22-23

    Результаты обследования и их обсуждение……………. стр. 24-38

а) Анализ результатов физической подготовленности в процессе возрастного развития……………………………………...стр. 24-28

б) Разработка программы направленных педагогических рекомендаций и физической подготовки учащихся школы №92…………………………………………………………стр. 28-38 Выводы и предложения………………………………….... стр. 39-41

    Указатель литературы……………………………………. стр. 42-43
    ВВЕДЕНИЕ.

В “Основных направлениях развития охраны здоровья населения и перестройки общеобразовательной школы в области физического воспитания учащихся” на период до 2000 года , подчеркнуто значение охраны здоровья детей и подростков, как важнейшего условия оздоровления всего населения.

Реализация реформы общеобразовательной школы в области физического воспитания учащихся, ее характер и масштабность потребуют значительного времени. На ближайшие годы первостепенным станет совершенствование действующих форм школьной физкультуры, повышение их эффективности, организационного уровня и результативности всех составляющих программу компонентов.

Конечным результатом влияния физической культуры на всем протяжении обучения, развития и воспитания с 1-11 класса должен быть “физически совершенный” человек.

Отличное здоровье, крепкое и закаленное тело, сильная воля, формируемые в процессе занятий физической культурой и спортом, являются хорошей основой для интеллектуального и умственного развития человека. Достигнуть высокого физического совершенства, избавиться от некоторых врожденных и приобретенных физических недостатков можно лишь путем правильного и систематического использования физических упражнений.

К сожалению, многие родители не понимают оздоровительного значения физической культуры и спорта, не уделяют должного внимания физическому воспитанию детей. Поэтому задача преподавателей физического воспитания и тренеров–разъяснить положительное воздействие физической культуры на состояние здоровья и физическое развитие детей.

Как показывает практика, дети с повышенным двигательным режимом, то есть активно занимающиеся физической культурой и спортом, лучше своих сверстников успевают в общеобразовательной школе. Кроме того, у школьников, активно занимающихся физическими упражнениями, повышается устойчивость к простудным заболеваниям.

Наблюдая на протяжении ряда лет за формированием организма, мы обычно интересуемся состоянием их здоровья, физического развития и физической подготовленности, фиксируя это соответствующими показателями. Комплекс этих показателей создает полное представление об организме детей. Рассматривая двигательную деятельность детей, мы наблюдаем ее в различных по форме движениях, в которых проявляются в той или иной мере быстрота, сила, ловкость, выносливость или сочетание этих качеств. Степень развития физических качеств и определяет качественную сторону двигательной деятельности детей, уровень их общей физической подготовленности.

Сочетая занятия физической культурой с общей физической подготовкой, мы тем самым осуществляем процесс всесторонней физической подготовки, имеющий большое оздоровительное значение.

Обычно, развивая физические качества, мы совершенствуем и функции организма, осваиваем определенные двигательные навыки. В целом этот процесс единый, взаимосвязанный, и, как правило, высокое развитие физических качеств способствует успешному освоению двигательных навыков.

Например, чем лучше у подростка будет развита быстрота, тем быстрее он будет пробегать короткие дистанции, быстрее будет вести мяч, играя в футбол, быстрее перемещаться в любых других играх, то есть высокий уровень развития быстроты будет положительно сказываться на выполнении конкретных физических упражнений. То же можно сказать о развитии силы и выносливости. Следовательно, развивать эти качества нужно в первую очередь в плане общей физической подготовки, используя для данной цели соответствующие наиболее эффективные средства. Таким образом, развитие физических качеств, по существу, является основным содержанием общей физической подготовки.

I. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ШКОЛЬНИКОВ. На современном этапе развития нашего общества требуется воспитание нового человека, в котором органически сочеталось бы духовное богатство, моральная чистота и физическое совершенство.

Под “физическим совершенством” прежде всего понимается идеальное здоровье, гармоническое физическое развитие, хорошо развитые двигательные функции, всесторонняя физическая подготовленность.

Из обширного круга проблем, касающихся физического совершенствования мы хотим более внимательно рассмотреть вопрос о физической подготовленности в процессе возрастного развития школьников. В теории физического воспитания различают общую и специальную физическую подготовку.

Специальная физическая подготовка связана с профессиональной или спортивной деятельностью, например, футболиста, подготовка водолаза, пожарника, лыжника, гимнаста, конькобежца и т. п. Общая физическая подготовка включает в себя уровень знаний и навыков. В процессе формирования двигательных умений и навыков развиваются физические качества: ловкость, скорость, выносливость, сила и др. Главная черта, характеризующая высокий уровень общей физической подготовленности–это умение сознательно владеть движениями своего тела, достигая наибольших результатов в кратчайшие сроки при наименьшей затрате сил.

Оздоровительный эффект развития и формирования основных движений общеизвестен, так как в этих движениях участвует одновременно большое количество мышечных групп, что способствует повышению обмена веществ в организме, усилению функциональной деятельности внутренних органов, совершенствуется подвижность нервных процессов.

Знание возрастного развития основ движений должно способствовать улучшению методики работы со школьниками.

В настоящее время уже накоплены объективные данные о возрастном развитии физических качеств (Б. А. Ашмарин, 1979, В. П. Богословский, 1984; В. к. Бальсевич, 1988; и др. ), но еще мало исследований, посвященных развитию движений, прежде всего основных, начиная с 1-го класса и кончая выпускниками средней школы.

В последние годы есть общественное мнение, что в нашей стране требуется оценивать работу по физической культуре в школе не только по “кубкам”, “грамотам” и различным призам, завоеванным в спортивных соревнованиях, а оценивать постановку физического воспитания в школе по данным физической подготовленности всех учащихся, их состоянию здоровья и физического развития. Особое внимание к физической подготовке учащихся средней школы привлекается в настоящее время. Оценка здоровья и физического развития школьников не вызывает больших трудностей, так как врачи, медицинские работники время тратят немного, имеют подробные инструкции и указания Министерства здравоохранения поэтому поводу. Оценка же физической подготовленности школьников крайне затруднительна. Затруднительна потому, что нет опробированной методики ее определения и мало опубликованных данных для сравнения уровня подготовленности учеников ( Г. И. Кукушкин, 1962; Н. А. Лупандина, 1969; Е. И. Рябцева, 1987).

Настоящее исследование было проведено группой студентов 3-4-го курсов во время педагогической практики в начале 1996/97 и 1997/98, 1998/99 учебных годов в школе №92 г. Ростова– на – Дону.

В процессе развития двигательных способностей человека особое место занимает разносторонняя физическая подготовленность.

В ряде литературных источников (Л. П. Матвеев, 1959, 1967; Н. Г. Озолин, 1960, 1962; А. О. Романов, 1964; В. М. Заумерский, 1966, 1970; З. И. Кузнецова 1970, 1974, 1979 гг. ). физическую подготовленность характеризуют совокупностью таких физических качеств, как сила, быстрота, выносливость, ловкость. Она в значительной степени определяется морфологическими особенностями и функциональным состоянием всего организма и отдельных его систем, и в первую очередь– сердечно-сосудистой и дыхательной систем. А. Д. Новиков (1967) считает, что физическая подготовка спортсмена –это воспитание физических качеств, способностей, необходимых в спортивной деятельности, совершенствование физического развития, укрепление и закаливание организма.

Н. А. Лупандина (1967, 1985гг) подразделяет ее на общую и специальную. Под общей физической подготовкой подразумевается разностороннее воспитание физических способностей, включая уровень знаний и навыков; основных жизненно важных или, как говорят, прикладных естественных видов движений. Под специальной подготовкой понимается развитие физических способностей, отвечающих специфическим особенностям и требованиям избранного вида спорта. Н. Г. Озолин (1970), Б. А. Ашмарин (1984), так же как и Лупандина делит физическую подготовку на общую и специальную, но предлагает подразделить последнюю на две части: предварительную, направленную на построение специального фундамента, и основную, цель которой–более широкое развитие двигательных качеств применительно к требованиям избранного вида спорта.

Таким образом, Н. Г. Озолин предлагает трехступенчатость в процессе достижения наивысшей физической подготовленности, причем, на первом этапе должны сочетаться специальная и общая физическая подготовка. При переходе же к высшей специальной ступени на достигнутом уровне должны поддерживаться и общая физическая подготовленность и специальный фундамент.

Такая точка зрения согласуется с исследованием ряда авторов прежних лет (А. Н. Крестовников, 1952; Н. В. Зимкин, 1956; Н. Н. Яковлев, 1960; А. В. Коробков, 1965; З. И. Кузнецова, 1976 и др. ).

Понятие “физическая подготовленность” и “тренированность” тесно связаны и в определенной мере характеризуют степень здоровья.

Г. М. Куколевский и Н. Д. Граевская (1971), В. Л. Карпман (1980) отмечают, что в прочессе систематической тренировки происходит постепенное приспособление организма к нагрузкам, сопряженной с функциональной и морфологической перестройкой различных органов и систем, расширением их потенциальных возможностей.

Физиологические сдвиги в организме в процессе систематических занятий физической культурой и спортом происходят параллельно с совершенствованием двигательных навыков, развитием физических качеств, овладением техникой и тактикой в избранном виде спорта. Авторы определяют тренированность как состояние, развивающееся в организме спортсмена в результате многократного повторения физических упражнений и характеризующее его готовность к наиболее эффективной мышечной деятельности.

Проблема изучения развития движений школьников привлекала и привлекает многих исследователей. Одни изучали “моторную одаренность”, как бы независимую от воспитания и обучения (Н. М. Гуревич, Н. Озерецкий, 1930). Другие изучали “простые, жизненно необходимые движения, приобретенные в повседневной жизни”. Для обследования ими предлагались “тесты”, с помощью которых выявлялись умения одеться, умыться, завязать узел, вдеть нитку в иголку и др. (Я. В. Ермоленко, 1931).

Некоторые авторы изучали “моторную деятельность” Р. И. Тамуриди, 1927; И. М. Яблоновский, 1949, 1972г.

По методике А. В. Ермоленко (1931) изучались: ходьба по прямоя, по кругу, хватания, перепрыгивания (в длину с разбега), умение быстро встать и лечь, переноска тяжестей и др.

И. М. Яблоновский, 1949, 196, 1972, М. В. Серебровская, 1934 при изучении двигательной деятельности школьников применяли испытания по таким видам движений, которые в какой-то степени отражали физическую подготовленность учащихся.

Они изучали: бег, прыжки с места в длину и в высоту, метание и др. Но в различных возрастных группах в их методиках предлагались разные задания и требования: в беге– разные дистанции, в метаниях –разные метательные предметы, неодинаковое расстояние до цели и т. п. Отсюда крайне затруднялось выявление особенностей возрастного развития по некоторым видам движений. Однако эти работы в свое время послужили некоторым обоснованием к программе по физическому воспитанию школьников. Развитию движений у киевских школьников были посвящены работы Р. И. Тамуриди (1935). Автор изучала развитие таких движений, как прыжки, метание и др. В результате была показана по некоторым движениям возрастная динамика. Т. С. Попова (1940) в своей работе по анализу развития ходьбы у детей в возрасте от 3 до 10 лет убедительно показала особенности развития и структуры движений у детей.

За последние годы выполнен ряд работ физиологами (В. С. Фарфель, 1962, Н. В. Зимкин, 1964; В. В. Васильева, 1972, 1976; З. И. Кузнецова, 1967, 1974, 1984г).

В “основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы” определены задачи и пути перестройки среднего образования, формирование мировоззрения и высоких гражданских качеств учащихся, улучшение трудового воспитания, обучения и профессиональной ориентации. Этот документ дает конкретные направления физического совершенствования учащихся. Из обширного круга проблем, касающихся физического совершенствования, мы хотим более внимательно рассмотреть вопрос физической подготовленности в процессе физического воспитания школьников.

В теории физического воспитания различают общую и специальную физическую подготовку. Если физическая подготовка включает в себя уровень знаний и умений в жизненно важных, прикладных, естественных, основных видах движений, то специальная физическая подготовка связана с профессиональной или спортивной деятельностью (подготовка гимнаста, лыжника и т. п. )

Главная черта, характеризующая высокий уровень общей физической подготовленности–это умение сознательно владеть движениями своего тела, достигая наибольших результатов в кратчайшие сроки при наименьшей затрате сил.

Оздоровительный эффект развития и формирования основных движений общеизвестен, так как в этих движениях участвует одновременно большое количество мышечных групп, что способствует повышению обмена веществ в организме, усилению функциональной деятельности внутренних органов, совершенствуется подвижность нервных процессов. Все это является фундаментом к выполнению нормативов комплекса “ГТО”.

Первостепенное значение для успешной сдачи норм комплекса ГТО учащимися имеет разносторонняя физическая подготовленность, базирующаяся на высоком уровне развития основных двигательных качеств (выносливости, силы, ловкости, быстроты и т. п. ), которые достигаются планомерной работой на уроках физической культуры, а также в процессе внеурочной спортивно-массовой работы.

Человек, в отличие от животных, не рождается на свет с готовой способностью выполнить естественные для него движения. Движения в ходьбе, беге, метаниях, прыжках, лазании выработались в процессе эволюции человека, в результате взаимодействия его с окружающей средой. Этим движениям человек научился в процессе жизни. всем известно, как дети любят бегать, бросать, метать, ловить предметы, лазать.

Физическую подготовленность школьников, как указывает З. И. Кузнецова (1977) характеризуют два показателя:

    Степенью владения техникой движений;
    Уровнем развития двигательных (физических) качеств.

Физическая подготовленность (двигательная) у учащихся осуществляется в результате обучения на уроках. Но лишь при одном условии, если учитель обучает детей правильно выполнять двигательные действия, воспитывает у них и физические качества.

Чтобы управлять учебным процессом, вовремя вносить коррективы, нужно вести контроль за двигательной подготовленностью школьников.

Однако этому вопросу до сего времени не уделяется должного внимания в научных исследованиях. Имеющиеся литературные данные изучения основных движений детей школьного возраста показывают на отсутствие единой опробированной методики обследования. Обследование по различным заданиям в возрастных группах у мальчиков и девочек и в различных условиях испытаний не дает возможности выявить характерные особенности возрастно-полового развития. Давно уже выдвигается настоятельная необходимость разработки единой методики учета развития основных движений и сбора материала могущего послужить отправными данными для оценки физической подготовленности школьников разных возрастных групп.

Двигательные навыки и физические качества, приобретаемые школьниками в процессе физического воспитания в школе, имеют исключительное значение в практической работе учителей физического воспитания.

Ряд исследователей (Н. Н. Бинчук, 1959; А. П. Кашин, 1967; Л. И. Гендзегольскис, 1969, 1990; Х. В. Тийк, 1976) указывают на недостаточность физической подготовленности у молодежи, поступившей на 1-е курсы в Вузе и объясняется это тем, что в школах еще высок процент учащихся, освобожденных от занятий физической культурой без достаточных на то оснований, а организация процесса физического воспитания во многих из них находится не на высоком уровне. В последние годы в центре внимания исследователей, считающих необходимым дальнейшее совершенствование системы физического воспитания школьников (Э. С. Громадский, 1969; Г. И. Кукушкин, 1965, Н. А. Лупандина, 1967) находятся вопросы совершенствования нормальных требований. С целью более эффективного развития физических способностей школьников. Так, А. Р. Джамаловым (1969) было проведено исследование физического состояния школьников и установлено, что наиболее эффективным в развитии физической подготовленности является более высокий режим двигательной деятельности, достигаемой применением комплекса разнообразных средств физической культуры и спорта. А пока учитель лишен возможности объективно оценивать достижения своих учащихся по основным движениям по сравнению со сверстниками города, области, республики.

В литературе есть данные по физической подготовленности учащихся московских школ, полученные в 1949г. ЦНИИФК и 1967 г. В Ростове в 1987г. Рябцевой Е. И. С тех пор прошло много времени. Неоднократно менялась программа по физической культуре, с 1987г. семь программ по физической культуре, введен в 1972г новый комплекс ГТО. Очень интересно проверить физическую подготовленность школьников в настоящии время, установить взаимосвязь физической подготовленности с физическим развитием и работоспособностью.

В данной работе мы поставили перед собой задачу –ответить на вопрос какое состояние физической подготовленности школьников младшего и среднего возраста конкретной школы №92 г. Ростова– на – Дону. Физическое воспитание как вид воспитания, специфическим содержанием которого являются обучение движениям и управление развитием физических качеств человека. Когда необходимо подчеркнуть прикладную направленность физического воспитания по отношению к трудовой, оборонной и иной деятельности говорят о физической подготовке.

Процесс, направленный на улучшение физической подготовленности, называется физической подготовкой.

З. И. Кузнецова (1972) физическую подготовленность предлагает называть двигательной подготовленностью. Так или иначе, физическая подготовка содействует укреплению здоровья, развитию двигательных качеств и форм тела, а также расширению двигательных представлений.

Проблема изучения развития движений школьников привлекала и привлекает многих исследователей. Одни изучали “моторную одаренность”, как бы независимую от воспитания и обучения. Другие изучали “простые, жизненно необходимые движения, приобретенные в повседневной жизни”.

И. М. Яблоновский, Н. В. Серебровская (1949) при изучении двигательной деятельности школьников применяли испытания по таким видам движений, которые в какой-то степени отражали физическую подготовленность учащихся. Они изучали: прыжки с места, в длину и высоту, бег, метание и др.

Т. С. Попова (1940) в своей работе по анализу развития ходьбы у детей в возрасте от 3 до 10 лет убедительно показала особенности развития ее структуры движения у детей.

Заслуживают внимания работы, выполненные группой специалистов под руководством Г. И. Кукушкина (1968) по исследованию состояния физической подготовленности учащихся по возрастным учебным нормам.

Исходным положением в этих исследованиях было то, что “процесс физического воспитания в школе должен быть регламентирован едиными учебными нормами”. В основу программы в тесной связи с учебным материалом, по мнению авторов, должны быть положены возрастные учебные нормы, стимулирующие всестороннее и гармоническое развитие физических способностей учащихся и с определенного возраста спортивное совершенствование. В исследованиях ставилась задача “сделать анализ применения учебных норм: усовершенствовать их и сделать важным условием дальнейшего улучшения учебной и внеклассной работы по физическому воспитанию учащихся”.

Разнообразие двигательных умений и навыков, получаемых школьниками в процессе занятий по физической культуре в школе, направлено на повышение уровня общей физической подготовленности учащихся. Многими исследованиями и повседневной жизнью подтверждается то положение, что физически подготовленный человек имеет лучшую производительность труда, высокую работоспособность. Основными показателями общей физической подготовленности школьников были, есть и будут достижения в основных движениях. В них, как в фокусе, видно умение владеть своим телом, умение выполнять движение экономно, быстро, точно. В этих движениях выявляется уровень развития физических качеств, скорости, ловкости, силы и др. Под качеством понимается такое свойство, которое выражается в способности выполнения не одной какой-нибудь узкой задачи, а более или менее широкого круга задач, объединенных психофизической общностью. Основные движения наиболее полно вскрывают эту общность качеств. Разумеется, педагогический процесс по физическому воспитанию не ограничивается узким набором упражнений, “приложимых в жизненных условиях”. Чем больше число двигательных условных рефлексов приобретает ученик, тем более сложные и разнообразные двигательные задачи может ставить учитель перед учениками, тем легче приобретается навык. А двигательный навык характеризуется объединением частных операций в единое целое, устранение ненужных движений, задержек, повышением точности и ритмичности движений, уменьшением времени на выполнение действия в целом, строгой системностью в движениях, слаженностью различных систем организма. Двигательный навык позволяет экономить физические и психические силы, облегчает ориентировку в окружающей среде, освобождает сознание для своевременного осмысливания действия.

У школьников средних и старших возрастов интерес к этим движениям не ослабевает. в зависимости от педагогических задач, постепенно усложняющихся по годам обучения, повышаются требования к рациональным способам упражнений. Двигательная деятельность растущего и формирующегося школьника познается в развитии, где решающая роль принадлежит обучению.

Обучение учащихся основным видам движений и совершенствование в них -–одна из важнейших задач физического воспитания в школе. Требуется не только научить школьника правильным приемам движений; не менее важно достигнуть того, чтобы занимающиеся были способны быстро и ловко бегать, высоко и далеко прыгать, обучение должно быть тесно связано с достижением практических результатов. Достижения школьников в основных движениях (при правильной воспитательной работе) определяют в основном качество постановки работы по физической культуре в школе.

    II. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ.
    Задачи:

Произвести анализ физической подготовленности детей младшего и среднего школьного возраста.

Дать сравнительный анализ физической подготовки школьников по классам. Изучить взаимосвязь физической подготовленности в процессе возрастного развития с особенностями физического развития. Сравнить данные физподготовки с существующими нормативами программы по некоторым тестам по физической культуре.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: Опрос учителей физкультуры в целях выявления опыта планирования физической культуры в учебном процессе.

Педагогические наблюдения за проведением занятий по физкультуре. Контрольные упражнения по физической подготовленности.

    Решение поставленных задач осуществлялось поэтапно:

На первом этапе педагогической практики изучался опыт преподавания физкультуры. На втором этапе были проведены исследования физического развития и физической подготовленности 1-3х классов, 4-8х классов.

На третьем этапе была выполнена статистическая обработка собранного материала. Одновременно с этим изучалось, для сравнения, физического развития и физической подготовленности с существующими средними показателями для г. Ростова- на– Дону. Исследования проводились в условиях повседневной работы школы по физкультуре. Физическое развитие изучалось по 10-ти основным антропометрическим показателям, а физическая подготовленность по контрольным упражнениям.

На основании полученных данных нами разработаны методические указания, направленные на развитие отстающих показателей физического состояния школьников младшего и среднего школьного возраста.

Всем известно, что в программах указаны учебные нормативы. Можно ли использовать их в качестве контрольных испытаний (тестов)? Можно ли судить о динамике двигательной подготовленности школьников по выполнению ими учебных нормативов? “Не совсем”, - отвечает З. И. Кузнецова. Потому что в разных классах даются учебные нормативы по различным видам упражнений.

Эти нормативы в большей степени характеризуют владение данным видом движений и в меньшей отражают общий уровень двигательной подготовленности. В меньшей, потому что учебные нормативы не деффиренцированы с учетом физического развития школьников. Между тем научные исследования показали (Н. А. Лупандина, 1967), что двигательная подготовленность зависит от физического развития. Исследования Е. И. Рябцевой (1987) показали, что детям с высокими и вышесредними уровнями физического развития чаще свойственны высокие показатели двигательной подготовленности. У школьников же с низким и ниже средним уровнем физического развития чаще, кроме средних, встречаются невысокие показатели двигательной подготовленности. Из этого следует, что от детей, у которых низкий и ниже средний уровень физического развития, нельзя требовать высоких и выше средних показателей двигательной подготовленности. А к школьникам с высоким и выше средним уровнем физического развития надо предъявлять более высокие требования.

По данным Е. И. Рябцевой (1987) выявлена прямая зависимость двигательной подготовленности от степени полового созревания и перенесенных заболеваний. Становится очевидным, насколько неправильно предъявляют одинаковые требования к разным учащимся.

Двигательную деятельность школьников мы наблюдали в разных по форме движениях, в которых в той, или иной мере проявляются быстрота, сила, ловкость, скорость, гибкость.

Испытания проводились на уроках физической культуры. Чтобы не нарушать привычный ход школьных уроков, не создавать новых условий, не возбуждать учеников, класс делили на подгруппы. Одна подгруппа шла на обследование, две или три остальных шли на занятия по плану учителя. Затем подгруппы менялись. За один урок проверялись все ученики по одному виду. И так были обследованы школьники по шести видам испытаний. Полученные результаты записывались в протоколы, отдельно по полу и по классам.

В задачи настоящего исследования входило: выявить влияние средств и методов физического воспитания. Других факторов учебно-воспитательной работы в школе на уровень физической подготовленности не проводилось.

Содержание учебной программы по физической культуре органически связано с комплексом ГТО. Но смысл уроков не должен сводиться к непосредственной подготовке и сдачи норм комплекса. Работа по комплексу ГТО должна составлять основу внеклассной, а не учебной работы. Но фундамент в виде общей физической подготовки, вооружение каждого ученика необходимыми знаниями и умениями обеспечивает программа, которая реализуется на обязательных уроках.

    III. ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ УЧАЩИХСЯ ШКОЛЫ №92.

Физическую подготовленность мы изучали в различных по форме движениях, в которых в той или иной мере проявляются быстрота, сила, ловкость, выносливость или их сочетание. Причем степень развития этих качеств определяет меру двигательных возможностей детей, уровень их общей физической подготовленности, который влияет и на овладение учебными нормативами по физкультуре и на овладение другими более сложными двигательными умениями.

Для исследования физической подготовки на каждого школьника (по полу и возрасту) заполнялась карточка, в которую вносились данные о двигательных умениях в начале учебного года (сентября) и в конце (май) каждого учебного года. В ней же фиксировались результаты контрольных упражнений. К основным физическим качествам человека относят силу, быстроту, выносливость, проявляемые в двигательной деятельности, а также прыгучесть и ловкость, непосредственно связанные с ними морфо функциональные свойства организма. Эти качества определяют различные физические способности человека ( силовые, скоростные, координационные и т. д. ) и реализуются в них.

    В процессе возрастного развития изучались:
    прыжок в длину с места, см;
    сила кисти, кг;
    вис на согнутых руках;
    бег 30х10, с;
    сед за 30, с;
    наклон вперед, с.

В методике испытаний мы придерживались следующих положений: Соблюдение единства условий в испытаниях.

    Доступность и доходчивость заданий и требований.
    Возможность выявления максимальных достижений школьника.

Простота и привычная обстановка испытаний (зал, спорт. площадка). Выражение данного учета в цифровых показателях (см, сек).

    Простота записей учета.

АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ. Табл. 1. 2. При анализе таблиц по каждому виду испытаний можно видеть, что уровень физической подготовленности как девочек-девушек, мальчиков-юношей, повышается, но по каждому виду испытаний рост достижений имеет свои особенности. в одних видах идет неуклонное и почти равномерное нарастание достижений у мальчиков и у девочек. В других рост достижений идет в виде “ножниц”: чем старше возраст, тем больше разница в результатах у мальчиков и девочек. В третьих–результаты девочек, в некоторых возрастных группах выше мальчиков, как например, сила кисти.

Детальный анализ каждого теста позволяет выявить возрастно-половые особенности и закономерности.

    А. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ В ПРОЦЕССЕ ВОЗРАСТНОГО РАЗВИТИЯ.
    а) Прыжок в длину с места.

Характерной особенностью возрастного развития движений по прыжкам с места в длину является то, что достижения мальчиков и девочек нарастают неравномерно. Небольшая величина прыгучести и равномерное увеличение результата в младших возрастах с 8 до 13 лет (106, - 146, 2 см у девочек и 119, 8 - 184, 2 см у мальчиков), с 13-летнего возраста у мальчиков прыгучесть резко увеличивается (194, 1-216, 5 см), тогда как у девочек (152, 9–170, 7 см). Увеличение незначительное. Эти половые различия сохраняются в последующие годы, у мальчиков результат достоверно увеличивается, достигая 216, 5 см, а у девочек только 170, 7 см.

Полученные данные позволяют сделать практические выводы, связанные с контрольными упражнениями по прыжкам для учебных занятий на уроках. Постепенное равномерное повышение требований по прыжкам из класса в класс не совпадает с фактическими возможностями школьников, особенно девочек. Поэтому для мальчиков с 14 лет требования к прибавке длины прыжка должны быть несколько меньше по сравнению с другими возможностями. У девочек же последовательное повышение возможно до 14 лет. А далее, с 15 лет и старше, очень важно сохранить уровень достигнутых к этому возрасту результатов (при 2 часах в неделю на уроки физической культуры).

Результаты достижений по возрастным группам и по классам представлены в приложении (Рис. 1, 2, 3).

    б) Кистевая сила.

Силовой показатель увеличивается у мальчиков с 12, 6 кг до 27, 5 кг; у девочек с 10, 4 кг до 24, 8 кг. Выявляется возрастная закономерность. Мальчики до 10 лет несколько опережают девочек, с 13 лет силовой потенциал выше у девочек (27, 7кг), с 14 лет у девочек и у мальчиков кистевая сила увеличивается. Таким образом, с 11 до 13 лет как у мальчиков, так и у девочек отмечается относительно равномерное увеличение указанного показателя физической подготовленности. С 14 лет у мальчиков имеют место наибольшие годовые прибавки 12, 0 %, а у девочек на 13, 9%.

Таким образом, если до 13 лет у школьников существенной разницы показателя у мальчиков и девочек не обнаруживается, то с 14 лет явно проявляются половые различия. Последнее, по-видимому, правильнее объяснить недостатком в физическом воспитании, а не физиологической закономерностью. В связи с этим целесообразно усилить подготовку мальчиков по соответствующему виду физической деятельности. И во-вторых, учитывая большой процент вариабильности, необходимо дифференцированное обучение на уроках физической культуры.

в) Вис на согнутых руках – показатель, характеризующий силовую выносливость. При анализе таблиц, сила у мальчиков с 11 до 17 лет увеличивается в 2, 5 раза (с 18, 0 сек в 11 лет до 50, 0 сек в 17 лет). Прирост с 11 до 13 лет незначительный (период интенсивного роста), когда увеличение мышечной массы отстает от роста скелета (развития функциональных особенностей мышечной системы). После 13 лет ежегодный прирост силы возрастает и достигает максимума 50, 0 сек при высокой степени достоверности Р

Указанные данные дают основание считать, что физический показатель формируется в процессе обучения. Однако необходимо развивать силу мышц сгибателей плечевого пояса.

    г) Бег 3х10 – “Челночный бег”.

С возрастом скорость движений детей увеличивается, особенно в 10-13 лет и достигает максимума к 14-15 годам, особенно частота движений. Наибольшее увеличение быстроты движений происходит от 11 до 14-15 лет. Длительность удержания определенного темпа и совершенствование дифференцирования темпа движений достигает максимума примерно к 13-15 годам. При этом у мальчиков в 11-13 лет темп движений больше, чем у девочек. С 14-ти лет различия сглаживаются, а затем в 15-17 темп движений примерно равный. Таким образом, динамика совершенствования темпа движений претерпевает достоверные изменения с 11 до 17 лет (у мальчиков с 9, 43 сек до 8, 29 сек; у девочек с 10, 4 до 8, 8 сек). Поскольку достоверных изменений не возникло между возрастными группами (средней и старшей у мальчиков и девочек) полагаем, что учебно-воспитательная работа по этому виду движений должна быть усилена. д) Сед за 30 сек.

Уровень двигательных возможностей наиболее полно отражает функциональное состояние организма школьников, которое проявляется в умении выполнять различные двигательные действия при соответствующем уровне развития двигательных качеств.

Из приведенных в таблицах данных видно, что явных изменений в этом виде упражнений не произошло, в обеих возрастно-половых группах до 14 лет, после чего у мальчиков сократимость мышц брюшного пресса увеличивается, у девочек остается почти без изменений.

Учителя школы оправдывают свою невнимательность к этому виду “особенностями организма девушек”. Однако усиление силы мышц брюшного пресса имеют существенное значение в поддержание нормального анатомического положения органов брюшной полости. Материал, представленный в таблицах указывает на недоработку в учебно-воспитательной работе по этому виду движений. Учитывая неодинаковый уровень физической подготовленности следует к каждому из школьников подходить индивидуально, так как повседневной жизнью подтверждается то положение, что физически подготовленный человек имеет лучшую производительность труда, высокую работоспособность, высокую физическую дееспособность.

Таким образом, физическая подготовленность школьников по прыжкам в длину с места показывает на неравномерность роста достижений по возрастным группам. Достижения постепенно растут, но у девочек после 16 лет все же незначительно, а у юношей нарастает прыгучесть больше.

Результаты по кистевой силе и вису на согнутых руках у мальчиков выше, чем у девочек. Большая вариабельность говорит о недостаточной учебно-воспитательной работе по данным видам движений.

В беге на скорость (3х10м) закономерность развития достижений имеет свою особенность. Мальчики школьного возраста бегают быстрее девочек, тогда как и девочки должны иметь равноценное развитие скоростного качества. В учебно-воспитательной работе учителей этот факт не учитывается.

Б. РАЗРАБОТКА ПРОГРАММ, НАПРАВЛЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ ШКОЛЬНИКОВ.

Для каждого возрастного периода школьников свойственны анатомо-физиологические особенности. Из этих особенностей исходят педагоги, психологи, врачи, специалисты по физической культуре при составлении школьной программы по физкультуре, определяются задачи, содержание, формы, нагрузка на уроках физической культуры и другие вопросы. Исходя из особенностей детского и юношеского возрастов, их физического развития и физической подготовки устанавливаются учебные нормативы и нормативы БГТО и ГТО. Эти особенности детей не являются постоянными и неизменными. В результате целого ряда факторов внешней среды, совокупности условий жизни, включая и организованный процесс физического воспитания, типичные для школьного возраста признаки их возможности изменяются.

Как пишет Л. П. Матвеев (1984) “принимая во внимание возрастные особенности, очень важно исходить из того, что задачей учителя отнюдь не является пассивное приспособление к ней. Наоборот, он должен содействовать прогрессивному их изменению, вдумчиво используя условия и закономерности объективного процесса развития человека. Надо активно подкреплять и поправлять, даже преднамеренно вызывать желаемые изменения в функциональных проявлениях организма. Тем более необходимо выявлять и очень строго учитывать в процессе обучения и воспитания все индивидуальные проявления возрастных особенностей, чтобы строить учебно-воспитательную работу на основе реальных возможностей детей. В этом отношении прежде всего нужно иметь ввиду процесс интенсивного роста и развития детского организма, протекающий хотя и неравномерно, но непрерывно на протяжении всех школьных возрастных периодов. Обмен веществ в организме может быть активизирован значительным объемом двигательной деятельности в повседневном режиме для учащихся. Сохранить достаточные энергетические ресурсы можно регулировкой физических нагрузок, не допуская изнуряющих, исчерпывающих энергетические ресурсы усилий, а также обеспечением необходимого отдыха и полноценного питания.

Вторая особенность, характерная для всего школьного возраста и требующая постоянного внимания к себе, - это незрелость и недостаточная устойчивость детского организма по отношению к различным внешним влияниям, с чем и связана высокая степень его решимости. В связи с этим необходимо, во-перых, беречь организм от таких воздействий и влияний, которые еще не соответствуют его возможностям и, поэтому вызывают различные перенапряжения и тормозят процесс развития, во-вторых, настойчиво, но строго последовательно укреплять и закаливать организм, повышать его жизнеспособность и сопротивляемость неблагоприятным внешним влияниям.

Для достижения этого нужно знать конкретное состояние в данный период всех систем и органов, продуманно отбирать и применять упражнения, рассчитывать объем, интенсивность и распределение во времени соответствующих нагрузок, с большой ответственностью обеспечивать оптимальные гигиенические условия занятий, а также техническую исправность снарядов, достаточную страховку и т. д.

Так, А. А. Минк (1980) указывает, что учитывая особенности опорно-двигательного аппарата, необходимо настойчиво избегать неправильных поз, высоких нагрузок на позвоночник, одностороннего напряжения мышц туловища, сильных толчков и сотрясений тела, перенапряжения суставно-связочного аппарата и мышц при длительных мышечных усилиях, особенно статического характера и т. п. В то же время следует постоянно активизировать деятельность мышечной системы, выравнивая уровень развития отдельных мышечных групп и контролируя эту работу по осанке.

Большую осторожность в нагрузках необходимо соблюдать в отношении органов кровообращения и дыхания, особенно в среднем школьном возрасте. Широко пользуясь упражнениями, вызывающими усиленную деятельность этих органов, необходимо строго дозировать физические напряжения, помня о слабой сократительной способности сердечной мышцы в младшем школьном возрасте, недостаточном совершенстве аппарата регуляции сердечной деятельности вплоть до конца переходного (среднего) возраста, физиологическом узкогрудии и других особенностях детского организма. Постоянно следует помнить об опасностях для сердца завышенных, излишне уплотненных нагрузок в беге и аналогичных ему циклических движениях, больших мышечных напряжений с натуживанием, а также формирования усилия после гриппа, ангины и других болезненных состояний. Наибольшее внимание следует уделять неокрепшей еще нервной системе детей, к которой постоянно предъявляются очень высокие требования всеми учебными предметами. Интеллектуальные усилия в процессе обучения двигательным действиям, контроль за своими движениями и управление ими, повышенные волевые и эмоциональные напряжения, связанные с преодолением разного рода трудностей в условиях двигательной деятельности, - все это тоже является значительной нагрузкой для нервной системы. Правильное регулирование, видоизменение и постепенное, строго последовательное увеличение этой нагрузки позволяет укрепить нервную систему и повышать ее работоспособность. Необходимо иметь ввиду еще одну особенность детей–их легкую, часто излишне повышенную возбудимость, а также тесно связанную с ней высокую реактивность. Легкая возбудимость характерна для большинства детей всех возрастных групп, хотя степень ее выражения неодинакова. Она выше всего у младших школьников, долго еще сохраняется у подростков и начинает заметно спадать только в старшем школьном возрасте. Это явление обусловлено общими функциональными особенностями нервной системы детей. Осложняет работу еще и недостаточная устойчивость внимания, поверхностность восприятий, эмоциональная несдержанность и др. Высокая реактивность детей выражается в быстрых, часто преждевременных, и сильных реакциях. При этом они далеко не всегда достаточно целесообразно, а иногда и опасны. Наиболее ярко это качество проявляется в подростковом возрасте.

Сталкиваясь с нежелательными проявлениями реактивности на занятиях физическими упражнениями, необходимо наряду с общевоспитательной работой, тактично, основываясь на убедительности, сдерживать учащихся в чрезмерном увлечении избранными физическими упражнениями, строго ограничивать нагрузки, рационально организовывать самостоятельную работу, неуклонно повышать требования к точности действия и сдержанности в эмоциональных проявлениях.

Помимо рассмотренных, у детей имеются и другие, более частные особенности. Все они, по возможности, должны учитываться учителем, притом конкретно, относительно каждого ученика. Для этого, необходимо внимательно и непрерывно изучать своих воспитанников.

Под особый контроль должны быть взяты: состояние здоровья, уровень физического развития и степень физической подготовки личности учащихся, т. к. в соответствии с этими показателями определяются: содержание, формы, общий объем и планы проведения учебно-воспитательной работы, а также, характер и интенсивность нагрузок.

Контрольные упражнения помогают выявить уровень развития различных двигательных качеств, сравнить подготовленность как отдельных занимающихся, так и целых групп. Испытания проводятся для определения состояния или способностей отдельных учеников, занимающихся физкультурой по тестам, причем учитывается стабильность теста, т. е. воспроизводимость результатов при его повторении через определенное время в одинаковых условиях. Тогда можно видеть динамику физической подготовки.

Информативность теста –это степень точности, с какой он измеряет свойство (качество, способность) для оценки которого используется.

Оценивать можно в баллах. Используя статистику, стандартным методом. В частности, мы использовали статистический метод. Полученные средние величины возрастно-половых групп сравнивали с опубликованными средними ростовских школьников. Сравнивали среднюю наших школьников со стандартной и полученную разницу делили на сигмальное отклонение от средних величин. Если полученное частное не выше (или не ниже одной сигмы), то показатель считали в пределах средних, если это частное колебалось в пределах +/- двух сигм– то выше или ниже средней и т. д. Можно оценивать в процентах, сравнивая исходный показатель, взяв его за 10% с конечным. Например, исходный прыжок равен 125 см, конечный– 142 см. 125 см - 100%

    142 см - х
    142 / 125 = 13, 5%

Всем количественным показателям дается качественная оценка. Пользуясь опубликованными данными физической подготовленности ростовских школьников мы попытались сравнить полученные средние величины по ряду тестов сравнивали сельских школьников с ростовскими школьниками.

Анализ полученных данных показал (табл. 3, 4), что по прыжкам в длину с места у мальчиков сельских показатели низкие в младшем и среднем возрасте. Развитию прыгучести уделяется недостаточное внимание, тогда как силовой показатель (динамометрия, подтягивание) во всех группах выше средней величины и высокий, аналогичны скоростные качества, но отстает сократимость мышц брюшного пресса. Аналогичная закономерность выявлена и у девочек, особенно в среднем школьном возрасте.

Разработка программы направленной физической подготовленности учащихся. Для того, чтобы достигнуть высокой результативности учебно-воспитательного процесса на уроках физической культуры, необходимо акцентировать внимание на обеспечение ряда определяющих условий и соблюдение основных организационных и методических требований.

Чтобы обеспечить процесс физической подготовленности учащихся, каждый учитель должен иметь четкую программу направленной физической подготовки. При разработке этой программы учитель должен ясно представлять себе конечную цель процесса физического воспитания на установленный им период времени. В данном случае такой целью является подготовка учащихся к сдаче нормативов программы по физической культуре.

Прежде чем разрабатывать программу направленной физической подготовки нужно знать физические и антропометрические данные каждого ученика. Учитель с помощью тестов и контрольных испытаний должен установить исходное состояние управляемой системы, затем произвести расчет времени и последовательности прохождения программы. Чтобы правильно спланировать программу направленной физической подготовки учащихся необходимо учитывать учебные задачи, климатические условия, подготовленность учащихся, оснащенность учебно-материальной базы. В условиях урочной работы программой направленной физической подготовки является годовой план прохождения материала программы и поурочное планирование. Структура поурочного планирования предусматривает следующие пункты: конкретные учебные задачи урока, соответствующий материал по теоретическим сведениям, двигательным навыкам и умениям, умению самостоятельно заниматься, дозировку, домашние задания, методические указания, а также межпредметные связи, содействующие в данном уроке лучшему освоению упражнений.

Важное условие при разработке программы –соблюдение преемственности между предыдущим и последующим материалом. Следует учитывать также ряд важных условий и принципов: объем времени, который необходим на прохождение того или иного вида материала в зависимости от его сложности, постепенность усложнения изучаемых упражнений в серии уроков, закрепление навыков путем повторения через определенные промежутки времени. Например, основные упражнения легкой атлетики, разученные в 1 четверти, повторить в 4 учебной четверти.

При определении количества уроков, на которых разучивается и закрепляется данное двигательное действие, следует придерживаться правила: закрепление навыка движения требует примерно половины того времени, которое понадобилось для освоения двигательного действия.

Одной из существенных сторон годового планирования является конкретизация цели, для достижения которой подбирается соответствующий материал. Например: учитель поставил целью шестидесятому уроку подготовить учащихся к овладению нормативами по прыжкам в длину с разбега. Для этого учитель на серию уроков, предшествующих сдаче данного норматива, планирует упражнения на развитие прыгучести, овладения техникой прыжка, углубления знаний с использованием межпредметных связей, ряд упражнений на развитие физических качеств в виде домашних заданий. При планировании учебного материала (в годовом и поурочном планах) следует предусмотреть проверку уровня физической подготовки учащихся (тесты), для регулирования процесса физической подготовки и выработки исправляющих действий с помощью дополнительной программы.

Преследуя цель постоянно совершенствовать учебный процесс, учителю целесообразно после окончания каждого учебного года проанализировать планирование с позиции его результативности, выявления недостатков и просчетов с тем, чтобы внести в планы на следующий год соответствующие коррективы. Методические указания, направленные на развитие двигательных физических качеств.

На основании полученных нами данных по физической подготовленности учащихся, рекомендуется для усиления деятельности органов дыхания и кровообращения использовать в уроках по физической культуре прыжки со скакалкой, различные виды бега, танцевальные шаги, акробатические упражнения.

Для развития основных мышечных групп повышать функцию внутренних органов. Для воспитания быстроты и выносливости рекомендуется ходьба и бег, особенно бег на время.

Наши исследования показали, что в развитии отстает силовой показатель, тогда как в младшем и среднем возрастах применение физических упражнений должно быть направлено на гармоническое развитие, и особенно развитие мышечной силы, на поддержание необходимой подвижности и прочности в суставах, что имеет непосредственную связь с формированием осанки.

Для развития силы как двигательного качества использовать набивные мячи, палки гимнастические, упражнения в парах с сопротивлением партнера. Лазание по гимнастической скамейке, подтягивание на перекладине, лазание по канату, упоры, висы, статические упражнения.

Способность человека преодолевать внешнее сопротивление (динамическая сила) можно развить силовыми упражнениями начиная с 1-го класса, только следует помнить, что возможности младших школьников в проявлении силы невелики и возрастают к 10-12 годам.

При выполнении силовых упражнений следует чередовать их воздействие на различные мышечные группы частей тела, начиная с малых мышечных групп и постепенно включать в работу все более крупные мышцы.

Силовые упражнения сочетать с упражнениями на гибкость и расслабление. При этом необходимо уделять внимание развитию мышц брюшного пресса и спины. На основании опыта учителей и нашего небольшого опыта представляется возможность планировать на уроках физкультуры для развития силовых физических качеств следующие упражнения: с набивными мячами и гантелями (различные массы); парные упражнения с партнерами (с 5-го класса); перетягивание каната; подтягивание на высокой перекладине (со 2-го класса мальчики) и на низкой из виса лежа (со 2-го класса девочки); лазание по канату (с 3-го класса); подъем и переноска грузов (матов, инвентаря); упражнения на гимнастических снарядах, предусмотренные школьной программой по физическому воспитанию; висы и упоры; статические упражнения, подъемы силой, прыжком и т. д.

Для улучшения и повышения ЖЕЛ могут быть рекомендованы упражнения на выносливость. Различают общую и специальную выносливость. Общая развивается циклическими упражнениями (бег), спортивными играми. Специальная–при продолжительной работе и проявляется преимущественно в быстроте и силе; бег на 20, 60, 80 м (сериями); упражнения с отягощением.

Упражнения на выносливость должны сочетаться с правильным дыханием. Главным показателем контроля выполнения упражнений должна быть частота пульса, не превышающая двукратное увеличение величины пульса до начала выполнения упражнений.

    V. ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

Младший школьный возраст (7-11 лет) является наиболее спокойным периодом в развитии детей. Однако, как указывают группа авторов, несмотря на замедление темпов роста, на плавность изменения структур и функций, рост тела в длину у девочек до 11 лет и у мальчиков до 12 лет протекает интенсивнее, чем увеличение массы. Ежегодное увеличение массы составляет в среднем 3-4 кг, длина тела увеличивается на 4-5 см, а окружность грудной клетки–на 1, 5-2 см. В 7 лет масса тела мальчика больше массы тела девочек лишь на 0, 2 кг, в 10 лет–меньше на 0, 4 кг, в 7 лет рост мальчика превышает рост девочки всего на 1 см, в 11 лет– меньше на 0, 6 см.

Сила мышц кисти у девочек 7-8 лет меньше, чем у мальчиков, примерно на 5 кг, а в 11-12 лет– уже на 10 кг.

При занятиях физкультурой необходимо принимать во внимание особенности формирования скелета. Следует помнить, что резкие толчки во время приземления при прыжках, неравномерная нагрузка на левую и правую ногу могут вызвать смещение костей таза и неправильное срастание его костей. Чрезмерные нагрузки на нижние конечности, если окостенение не закончилось, могут привести к появлению плоскостопия.

Поэтому одна из важных задач физического воспитания –обеспечить правильное формирование скелета, укрепление мышечной системы и предупреждение нарушений осанки.

Материалы обследования физической подготовленности школьников по бегу, прыжкам в длину, подтягиванию и другим, показывают на неравномерность роста достижений в этих видах движений по возрастным группам и по классам у мальчиков и девочек.

В беге на скорость закономерность развития достижений имеет свою особенность. В младшем возрасте 8-9 лет мальчики бегают быстрее девочек, а в 11-12 лет девочки бегают быстрее мальчиков. Этот факт учитывать учителю физкультуры. В подтягивании наблюдается закономерный рост силы мышц плечевого пояса как у мальчиков, так и у девочек. У мальчиков в 8 лет средний показатель подтягивания равен 2 раза, то в 9-11 лет он равен 4, 2 раза.

Лучшие результаты наблюдения у мальчиков в прыжках в длину с места. По среднему показателю по прыжкам в длину с места можно сделать вывод, что в 8 лет у мальчиков и у девочек наблюдаются незаметные отличия в результатах. Так, у мальчиков средний результат равен 1, 38 см, а у девочек 1, 36 см. Начиная с 9-10 лет мальчики заметно отрываются от девочек. Средний показатель у мальчиков 1, 56 см, у девочек он же равен 1, 42 см.

Бег на 1000 м. Среди девочек и мальчиков 9-10 лет показывает, что у мальчиков в этом возрасте проявляется развитие такого физического качества как выносливость. У девочек это качество заметно снижено. Так, у мальчиков в беге на 1000 м средний показатель равен 4, 95 сек, у девочек 5, 89 сек. Сопоставление показателей физического развития свидетельствует об общей тенденции к более высоким морфологическим и функциональным признакам, что находит свое объяснение в биологии растущего организма, в связи с акселерацией.

Сравнительный анализ физической подготовки показывает, что уровень физической подготовленности как девочек, так и мальчиков, повышается по каждому виду испытаний. Рост достижений имеет свои особенности. В одних случаях идет неуклонное и почти равномерное нарастание достижений у мальчиков и девочек. В других рост достижений идет в виде “ножниц” чем старше возраст, тем больше разница в результатах у мальчиков и девочек. В третьих, результаты девочек в некоторых возрастных группах, выше мальчиков, как например, сила кисти.

    VI. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

Ашмарин Б. А. Теория и методы физического воспитания. Учебное пособие для студентов факультетов физического воспитания педагогических институтов. М. Просвещение, 1979, 1984г.

Бальсевич В. К. “Здоровье в движении” М. “Советский спорт”, 1988г. Баршай В. М. , Рябцева Е. И. , Янсон Ю. А. Физическое развитие, физическая подготовленность и работоспособность учащихся и молодежи. Ростов-на-Дону РГПИ 1987г.

Богословский В. П. “Сборник инструктивно-методических материалов по физическому воспитанию”, М. Просвещение, 1984г. Журналы “Легкая атлетика” 1985-1988гг. Гужаловский М. А. Развитие двигательных качеств школьников. Минск, 1978г. Зациорский В. М. Физические качества спортсмена, М. Фис. 1970. Каменцер М. Г. Урок после урока. М. “Физкультура и спорт”. 1972. Кузнецова В. И. Развитие двигательных качеств школьника, М, Просвещение, 1967 Лупандина Н. А. Физическая подготовленность школьников г. Москвы. В кн. “Ученые записки” том 182. Физическое воспитание и спорт. Вып. 4, 1967. Лупандина Н. А. Развитие основных движений школьников. ФИС, М, 1962. Очерки по теории физической культуры (составитель и общ. редакция Матвеев П. П. ) Фис, 1984г.

Теория и методика физического воспитания учебник для институтов физической культуры (под общей редакцией Матвеева П. П. и Новикова А. Д. М. ,Фис, 1976 г. т1. ).

Наталов Г. Г. Введение в физическую культуру, Краснодар, 1995 Николаев А. Д. О культуре физической, ее теории и системе физкультурной деятельности. Теория и практика физкультуры, 1997, №6 с. 2-10 Поцелдем А. А. Формирование у школьников умения и навыков. Ж “Ф. К. в школе”, №7, 1962г

Сальникова Г. П. Физическое развитие школьников, Просвещение, 1968 Тер-Ованесян А. А. Педагогические основы физического воспитания. М. Фис. 1978г. Янсон Ю. А. Педагогика физического воспитания школьников, изд-во РГПУ, Ростов-на-Дону, 1993г.

    Дипломная работа
    Тема: Физическая подготовка школьников
    г. Ростова – на – Дону в процессе возрастного развития

На современном этапе развития нашего общества в становлении, существенное значение имеет физическое воспитание, которое в единстве с умственным, нравственным, трудовым и этическим воспитанием подготавливает молодого человека к жизнедеятельности.

На всем периоде обучения, воспитание и развитие школьников необходимо использовать все формы, методы и средства физического воспитания, чтобы сформировать физически совершенного человека.

Под ''физическим совершенством'' прежде всего, понимается идеальное здоровье, гармоническое физическое развитие, хорошо развитые двигательные функции, всесторонняя физическая подготовленность.

Из общего круга проблем, касающихся физического совершенства, мы хотим более внимательно рассмотреть вопрос о физической подготовке в процессе возрастного развития школьников

В теории физического воспитания различают общую и специальную физическую подготовку.

Специальная физическая подготовка –связана с профессиональной или спортивной деятельностью, критерием оценки является спортивный результат.

Общая физическая подготовка –включает в себя уровень знаний и умений, навыков в жизненноважных или, как говорят, прикладных, естественных, основных видов движений. Жизненная полезность движений, частая применяемость, практическая используемость их в жизни.

К прикладным, основным движениям относятся: ходьба, бег, метание, поднимание и перевозка груза и д. р. Уровень развития этих движений имеет большое значение в жизни, т. к. способствует быстрому овладению навыков более сложных, ускоряет процесс специальной физической подготовки.

В процессе формирования двигательных умений и навыков развивается физическое качество: ловкость, скорость, выносливость, сила, меткость и т. д. Главная черта, характеризующая высокий уровень общей физической подготовки (О. Ф. П. )–это умение сознательно владеть движениями своего тела, достигая результатов в короткий срок, при наименьшей затрате сил.

Оздоровительный эффект развития и формирования основных движений известен, т. к. в этих движениях большое количество мышечных групп, что способствует повышению объема веществ в организме, усилению деятельности внутренних органов, совершенствуя подвижность нервных процессов.

Знание возрастного развития основных движений должно способствовать улучшению методики работы со школьниками.

В настоящее время уже накоплены объективные данные о возрастном развитии физических качеств, но еще мало исследований, посвященных развитию движений, начиная с 1-го класса и кончая выпускниками, особенно в последнее 10-ти летие. Наступило время, когда возникла необходимость оценивать постановку физического воспитания в школе по ''кубкам'', ''грамотам'', а оценивать постановку физического воспитания в школе по данным физической подготовленности всех учащихся, их состоянию здоровья и физического развития. Если здоровье и физическое развитие на вызывает больших трудностей, т. к. врачи, медицинские работник имеют инструкции, оценкка же физической подготовки затруднена потому, что нет опробированой методики определения и нет данных для сравнения уровня подготовленности учеников.

Настоящее исследование было произведено с целью разрешения части вопросов, касающихся физической подготовки учащихся по основным движениям (бегу, прыжкам, силе, гибкости).

Пути изучения физической подготовленности школьников и физического развития изложенные в 1 и 2 главах. Исходным положением этих исследований было то, ''что процесс физического воспитания в школе должен быть регламентирован едиными учебными нормами'', в основу программы положены возрастные учебные нормы, стимулирующие всестороннее и гармоническое развитие физических способностей учащихся и с определенного возраста спортивные совершенствования. И в исследованиях ставилась задача '' сделать анализ изменения учебных норм, усовершенствовать их и сделать важным условием дальнейшего улучшения учебной и внеклассной работы по физическому воспитанию учащихся''. Испытания по учебным нормам проводились в 2-х возрастных группах (8-11 лет) и (12-18 лет). В каждой из этих групп устанавливались свои виды испытаний.

    Для 8-11 лет
    Бег на 30, 60, 300 м.
    Прыжки в длину с/м
    Прыжки в длину с/б
    Прыжки в высоту с/б
    Метание теннисного мяча
    Подтягивание (м), отжимание (д).
    Для 12-18 лет
    бег 30, 60, 300 м. (12-13 лет)
    бег 500 м. (д. с 14 до 18 лет)
    бег 800 м. (м. с 14 до 18 лет)
    прыжки, подтягивание. (8-11 лет. )
    метание гранаты, вес 250г. (12-13 лет)
    вес 500г. (14-15 лет)
    вес 700г. (16-17 лет)

Обилие материала ранее производимых в разных городах, зонах, не могло дать единства в оценке данных. Сделать это сложно, т. к. многте моменты учебно-воспитательной работы не учитываются, и нетединой опробированной методикиобследования.

Нами изучались литературные данные по физической подготовленности 60-70х годов, и очень интересно проверить физическую подготовленность школьников в настоящее время, сравнить какие же изменения произошли за истекший период в уровне физической подготовленности, какая возрастная зависимость? ! В данной работе мы поставили перед собой задачу – ответить на этот вопрос. Задачи, методика испытаний, организация сбора материала.

Разработанную ранее методику испытаний и способы учета достижений школьников в основных движениях проверить и уточнить.

Провести обследование Ростовских школьников (в школах, где проводилась педагогическая практика студентов, использовать помощь студентов в сборе материала по физическому развитию) с 1 по 11 классы.

Выявить возрастные особенности в развитии основных движений девочек и мальчиков, юношей за прошедшие 15-20 лет.

Сравнить динамику физической подготовленности школьников городов Москвы и Ростова в беге на скорость, прыжки в длину и высоту с/б, метании, лазании, подтягивании.

Для решения задач были разработаны инструкции проверки физической побготовленности. Сгруппированы школьники по возрасту, каждый показатель обработан вариационно-статистически и представлен в виде таблиц и диаграмм. Показаны средние достижения и отклоёнения от средних. В большинстве случаев физическая подготовка великовозрастных находится в пределах высоких и очень высокихрезультатов учащихся классов, поэтому нами учитывался результат ученика по возрасту.

    Методика исследования
    Соблюдение единства условий в испытаниях.
    Доступность и доходчивость заданий и требований.

Возможность выявления максимальных достижений школьников (осмысленное отношение к правильности выполнения по технике движений, которое формируется в педагогическом процессе).

Простота и превычная обстановка испытаний в условиях повседневной учебной работы по физическому воспитанию в школе №92

    Выражение данного учета в цифрах (в метрах, см. сек. )
    Простота записей учета.

Задание инструкции проверка физической подготовленности учащихся раздаются проверяющим, чтобы была точность в выполнении нормативов и записи результатов.

    Результаты обследования

Полученный материал показывает на то, что по каждому виду испытаний рост достижений школьников имеет свои особенности. В одних видах идет неуклонное и почти равномерное нарастание достижений у мальчиков и девочек. В других–рост достижений идет в виде ''ножниц'': чем старше возраст, тем большая разница в результатах мальчиков и девочек. В третьих– результаты девочек в некоторых возрастных группах выше, чем у мальчиков. Причем, закономерности роста достижений по бегу, прыжкам, метанию, полученные нами у Ростовских детей, отмечаются и у московских детей (хотя эти данные получены много лет назад–20). Это говорит о существующей возрастной зависимости и достоверности полученного материала.

В таблице №1 показана физическая подготовленность школьников гг. Ростова-на-Дону, Москвы и некоторые программные нормативы, которые найдены в публикуемых материалах, подтверждают выше указанное суждение. В таблице 2, 3, 4, 5, 6 сравнительная характеристика физической подготовленности школьников г. Ростова-на-Дону с опубликованными данными.

Таблица №2. Результаты по бегу за 10 сек. И прыжки в высоту с/б. Структура бега скоростного в своем развитии к началу школьного возраста (по данным Н. А. Лупандиной) приобретает черты закончености. Дальнейшее развитие бега зависит от изменения физического развития и от учебно-воспитательной работы. В 7, 8, 9 лет мальчики пробегают большее расстояние, на 2 метра, че девочки. В 10 лет у девочек и мальчиков одинаковый результат. В 12-13 лет девочки бегают быстрее мальчиков, а с 13 лет девочки начинают отставать от мальчиков, а с 14 лет достижения в беге за 10 сек. у них снижается. У мальчиков с 14 лет достижения остаются на одном уровне.

Неравномерность роста достижений мальчиков и девочек в беге на скорость очень яркая. Она целиком совпадает с возрастными данными физического развития Ростовских школьников.

Бег за 10 сек. является по преимуществу движением на ловкость. Девочки, уступая мальчикам в движениях, требующих силового напряжения, в этом виде не очень отстают от мальчиков до 13 лет. В дальнейшем девочки уступают мальчикам в силу своего большого веса, не соответствующего развитию мышечной силы.

    Прыжки

Характерной особенностью возрастного развития движений по прыжкам с места в длину и по прыжкам в высоту с разбега является то, что достижения мальчиков и девочек наростают неравномерно: с 15 лет имеют вид расходящихся ''ножниц''. У девочек в 16-17 лет достижения снижаются в прыжках в высоту, а в прыжках в длину остаются на прежнем уровне.

Полученные данные позволяют сделать практические выводы, связанные с контрольными нормативами по прыжкам для учебных занятий на уроках. Постепенное равномерное повышение требований по прыжкам из класса в класс не совпадает с фактическими возможностями школьников, особенно девочек. Поэтому для мальчиков с 14 лет требования к прибавке высоты прыжка должны быть несколько меньше по сравнению с другими возрастами. У девочек же последовательное повышение возможно до 14 лет. А затем, с 15 и старше, очень важно сохранить уровень достигнутых к этому возрасту результатов (2х часах в неделю на уроках физкультуры).

Результаты достижений по возрастным группам и по классам представлена в таблице 3, 4, 5, 6, рис 3

    Метание

У девочек результаты по метанию на дальность по сравнению с мальчиками низкие. Во всех возрастных группах девочки метают хуже мальчиков.

Чем старше возраст, тем большая разница в метании у девочек и мальчиков. В метании отмечается неловкость, неумение владеть левой рукой, как у мальчиков, так и у девочек. Чем старше становятся ученики, тем больше отмечается неловкость.

По мнению авторов (В. Г. Гинзбург) ассиметрия конечностей имеет биологические основы (ассиметрия сердца, функция коры головного мозга). Ассиметрия конечностей–целесообразное явление, т. к. левая рука должна быть органом опоры и держания, правая опоры, движения и силы.

Но по теории физического воспитания должно быть ''всестороннее физическое развитие'' и развивать надо и левую и правую в равной степени.

    Лазание по канату

В таблице 7 рис. 3 показан рост достижений с 10 до 17 летнего возраста у мальчиков и девочек.

Во всех классах и возрастных группах мальчики лазают значительно лучше девочек. Чем старше возраст, тем больше разрыв в достижениях у тех и других. У девочек с 14-летнего возраста, результаты снижаются, а у мальчиков продолжают рости.

Результаты по подтягиванию у мальчиков растут из года в год. Чем старше, тем лучше данные.

Результат в оценке техники лазания по канату у мальчиков и девочек разные. У мальчиков на 1-3 балла лучше. У девочек в 9-10 классах– ниже 3х баллов. У мальчиков средний балл –4, никаких затруднений и большой интерес. У девочек интерес к упражнениям плавным, мягким, пластичным, танцевальным. У мальчиков и в подтягивании аналогичная зависимость.

    Выводы

Материалы обследования физической подготовленности школьников по бегу, прыжкам в длину с места и в высоту с разбега, метанию, лазанию показывают на неравномерность роста достижений в этих видах движений по возрастным группам у мальчиков и девочек.

Достижения школьников в прыжках в длину с места и в прыжках в высоту с разбега постепенно растут. У девочек с 15 лет результаты снижаются, а у мальчиков нарастают.

Результаты по метанию на дальность правой рукой у мальчиков и девочек очень разнообразные. Во всех возрастных группах мальчики лучше метают по сравнению с девочками. Большое разнообразие говорит о недостаточной учебно-воспитательной работе по данному виду движений.

В беге на скорость закономерность развития движений имеет свою особенность. В 7, 8, 9 лет и старше–15, 16, 17 лет мальчики бегают быстрее девочек, а в 11-12 лет девочки бегают быстрее . В учебно-воспитательной работе учителей этот факт не учитывается. В лазании по канату достижения мальчиков во всех возрастных группах значительно превышают достижения девочек. Результаты носят характер резко расходящихся ''ножниц''. В старшем возрасте у мальчиков высокие результаты, а у девочек снижаются. Там, где уделяется время технике движения, в учебно-воспитательном процессе– результаты выше.

Сравнительный анализ в достижениях указанных выше движений Московских и Ростовских школьников выявил однотипную возрастную закономерность. Показатели, имеющие большую или меньшую величину зависят от постановки учебно-воспитательной работы, и особенности возрастного физического развития.


© 2007
Использовании материалов
запрещено.