РУБРИКИ |
Педагогика - (шпаргалка) |
РЕКЛАМА |
|
Педагогика - (шпаргалка)p>характеристикам или к свойству в целом, называют комплексным (или интегральным).Для измерения показателей качества специалиста надо знать нижнюю допустимую границу изменения параметра, выход за пределы которого приводит к потере данного качества. Точное определение свойств специалиста определить невозможно, т. к. их изучают разные науки. Но можно использовать моделирование, которое вскрывает не только инвариантные идеализируемые параметры личности и проф. Д специалиста, но и процесс его формирования (специалиста). При моделировании прибегают к изучению и разработке вспомогательной, искусственной или естественной системы. 1) находящиеся в некотором соответствии с предметом познания, 2) система способна замещать его в опред. отношениях, 3) дает в конечном счете информацию о самом моделируемом объекте. Трудности при моделировании связаны с многофакторностью соц-х и пед. явлений и процессов, наличием субъективного фактора, факторы, определяющие соц. явления, складываются из качественных признаков, которые труднее поддаются количественному описанию. Модель специалиста описывает его на каком-либо языке. Первичной моделью учителя является его профессиограмма. Профессиограмма- эталонная гипотетическая вероятностная модель, которая выражает объективную тенденцию, допускающая различные варианты квалификационного характера нормативная модель учителя. Эта характеристика есть государственный документ, который определяет обобщенные требования к личности и проф. компетентности педагога. Благодаря этому характеристика позволяет довести проф. цели подготовки учителя до уровня нбх-х личностных качеств. Преимущество профессиограммы. замещает для преподавателя и студента объект (модель) выпускника, что позволяет предвидеть пути и средства подготовки и т. о. можно предвидеть задачи вообще пед. заведений (программы, учебники); важная роль в диагностике проф. пригодности и методике проф. отбора молодежи в пед. заведениях и правильно организовать пед. ориентацию школьников. , До профессиограммы надо исследовать психологию личности и спецификацию личностных и проф. качеств учителя. Талызина считает, что описание модели специалиста невозможно без выделения основных системных задач, с которыми он встретится. При этом м/б использован язык умений и язык типовых задач (эти языки равноценны, т. к. каждая задача предполагает умения для ее решения, а каждое умение предназначается для решения задач). Знания никогда не существуют сами по себе, всегда являются элементом какой-либо Д, какого-либо умения. Н. Ф. Талызина "Пути разработки профиля специалиста", Саратов, 1987г. В методологии и теории пед. образования остается ведущим Дый подход. В рамках Дго подхода личность учителя оказывается полностью детерминированной предметно-технологической стороной пед. труда. На личностном уровне учитель уже не м/б истолкован как персонификация нормативной Дью. Учитель становится субъектом, который реализует в пед. профессии свой способ жизнеД, готов доопределять задачи, принимает ответственность за их свободное и самостоятельное решение. Эта внутренне детерминированная активность, по которой учитель способен поступать независимо от частных обстоятельств, творит их сам и вырабатывает собственную стратегию проф. поведения и Д. 2) умение самостотельного поиска знаний и самостоятельного решения, 3) совокупность проф. действий на основе полученных знании, 4) номенклатура его возможных служебных функций. Нбх-о включить и формирование его личности. Технологический аспект Д должен занять в моделях подготовки педагога главенствующее место, но он должен сопрягаться с личностью педагога. Об этом писал И. В. Михайлов. Верпивскаяотмечает: "Критерий подготовки учителя - уровень сформированности пед. убеждений". Кобзев М. С. : "В качестве целей пед. образования выступает личность будущего учителя". Сластенин: "Теория целей подготовки учителя еще не сложилась, но прослеживается тенденция перехода от одностороннего отображения личности ученика (проф. знания и умения) к описанию его личности как профессионала". Цель проф. подготовки -здесь д/б преодолен разрыв меду учителем-человеком, учителем-гражданином, учителем-профессионалом, что интегрирует личностную и проф. позицию учителя. Это единство есть не суммарная категория, а качественно новое образование, целостность и внутренняя структура, которые задают цели подготовки и формирования личности учителя. Сластенин: "Попытка построить обобщенную структурно-уровневую модель педагога, которая может лечь в основу разработки квалифицированных характеристик по конкретным специальностям". В поисках средств получения искомой информации обратились к рейтингу суждений компетентных лиц (работники органов народного образования, руководители школ, мастера пед. труда, преподаватели колледжей, и пед. университетов). На одном из первых этапов: из ряда качеств, расположенных в случайном порядке, выбрать наиболее важные и проранжировать (готовность к выполнению пед. функций). Ряд качеств: общая направленность личности - соц. зрелость, гражданская активность, принципиальность, любовь к детям, пед. профессионализм, организаторские качества —деловитость, ответственность, распорядительность, требовательность, инициативность, работоспособность, умение организовать себя, коллективизм, коммуникативные качества —справедливость, внимательность, простота, приветливость, доброжелательность, скромность, чуткость, тактичность, перцептивно-гностические —наблюдательность, понимание других людей, умение проектировать развитие личности, коллектива, творческое отношение к делу, экспрессивные - эмоциональная восприимчивость и отзывчивость, энтузиазм, чувство юмора, выдержка, умение убеждать. В оценке значимости этих качеств компетентные судьи тоже. Высокий ранг: общая направленность, организаторские, коммуникативные. Оценочный анализ дополняется серией наблюдений и бесед. Качества, затрудняющие пед. Д учащихся: личная неорганизованность, невозможность организовать детей на дело, безынициативность, индифферентное отношение к пед. Д, нелюбовь к детям, незнание их психологии, отсутствие самообладания, выдержки, поспешность, нервозность, уступчивость, внушаемость и др. Эталон учителя "-", 2 этап исследования -картограмма параллельных по типу профилей в модификации Спирина. Пятибалльная шкала- качества, нбх-е учителю: Выводилась комплексная экспертная оценка существенных требований к личности учителя. Учитель выполняет социальную функцию. Базовые свойства и характеристики личности педагога на настоящее время. : высокая гражданская активность и соц. ответственность, любовь к детям, потребность и способность отдать им свое сердце, не искореняет недостатки, а определяет стратегию и тактику развития детей, опираясь на диагностику личности способность к созданию благоприятного морально-психологического климата в коллективе, готовность к созданию новых ценностей и принятию творческих решений (инд. стиль пед. Д), Система пед. образования - совокупность образовательных учреждений, обеспечивающих воспроизводство пед. кадров. В состав этих учреждений входят пед. училища, лицеи, колледжи, университеты, институты, госуд. и негосуд. институты повышения квалификации пед. кадров. Известно, что школа оказывает на общество огромное воздействие, либо воспроизводя стереотипы, сложившиеся в обществе, либо работая на его прогресс. Но школа такова, каков учитель, который выступает активным субъектом общественного прогресса, т. к. не существует чудодейственных систем, существует учитель, сформированный как творчески активная личность. Сейчас в обществе царят безденежье, перегрузки, остаточный принцип финансирования, административный произвол. Учитель нового типа у нас в стране. Российское учительство - это золотой фонд нации. Диалектика общественного развития породила противоречивую ситуацию: не все педагоги стали соответствовать своему статусу, что усугубляется отчуждением учителя от культуры, общества, школы, ребенка. Педагог сегодня находится в духовной растерянности, идейной неопределенности, вызванных стихийной сменой общественных ценностей, социальных ориентации. Трудность заключена в динамике и противоречивости этих процессов, которые требуют быстрого духовного обновления. С этими проблемами быстро не справляется ни общество, ни система пед. образования. Большинство педагогов были сформированы в период единомыслия, где творчесвто педагога поощрялось только в пределах нормы и им сложно перестроиться (творческая свбода). Интеллигентность - критически мыслящие, свою духовную Д превращают в творческий процесс. Плохо обеспечены жильем (каждый пятый педагог - плохие), 13% - довольны жильем, 1/3 педагогов - заболевание ЦНС, 1/4 педагогов - с/с заболевания, 1/4 педагогов - желудочно-кишечные заболевания, 89% работающих педагогов ни разу не были в домах отдыха, 62% - не путешествовали по турпутевке, 20% - не имеют личных библиотек, 57% - имеют менее 3ОО книг (у Сухомлинского было 10000 книг). Елена Рерих: "Срам стране, где учителя пребывают в бедности и нищете. Можно ли поручать детей человеку удрученному? Какое излучение дает горе, подавленный дух не вызывает восторга". "Труд учителя д/б вознагражден не только материально, но и общественным уважением". Караковский: "Социальные ожидания российского учительства не столь уж и притязательны. Более оно требует уважения к своей миссии. Никогда еще не было учителю так трудно работать, как сейчас". "В людях накопилось много злости, легче накричать на учителя и ребенка, т. к. они менее защищены. Пусть общество авансирует успех ученику". Процесс подготовки высококвалифицированного педагога сегодня сдерживается рядом обстоятельств: 1) несоответствие современного образования и подготовки учительских кадров соц-экон. и общественно-политич. преобразованиям в стране; 2) несбалансированность технократического и гуманистического направлений в обосновании содержания форм и методов школьного образования; 3) неразработанность проблем пед. образования в связи с его информатизацией и компьютеризацией, отсутствие новых информационных и образовательных технологий; 4) несовершенство систем пед. профориентации и диагностической службы отбора абитуриентов в пед. уч. заведениях; 5) отсутствие гибкой системы дифференцированной подготовки учителей для работы в новых типах школ; 6) отсутствие стройной системы повышения квалификации пед. кадров; 7) слабость научной разработки проблем подготовки пед. кадров; 8) слабость координации исследований, недостаточный учет мирового пед. общества; 9) несовершенство и ограничение финансирования подготовки, переподготовки и повышения квалификации пед. кадров; 10) недифференцированная оплата труда, слабая материальная база. В этой связи была создана нбх-сть разработки современной концепции пед. образования в России. Кант: "Размышления к антропологии". "Все подчинено закону непрерывности, и то, что совершенно оторвано и обособлено от предметов пропастью принадлежит миру пустых призраков. Миром этим может стать и нынешнее реформирование пед. образа, если оно не опирается на всесторонний и тщательный анализ системы подготовки и усовершенствования пед. кадров в России, которая выдержала испытание временеми долгое время находилась на уровне мировых стандартов". Одной из ведущих тенденций нашего времени стало осознание того, что и устойчивое развитие общества, и преодоление его проблем, и возможность дать ответ на вызовы ХХI в. зависят от состояния образования и образованности жителей планеты Земля. Только профессионалы способны делать дело и отвечать, за кого они могут обеспечить выживание общества, его выход из глубинного кризиса, возврат к национально-культурным традициям и полноценным контактам с другими народами. Достойный статус России в современном мире может обеспечить такая система пед. образования, которая сохраняет и воспроизводит гуманистические традиции отечественной и мировой культуры. Эта система д/б гибкая, открытая, способная к саморазвитию, соотносимая с западными моделями, но учитывающая опыт русского просветительства, отвечающая потребностям современности. Ключевой фигурой реформируемой образовательной системы выступает учитель как творец пед. процесса, как носитель и субъект общей и проф. культуры. Так возникает проблема обновления пед. образования (идеология, содержание, технологии). Пед. образование принимает оптимальный вид, если в его целостной структуре достигнуто динамическое равновесие двух основных процессов: функционирования, развития. У нас все еще сохраняется приоритет первого в ущерб второму. Развитие пед. образования до настоящего времени не сопоставимо с функционированием и воспроизведением традиционной системы образования, что приходит в противоречие с кардинальными экономическими и социо-культурными изменениями в стране. Отчуждение учителя от культуры, школы и ребенка сопровождается тем, что государство все более уходит из образования, отдавая общественной и частной инициативе. Хотя инвестиции государства в пед. образовании могут вывести страну из тупика. Идеология- исходная система ценностей, идеалов, определяет вектор развития человека, системы образования и т. п. Идеология современного пед. образования идентифицирует это образование как сферу духовного производства, продуктом которого выступают не просто присвоение новых знаний, ценностей, личностных смыслов, а раскрытие сущностных сил педагога, его способностей свободно ориентироваться в сложных социо-культурных обстоятельствах, обслуживать не только имеющиеся технологии, но и инновационные. Здесь высшую цель пед. образованиясоставляют профессионально-личностное развитие и саморазвтие педагога на личностном уровне. Он становится активным субъектом, который реализует в пед. профессии свой способ жизнеД (ставит задачи, раздвигает рамки Д, может поступать независимо от частных ситуаций и обстоятельств, творить эти обстоятельства, вырабатывать собственную стратегию профессионального мышления и Т. о. высшая пед. школа призвана образовать личность гражданина, искренне озабоченного судьбой родины, образовать человека гуманистически, духовно нравственной ориентации, во-вторых, педагога, владеющего современным знанием ребенка и умеющим с ним работать, в-третьих, специалиста в одной из областей науки, Итогом пед. образования является формирование у учителя проф-пед. культуры. Проф. культура - система общечеловеческих идей, проф-ценностных ориентации и качеств личности, универсальных способов познания и гуманистических технологий пед. Д. Наличие такой культуры позволяет учителю погрузиться во внутренний мир ученика, прогнозировать его развитие. Т. о. проф. становлениепедагога есть самоопределение его личности в культуре, а сама культура - мера человеческого в человеке. Теоретический анализ выявил основные компоненты проф-пед. культуры: 1) гносеологический: методологическая, исследовательская, интеллектуальная культура; 2) гуманистический: определяет нравственную, гуманитарную, духовную культуру, 3) коммуникативный: культуру общения, речевую, рефлексивную; 4) образовательный: дидактическую, методологическую, экономическую, экологическую, физическую, эстетическую культуру; 6) информационную; диагностическую, инновационную, компьютерную культуру. На первом этапе самоопределения личности специалиста в культуре очерчиваются границы современной социо-культурной "койкумены" и намечаются основные подходы ее усвоения (исторический подход, единство). Базовые основания проф. культуры педагога закладываются в содержании образования. Содержание пед. образования, организуя вариантное образовательное пространство пед. учреждения, включает оптимальное число идей, ценностей, способов познания и мышления и практической Д, которые позволяют педагогу изучать и диагностировать уровень развития воспитанника, понимать воспитанников, организовывать их жизнеД, формировать социально-ценные качества личности. содержание пед. образования -есть отражение важнейших измерений бытия человека и его Д в природе, обществе, культуре, образовании. Сущностная характеристика этого отражения - это целостность картины мира и человека в нем, что достигается комплексом псих-пед. , социогуманистич. , культуроведческих и специальных дисциплин, взаимодействующих на базе философско-антропологической методологии. При этом вектором проф-пед. ориентации педагогов является феномен образования -подсистема социума, вписанная в метасистему культуры, которая осваивается в историко-культурном контексте и в современных формах как закономерно организованный процесс общей и профессиональной............ человека. В основу разработки содержания пед. образования д/б положены следующие принципы (Сластенин): 1) универсальность, полнота набора учебных дисциплин, обеспечивающих базовую подготовку в единстве с проф. и специализированной образовательной программами; 2) интегративность - междисциплинарная кооперация научных исследований и учебных предметов, содержательное и структурное функциональное единство образовательного процесса; 3) целостность картины мира - через воссоздание комплексом базовых дисциплин на основе единства целей, взаимодополнительности содержания, единства требований; 4) фундаментальность - научная основательность и высокое качество псих-пед. , социогуманитарной, общекультурной и предеметной подготовки педагогов; 5) профессиональность - овладение многообразными пед. технологиями и техниками; 6) вариативность - гибкое сочетание обязательных базовых курсов и дополнительных дисциплин по выбору с широким спектром специализированных учебных предметов псих-пед. и культурологичского профилей, многообразие алгоритмов обучения в соответствии с инд. особенностями, свободный выбор объема, темпов, форм образования; 7) многоуровневость - подготовка педагогов на ступенях общего, базового (бакалавр), полного (магистр), высшего образований, аспирантура. Исходя из этих принципов, задачи пед. ВУЗа сейчас следующие: 1) предложить системные знания о закономерностях и взаимодействиях человека с природой, обществом, государством, культурой, о процессах становления личности, о развивающихся в мире ценностях, уточняя и расширяя целостную гуманитарную и естественно-научную картину мира, овладение критериями оценки природы и социальных явлений феноменом культуры, способов добывания, обработки и хранения информации. Это научает видеть свой предмет в уч. процессе школы (например, физика, математика.... ) 2) Любой пед. ВУЗ ориентирует специалиста на проф. Д, предметом которой является человек. Отсюда, фундамент проф. подготовки педагога составляет комплекс современных научных знаний о человеке, о его становлении, развитии в реальном социо-культурном творчестве. Т. е. вторая задача—вооружить системой антропологического знания, которая излагается по принципу проблемно-содержательной взаимосвязи различных дисциплин. 3) обеспечить становление личностной и проф. культуры педагога как спооба его жизнеД, как инструмента реализации инд. творческих сил, знать место и роль образования в мировом движении. 4) дать систему фундаментальных знаний в области конкретной научной области. Т. о. сейчас актуализируется антропологический подход, который позволяет вывести пед. образование на уровень Выполняя системообразующие функции содержания образования, антропологический подход обеспечивает взаимосвязь и единство социогуманитарной, культурологической, псих-пед. , предметной подготовки педагога. Общая цель псих-пед. дисциплин: освоение современных научных представлений о становлении, развитии человека в образовательных процессах. Общность предметов псих-пед. дисциплин - человек в его становлении и развитии. Это предполагает взаимообусловленность и многообразие аспектов его рассмотрения. Содержание псих-пед. дисциплин: 1) психическая природа человека и закономерности его развития; 2) личность (ребенок и взрослый) в образовательных процессах различного типа (учебных, воспитательных); 3) образовательные системы в историческом и современном социокультурном пространстве, принципы их конструирования и прогнозирования; 4) способы и средства (технологии) обучения, воспитания и развития человека. Уровень псих-пед. культуры "типичного" учителя сегодня не удовлетворяет запросам общества, не отвечает нуждам реальных людей. По-прежнему сохранятеся неоправданно заниженный статус предметов псих-пед цикла в системе образования и даже фактическое изымание самого субъекта обучения и воспитания, т. е. реального человека, ребенка, в его конкретной Д, субъектности и субъективности. Педагог работает не с человеком вообще, а с человеком, который органично включен в опред. природную, историческую, этнолингвистическую, этнокультурную, этносоциальную среду. Путь ребенка к овладению универсальными ценностными обязательствами лежит через конкретные формы их существования в национальной культуре, т. к. нельзя уважать и любить мировую культуру, не зная своей собственной национальной культуры. Отсюда, содержание гуманитарных знаний, которое должен усвоить будущий педагог, надо ориентировать на отечественную материальную и духовную культуру, процесс трансплантации культурного опыта родного народа в духовной мировой личности требует присвоения этого опыта самим учителем. Корпус социогуманитарных дисциплин интегрирует знания трех универсальных измерений человеческого существования, в пределах которого развивается все многообразие преемственных форм творческой активности личности. Собственно человеческая Д выявляется в трех измерениях: 1) в виде способностей к духовно-познавательному освоению действительности; 2) в виде способности к ценностному (аксеологическому) отношению к миру; 3) в виде способностей к социальному (практическому) действию. Это и образует глубинную основу бытия человека. Общая цель комплекса социально-гуманитарных дисциплин заключается в ознакомлении с достигнутым уровнем знаний о природе, о детерминации, путях и средствах реализации всеобщих форм освоения человеком мира и обретения человеком жизненных мировоззренческих ориентации. Этот комплекс называется социогуманным, т. к. комплекс входящих в него дисциплин образуют вопросы границ и структур взаимообусловленности и взаимосвязи человека и соц. среды в процессе формирования человеком личностных качеств. : Культурологический цикл представлен в самостоятельном блоке дисциплин в соответствии с определяющей ролью личностной культуры. Преодоление в традиционной школе запущенности личностной культуры педагога. Введение человека в пространство мировой и отечественной культуры - общая цель цикла - практическая интериоризация культурного опыта поколений в духовный мир будущего специалиста. Цель - формирование личностной культуры как способа самореализации личности в профессиональном творчестве. Культурное образование обеспечивается учебными курсами, в которых представлены: 1) фундаментальные знания о культуре как способе жизниД человека, выражающем его родовую специфику; 2) знание о конкретных формах культурной деятельности, теоретическое и практическое освоение которого обеспечивает нбх-ый уровень личностной культуры специалиста; 3) призвана овладеть основными понятиями теории культуры (представлением о ее строении, закономерности ее развития, понять человека как творение и творца культуры, помочь студенту осознать личностый смысл культуры, роль пед. традиций в культурных процессах). Существенной чаcтью культурного образования является история русской культуры в ее взаимосвязях с другими культурами (Евразия). Благодаря освоению физической и валеологической культур, педагог обретает способность к саморегуляции своего организма, организации своего труда и отдыха. Освоение русской речевой культуры позволяет подняться на уровень подлинной интеллигентности, уметь точно и выразительно излагать свой предмет, беседовать. Художественная образованность и эмоциональная культура - та область человеческой Д, которая развивает универсальные творческие способности, продуктивное мышление, обогащает интуицию, сферу чувств. Овладевая ценностями мировой худ. культуры, педагог приобретает опыт сопереживания, сотворчества, способность к диалогу культур. Критерием проф. компетентности служат глубина и высота его специальной, предметной подготовки. Специфика пед. образования в том, что осваиваемый научный материал (закономерности и факты, понятия и теории, вывода, методологические идеи) выполняет в его Д инструментальную функцию, т. е. средство воздействия на формирование личности. Важное значение сегодня имеет научное обоснование опыта. У нас нет общей теории учебного плана вообще, уч. заведения и пед. заведения. Мы не знаем, какие уч. дисциплины надо включать в ВУЗы, сколько часов, все это нередко решается интуитивно, программы смежных дисциплин часто дублируют друг друга и прочее. Качество подготовки специалистов заключается не в количестве сведений сообщаемых студентам. Современная наука развивается очень быстро, однако приток научных знаний не должен приводить к разбуханию уч. планов, надо тщательно научно обосновывать и отбирать уч. материал. Каждое научное обобщение должно вести не к расширению, а к разумной и оправданной концентрации уч. материала. Содержание пед. образования составляет системно организованный массив уч. информации и алгоритмов формирования умений и навыков специалистов. Оно несовместимо с чисто информационным материалом, с абстрактным просветительством, нужно обеспечить органическое единство прикладных, фундаментальных и методологических знаний, которые составляют основу общей культуры и профессионализма. Нбх-сть вариативности и гибкости уч. планов и программ. Создавать дидактическую индустрию: разработка госуд-х образоват-х стандартов, средств научно-методологического и учебного обеспечения образоват. процесса (программистов, планов, занятий.... ) Одним из направлений, которые необходимо сегодня реализовать, является утверждение гуманизации пед. образования. Ориентация на ценности - характерная черта человеческой жизни. Без ценностного подхода к явлениям действительнсоти невозможна ни Д человека, ни жизнь. Ценностью для личности м/б не только явления предметного мира (средство удовлетворения потребностей личности), это м/б нормы и идеалы. Функция явлений - служить Д людей - есть ценность. Отношение к ним - ценностное отношение. Избирательная направленность сознания на объекты и явления окр. мира, как тенденция, потребность личности заниматься удовлетворяющей Д - мощный побудитель активности, под влиянием которого все психические процессы протекают особенно интенсивно. Ценности пед. Д- те ее особенности, которые позволяют педагогу удовлетворить свои материльные, духовные и общественные потребности и которые служат ориентиром его социальной и профессиональной активности, направленной на достижение гуманистических целей. Соотнеся потребности личности с профессией педагога можно предположить следующиегруппы ценностей пед. Д: 1) ценности, связанные с утверждением в человеческом обществе (значимость труда, престиж), 2) удовлетворение потребности в общении (дети, интересные люди), 3) ценности, связанные с самосовершенствованием (развитие творческих способностей, приобщение к духовной культуре.... ), 4) ценности, связанные с самореализацией (творческий характер труда, увлекательная и романтическая пед. Д и т. д. ), 5) ценности, связанные с утилитарно-прагматическими запросами (самоутверждение, карьера, проф. рост, отпуск 6) ценности самодостаточности. Ценности самодостаточного типа являются ценностями-целями к себе: Эти ценности находят свое выражение в целях пед. Д, связанных с развитием личности ребенка, педагога, ученического и пед. коллективов. 7) ценности инструментального типа служат средством достижения ценностей-целей (общественное признание результатов труда педагога, овладение теорией и технологией.... ). Структурный и качественный анализ ценностей пед. Д обнаружил их комплексный характер, обнажил их гуманистическую сущность. Эти пед. ценности в сознании педагога образуютсистему ценностных ориентации. Гуманистические начала пед. Д являются вечными ориентирами учителя (между действительностью и идеалами преодоление разрывов...), обусловливают смысложизненное самоопределение педагога. Обновление идеологии и содержания пед. образования объективно требует переводить его не технологический уровень. Пед. технология—упорядоченная совокупность действий, операций и процедур, инструменатльно обеспечивающих достижение диагностируемого и прогнозируемого результата обучения и воспитания и развития в изменяющихся условиях образовательного процесса. Образовательная (пед. ) технология должна удовлетворять след. условиям: 1) наличие четко и диагностично заданной цели (т. е. конкретно измеримого представления понятий, операций, деятельности, как ожидаемого результата проф. обучения и развития студентов); 2) представление изучаемого содержания материала в виде системы познавательных задач и практически ориентированной основы и способов их решения; 3) наличие жесткой последовательности, логики, определение этапов усвоенных материалов, набора проф. функций); 4) указание способов взаимодействия участников образовательного процесса, а также указание способов взаимодействия субъектов с информационной техникой; 5) мотивационное обеспечение Д преподавателя и студентов, основанное на реализации их личностных функций в этом процессе: свободный выбор, креативность, состязательность, жизненный и проф. смысл; 6) указание границ правилосообразной (алгоритмической) и творческой Дей педагога, границ допустимого отступления от многообразных правил и предписаний. Разрабатывая концепцию пед. образования исходили из того, что его структурно-содержательный и процессуальный компоненты пока не соответствуют природной Д учителя, т. к. пед. Д является и массовой и творческой, но если она массовая, то она требует относительно типовой системы управления, организации, проектирования. А творчество предполагает создание возможностей для самореализации личности каждого педагога. В пед. ВУЗах на основе типовой учебной структуры пытаются развить творческую индивидуальность, не занимаясь ею как таковой. Отсюда, становится нбх-ой разработка личностно-ориентированной технологии пед. образования. Мера эффективности этих технологий существенно зависит от того, в какой степени полно представлен в них человек (студент, слушатель...) в его многообразной субъектности и субъективности (проф-псих. особенности будущего педагога, перспективы их развития или угасания) Отсюда, приоритет субъектно-смыслового обучения, по сравнению с обучением информационным, и формирование множества субъективных картин мира. Диагностика личностного развития, ситуативное проектирование, диалог, включение уч. задач в контекст жизненных проблем, решительный поворот от валовых форм обучения к его индивидуализации. Индивид. творческий подход преодолевает массово-репродуктивный характер пед. образования, выводит на личностный уровень, обеспечивает формирвоание творческого индивида, развитие пед. взглядов и идеалов, развитие неповторимой технологии деятельности, авторского мышления и т. д. Следовательно нбх-о переходить на индивид. учебные планы и программы проф. подготовки, где д/б выделены личностные блоки: мировоззренческий, проф-ценностный, образовательный, операциональный. Они позволят перейти на гибкие модели организации уч. процесса, который будет личностно-значимым, мотивационным и коррекционным. Такое избирательное влияние образовательного процесса на личность в целом. Проф-личностное развитие студентов должно сопровождаться формированием творческого опыта Д. Полисубъектный, диалогический подход, который предполагает иные структуры взаимодействия преподавателя и студентов. Они складываются на основе самостоятельности и добровольного признания стимулирующей роли преподавателя, добровольное стремление учащихся подражать ему. Суть - последовательное моделирование всей системы форм, методов и средств обучения, предметного и социального содержания усваиваемой студентами проф. Д с помощью трех типов взаимосвязанных моделей. : В своей совокупности они образуют обобщенную динамическую модель перехода студентов от учебной к проф. Д. Весьма перспективной является и технология открытых систем интенсивного обучения, которая предусматривает: 1) нелинейное структурирование проф. обучения, которое позволяет независимо от формы организации обучения организовать обучение по индивид. программам, обеспечение каждому студенту разумное и экономное использование его физических и психических способностей, отбор материала, форм и методов работы. 2) отказ от линейной структуры в организации сети организационных потоков во всех случаях, которые она не продиктована учебной нбх-стью, 3) увеличение плотности учебной информации, внедрение активных методов обучения, 4) увеличение удельного веса тех форм организации уч. занятий, которые обеспечивают наиболее благоприятные условий для протекания процесса взаимодействия студентов в достижении целей обучения, 5) разработка и внедрение в учебный процесс механизмов обучения. В высшей пед. школе получают признание индивид. технологии на базе персонального компьютера. За счет создания единого индивид. пространства появилась возможность сократить время на аудиторное занятие. Информационно-компьютерная поддержка. Пробивает дорогу акмеологический подход(вершин жизни, мастеров) к проф. мастерству. Эта технология ориентирована на раскрытие псих. резервов и личностного потенциала профессионала. Т. о. прогресс пед. образования закономерно связан с творческим использованием исторических традиций и пед. опыта, обновлением идеологического содержания, технологий пед. образования. Все это делает его приоритетным направлением гос. политики. Антропологический подход к пед. образованию. "В каждом человеке живет несколько потенциальных личностей, любую из которых можно развить и воспитать именно образование, в широком смысле слова, можно назвать средством, позволяющим каждому обыкновенному человеку стать личностью, стать активным членом общества, искателем правды и ее выразителем, стать способным помочь каждой общине, обществу сделать шаг к лучшей жизни. " Особенности и возможности образования можно выявить при рассмотрении фундаментальных философских проблем: например, проблем гегелевской трактовки природы образования, которая строится на основе понимания индивидуального "я", как укорененного во всеобщем. В культуре и социуме осуществляется два встречных процесса, из которых складывается образование: 1) (по Гегелю) подъем индивида ко всеобщему опыту и знанию, то человек от природы желает того, чем он должен стать, 2) субъективизация всеобщего опыта и знания в уникально единичных формах "я" и формах самопознания, Гегелевская интерпретация образования как отчуждения природы бытия и подъема индивида ко всеобщности предполагает: - понимание самого индивида как "я"; Мы призваны отрефлексировать человека как уникальное явление природы, утвердить приоритет целостности внутреннего мира, осмыслить его права и обязанности, его ответственность перед собой за осуществление его творческого потенциала, обосновать степень вторжения общества в жизнь человека. Еще Достоевский в XIX в. писал: "Каждая великая нация вырабатывает некую высшую идею, без которой нации как единого целого быть не может". Например, идея народности воспитания у Ушинского. "Есть одна общая для всех прирожденная наклонность, на которую всегда может рассчитывать воспитание - это то, что мы называем народностью. Воспитание, основанное народом и на народных началах, имеет грандиозную воспитательную силу, которой нет в воспитательных системах, которые основаны на абстрактных идеях или на традициях чужого народа". Идея народности напрямую связана с представлениями о человеке как субъекте воспитания. Что такое человек? Это вопрос о его природе и сущности, о закономерностях его функционирования, о характерных особенностях и направленности его развития, что есть человек сегодня и чем он станет завтра и т. п. Наука издавна стремится понять человека во всех его сущностных проявлениях и жизненных отношениях. Ученые формулируют систему представлений и понятий о человеке, актуализирующие принцип, хар-щий человека как меру всех вещей. Многомерность человека как личности, субъекта, индивида.... Он - объект многих наук. Человек как предмет воспитания. Следовательно, он объект пед. антропологии. 7дек. 1867г. К. Д. Ушинский подписал предисловие к "Человек как предмет воспитания". Сверхзадача этого труда сформулирована - опыт пед. антропологии. Антропологический принцип требовал признания условности человека, неделимости духовной и телесной природы человека, сочетания умственного и нравственного воспитания с воспитанием физическим. "Для воспитания человека во всех отношениях, надо его узнать во всех отношениях". Это ключевая парадигма пед. антропологии. Но педагогики недостаточно для пониманиия человека. Пед. антропология должна начинаться с исследования физиологии и гигиены, развития человеческого организма, здоровья. В 1томеУшинский отразил логику пед. антропологии: научные знания о физиололгических явлениях (рост, сила развития, питание, утомление, потребность отдыха, НС и органы чувтсв, мускульное чувство, отражательные и рефлективные движения.... ). Сюда вписывается и знание о психических явлениях (внимание, припоминание, ассоциации, представления, воображение, рассудочный процесс, образование понятий, история памяти и рассудка, рассудок и разум, общая характеристика сознания, чувства, страсти, воля...). В этой логике особое место занимает переход от физиологии к психологии в сфере психофизических явлений. анатомия, патология, логика, филология, география, статистика, политич. экономия и история всех наук. Во всех них должны излагаться факты и те соотнесения фактов, в которых обнаруживается свойство человека как предмета воспитания. Средства воспитательного влияния безграничны по своей мощи и своему многообразию. Они должны быть подчеркнуты из самого человека - центральная мысль. Пед. антропология открывает для воспитания неисчерпаемые возможности, ранее скрытые или еще не познанные наукой. Эти открытия приобретают особое значение, т. к. они создают предпосылки для проникновения в человеческую природу и управления ею. Ушинский писал книгу в период становления антропологического знания. Он полагал, что "это новая эра для педагогики и психологии. Мы сохраняем твердые убеждения, что великое искусство воспитания едва только начинается, что мы стоим еще только в преддверии этого искусства и не вошли в самый храм его и до сих пор люди не обратили на воспитание того внимания, которое оно заслуживает". Его концепция пед. антропологии дала толчок целостному изучению ребенка, тогда как отдельные науки подходили к ребенку со своих позиций и не давали синтезированного знания о нем. В конце Х1Х в. появилась педология, у истоков которой стояли Холл, Мейман, Торндайк. Обязанные своим происхождением пед. антропологии, экспериментальным исследованиям, педология распространилась в России. Представители начала ХХ в. Румянцев, Нечаев, Россолимо, Лазурский, Кащенко. Позднее: Абрамов, Басов, Бехтерев, Блонский, Выготский, Залкинд, Моложавый, Фортунатов и др. В 1904г. при пед. музее военного уч. заведения в СПб была открыта пед. лаборатория им. Ушинского. П. П. Блонский "Педология может претендовать на звание науки в том случае, если он имеет свой специфичный предмет изучения". "Педологическим изучением становится тогда, когда оно сосредоточено не на отдельных свойствах ребенка, а на связи этих свойств между собой". рост ребенка - физиолог, Т. о. свойства ребенка во всей их полноте и связях. Синтезирующей идеей всех свойств ребенка выступает идея развития. Т. е. как свойства ребенка связаны между собой в развитии. Морис де Пап: "Педология как самостоятельная наука прекратила свое существование после 1 мировой войны". У нас: в июле 1936г. "Постановлением ЦК ВКПб о педологических извращениях в системе наркомпросов". Причина - отчуждение от человека в тотально-командных режимах государствах. Недостаточно в педологической науке были отрефлексированы ее предмет, принципы, понятийно-категориальный аппарат, т. е. стремясь синтезировать знания о ребенке педологи подчас соединяли несоединимое (неквалифицированные методы диагностики). Главная цель педологов- изучение воспитанников с помощью разнообразных исследовательских процедур (а воспитывать должны педагоги). Блонский: педология должна находиться в центре школьной работы, быть не только исследующим, а обязательно действовать вместе с педагогом, врачом, психологом... 1960-е годы - вновь обратились к проблематике пед. антропологии. Это связано с именем Б. Г. Ананьева. Он писал: "В системе связей человек изучается наукой то как продукт биологической эволюции, то как субъект и объект исторического процесса (личность), то как естественный индивид с генотипичиской программой развития и диапозоном изменчивости. Исключительно важное значение имеют исследования человека как основной производственной силы общества, субъекта труда, субъекта познания, коммуникации и управления, как предмета воспитания". Развитие человека - есть единый процесс, определяемый историческими условиями общественной жизни. Он говорил, что результатом взаимодействия биологического и социального индивид. развития человека является формирование индивидуальности. Суть индивидуальности - единство и взаимосвязь свойств человека как личности и субъекта деятельности. Пед. процесс должен быть природосообразным (соответствующий возможностям и потенциалам развития ребенка). Ананьев говорил о сущ-нии гомогенных и гетерогенных зависимостей между воспитанием и развитием человека. Блонский: "Педология - это наука об особенностях детского возраста". Басов: "Педология - это наука о росте, конституции и....... типичного массового ребенка в различные эпохи и фазы детства". Моложавый: "Педология - изучает симптомокомплекс различных эпох, фаз и стадии детского возраста в их временной последовательности и в их зависимости от различных условий". Залкинд: "Педология - наука о развивающейся человеческой личности, о растущем человеческом организме в условиях окружающей среды". 1) закон специфичности детства, согласно которому ребенок не есть взрослый в миниатюре, 2) закон конвергенции (схождения) внутренних и внешних факторов, согласно которому физическое и психическое развитие ребенка обусловлено одновременным действием наследственности и среды, 3) закон динамогенеза, всякое впечатление приходит в движение, 4) закон биогенетический (у Геккеля) - развитие ребенка повторяет в сокращенном виде развитие всех его предков, 5) закон ритмизации или количественной периодичности развития ребенка: рост детей идет неравномерно, 6) закон оптимальной продолжительности: более продолжительная стадия развития ребенка соотв-ет лучшей степени его развития в следующем периоде. Педологи отмечали, что некоторые законы бесспорные, другие вероятные. 1) Чем на более высшей ступени развития находится данное животное, тем относительно, по сравнению со всей жизнью, продолжительней его детство. Например, низшие животные и человек тоже и в истории человечества. Кошка-8%, собака-13%, слон-29%, человек-33%, детства от всей жизни. Но внутриутробное детство: кошка-15%, собака-9%. слон-6%. человек-3%. Современный ребенок развивается быстрее, чем ребенок прежних эпох. Т. о. чем выше данное животное по эволюции, тем из больших чисел стадий состоит его детство, детство длиннее, но и более быстры и темпы прохождения стадий, особенно если она более примитивна. Иметь короткое детство, значит иметь малое время для развития. Человек развивается дольше и быстрее. Чем благоприятнее соц-экономич. условия, тем быстрее темпы развития. 3) Человек во чреве матери воспроизводит всю историю физического развития наших животных предков, но и после рождения у человека вначале преобладает более древний мозг, моторика которого палеокинетическая, в детстве у него развиватеся новый мозг и неокинетическая моторика (прямая походка, речь, владение рукой). Дошкольники - нормальное развитие, школьник - грамота, науки. 4) В своем развитии ребенок проходит биохимическую, морфологическую, физиологическую, психологическую эволюции. Морфологическая - уменьшение широких коротких пропорций и увеличение длинных (например, от короткополостных к длиннополостным). Физиологическая - постепенное убывание растительных функций (питание и рост) и постепенный рост животных функций (сознание и движение). Психологическая - венчает предшествующее. Развитие психических процессов, свойств и состояний. Чувства развиваются раньше ощущений, эмоции ранее интеллекта, мышление конкретно-образное раньше Тезаурус педологии: развитие, рост, конституция и характер, среда, возраст и активность ребенка. Развитие - базовое понятие педологии. Рост -детство - это эпоха роста. Это не просто количественное прибавление, в результате его происходят сущ-екачественные изменения. Взрослый не просто больше ребенка, он - качественно иной и, следовательно, ребенок - не маленький взрослый. Конституция и характер - рост вызывает изменения в организме. - совокупность качественного многообразия в организме. Т. е. телосложение зависит от наследства, пола, возраста, условий жизни. Педолог исследует связь этих факторов. Среда и активность ребенка - конституция врождена и, следовательно, отсутствует идея развития. Все развитие зависит от воспитания и среды (Локк и Кондильяк). Среда-локализованное общественное отношение, микросоциум. Но ребенок и среда не противостоят друг другу, т. к. ребенок - член среды и живет в ней. Ребенок избирательно относится к влияниям среды. Ребенок - активное существо. Возраст -время жизни. Возрастная периодизация детства однозначно так и не решена. Более обосновано то, что невозможно охар-ть все стадии возраста на основе одного критерия. Совокупность возрастных изменений- возрастной симптомокомплекс. Эпоха, стадия - времена детской жизни, отделенные друг от друга кризисами, разными по силе. Фаза -время детской жизни, ограниченное друг от друга не резко, эволюционно. У каждой свое своеобразие, но каждый ребенок в свое время переживает одну и ту же стадию. Т. о. разделяют хронологический и педологический возраст. Отсталость ребенка - если разница велика в этих возрастах. Т. о. педология обращает нас к самому ребенку. Без ее знания нельзя строить пед. процесс. Пед. образование должно стать практическим человекознанием. 09. 11. 99г. Пед. антропология в процессе обретения дисциплинарного статуса. Антропология имеет длительную предысторию: нбх-сть осмысления человеческой природы, создание науки о человеке, как особом феномене. Проблема человека всегда была и остается главной в истории человеческой мысли. Целостный человек никогда не был объектом научных построений. Эта идея становится общепризнанной в конце XIX - начале ХХ в. в. , мигрирует из литературы и искусства в науку (философию, социологию, психологию, педагогику) и, как следствие, форм-ся задачи комплексного исследования человека с помощью различных методов. |
|
© 2007 |
|