РУБРИКИ |
Подготовка к школе. Развитие речи, логического мышления и познавательных способностей дошкольников с элементами обучения грамоте и использованием математического материала - (лекции) |
РЕКЛАМА |
|
Подготовка к школе. Развитие речи, логического мышления и познавательных способностей дошкольников с элементами обучения грамоте и использованием математического материала - (лекции)Подготовка к школе. Развитие речи, логического мышления и познавательных способностей дошкольников с элементами обучения грамоте и использованием математического материала - (лекции)Дата добавления: март 2006г. ПРОГРАММА КУРСА “Подготовка к школе. Развитие речи, логического мышления и познавательных способностей дошкольников с элементами обучения грамоте и использованием математического материала”. курса “Подготовка детей к школе. Развитие речи, логического мышления и познавательных способностей дошкольников с элементами обучения грамоте и использованием математического материала” Предлагаемый курс начальной математики, развития речи и обучения грамоте дает возможность интенсивно развивать познавательные способности детей, интеллект, творческое начало, развивать все виды речевой деятельности (умение слушать и говорить, читать и писать), прививать навыки культуры речевого общения, развивать интерес к языку, речи и литературе, совершенствовать эстетическое и нравственное отношение к окружающему. Курс подготовки к школе вводится в связи с потребностью общества в том, чтобы, по-возможности, каждый ребенок хорошо учился, не уставал, не болел, был весел и жизнерадостен. Это возможно, если, помочь ребенку, подготовить его к обучению в школе. • вооружить детей знаниями, умениями, навыками, необходимыми для самостоятельного решения новых вопросов, новых учебных и практических задач, воспитать у детей самостоятельность, инициативу, чувство ответственности и настойчивости в преодолении трудностей; • дать дошкольникам элементарную числовую грамотность, начальные геометрические представления; • целенаправленно развивать познавательные процессы, включающие в себя умение наблюдать и сравнивать, замечать общее в различном, отличать главное от второстепенного, находить закономерности и использовать их для выполнения заданий, строить простейшие гипотезы, проверять их, иллюстрировать примерами, проводить классификацию объектов (группы объектов), понятий по заданному принципу; • развивать способности к проведению простейших обобщений, умений использовать полученные знания в новых условиях; • научить раскрывать причинные связи между явлениями окружающей действительности; • развивать мыслительные операции: умение решать задачи на поиск закономерностей, сравнение и классификацию (продолжить последовательность цифр или геометрических фигур, найти нарушенную закономерность, выявить общий признак группы предметов и т. д. ); • развивать речь: уметь описать свойства предмета, объяснить сходство и различие предметов, обосновать свой ответ, уметь четко излагать свои мысли; • развивать творческие способности: уметь самостоятельно придумать последовательность, содержащую некоторую закономерность; группу фигур, обладающую общим признаком; • развивать наглядно - образную, словесно-логическую и эмоциональную память; • уметь устанавливать равночисленность совокупностей предметов с помощью составления пар; • развивать внимание, наблюдательность, логическое мышление; • развивать способность к обобщению и абстракции, развивать пространственные представления (о форме, размере, взаимном расположении предметов); • оформить умение измерять и чертить отрезки, пользоваться линейкой; • изучить натуральные числа от 1 до 10, 0 на системе практических занятий с использованием наглядности; • раскрыть смысл арифметических действий (сложения и вычитания) на основе элементарных практических действий, • научить ориентироваться в тетради, аккуратно и систематически вести записи; • научить слушать и выполнять работу самостоятельно. ВТОРОЙ БЛОК: Развитие речи и обучение грамоте призван обеспечить: • взаимосвязь изучения родного языка с развитием коммуникативно-речевых и творческих способностей учащихся, с формированием у них духовно-нравственных ценностей; • интенсивное развитие видов речевой деятельности: умений слушать, говорить, свободно пользоваться языком в различных ситуациях общения; • развитие художественно-образного и логического мышления учащихся, воспитание речевой культуры общения как неотъемлемой части общения культуры человека; • работать над развитием речи учащихся, формировать у детей сознательное, в меру их возраста, возможные отношения к языковым фактам, повышать их активность и самостоятельность, способствующие умственному и речевому развитию. Сформировать навык чтения, опираясь на жизненный опыт детей; • научить осмысленно читать, говорить, писать; • по-возможности, обогатить речь учащихся, развивать их внимание и интерес к языковым явлениям; • расширение и уточнение представления детей об окружающей среде в ходе чтения, рассмотрения иллюстраций; • дать элементарные понятия о звуко-буквенном анализе слов, научить правильно определять и давать характеристику звука; • правильное обозначение звуков на письме, писать под диктовку, составлять слова из букв и слогов; • научить списывать с печатного текста, говорить перед классом, отвечать на вопросы, спрашивать, рассказывать о своих наблюдениях и т. д. Таким образом, целостный курс подготовки к школе поможет детям усвоить ряд понятий и закономерностей, которые помогут начать успешное обучение в первом классе. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА Что мы знаем о способностях своих будущих учеников, приходящих на курсы подготовки к школе? Как и чему мы должны их обучить, зная о предстоящих в школе трудностях? Какой из предметов будет самым сложным? Как помочь уже сейчас преодолеть трудности? Эти вопросы мы, учителя задаем себе, задумываясь о своих будущих учениках. Им предстоит пройти сложный путь, познания, где мы должны будем стать не просто учителями, а еще и помощниками, друзьями, к которым можно обратиться за помощью. Исходя из педагогического опыта многих учителей, мы приходим к выводу, что одним из сложнейших предметов, вызывающий наибольшие трудности, является русский язык, а на первом году обучения в школе - еще и чтение. Данная программа поможет педагогу подготовить дошкольников к изучению вышеуказанных предметов и смягчит грядущие трудности и проблемы. Кроме того, используя данную программу, учитель сможет активизировать мыслительную деятельность будущих учеников, обогатить их словарный запас, ознакомить с элементами школьной жизни, оказать помощь родителям в воспитании полноценной личности. В тематическом планировании указаны темы и примерное количество занятий, которое может быть изменено педагогом, в зависимости от более или менее успешного прохождения программы, усвоения детьми необходимых знаний и формирования умений и навыков. Продолжительность занятий с ребенком 6 лет не должна превышать 25 минут, поэтому занятия будут проводиться 2 раза в неделю по 25 минут на каждый из блоков с 10-ти минутным перерывом. Выяснение возможностей детей, диагностика умения читать, знает ли буквы и т. д. Для чего мы говорим? Игра “Полслова за вами” Речь. В мире безмолвия и неведомых звуков. Описание картинки. Текст, Предложение. Слово. Игра: Опиши предмет. Кто больше назовет свойств и использование предмета. 2 зан. Звуки. Зачем они нужны? Игра: “Я знаю.... ” Гласные звуки. Мы поем 3 зан. Работа с гласными звуками. Мы живем среди людей. Общение, его формы (словесные и несловесные) Игра: “ Догадайся, что показал” - пантомима “Говорящий” мир вещей. “Общение” с предметами окружающего мира. Мир игр и игрушек. Твоя любимая игрушка. Условные знаки и обозначения, виды. Составление знаков символов. Противоположные по значению слова. Игра: “День-ночь” Дорога к письменности. Древние письмена. Кодирование. В стране говорящих скал. Согласные 6, в, г, д. Слияние, слог. Игра: “Составь слово” К тайнам звуков и букв. Особые обязанности звуков. Временные категории, раньше, позже. Игра: “ Сказочные владения Радуги. Опиши” Звуки мягкие и твердые. Игра: “Скажи правильно”. Слова, которые рисуют мир в красках. 3 зан. Категории до, после, потом, сейчас. Игра: “Время рассердилось и ушло. Догони” 4 зан. Повторение изученного. В мире слов. Слова похожие и разные. Проверка умения делать звуко-буквенный анализ. Игра: “Исправь ошибки”. Чтение слов и предложений. Слово, как название (имя). Игра: “ Слова”. Контрольно-закрепляющие занятия. Составление текстов и предложений. Рассказ но плану. Карнавал слов. Игра: “Узелки на память”. Конкурс знающих. Речевой этикет - что это? Тесты психосоциальной зрелости, готовность к обучению в школе. 3 зан. Краткое описание дидактических игр, используемых в процессе обучения дошкольников Цель: Развивать речь дошкольников, пополнить словарный запас, развивать фонематический слух. Содержание: Учитель произносит начало слова (название предмета), обучающиеся заканчивают слово. Слова можно подбирать по определенным темам, возможно использование иллюстраций. Работа может проводиться в парах и фронтально. Цель: Знакомство с понятиями “свойства и признаки предметов”, формирование умения угадывать предмет по его признакам. Содержание: Учитель или обучающийся задумывает предмет, окружающие задают наводящие вопросы, пытаясь по признакам угадать задуманное. Цели: Развитие речи обучающихся, пополнение словарного запаса, развитие наблюдательности и внимания. Содержание: Учитель (ребенок), используя мяч, проговаривает следующий текст, ритмично ударяя мячом о пол: Далее мяч передается следующему игроку. Он называет следующие пять предметов. Это могут быть любые предметы (игрушки, цветы, деревья и т. д. ) . Содержание: Желающий изображает предмет (живой или неживой), не произнося никаких звуков. Остальные пытаются догадаться что изображается. Возможно использование для пантомимы нескольких желающих. Цель: Развитие наблюдательности, внимания, умения сосредоточиться на поиске необходимой буквы или слога. Содержание: Учитель зашифровывает буквы любыми значками или рисунками и, используя эти обозначения, “записывает” слово. Дети пытаются разгадать слово, находя значки с обозначаемыми ими буквами. Игра организуется на основе игры 5, где дети уже сами зашифровывают слова, используя значки, предложенные учителем. Разгадываем слова вместе, выясняя кто лучше сумел зашифровать слово. Цель: Закрепление знаний о буквах и звуках, поиск букв в тексте, развитие внимания и наблюдательности. Содержание: Учитель предлагает детям текст, где обучающиеся находят выбранную учителем букву. Цель: Развитие речи учащихсчя, пополнение словарного запаса. Содержание: Учитель или дети выбирают любой предмет и пытаются сочинить вместе сказку о приключениях данного предмета. Цель: Развитие речи учащихся, умения сосредоточиться на поиске необходимого понятия. Содержание: Учитель называет слово, дети - противоположное ему по значению: “День - ночь, сладкий - кислый” и др. Дети соединяют звуки в слоги устно, а на письме - записывают пары букв (слоги слияния) Дети делятся на группы: хозяева и гости. “Хозяева” должны встретить “гостей”, используя “волшебные слова”. “Гости отвечают тем же”. Дети составляют слова из предложенных учителем слогов. Слоги могут быть ярко и красочно иллюстрированы. Например, в виде шаров или цветов, которые надо собрать в один пучок или букет. Предлагается ряд иллюстраций, связанных одной темой, но разложенных неверно. Дети должны определить, какая из иллюстраций изображает произошедшее раньше или позже, т. е. разложить по-порядку. Дети описывают предметы, окружающие их, используя знания о цветах радуги, стараясь как можно ярче описать тот или иной предмет. Дети “отстукивают” ритм слов, ударяя на каждый гласный звук в словах, произносимых учителем, палочкой по столу, выделяя ударный звук. Игра помогает закрепить знания о гласных звуках и об ударении. Дети должны “исправить” слова, где перепутались буквы, поставив их на свое место. Игра способствует развитию внимания, наблюдательности, а так же развитию фонематического слуха. Дети преобразовывают фразы, слова, предложения, используя категории “до, после, потом, сейчас”. Составляют свои предложения, исправляют неверно построенные фразы, которые предложил учитель. Дети отгадывают время года (весна, лето, зима, осень) по изменениям в природе, указанным учителем. В ходе игры повторяются временные категории. Возможно использование иллюстраций. Смысл игры заключается в поиске звонких согласных в словах, произносимых учителем. Дети изображают колокольчики, которые звонят на каждый звонкий согласный звук. Игра способствует развитию внимания и фонематического слуха детей. Смысл игры заключается в поиске звуков или букв, которые были неверно указаны сказочным гостем (Незнайка, Буратино). Игра иллюстрируется. Учитель задает вопросы что? кто? какой? что делает? и другие. Дети находят слова, отвечающие на заданный вопрос. В игре используется мяч, передаваемый отвечающим детям. Дети завязывают узелки каждый на своей веревочке, вспоминая правила, вопросы, звуки и буквы. Все комментируется вслух. Материал подбирается преподавателем. Материал для игр и их содержание могут быть изменены в соответствии с требованиями преподавателя и возможностями обучающихся. Желательно иллюстрирование каждой из игр и использование различных игрушек (мяч, кукла и др. ). У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Все, что нужно для того, чтобы они моги проявить свои дарования, - это умное руководство. Разнообразные игры не только помогут приобрести основные навыки письма и счета, но и способствуют развитию начала критического и творческого мышления, логического рассуждения, учат делать логические умозаключения. Они учат думать. Смена видов деятельности детей внутри каждого занятия позволяет несколько увеличить длительность привычного занятия. Хорошо известно, насколько сложна и объемна программа начальных классов и как порой трудно не умеющему читать ребенку осваивать ее курс. Уже умеющие читать дети легче вписываются в процесс обучения, им комфортнее на первой ступени образования. В основу данной программы заложен принцип развивающего обучения. Очень важно серьезно и творчески подходить к каждому занятию, заранее подбирая наглядный, дидактический и прочий необходимый материал, без которого невозможно активизировать мышление детей и поддерживать их интерес и внимание на протяжении всего занятия. Программа предусматривает использование поисковых вопросов, различных способов работы с наглядностью. Эффективна игровая форма работы, так как именно в игре развиваются творческие способности личности. Во все занятия включаются игры по развитию речи, занимательные упражнения, фонетические, лексические, грамматические, графические и даже подвижные игры. Вводятся игровые ситуации, сказочные персонажи, сюрпризные моменты. Главное место в обучении отводится работе со звуком, буквой, словом, предложением. Необходимо достаточно времени уделять звуковому восприятию слова, формируя фонетический речевой слух ребенка. Для совершенствования речевого аппарата, целесообразно включать артикуляционные упражнения, проговаривание скороговорок, четверостиший, рифмованных строчек и прочее. Дети очень любят загадки, поэтому необходимо включать в программу множество загадок, сопровождающихся иллюстративным или игровым материалом. Всегда нужно стремится пополнять словарный запас детей синонимами, антонимами и пр. Для отдыха и снятия напряжения уместны и необходимы небольшие физкультминутки. Лучше, если физ. минутки не будут повторяться. Вот, некоторые из них: 1. Поднимайте плечики, Серьезные проблемы возникают в школе в связи с недостаточностью грамотностью учащихся. Чтобы предупредить возникновение подобных проблем или помочь детям преодолеть подобные трудности, необходимо как можно раньше начинать работу с развития их орфографической зоркости. Целенаправленное обучение обнаруживанию орфограмм начинается главным образом в процессе звуко-буквенного анализа слов. Для становления соответствующего умения полезны следующие упражнения: —Я буду произносить слова, а вы хлопните, как только услышите звук, которому при письме нельзя доверять. А какому (каким) звуку (звукам) нельзя доверять? Как его найти? ( Надо определить, есть ли в слове безударный гласный звук. Если есть, то есть и “опасное место”. Если два безударных гласных, то есть два “опасных места”. Покажите красный сигнал светофора или зажгите красный огонек как только найдете “опасное место”. Проведение звукового анализа с составлением схемы, в которой обозначаются “опасные места”, т. е. кладутся красные сигналы (кружочки) под “опасными местами”. При этом с помощью вопроса (“Как будете искать “опасные места”? ) отрабатывается необходимый способ действия. 2. По следам звукового анализа печатание или выкладывание из букв разрезной азбуки слова с пропуском “опасных мест”. При этом снова обращается внимание на способ действия: “Если звуку можно доверять, обозначаю буквой, если нет— ставлю на его месте сигнал опасности”. Для совершенствования речевого аппарата могут быть использованы следующие скороговорки, четверостишия, рифмовки: Для успешного изучения гласных звуков и букв используется прием изучения “пения”: Дети поют сначала звуки верхнего этажа: И-Ы-У и наблюдают за тем, как открывается рот во время нения. Делают вывод, что рот открывается не очень, лишь чуть-чуть. Получаются “узкие” гласные звуки. Потом дети поют звуки среднего этажа: Э-О. Заметили, что рот открывается нормально, как обычно, средне. Значит, это - “средние” гласные звуки. Наконец, поют гласный нижнего этажа: А. Здесь рот широко открывается и дети называют этот звук “широким”. Данная игра поможет детям раскрыть секрет произношения гласных. Оказывается, все гласные звуки - ртораскрыватели! Этот вывод поможет научиться правильно определять количество слогов в словах, подставив ладошку под подбородок. Для проведения тематических бесед, развития речи детей, могут быть использованы следующие загадки и стихотворения: В животе баня, в носу дыра, одна рука и та на спине (Чайник) В ходе занятий для активизации мыслительной деятельности используются следующие задания: 3. КОЛЛЕКТИВНОЕ ЧТЕНИЕ СЛОГОВОЙ ТАБЛИЦЫ И СЛОВ В ТЕМПЕ, ЗАДАННОЙ ПРЕПОДАВАТЕЛЕМ. ГРАЧ - ВРАЧ; ДОЧКА - ТОЧКА - КОЧКА - БОЧКА; ПЕЧКА - ПАЧКА - ПОЧКА и т. д. Уважаемые коллеги! Помните, что обучение грамоте - один из самых ответственных периодов в жизни ребенка. И результат обучения во многом зависит от вас, от вашего терпения, доброты, ласки. Дайте ребенку возможность поверить в собственные силы. Не допускайте грубости, бестактности! Обучение не должно быть связано с негативными эмоциями в общении с педагогом, с будущим учеником. Пусть каждый из них почувствует успех, познает радость “открытия” для себя и с желанием и хорошим настроением идет на каждое занятие. Пусть он думает, фантазирует, творит! 1. Аргинская И. И. Обучение по системе Л. В. Занкова 1 класс, 1994 г. 2. Варапников И. В. Русский язык в картинках М. , 1987 г. 5. Климанопа Л. Ф. Упражнения для работы над техникой чтения. М. , 1975 г. 6. Логинова В. И. Развитие и воспитание детей в детском саду С-Пб, 1995 г. 7. Нечаепа Н. В. Обучение грамоте. М, 1994 г. 8. Резодубов С. П. Методика русского языка в начальной школе М. , 1963 г. 9. Седж Н. В. Игры и упражнения в обучении шестилеток Минск, 1985 г. 10. Торошенко Е-В. Живая азбука для маленьких. С-Пб, 1994 г. 11. Гиабалина 3. П. Первый год - самый трудный. М, 1990 г. 12. Швайко Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи. М. , 1983 г. Г. Г. Гранин. С. М. Бондаренко. А. А. Концевая. Секреты орфографии. М. , 1994 Л. Ф. Климанова, Л. Н. Борейко. Рисуй, думай, рассказывай. М. , 1996 М. А. Калугин, Н. В. Новотворцева. Развивающие игры для младших школьников. Кроссворды, викторины, головоломки. Ярославль. 1996 И. Б. Голуб, Н. И. Ушаков. Путешествие по стране слов. М. , 1992 Н. В. Ёлкина, Т. И. Тарабарина. 1000 загадок. Ярославль. 1996 Л. Г. Милостевенко. Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма у детей. СПб. 1995 Основой данного курса является формирование и развитие у дошкольников приемов умственной деятельности: анализа и синтеза, сравнения, классификации, абстрагирования, аналогии, обобщения в процессе усвоения математического содержания. Эти приемы можно рассматривать как: - способы познания, которые становятся достоянием ребенка, характеризуют его интеллектуальный потенциал и познавательные способности; - способы включения в процесс познания различных психических функций: эмоций, воли, внимания; в результате интеллектуальная деятельность ребенка входит в различные соотношения с другими сторонами его личности, прежде всего с ее направленностью, мотивацией, интересами, уровнем притязаний, т. е. характеризуется возрастающей активностью личности в различных сферах ее деятельности. Это обеспечивается: 1. Логикой построения содержания курса начальной математики, которая, с одной стороны, учитывает опыт ребенка и его психическое развитие, с другой позволяет ребенку сопоставлять и соотносить изучаемые понятия в самых разных отношениях и аспектах, обобщать и дифференцировать их, включать в различные цепочки причично-следственных связей, устанавливать как можно больше связей между новыми и изученными понятиями. 2. Интересными методическими к изучению математических понятий, свойств и способов действий, основе которых лежат идеи изменения предметных, образных, графических и математических свойств моделей; установление соответствия между ними; выявление закономерностей и различных зависимостей, а также свойств, способствующих формированию таких качеств мышления, как самостоятельность, глубина, критичность, гибкость. Начальный курс математики и логика состоят из нескольких разделов: арифметического, геометрического, а также раздела содержательно-логических задач и заданий. Первые два раздела - арифметический и геометрический являются основными носителями математического содержания курса, т. к. именно они определяют номенклатуру и объем изучаемых вопросов и тем. Третий раздел в содержательном плане выстраивается на базе двух первых разделов и представляет собой систему содержательно - логических задач и заданий, направленных на развитие познавательных процессов, среди которых в дошкольном возрасте и в младшем школьном возрасте наиболее важными являются: внимание, восприятие, воображение, память и мышление. Ведущую роль играют логические приемы мышления: сравнение, анализ, синтез, классификация, обобщение, абстрагирование. В связи с актуальностью проблемы развития пространственного мышления дошкольников возникла необходимость разработки системы геометрических упражнений, выполнение которых способствовало бы адекватному восприятию пространства, формированию пространственных представлений, развитию воображения. Восприятие пространства осуществляется в результате субъективного опыта ребенка на эмпирической основе. Однако для дошкольника восприятие пространства осложнено тем, что пространственные признаки слиты с воспринимаемым содержанием, они не вычленяются как отдельные объекты познания. Слово как ориентир позволяет из совокупности признаков объекта выделить единичный: либо форму, либо размер. Однако ребенок затрудняется охарактеризовать тот или иной признак. Поэтому целесообразней включать упражнения не на характеристику пространственных признаков предмета, а на вычленение единичного признака из совокупности общих на основе выявления закономерности признаков с использованием приемом умственных действий: сравнения, классификации, аналогии, анализа, синтеза, обобщения. Это задания с формулировками: “Разгадай правило, по которому расположены фигуры в каждом ряду”, “Найди лишнюю фигуру”, “Что изменилось? Что не изменилось? ”, “Чем похожи? Чем отличаются? ”, “Что одинаково? Что не одинаково? ”, “Назови признаки, по которым изменяются фигуры в каждом ряду”, “Выбери фигуру, которую нужно дорисовать”, “По какому признаку можно разбить фигуры на группы? ”, “Разгадай закономерность и нарисуй следующую фигуру” и т. п. Так в задании “Что изменилось? Что не изменилось? ” выстраиваются в ряд различные по цвету прямоугольники, которые меняют положение в пространстве в вертикальном направлении, что описывается отношениями “вверху внизу”, “между”. Из нижнего ряда следует выбрать квадрат, имеющий такой же рисунок, как и исходный, по изменивший свое положение при повороте его вверх на один оборот. Это квадрат 2. В задании “Чем похожи? Чем отличаются? ” изменяется положение различных по цвету углов треугольника в двух направлениях: в вертикальном и горизонтальном, одновременно рассматриваются отношения “вверху - внизу”, “справа - слева”. - В первом треугольнике вверху угол с точками, а внизу справа заштрихованный. Во втором треугольнике вверху оказался заштрихованный угол, а внизу справа - с точками. предполагается осуществление поворота влево или вправо на один, два оборота относительно точки отсчета, совпадающей со “схемой тела”. Фигура осуществляет поворот “вверх - влево” на один оборот. Круг внизу перемещается вправо. Верный рисунок 3. Важно формировать у ребенка продуктивное мышление, то есть способность к созданию новых идей, умению устанавливать связи между фактами и группами фактов, сопоставлять новый факт. Продуктивность мышления дошкольников проявляется пока ограниченно. Но если ребенок выдвигает идею не новую для взрослых, но новую для коллектива или для самого себя, если он открывает что-то для себя, пусть известное для других, - это уже показатель его мышления. С развитием самостоятельности мышления у ребёнка развивается и его речь, которая организует и уточняет мысль, позволяет выразить ее обобщенно, отделив важное от второстепенного. Развитие мышления влияет и на воспитанность ребенка, развиваются положительные черты характера, потребность к развитию своих хороших качеств, работоспособность, планирование деятельности, самоконтроль и убежденность, любовь к предмету, интерес, желание учиться и много знать Все это крайне необходимо для дальнейшей жизни ребенка. Достаточная подготовленность мыслительной деятельности снимает психологические перегрузки в учении, сохраняет здоровье ребенка. Что касается развития восприятия, то у дошкольников оно происходит поэтапно. На первом этапе действия формируются непосредственно в результате игры с различными предметами. Лучше, если при этом для сравнения ребенку будут даваться эталоны (формы, цвета). На втором этапе дети знакомятся с пространственными свойствами предметов с помощью движений руки и глаза. На третьем этапе дети получают возможность довольно быстро узнать интересующие свойства объектов, при этом внешнее действие восприятия превращается в умственное. Важное условие эффективности обучения математике - это внимание детей. Внимательно слушая объяснение ребенок легче воспринимает, понимает, запоминает содержание материала, и тем самым, облегчает . свою дальнейшую работу. Поэтому, большое значение уделяется воспитанию произвольного внимания у дошкольников. Для этого в занятия постоянно включаются специальные упражнения и задания, нацеленные на формирование внимания, развитие активности, самостоятельности, творческого отношения к делу. Вот несколько заданий, способствующих воспитанию интереса и внимания на занятиях математикой. На наборном полотне выставляю, в один ряд 7-8 картинок с изображением предметов (гриб, мяч, пирамида). Детям предлагается рассмотреть предметные картинки (10 сек. ). Затем предметные картинки закрываются, и детям предлагается перечислить их, назвать последовательность. Поменять местами две-три картинки и спросить, что изменилось на наборном полотне. Убрать одну из картинок и спросить какая картинка исчезла, попросить описать ее. Игру “Заметь все! ” проводить можно с теми же заданиями, но заменив предметные картинки геометрическими фигурами. Дошкольникам задаются соответствующие вопросы: какие фигуры изображены? Сколько их? Какого они цвета? В какой последовательности изображены? Попросить каждого ребенка расположить эти фигуры на парте, используя для этого индивидуальный счетный материал. Эти задания используются при сравнении групп предметов, знакомство с понятием “столько же”. “Что изменилось? ” Поставьте перед детьми 3-7 игрушек. Дайте сигнал, чтобы они закрыли глаза, и в это время уберите одну игрушку. Открыв глаза, дети должны угадать, какая игрушка спрятана. “Найди отличия”. Покажите ребятам два почти одинаковых рисунка и попросите найти, чем один рисунок отличается от другого. “Найди одинаковые”. На рисунке дети должны найти два одинаковых предмета. “Ухо-нос”. По команде “Ухо” дети должны схватиться за ухо, по команде “Нос” -за нос. Вы тоже выполняете вместе с ними действия по команде, но через некоторое время начинаете делать ошибки. “Карлики и великаны”. Аналогичная игра: по команде “Карлики” дети приседают, по команде “Великаны” встают. Воспитатель выполняет движения вместе со всеми. Команды даются в разбивку и в разном темпе. “Замри”. По сигналу воспитателя дети должны замереть в той же позе, в которой были в момент сигнала. Проигрывает тот, кто шевелится, его забирает к себе дракон или он выбывает из игры. “Повторяй за мной”. Под любую считалку (например: “Сантики-фан-тики-лимпопо”) вы ритмично выполняете простые движения, например, хлопаете в ладоши, по коленям, топаете ногой, киваете головой. Дети повторяют движения за вами. Неожиданно для них вы меняете движение, и тот, кто вовремя не заметил это и не сменил движение, выбывает из игры. “Платочек”. Дети встают в круг. Водящий бегает или ходит сзади круга с платочком в руке и незаметно кладет платочек у кого-то за спиной. Затем он делает еще один круг, и если за это время новый владелец платочка не объявится, считается, что тот проиграл. Тот, кто заметит платочек у себя за спиной, должен догнать водящего и осалить. Если это удается, водящий остается прежний. Если нет - водит второй. “Съедобное - несъедобное”. Водящий бросает мяч, называя любой предмет. Мяч надо ловить только в том случае, если предмет съедобный. “Игра с флажками”. Когда вы поднимаете красный флажок, дети должны подпрыгнуть, зеленый - хлопнуть в ладоши, синий - шагать на месте. “Какая бывает собака? ” Можно попросить ребенка представить себе собаку и рассказать о ней как можно больше: какая я у нее шерсть, что она любит есть, какой формы у нее хвост и ушки, какой у нее характер и т. д. “Нарисуй по описанию”. Вы читаете следующий текст: “Стоял белый дом. Крыша у него треугольная. Большое окно красное, а маленькое желтое. Дверь коричневая. Текст нужно прочитать еще раз в медленном темпе, по одному предложению. Дети в это время с закрытыми глазами должны представить себе этот дом, а потом нарисовать его. “Логическое лото” Играть можно так же, как обычно играют в лото. Дети размещают карточки на своей карте-таблице. “Четвертый лишний”. Необходимо закрыть белой карточкой то изображение, которое не подходит к остальным. “Универсальное лото” Это лото вы легко сможете изготовить сами, использовав карточки от различных старых, наполовину потерянных лото, а также наборы открыток, вырезки из журналов и.... марки. Марки часто бывают очень красивы, интересны и выпускаются сериями, но держать их в альбоме очень неудобно, потому что детям всегда хочется взять картинку в руки. Поэтому лучше наклеивать марки на карточки из картона (одного размера). На каждого играющего ребенка (а играют не более 5-7 детей) нужна большая белая игровая карта, разделенная на 6-8 частей. Наборы разыгрываемых карточек образуют несколько серий. Все они позволят упражнять детей в классификации по разным признакам. Каждый ребенок собирает серию картинок, изображающих объекты, имеющие общие названия. Например: бабочка, поезда, корабли, самолеты, спутники, кошки, лошади, цветы, ягоды, грибы, дома, шляпки, туфли и т. д. Каждый ребенок выбирает в качестве образца какую-либо геометрическую форму и собирает изображения предметов, имеющих сходную форму. Примерный набор: круг - пуговица, тарелка, таблетка, часы, мяч, яблоко; треугольник - крыша дома, шапка из газеты, воронка, елка, египетская пирамида, пакет молока; Каждый ребенок выбирает себе “кляксу” из цветной бумаги (красной, синей, желтой, зеленой, коричневой, белой) и по. подбирает предметы такого же цвета. Главной особенностью предлагаемого курса является его направленность не только на то, чтобы дать дошкольникам начальную основу числовой грамотности, но и на то, чтобы, используя математический материал курса, создать условия для целенаправленного развития и совершенствования всех познавательных процессов у детей, постепенно перемещая акцент на развитие мышления, что обусловлено спецификой учебного предмета математика. Математика обладает уникальным развивающим эффектом. “Она приводит в порядок ум”, т. е. наилучшим образом формирует приемы мыслительной деятельности и качества ума, но не только. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. Математик лучше планирует свою деятельность, прогнозирует ситуацию, последовательнее и точнее излагает мысли, лучше умеет обосновать свою позицию. Именно эта гуманитарная составляющая, безусловно, важная для личностного развития каждого человека, и является главной особенностью нового курса. Математические знания в нем являются не самоцелью, а средством формирования саморазвивающейся личности. Основная цель занятий математикой - дать ребёнку ощущение уверенности в своих силах, основанное на том, что мир упорядочен и потому постижим, а следовательно, предсказуем для человека. Надо помнить, что математика - один из наиболее трудных учебных предметов, но включение дидактических игр и упражнений позволяет чаще менять виды деятельности на уроке, и это создает условия для повышения эмоционального отношения к содержанию учебного материала, обеспечивает его доступность и осознанность. Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. При этом роль несложного занимательного математического материала определяется с учетом возрастных возможностей детей и задач всестороннего развития и воспитания: активизировать умственную деятельность, заинтересовывать математическими материалом, увлекать т развлекать детей, развивать ум, расширять, углублять математические представления, закреплять полученные знания и умения, упражнять в применении их в других видах деятельности, новой обстановке. Используется занимательный материал (дидактическое игры) и с целью формирования представлений, ознакомления с новыми сведениями. При этом непременным условием является применение системы игр и упражнений. Дети очень активны в восприятии задач-шуток, головоломок, логических упражнений. Они настойчиво ищут ход решения, который ведет к результату. В том случае, когда занимательная задача доступна ребенку, него складывается положительное эмоциональное отношение к ней, что и стимулирует мыслительную активность. Ребенку интересна конечная цель: сложить, найти нужную фигуру, преобразовать, - которая увлекает его. Из всего многообразия занимательного математического материала в дошкольном возрасте наибольшее применение находят дидактические игры. Основное назначение их - обеспечить упражняемость детей в различении, выделении, назывании множеств предметов чисел, геометрических фигур, направлений и т. д. В дидактических играх есть возможность формировать новые знания, знакомить детей со способами действий. Каждая из игр решает конкретную задачу совершенствования математических (количественных, пространственных, временных) представлений детей. Дидактические игры включаются в содержание занятий как одно из средств реализации программных задач. Место дидактической игры в структуре занятия по формированию элементарных математических представлений определяется возрастом детей, целью, назначением, содержанием занятия. Она может быть использована в качестве учебного задания, упражнения, направленного на выполнение конкретной задачи формирования представлений. Дидактические игры и игровые упражнения математического содержания - наиболее известные и часто применяемую в современной практике дошкольного воспитания виды занимательного математического материала. В процессе обучения дошкольников математике игра непосредственно включается в занятие, являясь средством формирования новых знаний, расширения, уточнения, закрепления учебного материала. В комплексном подходе к воспитанию и обучению дошкольников в современной практике немаловажная роль принадлежит занимательным развивающим играм, задачам, развлечениям. Они интересны для детей, эмоционально захватывают их. А процесс решения, поиска ответа, основанный на интересе к задаче, невозможен без активной работы мысли. Этим положением и объясняется значением занимательных задач в умственном и всестороннем развитии детей. В ходе игр и упражнений с занимательным математическим материалом дети овладевают умением вести поиск решения самостоятельно. Систематическое упражнение в решении задач таким способом развивает умственную активность, самостоятельность мысли, творческое отношение к учебной задаче, инициативу. По характеру познавательной деятельности игры можно разбить на группы. С помощью этой группы игр дети выполняют действия по образцу или указанию. Например, учитель говорить: “Положи сначала зеленый кружок, справа от него желты треугольник, слева - желтый квадрат, выше - красный треугольник, ниже красный квадрат и т. д. ”. Затем задает вопросы: сколько и каких фигур вы положили? Чем они похожи и чем отличаются? Каких фигур больше, каких меньше? Потом детям из этих фигур предлагается составить геометрический узор или какую-нибудь фигуру. В процессе таких игр ученики знакомятся с простейшими геометрическими фигурами, их свойствами, усваивают понятия “вверху”, “внизу”, “слева”, “справа”, “между”, которые являются основой пространственных представлений, овладевают счетом, рассматривают классификацию фигур по одному или нескольким признакам. В этой группе игр можно использовать еще и такие задания: придумать слова, подобные данным; выложить узор или начертить фигуру, аналогичную данной. Дети в тетрадях по математике выполняют много рисунков, которые помогают им научиться концентрировать внимание, точно следовать указаниям ведущего, работать последовательно и добиваться желаемого результата. Игры, в ходе которых дети выполняют воспроизводящую деятельность Эти игры направлены на формирование навыков сложения и вычитания в пределах 10. Это игры “Математическая рыбалка”, “Лучший летчик”, “Лучший космонавт”, “Самый быстрый почтальон”, “Глаз -фотограф”, “Каждой игрушке - свое место” и другие. Дидактическая цель. Закрепление приемов прибавления и вычитания в пределах 10, воспроизведение их по памяти. Средства обучения. Рисунки 10 рыбок, из них 6 жёлтых, 2 красные, 2 полосатые. Содержание игры. На магнитном моделеграфе размещаются рыбки, на обратной стороне которых записаны примеры на сложение и вычитание. Учитель поочередно вызывает детей к доске, они “ловят” (снимают) рыбку, читают пример на сложение и вычитание. Все ребята решившие пример, обозначают ответ цифрой и показывают её учителю. Кто решит пример раньше всех, тот получит рыбку. Кто “наловит” рыбок (решит примеры правильно), тот лучший рыболов. Игры, в которых запрограммирована преобразующая деятельность детей. С помощью этих игр дети изменяют примеры и задачи, другие, логически связанные с ними. Например, игры “Цепочка”, “Математическая эстафета”. К преобразующей деятельности относятся также игры, развивающие навыки контроля и самоконтроля (“Контролеры”, “Арифметический бег по числовому ряду”, “Проверь Угадайку! ”) Это “Угадай загадки Веселого Карандаша”, “Определи курс движения самолета” и другие. Дети очень любят игры данной группы. Им нравится сравнивать, анализировать, находить общее и различия, интересе поиск недостающего. Эти игры настолько заинтересовывают ребят, что они начинают придумывать их сами. Данная группа игр помогает дошкольникам тренировать свое внимание, точно следовать указаниям ведомого, работать последовательно и добиваться желаемого результата, сравнивая свой рисунок с образом учителя. При проведении этих игр учитель не должен забывать о подготовке к ним: нужно прежде всего научить детей ориентироваться в клетке. Только после этого можно предлагать их учащимся. Поняв правила выполнения данных рисунков, дети с большим удовольствием выполняют их, с нетерпением ожидая: что же получится? Образец предлагается детям только для сравнния и прорисовки отдельных деталей. При проведении устного счета включаются упражнения и задачи, составленные в рифмованной форме. Это оживляет работу, вносит элемент занимательности. Задачи такого типа используются при изучении таблиц сложения, вычитания, умножения и деления. Родители, как правило, заинтересованы в том, чтобы их дети хорошо учились и как можно быстрее усвоили большой объем знаний. В связи с этим возникает вопрос: возможно ли ускорение познания? Единственный правильный путь, ведущий к ускорению познания, состоит в применении методов обучения, способствующих ускорению интеллектуального развития. Обучение дошкольников, основанное на использовании специальных обучающих игр, относятся к таким методам. Дидактические игры включаются непосредственно в содержание занятий как одно из средств реализации программных задач. 1). Числа от 1 до 10; название, последовательность, обозначение, счет, сравнение чисел и предметов, Число 0. Состав чисел. Арифметические действия сложение и вычитание. Распознавание геометрических фигур: квадрат, прямоугольник, треугольник, круг, шар, цилиндр, конус, пирамида, параллелепипед, куб. Сравнение и раскраска фигур. Составление фигур из частей и разбиение фигур на части. Фигуры на клетчатой бумаге. Подсчет числа клеток, треугольников, прямоугольников, на которые разбита фигура. Конструирование фигур из палочек. Точка. Линия. Отрезок. Научить пользоваться линейкой, чертить отрезки. Сравнение предметов по форме, цвету; сравнение групп предметов, основные отношения между предметам: больше-меньше, выше-ниже, спереди-сзади, сверху-снизу, слева-справа. Совокупность предметов или фигур, обладающие общим признаком. Составление совокупности по заданному признаку. Выделение части совокупности. Дать пространственные и временные представления Ориентирование в клетках (диктанты). 3. Содержательно-логические задачи и задания, основанные на математическом содержании первых двух разделов и направленные на развитие познавательных процессов у дошкольников: Внимания: математические игры: “Веселый счет”, “Измени форму или размер или цвет”, “Прибавить, вычесть”; зрительные диктанты с изображением различных предметов (5), с изображением чисел, геометрических фигур и т. д. Графические диктанты. Воображения: задания на составление из заданных частей фигур, обладающих указанными свойствами; задания на взаимное расположение фигур на плоскости; на изменение формы, размера, цвета заданной фигуры; на выделение геометрических фигур из множества заданных по описанию их свойств; задания на определение “на глаз” размера фигуры, сравнение “на глаз” размеров заданных фигур (выбери ту из предложенных фигур, которая полностью войдет в заданный круг и т. п. ) Памяти: зрительные диктанты по специально разработанным таблицам, слуховые диктанты; дидактические игры математического содержания: “Запомни математические термины”, включающие в себя 5 -7 слов, воспроизведи “Цепочку слов”; На короткое время покажите детям куклу, или другой предмет, или картинку, а затем они по памяти должны ответить на вопросы: какие у куклы волосы, какое платье какие глаза, были ли банты, туфельки, носочки, в какой позе она была? И т. д. На короткое время (считая до пяти) покажите детям картинку, а затем из набора похожих картинок предложите выбрать ту, которую им показали и др. игры и задания, направленные на запоминание и прочное овладение математической терминологией, на расширение объема запоминания зрительного, слухового, логического. Мышления: задания на сравнение предметов с указанием их сходства и различия по заданным признакам; простейшие обобщения, при которых после сравнения требуется абстрагироваться от несущественных признаков и выделить существенные признаки; решение логических задач. “Взять палочки последним”, “Магические квадраты, рамки, треугольники”, арифметические ребусы и головоломки. Научить детей различать цвета и размеры. Формирование представлений о символическом изображении вещей. Умение осуществлять зрительно-мыслительный анализ способа расположения фигур; закрепление представлений о геометрических фигурах, умений сопоставлять и сравнивать две группы фигур, находить отличительные признаки. Игры: “Сравни и заполни”, “Заполни пустые клетки”. Ознакомление с классификацией фигур по двум свойствам (цвету и форме). “Где, какие фигуры лежат”. Научить детей объединять предметы в множества по определенному свойству. “Третий лишний”. Знакомство с геометрическими фигурами. Составление геометрических фигур изданных. “Почини одеяло”. Формирование классифицирующей деятельности (классификация фигур по цвету, форме, величине) “Дерево” “Игра с одним обручем”, “Игра с двумя обручами”. Упражнение детей в анализе групп фигур, в установлении закономерности в наборе признаков, в умении сопоставлять и обобщать, в поиске признаков отличия одной группы фигур от другой. “Как расположены фигуры? ”. Упражнять детей в составлении геометрических фигур на плоскости стола из счетных палочек, анализе и обследовании их зрительно-осязательным способом. Решение логических задач на поиск недостающих фигур. Игра: “Танграм”. Точка. Линия. Отрезок. Научить пользоваться линейкой. Чертить отрезки. Всего 15 занятий. Развитие внимания и наблюдательности у детей. “Матрёшки”, “Снеговики”, Формирование числовых и пространственных представлений у детей, Развитие речи, включение в их активный словарь понятий: “толстый”, “тонкий”, “широкий”, “узкий”, “выше”, “ниже”, “высокий”, “низкий”, “сначала”, “потом”, “после этого”, “слева”, “справа”, “между”, “вверх”, “вниз”, “направо”, “налево”, “слева направо”, “больше”, “меньше”, “равно”, “столько же”. (Игры: “Мальчики”, “наоборот”, “Концовка”, “Найди спрятанную карточку с цифрой”, “Лучший разведчик”, “Фигуры высшего пилотажа” и т. д. ) Уточнение имеющихся у детей представлений о числе предметов, Тренировка в счете до десяти. “Конструктор”, “Веселый счет”. Счет в пределах десяти. Знакомство с порядковыми числительными. “Сколько? Какой? ” Понятие закрепить “один” и “много” (Игры “Поезд”, “Назови число”, “Стук-стук”). Установление соответствия между числом и цифрой. Дать знания состава чисел первого десятка. Упражнять детей в дополнении чисел до любого заданного числа. (“Рассели ласточек”, “Помогите Незнайке”, “Помогите Чебурашке”). Ознакомление детей с приемом образования чисел путем образования чисел путем прибавления единицы к предыдущему числу и вычитания единицы из последующего числа. (Игры: “Составим поезд”). Формирование навыков сложения чисел и вычитания в пределах 10. (“Дополнение”, “Молчанка”, “Цепочка 1”). Учить детей приему “+” и “-“ по 1. Воспроизведение приема прибавления и вычитания единицы по памяти. (“Цепочка” П. ). 1. Выявление простейших числовых представлений у детей, умения различать предметы по цвету, форме, расположению. Игра: “Составим узор”. 2. Развитие речи, внимания и наблюдательности у детей. Игры: “Снеговики”, “Матрешки” 1. Уточнение имеющихся у детей представлений о размере, цвете и числе предметов. Игра: “ Составим узор”. 1. Научить детей различать цвета и размеры. Формирование представлений о символическом изображении вещей. Игра: “Муравьи” . 2. Развитие речи детей, включение в активный словарь терминов “выше”, “ниже”, “толстый”, “тонкий”, “высокий”, “низкий”. Игра: “Концовка” 1. Счет, порядковые числительные. Учить ребенка рассуждать. 2. Развивать представления: “высокий”, “низкий”, “толстый”, “худой”, “слева”, “справа”, “левее”, “ правее”, “между”. Развитие наблюдательности. 2 зан. 1. Формирование умения разложить сложную фигуру на такие, которые у нас имеются. Тренировка в счете до десяти. Игра: “Конструктор” 1 Обобщение и систематизация количественных и пространственных представлений у детей, обучение их сравнению предметов по разным признакам. Формирование числовых и пространственных представлений у детей Игры: “Построй домики”. “Построй аквариум” 1. Умение осуществлять зрительно-мыслительный анализ. Формирование пространственных представлений детей, закрепление понятий “сначала”, “потом”, “после”, “этого”, “слева”, “справа”, “между”. Игра: “Построим гараж”. Формирование навыков счета кругов, квадратов, треугольников. Игры: “Составь поясок”, “Найди карточку” 1. Формирование у детей пространственных и временных представлений. Закрепление понятий “вверх”, “вниз”, “направо”, “налево”, “справа налево”, “слева направо”. 2. Развитие внимания, наблюдательности у детей Игры: “ Лучший разведчик”, “Фигуры высшего пилотажа”, “Откуда и чей голос? ” “Правила движения”. 2 зан. 2. Развитие воображения детей. Игры: “ Вершки и корешки”, “Составим поезда”, “Построй домик из данных фигур”. 1 Закрепление отношений “больше”, “меньше”, “равно”, представлений о геометрических фигурах, умений сопоставлять и сравнивать 2 группы фигур находить отличительные признаки. Игры; “Детки на ветке”, “Заполни пустые клетки” 1. Ознакомление с классификацией фигур по двум свойствам (цвету и форме). Игра: “Где, какие фигуры лежат” 1. Формирование навыков счета в пределах десяти Знакомство с порядковыми числительными. Знакомство с понятиями “первый”, “последний”, “сложение” и “вычитание”. Игры; “Рассеянный художник”, “Сколько? Какой? ”, “Курочка и цыплята” 1. Научить детей соединять предметы в множества по определенному свойству. Игра: “Третий лишний” 1. Установление соответствий между числом рисунков и цифрой. Закрепление нумерации чисел первого десятка. Игры: “Построим домик”, “Число и цифру я знаю”, “Лучший счетчик”, “Хлопки” 1. Закрепление понятий “один”, “много”. Ознакомление детей с приемом образования чисел путем прибавления единицы к предыдущему числу и вычитания единицы из последующего числа. Закрепление понятий “раньше”, “позже”, “потом”, “после этого”. Игры: “Продолжай”, “Составим поезд”, “Поезд”. 2. Развитие внимания, воображения. 1. Закрепление счета от 1 до 10 и от 10 до 1. Закрепление представления о порядковом значении числа Игры: “Веселый счет”, “Помогите числам занять свои места по порядку”, “Угадайка”, “Рассеянный художник”. 1. Различие предметов по форме и составление из кругов, квадратов, треугольников (геометрических фигур) других геометрических фигур, а также рисунков. Научить различать аналогичные предметы по величине; знакомство с понятиями “верхний”, “нижний”, “большой”, “маленький”, “сколько”. Игры: “Угадай загадки Буратино”, “Почини одеяло”, “Магазин” 1. Упорядочивание предметов по различным признакам. Закрепление представлений “выше-ниже” “больше-меньше”, “длиннее-короче”, “легче-тяжелее”. Игры; “ Где чей дом? ”, “Заполни квадрат” 1 Развитие пространственных представлений. Повторение счета. Обучение детей приемам сложения и вычитания чисел 2, 3. Игры: “Составь поезд”, “Поросята и серый волк”. 1. Изучение состава чисел. Обучение детей приемам сложения и вычитания чисел 2, 3, 4. Игры: “Составь поезд”, “Примеров много - ответ один”. 2. Развитие наблюдательности и внимания. 1: Формирование навыков сложения в пределах 10. Закрепить знания состава чисел первого десятка. Игры: “Дополнение”, “Молчанка”, “Цепочка”, “Торопись, да не ошибись” 1. Упражнять детей в дополнении чисел до любого заданного числа. Учить детей приему сложения и вычитания по одному. Воспроизведение приема сложения и вычитания единицы по памяти. Игры: “Цепочка”, “Маятник”, “Рассели ласточек” 2. Развитие памяти и внимания. 1. Воспроизведение приемов сложения и вычитания по представлению числового ряда. Тренировать детей в выполнении действий сложения и вычитания в пределах 10. Воспроизведение их по памяти. Закрепление приемов сложения и вычитания в пределах 10. Игры: “Арифметический бег по числовому ряду” “День и ночь”, “Математическая рыбалка”. “Лучший летчик”, “Самый быстрый почтальон”, “Глаз-фотограф”, “Каждой игрушке свое место”, “Лучший космонавт”, “Математический футбол” 1. Формирование классифицирующей деятельности классификаций фигур по цвету, форме и величине Игра: “Дерево”. Ознакомление детей с правилами (алгоритмами), которые предписывают выполнение практических действий в определенной последовательности. Игра: “Выращивание дерева”. 1. Закрепление состава чисел первого десятка. Закрепление знаний о составе числа. Игры: “Диспетчер и контролеры”, “Кто быстрей, кто верней”, “Войти в ворота”, “Распредели числа в домики”, “Угадайка”, “Числа, бегущие навстречу друг-другу”. 1. Закрепление приемов вычитания на основе знания состава числа и дополнения одного из слагаемых до суммы. Упражнять детей в анализе групп фигур, в установлении закономерности, в наборе признаков, в умении сопоставлять и обобщать, в поиске отличия одной группы от другой. Игры: “ Как расположены фигуры? ”, “ Угадайка”, “Проверь Угадайку”. 1. Упражнять детей в последовательном анализе каждой группы фигур, выделении и обобщении признаков, свойственных фигурам и каждой из групп, сопоставлении их, обоснование найденного решения Формирование понятия об отрицании некоторого свойства с помощью частицы “не”, классификация по 1 свойству, по 2 свойствам, по 3 свойствам. Игры: “ Каких фигур недостает? ” “Игра с одним обручем”, “Игра с двумя обручами”, “Игра с тремя обручами”. 1: Формирование навыков сложения и вычитания. Составление примеров, у которых первый компонент равен ответу предыдущего примера. Игры: “Цепочка”, “Составь круговые примеры”. 1. Формирование навыков сложения и вычитания, умения в решении задач. Игры: “Сколько всего? ”, “На сколько больше? ”, “Почта”. Рекомендуемая литература для проведения занятий по математике и логике. И. Н. Агофонова. Рисую и размышляю, играю и учусь. С-Пб, 1993 Л. Чилигрирова, Б. Спиридонова. Играя, учимся математике М. , 1993 Т. Г. Жикалкина. Игровые и занимательные задания по математике. М. , 1989 Е. В. Сербина. Математика для малышей. М. , 1992 З. А. Михайлова. Игровые занимательные задания для дошкольников. М. , 1990 Л. Ф. Тихомирова, А. В. Басов. Развитие логического мышления детей. Ярославль “Академия развития”, 1996 А. М. Захарова. Развивающее обучение математике в начальной школе. Томск, 1994 Готовность детей к школе. Под редакцией В. В Слободчикова. Томск, 1994 А. Г. Зак. Различия в мышлении детей. М. , 1992 П. М. Эрдниев. Укрупнённые дидактические единицы на уроках математики. М. , 1992 Л. Ф. Тихомирова. Развитие интеллектуальных способностей школьника. Ярославль. “Академия развития”, 1996 Л. С. Выгодский. Воображение и развитие в детском возрасте. М. , 1991 Программа “Одарённый ребёнок”. М. , “Новая школа”, 1995 “Одарённые дети. Под редакцией Г. В. Бурменской и В. М. Слуцкого. , М. , 1991 В. В. Волина. Праздник числа. Развитие самостоятельности мышления на уроках математики в начальных классах. // Начальная школа 1991 |
|
© 2007 |
|