РУБРИКИ

Психологическая готовность ребенка к обучению в школе - (курсовая)

   РЕКЛАМА

Главная

Логика

Логистика

Маркетинг

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Международное публичное право

Международное частное право

Международные отношения

История

Искусство

Биология

Медицина

Педагогика

Психология

Авиация и космонавтика

Административное право

Арбитражный процесс

Архитектура

Экологическое право

Экология

Экономика

Экономико-мат. моделирование

Экономическая география

Экономическая теория

Эргономика

Этика

Языковедение

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Психологическая готовность ребенка к обучению в школе - (курсовая)

p>Что значит “уметь выделять” цель запоминания и воспроизведения? Это значит: — уметь внимательно выслушать задание до конца;

    — стремиться активно запомнить необходимую информацию;

— пытаться самостоятельно вспомнить в процессе воспроизведения забытую информацию. В 5—6 лет ребенок уже умеет достаточно внимательно выслушать небольшое задание до конца, поэтому какое-либо специальное обучение этому умению не требуется.

Активное запоминание нужной информации предполагает овладение элементарной формой повторения, как приема запоминания. Эта форма повторения просто сопровождает процесс принятия задания:

ребенок сразу по ходу сообщения этого задания как бы по инерции повторяет за взрослым то, что следует запомнить (например, когда взрослый просит малыша запомнить предметы, которые нужно купить в магазине —см. игру “Купи в магазине.... ”). Такое повторение обычно легко осознается детьми и довольно быстро усваивается как прием запоминания.

Активное воспроизведение — это внутренний поиск, мысленный возврат к ситуации запоминания. Оно часто сопровождается паузами, отведением в сторону взгляда, прищуриванием. При отсутствии стремления вспомнить ребенок обычно сразу констатирует, что забыл нужную информацию, и обращается к взрослому за помощью. Обучение активному воспроизведению — это обучение умению действовать в ситуации воспроизведения самостоятельно, обращаться сначала к себе, к своей памяти и “доставать” из нее хоть какую-то забытую информацию.

Овладение умением принимать мнемическую задачу является необходимым условием для перехода от непроизвольного запоминания и воспроизведения к произвольному.

2. Овладение мнемическими приемами, направленными на достижение осознанной цели запоминания и воспроизведения. На этом этапе основное внимание сначала нужно уделить дальнейшему развитию приема “повторения”, поскольку он легче всего формируется и овладение им не требует предварительного обучения каким-либо мыслительным действиям. Прием повторения должен приобрести здесь новую функцию — функцию воспроизведения. “Воспроизводящее повторение” — это повторение не по ходу восприятия задания, а уже после того, как оно получено. Такое повторение имеет более активную форму, так как предполагает самостоятельное воспроизведение ребенком задания. О том, как обучать приему “повторение” вы узнаете в разделе “Как нужно повторять? ” Когда ребенок хотя бы на элементарном уровне овладеет приемом “повторение”, можно переходить к обучению более сложным— логическим приемам запоминания. Они, как это видно уже из их названия, основаны на тех или иных способах логического мышления. К числу таких приемов относятся, например, “группировка”, “смысловое соотнесение” и “схематизация”. Овладение ими происходит в два этапа: на первом этапе формируется соответствующее умственное действие, а на втором — ребенок обучается умению применять это действие с целью запоминания и воспроизведения. В возрасте 5—7 лет мы рекомендуем делать акцент на развитии мнемических приемов “группировка” и “смысловое соотнесение”. О том, как обучать этим приемам, вы узнаете из соответствующих разделов, представленных ниже. Что касается мнемического приема “схематизация”, то в этот период он формируется сначала только как прием логического мышления (см. “Тренировка логического мышления”). Как мнемический прием его целесообразно формировать тогда, когда малыш начнет обучение в школе (с 7—8 лет).

Если ваш ребенок овладеет указанными приемами, его память станет более цепкой и прочной. 3. Развитие умения контролировать результаты выполнения мнемической задачи, т. е. осуществлять самопроверку.

Развитая произвольная память — это не только умение ставить мнемическую задачу, но и способность осуществлять контроль ее выполнения. Психологической основой самопроверки является умение человека соотнести, сличить полученный в процессе выполнения какой-либо деятельности результат с заданным образцом. Целью такого соотнесения есть своевременное исправление ошибок и недопущение их в последующем.

Основу самопроверки составляет “воспроизводящее повторение”, но она не сводится только к нему. Само “воспроизводящее повторение” направлено лишь на то, чтобы лучше запомнить материал. Самопроверка — это более сложное действие, включающее “воспроизводящее повторение” плюс сопоставление воспроизведенного материала с самим материалом, который нужно запомнить. При самопроверке очень важно осознание цели ее проведения. Тогда она позволяет вносить коррективы в последующие повторения, делает этот процесс более избирательным (большее внимание уделяется именно тем моментам, которые хуже всего запомнились). Овладеть этим умением ребенку гораздо труднее, чем собственно “воспроизводящим повторением”. Но при целенаправленной тренировке под руководством взрослого он в состоянии это сделать.

    КАК НУЖНО ПОВТОРЯТЬ?

К 5—6 годам значение приема “повторения” как способа запоминания дети могут осознать и сами, без помощи взрослых. Однако организованное обучение этому приему значительно расширяет возможности и эффективность его использования. В частности, важно научить малыша распределять повторения во времени, делать их разнообразными, осуществлять их не только во внешнем плане (повторение вслух, шепотом, или беззвучно, лишь шевеля губами), но и во внутреннем (мысленно, без каких-либо внешних проявлений). Итак, как обучать приему “повторение”? Рассмотрим этот процесс на примере игры “Запомни предметы”. Суть игры простая: вы показываете ребенку на короткое время определенное количество знакомых ему предметов, он должен их запомнить, а потом воспроизвести.

Первое, чему следует обучить малыша, —это называнию вслух предметов, которые необходимо запомнить. Это важно для того, чтобы ребенок сконцентрировал свое внимание на этих предметах и разобрался в них. Ведь сказать, как называется предмет можно только после того, как проведен хотя бы элементарный анализ по его распознаванию. Кроме называния предмета вслух предложите малышу взять его в руки, потрогать, изучить его форму. Данный прием тоже способствует повышению эффективности запоминания, так как используется еще один канал поступления информации — тактильный. Объясните малышу, что лучше запоминается то, что удается не только увидеть и услышать, но еще и пощупать. Второй этап — обучение простому повторению запоминаемой информации. В данном случае — повторное называние каждого предмета. Пусть ребенок назовет все предметы два-три раза, но не подряд один и тот же, а как бы по кругу: сначала каждый предмет называется по одному разу, затем по второму разу и т. д. (например, первое повторение: “санки”, “вилка”, “портфель” .... “помидор”; второе повторение: “санки”, “вилка”, “портфель” .... “помидор”). Такое повторение хоть и улучшает запоминание, но еще не является самым эффективным. Овладение им важно для подготовки к следующему этапу. Третий этап — обучение повторению с выделением различных особенностей запоминаемого предмета. Чтобы сделать повторения более разнообразными, попросите малыша каждый раз, когда называется предмет, направлять внимание на какую-нибудь другую его деталь (например, при первом повторении— на ручку портфеля, при втором — на его замочек и т. д. ). Наконец, четвертый, самый важный и самый сложный для ребенка этап — обучение самопроверке того, что удалось запомнить. После того как сделано повторение, предложите малышу проверить себя —насколько хорошо он запомнил предметы. Пусть закроет глаза и попробует назвать их. Если все будет воспроизведено без ошибок, значит, запомнил хорошо (с целью закрепления такое воспроизведение (с закрытыми глазами) можно повторить еще раз). Если же были допущены какие-то ошибки или что-то не было воспроизведено, то предложите малышу еще раз посмотреть на предметы, самостоятельно определить, какие из них были забыты, и назвать их. Это является фактически еще одним повторением, однако в этом случае оно отличается уже избирательностью, так как повторяется прежде всего то, что хуже запомнилось. Как только забытое восстановлено, самопроверку следует провести еще раз.

Каждый этап направлен фактически на обучение определенным приемам, поэтому пропускать никакой из них нельзя. Прием “называние вслух” предмета следует постепенно перевести из внешней, громкой речи во внутреннюю (называние про себя). Не стоит стремится, однако, к тому, чтобы ребенок быстро проскочил этап “громкой речи” и перешел к действию в уме. Для успешного овладения этим приемом крайне необходимы оба этапа. Переход к мысленному повторению имеет очень важное значение, поскольку делает возможным дальнейшую интеллектуализацию процесса запоминания. Такой переход является фундаментом, на котором можно формировать более сложные, но и более эффективные логические приемы запоминания. Необходимо следить за тем, чтобы ребенок не ограничивался только “простым повторением”. У него может закрепиться стереотип использования этого приема, и в последующем он будет ориентироваться только на него. А это—предвестник зубрежки, которая, как известно, отрицательно влияет на память, засоряя мозг ненужным, неосмысленным материалом.

По мере овладения приемом “самопроверки” можно стремиться к сокращению количества простых повторений. Например, сразу после первого повторения проводить самопроверку и, в зависимости от ее результатов, осуществлять следующее повторение.

Опыты Эббингауза показали, что через полчаса после механического (недостаточно осмысленного) заучивания забывается до 40% материала. На следующий день остается 34% информации, через 3 дня — 25%, через 30 дней — 21%. При логической обработке запоминаемого материала информация сохраняется значительно лучше. Психологами было установлено, что разные виды памяти развиваются у детей с разной быстротой. Так, у мальчиков следующая последовательность: вначале лучше развита память на предметы, затем на слова со зрительным содержанием, со слуховым содержанием, потом на звуки, на числа и отвлеченные понятия и, наконец, последнее — память на пережитые эмоции. У девочек несколько иначе: сначала сильней проявляется память на слова со зрительным содержанием, потом на предметы, далее на звуки, на числа и отвлеченные понятия и на последнем месте, как у мальчиков, память на эмоции. Зрительная память у девочек развита лучше, чем у мальчиков. Через какие промежутки времени следует делать повторения? Оптимальным считается повторение через 15— 20 минут, через 8—9 часов и через 24 часа. Очень полезно делать повторения перед сном, за 15—20 минут до сна, а также утром на свежую голову.

    ОБУЧЕНИЕ МНЕМИЧЕСКОМУ ПРИЕМУ “ГРУППИРОВКА”

Начинать обучение мнемическому приему “группировка” можно только тогда, когда ребенок овладеет мыслительным приемом “обобщение”. Этапы обучения: - первый этап — обучение запоминанию уже сгруппированных предметов. Показываются картинки, заранее разделенные на 2 группы, например, яблоко, груша, слива, банан, апельсин (группа “фрукты”), собака, медведь, тигр, коза, антилопа (группа “животные”), ребенок должен назвать эти группы соответствующими обобщающими словами (“фрукты” и “животные”), запомнить сами картинки и отвернуться. После этого убирается одна группа и предлагается малышу вспомнить, какая это была группа и какие картинки в нее входили. Здесь дети еще не осуществляют самостоятельной группировки картинок, так как группы даны им в готовом виде. Однако для того, чтобы назвать группу, они должны сопоставить между собой элементы материала внутри группы, найти общий признак в предметах, изображенных на картинках, и отразить его в обобщающем слове. Эта мыслительная работа облегчает запоминание материала. Осознавая ' смысловые связи между картинками внутри группы и различия между элементами материала разных групп, дети легче понимают значение группировки материала в целях лучшего его запоминания.

Второй этап — обучение запоминанию с предварительной группировкой предметов, осуществляемой совместно со взрослым. Здесь раскладыва ются картинки вперемежку так, чтобы группы не были разделены. Затем вместе с ребенком определяются и называются обобщающими словами имеющиеся группы картинок, и малыш их запоминает. После этого убираются 2-3 картинки одной группы и предлагается ребенку вспомнить, какие это были картинки. На этом этапе ребенок учится непосредственно перед запоминанием картинок проводить их группировку. Правда, пока с вашей помощью.

Третий, заключительный, этап — обучение запоминанию с предварительной самостоятельной группировкой предметов. Здесь вы делаете все то же самое, что и на втором этапе, только предоставляете ребенку возможность проводить группировку картинок самостоятельно. И делать это он должен обязательно вслух, называя обобщающие слова и картинки, входящие в группы. Сначала, если малыш будет забывать о проведении группировки, можете ему об этом напоминать. Однако в конечном итоге он должен научиться делать это без напоминания. Когда у него уже все будет получаться, можно переходить к проведению группировки “в уме”, т. е. без называния обобщающих слов и картинок.

По мере перехода от одного этапа к другому понемножку увеличивайте общее количество картинок (до 15—20) и количество групп, в которые они могут быть объединены (до 4—5). После того как “группировка” будет освоена на материале реальных предметов или картинок, рекомендуется перейти к использованию этого приема для запоминания слов.

    ОБУЧЕНИЕ МНЕМИЧЕСКОМУ ПРИЕМУ “СМЫСЛОВОЕ СООТНЕСЕНИЕ”

Как и в случае с “группировкой”, обучение мнемическому приему “смысловое соотнесение” следует начинать только тогда, когда ребенок овладеет смысловым соотнесением как мыслительным действием. Начать нужно с того, чтобы научить малыша использовать одни картинки для запоминания других. Сделать это можно так. Показываются ему сначала 5 “основных” картинок, а когда он их внимательно рассмотрит —еще 5 “дополнительных” картинок, каждая из которых имеет определенную смысловую связь с какой-нибудь “основной” картинкой (например, лыжи — лыжные палки, яблоко — груша, и т. п. ). Затем идет подбор к “основным” картинкам “дополнительные” так, чтобы образовались сходные по смыслу пары. Когда малыш это сделает, убираются “дополнительные” картинки и предлагается ему вспомнить их, используя “основные” (они остаются перед ним). Таким образом, ребенок учится по “основным” картинкам воспроизводить “дополнительные”. Это — первый этап обучения. На втором этапе решаются те же задачи, что и на первом, только вместо “основных” картинок используются слова. Называются 7-8 слов и предлагается столько же “дополнительных” картинок. При этом картинки подбираются малышом сразу по ходу называния слов (вы назвали слово, он подобрал к нему картинку, сходную по смыслу). Затем картинки убираются, опять зачитывается последовательно каждое слово, а ребенок должен вспомнить, какую картинку к этому слову он подбирал. На этом этапе ребенок закрепляет навык использования одного объекта (слов) для воспроизведения другого (картинок). Следует отметить, что для дошкольников запоминание и воспроизведение слов труднее, чем картинок. Следующий, третий, этап посвящен обучению обратной, в сравнении с предыдущими случаями, операции, а именно: использованию “дополнительной” картинки для воспроизведения “основной”. Здесь сразу ставится перед ребенком задача—запомнить “основные” картинки, использовав для этого “дополнительные”. Так, раскладывается на столе 8-9 “основных” картинок, а затем столько же “дополнительных”. Ребенок к каждой “основной” картинке подбирает похожую по смыслу “дополнительную”, после чего убираются все “основные” картинки и ребенок вспоминает их, ориентируясь на оставшиеся на столе “дополнительные”. Этот этап является очень важным для обучения, так как он моделирует уже реальную ситуацию, в которой обычно применяется мнемический прием “смысловое соотнесение”, — когда запоминание и воспроизведение основного материала происходит с опорой на смысловые связи, установленные с материалом дополнительным. Четвертый этап аналогичен третьему, с той лишь разницей, что вместо “основных” картинок ребенок должен запоминать слова. Вы последовательно читаете 10 слов. После каждого слова ребенок подбирает “дополнительную” картинку, которая подходит по смыслу, и может облегчить запомнинание этого слова. Через 1-2 минуты после того, как подобраны все картинки, малыш назвает те слова, которые он запомнил. При воспроизведении слов он должен опираться на наглядно представленные “дополнительные” картинки.

Пятый этап — заключительный. В нем продолжается обучение ребенка использовать “дополнительные” картинки в качестве опоры для запоминания и воспроизведения слов. Однако здесь появляется еще одно усложнение. После того как зачитываются все слова (а их количество на этом этапе можно довести до 15) и ребенок подобрал к ним картинки, эти картинки со стола убираются и ребенок восстанавливает слова. Таким образом, на этом этапе ребенок учится воспроизводить слова уже не с реальной, а с осмысленной опорой на картинки. Вполне возможно, что достичь абсолютного успеха на пятом этапе ребенку 6—7 лет будет не просто. Тогда обучение и тренировки следует продолжать и в более старшем возрасте, поскольку без овладения данным приемом трудно будет освоить другие, более сложные приемы запоминания, обучение которым предполагается в 8—10 лет.

    КАК ЛУЧШЕ УЧИТЬ СТИХИ?

Научиться запоминать стихи очень важно. И не только для того, чтобы хорошо подготовиться к обучению в школе, где это придется делать довольно часто, но и потому, что поэзия способствует обогащению духовного мира ребенка, развитию у него чувства прекрасного, а сам процесс заучивания стихотворений является хорошим методом тренировки памяти. Если ребенок испытывает трудности в заучивании стихов, а это явление довольно распространенное, необходимо научить его нескольким методам, облегчающим этот процесс. Первый метод — это метод постепенного увеличения объема заучиваемого материала. Он позволяет сделать процесс заучивания легким и непринужденным. Каждый раз должен заучиваться такой объем информации, который можно запомнить чуть ли ни с первого его предъявления. Вместе с тем, начинать нужно всегда с прочтения стихотворения от начала и до конца. Затем заучивается первая строка стихотворения. Взрослым читается строка и он просит ребенка ее повторить. Строку из 4-5 слов не сложно повторить даже 5-летнему малышу. Желательно повторить ее несколько раз подряд, затем сделать небольшую паузу и повторить еще раз. При выполнении повторений предложите малышу делать их каждый раз по-новому: с новой интонацией, с акцентом на другом слове, с другим эмоциональным фоном (весело, спокойно, восторженно, грустно и т. д. ). Для запоминания это очень важно, поэтому было бы хорошо, если бы взрослый сам показал малышу, как это делать. Далее взрослый читает вторую строку и просит сделать то же самое. Однако после паузы просите малыша повторить обе строки —первую и вторую. Эти строки также повторяются несколько раз. Затем читается следующая строка и т. д. Лучше всего овладевать этим способом на стихотворениях, состоящих из 4 строк. Тогда ребенок просто “обречен” на успех, ему понравится и запомнится способ запоминания, и он не побоится взяться за более “твердый орешек”.

Второй метод предназначен для “перевода” словесной информации в образную форму. Стихи сотканы из образов и метафор, поэтому делать это не очень трудно. Этот метод может применяться одновременно с первым методом или без него. В обоих случаях важным является следующее. Попросите малыша во время прочтения и повторения каждой строфы закрывать глаза и представлять себе ее смысл в виде образов, как если бы он смотрел мультфильм или картинку. Чтобы эти образы были максимально яркими и конкретными, используйте для этого какие-нибудь реальные рисунки. По мере увеличения количества заучиваемых строк образы должны постепенно выстраиваться в соответствующей сюжету последовательности. Пусть малыш попробует поэкспериментировать с этими образами, например, что-то изменить во внешнем виде главного героя, перевернуть его с ног на голову и т. п. Неизменной, однако, должна оставаться последовательность образов и их основное содержание. Такое экспериментирование является очень интересным, эмоционально насыщенным и, безусловно, крайне полезным упражнением, способствующим развитию не только образной памяти, но и репродуктивного воображения.

Третий метод — это метод “пересказа” стихотворения своими словами. Читается все стихотворение и ребенк рассказывает, о чем в этом стихотворении говорится, кто действующие лица, что они делают, как выглядят. Можно помочь малышу наводящими вопросами. Цель такого “пересказа” состоит в том, чтобы ребенок как можно глубже проник в смысл того, о чем говорится в стихотворении, установил различные смысловые связи между элементами текста. Такая смысловая обработка материала тоже значительно облегчает его последующее запоминание. В заключение еще несколько советов. Желательно обучить ребенка всем трем методам, чтобы в дальнейшем он мог использовать их одновременно. При одновременном применении этих методов лучше соблюдать такую последовательность: сначала читается все стихотворение, потом оно “пересказывается” и только после этого заучивается по строкам с параллельным “переводом” текстовой информации в образную форму.

При заучивании стихотворения обращайте внимание ребенка на мелодию рифмы, а также на настроение и чувства персонажа, который в нем описан. Обязательно надо делать перерывы для отдыха. Необходимо создать такой режим работы, чтобы она приносила только радость, а не мучения. Ни в коем случае не надо заставлять ребенка учить стихотворение, если он этого не хочет.

Если взрослому интересно знать, есть ли какой-то прогресс в развитии памяти ребенка, записывайте каждый раз, сколько ему нужно повторений, чтобы полностью выучить стихотворение из 4-х строк.

    ВООБРАЖЕНИЕ

Что такое воображение, наверное, знает каждый. Мы очень часто говорим друг другу: “Представь себе такую ситуацию.... ”, “Вообрази себе, что ты.... ” или “Ну, придумай же что-нибудь! ” Так вот, для того чтобы все это делать— “представлять”, “воображать”, “придумывать”, — нам необходимо воображение. К этому лаконичному определению понятия “воображение” следует добавить лишь несколько штрихов.

Когда человек воображает (конечно, в хорошем смысле этого слова), в его сознании возникают разнообразные психические образы. И в зависимости от того, каков характер их происхождения, принято различать воображение репродуктивное (или воссоздающее) и продуктивное (или творческое). Образы репродуктивного воображения возникают на основе словесного или графического описания. Например, при чтении книги воображение помогает представить себе ситуацию, в которой находится главный герой, “увидеть” на основе словесного описания его лицо, одежду. Образы творческого воображения всегда оригинальны. Они синтезируются человеком самостоятельно, без опоры на какое-либо описание. Если попробовать придумать какую-нибудь интересную историю, но чтобы она не была похожа на уже известные сюжеты, то станет понятно, о чем идет речь, поскольку среди образов, которые у вас при этом возникнут, будут и образы творческого воображения.

Воображение —это процесс построения образа продукта деятельности еще до его возникновения, а также создания программы поведения в тех случаях, когда проблемная ситуация характеризуется неопределенностью.

Особенность воображения состоит в том, что оно позволяет принимать решение и находить выход в проблемной ситуации даже при отсутствии знаний, которые в таких случаях необходимы мышлению. Фантазия (синоним понятия “воображение”) позволяет как бы “перепрыгнуть” через какие-то этапы мышления и представить себе конечный результат.

    Различают пассивное и активное воображение.

Пассивным называют воображение, которое возникает “само собой”, без постановки специальной цели. Активное воображение направлено на решение определенных задач. В зависимости от характера этих задач оно делится на репродуктивное (или воссоздающее) и продуктивное (или творческое). Репродуктивное воображение отличается тем, что создает образы, соответствующие описанию. Например, при чтении литературы, при изучении карты местности или исторических описаний воображение воссоздает то, что отображено в этих книгах, картах, рассказах. Когда воссоздаются образы объектов, для которых важное значение имеют пространственные характеристики, говорят еще о пространственном воображении.

Продуктивное воображение, в отличие от воссоздающего, предполагает самостоятельное создание новых образов, которые реализуются в оригинальных и ценных продуктах деятельности. Продуктивное воображение является неотъемлемым элементом творческой деятельности.

    У КОГО ВООБРАЖЕНИЕ БОГАЧЕ:
    У ВЗРОСЛОГО ИЛИ РЕБЕНКА?

Зачем у дошкольников развивать воображение? Оно и так намного ярче и оригинальнее воображения взрослого. Так думают многие.

Это не совсем так. Исследования психологов показывают, что воображение ребенка развивается постепенно, по мере накопления им определенного опыта. Все образы воображения, какими бы причудливыми они ни были, основываются на тех представлениях и впечатлениях, которые мы получаем в реальной жизни. Иными словами, чем больше и разнообразнее наш опыт, тем выше потенциал нашего воображения. Именно поэтому воображение ребенка никак не богаче, а во многих отношениях беднее воображения взрослого. У него более ограниченный жизненный опыт и, следовательно, меньше материала для фантазий. Менее разнообразны и комбинации образов, которые он строит. Просто иногда ребенок по-своему объясняет то, с чем сталкивается в жизни, и эти объяснения порой кажутся нам, взрослым, неожиданными и оригинальными. Вместе с тем, в жизни ребенка воображение играет более важную роль, чем в жизни взрослого. Оно проявляется гораздо чаще и значительно легче отрывается от реальной действительности. С его помощью дети познают окружающий мир и самого себя. Воображение ребенка необходимо развивать с детства, и наиболее чувствительный, “сензитивный” период для такого развития— это дошкольный возраст. “Воображение, — как писала психолог Дьяченко О. М. , детально изучавшая эту функцию, —это как бы тот чуткий музыкальный инструмент, овладение которым открывает возможности самовыражения, требует от ребенка нахождения и исполнения своих собственных замыслов и желаний”. Воображение может творчески преобразовывать действительность, его образы гибки, подвижны, а их комбинации позволяют давать новые и неожиданные результаты. В связи с этим развитие этой психической функции является также основой для совершенствования творческих способностей ребенка. В отличие от творческого воображения взрослого, фантазия ребенка не. участвует в создании общественных продуктов труда. Она участвует в творчестве “для себя”, к ней не предъявляются требования реализуемости и продуктивности. Вместе с тем, она имеет большое значение для развития самих действий воображения, подготовки к предстоящему творчеству в будущем.

    ЧТО НУЖНО РАЗВИВАТЬ?

Рекомендуется особое внимание уделять развитию следующих имажинативных (от английского “imagination” — воображение) способностей и умений: 1. Использовать заместители предметов. В развитии воображения ребенка важную роль играет внешняя опора. Если на ранних этапах развития (в 3—4 года) воображение дошкольника неотделимо от реальных действий с игровым материалом и определяется характером игрушек, сходством предметов-заместителей с заменяемыми предметами, то у детей 6—7 лет уже нет столь тесной зависимости игры от игрового материала. Их воображение может опираться и на такие предметы, которые вовсе не похожи на замещаемые. Например, ребенок может скакать верхом на палочке, представляя себя всадником, а палку— лошадью. Постепенно необходимость во внешних опорах исчезнет. Произойдет интериоризация — переход к игровому действию с предметом, которого в действительности нет, к представлению действий с ним в уме. Однако для этого следует сначала научить ребенка легко оперировать различными заместителями предметов. Такими заместителями могут быть другие предметы, геометрические фигурки, знаки и т. п.

    2. Осуществлять “опредмечивание” неопределенного объекта.

Способом “опредмечивание” дети начинают пользоваться еще с 3—4 лет. Он состоит в том, что ребенок может в незавершенной фигуре усматривать определенный предмет. Так, в задании на дорисовывание неопределенного изображения он может, например, круг превратить в колесо для машины или в мячик, треугольник— в крышу домика или в парус для кораблика, и т. д. К 6—7 годам ребенок должен уже относительно свободно владеть этим способом, а также научиться добавлять к “опредмеченному” рисунку разнообразные детали. 3. Создавать образы на основе словесного описания или неполного графического изображения. Эта способность очень важна для предстоящей учебной деятельности ребенка. Необходимость создания образов на основе словесного описания и графического изображения возникает при чтении книги (образное представление описываемых ситуаций, персонажей), при осознании значения новых слов (образное представление предметов и явлений, которые эти слова обозначают), при распознавании объектов, когда ограничено поле их восприятия (образное представление предмета, когда полностью он не виден, а видна лишь какая-то его часть) и в некоторых других ситуациях. При этом, чем лучше у ребенка развита способность к созданию таких образов, тем более точные и устойчивые представления у него возникают. Для развития этой способности можно использовать задания, в которых ребенок должен: а) создавать образ предмета по его словесному описанию;

б) воссоздавать целостный образ картинки на основе восприятия одной или нескольких ее частей.

4. Оперировать в уме образами простых многомерных объектов (пространственное воображение). Все предметы окружающего нас мира существуют в пространстве. И образы воображения, чтобы быть адекватными, должны отражать пространственные характеристики этих предметов. В связи с этим, очень важно развивать у ребенка способность “видеть” образ предмета с учетом его пространственного расположения. Для тренировки этой способности детям шести лет можно предложить игры двух типов: а) на мысленное преобразование предмета в пространстве,

б) па представление взаимного 'расположения нескольких предметов в пространстве.

5. Подчинять свое- воображение определенному замыслу, создавать и последовательно реализовывать план этого замысла.

Только последовательная реализация замысла может привести к выполнению задуманного. Неумение управлять своими идеями, подчинять их своей цели приводит к тому, что самые интересные замыслы и намерения ребенка часто не достигают своего воплощения. В этом возрасте у ребенка уже есть необходимые предпосылки для того, чтобы научиться действовать по заранее продуманному плану. Поэтому очень важно развить эту способность, научить ребенка не просто бесцельно и отрывочно фантазировать, а реализовывать свои замыслы, создавать хоть небольшие и несложные, но законченные произведения (рисунки, истории, конструкции и т. п. ). Обучение этому умению должно включать следующие этапы:

I —этап демонстрации плана: взрослый показывает, как составлять план (схему) готового произведения (конструкции);

II — этап самостоятельного “чтения” плана: ребенок учится “читать” составленный вами план (схему) и создавать на его основе свое произведение;

    III — этап самостоятельного составления плана:

ребенок сам составляет план (схему) собственного произведения. Познавательные процессы были рассмотрены более подробно, но нельзя не упомянуть и о других навыках, которые в той или иной степени должны быть развиты в ребенке к обучению в школе.

    III. ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ И ИХ РАЗВИТИЕ.

Что же такое “творческие способности”, или “креативность” (от лат. “creatio” — созидание)? Американский психолог Фромм предложил следующее определение понятия: “Это способность удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта”.

Основными показателями творческих спососбностей являются беглость и гибкость мысли, оригинальность, любознательность, точность и смелость. Беглость мысли — количество идеи, возникающих в единицу времени. Гибкость мысли — способность быстро и без внутренних усилий переключаться с одной идеи на другую, видеть, что информацию, полученную в одном контексте, можно использовать в другом.

Гибкость – это хорошо развитый навык переноса (транспозиции). Она обеспечивает умение легко переходить от одного класса изучаемых явлении к другому, преодолевать фиксированность методов решения, своевременно отказываться от скомпрометированной гипотезы, быть готовым к интеллектуально, риску и к парадоксам. Оригинальность —способность к генерации идей, отличающихся от общепринятых, парадоксальных, неожиданных решений. Она связана с целостным видением всех связей и зависимостей, незаметных при последовательном логическом анализе. Любознательность — способность удивляться, любопытство и открытость ко всему новому. Точность —способность совершенствовать иди придавать законченный вид своему творческому продукту.

Смелость — способность принимать решение в ситуации неопределенности, не пугаться собственных выводов и доводить их до конца, рискуя личным успехом и репутацией. Являются ли эти показатели врожденными или же они могут поддаваться влиянию среды? Один из создателей системы измерения творческих способностей — Торренс —говорил по этому поводу, что наследственный потенциал не является важнейшим показателем будущей творческой продуктивности. В какой степени творческие импульсы ребенка превратятся в творческий характер, зависит больше от влияния родителей и других взрослых. Семья способна развить или уничтожить творческий потенциал ребенка еще в дошкольном возрасте. Для ребенка основной деятельностью, в которой проявляется его творчество, есть игра. Но игра не только создает условия для такого проявления. Как показывают исследования психологов, она в значительной мере способствует (стимулирует) развитию творческих способностей ребенка. В самой природе детских игр заложены возможности развития гибкости и оригинальности мышления, способности конкретизировать и развивать как свои собственные замыслы, так и предложения других детей.

Еще одно исключительно важное достоинство игровой деятельности —-это внутренний характер ее мотивации. Дети играют потому, что им нравится сам игровой процесс. И взрослым остается лишь использовать эту естественную потребность для постепенного вовлечения детей в более сложные и творческие формы игровой активности. При этом очень важно иметь в виду, что при развитии творческих способностей у детей более важное значение имеет сам процесс, экспериментирование, а не стремление достичь какого-нибудь конкретного результата игры.

    IV. РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Чтобы успешно учиться, ребенку нужны определенные умения и навыки (автоматизированные способы выполнения действий). Различают специфические навыки и умения, необходимые на определенных уроках (сложение, вычитание, чтение, письмо, рисование и т. д. ) и обобщенные умения, которые нужны на любых уроках или занятиях. В полной мере эти умения развиваются позже, но предпосылки их закладываются уже в дошкольном возрасте. Среди них наибольшее значение для предстоящей учебной деятельности имеют, на наш взгляд, следующие умения: 1) принимать учебную задачу и следовать правилам, 2) осуществлять контроль за собственными действиями и 3) “ручная умелость”, обеспечивающая подготовку руки к письму.

Учебная деятельность — это деятельность, направленная на приобретение знаний об окружающем мире, на овладение новыми навыками и умениями. Для ребенка учебная деятельность есть прежде всего деятельностью по самоизменению. В результате такой деятельности ребенок из незнающего и неумеющего превращается в знающего и умеющего.

Учебная задача — главный элемент учебной деятельности. Не любая задача, взятая из учебника, является учебной, а только та, которая содержит в себе учебную проблему. Учебная же проблема моделирует основы изучаемой теории. Поэтому для учебной деятельности характерно теоретическое отношение к действительности. Если в практической (игровой) деятельности дошкольника главным является еще то, что должно быть достигнуто, т. е. цель то в теоретической (учебной) деятельности младшего школьника цель отступает на второй план, и главным становится то, как она может быть достигнута, т. е. способ действия.

Учебные действия — это предметные действия, направленные на поиск и выделение общих способов решения какого-то класса задач. Вся учебная деятельность состоит из учебных действий. Например, во время решения учебных задач по математике дети учатся измерять предметы. Сначала они делают это с помощью веревки или палочки, а затем постепенно приходят к необходимости введения единицы измерения. Особый класс учебных действий составляют действия самоконтроля и самооценки. В этих действиях ребенок направлен как бы на самого себя.

    ФОРМИРОВАНИЕ ДЕЙСТВИЙ САМОКОНТРОЛЯ

Самоконтроль — это способность контролировать свои действия в процессе выполнения любой деятельности, в том числе учебной. Самоконтроль важен на всех основных этапах деятельности: при принятии или самостоятельной выработке общей стратегии предстоящей деятельности и способов ее выполнения;

в ходе непосредственного выполнения определенных действий; после завершения деятельности, при сличении полученного результата с планируемым (по объему, по качеству и т. д. ).

Действия самоконтроля у детей дошкольного возраста требуют специального формирования. И только при сформированных на определенном уровне действиях самоконтроля возможно успешное формирование общей способности у учению.

Дети 5—6 лет уже обладают достаточно большими возможностями в регуляции своего поведения. В условиях лабораторного эксперимента установлено, что они способны простоять в неподвижной позе “часового” довольно длительное время —до 12 минут. В условиях занятия, близкого к учебному (раскладывать кусочки цветной бумаги по коробкам), дети способны помнить задание взрослого и выполнять его в среднем на протяжении 63 минут, в условиях игры— почти 72 минуты.

    ПОДГОТОВКА РУКИ К ПИСЬМУ

Еще одной важной задачей подготовки ребенка к школе является развитие у него так называемой “ручной умелости”. Такое развитие предполагает усвоение знаний и навыков, обслуживающих как содержательную, так и моторную, двигательную сторону письма. Содержательная сторона — это умение представлять звуковой состав слова, которое пишется. Как этому обучать мы рассказываем в главе “Как научить малыша читать? ”

Двигательная сторона письма — это умение сохранять и изменять направление движения руки в соответствии с рисунком графемы (изображением формы буквы), осуществлять плавное и неотрывное движение руки, регулировать размах такого движения. Все это требует координации движений руки и зрительного контроля за этим движением.

Обучение письму —задача школы. Но многие из необходимых навыков и умений ребенок может усвоить до того, как перед ним непосредственно встанет задача учиться писать. И тогда обучение письму будет значительно облегчено. Усвоенные навыки ребенок применит к новой для него деятельности. Каким же образом можно развивать “ручную умелость”? Этому способствуют такие виды изобразительной деятельности, как рисование, лепка, аппликация, изготовление различных поделок из бумаги, проволоки, корешков дерева и других материалов.

По мнению большинства специалистов наиболее важным из перечисленных видов деятельности все таки является рисование.

Учеными установлено, что рисование требует согласованного участия многих психических функций. Оно способствует также согласованности межполушарного взаимодействия. В процессе рисования координируется конкретно-образное мышление, связанное в основном с работой правого полушария головного мозга, а также абстрактно-логическое, за которое ответственно левое полушарие. Будучи напрямую связанным с важнейшими психическими функциями —зрительным восприятием, моторной координацией, речью и мышлением, рисование не просто способствует развитию каждой из этих функции, но и связывает их между собой, помогая ребенку упорядочить бурно усваиваемые знания, оформить и зафиксировать модель вес более усложняющегося представления о мире. В процессе интенсивного развития мелких мышц кисти, пальцев рук у ребенка начинает активизироваться деятельность соответствующего участка коры головного мозга. Развитие этого центра мозга стимулирует соседние, участки. Любопытно, что одним из таких важных “соседей” подвергающихся положительному влиянию является речевой центр. В последствии, в результате совершенствования речи ребенка интенсивно развивается мышление, так как оба этих психических процесса находятся в тесной взаимосвязи. Таким образом, простые упражнения по совершенствованию мелкой моторики рук способствуют активизации мышления, речи, а с ними и всех интеллектуальных процессов. В процессе рисования у ребенка вырабатывается умение управлять инструментом (карандашом, кисточкой), развивается координация движения обеих рук, координация действий руки и глаза, зрительный контроль. Наблюдения показывают, что дети, много рисующие в дошкольные годы, хорошо владеющие техникой рисунка, легче выучиваются писать. Дети рисуют инструментами, близкими по форме, способу держания и действия к ручке, которой пишут в школе. Особенно справедливо это к карандашу. Поза ребенка и положение рук также близки к тем, которые необходимы при письме.

Если обращать внимание ребенка на то, чтобы при рисовании он правильно держал карандаш, кисть (между большим и средним пальцами, придерживая сверху указательным, не сгибая его вдоль карандаша), не сдавливал карандаш или кисть в пальцах слишком сильно, держал инструмент на 3-4 сантиметра выше отточенного конца (или ворса кисточки), сидел прямо, не наклоняясь сильно над листом бумаги, то тогда и при письме ребенок быстро привыкнет выполнять эти требования и легко овладеет техникой письма. Для письма важно, чтобы ребенок умел производить рукой равномерные, ритмичные, плавные движения. Такие движения можно отрабатывать, например, при равномерном нанесении элементов узора на бумагу. При этом больше времени рекомендуется уделять таким узорам, которые характеризуются плавностью линий и рисовать которые нужно не отрывая карандаша от бумаги. Это могут быть различного рода завитки: разные по величине, направленности (с наклоном влево или вправо), слитности. Помогает отработке нужных . для письма навыков (таких, как ритмичность, размеренность, неторопливость, равномерность нажима, аккуратность) раскрашивание картинок (в книжках-раскрасках). Для раскрашивания карандашами обычно рекомендуется отбирать картинки с менее крупными изображениями, а для раскрашивания красками картинки могут быть покрупнее.

    V. ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕРЕСА К ЧТЕНИЮ

Перед тем как начать обучение ребенка чтению, необходимо, чтобы у него появился к этому хоть какой-нибудь интерес. Без наличия такого интереса обучение либо не пойдет, либо станет для малыша настоящей пыткой. Психологи говорят: нужно сформировать мотивацию к чтению. Каким же образом следует это делать? Есть только два способа: как можно больше читать ребенку различные интересные сказки, истории, рассказы, стихи, и

рассказывать и объяснять малышу, почему так важно и интересно научиться чритать.

Перед тем как начать обучение чтению, очень важно выяснить, какие мотивы у ребенка уже сформировались, а какие еще предстоит сформировать. Для этого желательно задать ему несколько вопросов. Например: “Как ты думаешь, зачем человеку нужно уметь читать? ”, “О чем можно узнать, если прочитать какую-нибудь книгу? ”, “А ты бы хотел научиться читать? ”, “А для чего тебе это нужно? ” и др.

Стремиться следует к тому, чтобы у ребенка были сформированы следующие пять мотивов:

1. Познавательны и мотив— желание научиться читать для того, чтобы узнать много нового и интересного об окружающем мире (например, про животных и птиц, динозавров, космонавтов, растения и т. п. ).

2. Перспективный мотив— стремление научиться читать для того, чтобы было легко и интересно учиться в школе. 3. Мотив личностного роста —желание научиться читать, чтобы стать таким, как взрослые, чтобы мама (папа, бабушка) удивились и сказали:

“Какой молодец наш Дима, уже читать умеет. Скоро он сам сможет прочитать книгу “Приключения Буратино”, которую мы ему подарили”.

4. Деятельностный мотив — желание научиться читать, чтобы потом можно было поиграть в те игры, где нужно читать какие-то слова, придумывать разные увлекательные истории или сказки и т. п. 5. Мотив общения со сверстниками —-стремление научиться читать для того, чтобы рассказывать о прочитанном своим друзьям и знакомым. Когда вы увидите, что у малыша устойчиво сформированы хотя бы некоторые из приведенных выше мотивов, можете смело начинать обучение чтению.

    VI. РЕЧЕВАЯ ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ

Готовность или неготовность ребенка к началу школьного обучения определяется уровнем его речевого развития. Это связано с тем, что именно при помощи речи, устной и письменной, ему предстоит усваивать всю систему знаний. Если устной речью он уже овладел до школы, то письменной ему еще только предстоит овладеть. И чем лучше будет развита у ребенка ко времени поступления в школу его устная речь, тем легче ему будет овладеть чтением и письмом и тем полноценнее будет приобретенная письменная речь. У детей нередко наблюдается не резко выраженное отставание в речевом развитии, которое в дошкольном возрасте обычно не привлекает к себе особого внимания, но в дальнейшем значительно затрудняет овладение письмом и приводит к появлению в нем специфических ошибок, не поддающихся устранению обычными школьными методами. Поэтому очень важно выявить даже самые незначительные отклонения в речевом развитии дошкольника и успеть их преодолеть до начала его обучения грамоте.

    Обязательной проверке подлежит следующее:
    1. Правильность произношения звуков.
    2. Умение различать звуки речи на слух.
    3. Владение элементарными навыками звукового анализа слов.
    4. Состояние словарного запаса.
    5. Сформированность грамматических систем.
    6. Владение связной речью.
    ПРАВИЛЬНОСТЬ ПРОИЗНОШЕНИЯ ЗВУКОВ

До начала обучения грамоте ребенок должен овладеть правильным произношением всех речевых звуков, причем особенно недопустимо наличие в его речи полных звуковых замен (тина СЫПЛЕНОК вместо ЦЫПЛЕНОК или КАЛТИНА вместо КАРТИНА). Такого рода дефекты в произношении звуков обычно отражаются на письме. Правильность звукопроизношения проверяется по специально подобранным картинкам.

    УМЕНИЕ РАЗЛИЧАТЬ ЗВУКИ РЕЧИ НА СЛУХ.

Четкое различение на слух всех звуков речи являйся одной из необходимых предпосылок овладения грамотой. Запись любого слова предполагает умение определить (то есть "опознать") каждый входящий в его состав звук и обозначить его соответствующей буквой. Если же некоторые звуки кажутся ребенку одинаковыми, то он неизбежно будет затрудняться при выборе соответствующих этим звукам букв во время письма. Например, при неразличенни на слух звуков Б и П он не будет знать, какая первая буква (Б или П) должна быть написана в слове БУЛКА или в слове ПОТОЛОК. Исследование слуховой дифференциации звуков проводится по специально подобранным картинкам, названия которых различаются только одним проверяемым звуком.

    ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВ

Для записи любого слова ребенок должен не только уметь отличить друг от друга все составляющий его звуки, но и отчетливо представлять себе их последовательность, то есть он должен владеть звуковым анализом слов. Простейшие формы такого анализа становятся "доступными детям уже в дошкольном возрасте, и это является одним из важных свидетельств их готовности к обучению грамоте.

    СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС

Словарный запас, ребенка старшего дошкольного возраста должен составлять нс менее 2000 слов, причем в нем должны быть представлены все основные часть речи существительные, глаголы, прилагательные, числительные, местоимения, наречия, предлоги, сочинительные и подчинительные союзы. Должны присутствовать к словаре ребенка и обобщающие слова (типа ОДЕЖДА, ОБУВЬ, ПОСУДА, ЖИВОТНЫЕ, ПТИЦЫ, ОВОЩИ, ФРУКТЫ и т. п. ), которые начинают усваиваться детьми примерно с трех-трех с половиной лет.

Для исследования словарного запаса применяется целый ряд специальных приемов, позволяющих выяснить наличие или отсутствие у ребенка определенных слов. Вот наиболее распространенные из этих приемов: - называние предметов, относящихся к различным логическим группам (например, ребенку предлагается назвать все известные ему деревья, цветы и пр. ); - нахождение общих названий (обобщающих слов) для группы однородных предметов; - подбор признаков к определенному предмету;

    - подбор возможных действий к предмету;
    - подбор предметов к заданному действию;
    - подбор синонимов (слов, близких по значению);
    - подбор антонимов (слов с противоположным значением) и др.
    СФОРМИРОВАННОСТЬ ГРАММАТИЧЕСКИХ СИСТЕМ

Страницы: 1, 2, 3


© 2007
Использовании материалов
запрещено.