РУБРИКИ |
Семья алкоголиков как фактор риска, обуславливающий положительное отношение подростков к спиртным напиткам - (диплом) |
РЕКЛАМА |
|
Семья алкоголиков как фактор риска, обуславливающий положительное отношение подростков к спиртным напиткам - (диплом)p>В зависимости от характера проблем социальный педагог оказывает семье образовательную, психологическую, посредническую помощь в рамках долговременных форм работы.1. Образовательная составляющая включает в себя два направления деятельности социального педагога: помощь в обучении и воспитание. Помощь в обучении направлена на предотвращение возникающих семейных проблем и формирование педагогической культуры родителей. Деятельность социального педагога предусматривает проведение широкого просвещения родителей по следующему кругу вопросов: педагогическая и социально-психологическая подготовка родителей к воспитанию будущих детей; роль родителей в формировании у детей адекватного поведения в отношении к сверстникам; значение личного примера и авторитета родителей к воспитанию будущих детей; роль родителей в формировании у детей адекватного поведения в отношении к сверстникам; значение личного примера и авторитета родителей в воспитании детей, атрибуты роли отца и матери, отношений между детьми; взаимоотношения различных поколений в семье, методы педагогического воздействия на детей, формирование позитивных отношений между детьми и взрослыми; воспитание детей в семье с учетом пола и возраста; сущность самовоспитания и его организация, роль семьи в руководстве процессом самовоспитания детей и подростков; наиболее распространенные ошибки родителей в воспитании детей; организация режима труда, учебы, отдыха и досуга детей в семье […...]. Одним из методов социального педагога –консультирование, цель которого заключается в повышении педагогической культуры родителей. В ходе консультирования педагог стремится установить контакт со взрослыми членами семьи, помогает осознать причины семейного неблагополучия, характер воспитательных ошибок, корректирует взаимоотношения родителей и подростков. Также социальный педагог может оказывать индивидуальную помощь подростку, находящемуся в семье алкоголиков. Суть индивидуального подхода составляет гибкое использование психологом различных форм и методов воспитания с целью достижения оптимальных результатов по отношению к каждому подростку […...]. Помощь в воспитании проводится специальным педагогом, в первую очередь с родителями, путем их консультирования, а также с подростками посредством создания специальных воспитывающих ситуаций для решения задачи своевременной помощи семье в целях ее укрепления и наиболее полного использования ее воспитательного потенциала. При работе социальный педагог использует методы, которые делятся на две группы. Первую группу методов составляют методы повседневного общения, делового, доверительного взаимодействия. Вторую группу составляют методы педагогического и психологического воздействия педагога на личность подростка в целях коррекции его сознания и поведения. Основными сферами семейной жизни, в которых реализуется воспитательная функция, является сфера родительского долга, любви и интереса. Отсутствие активной содержательной жизнедеятельности в этих сферах лишает семью возможности эффективного влияния на подростков. Сфера долга тесно переплетается со сферой интереса. Общий семейный интерес объединяет и сплачивает родителей и подростков в дружный коллектив на основе совместной деятельности. Если в семье деформирована данная сфера, то социальному педагогу необходимо возбудить интерес у подростков, начиная с выполнения домашних обязанностей и проявления заинтересованности в бытовой работе до совместного семейного интереса. 2) Следующий вид помощи – психологическая составляющая социально-педагогической помощи –включает в себя два компонента: социально-психологическую поддержку и коррекцию. Поддержка направлена на создание благоприятного микроклимата в семье в период кризиса. Наиболее эффективной работа будет в том случае, когда помощь семье оказывается комплексно: социальный педагог определяет проблему, анализируя межличностные отношения семьи, положение подростка в семье, отношения семьи с обществом. Социальный педагог должен сделать так, чтобы взаимодействия были более конструктивными. 3) Посреднический компонент социально-педагогической помощи включает в себя три составляющие: помощь в организации, координации и информировании […...]. Составление программы с самим наркозависимым лицом, с его семьей, с социальным окружением. Такая программа должна включать лечебные мероприятия, консультации, психотерапию и психокоррекцию, возможно, социально-трудовую реабилитацию самого алкоголика и его семьи. Медицинская реабилитация алкоголиков имеет до настоящего времени невысокую эффективность и большой процент рецидивов, ибо пролеченный пациент возвращается в ту же среду, которая толкнула его к пьянству. Семья, привыкшая за долгие годы к существованию в условиях перманентного кризиса и выработавшая определенный гомеостазис, вольно или невольно толкает его к возобновлению пьянства. Личностных ресурсов слабого человека недостаточно, чтобы препятствовать таким тенденциям. Поэтому работа с такой семьей включает в себя формирование мотивации клиента и его семьи на безалкогольное существование и построение иной системы взаимоотношений; психокоррекционные мероприятия, направленные на воспитание личности, способной быть хозяином собственной судьбы, организационные шаги по введению клиента в объединение лиц, ориентированных на безалкогольный образ жизни, или на создание такого объединения. В качестве одной из самых эффективных технологий по созданию благоприятной среды, способствующей длительному излечению от алкоголизма, можно отметить движение“Анонимные алкоголики”, а также программы “Анонимные дети алкоголиков”, “Анонимные созависимые” и другие [ ]. Таким образом, социальный педагог должен создать условия для успешного решения проблем. Социально-педагогическая деятельность с семьей будет эффективна, если она будет основана на комплексном подходе. Он предполагает изучение и использование данных демографии, социологии и социальной психологии, педагогики, этнографии, истории и философии, религии [ ]. Работа социального педагога с семьей алкоголиков очень длительна и не всегда эффективна, т. к. проблема алкоголизма распространенна в нашей стране, а специалистов в этой области мало. Социальный педагог выполняет еще 2 роли: роль педагога и родителя для подростка. Ведь таким подросткам не хватает ласки, любви, заботы, и социальный педагог хотя бы частично должен заменить им родителей. Чтобы подросток стал благополучным, благополучными должны быть его родители. Социальный педагог призван обеспечить социально-педагогическую защиту детей в семье и повысить психолого-педагогическую культуру родителей. Его цель–наладить определенные пути взаимодействия между человеком (взрослым и детьми) и его семьей, с одной стороны, и обществом, социальным окружением, с другой [ ]. В работе с подростками внимание социального педагога направлено на повышение уровня их развития с тем, чтобы выровнять возможности для социального старта, восполнить ущерб, нанесенный формированию личности семейными обстоятельствами. В одиночку педагогу с этими задачами не справиться, приходится мобилизовать все социальные силы: семью, образовательные учреждения, поликлинику, микросоциум, средства массовой информации, трудовые коллективы и т. д. [ ]. Социальный педагог должен осуществлять свою деятельность на основе системного подхода, что позволяет включить в социальное регулирование подростков различные государственные и общественные структуры, семью, школьные коллективы и прежде всего самого учащегося. В работе с подростком из семьи алкоголиков социальный педагог должен: Осуществлять комплекс мероприятий по воспитанию, образованию, развитию и социальной защите личности в учреждениях и по месту жительства обучающегося. Изучать психолого-медико-педагогические особенности личности и ее микросреды, условия жизни. Выявлять интересы и потребности, трудности и проблемы, конфликтные ситуации, отклонения в поведении и своевременное оказание им социальной помощи и поддержки. Выступать посредником между личностью обучающегося и учреждением, семьей, средой, специалистами различных социальных служб, ведомств и административных органов. Определить задачи, формы, методы социально-педагогической работы, способы решения личных и социальных проблем, обеспечить принятие мер по социальной защите и социальной помощи, реализации прав и свобод личности. Организовать различные виды социально ценной деятельности, мероприятий, направленных на развитие социальных инициатив, реализацию социальных проектов и программ, участие в их разработке и утверждении. Способствовать установлению гуманных, нравственно здоровых отношений в социальной среде. Содействовать созданию обстановки психологического комфорта и безопасности подростка, заботиться об охране их жизни и здоровья. Взаимодействовать с учителями, родителями, специалистами социальных служб, семейных и молодежных служб занятости, с благотворительными организациями и др. Работа социального педагога предъявляет свои требования и к его профессиональному уровню и личностным качествам, ведь ему необходимо войти в семью, не нарушив ее внутренней жизни, внушить доверие, расположить к себе всех членов семьи. Для успешного выполнения своих функций социальный педагог должен обладать такими профессионально значимыми качествами, как деликатность, эмпатия, милосердие, целеустремленность, динамизм, такт и педагогический оптимизм. Социальному педагогу необходимы выдержка, культура общения, психологическая грамотность, без чего невозможны те конфедициальность, доверительность, которые лежат в основе его деятельности. Он должен быть убежден в приоритете личности по отношению к обществу на основе признания уникальности каждого человека, его прав и возможностей, даже если тот далек от идеала. Социальный педагог должен постоянно совершенствоваться сам и совершенствовать свою деятельность [ ]. Исследовательским коллективом разработана памятка для социальных педагогов, содержащая указания, как взаимодействовать с семьей алкоголиков. Приведем некоторые выдержки из этой памятки. Никогда не предпринимайте воспитательных воздействий в плохом настроении. Четко и ясно определите для себя, чего Вы хотите от семьи, узнайте, что думает семья по этому поводу, постарайтесь убедить ее в том, что Ваши цели– это прежде всего их цели. Не давайте окончательных готовых рецептов и рекомендаций. Не поучайте родителей, а показывайте возможные пути преодоления трудностей, разбирайте правильные и ложные решения, ведущие к цели. Социальный педагог обязан поощрять успехи, замечать даже незначительные ростки достижений в действиях семьи. Социальный педагог обязан формировать в себе внутреннюю устойчивость, позитивное восприятие фактов. Такая устойчивость позиции позволяет человеку не приспосабливаться к обстоятельствам, а учитывать их и изменять в соответствии с нравственными нормами жизни. Не показывайте, что Вы пришли в семью перевоспитывать родителей. Действуйте в логике системы“перспективных линий” – от дальней перспективы к средней и от нее к сегодняшней. Социальный педагог должен быть твердым, но добрым и отзывчивым. Ни абсолютная твердость во что бы то ни стало, ни такая же безграничная доброта не годятся в качестве единственного основополагающего принципа воспитания. Все хорошо в свое время. надо уметь применять разные методы в соответствии с конкретной ситуацией [ ]. Подростки должны вовлекаться в организацию и проведение различных мероприятий спортивного, познавательного и общественно-значимого характера. Существует система учреждений и организаций, позволяющая подросткам удовлетворить свое любопытство и потребности в признании, общении, самоутверждении. Социальный педагог должен проводить профилактику–способствовать социальной адаптации семей посредством реализации возможных правовых или экономических мер (содействие в устройстве родителей и трудоспособных детей на работу, определение детей в санатории, детские лагеря, социальные гостиницы и т. д. ). Также социальный педагог должен сотрудничать с правоохранительными органами в целях ужесточения контроля над распространением алкогольных напитков в данном районе, а также создания досуговых центров, подростковых клубов, отделов внешкольной работы. структурирующих свободное время подростков, проживающих в этом районе. Он проводит своевременное распознавание таких семей и проводит с ними необходимую социальную, психологическую работу, а в некоторых случаях добивается частичной или полной изоляции подростка от родителей, способствующих употреблению подростком алкогольных веществ. Нужно проводить деятельность, направленную не только на подростка, но и на его ближайшее окружение (семью, класс). Социальный педагог долен сотрудничать с классным руководителем таких подростков, а также оказывать своим подопечным помощь в профессиональном самоопределении и профориентации, определении их в различные образовательные учреждения, повышении мотивации на учебу и дальнейшее образование [ ]. Правильно организованная социально-педагогическая деятельность социального педагога предполагает ориентацию на личность, индивидуальность, раскрытие сущностных сил подростка, оказание комплексной социально-психолого-педагогической помощи семье в решении личностных проблем и, самое главное, в осознании себя субъектом собственной жизни. Социальный педагог должен уметь выявлять достоинства личности, “проблемное поле”подростка, семьи, прогнозировать и проектировать возможные варианты его поведения, влиять на мотивационно-потребностную сферу, чтобы вызвать желание к самосовершенствованию, самовоспитанию, приводить в действие внутренний регулятивный механизм. Социально-педагогическая деятельность должна быть направлена на формирование и развитие нравственных ориентаций, нравственного сознания, нравственных чувств, социально-значимых установок в жизненном самоопределении, а значит, и нравственного поведения подростка [ ]. В своей деятельности социальный педагог также руководствуется следующими принципами: природы и культуросообразности; гуманизации; субъектности; принятия подростка как данности; персонализации; личностного подхода; деятельностного подхода; комплексного подхода; системного подхода; психологического подхода; социальной адекватности; ценностный ориентаций; компенсации; конфиденциальности; защиты; диалогичности и др. Также необходимо проанализировать, как распределяются в семье роли (“глава”, “снабженец”, “родитель”, “воспитатель”), как она адаптируется к изменяющимся условиям [ ]. При выявлении семей, нуждающихся в помощи, следует учитывать: доход на одного человека с учетом прожиточного минимума; число детей и иждивенцев; наличие одного или обоих родителей; здоровье членов семьи; способность к труду взрослых членов семьи; наличие жилья, сбережений, земельных участков; социальное положение, статус членов семьи в обществе. Социальный педагог работает совместно с различными социальными службами, организациями, учреждениями: со службой социальной помощи населению; ведет работу по выявлению семей алкоголиков и оказанию им содействия и поддержки, участвует в организации семейных консультаций, семейного просвещения и самообразования; со службой социально-бытовой помощи; со службой социальной профилактики отклоняющегося поведения. Знание “проблемного поля”[ ] в семье позволяет социальному педагогу в дальнейшем лучше понять причины тех или иных поступков подростка, объективно оценить его состояние, вовремя оказать коррекционную помощь и поддержку [ ]. Таким образом, анализ литературных источников позволил нам сделать следующие выводы. В нашей работе основополагающим является понятие “семья”, которая представляет собой важное условие нормального психического и социального развития подростка. Однако имеются семьи, негативно влияющие на социализацию подростков, к ним относятся и семьи алкоголиков, которые мы рассмотрели в работе. Социально-педагогическая деятельность с подростками из алкогольной семьи строится в двух основных направлениях: работа с семьей и работа с подростком. Она должна осуществляться совместно с различными специалистами. Глава 2. АЛКОГОЛИЗМ СЕМЬИ КАК ФАКТОР РИСКА, ОБУСЛОВЛИВАЮЩИЙ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ ПОДРОСТКОВ К СПИРТНЫМ НАПИТКАМ Исследования проводились нами в общеобразовательной школе № 2 п. Жигалово на базе 6 и 7 классов. Наша работа предусматривала установление контакта со специалистами школы: социальным педагогом и психологом– с целью получения у них информации об интересующей нас категории детей. Цель: определение отношения подростков к спиртным напиткам. Критерии: частота употребления спиртных напитков, 1. Беседа “Отношение подростков к спиртным напиткам” (в устной форме). Материал: перечень вопросов. Инструкция: подростку последовательно предлагается ответить на 13 вопросов. 1. Мое желание выпить зависит от настроения: 3. Периодами я выпиваю охотно, периодами меня к спиртному не тянет: а) иногда 5. Я боюсь пить спиртное потому, что, опьянев, могу вызвать насмешки и презрение: 8. Спиртным я стараюсь заглушить приступ плохого настроения, тоски или тревоги: а) да 9. Я избегаю пить спиртное из-за плохого самочувствия и сильной головной боли впоследствии: 10. Я не пью спиртного, так как это противоречит моим принципам: а) да 12. Выпив немного, я особенно ярко воспринимаю окружающий мир: а) да По результатам беседы можно сделать следующий вывод: большинство подростков положительно относятся к спиртным напиткам: 5% не употребляют спиртных напитков, считают, что это вредно для здоровья и что в их возрасте употреблять спиртное еще нельзя; 15% употребляют спиртные напитки 1 раз в неделю, выпивают на дискотеке, говорят, что так интереснее проводить время; 20% употребляют спиртные напитки 2-3 раза в месяц; это происходит либо по праздникам, либо в кругу друзей; утверждают, что в малых дозах это здоровью совершенно не вредит. 60% употребляют спиртные напитки чаще 3 раз в неделю, считают, что это модно и совершенно не вредит их здоровью, чаще все это происходит в кругу друзей; Тест “Определение подростков, нуждающихся в антиалкогольной помощи” Инструкция: подростку предлагается изучить тест и ответить на 14 вопросов. Первое в жизни употребление алкоголя оставило у вас приятные воспоминания? Алкоголь для вас – средство занять свободное время? Приходила ли вам когда-нибудь мысль о необходимости сократить употребления алкоголя? Появлялось ли у вас когда-нибудь чувство вины или досады в связи с употреблением алкоголя? Считают ли некоторые ваши родные или родственники, что вы много пьете? Бывает ли вам трудно провести день рождения или праздник, совершенно не выпивая. Были ли у вас когда-либо неприятности в учебе или на работе из-за употребления алкоголя? Задерживались ли вы дружинниками или милицией в состоянии опьянения? Забывали ли вы часть минувшего вечера после выписки? Случалось ли вам выпивать утром, натощак, чтобы улучшить свое состояние? По результатам теста: Инструкция: подростку предлагает изучить анкету и ответить на 15 вопросов. Фамилия, имя. Как вы думаете, в праздники обязательно употреблять спиртные напитки? а) да (почему? ) По результатам анкетирования мы распределили обследуемых подростков на следующие группы: К 1-й группе подростков (15%) относятся подростки, которые не употребляют спиртных напитков; ко 2-й группе подростков (50%) относятся подростки, эпизодически употребляющие спиртные напитки; 3-я группа подростков (35%) характеризуется умеренным употребление спиртных напитков; в 4-й группе подростков (0%) никто систематически не употребляет спиртных напитков. Инструкция: педагогам предлагается ответить на ряд вопросов. Определенное время проработав в школе, как вы думаете, какова степень влияния алкоголизма родителей на социализацию подростков? Встречались ли в вашей практике случаи негативного влияния на подростка? Есть ли на данный момент такие случаи? Как вы можете охарактеризовать личность таких подростков, их поведение? Каково ваше собственное отношение к таким подросткам? На ваш взгляд, в каком возрасте происходит знакомство с алкоголем? Не могли бы вы сейчас назвать причины, побуждающие к употреблению спиртных напитков? Какую работу проводите вы по предупреждению алкоголизма среди детей и подростков? По результатам беседы можно сделать следующие выводы: алкоголизм среди подростков встречается все чаще. Основной возраст, с которого начинается употребление спиртных напитков, примерно 11 лет. Педагоги называют основные причины: Инструкция: родителям предлагается ответить на 10 вопросов. Как вы думаете, употребляет ли ваш ребенок спиртные напитки? С чем это связано? На ваш взгляд, что больше влияет на ребенка в подростковом возрасте: семья или окружающая его среда? Пользуетесь ли вы какой-нибудь литературой по воспитанию своего ребенка или используете только свой личный опыт? 40% родителей уверены, что их дети употребляют спиртные напитки, в основном в кругу друзей или на дискотеке. 10% родителей считают, что ребенок употребляет спиртное, потому что так поступают его друзья. Дополнительной литературой пользуется только 20% родителей. Достаточное внимание детям уделяет 15% родителей. Таким образом, по результатам первого этапа исследования мы выявили, что: 1) 10% подростков (3 чел. ) негативно относятся к спиртным напиткам, алкоголь не употребляют; 2) 33% (10 подростков) положительно относятся к употреблению спиртных напитков, так как считают, что небольшие дозы здоровью не вредят, алкоголь употребляют 1-2 раза в месяц; 3) 27% (9 подростков) выражают безразличное отношение к употреблению спиртных напитков, выпивают крайне редко; 4) 17% (5 подростков) употребляют спиртные напитки чаще 1 раза в месяц, к алкоголю относятся положительно; 5) 13% (3 подростка) выпивают чаще 1 раза в неделю в кругу друзей или на дискотеке для поднятия настроения. Есть любимые спиртные напитки. – низкий образовательный, педагогический, культурный уровни; – несправедливая оценка ребенка и т. д. Инструкция: классному руководителю предлагается ответить на вопросы. Есть ли у вас в классе подростки из семьи группы риска (семьи алкоголиков)? Дайте характеристику названным Вами семьям (материальное, социальное благополучие/неблагополучие). Педагогом было названо 7 семей алкоголиков. Эти семьи отличаются низким социально-экономическим уровнем, невыполнением своих родительских обязанностей, в них не проявляют интереса к учебе детей, поэтому подростки из таких семей часто пропускают занятия, так как к ним не готовятся, у них нет заинтересованности в какой-либо деятельности (посещении секций, кружков и т. п. ). Материал: перечень вопросов (был предложен социальным педагогом). Инструкция: заполняется социальным педагогом. Состав семьи (перечислить всех совместно проживающих и указать степень родства). Материальное положение семьи (указать доход на каждого члена семьи, получение пособий, пенсий, дотаций и т. д. ). Наличие помощи семье (кто и какую помощь уже оказывал семье, каковы ее результаты). Какие ведомства и учреждения необходимо подключить к работе с данной семьей и ее отдельными членами. Какие проблемы существуют у ребенка в образовательном учреждении. Какова помощь образовательного учреждения ребенку. Кто в данный момент оказывает существенное влияние на формирование ребенка в семье. Какое влияние на поведение ребенка оказывают друзья, окружение, родственники и т. д. Какие ошибки имеют место в оказании помощи семье и ребенку. Что мешает родителям в воспитании детей (недостаток свободного времени, незнание возрастных особенностей, отсутствие единых требований в воспитании, другие причины). Какие недостатки присущи, по мнению родителей, их детям (равнодушие, эгоизм, потребительство, нежелание учиться, жестокость, лень, грубость, невнимательность, жадность, несамостоятельность, плохие способности и т. д. ). Цели работы с семьей. Беседа с социальным педагогом, психологом, медицинским работником Инструкций: предлагается изучить и ответить на следующие вопросы. Сколько насчитывается в общем подростков из семей алкоголиков? Как семья влияет на социализацию подростка? Как подростки из этой семьи относятся к учебному процессу? Возникают ли у них трудности? По результатам беседы мы определили, что семья алкоголиков отрицательно влияет на социализацию подростка. Они дети плохо находят общий язык со сверстниками, мало общаются с классным руководителем. Авторитетом для них являются родители. С подростком и семьей проводятся индивидуальные беседы и т. д. Цель: определить необходимость и возможность работы с семьей, создание информационной платформы. По результатам посещения семьи мы выделили особенности семейного воспитания. Родители не создают условия для нормального развития детей: отсутствуют нормальные жилищно-бытовые условия (санитарно-гигиеническая запущенность, неорганизованный быт; отсутствие домашней библиотеки и игровых уголков; отсутствие контроля за соблюдением санитарно-гигиенических условий, режима дня). Родители не развивают познавательные интересы детей: не слушают вместе с детьми радиопередачи и не обсуждают их; не читают книги, не ходят с детьми в кино, на совместные прогулки и т. д. Родители показывают своим детям пример злоупотребления алкоголем. Родители не оказывают помощи в организации домашнего полезного труда. Дети имеют конкретные трудовые обязанности в семье (покупают при наличии средств продукты питания, иногда производят уборку в квартире и т. д. ). Родители не видят недостатков в воспитании своих детей. –неблагополучие семьи (злоупотребление алкоголем, низкий материальный уровень, санитарно-гигиеническая запущенность); – низкий образовательный, педагогический, культурный уровни; – частое отсутствие контроля; – переоценка воспитательных возможностей семьи и другие причины. Таким образом, основываясь на полученной нами информации, можно говорить о несостоятельности родителей как воспитателей будущего самостоятельного члена общества, поскольку они не прилагают усилий в оказании ему посильной помощи в учебе, не проводят совместно свободное время, часто игнорируют подростка, практически не занимаются его воспитанием, требуя от него однако постоянного посещения школы, что является положительным моментом в просоциальном отношении родителей к своему ребенку. Инструкция: подростку предлагается ответить на ряд вопросов. Контролируют ли родители употребление вами спиртных напитков? Наказывают ли вас за употребление спиртных напитков? Употребляют ли ваши родители спиртные напитки в вашем присутствии? Как часто они это делают? По результатам второго этапа мы выявили 7 семей алкоголиков, в которых воспитываются подростки. Используемые диагностические методики показали, что в таких семьях присутствуют: неблагополучие, низкий материально-экономический уровень, родители не выполняют своих обязанностей по воспитанию своего ребенка и т. д. 2. 3. Факторы риска в семье алкоголиков, обусловливающие положительное отношение подростков к спиртным напиткам Цель: выявление факторов риска в семьях алкоголиков, обусловливающие положительное отношение подростков к спиртным напиткам. – родители не запрещают (поощряют) потребление спиртных напитков; – периодическое употребление алкоголя родителями; – основные финансовые затраты идут на потребление спиртных напитков; – в семье приняты алкогольные традиции; –подростки вместе с родителями посещают компании, где употребляют спиртные напитки, и т. д. По третьему этапу мы выявили, что в семьях алкоголиков присутствуют все (или почти все) вышеназванные критерии. По результатам констатирующего эксперимента было установлено: одним из факторов, обусловливающих положительное отношение подростков к спиртным напиткам, является семья алкоголиков, в которой подросткам не запрещается: – употребление спиртных напитков в присутствии родителей; Необходимо помнить, что каждый “проблемный”подросток индивидуален и по своим особенностям, и по характеру трудностей, испытываемых им, а также по социальной ситуации развития. Знать о болезненных проявлениях чувств в состоянии утомления или при общем ослаблении организма. Помнить, что подростки, входящие в группу риска, наиболее уязвимы к негативным влияниям, неспособны к успешному преодолению возникших у них трудностей без специальной помощи. а) Организация совместного досуга всей семьи (возможно на государственные, муниципальные, общественные и частные средства). Дети и взрослые проводят свое свободное время вместе. Родители лучше узнают своих детей. б) Организация семейного отдыха, такого как туризм (прогулки, экскурсии и т. д. ). в) Организация куров по ведению домашнего хозяйства и семейного бюджета. г) Консультации: по вопросам, касающимся особенностей распределения обязанностей в алкогольной семье: – нравственное, физическое, эстетическое, половое воспитание детей; – трудовое воспитание в семье; – проблемы организации режима труда, учебы, отдыха и досуга детей в семье; д) Консультации по вопросам поддержания в семье здорового образа жизни. Помощь в организации обычаев и традиций, способствующих укреплению семьи. Программа работы социального педагога с алкогольной семьей. Цель: определить основные направления работы с семьей алкоголиков и поддержание коррекции благополучного климата в семье. Социальный педагог с помощью психологических методов или других методик выявляет те неблагоприятные явления, которые приводят к конфликту и возникновению проблем. II. Поддержание благоприятного климата в семье, направленное на создание благоприятного микроклимата в семье в период кризиса. III. Составление контракта (договора) между социальным педагогом, оказывающим помощь, и семьей или ее конкретным представителем. При составлении контракта необходимо определить желательные и осуществимые цели и задачи предстоящей деятельности. Роль социального педагога–определить предельные сроки, которые будут обязательны и для него и для семьи и в течение которых предполагается помочь семье в выборе и осуществлении целей. Составление контракта – это один из способов, который реализуется на практике. IV. Патронаж дает возможность наблюдать семью в ее естественных условиях, что позволяет получить больше информации, чем при поверхностном знакомстве. Проведение патронажа требует соблюдения ряда этических принципов: принципа самоопределения семьи, добровольности принятия помощи, конфиденциальности, поэтому необходимо информировать семью о предстоящем визите и его целях. Патронаж может проводиться со следующими целями: –диагностическими: ознакомление с условиями жизни, изучение факторов риска (медицинские, социальные и бытовые), исследование сложившихся проблемных ситуаций; –контрольными: оценка состояния семьи и ребенка, динамика проблем (если контакт с семьей повторный), анализ хода реабилитационных мероприятий, выполнение родителями рекомендаций; –адаптационно-реабилитационными: оказание конкретной образовательной, психологической, посреднической помощи. V. Наряду с патронажем, занимающим важное место в деятельности социального педагога, следует выделить консультационные беседы, как одну из форм работы с семьей. Консультирование, по определению, предназначено в основном для оказания помощи. Социальный педагог, работая с семьей алкоголиков, может использовать наиболее распространенные приемы консультирования: эмоциональное заражение, внушение, убеждение художественной аналогией, мини-тренинг и др. При этом консультационная беседа может быть наполнена физическим содержанием и выполнять различные задачи -–образовательную, психологическую, психолого-педагогическую. Если семья не является инициатором взаимодействия с социальным педагогом, консультирование может проводиться в устной форме. Конечная цель консультационной работы с помощью социально организованного общения–актуализировать внутренние ресурсы семьи, повысить ее реабилитационную культуру и активность, откорректировать отношение к подростку. VII. Наряду с индивидуальными консультативными беседами могут применяться групповые методы работы с семьей, семья-тренинг. Тренинги представляют собой сочетание многих приемов индивидуальной и групповой работы, являются одним из самых перспективных методов решения проблем психолого-педагогического образования родителей, эта проблема не утратила своей актуальности и особенно остро стоит в отношении родителей тех подростков, которые имеют психические, физические и социальные отклонения от нормы. Семья –это главный социальный институт. Ни одна нация, ни одна культурная общность не обошлась без семьи. Она имеет свою структуру, выполняет ряд функций и принципов. Существует типология неблагополучных семей. Одну, из которых мы рассмотрели в нашей работе–это семья алкоголиков. На этот момент это актуальная проблема, с которой работает социальный педагог. Результаты нашего исследования показали, что положительное отношение подростка к спиртным напиткам зависит от благополучия (неблагополучия) его семьи. Таким образом была доказана наша гипотеза, определяющая обусловленность положительного отношения подростков к спиртным напиткам от факторов неблагополучия, существующих в семье алкоголиков. Работа социального педагога должна осуществляться по двум основным направлениям. Это работа с семьей и работа с самим подростком. По мнению И. В. Дубровина, основной задачей социального педагога является совмещение воспитательной работы с решением острых жизненных проблем в семье, испытывающей на себе драматизм сложных социальных коллизий. Для укрепления взаимоотношений в семье социальный педагог разрабатывает рекомендации. Алексеева Л. С. , Плотник М. М. , Спиваковская А. С. , Ширинский В. И. Влияние внутрисемейных отношений на формирование личности ребенка. – Вып. 1. – М. : ЦБКТИ Минсоцзащиты населения Российской Федерации, 1995. – С. 40. Братусь Б. С. , Сидоров П. И. Психология, клиника и профилактика раннего алкоголизма. – М. : Изд-во МГУ, 1984. Буянов М. И. Ребенок из неблагополучной семьи: Записки детского психиатра: Кн. для учителей и родителей. – М. : Просвещение, 1988. – С. 234. Василькова Ю. В. , Василькова Т. А. Социальная педагогика: Курс лекций: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и колледжей. – М. : Издат. центр “Академия”, 1999. – С. 289. Волкова Е. М. Трудные дети или трудные родители? – М. : Профиздат, 1992. – С. 272. Вроно Е. С. Трудные родители, несчастные дети // Семья и школа. – 1996. Выготский Л. С. История культурного развития нормального и ненормального ребенка // Психология личности. – М. : Тексты, 1989. – С. 386. Захаров А. И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. – М. , 1990. – С. 432. Кевля Ф. И. Социально-педагогическая поддержка семей и детей группы риска // Вестник психо-социальной и коррекционно-реабилитационной работы. – 1998. – С. 46. Ковалев С. В. Психология современной семьи. – М. : Просвещение, 1989. – С. 340. Колесов Д. В. Предупреждение вредных привычек у школьников. – 2-е изд. – М. : Педагогика, 1984. Кочетов А. И. , Верницкая Н. Н. Работа с трудными детьми: Кн. для учителя. – М. : Просвещение, 1986. – С. 198. Куликова Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. – М. : Издат. центр “Академия”, 1999. – С. 238. Ласточкина В. А. , Якужева А. Н. Антиалкогольное воспитание учащихся средних, учебных заведений. – М. , 1987. Макеева А. Г. Лысенко И. А. Долго ли до беды? Пед. профилактика детского наркотизма. – М. : Инка-Пресс, 2000. – С. 157. Мудрик А. В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / Под ред. В. А. Сластенина. – М. : Изд. центр “Академия”, 1999. – С. 256. Патронг Д. П. Профилактика социальной дезадаптации учащихся // Сов. педагогика. – 1990. – № 5. Подласый И. П. Педагогика: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М. : Просвещение; Гуманит. изд. центр “Владос”, 1996. – С. 476. Селеванов В. С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В. А. Сластенина. – М. : Изд. центр “Академия”, 2000. – С. 336. Сидоров П. И. , Митюхляев А. В. Ранний алкоголизм. – Архангельск: Изд. АГМД, 1999. – С. 306. Смелзер Н. Социология: Пер. с англ. – М. : Феникс, 1994. – С. 487. Смирнова Е. // Семья и школа. – 1987. – № 12. Социальная педагогика: Курс лекций / Под ред. М. А. Галагузовой. – М. : Гуманит. изд. центр “Владос”, 2000. – С. 320. Социальная педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В. А. Никитина. – М. : Гуманит. изд. центр “Владос”, 2000. – С. 272. Степанов В. Г. Психология трудных школьников: Учеб. пособие для учителей и родителей. – 2-е изд. , стереотип. – М. : Изд. центр “Академия”, 1998. – С. 324. Тетерский С. В. Введение в социальную работу: Учеб. пособие. – М. : Академический Проект, 2000. – С. 496. Титаренко В. И. Семья и формирование личности. – М. : Мысль, 1987. – С. 176. Торохтий В. С. Психологическое здоровье семьи и пути его изучения // Вестник психо-социальной и коррекционно-реабилитационной работы. – 1996. – № 3. Турбовской Я. С. Парадоксы воспитания / Педагогический факультет. – М. : Знание, 1984. – № 12. Фирсов М. В. , Студенова Е. Г. Теория социальной работы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М. : Гуманит. изд. центр “Владос”, 2000. – С. 432. Харчева В. Г. Основы социологии: Учеб. для сред. спец. учеб. заведений. – М. : Логос, 1997. – С. 365. Шершнева А. И. Безопасность человека. – М. , 1994. Шульга Т. И. , Олиференко Л. Я. Взаимодействие специалистов в работе с неблагополучной семьей: Метод. рекомендации специалистов. – М. : Благотворительный фонд “Слово” – ООО “Симс”, 1999. – С. 20. Шульга Т. И. , Олиференко Л. Я. Методика работы с неблагополучной семьей: Из опыта учреждений социально-педагогической поддержки детей и подростков. – М. : Благотворительный фонд “Слово” – ООО “Симс”, 1999. – С. 35. Ягодинский В. Н. Уберечь от дурмана: Кн. для учителя. – М. : Просвещение, 1989. – С. 96. Страницы: 1, 2 |
|
© 2007 |
|