РУБРИКИ |
Умственное развитие учащихся в процессе изучения правила правописания безударных личных окончаний глаголов - (диплом) |
РЕКЛАМА |
|
Умственное развитие учащихся в процессе изучения правила правописания безударных личных окончаний глаголов - (диплом)p>"В слове шепчет безударный гласный находится в окончании глагола, неопределенная форма - шептать, оканчивается на -ать, это глагол I спряжения. Поэтому в глаголе шепчет окончание -ет. "- 32 § 8. Виды ошибочных обобщений и их возникновение. Правила правописания личных окончаний глаголов распространя ются на большое количество слов. По данным Т. В. Напольновой, гла голов с безударными личными окончаниями 17605, из них глаголов I спряжения - 14232, II спряжения - 3373. Одна из причин ошибок в написании безударных личных оконча ний глаголов I и II спряжений заключается в том, что школьники подчас не умеют правильно поставить глагол в неопределенной форме. Учащиеся затрудняются поставить глаголы в неопределенной форме в следующих случаях: а) если при образовании личных форм глагола происходит че редование согласных (подыскать - подыщет, плескаться - плещется, колыхать - колышет, щебетать - щебечет, рассказать - расскажет и под. ); особенно трудными являются глаголы на -ать, в которых в настоящем и будущем времени выпадает а (колыхать, щебетать и под. ); б) если глагол имеет видовую пару, причем однокоренные гла голы разных видов имеют неодинаковые личные окончания (глагол од ного вида является глаголом I спряжения, глагол другого вида глаголом II спряжения), например: усилить - усиливать, вытащишь вытаскивать, заметить - замечать, дополнить - дополнять и под. (ошибки возникают в том случае, если учащиеся при проверке подби рают неопределенную форму другого вида); в) если глаголы безличные: хочется спать, дышится легко, от печи так и пышет жаром и под. Безличные глаголы в неопределенной форме употребляются редко, а иногда и совсем не употребляются, например, глагол "пыхать" в значении "испускать жар, быть жарким" в неопределенной форме не употребляется. Он употребляется лишь в форме 3-го лица единственного и множественного числа (этот глагол бывает не только безличным, но и личным, например: Печь пышет жа ром); г) если глаголы близки по смыслу, но относятся к разным спряжениям, напрмер: гнать - гонять, выгнать - выгонять, слышать, слушать, вырастить - вырасти и под. Учащиеся затрудняются определить, на что оканчиваются глаго лы в неопределенной форме в следующих случаях: если глаголы оканчиваются на -ять: сеять, веять, реять, за лаять (употребительных глаголов ан -ять немного в русском языке); Если встречаются с глаголами молоть, клеить, удвоить и под. Последние два глагола учащиеся нередко считают глаголами на -ять: келять, удвоять; а глагол мелешь (мелет, мелем, мелете, мелют) не соотносят с глаголом молоть ввиду того, что в корне глаголы чере дуются гласные О и Е (молоть - мелет) и учащиеся не считают их однокоренными глаголами (они не учитывают наличия чередования); если встречаются с глаголами, которые учащиеся неправильно употребляют в своей речи (кашлять, выздороветь, капризничать, хо зяйничать и др. ) 2) глаголы, которые совпадают по основному лексическому зна чения и по формальным признакам лица и числа, но являются глаго лами разных наклонений: вынесите - вынесет, пишите - пишете. При указанных обстоятельствах учащиеся затрудняются определить, к ка кому наклонению ( изъяснительному или повелительному) относится 3) глаголы на -еть и на -ать. Большая часть глаголов на -еть и -ать относится к I спряжению, незначительная часть - ко II спряжению. Ошибки возникают в том случае, если учащиеся не учиты вают того, что 7 глаголов -еть и 4 глагола на -ать относятся ко II спряжению (считают все глагола на -еть и на -ать глаголами I спряжения) или если учащиеся глаголы на -еть и -ать пишут по ана логии с глаголами-исключениями (то есть считают все глаголы на -еть и -ать глаголами II спряжения); 4) глаголы с приставкой вы- (вымыть, выпить, вышить, выбить и под. ) перетягивающей на себя ударение в слове, в результате че го личные окончания становятся безударными, в то время как в бесприставочных глаголах эти окончания ударные (выпьет - пьет, выльет - льет, вышьет - шьет, выспится - спит и под. ) Ошибки возникают в том случае, если учащиеся незнакомы с ролью приставки вы- и при анализе соответствующих глаголов не обращают на наличие приставки вы-, определяя спряжение глаголов по неопределенной форме. В глаголах-исключениях, имеющих приставку или частицу -ся (а иногда и приставку, и частицу -ся) ошибок встречается в 2-3 раза больше, чем в бесприставочных глаголах и в глаголах без частицы -ся. Очевидно, наличие приставки и частицы -ся затрудняет "узна вание" глаголов-исключений. Спряжение глаголов некоторые учащиеся определяют по вопросу что делать? Если этот вопрос ставится к глаголам I спряжения, то ошибки, разумеется, не допускаются, если же этот вопрос ставится к глаго лам II спряжения, то появляются ошибки. В глаголах I спряжения с основой на шипящие Ж и Ш ошибки возникают потому, что учащиеся пишут их, неверно применяя прави ло: "жи, ни пиши с буквой и". По этому "правилу", как показали индивидуальны беседы, ошибочно были написаны такие, например, слова, не спишешь, колышется, не колышет, не расскажешь и др. Ошибки возникают и тогда, когда учащиеся не узнают парадигм спряжения. Поэтому они под влиянием суффиксов неопределенной фор мы пишут соответствующие гласные в окончаниях глаголов ("сеят"). Иногда учащиеся определяют спряжение глагола по 3 лицу мно жественного числа. Вот некоторые ответы учащихся: "Колишь, потому что они колят", "гладешь, потому что они гладят"; "пенется, пото му что они пенются"; "слышешь, потому что слышут". Итак, ошибки на правописание личных окончаний глаголов в ра ботах учащихся появляются в том случае, если учащиеся не могут правильно поставить глагол в неопределенной форме и определить, на что оканчивается глагол в неопределенной форме; затрудняются верно установить грамматические признаки глагола, определяют спряжение глагола по вопросам что делать? что сделать? или по 3-му лицу множественного числа; учитывают не все существенные признаки, верное определение которых способствует безошибочному письму, или учитывают несущественные признаки, а существенные признаки не принимают во внимание. 2ГЛАВА III. УМСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ 2ПРАВИЛА ПРАВОПИСАНИЯ БЕЗУДАРНЫХ ЛИЧНЫХ ОКОНЧАНИЙ В третьей главе представлен анализ эксперимента, проводимого в 3 "А" классе школы N3, который работает по системе развива ющего обучения, и в 3 "А" классе школы-лицея N5, который работает по традиционной системе. Задачи: установить характер знаний учащихся по этому вопросу. Содержание: учащимся предлагаются словосочетания с учетом вариантов орфограмм (на карточках). чита. шь книгу, стро. ишь дом, паш. т землю, лов. т рыбу, ему тяжело дыш. тся, ненавид. шь ложь, слыш. т шум, слуша. т музыку, кол. т дрова, скач. т вперед, пиш. т письмо, вылет. т раньше, смотр. т телевизор, мел. т зерно. Результаты: после проверки работ мы видим, что ребята встав ляют буквы интуитивно. В экспериментальном классе из 17 человек хорошо написали только 9 человек. Качество знаний в этом классе составляет 52. 8%. В контрольном классе из 23 человек с работой справилось 12 человек. Качество знаний в этом классе составляет 51. 2% ------------------------------T-----------------T-------------¬ ¦ ¦Экспериментальный¦ Контрольный ¦ ¦ ¦ класс ¦ класс ¦ +-----------------------------+-----------------+-------------+ ¦Всего писало, (чел. ) ¦ 17 ¦ 23 ¦ +-----------------------------+-----------------+-------------+ ¦Справились с заданием (чел. ) ¦ 9 ¦ 12 ¦ +-----------------------------+-----------------+-------------+ ¦Качество знаний (%) ¦ 52. 8 ¦ 51. 2 ¦ L-----------------------------+-----------------+------------- В результате этого исследования можно сделать вывод о том, что и в контрольном и в экспериментальном классе качество знаний учеников относительно правила правописания безударных личных окончаний глаголов находится приблизительно на одном уровне. Задачи: научить приемам умственной деятельности в ходе при менения правила правописания безударных личных окончаний глаголов. Содержание. Перед изучением темы в обоих классах я давала следующие задания: _Задание 1. . Найди в пословицах глаголы и выдели их окончания: Посеешь ветер - пожнешь бурю. Горит лучина, да светит неяр ко. Докажите, что безударные гласные в личных окончаниях глаго лов I и II спряжения пишутся по закону русского письма. В своих ответах дети говорили о том, что должно быть ка кое-либо правило в русском языке, в которм указывается, как надо правильно писать безударные гласные в личных окончаниях глаголов I и II спряжений. _Задание 2. . Чтобы проверить орфограмму слабой позиции в па дежном окончании существительного или прилагательного, ты подста вил в предложение слово с тем же окончанием (то есть указывающим на те же грамматические значения) в сильной позиции. Нельзя ли воспользоваться этим способом и для проверки орфограмм слабых по зиций в личных окончаниях глаголов. БЛЕСТИТ и ВСТАЕТ. Какое же из этих двух слов следует использовать для проверки орфограммы в окончании глагола сия. т? Что нужно знать о глаголе сия. т, чтобы ответить на это вопрос? Понадобится ли проверять орфограмму в окончании глагола пу тем замены его другим словом, если мы будем знать, к какому спря жению этот глагол относится? В 3 "А" классе, в котором дети учатся по традиционной систе ме, данное правило я объяяняла, использовав индуктивный метод. На доске следующая запись: Задание детям: сравните окончание глаголов I и II спряжения. Сделайте вывод, соотнеся окончания 3-его лица множественного чис ла со всеми остальными окончаниями. Обратите внимание на каждую букву во всех окончаниях. Например, нам даны глаголы: я строю, ты стро. шь, он стро. т. - Что нужно сделать, чтобы правильно написать безударное личное окончание глагола? (Чтобы правильно написать безударное личное окончание гла гола, надо определить его спряжение. ) - А как определить спряжение глаголов с безударными личными окончаниями в настоящем и будущем времени? (Спряжение глаголов с безударными личными окончаниями опре деляют по неопределенной форме. ) - Какие глаголы относятся к I спряжению, а какие ко IIспря жению. - Ко II спряжению относятся глаголы, которые в неопределнной форме оканчиваются на -ить: строить - строит, строят, исключение лишь составляют глаголы брить и стелить (т. е. они относятся к I спряжению); 7 глаголов на -еть: вертеть, видеть, обидеть, смотреть, за висеть, ненавидеть, терпеть. Эти 11 глаголов можно легко запом нить, выучив стихотворение: Остальные глаголы относятся к I спряжению: мыть - моют, мо ет; полоть - полет, полют; тянуть - тянет, тянут и др. Такая формулировка правила на заключительном этапе позволит сразу определить, к какому спряжению относится глагол. Формулируется правило. Это правило можно записать в виде таблицы: В 3 "А" классе СШ N3, где дети учатся по программе развиваю щего обучения, правило вводилось следующим образом: По каким признакам можно определить спряжение глагола, если гласная фонема в его окончании в слабой позиции? В личных формах такого признака нет. Может быть, он есть в инфинитиве? Запиши указанные в списке глаголы в два столбика по спряже ниям. Укажи, какая основа инфинитива у каждого глагола - усекае мая или неусекаемая? сказать(1) , шептать(1), ехать(1), плавать(1), слушать(1), слышать(2), свежеть(1), чернеть(1), болеть(1), смотреть(2), ви деть (2), терпеть(1), колоть(1), бороться (1), мыть(1), гас нуть(1), тянуть(1), кашлять(1), сеять(1), любить(2), давить(2), грузить(2), сушит(2), клеить(2), строить(2). утверждать, что все глаголы с неусекаемыми глаголами инфинитива относятся к I спряжению? Почему? Выдели в записанных глаголах суффиксы инфинитива. Объедини глаголы с одинаковыми суффиксами в каждом спряжении скобкой. Ка кой суффикс инфинитива встречается только в глаголах I спряжения? Глаголы на -ЕТЬ есть и в I и во II спряжении. Одинаковы ли основы у глаголов с этим суффиксом в каждом из спряжений? Можно ли по этому признаку определить, к какому спряжению относится глагол на -ЕТЬ? Можно ли утверждать, что ко II спряжению относятся все гла голы на -АТЬ с усекаемыми основами? Почему? Проверь, какие звуки стоят перед суффиксом -а- в глаголах II спряжения. Встречаются ли шипящие звуки перед -а- в глаголах I спряжения? Сумеешь ли ты теперь определить, к какому спряжению относится глагол на -АТЬ? Ко II спряжению относятся глаголы только тех групп, которые выде лены в твоем списке. Сколько таких групп? По каким признакам мож но узнать глаголы каждой группы? Теперь ты сможешь решить, относится ли глагол ко II спряже нию или нет. Нужно ли специально выделять признаки I спряжения, чтобы узнать, относится ли к нему какой-нибудь глагол? Почему? Ты знаешь все признаки глаголов, которые относятся ко II спряжению. В каком порядке удобнее проверить эти признаки? Какой из трех признаков (суффикс инфинитива, неусекаемая основа, звук перед суффиксом инфинитива) важен для всех групп глаголов, относящихся ко II спряжению? Нужно ли проверять что-нибудь дополнительно, если нифинитив оканчивается на -ИТЬ? Почему? Что нужно проверить дополнительно, если инфинитив оканчива ется на -ЕТЬ? Нужно ли проверять в этих глаголах что-нибудь еще, кроме особенностей основы? Признаки глаголов II спряжения и порядок их проверки можно запи сать в виде такой схемы: Объясни, что и как показано на этой схеме. Подумай, нужно ли что-нибудь проверять в глаголах на -оть, -ыть, -ять, -уть, -зть, -ти, -чь, чтобы решить, к какому спряжению они относятся. На последующих уроках происходит небольшое уточнение схемы глаголами гнать, брить и стелить. Дело в том, что гнать - это единственный глагол II спряже ния, у которого перед -ать не шипящий звук. Поэтому он не попал в схему с самого начала. Но именно она помогла обнаружить этот гла гол-исключение. Не будь ее, вы бы просто его не заметили. Так что ничего в схеме исправлять не нужно. А вот уточнить ее, конечно, следует. После первого уточнения схемы, для закрепления предлагалось следующее задание: Выпиши глаголы и проверь орфограммы в их окончаниях. Осталь ные орфограммы проверь устно. На следующем уроке с помощью схемы пробовали обнаружить нео бычность одного из глаголов в такой пословице: - Как ты записал инфинитив глагола стелет? Если стелить, то соответсвует ли орфограмма в личном окончании этого глагола схе ме? Значит, нужно вносить в схему еще одно уточнение? Нужно. Но и не торопитесь это делать. Найди в своем словаре слово стелить. Рядом с ним ты прочтешь указание, и что личные формы от этого инфинитива не употребляются: они образуются от инфинитива стлать. А к какому спряжению по схе ме относятся личные формы глагола стлать? Вот теперь можно уточнить схему. Только как это лучше сде лать? ружить схема: папа говорит, что его новая бритва хорошо бреет. Какой инфинитив у глагола бреет? А относится он к I спряже нию. Если ты внимательно присмотришься к этому глаголу, то убе дишься, что ничего странного в этом нет: основа-то у него неусе каемая, только вместо и появляется е. А во II спряжении глаголов с неусекаемой основой не бывает. В схеме особенности этого глагола можно отметить, например, так: застел. ть постель, подстел. шь соломы корове, расстила. тся снежный ковер, сбре. т бороду, побре. тся утром, сбрива. т начисто. Во многих учебниках ты можешь прочитать, что ко II спряжению относятся: 2) семь глаголов н -еть: терпеть, вертеть, обидеть, зави сеть, ненавидеть, видеть, смотреть 3) четыре глагола на -ать: гнать, держать, слышать, дышать. Проверь, можно ли с помощью схемы определить, к какому спря жению относятся все глаголы, указанные в этом списке. Выходит, что и схема, и список одинаково позволяют опреде лить спряжение глагола. Чем же из них пользоваться при проверке орфограммы в личных окончаниях? Чем угодно. Чем удобнее, тем и пользуйся. После того, как сфомулировано правило, дети выполняют упраж нение. - Что нужно знать об этих глаголах, чтобы проверить в них орфограммы? Выпиши глаголы с орфограммами в личных окончаниях и проверь их с помощью неопределенной формы, указывая на его признаки, ко торые ты использовал при проверке орфограммы. Твоя запись должна выглядеть так: В этом упражнении во всех глаголах в окончании были пропуще ны гласные буквы. Ребята должны сориентироваться в необходимости самой проверки. Ударные окончания проверке не подлежат, проверя ются только безударные. Это знание крайне важно, т. к. правило применяется только к тем случаям, когда личное окончание безудар ное. [Если школьник начинает проверять правилом I и II спряжений глаголов с ударными окончанием, например, "они летят", то о н ра зочаровывается в правиле, ведь глаголы на -еть в неопределенной форме "лететь" - I спр. ] При работе над этой темой необходима тренировка в определе нии времени, лица, числа глагола, встретившегося в тексте, а так же в образовании неопределенной формы глагола. Для последующей проверки правописания безударны личных окончаний необходимо до вести до высокой точности, надежност умения учащихся определять форму глагола. Также мы развиваем у детей умение распознавать спряжение глаголов по неопределенной форме и правильно писать безударные личные окончания. 1. Запись под диктовку с заданием: указать спряжение глагола. Чтобы знать, надо любит книгу и уметь ее читать. Книга помо гает тебе проникать в тайны жизни на Земле. Из книг ты узнаешь об удивительном подводном мире. Каждая встреча с хорошей книгой это праздник. - В какую форму надо поставить глагол, чтобы узнать его спряжение? - Какие глаголы неопределенной формы относятся ко II спряже нию, какие - к I ? 2. Узнайте спряжение глагола, напишите его во 2-м лице единственного числа, обозначьте ударение. Как тебя понимать февраль? То, деревья кидая в дрожь, То пургой занавес. шь даль, В лед дорого вокруг заку. шь. То полощ. шь в дождях седину, И гудит, и дрож. т земля - Все ли пропущенный буквы являются орфограммами? Что надо знать об этих глаголах, чтобы проверить в них орфограммы? Выпиши глаголы с орфограммами в личных окончаниях и проверь их с помощью неопределенной формы, указывая те признаки, которые ты использовал при проверке орфограммы. 4. А теперь игра "Будь внимателен". Из двух названных глаго лов указать глагол I спряжения. Доказать. (Используются сигналь ные карточки с цифрами I, II. ) С этим заданием ребята справились правильно. но работа они выполняли очень медленно. После этого урока в 3 "А" классе вводятся уточнения в схеме, которые описаны раньше. Для удобства из лучше давать на одном уроке. В тексте встретился глагол ДОГНАТЬ. От какого глагола он об разован? Образуй от глагола гнать новые глаголы с помощью приста вок вы-, пере-, при-, со-, у-. Как ты думаешь, одинаковые ли лич ные окончания у этих глаголов и у глагола гнать? В тексте есть два однокоренных глагола. Одинаковы ли они по смыслу, можно ли их употреблять в речи друг вместо друга? А одинаково ли пишутся их личные окончания? прилетаю - прилечу, побелею - побелю, разрушаю - разрушу, поеду - поезжу, перегоню - перегоняю, отвечу - отвечаю. Запиши эти глаголы в неопределенной форме. К какому спряже нию относится каждый из них. Придумай и запиши предложения с дву мя любыми парами глаголов. На следующем уроке ребята знакомились с "коварно" приставкой ВЫ-. Вот посмотрите предложение: Оля решила, что вышьет маме ко дню рождения салфетку. Посмотрим и разберим глагол вышьет. В окончании глагола на писана буква 2е 0. Значит, какого спряжения глагол? (I). - Как же так, ведь в неопределенной форме у этого глагола суффикс -и- (глагол а -ить). А по схеме это какое спряжение? (II). Ребята задумались. Тогда я предложила разобрать этот глагол по составу. - В этом слове есть приставка, и если ее отбросить, то.... И тут всем стало понятно, что никакой ошибки в схеме нет, что это проделки приставки ВЫ-. Приставка 2 вы- 0 очень часто перетягивает ударение на себя. По этому при проверке орфограмм в личных окончаниях глаголов с этой приставкой ее нужно обязательно отбрасывать (если это возможно). _Задание ... Проверь орфограммы в личных окончаниях глаголов: хорошо выгляд. шь, высп. шься завтра, выпил. шь лобзиком, выбь. шь стекло, вынес. шь из комнаты, вымокн. шь под дождем, вылет. шь в полдень, выключ. шь свет, с трудом выговор. шь, выдерж. шь испытание. Во всех ли словах тебе удалось отбросить приставку? В каких случаях для проверки орфограммы оказалось достаточно отбросить приставку? В каких глаголах потребовалось дополнительно проверить особенности неопределенной формы глагола. На этом же уроке выполняли задание на развитие умения обос новывать написание безударных личных окончания глаголов; совер шенствование умения распознавать спряжение глагола по суффиксу неопределенной формы. _Задание ... Найти в тексте глаголы в настоящем и будущем време ни. Объяснить написание окончаний. Найдите в тексте глаголы. Объясните их написание. Еще на этом уроке отрабатывали способ проверки безударного окончания глагола. 1. - Вставьте подходящие по смыслу слово - и вы прочитаете пословицы: Кто .... мир, пожнет счастье. Мир строит, война ...... Дерево .... по плодам, а человека - по делам. - Нужно ли проверять окончание в глаголах? Почему? Проверьте. Учащиеся доказывают, какое отношение надо написать, пользу ясь образцам рассуждений (правилам). Учитель подсказывает формы глагола сеять, обращает внимание на вопросы: что делает? разруша ет, что делать? разрушать. - Итак, что надо сделать (какие действия надо выполнить), чтобы проверить безударные окончания глаголов? _Задание. . Образовать словосочетания со следующими глаголами. Проверить личные окончания. Работу можно давать по вариантам. Главное, чтобы ребята не только правильно определили личное окончание глагола, но и верно бы составили словосочетание, т. е. слова должны быть связаны по смыслу. А теперь можно немного поиграть. "Исключи лишнее слово" (подчеркни его). 1) Пишем, вяжем, стираем, _ дружим . , (т. к. это глагол II спря жения, а остальные - I). 2) Строим, клеим, говорим, _ отвечаем . (т. к. это глагол II спр. , а остальные - I). 3) Молчат, _ посеют . , думают, живут (посеют - будущее время, а остальные глаголы внастящем времени). Ребята записывают слова в строчку, а лишнее слово подчерки вают. Объяснение ведется устно. Спиши текст, проверяя орфограммы. Проверку орфограмм в лич ных окончаниях записывай перед глаголами. На лугах вблизи лесных опушек ход. т, в такт шагам покачивая головой, пестрая хохлатая птица - удод. Длинный изогнутый клюв сует в сухую траву, под камни: ищ. т насекомых. А найдет - не гло та. т: подброс. т жука вверх и лов. т открытым ртом. Клюв удода длинный, а язык короткий. Поэтому добычу, схваченную концом клю ва, он втянуть в клюв не мож. т Вот и приходится удоду жонглиро вать всякий раз, когда он ест. (Если ребята пишут медленно, то можно немного изменить зада ние: учитель читает текст по предложениям, в каждом предложении ребята находят глагол, записывают его и объясняют. ) В последнем предложении встретился глагол ест. Никаких осо бых орфограмм в этом глаголе нет. А вот спрягается он необычно. Убедитесь в этом сами. Вместе с учителем ребята спрягают глагол на доске и в тетра ди. Выпиши глагол бежит вместе с местоимением он. А теперь заме ни местоимением множественного числа. Как ты напишешь глагол бегут или бежат? Если бежат, значит, ты ошибся; так по-русски не говорят. Говорить (и, конечно, писать) нужно бегут. Интересный этот глагол - бежать! Во всех лицах, кроме одно го, у него окончания II спряжения, как и положено таким глаголам. А вот в третьем лице множественного числа вдруг появляется окон чание I спряжения. В грамматике этот глагол так и называется раз носпрягаемый. Гласные во всех окончаниях этого глагола в сильной позиции, поэтому орфографических ошибок в них, пожалуй, не сделаешь. А вот грамматические ошибки при употреблении этого глагола в личных формах возможны. Поэтому полезно отметить его особенности в схеме. Вставь глагол бежать в нужной форме в предложения: 1) Годы ...... 2) Из крана .... вода. 3) Куда вы так .... ? 4) Тропинка .... по склону горы. 5) Из-под корней могучего дуба .... ключ. Одинаково ли лексического значение глагола во всех предложе ниях? Каким синонимам его можно заменить в каждом предложении? А я так хочу? Стали глаголы выбирать себе личные окончания. Дело серьезное - окончания-то не какие-нибудь, а личные! Одним больше по душе окончания первого спряжения, другим - второго. Дошла очередь и до глагола 2хотеть 0. - Мало ли чего ты хочешь! Другие, может, тоже хотят, да так не бывает. - Да ты подумай, что получится, если каждый из нас как попа ло спрягаться станет! Порядок должен быть! - Подумаешь, порядок! Вы как хотите, так и спрягайтесь, а я все равно по-своему спрягаться буду. Это, конечно, шутка. А ка же все-таки спрягается глагол хо теть? Выпиши из текста его личные формы. Какие у них окончания I или II спряжения? Как называются такие глаголы? У глагола хотеть основа личных форм в единственном числе оканчивается звуком [т']. Нельзя говорить по-русски он хотит или они хочут. Какой школьник не хочет иметь перочинный нож! Он очинит тебе карандаш, нарежет веток для костра, почистит картошку. Ты возь мешь его с собой в далекое путешествие. С его помощью ты постро ишь шалаш, сделаешь себе удочку. Нужно только беречь нож, тогда он тебе за все заботы запла тит честным трудом. Итак, что надо сделать (какие действия выполнить), чтобы проверить безударные окончания глаголов? (Можно использовать ал горитм проверки безударных личных окончаний глаголов. ) Задачи: проверить характер знаний учащихся по интересующему нас вопросу. Содержание: учащимся даются те же словосочетания, что и в констатирующем эксперименте. Задание: вставить пропущенные буквы и объяснить их написание. читаешь книгу - читать, I - читать, н/у, I Контрольный срез показал, что учащиеся экспериментального класса усвоили правило правописания безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени и умеют применять его на практике после проведения уроков по методике развивающего обуче ния. ------------------------------T-----------------T-------------¬ ¦ ¦Экспериментальный¦ Контрольный ¦ ¦ ¦ класс ¦ класс ¦ +-----------------------------+-----------------+-------------+ ¦Без ошибок, (чел. ) ¦ 6 ¦ 5 ¦ +-----------------------------+-----------------+-------------+ ¦1-2 ошибки, (чел. ) ¦ 8 ¦ 9 ¦ +-----------------------------+-----------------+-------------+ ¦3-4 ошибки, (чел. ) ¦ 3 ¦ 6 ¦ +-----------------------------+-----------------+-------------+ ¦Не справилось, (чел. ) ¦ 0 ¦ 3 ¦ +-----------------------------+-----------------+-------------+ ¦Качество знаний (%) ¦ 82. 3 ¦ 69. 9 ¦ L-----------------------------+-----------------+------------- ш2 Из таблицы видно, что с заданиями справились 16 человек, причем полностью выполнили задания 6 человек, выполнили с 1-2 ошибками 8 человек, с 3-4 ошибками - 3 человека. Качество знаний в этом классе составляет 82, 3%. По результатам контрольного среза в экспериментальном классе можно сделать вывод о том, что учащиеся овладели приемами умс твенной деятельности в ходе применения правила правописания безу дарных личных окончаний глаголов, их качество знаний повысилось на 29, 5%, но не у всех учеников это получается на достаточно вы соком уровне, некоторые из них все же допускают ошибки. В основ ном эти ошибки связаны с тем, что ребята (в данном случае "сла бые" ученики) неправильно определяют усекаемость (неусекаемость) основы глагола, а, соответственно, следует ошибка в определении спряжения глагола; и неправильно образуют неопределенную форму глагола (в данном случае такую ошибку допустил только один уче ник, и, скоре всего, она была допущена не из-за неумения правиль но образовывать неопределенную форму глагола, а из-за невнима тельности). В контрольном классе с заданиями справились 20 человек из 23; причем: полностью без ошибок выполнили задание - 5 человек, допустили 1-2 ошибки - 9 человек, допустили 3-5 ошибок - 6 чело век, не справились с заданием - 3 человека. Их качество знаний составляет 69, 9%. Сравнив результаты контрольного и экспериментального класса можно сделать вывод о том, что первоначально в обоих классах ка чество знаний находилось приблизительно на одном и том же уровне и было сравнительно небольшим. После проведенных уроков в экспе риментальном классе качество знаний повысилось на 29, 5%, а в контрольном оно повысилось незначительно - на 17, 6%. А это зна чит, что разработанная нами методика способствует лучшему усвое нию правила правописания безударных личных окончаний глаголов и позволяет снизить процент ошибок. В обоих классах я давала ученикам одинаковые задания (упраж нения) для изучения правила правописания безударных личных окон чаний глаголов в настоящем и будущем времени. Различными были са ми методики определения безударной гласной, а именно определение спряжения глагола для дальнейшего выбора гласной. В классе, где дети учатся по системе развивающего обучения, производился анализ особенностей инфинитива глаголов I и II спря жений (различия по признаку усекаемости/неусекаемости основы, ко нечному гласному и предшествующему согласному. Надо было запом нить только признаки инфинитива глаголов II спряжения (все на -ить (кроме брить, стелить), усекаемые на -еть, усекаемые на -ать после шипящих). В классе, где дети учатся по традиционной системе спряжение глагола распознавали по неопределенной форме. Запоминали только те глаголы, которые относятся ко II спряжению: все на -ить, кроме брить, стелить, 7 глаголов на -еть, 4 глагола на -ать; а все ос тальные - к I спряжению. И в одном и в другом классе, чтобы определить безударное личное окончание глагола в настоящем и будущем времени , надо: - определить время, лицо, число глагола; - поставить глагол в неопределенной форме, не нарушив соот ношение вида; - определить спряжение глагола. Этот этап в каждом классе определяется по-разному. Единстенное, чем они схожи, так это тем, что и в оном и в другом классе определяют, относится ли глагол ко II спряжению или нет, а специальные признаки I спряжения не выде - вспомнить окончание глагола этого спряжения в нужном лице и числе. Говорить о том, что она система лучше, а другая хуже было бы неправильно. Каждая методика соответствовала уровню подготовки и знаний под данному вопросу. Стоит отметить, что дети эксперимен тального класса быстрее определяли спряжение глагола. По семе это сделать гораздо быстрее, чем вспомнить 11 глаголов-исключений, тем более, что у детей всегда лучше развита зрительная память. Итак, в проведенном исследовании была сделана попытка выяс нить, как зависит умственное развитие ребенка от развивающего обучения на примере изучения правила "Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени". В связи с этим, нами были проведены: анализ лингвистической, психологической, педагогической и методической литературы, изуче ние передового педагогического опыта учителей СШ N3 и N5 г. Ельца, эксперимент (констатирующий, обучающий, контрольный) в лаборато рных условиях. Результаты эксперимента, описанные в главе III, доказывают выдвинутую нами гипотезу: умственное развитие учащихся и форми рование прочных орфографических навыков достигается при изучении правила правописания безударных личных окончаний глаголов путем сообщения способов его применения в ходе закрепления. 1. Чуприкова Н. И. Умственное развитие и обучение. Психологи ческие основы развивающего обучения. АО "Столетие. Москва, 1995. 2. Философско-педагогические проблемы развития образования. /Под ред. В. В. Давыдова. - Москва: "ИНТОР", 1994. 3. Давыдов В. В. О понятии развивающего обучения. Сборник ста тей. - Томск: "Пеленг", 1995. 4. Репки В. В. Что такое развивающее обучение? В кн. , Началь ный этап развивающего обучения русскому языку в средней школе. Харьков-Томск, 1992. 6. Программы развивающего обучения (по системе Д. Б. Эльконина - В. В. Давыдова) 1-5 классы. Руский язык. Математика. - М. ,1992. 7. Выготский Л. С. Собрание сочинений. - М. ,1992. - т. 1. 8. Занков Л. В. Избранные психологические труды. - М. ,1990. 10. Амонашвили Ш. А. Воспитательная и образовательная функции оценки учения школьников. - М. , 1986. 11. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. - М. , 1986. 12. Махмутов М. И. Проблемное обучение. - М. , 1975. 13. Менчинская Н. А. Проблемы учения и умственного развития школьников. - М. , 1989. 14. Библер В. С. От наукоучения - к логике культур. - М. , 1991. 15. Днепров Э. Д. Четвертая школьная реформа в Росси. - М. , 1994. 16. Курганов С. Ю. Экспериментальная программа школы диалога культур. I-IV классы. - Кемерово, 1993. 17. Курганов С. Ю. Ребенок и взрослый в учебном диалоге. - М. , 1989. 18. Репкина Н. В. Что такое развивающее обучение. - Томск: "Пеленг", 1993. 19. Донская Т. К. Развивающая функция методов обучения русско му языку. Методы обучения в средней образовательной школе. - Ле нинград, 1985. 20. Начальный этап развивающего обучения русскому языку в средней школе. Концепция и программа под ред. В. В. Репкина. Харьков-Томск, 1992. 21. Лернер И. Я. Развитие мышления учащихся в процессе обуче ния истории. - М. , 1982. 22. Жедек П. С. Использование методов развивающего обучения на уроках русского языка в младших классах. - Томск: "Пеленг", 1992. 23. Репкин В. В. Русский язык. Учебник для 3-го класса. (Прог рамма развивающего обучения). Часть вторая. - Харьков-Томск: "Пе ленг", 1995. 24. Алгазина Н. Н. Использование дидактического материала. М. , 25. Алгазина Н. Н. Обучение орфографии с учетом вариантов ор фограмм. - М. , 26. Алгазина Н. Н. Вариантность дидактического материала по орфографии (V, VI кл. ). - М. , 28. Баранов М. В. Ознакомление учащихся IV класса с орфограм мой и первоначальный этап формирования орфографического навыка // РМИ. - 1970. - N4. 29. Богоявленский Д. Н. , Менчинская Н. А. Психология усвоения 30. Богоявленский Д. Н. Психология усвоения орфографии. - 2-ое изд. - М. , 1966. 31. Ветвицкий В. Г. , Иванова В. Ф. Современное русское письмо. - М. , 1974. 32. Власенков А. И. Развивающее обучение русскому языку. М. ,1983. 33. Гранин Г. Г. , Бондаренко С. М. Секреты орфографии. - М. , 1991. 34. Замуняк А. А. О современной русской орфографии. - М. , 1964. 35. Иванова В. Ф. Вопросы русской орфографии. - М. , 1964. 36. Иванова В. Ф. Современный русский язык. Графика и орфогра фия: Учебное пособие для студентов. - М. : Просвещение, 1966. 37. Иванова В. Ф. Проблемы современно русского правописания. М. , 1964. 39. Кайдалова А. И. , Калинина И. К. Современная русская орфог рафия. - М. , 1978. 41. Львов М. Р. Правописание в начальных классах. - М. : Прос вещение, 1990. 42. Львов М. Р. Основы обучения правописания в начальной шко ле. - М. , 1988. 43. Орфография и русский язык. /Сост. М. М. Разумовская. - М. , 1974. 44. Панков В. М. И все-таки она хорошая: Рассказы о русской орфграфии, ее достоинствах и недостатках. - М. , 1964. 46. Петерсон М. Н. Система русского правописания. - М. , 1955. 47. Разумовская М. М. Методика обучения орфографии в школе. М. , 1992. 48. Рождественский Н. С. Обучение орфографии в начальной шко ле. - М. :Учпедгиз, 1960. 49. Рождественский Н. С. Методика грамматики и орфографии в начальных классах. - М. : Просвещение, 1979. 50. Селезнева Л. В. Современное русское письмо (системный ана лиз). - Томск, 1984. 51. Сергиевксий А. С. Сопоставление при повторении орфогра фии. - М. , 1966. 52. Ушаков М. В. Трудные случаи правописания // Русский язык в школе. - 1939. - N3. Страницы: 1, 2 |
|
© 2007 |
|