РУБРИКИ |
Влияние использования схем, чертежей, иллюстраций на формирование ЗУН при обучении младших школьников решению задач на движение - (диплом) |
РЕКЛАМА |
|
Влияние использования схем, чертежей, иллюстраций на формирование ЗУН при обучении младших школьников решению задач на движение - (диплом)p>Рассмотри другой способ решения данной задачи. Запиши пояснения к каждому действию и вычисли ответ:17+24= …*2=… 117-…=… Ответ: 2 уровень Закончи чертеж к задаче. Обозначь на нем данные и искомое: _____________________________ _____________________________ Рассмотри “дерево рассуждений”от данных к вопросу. Укажи на нем последовательность действий и арифметические знаки каждого действия. Пользуясь “деревом рассуждений”, запиши план решения задачи. Запиши решение задачи: Пользуясь чертежом, найди другой способ решения задачи и запиши его: по действиям с пояснением; Проверь себя! Сопоставь ответы, полученные разными способами. Пользуясь чертежом, найди более рациональный способ решения. Составь к этому способу“дерево рассуждений”. Запиши план решения задачи в соответствии с “деревом рассуждений”. Пользуясь планом, запиши решение задачи: Узнай, какое расстояние будет между катерами при той же скорости и направлении движения через 3ч? 4ч? В задачах мы намеренно как бы изолируем план решения от вычислительных действий. Это сделано с целью формирования умения осуществлять целостное планирование решения задачи. Преимущество его перед“пошаговым”видим в том, что при этом внимание учащихся концентрируется на поиске обобщенного способа решения задачи вне зависимости от конкретных числовых данных, отвлекаясь от них. Важным является вопрос об организации такой работы на уроке. Благодаря тому, что варианты заданий приспособлены к возможностям учащихся, а печатная форма предъявления задания снимает сложности, связанные с оформлением, на уроке может быть организована самостоятельная работа учащихся. Во время этой работы учитель имеет возможность оказать индивидуальную помощь отдельным учащимся. Но возможны и другие варианты. Например, по мере надобности учитель может руководить работой учащихся одного из уровней, в то время как другие работают самостоятельно. Может быть организована и групповая работа учащихся на уроке. При этом дети каждой группы обсуждают и выполняют задания совместно. Состав таких групп может быть как одноуровневым, так и разноуровневым, в зависимости от целей, которые ставит учитель в этой работе. В конце урока работы учащихся собираются учителем для проверки. Работа над текстовой задачей на уроке с помощью описанных нами карточек-заданий органично вписывается в ход урока, удобна в организации, повышает самостоятельность учащихся, позволяет формировать у них умения решать текстовые математические задачи на доступном уровне сложности, - это совершенствует обучение решению задач учащихся начальных классов. При изучении темы “Простые задачи на движение”для организации коллективных занятий используются 6 типов доводящих карточек для ознакомления с различными видами движения, нахождения скорости, времени, расстояния. К каждой доводящей карточке прилагается карточка-задание (ЗД), которая помогает закрепить навык решения задач доводящей карточки. Знания учеников проверяются через дополнительные карточки: “Проверь себя! ”, “Проверочная работа” и “Контрольная работа”. Как происходит запуск карточки ученику? Используя для образца доводящую карточку, учитель объясняет ученику, как решить первую задачу его карточки-задания, и записывает в его тетрадь подробные решения. Ученик самостоятельно по этому образцу решает вторую задачу. После того, как учитель проверил решение, карточка считается“запущенной”. Для слабых учеников в начале занятия можно ввести дополнительное устное проговаривание вслух решения своей задачи. Затем ученики работают в парах. Каждый по очереди исполняет роль учителя и объясняет напарнику задачу своей карточки (ЗД) по плану, изложенному в доводящей карточке. После этого выполняется работа по карточкам“Проверь себя! ”, “Проверочная работа” и “Контрольная работа”, которые оцениваются учителем. Все эти карточки могут быть использованы и в традиционной школе: доводящие – как методические рекомендации при объяснении темы “Простые задачи на движение”, а все остальные – как задачи для работы на уроках. Читаю задачу: “По шоссе едет автомобиль. От Красноярска до Ачинска он прошел 170 км, от Ачинска до Назарова 40 км, от Назарова до Шарыпова– 140 км. Какое расстояние прошел автомобиль? ” Что известно в задаче? Эта задача на движение в одном направлении, т. е. автомобиль проходит расстояние между всеми городами, которые встречаются на пути. В этой задаче на чертеже отрезок обозначает расстояние од одного города до другого. И чем дальше едет автомобиль, тем большее расстояние он проходит. По условию задачи известно, что расстояние от Красноярска до Ачинска 170 км, от Ачинска до Назарова 40 км, от Назарова до Шарыпова 140 км. Значит, все расстояние будет равно сумме расстоянийот Красноярска через каждый город до Шарыпова, поэтому все расстояния нужно сложить. Задание: Придумай подобную задачу, выполни чертеж к задаче и реши ее. Читаю задачу: “Из Краснодара и Ачинска навстречу друг другу выехали два автомобиля. Один автомобиль проехал 80 км до встречи с другим. Сколько километров проехал второй автомобиль, если известно, что расстояние между городами 170 км? ” Что известно в задаче? Эта задача на встречное движение, то есть автомобили одновременно выезжают навстречу друг другу и едут до встречи одинаковое время. При этом автомобили пройдут все расстояние между пунктами, из которых они выехали. Чтобы решить задачу надо выполнить чертеж. В этой задаче отрезок обозначает расстояние, которое должны пройти оба автомобиля до встречи; точки К, А– это пункты выхода автомобилей, флажок – место встречи, стрелки – направление движения. Что требуется узнать в задаче? Что надо делать, чтобы ответить на вопрос задачи? По условию расстояние от Красноярска до Ачинска равно 170 км, один автомобиль проехал 80 км. Находим расстояние, которое проехал второй автомобиль. Для этого мы должны от всего расстояния отнять известную часть пройденного пути, то есть 170-80=90 (км) Читаю задачу: “Из Красноярска одновременно отправились в противоположные стороны два автомобиля. Первый поехал в Ачинск и проехал 170 км, второй–в Канск и проехал 225 км. На каком расстоянии друг от друга оказались автомобили? ” Эта задача на движение в противоположных направлениях. Поэтому с увеличением времени движения расстояние между автомобилями будет увеличиваться. Чтобы было легче решить задачу, выполним чертеж. К 225 км 170 км А __________________________________________ Что требуется узнать в задаче? Что надо знать, чтобы ответить на вопрос? По условию задачи известно, что от Красноярска до Ачинска 170 км, а от Красноярска до Канска 225 км. Значит мы должны узнать расстояние от одной конечной точки до другой действием сложения. Все расстояние будет равно сумме расстояний от Красноярска до каждого города, то есть 170+225. Оформляй задачу так: Задание: Придумай подобную задачу, выполни чертеж к задаче и реши ее. 1. С работы мама шла в магазин, в аптеку, а потом пошла домой. Какое расстояние прошла мама, если от работы до магазина 500м, от магазина до аптеки 100м, а от аптеки до дома 350м? 2. Мальчик из школы прошел до дома 50 м, а потом пошел в библиотеку. Какое расстояние прошел мальчик от школы до библиотеки, если от дома мальчика до библиотеки 450м? 1. Витя и Петя бежали навстречу друг другу по беговой дорожке, длина которой 100м. Сколько метров пробежал Витя, если Петя пробежал 60м? 2. Расстояние между городами 560 км. Одновременно навстречу друг другу выехали два поезда. Первый проехал до встречи 300 км. Какое расстояние до встречи проехал второй? 1. Из города одновременно вышли в противоположном направлении два пешехода. Первый пешеход прошел 10 км, а второй– 15км. На каком расстоянии друг от друга оказались пешеходы? 2. После уроков Ира и Вася пошли домой, но в разные стороны. Ира до дома шла 150м, а Вася– 200м. На каком расстоянии оказались Ира и Вася друг от друга? 1. Теплоход плыл 2ч со скоростью 18 км/ч. Какое расстояние проплыл теплоход? 2. Поезд прошел 210 км за 3ч. С какой скоростью шел поезд? 3. Велосипедист проехал 54км со скоростью 18 км/ч. Сколько времени велосипедист был в пути? 4. Пешеход был в пути 3ч и прошел 15км. С какой скоростью шел пешеход? 5. Расстояние в 120 км мотоциклист проехал со скоростью 40 км/ч. За сколько часов мотоциклист проехал это расстояние? Мальчик пробежал 100 м за 10с. С какой скоростью бежал мальчик? Теплоход проплыл 48км со скоростью 16 км/ч. За какое время проплыл это расстояние теплоход? Катер плыл 3ч со скоростью 15 км/ч. Какое расстояние проплыл катер. За сколько времени лыжник пройдет расстояние 18 км, если он будет идти со скоростью 6 км/ч. 1. Лыжник прошел с одинаковой скоростью 42км за 3ч. Найти скорость лыжника. Всадник, двигаясь со скоростью 12 км/ч, проехал 36 км. Сколько времени затратил всадник на этот путь? Автомобиль ехал со скоростью 80 км/ч и проехал 240 км. Сколько времени был в пути автомобиль? Туристы проехали 6 ч на лодке со скоростью 15 км/ч. Какое расстояние они проплывут. Расстояние в 360 км скорый поезд проехал за 4ч. С какой скоростью ехал поезд. 2. 1. Конспект урока по теме “Знакомство с новой величиной – скоростью” I Орг. момент. Сегодня к нам на урок пришел Кот в сапогах. Он гулял в лесу и ему сорока сказала, что вы сегодня познакомитесь с новой величиной– скоростью. И он решил помочь вам. II Устный счет. Но для начала он предлагает выполнить его задания. 1 задание: Помоги мышке убежать от кота, а для этого нужно найти значение выражения. Посмотрите на ответы, на какие две группы их можно разделить? Какое число меньше? Один спортсмен пробежал расстояние 800м за 1 мин 41с, а другой – за 104с. Чей результат лучше? III Основная часть 1 Изучение нового. Молодцы ребята, вы хорошо справились с заданиями кота. Но он приготовил еще одно интересное задание. Кот предлагает поиграть. Нам нужно 3 желающих. Ваша задача пройти по классу обычным шагом. (Ученики идут, а кот засекает время). Стоп. Итак, ребята, расстояние, которое прошли ученики за единицу времени (минуту, час), называется скоростью. Скорость легкового автомобиля 100 км/ч, грузового автомобиля – 60 км/ч, самолета – 850 км/ч. А теперь кот предлагает решить задачу. Велосипедист был в пути 3ч и проехал за это время 36 км. В течение каждого часа он проезжал одинаковое расстояние. Сколько км проезжал велосипедист в каждый час? Расстояние, которое проехал велосипедист обозначим отрезком. Сколько часов был в пути велосипедист? Что еще сказано о велосипедисте? Итак, он в каждый час проезжал одинаковое расстояние, а был в пути 3 часа. Значит, на сколько равных частей мы должны разделить отрезок? Почему на 3? А теперь внимательно посмотрите на чертеж и скажите: сколько же км проезжал велосипедист в каждый час? (12 км). Как узнали? Почему делением? Число 12 обозначает, что в каждый час велосипедист проезжал по 12 км. Это скорость. А теперь запишем решение задачи. 12 км/ч –это скорость велосипедиста. Это сокращенно записывается так 12 км/ч. Как запишем ответ? Итак, что же обозначает скорость? Молодцы, ребята. Вы хорошо справились с этой задачей, а вот и еще одна. Мальчик был в пути 5 часов и прошел за это время 25 км. В течение каждого часа он проходил одинаковое расстояние. Сколько км проходил мальчик каждый час? Чем обозначим расстояние, которое проходил мальчик? Сколько часов был в пути мальчик? Что еще сказано о мальчике? Итак, мальчик в каждый час проходил одинаковое расстояние, а был в пути 5 часов. Значит, на сколько равных частей мы должны разделить отрезок? Почему на 5? А теперь внимательно посмотрите на чертеж и скажите, сколько же км проходил мальчик в каждый час? Что обозначает число 5? А теперь запишем решение задачи и ответ. Внимательно посмотрите на решение и скажите, как можно найти скорость, если известны расстояние и время движения? (V = S : t) Закрепление изученного. Итак, ребята, мы решили сложную задачу и узнали, как можно найти скорость. А теперь кот предлагает решить задачу №352 ст. 63 (устно). Ребята, наш кот не может посчитать, с какой скоростью он шел до нашей школы. Давайте поможем ему. Кот был в пути 3 часа и прошел расстояние 48км. С какой скоростью двигался кот? Краткую запись будем выполнять в виде таблицы. О каких величинах идет речь в задаче? Что сказано о коте? В какую графу запишем? Известно ли нам расстояние, которое прошел кот? В какой графе запишем? А известна ли нам скорость? Как обозначим это в таблице? Повторите задачу по краткой записи. Сможем ли мы сразу ответить на вопрос задачи? Каким действием? Почему делением? Запишем решение задачи в тетрадь. Чему же равна скорость? Как узнали? Запишем ответ задачи. ЦЕЛИ: 1. Познакомить учащихся с задачами на нахождение расстояния; Учить находить расстояние, если известно время и скорость. 3. Воспитывать аккуратность, усидчивость, интерес к предмету. По полю гуляло 2 медведя. Один медведь в поисках еды прошел 70 км, а другой в 2 раза больше. Сколько всего км прошли медведи? Велосипедист двигался со скоростью 16 км/ч. Какое расстояние проехал велосипедист за 3 ч. О каких величинах идет речь в задаче? Расстояние обозначим отрезком. Сколько часов был в пути велосипедист? Что еще сказано о велосипедисте? Что это значит? На сколько равных частей разделим отрезок? Почему? А теперь посмотрите на чертеж и скажите: чему же равно расстояние, которое проехал велосипедист за 3 часа? Как узнали? Почему умножали? Запишем решение и ответ задачи. Молодцы, ребята, вы справились с этой задачей, а теперь давайте решим еще одну. Черепаха двигалась со скоростью 3 км/ч. Какое расстояние прошла черепаха за 7 часов? В виде чего будем оформлять краткую запись? Что мы обозначим отрезком? Сколько часов была в пути черепаха? Что еще сказано о черепахе? На сколько равных частей разделим отрезок? Повторите задачу по чертежу. Чему равно расстояние, которе прошла черепаха за 7 часов? Как узнали? Почему умножали? Запишите решение и ответ задачи. Посмотрите внимательно на решения задач и скажите, как же найти расстояние, если известны скорость и время движения? Прочитайте задачу про себя, вслух, повторите задачу. О каких величинах идет речь в задаче? В виде чего будем оформлять краткую запись? Какие главные слова возьмем для краткой записи? Сколько часов был в пути пешеход? В какую графу запишем? А известна ли нам скорость? В какой графе запишем? А известно ли нам расстояние? Как обозначим в таблице? Повторите задачу по краткой записи. Сможем ли мы сразу ответить на вопрос задачи? Каким действием? Почему умножением? Запишем решение задачи и ответ? V Итог: Что такое расстояние? Как можно найти расстояние, если известны время и скорость? Что такое скорость? Кот в сапогах, гоняясь за добычей для короля, со скоростью 8 км/ч был в лесу 5ч. Какое расстояние он пробежал, если известно, что он ни на минуту не останавливался? 2. 3. Конспект обобщающего урока по теме: “Задачи на нахождение времени, скорости, расстояния”. ТЕМА: Обобщающий урок по задачам на нахождение скорости, времени, расстояния. (Урок-путешествие) ЦЕЛИ: 1. Закрепить и систематизировать знания учащихся о скорости, времени, расстоянии; формировать вычислительные навыки, навыки решения простых текстовых задач. Воспитывать любовь к предмету, аккуратность, усидчивость, любовь к сказкам, взаимопомощь. Расположите ответы в порядке возрастания. Какое число лишнее? Наименьшее число увеличь в 10 раз. Ш Основная часть. Сегодня к нам в класс пришло интересное письмо. Послушайте. Уважаемые ученики 3 класса. Пишет вам Кот Матроскин из Простоквашино. Вчера нам учитель дал задания и сказал, что если мы их не решим, то он поставит 2. Помогите, пожалуйста. Ну что, поможем? А кто знает, из какой сказки этот персонаж? Кто написал эту сказку? Задачи решаем самостоятельно. (Один ученик за доской. ) Проверяем. Молодцы, мы помогли Матроскину выполнить первое задание. А теперь второе задание. Ответьте на вопросы: Хорошо, мы справились с этим заданием. Будьте внимательны, следующее задание очень трудное и требует большого внимания. Рассмотрите рисунки и скорости и скажите, какая скорость соответствует ракете? самолету? человеку? автомобилю? черепахе? По данной таблице составь и реши задачу: 1) на нахождение времени, если известны скорость и расстояние; 2) на нахождение расстояния, если известны скорость и время. Какие вы молодцы, вы чудесно справились с этим заданием. И Кот Матроскин явно получит за него 5. Но подождите, на нашем пути самое трудное и интересное задание. Прочитайте его. Неутомимый мальчик прошел 6 км за 2 часа. За сколько часов пройдет 60 км этот непутевый мальчик? О каких величинах идет речь в задаче? Так какие слова возьмем для краткой записи? Что нам известно об этом мальчике? Запишем это. А что нам еще известно? Запишем это. Что требуется узнать в задаче? Запишем это. Вопрос задачи подчеркнем. Повторите задачу по краткой записи. Можем сразу ответить на вопрос задачи? Почему? Можем узнать? Каким действием? Почему? А теперь можем ответить на вопрос задачи? Каким действием? Почему? Запишите решение задачи выражением и ответ. Молодцы, вы достойно выдержали и это испытание. V Итог: Молодцы, ребята. Вы помогли Матроскину выполнить все задания и он получит 5. ТЕМА Решение задач на движение (составление числовых выражений, уравнений) ЦЕЛИ Выработать умение самостоятельно и в комплексе применять знания, умения, навыки; осуществлять их перенос в другие условия. Дети решают, называют ответы. В тех примерах, где допущена ошибка, предлагается сделать проверку в обратном порядке (от ответа). Найдите значение выражений, применив сочетательный или распределительный закон. Соедините стрелкой примеры из двух столбиков. Учитель показывает числа вразнобой, учащиеся должны умножить их на 15 и записать результаты в тетрадь. Д. Скорость равна расстоянию, деленному на время. Записывается формулой. V = S: t. - Время находим, если расстояние разделим на скорость. Вычисляется с помощью формулы t = V : S Расстояние найдем, если скорость умножим на время. Формула S = V * t У. Предлагаю задачи-разминки. Решать их будем устно. Голубь улетел на расстояние 420 км. Через сколько часов он вернется, если его скорость равна 60 км/ч? У. Из двух городов вышли навстречу друг другу два поезда. Один вышел в 8 часов, а другой–в 10 часов. Встретились они в 12 часов. Сколько часов был в пути каждый поезд до встречи? У. От двух пристаней, находящихся на расстоянии 510 км, отплыли одновременно навстречу друг другу катер и моторная лодка. Встреча произошла через 15 часов. Катер шел со скоростью 19 км/ч. С какой скоростью шла моторная лодка? Учитель записывает условие задачи на доске. - Еще раз внимательно вчитайтесь в задачу. О каких величинах идет в ней речь? Д. О скорости, времени и расстоянии. Д. Расстояние –510 км, катер со скоростью 19 км/ч. Встреча произошла через 15 часов. Известно, что они отплыли одновременно. Д. Зная расстояние и время, найдем скорость сближения, а затем скорость моторной лодки. Дети проговаривают, а затем один ученик записывает на доске. 510 : 15 – 19 = 15 (км/ч) – скорость моторной лодки. У. Составьте обратные задачи на нахождение скорости, времени и расстояния. Работайте в тетрадях. Кратко запишите условие, а задачи составьте и расскажите устно. Дети выполняют задания. Один-два ученика рассказывают задачи. Варианты записи решения. Решение: 510 : (19 + 15) = 15 (км/ч) - время, через которое встретятся катер и моторная лодка. Решение: (19 + 15) * 15 = 510 (км) – расстояние между пристанями. У. А теперь с этими данными составим задачу на движение в противоположном направлении. Решение: 510 : (15 + 19) = 15 часов – время, через которое расстояние между моторной лодкой и катером будет 510 км. - Сравним (2) и (4) задачи! Почему выражения, составленные по задачам, получились одинаковые? У. Сравните схемы двух задач и скажите, чем он отличаются друг от друга. Дети записывают схемы. Д. Первая схема подходит к задачам на движение навстречу и в противоположном направлениях, а вторая– к задачам на движение вдогонку. У. А сейчас у нас самостоятельная работа на решение задач на движение при помощи уравнений. - Найдите скорости акулы, кита и дельфина, составив уравнения, но прежде назовите, кто из этих животных млекопитающие, а кто рыбы. У. Первый ряд найдет скорость акулы. Второй – кита, а третий – дельфина. Дети работают самостоятельно. - Проверим позже, а сейчас назовите самую большую скорость и самую маленькую. Д. У акулы самая маленькая скорость, а у дельфина – самая большая. У. На сколько скорость акулы меньше, чем скорости кита и дельфина? Сравните скорости дельфина и кита! Д. Скорость акулы меньше скорости кита на 4 км/ч, а скорости дельфина – на 24 км/ч. У. А сейчас самопроверка! Поставьте карандашом на полях “+” те, у кого ответ: 36 км/ч, 40 км/ч и 60 км/ч. Дети выполняют задание. Д. Чтобы найти неизвестный множитель, надо произведение разделить на известный множитель. У. Теперь работаем в парах. Задание сложное, можно друг с другом советоваться. Учитель читает сначала уравнение для 1-го ряда, затем для 2-го и 3-го. - Проверяем! Кто решил первым, подходит к доске и решает уравнение. У кого есть ошибки? Кто решил правильно? Д. Равенство, содержащее неизвестное число, называют уравнением. У. Что значит решить уравнение? Д. Значение неизвестного, при котором получается верное числовое равенство. Д. Чтобы одно число разделить на другое, надо найти количество цифр в частном. Для этого нахожу первое неполное делимое, ставлю дугу. В частном будет … цифр. (Ставим точки. ) Д. Он должен быть меньше, чем делитель. Дети решают примеры. Одна мастерская переплела 1920 книг, другая – 1935. Первая переплетала в день 640 книг. Вторая – 215. Какая мастерская выполнила работу скорее и во сколько раз? Что означает выражение 1920 : 640? Д. Во сколько раз быстрее выполнила работу первая мастерская, чем вторая. У. Измените вопрос задачи так, чтобы она решалась так: 1935 : 215 – 1920 : 640. Д. На сколь дней больше работала вторая мастерская? Если останется время можно предложить детям следующие примеры. ТЕМА. Задачи на прямую пропорциональную зависимость величин ЦЕЛЬ. Выявить умение детей взаимодействовать при решении задач на прямую пропорциональную зависимость величин. Поезд прошел а километров за b часов. Какова его скорость? Сколь деталей изготовит рабочий за m часов, если за каждый час он будет изготавливать по а деталей. За b одинаковых шариков заплатили с рублей. Какова цена одного шарика? Масса трех пачек масла 750г. Какова масса десяти таких же пачек? Учитель. Ребята, предлагаю вам записать решения этих задач в виде формул для оценки умения решения задачи на прямую пропорциональную зависимость. Согласны? Дети. Да Подождем еще немного, пока Алеша и Маша не оформят записи… Начинаем проверку. Назовите первую формулу. Учащиеся показывают условные знаки согласия или несогласия. Объясните свое единогласное решение. Витя. Чтобы найти скорость движения, надо расстояние разделить на время (согласно формуле). С места раздаются разные варианты ответов. Есть несогласные. Обсудим. Ваня. Неизвестно целое, то есть объем работы. Нам нужно узнать, сколько деталей изготовит рабочий, а не часов! У. Обратите внимание на данную ошибку. Переходим к третьей формуле. Лена. V = c : в Никита. Чтобы найти цену, нужно стоимость разделить на количество товара (согласно формуле). Костя. Стоимость (целое), цена одного шарика (часть), количество товара (количество частей). У. Молодцы! Вы хорошо работаете! Давайте огласим формулу к четвертой задаче. Настя. Задача составная: 750: 3*10 Ваня. Нахождение целого – часть умножаем на количество частей. У. Предлагаю вам составить таблицу по задаче, чтобы еще раз потренироваться в анализе задачи такого вида. Будем работать в группах, а потом сравним содержание таблиц. Реактивный самолет за 3 часа пролетел 2580 км, а вертолет за 2 часа пролетел 430 км. Во сколько раз скорость самолета больше скорости вертолета? Напомните друг другу, какую задачу будете решать. У. Составляйте. Только помните правило: “Выслушивай каждого! ” Дети за определенное время оформляют работу на специальных листочках. Стараются писать аккуратно. Затем сдают работы, и они демонстрируются на индивидуальных досках. Алеша. У второй группы не отмечено то, что значения скорости самолета и скорости вертолета неизвестны. Влада. Правильно. Только потом надо показывать сравнение скоростей. У. Вторая группа, согласны? У. Давайте посмотрим, как другие группы решают вопрос сравнения скоростей. Антон. У третьей группы некорректная запись. По условию необходимо узнать, во сколько раз скорость самолета больше скорости вертолета. А у них наоборот. Дети группы 3. Ведь если одна величина меньше второй, значит, вторая больше первой. Можно записать, что скорость вертолета меньше скорости самолета. У. Давайте договоримся о записи данных в таблицу при сравнении величин. Аня. Просто необходимо строго следовать вопросу задачи. В противном случае можно ошибиться. Ведь задачи могут быть и с несколькими сравнениями. У. Согласны? Давайте выберем типичную таблицу. Осталось решить эту задачу. Давайте самостоятельно запишем решение этой задачи и решим ее. Учащиеся показывают (условные) знаки согласия или несогласия. У. Чему равна скорость вертолета? Учащиеся показывают (условные) знаки согласия или несогласия. Пока вычислительных ошибок нет. Во сколько раз скорость самолета больше скорости вертолета? Влада. Скорость самолета больше скорости вертолета в 4 раза. У. Согласны? У... Спасибо за дружную работу. Подумайте, что для каждого из вас показалось сложным. Почему? Глава III Сложности, возникающие у учителя при проведении уроков по теме. Рекомендации начинающим учителям. 3. 1 Сложности, возникающие у учителя при проведении уроков по теме. Рекомендации начинающим учителям. Как при изучении любой темы могут у учителя возникнуть трудности: При объяснении темы многие учителя не используют чертеж и схемы, это приводит к тому, что дети не могут наглядно представить ситуацию и допускают ошибки. Без использования схем урок становится скучным, не интересным. Не достаточное использование задач занимательного и развивающего характера приводит к скучной, однообразной работе учителя, к недостаточно полному восприятию материала учениками. Учителю необходимо применять разнообразные игры, игровые моменты на каждом уроке. При изучении задач на движение учителю следует использовать чертежи, схемы. Необходимо точно и четко чертить чертеж. Таким образом, при ознакомлении учащихся со скоростью движения и изучения связи между величинами скорость, время, расстояние, необходимо использовать схемы, чертежи, занимательные задачи и задачи развивающего характера, которые повышают интерес у учащихся, способствуют осознанному приобретению знаний, умений и навыков, развивают память, речь, мышление. После ознакомления со скоростью движения и изучения связи между величинами, скорость, время, расстояние , необходимо сформировать у детей умения и навыки решения задач на встречное движение различных видов, а также умение решать и составлять задачи по чертежам и таблицам. Ученики должны научиться сравнивать задачи и выявлять сходное и различное, составлять задачи по выражениям. Бантова М. А. Методика обучения математике в 1-3 классах. –М. : Просвещение, 1984 – с. 236 Программа средне-общеобразовательной школы. Начальные классы. / Под редакцией Зайцева И. В. –М. : Просвещение, 1988 – с. 24-28 Узорова А. И. 3000 задач и примеров по математике. –М. : просвещение, 1996 - с. 36-40 Эднеев И. П. Математика в начальных классах. –М. : Просвещение. 1997 – с. 35-50 Якушева Н. И. Игровые и занимательные задания по математике. –М. : Прсвещение, 1997 –с. 15-17 Алмазова И. Р. Сборник задач и примеров по математике для начальных классов. –М. : -Просвещение, 1999 –с. 61-77 Истомина Методика обучения математике в начальных классах. –М. : Просвещение, 1992 –с. 180 Журнал Начальная школа №4 1999 с. 86-94 Математика 2кл. под ред. Аргинской И. И. М. : Просвещение, 1998 –с. 56-100 Математика 3кл. под ред. Аргинской И. И. М. : Просвещение, 1998 –с. 17-50 Математика 3 кл. под ред. Моро, Бантова –М. : Просвещение 1996 –с. 17-50 Обучение математике 3кл. Давыдов В. В. , Горбов Дидактический материал по математике при организации коллективных занятий 3кл. Попова -с. 103 Приближаясь к дереву со скоростью 18 км/ч, велосипедист Артур мечтает покатать на своем велосипеде красавицу Катю. Как долго продлятся Артуровы мечты, если до дерева осталось 25 м? От морского вокзала в 14 часов отошли одновременно в противоположных направлениях теплоход и пешеход. Теплоход двигался со скоростью 40 км/ч, а пешеход со скоростью 10 км/ч. Если через 2ч пешеход повернется и сначала побежит со скоростью 20 км/ч, а потом поплывет, со скоростью 160 км/ч, то догонит ли пешеход пароход к 19 часам? Неутомимый мальчик прошел 3 км за 3 мин. За сколько часов пройдет 60 км этот неутомимый мальчик? Из города А в деревню Б выехал автомобилист. Проехал со скоростью 80 км/ч 3 часа и проколол шину кривой железячкой. Из деревни Б в город А выехал велосипедист. Проехал со скоростью 16 км/ч 3 часа и тоже проколол шину. Той же самой кривой железячкой. Узнай расстояние между городом А и деревней Б. Одному мальчику приснился страшный сон, будто за ним гонятся пять тигров, восемь львов и двенадцать учительниц математики. Сначала мальчик бежал в своем сне очень быстро и львы отстали от него на 40 км, тигры на 28 км, а учительницы математики на 30 км. Но после этого мальчик как ни старался, не мог бежать быстрее, чем со скоростью 1 км/ч. Мальчик бежал во сне, а за ним гнались тигры со скоростью 4 км/ч, львы со скоростью 7 км/ч и учительницы математики со скоростью 6 км/ч. Кито догонит мальчика во сне, а кто не догонит, если известно, что будильник разбудил мальчика через 8 часов после того, как он побежал со скоростью 1 км/ч. Петр Петрович поехал на велосипеде в гости со скоростью 15 км/ч, а его жена Варвара побежала вперед и спряталась в кустах. Она хотела выскочить вдруг на дорогу и в шутку напугать своего любимого мужа. Петр Петрович проехал на своем велосипеде 2 часа и упал, проехал еще час и опять упал, потом еще час и снова упал. И все три раза в лужу. Через час посте третьего падения Петр Петрович доехал наконец до своей спрятавшейся жены. Жена с жутким воем выскочила из кустов, но увидев вывалявшегося в трех лужах мужа, так сама испугалась, что помчалась домой и добежала туда за 60 мин. Узнай с какой скоростью мчалась домой испуганная жена Петра Петровича? Лошадь всадника без головы движется обычно со скоростью 12 км/ч. Если бы всадник без головы все время говорил ей: “Но! Пошла! ”, она помчалась бы с вдвое большей скоростью. За какое время проехали бы они в этом случае расстояние в 72 км? Машина в первый день прошла за 9ч 522км. Во второй день машина была в пути 7ч и шла с прежней скоростью. Сколько всего километров прошла машина за эти дни? Поставь к условию такой вопрос, чтобы задача решалась меньшим количеством действий. Подумай, можно ли поставить к данному условию такой вопрос, чтобы задача решалась одним действием и все данные были нужны. Если этого сделать нельзя, измени условие так, чтобы такая задача получилась. Запиши и реши новую задачу. Машина в первый день прошла за 9ч 522км. Во второй день машина была в пути 7ч, а скорость ее увеличилась на 6 км/ч. Сколько всего километров прошла машина за эти дни? Сравни ее с задачей №1. Как ты думаешь, какая из задач сложнее? Объясни свой выбор. Реши задачу. Сравни получившееся решение с решением задачи №1. Твое предположение было верным? Можно ли сделать задачу еще сложнее? Если можешь, составь и запиши такую задачу. Найди ее решение. Два самолета вылетели одновременно навстречу друг другу из двух городов, расстояние между которыми 2400км, и встретились через 4ч. Определи скорость второго самолета, если скорость первого была 350 км/ч. Найди среди них те, которые ты можешь решить. Запиши их решения. Подчеркни задачи, которые ты не смог решить. Объясни, в чем трудность. Составь задачу с такими данными, чтобы затруднение исчезло. Два поезда одновременно вышли навстречу друг другу со станций, расстояние между которыми 385км, и встретились через 5ч. Скорость одного поезда 40 км/ч. Найди скорость второго поезда. Два поезда идут навстречу друг другу с двух станций, расстояние между которыми 385 км. Первый поезд шел со скоростью 53 км/ч и вышел на 2ч раньше второго. Через 3ч после выхода второго поезда они встретились. Найди скорость второго поезда. Подумай, какие шаги в решении другой задачи нужно сделать, чтобы она стала такой же, как знакомая тебе задача. Сравни свое предложение с моим: нужно узнать, какой путь до встречи они прошли одновременно. Два поезда идут навстречу друг другу с двух станций. Первый поезд вышел на 2 часа раньше и идет со скоростью 53 км/ч. Скорость второго поезда на 13 км/ч меньше, чем первого. Через 5 часов после выхода первого поезда они встретились. Каково расстояние между станциями? Сравни задачу с задачами из задания 4. Есть между ними связь? С какой из задач 4 связь теснее? Это обратные задачи? Объясни ответ. Реши составленные задачи. Сравни их решения и решение задачи 4. В чем различие? Из Москвы и Саратова вышли одновременно навстречу друг другу два поезда. Один из них идет со скоростью 62 км/ч, а другой 74 км/ч. На каком расстоянии друг от друга они будут через 5 ч после выхода, если от Москвы до Саратова 892 км? Сделай к задаче рисунок. Страницы: 1, 2 |
|
© 2007 |
|