РУБРИКИ |
Дети раздоров - (курсовая) |
РЕКЛАМА |
|
Дети раздоров - (курсовая)p>Невроз- психогенное расстройство, т. е. оно вызвано ссорами людей друг с другом, испугом, конфликтами, неожиданными катастрофами и. т. п.Еще в 1913 году известный немецкий психиатр Карл Ясперс подчеркивал, что невроз должен отвечать трем основным критериям: содержание травмы отражается на клинической картине болезни; невроз появляется, как правило, вслед за психической травмой. При неврозе всегда имеется сознание своей болезни и стремление избавиться от страдания. Когда я в третий раз вышла замуж сын очень переживал это, ревновал к новому мужу (отца своего он не знает), отношения у них не сложились: муж ругал его по поводу и без повода, уговаривал меня сдать ребенка в детский дом. Мальчик замкнулся, стал плаксивым, раздражительным, нетерпеливым, ночью вскрикивал, куда то мчался очертя голову, утром ничего не помнил о своих ночных похождениях. По ночам он еще стал мочиться в постель. Обмочится –проснется, сменит простыню, потом долго не может заснуть, утром глаза боится поднять. Очень переживал это. Чем больше отчим его ругал, тем чаще мальчик мочился во сне в постель. Но заметила, что есть он стал очень много. Как только поест хорошо, настроение улучшается, веселее глядит. Много пациентов, которые для того, чтобы как бы компенсировать свои неприятные переживания, нейтрализовать их, улучшить настроение, забыть о неприятностях в семье, в школе или на производстве, начинают много есть. Вот почему среди невротиков встречается много обжор и толстяков. Это такая же крайность, как и потеря аппетита из-за неприятных переживаний. Прогноз невроза зависит как от непосредственных причин болезни, так и от факторов и условий, способствовавших появлению болезни. Нередко внешние причины явились лишь пусковым механизмом, и болезнь в таких случаях, не исчезает даже после устранения этой внешней причины. Описываются остаточные невротические состояния, как следствие длительно протекающих неврозов. В более легких случаях, когда в происхождении невроза, внешние психотравмирующие факторы играли большую роль, чем внутренние условия, прогноз значительно улучшается. Родители мальчика драчливы, любители выпить, склонны ссориться по пустякам. Когда мать забеременела, она твердо решила избавиться от плода. Было напрасно: ребенок родился. Был он недоношенный, хилый, развивался медленно, плохо говорил, очень переживал дурное отношение к нему со стороны родителей - ведь те вообще не хотели иметь детей и к родившемуся относились порой равнодушно, а чаще, откровенно враждебно. Единственной отрадой для мальчика был дед, он защищал его от побоев родителей, смотрел, чтобы внук был одет, сыт и т. д. Уже с трех- четырехлетнего возраста было видно, что у мальчика имеются многочисленные остаточные явления и внутриутробное поражение центральной нервной системы, по поводу которых мальчика консультировал детский психиатр. В семь лет мальчик пошел к школу: учился средне, мало чем отличался от большинства сверстников, но с годами все больше переживал плохое отношение к себе со стороны родителей и все больше тянулся к деду. Когда мальчику было одиннадцать лет, он полез в подпол и случайно наткнулся на револьвер. Этот револьвер принадлежал деду, который в годы первой мировой войны дезертировал из армии. Когда гражданская война закончилась, дед почистил и смазал оружие, спрятал его и больше к нему не прикасался. И вот спустя более чем полвека этот револьвер, нашел внук и, играя им, прицелился в деда, находившегося рядом. Нажал курок. Дед упал как подкошенный: револьвер был заряжен. Мальчик обомлел, потом закричал: “Я не виноват. Что я наделал? ”Он плакал, не мог найти себе места, ночами не спал, затем стал засыпать, но снился убитый дед, звал к себе, укорял мальчика за то, что тот его убил. Одновременно со всем этим возникли сильное невротическое заикание, ночное недержание мочи, головные боли, плаксивость и пр. Спустя несколько недель, закончились летние каникулы, и мальчик пошел в школу. Учительница встретила его словами: “А вот и убийца пришел”. Отношения с классом резко ухудшились. Мальчик и до этого не блистал знаниями н сообразительностью, а теперь, после всех переживаний и натянутых отношений с учителями и одноклассниками, стал учиться еще хуже. Участились конфликты с ребятами, этой же зимой на катке трое мальчишек сильно избили его хоккейными клюшками. Старались бить по голове, успокоились лишь тогда, когда увидели, что мальчик потерял сознание. Его привезли в хирургическое отделение, там диагностировали сотрясение мозга. Отлежался, стало получше, но и после выписки были головные боли, тошнота, плохая переносимость жары, духоты, шум в ушах, звуки музыки (особенно при усталости), раздражительность. Редко ухудшилась память, а с нею и успеваемость. По поводу остаточных явлений сотрясения мозга лечился у психиатра и невропатолога, улучшения были кратковременными. Летом (спустя год после гибели дедушки) утонул отец: зашел пьяный в реку и захлебнулся. Мать не очень переживала это, сын - тоже; у него к отцу было двойственное отношение: с одной стороны, он его не любил, так же как, в свою очередь, не любил его и отец, а с другой стороны–“все же отец”. Мать несколько раз специально приводила сына в морг, требовала чтобы он лучше запомнил мертвого отца: “И ты будешь такой же, если станешь пить”. После смерти отца отношения с матерью на время несколько улучшились, хотя она в общем продолжала относиться к сыну жестоко и злобно. Если ей нужно было куда-нибудь уехать, она отправляла мальчика в детское отделение психиатрической больницы: “Тебе место там, ты убийца и невезучий вообще, да и к тому же молчун, заика и дурак”И на селе мать всем говорила то же самое. Поэтому и окружающие относились к мальчику в общем недоброжелательно. Мальчик это очень переживал, стремился улучшить отношения с ребятами, но это не получалось, а он еще сильнее замыкался и нервничал. Учился посредственно. Переходил из класса в класс, но фактически школьную программу не знал: учителя жалели его, либо ставили положительные оценки, лишь бы только не ссориться с мальчиком и его матерью. Недержание мочи сохранялось, заикание становилось все сильнее, временами вообще не мог ничего говорить. Настроение обычно было подавленным, хотелось плакать, все видел в мрачном свете, особенно свою будущую жизнь. Изводили головные боли и снижение памяти. С 15—16 лет стал все больше уходить в свои переживания, в свои реально существующие ощущения, связанные с тяжелой травмой головы. Вся жизнь превратилась в фиксацию неприятных ощущений, он был занят только этим, искал помощи, ходил к врачам. Добился консультации в Москве, приехал с надеждой, что быстро вылечат. По характеру он нерешителен, очень впечатлителен, склонен застревать на своих переживаниях, “из мухи делает слона”, с годами все более переживает свою интеллектуальную недостаточность. Этот человек болен, и болезнь его складывалась из разных воздействий, которые отмечались с того времени, когда он еще не родился. Нерожденный, он был уже не любим своими родителями, мать пыталась убить его в чреве. При таких обстоятельствах ребенок наверняка не мог родиться нормальным. Он, конечно развивался с задержкой и нес на себе клеймо человека, пришедшего в мир вопреки желанию своих родителей. Потом началась цепь трагических совпадений, “ударов судьбы”: случайное убийство дедушки, избиение мальчика ребятами, ссоры с педагогами, смерть отца. Нарастала интеллектуальная недостаточность, появилось недержание мочи, заикание. Подросток ушел в свои переживания, болезненные ощущения, вся жизнь превратилась в постоянный анализ болезни и ожидания выздоровления. Это патологическое формирование характера сложного происхождения. Невроз –всегда следствие несовершенства людских отношений, результат человеческих драм и трагедий. Какой бы ни была причина невроза, у таких пациентов всегда имеется множество специфических переживаний, которые свойственны только невротику. Все больные неврозом испытывают чувство неполноценности из-за своих реальных нарушений. Все пациенты с неврозами предполагают и постоянно ощущают, что их мало любят, что к ним равнодушны. В этом звучит обостренная эмоциональная чувствительность невротиков. Жители этого небольшого городка были потрясены: 14-летний подросток убил свою мать. Иногда в газетах пишут, что тот или иной подросток убил отца: не вынес его пьянства, драк, обид. Но мать! Нет, что-то тут не то: может, сын душевнобольной? Через несколько месяцев было сообщено, что мальчик побывал на судебно-психиатрической экспертизе в Москве и судебные психиатры не нашли у него ни шизофрении, ни слабоумия, ни эпилепсии, ни других нарушений, традиционно относящихся к признакам душевной болезни, а расценили подростка как психически здорового человека. Правда, со своими личностными особенностями, но у кого их нет? Да и не ясно, отчего они возникли: от природы или от жизни в доме матери. Когда подростка спросили, почему он совершил это “особо опасное действие” (ООД—на языке юристов и судебных психиатров), мальчик злобно ответил: “Так дальше продолжаться не могло, я измучился с ней”. И действительно, весь город знал, что мать пьет, что она превратила свою квартиру в притон, что за глоток вина она чуть ли не на виду всего города отдавалась первому попавшемуся, не стыдилась не то что сына, а даже случайных прохожих и соседей. Убийца винил во всем не себя и даже не мать, а окружающих людей: как же они вовремя не протянули ей руку помощи, почему отмахивались от его просьб о помощи матери? Ведь он и в милицию ходил, и в райисполком, и в другие организации. Везде просил полечить мать, везде его выслушивали, обещали помочь, но никто палец о палец не ударил, чтобы попытаться вернуть к жизни спившуюся, опустившуюся женщину. Весь этот клубок причин и следствий, приведших мальчика в конце концов в тюремную камеру, начал образовываться давно, когда мальчик еще и в школе не учился. Кто его отец, мальчик не знал. Мать каждый раз называла очередного своего сожителя: приведет нового и объявляет, что на самом деле он и есть отец мальчика, а предыдущий самозванец. Пока очередной сожитель—такой же алкоголик, как и мать, не пропивал все ее деньги, всю мебель, он не уходил. Потом, когда сожитель ее покидал, мать плакала, обещала сыну не пить. И в самом деле, несколько недель она держалась (порой и несколько месяцев), деньги все шли в дом, комната вновь приобретала человеческий вид. Но объявлялся очередной сожитель — и все шло прахом. Все это отражалось на психике ребенка. Не по годам информированный об интимных сторонах жизни взрослых людей, он жалел мать и одновременно ненавидел ее. Особенно, когда очередной сожитель выгонял его из комнаты, иногда даже на мороз. Мальчик плакал, стыдил мать. Со временем понизилось настроение, ходил всегда хмурый, боялся показаться ребятам на глаза, ведь все знали о его позорном житье-бытье. Когда подрос, уже где-то с 8—9 лет, все свободное время проводил в фантазиях о том, как он выгонит из дома сожителей матери, как отведет ее в милицию, чтобы ее направили на лечение от пьянства, как она вернется здоровой и они начнут хорошую, радостную жизнь. Подобные сцены снились ему и по ночам. Но когда просыпался, видел печальную картину полного распада семейных отношений, абсолютную атрофию у матери элементарных родительских чувств и обязанностей. В 13—14 лет стал активнее фантазировать, как он собственноручно поубивает сожителей, но настроение падало, чувство безысходности одолевало, надежд на будущее не было: мать спилась, никто ее не хотел лечить. Соседи и бывшие сослуживцы походили по кабинетам, наталкиваясь везде на стену равнодушия и демагогии, потом и они махнули рукой на судьбу матери героя нашего рассказа, — в конце концов пусть сама и расхлебывает заваренную ею кашу. Когда мать привела очередного собутыльника, и тот стал гнать мальчика из дому (дескать, не мешай нам делать то, что мы захотим), мальчик схватил собутыльника за плечи и поволок его к двери. Но тут мать закричала: “Как ты смеешь его выгонять, он мне дороже тебя, сам уходи”. Кровь ударила подростку в голову, он весь сжался от обиды, от горя, от предательства. Он уже не соображал, что творил. Бросил собутыльника, схватил кухонный нож и всадил его в шею матери. Брызнула кровь, он хотел перевязать мать, отвести ее в поликлинику, но тут вспомнил, как она гнала его из дому, и все ради подзаборного, случайного пьянчужки, с которым она через 10—15 минут улеглась бы в постель, не обращая никакого внимания на сына. Когда подумал обо всем этом, мысль помогать матери мгновенно улетучилась. На душе была одна злость. Нет, было еще и чувство какого-то облегчения: наконец-то кончится эта сумасшедшая, эта мерзкая, унизительная жизнь. Соседи вызвали милицию. Пришел милиционер, увидал мальчишку, сидящего у грязного стола, почти уже окоченевшую мать, спросил, где собутыльник (тот сбежал, и имя его неизвестно), и увез мальчика в камеру предварительного заключения. На допросе он все подробно рассказал, а в конце спросил следователя: как бы вы поступили на моем месте? Тот помолчал, потом раздраженно ответил: “Каждый сам себе выбирает место”. Мальчик знал, что как несовершеннолетний он не будет судим сурово, что в общем его жизнь как-то наладится. Как сложилась его дальнейшая судьба, я не знаю, но надеюсь, что она будет куда более светлой, чем до совершения этого преступления. Итак, кто не повинен в ООД? Всегда взрослые, и в основном родители. Что здесь посоветовать? В каждом конкретном случае совет будет конкретным. Все или почти все пограничныепсихоневрологические расстройства у детей так или иначе связаны с проблемой семейного благополучия или неблагополучия: в одних случаях семейное неблагополучие вызывает или провоцирует болезни, в других–неспособствует их излечению, в третьих –появление этих болезней лишает семью всякого благополучия. Родители первые видят болезнь своего ребенка, именно они и посвящают врача в сущность проявления болезни своего сына или своей дочери. Поэтому важно и родителям, и врачам, и учителям вычислить главное, безусловное, решающее. Чаще всего результатом подобных неблагоприятных воздействий бывает заикание, т. е. расстройство, проявляющееся в нарушении плавности речи, возникновение запинок, судорожных сокращений мышц, образующих звук. Помимо совсем непатологических или не совсем патологических форм заикания, в школьном возрасте существуют патологические формы, которые условно делятся на два типа: неврологическое заикание и неврозоподобное заикание. Оба эти расстройства не являются самостоятельными болезнями, они лишь симптомы разных нарушений, входят как частное в структуру двух основных поражений речи: в картинулогоневроза, т. е. неврологического поражения речи, и в картину неврозоподобного логосиндрома, т. е. неврозоподобного нарушения речи. На фоне этих нарушений появляется страх речи(логофобия), когда ребенок боится говорить. По началу речь таких детей плохая, потом, когда они привыкают к новой обстановке, к новым людям, они говорят уже без страха, т. е. без заикания. Привели на прием семилетнего мальчика. Он сильно заикался — и все из-за страха речи. Потом успокоился и рассказал о своей беде. - Ну как не любить мою маму! Она такая добрая, мягкая, ласковая, всегда защитит, поможет, все ее любят, уважают, она самая хорошая из всех мам. Я не представляю, как можно ее не любить. Нет, наверное, на земле никого, кто бы ее не любил. А я ее люблю больше всех. Папы у нас нет: он уехал в командировку, и я его никогда не видел. Мама о нем редко вспоминала. Однажды она сообщила, что папа приехал. Я обрадовался, стал ждать его, а он все не шел и не шел. Наконец пришел. Какой-то хмурый, злой, ни разу не улыбнулся, от меня держался подальше. Я к нему: “Папа, папа, как я рад, что ты вернулся! ” А он как рявкнет: “Какой я тебе папа! У тебя свой есть”. Смотрю на маму, она вся покраснела и укоризненно смотрит на дяденьку. Я ему опять: “Ты меня забыл, ты долго был в командировке”. А он мне ни слова. Посидели, помолчали. Папа выпил бутылку водки и говорит маме: “Чтобы твоего щенка я не слышал. Пикнет -вмиг по морде дам”. Я перепугался. И маму стало жалко. И себя. Значит, это не папа. А мама меня успокаивает, просит, чтобы я тише вел себя, не бегал, не кричал. Вот и стал я бояться говорить. А потом и заикаться. Когда дяденька уходит из дома, я не боюсь, говорю нормально. Приходит - опять заикаюсь. Ну ничего, скоро я вырасту, стану сильным, не буду его бояться, маму защищу, выгоню дяденьку из дома, а то папа вернется и его застанет. Помимо неврологического заикания, вызванного страхом речи, выделим еще одну форму неврологического заикания–истерическое заикание. Оно вызвано сильной психической травмой, в результате которой у ребенка отнимается речь, а потом, когда она возобновляется, то проходит с заиканием. Вылечить ребенка от логоневроза, не используя психотерапию невозможно. Одним из важных компонентов психотерапии является игровая психотерапия. Проводится она обычно специалистами- врачами, педагогами, психологами, но ее могут освоить и родители. Цель игровой психотерапии–отвлечь ребенка от неприятных переживаний, вызывающих и усиливающих его заикание, научить его самого подавлять эти переживания, сделать мальчика или девочку более смелыми, уверенными, решительными, менее пугливыми и впечатлительными. Всякая терапия лишь ликвидирует крайности. В 1986 году ко мне привели на консультацию 12-летнего мальчика. Он боялся ходить в школу, по утрам отнимались ноги, плакал, скакало артериальное давление, отмечались обморочные состояния. Мальчик ушел в свои переживания, у него можно было диагностировать патологическое формирование личности. А началось все после обыска. Когда он был один, пришла милиция, начала обыскивать квартиру, нашла много ценных вещей, они были конфискованы. После обыска мальчик боялся ходить в школу, стыдился случившегося. Почему же был обыск? Когда мальчику было два года, мать ушла от его отца и вышла замуж за одного крупного работника районного масштаба. Они уехали в другой район, ибо у этого работника были какие-то неприятности. Через 8 лет он ушел из этой семьи и стал жить с другой женщиной. Был он человеком нечестным, думавшим только о себе. Впоследствии его деятельность была подвергнута ревизии, и оказалось, что он воровал и предавал людей. Вот почему в доме его бывшей жены и устроили обыск. Мальчик раньше гордился своим отчимом —точнее, не им, а его служебным положением. Даже когда отчим покинул семью, это не очень опечалило ребенка: все равно на семью распространялось то внешнее уважение, которое оказывалось ей со стороны начальства и прежде. А тут все рухнуло: отчим оказался жуликом. Отчима не любили, поэтому, узнав о его аресте и обыске, никто его не жалел. Если все в семье построено на лжи, воровстве, эгоизме, праве сильного, предательстве, то рано или поздно это все вскроется, и тогда беды не миновать. Особенно тяжело переживают это дети. Справедливое воздаяние рано или поздно случится –об этом должны помнить взрослые, совершая тот или иной поступок. И если вы не хотите, что бы этот суд наказывал ваших внуков и правнуков не совершайте таких поступков. Ведь этим отцы и матери так или иначе наказывают своих и чужих детей, ломая их жизни, внося в их души смятение и чувство вины, заставляя их расплачиваться за грехи в коих последующие поколения не повинны. Одним из распространенных в наши дни психологических расстройств у школьников являются тики, то есть, непроизвольные подергивания различных мышц, особенно лица. Тики, как и заикания, бываютневрологическими и неврозоподобными. Одни тики ликвидируются очень быстро, другие требуют длительного лечения. В частности, есть одна болезнь, при которой соседствуют неврозоподобное заикание и непроизвольные подергивания мышц лица, шеи, конечности. (Шперкинезы). Такие пациенты выкрикивают отдельные звуки –мяукают, стонут, хрюкают, произносят по мимо своей воли бранные слова. Девятилетнюю, спокойную, беззащитную, “домашнюю” девочку избили одноклассники, били жестоко, больно, унизительно. Девочка плакала, просила помощи, но отклика ни у кого не встретила. Били ее просто так, как потом выяснилось, от“нечего делать”. Через некоторое время у девочки нарушился сон и аппетит, появились непроизвольные подергивания мышц лица, а затем шеи и плечевого пояса. Одновременно с этим она стала как бы помимо воли постанывать, хмыкать, произносить и другие непонятные звуки. Вскоре помимо звуков появились и слова, и что более всего поразило мать, так это то, что слова были нецензурные. Мать ругала дочь, стыдила ее, однажды в сердцах даже избила, но все было без толку: девочка дергалась, лицо ходило ходуном, из нее извергались звуки и бранные слова. Девочка не переживала это (что более всего удручало мать) и зачастую вела себя так, словно она специально это делает. А это выводило мать из терпения - она ведь не знала, что дочь больна и что не ругать ее надо, а лечить. Вскоре мать догадалась привести дочь к врачу, но тот заявил, что если каждую хулиганку и матерщинницу будут водить по врачам, то врачи перестанут лечить своих пациентов и переключатся на перевоспитание разболтанных неучей. В конечном итоге девочка оказалась в моем кабинете. Ей было назначено длительное лечение. Матери разъяснено, как себя вести, та исполняла все советы; примерно через полгода девочка была полностью здорова, хотя какое то время и после исчезновения признаков болезни продолжала получать лечение. Важную роль в ее выздоровлении играла и школа: учителя не подтрунивали над девочкой, из которой извергались нечленораздельные звуки, а иногда и ругательства, а деликатно, щадяще, но по прежнему, требовательно и ровно относились к ней. Одноклассницы давно извинились перед подругой, но мать все таки настояла на том, что бы дочь перевели в другой класс, иными словами, союз медиков, родителей, педагогов и сверстников излечили девочку. “За тяжелый характер родителей, за их поведение, эгоизм, раздоры, за их капризы расплачиваются в первую очередь дети. Все это может настолько исковеркать психику ребенка, что порой уже трудно понять, что в ней отчего и еще труднее помочь такому человеку, даже если за дело возьмется самый сердечный, разумный и знающий психиатр. ” Он родился, когда они –молодые, уверенные в своей гениальности –искали пути в жизни, метались, мучались, не знали, чего же им надо. В конце концов каждый из них нашел что то такое, что их в минимальной степени устраивало, но пока они искали себя, ребенок был позабыт-позаброшен, никому не нужен–и в первую очередь его родителям. Они к тому времени разошлись, друг с другом не виделись, а о мальчике забыли, он годами вообще не получал никаких известий. Ребенок мучительно переживал свое двусмысленное состояние. С одной стороны, все знали, что он сын известных людей, которым людская молва приписывала все существующие и несуществующие достоинства. Да если бы можно было хотя бы чуть-чуть поверить тому, что родители писали в своих сочинениях, то они были действительно чуть ли не ангелами, сошедшими на землю, что бы научить грешных людей жить по законам красоты, добра и справедливости. Но уж кто-кто, а сын-то знал, что все это не так, что его родители–патологически эгоистичные люди, глубоко равнодушные ко всему, что не связано с удовлетворением их творческих устремлений. Он-то знал, что и отец и мать, так красочно поучающие человечество, как надо жить, на самом деле ведут себя диаметрально противоположно тому, что они проповедуют. Ребенок носил их фамилию и тем самым был в глазах посторонних самым близким человеком своим знаменитым родителям, но как он мог сказать чужим людям, что его родители давно его забыли, что они не хотят его видеть, что он живет в чужом городе, находится на содержании у дальних родственников, которые при всей своей доброте и отзывчивости, в общем, люди интеллектуально ограниченные и недалекие. Шли годы. Отец случайно погиб. Мать, сменив немало любовников, с каждым из которых она быстро расходилась, так как не могла ничего делать по хозяйству и была способна лишь рассуждать о красоте и добре, оказалась в качестве приживалки в одном семействе, где могла сколько угодно записывать свои фантазии и выдавать их за последние откровения, могущие помочь погрязшему в разврате и цинизме человечеству. Сын закончил среднюю школу. К этому времени умерли его благодетели, он остался один, на все его письма мать не отвечала. Чем больше окружающие интересовались его матерью, чем больше восхищались ее художественными творениями, тем больше в сыне нарастало раздражение против матери, протест против ее двуличия, эгоизма и равнодушия к своим родительским обязанностям. “Тебя никто не заставлял меня рожать, но уж коль родила, то хотя бы символически уделяй мне внимание; волчица и та никогда не бросает в беде своего детеныша, а ты великая женщина, поучаешь человечество, развлекаешь его и совершенствуешь своими художественными произведениями, но к единственному своему ребенку относишься как к врагу, как к существу, отрывающему тебя от твоих литературных дел, от любовников, от свободы”, — так рассуждал этот юноша. В 18 лет он приехал в столицу, пошел к матери, которую не видел более 5 лет и от которой получал в лучшем случае 1—2 письма в год. Но она даже отказалась принять его и разрешить ему переночевать. По существу она выгнала сына на улицу и запретила ему впредь к ней приходить. Он жил где попало, общался со случайными людьми, голодал, в конце концов попал в тюрьму, просидел несколько лет, вернулся, но мать вообще запретила ему даже звонить ей. В своих произведениях она показывала, как горевала по поводу ареста сына, как плачет ее материнское сердце, как несправедлива жизнь и пр. А на самом деле все было не так. Чем больше легенд создавалось о ее взаимоотношениях с сыном (а сама мать вовсю их идеализировала), чем больше молва жалела этого молодого человека как жертву обстоятельств, тем больше сын мучился из-за несоответствия всего того, что было, с тем, как это представляла в своих сочинениях мать и восхищающиеся ею люди. Произведения ее действительно были прекрасными, они жили уже самостоятельной жизнью, независимо от их создательницы. Миллионы людей воспринимали жизнь родителей героя этого рассказа и его самого сквозь призму этих произведений, которые в конечном итоге ни в какой степени не соответствовали действительности. Сын стал пленником легенд, он мучился из-за этого, был одинок и несчастен. “Не могу же я всем говорить, что все это не так, что я с голоду подыхал, а мать на меня не обращала внимания! О том, как было все на самом деле, знаю я, известно это и двум-трем десяткам близких к матери людей, видевших ее истинное отношение ко мне, но и они и я вынуждены молчать, чтобы не позорить известную писательницу, а потом мы умрем, и в истории останется лишь версия матери, а истина забудется, никто не захочет ее, она никому не нужна. Но пока я не умер, я мучаюсь из-за этого, я отказался от фамилии своих родителей, лишь бы меня не путали с ними. Я всю жизнь страдаю из-за них, на самом деле они мне чужие люди”. Шли годы. Герой этого рассказа в конце-концов добился своего, стал известным и уважаемым человеком, но в то же время к нему обращаются сотни людей не как к самостоятельной и яркой личности, а как к сыну известных родителей. Эти люди восхищаются его матерью и отцом, они их искренне любят за их произведения и хотят чтобы сын давал им еще больше информации, подтверждающей величие и совершенство его родителей. Все это глубоко мучало его, но что он мог поделать, кроме того что выгонять из своего дома всех, кто восторженно задавал ему вопросы о родителях? Из-за этого о нем сложилась слава как о неприветливом, завистливом, ревнивом человеке которого совершенно заслуженно не любила его мать. Близкие же люди, зная истинные взаимоотношения матери и сына, все понимали, но: “Против истории не пойдешь, а история работает на мать. Через 100 лет, когда все умрут, останутся ее произведения, из которых читатель узнает не то, как все было на самом деле, а то что хотела мать”. Мать умерла, после похорон множество людей выражали сыну соболезнования, говорили о его тяжелой утрате и. т. д. Это его бесило, в еще большей степени, чем расспросы о его родителях. Сейчас это пожилой человек. Он еще более замкнулся, мучается из-за того, что многие считают его только наследником знаменитых родителей, без конца о них расспрашивают, что его взаимоотношения с отцом и матерью все больше обрастают украшательскими легендами, что люди больше верят мифам, а в истине не нуждаются. Все эти переживания –стержень его личности, они определяют его поведение, отношение с людьми, систему ценностей. Он раб несоответствия правды и легенд, а это делает его внутренне раздвоенным, измученным, живущим не в ладу с собой и временем. Знали ли родители, родившие его много десятков лет назад, на что они обрекли своего единственного ребенка? Они, так часто цитировавшие слова Достоевского о том, что будет проклят мир, в основании которого лежит хотя бы одна детская слезинка, сами же обрекли своего сына на эти слезы, они изуродовали его характер, превратили в нелюдима и мизантропа. Фанатичные поклонники красоты и милосердия, эти люди любили все человечество, но не способны были хотя бы на капельку отрешиться от своих эгоистических устремлений, что бы как-то скрасить жизнь ненужного, чужого им ребенка, свою необыкновенную любовь к которому они так замечательно воспевали. Поэтому постарайтесь в жизни относиться к своим детям иначе, чем это делали те, для кого важнее правда искусства. Внебрачные дети и неполная семья –проблема очень серьезная. Тут нужно сказать с уверенностью, что дети, воспитывающиеся во внебрачных семьях, как правило, более нервны, ранимы, чувствительны, закомплексованы, нежели дети из обычных семей. Поэтому, прежде чем решить зачать ребенка вне брака, женщина должна подумать не только об удовлетворении своих прихотей, но и о том, как сложится судьба ее ребенка. В наши дни из таких семей, наиболее распространена семья, в которой мать и ребенок, зачатый от случайного мужчины, который нередко даже и не знает, что у него растет сын или дочь. Рано или поздно ребенок начинает интересоваться, где его отец. Обычно мать отвечает, что он погиб при исполнении ответственного задания, но в конце концов ребенок узнает тайну своего рождения. В любом случае это оказывает на него невротизирующее действие. Порой возникают и иные проблемы. -Что делать? –нервно спросил он меня и сразу же перешел к существу дела. А выглядело оно следующим образом. У него есть дочь —десятиклассница. Хорошая девочка, труженица, мечтает стать археологом. Некоторое время назад она заявила матери, что беременна и скоро родит. Мать сказала отцу, и вся эта большая и дружная семья лишилась покоя. На все вопросы дочь отвечала примерно так. — Люди ходят в магазин, едут в туристические поездки, приобретают красивые вещи, а я захотела приобрести себе ребенка. Я давно мечтала о нем. Когда же я поступлю в институт, мне будет не до родов, потом тем более. Лишь к тридцати годам— уже после аспирантуры —я смогу родить. Но какой это будет ребенок? Вероятность, что он будет слабеньким, требующим особого ухода, очень велика. Ведь вы, мои родители, меня зачали, когда вам было под сорок, Я хочу, чтобы все шло своевременно, по законам природы. От кого зачала? Не все ли равно. Во всяком случае, от молодого здорового парня с хорошей наследственностью. Вы хотите заставить его на мне жениться? Он и сам этого хочет, да я не хочу. Зачем мне он? Он еще мальчишка. То, что целуется хорошо, это еще не аргумент, чтобы выходить за него. Мне с ним неинтересно—за такого, как он, никогда замуж не выйду. А вот родить от него хочу; он здоров, красив, правда, глуповат, ну так подрастет, а свой хороший ум вы, мои родители, вложите во внука. Школьница рассуждала цинично, а ведь было ей всего лишь 16 лет. Родила. Нормальный сын. Окончила школу, потом институт, затем аспирантуру, сейчас готовится к защите диссертации. В двадцать пять лет вышла замуж. С новым мужем живет душа в душу. Сын его тоже любит, считает отцом. Но однажды мальчик случайно узнал об обстоятельствах своего рождения. Залился горькими слезами, потом стал придирчив к матери, отчима вообще перестал замечать, замкнулся, иногда допытывался у матери, кто его истинный отец: “Мне он не нужен, просто поглядеть на него хочется, мне же любопытно”. Замкнутость, капризность, придирчивость, вредность нарастали. Мать показала его детскому психиатру. Тот несколько успокоил мальчишку, но рану залечил в его душе не полностью. Врач не может всем детям дать полноценных родителей, не может ликвидировать многие последствия родительского легкомыслия. Он не может распутывать клубок, образующийся вследствие эгоизма взрослых, жертвами которого становятся дети. Когда эти дети станут взрослыми, многие из них поведут себя так же, как их родители, и тогда, эстафета зла станет бесконечной. “Любовь к детям –одно из главнейших условий их гармонического развития. Если ребенок чувствует вашу любовь, защиту, то оснований для развития страхов значительно меньше, принимайте ребенка таким каким он есть! Будьте своему ребенку настоящим другом”. А. И. Захаров Страх –неотъемлемое звено в эволюции человеческого рода, так как, он предотвращал слишком опасные для жизни, безрассудные и импульсивные действия. По мере развития психики человека и усложнения форм его жизни страх приобрел социально–опосредованный характер и стал выражать все более психологически тонкую гамму нравственно-этических чувств и переживаний. На частоту появления страхов оказывает влияние количественный состав семьи (полной или неполной). Надо сказать, что каждый пятый мальчик и каждая четвертая девочка проживает в неполной семье. Чаще всего отец уходит из семьи, если у него растет девочка, с которой мать находит язык быстрее и легче. Чем с мальчиком. В 6 лет у мальчиков и девочек число страхов значительно выше в неполных семьях, что подчеркивает особую чувствительность этого возраста к разрыву отношений между родителями. Так отсутствие отца способствует появлению у мальчиков чувства незащищенности и неуверенности к себе, что сказывается на увеличение числа их страхов, так и чрезмерно опекающее, замещающее отца отношение матери ведет к несамостоятельности и инфантильности. У девочек ролевая индетификация (восприятие себя подобным другому) с матерью нарушается не прямо, а косвенно, так как они могут быть не согласны с матерью как инициатором развода и переживать уход отца из семьи, с которым у них были, в отличие от матери достаточно хорошие эмоциональные отношения. В неполных семьях страхи чаще всего встречаются у тех детей, которые имеют брата или сестру одного с ними пола. По-видимому, разведенной матери трудно эмоционально поровну“поделить” детей разного пола, что и отражается на эмоциональной сфере детей в семье. Мальчики из неполных семей чаще, чем девочки, “обязаны”своей нервностью предшествующему их рождению алкоголизму отца. Одним из последствий алкоголизма родителей является понижение чувствительности эмоциональной сферы мальчиков, к тому же всегда более биологически уязвимых, чем девочки. Эмоциональное недоразвитие мальчиков, их недостаточная эмоциональная отзывчивость приводят к уменьшению остроты восприятия и выраженности страхов в целом. Большинство детей проходят в своем психологическом развитии ряд возрастных периодов повышенной чувствительности к страхам. Все эти страхи носят переходящий характер, но они способны оживлять аналогичные страхи, сохраняющиеся в памятитревожных родителей. Страхи взрослых передаются детям в процессе непосредственного общения в семье, это наиболее типичный психологический путь передачи страхов. Поэтому можно утверждать, что вероятность появления страхов у детей всегда выше при наличии их у родителей, особенно если на лицо общие свойства высшей первичной деятельности, а так же когда родители пользуются у детей авторитетом и когда между ними существует тесный эмоциональный контакт. Большинство страхов передается детям неосознанно, но некоторые страхи, точнее опасения, могут сознательно культивироваться родителями в процессе воспитания или внушаться детям навязываемой им в системе ценностных ориентаций. Таким образом, наследуются не сами страхи, а некоторые общие свойства реагирования. Для детей 7-11 лет характерно уменьшение эгоцентрической и увеличение социоцентрической направленности личности. С 6-7 лет ребенок идет в школу. Социальная позиция школьника налагает на него чувство ответственности дома, обязанности, и это является одной из сил. Формирующих и развивающих нравственные стороны личности. Итак, первый раз в первый класс. Отчего же зависит благополучное вхождение детей в новую трудовую деятельность? Ну, конечно, от физического здоровья и от того, как психически они к ней подготовлены. Особенно труден переход к новой учебной деятельности для детей, плохо подготовленных к школе (как правило, большинство из них живут в неблагополучных семьях); для детей ослабленных, избалованных–им трудно привыкнуть к школьной дисциплине, к коллективу; для детей с задержкой психического развития. Ребенок с задержкой психического развития с большими усилиями усваивает требования школы, не подчиняется правилам школьной жизни, не проявляет интереса к школьным занятиям, не умеет сосредоточить внимание, сдержать эмоции. У детей, которые перенесли нервные заболевания, могут усилиться заикание, появиться первичны тики, возобновиться ночное недержание мочи. Это не позволяет им активно и свободно включиться в работу, затягивает адаптационный период. Первоклассники, которые по различным причинам не справляются с учебной нагрузкой, со временем попадают в разряд неуспевающих, что в свою очередь приводит как к неврозам, так и школобоязни. Мальчик 7 лет, один из тех, про которого говорят “звезд с неба не хватает. ”У него появились трудности с освоением учебного материала в первом классе. В семье он был“заброшенный”и никто из вечно занятых собой взрослых не помогал ему войти в нормальный ритм школы. А ребенок все больше замыкался в себе и вскоре перестал отвечать на задаваемые ему учителем вопросы. Внешне это было похоже на заикание, фактически же такое состояние было обусловлено страхом сказать что-либо невпопад и еще больше ухудшить и так не завидное положение. От обуревавшего его страха возникал спазм гортани и затруднялось произношение слов. Вскоре он перестал вообще говорить. По рекомендации психотерапевта его стали оставлять после уроков на дополнительные задания, где он, чувствуя внимание учителя и главное, отсутствие спешки, мог вразумительно говорить и формировать мысли. Со временем мальчик догнал своих сверстников. Когда страхи вырастают у детей в семье с “пониженным тонусом”, то они (страхи) имеют настолько разветвленные корни, что выкорчевывать их можно только вместе с изменением семейных отношений. Для того, чтобы предупредить страхи. Родители должны знать и понимать, как их методы воспитания, их отношение к ребенку влияет на него. Так, если оба родителя все разрешают ребенку, излишне мягки, нерешительны, все время сомневаются, то число страхов у детей может быть максимальным вследствие отсутствия опоры у ребенка в ближайшем окружение. Относительно меньше, но все же достаточно выраженное число страхов наблюдается, когда оба родителя очень строги. Но в том случае одновременно со страхами нарастает и возбудимость детей. Излишняя строгость к ребенку того же пола увеличивает число страхов, что особенно заметно у девочек. Если же родители и не строги по отношению к детям, но без конца дают советы, проверяют, делают замечания, это рождает у них боязнь несоответствовать родительским требованиям. Если родители, которые призывают детей не бояться вообще, требуют обещания исправиться, стыдят и покрывают позором за страхи или даже пытаются обманывать, обещая полное отсутствие каких либо страхов, если ребенок во всем их будет слушаться. Все это, как и излишнее раннее, непосильное физическое и особенно психическое закаливание, игнорирующее реальные возможности детей, их психофизическое развитие, темперамент, особенности формирования характера, неприемлемы, в лучшем случае бесполезны, в худшем–только способствуют усилению страхов. В большинстве случаев страхи уходят сами, так и не заявив о себе в полный голос. Звучащая в них тема перестает волновать ребенка, и он забывает свой страх, поглощенный новыми впечатлениями. С возрастом происходит интеллектуальная переработка страхов, они все более теряют эмоциональное звучание и наивно-детский характер. Если упоминание о Бармалее, способно вызвать дрожь у 3-4 летних детей, то подросток откровенно рассмеется. Однако этот же подросток может боятся смерти родителей и войны, что аналогично страху смерти, скрывающемуся у малышей в образе Бармалея. Таким образом, несмотря на возрастную динамику страхов, их мотивация может оставаться неизменной, а борьба с ними в этом случае превратится в борьбу с ветряными мельницами. Гораздо полезнее узнать и понять, почему сохраняется данный страх, нет ли причин в самих родителях. Правда, задать такой вопрос гораздо легче, чем ответить на него. Рисование –творческий акт, позволяющий детям ощутить радость свершить свою способность действовать по наитию, быть самим собой, выражая свободно свои чувства и переживания, мечты и надежды. Рисование, как игра, это не только отражение в сознании детей окружающей их социальной действительности, но и ее моделирование, выражение отношения к ней. Поэтому через рисунки можно лучше понять интересы детей, их глубокие, не всегда раскрываемые переживания и учесть это при устранении страхов. Рисование представляет естественную возможность для развития воображения, гибкости и пластичности мышления. Действительно, дети, которые любят рисовать, отличаются большой фантазией, непосредственностью выражении чувств и гибкостью суждения. Они легко могут представить себя на месте того или иного человека и выразить свое отношение к нему, поскольку это происходит каждый раз в процессе рисования. Именно это позволяет использовать рисование и игру в терапевтических целях. Рисуя, ребенок дает выход своим чувствам и переживаниям, желаниям и мечтам, перестраивает свои отношения в различных ситуациях и безболезненно соприкасается с некоторыми пугающими, неприятными и травмирующими образами. Ребенок –не просто объект воспитания, но и человек –мыслящий, чувствующий, своеобразно обобщающий свой жизненный опыт, выбирающий, как вести себя, каким быть. Поэтому, для того чтобы понять, почему ребенок именно такой, какой он есть, поступает так, а не иначе, необходимо знать, как он видит семью и вас. Как интерпретирует происходящее. Его хорошее или плохое поведение не навык, который надо поощрять или пресечь, а личностное отношение. Оно является результатом внутренней активности ребенка и имеет для него определенный смысл, который не всегда может быть очевиден со стороны, но именно отношения, а не внешние обстоятельства определяют его поведение, формируют его личность. Ребенок во многом сам определяет каким ему быть, воспитывает себя. Изображение семьи –это не просто тематический рисунок, но и психологическая методика, исследование личностных отношений ребенка. Группируя членов семьи, раскрашивая, декорируя одних и небрежно рисуя других, пропуская отдельных членов семьи и другими средствами ребенок невольно выражает и свое отношение к ним. В рисунке часто проявляются и те чувства, которых ребенок сознательно не признает или не может выразить другими средствами. Поэтому рисунок семьи в отдельных случаях может дать глубокую и содержательную информацию об отношениях ребенка. Посмотрите на рисунок семьи 6-ти летнего Томаса. Нередко происходящие изменения в семье для первенца сопоставимы со свержением с престола, так как часто с появлением нового члена семьи старший вообще теряет былые привелегии. Ребенок, ранее бывший в центре внимания, вдруг ощущает себя в стороне от жизни семьи. Томас нарисовал семью, в которой изобразил отца, мать и малыша. Когда его спросили, почему на рисунке нет его, он со слезами на глазах четко ответил: “Не осталось места”. Часто ребенок начинает испытывать недостаток внимания родителей и вынужден искать новые формы и средства, чтобы добиться внимания, любви родителей, ощутить свою значимость в семье. Этот сложный период не всегда протекает гладко и без проблем. Этот период будет проходить легче и без проблем, если родители обратят внимание на следующие обстоятельства: 1. После появления в доме новорожденного надо избегать существенных изменений в жизни семьи, отношениях родителей со старшими и, если есть, другими детьми. 2. Как и прежде, старшему необходимо уделять столько же внимания, демонстрировать свои нежные чувства. Иную внутреннюю позицию иллюстрирует рисунок семьи 6-ти летнего Ярика. В окружении мамы и папы он изобразил себя ничтожно маленьким, беспомощным, требующим заботы. Если в большой семье малыш никак не может застегнуть пуговицу и после десятой неудачной попытки, разразившись плачем, получает помощь, то единственный ребенок всегда на глазах у родителей. Они бдительны, замечают, когда ему что-либо не удается, когда ему трудно, и спешат на помощь. Единственным детям, как правило, слишком много помогают, и со временем, они начинают осмыслять себя постоянно нуждающимися в помощи. Каждый ребенок в семье развивается в несколько различающихся условиях. Более того, сама семья в которую приходят дети, для каждого иная. Первый ребенок встречается только с вами, а второй ребенок общается и с вами и со старшей сестрой или братом: строит свое поведение, ориентируясь не только на вас, но и на личность старшего. Отличается и опыт, приобретаемый в семье. Ребенок осмысляет отношения не только между братьями, сестрами, взаимоотношения родителей к другим детям и к нему лично, но и родителей друг к другу. Жизнь семьи не сводится к воспитанию детей–это очевидно. Тем не менее, обсуждая ситуацию развития ребенка, очень часто отменовываемсяот супружеских отношений, как будто они никак не причастны к психическому состоянию детей. Дети и их родители не живут раздельными перегородками. Поведение отца и матери по отношению друг к другу, есть такая же реальность, как и отношения родителей к ребенку. Сам факт, что супруги живут вместе и их отношения оцениваются окружающими как хорошие, вовсе не означают, что муж и жена удовлетворены в браке. Под зеркальной поверхностью жизни семьи иногда бурлят страсти. В семье рассматриваемой окружающими как“примерное”, муж и жена могут просто ненавидеть друг друга, между ними простирается “зона арктического холода” или “море безразличия”. Супруги практически разошедшиеся, продолжают жить вместе из самых различных соображений. Дело в том, что ссоры, частые разногласия между родителями, их конфликтные отношения, более пагубно действуют на ребенка, чем сам развод и последующая жизнь с одним из родителей. На это особо обратили внимание психологи, которые показали, что наибольший вред детям приносит не сам развод, а ссоры между супругами, предшествующие расторжению брака. Ребенок чутко воспринимает межличностную дистанцию, образовавшуюся вследствие их ссор. На рисунке 17 6-ти летняя девочка Инна в период перед разводом изобразила своих родителей как уже разведенных. На рисунке маму и отца разделяет не только значительное пространство, но и предметы, расположенные между ними. Конечно же, часто истинные причины ссор родителей остается ребенку неизвестной (родителям впрочем тоже). Более того –встречаясь с необъяснимым, дети додумывают причину- простую, обыденную и в последствие даже стремятся ее устранить. Вот несколько рассказов семилетних детей по картинке рис. 18, побуждающих детей на раскрытие того, как они понимают отношения родителей: “Родители злые, ругаются. Мама сердится, что отец смотрит в окно. Отец тоже злится, что ему не разрешают смотреть в окно. ” “Отец стоит и смотрит в окно, мама стоит рядом. Они не разговаривают. Отец злой. Разбилась ваза. Мама ее разбила. Он злится, что она разбила. Мама не очень хорошо себя чувствует. Она говорит: “Куплю новую вазу”. Отец: “Откуда деньги возьмешь? ” Мама: “Заработаю”. “Отец пришел с работы. Мама говорит: “Почему так поздно пришел? ” Отец: “Было собрание”. Мама: “Почему не сказал? ” Отец: “Я же не знал”. Дети думают, почему родители так долго ругаются. В этих примерах, как и большинстве экспериментально собранных детских высказываний о родительских конфликтах, выявляется стремление детей объяснить семейные конфликты, им понятными житейскими обстоятельствами, причинами которые нам со стороны кажутся наивными. Дети хорошо улавливают типичные внешние обстоятельства, с которыми связан конфликт, но его суть остается для них скрытой. Нередко дети на основе своих суждений даже пытаются устранить“причину”ссор родителей. В одной семье, в которой ссоры происходили на финансовой почве, 6-ти летний мальчик со всей серьезностью обратился к отцу и матери: “Бабушка вчера мне подарила рубль. Если я вам его отдам, вы прекратите ссориться? ” Семей без конфликтов не бывает, в каждой хоть изредка, да и возникает неудовлетворенность браком. Это естественно. Противоречия побуждают к изменению, к поиску более удовлетворяющих отношений. В общем они–двигатель прогресса семьи. Однако нередки случаи когда нерешенные проблемы ускоряются, потому что на них закрывают глаза, маскируют и от себя, и от других. Возникает иллюзия, что если делать вид, что все хорошо, проблемы сами собой исчезнут. Скрываемые трения в семейных отношениях со временем все больше их“изнашивает” и наносит вред и самим супругам, и их детям –проблемы требуют решения, а не хранения за раскрашенным в праздничные цвета фасадом семейного благополучия. Для оценки отношений в семье можно использовать проективный тест “Рисунок семьи”. Для работы необходимо использовать лист белой бусаги 15х20 см или 21х29 см, ручку, карандаш, ластик. к тесту “Рисунок семьи”, “Нарисуй свою семью” При этом не рекомендуется объяснять, что означает слово “семья”, а если возникают вопросы “что нарисовать? ”, следует лишь еще раз повторить инструкцию. При индивидуальном обследовании время выполнения задания обычно длится около 30 минут. При групповом выполнении теста время чаще ограничивается 15-30 минутами. Применение теста предполагает (допускает) использование дополнительных заданий, выраженных в следующих инструкциях: “Нарисуй свою семью, где каждый член семьи изображен в виде фантастического (несуществующего) существа”. “Нарисуй свою семью в виде метафоры, некоторого образа, символа, который выражает особенности вашей семьи”. При индивидуальном тестировании следует отмечать в протоколе: последовательность рисования деталей; эмоциональные реакции и их связь с изображаемым содержанием. После выполнения задания следует стремиться получить максимум дополнительной информации (вербальным путем), обычно задаются следующие вопросы: скажи, кто тут нарисован? Последние два вопроса провоцируют ребенка на открытое обсуждение чувств, что не каждый ребенок склонен делать. Поэтому, если он не отвечает на них или отвечает формально, не следует настаивать на явном ответе. При опросе психолог должен пытаться выяснить смысл нарисованного ребенком: чувства к отдельным членам семьи, почему ребенок не нарисовал кого-нибудь из членов семьи (если так произошло). Следует избегать прямых вопросов, не настаивать на ответе, так как это можетиндуцировать тревогу, защитные реакции. Часто продуктивным оказываются проективные вопросы (например: “Если бы вместо птички был нарисован человек, то кто бы это был? ” “Кто бы выиграл соревнование между братом и тобой? ”, “Кого мама позовет идти с собой? ” и. т. п. ). Можно задать ребенку для выбора решения 6 ситуаций: три из них должны выявить негативные чувства к членам семьи, три позитивные: Представь себе, что ты имеешь два билета в цирк. Кого бы позвал с собой? Представь, что вся твоя семья идет в гости, но один из вас заболел и должен остаться дома. Кто он? Ты строишь из конструктора дом (вырезаешь бумажное платье для куклы), и тебе не везет. Кого ты позовешь на помощь? Ты имеешь… билетов (на один меньше, чем членов семьи) на интересную кинокартину. Кто останется дома? Представь себе, что ты попал на необитаемый остров. С кем бы ты хотел там жить? Ты получил в подарок интересное лото. Вся семья села играть, но вас одним больше, чем надо. Кто не будет играть? Если возможно, иметь сведения о поведении ребенка в семье, детском саду или школе; Обработка теста “Рисунок семьи” проводится по следующей схеме. При выполнения задания по данным инструкциям оценивается наличие или отсутствие совместных усилий в тех или иных ситуациях, которые изображены, какое место занимает сам ребенок, выполняющий тест, и. т. д. Интерпретируя тест “Рисунок семьи”, на основании особенностей изображения можно определить: Степень развития изобразительной культуры, стадию изобразительной деятельности, на которой находится ребенок. Примитивность изображения, или четкость и выразительность образов, изящество линий, эмоциональная выразительность–те характерные черты, на основе которых можно различить рисунки; Особенности состояния ребенка во время рисования. Наличие сильной штриховки, маленькие размеры часто свидетельствуют о неблагоприятном физическом состоянии ребенка, степени напряженности, скованности, и. т. п. , тогда как большие размеры, применение ярких цветовых оттенков часто говорят об обратном: хорошем расположении духа, раскованности, отсутствии напряженности и утомления; Особенности внутрисемейных отношений и эмоциональное самочувствие ребенка в семье можно определить по степени выраженности положительных эмоций у членов семьи, степени их близости (стоят рядом, взявшись за руки, делают что-то вместе методичноизображены на плоскости места, далеко стоят друг от друга, сильно выражены отрицательные эмоции и. т. д. ). При интерпретации результатов обращают внимание на случаи, когда испытуемый рисует большую или меньшую семью, чем она есть на самом деле (считают, что это указывает на функционирование определенных защитных механизмов, чем больше несовпадение, тем больше неудовлетворенность существующей ситуацией). “Рисунок семьи”доступен и детям с пониженным интеллектуальным развитием. Анализ таких рисунков, выполненных учащимися воспитательной школы показывает, что дети“читают”свои рисунки, вкладывая в них определенное эмоциональное содержание. Характерно, что они адекватно осознают и оценивают свое одиночество в семье, улавливают симпатии и антипатии к себе со стороны членов семьи, передают в рисунке отношение к членам семьи. Техника“Рисунка семьи”в отечественной психологии нашла применение в клинических исследованиях. А. И. Захаровым предложен вариант методики, состоящей из двух заданий. Для выполнения первого из них ребенку нужно нарисовать в четырех“комнатах”, расположенных на “двух этажах”, по одному из членов семьи, включая себя. При интерпретации рисунка обращается внимание на размещение членов семьи по этажам и на то, кто из них находится с ребенком (т. е. эмоционально более близок). Второе задание–выполнения рисунка в свободной форме без каких-либо дополнительных инструкций. Методика “Рисунка семьи”доступна и удобна в применении в условиях психологического консультирования, обладает значимостью с точки зрения выбора тактики деятельности психолога-консультанта по психологической коррекции межличностных отношений, так как дает представление о субъективной оценки ребенком своей семьи, своего места в ней, о его отношениях с другими членами семьи. В рисунках дети могут выразить то, что им трудно высказать словами, т. е. язык рисунка более открыто и искренне предает смысл изображенного, чем вербальный язык. Вследствие привлекательности и естественности задания эта методика способствует установлению хорошего эмоционального контакта, психолога с ребенком, снимает напряжение, возникающее в ситуации обследования. Особенно продуктивно применение рисунка семьи в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте, так как полученные с помощью этого результаты мало зависят от способности“вжиться”в воображаемую ситуацию, т. е. от тех особенностей психической деятельности, которые существенны при выполнении заданий, основанных на вербальной технике. Мною была проведена методика “Клиетический рисунок семьи”, в школе №1 г. Новомичуринска, в третьем классе, с непосредственным участием педагога начальных классовКоняхинойЕлены Валентиновны. В обследовании приняло участие 22 школьника. Для работы детям предложили взять простой альбомный лист, цветные карандаши, ластик. Детям было дано задание нарисовать свою семью. Ребятам тема урока очень понравилась и они приступили к выполнению своего задания, которое продолжалось в течении 30 минут. В ходе задания мы наблюдали за поведением детей. Небольшая группа детей, примерно человек 5, выполняли задание спокойно, не отвлекались от рисунка, остальные вели себя более активно–смотрели у товарищей, стирали, сравнивали рисунки. Некоторые дети переспрашивали: “Что рисовать? ”, “Как рисовать? ”, “А себя рисовать? ” , “А я тоже семья? ”. После того, как задание было выполнено, мы беседовали с детьми. Общались с педагогом, которая сообщила некоторые сведения о семьях детей. Для интерпретации“Рисунка семьи” возьмем рисунок №1 Данилова Артема 10 лет. На рисунке изобразил маму, папу и себя, хотя живет с отчимом. При контакте с ребенком были заданы следующие вопросы: Все довольны, он видит всех счастливыми и с улыбкой на лице. Рисунок он придумал сам, он ему очень нравится. При разговоре с педагогом выяснилось, что семья неблагополучная, ребенок живет с отчимом и со своим отцом практически не общается. На основании изображения рисунка можно определить следующее: Наиболее авторитетна в семье мама, потом папа, выражает желание видеть вместе обоих родителей несмотря на то, что не живут вместе. Отчима отрицает–несуществует для него (несмотря на то, что воспитывает отчим). Руки за спиной –нет контакта в общении, есть уши –то есть прислушиваются друг к другу. Ближе ребенок к папе нежели к маме. В глазах присутствует страх или тревога. Длинная шея–доля любопытства, особенно у ребенка. Нет стабильности в жизни, опоры, так как ног на рисунке не видно. Правая нога опора за пределами семьи (у ребенка). Далее хочу привести в пример рисунок семьи Сухаревой Юли 10 лет. Рисунок №2. На рисунке Юля изобразила папу, маму и сестру. Нет на рисунке себя. У Юли занижена самооценка из-за своей полноты. Первым на рисунке изобразила папу, затем маму и сестру. Девочка по натуре стеснительная, отвечая на вопрос: “Почему нет тебя на рисунке? ” ответила: “Не захотела себя рисовать”, махнула рукой и убежала из класса на перемену. Интерпретируя рисунок можно сказать следующее: Прежде чем общаться с семьей, нужно преодолеть преграду –стол. Отсутствует общность с семьей, так как не нарисовала себя. Далее хочу привести еще несколько примеров. Двое из детей, рисовавших эти рисунки, живут в неполных семьях. Атмосфера внутрисемейных отношений отчетливо прослеживается на рисунке. Рисунок №3Каширина Димы 10 лет. Свою семью он нарисовал на рыбалке. Первым он изобразил папу, затем себя и брата. На рисунке отсутствует мама. На вопрос: “Почему нет на рисунке мамы? ” Ответил: “Забыл”. При интерпретации рисунка можно выяснить следующее – Слабый контакт между членами семьи, нет опоры в жизни. Не нарисовал маму. С мамой контакт отсутствует. Брат источник угрозы–скорей всего он его часто обижает. Далее идет рисунок №4. Его изобразила Прокопьева Наташа 10 лет. На рисунке мама была нарисованной первой, затем себя, тетю и папу. На рисунке улыбающихся лиц мы не наблюдаем, все нарисованы грустные, невеселые. При разговоре с педагогом выяснилось, что у Наташи умерла мама, живет с папой, в семье пьют. Интерпритируя рисунок можно сделать следующий вывод: В ее фантазиях потребность общения с мамой. Большое значение имеет мама. Нет взаимного контакта с папой. Но папа занимает не последнее место. Он слушатель. Мама с тетей по всей вероятности общались. Нет ушей, то есть друг друга не слушают. Хорошая опора у всех членов семьи, есть ноги. Повышенная тревожность (волосы заштрихованы) в семье. Далее идет рисунок семьи Леднева Ильи 10 лет. Рисунок №5. При разговоре с Ильей выяснили следующее: свою семью нарисовал играющими на футбольном поле. Себя нарисовал первым и в центре поля, папа стоит в воротах, а сестра и мама изображены на лавочке в виде болельщиков. Елена Васильевна рассказала мне, что у Ильи 2 года назад умер папа, живет с мамой и сестрой. Интерпретация рисунка следующая: У ребенка хорошая самооценка. Себя нарисовал в центре поля. Ребенок имеет тревожность. Мало пальцев на руке–бессилие, зависимость себя по отношению к другим. Нет шеи –не контролирует свои действия. Нечетко изобразил голову –застенчивость, робость. В семье общение больше –правая рука. Чувствует себя больше уверенным чем в не семьи. Папа играет большую роль нежели остальные. Потребность в соперничестве–спортивная игра на рисунке. Стремится к превосходству к чему-либо. “Семья строго говоря, только тогда семья, когда в ней есть дети, иначе супружеское сожитие неполно, без родителей и детей нет семьи… Нормальная семья представляется нам союзом, в котором, при индивидуальности ее членов, царят дружественные отношения, взаимная поддержка и помощь, неразделимость радостей и горестей, словом, совместный труд с целью сделать жизнь и лучше и легче. Дети в семье не первые и последние, а равноправные члены ее. Но появление их в семье составляет событие с которого начинается новая полоса жизни. Если бездетный муж или жена имеют право искать свое личное счастье в той мере, в какой оно доступно людям, то дети вносят в их жизнь альтруистический элемент, который суживает рамки эгоистического счастья, открывая горизонты в других направлениях. Дети порождают много забот, огорчений, лишений, но зато дарят и много радостей, недоступных бездетным супругам. В настоящем месте следует указать, что дети вызывают необходимость строже относиться к самим себе, к взаимным отношениям, к своим отношениям к детям…к родным, к друзьям. Справедливо говорят, что воспитывая других, мы воспитываем прежде всего и самих себя, ибо присутствие детей часто служит уздой против распущенности, несдержанности, требует обдуманности и труда, чтобы придать жизни больше порядка, удовлетворить разнообразным запросам и потребностям, материальным и духовным…” Дети в семье –дополнение, обогащение жизни двух людей, связавших себя узами брака. Они приносят радость и заботу, которые расширяют любовь друг к другу, делают между мужем и женой более глубокой, осмысленной, человеческой. Несомненно, что ребенку нужны оба родителя–любящие отец и мать. Однако продолжающаяся десятилетиями жизнь эмоционально разъединенных людей“ради ребенка”, часто является тщетной попыткой создать иллюзорный фасад семейного благополучия, нерешенные супружеские проблемы хотя и спрятаны под семью замками, вешают на ребенка посредством психологических механизмов: “козла отпущения”, отвержения супруга через ребенка, ребенка –члена “военного союза”, ребенка объединяющего родителей звена и др. Иногда приходиться констатировать, что скрытые супружеские проблемы столь пагубно действуют на ребенка, что выгоды от сохранения брака очень сомнительны. Во многих семьях время от времени трения возникающие между супругами, способствуют появлению психологических проблем у ребенка. Решить эти проблемы, и таким образом, помочь ребенку часто очень невозможно без коррекции супружеских отношений. Семья–единый организм. Нарушение эмоционального состояния ребенка, его “плохое” поведение, как правило, является симптомом других семейных “болезней”. Самая хорошая профилактика –оздоровление, улаживание супружеских отношений, решение собственных проблем. Они не изолированы, а прямо вплетены в ваши отношения с ребенком. Ваши супружеские и собственные проблемы–не только ваше личное дело, но и важный фактор развития личности вашего ребенка. Кого мы растим: Беседы о материнском и отцовском воспитании. –М. : Профиздат, 1989. –144с. –(Библиотека семейного воспитания). Ковалев С. В. Информ. –Методические материалы к курсу “Этика и психология семейной жизни”: Книга для учителя. –М. : Просвещение, 1988. -208с. Ребенок из неблагополучной семьи: Записки детского психиатра: книга для учителей и родителей. –М. : Просвещение, 1988. –207с. Как строить себя и свою семью: Перевод с английского: улучш. изд. –М. : Педагогика –Пресс, 1992. –192с. Захаров А. И. Как преодолеть страхи у детей. –М. : Педагогика, 1986. –112с. , ил. (Педагогика родителям). Хоментаускас Г. Т. Семья глазами ребенка. –М. : Педагогика, 1989. –160 с. : ил. Хрестоматия по этики и психологии семейной жизни: учебное пособие для учащихся ст. классов. (сост. И. В. Гребенников, Л. В. Ковинько. –М. : Просвещение, 1986. –271 с. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога. : Учебное пособие: В 2 кн. - 2-е изд. , перераб. И доп. –М. : Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 1999. –кн. 1. : Система работы психолога с детьми разного возраста. –384с. : ил. Анзорг Л. Беседы об антиалкогольном воспитании: кн. для учителя. –М. : Просвещение, 1987. –80С 15) Иванов М. А. Брак, семья, дети. Педагогика родителям. М. : Педагогика, 1988 Страницы: 1, 2 |
|
© 2007 |
|