РУБРИКИ

Формирование действия контроля в процессе работы над вычислительными приёмами и навыками у младших школьников - (диплом)

   РЕКЛАМА

Главная

Логика

Логистика

Маркетинг

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Международное публичное право

Международное частное право

Международные отношения

История

Искусство

Биология

Медицина

Педагогика

Психология

Авиация и космонавтика

Административное право

Арбитражный процесс

Архитектура

Экологическое право

Экология

Экономика

Экономико-мат. моделирование

Экономическая география

Экономическая теория

Эргономика

Этика

Языковедение

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Формирование действия контроля в процессе работы над вычислительными приёмами и навыками у младших школьников - (диплом)

p>Закрепление знания приема и выработка вычислительного навыка. На данном этапе учащиеся должны твердо усвоить систему операций, составляющих вычислительный прием, и предельно быстро выполнять эти операции, то есть овладеть вычислительным навыком.

В процессе работы важно предусмотреть ряд стадий в формировании у учащихся вычислительных навыков.

На первой стадии закрепляется знание приема: учащиеся самостоятельно выполняют все операции, составляющие прием, комментируя выполнение каждой из них вслух и одновременно производя развернутую запись, если она была предусмотрена на предыдущем этапе. На второй стадии происходит частичное свертывание выполнения операций: учащиеся про себя выделяют операции, обосновывают выбор и порядок их выполнения, вслух же они проговаривают выполнение основных операций, то есть промежуточных вычислений. На третьей стадии происходит полное свертывание выполнения операций: учащиеся про себя выделяют и выполняют все операции, то есть здесь происходит свертывание и основных операций. Четвертая стадия характеризуется предельным свертыванием выполнения операций: учащиеся выполняют все операции в свернутом плане предельно быстро, то есть они овладевают вычислительными навыками. Это достигается в результате выполнения достаточного числа тренировочных упражнений.

Названные стадии не имеют четких границ: одна постепенно переходит в другую. В системе Л. В. Занкова [2] формирование навыков проходит три принципиально различных этапа.

Первый этап –осознание основных положений, лежащих в фундаменте выполнения операции, создание алгоритма ее выполнения. На этом обязательно прослеживается, оценивается и создается каждый шаг в рассуждениях детей, устные рассуждения переводятся в запись математическими знаками. Отсюда вытекает характерный признак этого этапа - подробная запись выполнения операции, с которой в данный момент работают ученики. На этом этапе практически не используется прямой путь. Он возникает только при выполнении промежуточных, знакомых детям операций. Результатом этого этапа является выработка алгоритма выполнения операции и его осознание.

Главным направлением второго этапа является формирование правильного выполнения операции. Для достижения этой цели необходимо не только использование выработанного на 1 этапе алгоритма выполнения операции, но, может быть, в еще большей степени, свободная ориентация в ее нюансах, умение предвидеть. К чему приведет то или иное изменение компонентов операции. В силу этого на втором этапе используются оба пути формирования навыков, однако косвенный путь продолжает быть ведущим, прямой же используется в качестве подчиненного. Третий этап формирования навыка нацелен на достижение высокого темпа выполнения операции. Именно на этом этапе на первый план выходит прямой путь формирования навыка. Главная задача учителя–построить работу так, чтобы дети хотели выполнять необходимые вычисления и получали от этого удовольствие.

2. 2. Особенности формирования действия контроля в процессе работы над вычислительными приёмами и навыками.

Условием нормального протекания учебных действий является наличие контроля за их выполнением.

В исследовании Т. А. Матис [39] изучались пути формирования рефлексивного контроля в совместной учебной деятельности младших школьников. Было обнаружено, что контроль начинает формироваться у детей при совместном решении учебных задач. Важным условием формирования названного учебного действия стало превращение детьми анализа предметного содержания в анализ собственных способов действия в данном содержании (т. е. осуществление рефлексии этих способов). Особую роль в таком превращении играли знаково-символические схемы, позволяющие детям совместно планировать свои действия и контролировать их выполнение. Распределяя между собой и выполняя поочередно то планирование, то контроль за ним, учащиеся с помощью этих схем могли удерживать обе цели внутри сложного совместного действия. По мере его овладения происходило свертывание планирования и отпадала необходимость внешнего контроля за ним со стороны другого ученика: наблюдалось слияние планирования и контроля в одном индивидуальном действии– рефлексивном контроле.

Работа Г. П. Максимовой [22] интересна тем, что в ней вопросы формирования учебного действия изучались во взаимосвязи с формированием таких мыслительных действий, как рефлексия, анализ и планирование.

В исследовании К. Н. Поливанова [29] обнаружено, что важным условием формирования полноценного контроля служит переход младших школьников от выполнения одного учебного действия к другому (наиболее благоприятное условие–переход от преобразования материала к моделированию его существенного отношения.

Работы данных авторов раскрывают одно общее положение, высказанное Д. Б. Элькониным: “Есть основания полагать, что формирования контроля от контроля за действиями других к контролю за своими собственными действиями”.

А. В. Захарова [18] отметила, что выполнение действия контроля способствует тому, что учащиеся обращают внимание на содержание собственных действий с точки зрения их соответствия решаемой задаче. Такое отношение школьников к собственным действиям служит существенным условием правильности их построения и изменения.

Г. А. Цукерман выдвинула гипотезу, согласно которой сотрудничество со сверстниками качественно отличается от сотрудничества со взрослыми и так же, как сотрудничество со взрослыми, является необходимым условием психического развития ребенка. Г. А. Цукерман анализировала взаимодействия детей и их особенности с точки зрения их влияния на психическое развитие в процессе генетико-моделирующего эксперимента. Ее исследования продемонстрировали необходимость кооперации со сверстниками для формирования контрольно-оценочных действий ребенка. Чтобы освоить эти действия, ребенок должен встать на позицию взрослого, а это возможно только при кооперации с другим ребенком, сверстником.

В. В. Рубцов на основе экспериментальных исследований заключает, что кооперация со сверстниками и координация точек зрения– основа происхождения интеллектуальных структур ребенка. Р. Я. Гузман считает, что для организации полноценного совместного учебного действия очень важны такие формы учебной работы, как взаимная проверка заданий, взаимные задания групп, учебный конфликт, а также обсуждение участниками способов своего действия.

Работы Ю. А. Полуянова, Т. А. Матис, В. В. Рубцова, Г. А. Цукерман выявили специфическую роль конфликта точек зрения школьников в возникновении их учебных дискуссий, роль самих дискуссий в совместной учебной деятельности учащихся. Они отметили, что ситуация конфликта позиций, требующая диалога и дискуссий, выступает важным звеном формирования у школьников умения выделять и учитывать точку зрения других людей при контроле и оценке своих действий. В соответствии с мнением Д. Б. Эльконина дети прежде всего должны научиться контролировать друг друга и самих себя. Психологи различают два аспекта взаимоконтроля в учебной деятельности по результату и по процессу. Контроль по результату (продукту) осуществляется на основании того, выполнено задание или нет, насколько качественно оно выполнено. Контроль по процессу предполагает выяснение тех операций, способов, действий, с помощью которых получен результат. Взаимоконтроль по процессу вырабатывает умение осуществлять самоконтроль. Согласно Г. Я. Мор [24, 35], организованный на уроке взаимоконтроль и самоконтроль по процессу приводит к концентрации внимания всех учащихся, формирует в практической деятельности каждого ученика умение рассуждать, дает возможность слабым учащимся лучше разобраться в изучаемом материале, дает возможность на каждом уроке осуществлять обратную связь учителя и учеников.

Развитие умственных действий даёт возможность для развития всех структурных элементов учебной деятельности, а следовательно и действия контроля как компонента этой деятельности.

О сформированности любого умственного действия можно говорить лишь тогда, когда ученик сам, без вмешательства со стороны выполняет все операции приводящие к решению.

Умение осознано контролировать выполняемые операции позволяет формировать вычислительные навыки более высокого уровня, чем без наличия этого умения. Выполнение вычислительного приёма –мыслительный процесс, следовательно, овладение вычислительным приёмом и умение осуществлять контроль за его выполнением, должно происходить одновременно в процессе обучения.

Структура действия контроля должна соответствовать предметному содержанию процесса выполнения вычислительных приёмов, поэтому целесообразно обучать учащихся не только общему способу контроля, но и умению переносить этот способ на конкретные виды вычислительных приёмов.

Важными представляются следующие условия формирования действия контроля в процессе работы над вычислительными приёмами и навыками:

    осознание назначения контроля учащимися;
    формирование у учащихся контрольных суждений;
    постановка учителем перед учащимися задачи на контроль;

совместное планирование действий и контроль за их выполнением; использование заданий, направленных на усвоение алгоритмов контролирующих действий учащимися;

критическое отношение учащихся к контролю со стороны других детей, учителя; формирование потребности в действии контроля.

Перечисленные условия формирования действия контроля в процессе работы над вычислительными приёмами и навыками позволят учащимся избежать трудностей в вычислениях, помогут ученикам быть более внимательными в процессе овладения вычислительными приёмами.

    2. 3. Выводы по главе

Умение выполнять вычислительный прием – есть умение выполнять систему умственных операций, следовательно, контроль –есть умение осознанно контролировать выполняемые операции. При развитии действия контроля на уроках математики, совершенствуется умение осознанно выполнять вычислительные приемы. И, наоборот, в случае отсутствия действия контроля, сформированность вычислительных приемов и навыков имеет низкий уровень. Следовательно, процесс выполнения вычислительного приема и осознанное его контролирование, должны быть двумя сторонами единого процесса, процесса овладения вычислительными приемами и навыками.

Действие контроля, сформированное при овладении одних вычислительных приемов, естественно будет проявляться и при выполнении других вычислительных приемов, поскольку при их решении ученик использует в новой конкретной ситуации те же умственные операции. Усвоенная система операций, составляющая процесс выполнения вычислительного приема, в дальнейшем служит образцом для самостоятельного овладения вычислительным приемом и в то же время позволяет осуществлять пооперационный контроль.

На первых этапах овладения вычислительным приемом пооперационный контроль осуществляется под руководством учителя. Но при целенаправленном формировании умения контролировать выполняемые действия, пооперационный контроль на последнем этапе формирования вычислительных приемов и навыков переходит в самоконтроль, который помогает устранить появление возможных ошибок и вместе с тем повышает качество овладения вычислительными приемами и навыками.

3. Экспериментальная работа по формированию действия контроля в процессе работы над вычислительными приемами и навыками

3. 1. Диагностика сформированности действия контроля и вычислительных приемов и навыков

На основе проанализированной литературы нами было проведено исследование с целью выявления уровня сформированности действия контроля. Базой исследования была определена школа– гимназия № 25 г. Иркутска, 3”Д”класс. В исследовании принимал участие весь класс, составе 23 учащихся. В ходе исследования были использованы следующие методы: письменный опрос, беседа, срезы знаний, самостоятельная работа. Нами были выделены следующие задачи исследования: 1. изучить сформированность некоторых свойств действия контроля: а) умение выполнять контроль по результату и желание его осуществлять б) умение обнаружить ошибку (свою, товарищей, учителя), объяснять ее появление в) умение обнаружить ошибку в ходе действия и реконструировать способ действия. С целью изучения интереса детей к математике, вычислительным приемам нами был проведен письменный опрос, который включал следующие вопросы: Какие задания тебе нравится выполнять на уроках математики? Любишь ли ты выполнять вычисления?

    С удовольствием ли ты находишь значения выражений?
    Какие ошибки чаще всего допускаешь в вычислениях?

Можешь ли самостоятельно найти и исправить ошибки, допущенные в вычислениях? Нравится ли тебе самостоятельно открывать новые способы вычислений? Всегда ли делаешь проверку выполняемых вычислений?

Экспериментальные данные, которые отображены в таблице №1 (приложение 1), позволили получить следующие результаты: 69, 5 % детей предпочитают находить значения выражений, и делают это с удовольствием, причем 8, 6 % из них на сложение и вычитание. Самостоятельно обнаружить и исправить ошибки способны 34 % учащихся (8 человек). Есть основания полагать, что дети не стремятся к выполнению действия контроля по результату.

Для определения уровня сформированности действия контроля была проведена самостоятельная работа, которая состояла из нескольких заданий. Одно из них было направлено на выявление умения осуществлять контроль по результату, стремление выполнять действие контроля.

Содержание: найди значение выражения: 257*8=…. Выполни проверку. Полученные результаты были подвергнуты анализу и представлены в таблице №2 (приложение 2). Экспериментальные данные говорят о том, что 8 человек, что составляет 34, 7%, умеют осуществлять контроль по результату, 6 человек испытывают стремление выполнять действие контроля, 14 человек (60, 8 %) осуществляют контроль по требованию учителя.

Второе задание ставило своей целью выявить умение обнаруживать ошибки учителя и объяснять их появление. Для этого было предложено следующее задание: проверь решение выражений. Объясни ход решения:

    ґ
    5006
    7
    35002
    972
    3
    9
    3114
    7
    3
    4
    3
    12
    12
    0

Наблюдения показали, что 6 человек, что составляет 26%, не смогли обнаружить ошибку учителя и объяснить ее появления.

С целью выявления умения осуществлять контроль по процессу и умения реконструировать решение, учащимся было предложено задание, направленное на выбор правильного решения и исправление неверного:

    ґ
    4831
    ґ
    4831
    ґ
    4831
    504
    7
    504
    7
    504
    7
    9
    9
    9
    42
    626
    49
    72
    42
    612
    39429
    40329
    40429
    18
    14
    8
    14
    14
    7
    44
    0
    14
    42
    14
    2
    ост
    0

Как показывает анализ данных результатов, только у 14 человек (60, 8%) сформировано умение осуществлять контроль по процессу. Реконструировали неверные решения 4 ученика (17, 35), что свидетельствует о несформированности данного умения.

Полученные данные были подвергнуты количественному и качественному анализу, и представлена в таблице 3 (приложение 3), на основе которых мы выявили уровни сформированности действия контроля у учащихся.

Гистограмма дает возможность наглядно представить результаты таблицы.

Проведенный нами анализ приводит к заключению, что у 8. 6% учащихся (Андреев Саша, Грицюк Альберт)– отсутствует контроль, 47, 8% (11 человек) – контроль на уровне непроизвольного внимания, 30. 4% (7 человек) –потенциальный контроль на уровне произвольного внимания, 3человека (Жвакин Сергей, Клещев Артем, Неверова Маша)– актуальный контроль на уровне произвольного внимания. С целью установления результативности данного эксперимента нами был выбран контрольный класс, в составе 22 человек. В ходе исследования были использованы аналогичные методы. В соответствии с полученными данными мы выявили уровни сформированности действия контроля в данном классе. Результаты диагностики сформированности действия контроля сведены в таблицу №4 (приложение 4). Гистограмма дает возможность наглядно представить результаты таблицы (см. рис. 2):

По данным гистограммы можно сделать вывод, что у 4, 5% (Игнатов Семен) – отсутствует действие контроля, 45, 4%(10 человек) – контроль на уровне непроизвольного внимания, 36, 3% (8 человек) –потенциальный контроль на уровне произвольного внимания, 9% (Орданов Глеб, Трухин Дмитрий)– актуальный контроль на уровне произвольного внимания, 4, 5% (Родникова Таня) – потенциальный рефлексивный контроль. Вышеизложенные данные говорят о том, что уровни сформированности действия контроля в экспериментальном и контрольном классах существенно не отличаются. Результаты эксперимента показали, что не все ребята осознают назначение контроля, многие не испытывают желания контролировать себя. Действия товарищей. Мы отметили сложность для учеников в заданиях, направленных на реконструирование решения. В деятельности детей в основном преобладает контроль по результату. Многие учащиеся затрудняются обнаружить ошибки в процессе решения, объяснить их источник, доказать правильность своего суждения. Это говорит о том, что ученики слабо владеют или совсем не владеют умением контролировать себя в процессе решения.

Деятельность по овладению вычислительными приемами можно рассматривать как учебную деятельность, важнейшим компонентом которой является действие контроля. Под контролем правильности выполнения вычислительного приема следует понимать как проверку всей деятельности, направленной на выполнение вычислительного приема, так и проверку конечного результата. Следовательно, при развитии действия контроля на уроках математики, совершенствуется умение осознанно выполнять вычислительные приемы. И, наоборот, в случае отсутствия действия контроля, сформированность вычислительных приемов и навыков имеет низкий уровень. Отсюда возникает необходимость выявить уровень сформированности вычислительных приемов и навыков в данном классе.

В ходе исследования мы основывались на заданиях, которые были использованы при выявлении уровня сформированности действия контроля.

На данном этапе мы определяли уровень сформированности таких критериев вычислительного навыка как правильность, которая характеризуется количеством ошибок, допущенных в промежуточных операциях; осознанность–основанная на осознании каких знаний выбраны операции, умение объяснить ход своего решения; прочность–умение сохранить на длительный срок сформированные вычислительные навыки, которые являются промежуточными операциями в алгоритме.

Определить уровень сформированности таких критериев, как рациональность, обобщенность, автоматизм - не удалось, в связи с тем, что рациональность предполагает выбор более рационального приема из нескольких; обобщенность способность перенести прием вычисления на новые случаи.

Задания, направленные на выявление данных критериев не были включены в исследование. Об автоматизме следует говорить, когда ученик выполняет операции быстро и в свернутом виде, что является не реальным на данном этапе формирования вычислительных приемов и навыков.

Исходя из анализа проведенного среза и беседы, мы представили в таблице №5 (приложение 5) результаты выявления уровней сформированности вычислительных приемов и навыков экспериментального класса.

Данные таблицы для большей наглядности мы представили в виде гистограммы (см. рис. 3):

Проведенный нами анализ приводит к заключению, что 30, 4% (7 человек) –часто не верно находят результат арифметических действий, допускают много ошибок в промежуточных операциях. 65, 2% (15 человек)–осознают, на основе каких знаний выбраны операции, но не могут самостоятельно объяснить, почему решили так, а не иначе. У 26% (6 человек)– промежуточные операции, которые выполняются в алгоритме – сохранены на длительный срок. С целью осуществления сравнительно –сопоставительного анализа и установления результатов выявленного исходного уровня сформированности вычислительных приемов и навыков, нами была составлена таблица №6 (приложение 6), отражающая результаты выявления уровня сформированности вычислительных приемов в контрольном классе. Изобразим результаты таблицы в виде гистограммы (см рис. 4):

Исходя из такой обработки данных, полученных при изучении сформированности вычислительного навыка, можно вывести общий коэффициент каждого уровня, что свидетельствует о том, что 54, 5% (12 человек)–редко допускают ошибки в промежуточных операциях, 22, 7 % - осознают, на основе каких знаний выбраны операции, могут объяснить свое решение, 22, 7% промежуточные операции сохранены на длительный срок.

Таким образом, можно сказать, что существенной разницы между уровнями сформированности вычислительного навыка в контрольном и экспериментальном классах нет.

Полученные данные показывают, что уровень сформированности вычислительных приемов и навыков учащихся при выполнении заданий различен в зависимости от степени овладения приемами действия контроля. Проведенное исследование свидетельствует о том, что причину затруднений учащихся в усвоении арифметических действий следует искать в правильной организации учебного процесса. Один из резервов совершенствования процесса обучения математике–направленность всей методической системы обучения на личность школьников, на их индивидуальные особенности. В связи с этим, необходимо больше внимания уделять организации действия контроля на уроке, так как это приводит к концентрации внимания всех учащихся, формирует умение рассуждать, обнаруживать ошибки в процессе вычислений, позволяет предотвратить преждевременную усталость. Исходя из вышесказанного, мы считаем, что необходима работа, направленная на развитие умения контролировать свою деятельность в процессе выполнения вычислений, что позволяет совершенствовать не только умение выполнять вычислительные приемы, но и способствует воспитанию осознанного отношения к своей работе.

3. 2 Обучающий эксперимент с целью развития действия контроля в процессе работы над вычислительными приёмами и навыками

Анализ психолого –педагогической и методической литературы по проблеме исследования путей и условий развития действия контроля в процессе работы над вычислительными приемами навыками показал, что данная проблема не достаточно исследована на практике. Кроме этого, анализ учебных программ свидетельствует о том, что в традиционной программе уделяется меньше внимания развитию действия контроля, чем в развивающих системах. Таким образом, на основании изученной литературы и выявленного уровня сформированности действия контроля у учащихся школы№ 25 г. Иркутска в классе 3“Д”, нами были выделены следующие задачи: 1) разработать программу экспериментальной работы, направленной на развитие действия контроля в процессе работы над вычислительными приемами и навыками; 2) апробировать программу экспериментальной работы на базе школы №25 г. Иркутска в классе 3“Д”. Содержание программы базируется на следующих принципах: создание благоприятных условий, способствующих развитию действия контроля. индивидуальный уровень сформированности действия контроля.

умение контролировать как действия других людей, так и свои собственные. умение контролировать весь процесс осуществления действия.

Нами была составлена экспериментальная программа в виде таблицы, где представлены этапы исследования, задачи, виды работ, направленные на формирование действия контроля в процессе овладения вычислительными приемами и навыками. (таблица №7 , приложение 7 )

    Рассмотрим более детально этапы экспериментальной работы:
    1 этап – подготовительный. Включает следующие задачи:
    формировать потребность в осуществлении действия контроля.
    способствовать осознанию действия контроля.

актуализировать знания о месте действия контроля в учебной деятельности. обогатить знания о действии контроля.

Для осуществления перечисленных задач была проведена беседа с учащимися о важности действия контроля, о том, зачем нужно контролировать свои действия. Для того, чтобы ученик пришел к необходимости делать проверку, детям предлагалось найти значение выражения и сверить конечный результат с ответом, записанным на доске (неверным).

В процессе работы перед выполнением каждого вычисления была организована установка на контроль.

Ученикам предлагались деформированные выражения, а также задания, выполнить которые было невозможно, не осуществив контроль: выражения, выписанные на доску, были составлены так, что ответ каждого выражения являлся началом какого– то другого. 2 этап – основной. Задача –учить осуществлять проверку по готовому алгоритму; развивать умение учащихся обнаруживать ошибки: в действиях своих товарищей, учителя, собственных, в результате действия, в процессе действия.

С целью приучения контролировать не только собственные действия, но и действия своих товарищей, учителя, дети выполняли вычисление, после чего им предлагалось обменяться тетрадями и проверить вычисления товарища.

В своей работе мы использовали задания, направленные на развитие умения учащихся обнаруживать ошибки, умение объяснять их, выявлять причины их возникновения, такие как: а) решение учителя с преднамеренной ошибкой, б) детям предлагалось найти ошибку и подумать, что привело к появлению ошибки, в) учащиеся задавали такой вопрос отвечающему у доски, чтобы он нашел, исправил и объяснил ошибку. Наша работа была направлена на развитие у детей умение задавать уточняющие вопросы, доказательно рассуждать.

3 этап – заключительный. Задача которого –учить детей самостоятельно разрабатывать алгоритм контрольного действия, ставить учебную задачу на основе контроля.

Мы сочли необходимым показать детям, что существует контроль не только по результату, но и контроль, который охватывает весь процесс осуществления действия (пооперационный). Взаимоконтроль по процессу повышает КПД практической работы, так как почти исключает ошибки в тетради учащихся, формирует речь учащихся, дает возможность слабым учащимся лучше разобраться в изучаемом материале

В ходе работы нам было важно учить детей осуществлять рефлексивный контроль: реконструировать способ действия товарища, учителя, приведший к ошибке. На данном этапе мы использовали задания, направленные на разработку алгоритма контрольного действия. Работа была реализована не полностью, так как требует больше времени для ее осуществления.

Апробацию программы мы проиллюстрируем на примере некоторых уроков. Фрагмент урока№1

    Задачи по развитию действия контроля:
    Формировать потребность в осуществлении действия контроля;
    Развивать умение осуществлять контроль по результату;

Развивать умение контролировать действия товарища, собственные действия; Развивать умение доказательно рассуждать;

    Экспериментальные комментарии
    Ход урока
    2 этап – Повторение
    вид работы – устный счет

Задача для учителя: проверить осознанность, прочность вычислительных приемов относительно устных приемов сложения, деления.

Задача для учащихся: Ребята, сегодня мы продолжим говорить о значении действия контроля, выполним задания, направленные на умение складывать числа, оканчивающиеся на 0, повторим устные приемы деления;

Умение осуществлять контроль по результатам (сопоставлять ответы)

    Умение осуществлять контроль по результату.

Развиваем умение обнаруживать ошибки в решениях товарищей. Это помогает в развитии умения находить ошибки в собственных действиях.

    Развиваем умение доказательно рассуждать.

Уч. Зад. №1. Практич. Задание: Найдите значения выражений, сопоставив результаты и буквы на цветках, и вы узнаете имя мультипликационного героя, который пришел к нам на урок.

Содержание: 270: 270=…; 260: 130=…; 930: 310=…; 420: 105=…; 600: 120=…; 666: 111=…; 280: 40=…; 560: 70=…;

Кто пришел в гости? (Степашка). Как вы это узнали? (Сопоставили результаты выражений и цифры на цветках). Молодцы! Вы очень сообразительны. Мы проверили значения выражений с помощью ответов.

Уч. Зад. №2. Ребята, кто знает, какая птица может ходить по дну водоема? Чтобы ответить на этот вопрос, выполните вычисление:

    Содержание: 250+150+30+120+250=…;
    Ответы: воробей = 850; оляпка= 800; сорока=700;

К нам в гости пришел Незнайка и он утверждает, что по дну водоема может ходить воробей. Вы с ним согласны? Докажите, что Незнайка не прав. Как вы сумели доказать свою правоту? (Выполнили проверку). Как вы считаете, без проверки вы смогли бы доказать свое мнение? Для чего необходима проверка? Итог: Мы не сможем доказать, что решение верно, не будем уверены в достоверности результата, если не выполним проверку, не проконтролируем свои действия.

    Фрагмент урока №2
    Задачи по развитию действия контроля:
    развивать умение осуществлять парный контроль.
    Развивать умение задавать уточняющие вопросы
    Развивать умение обнаруживать ошибки в решениях товарищей

Развивать умение осуществлять рефлексивный контроль: реконструировать способ действий, приведший к ошибке.

    Развивать умение осуществлять контроль по результату.
    Экспериментальные комментарии.
    Ход урока

Развиваем умение осуществлять парный контроль. Развиваем умение обнаруживать ошибки.

Развиваем умение осуществлять рефлексивный контроль: реконструировать решения, приведшие к ошибке. Развиваем умение доказательно рассуждать.

Развиваем умение развивать контроль по результату, контролировать действие своих товарищей.

    2 этап. Повторение
    вид работы – устный счет

Задача для учителя: проверить устные приемы умножения и деления на однозначные, круглые двузначные и трехзначные числа.

Задача для учащихся: Мы повторим устные приемы умножения и деления, продолжим учиться обнаруживать ошибки в вычислениях. Это умение поможет нам не допускать ошибки и вовремя замечать их.

    Уч. Зад. №1 .

Ребята, Чебурашка и Шапокляк прислали нам несколько выражений. Но в конверте все выражения перепутались и теперь мы не знаем, где решения Чебурашки, а где“ловушки”Шапокляк. Поэтому мы не можем быть уверены, что все решения верны, так как Шапокляк любит делать мелкие пакости. Наша задача обсудить выражения и их значения и обнаружить ошибки, если таковые имеются.

    Содержание: 560: 70=80; 360: 9=50; 490: 90=90; 70 * 9=6500;
    30 * 800=2700; 500 * 70=35000;

Работаем в парах. Вам необходимо просмотреть все действия, обнаружить ошибки, объяснить их своему соседу и, доказательно рассуждая исправить их. Итак, сколько вычислений прислал Чебурашка? (Одно). Вы смогли обнаружить и устранить“ловушки”Шапокляк? Молодцы! Это поможет нам не допускать ошибки и быть более внимательными.

    Уч. Зад. №2 Практич. Задание: Найдите значения выражений:

Содержание: 7080: 20=…; 1020: 20=…; 630: 30=…; 3050: 50=…; 2800: 40=…; Ответы для самоконтроля: 308; 354; 402; 413; 423; 484; 554;

Для того чтобы проверить себя, суммируйте ответы 1 и 2 выражений. Если сумма указана в ответах для самоконтроля, то значения верны, переходите к следующему вычислению.

Саша назовет значения 1 и 2 выражений, их сумму, а вы внимательно слушайте и исправляйте по необходимости своего товарища.

Итак, мы нашли верные значения, поучились контролировать себя, своих товарищей, исправлять, доказательно рассуждая.

    Фрагмент урока№3
    Задачи по развитию действия контроля:

Развивать умение разрабатывать алгоритм контрольного действия. Развивать умение осуществлять пооперационный контроль.

    Развивать умение обнаруживать ошибку в ходе вычислений.
    Экспериментальные комментарии
    Ход урока
    Операционный контроль
    Умение обнаруживать ошибки в вычислениях, объяснять их.
    Умение разрабатывать алгоритм контрольного действия.
    Умение контролировать действия своих товарищей.
    3 этап: Закрепление изученного материала.
    Вид работы – выполнение вычисления

Задача для учителя: закреплять умение выполнять письменное деление многозначных чисел, продолжить учить обнаруживать ошибки в вычислениях;

Задача для учащихся: Мы продолжим выполнять письменное деление многозначных чисел, поучимся обнаруживать ошибки, объяснять их.

Практич. Задача: Злая колдунья Гогера отправила к нам своих злых слуг обезьян. Они принесли выражение, в котором, возможно, есть ошибка. Колдунья уверена, что мы ошибку не найдем и превратимся в глупых учеников. Что нам поможет найти ошибку? (Проверка). Правильно, мы должны поучиться проверять не только результат решения, но и весь процесс выполнения вычисления. Нам необходимо составить алгоритм проверки, с помощью которого мы найдем ошибку. Мы уже составляли подобные алгоритмы, так что думаю, мы справимся с этим. Что нам было важно контролировать в процессе выполнения вычислений? На что нужно обратить внимание? (1. Чтобы определить, правильно мы выделили 1 неполное делимое, нам необходимо отсчитать такое количество цифр в делимом, сколько в делителе. Если число, получившееся в делимом, меньше делителя, значит 1 неполное делимое будет больше делителя на одну цифру. Если число, получившееся в делимом, больше делителя, следовательно, оно является 1 неполным делителем. 2. Чтобы определит, верно ли мы подобрали количество цифр в частном, важно найти 1 неполное делимое и посчитать количество оставшихся разрядов. 3. Чтобы определить, правильно ли подобрана цифра в частном, нужно ее умножить на делитель. Получившееся число должно быть не больше делимого, а остаток меньше делителя.

Ваня попробует порассуждать. Остальные внимательно слушают и контролируют ход мыслей своего товарища.

Итак, мы справились с заданием, составили алгоритм проверки деления многозначных чисел, который помог нам найти ошибку. Руководствуясь этим алгоритмом, вы сможете выполнять деление чисел без ошибок.

    3. 3 Анализ результатов обучающего эксперимента

Задачей контрольного этапа является выявление результатов формирующего эксперимента и эффективности программы экспериментальной работы. Для этого нами, во первых, была проведена диагностическая работа по определению уровня сформированности действия контроля и вычислительного навыка, достигнутого ими в ходе апробации серии уроков. Во вторых, был сделан сравнительно–сопоставительный анализ данных, полученных в ходе исследовательской работы в контрольном и экспериментальном классах на констатирующем и контрольном этапе. Для этого были использованы те же методы, что и на констатирующем этапе. В начале данной части исследования, нами был проведен срез по выявлению достигнутого уровня сформированности действия контроля.

Для выявления умения осуществлять контроль по результату, детям предлагалось выполнить вычисление, выбрать правильные ответы из всех предложенных. Содержание: 3172: 13=… ; 4862: 11=… ;

    Ответы: 244; 385; 442; 546;

Второе задание ставило своей целью выявить умение обнаруживать ошибки учителя и объяснять их появление. Для этого было предложено следующее задание: Проверь вычисление. Объясни ход решения:

    680
    5
    5
    130
    18
    18
    0

С целью выявления умения осуществлять контроль по процессу и рефлексивный контроль: реконструировать решение, учащимся было предложено задание, направленное на выбор правильного решения и исправление неверного:

    3650
    50
    3650
    50
    300
    613
    350
    73
    65
    150
    50
    150
    150
    0
    150
    0

Результаты проведенного среза представлены в таблице №8 (приложение 8) . Если критерий, представленный в таблице присутствовал в ответе ученика, то ставился“+”, если не проявлялся, то “-”. По данным таблицы можно сделать следующие выводы: осуществить контроль по результату, выбрать правильные ответы из всех предложенных смогли все учащиеся. Подобные задания выполнялись детьми на формирующем этапе эксперимента и вызывали у них большой интерес.

Обнаружить ошибки учителя смогли 95, 6% учеников. Ольховский Эрик не справился с заданием в связи с отсутствием на многих занятиях обучающего эксперимента. В ходе индивидуальной беседы, которая была проведена с каждым учеником, Грицюк. А. , Топорков. Ю. , Торгашин. В. не смогли объяснить причину появления ошибки. Следующее задание, целью которого было умение осуществлять пооперационный и рефлексивный контроль, оказалось сложным для учащихся. Реконструировали решение только 69, 5% (16 человек). Андреев. С; Леонов. И; Ольховский. Э ; Торгашин. В. не осуществили контроль по процессу.

Большинство детей ограничилось нахождением ошибки в процессе вычисления, не выполнив рефлексивный контроль. Для выявления отношения детей к математике, вычислительным приемам, нами была проведена беседа, экспериментальные данные которой позволили получить следующие результаты: 73, 9% выполняют вычисления с удовольствием. Самостоятельно обнаружить ошибку способны 60, 8% учащихся. Надо отметить, что дети стремятся к выполнению действия контроля. Анализ данных проведенного среза и беседы позволили нам выявить и представить в таблице №9 (приложение 9), уровень сформированности действия контроля экспериментального класса.

С целью наглядного изображения эффективности проведенного формирующего эксперимента, мы представили результаты в виде гистограммы (см рис. 5):

Уровни сформированности действия контроля в контрольном классе представим наглядно (см. рис. 6):

Таким образом, после проведенного формирующего эксперимента общий уровень сформированности действия контроля в экспериментальном классе повысился, а в контрольном классе существенно не изменился.

Анализ данных проведенного среза и индивидуальная беседа позволили нам выявить уровни сформированности вычислительных навыков в экспериментальном классе. Таблица 3

Сформированность вычислительных навыков в экспериментальном классе Уровни

    Критерии
    1,
    человек
    2,
    человек
    3,
    человек
    Правильность
    0
    12
    11
    Осознанность
    2
    15
    6
    Прочность
    1
    12
    10
    Изобразим результаты (см. рис 7):

Уровни сформированности вычислительных навыков в контрольном классе сведены в таблицу№4

    Таблица 4

Сформированность вычислительных навыков в контрольном классе Уровни

    Критерии
    1,
    человек
    2,
    человек
    3,
    человек
    Правильность
    5
    13
    4
    Осознанность
    4
    14
    4
    Прочность
    3
    15
    4

Результаты исследования представлены на гистограмме (см. рис 8)

Исходя из такой обработки данных, полученных после формирующего эксперимента, можно отметить, что общий уровень сформированности вычислительного навыка у учащихся контрольного класса практически не изменился, а у учащихся экспериментального класса повысился. Полученные результаты дают основание утверждать об эффективности обучающего эксперимента. В целом можно сказать, что в процессе проведения обучающего эксперимента, у детей наблюдалось более внимательное отношение к действию контроля при выполнении вычислений, повысился интерес к математике, усовершенствовалось умение не только выполнять вычислительные приемы, но и осознанно относиться к своей работе, контролировать действия учителя, товарищей, умение рассуждать, что оказало положительное влияние на процесс работы над вычислительными приемами и навыками.

    3. 4. Выводы по главе.

Проведенный эксперимент позволяет сделать следующие выводы. Формирование действия контроля предполагает развитие не только умение соотносить объект контроля с образцом, но и умение самостоятельно выбирать или конструировать такие образцы- критерии успешности выполнения тех или иных действий, критерии достижения той или иной цели. Приемам действия контроля необходимо специально учить.

Развитие умения предвидеть результаты своих действий, отдавая отчет в правильности их выполнения, сопоставляя выполняемые действия с определенным образцом, позволяет не только исправлять ошибки, но и предотвращать возможность их появления.

У учащихся следует формировать умение проверять не только конечный результат выполненной работы, но и весь процесс ее выполнения. Формирование полноценного действия контроля возможно только на основе пооперационного контроля, так как он предполагает выяснение тех операций, способов, действий, с помощью которых получен результат.

В связи с тем, что выполнение вычислительных приемов представляет собой мыслительный процесс и является сложным умственным действием, имеющим свое операционное содержание, то овладение вычислительным приемом и умение осуществлять контроль за его выполнением должно осуществляться одновременно в процессе обучения при правильной организации деятельности учащихся. Такой подход к формированию действия контроля в процессе работы над вычислительными приемами и навыками позволит учащимся избежать трудности в вычислениях, так как ими будут усвоены все специфические особенности вычислительных приемов.

    Заключение

Экспериментальная работа дает возможность сформулировать теоретические выводы и практические рекомендации по формированию действия контроля в процессе работы над вычислительными приемами и навыками у младших школьников. Действие контроля является необходимым компонентом учебной деятельности. Сущность действия контроля заключена в обязательном сопоставлении, соотнесении действий с“образцом”, - эталоном действия.

Следовательно, целесообразно обучать детей не только пользоваться готовым эталоном для осуществления действия контроля, но и самостоятельно разрабатывать эталон контрольного действия.

Процесс выполнения вычислительного приема и осознанное его контролирование должны быть двумя сторонами единого процесса овладения вычислительным приемом, так как при развитии действия контроля на уроках математики, совершенствуется умение осознанно выполнять вычислительные приемы.

Необходимо обучать учащихся не только общему способу контроля процесса овладения вычислительным приемом, но и умению переносить этот способ на конкретные виды вычислительных приемов.

В предположении нами были выделены условия формирования действия контроля в процессе работы над вычислительными приемами и навыками. Для создания условий мы разработали программу экспериментальной работы, направленную на развитие действия контроля у младших школьников.

Основываясь на программу, мы выделили этапы экспериментальной работы. Первый этап направлен на стимулирование потребности в осуществлении действия контроля.

Второй этап связан с умением осуществлять проверку по готовому плану, обнаруживать ошибки (в действиях учителя, товарищей, собственных; в результате действия, в ходе действия, в способе действия).

Результаты исследования показали, что с возрастанием уровня сформированности действия контроля усиливается познавательный интерес к уроку математики, совершенствуются вычислительные навыки.

Предположение, выдвинутое в начале исследования, в основном подтвердилось: формирование действия контроля, при соблюдении следующих условий: выделение структурных особенностей действия контроля для отдельных вычислительных приемов;

использование в процессе обучения системы заданий, направленной на усвоение алгоритмов контрольных действий учащимися;

    постановка перед учащимися задачи на контроль,

привело к качественному изменению показателей сформированности действия контроля у младших школьников.

Следовательно, мы можем утверждать, что выделенные нами условия формирования действия контроля в процессе работы над вычислительными приемами и навыками оказались эффективными.

Таким образом, развитие действия контроля в процессе работы над вычислительными приемами и навыками при соблюдении данных условий говорит о том, что разработанная программа экспериментального обучения является эффективным средством формирования структурных компонентов учебной деятельности младших школьников.

    Литература

Абрамова Г. С. Возрастная психология. Учебное пособие для студент. вузов. - М. : Академия, 1997– 638 с.

Аргинская И. И. Математика 3 класс. – Самара, “ Корпорация” Федоров”, 1997 – 88 с. Бабанский Ю. К. Оптимизация процесса обучения. Общедидактический аспект. – М. : Педагогика, 1977 – 254 с. Берцфаи Л. В... Специфика учебного действия контроля //Вопросы психологии – 1987, - №4 – с. 55 - 60 Берцфаи Л. В. , Поливанова К. Н. Диагностика действия контроля // Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей. – М. , 1981 – с. 29 - 40 Берцфаи Л. В. , Романко В. Г. Исследование особенностей рефлексивного контроля. Сообщение 1 // Новые исследования в психологии– 1981, - №2 – с. 68 – 72 Бадма –Гаряева М. В. Развитие вычислительных навыков у учащихся 1 класса // Начальная школа– 1999 - №11 – с. 21 – 23

Бантова М. А. Система формирования вычислительных навыков // Начальная школа – 1993 - №11 – с. 38 - 43 Батий Ю. Ю. Самоконтроль учащихся при выполнении заданий // Начальная школа – 1979 - №4 – с. 41 – 43 Бахир В. К. Развивающее обучение // Начальная школа – 1997 - №5 – с. 26 – 31 Воронцов А. Б. Некоторые подходы к вопросу контроля и оценки учебной деятельности учащихся // Начальная школа– 1999 - №7 – с. 61 – 71 Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. – М. : Педагогика, 1986 – 239 с. Давыдов В. В. Содержание и строение учебной деятельности школьников. – М. , 1978 – 321 с. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. – М. : ИНТОР, 1996 – 544 с. Давыдов В. В. Что такое учебная деятельность // Начальная школа – 1999 - №7 – с. 12 – 18 Елагина Л. Н. Самоконтроль и самооценка в процессе обучения математике // Начальная школа– 1082 - №8 – с. 65 – 67

Емельяненко М. В. Система развивающих заданий по теме “ Умножение многозначного числа на однозначное” // Начальная школа – 1996 - №12 – с. 47 – 50 Захарова А. В. Развитие контроля и оценки в процессе формирования учебной деятельности//Формирование учебной деятельности школьников. – М. , 1982 – 234 с. Зимняя И. А. Педагогическая психология. – Ростов на Дону: Феникс, 1997 – 476 с. Камышева И. Н. Пособие для самоконтроля на уроках математики // Начальная школа – 1988 - №10 – с. 36 - 37 Леонтьев Л. Н. Деятельность. Сознание. Личность – 2 – е изд. – М. , 1977 – 364 с. Максимова Т. П. Влияние формы кооперации младших школьников на развитие контрольно - оценочных действий. // Развитие мотивационно– познавательной сферы младшего школьника в условиях учебной деятельности. – Волгоград, 1985 – 276 с. Мальцева К. П. Самоконтроль в учебной работе младшего школьника. – М. , 1962 – 389 с. Мор Г. Я. Формирование навыков самоконтроля и взаимоконтроля у учащихся //Начальная школа– 1993 - №11 – с. 38 – 43

    Никифоров Г. С. Самоконтроль человека. – М. , - с. 90 – 94

Особенности психического развития детей 6 – 7 летнего возраста /Под ред. Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера – М. : Педагогика, 1988 – 137 с. Петровский В. А. , Черепанова Е. М. Индивидуальные особенности самоконтроля при организации внимания//Вопросы психологии. – 1987 - №5 – с. 48 – 51 Познавательные процессы и способности в обучении / Под ред. В. Д. Шадрикова. – М. : Просвещение, 1996 – 168 с. Поливанова К. Н. Психологические формирования действия контроля в учебной деятельности. // Новые исследования в психологии. – 1983, - №1 – с. 65 – 68 Психологическое развитие младших школьников/ Под ред. В. В. Давыдова. – М. : Педагогика, 1990 – с. 22—103 Реализация межпредметных и внутрипредметных связей в обучении и воспитании младших школьников: Межвузовский сборник научных трудов. – Л. , 1984 – 132 с. Репкин В. В. Формирование учебной деятельности в младшем школьном возрасте//Начальная школа– 1999 - №7 – с. 19 – 24

Репкина Г. В. , Заика Е. В. Оценка уровня сформированности учебной деятельности. Томск: Пеленг, 1993– 62 с.

Романко В. Г. Особенности рефлексивного контроля как учебного действия//Новые исследования в психологии– 1985, - №1 – с. 65 – 71

Самоконтроль младших школьников в процессе решения арифметических задач: Методические рекомендации / Сост. Г. М. Соснина. – Иркутск, 1983 – 34с. Талызина Н. Ф. Педагогическая психология – М. : Академия, 1998 – 497 с. Талызина Н. Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников. – М. : Просвещение, 1988 – 374 с. Фридман Л. М. , Кулагина М. Ю. Психологический справочник учителя. – М. : Просвещение, 1991 – 287 с. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. – М. , 1995, - 342 с. Эльконин Д. Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Вопросы психологии– 1971, - №4 – с. 57 – 61.

Страницы: 1, 2


© 2007
Использовании материалов
запрещено.