РУБРИКИ |
История психологии |
РЕКЛАМА |
|
История психологииИстория психологииДата добавления: март 2006г. Прикамский социальный институт Родоначальник европейского идеализма, создал на основе древнегреческой мифологии философскую модель, вел напряженную борьбу с материалистическим направлением, вершиной которого в период античности являлось учение Демокрита. Противник материализма. Познание - есть анамнесис воспоминание души об идеях, которые она созерцала до ее соединения с телом. Платон интенсивно разрабатывал диалектику и наметил развитую неоплатонизмом схему основных ступеней бытия. Он учил, что истинная реальность, которой он считал сферу вечных, бестелесных, чуждых ему материальных идей, постигается устремленным к этому высшему миру умозрений. Считал, что чувственное и умопостигаемое принадлежит к двум не сопоставимым ни в каком отношении мирам. Считал, что работа мышления отличается от ощущений не только по характеру ее зависимости от объектов, но и по производимым субъектом действий. Аристотель Полагал что идейное богатство мира воплощено в конкретных чувственно воспринимаемых вещах и раскрывается только благодаря земному общению с ними в процессе эмпирических исследований. Неотъемлемое начало органической жизни, но не материального мира в целом. Способ организации материального тела. Окончательно покончил с гилозоизмом – учением о одушевленности всех физических тел. Выделил четыре функции души: Учил, что каждый ситуации соответствует определенный – правильный аффект. Отвергал, что органом психики является мозг – поверхность больших полушариев не обладает чувствительностью. Учился у Платона. Основоположник формальной логики. создатель силлогистики. (СИЛЛОГИСТИКА - от греч. syllogistikos выводящий умозаключение), исторически первое, созданное Аристотелем учение о логической дедукции. “Первая философия”(позднее названа метафизикой) содержит учение об основных принципах бытия: возможности и осуществлении/ источник движения и изменчивого бытия вечный и неподвижный “ум”; ступени природы: неорганический мир, растение, животное, человек. “ум”, разум, отличает человека от животного. Центральный принцип этики - разумное поведение, умеренность (метриопатия). Августин Культивировал негативное отношение к реальному миру и интровертную установку – человек должен остаться наедине с собой чтобы устремиться к всевышнему. Проповедовал спонтанную активность души с телом с которым она соединена. Гераклит “По каким дорогам ты ни шел бы, не найдешь границ души, так глубок ее логос” Все существующее, в том числе телесное и душевное, непрерывно изменяется и безостановочно течет. Разделил психические и допсихические состояния в организме. Внутри психического познания вычленил: мышление, познание, уровни понимания. Парменид Провел принципиальное различие между чувственно познаваемым миром и миром умопостигаемым. чувственно познаваемый мир – текучий, зыбкий, вечно изменчивый. умопостигаемым мир – неподвижен, однороден, закончен. Первым провел принципиальное различие между умопостигаемым, неизменным и вечным (“единым”), бытием (сфера истинного знания) и чувственно воспринимаемой изменчивостью и преходящей текучестью всех вещей (сфера“мнения”). Считал мир состоящим из бесчисленного множества качественно различных частиц, учил, что их движение упорядочивается благодаря уму. Он указывал на начало, придающее процессам природы и человеческому поведению (включая мышление) закономерный характер. Вывел, что сладкое, горькое и др. чувственные свойства вещей нельзя познать с помощью их самих. Выдвинул учение о неразрушимых элементах “семенах” вещей (позже названных гомеомериями). Движущий принцип мирового порядка ум (нус), организующий элементы. Демокрит Разработал атомистическую модель мира, воплотившую в себе принцип причинности. Душа – лишь одна из разновидностей вещества среди других. По Демокриту, существуют только атомы и пустота. Атомы неделимые материальные элементы (геометрические тела, “фигуры”), вечные, неразрушимые, непроницаемые, различаются формой, положением в пустоте, величиной; движутся в различных направлениях, из их“вихря”образуются как отдельные тела, так и все бесчисленные миры; невидимы для человека; истечения из них, действуя на органы чувств, вызывают ощущения. Сократ Родоначальников диалектики как метода отыскания истины путем постановки наводящих вопросов Создатель понятия – диалектика – нахождение истины с помощью беседы. “Познай самого себя” С помощью определенным образом подобранных вопросов помочь собеседнику найти истинный ответ–сократический метод, и тем самым привести его от неопределенных представлений к логическому ясному знанию обсуждаемых предметов. В отличии от софистов у которых исходным пунктом было отношение человека к людям, он принял за основу отношение человека к самому себе, как носителю интеллектуальных и нравственных качеств. Был обвинен в “поклонении новым божествам” и “развращении молодежи” и приговорен к смерти. Излагал свое учение устно. Цель философии самопознание как путь к постижению истинного блага; добродетель есть знание, или мудрость. Для последующих эпох Сократ стал воплощением идеала мудреца. Лукреций Душа, разновидность материи –активна, деятельна, способна подчинить себе тело состоящее из более грубой материи. Есть только атомы, учил Он, движущие по естественным законам из которых нужно выводить и сам разум. В его учении термин “Распознавание” явился приемником термина – сознание в наше время. Создатель концепции – “зрительного акта” Утверждал, что душа обладает способностью направляться не только “вверх” – к божественному, и “вниз” –к неземному материальному миру, но и к самой себе, воспринимая тем самым свою собственную деятельность. Он понимал психическое действие любого уровня как чисто духовное. Память –это не запас впечатлений она есть не что иное, как знание о свих прежних действиях Отвергал единое материальное начало как основу органической жизни Алкмеон Кротонский Утверждал, что имеется прямая связь между органами чувств и мозгом. Представитель кротонской медицинской школы. Впервые дал натурфилософскую концепцию человеческого тела как микрокосма и сбалансированной системы противоположностей. В его работах философское учение о душе стало своего рода прослойкой между наукой и религией. Занимался исследованием возникающих в организме психических феноменов, а именно продуктов деятельности глаза. “ … Чувствующей частью органа зрения является не хрусталик, а сетчатая оболочка”. Предполагал, что индивидуальная душа обладает некоторыми способностями, коренящимися в чувственности которые позволяют ей воспринимать божественный разум. Учил, что человек связан с божеством не прямо, а посредством божественного разума. Душа – чистый субъект, не обладающий ни чем кроме способности сознавать. Бернардино Телезио Полагал, что движение материи не может объяснить особое положение человека. Склонялся к тому, что душа – бессмертна. Дал понятие – “живопись”, и стал создателем науки живопись. Придавал большое значение строению и свойству двигательного аппарата. Воспевал высокое значение строения глаза. Изучая функции органов, рассматривал организм как образец “природной механики”. Впервые описал ряд костей и нервов, особое внимание уделял проблемам эмбриологии и сравнительной анатомии, стремясь ввести экспериментальный метод и в биологию. Утвердил ботанику как самостоятельную дисциплину, дал классические описания листорасположения. Явился одним из основоположников палеонтологии, считая, что окаменелости, находимые на вершинах гор, опровергают представления о“всемирном потопе”. Хуан Луис Вивес Один из первых противопоставил эмпирико – психологическое познание метафизическим учениям о душе. Сформулировал закон ассоциации. Доказал, что самым верным способом управления чувствами является вытеснение одного аффекта другими, более сильными. Провозгласил имевшие в те времена революционный смысл идеи о том, что человек есть слуга и истолкователь природы, что значение становиться силой (подобной силам природы), когда люди от книг обращаются к реальным явлениям, от умозрения– к эксперименту. Решающую роль он придает эксперименту –не созерцанию и наблюдению, а изменению явлений посредством действий с использованием инструментов, орудий, приборов. Природа предстает как огромный механизм, безгранично открытый для вычислений, наблюдений экспериментов с помощью различных приборов. тело – автомат – система, организованная по законам механики. душа – упорядочивание автомата – системы. Работа внутренних органов и поведение организма нуждается только во внешних толчках и соответствующей материальной конструкции. Ввел понятие “страсть” или “аффект” – эмоциональное состояние + ощущения + представления. Лейбниц Считал, что в душе существует известное предрасположение, благодаря которому в дальнейшем из нее могут быть извлечены в неопытные истины. Произвел разделение психических явлений и представленость на уровне сознания, и при отсутствии сознания, считал что, непрерывно продолжается незаметная деятельность психических сил. О принципиальной неотделимости души и тела, душа не самостоятельная по отношению к телу“начало” Предметом психологии познания должны служить конкретные психические явления, а не душа как целостная сущность. Учение о психике – часть общего учения о материальном мире. Законы природы – есть строго причинные явления. Пытался поставить вопрос –каким образом можно вывести мыслительную активность из принципа механического воздействия. Он считал, что в материальном мире нет ничего, кроме движущейся материи. Дал точное определение понятию самосохранение–конечная цель к которой устремлен каждый и во имя которой один индивид вынужден наносить ущерб другому. Опыт есть последствия совместной деятельности ощущений и рефлексии. Вывел термин “ассоциация” Его учение это первая материалистическая концепция бессознательного. Его идеи: Рецептор должен рассматриваться не сам по себе, а как компонент системы. Выдвинул идею о том, что следующие за раздражением рецептора движения мышц могут происходить в незаметной для внешнего восприятия форме. Волевое поведение возникает у человека благодаря соединению сенсомоторных реакций с речью. Развил учение о чувственном опыте (источнике знаний) как потоке “впечатлений”, причины которых непостижимы. Проблему отношения бытия и духа считал неразрешимой. Отрицал объективный характер причинности и понятие субстанции. Разрабатывал теорию ассоциации идей. В этике развил концепцию утилитаризма, в политэкономии разделял трудовую теорию стоимости А. Смита. Учение Юма один из источников философии И. Канта, позитивизма и неопозитивизма. Волей человека, по Юму, руководят именно аффекты, а не разум. Разум сам по себе не способен нейтрализовать действие какого-либо аффекта, это может сделать только другой аффект. Все аффекты Юм делит на спокойные (например, чувство прекрасного) и бурные (например, любовь или ненависть). Особое место среди описываемых им аффектов занимает аффект симпатии, которая оживляет все другие аффекты. Она возникает в результате воображаемого перенесения себя на место другого человека, испытывающего определенные душевные переживания Описал различные классы психических явлений и разделил их на иерархически расположенные группы. Его теория –каждый человек рождается с запасом принципов и истин, позволяющих ему независимо от опыта различать прекрасное и безобразное, дурное и хорошее. Дал понятие ощущение – простое состояние, которое существует в уме познающего. А. Н. Радищев Он налагал, будучи материалистическим монистом, что психические явления совершаются в пространстве и воплощены в пространственных структурах. Тем самым он отвергал противопоставление психического физическому по признаку не протяженности. Придерживался, что формирование умственных качеств индивида зависит не только от взаимодействия внешней среды но и от телесной организации. Общие “достижения” для данного периода Развитие проблемы аффекта (страсти) – как телесное состояние, являющимся могучим регулятором психической жизни. Развитие учения о живом теле как механической системе, которая не нуждается для своего объяснения ни в каких скрытых качествах и душах Развитие понятия о сознании как присущей индивиду способности путем внутреннего наблюдения иметь самое достоверное, знание о собственных психических состояниях и актах. Ссылаясь на свои опыты он указывал, что единый нерв представляет в действительности связку различных нервов, имеющий каждый собственное качество. Рассчитывал экспериментально расчленить душевную жизнь на ее первичные элементы. В результате хирургических экспериментов установил различие в функциях нервов. Он очень близко подошел к понятию рефлекторной природе чувственного познания тем–что считал пространственный образ вещи складывается благодаря непроизвольной деятельности глазных мышц. В 1811 установил распределение нервных волокон в корешках спинного мозга Провел работы по связи выразительных движений с функциями различных отделов нервной системы. Внес существенный вклад в разработку представлений о рефлексах и рефлекторной дуге. Обнаружил один из защитных рефлексов, состоящий в том, что при смыкании век оба глазных яблока поворачиваются к верху. Маршал Холл Рефлекс – такие акты, природа который апсична. Рефлекс – не есть деятельность психических моментов. Ф. Галль Произвел первые попытки “размещения” в извилинах больших полушариев все “умственные силы”. Флуранс Выдвинул гипотезу, что сетчатка глаза содержит три вида волокон каждый из которых реагирует на свой световой луч. Развил учение о коллективном бессознательном, в образах которого (т. н. архетипах) видел источник общечеловеческой символики, в т. ч. мифов и сновидений (“Метаморфозы и символы либидо”). Цель психотерапии, по Юнгу, осуществление индивидуации личности. Оказал влияние на культурологи, сравнительное религиоведение и мифологию (К. Кереньи, М. Элиаде и др. ). В период его деятельности он предложил новую классификацию наук, среди которых – психологии не было. Внутренний мир станет предметом науки тогда, когда будет восстановлена бесплодная почва интроспективного анализа. - утверждал, что мозг производит мысль так же, как печень желчь. Враждебно относился к рабочему движению и социализму. - в мышлении видел лишь физиологический механизм. Биохимические исследования Молешотта сыграли значительную роль в развитии физиологической химии. - понимал сознание не как активное отражение объективной реальности, а как зеркальное (пассивное) отражение действительности; сторонник социального дарвинизма. Сочинения этих авторов способствовали развитию материалистического воззрения. За свой период научной деятельности эти германские ученые внесли лишь малую лепту в развитии психологии. Вульгарный материализм – мозг является не столько энергетической сколько информационной машиной. Ложность их позиции заключалась в ошибочном понимании мозга как машины. Иоганнес Мюллер Рефлекс – есть деятельность психических моментов и примером тому служит – чихание, кашель. Каждому органу чувств свойственна своя “специфическая энергия” – скрытая в органе она разряжается под действием внешних стимулов. Уитстон Выводом после изучения глаза был следующий –глаз нельзя рассматривать как чисто оптический инструмент и как чисто анатомический орган. Первоначально последователь Гегеля, затем (1839) подверг критике его философию. В центре философии Фейербаха человек, трактуемый как биологическое существо, абстрактный индивид. Религию истолковывал как отчуждение человеческого духа, источник которого чувство зависимости человека от стихийных сил природы и общества. Основу нравственности усматривал в стремлении человека к счастью, достижимому посредством“религии любви” (человеческого единения, взаимосвязи Я и Ты). Э. Пфлюгер Экспериментально доказал несостоятельность рефлекторной концепции Холла. Доказал, что объективный подход у целесообразному поведению позвоночных требует сенсорной регуляции. Произвел первую революцию в психологии как переход к изучению объективной психологии. Важную роль в структурировании человеческой психики отводил речевым знакам. Герман Гельмгольц Обнаружил и измерил теплообразование в мышцах, изучил процесс сокращения мышц, измерил скорость распространения нервного импульса. Вывел понятие о идеомоторном акте –движение которое автоматически вызывается не раздражением нервных окончаний самих по себе, а идеей, образом, психическим. Он считал процесс общественного развития объективацией духа. Самосознание – родовое, в неличностное начало, развивающегося отдельной личности. Его открытия: Сознание формируется в деятельности причем моделью, с которой он писал картину деятельности, служил труд. Отстаивали принцип детерминизма как незыблемую основу научного мировоззрения. Пытались доказать, что психические акты неотделимы от явлений. Психика – одна их форм жизнедеятельности. Психические явления подчинены определенной закономерности, которая доступна опытному изучению и может быть выражена математическии. Он утверждал, что сознание разлито по вселенной, небесные тела воодушевлены, а материя лишь оборотная теневая сторона психического. Открыл определенную математически формулируемую корреляцию между физическими стимулами и сенсорными реакциями. Под воздействием достижений физиологии органов чувств он выдвинул свою психологическую программу. Психология, имеет уникальный предмет – непосредственный опыт субъекта постигаемый путем самонаблюдения! Обычное самонаблюдение бесконтрольно и хаотично. Контроль и порядок в исследовании сознания способны внести экспериментальные процедуры физиологии. Он считал, что в физиологии как таковой не содержится ни каких данных расширяющих возможность психологического объяснения. В его школе формировалась первое поколение профессиональных психологов. Сравнивая его программы с другими выходит, что ее решающее преимущество было связано с утверждением эксперимента в качестве главного рычага превращения психологического знания в научное. Выдвинул концепцию “аналитической интроспекции”. содержит психологическое истолкование мифа, религии, искусства и т. д. П. Ф. Лесгафт Руководствуясь принципом сенсомоторного единства, он разработал теорию физического образования, в качестве главной цели которого утверждалась“сознательная физическая форма” Карлос Гросс Противопоставил учению о том что игра по своей сущности является будто бы атавизмом, остаточным явлением. Согласно которой игра обращена не к прошлому, а к бедующему и служит школой подготовки организма к жизненным испытаниям. Г. Мюнстерберг Один из родоначальников тестологии - // сравнительная тестология Г. И. Россолимо Идея количественной оценки ингредиентов душевной жизни с целью воссоздания ее индивидуального профиля у здоровой и больной личности. Выделили 11 психических процессов который разделил на пять групп: Внимание Российский ученый и мыслитель-материалист, создатель физиологической школы. Обосновал рефлекторную природу сознательной и бессознательной деятельности, показал, что в основе психических явлений лежат физиологические процессы, которые могут быть изучены объективными методами. Открыл явления центрального торможения, суммации в нервной системе, установил наличие ритмических биоэлектрических процессов в центральной нервной системе, обосновал значение процессов обмена веществ в осуществлении возбуждения. Исследовал дыхательную функцию крови. Создатель объективной теории поведения, заложил основы физиологии труда, возрастной, сравнительной и эволюционной физиологии. Труды Сеченова оказали большое влияние на развитие естествознания и теории познания. Предложил новый план в психологии – объективная наука. Истинный смысл его проекта – построить новую психологию на принципе детерминизма и объективном методе. “РУССКИЙ ПИОНЕР РЕФЛЕКСОЛОГИИ” Разработал план новой психологии об “ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНЫХ АКТАХ СОЗНАНИЯ”. Область психологии –это не сами по себе ощущения, или преставления, а те акты которые производит субъект когда он превращает нечто в объект осознания. Вне акта объект не существует. Резко критикует взгляды на человека как на неизменное существо. Поведение человека есть изменчивое явление. Оно выступает как производное общественных отношений. Развил теорию трудовой народной школы, предложил генетическую теорию памяти. Корнилов Константин Николаевич Психологические процессы –это свойство высокоорганизованной материи и что такое понимание определяет решение вопроса о предмете психологии. Он считал что система современной психологии науки не должна замыкаться в узкие рамки только индивидуальной психологии, а должна включать в себя социальную психологию, основывающуюся на теории исторического материализма. Возглавил методологическую перестройку психологии на основе диалектического материализма. Нет ни одного сознательного или бессознательного процесса мысли, который не выражался бы рано или поздно в объективных проявлениях. Исследования лечебного применения гипноза, в т. ч. при алкоголизме. Труды по половому воспитанию, поведению ребенка раннего возраста, социальной психологии. Исследовал личность на основе комплексного изучения мозга физиологическими, анатомическими и психологическими методами. Основатель и директор первой в России Московского Психологического Института. Он стремился оторвать экспериментальную психологию от материализма и подвести под нее материалистическую базу. Психология Словарь справочник / М. И. Дьченко, Л. А. Кандыбович - Мн. : Хэлсон. 1998. |
|
© 2007 |
|