РУБРИКИ |
Курс лекций по ораторскому искусству - (лекции) |
РЕКЛАМА |
|
Курс лекций по ораторскому искусству - (лекции)Курс лекций по ораторскому искусству - (лекции)Дата добавления: март 2006г. Курс "Ораторское искусство" Представленный ниже материал подготовлен благодаря тем лекциям, которые я слушал у Феликса в Москве в 1999 г. Если Вас заинтересовал этот материал, Вы сможете связаться с ним по тел. (095)203-2480 и пройти курс лекций по ораторскому искусству. Также исходные тексты лекций были дополнены моими наблюдениями и примерами из практики. Копирование ничем не ограничено и приветствуется (при ссылке на авторов). Альтернативный довольно неплохой курс г-на Шахиджаняна Вы сможете найти по адресу http: //1001. vdv. ru/books/speak Михаил Иванов Упражнение в группе. Каждый член группы представляется (Меня зовут Дима.... ) Каждый последующий повторяет имена всех предыдущих в том порядке, в котором они представлялись и называет свое имя. Участвующие рассказывают о своих опытах публичных выступлений (удачных и неудачных) Через скованность проходят все люди. Человек не рождается скованным, таким его делает общество. 90% людей боятся публичных выступлений. Для некоторых страх перед аудиторией занимает второе место после страха смерти. Примеры. Наполеон упал в обморок при своем первом выступлении в Парламенте. Рокоссовский брал уроки публичного выступления. На самом деле избавится от скованности не так сложно, как это кажется на первый взгляд. Скованный человек боится, что о нем плохо подумают и это и вызывает скованность. Волнение забирает часть эмоциональной энергии, необходимой для выступления. При выступлении перед аудиторией нас смущает: Количество слушателей * По степени знакомства (родственники, коллеги, чужие люди…) * По степени авторитетности Страх имеет свой диапазон от легкого испуга до панического ужаса. Существуют следующие способы борьбы со скованностью при публичных выступлениях: Пение в аудитории (все слушатели) для повышения уровня уверенности в себе. Тема для обсуждения в аудитории - "Смертная казнь за и против" Желающие высказаться выходят и рассуждают на эту тему, отстаивая свою точку зрения. По результатам - обсуждение ошибок и методов их исправления. Практика. Она способствует приобретению привычки находиться в центре внимания) Предварительная подготовка, т. е. доскональное знание темы, наличие плана выступления, подсказок Физическая расслабленность. Неконтролируемые мышечные зажимы отнимают часть эмоциональной энергии. Верить в то, что выглядишь и говоришь хорошо. Работа с зеркалом, магнитофоном. Сбор мнений и замечаний слушателей. Делать то, что страшно (принцип работы с тяжелыми весами - метод японских менеджеров) Пример - рассказать свою биографию в метро. Спеть песню в публичном месте. Самовнушение (для создания нужного настроения) Представить, что слушатели - Ваши друзья. Представить, что слушатели - Ваши подчиненные или люди, которые заняли у Вас деньги и не вернули в срок. Самовнушением надо заниматься непосредственно перед выступлением. Надевать "маску" уверенности. Внешняя уверенность способствует проявлению внутренней уверенности. Взгляд прямой, в глаза. Он говорит - на него, я говорю - можно и отвести глаза. Взгляд фиксированный, не менее 2 сек. На одном объекте. Голос достаточно громкий (не путать с криком), рассчитанный на последний ряд, ровный (Перед выступлением можно проверить как вас слышно) Голос тихий, "дрожащий" Тон голоса уверенный, речь эмоциональная (м. б. радость, удивление и т. д. ) Однозначность в действиях. Сначала решил, а потом сделал. Неоднозначность в действиях трактуется как смущение, не знание темы. Не надо извиняться без надобности. Ролевая игра. Надо представить себя в роли Президента России. Слушатель садится за стол перед аудиторией. Аудитория задает вопросы (в т. ч. и "неприятные"), на которые необходимо ответить, проявив все признаки уверенности Для раскрепощения - чтение стихов вслух перед аудиторией. Отрывок готовит модератор. Маркером выделяются ударные слова. Слушатель ждет, что ему подадут яркую речь. Блеклое выступление он не слушает, а если она еще и несодержательная, то многие "голосуют ногами", создавая при этом еще худшую обстановку. Тема для обсуждения "Гороскопы, нужны ли они? А если нужны, то кому? " Н. р. - способность говорить бесконечно долго на самые разнообразные темы. Она необходима тогда, когда мы либо забываем план речи, либо говорим экспромтом. Ненужные паузы во время выступления одно из худшего, что может произойти. Аудитория начинает волноваться за выступающего. Если все же это случилось, то паузу надо обязательно держать, т. е. не проявлять признаков волнения, либо заполнять речью. При этом все мысли хороши кроме банальностей и глупости. Развитие последней мысли, т. е. та мысль, на которой ты остановился, является темой для дальнейших рассуждений. Использование слов стимулирующих появление очередных мыслей: Потому что, поэтому, иначе сказать, например, кроме того Пример: Автомобиль – ГИБДД - Госчинвники-Взятка-Тюрма-Сибирь Рекомендация. Отвлекаться не более чес на одну ступень Б. Всестороннее освещение темы. Мысленно или вслух задаешь себе вопросы и сам на них вслух отвечаешь. Пример. Автомобиль ( Какие марки? Кто их предпочитает? ) Упражнение на тренировку памяти. Попытаться вспомнить цепочку своих рассуждений в обратном направлении. Использование этих методов позволяет сделать речь плавной, когда одна мысль логически следует из другой и при этом сохраняются все признаки уверенности Прим. Если есть проблемы с ненужными паузами, то лучше избегать пользоваться этими методами. Упражнение: Слушатель говорит на заданную тему и по сигналу (хлопок) без паузы продолжает говорить на другую тему. Тема совпадает со словом на котором он остановился. Упражнение: Говорить на тему средней сложности в течение 10 минут ( мозжечок, дирижабль, ) ( Консалитет ( морская квитанция), пиот, блювал (синий кит) кашпо, лонжерон, гугол = 10**100, прецессия (ось вращения), эстамп, фактор "комодити") Подсказка: ассоциации, звучание слова Все силы и способности оратора служат выполнению следующих пяти задач: во-первых, он должен приискать содержание для своей речи; во-вторых, расположить найденное по порядку, взвесив и оценив каждый довод; в-третьих, облечь и украсить все это словами; в-четвертых, укрепить речь в памяти; в-пятых, произнести ее с достоинством и приятностью” Цицерон К. р. обусловлена психологией восприятия психологии восприятия слушателя. Она обеспечивает понятность и длительность запоминания речи, наводит порядок в мышлении говорящего. Классическая схема (вступление, основная часть, заключение) Вступление и заключение по объему должно быть не более 1/3 от всего объема выступления. Целеустремленность. Любая речь имеет общую и конкретную цели. В выступлении обязательно должна быть главная мысль (тезис), которому посвящено все выступление. Это "ствол дерева речи". На нем надо фокусироваться. С него начинать и им заканчивать ("Запоминается последнее". Штирлиц 17 мгновений весны) Каждая мысль должна логично вытекать из предыдущие. Нужен "мостик". Надо готовить слушателей. Переход к последующей мысли только после того, как закончена последняя ( не пересекаться и не повторяться). Речь - самолет в полете. Есть взлет, основной маршрут, посадка, определено время полета. Нельзя отклоняться от маршрута, возвращаться назад, нужно "перелетать" в следующий участок только поле того, как закончен предыдущий. Необходимо иметь "перспективу речи". У человека точка внимания только одна. Тяжело держать в голове сразу несколько мыслей. Упражнение: Даны два разных слова. Надо говорить об одном и плавно подводить речь к другому Темы Тема для обсуждения: "Церковь и религия" (Церковь не в бревнах, а в ребрах) Совет Перед выступлением всегда оставлять свои координаты. Меня зовут ______, должность, по таким-то вопросам со мной можно связаться по тел ___________. Это же стоит повторить и после выступления. Совет Если Вы выступаете перед аудиторией и у Вас есть презентационные материалы для демонстрации их на экране, то необходимо иметь указку. Для этих целей идеально подходит детская игрушка “лазерный луч”. При этом, обязательно надо предварительно проверить, как Ваша презентация читается на компьютере, т. к. зачастую возникают проблемы со шрифтами, освещением и д. р. Когда аудитория незнакомая, то м/у выступающим и публикой возникает стена "официальности", недоверия, которое препятствует воздействию на слушателей. Такое происходит практически всегда. Стену надо разрушить, т. е. установить контакт. Хотя со временем "стена" разрушается сама, лучше убрать ее сразу. Этому помогают следующие средства контакта с аудиторией. Доброжелательность, которая выражается в улыбке, доверительном тоне голоса Естественность Зрительный контакт (это забота о слушателе). Большая часть времени надо смотреть в глаза, фиксируя взгляд. "Мы" как форма общения вместо "Я"- "Вы". Потому что я-вы = противопоставление, я мы - одно целое Содержание речи (м. б. сдобрена хорошими, запоминающимися примерами) Яркость - интонация, эмоциональность Паузы (начальная). Важно делать паузы до и после главных мыслей (Гитлер держал паузу до 10 минут) "Сказка". Интересный рассказ, анекдот, любопытный факт (Должна быть конкретика (кто? где? когда? ) Вопросы слушателям. Часть информации полезно донести в виде диалога, т. к. характер монолога притупляет внимание слушателя. Когда человек слышит вопрос, он начинает мысленно отвечать на него. При этом не всегда уместно задавать вопросы. Интригование - обещание интересной мысли. ( А сейчас я Вам расскажу интересный случай) Часто этим приемом пользоваться нельзя Наглядность (привлечение зрительного внимания) Рисование на доске (никогда нельзя поворачиваться спиной к залу, даже если рисуешь) Демонстрация на личном примере (вот, посмотрите на мой галстук…) Навыки тренируются постепенно. Сначала нужно, чтобы соответствовали жесты, затем другой элемент Дикция (как резкость фотографии) Существуют дефекты от небрежного произношения. Есть врожденные дефекты. Звуки рождают губы и язык. Надо создать как можно больший объем во рту. Губы должны быть слегка напряжены Ехал Грека через реку, видит Грека в реке рак, сунул руку в реку Грека, рак за руку Греку цап Шла Саша по шоссе и сосала сушку Карл у Клары украл доллары, а Клара у Карла - квартальный отчёт (Современный вариант) У перепела и перепелки пять перепелят. Сшит колпак не по-колпаковски, надо бы колпак переколпаковать, перевыколпаковать. На дворе дрова, на дровах братва, у братвы трава (шутка). Кукушка кукушонку купила капюшон, так в капюшоне он смешон. Работники предприятие приватизировали, приватизировали да не выприватизировали. Нищий шуршит тыщами и пятидесятитысячными. Стаффордширский терьер ретив, а черношерстный ризеншнауцер резв. Цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла. Это колониализм? - Нет, это не колониализм, а неоколониализм! Тпру, тпру, Жириновский, тпру! Деидеологизировали-деидеологизировали, и додеидеологизировались. Кто не работает, тот не ест то, что ест тот кто работает. Роман Кармен положил в карман роман Ромена Роллана и пошёл в "Ромэн" на "Кармен". Шеф швейни лжив - пошив паршив. Ловко лавируя в ларингологии, лекарь-ларинголог легко излечивал ларингиты С хорошей коллекцией скороговорок можно познакомиться по адресу http: //rannee-razvitie. psyinfo. net. ru/storage/store14. htm Упражнение: Сесть перед зеркалом и непрерывно смотреть себе в глаза 2-3 мин. Упражнение: Стул, стол, комод - твои слушатели. Перед ними надо произносить речь, смотря только на них. Прим. Когда человек что-то видит и вспоминает об этом взгляд уходит вправо вверх. Когда он что-то представляет - взгляд уходит влево вниз. Прирученный взгляд отнимает козыри у твоих собеседников. В случае, если существуют проблемы с произношением, нужно заготовить стакан воды и уменьшить скорость речи. И. в. необходима для привлечения внимания слушателей и облегчения понимания речи. Тон голоса (диапазон по высоте) Речь - как песня и желательно, чтобы амплитуда была большой. Громкость Надо делать ударение на ключевые слова. Они, как правило, громче/тише, ниже/выше и заключаются в паузы. Пример Комбинация протонов и электронов делает все многообразие мира. Вопросительное ударение передается повышением тона в голосе, утвердительное - понижением Перечисляемые слова - ударные. Банки, инвестиционные компании - все являются финансовые институтами Слово, обобщающие перечисление - ударные. Все, ничто, нигде, никогда, всегда Слово, содержащие вопрос, ударное - где, куда, зачем, откуда Противостоящие слова - ударные (что посеешь, то и пожнешь ) Слово, с которым что-то сравнивается, ударное (злой как черт, глупый - как пробка) Правило прилагательного. Если прилагательное стоит перед определенным существительным, то ударение падает на существительное (при прочих равных условиях) Если прилагательное стоит после существительного, тогда ударение падает на существительное. Упражнение: Берется предложение и делается разное ударение (вопросительное, восклицательное, утвердительное) Интонация - растерянность, ярость, равнодушие Упражнение: Все слушатели пишут название речи и тезисы к нем. После чего наугад выбирают и ярко эмоционально раскрывают тему. Чем больше словарный запас, тем более выразительна речь. Словарный запас человека делиться на активный и пассивный. Весь словарь русского языка около 40 тыс. слов, первые 1000 слов составляют 67% от словаря обычного человека, первые 100 наиболее употребляемых слов – 41%, первые 10 слов – 18%. Шекспир использовал –14 тыс. слов, Пушкин –27 тыс. , средний человек –4-5 тыс. Чтение вслух. Помогает запоминать новые слова. Когда читаешь про себя быстро забываешь Изучение словаря синонимов. В среднем слово имеет 5 синонимов, но есть и слова у которых их более 40 (хорошо). Прим. В 2000 офисе в word есть стандартная функция подбора синонимов в правом меню мыши. Беседы. Важно завести тетрадь, в которую записывать понравившиеся слова и обороты. Чтобы они были в активе нужно периодически их перечитывать. Прим. Если новое слово в течение дня произнести три раза, оно становиться обиходным. Афоризм. Если каждый месяц ты будешь учить 5 новых слов, то через год друзья будут думать, за кого он себя принимает. Наш словарный запас динамичен. Если долго не говорить, то он уменьшается. Если находиться в профессиональной среде – то появляется жаргон. Аргументы должны быть резкими. Они могут воздействовать как на разум, так и на чувства Аргументы должны быть конкретными. Инфляция не просто низкая, а равна 18% в год. Общие фразы звучат голословно и отрицательно действуют на человека. Внушение удается, когда человек не задумываясь верит говорящему. Зачастую можно внушить даже абсолютную чушь умным людям. уверенный тон голоса (я знаю, о чем говорю и не верить в это просто смешно). Между уверенным тоном голоса и содержанием речи связи может и не быть. Однозначная аргументация Акцентировать внимание слушателей только на выгодах, скрывая недостатки тезиса. Слушатели не всегда знают о предмете все. Для большей убедительности слушателям можно привести 2-3 аргумента и доказать их несостоятельность. Данный метод очень опасен и действует в очень ограниченных ситуациях. Убеждающие обороты. Их нужно ставить перед внушаемым утверждением (как известно, давно доказано, ни для кого не секрет и т. д. ). Их можно использовать, когда нет времени на доказательство тезиса, либо когда не знаешь как это сделать, либо перед ложным утверждением. Ссылка на авторитет. Люди часто слепо верят авторитетам. М. б. ссылка на специальную литературу, статистику. Часто ораторы ссылаются на Библию. “Гомеров порядок” расположения аргументов. На первом месте – сильный, далее слабее, еще слабее, а в конце – самый сильный. Такой порядок обусловлен свойством человеческой памяти – запоминать начало и конец речи. Речь производит впечатление еще и после ее прослушивания. Выработка рефлекса на правду. Правда, правда, правда, внушаемое утверждение, правда … Утверждение за слушателя. Как видите, вы это обязательно сделаете, вы точно будете вспоминать. Обычно этим методом заканчивают речь “Намек”. Заложить ответ в вопрос. Использовался в референдуме. Хотите ли Вы, что бы СССР сохранился? Хотите ли Вы, чтобы республики получили независимость? Человеку психологически легче отвечать положительно, чем отрицательно. Нужно, что бы человек ответил хотя бы нейтрально. В этом случае, возможно воспользоваться методом “Да, и”. Убеждающая речь оказывает большее влияние на слушателя, когда она произнесена целиком от начала до конца, а не в форме полемики. Если же все же полемика началась, то лучше прервать ее и сказать, что на все вопросы Вы ответите по окончанию выступления. Нечеткость выражения. Осознанные и неосознанные недомолвки. Многие думают, если мне известно, значит и всем другим тоже. Необходимо использовать набор т. н. ключевых терминов. По “техническим” причинам. Оратор говорит невнятно, слишком быстро или очень тихо. Построения очень длинных предложений, когда слушатель забывает с чего начал оратор. От использования сложных понятий без объяснения. Надо стремиться к простоте изложения Степень ораторской подготовки определяется тем, как ты влияешь на слушателя. Если аудитория состоит из разных людей, необходимо расчитывать на самого неподготовленного слушателя. Передать по цепочке. Когда космонавт Леонов вышел в открытый космос, он начал вращаться. Ему не от чего было оттолкнуться, затем он зацепился за трос и сумел остановиться. Но тут у него расстегнулся скафандр. Тема для обсуждения “Добро и зло” Для создания образа надо перевоплотиться. Актеры делают это, используя свое внутреннее настроение. Через элементы речи можно выразить свое настроение. Но, если выступающий при этом “переигрывает”, то это так же плохо, если он выступает “серо”. Методика “вживания” в роль Изобразить маску на лице, отражающую твое настроение. При этом появляются зачатки настроения. Когда я хочу узнать, что думает мой собеседник, я делаю тоже выражение лица и начинаю думать. Вспомнить, какое-либо событие и через это усиливается ощущение. (Если надо заплакать, то пожалей себя, если надо рассмеяться, то вспомни что-нибудь смешное) Никогда нельзя говорить “по бумажке” - это усыпляет слушателей. Художник взял аванс и нарисовал портрет, который не понравился заказчику, который пытается вернуть аванс. Задача заказчика взять аванс, задача художника – “продать” портрет. Маленькие советы Не забывайте перечитывать эти заметки перед любым большим выступлением. Это поможет Вам освежить в памяти маленькие хитрости и приемы мастерства. При подготовке к выступлению необходимо взять достаточное количество визиток. Старайтесь избегать выступление сразу после и до обеда. Как бы Вы хорошо ни говорили, люди не будут слушать Вас внимательно. Во время выступления необходимо выключить свой мобильный телефон, пейджер, будильник на часах ect. Если Вы выступаете с презентацией, было бы неплохо, если бы и у слушателей на руках (в раздаточных материалах) были основные тезисы презентации. Перед выступлением позаботьтесь о том, чтобы на столе была вода. Помимо того, что она утоляет жажду, это может помочь сделать паузу в нужном Вам месте. Перед выступлением проверьте сами или попросите организаторов проверить еще раз все оборудование – микрофон, проектор и др. Перед выступлением можно подготовить записки самому себе с заранее продуманными ответами и “пустить” их через зал. Это может оживить дискуссию и осветить те вопросы, которые неудобно рассказывать от первого лица. Например, реклама вашей компании. Иногда, шрифты в Вашей презентации не совпадают со шрифтами, имеющимися на компьютере организаторов, тогда в Вашей презентации вместо шрифтов появляются знаки вопроса, квадратики и т. д. Чтобы избежать этого можно: сохранить файл с внедренными шрифтами сохранить как/сервис/внедрить шрифты True type сохранить на дискете шрифты отдельно и в случае необходимости установить их Никогда не утомляйте людей цифрами. Больше трех четырех цифр все равно никто не воспринимает. Если без них в выступлении никак не обойтись, то подготовьте их предварительно и раздайте. Публичные выступления дают возможность лучше сформулировать свои мыли и еще глубже вникнуть в тему. |
|
© 2007 |
|