РУБРИКИ

Методика преподавания психологии для школьников 15-17 лет - (реферат)

   РЕКЛАМА

Главная

Логика

Логистика

Маркетинг

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Международное публичное право

Международное частное право

Международные отношения

История

Искусство

Биология

Медицина

Педагогика

Психология

Авиация и космонавтика

Административное право

Арбитражный процесс

Архитектура

Экологическое право

Экология

Экономика

Экономико-мат. моделирование

Экономическая география

Экономическая теория

Эргономика

Этика

Языковедение

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Методика преподавания психологии для школьников 15-17 лет - (реферат)

Методика преподавания психологии для школьников 15-17 лет - (реферат)

Дата добавления: март 2006г.

    Методика преподавания психологии для школьников 15-17 лет
    Содержание:
    Введение

1§ Взаимодействие школьного психолога с подростками старшеклассниками 2§ Программа развития временной перспективы и способности к целеполаганию для учащихся 15-17 лет

    Заключение
    Библиография
    Введение:

Разработка учебных программ по психологии является чрезвычайно актуальным и нужным как для удовлетворения потребности практического психолога в методическом оснащении своей деятельности, так и для развития научных основ детской практической психологии, ибо они являют собой новый тип научного исследования, начальным истокам и конечной целью которого служит реальной практикой работы с ребенком

Активные методы в работе школьного психолога, их научно-методическая разработка и профессиональное приложение, пожалуй, наиболее сложный и, несомненно, разработанный вопрос во всей детской практической психологии. Поскольку, речь идет о проблеме психологического исследования или психологического обследования - это метод большего или меньшего вмешательства во внутренний мир ребенка. Психолог, каким бы методом он не пользовался, обязательно оставляет след в той группе или личности, с которыми он работал. Нужно согласиться с А. А. Петровской, которая говорит Что одно дело, когда изменение выступает, как невольное, не планирующее последствие и психолог старается его учесть. Другое дело методы, прямо ориентированные на вмешательство и развитие группы или личности с целью оказать планируемое воздействие и составляет суть активных методов работы практического психолога, реализующихся, прежде всего в развивающих программах для работы с детьми разного возраста. Активные методы предполагают не только серьезную разработку психологического содержания работы с детьми разного возраста, но и глубокой обоснование формы ее существования.

Так, например, в работе с подростками наиболее эффективной является групповая форма проведения развивающих программ.

Важность групповых форм работы не исключает возможности, проведения индивидуальной работы с отдельными учащимися и, конечно, не снимает в принципе индивидуального подхода к каждому подростку в процессе групповой работы.

1§ Взаимодействие школьного психолога с подростками и старшеклассниками.

Детский практический психолог, работает в школе, имеет дело с детьми разного возраста: с младшими школьниками, подростками, старшеклассниками. При этом он видит возраст в динамике помочь переходу с одной ступени на другую более выгодную - одна из задач школьного психолога.

Многогранное интеллектуальное и личностное развитие учащихся требует создание оптимальных психологических и педагогических условий, обеспечивающих полноценное переживание детьми каждого возрастного периода и тем самым способствующих реализации их индивидуальных творческих потенций. Л. С. Выгодский рассматривал возраст как относительно замкнутый период развития, значение которого определяется, его местом в общем цикле развития и в котором общие законы развития находят всякий раз качественно своеобразное выражение. Возрастные особенности существуют как наиболее типичные наиболее характерные общие особенности возраста, указывающие на общее направления развития. Тот или иной возрастной период синзитивен к развитию определенных психических процессов и свойств, психологических качеств личности, а поэтому и к определенному типу воздействий.

Поэтому ребенок на каждом возрастном этапе нуждается в особом к себе подходе. Каждый возрастной период стабильный или критический является переходным, подготавливающим человека к переходу на более высокую ступень. Сложность возрастного этапа состоит в том, что он содержит в себе психологические навыки сегодняшнего дня, ценностной смысл которых во многом определяется потребностями дня завтрашнего.

Именно полноценное развитие каждого возрастного периода подготовят его к переходу его на следующую возрастную ступень, позволит сформироваться необходимым для этого психологическим новообразованиям.

В основе наиболее благоприятных психолого-педагогических условий лежит реализация в работе с детьми всех возрастов принципа "Зоны ближайшего развития" (Л. С. Выгодский) использование этого принципа в разработке психолого-педагогических программ позволяет проектировать тот уровень развития, который школьник может достичь в ближайшее время.

"Зона ближайшего развития" подростков и старшеклассников предполагает сотрудничество со взрослыми в пространстве проблем самосознания, личностной самоорганизации и саморегуляции, интеллектуальной и личностной рефлексии. Именно в этот период формируются нравственные ценности, жизненные перспективы, происходит осознание самого себя, своих возможностей, способности, интересов, стремление ощутить себя и стать взрослым, тяга к общению со сверстниками, в внутри которого оформляются общие взгляды на жизнь, на отношение между людьми, на свое будущее, по другому - формируются личностные смыслы жизни. Для того, чтобы эти качества развивались, они должны быть "заложены", воспитаны. Развитие не происходит из нечего, новобразования не возникают сами по себе, они являются итогом собственного опыта ребенка, полученного им в результате активной включенности в выполнение самых разных форм общественно полезной деятельности: учебной, спортивной, художественной и д. р. при этом школьники вступают в определенные отношения со сверстниками и взрослыми, что формирует у них способности строить общение с окружающими в зависимости от различных задач и требований жизни, ориентироваться в личных особенностях и качествах людей, сознательно подчиняться нормам, принятым в коллективе. Л. И. Божович говорила, что в психологическом развитии ребенка определяющим является не только характер его ведущей деятельности, но и характер той системы взаимоотношений с окружающими его людьми, в которые он вступает на разных этапах своего развития.

Поэтому общение подростков и старшеклассников со сверстниками и взрослыми необходимо считать важнейшим психологическим условием их личностного развития. Неудачи в общении ведут к внутреннему дискомфорту, компенсировать который не могут ни какие объективные высокие показатели в других сферах жизни и деятельности. Общение субъективно воспринимается подростками и старшеклассниками как не что личностно очень важное: Об этом свидетельствует их чуткое внимание к форме общения, его тональности, доверительности, попытке осмыслить проанализировать свои взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Общение со сверстниками необходимое условие психологического и личностного развития ребенка, на всех этапах онтогенеза, но оно выполняет свою функцию только тогда когда у ребенка одновременно есть общение с "нормальным" (умным, доброжелательным и нравственно - воспитанным) взрослым. Именно в таком общении происходит проверка и понимание тех ценностей, которые формируются в среде сверстников. Именно в общении со старшеклассниками ребенок усваивает целостную систему нравственных и иных ценностей идеалов, типичных для данного общества и специфической социальной среде.

В старшем школьном возрасте или ранней юности общение с взрослыми приобретают судьбоносное значение в связи с возникающими у старшеклассников проблемами перспективного жизненного самоопределения.

Однако, как показывает анализ современного педагогического процесса, потребность учащихся подросткового и старшего школьного возраста в благоприятном и доверительном общении с взрослыми в школе очень часто не получают своего удовлетворения. Это обстоятельство ведет к формированию повышенной тревожности, развития чувства неуверенности в себе, связанного с неадекватной неустойчивой самооценкой, со сложностями в личностном развитии, установлении межличностных контактов, мешает профессиональному самоопределению, ориентации в жизненных ситуациях и пр. Все это во много раз усугубляется, если у ребят отсутствует благоприятное общение в семье.

В школе никто не занимается специальной организацией деятельности общения. Это важнейшее условие для развития личности пущенное на самотек: как у кого из подростков оно сложится

или не сложиться - взрослых мало волнует, главное чтобы дети учили уроки. Поэтому перед психологом встает сложнейшая задача: специально организовать ведущую для подросткового старшего школьного возраста деятельность, создать внутри этой деятельности атмосферу сотрудничества, взаимного доверия детей друг с другом, детей и взрослых.

Одно из важнейших решений этой задачи разработка психологом или использование им имеющихся в психологической литературе личностных развивающих программ, способных помочь подросткам и старшеклассникам осознать свои силы и индивидуальность, почувствовать вкус успеха, найти дело, которое интересно, заглянуть в будущее.

Наиболее эффективно реализуются эти программы в групповых формах работы, что объясняется не только той особой ролью, которую в указанном возрасте играет общение со сверстниками, но и широко доказанный сегодня продуктивностью этих форм психологической работы.

По существу, грамотно составленные и профессионально реализованные в группах развивающие программы могут рассматриваться как "как зона ближайшего развития" подростков и старшеклассников. Здесь важен вопрос о преемственности этих программ в соответствии с основными потребностями возрастного развития. Поэтому при работе с младшими подростками упор следует делать на пробуждения интереса и развития доверия самому себе, на постепенном понимании своих возможностей, способностей, особенностей характера и пр.

Этот возраст является благоприятным временем для работы над развитием и укрепление у подростков уверенности в себе, чувства собственного достоинства при работе со старшими подростками основной акцент можно сделать на развитии доверия к окружающим людям, на анализе мотивов общения, межличностных отношений. В группах старшеклассников можно большее внимание уделять проблемам осознания ими своего призвания, способности видеть смысл жизни, временным перспективам и эмоциональным привязанностям, профессиональному выбору и будущей семейной жизни.

При этом следует помнить, что сам возраст не определяет какого-то стандартного психического развития личности, так как возрастные особенности существуют лишь в единстве с особенностями индивидуальными, " в форме индивидуальных вариантов развития " быть может, основной смысл "зоны ближайшего развития", в подростковом и раннем юношеском возрасте состоит в осознании школьниками в уникальности своей личности, своей индивидуальности.

Не мало важно отметить трудности связанные с личностью психолога: только высоко–нравственный уровень и личностная зрелость психолога способны создать почву для развития личности и индивидуальности учащихся; только высокий профессионализм психолога позволит ему не навязывать ребенку своих взглядов, не стараться (хотя бы и невольно) воспитать ребенка по своему образу и подобию, а способствовать развитию психологических образований, обеспечивающих возникновение и укрепление собственных взглядов, мнений, оценок, переживаний, отношений и стремлений школьника.

2§ Программа развития временной перспективы и способностей к целелеполаганию для учащихся 15-17

Цель этой развивающей программы для работы со старшеклассниками - помочь юношам и девушкам определить свои жизненные планы, прояснить временную перспективу будущего и в итоге на этом пути передвинуться в плане своего личностного развития самоопределения, в обретении собственной идентичности. Почему такая работа является важной и своевременной в этом возрасте? Общепринятое положение о том, что обращенность в будущее является главной чертой старшеклассника, что жизненные планы, перспективы составляют "аффективный центр" жизни юноши, не означает, что это возрастное новообразование вызревает само собой, повинуясь неким возрастным законом развития. Напротив, подростки и юноши испытывают огромные субъективные трудности при определении своих жизненных целей и перспектив. Так, Э Эриксон, подробно анализируя общие закономерности и различные варианты развития в этом возрасте, приходит к выводу о том, что типичная для ранней юности психопатологией является именно расстройство временной перспективы. И. С. Кон пишет, что если число ребят, озабоченных, своим настоящим "Я", в подростковом и юношеском возрасте практически одинаково, то в 15-16 лет резко увеличивается озабоченность своим будущим "Я". Он также отмечает, что не всем дается легко формирование новой временной перспективы, нередко обостренное чувство необратимости времени сочетается в юношеском сознании с нежеланием замечать его течении с предоставлением о том, будто время остановилось. По мнению Э. Эриксона, чувство остановки времени психологически означает как бы возврат к детскому состоянию, когда время еще не существовало в переживании и не воспринималось осознанно. Есть юноши, которые вовсе не хотят задумываться над будущим, откладывая все трудные вопросы и ответственные решения "на потом". По мнению И. С Кона, установка (как правило, неосознанная) на продлении "эпохи моратория" с ее весельем и беззаботностью не только социально вредна, но и опасна для самой личности. Огромные проблемы возникают у старшеклассников и при попытке совместить ближние и дальние перспективы.

Ко всем этим психологическим трудностям, которые испытывают юноши и девушки во всем мире, в нашей стране добавляются и те, которые обусловлены непростой сегодня социальной ситуацией, на фоне которой происходит развитие детей. Высокая степень нестабильности и неопределенности жизни, неястность перспектив социального развития общества, материальные трудности ведут к тому, что многие люди, и молодые, в частности, с большой тревогой и опасением смотрят в завтрашний день, не хотят или не могут самостоятельно решить, чего же они хотят от жизни. В этих условиях задача психологической помощи в развитии способности видеть перспективу своей будущей жизни, способности самому определить цели своей жизни, освоении практических полезных навыков планирования, соотношение ближней и дальней перспективы и т. п. становится еще более важной. Временная перспектива будущего является ментальной проекцией мотивационной сферы человека и феноменально представляющая собой в разной мере осознанные надежды, планы, проекты, стремления, опасения, притязания, связанные с более или менее отделенным будущим, формируется на протяжении всего детства и, главным образом, стихийно: через интериоризацию ценностных установок родителей, их ожиданий в отношении данного ребенка, через усвоении общекультурных, социальных норм, наконец, через развитие мотивации. Сформировавшись т. о. , временная перспектива будущего приобретает собственную побудительную силу, оказывая мощное обратное влияние на развитие личности человека. Обычно лишь в подростковом возрасте или даже в юношеском возрасте человек начинает сам строить свою перспективу будущего, формирует для себя собственные планы, намерения, задумывается над тем, кем и каким ему хотелось бы быть в будущем. Но и это чрезвычайно важная работа делается, как правило, урывками, не систематически, от случая к случаю, часто становясь в результате не только бесполезной, но и вредной, приобретая форму тех самых пустых фантазий, с которыми так любят бороться сторонники гештальт - терапии и близких к ней направлений, возвращающих человека к его переживаниям "здесь и теперь"

    Программа:

В начале необходимо сформировать соответствующую мотивацию программу для последующих занятий.

Иногда краткий рассказ о том как важны целеполагание и временные перспективы, не всегда будет достаточным. Старшеклассник , в особенности юноши , первоначально относятся скептически. Многое на этом этапе зависит, с одной стороны, от самого психолога, его персональных возможностей и способности убедить в чем-то юношескую аудиторию, а с другой - от того, в контексте какой более широкой деятельности будет проходить этот тренинг: одно дело, если он будет частью систематических занятий по психологии (типа школьных уроков или кружка), другое дело, если это будет фрагментом каких-то психотерапевтических (индивидуальных или групповых) занятий. В любом случае вначале полезно просто рассказать старшеклассникам о том, какую важную роль в жизни человека, в развитии его личности играют наибольшую роль такие на первый взгляд кажущиеся эфемерными образования, как цели, представления о будущем и т. п. На этом первом мотивирующем этапе работы можно использовать радикальную позицию. Знаменитая "психокибернетика Мольца основывается на следующем тезисе: “Человеческий мозг и вся нервная система действуют целенаправленно, в соответствии с принципом осуществления личностных целей. Они функционируют как великолепный , " направленный на заданную цель механизм" как своего рода катализатор который работает на вас, как "механизм успеха " или "механизм неудач", в зависимости от того, как Вы, оператор, управляете организмом как устанавливаете ему цели " Стремление к позитивной цели для Мольца - ключ к счастливой жизни; "Состояния счастья и есть признак нормальной , естественной жизнедеятельности. Когда человек действует целенаправленно, он обычно чувствует себя сравнительно счастливым "

Концепция М. Мольца представляется особенно привлекательной для работы со старшими, т. к. существует устойчивый стереотип, который связывает слова "цель " и "план" со скучной, неинтересной и часто бесполезной работой, направленной на их достижения, на их достижения, когда собрав всю свою волю и, отодвинув все, что тебе в жизни приятно и интересно, ты должен в поте лица реализовать этот план или цель. А Мольц настаивает на прямо противоположном, на том, что в действительности достигнуть цели можно напротив, лишь расслабившись, забыв про волевые усилия, которые только вредят. Если цель ясна и сильна, она будет действовать сама

    1 этап.

Т. О. задача первого этапа работы - показать старшеклассникам чрезвычайную важность определения собственных целей, убедить их в том, что предстоящий тренинг даст им в руки такие психологические инструменты, которые позволят им стать в жизни не неудачниками, а победителями, научат пользоваться всеми своими лучшими, сильными сторонами для того, чтобы достичь этих целей.

    2 этап:

Можно делать самому, в одиночестве, тогда психолог будет выступать в качестве инструмента, консультанта, который в зависимости от общего контекста деятельности может либо последовательно вводить эти психотехнические упражнения, либо делать их сразу, а затем по мере необходимости, обсуждать с молодыми людьми отдельные этапы, возникающие вопросы. Но возможна и коллективная форма работы.

Как же ответить на самый трудный и главный вопрос - чего ты хочешь? Как научится формулировать свои цели? Как фиксировать это в своем сознание? Кратко можно ответить так: надо мечтать, но делать это очень сосредоточено. Чтобы подробно ответить, полезно обратится к следующим психологическим упражнениям: 1. Возьмите карандаш и бумагу. Устройтесь поудобнее, там, где вы чувствуете себя максимально комфортно. А теперь постарайтесь, не ставя себе ни каких (! ) ограничений, нарисовать свою будущую жизнь - так, как вы хотели бы, чтобы она сложилась, с теми дорогами, по которым вы хотели бы пройти, с теми вершинами, на которые вы хотели бы взайти.

Начните со списка того, о чем вы мечтаете, кем хотите стать, каким хотите стать, где жить, чем заниматься, что иметь. Сосредочтесь и в течение 10 - 15 минут заставьте свой карандаш работать. Чувствуйте себя королем, дайте волю своему воображению, отбрасывайте ограничения.

Записывайте то, чего вы бы хотели в результате достичь, следуйте правилам: а) формируйте свои мечты в позитивных терминах, не пишите, чего бы вы не хотели, только то, к чему вы стремитесь; б) будьте предельно конкретны; постарайтесь ясно представить себе, как это выглядит, как пахнет, как звучит, каково на ощупь; чем сенсорно богаче ваши описания, тем более оно, задействует ваш мозг для достижения цели; в) постарайтесь составить ясное представление о результате: что именно будет, когда вы достигнете своей цели, что вы будете тогда чувствовать, что и кто вас будет окружать, как узнать, что вы достигли того, к чему стремились; г) важно формулировать такие цели, достижение которых в принципе зависит от вас; не надо рассчитывать на то, что кто то должен сделать и тогда все будет хорошо; то к чему вы стремитесь должно принадлежать вам, исходить от вас, быть вашим; д. ) спроецировав в будущее последствия ваших сегодняшних целей, подумайте, не нанесут ли они ущерба другим людям, ваши результаты должны приносить пользу и вам и другим, они должны быть "экологически чисты".

Эти пять правил надо помнить и учитывать при дальнейшей работе. На данном этапе можно воспользоваться рисунком, это тоже эффективный прием. Можно предложить старшеклассникам представить себе всю свою бедующую жизнь как художественный фильм, в котором каждый из них играет главную роль являясь одновременно и сценаристом, и режиссером, и детектором картины. При этом каждый волен, выбирать, о чем будет этот фильм, какие будут действовать в нем персонажи, где будут происходить события. Начать работу над этим фильмом следует с того, что нарисовать на бумаге портрет героя будущего фильма. Это должен быть портрет себя такого, каким хотелось бы стать. Достоинством рисунка является не только то, что он непосредственно задействует, но и то, что для большинства старшеклассников рисование - далеко непривычное рутинное занятие, а эмоционально заразительное позволяющее максимально растормозиться, снять барьер дать волю воображения.

2. На следующем этапе следует просмотреть оставленный ранее список, присмотреться к нарисованному портрету и определить, в какой временной сетке выполнена работа хочет ли учащийся все то о чем написал, иметь уже завтра или, напротив, цель относится к весьма отдаленному будущему, соответственно в первом случае надо подумать о дальней перспективе, а во втором - о ближайших целях планах, шагах. Важно иметь представление и о первом этапе и о последнем. 3. Теперь из того, что написано выбрать четыре самых важных на этот год целей, выбрать то, что в случае реализации, достижение цели доставит самое большое удовольствие, что больше всего волнует.

Выписать эти четыре цели, затем написать, почему точно уверен, что самое важное. Если обследуемый точно знает, почему это так для него важно, то он найдет, как к этому прийти. Здесь "почему" намного важнее, чем "как". 4. Теперь, когда составлен список из четырех главных, ключевых целей, необходимо вновь посмотреть их через призму сформулированных выше правил т. е. уточнить:

    - сформулированная ли каждая цель в позитивных терминах
    - конкретна ли эта формулировка
    -есть ли ясное представление о результате
    -подконтрольно ли достижение этой цели
    -насколько цель "этически чиста".

Если что-то необходимо исправить, надо эти исправления внести. 5. Теперь надо составить список тех необходимых для достижения целей ресурсов, которыми обследуемый уже обладает.

Описать, что уже есть - это могут быть какие-то черты характера, друзья, которые поддержат, финансовые ресурсы, уровень образования, время, т. к. надо знать, какие есть в наличии ресурсы.

6. Затем, надо попробовать припомнить случаи из жизни когда уже были достигнуты успехи. И какие при этом из вышеперечисленных ресурсов были максимально эффективны.

7. После этого следует описать, каким человеком надо быть, чтобы достигнуть этих целей. Надо постараться заполнить записями, как минимум одну страницу. 8. Теперь в нескольких тезисах следует сформулировать, что препятствует иметь все то, о чем мечтается, к чему стремится, прямо сейчас.

Что конкретно мешает. Что ограничивает. У каждого человека есть способы ставить себе ограничения, свои личные, "излюбленные стремления ведущие к поражению", но если это осознается, то можно избавится от этих ограничений. 9. На этом этапе надо для каждой из 4 выбранных целей составить черновик пошагового плана для ее достижения.

Начать следует с конечного результата, а потом шаг за шагом спланировать весь путь вплоть до того, что можно сделать по этому плану прямо сейчас. Задача следующего шага - разработка собственной стратегии достижения успеха. 10. Можно воспользоваться следующими моделями:

запишите имена 3-5 человек, которые уже добились того, к чему вы стремились. В нескольких словах опишите их личностные качества и поведение которые привели их к успеху.

После этого закройте глаза и представьте, что каждый из этих пятерых собирается вам дать совет, как лучше всего достичь цели. Запишите основные идею того, что они скажут. Записать надо то первое, что придет в голову.

    11. Нарисовать мысленно свой идеальный день.

Хорошо иметь много разных идей, но в определенном смысле лучше иметь целостные представления о том, что они, все вместе будут означать. Для этого полезно нарисовать идеальный день. Это мог быть мысленный рисунок, но мог быть и реальный.

    12. А теперь следует описать идеальное окружение.

Для этого нужно акцентировать значения места, не ставя никаких ограничений. Это может быть лес, берег озера, шикарный офис, и т. д. Какие люди вас окружают? При этом мозгу необходим четкий, ясный сфокусированный сигнал, чтобы заработал отесанный Мольцем механизм автоматического поведения на цель. Поэтому все вышеперечисленные упражнения очень полезны.

Сначала все эти упражнения выполнить не очень просто, но потом это становиться не только легче, но и занимательнее. Конечно, удобно просто жить, чем создавать, сознательно конструировать свою жизнь, однако надо помнить, что в жизни всякий успех - результат тяжелого труда.

Полезно регулярно просматривать с карандашом и бумагой - свои жизненные цели и менять их, если что-то в жизни изменилось. Хорошо для этого иметь специальную тетрадь и заглядывать туда хотя бы раз в полгода.

    Заключение.

"Программа развития временной перспективы и способности к целеполаганию для учащихся 15-17 лет. " помогает обратить внимание психолога на методы получения информации о подростках которые необходимы для активной работы с ними, поскольку именно знание проблем ребенка позволяет разработать содержательную сторону любой программы. И затем определить полезность и эффективность проведенных занятий.

    Библиография.

Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. Москва 1968г.

Методические указания к изучению психологических дисциплин. редакция Гонезо М. В. Москва 1991 г.

Толстых Н. Н. Психологическая технология развития временной перспективы и личностной организации времени. Активные методы в работе школьного психолога. Киров 19991 г.

Формирование личности в переходный период од подросткового к юношескому возрасту (под редакцией И. В Дубровиной) Москва 1987 г.

Формирование личности старшеклассников (под редакцией И. В Дубровиной) Москва 1989 г

    .


© 2007
Использовании материалов
запрещено.