РУБРИКИ |
Общая психология - (контрольная) |
РЕКЛАМА |
|
Общая психология - (контрольная)Общая психология - (контрольная)Дата добавления: март 2006г. БАЛТИЙСКИЙ РУССКИЙ ИНСТИТУТ Какова роль воображения в жизни человека. Какое различие существует между воображением и памятью? Образы, которыми оперирует человек, не ограничиваются воспроизведением непосредственно воспринятого. Таким образом, не всякий процесс, протекающий в образах, может быть понят как процесс воспроизведения. Собственно каждый образ является в какой-то мере и воспроизведением– хотя бы и очень отдаленным, опосредованным, видоизмененным –и преобразованием действительного. Эти две тенденции воспроизведения и преобразования, данные всегда в некотором единстве, вместе с тем в своей противоположности расходятся друг с другом. И если воспроизведение является основной характеристикой памяти, то преобразование становится основной характеристикой воображения. Иными словами: воображать– это преображать. Под воображением в самом широком смысле слова иногда подразумевают всякий процесс, протекающий в образах. В таком случае память, воспроизводящая образы прежде воспринятого, представляется лишь одним из видов воображения. Исходя из этого, приходят к различению репродуктивного и творческого воображения и отождествлению первого с памятью. Основное отличие собственно воображения от образной памяти связано с иным отношением к действительности. Образы памяти– это воспроизведение прошлого опыта. Функция памяти –сохранить в возможной неприкосновенности результаты прошлого опыта, функция воображения–их преобразовать. Но и эта противоположность существует и осуществляется в конкретной деятельности человека лишь как единство противоположностей. Воображение в собственном, совсем специфическом смысле слова может быть только у человека. Только у человека, который как субъект общественной практики реально преобразует мир, развивается подлинное воображение. В процессе развития оно сначала–следствие, а затем и предпосылка той деятельности человека, посредством которой он реально изменяет действительность. В каждом действии, которым человек изменяет мир, заключен кусочек фантазии, и развитие воображения как преобразования действительности в сознании тесно связано с реальным преобразованием ее в практике, хотя часто неизмеримо далеко выходит за его пределы. Воображение –это отлет от прошлого опыта, это преобразование данного и порождение на этой основе новых образов, являющихся и продуктами творческой деятельности человека и прообразами для нее. На основании вышесказанного мы можем понять, что основной функцией воображения является преобразование результатов прошлого опыта. Для воображения является характерным другое отношение к прошлому опыту вообще и непосредственно к данному–сознание известной свободы по отношению к нему, дающей возможность его преобразовывать. Эта свобода по отношению к данному означает прежде всего известную психологическую независимость по отношению к прошлому. Деятельность воображения естественно и закономерно порождается преобразующим воздействием направленности личности на образы сознания, отражающие действительность. Переживание отношения человека к окружающему составляет сферу чувств или эмоций. Чувство человека–это отношение его к миру, к тому, что он испытывает и делает, в форме непосредственного переживания. Так же и восприятие действительности часто преобразуется воображением под влиянием чувств, желаний, симпатий и антипатий. Эти преобразования приводят тогда к искажению, а иногда к более глубокому познанию действительности. Воображение под влянием чувств иногда по своему капризу произвольно порождает желанный образ, но оно же может и ярче выявить подлинный образ человека. Когда мы любим человека, мы обычно видим его иначе, в ином, созданном нашим чувством освещении, чем то, в котором он представляется другим. Случается поэтому, что созданный нашим воображением под воздействием чувства образ существенно расходится с действительным обликом человека. Подчиняясь нашему чувству, воображение в таком случае может уготовить нам немало горьких разочарований. Но бывает и иначе: образ, складывающийся при равнодушном отношении к человеку на основании обыденных впечатлений, в мелких житейских отношениях, может закрыть подлинный его облик мелкими и несущественными штрихами, а большое чувство может оказаться мощным проявителем не только самых прекрасных, наиболее человеческих черт в человеке, но притом именно тех, которые составляют его подлинную сущность. Как мы видим, на основании вышеизложенного, эмоции и воображение очень тесно взаимосвязаны друг с другом. В воображении проявляются все виды и уровни направленности личности; они порождают и различные уровни воображения. В самых низших и примитивных своих формах воображение проявляется в непроизвольной трансформации образов, которая совершается под воздействием малоосознанных образов. В высших формах воображения, в творчестве, образы сознательно формируются и преобразуются в соответствии с целями, которые ставит себе сознательная творческая деятельность человека. Поэтому говорят иногда о пассивном и об активном воображении. Различие пассивности и активности является не чем иным, как именно различием в степени намеренности и сознательности. Различают также воображение воспроизводящее и творческое. В первом случае–это воссоздание заданных образов (например, в художественном тексте) и во втором - выражающееся в самостоятельном создании новых, как это имеет место, например, в творческой деятельности художника. В зависимости от характера образов, которыми оперирует воображение, различают иногда конкретное и абстрактное воображение. Необходимо, наконец, различать виды воображения по их отношению к действительности и к деятельности, долженствующей воплотить мечты в действительность. Здесь приходится проводить различие между пустой мечтательностью и действенным воображением. Воображение играет существенную роль в каждом творческом процессе. Преобразование действительности в воображении не является чисто произвольным ее изменением , оно имеет свои закономерные пути, которые находят выражение в типичных способах или приемах преобразования. Различают следующие приемы творческого воображения: комбинирование –сочетание данных в опыте элементов в новых, более или менее необычных комбинациях; агглютинация –частный случай преобразования посредством комбинирования или новых сочетаний данных в опыте элементов; Все основные формы творческого преобразования действительности, которыми пользуется литература, отражают в переработанном, стилизованном виде те преобразования, которыми пользуется воображение. Сгруппируйте приведенные ниже материалы по их отнесенности к различным вопросам темы“Воображение”. А) Воображение проявляется в умении представить деталь по чертежу героя художественного произведения– по тексту, картина отдыха знакомого человека по его рассказу. В) Образ Наташи Ростовой создан Л. Толстым путем слияния черт двух женщин – жены писателя Софьи Андреевны и ее сестры Татьяны Андреевны. С) Воображение имеет место и во сне, и в полудремотном состоянии, и при расстройствах психики, когда оно обретает форму галлюцинаций. D) “Иногда, глядя с крыльца на двор и на пруд, говорил Манилов о том, как бы хорошо было, если бы вдруг от дома провести подземный ход или через пруд выстроить каменный мост, на котором бы были по обеим сторонам лавки, и чтобы в них сидели купцы и продавали разные мелкие товары, нужные для крестьян. При этом глаза его делались чрезвычайно сладкими, и лицо принимало самое довольное выражение; впрочем, все эти прожекты так и оканчивались только одними словами”. С) можно отнести к низшим, примитивным формам воображения, т. к. в данном случае образы трансформируются самопроизвольно. Развитию какого вида воображения способствует следующий прием? Любимым занятием на уроках географии были путешествия по карте. Учитель показывал какую–нибудь точку на карте, а учащиеся должны были описать флору, вид городов, жилищ, людей данной местности. Данный прием способствует развитию конкретного воображения с одной стороны и ассоциативного– с другой. |
|
© 2007 |
|