РУБРИКИ

Общий обзор телесно-ориентированной психотерапии - (реферат)

   РЕКЛАМА

Главная

Логика

Логистика

Маркетинг

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Международное публичное право

Международное частное право

Международные отношения

История

Искусство

Биология

Медицина

Педагогика

Психология

Авиация и космонавтика

Административное право

Арбитражный процесс

Архитектура

Экологическое право

Экология

Экономика

Экономико-мат. моделирование

Экономическая география

Экономическая теория

Эргономика

Этика

Языковедение

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Общий обзор телесно-ориентированной психотерапии - (реферат)

p>Фактически, бондинг возникает с самого начала беременности. Женщина не просто вынашивает ребенка. В ней происходят изменения, которые позволяют ей осуществлять функцию материнства. Чувства обостряются, интеллектуальная деятельность притупляется, усиливается интуитивное восприятие. Чувства и интуиция - вот те инструменты, которые позволяют ощущать ребенка, понимать его потребности. Отношения бондинга формируются, если мать естественно следует всем изменениям, происходящим в ней, и принимает их. Это тот период, когда нужно уйти в себя, в свою беременность, в своего ребенка. Женщина перестает быть просто женщиной. Она становится матерью. Любое насилие над этим процессом, неприятие изменений, стремление жить внешней жизнью, интеллектуальные перегрузки - все это нарушает формирование бондинга. Роды, первые минуты и часы жизни малыша - особенно важный период в установлении бондинга. Чрезвычайно важны первые минуты жизни малыша, только что прошедшего через адовы круги рождения и ввергнутого в этот пугающий и непонятный мир. Ф. Лебуае, французский акушер-гинеколог пишет, что "для малыша этот мир - пугающий. Его разнообразие, огромность сводят с ума маленького путешественника: Рождение - это гроза, ураган. А ребенок - терпящий кораблекрушение, уничтожаемый, поглощаемый стремительным приливом ощущений, которые он не умеет распознать". Он требует помощи, защиты. Кто лучше всего сделает это? Конечно, мать. Прижав его к своей груди, она частично возвращает его в прежние условия существования. Материнское тепло, биение ее сердца, первые капли молозива из груди успокаивают ребенка, сообщая ему чувство безопасности. Мать обеспечивает младенцу так называемый контакт-комфорт, имеющий огромное значение для всей его последующей жизни. Этот контакт-комфорт - первичный источник положительных эмоций. Ощущение комфорта и безопасности, исходящее от матери, - немаловажный фактор установления бондинга. Отношения бондинга побуждают мать чувствовать и удовлетворять естественные потребности ребенка, что является условием его развития. Потребность в любви и ласке, потребность в материнском тепле и материнском молоке - одна из главнейших. Бондинг - важное условие формирования положительных личностных качеств. "Привязанность к матери - необходимая фаза в нормальном психическом развитии детей, в формировании их личности. Она способствует развитию таких социальных чувств, как благодарность, отзывчивость и теплота в отношениях, то есть всего того, что является проявлением истинно человеческих качеств", считает профессор А. И. Захаров. Отношения между матерью и ребенком в раннем младенчестве - это запечатлевающаяся в ребенке модель его дальнейших отношений со всей действительностью. Встречая любовь, внимание к своим нуждам, удовлетворение своих естественных потребностей, ребенок учится воспринимать мир как свой родной дом. Если его любят, он учится этой любви. Если чувствуют его потребности, он учится чувствовать потребности других. Воспринимая уверенность матери, он получает чувство безопасности, а вместе с ним формируется уверенность в себе, в своих возможностях. Связь между матерью и ребенком есть всегда. Даже в самых неблагоприятных условиях (например, при разлучении матери и ребенка) своим отношением, должным психологическим настроем, своим духовным состоянием мать может наполнить эту связь нужным содержанием. Если в ваших отношениях с ребенком присутствует бондинг, вы и без всяких взвешиваний будете знать, хватает ли ему вашего молока, и без обследований понимать, здоров ли малыш и в чем он сейчас нуждается больше.

    Розен-терапия

РОЗЕН-МЕТОД - это особая практика изучения своего тела, позволяет воздействовать на психическое состояние человека через телесные воздействия, а также научить тело реагировать на внешние воздействия желанным образом. Розен-метод без сомнения полезен для всех, однако, особое значение он имеет для беременных женщин и для молодых родителей. Метод способствует снятию мышечного напряжения, эмоционального дискомфорта, стресса, гармонизирует физическое и психическое состояние человека.

    Трансперсональная психология

Трансперсональная психология (от лат. trans – сквозь, через + рersоna – личность и греч. psyche – душа + logos – учение) — ряд психологических направлений. Основными представителями трансперсональной психологии являются J. C. Lilly, T. Dethlefsen, J. C. Pierakos, L. Orr, С. Гроф, Р. Ассаджоли, К. Дюркгейм. В 1969 г. возник журнал Journal of Transpersonal Psychology. Особое внимание в этом направлении обращается на феномены сознания, выходящие за рамки обыденного опыта: это — формы измененного сознания, спиритический опыт, „ключевые переживания“, сверхсенсорное восприятие, медитативные практики, наркотический субъективный опыт, а также сознание изменяющие техники или вещества. Есть общие основания у гуманистической и трансперсональной психологии — обе ориентированы на развитие и достижение целостности человеком. Но в данном направлении особая ориентация на цели, которые трансцендентируют индивида. А. Маслоу, который считается основателем гуманистической психологии, считал, что она служит лишь ступенькой к психологии трансперсональной. В соответствии с его теорией потребностей, в психологической организации индивида должны быть удовлетворены сначала потребности физиологические, в безопасности, в социальных контактах и оценке, перед тем как индивид станет личностного готов к принятию трансперсонального опыта. В силу этого считается, что сначала должны быть отработаны невротические и психосоматические нарушения, прежде чем будет начат путь расширения сознания. Вместе с тем, одни и те же феномены могут толковаться в клинической и трансперсональной психологии как диаметрально противоположные по знаку валентности. Уже З. Фрейд (1930) трактовал медитативные („океанические“) ощущения адептов восточных религий как симптом инфантильной беспомощности, а Ф. Александер трактовал медитацию как „самоиндуцированную кататонию“. Различие между трансперсональным опытом и психозом заключается прежде всего в произвольности воспроизведения особых состояний сознания. Хотя многие положения этого направления не могут пока получить статус вполне научных, в практическом плане многие находки получают дальнейшее развитие. Есть попытки трактовать трансперсональный опыт в контексте новых мировоззренческих представлений. Это — относительность пространства и времени, материи и энергии, роль позиции наблюдателя (физика), диссипативные структуры (химия), аутопоэзис (биология), связь языка и действия (культурная антропология). В центре изменения сознания стоит применение различных техник или веществ. Это — сенсорная депривация, суггестивные и гипнотические техники, различные школы йоги, суфизма, даосизма, шаманизма, христианского исихазма, эротические техники, опыт наркотического опьянения, работа с различными энергетическими центрами.

    Системы дыхания

Движение “Свободное Дыхание“ зародилось в 70-годах и обязано своим появлением трудам Станислава Грофа и Леонарда Орра, которые независимо друг от друга разработали техники, имеющие много общего и во многом разные. Эти психотехники основаны на вызове изменённого состояния сознания. В этих случаях человек может испытывать необычные состояния, которые кратковременны и физиологичны. Существует множество способов наведения измененного состояния сознания; в данном случае, используется гипервентиляция. Методики различаются прежде всего из–за различной глубины достигаемой гипервентиляции. Сходство методов заключается в: использовании принципа связного дыхания для достижения измененного состояния сознания самих результатах.

    Ребёфинг (rebirthing)

Автором этой методики явился Леонард Орр. Gрежде чем прийти к технике, названной им “ребёфинг” (англ. Rebirthing – возрождение) и описанной в труде “Rebirth-ing in the New Age”, он сменил много профессий. Несколько лет работы по изучению того, что ему открылось, привели к созданию первого центра ребёфинга. Дыхание, используемое в процессе ребёфинга, следующее: · без паузы между вдохом и выдохом;

· с быстрым, частым и глубоким, активным вдохом и мягким, полностью расслабленным, пассивным выдохом. Ребёфинг предназначался для разрешения последствий травмы родов. К последствиям травмы родов относится следующее: 1. стресс рождения (болевой, связанный непосредственно с процессом рождения, и психологический, связанный с отношением родителей, матери к ожидаемому ребенку — желанный или нежеланный и т. п. ); 2. раздробленность сознания (восприятие окружающего не как единого целого, а как имеющего две независимо существующие составные части, положительную и отрицательную), и как следствие – деление выбора суждений на “плохо” и “хорошо”; 3. болезни (как результат формирования комплексов, впоследствии “запускающих” какое-то заболевание); 4. психологические нарушения (например, страхи или тревоги). Процессы ребёфинга прошли многие люди. Развитие методики Леонарда Орра продолжили и расширили другие исследователи – например, Сандра Рэй, разработавшая “тренинг любящих отношений” (Loving Relationships) и др. Особо выделяется Джим Леонард, который ввёл в практику Свободного Дыхания понятия “пять элементов” и “интеграция”, на основе которых им была создана в 1979 году техника “вайвейшн”. Эта техника позволила расширить применение ребёфинга до практически любых психологических ситуаций. Вайвейшн (vivation)

Авторами методики “вайвейшн” являются Джим Леонард и Фил Лаут (США). Слово vivation переводится как “празднование жизни”, “бытие более живым”, и было введено ими для отражения эффекта, который развивается в результате практики этой формы личностного развития. Вайвейшн разработан в 1975 году. Джим Леонард и Фил Лаут соединили в своём методе опыт применения восточных практик (йога, цигун, у-шу) и развивавшихся дыхательных техник, таких как Rebirthing и Free Breathing. Особенностью vivation является простота, безопасность и действенность, что сделало методику привлекательной для людей, занимающихся личностным и духовным развитием. Методике можно легко обучиться; для освоения техники достаточно участия в одном семинаре или нескольких занятий-тренингов с профессионалом, после чего можно уже заниматься самостоятельно. Вайвейшн включает пять основных элементов, которые выполняются одновременно в ходе исполнения: 1. Связное дыхание.

Это дыхание называется связным (или циркулярным), так как в нём нет паузы между выдохом и вдохом (или она минимальна). Интенсивность прорабатываемой ситуации регулируется глубиной дыхания, а скорость изменения этой ситуации регулируется частотой дыхания. В процессе “вайвейшн” используются четыре типа дыхания, которые различаются по глубине и частоте. Первый тип – глубокое и медленное дыхание (используется для плавного входа в процесс. Ощущения становятся ярче, тело больше расслабляется и интерес к процессу возрастает). Второй тип – глубокое и частое дыхание. Третий тип – частое и поверхностное дыхание (позволяет глубже чувствовать переживания). Последний, четвёртый тип – поверхностное и медленное дыхание (как бы согласует переход между обыденным состоянием и состоянием в процессе). 2. Полное расслабление. Хорошей помощью в умении расслабляться служат занятия АТ, йогой, медитацией. 3. Внимание к деталям (Объемное внимание).

Считается, что одним из негативных представлений о внимании является убеждение, что только контролируемое, удерживаемое внимание может дать информацию об окружающем мире. Но постоянный контроль за вниманием утомителен, и свободное внимание иногда даже более эффективно, позволяя как бы балансировать между рассеянностью и концентрацией внимания. 4. Интеграция переживаний (Гибкость контекста).

Главной особенностью процессов “вайвейшн” является возможность интеграции. Интеграция – это переживание чувств, как позитивных, так и негативных, и их полное принятие. Очень часто люди упрощают свои способы восприятия реальности, ограничивая количество вариантов до категорий “плохо” или “хорошо”. Естественно, так они резко ограничивают свой выбор реагирования на окружающее. В процессе “вайвейшн” люди учатся расширять и менять контекст, как этого хочется, принимать ситуации в новом контексте. То есть важно не связывать себя одной системой, одним контекстом, зная, что любое событие можно описать в другой системе, определить другим контекстом. Считается, что связное дыхание обладает способностью автоматической смены контекста. 5. Активное доверие.

Речь идёт о доверии своим ощущениям, даже если они не приветствуются в обыденной жизни. Перед занимающимся стоит задача поверить, что в каждом процессе происходит именно то, что необходимо в данный момент данному человеку, и поэтому не бывает неудачных, плохих или пустых процессов. Активное доверие базируется на личной ответственности за все происшедшее в собственной жизни и на открытости к переменам в процессе.

В процессе “вайвейшн” эти “пять элементов” должны использоваться одновременно. Джим Леонард разработал следующий принцип ведения процесса: а) исследовать тончайшие изменений в своем теле;

    б) “вдыхать” через самое сильное чувство;

в) получать удовольствие от этого чувства, как можно сильнее. Дыхательные сессии в вайвейшн делятся на “большие” и “малые”. Во время “большой” сессии занимающийся лежит в удобном положении и использует все пять элементов, усиливая интенсивность дыхания. Считается, что для заметных результатов достаточно одной “большой” сессии в неделю. Длительность такого процесса может длиться до полутора часов. Длительность же “малых” сессий – до получаса минут. Этот вид практики используется в ситуациях повседневной жизни, когда занимающийся чувствует, что происходящее каким-то образом сложно для него, или когда ему необходимо больше энергии для решения определённой задачи. Главной особенностью процессов “вайвейшн” является возможность интеграции. Интеграция – это переживание чувств, как позитивных, так и негативных, и их полное принятие. Каждая сессия ведёт к глубокому проникновению в себя, и по окончании занятия человек обычно чувствует себя свежим и обновленным. Заниматься vivation можно во время повседневной активности, это зависит от умения человека и называется “active vivation” или “vivation in action”. Эта практика направлена на то, чтобы позволить человеку быть более включенным в то, что он делает, меньше эмоционально реагировать на неприятности, но быть более сконцентрированным и творческим. Техника vivation имеет большое практическое значение, вызывая релаксацию, перефокусировку мышления и обновление восприятия, принося естественное чувство удовольствия, охватывая весь прошлый опыт практикующего и помогая посмотреть на жизнь новыми глазами. Холотропное дыхание (holotropic breathwork)

Станислав Гроф (американский психиатр и психотерапевт чешского происхождения) со своей женой Кристиной Гроф разработали методику, названную холотропное дыхание (Holotropic Breathwork). Она является методом глубинной психотерапии. Название переводится как “движение к целостности”. Эта психотехника считается самой мощной и поэтому имеющей определенные противопоказания к широкому применению. Обычно не рекомендуется заниматься ей чисто индивидуально, без помощи опытного инструктора. Тип дыхания, применяемый в методике Грофа, можно так:

    в два раза чаще и в два раза глубже обычного;
    без паузы между вдохом и выдохом;

с форсированным выдохом (дышащий как бы выталкивает воздух из себя). Переживания, возникающие у людей в состоянии измененного сознания разделены на представляют биографический, перинатальный и трансперсональный “уровни переживаний”, которые Стэн Гроф описал в своей “картографии сознания”. Таким образом, холотропная терапия признает терапевтические, трансформирующие и эволюционные возможности изменённых состояний сознания. Нередко избавление от эмоциональных или психосоматических симптомов и устойчивые трансформации личности оказываются связанными с переживаниями, не поддающимися рациональному постижению. Холотропное дыхание – это метод, синтезированный из разных видов психотерапии Запада и включающий в себя основы восточных философий и шаманства. В течение многих веков было известно, что глубокие изменения сознания можно вызвать с помощью техник, воздействующих на дыхание. Процедуры, использовавшиеся для этих целей в древних и незападных культурах, охватывают широкий диапазон возможностей. Глубокие изменения в сознании могут быть вызваны обеими крайностями в отношении дыхания – интенсивным дыханием и длительным лишением дыхания, или сочетанием того и другого. Специфические техники, включающие интенсивное дыхание, равно как и его задержку, входят в различные упражнения кундалини-йоги, сиддха-йоги, тибетской ваджраяны, суфийских практик, в буддийскую (Бирма) и даосскую медитации и т. д. Особое место в разработке метода сыграли работы психоаналитически ориентированных ученых, таких как Вильям Райх, Отто Ранк и Карл Густав Юнг. С. и К. Гроф пришли к выводу, что специфические техники дыхания менее важны, чем просто тот факт, что человек дышит быстрее и глубже, чем обычно, полностью сосредоточившись на том, что происходит при этом внутри него. Стратегия холотропного дыхания состоит в том, чтобы доверять внутренней мудрости тела – и здесь можно найти параллель с уже упомянутой мной методикой “вайвейшн”. Далее, увеличение частоты и глубины дыхания, как правило, ослабляет психологические защиты и ведет к высвобождению и проявлению бессознательного материала. То, что происходит во время терапевтического сеанса, использующего интенсивное дыхание, очень различно у разных людей. Физические напряжения во время дыхания, как правило, возникают в определенных частях тела и имеют сложную психосоматическую структуру. В дыхательном сеансе напряжения и блокировки проявляются и усиливаются. Продолжение интенсивного дыхания доводит их до кульминации, затем до разрешения и pacслабления. Отсюда следует вывод: интегрируя в свою методику элементы телесно-ориентированных психотехник, Станислав Гроф трактует травмирующие воспоминания подобного рода как важные незавершенные психологические гештальты, вносящие впоследствии весомый вклад в психологические проблемы. Их проработка способствует эмоциональному и психосоматическому выздоровлению. Рассмотрим процесс проведения сессии холотропного дыхания.

Дышащему предлагается провести весь сеанс, удобно откинувшись назад или лежа на спине, закрыть глаза и сосредоточиться на эмоциональных и психосоматических процессах, вызванных дыханием и музыкой, полностью им отдаться, не пытаясь их оценивать. Рекомендуется также воздерживаться от намеренного использования техник отреагирования или любых иных попыток вмешиваться в переживания и влиять на них; нужно просто следить за возникающими переживаниями, отмечать их и позволять им происходить. Одежда должна быть легкой и удобной. Необходимо снять все, что может помешать дыханию и протеканию внутренних процессов. Когда тело расслаблено, можно переходить к успокоению ума и созданию установки, оптимальной для предстоящих переживаний. На этой стадии дышащий по возможности должен сосредоточиться на настоящем моменте, на “здесь и сейчас”, отграничиться от воспоминаний прошлого, а также от предвосхищения будущего, оставить всякое программирование предстоящего сеанса. Согласно Грофу, наиболее верный подход состоит в том, чтобы, не пытаясь анализировать, полностью довериться мудрости тела и бессознательному процессу. Далее предлагается увеличить частоту дыхания, сделать его полнее и эффективнее, чем обычно. Детали процесса – частота и глубина дыхания, дыхание ртом или носом, участие верхних частей легких или диафрагмальных областей живота –оставляются на выбор интуиции человека. Когда дыхание стало достаточно быстрым, ведущий готовит дышащего к появлению музыки, рекомендуя отдаться ее потоку, процессу дыхания и тем переживаниям, которые могут возникнуть, не анализируя их и не пытаясь их изменить, с полным доверием к процессу. В холотропной терапии для вызывания необычных состояний сознания наряду с интенсивным дыханием применяется специальная, соответствующая этим состояниям музыка. Ритуальная музыка, монотонное пение, барабанный бой и др. использовались в течение тысячелетий как мощное средство изменения сознания. Согласно Грофу, в изменённых состояниях сознания музыка помогает мобилизовать старые эмоции и делать их доступными для выражения, интенсифицирует и углубляет процесс, создает значимый контекст переживаний. Искусное применение соответствующей музыки облегчает проявление специфических содержаний – агрессии, эмоциональной или физической боли, сексуальности и чувственности, борьбы за биологическое рождение, экстатических взлетов, океанической атмосферы пребывания в утробе. В холотропной терапии необходимо полностью отдаться потоку музыки, дать ей отзываться во всем теле, реагировать на нее спонтанным и элементарным образом. Последняя составляющая холотропной терапии – “направленная работа с телом”. Она используется только в случае необходимости. Основной принцип направленной работы с телом в заключительном периоде холотропного сеанса состоит в том, чтобы проявить различные формы физического дискомфорта, связанного с эмоциональными проблемами, используя ключи, которые предоставляет тело самого дышащего. Какова бы ни была проблема и в каком бы месте тела ни локализовалось ее проявление, занимающемуся предлагается усилить симптом. В то время как в определенном участке тела неприятные ощущения усиливаются и напряжение поддерживается, человеку предлагается в остальном выражать своим телом все, что он чувствует. Эти действия следует поощрять и продолжать до тех пор, пока не исчезнет эмоциональный или психосоматический дискомфорт и пока человек не почувствует себя расслабленным и удовлетворенным. С точки зрения аутодидактики, важно, что холотропная работа “открыта”, являет собой продолжающийся психологический эксперимент. Холотропная терапия – это непрерывный процесс обучения, а не механическое применение законченной системы понятий и правил. Духовные практики, ориентированные на работу с телом в России и на Востоке

    Оздоровительная система М. Норбекова и Ю. Хвана

Великие врачеватели Древнего Востока в своей практике всегда так или иначе старались ввести больного в особое психическое состояние, но фундаментальные разработки в этой области проведены лишь сейчас, и завершил их в своей школе академик Норбеков. Вот почему обладающий особой целительной силой настрой носит его имя. Имя Норбекова закрепилось и за особым родом медитативного дыхания, и за многими видами бесконтактного энергетического массажа, Эти позиции также разработаны школой методики самооздоровления. Ю. Хван — руководитель Сам Чон До, а Норбеков — автор методики, которую использует школа Сам Чон До. Процитирую ряд основных положений методики:

    “…
    Вопросы о болезни: как быть? что делать? и кто виноват?

Обычно эти вопросы приходят на ум неблагополучному человеку. Тому, кого томят нездоровье, неудача в делах или раздрай в личной жизни. “Ах, бедный я, бедный; ах, некому меня пожалеть! ” — вздыхает такой человек. Он мается и традиционно задается вопросами, на которые даже не ищет ответов. Но мы все же попробуем эти ответы дать. Итак, кто виноват во всех твоих бедах?

Ты. Почему? Потому что (уж поверь нам пока на слово) то, что ты сейчас из себя представляешь, есть результат всех ошибок и промахов, которые волей-неволей тобой понаделаны от того момента, как ты начал ощущать себя человеком, и до настоящего дня. Огрехи воспитания оставим за скобками. Человеку дано самому приглядывать за собой. Тебе от рождения вручено здоровое чистое тело, а ты, например, куришь и пьешь. Или не пьешь, не куришь, но часами посиживаешь у телеэкрана… Наши вины копятся и оседают в душе тяжким гнетом, провоцируя многие наши недуги; наше тело, не двигаясь, становится подобным желе. Главная же наша беда — отсутствие царя в голове, отсутствие стройности в мыслях. Куплю, продам, поем, полежу — это не мысли, это пробки на трассах, это каменные завалы. Восток говорит: неправильный образ жизни — причина всех неприятностей человека. Добавим: образ жизни формируется образом наших мыслей, и никак не наоборот. Как быть?

Не сидеть сложа руки. Не ждать: дадут получку или не дадут? Не гадать: пройдет болячка или не пройдет? Тут первым делом надо принять правильное решение. Какое? Напрашивается — пойти и деньги свои отобрать. Или — вырезать то, что болит, к чертовой бабушке! И проигрыш обеспечен. Получку через какое-то время опять не дадут, а болячка вновь образуется — не в том, так в другом месте. Правильный выбор: не ставить себя в ложное положение. Например, не работать там, где могут не заплатить. И не сковыривать то, что болит, а устранить причину заболевания. И еще. Надо отбросить все догмы, барьеры, отбросить даже упрямую логику. Надо прислушаться к своему естеству и позволить ему пробудиться в вас. Всть ли на свете что-нибудь более прекраснее, чем природная естественность? Посмотрите, как прекрасны животные и растения. Естество в них выражено во всем своем великолепии… Дорога в тысячу верст начинается с первого шага

Искать правильный путь, не кидаясь очертя голову в первую прорубь. Авось сойдет, инось само все наладится — также обманные присказки. Ничто само собой не наладится и не сойдет с рук. Конечно, трудно прямо с бухты-барахты вдруг взять и перевернуть всю свою жизнь. Груз привычек, бремя забот, долги, обязательства, нелады на работе — все это не отринешь с ходу и с маху. Но в жизни твоей должен зазвучать камертон. Тебе нужен ориентир, маяк, на который держать курс, и нужна на первых порах рука дружеской помощи. Она — протянута. Мы знаем, что делать. Мы прошли этот путь, и с нами потом прошли его сотни тысяч людей. Они бодры, сильны, уверены в себе, счастливы и (при всем при том) совершенно здоровы. А ведь какое-то время назад каждый из них находился в положении, может быть, неизмеримо более трудном, чем то, в каком находишься ты. Дорога в тысячу верст начинается с первого шага…”

    “…

Организм человека обладает огромной способностью к саморегуляции и самовосстановлению. В этом нетрудно убедиться, понаблюдав за собой. Взять температуру нашего тела. Она (когда мы здоровы) всегда держится на одном уровне, невзирая на то, что там на улице — жара или жгучий мороз. Наш организм прекрасно умеет обеспечивать нашу жизнеспособность. Он, например, держит в нашем теле давление, более-менее равное атмосферному, чтобы все мы тут с вами не лопнули, как мыльные пузыри. Самовосстановление также является основной функцией нашего организма. Наши раны затягиваются, шрамы рубцуются, переломы срастаются, гематомы рассасываются. Все это происходит как бы непроизвольно, само собой. Однако у разных людей такие процессы протекают по-разному. У одного все заживает, как на собаке, другой с пустячным порезом будет маяться пару недель. В чем тут дело? В энергетическом потенциале, направляемом организмом на устранение дефекта. В первом случае этот потенциал избыточен, во втором — маловат…” “…

    Принципы лечения

Вот первый секрет методики: твой главный противник — не болезнь. То, над чем тебе следует работать, — неправильное отношение к себе и к миру. Ты полагаешь, что мал и слаб, а ты силен и велик. В твоем теле таятся неисчерпаемые резервы. Ты полагаешь, что мир враждебен к тебе, а мир пронизан любовью. Вспомни детство, вспомни ослепительно яркую зелень весенней листвы. Вспомни, с каким ощущением счастья ты просыпался, с каким радостным изумлением тянулся ко всему, что тебя окружает. Ты падал, ты ушибался, тебя утешали и говорили: сам виноват. Ты знал, что сам виноват, ты не держал в сердце обиды. Ты знал, что скоро будешь ходить не падая, что ушибы пройдут, ты видел перед собой шумящие необъятные дали. Мир не изменился, он по-прежнему шумен и необъятен. Он по-прежнему ласков к своему совершеннейшему творению — человеку. Не его вина, если человек закрывается от него. Первый твой шаг к исцелению — открыться для новой жизни, поверить в свои силы. Остальное — легко. Остальное свершится словно само собой Вот задачи, которые тебе предстоит решить, вот план твоих действий: 1. Разработать свое физическое тело — вернуть ему гибкость, подвижность, крепость. 2. Восстановить нарушенные линии связи в своем энергетическом поле. 3. Насытить энергией свой организм.

    И это — все…
    Работать мы будем сразу вдруг и по всем трем направлениям.

1. Крепость и гибкость нашему материальному телу вернет комплекс специально подобранных упражнений. Какие-то упражнения извлечены из древневосточных трактатов, какие-то (с учетом особенностей современного образа жизни) разработали мы. 2. Ликвидацией сбоев в нашей личной энергоструктуре вплотную займется наш мозг. Голова нам дана не только для того, чтобы ею есть, и не только для того, чтобы прикидывать, куда закатиться под вечер. Хочешь не хочешь, придется малость напрячь извилины, придется включить образное мышление, чтобы освоить технику бесконтактного энергетического массажа. Не пугайся раньше времени: эта техника доступна всем. 3. Насыщение тела энергией — тонкий момент. Работа с тонкой субстанцией предполагает наличие тонкого инструмента. Такой инструмент существует и находится в полном нашем распоряжении. Ты ведь умеешь дышать (а чего тут, скажешь, уметь? ), значит, легко сумеешь освоить технику дыхания Норбекова. Это все то же дыхание, но не прямое (физическое), а косвенное (отраженное в энергетике мысли). Оно влечет с собой потоки чистых энергий и хорошо тем, что может быть направлено к любому органу тела, то есть туда, где имеется настоятельная нужда в дополнительной энергоподпитке… Целительный настрой. Что может вызвать прилив творческих сил в душе, например, художника или поэта? Зачастую какая-нибудь не очень-то взрачная мелочь. Росинка на травке или там облачко в небесах. Мы на такую ерунду и внимания-то не обращаем. А мастер за ними видит белый платочек в руке возлюбленной и влажный блеск ее глаз. А потом на сером поле холста вдруг возникает Мадонна. Или звучат гениальные строфы о неизбывной прелести женской красоты. Что же случилось? А ничего, в общем, особенного. Просто в душе мастера сработал эффект камертона, вылившийся в творческий акт… Настрой Норбекова — магнит, вовлекающий в свое поле образы, созвучные нашей душе. Наша задача — отыскать образ, попадающий в резонанс с идеальным состоянием всех структур и субстанций нашего организма. Дальше сработает эффект камертона. Процесс оздоровления примет лавинообразную форму, и его результаты превзойдут все самые смелые ожидания ученика. Этот образ назван нами образом молодости и здоровья (ОМЗ). Он, по сути, является кодом доступа к резервным ресурсам нашего организма. Следует помнить: у каждого этот код свой. Еще следует помнить, что каждый ученик должен отыскать его сам…”

Энергетическая система гомо-взаимодействия тела человека (Су Джок терапия) Су-Джок терапия - малоизвестная в Израиле и в России область рефлексологии. В США, в Канаде, в Европе специалисты по су-джок, ценятся на вес золота. Этот древнейший корейский метод в наши дни оказался самым молодым из всех альтернативных. Дело в том, что манускрипты, описывающие его, были обнаружены в китайском монастыре всего около 20 лет назад. Нашел их и расшифровал американский врач корейского происхождения Пак Жи Ву. Он же первым стал применять су-джок терапию на практике. И очень быстро результаты превзошли все возможные ожидания… СУ ДЖОК ТЕРАПИЯ - точечное лечение по акупунктурным точкам на кисти и стопе человека с помощью иголок и природных естественных компонентов. Безмедикоментозное лечение проводится либо иголочками по 5 методикам, либо магнитами разной величины и формы, либо полынными сигаретами, либо моксами, либо семенами растений гречки и конопли. Обычно по этой методике после излечиванния требуется повторять всю процедуру через 2-3 года. В России этот метод используется с начала 1990-х годов. Главные достоинства Су Джок терапии

Высокая эффективность. При правильном применении выраженный эффект часто наступает уже через несколько минут, иногда секунд. Абсолютная безопасность применения. Эта лечебная система создана не человеком - он только открыл ее, - а самой Природой. В этом причина ее силы и безопасности. Стимуляция точек соответствия приводит к излечению. Неправильное применение никогда не наносит человеку вред - оно просто неэффективно. Универсальность метода. С помощью Су Джок терапии можно лечить любую часть тела, любой орган, любой сустав. Доступность метода для каждого человека. Метод достаточно один раз понять, затем им можно пользоваться всю жизнь. Простота применения. Ваша рука и знания всегда с вами. На кистях и стопах располагаются системы высокоактивных точек соответствия всем органам и участкам тела. Их стимуляция оказывает выраженное лечебное и профилактическое действие. Точки на кистях и стопах располагаются в строгом порядке, отражая в уменьшенном виде анатомическое строение организма. При ходьбе, беге, работе руками происходит естественная стимуляция точек соответствия и защита тела от болезней. Поэтому всем известно, что лучшее лекарство от болезней - движение и работа. Лечение. Способы стимуляции точек

Для того, чтобы найти лечебную точку соответствия больному органу или больной части тла, нужно знать, как проецируется тело на кисть или стопу. Затем, равномерно надавливая в предполагаемой зоне спичкой, неостро заточенным карандашом или специальной диагностической палочкой, можно определить точное расположение лечебной точки соответствия. Лечебная точка всегда резко болезненна! На предполагаемые точки нужно надавливать с равной силой и, что очень важно, не слишком сильно с самого начала. Лечебная точка проявляет себя тем, что в момент надавливания на нее появляется двигательная реакция (непроизвольное движение из-за резкой боли). Точное определение точки - это только половина успеха. Для достижения лечебного эффекта необходимо уметь правильно ее стимулировать. Сделать это можно разными способами: Массаж палочкой;

    Лечение эластичным кольцом;
    Профилактический ручной массаж кистей и стоп.
    Другие методы восточной телесно-ориентированной терапии
    Акупрессура

В Китае более 6000 лет назад была создана система избавления от недугов, которая состоит из двух дополнявших друг друга методов: аккупунктуры и акупрессуры. Ни один другой метод не имеет столь длительной истории, нет ему равных и по эффективности. Акупунктура (иглоукалывание) является одной из самых эффективных методик исцеления, которой пользуются во всех странах мира. Акупрессура или точечный массаж - это надавливание на акупункткурные точки пальцами. Цель акупрессуры- поддерживать ровны ток жизненной энергии и возобновлять ее естественное течение при каком-то нарушении. Важнейшие биологически активные точки, на которые воздействуют во время акупрессуры, располагаются на 12 главных меридианах и двух сосудах. Некоторые особые точки находятся и на иных, вторичных меридианах. Акупунктуру (иглоукалывание) ни в коем случае нельзя использовать самостоятельно. Неправильное применение игл может привести к опасным заболеваниям. Акупрессуру, напротив, легко освоить любому человеку. Для этого не требуется особое медицинское образование, кроме того, при самолечении необходимо сосредоточиться на очень небольшом количестве точек. Акупрессуру можно проводить без каких-либо вспомогательных средств, почти в любой ситуации и в любое время. Данный метод лечения лишен вредных побочных воздействий. В 70-х годах на Западе начались интенсивные исследования этого метода, завоевавшего огромную популярность. Большое количество этих исследований было посвящено проблеме снятия боли. Согласно одной из теорий, стимулирование активных точек вносит помехи в работу центральной нервной системы, и болевые сигналы не могут достичь мозга. Другая теория предполагает, что надавливание на акупунктурные точки стимулирует выработку эндорфинов - естественных анальгетиков, образующихся в мозге. Сеанс точечного массажа должен занимать максимум час. При первых сеансах надавливание на точки производится в течение 2-3 минут. Давление на точки должно оказываться медленно и ритмично, чтобы слои ткани и внутренние органы могли нормально реагировать на массаж. Нельзя надавливать резко или с усилием. Особенно осторожным следует быть с активными точками брюшной полости. Нельзя применять точечный массаж в области паха и подмышек, на молочных железах, в местах расположения крупных сосудов, лимфатических узлов. После сеанса акупрессуры понижается сопротивляемость организма холоду, так как жизненная энергия тела концентрируется на исцелении. Организм в это время более уязвим, поэтому после процедуры одевайтесь теплее и сохраняйте тепло. Шиацу

"Шиатсу" в переводе буквально означает "давление пальцами" (палец - shi и atsu - давление). Этот вид массажа в первую очередь направлен на восстановление и поддержание энергетики человека. Особенно эффективен при лечении бессонницы, а также нервных расстройств. Шиатсу базируется на китайской теории циркуляции тонкой энергии. Это - отчасти, более тонкая форма массажа, поскольку имеется дело с высшим уровнем механизма тела - или энергией, а не именно воздействием на кости, мускулы, и т. п.... Мастера шиатсу воздействуют на энергитические потоки человека, надавливая на определенные точки, расположенные в углублениях тела и определяемые чаще интуитивно. Воздействовать на нужные точки можно не только пальцами, но специальными массажными шарами "ки-гонг", прижимая их и слегка вращая по часовой стрелке. Массаж шиатсу может быть использован для усиления сексуальной энергии. Он настолько прост и эффективен, что его можно использовать для эротического массажа. Например мужчине следует массировать в течении трех секунд активные точки, расположеные в крестцово- поясничной области. Женщинам - в области щитовидной железы и между грудей. Это естественная профилактика сексуальной активности. Шиатсу может быть использован в качестве полной системы профилактики здоровья, или просто для уменьшения напряжения, релаксации и общего улучшения состояния человека. Тайский массаж

Традиционный Тайский массаж (или Nuad in Thai) имеет длинную историю лечебного воздействия на организм человека. Он, как и китайская народная медицина, и индийская йога, основан на учении о невидимых энергетических линиях, пронизывающих все тело. Воздействие на акупрессурные точки, находящиеся на этих линиях, способно избавить от многих страданий.... Тайский массаж - очень широко распространенная форма лечения в Тайланде. Он занимает ведущее место в системе здравоохранения и считается удобным и эффективным методом лечения всеми слоями населения. Этот вид массажа основан приблизительно 2500 лет назад доктором из Северной Индии по имени Jivaka Kumar Bhaccha, современником Будды и личным доктором Magadha, Короля Бимбисары. Jivaka Kumar Bhaccha, как известно, был другом Будды и доктором для монахов Буддистов. Тайский массаж упомянут в Pali Kanon, старых текстах Буддизма Южной школы Theravada (найденных сегодня главным образом в Шри-Ланке, Birma/Myanmar, Лаосе, Кампучии и Таиланде). Один французский дипломат, посланный в тайский суд в 1690 г. писал "Если кто-нибудь заболевал в Сиаме, его топтали ногами опытные массажисты, пока он не выздоравливал". Тайский массаж передавался только устно от учителя к студенту и очень часто только внутри семьи. В отличие от классических западных форм массажа, Тайский массаж меньше обращается к механическому воздействию на мышцы человека, но более к так называемым линиям и областям энергии, которые считаются основными меридианам в Китайской медицине. Традиционный Тайский массаж использует определенные участки тела, чтобы оказать положительное влияние на другие (внутренние) части организма, с помощью чего достигается приятное состояние расслабления. Тайские массажисты верят в длительный сеанс. Они говорят "один час хорошо, два часа лучше, три часа будет наилучший эффект". Время уходит быстро в течение трех часов, но даже при коротком сеансе можно добиться прекрасных результатов. Выполнение массажа на мате в удобной одежде, дает массажисту возможность использовать эффективно длинный рычаг рук и всего тела в отличие от работы на столе. Массажист должен уметь дифференцировать гибкость суставов у спортсменов и пациентов и растягивать их до физиологического предела. В тайском массаже насчитывается 4 позиции: спереди, сзади, боковая и сидя. Большое количество времени уходит на работу спереди, особенно на ногах. Работая на ногах, увеличиваем объем движений, обрабатывая энергетический линии успешно леча поясничные радикулиты и остеохондрозы. Спина, шея и плечи особенно у людей работающих на компьютерах могут обрабатываться во всех позициях. Для массажа не используются никакие масла и кремы. Лишь иногда специальные травяные экстракты, усиливающие эффект массажа. Главные результаты традиционного Тайского массажа чувствуются пациентом на духовном уровне (восстановление внутреннего баланса, гармонизация нервной системы). Тесно связанный с акопрессурой и рефлоксологией, вследствие уникальной техники (экзотичной, как все восточное), Тайский массаж в некоторых случаях имеет гораздо лучшие результаты оздоровления, чем обычные формы массажа. (Вспомните, как долго не старятся китаянки и японки: до весьма зрелого возраста они выглядят, как юные девушки). Цигун

Цигун является древней китайской системой созданной более 6 тысяч лет назад и направленной на укрепление здоровья и лечение заболеваний. Первый китайский правитель - император Фу Си был большим мастером цигуна. Именно он создал известные всему миру "8 триграмм" (багун) и написал первую в Китае книгу - "И Цзин". После императора Фу Си император Вэнь Ван во время династии Чжоу (3-76) продолжал изучать цигун и работать над каноном "И Цзин". В настоящее время "И Цзин" и "8 триграмм" составляют главную основу цигун. В течение тысячи лет многие системы и школы из других стран попадали в Китай, где на них оказывалось влияние со стороны местных школ. Ныне в Китае цигун подразделяется на даосский, буддийский, конфуцианский, медицинский, воинский, тибетский, шаолиньский, уданский и другие. В каждой системе работают выдающиеся представители - врачи, философы, спортсмены, воины, учёные, долгожители. В их числе - знаменитый физик Цянь Сюэсэнь, а также известный мастер Янь Синь. В настоящее время в Китае более 60 млн. человек занимаются цигун, многие из которых на личном опыте убедились в его эффективности и действенности. Мастера цигуна считают, что он есть соединение работы сердца и тела. Работа с сердцем означает работу со всем духом и мыслью человека. Работа с телом - это работа с энергией при помощи мысли. Внутренняя работа с духом, мыслью и энергией означает работу со светом, теплотой и силой. Энергия человека состоит из трёх элементов. До появления на свет человек живёт в утробе матери и впитывает энергию родителей. После рождения он начинает извлекать энергию "ци" из пищи. Достигнув зрелого возраста, человек растрачивает свою начальную жизненную энергию, а после того, как она исчерпывается совсем, он умирает. Занимаясь цигун, человек впитывает энергию неба, земли и соединяет их в себе в области нижний даньтянь. Тем самым, согласно даосской концепции, он взращивает в себе пилюли долголетия и бессмертия. Начальная энергия у человека возникает из "цзин", который приобретается из семени отца и яйцеклетки матери. Поэтому начальная энергия человека приобретена и превращена из половой системы матери и называется энергией "юань-шэнь". Она наполняет всё тело человека и представляет врождённую, невидимую материю, играющую чрезвычайно важную роль в жизнедеятельности человека. В процессе занятий цигун "цзин" превращается в энергию "ци", энергия "ци" превращается в "шэнь" (дух), а шэнь возвращается к пустоте. Таким образом, регулируется равновесие между мужским и женским началами "Ян" и "Инь" в организме человека и соответственно между организмом и природой. Даосские лечебные жесты

Мало кто осведомлен о силе, значении и роли собственных рук. Древние даосы умели управлять энергией рук и добиваться поразительных результатов.

    Тайцзи-цюань

Тайцзи-цюань- сложное внутреннее искусство, практикуемое каждое утро тысячами людей по всему Китаю. Цель этого- улучшить здоровье и продлить жизнь. Созданное даосским монахом Чжан Саньфэном более 500 лет назад, тайцзи-цюань содержит в себе полный набор упражнений для тела и ума, стимулирующие ток крови, освобождающие малоподвижные суставы и увеличивающие внутреннюю энергию тела. Эти упражнения лишены всякого вредного влияния, свойственного другим физическим системам. Как воинское искусство, тайцзи-цюань основывается на гибкости, уступчивости, проворстве, восприимчивости и расслабленном состоянии тела и ума. Эти качества могут быть развиты до высочайшей степени с помощью туй-шоу (букв. "толкающие руки") - воплощение принципов тайцзи в упражнениях для двоих, а также через практику формы с традиционным оружием. АММА

Из экзотических видов массажа у нас наиболее распространены шиатсу и амма. "Амма" означает "успокоение рукой". Эта необычная методика была изобретена слепыми, для которых массаж был способом заработать себе на жизнь. За несколько тысячелетий лет амма трансформировалась в особую философию исцеления методом акупрессуры и акупунктуры, то есть надавливанием на определенные точки или области тела. Амма, как восточный вид массажа, основан на учении о потоках энергии, циркулирующей в организме. Представители восточной медицины уверены в том, что массаж самостоятельно способен избавить человека если не от всех, то от очень большого количества заболеваний. В большинстве случаев диагностика проводится мастером восточного массажа самостоятельно и сразу же определяется лечебный курс. В амма используются поглаживание, разминание, растяжение и поколачивание тела в местах расположения акупрессурных точек. Противопоказаний к применению амма значительно меньше, чем к европейскому массажу. ТУИ-НА

Другой вид восточного массажа, направленный на лечение специфических расстройств - от неподвижности суставов и мигреней до серьезных болезней. Мастера туи-на перекатывают энергию непрерывным потоком по активным меридианам тела человека. Считается, что эти энергетические меридианы соответствуют различным органам. Движения сильные и быстрые, весь сеанс занимает не больше получаса. Это довольно болезненная, но эффективная процедура. РЕФЛЕКСОЛОГИЯ ЦУ

Мастера рефлексологии цу утверждают что у них в руках постоянно находится средство мгновенного избавления от головной боли... Точкам на стопах и кистях рук также соответствуют органы и группы мышц нашего тела - на них можно воздействовать, делая точечный массаж ног или рук. Врачи пока не нашли этому объяснения, но применяют этот метод в лечении нервных расстройств, мигреней и других неспецифических болей. ЛОМИ-ЛОМИ (гавайский массаж)

Это современная интерпретация древнего ритуала "инициирования", который проходили все гавайские девушки, достигшие зрелости. Элементы массажа когда-то были движениями шамана, манипулирующего с девичьим телом, и имели символический смысл. Некоторые традиции сохранились. Вокруг кушетки ставятся две чашки (с водой и с землей) и маленькая свечка, что должно помочь единению сил природы на время сеанса массажа. Благовония, ароматические масла, этнические ритмы и движения - энергичные, плавные, интенсивные - в сочетании с техникой "циркулирующего" дыхания наполняют тело силой и энергией. АЮРВЕДИЧЕСКИЙ МАССАЖ

Согласно индийской философии где-то в районе темечка находится Сахасрара, высшая энергетическая чакра. "Воздействие на эту зону не только расслабляет, но и улучшает память, активизирует восприятие и открывает пути обмена энергиями", - объясняют практики индийской техники. Массаж головы мягкими поглаживаниями и приятными вибрациями с расслабляющими маслами трав - это индийский метод, уходящий корнями в древнее учение Аюрведы. Эта техника уравновешивает нервную систему, снимает эмоциональный стресс и головную боль, а в конце сеанса от макушки до кончиков пальцев разливается тепло, исчезает напряженное выражение лица, кожа разглаживается, уменьшаются круги под глазами, и появляется румянец. Литература:

    Вачнов И. Основы психологии группового треннинга. М. 2000
    Гроф С. Путешествие в поисках себя. М, 1994

Коляну Н. Введение в психотехнику Свободного Дыхания. Переяславль-Залесский, 1992 Лоуэн А... Физическая динамика структуры характера. М. , 1996 Психотерапевтическая энциклопедия (под редакцией Б. Карвасарского). СПб. , 1998 Рудестам К... Групповая психотерапия. СПб. , 1998

Сергеева Л. С. Телесно-ориентированная психотерапия. СПб. 2000 Техника групповой психотерапии. СПб. : Питер. 2001

Хван Ю. Система здоровья Норбекова. Расширенный и ускоренный курс. Санкт-Петербург, Прайм-Еврознак, Москва, Олма-Пресс, 2001 Хрестоматия по телесно-ориентированной психотерапии и психотехнике (под редакцией В. Баскакова). М. , 1997 Фейдимен Д. , Фрейгер Р... Личность и личностный рост. М, 1994

Страницы: 1, 2


© 2007
Использовании материалов
запрещено.