РУБРИКИ

Поиск психодиагностических правил для диагностики эмоциональной устойчивости с помощью детерминационного анализа - (реферат)

   РЕКЛАМА

Главная

Логика

Логистика

Маркетинг

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Международное публичное право

Международное частное право

Международные отношения

История

Искусство

Биология

Медицина

Педагогика

Психология

Авиация и космонавтика

Административное право

Арбитражный процесс

Архитектура

Экологическое право

Экология

Экономика

Экономико-мат. моделирование

Экономическая география

Экономическая теория

Эргономика

Этика

Языковедение

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Поиск психодиагностических правил для диагностики эмоциональной устойчивости с помощью детерминационного анализа - (реферат)

p>Поскольку эмоции основываются на выходящих за пределы сознания жизненно значимых взаимоотношениях индивида с окружающим, теория и классификация эмоций должна исходить как из первичной основы не из тонкостей феноменологического анализа эмоционального переживания или физиологического изучения механизмов эмоционального процесса самого по себе, а из тех реальных взаимоотношений, которые лежат в основе эмоций (16, с. 144).

Глава 2. Эмоциональная устойчивость человека и подходы к ее изучению

Основное содержание понятия эмоциональной устойчивостичеловека - это способность успешно осуществлять сложную и ответственную деятельность в напряженной эмоциогенной обстановке, без значительного отрицательного влияния последствий на самочувствие, здоровье и дальнейшую работоспособность (1, с. 104).

Существует четыре основных подхода к пониманию эмоциональной устойчивости, которые реализуются в исследованиях ряда советских психологов (3, с. 106). Для первогохарактерно сведение эмоциональной устойчивости к проявлениям воли. Известно, что разные психические процессы могут взаимодействовать и взаимовлиять друг на друга (поддерживать, усиливать, ослаблять, тормозить, подавлять и т. д. ). Так, например, человек может во- левым усилием, приемами аутогенной тренировки изменять свое эмоциональное состояние. Останавливаясь на этом моменте как основном, некоторые авторы трактуют эмоциональную устойчивость как способность управлять возникающими эмоциями при выполнении деятельности. Напри- мер, в книге"Психологический отбор летчиков"написано, что под эмоциональной устойчивостью "понимается, с одной стороны, невосприимчивость к эмоциогенным факторам, оказывающим отрицательное влияние на психическое состояние индивидуума, а с другой стороны, способность контролировать и сдерживать возникающие астенические эмоции, обеспечивая тем самым успешное выполнение необходимых действий. " (13). Некоторые исследователи считают, что эмоциональная устойчивость представляет собой способность преодолевать состояние излишнего эмоционального возбуждения при выполнении сложной деятельности (8).

Но изучение эмоциональной устойчивости с точки зрения зависимости эмоционального процесса от волевых качеств ограничивает проникновение в ее суть и формы проявления.

Второй подходосновывается на том, что для психических процессов характерна интеграция, результатом которой являются сложные психические образования. В них могут войти разные психические явления. Это относится и к эмоциональной устойчивости. Видимо, поэтому ряд авторов определяет ее как интегративное свойство личности. Так, сопоставив различные точки зрения на нее, П. И. Зильберман приходит к выводу, что под эмоциональной устойчивостью "следует понимать интегративное свойство личности, характеризующееся таким взаимодействием эмоциональных, волевых, интеллектуальных и мотивационных компонентов психической деятельности индивидуума, которое обеспечивает оптимальное успешное достижение цели деятельности в сложной эмотивной обстановке. " (4, с. 157).

В рамках второго подхода находится понимание эмоциональной устойчивости как свойства психики, благодаря которому человек способен успешно осуществлять необходимую деятельность в сложных условиях.

Считая эмоциональную устойчивость интегральным свойством личности или свойством психики, очень важно определить место и роль в нем соответственно эмоционального компонента. В противном случае произойдет отождествление эмоциональной устойчивости с волевой и психической устойчивостью, которые также могут рассматриваться как интегральные свойства личности, обеспечивающие успешное достижение цели деятельности в сложной эмотивной обстановке. Другими словами, соотнося результаты деятельности с эмоциональной устойчивостью, нельзя не учитывать, что успех выполнения необходимых действий в сложной обстановке обеспечивается не только ею, но многими личностными качествами и опытом человека.

Третий походбазируется на единстве энергетических и информационных характеристик психических свойств, на теории самоорганизации кибернетических систем. Эмоциональная устойчивость возможна в таком случае на основе резервов нервно-психической энергии, которая связывается с особенностями темперамента, силой нервной системы по отношению к возбуждению и торможению, подвижности, мобильности нервных процессов.

Суть этого подхода выражается в следующем определении: " .... эмоциональная устойчивость - это свойство темперамента.... позволяющее.... надежно выполнять целевые задачи.... деятельности за счет оптимального использования резервов нервно-психической эмоциональной энергии" (11, с. 78).

Рациональный момент в подходе авторов к изучению эмоциональной устойчивости подчеркивание роли эмоционального возбуждения в экстремальных условиях деятельности. Действительно, поскольку эмоциональное возбуждение характеризуется состоянием активации различных функций организма, повышением психической готовности к различным неожиданным действиям, постольку оно является необходимым условием использования ресурсов личности для успешного выполнения деятельности.

Польский психолог Я. Рейковский, останавливаясь на эмоциональной устойчивости как гипотетической особенности человека, говорит о двух ее значениях: 1). человек эмоционально устойчив, если его эмоциональное возбуждение, несмотря на сильные раздражители, не превышает пороговой величины; 2). человек эмоционально устойчив, так как, несмотря на сильное эмоциональное возбуждение, в его поведении не наблюдается нарушений. Основными направлениями исследований эмоциональной устойчивости, по Я. Рейковскому, являются: физиологическое (изучение зависимости эмоциональной устойчивости от свойств нервной системы), структурное (изучение регуляторных структур личности) и поиск особого механизма в виде самоконтроля (14, с. 264-266).

Рассмотрим четвертый подходк пониманию и исследованию эмоциональной устойчивости. Известно, что каждый психический процесс (познавательный, эмоциональный, волевой) относительно независим от других и обладает специфическими особенностями. Применительно к эмоциональному процессу это означает, что ни волевой, ни познавательный процессы, ни тем более свойства личности (направленность, темперамент, характер, способности), несмотря на взаимосвязи, не обязательно входят в его состав. Четвертый подход основывается на выявлении собственно эмоциональных характеристик эмоциональной устойчивости.

Американский психолог К. Е. Изард, отвечая на поставленный им же вопрос о том, устойчивы или изменчивы эмоции, приводит различие между эмоциональными состояниями и эмоциональной чертой человека, показывает, что, хотя когнитивные процессы могут влиять на эмоциональные, они сами не являются необходимой частью эмоций (5, с. 18).

Советский психолог О. А. Черникова понимает под эмоциональной устойчивостью: а). относительную устойчивость оптимального уровня интенсивности эмоциональных реакций; б). устойчивость качественных особенностей эмоциональных состояний, т. е. стабильную направленность эмоциональных переживаний по их содержанию на положительное решение предстоящих задач (19). А. Е. Ольшанникова считает, что для нее характерно отчетливое доминирование положительных эмоций. Из вышесказанного, обобщив все сведения, можно сделать следующий вывод: если первый подход основные психологические факторы эмоциональной устойчивости выносит за ее пределы и усматривает их прежде всего в волевых качествах, а второй подход считает ее следствием интеграции разных психических процессов и явлений, то третий подход при рассмотрении эмоциональной устойчивости имеет в виду резервы нервно-психической энергии, четвертый же - прежде всего качества и свойства самого эмоционального процесса в сложной для человека ситуации.

    Факторы, влияющие на эмоциональную устойчивость

Авторы многих работ включают в понятие эмоциональной устойчивости разные свойства личности и в том числе эмоциональные, однако как детерминанты устойчивости эмоциональные факторы почти не изучены.

Можно предположить, что эмоциональную устойчивость характеризует определенное сочетание (синдром) различных эмоциональных параметров, как качественных (знак, модальность), так и формально-динамических (порог, длительность, глубина, интенсивность и др. ) (2, с. 104). Таких сочетаний может быть множество, но в любом из них какое-то эмоциональное свойство будет определяющим. В различных отраслях психологических наук одни исследователи в качестве предполагаемых детерминант эмоциональной устойчивости отмечают "особенности нервной системы и психической регуляции деятельности (под психической регуляцией деятельности понимаются процессы, связанные с анализом внешних и внутренних, исходящих от самого субъекта, условий деятельности, с выработкой программы деятельности и коррекцией действий на основании сопоставления результатов деятельности с ее условиями (1, с. 105) ). Другие же отдают предпочтение собственно эмоциональным особенностям. Третьи, наряду с психологическими факторами, определяющими специфику эмоциональной устойчивости индивида, анализируют условия конкретной ситуации, степень ее экстремальности или эмоциогенности" (18).

При этом наибольшее внимание авторы уделяют связи эмоциональной устойчивости с такими отдельными особенностями, как высокая сила нервной системы, лабильность и подвижность нервных процессов, низкий уровень тревожности или невротизма, высокий самоконтроль и др. , которые рассматриваются как детерминанты эмоциональной устойчивости человека. Однако анализ литературы показывает, что получаемые при этом данные свидетельствуют об отсутствии строгой и однозначной зависимости эмоциональной устойчивости от определенных полюсов психофизиологических и психологических параметров. Подобные факты расхождения иллюстрируются рядом экспериментальных работ (6; 15), выполненных на материале спортивной и других видов деятельности. В частности, авторами этих исследований установлено, что один и тот же полюс какого-либо из названных параметров (например, высокий уровень тревожности или силы нервной системы) может выступать в роли как положительного, так и отрицательного фактора в эмоциональных условиях деятельности человека.

Это дает основание предполагать, что значение того или иного психофизиологического параметра для эмоциональной устойчивости не абсолютно. Их неоднозначная зависимость обусловлена множеством внутренних (присущих субъекту) и внешних условий деятельности.

Рассмотрим факторы эмоциональной устойчивости подробнее. Устойчивое преобладание положительных эмоций является одной из главных эмоциональных детерминант эмоциональной устойчивости. Развивая эту гипотезу, Л. М. Аболин (на материале спортсменов) пришел к выводу, что решающим показателем, детерминирующим эмоциональную устойчивость, является знак и интенсивность эмоций. Преобладание положительных интенсивных эмоций, как пишет Л. М. Аболин, свидетельствует об умении спортсмена преодолевать отрицательные переживания, неизбежно возникающие в сложных соревновательных условиях, и является одним из определяющих факторов эмоциональной устойчивости (1).

Результаты исследований М. И. Дьяченко и В. А. Пономаренко дали им основание сделать вывод, что эмоциональная устойчивость в значительной мере детерминируется динамическими (интенсивность, гибкость, лабильность) и содержательными (виды эмоций и чувств, их уровень) характеристиками эмоционального процесса (3). Поэтому для познания ее природы действительно требуется проникновение в закономерности генезиса, функционирования и динамики разных классов эмоциональных явлений.

Важный фактор эмоциональной устойчивости - содержание и уровень эмоций, чувств, переживаний в экстремальной обстановке. Обострение и усиление нравственных чувств позволяет подавить боязнь, растерянность. К такому выводу приводит изучение героических поступков, а также поведения людей во время стихийных бедствий.

Встает вопрос о связи и соотношении собственно эмоциональных детерминант эмоциональной устойчивости с такими освещенными в исследованиях ее детерминантами (неэмоциональными в строгом смысле слова), как направленность личности, ее потребности и мотивы, волевые качества, знания, навыки, умения, тип нервной системы и др. Исследования показали, что эмоциональными детерминантами являются: эмоциональная оценка ситуации, эмоциональное предвосхищение хода и результатов деятельности; испытываемые в данной ситуации эмоции и чувства; эмоциональный опыт личности (эмоциональные установки, образы, прошлые переживания в данного рода ситуациях) (3).

Следуя положению диалектики о роли внутренних причин в развитии предмета, явления, можно считать, что эмоциональные детерминанты влияют на эмоциональную устойчивость непосредственно, другие (неэмоциональные) - в основном преломляясь через них. Например, тип нервной системы не прямо влияет на эмоциональную устойчивость, а через силу и лабильность эмоций, эмоциональную восприимчивость, скорость превращения эмоций в побуждения и т. д.

Учеными был проведен специальный эксперимент для выявления психофизиологических корреляторов эмоциональной устойчивости у летчиков различной профессиональной подготовки и различного возраста (3, с. 109). Эксперименты проводились в натурных условиях, сопряженных с реальной опасностью, поскольку моделировались неожиданно для испытуемого технические отказы системы управления в полете. Условия проверки эмоциональной устойчивости были крайне жесткие, носили престижный характер, затрагивали одновременно биологическую, психологическую и социальную сферу личности. Оказалось, что выраженность показателей вегетативных реакций, подтверждающих эмоциональное реагирование на предложенные условия, прямо не характеризует эмоциональную устойчивость. Это принципиальное положение, так как оно предостерегает от увлечения психофизиологическим плюрализмом при обеспечении психологической надежности человека в экстремальных условиях.

Главная трудность состоит в том, что эмоциональная реакция может быть невыраженной, а эмоциональная неустойчивость налицо, работоспособность сохранена, а надежность действия низкая, оперативная надежность высокая, а потенциальная - низкая и т. д. Исследование эмоциональных состояний в условиях реальной угрозы для жизни подтвердили, что "регулятором глубины эмоций, их влияния на поведение служат не сами по себе вегетативные реакции, а потребностно-мотивационные, мировоззренческие, волевые и другие свойства личности. С этим связан не менее важный другой вывод: эмоциональная устойчивость только частично зависит от типа нервной системы, некоторых свойств темперамента" (3, с. 109). Определяющим является субъективная интерпретация сигнала, т. е. полнота психического отражения воспринимаемой ситуации. Одна из сторон психического отражения зиждется на биологическом параметре значимости его для личности. Из этого вытекает еще более существенный вывод о том, что человек в условиях реальной угрозы жизни опирается на при- родные защитные механизмы (инстинкты, безусловные рефлексы, ориентировочные реакции, активация энергетических ресурсов) и приобретенные (навыки, умения, знания, установки). Любопытно, что в эмоциогенной ситуации задержка в переходе от природных защитных механизмов к приобретенным приводит к повторному усилению инстинктивных реакций, затрудняющих умственные преобразования по выработке тактики и стратегий действий (10, с. 110).

Экспериментальный опыт изучения поведения людей в аварийных ситуациях позволил установить, что эмоциональная устойчивость носит черты специфичности реакции и объединяет в себе природные защитные и приобретенные механизмы, которые запускают воздействие значимости раздражителя. Продуктивность этих факторов состоит в том, что эмоциональную устойчивость в кон- тексте практической деятельности можно рассматривать как психологическую характеристику надежности человека, в известной мере как функцию его интеллекта и психического образа решаемой задачи. Научная новизна высказанных суждений о природе эмоциональной устойчивости состоит в том, что в эмоциогенной ситуации взаимодействия человека с объектом управления она служит регулятором тактики и стратегии выбора действий как явление прежде всего психологическое в виде качества личности или свойства психики оказывать сопротивление влиянию сильных эмоциональных воздействий (3, с. 110). Следует указать на различие позиций советских и западных психологов при изучении психологии и поведения человека в экстремальных условиях: западные психологи уделяют основное внимание внешним факторам, недооценивая, по существу, внутренние, собственно психологические. Наши исследования показывают, что эмоциональная устойчивость как качество личности является единством компонентов: а). мотивационного. Сила мотивов определяет в значительной мере эмоциональную устойчивость. Один и тот же человек может обнаружить разную степень ее в зависимости от того, какие мотивы побуждают его проявлять активность. Изменяя мотивацию, можно увеличить (или уменьшить) эмоциональную устойчивость; б). эмоционального опыта личности, накопленного в процессе преодоления отрицательных влияний экстремальных ситуаций; в). волевого, который выражается в сознательной саморегуляции действий, приведение их в соответствие с требования- ми ситуации; г). интеллектуального - оценка и определение требований ситуации, прогноз ее возможного изменения, принятие решений о способах действий (3, с. 110). Благодаря эмоциональной устойчивости как качеству личности в экстремальных условиях обеспечивается переход психики на новый уровень активности, такая перестройка ее побудительных, регуляторных и исполнительских функций, которая позволяет сохранить и даже увеличить эффективность деятельности. В числе показателей эмоциональной устойчивости - правильное восприятие обстановки, ее анализ, оценка, принятие решений; последовательность и безошибочность действий по достижению цели, выполнению функциональных обязанностей; поведенческие реакции: точность и своевременность движений, громкость, тембр, скорость и выразительность речи, ее грамматический строй; изменения во внешнем виде: выражение лица, взгляд, мимика, пантомимика, тремор конечностей и т. д.

Познанию природы и закономерностей эмоциональной устойчивости способствует динамический анализ деятельности с учетом возможных трансформаций ее целей, мотивов, способов, смыслового содержания. В качестве примера рассмотрим обобщенное описание деятельности человека во время заступления на ответственное дежурство и его несения. Дежурство - сложная деятельность, протекающая в экстремальных условиях. В ней ярко проявляется эмоциональная устойчивость как качество и как психическое состояние. При значительном расхождении индивидуальной структуры деятельности с нормативной, социально требуемой на дежурстве возникают такие эмоции и чувства, которые могут ее понизить (опасение допустить ошибку, не справиться с обязанностями и др. ). В таком случае для обеспечения и сохранения эмоциональной устойчивости перед заступлением на дежурство нужно активизировать высшие чувства и общественные мотивы поведения, обусловить субъективную значимость для исполнителей требуемых результатов, ознакомиться с критериями успешности и порядком выполнения задачи. Важной предпосылкой поддержания и реализации эмоциональной устойчивости на дежурстве является совершенное владение операционным составом деятельности, которое в значительной мере определяет соответствие эмоционального процесса стоящим целям и условиям их достижения.

В ходе изучения выборки испытуемых нами получены следующие данные: специалисты с высоким уровнем знаний, навыков и умений перед дежурством испытывают стенические эмоциональные состояния, со средним - волнение и тревогу, с низким - эмоциональную напряженность.

Эмоциональная устойчивость специалистов перед дежурством зависит также от приемов информирования о задаче (прямое подчеркивание, преувеличение ответственности отрицательно сказываются на их состоянии и поведении). Опыт несения дежурства, как показали замеры психологических функций и физиологических сдвигов, не обязательно оказывает влияние на эмоциональную устойчивость. У отдельных специалистов обострялись отрицательные эмоции, их эмоциональная устойчивость понижалась. Причина этого - психические последствия эмоциональных срывов при неудачах, ошибках, нарушениях инструкций. Для предупреждения этих явлений важно формировать у специалистов способность переводить непроизвольные эмоциональные реакции в сложных ситуациях в сознательно регулируемые, помочь им овладеть приемами самоуправления и аутогенной тренировки (активизация внешних и внутренних действий, самооценка своего состояния, самоприказ, переключение и отвлечение внимания, осмысливание особенностей эмоциональных обстоятельств, самоконтроль за экспрессией, установление спокойного ритма дыхания, рефлексия интероцептивных ощущений, физические упражнения и т. д. ) (3, с. 111).

Изучение опыта ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС свидетельствуют о том, что полнота представлений и знаний о предельно сложных условиях работы, понимание ее общественной значимости, установка на рациональные и уверенные действия способствует сохранению эмоциональной устойчивости и успеху деятельности. Активизация общественных мотивов, практическое ознакомление с характером задач и обстановкой их выполнения, со свойствами радиоактивного заражения позволили работающим реально оценить предстоящие трудности, определить оптимальные варианты поведения. Эмоциональная устойчивость поддерживается сплоченностью группы, коллектива, взаимным доверием и взаимоуверенностью, навыками успешных взаимодействий.

Случаи проявления эмоциональной неустойчивости объясняются недостаточной информированностью, понижением уровня мотивации поведения. Управление эмоциональной устойчивостью, как показал опыт Чернобыля, предполагает воспитание и стимулирование положительных мотивов поведения и других ее слагаемых, четкую постановку и разъяснение задач, проведение упражнений и тренировок в совершенствовании необходимых действий, личный пример руководителей, поддержание дисциплины и организованности коллектива. Подводя итоги, можно отметить, что эмоциональная устойчивость может иметь разные уровни, которые определяются ее структурой, индивидуальными особенностями личности, опытом, знанием, навыками, умениями.

    Глава 3. Подготовка психодиагностических данных к анализу
    1. 1 Что такое “исходные (первичные) эмпирические данные”

“Исходные эмпирические данные” это те данные, которые получены непосредственно в результате исследования испытуемых и подлежат дальнейшему анализу. Их еще называют “первичными данными”, просто “эмпирическими” или просто “исходными” данными. Эпитет “исходные” оправдан только в отношении процедур анализа. Скажем, по отношению, например, к процедурам исследования те же самые данные исходными никак не назовешь. С этой точки зрения они совсем не исходые, а скорее напротив, “конечные”. Они оказываются конечным итогом порой очень сложных, кропотливых, отнимающих много времени и сил процедур, составляющих исследование. В ходе таких процедур измеряются характеристики испытуемого, фиксируются количественные и качественные признаки, описывающие его состояние, делаются заключения о состоянии его здоровья и т. д. Исходные эмпирические данные - это всегда записи, фиксирующие итог таких действий. 1. 2 Формы представления исходных данных.

Чаще всего исходные данные ассоциируются с пачкой заполненных бланков, в которых фиксируются результаты исследования. Это могут быть специальные карты, истории болезни, анкеты, журналы и т. д. Это могут быть, наконец, разрозненные листочки, где в произвольной форме записаны данные о испытуемогох. В случае, когда процесс фиксации и хранения данных. полученных в ходе исследования, автоматизирован, исходные данные могут представлять собой записи, содержащиеся в так называемых “базах данных” и хранящиеся в памяти компьютера. 1. 3 Что такое матрица данных.

Для того, чтобы данные можно было анализировать, их обязательно необходимо представить в специальной форме, которую принято называть матрицей данных (сокращенно МД).

Термин “матрица данных” - это жаргонизм, возникший несколько десятилетий назад среди специалистов по статистической обработке данных. Термин относится к общепринятым. Его английский эквивалент - Data Matrix (DM). Вместо слов “матрица данных” иногда говорят “таблица объект-признак”.

Матрица данных - это, действительно, всего навсего таблица и больше ничего. Таблица, в которой есть строки, столбцы и клетки на пересечении строк и столбцов. Она напоминает матрицу - отсюда ее название. Строки таблицы соответствуют обследуемым объектам. Столбцы соответствуют переменным (признакам), с помощью которых описываются объекты. В клетках содержатся собственно данные, т. е. записи значений переменных, которыми описываются объекты (состояние объектов).

    Пример матрицы данных приведен в таблице 1.
     
    GP
    Z
    EM
    P
    TR
    AL
    DM
    V
    DI
    AE
    FA
    KA
    R
    NG
    OB
    POD
    VA
    VIN
    OA
    VR
    DST
    NPU
    1
    21
    8
    12
    12
    12
    21
    14
    9
    9
    18
    5
    5
    7
    3
    6
    9
    11
    7
    21
    15
    0
    1
    2
    21
    4
    15
    14
    21
    18
    12
    24
    12
    24
    4
    7
    7
    4
    4
    6
    7
    9
    18
    10
    0
    1
    3
    15
    14
    15
    12
    9
    15
    20
    15
    12
    12
    7
    7
    6
    3
    7
    6
    7
    7
    21
    13
    3
    1
    4
    15
    18
    15
    18
    3
    9
    14
    9
    6
    6
    9
    6
    7
    5
    2
    8
    8
    8
    23
    10
    9
    7
    5
    12
    14
    9
    16
    12
    15
    6
    18
    18
    6
    9
    7
    10
    4
    6
    9
    9
    9
    25
    15
    3
    1
    6
    6
    20
    21
    20
    24
    24
    8
    21
    21
    24
    6
    8
    8
    5
    8
    7
    11
    8
    25
    15
    1
    1
    7
    15
    20
    15
    18
    24
    21
    8
    24
    12
    18
    3
    5
    8
    3
    7
    7
    10
    8
    18
    14
    4
    1
    8
    15
    14
    15
    18
    6
    12
    16
    15
    9
    12
    6
    5
    7
    1
    5
    4
    8
    8
    19
    9
    2
    5
    9
    22
    14
    18
    14
    24
    9
    21
    21
    21
    24
    7
    9
    7
    3
    6
    8
    7
    9
    23
    14
    1
    1
    10
    21
    12
    21
    16
    12
    12
    12
    3
    9
    18
    6
    4
    3
    3
    3
    7
    7
    8
    17
    10
    2
    2
    11
    18
    16
    12
    10
    18
    18
    16
    15
    6
    18
    5
    4
    3
    1
    4
    5
    3
    8
    12
    9
    3
    5
    12
    21
    14
    15
    16
    3
    21
    18
    12
    18
    24
    5
    7
    4
    2
    4
    5
    8
    5
    20
    9
    2
    5
    13
    24
    16
    24
    16
    9
    15
    16
    15
    12
    12
    5
    7
    6
    0
    4
    7
    10
    7
    22
    11
    2
    5
    14
    21
    14
    9
    16
    15
    21
    12
    15
    9
    18
    9
    3
    6
    2
    6
    7
    6
    6
    18
    13
    5
    3
    15
    15
    16
    0
    18
    9
    21
    8
    18
    6
    24
    10
    3
    6
    1
    4
    8
    6
    6
    19
    12
    0
    5
    16
    12
    20
    6
    18
    0
    15
    8
    9
    12
    12
    7
    4
    4
    3
    5
    4
    7
    2
    18
    9
    1
    6
    17
    21
    12
    12
    14
    3
    12
    8
    6
    12
    12
    5
    2
    2
    1
    5
    4
    6
    3
    13
    9
    7
    10
    18
    12
    8
    21
    16
    18
    12
    8
    3
    18
    12
    2
    2
    3
    1
    1
    3
    3
    5
    7
    4
    7
    8
    19
    24
    18
    15
    12
    15
    15
    20
    15
    6
    12
    9
    9
    8
    4
    7
    5
    8
    9
    26
    12
    1
    1
    20
    12
    16
    18
    14
    18
    21
    12
    12
    21
    18
    6
    6
    5
    2
    7
    5
    11
    9
    23
    12
    1
    1
    21
    24
    8
    18
    16
    3
    15
    12
    12
    12
    24
    3
    2
    1
    2
    7
    6
    6
    6
    11
    13
    1
    5
    22
    21
    10
    12
    10
    6
    12
    14
    21
    3
    12
    6
    6
    4
    3
    6
    6
    10
    7
    22
    12
    2
    2
    23
    18
    14
    6
    18
    9
    18
    12
    9
    6
    18
    9
    7
    7
    4
    5
    5
    6
    8
    22
    10
    6
    6
    24
    21
    10
    3
    6
    3
    12
    12
    9
    6
    12
    8
    3
    4
    4
    2
    6
    7
    8
    18
    8
    4
    8
    25
    15
    14
    18
    16
    9
    15
    14
    18
    15
    24
    5
    4
    4
    3
    4
    6
    5
    7
    14
    10
    1
    4
    26
    15
    10
    15
    12
    0
    9
    6
    6
    9
    12
    3
    2
    3
    1
    3
    4
    7
    5
    12
    7
    5
    10
    27
    21
    18
    15
    18
    6
    15
    12
    9
    9
    24
    2
    3
    5
    2
    4
    9
    6
    7
    11
    13
    6
    2
    28
    21
    14
    15
    18
    12
    21
    12
    18
    9
    24
    7
    5
    7
    3
    7
    4
    8
    9
    20
    11
    3
    5
    29
    18
    4
    12
    10
    9
    9
    12
    9
    6
    12
    8
    1
    3
    0
    1
    4
    3
    5
    12
    5
    2
    9

Это фрагмент реальной матрицы данных, которая была получена при комплексном исследовании в рамках дипломной работы. Одной из целей работы был поиск дополнительных диагностических критериев, позволяющих различать состояния эмоциональной устойчивости.

    1. 4 Количество строк и столбцов в матрицах данных

Размеры матрицы данных определяются, во-первых, объемом выборки, во-вторых количеством переменных. Объем выборки (количество обследованных объектов) равен количеству строк. Количество переменных равно количеству столбцов. Выборка и состав переменных суть важнейшие составляющие любого исследования. Объем выборки входит во все формулы статистического оценивания. От него (не только от него, но и от него в том числе) зависит, в какой мере знания, полученные в ходе исследования, можно распространить на более широкий круг испытуемых. Состав переменных определяет всю содержательную сторону дела, в том числе круг задач, которые могут ставиться и решаться в процессе анализа.

Количество строк и столбцов может изменяться в широких пределах в зависимости от исследования и целей, ради которых оно проводится. В приведенном примере матрица данных содержит 94 строки (объекта) и 53 столбца (переменных). На практике количество строк матрицы данных измеряется иногда единицами, чаще десятками и сотнями, реже тысячами. В некоторых особых случаях (когда обрабатываются данные массовых обследований, проведенных на больших группах населения) число строк измеряется десятками или даже сотнями тысяч единиц. Количество переменных также довольно сильно варьирует и зависит от комплексности проблемы, решаемой в ходе исследования. Когда решаются узко специализированные проблемы, количество переменных может быть небольшим - всего несколько переменных. Чем более комплексный характер имеет проблема, ради которой планируется и проводится исследование, тем большее количество переменных необходимо для анализа, тем большее, соответственно, количество столбцов с необходимостью возникает в матрице данных. В психологии в матрицах данных количество переменных довольно часто измеряется десятками. Нередко это сотни переменных. В некоторых случаях, когда решаются проблемы, где необходимо привлечение данных, относящихся к многим разделам психологии, количество переменных оказывается порядка тысячи и более.

Когда переменных много, ориентироваться в данных и вести анализ становится непросто. Для этого нужны специальные средства компьютерной поддержки. Такие средства предоставляет программное обеспечение “ДА-система”. Оно позволяет оперировать эмпирическими данными в условиях, когда число переменных измеряется десятками, сотнями или тысячами.

    1. 5 Количественные и качественные переменные.

Переменные в матрицах данных бывают количественные и качественные. Возьмем последний столбец матрицы данных (Таблица 1). Переменная, соответствующая этому столбцу, характеризует нервно-психическую устойчивость испытуемого. Например, четвертая по счету испытуемый характеризуется НПУ равной 7. Обратим внимание, что значения этой переменной получаются в результате количественного измерения, в котором принимает участие определенная единица измерения. Это пример количественной переменной. Способ измерения - отличительный признак, по которому можно отличить количественные переменные от качественных. Количественные переменные получаются только на основе количественных измерений. Как ни странно, числовой характер переменной не может служить отличительным признаком, по которому можно распознать количественную переменную. Значения количественных переменных всегда суть числа. Однако, среди переменных, значениями которых служат числа, далеко не все имеют право называться количественными (см. ниже“Числовые и нечисловые переменные”). Помимо количественных имеются также качественные (неколичественные) переменные. Их значениями служат тексты, состоящие из слов естественного языка, дополненных, возможно, какими-либо символами. Роль символов могут выполнять обозначения чисел (цифры), математические символы и т. д. Только что упоминавшийся четвертый испытуемый, где НПУ равно 7, представляет собой испытуемого-мужчины по фамилии К, с ярко выраженной нервно-психической неустойчивостью и эмоциональной нестабильностью. Эти сведения заключены в значениях переменных собранных после комплексного психодиагностического исследования.

Переменную 1 (порядковый номер испытуемого) мы также относим к количественным, хотя существует непротиворечивая точка зрения, с позиций которой такую переменную можно отнести к качественным и об этом стоит сказать несколько слов.

Страницы: 1, 2, 3


© 2007
Использовании материалов
запрещено.