РУБРИКИ |
Практический психолог и эффективность кадров. Исследование расхождений в представлениях об основных составляющих профессии между студентами и педагогическим коллективом вуза с целью оптимизации учебного процесса - (диплом) |
РЕКЛАМА |
|
Практический психолог и эффективность кадров. Исследование расхождений в представлениях об основных составляющих профессии между студентами и педагогическим коллективом вуза с целью оптимизации учебного процесса - (диплом)p>В ходе изучения литературы мы сделали вывод о том, что социальные представления являются основой представлений о различных объектах социальной действительности. На этой базе строятся представления о мире в целом (образ мира), которые отражают личностные особенности каждого индивида в отдельности. В свою очередь индивидуальный образ мира включает в себя общие представления о различных предметах и явлениях жизни, в том числе и о профессии. Рисунок 1. Структура социальных представлений.Образ будущей профессии есть представление цели деятельности учения. Это способ осознания желаемого результата собственной деятельности по освоению профессии. В нашем понимании структура образа профессии выглядит следующем образом: Соотношение представленных компонентов можно изобразить графически в виде рисунка. Таблица 1. Содержательные характеристики компонентов образа профессии. № Отражение социального смысла профессии, ее значения для общества, места в общественном производстве. Входят как внешние (конкретные инструменты), так и внутренние (всевозможные способы деятельности) средства. Явления предметного мира, которыми оперирует данный профессионал. Направленность, конкретизация деятельности. Представленное выше описание компонентов образа профессии и их содержательной части можно конкретизировать применительно к профессии психолога-менеджера следующим образом: такая составляющая образа профессии как цель, включает в себя представление о дальнейшей сфере деятельности, о специализации. Следующая составляющая подразумевает все средства, используемые специалистом - конкретные виды деятельности (диагностическая, коррекционная, экспертная и др. ). И последней составляющей является предметная область, которая подразумевает под собой знания, умения и навыки человека в данной профессии. Глава 2. Эмпирическое исследование расхождений в представлениях об основных составляющих профессии психолога-менеджера между студентами и их преподавателями в ВУЗе. Выявить и проанализировать возможные расхождения в представлениях об основных составляющих профессии психолога-менеджера между студентами и педагогическим составом факультета психологии для оптимизации педагогического процесса. Задачи эмпирического исследования: Выдвинуть гипотезы относительно возможных расхождений в представлениях о профессии психолога-менеджера между преподавателями и студентами. Применительно к выдвинутым гипотезам разработать методику и процедуру ее проверки. Осуществить сбор данных согласно заранее составленному плану. Проанализировать полученные результаты методами математической статистики. Обсудить полученные результаты и сделать выводы относительно выдвигавшихся гипотез. 60 студентов 4 и 5 курсов факультета психологии, обучающихся по специальности психология менеджмента. Из них 55 девушек, 5 юношей, в возрасте 21-45лет (средний возраст составляет) 6 преподавателей, читающих дисциплины-специализации по специальности психология менеджмента. Представления студентов и преподавателей факультета психологии об основных составляющих профессии психолога-менеджера. Представления о профессии психолога-менеджера у студентов и их преподавателей существенно различаются. Преподаватели полагают, что большинство их выпускников будут работать в государственных организациях, тогда как студенты представляют путь своей профессиональной социализации как работу в коммерческой структуре. Преподаватели полагают, что учащиеся собираются быть менеджерами по кадрам, тогда как студенты представляют себя в роли менеджера по персоналу. Преподаватели полагают, что основным видом деятельности психолога-менеджера является диагностическая работа, тогда как студенты более ориентированы на консультативную работу. Преподаватели полагают, что для работы психолога-менеджера наиболее важны знание социальной психологии и организаторские навыки, тогда как студенты наиболее важными считают коммуникативные навыки и знания в области управления. Преподаватели полагают, что креативность и высокий уровень интеллекта в наибольшей степени могут способствовать успеху в работе психолога-менеджера, тогда как студенты таковыми считают устойчивость к стрессу и внимательность. Преподаватели полагают, что профессия психолога-менеджера предоставит студентам возможность карьерного роста и повышения зарплаты, тогда как для студентов эта профессия дает возможность личностного роста и профессионального развития. Основная гипотеза и гипотезы-следствия возникли на основе предварительного анализа состояния объекта исследования, идея которого поступила из Всероссийского научно-практического Центра профориентации и психологической поддержки населения. Для исследования компонентов представлений о профессии у студентов и преподавателей применительно к выдвинутой выше гипотезе была разработана специальная анкета. Вопросы анкеты были созданы на основе выводов относительно структуры представлений о профессии, полученных в результате теоретического анализа (см. табл. ), анализа профессиограммы менеджера, общей характеристики специальности“психология”и требований к уровню подготовки специалиста. При составлении окончательного варианта анкеты мы также использовали данные, полученные в процессе пилотажа начальных вариантов методики–наиболее частые варианты ответов на открыто поставленный вопрос вводились в оценочную шкалу. Ознакомится с вариантом анкеты для студентов можно в приложении 1, с вариантом анкеты для преподавателей - в приложении 2. 2. 2 Результаты исследования и их анализ методами математической статистики. По получении результатов мы сочли необходимым проанализировать данные не только с точки зрения того, подтверждают они или не подтверждают выдвинутые гипотезы, но и с точки зрения того, какие различия существуют во взглядах студентов и преподавателей по всем использовавшимся в процессе исследования пунктам возможных ответов. Напомним, что данные списки пунктов были получены нами в процессе анализа ответов студентов и преподавателей на вопросы открытого типа методом контент-анализа. Ниже приводятся таблицы, которые отражают различия в представлениях на основные составляющие профессии психолога-менеджера. Таблица 1. Различия между преподавателями и студентами при ответе на вопрос относительно того, где планируют студенты работать после окончания вуза. № Применительно к ответам на этот вопрос ни в одном случае не было зафиксировано статистически значимых различий с помощью t– критерия Стьюдента. Таблица 2. Различия между преподавателями и студентами при ответе на вопрос относительно того, в какой области студенты планируют специализироваться. № Применительно к ответам на этот вопрос ни в одном случае не было зафиксировано статистически значимых различий с помощью t– критерия Стьюдента. Таблица 3. Различия между преподавателями и студентами при ответе на вопрос относительно того, с какими видами деятельности студенты будут чаще всего встречаться в своей работе психолога-менеджера. Применительно к ответам на этот вопрос статистически значимых различия были зарегистрированы только относительно одного пункта возможных ответов (уровень значимости различий 0, 05). Преподаватели статистически чаще, чем студенты заявляют о том, что психологу-менеджеру предстоит в значительной степени сталкиваться с учебно-воспитательной работой. Таблица 4. Различия между преподавателями и студентами при ответе на вопрос относительно того, какие профессиональные знания, умения, навыки важны для работы психолога-менеджера. Применительно к ответам на этот вопрос статистически значимых различия были зарегистрированы относительно двух пунктов возможных ответов. Во-первых, преподаватели статистически чаще, чем студенты (уровень значимости различий 0, 001) заявляют, что для будущего психолога-менеджера нужно знание психологии труда. Студенты так считают в значительно меньшей степени. Во-вторых, преподаватели статистически чаще, чем студенты (уровень значимости различий 0, 05) заявляют, что будучи психологом-менеджером нужно знание социальной психологии. Студенты в этом не столь уверены. Таблица 5. Различия между преподавателями и студентами при ответе на вопрос относительно того, какие индивидуальные личностные особенности могут способствовать успеху в работе психолога-менеджера. Применительно к ответам на этот вопрос статистически значимых различия были зарегистрированы только относительно одного пункта возможных ответов (уровень значимости различий 0, 05). Преподаватели гораздо большее значение придают такой личностной особенности как ответственность, тогда как студенты отмечают это качество значительно реже. Таблица 6. Различия между преподавателями и студентами при ответе на вопрос относительно того, что дает студентам профессия психолога-менеджера. Применительно к ответам на этот вопрос ни в одном случае не было зафиксировано статистически значимых различий с помощью t– критерия Стьюдента. Между рангами ответов преподавателей и студентов на каждый вопрос мы подсчитали коэффициент ранговой корреляции Спирмена. Таблица 7. Результаты подсчета коэффициента ранговой корреляции Спирмена по ответам на 1 вопрос: Где студенты планируют работать после окончания ВУЗа? № Коэффициент ранговой корреляции Спирмена равен 1, уровень значимости 0, 001 Получена положительная корреляция на высоком уровне значимости. Отсюда можно сделать вывод о том, что взгляды студентов и преподавателей на возможное направление профессиональной социализации будущих психологов-менеджеров идентичны. Таблица 8. Результаты подсчета коэффициента ранговой корреляции Спирмена по ответам на 2 вопрос: В какой области студенты планируют специализироваться. № Коэффициент ранговой корреляции Спирмена равен 0, 685, уровень значимости 0, 05 Получена положительная корреляция. Отсюда можно сделать вывод о том, что взгляды студентов и преподавателей на возможное направление профессиональной специализации очень близки. Таблица 9. Результаты подсчета коэффициента ранговой корреляции Спирмена по ответам на 3 вопрос: С какими видами деятельности студенты будут чаще всего встречаться в своей работе психолога-менеджера. Таблица 10. Результаты подсчета коэффициента ранговой корреляции Спирмена по ответам на 4 вопрос: Какие профессиональные знания, умения, навыки важны для работы психолога-менеджера. Коэффициент ранговой корреляции Спирмена равен 0, 869, уровень значимости 0, 001 Получена положительная корреляция на высоком уровне значимости. Таблица 11. Результаты подсчета коэффициента ранговой корреляции Спирмена по ответам на 5 вопрос: Какие индивидуальные личностные особенности могут способствовать успеху в работе психолога-менеджера. Коэффициент ранговой корреляции Спирмена равен 0, 711, уровень значимости 0, 01 Таблица 12. Результаты подсчета коэффициента ранговой корреляции Спирмена по ответам на 6 вопрос: Что дает студентам профессия психолога-менеджера. Обсуждение результатов мы начнем с освещения вопросов, в которых мы выявили сходство в представлениях студентов и преподавателей. Это сходство касаются будущего места работы: на первом месте по значимости и у студентов и у преподавателей стоит коммерческая структура, на втором месте–государственная организация, третье место занимает негосударственная (общественная) организация, четвертое– свое дело, и заключает предложенный список частная практика. Т. е. студенты и преподаватели в этом вопросе полностью единодушны. Но мы считаем, что данное сходство может уменьшиться, если будет больше вариантов ответов. В ответе на вопрос о возможной области специализации студенты и преподаватели поставили на первое место“менеджер по персоналу”. В остальных случаях отмечается статистически минимальное сходство (0, 05): когда студенты выбирают менеджера по кадрам, а преподаватели менеджера по рекламе. Следующий рассматриваемый вопрос, касающийся знаний, умений, навыков - у студентов и преподавателей выявлено сходство относительно придания значимости коммуникативным навыкам и знанию профессиональной этики и этикета. Среднее сходство ответов по вопросу о индивидуальных качествах личности психолога-менеджера: на первом месте– общий и социальный интеллект, на предпоследнем – любознательность и на последнем - привлекательность. На последний вопрос, касающийся темы, что дает студентам их профессия не наблюдается статистически достоверной зависимости. Но в нашей работе наиболее значимыми являются полученные различия в представлениях студентов и преподавателей. Далее обсудим выявленные отличия во мнениях по поводу основных составляющих профессии психолога-менеджера. Так, получены статистически значимые отличия (0, 05) по поводу места учебно-воспитательной работы в деятельности психолога-менеджера. Преподаватели ставят этот вид деятельности на третье место, тогда как студенты на последнее. У большинства опрошенных преподавателей именно учебно-воспитательная деятельность является ведущей в профессиональной жизни, поэтому они не могут не отметить ее. Студенты же хотя и учатся в педагогическом вузе, не ориентированы на данный вид деятельности. Это может происходить по двум причинам: во-первых, студенты не считают учебно-воспитательную работу значимой в работе психолога-менеджера, во-вторых, они не достаточно осведомлены о месте и значении данного вида деятельности. Далее существуют отличия во взглядах студентов и преподавателей относительно необходимости психологу-менеджеру знания социальной психологии (уровень значимости отличий 0, 05) и знания психологии труда (уровень значимости отличий 0, 01). В обоих случаях преподаватели заявляют о большей значимости этих дисциплин, чем студенты. В этом случае можно сказать, что студенты больше ориентированы на получение практических знаний, умений и навыков. К тому же возможно у них не сложилось представление о важности этих дисциплин, так как в ходе их чтения не подчеркивалась практическая значимость, место этих знаний именно относительно работы психолога-менеджера. И последнее значительное отличие в представлениях студентов и преподавателей относится к индивидуальным личностным особенностям, которые могут способствовать успеху в работе психолога-менеджера. Преподаватели статистически чаще отмечают такое качество как ответственность (уровень значимости отличий 0, 05). У студентов ведущей является учебная деятельность, они в полной мере не сталкивались с решением профессиональных задач, с реальными проблемами клиента, поэтому они не представляют себе меру лежащей на них ответственности. В данном случае студенты, обучающиеся по специализации“психология управления”, должны не только выполнять какие-то действия, но и четко представлять себе последствия принятых решений, подвергать их глубокому анализу и рефлексии. Так из таблицы 11 мы видим и отличие рангов важности такого качества как рефлексия, - у студентов оно намного ниже, чем у преподавателей. Что еще раз подчеркивает необходимость как теоретической, так и практической работы в этом направлении. Результаты проведенного нами исследования показывают, что преподаватели статистически чаще, чем студенты заявляют о значимости учебно-воспитательной работы. Мы соотносим это представление с тем, что у опрошенных преподавателей, читающих дисциплины по специализации“психология управления”, именно данный вид деятельности является часто встречающимся и значимым. Результаты показали различия во взглядах между преподавателями и студентами относительно необходимости психологу-менеджеру знания психологии труда и социальной психологии. Преподаватели считают, что эти дисциплины более значимы в работе психолога-менеджера, а студенты не придают этому такого значения. На данное расхождение представлений следует обратить внимание при чтении этих курсов, объяснив студентам их практическую и теоретическую значимость, а так же углубить изучение дисциплин, значимых для студентов. Также существуют значимые различия в представлениях об индивидуальных личностных особенностях Конкретно указать эти различия! Анализ результатов методами математической статистики показал наличие сходных представлений у студентов и преподавателей относительно возможного места работы психолога-менеджера, области специализации, важных знаний, умений, навыков и профессионально важных качеств. Исходя из полученных в ходе нашего исследования данных, можно мы предлагаем следующие рекомендации: Довести до сведения преподавателей полученные результаты. Провести беседу относительно выявленных различий. При чтении курсов “социальная психология” и “психология труда”обратить особое внимание на значение этих теоретических дисциплин в практической работе психолога-менеджера. В ходе психолого-педагогической практики и при чтении курса “введение в профессию” подчеркнуть место и значение учебно-воспитательной работы. При проведении практических и тренинговых занятий обратить внимание студентов на такое личностное качество как ответственность, и его значение в работе психолога-менеджера. Данные нами рекомендации можно раскрыть в следующих положениях: Во-первых, особое внимание следует уделять не простому усвоению учащимися знаний по типу механической машины, но преломлению их в личный субъективный опыт студента как будущего профессионала. Необходима интериоризация полученных в ходе лекций сведений, их встроенность в общее понимание профессии. Если представить себе профессию психолога-менеджера кирпичным домом, то отдельные знания, умения, навыки, жизненный опыт индивида буду в нем кирпичиками. При этом такие дисциплины как социальная психология и психология труда будут лежать в его фундаменте, и будут непременно нести соответствующую им смысловую нагрузку. Значение учебно-воспитательной работы в специализации “психология управления”состоит не только в возможности выпускника заниматься преподавательской деятельностью. Оно заключено и в функциях психолога-менеджера. Воспитательная функция менеджера–это управление поведением и нравственным развитием персонала, в соответствии с целями и миссией фирмы. Педагогическая функция менеджера–это управление познавательным и профессиональным развитием персонала. Чаще всего она реализуется через профессиональное обучение персонала (38). Ответственность является важнейшей характеристикой личности, это то, что в первую очередь отличает социально зрелую личность от социально незрелой. В нестоящее время в психологии распространена концепция о двух видах ответственности (так называемая теория локуса контроля). Ответственность первого типа–это тот случай, когда личность возлагает на себя всю ответственность за происходящее с ней в жизни. Ответственность второго типа связана с ситуацией, когда человек склонен считать ответственными за все происходящее с ним либо других людей, либо внешние обстоятельства, ситуацию. В концепции Дж. Роттера локус контроля считается универсальным по отношению к любым типам ситуаций: он одинаков и в сфере достижений, и в сфере неудач. В настоящее время многие авторы исходят из другой посылки, полагая, что в различных по типу ситуациях возможны не только однонаправленные сочетания локуса контроля. Социальная зрелость и ее главная составляющая - ответственность–формируются исключительно в условиях, адекватных устремлениям личности. Обретение ответственности прямо связано с представлением личности свободы в принятии решений, с развитием автономности личности. Интерналы менее тревожны, менее подвержены депрессии, менее склонны к агрессии, более благожелательны, терпимы и популярны в группе. Они более уверены в себе и чаще находят смысл и цели в жизни. За этими выводами стоит большое число исследований и эмпирических фактов (Е. Ф. Бажин, Е. А. Голынкина, А. М. Эткинд, К. Мудыбаев, В. В. Знаков, А. А. Реан, Д. Ю. Карандашев и др. ). В качестве развития такого качества как ответственность предлагаем модификацию упражнения-тренинга“Отстройка от внешнего контроля” (см. Приложение 3). Анализ литературы об исследовании представлений в современной психологии показал нам существование двух основных направлений возможных исследований. Это теория социальных представлений французского психолога Сержа Московиси, и исследования отечественных ученых ( А. Н. Леонтьева, С. Д. Смирнова, В. В. Петухова, Е. А. Климова и др. ) относительно такого понятия как образ или представление мира. Сущность исследований представлений о профессии заключается в понимании образа профессии как представления о цели деятельности учения. Это способ осознания желаемого результата собственной деятельности по освоению профессией. В своей работе мы пришли пониманию трехкомпонентоного состава образа профессии, состоящего из целей, средств и предметной области профессии. Компоненты образа профессии и их содержательную часть мы конкретизировали применительно к профессии психолога-менеджера следующим образом: такая составляющая образа профессии как цель, включает в себя представление о дальнейшей сфере деятельности, о специализации. Следующая составляющая подразумевает все средства, используемые специалистом - конкретные виды деятельности (диагностическая, коррекционная, экспертная и др. ). И последней составляющей является предметная область, которая подразумевает под собой знания, умения и навыки человека в данной профессии. На основании изложенных выше теоретических положений мы выдвинули и экспериментально проверили гипотезы относительно возможных различий в представлениях о профессии психолога-менеджера между студентами и преподавателями. Выявленные нами различия касаются места учебно-воспитательной работы в деятельности психолога-менеджера, необходимости знания социальной психологии и психологии труда, важности такого личностного качества как ответственность для успеха в работе психолога-менеджера. Исходя из полученных данных нами были разработаны рекомендации по оптимизации педагогического процесса. Они включили в себя лекцию-беседу для преподавателей и студентов, а также практическое занятие– тренинг. Абульханова-Славская К. А. Жизненные перспективы личности. / Е. В. Шороховой. – М. , 1987. – С. 137-145. Акопов В. Г. профессиональное сознание –ключевое понятие теоретической и практической подготовки специалистов. // Психологические аспекты формирования профессионального сознания в процессе подготовки специалистов в вузе. – Куйбышев, 1989. – С. 164—203. Артемьева Е. Ю. , Стрелков Ю. К... Профессиональная составляющая образа мира // Мышление и общение: активное взаимодействие с миром. Сб. науч. трудов. Ярославль, 1988. – С. 67-84. Асеев В. Г. Единство содержательной и динамической сторон мотивации. // Принцип системности в психологических исследованиях. – М. , 1990. - С. 78-85. Асмолов А. Г. Основные принципы психологической теории деятельности // А. Н. Леонтьев и современная психология. – М. , 1983. – С. 118-128. Бодалев А. А. Акмеология как учебная и научная дисциплина. - М. , 1993. – 320с. Борисова Е. М. О применении социально-психологических методик в изучении становления профессионала. // Психодиагностика. Ее проблемы и методы: Сб. науч. трудов /К. М. Гуревича, В. И. Лубовского. – М. , 1975. – С. 142-161. Гарбер Е. И. , Козача В. В. Методика профессиографии. - Саратов, 1992. – 137с. Горбатов С. В. , Лысков Б. Д. Концепция собственного будущего как фактор регуляции социального поведения. // Вестник Санкт-Петербургского университета. – 1992. – №6, - С. 70-77. Гостев А. А. Образная сфера человека. - М. , 1992. – 211с. Гусейнова В. В. , Овсянникова И. Н. О культуре решения профкон-сультационных задач // Профориентация и формирование социально-психологической культуры личности специалиста в вузе. Межвузовский сборник. - Томск, 1989. – С. 144-156. Давыдов В. В. Учение А. Н. Леонтьева о взаимосвязи деятельности и психического отражения // А. Н. Леонтьев и современная психология. – М. , 1983. – С. 128-140. Деркач А. А. , Кузьмина Н. В. Акмеология: пути достижения вершин профессионализма. - М. , 1993. – 179с. Донцов А. И. , Емельянова Т. П. Концепция "социальных представлений" в современной французской психологии. - М. , 1987. – 427с. Дружинин В. Н. Теоретические основы диагностики познавательных способностей // Автореф. Дисс... .. докт. психол. наук. - М. 1989. – 48с. Завалова Н. Д. , Ломов Б. Ф. , Пономаренко В. А. Образ в системе психической регуляции деятельности. - М. , 1986. – 468с. Запорожец А. В. Развитие произвольных движений. – М. , 1960. – С. 72-99. Зиброва С. В. Профессиональное сознание: репрезентация и образ профессии. – Дисс. …канд. психол. наук. – Красноярск, 1999. – 122с. Зинченко В. П. От генезиса ощущений к образу мира. // А. Н. Леонтьев и современная психология. - М. , 1983. – С. 140-153. Калининский Л. П. , Гайраджи С. Г. О психологических критериях становления профессионала в вузе. // Психологическая наука и практика. – Новосибирск, 1987. – С. 98-99. Климов Е. А. Введение в психологию труда. – М. , 1988. – 38с. Климов Е. А. Образ.... чего? // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14, Психология. - 1991. - № 4. – С. 24-31. Климов Е. А. Психолого-педагогические проблемы профессиональной консультации. М. , 1983. – 197с. Климов Е. А. Развивающийся человек в мире профессий. - Обнинск, 1993 – 344с. Климов Е. А. , Носкова О. Г. История психологии труда в России: Учебное пособие. - М. , 1992– 409с. Климов Е. А. Введение в психологию труда. – М. , 1988. – 198с. Климов Е. А. Образ мира в разнотипных профессиях. – М. , 1995. – 352с. Конопкин, О. А. Психологические механизмы регуляции деятельности. - М. , 1980. – 311с. Кукосян О. Г. Профессия и познание людей. - Ростов, 1981. – 179с. Леонтьев А. Н. Деятельность, сознание, личность. – М. , 1977. –304с. Ломов Б. Ф. Вопросы общей, педагогической и инженерной психологии. – М. , 1991. – 296с. Медведев Д. А. Образ мира как внутренний фактор развития личности студента педагогического вуза. – Дисс. …канд. психол. наук. – Ставрополь, 1999. – 206с. Миракян А. И. Афизикальные принципы психического отражения и их моделирование в технических системах. // Принципы порождающего процесса восприятия. - М. , 1992. – С. 148-162. Нечаев Н. Н. , Резницкая Г. И. Профессиональное сознание как предмет психолого-педагогического исследования в высшей школе. – Саранск, 1989. - 158с. Овсянникова В. В. Самооценка учащегося ПТУ как субъекта профессиональной деятельности. - Автореф. Дис... .. канд. психол. наук. - Л. , 1982. – 23с. Петухов В. В. Образ мира и психологическое изучение мышления. //Вести. Моск. ун-та. Сер. 14, Психология. - 1984. - № 4. – С. 17-29. Пономаренко В. А. , Алешин С. В. , Ворона А. А. Психический образ в практике профессионального обучения // Вопр. психологии. - 1986. - № 3. – С. 9-16. Практикум по психологии профессиональной деятельности и менеджмента. / Г. С. Никифорова, М. А. Дмитриевой, В. М. Снеткова. – С. -Пт. , 2001. – 240с. Психологическое сопровождение выбора профессии. / Л. М. Митиной. – М. , 1998. – 184с. Решетова З. А. Психологические основы профессионального обучения. – М. , 1985. - 208с. Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. – М. , 1957. – 244с. Самоукина Н. В. психология и педагогика профессиональной деятельности. – М. , 2000. – 384с. Сизова И. Г. Личность и профессиональная деятельность психолога. –– Дисс. …канд. психол. наук. – Тверь, 1999. – 214с. Смирнов А. И. Об изучении профессий типа “человек — художественный образ” //Вопросы профессиоведения: Сб. науч. трудов. - Л. , 1979. – С. Смирнов С. Д. Мир образов и образ мира // Вести Моск. ун-та. Сер. 14, Психология. - 1981. - № 2. – С. 34-39. Смирнов С. Д. Понятие “образ мира”и его значение для психологии познавательных процессов // А. Н. Леонтьев и современная психология. - М. , 1983. – С. 172-197. Смирнов С. Д. Психология образа: проблема активности психического отражения. М. , 1985. – 352с. Социально-психологический портрет инженера. /В. А. Ядова. – М. , 1977. – 232с. Стрелков Ю. К. , Сизов К... В. К психологическому описанию штурманского труда //Вопр. психологии. - 1985. - № 4. – С. 12-15. Титова И. П. К вопросу о классификации профессий // Вопросы теории и практики профориентации в средней школе. - М. , 1972. – С. 42-47. Трушкова С. В. Особенности представлений о средней школе в различных социальных группах. – Дисс. …канд. психол. наук. – М. ,1996. – 157с. Шадриков В. Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. - М. , 1982. – 94с. Шадриков В. Д. Введение в психологическую теорию профессионального обучения. – Ярославль, 1981. – 72с. Шихирев П. И. Современная социальная психология. – М. , 1999. – 448с. Шошин П. Б. Метод экспертных оценок. - М. , 1987. – 56с. Реан А. А. , Коломинский Я. Л. Социальная педагогическая психология. – СПб. , 1999. – 416с. Козлов Н. И. Формула личности. – СПб. , 1999. – 368с. Просим Вас принять участие в исследовании, проводимом Всероссийским научно-практическим Центром профориентации и психологической поддержки населения совместно с Московским Государственным Открытым Педагогическим Университетом им. М. А. Шолохова. Данная работа посвящена исследованию представлений о профессии психолога-менеджера. Ответьте на вопросы, используя шкалу от 1 до 9. Где 1 означает “нет, это не так” , 9 – “да, это так”, 5 – “пока не знаю”; остальные цифры являются промежуточными значениями. Выбранный вариант обведите в кружок. Оцените все предложенные варианты ответов. В строке“что еще” Вы можете вписать свой вариант ответа. В какой области Вы планируете специализироваться как психолог-менеджер? Менеджер по кадрам …………………………………………………... С какими видами деятельности Вы будете чаще всего встречаться в работе как психолог-менеджер? Какие профессиональные знания, умения, навыки важны для работы психолога-менеджера? Какие индивидуальные личностные особенности могут способствовать успеху в работе психолога-менеджера? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Укажите, пожалуйста, Ваш пол МУЖ. ЖЕН. , возраст ______лет, курс _______ Просим Вас принять участие в исследовании, проводимом Всероссийским научно-практическим Центром профориентации и психологической поддержки населения совместно с Московским Государственным Открытым Педагогическим Университетом им. М. А. Шолохова. Данная работа посвящена исследованию представлений о профессии психолога-менеджера. Ответьте на вопросы, используя шкалу от 1 до 9. Где 1 означает “нет, это не так”, 9 – “да, это так”, 5 – “пока не знаю”; остальные цифры являются промежуточными значениями. Выбранный вариант обведите в кружок. Оцените все предложенные варианты ответов. В строке“что еще” Вы можете вписать свой вариант ответа. В какой области Вы планируете специализироваться как психолог-менеджер? Менеджер по кадрам …………………………………………………... С какими видами деятельности Вы будете чаще всего встречаться в работе как психолог-менеджер? Какие профессиональные знания, умения, навыки важны для работы психолога-менеджера? Какие индивидуальные личностные особенности могут способствовать успеху в работе психолога-менеджера? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Укажите, пожалуйста, Ваш пол МУЖ. ЖЕН. , возраст ______лет, курс _______ Отзыв на дипломную работу студентки факультета психологии МГОПУ Савицкой Екатерины Анатольевны“Практический психолог и эффективность кадров” Научный руководитель – Елизаров Андрей Николаевич, кандидат психологических наук На протяжении нашей совместной работы Савицкая Екатерина Анатольевна проявляла активность, самостоятельность, вдумчивое отношение к выбранной теме. Она сама выбрала направление разработки темы, сосредоточив свое внимание на проблеме повышения эффективности кадров преподавателей вуза. В своей работе Савицкая Екатерина Анатольевна проявляла интерес, трудолюбие, ответственность, прагматизм. Ей удалось значительно продвинуться в плане разработки основ совершенствования процесса взаимодействия между преподавателями и студентами. Данная работа закладывает основы методологии решения подобного рода проблем применительно к подготовке специалистов и по различным другим, не связанным с психологией дисциплинам. В этом мы видим ее основной научно-практический результат. Практический результат работы видится нам в том, что вскрыты болевые точки учебного процесса, стало понятно в каком направлении преподавателям далее осуществлять работу со студентами–разъяснять студентам значение учебно-воспитательной работы в деятельности психолога-менеджера; курсы“Психология труда”, “Социальная психология”читать таким образом, чтобы студенты видели непосредственный выход получаемых знаний на практику, приводить больше конкретных примеров, когда знания из области психологии труда и социальной психологии помогли решать практические вопросы. Работа соответствует всем основным требованиям, предъявляемым к дипломным работам, она может быть допущена к защите. Полагаем, что Савицкая Екатерина Анатольевна может претендовать на то, чтобы после окончания вуза продолжить свое образование в аспирантуре. Страницы: 1, 2 |
|
© 2007 |
|