РУБРИКИ

Предмет и методы психологии. Общее понятие о психике. Классификация психических явлений - (лекции)

   РЕКЛАМА

Главная

Логика

Логистика

Маркетинг

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Международное публичное право

Международное частное право

Международные отношения

История

Искусство

Биология

Медицина

Педагогика

Психология

Авиация и космонавтика

Административное право

Арбитражный процесс

Архитектура

Экологическое право

Экология

Экономика

Экономико-мат. моделирование

Экономическая география

Экономическая теория

Эргономика

Этика

Языковедение

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Предмет и методы психологии. Общее понятие о психике. Классификация психических явлений - (лекции)

Предмет и методы психологии. Общее понятие о психике. Классификация психических явлений - (лекции)

Дата добавления: март 2006г.

    Предмет и методы психологии
    Общее понятие о психике
    Классификация психических явлений
    Предмет и методы психологии

Психология - наука об общих психических закономерностях взаимодей ствия человека со средой.

Психология изучает, каким образом внешнее воздействие переходит во внутреннее, психическое отражение и становится регулятором нашей дея тельности.

Психология изучает общие закономерности психических процессов и своеобразие их протекания в зависимости от условий деятельности и от индивидуально-типологических особенностей человека.

    Методы психологии:
    1) естественный и лабораторный эксперимент;
    2) наблюдение;
    3) исследование продуктов деятельности человека;
    4) метод тестов и анкетирования.

Для исследования той или иной психологической проблемы используется соответствующая система приемов и правил исследования - методика конк ретного исследования (выдвижение гипотезы, выбор экспериментального приема и соответствующего материала, выделение контрольных и экспери ментальных групп испытуемых, определение содержания серий эксперимен та, статистическая и теоретическая обработка экспериментального мате риала и т. п. ).

    Основные теоретические принципы психологии:

1) признание детерминированности психических явлений материальной дей ствительностью;

2) генетический подход к психическим явлениям, исследование их в раз витии;

3) изучение психики человека во взаимосвязи биологических и социальных факторов;

4) признание неразрывной взаимосвязи психики и деятельности. Научное понимание психики человека возможно лишь при целостном рас смотрении совокупности психических явлений. Абсолютизация отдельных сторон психики приводит к ошибочным концепциям и теориям.

    Общее понятие о психике

Психика - функция мозга, заключающаяся в отражении объективной дей ствительности в идеальных образах, на основе которых регулируется жиз недеятельность организма.

Изучением мозга занимаются различные науки. Его строение исследует анатомия, а его сложную деятельность с различных сторон изучают нейро физиология, медицина, биофизика, биохимия, нейрокибернетика. Психология изучает то свойство мозга, которое заключается в психи ческом отражении материальной действительности, в результате которого формируются идеальные образы реальной действительности, необходимые для регуляции взаимодействия организма с окружающей средой. Основным понятием психологии является понятие психического образа. Психический образ - целостное, интегративное отражение относительно самостоятельной, дискретной части действительности; это информационная модель действительности, используемая высшими животными и человеком для регуляции своей жизнедеятельности.

Психические образы обеспечивают достижение определенных целей, и их содержание обусловливается этими целями. Наиболее общим свойством пси хических образов является их адекватность действительности, а всеобщей функцией - регуляция деятельности.

Психическое отражение мира человеком связано с его общественной природой, оно опосредуется общественно выработанными знаниями. Психи ка, как отражательная способность есть и у животных. Но высшей формой психики является сознание человека, которое возникло в процессе об щественно-трудовой практики. Сознание неразрывно связано с языком, речью. Благодаря сознанию человек произвольно регулирует свое поведе ние.

Сознание не фотографически отражает явления действительности. Оно вскрывает объективные внутренние связи между явлениями.

Содержанием психики являются идеальные образы объективно существую щих явлений. Но эти образы возникают у различных людей своеобразно. Они зависят от прошлого опыта, знаний, потребностей, интересов, психи ческого состояния и т. д. Иначе говоря, психика - это субъективное от ражение объективного мира. Однако субъективный характер отражения не означает, что это отражение неправильно; проверка общественно-истори ческой и личной практикой обеспечивает объективное отражение окружаю щего мира.

Итак, психика - это субъективное отражение объективной действитель ности в идеальных образах, на основе которых регулируется взаимодейст вие человека с внешней средой.

Содержание психики включает в себя не только психические образы, но и внеобразные компоненты - общие ценностные ориентации личности, смыс лы и значения явлений, умственного действия.

Психика присуща человеку и животным. Однако психика человека, как высшая форма психики, обозначается еще и понятием "сознание". Но поня тие психики шире, чем понятие сознания, так как психика включает в се бя сферу подсознания и надсознания ("Сверх-Я").

    Классификация психических явлений
    Все психические явления делятся на три группы:
    1) психические процессы;
    2) психические состояния;
    3) психические свойства личности.

Психический процесс - это акт психической деятельности, имеющий свой объект отражения и свою регуляционную функцию.

Психическое отражение - это формирование образа тех условий, в ко торых осуществляется данная деятельность. Психические процессы - это ориентировочно-регулирующие компоненты деятельности.

Психические процессы подразделяются на познавательные (ощущение, восприятие, мышление, память и воображение), эмоциональные и волевые. Вся психическая деятельность человека - это совокупность познава тельных, волевых и эмоциональных процессов.

Психическое состояние - это временное своеобразие психической де ятельности, определяемое ее содержанием и отношением человека к этому содержанию.

Психические состояния являются относительно устойчивой интеграцией всех психических проявлений человека при определенном его взаимодейст вии с действительностью. Психические состояния проявляются в общей ор ганизованности психики.

Психическое состояние - это общий функциональный уровень психичес кой активности в зависимости от условий деятельности человека и его личностных особенностей.

Психические состояния могут быть кратковременными, ситуативными и устойчивыми, личностными.

    Все психические состояния подразделяются на четыре вида:

1. Мотивационные (желания, стремления, интересы, влечения, страсти). 2. Эмоциональные (эмоциональный тон ощущений, эмоциональный отклик на явления действительности, настроение, конфликтные эмоциональные сос тояния - стресс, аффект, фрустрация).

3. Волевые состояния - инициативности, целеустремленности, решитель ности, настойчивости (их классификация связана со структурой сложного волевого действия).

4. Состояния разных уровней организованности сознания (они проявляются в различных уровнях внимательности).

    Система психических явлений
    Психические процессы
    целостные акты психической деятельности,
    отличающиеся отражательно-регуляционной спецификой

Познавательные - ощущение, восприятие, мышление, воображение, память Эмоциональные

    Волевые
    Психические состояния Психические свойства

текущее своеобразие психической типичное для индивида своеобразие деятельности (псих. процессов), его психической деятельности обусловленное содер. (объектом) Темперамент

деят. и его личностной значим. - индивидуальные особенности псих. деятельности, обусл. врожденным

    Мотивационные типом высшей нервной деятельности,

актуализированные потребности динамика реал. психических процессов и их модификации: установки, (сангвиники, холерики, флегматики, интересы, желания, стремления. меланхолики)

влечения, страсти Направленность Эмоциональные - иерархия потребностей и устойчивых эмоциональный тон ощущений, мотивов повед. , ценностных ориентаций эмоциональный отклик, настроение, и установок

    стресс, аффект, фрустрация Характер
    Волевые - обобщенные способы поведения,
    инициативность, решительность, тип адаптации к среде
    целеустремлен. , настойч. и др. Способности

Уровни организованности - психофизиологические регуляционные психической деятельности возможности, проявляющиеся (внимание) в конкретных видах деятельности

    Регуляция деятельности

Психические свойства личности - типичные для данного человека осо бенности его психики.

    К психическим свойствам личности относятся:

1) темперамент; 2) направленность; 3) способности и 4) характер. Личность - индивид, включенный в общественные отношения, это со циальное качество человека, тогда как индивид - это отдельный предста витель биологического рода homo sapiens (таковым является новорожден ный).

Каждая личность имеет неповторимые сочетания психических особеннос тей - психический склад; это и составляет ее индивидуальность. Понятие "человек" более широкое, чем понятие "личность". Оно вклю чает в себя и понятие "индивид", и понятие "личность".

Психические процессы, состояния и свойства человека - это единое проявление его психики.

И исходным психическим образованием, проявляющимся и в свойствах личности, и в различных психических состояниях, являются психические процессы.

    Возникновение и развитие психики
    Развитие психики в процессе эволюции

Психика возникла на определенном этапе развития жизни как механизм активного взаимодействия живых существ с окружающей средой. По мере эволюционного развития у животных формируется специальный орган психики - нервная система, обеспечивающая отражение окружающего мира и регуляцию поведения.

Первоначальной формой психического отражения и регуляции поведения являются инстинкты.

Инстинкты - комплекс врожденных реакций, стимулом для которых явля ются отдельные биологически значимые свойства окружающей среды. Этот этап развития психики называется еще и этапом элементарного анализа. Паук, сидящий в паутине, набрасывается на запутавшуюся в ней муху. Сигналом, вызывающим реализацию этой программы действия, является виб рация. Достаточно приложить к паутине вибрирующий камертон, чтобы паук высунулся из гнезда и бросился на него. Лягушка, подстерегая свою жертву, набрасывается лишь на летающую мошку - сигналом к ее действию является мелькание.

С развитием коры головного мозга появились новые, индивидуально-из менчивые формы поведения, основанные на образно-концептуальном отраже нии окружающего мира.

Поведение высокоорганизованного животного регулируется психическим образом конкретных условий среды.

У высокоорганизованных животных наряду с инстинктами возникает спо собность ситуативного, предметного отражения действительности, способ ность отражения отношений, связей между элементами данной ситуации, на основе чего вырабатывается гибкая программа поведения. Эти животные приобретают индивидуальные навыки (закрепленные в идивидуальном опыте действия, которые дают положительный эффект в определенных ситуациях). Наиболее высокоразвитые животные (приматы, собаки, дельфины и др. ) способны даже на отдельные интеллектуальные действия.

    В чем своеобразие психики животных?

В опытах исследователей на глазах у голодной обезьяны в ящик с плотно закрывающейся крышкой помещался банан. В боковой стенке ящика имелось треугольное отверстие, через которое крышку можно было отк рыть. Рядом с ящиком было положено несколько палок с различными сече ниями: круглым, квадратным, прямоугольным и треугольным. После дли тельных манипуляций, различных проб, перебирая палки наугад, обезьяна открывала ящик палкой с треугольным сечением. Однако, когда опыт пов торялся, обезьяна никогда не брала сразу нужную палку, все начиналось сначала. Между тем в аналогичном опыте ребенок во втором случае сразу берет палку с треугольным сечением. Это свидетельствует о том, что обезьяна не вычленяет, не абстрагирует треугольную форму отверстия в ящике и треугольную форму сечения палки, не соотносит эти общие свойства. Животные лишены абстрагирующей деятельности. Они не отражают постоянного значения вещей.

    Психика человека.
    Сознание как высшая форма психики

Основной признак психики человека состоит в том, что кроме наслед ственных и лично приобретенных форм поведения человек владеет принци пиально новым, важнейшим средством ориентировки в окружающей действи тельности - знаниями, которые представляют собой концентрированный опыт человечества, передаваемый посредством речи.

    "Сознание" буквально и означает "совокупность знаний".

Психика человека формируется и постоянно обогащается в условиях со циального окружения, в процессе усвоения социального, общественного опыта. Если животное, выращенное в искусственных, изолированных усло виях, сохраняет все свои видовые качества, то человек без социального окружения не приобретает никаких человеческих качеств.

В истории отмечено около 40 случаев, когда дети с раннего возраста вскармливались животными. Они не обнаруживали не только признаков соз нания (у них полностью отсутствовали речь и мышление), но даже такого физического свойства человека, как вертикальное положение тела при ходьбе.

С переходом от животного существования к человеческому обществу возникло два новых фактора формирования психики человека: это общест венный труд, употребление орудий труда и общение с помощью слова. С возникновением прямохождения у человека освободилась рука, расши рился кругозор, возникли условия для интенсивного развития его ориен тировочной деятельности. Это привело к возникновению орудий труда, трудового процесса. Человек начинает жить в мире постоянных орудий труда, через которые из поколения в поколение передаются трудовые опе рации.

Изготовление самого простого орудия труда неизбежно требует таких сознательных действий, как предварительное представление его функций, формы, свойств материала. Действия по изготовлению орудия должны пла нироваться в определенном порядке. Они должны осознаваться и запоми наться для повторного его изготовления.

Изготовление орудий труда связано с мысленным расчленением целого на части (анализ), с вычленением (абстракцией) отдельных свойств пред мета, а также с мысленным объединением (синтез), вычлененных свойств в представляемые целостные орудия. Совершенствование трудовых процессов, изготовление все более и более сложных орудий труда было связано с со вершенствованием аналитико-синтетической деятельности коры головного мозга человека; совершенствовалось и орудие этой деятельности - речь. Общественная организация трудовой деятельности привела к выделению отдельных действий, которые приобретают смысл только через работу дру гих людей. Так, в труде возникают сознательные действия, оторванные от непосредственной биологической цели, формируется абстрактное мышление человека, его воля.

В процессе формирования психики человека его внешние физические действия с материальными объектами предшествуют формированию внутрен них психических действий. Лишь на основе действия с материальными предметами человек постепенно переходит к оперированию их идеальными образами, к действиям в уме. Этот переход от внешних действий к внут ренним действиям называется интериоризацией ("превращение во внутрен нее"). Благодаря способности действовать с психическими, идеальными образами предметов человек начинает моделировать различные отношения между объектами, предвидеть результаты своих действий. Интериоризация осуществляется на словесной, речевой основе. Слово используется и как средство обозначения объектов и как символ их общих, существенных свойств.

Сформировавшись на основе внешних действий, умственные действия са ми начинают регулировать внешние действия. Все сознательные действия человека являются экстериоризацией (внешним проявлением) его внутрен ней психической деятельности.

Одной из особенностей психики человека является ее обусловленность общественным сознанием.

К общественному сознанию относятся наука, мораль и право, идеоло гия, искусство, религия. Изменения в производстве, в общественных от ношениях, отражаясь в сознании людей, приводят к изменениям в содержа нии общественного сознания.

Существенной особенностью сознания человека является самосознание. Осознавая предметы своей деятельности и свои отношения к другим людям, человек начинает осознавать самого себя, выделять себя, свое Я из ок ружающего мира.

Содержанием самосознания является осознание человеком своих физи ческих и психических свойств, своих действий и поступков, чувств и стремлений. Выделяя себя из объективной действительности, осознавая свои достоинства и недостатки, человек начинает изменять и свою психи ку, свое поведение в соответствии с теми требованиями, которые предъ являет к нему общество, и целями, которые он ставит перед собой в про цессе самовоспитания.

Самосознание проявляется в самонаблюдении, критическом отношении к себе, самообладании и ответственности перед обществом за свои поступки и действия. Определенный уровень самосознания - необходимая предпосыл ка правомерного поведения.

Самосознание - целостное интегративное, концептуальное отражение человеком своей собственной личности, это психическая модель своего Я. Человек направляет и регулирует свою деятельность, исходя из своей Я концепции, которая обусловлена социальными условиями существования ин дивида, его социальной идентификацией (отнесением себя к определенной социальной группе).

Самосознание - социально обусловленная установочная система личнос ти, система ее ценностно-смысловых образований. На этой основе и осу ществляются все поведенческие акты человека, они приобретают личност ное единство - стиль поведения данной личности.

Итак, психика человека, его сознание - это система его психической саморегуляции, основанная на социально сформированных категориях и ценностных ориентациях.

Сознание человека как высшая форма развития психики имеет следующие существенные особенности:

1. Категориальность - отражение мира сквозь призму общечеловеческих знаний и позиций, отражение мира на базе концептуальной схемы. 2. Отражение существенных, наиболее значимых в данной ситуации взаимо связей.

3. Осознание целей деятельности, предвосхищение их в системе общечело веческих понятий и представлений.

4. Обусловленность индивидуального сознания общественными формами соз нания.

5. Самосознание - концептуальная модель собственной личности и пост роение взаимодействий с действительностью на этой основе.

Все существенные стороны сознания функционируют посредством речи. Поведение человека определяется не только его сознанием. Психичес кая самоорганизация индивида, его адаптация к внешней среде осуществ ляется тремя относительно автономными уровнями психической регуляции: 1) эволюционно сформированным бессознательно-инстинктивным уровнем; 2) подсознательно-субъективным эмоционально-импульсным уровнем; 3) сознательными, произвольными, логико-семантическими программами. В по ведении социализированной личности доминируют произвольные, ценностно категоризированные программы. Два других, низших уровня саморегуляции в его поведении выполняют фоновую роль. В экстремальных же условиях и в условиях десоциализации индивида эти низшие уровни саморегуляции мо гут перейти в автономный режим функционирования.

Наличие в психике человека указанных уровней регуляции обусловлива ет относительную самостоятельность следующих разновидностей человечес ких реакций и действий:

1) бессознательно-инстинктивные, врожденные реакции (реакция страха, испуга, избежания физически опасных ситуаций);

    2) привычно-автоматизированные подсознательные действия;
    3) сознательные, волевые действия.
    Нейрофизиологические основы психики

Психика является продуктом деятельности коры больших полушарий го ловного мозга. Эта деятельность называется высшей нервной деятельнос тью. Открытые И. М. Сеченовым и И. П. Павловым и их последователями прин ципы и законы высшей нервной деятельности являются естественнонаучной основой современной психологии. Прежде чем рассмотреть закономерности высшей нервной деятельности, познакомимся со строением и функцией нервной системы.

    Строение и функции нервной системы

Вся нервная система делится на центральную и периферическую. К цен тральной нервной системе относится головной и спинной мозг. От них по всему телу расходятся нервные волокна - периферическая нервная систе ма. Она соединяет мозг с органами чувств и с исполнительными органами - мышцами и железами.

Все живые организмы обладают способностью реагировать на физические и химические изменения в окружающей среде.

Стимулы внешней среды (свет, звук, запах, прикосновение и т. п. ) преобразуются специальными чувствительными клетками (рецепторами) в нервные импульсы - серию электрических и химических изменений в нерв ном волокне. Нервные импульсы передаются по чувствительным (афферент ным) нервным волокнам в спинной и головной мозг. Здесь вырабатываются соответствующие командные импульсы, которые передаются по моторным (эфферентным) нервным волокнам к исполнительным органам (мышцам, желе зам). Эти исполнительные органы называются эффекторами.

Основная функция нервной системы - интеграция внешнего воздействия с соответствующей приспособительной реакцией организма.

Структурной единицей нервной системы является нервная клетка - ней рон. Он состоит из тела клетки, ядра, разветвленных отростков - денд ритов - по ним нервные импульсы идут к телу клетки - и одного длинного отростка - аксона - по нему нервный импульс проходит от тела клетки к другим клеткам или эффекторам.

Отростки двух соседних нейронов соединяются особым образованием синапсом. Он играет существенную роль в фильтрации нервных импульсов: пропускает одни импульсы и задерживает другие. Нейроны связаны друг с другом и осуществляют объединенную деятельность.

Центральная нервная система состоит из головного и спинного мозга. Головной мозг подразделяется на ствол мозга и передний мозг. Ствол мозга состоит из продолговатого мозга и среднего мозга. Передний мозг подразделяется на промежуточный и конечный.

    Все отделы мозга имеют свои функции.

Так, промежуточный мозг состоит из гипоталамуса - центра эмоций и витальных потребностей (голода, жажды, либидо), лимбической системы (ведающей эмоционально-импульсивным поведением) и таламуса (осуществ ляющего фильтрацию и первичную обработку чувственной информации). У человека особенно развита кора больших полушарий - орган высших психических функций. Она имеет толщину 3-4 мм, а общая площадь ее в среднем равна 0, 25 кв. м.

Кора состоит из шести слоев. Клетки коры мозга связаны между собой. Их насчитывается около 15 миллиардов.

Различные нейроны коры имеют свою специфическую функцию. Одна груп па нейронов выполняет функцию анализа (дробления, расчленения нервного импульса), другая группа осуществляет синтез, объединяет импульсы, идущие от различных органов чувств и отделов мозга (ассоциативные ней роны). Существует система нейронов, удерживающая следы от прежних воз действий и сличающая новые воздействия с имеющимися следами. По особенностям микроскопического строения всю кору мозга делят на несколько десятков структурных единиц - полей, а по расположению его частей - на четыре доли: затылочную, височную, теменную и лобную. Кора головного мозга человека является целостно работающим органом, хотя отдельные его части (области) функционально специализированы (например, затылочная область коры осуществляет сложные зрительные функции, лобно-височная - речевые, височная - слуховые). Наибольшая часть двигательной зоны коры головного мозга человека связана с регу ляцией движения органа труда (руки) и органов речи.

Все отделы коры мозга взаимосвязаны; они соединены и с нижележащими отделами мозга, которые осуществляют важнейшие жизненные функции. Под корковые образования, регулируя врожденную безусловно-рефлекторную де ятельность, являются областью тех процессов, которые субъективно ощу щаются в виде эмоций (они, по выражению И. П. Павлова, являются "источ ником силы для корковых клеток").

В мозгу человека имеются все те структуры, которые возникали на различных этапах эволюции живых организмов. Они содержат в себе "опыт", накопленный в процессе всего эволюционного развития. Это сви детельствует об общем происхождении человека и животных.

По мере усложнения организации животных на различных ступенях эво люции значение коры головного мозга все более и более возрастает. Если, например, удалить кору головного мозга у лягушки (она имеет не значительный удельный вес в общем объеме ее головного мозга), то ля гушка почти не изменяет своего поведения. Лишенный коры головного моз га голубь летает, сохраняет равновесие, но уже теряет ряд жизненных функций. Собака с удаленной корой головного мозга становится полностью не приспособленной к окружающей обстановке.

Основным механизмом нервной деятельности является рефлекс. Рефлекс - реакция организма на внешнее или внутреннее воздействие при пос редстве центральной нервной системы.

Термин "рефлекс", как уже отмечалось, был введен в физиологию фран цузским ученым Рене Декартом в XVII веке. Но для объяснения психичес кой деятельности он был применен лишь в 1863 году основоположником русской материалистической физиологии М. И. Сеченовым. Развивая учение И. М. Сеченова, И. П. Павлов экспериментально исследовал особенности функ ционирования рефлекса.

Все рефлексы делятся на две группы: условные и безусловные. Безусловные рефлексы - врожденные реакции организма на жизненно важные раздражители (пищу, опасность и т. п. ). Они не требуют каких-ли бо условий для своей выработки (например, рефлекс мигания, выделение слюны при виде пищи).

Безусловные рефлексы представляют собой природный запас готовых, стереотипных реакций организма. Они возникли в результате длительного эволюционого развития данного вида животных. Безусловные рефлексы оди наковы у всех особей одного вида; это физиологический механизм инс тинктов. Но поведение высших животных и человека характеризуется не только врожденными, т. е. безусловными реакциями, но и такими реакция ми, которые приобретены данным организмом в процессе его индивидуаль ной жизнедеятельности, т. е. условными рефлексами.

Условные рефлексы - физиологический механизм приспособления орга низма к изменяющимся условиям среды.

Условные рефлексы - это такие реакции организма, которые не являют ся врожденными, а вырабатываются в различных прижизненных условиях. Они возникают при условии постоянного предшествования различных явле ний тем, которые жизненно важны для животного. Если же связь между этими явлениями исчезает, то условный рефлекс угасает (например, рыча ние тигра в зоопарке, не сопровождаясь его нападением, перестает пу гать других животных).

Мозг не идет на поводу только текущих воздействий. Он планирует, предвосхищает будущее, осуществляет опережающее отражение будущего. В этом состоит самая главная особенность его работы. Действие должно достичь определенного будущего результата - цели. Без предварительного моделирования мозгом этого результата невозможна регуляция поведения. Современная наука о мозге - нейрофизиология - базируется на концеп ции функционального объединения механизмов мозга для осуществления по веденческих актов. Эта концепция была выдвинута и плодотворно развива лась учеником И. П. Павлова академиком П. К. Анохиным в его учении о функ циональных системах.

Функциональной системой П. К. Анохин называет единство центральных и периферических нейрофизиологических механизмов, которые в своей сово купности обеспечивают результативность поведенческого акта. Первоначальная стадия формирования любого поведенческого акта наз вана П. К. Анохиным афферентным синтезом (в переводе с латинского - "со единение приносимого").

В процессе афферентного синтеза происходит обработка разнообразной информации, поступающей из внешнего и внутреннего мира, на основе до минирующей в данный момент мотивации (потребности). Из многочисленных образований мозга извлекается все то, что было связано в прошлом с удовлетворением данной потребности.

Установление того, что данная потребность может быть удовлетворена определенным действием, выбор этого действия называется принятием ре шения.

Нейрофизиологический механизм принятия решения назван П. К. Анохиным акцептором результатов действия. Акцептор ("ассерtare" - разрешающий) результатов действия - это нейрофизиологический механизм предвидения результатов будущего действия. На основе сопоставления ранее получен ных результатов создается программа действия. И только после этого со вершается само действие. Ход действия, результативность его этапов, соответствие этих результатов сформированной программе действия пос тоянно контролируется путем получения сигналов о достижении цели. Этот механизм постоянного получения информации о результатах совершаемого действия назван П. К. Анохиным обратной афферентацией.

Итак, деятельность мозга является отражением внешних воздействий как сигналов для тех или иных приспособительных действий.

Механизмом наследственного приспособления являются безусловные реф лексы, а механизмом идивидуально изменчивого приспособления являются условные рефлексы, сложные комплексы функциональных систем.

    Принципы и законы высшей нервной деятельности

Деятельность коры головного мозга подчинена ряду принципов и зако нов. Основные из них впервые были установлены И. П. Павловым. В настоя щее время некоторые положения павловского учения уточнены, развиты, а отдельные из них пересмотрены. Однако для овладения основами современ ной нейрофизиологии необходимо ознакомиться с фундаментальными положе ниями павловского учения.

Аналитико-синтетический принцип высшей нервной деятельности. Как установлено И. П. Павловым, основным фундаментальным принципом работы коры больших полушарий головного мозга является аналитико-син тетический принцип. Ориентация в окружающей среде связана с вычленени ем отдельных ее свойств, сторон, признаков (анализ) и объединением, связью этих признаков с тем, что является полезным или вредным для ор ганизма (синтез). Синтез - это замыкание связей, а анализ - это все более тонкое отчленение одного раздражителя от другого.

Аналитико-синтетическая деятельность коры головного мозга осуществ ляется взаимодействием двух нервных процессов: возбуждения и торможе ния. Эти процессы подчинены следующим законам.

Закон иррадиации возбуждения. Очень сильные (так же, как и очень слабые) раздражители при длительном воздействии на организм вызывают иррадиацию - распространение возбуждения по значительной части коры больших полушарий.

Только оптимальные раздражители средней силы вызывают строго лока лизированные очаги возбуждения, что и является важнейшим условием ус пешной деятельности.

Закон концентрации возбуждения. Возбуждение, распространившееся из определенного пункта по другим зонам коры, с течением времени сосредо точивается в месте своего первичного возникновения.

Этот закон лежит в основе главного условия нашей деятельности внимания (сосредоточенности сознания на определенных объектах деятель ности).

При концентрации возбуждения ц определенных участках коры мозга происходит его функциональное взаимодействие с торможением, это и обеспечивает нормальную аналитико-синтетическую деятельность. Закон взаимой индукции нервных процессов. На периферии очага одного нервного процесса всегда возникает процесс с обратным знаком. Если в одном участке коры сконцентрирован процесс возбуждения, то вокруг него индуктивно возникает процесс торможения. Чем интенсивнее сконцентрированное возбуждение тем интенсивнее и шире распространен процесс торможения.

Наряду с одновременной индукцией сушествует последовательная индук ция нервных процессов - последовательная смена нервных процессов в од них и тех же участках мозга.

Только нормальное соотношение процессов возбуждения и торможения обеспечивает поведение, адекватное (соответствующее) окружающей среде. Нарушение баланса между этими процессами, преобладание одного из них вызывает значительные нарушения в психической регуляции проведения. Так, преобладание торможения, недостаточное взaимoдeйcтвиe его с воз буждением приводит к снижению активности организма. Преобладание воз буждения может выразиться в беспорядочной хаотической деятельности, излишней суетливости, снижающей результативность деятельности. Процесс торможения - это активный нервный процесс. Он ограничивает и направля ет в определенное русло процесс возбуждения, содействует сосредоточе нию, концентрации возбуждения.

Торможение бывает внешним и внутренним. Так, если на животное вне запно подействует какой-либо новый сильный раздражитель, то прежняя деятельность животного в данный момент затормозится. Это внешнее (бе зусловное) торможение. В данном случае возникновение очага возбуждения по закону отрицательной индукции вызывает торможение других участков коры.

Одним из видов внутреннего или условного торможения является угаса ние условного рефлекса, если он не подкрепляется безусловным раздражи телем (угасательное торможение). Этот вид торможения вызывает прекра щение ранее выработанных реакций, если они в новых условиях становятся бесполезными.

Торможение возникает и при чрезмерном перевозбуждении мозга. Оно защищает нервные клетки от истощения. Этот вид торможения называется охранительным торможением.

На внутреннем виде торможения основана и аналитическая деятельность коры мозга, способность различать близкие по своим свойствам предметы и явления. Так, например, при выработке у животного условного рефлекса на эллипс оно вначале реагирует и на эллипс и на круг. Происходит ге нерализация, первичное обобщение сходных раздражителей. Но, если пос тоянно сопровождать предъявление эллипса пищевым раздражителем и не подкреплять предъявление круга, то животное постепенно начинает отчле нять (дифференцировать) эллипс от круга (реакция на круг затормажи вается). Этот вид торможения, лежащий в основе анализа, дифференциро вания, называется дифференцировочным торможением. Оно уточняет дейст вия животного, делает его более приспособленным к окружающей среде. Системность в работе коры головного мозга (динамический стереотип). Опыты показывают, что если у собаки выработать ряд рефлексов на раз ные раздражители, которые повторяются в определенной последовательнос ти, то со временем животное воспроизводит всю систему ответных реакций при воздействии лишь одного первоначального раздражителя. Это устойчи вое закрепление определенной последовательности реакций называется ди намическим стереотипом (от греч. "stereos" - твердый и "typos" - отпе чаток).

Организм приспосабливается к стереотипно повторяющимся внешним воз действиям выработкой системы реакций. Динамический стереотип - физио логическая основа многих явлений психической деятельности человека, например навыков, привычек, приобретенных потребностей и др. Комплекс динамических стереотипов представляет собой физиологическую основу ус тойчивых особенностей поведения личности.

Динамический стереотип является выражением особого принципа работы мозга - системности. Этот принцип состоит в том, что на сложные комп лексные воздействия среды мозг реагирует не как на ряд отдельных изо лированных раздражителей, а как на целостную систему. Внешний стерео тип - закрепленная последовательность воздействий отражается во внут реннем нервно-динамическом стереотипе. Внешними стереотипами являются все целостные предметы и явления (они всегда представляют определенную совокупность признаков): привычная обстановка, последовательность со бытий, уклада жизни и т. д.

Ломка привычного стереотипа всегда является тяжелым нервным напря жением (субъективно это выражается в тоске, унынии, нервозности, разд ражительности и т. п. ). Как ни сложна ломка старого стереотипа, новые условия формируют новый стереотип (поэтому он и назван динамическим). В результате многократного функционирования он все более и более зак репляется и в свою очередь становится все более трудноизменяемым. Динамические стереотипы особенно устойчивы у пожилых людей и у лиц со слабым типом нервной деятельности, с пониженной подвижностью нерв ных процессов.

Привычная система действий, вызывая облегчение нервного труда, субъективно ощущается в виде положительных эмоций. "Процессы установки стереотипа, довершения установки, поддержки стереотипа и нарушений его и есть субъективно разнообразные положительные и отрицательные чувст ва".

    Типологические особенности высшей нервной
    деятельности человека и высших животных

В опытах с животными И. П. Павлов установил, что у некоторых животных положительные условные рефлексы образуются быстро, а тормозные медлен но. У других животных, наоборот, положительные условные рефлексы выра батываются медленно, а тормозные быстрее. У третьей группы животных и те и другие рефлексы вырабатываются легко и прочно закрепляются. Так, было установлено, что действие тех или иных раздражителей зависит не только от их качества, но и от типологических особенностей высшей нервной деятельности. Под типологическими особенностями высшей нервной деятельности имеется в виду динамика протекания нервных процессов (возбуждения и торможения) у отдельных индивидуумов. Она характеризу ется следующими тремя типологическими свойствами:

1) силой нервных процессов - работоспособностью нервных клеток при возбуждении и торможении;

2) уравновешенностью нервных процессов - соотношением между силой про цессов возбуждения и торможения, их сбалансированностью или преоблада нием одного процесса над другим;

3) подвижностью нервных процессов - скоростью смены процессов возбуж дения и торможения.

В зависимости от сочетания вышеуказанных свойств выделяются четыре типа высшей нервной деятельности.

Первый тип характеризуется повышенной силой нервных процессов, их уравновешенностью и высокой подвижностью (живой тип).

Второй тип характеризуется повышенной силой нервных процессов, но они не уравновешены, возбудительный процесс преобладает над тормозным, процессы эти подвижны (безудержный тип).

Третий тип характеризуется повышенной силой нервных процессов, их уравновешенностью, но малой подвижностью (спокойный тип).

Четвертый тип характеризуется пониженной силой нервных процессов, пониженной их подвижностью (слабый тип).

Таким образом, типом высшей нервной деятельности является опреде ленное сочетание устойчивых свойств возбуждения и торможения, харак терных для высшей первой деятельности того или иного индивидуума. Различные типы высшей нервной деятельности лежат в основе четырех темпераментов: сангвинического, холерического, флегматического, мелан холического.

Сила, уравновешенность и подвижность нервных процессов обеспечивают более быстрое и эффективное приспособление к обстановке. Если сила нервных процессов недостаточна, то организм страдает от сильных внеш них воздействий и неадекватно реагирует на их действие (преувеличива ется их значение, возникают срывы нервной деятельности, неврозы). При недостаточной подвижности нервных процессов организм не может быстро приспособиться к измененным условиям, для него особенно болез ненна ломка стереотипа; она нередко вызывает невротические состояния. Но, как показали исследования И. П. Павлова, сила и подвижность нервных процессов могут возрастать под влиянием тренировки, воспитания, соот ветствующих условий жизни. Природные конституционные особенности ор ганизма могут быть изменены.

    Особенности высшей нервной деятельности человека

Рассмотренные выше принципы и закономерности высшей нервной дея тельности являются общими как для животных, так и для человека. Однако высшая нервная деятельность человека существенно отличается от высшей нервной деятельности животных. У человека в процессе его общественно трудовой деятельности возникает и достигает высокого уровня развития принципиально новая сигнальная система.

Первая сигнальная система действительности - это система наших не посредственных ощущений, восприятий, впечатлений от конкретных предме тов и явлений окружающего мира. Слово (речь) - это вторая сигнальная система (сигнал сигналов). Она возникла и развивалась на основе первой сигнальной системы и имеет значение лишь в тесной взаимосвязи с ней. Благодаря второй сигнальной системе (слову) у человека более быстро, чем у животных, образуются временные связи, ибо слово несет в себе об щественно выработанное значение предмета. Временные нервные связи че ловека более устойчивы и сохраняются без подкрепления в течении многих лет.

Слово является средством познания окружающей действительности, обобщенного и опосредованного отражения существенных ее свойств. Со словом "вводится новый принцип нервной деятельности - отвлечение и вместе с тем обобщение бесчисленных сигналов - принцип, обусловливаю щий безграничную ориентировку в окружающем мире и создающий высшее приспособление человека - науку".

Действие слова в качестве условного раздражителя может иметь такую же силу, как непосредственный первосигнальный раздражитель. Под влия нием слова находятся не только психические, но и физиологические про цессы (это лежит в основе внушения и самовнушения).

Вторая сигнальная система имеет две функции - коммуникативную (она обеспечивает общение между людьми) и функцию отражения объективных за кономерностей. Слово не только дает наименование предмету, но и содер жит в себе обобщение.

Ко второй сигнальной системе относится слово слышимое, видимое (на писанное) и произносимое.

Выше были рассмотрены типологические особенности высшей нервной деятельности. Они общие у человека и высших животных (четыре типа). Но у людей имеются специфические типологические особенности, связанные со второй сигнальной системой. У всех людей вторая сигнальная система преобладает над первой. Степень этого преобладания неодинакова. Это даёт основание разделить высшую нервную деятельность человека на три типа: 1) мыслительный; 2) художественный; 3) средний (смешанный). К мыслительному типу относятся лица со значительным преобладанием второй сигнальной системы над первой. У них более развито абстрактное мышление (математики, философы); непосредственное отражение действи тельности происходит у них в недостаточно ярких образах.

К художественному типу относятся люди с меньшим преобладанием вто рой сигнальной системы над первой. Им присущи живость, яркость конк ретных образов (художники, писатели, артисты, конструкторы, изобрета тели и др. ).

Средний, или смешанный, тип людей занимает промежуточное положение между двумя первыми.

Чрезмерное преобладание второй сигнальной системы, граничащее с от рывом ее от первой сигнальной системы, является нежелательным качест вом человека.

"Нужно помнить, - говорил И. П, Павлов, - что вторая сигнальная сис тема имеет значение через первую сигнальную систему и в связи с пос ледней, а если она отрывается от первой сигнальной системы, то вы ока зываетесь пустословом, болтуном и не найдете себе места в жизни". У людей с чрезмерным преобладанием первой сигнальной системы, как правило, менее развита склонность к абстрагированию, теоретизации. Современные исследования высшей нервной деятельности характеризуют ся развитием интегрального подхода к изучению целостной работы мозга.

    Мотивация и регуляция поведения.
    Психические процессы и состояния.
    Мотивация деятельности и поведения.
    Понятие деятельности и поведения

Деятельность - целенаправленное взаимодействие человека с окружаю щей средой, осуществляемое на основе ее познания и направленное на ее преобразование для удовлетворения потребностей человека.

Деятельность - сложная и многоплановая категория, включающая в себя многие стороны взаимодействия человечества с миром.

Деятельность определяется внутренними (психическими) и внешними ус ловиями, осуществляется в виде различных способов (систем приемов и операций), при помощи определенных средств.

В онтогенетическом развитии человека обычно выделяются три ведущих вида деятельности: игра, учение, труд. Но это лишь самая общая класси фикация видов деятельности. Из нее выпадает такая важнейшая форма жиз недеятельности человечества, как деятельность по включению человека в систему социальных связей, формирование социально адаптированного по ведения.

Поведением называется социально значимая система действий человека. Отдельные поведенческие действия называются поступком, если они соот ветствуют общепринятым нормам поведения, и проступком, если не соот ветствуют этим нормам. Общественно опасное, уголовно наказуемое, ви новное поведение, совершаемое под контролем воли и сознания человека, называется преступлением.

Одной из основных предпосылок преступного поведения являются нега тивные качества человека: эгоизм, индивидуализм, принебрежение правами и интересами других граждан, стяжательство, карьеризм, мстительность, жестокость, стремление выделиться в референтной, привлекающей данного человека, группе. Эти качества не являются врожденными, а формируются в зависимости от условий психического развития человека. Формирование человека - это формирование его потребностей и способов их удовлетво рения.

    Потребности, мотивационные состояния
    и мотивы деятельности

Предпосылкой поведения человека, источником его деятельности яв ляется потребность.

Нуждаясь в определенных условиях, человек стремится к устранению возникшего дефицита.

Условия, необходимые для жизни и развития человека, делятся на сле дующие группы: а) условия, необходимые для жизни и развития человека как естественного организма (отсюда естественные или органические пот ребности); б) условия, необходимые для жизни и развития человека как индивидуума, как представителя человеческого рода (условия для обще ния, познания и труда); в) условия, необходимые для жизни и развития данного человека как личности, для удовлетворения широкой системы его индивидуализированных потребностей.

Потребность - необходимость выравнивания отклонений от параметров жизнедеятельности, оптимальных для человека как биологического сущест ва, индивида и личности.

Потребности определяют направленность психики данного человека, по вышенную возбудимость ее к определенным сторонам действительности. Потребности подразделяются на естественные и культурные. Культурные потребности подразделяются на материальные, материально-духовные (кни ги, предметы искусства и др. ) и духовные. Потребности человека со циально обусловлены. В зависимости от того, с каким кругом обществен ных требований связаны эти потребности, различаются разные их уровни. Потребности человека иерархизированы, т. е. организованы в опреде ленной соподчиненной схеме. Иерархия индивидуальных потребностей сос тавляет основную отличительную особенность личности - ее направлен ность. Но не смотря на значительное разнообразие индивидуальных пот ребностей личности, можно вычленить основную схему личностных потреб ностей.

Все уровни потребностей взаимосвязаны, регуляция человеческого по ведения одновременно взаимодействует со всеми уровнями - происходит так называемая "сквозная регуляция", связанная с взаимодействием этих уровней. Депривация одной из потребностей приводит к деформации лич ностного поведения в целом. Так например, невозможность удовлетворить потребность в безопасности ведет к повышению уровня тревожности лич ности, к свертыванию ее возможностей в самореализации; затруднение в удовлетворении физиологических потребностей ведет к понижению когни тивных потребностей и т. д.

Иерархия личных потребностей видоизменяется с развитием личности, высшие ее уровни "вызревают" лишь к моменту достижения индивидом пси хологической зрелости. Но будучи сформированными высшие уровни потреб ности, особенно потребности в самореализации, самоусовершенствовании, начинают играть системообразующую роль в системе потребностей. Автоно мизация же отдельных ее уровней ведет к сужению интересов личности, а в ряде случаев к асоциальным способам их реализации.

У социализированной личности существует потребность в самооценке, в понимании самого себя, смысла своего существования. Это имеет большое значение для его адаптации к окружающей среде.

    Иерархия потребностей человека
    Потребность
    в самореализации
    Когнитивные
    потребности
    Потребность в признании,
    уважении
    Потребность
    в привязанностях
    Потребность в безопасности
    Физиологические потребности

Страницы: 1, 2


© 2007
Использовании материалов
запрещено.