РУБРИКИ |
Предмет, методы и структура юридической психологии - (реферат) |
РЕКЛАМА |
|
Предмет, методы и структура юридической психологии - (реферат)Предмет, методы и структура юридической психологии - (реферат)Дата добавления: март 2006г. ПРЕДМЕТ, МЕТОДЫ И СТРУКТУРА ЮРИДИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ Юридическая психология занимает особое место в системе подготовки юриста. Она позволяет ему получить знания и умения, позволяющие более глубоко понять психологические причины законопослушного и отклоняющегося поведения, формирования правовой психологии населения и правосознания. Большое внимание в юридической психологии уделяется анализу правоохранительной деятельности и личности работников, ведущих борьбу с правонарушениями. Поэтому можно сказать, что предметом юридической психологии являются психологические явления в сфере правоприменительной деятельности или точнее психологические особенности и закономерности психики личности и психологии групп людей, деятельность которых связана с нормотворчеством, нормоприменением и следованием правовым нормам (или нарушением норм права). Говорят более кратко, что юридическая психология представляет собой отрасль науки, изучающую закономерности и механизмы психической деятельности людей в сфере регулируемых правом отношений. Успехи исследований в области юридической психологии стимулировались результатами экспериментальной психологии в конце ХIХ - начале ХХ века, в том числе работой лаборатории В. Вундта. Прежде всего целью изучения выступили психология свидетельских показаний и психология допроса (А. Бине, Г. Гросс, К. Марбе, В. Штерн и др. ). Значительное внимание уделялось исследованию особенностей судебной и следственной работы, психологических основ профессионального отбора и обучения юристов (Г. Мюнстенберг). Исследования по юридической психологии стали интенсивно проводиться в связи с созданием в 20-е годы Государственного института по изучению преступности и личности преступника, его филиалов и ряда научно-исследовательских кабинетов в различных городах России. В рамках работы этих научно-исследовательских учреждений были выполнены работы по изучению психологии преступников и заключенных, быта криминального мира, закономерностей формирования свидетельских показаний, по методике проведения судебно-психологической экспертизы (М. Н. Гернет, Я. А. Кантарович, А. С. Тагер и др. ). А. Р. Лурия были проведены исследования по обнаружению психологическими средствами следов преступления и установления виновных. В последнее время ученые в сфере юридической психологии активизировали научные исследования в различных областях, уточнен предмет юридической психологии и ее принципы (А. В. Дулов, А. Р. Ратинов, В. А. Васильев, М. И. Еникеев, А. М. Столяренко, А. И. Папкин, И. К. Шахриманьян, О. Д. Ситковская, Г. Х. Ефремова, М. Г. Дебольский и др. ). Большое значение для юридической психологии представляет общепсихологическая теория отклоняющегося и преступного поведения. Существуют индивидуально-психологические и социально-психологические причины противоправного поведения. К индивидуально-психологическим причинам следует отнести изменение правовых ценностей и соответственно развитие криминальной мотивации у правонарушителя. Кроме того, такие личностные качества, как агрессивность, тревожность, вспыльчивость, жадность, мнительность и др. создают порой благоприятные предпосылки для совершения правонарушений. Социально-психологические причины противоправного поведения связаны с учетом закономерностей влияния, а также наличием у него значительной степени внушаемости, конформности (или сознательного приспособленчества), подражательности и ряда других социально-психологических качеств. При психологическом анализе нормопослушного или отклоняющегося поведения следует иметь в виду фактор двойственности или билатеральности правовых норм. Билатеральность норм выражается в одновременном существовании, во-первых, определенных нормативных документов, словесно-логических конструкций (законов, кодексов, указов, постановлений и т. п. ), относительно автономных от конкретных людей, и, во-вторых, образов-представлений о нормах в сознании как результатов проявления и оценки предписанных правил поведения. Правовое сознание включает в себя знание этих норм, отношение к ним (то есть оценку их как справедливых или несправедливых) и следование им в конкретном поведении личности или отказ от соблюдения и их нарушение в случае протиправных действий. Следует также иметь в виду, что отношение к норме зависит от ценности для человека конкретных нормоохраняемых ценностей (собственности другого человека, его достоинства, чести, здоровья и т. п. ). Правосознание и правовая психология правонарушителей имеют в этом случае значительное отличие от правового сознания законопослушных граждан, так как у лиц с отклоняющимся поведением существенно снижена ценность многих правоохраняемых объектов. Общей задачей юридической психологии является изучение основных закономерностей и психологических особенностей правоохранительной деятельности. К числу частных задач относят использование выявленных общих психологических особенностей применительно к отдельным стадиям, отдельным видам правоохранительной деятельности. Юридическая психология решает проблемы психологического обеспечения правоохранительной деятельности. Под психологическим обеспечением работы сотрудников органов правопорядка понимается система сознательного, целенаправленного, правильного и оперативного использования возможностей психологии, психологических методов и средств, обеспечивающих успешное решение задач различных видов правоохранительной деятельности. а) образовательную (вооружение юристов необходимым объемом психологических знаний, умений и навыков); б) концептуальную (достижение правильного отношения юристов к учету психологии своей деятельности, преодоление внутренних барьеров и установок); в) научно-ориентирующую формирование у юристов адекватных современным знаниям научных принципов психологического подхода, норм поведения, критериев оценки других людей, учитываемых в юридической деятельности; г) регулятивную (создание соответствующей рабочей мотивации и побуждений к использованию психологически эффективных форм, методов и приемов деятельности юриста); д) превентивную (обеспечение предупреждения юристов от психологических ошибок, отрицательных психологических последствий). Эффективное психологическое обеспечение деятельности юристов необходимо сочетать с преодолением у части из них внутренних барьеров: барьера негативного отношения к возможностям юридической психологии; барьера предубеждения к науке и научным данным; барьера пассивности к инновациям и новым методам работы и др. Структура юридической психологии состоит из нескольких важных отраслей знаний. Криминологическая /криминальная/ психология изучает особенности личности преступника и преступного поведения, вскрывает психологические причины отклоняющегося поведения и разрабатывает рекомендации по предупреждению правонарушений. Судебно-следственная психология анализирует психологические особенности деятельности судебно-следственных работников и органов дознания по сбору доказательств в уголовном или гражданском процессе и формулирует предложения по психологически эффективной тактике проведения различных процессуальных действий (осмотра места происшествия, допроса, опознания, очной ставки и др. ). Отдельное направление этого раздела юридической психологии составляет диагностика ложных показаний и борьба с лжесвидетельством. Оперативно-розыскная (оперативная) психология исследует психологические закономерности раскрытия преступлений, поиска виновных и их оперативного задержания. Это направление юридической психологии ориентировано на психологическое обеспечение работы оперативного состава МВД, ФСБ, налоговой полиции и других спецслужб России. В качестве отдельных разделов юридической психологии можно выделить: психологию охраны общественного порядка и безопасности; психологию охранной деятельности. К указанным структурным элементам юридической психологии примыкает психология частной детективной и охранной деятельности. Пенитенциарная психология изучает психологические особенности отбывания наказания осужденными и организацию работы администрации тюрем, следственных изоляторов и исправительных колоний. Психология управления персоналом правоохранительных органов раскрывает психологические аспекты подбора и расстановки кадров, принятия управленческих решений по кадрам, совершенствования стиля и методов руководства персоналом, формирования личного мастерства работников и организации их повседневной деятельности, психологические методы обеспечению личной профессиональной безопасности сотрудников органов правопорядка. В этом разделе юридической психологии рассматриваются особенности деятельности руководителей правоохранительных органов и даются рекомендации по совершенствованию управления персоналом. В юридической психологии используются методы, присущие общей и социальной психологии. Наряду с этим, для юридической психологии присущи методы, которые не встречаются в других отраслях психологических знаний. К числу таких специальных методов можно отнести: 1) метод составления психологического портрета преступника; 2) метод психологического анализа уголовного дела и составления рекомендаций следственно-оперативным работникам; 5) метод выявления скрываемых обстоятельств, лжесвидетельства и др. Указанные методы вооружают юристов эффективным оружием в сфере раскрытия и расследования преступлений. Ряд этих методов дается для отработки студентами в практикуме данного учебно-методического. 1. Антонян Ю. М. , Еникеев М. И. , Эминов В. Е. Психология преступника и расследований преступлений - М. : Юрист, 1996 2. Бассин Ф. В. Проблема бессознательного. Знание-сила, 1982, N 10 3. Бехтерев В. М. Об экспериментальном психологическом исследовании преступников - СПб. : тип. "Энергия", 1902 4. Борисова С. Е. Профессиональная деформация сотрудников милиции и ее личностные детерминанты. Авт. дисс. на соиск. уч. степ. канд. психол. н. -М. : Академия управления МВД России, 1998 5. Быков В. М. Криминалистическая характеристика преступных групп. Ташкент: ВШ МВД СССР, 1986 6. Водолазский Б. Ф. Психология осмотра места происшествия. Учебное пособие. Омск: Омская ВШ МВД СССР, 1979 7. Выготский Л. С. Проблемы возрастной периодизации детского развития. , ж. "Вопросы психологии", 1972, N2 8. Гриндер Д. , Бэндлер Р. , Структура магии: Пер. с англ. М. : Каас, 1995 9. Джемс У. Психология - М. :1922 10. Криминология: Учебник / Под ред. акад. В. Н. Кудрявцева, проф. В. Е. Эминова - М. :"Юрист", 1995 11. Китов А. И. Психология управления - М. : Академия МВД СССР, 1979 12. Макдональд В. Руководство по субмодальности - Воронеж: НПО "МОДЭК", 1994 13. Основные виды деятельности и психологическая пригодность к службе в системе органов внутренних дел /справочное пособие/. Под ред. Бовина Б. Г. , Мягких Н. И. , Сафронова А. Д. - М. :МВД РФ, 1997 |
|
© 2007 |
|