РУБРИКИ |
Профессиональное самосознание личности - (диплом) |
РЕКЛАМА |
|
Профессиональное самосознание личности - (диплом)p>Из таблицы видно, что I курс более всего ориентирован на процесс, а менее всего на деньги. III курс более всего ориентирован на результат, а менее всего на власть. Это связано с тем, что первокурсников в первую очередь интересует все, что связано с процессом познания, овладения их будущей профессией. Им важен процесс овладения трудовыми навыками, которые позволят включиться в производственную деятельность в будущем.Третьекурсникам же наиболее важен результат их деятельности, они уже многое могут выполнять самостоятельно, поэтому им важен итог их работы–назначенное ими лечение, выполненные ими лечебные процедуры должны облегчить страдания пациентов. Применяя метод Стьюденса, получаем по первому показателю t эмп. = 2, 4; по второму показателю t эмп. = 4, 7; по третьему показателю t эмп. = 5, 2; по четвертому показателю t эмп. = 0, 8; по пятому показателю t эмп. = 2, 8; по шестому показателю t эмп. = 2, 5; по седьмому показателю t эмп. = 2; по восьмому показателю t эмп. = 4, 8. Полученные данные по 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 установкам выше критического значения, которое соответствует уровню достоверности 0, 05 для 58 степеней свободы, что позволяет сделать вывод о том, что различия между средними I и III курсов есть, и они значимы. По 4 установке – “ориентация на эгоизм”различий между средними I и III курсов нет, разница между средними не достоверна. В контрольном исследовании, проведенном на студентах педагогического института были получены следующие нормативы: Построим таблицу компонентов эмпатии на базе данных нормативов студентов пединститута. По результатам исследования можно сказать, что все компоненты эмпатии у третьекурсников развиты выше. Эмпатическая тенденция, то есть способность к сопереживанию, впечатлительность у третьекурсников более развита, по сравнению с первокурсниками. Студенты III курса почти освоили профессию медицинского работника и огромное количество часов практических занятий провели в лечебных учреждениях, непосредственно у постели больного, поэтому они более способны чувствовать состояние другого человека, точно воспринимать смысловые оттенки его внутреннего мира. Тенденция к присоединению так же выше у третьекурсников, что говорит об их умении проявлять тепло, дружелюбие, поддержку в трудную минуту. Сензиативность к отвержению, то есть способность к возникновению адекватного чувства вины, восприимчивость к критике в свой адрес у третьекурсников так же выше. Скорее всего это связано с тем, что они осознают всю ответственность за свою работу, правильно воспринимают замечания в свой адрес по поводу каких-либо ошибок, неточностей в работе. Применяя метод Стьюдента, получаем по первому показателю tэмп=4, 6; по второму показателю tэмп=8; по третьему показателю tэмп=5, 5. Полученные данные по всем трем компонентам эмпатии выше критического значения, которое соответствует уровню достоверности 0, 05 для 58 степеней свободы, это позволяет сделать вывод. Что различия между средними I и III курсов есть и они значимы. Результаты исследования каналов эмпатии, общего уровня эмпатических способностей. Расположим по иерархии каналы эмпатии для каждого из курсов. I курс: На первое место первокурсники, по средне групповому показателю, ставят эмоциональный канал, хотя он немного развит больше, чем остальные. У первокурсников на 1 место выходит способность входить в эмоциональный резонанс с окружающими–сопереживать, сочувствовать. Эмоциональная отзывчивость в данном случае становится средством“вхождения”в энергетическое поле партнера, она выполняет роль связующего звена, проводника от студента к больному. У третьекурсников эмоциональный канал выходит на 2-ое место, хотя более развит, чем у первокурсников. Повышение эмоциональной восприимчивости идет рука об руку с ростом способности к сопереживанию, которая, как видим выше у третьекурсников. У студентов III курса важнейшая роль отводится интуитивному каналу, они больше опираются на опыт, хранящейся в подсознании, способны видеть поведение партнера и действовать в условиях дефицита исходной информации о нем. У студентов I курса данный канал занимает последнюю позицию. Рациональный канал эмпатии занимают 3-е место у студентов и I и III курсов. Эти установки облегчают действие всех эмпатических каналов, и они наиболее развиты у третьекурсников. Проникающая способность в эмпатии, которая расценивается, как важное коммуникативное свойство человека наиболее развита у третьекурсников. Студенты III курса более способны создавать атмосферу открытости, доверительности, задушевности, по сравнению с первокурсниками. Идентификация в эмпатии преобладает у студентов III курса, хотя и занимает 6-ю позицию. У третьекурсников более выражено умение понять другого, поставить себя на место партнера. Идентификация утоньшает сферу чувствования человека, делая его богаче и одновременно ранимее. [27]. Таким образом, по результатам исследования заметно явное превосходство третьекурсников по всем каналам эмпатии. Рассмотри таблицу суммарной оценки каналов эмпатии, которая выражает показатель общей эмпатии: По данным таблицы можно сказать, что у третьекурсников наблюдаются очень высокие и средние показатели общего уровня эмпатии, можно сказать, что по мере обучения и освоения профессии эмпатия у студентов повышается. Применяя метод Стьюдента, получаем по первому показателю t эмп. = 4, 7; по второму показателю t эмп. = 5; по третьему показателю t эмп. =8; по четвертому показателю t эмп. =5, 3; по пятому показателю t эмп. = 7; по шестому показателю t эмп. = 4, 7; по показателю общей эмпатии t эмп. = 12, 1. Полученные данные по всем шести каналам эмпатии и общему уровню эмпатии выше критического значения t кр. = 1, 67, что позволяет сделать вывод, что различия между средними показателями I и III курсов есть и они значимы. Результаты исследования коммуникативной установки (негативной). Компоненты установки: Завуалированная жестокость в отношениях к людям в суждениях о них. Открытая жестокость в отношениях к людям Таблица 6. Количественные показатели компонентов коммуникативной установки. Анализируя результаты исследования можно сказать, что все компоненты коммуникативной установки на I курсе выше, чем на III курсе. Это свидетельствует о том, что у студентов первокурсников более выражена негативная коммуникативная установка. У третьекурсников менее выражены эти компоненты из-за большей эмпатии. Студенты III курса более способны к чувствованию в состояния других лиц, способны переживать эмоционально эти состояния как свои, так как они на практике увидели и прочувствовали страдания и человеческую боль. У них складываются несколько иные отношения с окружающими, ведь они знают, что общение может оказывать максимальную помощь и поддержку пациентам. [13]. Приведем для сравнения данные обследуемых групп Д. Я. Райгородского. Коммуникативная установка – 5 к максимуму баллов компонента. N – число опрошенных. По данным таблицы менее всего выражена негативная коммуникативная установка у врачей, воспитателей, медсестер. У студентов III курса менее выражена негативная коммуникативная установка, по сравнению с первокурсниками, так как у них более длительный опыт общения и деятельности с пациентами на практике, и они понимают, что сопереживание, уважение, участие и искренность выступают в качестве основных факторов, облегчающих взаимное общение. Применяя метод Стьюдента, получаем по первому показателю t эмп. = 3, 3; по второму показателю t эмп. = 3, 5; по третьему показателю t эмп. = 5; по четвертому показателю t эмп. = 2, 3. Полученные данные по всем пяти компонентам установки выше критического значения t кр. = 1, 67, что позволяет сделать вывод, что различия между средними показателями I и III курсов есть и они значимы. Таблица 7. Показатели выборов профессии в % соотношении от группы. По результатам сочинения можно сказать, что студенты III курса более конкретно представляют себе бедующую сферу деятельности. Они отсортировали и оценили различные виды деятельности с учетом своих интересов, установок, способностей, ценностей. Это свидетельствует о развитии у них профессионального самосознания. Главное психологическое приобретение в юношеском возрасте –это открытие своего внутреннего мира, возникающее в процессе социального взаимодействия. Как неизбежный всегда уникальный результат психического развития, как относительно устойчивое и в то же время, подтвержденное внутренним изменениям и колебаниям психического приобретения. Исследование самооценки показало высокий уровень ее развития у студентов третьекурсников. Они высоко оценивают себя, более уверены в себе, в своих способностях, по сравнению с первокурсниками. У третьекурсников более высокий уровень развития самоотношения, они относятся к себе, как целостной личности, отличной от других людей. Главной социально-психологической установкой у третьекурсников является ориентация на результат, они уже многое могут выполнять самостоятельно, поэтому им важен итог их работы. Первокурсники более всего ориентированы на процесс, так как им важен процесс овладения трудовыми навыками, которые позволяют включиться в производственную деятельность в будущем. Эмпатические способности в процессе обучения повышаются к третьему курсу. Развивается способность к сопереживанию, впечатлению, способность чувствовать состояние другого человека, точно воспринимать смысловые оттенки его внутреннего мира. Важнейшая роль отводится интуитивному каналу– прошлому опыту, хранящемуся в подсознании. Все компоненты негативной коммуникативной установки у студентов третьего курса значительно ниже, по сравнению с первокурсниками. У третьекурсников более длительный опыт общения и деятельности с пациентами на практике, они понимают, что сопереживание, уважение, участие и искренность выступают в качестве основных факторов, облегчающих взаимное общение, они знают, что общение может оказывать максимальную помощь и поддержку пациентам. Третьекурсники конкретно представляют себе будущую сферу деятельности с учетом своих интересов, способностей, ценностей. Проблема профессионального самосознания личности относится к числу активно разрабатываемых в теоретическом и практическом направлениях. Внимание к этой проблеме объясняется следующими обстоятельствами. Во-первых, глубокое исследование профессионального самосознания личности отвечает насущным потребностям народного хозяйства. Это связано с тем, что незавершенность профессионального самосознания, растянутость этого процесса во времени–во многих случаях причина недостаточной удовлетворенности части людей своей профессией. Во-вторых, это ключевая проблема психологии профессионального становления личности, в которой профессиональное самосознание рассматривается, с одной стороны, как“ядро”, наиболее значимый компонент профессионального развития человека, с другой – как критерий одного из этапов этого процесса. Необходимо изучать проблему развития профессионального самосознания личности, ибо она затрагивает общую проблему жизненного становления личности. Абрамова Г. С. , Юдчиц Ю. А. Психология в медицине. – М. : ЛПА “Кафедра – М”, 1998г. Бернс Р. Развитие Я концепции и воспитание. М. , Прогресс, 1986г. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М. , 1968г. Возрастная и педагогическая психология/ Под ред. А. В. Петровского – М. : Просвещение, 1973г. Гинзбург М. Р. Психологическое содержание личностного самоопределения // Вопросы психологии. 1994г. , №3, с. 43-52 Греков И. Г. Отношение медсестер к своей профессиональной деятельности // Мед. сестра. 2000г. , №1, с. 40-41 Гуревич К. М. Индивидуально-психологические особенности школьников. М. , Знание, 1989г. Ермолаева М. В. Психология развития. – М. : МПСИ; Варонеж: Издательство НПО “МОДЭК”, 2000г. Захарова А. В. Структурно-динамическая модель самооценки // Вопросы психологии. 1989г. , №1, с. 5-14 Кон И. С. Психология ранней юности. М. , Просвещение, 1989г. Кон И. С. В поисках себя: личность и ее самосознание – М. : Политиздат. – 1984г. Кон И. С. Открытие Я. М. , 1978г. Кудрявцев Т. В. , Шегурова В. Ю. Психологический анализ динамики профессионального самоопределения личности// Вопросы психологии. 1983г. , №2, с. 51-59. Краткий психологический словарь / Под ред. Петровского А. В. , Ярошевского М. Г. М. : Политиздат, 1985г. Липкина А. И. Самооценка школьника. М. : Просвещение, 1976г. Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения. М. : Педагогика, 1986г. Лисицын Ю. П. , Изуткин А. М. , Матююшин И. Ф. Медицина и гуманизм. М. , 1984г. Маркова А. К. Психология профессионализма. – М. , 1996г. Митина Л. М. Психология профессионального развития учителя. – М. : Флинта: МПСИ, 1998г. Митина Л. М. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях // Вопросы психологии. 1997г. , №4, с. 28-38 Митина Л. М. Формирование профессионального самосознания учителя // Вопросы психологии. 1990, №3, с. 58-64. Мудрик А. В. Современный старшеклассник // Хрестоматия по возрастной психологии. – М. : ИПП, 1996. -с. 266-275 Мухина В. С. Психология детства и отрочества. – М. : ИПП, 1998г. Обносов В. И. Динамика профессиональных представлений учащихся // Вопросы психологии. 1986г. , №6, с. 28-32 Поштом М. Л. , Дадыкин В. А. Какие вы сегодняшние и будущие медицинские сестры? // Сестринское дело. 2000г. , с. 4-5 Прикладная социальная психология. / Под ред. Сухова А. Н. , Дергача А. А. – М. : Издательство ИПП; Воронеж: Издательство НПО “МОДЭК”, 1998г. Прихоэлан А. М. Развитие эмоциональной стороны самосознания // Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту. М. , 1987г. Пряжников Н. С. Профессиональное и личностное самоопределение. – М. – В. : ИПП, НПО “МОДЭК”, 1996г. Пряжнеков Н. С. Психологический смысл труда: - М. : Издательство ИПП, Воронеж: НПО“МОДЖ” , 1997г. Прыгин Г. С. , Степанский В. М. , Фарютин В. П. Влияние особенностей саморегуляции деятельности на профессиональное самоопределение старшеклассников // Вопросы психологии. 1987г. , №4, с. 45-50 Психологическое сопровождение выбора профессии / Под ред. Л. М. Митиной. – М. : МПСИ, Изд. “Флинта”, 1998г. Психология современного подростка / Под ред. Д. М. Фельдштейна. – М. : Педагогика, 1987г. Рабочая книга школьного психолога / Под ред. И. В. Дубровиной. – М. : МПА, 1995г. Ратанова Т. А. , Шлехта Н. Ф. Психодиагностические методы изучения личности: Учебное пособие. – М. : МПСИ: Флинта, 1998г. Райгородский Д. Я. Практическая психодиагностика. Самара. Бахрах, 1999г. Рубенштейн С. Л. Основы общей психологии. В 2т. Тн. -М. : “Педагогика”, 1989г. , с. 236-249 Слободчиков В. И. Психологические проблемы становления внутреннего мира человека // Вопросы психологии. 1986г. , №6, с. 14-22 Стрельникова А. Н. Зачем мед. сестре самооценка. // Мед. сестра 2000г. , №1, с. 42-43 Творогова Н. Эмпатия // Сестринское дело. 1998г. , №1, с. 24-25 Формирование личности в переходный период: от подросткового к юношескому возрасту / Под ред. И. В. Дубровиной. М. : Педагогика, 1987г. Фонарев А. Р. Формы становления личности в процессе ее профессионализации // Вопросы психологии. 1997г. , №2 Фельдштейн Д. М. Психология взросления. М. : МПСИ: Флинта, 1999г. Цукерман Г. А. , Мастеров Б. М. Психология саморазвития. М. , 1995г. Чеснокова И. И. Проблема самосознания в психологии. Изд. Наука. М. , 1977г. Чистякова С. Н. Профессиональная ориентация. М. , 1983г. |
|
© 2007 |
|