РУБРИКИ

Психологический анализ различных видов правоохранительной деятельности - (реферат)

   РЕКЛАМА

Главная

Логика

Логистика

Маркетинг

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Международное публичное право

Международное частное право

Международные отношения

История

Искусство

Биология

Медицина

Педагогика

Психология

Авиация и космонавтика

Административное право

Арбитражный процесс

Архитектура

Экологическое право

Экология

Экономика

Экономико-мат. моделирование

Экономическая география

Экономическая теория

Эргономика

Этика

Языковедение

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Психологический анализ различных видов правоохранительной деятельности - (реферат)

Психологический анализ различных видов правоохранительной деятельности - (реферат)

Дата добавления: март 2006г.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1. Нормативная регуляция и общая характеристика правоохранительной деятельности Психологический анализ требует четкого знания основных функций, задач и требований к деятельности работников органов правопорядка. Такие нормативные требования сформулированы в ряде законов Российской Федерации: Законе РСФСР "О милиции", Законе Российской Федерации "О федеральных органах налоговой полиции", Федеральном Законе "Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации", Федеральном Конституционном Законе "О судебной системе Российской Федерации", Законе Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", Федеральном Законе "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О прокуратуре Российской Федерации" и др.

Множественность задач, стоящих перед правоохранительными органами, ведет к развитию полифункциональности, выделению групп работников, выполняющих специфические функции. Естественно, деятельность оперативных работников органов правопорядка по своему содержанию и применяемым способам работы отличается от деятельности, например, патрульно-постовой службы милиции. Однако непохожие по применяемым способам, деятельность различных работников правоохранительных органов совпадает по своим целевым параметрам. Звеном, объединяющим их и заставляющим тесно взаимодействовать, является наличие единого объекта деятельности - личности правонарушителя (преступника).

Объект деятельности работников органов правопорядка (то есть правонарушитель) имеет ряд особенностей. К числу значимых для деятельности работников следует отнести следующие характеристики правонарушителей:

а) антиобщественная направленность и общественная опасность поведения; б) противодействие или сопротивление правомерным воздействиям работникам органов правопорядка;

    в) опыт противоправной или преступной деятельности;

г) маскировка истинных целей и мотивов противоправной деятельности; д) типичность и индивидуальность в поведении;

е) своеобразие связей с окружающим миром, в том числе часто наблюдаемая идентификация себя с криминальной средой.

Анализ специфики правоохранительной деятельности позволяет выделить 10 общих для представителей различных служб органов правопорядка характеристик: 1. деятельность правоохранительных органов является разновидностью государственной службы и порядок ее прохождения работниками определен в соответствующих положениях о службе. Для них установлены специальные (или воинские) звания и при выполнении своих должностных обязанностей они должны, как правило, носить специально установленную форму одежды;

2. деятельность работников правоохранительных органов строится на принципах законности, гуманизма, уважения прав человека и гласности;

3. нормативно-правовая регламентация деятельности определяет специфику правоохранительных мероприятий в сфере борьбы с преступностью и охране общественной безопасности;

4. как правило, выполнению правоохранительных функций противодействуют правонарушители и их пособники;

5. работникам правоохранительных органов предоставлены обширные властные полномочия, а их реализация зависит от их умений разумного, целесообразного и законного применения власти;

6. работники правоохранительных органов обладают специфическими средствами воздействия, в том числе принуждения, в процессе профилактики и пресечения правонарушений (психологическое воздействие в виде предупреждения, замечания; применение специальных средств; физической силы и огнестрельного оружия; а также вынесения наказания за содеянное);

7. разнообразие социальных ситуаций, в которых приходится действовать работникам органов правопорядка, определяет требования к их психологической готовности, умению быстро входить в сущность происшедшего события и коммуникативным качествам;

8. деятельность ряда правоохранительных органов проходит в условиях конспирации и необходимости сохранения ее сотрудниками служебной тайны; 9. правоохранительная деятельность характеризуется экстремальностью, связанной с наличием различных стресс-факторов (повышенная ответственность, неопределенность информации, дефицит времени, опасность для здоровья и др. ) и психическими перегрузками в работе;

10. на деятельность работников влияют атмосфера в обществе, оценки населением степени ее эффективности и складывающийся авторитет правоохранительных органов.

Исключительная сложность деятельности органов правопорядка диктует высокие требования к профессиональной подготовленности и выучке каждого работника. Деятельность оказывает обратное влияние на сотрудников как субъектов деятельности, развивая их знания, навыки, умения и способности, формируя определенные характерологические качества.

Деятельность работников существенно зависит от мотивации труда, увлеченности и склонности к правоохранительной деятельности. Формирование устойчивых положительных мотивов деятельности можно вести в четырех направления: 1) формирование непосредственных мотивов труда посредством раскрытия интересных и творческих сторон правоохранительной деятельности;

2) развитие интереса к деятельности, опосредственно воздействуя на мотивы путем воспитания у работников чувства профессионального долга и гордости за принадлежность к правоохранительным органам;

3) раскрытие перед сотрудниками перспектив служебного роста, продвижения по службе и повышения профессиональной квалификации как работника органов правопорядка;

4) эффективная организация труда сотрудников и создание в коллективе служб и подразделений органов правопорядка благоприятного морально-психологического климата.

2. Психологический анализ различных видов деятельности работников правоохранительных органов

Исходя из законодательно определенных задач деятельности правоохранительных органов, можно выделить следующие ее разновидности: профилактическую; оперативно-розыскную; деятельность по дознанию и расследованию преступлений; деятельность по охране общественного порядка и безопасности; охранную деятельность; судопроизводство; пенитенциарную деятельность. Профилактическая деятельность. Основной целью профилактической деятельности работников правоохранительных органов является предотвращение правонарушений, преступлений и чрезвычайных происшествий. Практически, профилактическая деятельность является составной частью работы любого сотрудника органов правопорядка. Однако, по своему объему и приоритетности этот вид деятельности более характерен для участковых инспекторов милиции, работников подразделений по профилактике правонарушений несовершеннолетних и некоторых других категорий работников правоохранительных органов. Профилактическая деятельность строится на активном общении с населением, представителями органов местной власти, должностными лицами, что предъявляет особые требования к коммуникативным качествам и педагогическим способностям работников, точному соблюдению законных прав граждан и правовых актов.

Составление психограммы участкового инспектора милиции путем анализа экспертных оценок показало, что для их успешных профессиональных действий необходимо иметь следующие психологические качества:

    профессиональную наблюдательность;
    уравновешенность, самообладание при конфликтах;

способность располагать к себе людей, вызывать у них доверие; тонкую наблюдательность за душевной жизнью человека;

    умение отстаивать свою точку зрения;
    способность к воссозданию образа по словесному описанию;
    умение делать выводы из противоречивой информации;
    память на внешность и поведение человека;

способность к быстрому установлению контактов с новыми людьми. (Основные виды деятельности и психологическая пригодность к службе в системе органов внутренних дел (справочное пособие). Под ред. Бовина Б. Г. , Мягких Н. И. , Сафронова А. Д. -М. :МВД РФ, 1997, с. 85).

Исследования показали, что значительно осложняют психологическую пригодность к профилактической деятельности работников правоохранительных органов следующие показатели: индивидуализм; "социальная отчужденность", нарушающая систему межличностных отношений и затрудняющая социальное взаимодействие; чрезмерная тяга к доминированию и настойчивая тенденция к лидерству; снижение уровня мотива достижения цели деятельности; тревожность; недостатки в волевой сфере и снижение волевых усилий; наличие психотических черт личности и др. (Там же, с. 96-98). Оперативно-розыскная деятельность. Эта деятельность является ведущей для широкого круга работников правоохранительных органов, в том числе для сотрудников уголовного розыска, подразделений по борьбе с экономическими преступлениями и организованной преступностью, оперативно-поисковых подразделений, отделов по борьбе с незаконным оборотом наркотиков системы МВД РФ, оперативного состава ФСБ, налоговой полиции и некоторых других служб. Для специалистов этих служб оперативно-розыскная деятельность является основной, схожей по применяемым методам решения служебных задач. Содержание оперативно-розыскной деятельности и применяемые методы определены Федеральным законом "Об оперативно-розыскной деятельности" от 12 августа 1995 года. Выполнение оперативным работником своих должностных обязанностей требует наличия следующих психологических качеств и умений:

способность решать профессиональные задачи в ситуациях, сопровождающихся высокой степенью личного риска и опасности для жизни;

готовность к ситуациям силового (включая огневое) единоборство с преступниками;

повышенная ответственность за свои действия ("отсутствие права на ошибку"); способность к интенсивной межличностной коммуникации с асоциальными и криминальными личностями;

высокая психофизиологическая выносливость, связанная с отсутствием фиксированного рабочего времени (средняя продолжительность рабочего дня составляет 10-12 часов, часто бывает 7-дневная рабочая неделя, ночные выезды на задержание преступника и т. п. );

способность выдерживать длительное эмоциональное напряжение, тревожные состояния, чувство страха, неопределенности, невозможности поделиться своими сомнениями с близкими и т. п. ;

постоянная интеллектуальная активность (анализ непрерывно меняющейся информации, удержание в памяти большого количества фактов; принятие решений в условиях дефицита времени и информационной неопределенности); способность к ролевому перевоплощению, умение выдавать себя за других людей, искусно разыгрывать роли различных социальных и профессиональных типов; речевая находчивость, умение быстро и достоверно объяснить критическую ситуацию другому, скрывая при этом истинные намерения. (Указ. соч. , с. 56-57). Значительная выраженность таких качеств, как открытая агрессивность, аутоагрессия, импульсивность, депрессивные и психосоматические формы реагирования в трудных ситуациях, социальная отчужденность, преобладание тормозных процессов над процессами возбуждения в нервной системе, могут в совокупности проявиться как "синдром профессиональной непригодности" к оперативно-розыскной деятельности.

Деятельность по дознанию и расследованию преступлений. Этот вид деятельности является основным для дознавателей, следователей и экспертов-криминалистов правоохранительных органов, а его содержание требует знания тактики и методики раскрытия и расследования конкретных преступлений, приемов проведения отдельных следственных действий, способов установления психологического контакта с другими людьми и т. д. Большое значение здесь приобретает интеллектуальная деятельность, творчество в выдвижении обоснованных версий преступлений и их квалифицированной отработки.

В психограмме дознавателя и следователя часто выделяют несколько групп личностных качеств, определяющих успешность работы при раскрытии и расследовании преступлений. К ним относят:

мотивационно-ценностные особенности (развитое правосознание; честность; мужество; принципиальность; добросовестность; исполнительность, дисциплинированность; развитую мотивацию достижения; выраженную мотивацию самоактуализации и др. );

познавательные качества (высокий уровень интеллекта; гибкость мыслительных процессов; творческое мышление; наблюдательность; умение прогнозировать; развитая интуиция; хорошая память; развитое произвольное внимание и др. ); коммуникативные качества (умение устанавливать психологический контакт; владение коммуникативной техникой поведения; наличие организаторских качеств и др. );

иные личностные особенности (устойчивая и адекватная самооценка; самостоятельность и независимость; ответственность; самоуважение и др. ). Деятельность по охране общественного порядка и безопасности. Эта разновидность деятельности является ведущей для патрульно-постовой службы милиции, дорожно-патрульной службы ГИБДД, муниципальной милиции. Общей характеристикой в этой деятельности является целенаправленное наблюдение и пресечение правонарушений в общественных местах. Для этого сотрудники милиции обладают властными полномочиями по воздействию на поведение граждан в виде: предупреждения о необходимости прекращения противоправного деяния и принуждения в виде наложения штрафа, задержания правонарушителей и доставления их в ИВС или спецприемники (или медвытрезвители).

Важными для работников патрульно-постовой службы являются следующие личностные качества: наличие определенного жизненного и профессионального опыта; интерес к человеку, его переживаниям, способность к эмпатии; уверенность в себе, настойчивость, способность к противодействию нарушителям правопорядка; хорошая спортивная подготовка; уверенное владение табельным огнестрельным оружием; наблюдательность; способность к усвоению новых знаний, обучению; активная личностная позиция; мотивация достижений; оперативность в принятии решений; требовательность; контроль над агрессивностью и др.

Охранная деятельность. Охранная деятельность является основной для сотрудников вневедомственной охраны милиции, некоторых других подразделений органов правопорядка, частной охранной службы. Ее основной целью является охрана материальных ценностей государственной и частной собственности. Содержание охранной деятельности заключается в тщательном наблюдении за охраняемыми объектами и пресечении противоправных посягательств на охраняемое имущество. Особыми условиями охранной деятельности часто являются изоляция при несении службы, нахождение в закрытом помещении и наличие стрессовой напряженности в связи с ожиданием преступного нападения на охраняемый объект. Существенными для успешного выполнения должностных обязанностей сотрудниками охраны считаются следующие качества:

наблюдательность и внимание (устойчивость внимания; распределение внимания; хороший объем внимания; умение видеть малозаметные изменения на охраняемом объекте и др. );

эмоциональные и волевые качества (эмоциональная устойчивость; самообладание; упорство в преодолении возникающих трудностей; высокая активность; ответственность; самокритичность и др. );

интеллектуальные качества (умение выбрать из нескольких вариантов решения оптимальный; способность принять решение при недостатке информации; умение определить объем информации, нужный для принятия решения и др. ); коммуникативные качества (способность найти целесообразную в зависимости от ситуации форму общения; умение согласованно действовать с другими сотрудниками и др. );

качества памяти (хорошая память на внешность и поведение человека; отличная моторная, двигательная память; способность в течение длительного времени удерживать в памяти большое количество информации; хорошая зрительная память на обстановку охраняемого объекта и др. );

моторные качества (быстрое действие в условиях дефицита времени; быстрая реакция на неожиданное слуховое впечатление и др. ).

Результаты любого вида деятельности работников правоохранительных органов зависят от ее качественных характеристик: нормативности, организованности, подготовленности, освоенности и эффективности.

Нормативность деятельности представляет собой степень соответствия работников правовым и нравственным нормам, положениям профессиональной этики, ориентации на применение только законных способов борьбы с противоправными деяниями. Организованность создает реальный фундамент для успешной деятельности работников. Она выражается в определении соответствующих форм организации и стройной системы реализации профессиональных задач органов правопорядка. Подготовленность выражается в наличии у работника соответствующих знаний, умений и навыков. Важную роль наравне с другими видами подготовленности (юридической, специальной) играет профессионально-психологическая подготовленность.

Если подготовленность выступает как предпосылка успешной работы, то освоенность определяет реальное овладение ею работником органов правопорядка, высокую степень выполнения соответствующей деятельности.

Эффективность правоохранительной деятельности имеет следующие характеристики: продуктивность, выражающуюся в количественных и качественных результатах деятельности; скорость, отражающую быстроту, четкость и организованность действий; темп деятельности, определяющий соотношение "энергичных" участков и спадов в деятельности работника в течение фиксируемого периода времени; полноту, зависящую от объема реализованных действий, необходимых для успешного выполнения деятельности; стабильность, отражающую успешность выполнения деятельности работника в течение длительного периода времени и сохранение устойчивой результативности деятельности.

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Антонян Ю. М. , Еникеев М. И. , Эминов В. Е. Психология преступника и расследований преступлений - М. : Юрист, 1996

2. Бассин Ф. В. Проблема бессознательного. Знание-сила, 1982, N 10 3. Бехтерев В. М. Об экспериментальном психологическом исследовании преступников - СПб. : тип. "Энергия", 1902

4. Борисова С. Е. Профессиональная деформация сотрудников милиции и ее личностные детерминанты. Авт. дисс. на соиск. уч. степ. канд. психол. н. -М. : Академия управления МВД России, 1998

5. Быков В. М. Криминалистическая характеристика преступных групп. Ташкент: ВШ МВД СССР, 1986

6. Водолазский Б. Ф. Психология осмотра места происшествия. Учебное пособие. Омск: Омская ВШ МВД СССР, 1979

7. Выготский Л. С. Проблемы возрастной периодизации детского развития. , ж. "Вопросы психологии", 1972, N2

8. Гриндер Д. , Бэндлер Р. , Структура магии: Пер. с англ. М. : Каас, 1995 9. Джемс У. Психология - М. :1922

10. Криминология: Учебник / Под ред. акад. В. Н. Кудрявцева, проф. В. Е. Эминова - М. :"Юрист", 1995

11. Китов А. И. Психология управления - М. : Академия МВД СССР, 1979 12. Макдональд В. Руководство по субмодальности - Воронеж: НПО "МОДЭК", 1994 13. Основные виды деятельности и психологическая пригодность к службе в системе органов внутренних дел /справочное пособие/. Под ред. Бовина Б. Г. , Мягких Н. И. , Сафронова А. Д. - М. :МВД РФ, 1997


© 2007
Использовании материалов
запрещено.