РУБРИКИ

Социальные службы, опыт практической деятельности

   РЕКЛАМА

Главная

Логика

Логистика

Маркетинг

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Международное публичное право

Международное частное право

Международные отношения

История

Искусство

Биология

Медицина

Педагогика

Психология

Авиация и космонавтика

Административное право

Арбитражный процесс

Архитектура

Экологическое право

Экология

Экономика

Экономико-мат. моделирование

Экономическая география

Экономическая теория

Эргономика

Этика

Языковедение

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Социальные службы, опыт практической деятельности

Социальные службы, опыт практической деятельности

Дата добавления: март 2006г.

    Министерство образования и высшей школы Республики Коми
    Сыктывкарское высшее педагогическое училище
    (педагогический колледж) № 1 им. И. А. Куратова
    Специальность 0314 “Социальная педагогика”
    Бухмистов Роман Романович
    Социальные службы:
    опыт практической деятельности
    (на конкретном учреждении)
    Научный руководитель
    к. и. н. , доцент
    ________Соколова А. В.
    “___”__________2000г.
    Сыктывкар 2000
    Содержание
    стр.
    Введение 3
    Глава I. Социальные службы: организационные
    аспекты социального обслуживания населения 4 – 16
    §1. Правовые основы работы социальных служб 5 – 8
    §2. Общие принципы организации работы
    социальных служб 8 – 13
    §3. Цели, задачи, функции работы социальных служб 13 – 16
    Глава II. Социально-реабилитационный центр для
    несовершеннолетних – основные направления работы 17 – 22
    §1. СРЦдН как особый тип специализированного
    учреждения с его функциональными особенностями 17 – 19
    §2. Основы работы муниципального учреждения
    “Социально-реабилитационный центр
    для несовершеннолетних г. Сыктывкар” 20
    §3. Воспитанники Центра 21 – 22
    Заключение 23 – 24
    Литература 25 – 26
    Введение

В обстановке строящейся системы социального обслуживания, при катастрофическом падении жизненного уровня большинства семей, психической и физической перегрузке населения, поражение безработицей, отказом многих от профессиональной деятельности, резким снижением качества жизни и другое–все это говорит, что система социального обслуживания, действительно находится в строящемся этапе и только начинает развиваться в полную меру с подключением науки, а это означает, что изученность данной темы очень слабое. В настоящее время в России действуют свыше 12 тысяч различных учреждений социального обслуживания населения1 [1Ложкин Д. 80 лет Российской социальной службе //Социальное обеспечение. М. , 1999. № 3. С. 3. ].

Динамика основных статистических показателей, характеризующих становление и развитие учреждений социального обслуживания семьи и детей свидетельствует о том, что число учреждений социального обслуживания семьи и детей, системы социальной защиты населения за последние три года, благодаря внедрению ряда программ, выросло в четыре раза и составило 1231.

Эта значительная цифра и подвела автора к написанию работы, чтобы собрать в единое целое материал про социальные службы обслуживающих население. В работе рассматриваются организационные аспекты социального обслуживания населения с правовыми основами, общими принципами, целями, задачами, функциями работы социальных служб.

Актуальность данной темы обусловлено тем, что впервые рассматриваются организационные аспекты социального обслуживания населения и перенос их воздействие на конкретное учреждение, то есть социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних. Этот центр рассматривается как особый тип специализированного учреждения в работе с несовершеннолетними. При написании работы использовались теоретический, анализирующий, обобщающий методы исследования с непосредственным наблюдением за работой одного из учреждений. При написании автор использовал такие источники как законодательные и нормативные документы, устав одного из видов социального учреждения, литературу выпускаемую Минсоцзащиты России, или статьи таких авторов как Баринова, Калашников и другие.

Цельисследования работы состоит в анализе деятельности социальных служб и конкретного учреждения. Для достижения данной цели в работе автор ставит следующие задачи:

    Рассмотреть основы работы социальных служб;
    Раскрыть принципы организации социальных служб;
    Просмотреть цели, задачи, функции работы социальных служб;

Раскрыть почему СРЦдН является особым типом специализированного учреждения; Рассмотреть основы работы СРЦдН г. Сыктывкара;

Просмотреть пути поступления и методы работы СРЦдН с его воспитанниками. Пособие адресовано сотрудникам социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних, может быть полезно научным работникам, преподавателям и студентам учебных заведений социального профиля.

В работе содержится введение, две главы по три параграфа, заключение и список литературы.

Глава I. Социальные службы: организационные аспекты социального обслуживания населения

    §1. Правовые основы работы социальных служб

Вопросы обеспечения социальной работы и современной системы социального обслуживания в Российской Федерации весьма актуальны, особенно вопросы, касающиеся правового обеспечения организационно-управленческой деятельности в области социального обслуживания семей и детей. Именно семья является продолжателем нашего общества, то есть состояние здоровья членов семьи оказывает влияние на здоровье ребенка, соответственно, в дальнейшем на взрослого человека, который должен воспитать своего дитя и так далее. Главным образом это отражает Конституция Российской Федерации.

В ст. 7 Конституции Российской Федерации заложены основы правовой базы и развития системы социальных служб. В дальнейшем государственно-правовое обеспечение социальной работы в России развивается в федеральных законах и подзаконных актах.

К таким относятся: Постановления Совета Министров РСФСР [2 Постановление Совета Министров РСФСР “О первоочередных мерах по созданию государственной системы социальной помощи семье в РСФСР”//Семейная политика в РСФСР. М. : Комитет по делам семьи и демографической политике при Совете Министров РСФСР, 1991. ], Указы Президента Российской Федерации2 [2 Указы Президента Российской Федерации “О первоочередных мерах по реализации Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90-е годы” (1 июня 1992г. № 543) //Собрание законодательства. М. , №26. 1992. ], а затем принятые в 1995 году федеральные законы “Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации” и “О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов”устанавливающие основные законодательные нормы социального обслуживания и способствующие развитию социальной работы. К 1997 году правовая база социальной работы начинает формироваться и систематизироваться. В 1997 году вышли“Сборник нормативных актов по вопросам социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов в нестационарных учреждений”1 [1Сборник нормативных актов по вопросам социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов в нестационарных учреждениях. Часть I, II. М. : Минтруд России, ЦБНТИ, 1997. ] и “Правовое обеспечение организаций и функционирования системы социального обслуживания семьи и детей”2 [2Топчий Л. В. Правовое обеспечения организаций и функционирования системы социального обслуживания семьи и детей. М. , 1997. ].

“Правовое поле системы социальной работы, социального обслуживания и деятельности социальных служб формируются в русле основных направлений государственной политики по улучшению положения семьи, детей и других категорий населения в Российской Федерации со всеми позитивными и негативными последствиями в их диалектическом единстве”3 [3Основные направления государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации до 2000 года (Национальный план действий в интересах детей) //Сборник нормативных актов. М. : Синергия, 1996. ]. Так что же понимается под социальным обслуживанием?

В “Словаре социальной работы” Р. Баркера социальное обслуживание трактуется как “предоставление конкретных социальных услуг для удовлетворения потребностей, необходимых для их нормального развития, людям, зависящим от других, и которые не могут сами о себе позаботиться”4 [4Баркер Р. Словарь социальной работы. М. : Институт социальной работы, 1994. С. 113. ]

В Федеральном Законе “Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации” в ст. 1 подчеркивается, что “социальное обслуживание представляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказание социально-бытовых услуг и материальной помощи, проведение социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации”1 [1 Федеральный Закон “Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации” от 10 декабря 1995 года № 195-ФЗ //Собрание законодательства. М. , 1995. № 49. ]. Важную роль играют статьи закона, в которых раскрываются основное содержание видов социального обслуживания–материальной помощи, социальное обслуживание на дому, социальное обслуживание в стационарных учреждениях, предоставления временного приюта, организации дневного пребывания в учреждениях социального обслуживания, консультативная помощь, социальный патронаж граждан и другое.

Не во всех странах мира социальное обслуживание понимается одинаково. Не редко в этот термин вкладывается различное содержание. Например, в Финляндии в“Законе о социальном обслуживании” (1982) под социальным обслуживанием понимается “совокупность социальных услуг, поддержки средствами к существованию, социальных пособий и связанных с ними действий, которые призваны служить укреплению социальной обеспеченности и способствовать развитию отдельного человека, семьи, сообщества”2 [2Законодательство зарубежных стран по социальному обслуживания населения. М. : Минсоцзащиты России, 1994. С. 10.

    ]
    .

Возможность осуществления социального обслуживания населения в условиях современной России становиться реальной и ощутимой по мере организации и развития сети, территориальных социальных служб и быстрого формирования отрядов профессиональных работников и других специалистов области социальной работы, социальной педагогики и практической психологии.

Социальные службы не зависимо от организационно-правовой формы оказывают социальное обслуживание бесплатно или за определенную плату (ст. 15, 16 Федерального Закона“Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации”). Деятельность этих учреждений подлежит лицензированию в порядке, закрепленном ст. 18 этого же закона и определенном Правительством Российской Федерации. Финансирование государственных и муниципальных учреждений производиться за счет соответствующих бюджетов, а частные и иные учреждения социального обслуживания– из источников, предусмотренных их учредительными документами. Целесообразно исходить из того, что социальное обслуживание населения как система характеризуется не просто суммой учреждений с динамикой их развития на определенных территориях Российской Федерации, а совокупностью таких составляющих, как: определенный порядок взаимодействия органов и учреждений социального обслуживания, межведомственная взаимосвязь, последовательные обоснованные действия всех учреждений, направленных на поддержку различных слоев населения; форма организационной деятельности учреждений социального обслуживания, определенный способ устройства региональной упорядоченной совокупности учреждений, объединенных общими целями, задачами, функциями; финансово-экономическое и материально-техническое обеспечения деятельности учреждений, оказывающие социальные услуги населению; многоуровневое научно-методическое и кадровое обеспечение деятельности территориальных социальных служб; степень сформированности нормативно-правового поля, создающего необходимые условия для становления и развития социальных служб и гарантирующего необходимый статус работников этих служб; соотношения усилий, направленных на становление социальных служб, и получение результатов социального обслуживания, выражающихся, прежде всего в степени удовлетворенности клиентов социальных служб, эффективности социальных услуг. Все вышеизложенное говорит о достаточности федеральной правовой базы, являющейся единой для всех регионов Российской Федерации.

Рассмотрим эту систему в Республике Коми и начнем с Конституции Республики Коми. В ней, как и в Конституции Российской Федерации заложены основы правовой базы и развития системы социальных служб применимой только на территории Республики Коми.

Республиканские законы расширяют действие федеральной законодательной базы, а ряд законов, существующих на уровне федерации, как единое, в Республике Коми разработаны и приняты как самостоятельные, а именно: Федеральный Закон“О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов” разделен на два Закона Республики Коми “О социальном обслуживании лиц преклонного возраста” и “О социальном обслуживании инвалидов”. На территории Республики Коми действуют Указы Главы Республики Коми и региональные программы, такие как“Государственная программа обеспечения занятости населения в Республики Коми”, “Государственная программа адресной социальной помощи населению в Республики Коми”, “Программа социальной поддержки инвалидов” и др.

С 1999г. действует принятая Государственным Советом Республики Коми “Концепция государственной социальной политики Республики Коми на 1999 – 2001 годы”1 [1Концепция государственной социальной политики на 1999-2001 годы/Комитет Государственного Совета РК по социальной политике. Сыктывкар, 1999. С. 40. ]. Концепция должна обеспечить согласованную деятельность органов законодательной и исполнительной власти республики, направленную на смягчение последствий системного кризиса, создание предпосылок для экономического роста и гарантий всех граждан республики. Для достижения этой концепции перед государственной политикой Республики Коми стоит главная цель–повышение уровня жизни и обеспечение государственных социальных гарантий населению в основных сферах жизнедеятельности.

Таким образом, из вышеизложенного можно сделать вывод, что как на уровне Российской Федерации, так и на уровне Республики Коми имеется достаточная законодательная база, обеспечивающая правовые основы деятельности социальных служб.

    §2. Общие принципы организации работы
    социальных служб

Принципы социальной работы лежат в основе социальных служб как форма их деятельности. Некоторые принципы закреплены законодательно, они и служат маяком для социальных служб.

Рассмотрим принципы, которые декларируются Федеральным Законом и Законом Республики Коми о социальном обслуживании населения:

По статье 5 Закона Российской Федерации “Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации” “социальное обслуживание основывается на принципах: адресность; доступность; добровольность; гуманость; приоритетности предоставления социальных услуг несовершеннолетним находящимся в трудной жизненной ситуации; конфиденциальность; профилактическая направленность”1 [1 Федеральный Закон “Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации”от 10 декабря 1995 года № 195-ФЗ //Собрание законодательства. М. , 1995. № 49. ]. Этот перечень принципов пополняет Закон Республики Коми “О социальном обслуживании населения в Республике Коми”: “преемственность всех форм социального обслуживания; приоритетность предоставления услуг лицам преклонного возраста; равных возможностей; ответственности органов государственной власти, социальных служб и их должностных лиц за несоблюдение государственных стандартов и республиканских нормативов социального обслуживания”2 [2 Закон РК “О социальном обслуживании населения Республики Коми” от 7 апреля 1997 года № 21-РЗ // Ведомости. Сыктывкар, 1997. № 8. ]. Рассмотрим основные принципы социальных служб

адресность: в настоящее время, когда Россия переживает нелегкую экономическую ситуацию, невозможно обеспечить всех всем. Нужно обеспечить самых нуждающихся на этот момент граждан нашей страны. В настоящее время государством предоставляется 150 льгот и компенсаций, которыми пользуются более чем 68% населения России3 [3Виленский А. , Домнина И. Система социальной поддержки населения: уровень кризиса и региональный опыт //Вопросы экономики. 1999. №2. С. 76. ], это примерно 30 категорий нуждающихся граждан: семьи группы риска, дети, подростки, молодежь, женщины, пенсионеры, инвалиды, больные и так далее. На сегодняшний день действует программа Правительства Российской Федерации об адресности назначения пособий на детей, которая дает возможность экономить средства. Чем выше точность определения нуждаемости, тем больше экономия. Требуется тщательно соизмерить политический, социальный и экономический эффект от внедрения различных вариантов адресных программ с затратами на улучшение и проверку доходов получаемой помощи.

Многие согласны с тем, что богатые не должны пользоваться благами системы общественной социальной поддержки: несправедливо, когда семья“новых русских”получает такое же детское пособие, как и все остальные, или пользуются скрытой дотацией от государства в виде низкой квартирной платы за свою пятикомнатную квартиру. Предложение Правительства Российской Федерации по введению адресной поддержки направлено на ограничение круга получателей беднейшими, наиболее нуждающимися слоями населения. Примером может служить ограничение круга получателей детских пособий семьями с душевым доходом ниже двух прожиточных минимумов.

- доступность: один из важнейших аспектов деятельности социальных служб является доступность, так как эти службы и созданы для людей, не имеющих средств, а может и сил разрешить ту или иную ситуацию, справиться с той или иной деятельностью. Социальные службы предоставляют услуги, которые нужны населению бесплатно или за умеренную оплату. Услуги должны быть максимально приближены к клиенту территориально и предстовлять различный спектр услуг. Правда, в некоторых службах эти услуги оказываются строго ограниченным слоям населения. - добровольность: насильно вернуть ребенка в нормальную, здоровую жизнь не возможно. Для этого нужно его желание. Это значит: для того чтобы приступить к оказанию помощи и коррекционной работы с каждым подростком, необходимо его согласие на сотрудничество со специалистами, оказывающими ему помощь, так и с другими клиентами обращающимися за определенной помощью в любые учреждения социальной помощи. Но здесь есть исключения, которые прописаны в законе, что при угрозе жизни и безопасности, прежде всего детям, этот принцип можно не брать в расчет.

- гуманность: это, прежде всего терпимое отношение к клиенту, и не важно, что он собой представляет–бродяга, пенсионер, который не дает сказать слово, человек, который обвиняет за все всех и так далее. Всех их нужно выслушать и проявить необходимое внимание и поддержку.

- приоритетность предоставления социальных услуг несовершеннолетним, оказавшимся в трудной жизненной ситуации: создание реабилитационного пространства ставит во главу угла интересы ребенка. Задача состоит в эффективной защите интересов несовершеннолетнего, его прав и свобод. Это значит, что во всех спорных ситуациях, в которых существует конфликт интересов взрослых граждан и несовершеннолетних, социальное пространство всегда встает на сторону интересов несовершеннолетнего. Несоответствующее его поведение общественным нормам прежде всего вызвано проблемами внутри нашего общества, и должно восприниматься не как преступность, а как социальная болезнь, не всегда понятная самому ребенку, но всегда ощутимая им и окружающим миром в том или ином виде.

- конфиденциальность: этот принцип связан с тем, что в процессе деятельности специалистам по социальной работе становятся доступной информация о клиенте, которая, будучи разглашена, может принести вред ему и его близким, дискредитировать и опорочить их. Это сведенья о болезнях, негативных привычках, психических заболеваниях, семейных конфликтах, криминальное прошлое или настоящее. Такая информация может использоваться только в профессиональных целях; она не должна разглашаться кроме, случаев, предусмотренных законом и связанных с возможностью насилия, нанесения ущерба какому-либо лицу, прежде всего детям.

- профилактическая направленность: предполагает предпринимать шаги по предотвращению возникновения социальных проблем и жизненных затруднений клиентов или по предупреждению отягощения уже существующих проблем. Практика показывает, что предупредить социальное бедствие всегда легче, чем в последствии прилагать усилия для ликвидации его многообразных последствий. Скажем, сохранение семейных и школьных связей детей, оказавшихся в состоянии дизадаптации, скажется благоприятнее и прагматичнее, чем в последствии бороться с детским бродяжничеством, преступностью и т. п. - соблюдение прав человека и гражданина: все права на территории Российской Федерации закреплены Конституцией Российской Федерации, а именно ст. 17-641 [1 Конституция Российской Федерации. М. , 1993. С. 6-17. ]. Особые права на социальное обслуживание в социальных службах закреплены ст. 7 Федерального Закона“Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации”. - преемственность всех форм социального обслуживания: этот принцип подразумевает, что все службы социального обслуживания населения должны работать в какой-то системе под одним руководством с очень хорошо отлаженной системой взаимоподдержки и взаимоинформирования для быстрой и успешной работы с обратившимся клиентом.

приоритетность предоставления услуг лицам преклонного возраста: в Законе Республики Коми “О социальном обслуживании населения в Республики Коми”к несовершеннолетним пользующимся правом приоритетности предоставления социальных услуг, добавляется приоритетность предоставления социальных услуг лицам преклонного возраста. Это связано с существующей демографической ситуацией– старением нации. В Республике Коми даже действует закон “О социальном обслуживании лиц преклонного возраста. равных возможностей: этот принцип указывает на законность обеспечения всех граждан Республики Коми и Российской Федерации и право предоставления им социальных услуг на территории Республики Коми.

ответственности органов государственной власти, социальных служб и их должностных лиц за несоблюдение государственных стандартов и республиканских нормативов социального обслуживания: принцип введен, совершено справедливо т. к. некоторые чиновники не соблюдают нормы прописанные в законах и подзаконных актах.

Рассмотрев, принципы функционирования социальных служб можно придти к выводу, что надо отработать механизмы контроля, регулирующие соблюдение этих принципов работниками социальных служб.

Вышеизложенные принципы указывают на то, как должны работать социальные службы. Автор работы предлагает также рассмотреть принципы организации социальных служб.

    К ним относятся:

принцип численности: он указывает на то, что часть учреждений социального обслуживания создаются из расчета численности населения или численности определенной категории лиц, расположенной на определенной территории. принцип необходимости: к этому принципу, например, относятся создание специального дома для одиноких престарелых, так как необходимость в преодолении одиночества среди престарелых граждан была, есть и будет всегда. принцип возможности: по этому принципу можно судить о финансовом положении региона, так как имеется примерный перечень учреждений, который должны быть на той или иной территории, а если у региона позволяют средства, то он в праве расширить его до любых рамок. Ни один закон не регламентирует, до какого количества можно расширить их численность.

Все принципы должны работать и способствовать развитию социальных служб на всей территории Российской Федерации.

Итак, деятельность социальных служб основывается на принципах: адресность; доступность; добровольность; гуманость; приоритетности предоставления социальных услуг несовершеннолетним находящимся в трудной жизненной ситуации; конфиденциальность; профилактическая направленность; преемственность всех форм социального обслуживания; приоритетность предоставления услуг лицам преклонного возраста; равных возможностей; ответственности органов государственной власти, социальных служб и их должностных лиц за несоблюдение государственных стандартов и республиканских нормативов социального обслуживания. А так же на принципы организации: принцип численности; принцип необходимости; принцип возможности.

    §3. Цели, задачи, функции работы социальных служб

Сущность социального обслуживания как социальной системы в ее статистике раскрывается путем выявления и уяснения целей, задач и функций работы социальных служб.

    Рассмотрим в начале цель деятельности социальной службы.

Разные авторы выделяют разные цели, но это связанно не с тем, что они понимают по-разному значения этих служб, а потому что рассматривают различные ее структуры. Например, некоторые авторы выделяют целью социальной службы“защиту и охрану прав детства”1 [1 Работа с детьми группы риска: методическое пособие для социальной службы “Работа на улице”. М. : Российский благотворительный фонд “Нет алкоголизму и наркомании”, 1999. С 7. ]. Естественно, эти авторы рассматривают детские учреждения, которые защищают и охраняют права ребенка.

Другие авторы выделяют цель деятельности учреждений социальной работы, как выполнение буфера между клиентом и службами, которые могут им оказать помощь. Обобщая всё, научная литература говорит, что целью социальной работы является содействие людям в успешном разрешении их жизненных проблем. Для решения этих проблем ученные выделяют два подхода: первый– социальная работа –профессиональная деятельность, возникающая в виде добровольной филантропической и благотворительной помощи.

Есть и другой подход: социальная работа рассматривается как профессиональная деятельность, целью которой является материализация, опредмечивание интересов и потребностей человека, достижение социально и личностно значимых результатов, закрепление и изучение личности, групп людей в обществе. Эти цели определены Федеральным Законом, закрепляющим систему социального обслуживания учреждений, социального обслуживания населения различных типов.

Но “сейчас делается попытка приспособить механизмы и принципы функционирования социальных отраслей под реальные возможности бюджета в условиях его высокого дефицита, что означает подмену целей (интересов человека) средствами для его решения”1 [1 Баринова М. , Валентина Матвеенко: Наша главная задача –выполнить обязательства, которые мы взяли на себя. //Человек и труд. 1999. № 2. С. 9. ]

    .
    Для достижения этой цели нужно решить следующие задачи:

мониторинг территории и района с целью сбора информации о потребности населения;

    защита и охрана прав обратившихся;

обеспечение непрерывности и единого подхода к проведению профилактических и реабилитационных мероприятий для полного и всестороннего восстановления клиента.

Информирование населения о различных органах, которые могут помочь выбраться из трудной жизненной ситуации.

Исследователи проблем социального обслуживания выделяют следующие функции социального обслуживания:

Профилактическая функция: необходимо проводить массовую профилактическую работу. Примерами могут служить акции: а именно“Без наркотиков” – проводимая недавно Министерством Республики Коми по социальным вопросом; “Мы не курим и не пьем” – артистами Российской эстрады; “Безопасный секс – твой выбор”- пропаганда Министерства Здравоохранения Российской Федерации на каналах российского телевидения.

Социально-реабилитационная функция: она содержит в себе –социальную медико-психологическую реабилитацию лиц с отклонившимся поведением, безнадзорных детей и подростков, детей оставшихся без попечения родителей или лиц их замещающих; медико-социальную реабилитацию и реабилитацию лиц с ограниченными возможностями, семей их содержащих.

Адаптационная функция: бывает двух видов –активная, когда индивид стремится к воздействию на социальную среду с целью ее изменения и пассивную, когда он не стремится к воздействию на нее. Охранно-защитная функция: включает в себя –организацию пенсионного обеспечения; разработки мероприятий по материально-бытовому обслуживанию нетрудоспособных и иных нуждающихся в защите граждан; создание адресной, дифференцированной системы поддержки на государственной основе; организация и внедрение новых форм и видов натуральной, гуманитарной, технической, экстренной помощи. Другими словами, совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека.

Функция социального патронажа: за выполнение этой функции несут ответственность главным образом территориальные центры, которые подразделяют свой патронаж как территориально, так и профессионально. Но здесь нельзя забывать и про линию социальных педагогов школ, которые должны в той или иной форме выполнять эту функцию.

Рассмотрев в общем виде правовые основы, общие принципы, цели, задачи, функции социальной работы, а именно социальных служб можно придти к выводу, что существует острая необходимость в дальнейшем развитии отросли как в глубь, то есть профессионально, так и в ширь, то есть предоставление более широкого спектра услуг.

Председатель комитета по вопросам социальной политики Совета Федерации Российской Федерации В. Торлопов в своем докладе отметил, что необходимость разработки новой концепции рыночной модели социальной политики в условиях затянувшегося системного кризиса1 [1 Мухейдинова Н. Реформы социальной сферы //Экономист. М. ,1998. №5. С. 63. ]. За десять лет существования новой экономической системы Россия смогла сделать столь много, добиться таких заслуг, поднять на средний уровень все социальные службы. Это Россия с ее не далеким прошлым, где эта система даже и не подозревалась как таковая, но существовала до 1917 года. Изменились цели, задачи, функции, но намного ли–нет. Да, конечно, изменились потребности населения, изменились и условия. Например, если при Петре I была попытка вырвать из рук церкви социальную сферу и возложить ее на светские структуры, то в настоящее время социальные службы зависят полностью от государства, в свою очередь государство создает благоприятные условия для того, чтобы этой деятельностью занимались нынешние светские круги. Теперь государство не навязывает эту деятельность, а предлагает как приоритетное направление для продолжения нашей нации.

Теперь Российское направление –это социальная политика, которую и пытаются осуществить в настоящее время. Ее попытки достойны, даже заграничные коллеги приезжающие помочь, подсказать и посмотреть в действительности нашу социальную систему, указывают на то, что наши достижения в этой сфере значительны.

Цели, задачи, функции работы социальных служб разнообразны, так как наша система в действительности еще находятся на стадии бурного развития. Таким образом из всего вышеизложенного следует, что в начале 90-х годов социальные службы с их нормативно закрепленными организационными аспектами социального обслуживания населения имели не стабильный характер, так как не было единого подхода в работе социальных служб, нормативной базе, в отсутствии стандартов социального обслуживания населения. С 1995 года с принятием закона“Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации была четко определенна и в дальнейшем доведена до нужного уровня нормативная база, где прописываются необходимые принципы работы социальных служб. Но все же цели, задачи, функции находятся в постоянном движении, как молекулы воды, превращаясь из одного состояния в другое, но, не меняя своей формулы.

Глава II. Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних – основные направления работы

    §1. СРЦдН как особый тип
    специализированного учреждения

О бедах современного детства в России сказано и написано немало. Все государственные доклады “О положении детей в России”последних лет отмечают резкое ухудшение условий для физического, психического, нравственного развития детей, рост числа несовершеннолетних, изувеченных социальным окружением, ставших жертвами разного рода насилия, втянутых в криминальные группировки.

В 90-е годы в стране осуществляются меры, направленные на улучшение положения детей. Принят ряд федеральных законов, введена президентская программа“Дети России”, в субъектах Российской Федерации разрабатываются законодательные акты и программы, направленные на защиту прав детей. Утверждение Национального плана действий в интересах детей до 2000 г. положило начало формированию государственной политики, ориентированной на поддержку детства. В системе социальной защиты населения, создается сеть учреждений для различных категорий детей, нуждающихся в социальной поддержке и реабилитации.

Статистики, характеризующей количество и состав современных беспризорников, официально не существует, но, как свидетельствуют данные МВД России и Минсоцзащиты России, в поле зрения государственных органов ежегодно попадает до 200 тысяч таких детей и подростков1 [1 Первые итоги. М. , 1997. С. 18. ] .

В нарушении международных правовых норм детей и подростков, не совершившие правонарушений, нередко социальное обслуживание содержались в приемниках-распределителях органов внутренних дел, ожидая отправления в детские учреждения интернатного типа.

С этим и связано, что в государственной системе защиты прав несовершеннолетних, с целью предотвращения противоправных проявлений среди детей и подростков, особое место принадлежит сети новых социально-профилактических служб. К таким относятся социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних. Социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних являются компонентом общей государственной системы профилактики детской безнадзорности и правонарушений.

Именно эта позиция была закреплена в Указе Президента Российской Федерации “О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав”от 6 сентября 1993 года №1338. В соответствии с этим указом в стране создаются принципиально новые специализированные учреждения для детей и подростков и среди них муниципальное учреждение“Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних г. Сыктывкар”. Центры социальной реабилитации несовершеннолетних в России начали открываться 1993 г. , на два года позже, чем приюты (на 1 января 1994г. действовало 7 центров, соответственно в 1995 г. – 61, 1996 г. – 116, 1997 г. – 159, в 1998 г. – около 20001 [1Социальная защита / Минисерство Республики Коми по социальным вопросам. Сыктывкар. 1998. С. 7. ]). Однако их численность и география размещения не соответствует остроте и масштабам проблемы, количеству детей и подростков, оказавшихся в сложной жизненной ситуации. В дальнейшем мы видим увеличение числа таких учреждений, что обусловлено прежде всего сегодняшней ситуацией, непосредственно влияющих на судьбы детей. Наиболее интенсивно развивается сеть этих учреждений в Красноярском, Краснодарском краях, Иркутской, Московской, Нижегородской, Саратовской, Челябинской и Костромской областях.

Органы местного самоуправления формируют на местах муниципальную систему социальной профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Частью этой системы становятся специализированные учреждения органов социальной защиты: социально-реабилитационные центры являются наиболее перспективными в общей системе социальных детских учреждений, так как позволяют комплексно решать проблемы коррекционно-реабилитационной работы детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, так и воздействовать на среду, в которой он находится, в том числе, и на родную семью. Центр призван помочь не только беспризорным детям, но и тем, которые еще не утратили связей с семьей, другими институтами социализации, ибо спектр услуг, который получают в нем несовершеннолетние, нуждающиеся в государственной помощи, значительно шире, чем в других социозащитных учреждениях.

Наличие социально-реабилитационных учреждений на большинстве территорий позволяет оперативно поместить ребенка в нормальные условия содержания, психологически подготовить его к жизни в замещающей семье или интернатном учреждении, избавляет специалиста по охране прав детства от утомительной процедуры сбора необходимых справок: социально-реабилитационные учреждения имеют достаточный штат специалистов по социальной работе, что делает этот процесс менее мучительным и для ребенка.

Статус социально-реабилитационных центров закреплен в Примерном положении о специализированном учреждении для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, которое утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 13 сентября 1996 г. № 1092. Согласно действующим нормативам, социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних открываются из расчета один на 5-10 тысяч детей, проживающих в городе (районе). При наличии в городе (районе) менее 5 тысяч детей создается один центр.

Будучи одним из звеньев государственной системы профилактики безнадзорности и социальной реабилитации детей, нуждающихся в защите и поддержке государства, центры социальной реабилитации несовершеннолетних выполняют широкие социальные функции.

    Рассмотрим их:

Защитительная функция. Она направлена на обеспечение сохранности жизни детей, их безопасности от внешних угроз, правовую защиту законных прав и интересов ребенка, оказание ему экстренной помощи, предусматривает противодействие разрушению его физического, психического, нравственного здоровья в период пребывания в центре.

Профилактическая функция. В сотрудничестве с другими учреждениями, организациями центр ведет работу по раннему выявлению неблагополучных семей, оказывает своевременную помощь в разрешении внутрисемейных конфликтов, дает рекомендации по оздоровлению условий семейного воспитания, осуществляет квалифицированную правовую, психологическую, а также материальную поддержку, что позволяет преподавать необходимые процессы отторжения ребенка от родителей, распада семьи как института его социализации. Социальный патронаж семей, в который возвращаются либо помещаются выпускники центра, не менее важен как средство предупреждения рецидива кризисных ситуаций. Центр ведет работу с семьями группы риска по предупреждению детской беспризорности. Профилактическая работа направлена и на коррекцию отклонений в поведении и развитие детей, находящихся в неблагополучных семьях. Восстановительная функция. Осуществляя меры по оздоровлению условий жизнедеятельности детей в семье, центр способствует восстановлению социального статуса ребенка, укреплению его связей с основными институтами социализации, поддерживает усилия семей, проявляющих готовность к преодолению своей функциональной несостоятельности.

Коррекционно-развивающая функция. На основе комплексной диагностики в центре определяется система мер медико-социальной, психолого-педагогической работы с детьми, ориентированно на коррекцию их психологического, личного развития, восстановление утраченного или формирование недостающего социального опыта, а также на возрождение и развитие важнейших форм жизнедеятельности детей– игры, познания, труда, общения. Оздоровительная функция. Центр предоставляет ребенку при его поступлении необходимую медицинскую помощь, в союзе с различными медицинскими учреждениями восстанавливает, укрепляет адаптационные возможности его организма, обеспечивает повышение устойчивости к влиянию многообразных негативных факторов. Центр осуществляет профилактику заболеваний среди воспитанников, текущее медицинское обслуживание, обеспечивает полноценным питанием, соблюдение санитарно-гигиенических норм, закрепление навыков здорового образа жизни. Компенсаторная функция. Центр ищет пути замещения биологической семьи, если невозможно преодолеть отчуждение от нее ребенка, с тем чтобы, он мог получить опыт семейной жизни, воспитываться в семье как естественной среде обитания растущего человека.

Конечно функции которые выполняют социально-реабилитационные центры действуют на основе общих функций социальных служб, но они конкретизированы и расширены именно для несовершеннолетних, нуждающихся в защите и реабилитации. Все выше изложенное подтверждает, что социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних действует как особый тип специализированного учреждения для несовершеннолетних и является частью системы социального обслуживания, расширяя и дополняя, по возможности, свою деятельность которую определили законодатели.

§2. Основы работы муниципального учреждения “Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних г. Сыктывкар”

Ослабление важнейших институтов социализации подрастающих граждан ведет к крайне нежелательным последствиям: растет число детей безнадзорных, бездомных, склонных к бродяжничеству и правонарушениям, имеющих задержки психического развития. Поэтому потребность в социально-реабилитационных учреждениях для несовершеннолетних не снижается, возрастает их роль в жизнедеятельности детей, защите их законных прав и интересов.

К сожалению, только в г. Сыктывкаре действует одно подобное учреждение на всю Республику Коми, а ведь ее территория больше территории Германии. МУ“Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних г. Сыктывкар” (далее –Центр) начал свою работу с апреля 1998 г. в качестве муниципального учреждения системы социальной защиты в рамках Федеральной программы“Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних”. Центр осуществляет оказание социальной помощи несовершеннолетним с целью преодоления их социальной дизадаптации, сложившейся в результате различных неблагоприятных условиях, повлекших отклонения в их психофизическом развитии. Цель деятельности Центра: обеспечение социальной реабилитации несовершеннолетних с различными формами и степенью дезадаптации, в том числе и попавших в трудную жизненную ситуацию, а также организацию временного проживания детей, оставшихся без попечения родителей и нуждающихся в экстренной помощи.

    Задачи Центра:

Выявление источников и причин социальной дизадаптации несовершеннолетних. Психолого-медико-педагогическое обследование детей, направленное на установление форм и степени их социальной дезадаптации.

Разработка индивидуальных программ социальной реабилитации. Обеспечение реализации программ по индивидуальной или групповой методике как непосредственно в Центре, так и через учреждения, занимающиеся коррекционной работой с детьми в системе органов социальной защиты населения, образования, здравоохранения, внутренних дел, культуры и т. д.

Подготовка рекомендаций и осуществление взаимодействия с семьями дезадаптированых детей для обеспечения непрерывности коррекционно-реабилитационных мероприятий с ними в домашних условиях. Осуществление профилактики безнадзорности, обеспечение социальной помощи и реабилитации несовершеннолетних с различными формами и степенью дезадаптации. Функции центра определяют основные направления в содержании его деятельности. Развитие диагностической работы:

достижение взаимодействия специалистов всех профилей в процессе диагностики и определение индивидуальной программы профилактической, коррекционной, реабилитационной работы с ребенком и его семьей, обеспечение систематического характера диагностики, позволяющей фиксировать динамику социально-психологического возрождение ребенка;

Накопление методик и технологий диагностики, адекватных возрасту детей, степени их социально-психологической дезадаптации;

Наращивание материально-технической базы для осуществления комплексной диагностической работы, ориентированной как на ребенка, так и на семью. Создание среды обитания детей, способствующей решению задач социальной реабилитации и удовлетворение потребности детей в домашнем тепле и уюте, общении и уединении, в разносторонней деятельности.

    Организация и совершенствование индивидуальной работы:

Обеспечение условий для оказания ребенку комплексно медико-психолого-педагогической и социально-правовой помощи; Обеспечение процесса индивидуальной коррекционно-реабилитационной работы посредством комплекса современных методик и технологий, создание необходимых условий для их проведения.

Осуществление мероприятий, направленных на восстановление важнейших видов деятельности детей:

Обеспечение условий, способствующих изменению отношений детей к учебной деятельности, восстановление нарушенных связей со школой, овладение обще учебными навыками, развитие познавательной активности;

Создание условий для привитие детям жизненно необходимых трудовых навыков; организация разнообразных производственных навыков; организация разнообразных производственных и ремесленнических мастерских, представляющие возможность удовлетворить потребность ребенка в свободном выборе трудовой деятельности; Создание условий для организации досуга детей как составляющего элемента коррекционно-реабилитационной работы:

Введение в реабилитационный процесс различных форм арттерапии; Обеспечение возможности для самостоятельного выбора детьми досуговой деятельности;

Ориентация на работу с семьей и детьми в условиях их повседневной жизни: Овладение сотрудниками методикой сбора информации и определение типа неблагополучной семьи;

Индивидуальное консультирование родителей, лиц, их замещающих, по вопросам жизнедеятельности семьи и семейного воспитания; помощь в оздоровлении их образа жизни; патрониронирование семей различных типов;

Осуществление реабилитационной работы с детьми в условиях дневного пребывания их в центре.

Развитие различных форм компенсации семейных связей детей, что позволяет снизить количество детей, передаваемых в интернатные учреждения: участие в поиске для ребенка возможных опекунов, усыновителей, приемных родителей. Выполнение центром многоплановых функций, расширение спектра услуг, оказываемых детям и семьям, обуславливает повышении требования к уровню их профессиональной подготовки. С соблюдением ими профессиональных обязанностей, которые предусмотрены нормативными документами как федеральными, республиканскими, так и Уставом учреждения.

    §3. Воспитанники Центра

Среди воспитанников Центра дети, которые находятся в них стационарно, и те, которые не утратили связь с семьей но получают разнообразную социальную, психологическую, педагогическую помощь, интересно проводят свободное время. За время существование центра уже позволяет делать никоторые заключения о составе детей поступающих в Центр.

Согласно уставу, Центр обслуживает детей в возрасте от 3 до 16 лет: подвергшимся любым формам психическому или физическому насилию. Временно оставшиеся без попечения родителей по причине болезни, взятие под стражу и другие причины.

Подкинутых или заблудившихся, личность которых не установлена. Утративших семейные, родственные связи, либо отказавшиеся жить в семье. Проживающих в семьях социального неблагополучия.

Пострадавших от стихийных бедствий не имеющих постоянного места жительства. Обратившихся добровольно по письменному заявлению, испытывающих различные виды неблагополучия

Срок пребывания несовершеннолетних в Центр до 6 месяцев, продление срока пребывания осуществляется на основании постановления Главы администрации МУ“Город Сыктывкар”. Статистика за 12 месяцев 1999 года показывает: количество несовершеннолетних, обслуженных в центре 157. Из них:

    15 – дошкольного возраста;
    82 – 7-11 лет;
    48 – 12-14 лет;
    12 – 15 и старше.

Социальный статус таких детей крайне тяжел. Они не имели возможности полноценно освоить социальную роль члена семьи. Значительная часть детей, находящихся в Центре–социальные сироты. Примерно каждый второй ребенок имеет родителей, лишенных родительских прав.

Если проранжировать причины поступление детей в Центр, то складывается следующая картина: 1-е место– по заявлениям родителей;

    2-е место – по направлению школы;

3-е место – из-за асоциального поведения родителей, уклоняющихся от воспитания детей. Большинство детей, поступающих в Центр, психически и социально запущенные, имеют различные отклонения в поведении.

Для работы с несовершеннолетним в Центре функционируют следующие отделения: приемно-карантинное отделение;

отделение диагностики социальной дезадаптации несовершеннолетних; отделение реализации программ реабилитации;

    отделение социально-правовой помощи.

Организация реабилитации несовершеннолетних включает в себя множество аспектов. Одним из первых является привитие правил общежития и физической реабилитации (соблюдение режима дня, правил внутреннего распорядка, спортивные игры и другое).

Другой аспект –диагностическое направление, которое включает в себя комплексную психолого-медико-педагогическую диагностику уровня психического и физиологического развития, школьной дезадаптации, отклонения в поведении и развитие личности.

Диагностика ребенка проводится в первые 14 дней пребывания несовершеннолетнего в Центре. Проводится диагностика его эмоционально-волевой сферы, психического здоровья, интеллекта, темперамента, акцентуации характера–составляется полная биопсихосоциальная характеристика. Результаты выносятся на психолого-медико-социально-педагогический консилиум, который оценивает реабилитационный потенциал несовершеннолетнего и разрабатывает индивидуальный план помощи для ребенка.

Рассмотрев, социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних следует сделать вывод, что он действительно является особым типом из всех учреждений социального обслуживания населения со своими направлениями работы. Воспитанниками центра могут являться все дети от 3 до 16 лет оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, обратившиеся сами и поступившие по направлению. В центре функционируют 4 отделения:

    приемно-карантинное отделение;

отделение диагностики социальной дезадаптации несовершеннолетних; отделение реализации программ реабилитации;

    отделение социально-правовой помощи.

Особое внимание уделяется развитию диагностического направления в работе центра, так как оно является основой для разработки индивидуального плана помощи несовершеннолетнему.

    Заключение

В соответствии с поставленными задачами можно сделать следующие выводы: правовое обеспечение деятельности социальных служб имеет достаточную законодательную базу как на федеральном, так и на республиканском уровне, так же можно сказать что на республиканском уровне развитие проходит быстрее. Вся деятельность которая закреплена в законодательной базе основывается на федеральных принципах: адресность; доступность; добровольность; гуманость; приоритетности предоставления социальных услуг несовершеннолетним находящимся в трудной жизненной ситуации; конфиденциальность; профилактическая направленность; их перечень пополняет республиканский закон: преемственность всех форм социального обслуживания; приоритетность предоставления услуг лицам преклонного возраста; равных возможностей; ответственности органов государственной власти, социальных служб и их должностных лиц за несоблюдение государственных стандартов и республиканских нормативов социального обслуживания. Так же не мало важны организационные принципы: принцип численности, принцип необходимости, принцип возможности.

Чтобы достичь этих принципов социальные службы выдвигают разнообразные формулировки целей, задач, функций, но в итоге они отражают одно и то же. Рассмотрев в общем виде автор предлагает рассмотреть на конкретном учреждении, то есть на социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних. Посмотрев деятельность этого учреждения приходит к выводу: учреждение выполняет и расширяет свою деятельность в отношении несовершеннолетних нуждающихся в социальной реабилитации предусмотренную законами. Далее автор работы рассматривает более конкретно, берется деятельность муниципального учреждения“Социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних г. Сыктывкар”и основные направления работы в отношении к несовершеннолетних. После анализа деятельности приходит к выводу, что Центр выполняет требования всех инстанций и соответствует законодательству. В стремлении достичь поставленных перед собой, в уставе, целей, задач–Центр делает все для этого необходимое. В центре действует 4 отделения: приемно-карантинное отделение;

отделение диагностики социальной дезадаптации несовершеннолетних; отделение реализации программ реабилитации;

    отделение социально-правовой помощи.

Особое внимание уделяется развитию диагностического направления в работе центра, так как оно является основой для разработки индивидуального плана помощи несовершеннолетнему.

Автор, из написанной работы, делает следующий вывод –социальные службы в своем целом сформировались, но по отдельности, по отраслям еще нужны доработки. Нельзя оставлять без внимания детей, нуждающихся в социальной реабилитации, а им нужны социально-реабилитационные центры, которых нет по республики кроме рассмотренного выше центра.

    Литература
    Конституция Российской Федерации. М. , 1993.
    Конституция Республики Коми. Сыктывкар, 1997.

Федеральный Закон “Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних”от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ //Собрание законодательства. М. , 1999. № 26 Федеральный Закон “Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации”от 10 декабря 1995 года № 195-ФЗ //Собрание законодательства. М. , 1995. № 49. Закон Республики Коми “О социальном обслуживании населения Республики Коми” от 7 апреля 1997 года № 21-РЗ // Ведомости. Сыктывкар, 1997. № 8. Указ Президента РФ “О первоочередных мерах по реализации Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90-е годы” от 1 июня 1992 года № 543 //Ведомости. М. , 1992. № 26. Указ Президента РФ “О профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защита их прав” от 6 сентября 1993 года № 421 //Ведомости. М. , 1993. № 37. Постановление Совета Министров РСФСР “О первоочередных мерах по созданию государственной системы социальной помощи семье в РСФСР”//Семейная политика в РСФСР. М. : Комитет по делам семьи и демографической политике при Совете Министров РСФСР, 1991.

Постановления Правительства РФ от 13 сентября 1996 года № 1092 “Примерное положение о специализированном учреждении для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации” //Собрание законодательства. М. , 1996. № 38. Концепция государственной социальной политики на 1999-2001 годы /Комитет Государственного Совета РК по социальной политике. Сыктывкар, 1999. Устав муниципального учреждения “Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних г. Сыктывкар”от 26 октября 1999года № 242 /Утвержденный Главой администрации муниципального образования“Город Сыктывкар”. Сыктывкар, 1999.

Баркер Р. Словарь социальной работы. М. : Институт социальной работы, 1994. Доэл М. Практика социальной работы. М. , 1995.

Законодательство зарубежных стран по социальному обслуживанию населения. М. : Минсоцзащиты России, 1994.

    Первые итоги. М. , 1997.

Работа с детьми группы риска: Методическое пособие для социальной службы “Ребенок на улице”. М. : Российский благотворительный фонд “Нет алкоголизму и наркомании”, 1999. Социальная защита /Министерство Республики Коми по социальным вопросам. Сыктывкар, 1998.

Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних: содержание и организация деятельности /Под ред. И. Н. Иващенко. М. : Государственный НИИ семьи и воспитания, 1999.

Социальные службы в регионе /Сост. А. В. Соколова. Сыктывкар, 1996. Сулейманова Г. В. Социальное обеспечение и социальное страхование. 2-е издание, переработанное и дополненное. М. :“Контур”, 1998.

Топчий Л. В. Правовое обеспечение организаций и функционирования системы социального обслуживания семей и детей. М. ,1997.

Человек как объект социально-психологической работы. Сыктывкар, 1997. Энциклопедия социальной работы. В 3 т. , Т. 1. : Пер. с английского. М. : Илюстр. Общечеловеческих ценностей, 1993.

Баринова М. , Валентина Матвеенко: Наша главная задача –выполнить обязательства, которые мы взяли на себя. // Человек и труд. 1999. № 2. С. 4-11.

Виленский А. , Дошнина И. Система социальной поддержки населения: уровень кризиса и региональный опыт //Вопросы экономики. М. ,1999. № 2. с. 74-84. Законодательство зарубежных стран, организация социального обслуживания населения //Собрание нормативных актов. М. : Минсоцзащиты России, 1994. Калашников С. О приоритетных направлениях развития социально-трудовой сферы //Общество и экономика. М. ,1999. № 9. С. 57-64.

Кривцева Л. Социальная помощь: Новая модель //Социальное обеспечение. М. , 1999. № 2. С. 25-37.

Ложкин Д. 80 лет Российской социальной службе //Социальное обеспечение. М. , 1999. № 3. С. 3-4.

Манукян Э. Помощь целенаправленная, адресная // Социальное обеспечение. М. , 1999. № 5. С. 33-37.

Мачульская Е. Е. социальный риск как объективная основа социального обеспечения //Вестник Московского университета. № 1. Серия 11. Право. М. , 1999. С. 23-30. Мухейдинова Н. Реформы социальной сферы //Экономист. М. , 1998. № 5. С. 61-70. Основные направления государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации до 2000 года //Собрание нормативных актов. М. : Синергия, 1996.


© 2007
Использовании материалов
запрещено.