РУБРИКИ |
Я-концепция как фактор личностного самоопределения в ранней юности - (диплом) |
РЕКЛАМА |
|
Я-концепция как фактор личностного самоопределения в ранней юности - (диплом)p>Учитывая вышеперечисленные факты, мы считаем обоснованным исключить утверждения шкалы ”Удовлетворенность самореализацией” ( см. Приложение ) из характеристик личностного самоопределения в ранней юности.Второе. Встает вопрос о применимости оставшихся утверждений теста СЖО к испытуемым в возрасте 15-16 лет, ведь на первый взгляд, этот тест расчитан на более поздний возраст. Авторы теста СЖО специально не оговаривают нижнюю границу его применимости. Проанализировав содержание утверждений теста, мы пришли к выводу об адекватности их применимости в оставшемся варианте к ранней юности. Косвенно, допустимость проведения теста СЖО на выборке испытуемых в возрасте 15-16 лет подтверждается следующими фактами: а) В. Франкл утверждал, что смысл жизни в принципе доступен любому человеку, ”независимо от пола, возраста, интеллекта , образования, характера и религиозных убеждений “ 55; 11. б) самоактуализационный тест (САТ) (Гозман, Кроз, 1987) можно применять к испытуемым с 14 лет; в) юность - это время озабоченности “последними вопросами”; г) при выполнении оставшихся тестовых заданий вопросов и трудностей у юношей и девушек не возникало. Таким образом, в тест СЖО позволяет нам оценить следующие характеристики личностного самоопределения в раннем юношеском возрасте: 2) Процесс жизни или интерес и эмоциональная насыщенность жизни. 3) Локус контроля-Я ( Я-хозяин жизни). На наш взгляд именно эти показатели характеризуют успешность процесса личностного самоопределения в ранней юности, оказывают важнейшее влияние на личностное развитие молодого человека. Предлагаемый нами подход к изучению движущих сил самоопределения и развития личности в раннем юношеском возрасте не является на сегодняшний день распрастраненным в психологической литературе. Тест смысложизненных ориентаций и теория о стремлении к смыслу жизни В. Франкла применяется в большинстве случаев начиная со старшего юношеского возраста (студенчество) [40]. По-видимому, применение показателей осмысленности жизни в нашем исследовании к раннему юношескому возрасту является одной из первых опробаций теста СЖО на более раннем возрасте. Поэтому, естественно, что встает вопрос об соотношении выделенных нами показателей успешности личностного развития и тех показателей, которые на сегодняшний день наиболее распрастранены и являются предметом исследования в психологической литературе по подростковому и раннему юношескому возрасту. Многие исследователии отмечают, что наибольшим достижением этого периода является бурное развитие рефлексии - осознания себя и возможных преобразований в окружении и самом себе. Благодаря развивающейся рефлексии закрепляются и совершенствуются осознаваемые установки личности, обретающие мотивирующую силу в организации и самоорганизации поведения подростка и юноши [50]. По мере все большей представленности установок личности и исповедуемых ею ценностей в рефлексивном опыте, растет значение влияния собственно личностных сил развития таких как самооценивание, самоприятие, приятие других, социальная направленность личности, стремление к доминированию, выраженность интернальности в решениях и действиях и др. Перечисленные факторы личностного развития нашли свое отражение в понятии социально-психологической адаптации , которое все более распрастраняется в современной психологической и педагогической литературе. Для выявления характеристик социально-психологической адаптации наиболее часто применяют опросник социально-психологической адаптированности (шкала СПА), разработанный в 1954 году К. Роджерсом и Р. Даймондом. Русифицированный вариант этого опросника опробован на разных выборках учащихся в отечественных школах и студентах вузов. Использовался он неоднакратно при обследовании учащихся средних школ и старших классов, учащихся СПТУ, гимназий, колледжей и т. п. “Как измерительный инструмент шкала СПА обнаружила высокую дифференцирующую способность в диагностике не только состояний школьной адаптации-дезадаптации, но и особенностей представления о себе, его перестройки в возрастные критические периоды развития и в критических ситуациях, побуждающих школьника к переоценке себя и своих возможностей [73a ; 91]. Опросник Роджерса-Даймонда, выявляет степень адаптированности-дезадаптированности в системе межличностных отношений и в качестве оснований для дезадаптации предполагает ряд разнообразных обстоятельств: низкий уровень самоприятия, низкий уровень приятия других, то есть конфронтация с ними, эмоциональный дискомфорт, который может быть весьма различным по природе, сильную зависимость от других, то есть экстернальность, стремление к доминированию. Как показывает практика, причины трудностей подростка и юноши, которые, по мнению авторов можно связать с трудностями освоения новых отношений, нового периода в жизни человека, множественны и могут быть представлены комплексами в самых различных сочетаниях. Многие исследователи, в первую очередь, выделяют трудно складывающиеся отношения с родителями и сверстниками, трудно осваиваемый процесс учения в школе, который трудно отдифференцировать от межличностных отношений со сверстниками, родителями и учителями, трудности , обусловленные развитием самосознания. Переживаемые трудности и проблемы подростка связаны с наиболее важными изменениями и психологическими новоприобретениями этого возраста. В то же время обнаруживаемые у подростка трудности не отражают целиком и полностью позиций и поступков юноши, к ним не могут быть сведены все устремления и проявления его активности. Психологическое новообразование ранней юности - личностное самоопределение - связано в первую очередь с трудностями формирования жизненных планов и личностных позиций. Чтобы определить ведущие показатели личностного самоопределения в ранней юности мы выявляли значимость показателей осмысленности жизни (тест СЖО) и показателей адаптированности-дезадаптированности в межличностных отношениях (опросник СПА) как движущих сил развития личности в этот период. Перейдем к описанию этих методик и интерпетации их показателей. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО) является адаптированной версией теста “Цель в жизни” ( Purpose-in-Life Test , PIL) Джеймса Крамбо и Леонарда Махолика. Методика была разработана на основе теории стремления к смыслу и логотерапии Виктора Франкла (см. [87] ) и преследовала цель эмпирической валидизации ряда представлений из этой теории. На основе факторного анализа адаптированной Д. А. Леонтьевым верссии этой методики отечественными исследователями (Леонтьев, Калашников, Калашникова) был создан тест СЖО, включающий, наряду с общим показателем осмысленности жизни, также пять субшкал, отражающих три конкретных смысложизненных ориентации (цели в жизни, насыщенность жизни и удовлетворенность самореализацией) и два аспекта локуса контроля (локус контроля-Я и локус контроля-жизнь). Тест СЖО содержит 20 пар противоположных утверждений, отражающих представление об факторах осмысленности жизни личности . Проведенный в нашей работе анализ содержания утверждений показал неадекватность утверждений по субшкале “Удовлетворенность самореализацией или результативность жизни” применительно к раннему юношескому возрасту. Поэтому пары утверждений по этой шкале были исключены из теста при обработке и анализе данных ( п. п. 8, 9, 12, 20, см. приложение ). Инструкция: “Вам предложены пары противоположных утверждений. Ваша задача выбрать одно из утверждений, которое по Вашему мнению больше соответствует действительности, и отметить одну из цифр 1 , 2, 3 в зависимости от того, насколько Вы уверены в выборе (или 0 , если оба утверждения на Ваш взгляд одинаково верны)”. Обработка данных осуществлялась по 7-балльной шкале в соответствии с бланком-ключом к тесту. Минимальные и максимальные значения субшкал приведены в таблице . 1. Цели в жизни. Баллы по этой шкале характеризуют наличие или остутствие в жизни испытуемого целей в будущем, которые придают жизни осмысленность, направленность и временную перспективу. 2. Процесс жизни или эмоциональная насыщенность жизни. Содержание этой шкалы совпадает с известной теорией о том, что единственный смысл жизни состоит в том, чтобы жить. Этот показатель говорит о том, воспринимает ли испытуемый сам процесс своей жизни как интересный, эмоционально насыщенный и наполненный смыслом. Низкие баллы по этой шкале - признак неудовлетвлренности своей жизнью в настоящем. 3. Локус контроля-Я ( Я - хозяин жизни ). Высокие баллы соответствуют представлению о себе как о сильной личности, обладающей достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими целями и представлениями о ее смысле. Низкие баллы человек не верит в свои силы, возможность контролировать события собственной жизни. 4. Локус контроля-жизнь или управляемость жизни. при высоких баллах - убеждение в том, что человеку дано контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их в жизнь. Низкие баллы фатализм, убежденность в том, что жизнь человека неподвластна сознательному контролю, что свобода выбора иллюзорна и бессмысленно загадывать что-либо на будущее. Общий показатель осмысленности жизни считается суммированием баллов по всем 15 субшкалам теста СЖО. После первичной обработки данных и сравнения средних величин по t-критерию Стьюдента значимых различий между характеристиками процесса личностного самоопределения юношей и девушек выявлено не было (см. приложение, табл. ). Опросник СПА был разработан К. Роджерсом и Р. Даймондом в 1954 году для выявления степени адаптированности-дезадаптированности в системе межличностных отношений. В качестве оснований для дезадаптации он предполагает ряд разнообразных обстоятельств : низкий уровень принятия себя, низкий уровень принятия других, то есть конфронтация с ними, эмоциональный дискомфорт, который может быть весьма различным по природе, сильную зависимость от других, то есть кстернальность, стремление к доминированию. В нашем исследовании мы использовали русифицированный вариант опросника СПА , адаптированный А. К. Осницким [49] . Инструкция: “ В опроснике содержатся высказывания о человеке, о его образе жизни: переживаниях, мыслях, привычках, стиле поведения. Их всегда можно соотнести с нашим собственным образом жизни. Прослушав очередное высказывание опросника, примерьте его к своим привычкам, своему образу жизни. Чтобы указать в какой мере то высказывание Вы можете отнести к себе, в бланке для ответов выберите один (наиболее подходящий, по Вашему мнению) из семи вариантов оценки, пронумерованных цифрами от “0” до “6”: Выбранный Вами вариант ответа отметьте в бланке для ответов напротив порядкового номера высказывания”. Опросник СПА содержит 101 высказывание, В нашем исследовании мы сократили количество высказываний до 86 , выбрав лишь те, которые относятся к интересующим нас шкалам ( убрали шкалы “Лживость” и “Эскапизм (уход от проблем) “). Обработка данных проходит в два этапа. На первом этапе подсчет производится простым суммированием тех баллов, которые испытуемый отмечал в бланке для ответов по субшкалам бланка ключа. № Название Кол-во высказываний 1. а) Принятие себя 11 б) Непринятие себя 7 На вторoм этапе соотношение баллов парных шкал по специальным формулам позволяет вычислить интегральные показатели в процентах. 1. “Самоприятие” S = a / a + 1. 6 * 100 % 2. “Приятие других” L = 1. 2 a / 1. 2 a + b * 100% 3. “Эмоциональная комфортность” Е = а / а + b * 100 % 4. “Интернальность” I = а / а + 1, 4 b * 100% 5. Стремление к доминированию D = 2а / 2а + b * 100 Опросник СПА был выбран нами, т. к. позволяет получить на наш взгляд, более точные данные по изучаемым явлениям за счет большей дифференцированности возможных вариантов ответа и подсчета интегральных показателей. Интерпретация шкал. 1. Шкала “Самоприятие”. отражает степень дружественности-враждебности по отношению к собственному “Я”. В содержательном плане шкала на позитивном полюсе объединяет одобрение себя в целом и в существенных частностях, доверие к себе и позитивную самооценку. На негативном полюсе - видение в себе по преимуществу недостатков, низку. самооценку, готовность к самообвинению. 2. Шкала “Приятие других”. Отражает уровень дружественности-враждебности к окружающим людям, к миру. На позитивном полюсе - это принятие людей, одобрение их жизни и отношения к себе в целом, ожидание позитивного отношения к себе окружающих; на негативном полюсе критическое отношение к людям, раздражение, презрение по отношению к ним, ожидания негативного отношения к себе. 3. Шкала “Эмоциональная комфортность”. Отражает характер преобладающих эмоций в жизни испытуемого. На позитивном плане - это преобладание положительных эмоций, ощущение благополучия своей жизни; на негативном - наличие выраженных отрицательных эмоциональных состояний. 4. Шкала “ Интернальность”. Отражает в какой степени человек ощущает себя активным объектом собственной деятельности, и в какой - пассивным объектом действия других людей и внешних обстоятельств. Высокие значения говорят о том, что человек полагает, что происходящие с ним события являются результатом его деятельности. Низкие баллы - человек полагает, что происходящие ним события являются результатом действия внешних сил (случая, других людей и т. д. ). 5. Шкала Стремление к доминированию. Отражает степень стремления человека доминировать в межличностных отношениях. Высокие показатели говорят о склонности подавлять другого человека, чувствовать превосходство над другими. Низкие показатели - склонность к подчинению, мягкость, покорность. После двухэтапной обработки данных мы получили следующие результаты. (см. приложение, табл. ). После применения метода сравнения по средним показателям Стьюдента (t-критерий) значимых отличий в по показателям опросника СПА между юношами и девушками нами выявлено не было. Итак, теперь мы переходим к рассмотрению связи выделенных нами показателей личностного самоопределения (тест СЖО) и показателей адаптированности-дезадаптированности (опросник СПА) и степени их значимости для развития личности в ранней юности. На первом этапе мы определяли корреляционные зависимости между показателями теста СЖО и опросника СПА припомощи метода линейного корреляционного анализа. Метод корреляций показывает, каким образом одно явление влияет на другое или связано с ним в своей динамике. Подобного рода зависимости существуют, к примеру, между величинами, находящимися в причинно-следственных связях друг с другом. Линейный корреляционный анализ позволяет устанавливать прямые связи между переменными величинами по их абсолютным значениям. Коэффициенты линейных корреляций мы определяли по формуле Пирсона (см. приложение). После проведенного корреляционного анализа мы получили следующие результаты (см. приложение, табл. , ). Анализ полученных результатов показывает, что все показатели опросника СПА имеют положительные корреляционные зависимости с показателями теста СЖО ( кроме показателя стремление к доминированию, который не является критерием успешности адаптированности ). В группе девушек мы наблюдаем слабую связь показателя насыщенности жизни с интернальностью. По полученным данным мы можем говорить о том, что показатели осмысленности жизни (тест СЖО) и показатели адаптированости-дезадаптированности в межличностных отношениях (опросник СПА) имеют между собой прочные корреляционные связи, т. е. находятся друг с другом в значимых причинно-следственных связях. Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что выделенные нами показатели личностного самоопределения и показатели социально-психологической адаптированности в межличностных отношениях обнаруживают прочную взаимосвяь , в своей совокупности определяя успешность развития личности в раннем юношеском возрасте. Теперь нас интересует значимость каждого из этих показателей по степени его влияния на личностное самоопределение в ранней юности, на успешность развития личности в этот период. Для решения этого вопроса мы использовали метод факторного анализа. Метод факторного анализа (ФА) - метод корреляций, который позволяет определить совокупность внутренних взаимосвязей, возможных причинно-следственных связей , существующих в экспериментальном материале. В результате ФА обнаруживаются так называемыефакторы - причины, объясняющие множество частных (парных) корреляционных зависимостей. Фактор - это гипотетическая латентная переменная, объясняющая взаимосвязь ряда исходных переменных. Признаком принадлежности переменной фактору является величина нагрузки данной переменной по тому фактору, т. е. коффициент корреляции фактора с этой переменной. На начальном этапе определяются связки переменных, наиболее связанные с факторами. Но задача ФА глубже: поиск факторной структуры, действительно присущей данным, включенным в анализ. Исходными данными для ФА являются матрицы интеркорреляций показателей теста СЖО и опросника СПА , из которых мы исключили показатель стремления к доминированию, как не коррелирующий с остальными. В результате проведенного ФА мы получили матрицы, содержащие коэффициенты корреляции каждого показателя с выделенными в процессе ФА двумя факторами (см. приложение, табл. , ). Отобразим полученные результаты ФА в виде схемы (см. рис. ). В качестве критерия уровня значимости был использован факторный вес 0, 6. Факторная структура показателей теста СЖО Л-Я - локус контроля-Я L - приятие других ЛК-Ж - локус контроля-жизнь E - эмоциональный комфорт П - процесс жизни I - интернальность Интерпретация факторов. Средством содержательной интерпретации выделенных факторов являются факторные нагрузки переменных (показателей), максимально коррелирующими с ним (имеющими наибольшие нагрузки по компонентам). В нашем случае содержательная интерпретация факторов не нужна, т. к. мы видим (см. рис. ), что группировки взаимосвязанных переменных (показателей) соответствуют двум психологическим понятиям : Фактор А - осмысленность жизни , фактор Б - социально-психологическая адаптация. Причем показатель насыщенности жизни (интерес к жизни) у девушек имеет слабую связь с содержание фактора осмысленности жизни. Однако в нашем исследовании нас интересовало не подтверждение принадлежности выделенных показателей методик СЖО и СПА к разным психологическим явлениям, а степень значимости влияния каждого из этих показателей на процесс личностного самоопределения, на успешность развития личности в раннем юношеском возрасте. Совокупность всех показателей методик СЖО и СПА в нашем исследовании определяет размерность факторного пространства (фактор Общий), которое содержательно интерпретируется нами как личностное самоопределение. Смысловое содержание фактора личностного самоопределения определяется теми показателями, которые максимально коррелируют с ним , т. е. имеют наибольшие факторные нагрузки. Потому на основе факторных нагрузок по фактору Общий мы можем выделить группировку взаимосвязанных переменных (показателей) соответствующих личностному самоопределению (см. рис. ). В качестве критериев уровня значимости в группе девушек был использован факторный вес 0, 551 , в группе юношей факторный вес 0, 714. Л-Я - локус контроля-Я L - приятие других ЛК-Ж - локус контроля-жизнь E - эмоциональный комфорт П - процесс жизни I - интернальность Итак, на основе факторного анализа движущих сил развития личности в раннем юношеском возрасте нами были определены показатели личностного самоопределения : 1) наличие целей в жизни (цели в жизни), 2) общее мировоззренческое убеждение в том, что человеку дано контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их в жизнь (локус контроля - жизнь), 3) вера в собственную возможность осуществить такой контроль (локус контроля-Я), 4) принятие себя как личности, одобрение себя в целом и позитивная самооценка (самоприятие). Причем для юношей наиболее значимым для личностного самоопределения является общее мировоззренческое убеждение в том , что человеку дана возможность контролировать свою жизнь, а для девушек наиболее значимым для успешности личностного самоопределения является наличие в своей жизни целей в будущем. Видимо здесь проявляются отличия в характере устремлений: юноши более склонны к “философствованию”, размышлению на абстрактные темы, чем девушки, устремления которых чаще носят более практический, конкретный характер. С учетом того, что факторный анализ был проведен нами по всем требованиям к его проведению (полнота ФА равна 100 %), мы можем быть уверенными в достаточной обоснованности найденного нами факторного решения и в дальнейшем можем пользоваться найденным набором показателей как тестом для измерения характеристик личностного самоопределения в раннем юношеском возрасте. Итак, теперь мы переходим к описанию методик, которые использовались в нашем исследовании для изучения Я-концепции и анализу полученных с их помощью результатов. Определим те показатели, по которым мы оценивали содержание структурных составляющихЯ-концепции. Показатели по методике ЛД позволяют получить данные самоописаний выраженности в образе Я юношей и девушек21 личностных качеств. которые соответсвуют трем классическими факторам семантического дифференциала Ч. Осгуда : оценки , силы и активности. Методика ПП позволяет более полно изучить содержательные характеристики образа Я, через данные оценок выраженности у себя16-ти личностных качеств. Методика Т. Лири позволяет провести более углубленную диагностику тех характеристик образа Я, которые касаются межличностных отношений. Оценка представления о себе производится по восьми шкалам, соответствующим восьми типам отношения к окружающим : авторитарный, эгоистичный, агрессивный, подозрительный, подчиняемый, зависимый, дружелюбный, альтруистический. Оценочная составляющая Я-концепции (самооценка) выявлялясь по показателю шкалы “Самоприятие” (опросник СПА), которая отражает степень дружественности-враждебности к собственному “я”. Также по факторуоценки (методика ЛД) мы могли судить об уровне самоуважения. Поведенческая составляющая Я-концепции. Не имея возможности непосредственно проанализировать поведение испытуемых (в ходе наблюдения), исследование поведенческой составляющей Я-концепции мы осуществляли через изучение установок личности, которые нашли отражение в показателях по шкалам“Принятие других” (опросник СПА), “Доминирование-подчинение” и “Дружелюбность-агрессивность”( методика Т. Лири ). Кроме того, некоторые характеристики Я-концепции по методике ПП предполагают оценку своего поведения. Методика личностного дифференциала (ЛД) разработана по принципу семантическго дифференциала Ч. Осгуда на базе современного русского языка и отражает сформировавшиеся в нашей культуру представления о структуре личности. Методика ЛД адаптирована сотрудниками психоневрологического института им. В. М. Бехтерева. Целью ее разработки являлось создание компактного и валидного инструмента изучения определенных свойств личности, ее самосознания, межличностных отношений 119 . ЛД используется во всех тех тех случаях, когда необходмо получить информацию о субъективных аспектах отношений испытуемого с себе или другим людям. В этом отношении ЛД с двумя другими категориями психодиагностических методов - с личностными опросниками и социометрическими шкалами. От личностных опросников он отличается краткостью и прямотой, направленностью на данные самосознания. В ЛД отобрана 21 личностная черта, представленные в виде антонимичных пар. Шкалы ЛД заполнялись испытуемыми с инструкцией оценить самих себя по отобранным чертам личности ( 7-балльные шкалы). Ф. И. О. ___________________ возраст____ пол____ дата________ В нашем исследовании каждая личностная черта выступала как отдельная шкала. Кроме того, данные черты личности могут быть сгруппированы как характеризующие полюса 3-х классических факторов семантического дифференциала (общие шкалы): 1. Фактор Оценки (О). Результаты свидетельствуют об уровне самоуважения. Высокие значения этого фактора говорят о том, что испытуемый принимает себя как личность, склонен осознавать себя как носителя позитивных, социально желательных характеристик. Низкие значения указывают на критичное отношение человека к самому себе, его неудовлетворенность собственным поведением, уровнем принятия самого себя. 2. Фактор Силы(С). Свидетельствует о развитии волевых сторон личности, как они осознаются самим испытуемым. Его высокие значения говорят об уверенности в себе, независимости, склонности расчитывать на собственные силы в трудных ситуациях. Низкие значения свидетельствуют о недостаточном самоконтроле, неспособности держаться принятой линии поведения, зависимости от внешних обстоятельств и оценок. 3. Фактор Активности (А) в самооценках интерпретируется как свидетельство экстравертированности личности. Высокие значения указывают на активность, общительность, импульсивность низкие - на инравертированность, определенную пассивность, спокойные эмоциональные реакции. Обработка данных осуществлялась по 7-балльной шкале. Максимальное значение каждого фактора - 9 баллов, минимальное - 7 баллов. При интерпретации данных, полученных с помощью методики ЛД, всегда следует помнить о том, что в них отражаются субъективные, эмоционально-смысловые представления человека о самом себе, которые могут лишь частично соответствовать реальному положению дел, но в рамках нашего исследования именно они сами по себе имеют первостепенное значение для изучения Я-концепции. Для выявления различий в содержании образа Я юношей и девушек мы использовали t-критерий Стьюдента, который используется для сравнения выборочных величин, принадлежащих к двум совокупностям данных, и для решения вопроса о том, отличаются ли средние значения статистически достоверно друг от друга. После первичной обработки данных и подсчета t-критерия мы получили следующие результаты. Для числе степеней свободы 100 граничное значение t-критерия 1, 984 при уровне значимости 5% и 2, 626 при уровне значимости 1%. По полученным данным девушки более склонны себя осознавать как носителя позитивных, социально желательных характеристик (факторОценки). Они оценивают себя более доброжелательными, добросовестными и отзывчивыми. Для юношей характерно восприятие себя как менее активных, суетливых и более враждебных. , чем для девушек. Данная методика создавалась по распрастраненному в экспериментальной психологии методу полярных профилей, принцип которого был также использован при создании методики ЛД. Достоинством методики ПП является возможность самостоятельного выбора личностных качеств для оценивания со стороны экспериментатора. В нашем исследовании мы воспользовались вариантом, предложенным Н. Р. Битяновой [8] . Данный вариант методики ПП содержит 16 антонимичных пар личностных качеств, каждая из которых выступает как отдельная шкала в нашем исследовании. Шкалы ПП заполнялись испытуемыми с инструкцией оценить степень выраженности своих личностых качеств ( по 10-балльной шкале). Ф. И. О. _____________________возраст______пол _____дата_______ Замкнутость, скрытность 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Общительность, открытость Низкий интеллект 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Высокий интеллект Эмоциональная неустойчивость 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Эмоциональная устойчивость Склонность к подчинению , 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Склонность к доминированию покорность, мягкость твердость, упрямство Сдержанность, рассудительность, 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Восторженность, импульсив Недобросовестность, игнориро- 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Совестливость, высокая нор вание общественных норм мативность поведения Робость, застенчивость, осторож- 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Смелость, склонность к рис Жесткость, суровость 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Мягкость, чувствительность Доверчивость 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Подрозрительность Практичность, объективная 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Непрактичность, богатое оценка реальности воображение Прямолинейность, непосредст- 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Дипломатичность, расчет венность поведения ливость Тревожность, неуверенность, 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Спокойствие, уверенность чувство вины в себе Зависимость от группы, ориенти- 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Независимость от мнения ок Низкий самоконтроль, недисцип- 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Высокий самоконтроль, линированность самодисициплина Расслабленность, низкая мотива- 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Напряженность, возбужден ция ность, вызванная большим После первичной обработки результатов и подсчета t-критериев Стьюдента для групп юношей и девушек по каждой шкале, мы получили следующие результаты (см. табл. ) Для степеней свободы 100 граничные значения t-критерия 1, 948 при уровне значимости 5% ; 2, 626 при уровне значимости 1%. По данным методики ПП девушки склонны воспринимать себя как более непосредственными и прямолинейными, более совестливыми (высокая нормативность поведения) и чувствительными, чем юноши. Юноши же оценивают себя более интеллектуально развитыми, жесткими и суровыми, более консервативными, дипломатичными, расчетливыми, чем девушки. Методика создана Т. Лири, Г. Лефорджем, Р. Сазеком в 1954 году и предназанчена для исследования представлений о себе и идеальном “я”. С помощью данной методики можно выявить преобладающий тип отношений к людя м в самооценке и взаимооценке. Общее впечатление о человеке и человека о самом себе в процессе межличностных отношений наиболее часто определяют два фактора: доминирование-подчинение и дружелюбие-агрессивность. Для представления основных социальных ориентаций Т. Лири разработал условную схему в виде круга, разделенного на секторы. В том круге по горизонтальной и вертикальной осям обозначены четыре ориентации: доминирование-подчинение , дружелюбие-враждебность. В свою очередь ти секторы разделены на восемь октант соответственно более частным отношениям, кторые определенным образом ориентированы относительно двух главных осей. Схема Т. Лири основана на предположении, что чем ближе результаты испытуемого к центру окружности, тем сильнее взаимосвязь этих двух переменных. Сумма баллов каждой ориентации переводится в индекс, где доминирует вертикальная (доминирование-подчинение) или горизонтальная (дружелюбие-враждебность) оси. Расстояние полученных показателей от центра окружности указывает на адаптированность или экстремальность интерперсонального поведения. Опросник содержит 128 оценочных суждений, из которых в каждом из восьми типов отношений образуются 16 пунктов, упорядоченных по восходящей интенсивности. При обработке подсчитывается количесство отношений каждого типа. Максимальная оценка уровня - 16 баллов, но она разделена на четыре степени выраженности отношения: 0 - 4 балла - низкая адаптивное поведение 5 - 8 баллов - умеренная 9 - 12 баллов - высокая экстремальное поведение 13 - 16 баллов - экстремальная до патологии В результате проводится подсчет баллов по каждой октанте (шкале) с помощью специального ключа к опроснику. По специальным формулам определяется показатели по двум основным факторам : доминирование и дружелюбие. Подробное описание типов отношений к окружающим см. в приложении... Т. Лири предлагал использовать методику для оценки поведения людей, т. е. поведения в оценке окружающих (“со стороны”), для самооценки, оценки близких людей, описания своего идеального “я”. В соответствии с уровнями диагностики меняется инструкция для ответа. В нашем исследовании мы использовали методику Т. Лири для выявления у испытуемых представления о себе. Инструкция: “ Сейчас я буду зачитывать ряд суждений касающихся характера человека, его взаимоотношений с окружающими людьми. Поставьте на бланке ответов знак “+” против номеров тех определений, которые соответствуют Вашему представлению о себе и знак “-” против номеров тех утверждений, которые не соответствуют Вашему представлению о себе (если нет полной уверенности, то ставьте знак “-”)”. Данная методика позволяет провести более углубленную диагностику тех характеристик Я-концепции, которые касаются межличностных отношений. Мы включили данную методику в наше исследование, с учетом того, что в старшем подростковом и раннем юношеском возрасте общение обретает важное значение для развития личности. После первичной обработки и сравнения средних величин по t-критерию Стьюдента мы получили следующие результаты. |
|
© 2007 |
|